Урок русского языка работа над ошибками в сочинении

Кузнецова Н. В.

МБОУ «СОШ №1»

 г. Нижнекамск

Урок русского языка 3 класс.

Тема: Работа над ошибками, допущенными в сочинении по картинкам. Закрепление по теме окончание.

Цель: формирование умения работать над ошибками, подбирать и писать однокоренные слова; закрепление знаний об окончании как изменяемой части слова.

Задачи:

 — развития  устной  и письменной  речи  учащихся; развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления,

  воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности. В результате чего ученик:

— развивает свою устную и письменную речь;

— учится контролировать себя, давать самооценку;

 — воспитания умения  работать в парах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность, коммуникативность.  В результате чего ученик учится учиться.

  Оборудование урока: Учебник Рамзаевой Т.Г. «Русский язык» 3 класс. Рабочие тетради.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика,  компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Point,  

                          1.Организационный момент.

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Эмоциональная мотивация

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и  думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

Цель: оценить свою готовность к уроку.

(дети стоят)

(дети садятся)

— проверяется готовность класса к уроку.

-Пожелание  успешной работы на уроке.

Вывод:  готовы к уроку.

                                                                                         2. Мотивационная установка, планирование работы.

Цель: создание условий для развития  регулятивных УУД  через планирование этапов урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.

-Составим план нашего урока.

-С чего начнем ?

-А теперь посмотрим на экран. Я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать.

-Откройте  тетради, запишите сегодняшнее число.

Цель:  подготовиться к работе на уроке.

Ответы детей:

-Чистописание

-Словарная работа

Закрепление по теме окончание

— Работа над ошибками в изл

-Подведение итогов

-Домашнее задание

Открывают тетради, записывают число.

Вывод: спланировали учебно-познавательную деятельность.

Слайд 1

                                                                                   3. Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся.

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной и письменной речи  учащихся; познавательных УУД через проверку знаний об однокоренных словах и об окончании. выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении  проверочных слов, развитие личностных УУД через развитие   орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, воображения, языкового  чутья.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.

Мобилизация внимания.

Чистописание.

Итак, первый пункт нашего плана работы:    -Чистописание.(чт. стихотворения).

Художник- неведимка по городу идет:

Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,

 пришел с волшебной кистью

и на окне нарисовал сверкающие листья.  (мороз)

Измените форму единственного числа слова МОРОЗ на форму множественного

— приведите примеры ДРУГИХ ФОРМ  слова МОРОЗ

— чем отличаются формы одного и того же слова?

-Какой звук слышится третьим в слове?

-Дайте ему характеристику.

-Какой буквой обозначаем этот звук?                  

-Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Что нужно помнить при написании этой буквы?

 — Цель нашей минутки чистописания —  вспомнить,  верхнее соединение буквы эр с буквами О,А

Словарная работа

-Следующий этап урока по плану?

-На слайде слова:

Б..реза, гор..д, чуд..са,  кв..ртира,  подл..тели, м..роз, п..года, в..рона, ст..лбы, к..вёр,  ..нварь.

-Прочитайте слова.

-Назовите орфограммы, которые  встретилась в этих словах.

— Во всех словах можно проверить безударный гласный?

-Как проверить безударную гласную в корне?

— Выделите окончания

-Подберите однокоренные слова с корнем –рад-

— Подберите различные формы слова РАДОСТЬ

— Посмотрите на слайд и определите свою задачу.

                        /             /                         /                            

[УЧ’ИН’ИКУ УДАЧ’А — УЧ’ИТ’ИЛ’У РАДАС’Т’]

Цель: повторить слова с непроверяемым написанием.

МОРОЗЫ

-ТОЛЬКО ОКОНЧАНИЕМ

Р

ЭР

-О наклоне, соединении.

Работа в тетради, самостоятельная запись. Прописывают элементы.

Ученики меняются тетрадями и подчёркивают лучшую(ие) буквы у  соседа.

-Словарная работа.

Для развития орфографической зоркости учащимся предлагается назвать в словах  известные орфограммы.

-Безударные гласные в корне.

— Нет.

— Правило.

— Объясняют орфограмму, если нужно подбирают проверочные слова.

Самопроверка на экране.

Вывод: обобщили знания о правописании безударных гласных в корне слова. выделили окончания, применив знание: что окончание это изменяемая часть слова, значит, чтобы его выделить, надо слово изменить. Формы одного и того же слова не являются однокоренными словами.

РАД, РАДОСТЬ,РАДОСТНЫЙ, РАДОВАТЬСЯ,ОБРАДОВАТЬСЯ, ПОРАДОВАТЬСЯ, РАДОСТНО

РАДОСТИ, РАДОСТЬЮ,РАДОСТЯМИ, О РАДОСТЯХ.

— преобразование транскрипции в грамотно записанное предложение. С объяснением орфограмм.

Слайд  №

учебный навык: сотрудничество при работе в парах.

Слайд №4

фронтальная беседа.

СЛАЙД №

                                                                                                               4. Работа над грамматическими  ошибками в сочинении

Цель: создать условия для развития  логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: организовать деятельность обучающихся по  анализу ошибок в сочинении.; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение…);

Задача этапа:  сообщить результаты работы, обозначив на слайде только положительные оценки. систематизировать знания учащихся,  необходимые для  выявления ошибок

  1. РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ.

Цель: оценить  способность находить в тексте ошибки, связанные с неправильным построением предложений, нарушением смысловых связей между словами; нарушение последовательности изложения текст орфографические ошибки.

Подбор проверочных слов и запись пар слов.

Вывод:  для грамотного письма необходимо уметь пользоваться знанием правил

СЛАЙД №

В ходе выполнения этого  задания дети закрепляют способы проверки слов с орфограммами

                                              5.  Работа  над текстом, требующим серьёзных исправлений

Цель: формирование личностных УУД  через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний об тексте и предложении;   развитие внимательности, формирование  регулятивных УУД через самоконтроль.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний  исправить ошибки..

Работа по исправлению ошибок в построении текста.

На что обращаем внимание?

Посмотрите на мои пункты и сравните их со своими ответами.

  1. Правильность изложения
  2. 2. Полнота изложения,
  3. Последовательность изложения.
  4. Точность употребления слов

Что нарушено?

 — Какое слово употреблено неточно?

Почему?

РЕШАЮЩИЙ.(словарь Ожегова)

  -ая, -ее. Главный, важнейший. Р. момент. * Решающий голос — право голосовать при принятии решения.

Приведите примеры словосочетаний

РЕШИТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. Твердый в поступках, не колеблющийся. Р. характер. Действовать решительно (нареч.). 2. Исполненный твердости, непреклонности. Р. ответ. Решительные меры.

Комментирование и восстановление текста

Цель:  учить внимательно читать и видеть неточности в употреблении слов, фактические нарушения и нарушение последовательности событий.

Ответы

 .

 Чтение текста с доски.

Ответы

 .

РЕШИТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ

Решительный человек, но решающий момент.

 Чтение толкований из словаря Ожегова.

Решительный скалолаз, решительный водитель.

Решающий матч, решающий поединок, решающий бой.

МАЛЬЧИКИ ИГРАЛИ В ХОККЕЙ. ВАСЯ БЫЛ ВРАТАРЁМ. ЕГО ПЁС ТРЕЗОР ОХРАНЯЛ ВОРОТА.  МАЛЬЧИКИ БЫСТРО ПЕРЕДАВАЛИ МЯЧ  ДРУГ ДРУГУ. ТРЕЗОР ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИЛ ЗА МЯЧОМ. В РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ ОН НЕ УДЕРЖАЛСЯ И ПОБЕЖАЛ ЗА НИМ. СОБАКА СХВАТИЛА МЯЧ И ПОМЧАЛАСЬ   К ВОРОТАМ.  ВАСЯ НЕ УСПЕЛ ОТНЯТЬ МЯЧ. ТРЕЗОР ЗАБИЛ ГОЛ В СВОИ ВОРОТА.

Самостоятельная работа в тетрадях, (проверка  в паре) После проверки, по одному ученику от каждого варианта отвечает. Ученики сверяют ответы.

Слайд №

Проверка выполнения работы проходит в форме  обсуждения, проводится выборочное доказательство.

                                                                                                             6. Закрепление учебного материала.

Цель: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание,  мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий, проверить навык самостоятельного выполнения задания.

Цель: проверить как  сформированы понятия и способы деятельности.

Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений.

Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.

                                                                                                      7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: проанализировать  и оценить  успешности достижения цели урока.

Обратимся к нашему плану

-Что еще нам осталось сделать?

 СЛАЙД №

Что отрабатывали   на уроке?

Цель: подводя итог урока, выясняется, что было известно ранее, что нового узнали, чему научились на уроке.

— Пришло время оценить вашу работу:

  • Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь  смайлик «всё хорошо».
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».
  • Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».

Цель:  представить  результат  своей  работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.

Подвести итог, записать домашнее задание.

Рефлексивные ответы детей

Рефлексивное оценивание работы на уроке

Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся;

                                        8. Сообщение домашнего задания, инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Задача: подобрать  домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; 

инструктаж по выполнению домашнего задания.

-Из  №139 на стр.64

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.

Запись в дневник домашнего задания.

Урок 27. Работа над ошибками, допущенными

в сочинении и контрольной работе

Цели урока: закрепить орфограммы, в которых
были допущены

ошибки в контрольной работе и сочинении;
выработать тактику даль-

нейшей работы над ними; сформировать индивидуальное
задание;

развивать умение прогнозировать результаты
учебной деятельности

и способность осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД. Готовность к саморазвитию.
Регулятивные УУД.

Осознание качества и уровня усвоения
материала. Саморегуляция.

Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез
знаний. Выработка

способов и системы самоконтроля. Установление
аналогий. Коммуни-

кативные УУД. Развитие основных видов речевой
деятельности.

Ход урока

I. Лингвистическая пятиминутка.

Знаете ли вы, что слово ошибка восходит к
слову шибать,

т. е. бить, ударять? В словаре В. И. Даля есть
такая русская

пословица: «Ошибся, что ушибся — заживёт». Как
вы понима-

ете эту мысль?

Вместо лингвистической пятиминутки можно
провести орфо-

графическую разминку, составленную из слов с
наиболее зна-

чимыми по результатам контроля орфограммами.

II. Постановка цели урока.

III. Работа над ошибками.

Работа над ошибками позволяет
систематизировать трудно-

сти, которые испытывают учащиеся. Формы
работы: индиви-

51

дуальная, групповая, самоанализ, консультация
(её проводит

учитель или сильный ученик), взаимопомощь и
др. Учащие-

ся продолжают вести «Словарь личных ошибок»,
оформляют

в нём раздел «Культура речи», куда заносят
ошибки из сочине-

ния — речевые недочёты и ошибки по содержанию.

Учитель предлагает объединиться тем учащимся,
у которых

одинаковые пробелы, координирует работу пар и
групп, назнача-

ет консультантов из числа сильных учеников,
предлагает для за-

крепления подготовленный заранее дидактический
материал.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание. Придумать небольшой текст
со слова-

ми, в которых были допущены ошибки.

Развёрнутый план-конспект урока

1. Тема урока: Работа над ошибками.

2. Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:

1. Работа над различными видами ошибок.

2. Выработка умения самостоятельно объяснять допущенные ошибки.

З. Формирование орфографических и пунктуационных навыков.

4.Развитие языкового чутья и вкуса.

Задачи:

— создать условия для формирования у учащихся практического умения выполнять работу над ошибками в соответствии с программными требованиями;

— организовать исследовательскую деятельность учащихся;

— учить учащихся работать по алгоритму;

— отрабатывать навыки графического обоснования орфограмм;

— формировать коммуникативные умения;

— развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

Индивидуальные распечатки текста сочинения

Плакат с текстом (на доске).

Ручки, карандаш.

Компьютер, проектор, экран для показа слайдов.

План урока:

1.Организационный момент

2. Актуализация

3. Сообщение темы и целей урока

4. Работа по теме (работа в паре)

5. Физкультминутка — игра

6. Работа над темой урока

7. Итог урока. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование и

самоанализ

1. Организационный момент

-Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждет интересный, полезный урок!

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко и приятно дается вам учение!

— Доброе утро, дети!

— Какое у вас настроение?

— Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что такое настроение сохранится у вас до конца урока.

— Проверьте, пожалуйста, как вы готовы к уроку: все ли в порядке, на месте ли ручка, книжка и тетрадка.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

-актуализирую требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

— создаю условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, готовность к обучению, отношение к учению.

2. Актуализация

Результаты сочинения.(Ознакомление с оценками)

-Самой удачной работой можно считать…/Послушаем/

-Понравилось сочинение?

-Вот так можно написать, если внимательно, старательно работать на уроке. Но некоторые ученики допустили ошибки на изученные правила. Вы это видите по оценкам. Вам нужно быть более внимательными, ответственным за свою работу.

Слушают

Да

— обеспечить мотивацию и готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности.

Учителю уместно просить разрешения у тех уч-ся, сочинения которых он желает зачитать вслух. Это должны быть самые удачные тексты, чтобы не вызвать неудовольствие и агрессию со стороны учеников.

Разнообразные виды работы во время тренингов – это хороший способ всем учащимся усвоить материал.

2. Сообщение темы и целей урока

— Имеем ли мы право допускать ошибки?

— В народе говорят, что на ошибках учатся. Сегодня на уроке мы продолжим учиться выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

Для чего нужно выполнять работу над ошибками?

– Сегодня на уроке мы будем выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

— Да. Мы ещё учимся. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

— Нет, не имеем, потому что мы учимся, учитель нам всё объясняет, а в учебнике есть правило. Нужно стараться быть грамотными.

— Чтобы больше не допускать ошибок.

Закрепляю умение определять цель деятельности на уроке

Создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

3. Работа по теме.

(работа в паре)

Перед вами на партах лежат распечатки текста. У меня на доске – увеличенный вариант. Исправления будем вносить на этих листах зеленой пастой.

Итак, покажите мне, что Вы готовы работать.

Предлагаю работать в паре.

(Приложение №1)

— Прочитайте предложения. Правильно ли они построены? В чём ошибка? Как составить предложения правильно? (приложение №1)

— Прочитайте 3 и 4 предложения. Все ли здесь хорошо? Какое слово повторяется и в 3, и в 4 предложении?

— Как можно исправить эту ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в Винительном падеже

— А если объединить эти два предложения? Что для этого надо сделать? Что получилось?

— В какой головной убор положил ежа Гена?

Подберите синонимы к этому слову

— Прочитайте 7 предложение. Замените фразу « перестал бояться» одним словом.

— Прочитайте 8 и 9 предложения. Все ли здесь в порядке? Какое слово повторяется? Как можно исправить?

— Прочитайте 5 предложение. Вам понятно, кому мама дала поесть? Ежу или Гене?

— Как исправить недочет?

— Что за текст у нас получился? (записывает текст на доске).

Слушают задания. Работают на карточках в парах. Читают текст сочинения.

-Дети предлагают свои варианты, исправляют ошибки на листочках.

— Повторяется слово ёж.

— Заменить слово «еж» в 4 предложении местоимением «его»

— Соединить при помощи союза – И.

Читают

— В кепку

— кепка, шляпа, шапка, панама

— Привык

(исправления вносятся в текст сочинения)

Варианты записываются, затем вносятся изменения

— Нет

-Ежу

— Ответы детей

делаются исправления в тексте

— создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

— извлечение необходимой информации, определение основной информации.

— способствует развитию мышления и умения правильно выражать свои мысли.

— согласовывать позиции и находить общее решение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

4. Физкульминутка-игра

— Сейчас немного отдохнем. Встаньте, вытяните руки вперед перед грудью. Внимательно слушайте слова. Если я называю слова с корнем —лет— ,вы разводите руки в стороны, изображая самолет, а если слова с корнем -лес-, то потягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.

(Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет).

— Молодцы! Сядьте за парту..

Учащиеся выполняют

двигательные действия, направленные на развитие пространственного восприятия

Снять утомление и активизировать детей к дальнейшей работе.

5. Работа над темой урока

Деление текста на абзацы. Посмотрите внимательно на первую картину. Какие предложения из текста к ней относятся? Прочитайте. Обозначьте римской цифрой I. (аналогично по остальным картинкам).

Запись исправленного текста на слайде.

1)На слайде слово БАССЕЙН.

-На какое правило это слово?

-Что мы знаем о словарных словах?

-Найдите в своём тексте словарные слова и выпишите их. Есть ли у вас затруднения?

2) На слайде слово ГРУСТНАЯ.

-Назовите орфограмму.

-Какой согласный здесь не произносится?

-Как это проверить?

-Поднимите руку те, у кого в тексте есть слова на данную орфограмму. Продиктуйте эти слова всем остальным. Остальные запишут эти слова, подберут к ним проверочные слова, а также слова-синонимы.

3) На слайде слово книжками.

— Как мы проверяем правописание звонких и глухих согласных?

-А как мы проверим это слово? Найдите в тексте пример на это правило. Подберите еще один пример сами. Составьте предложения с этими словами.

— Дети высказывают свои варианты

-Это словарное слово.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Взаимопомощь учащихся.

-Непроизносимый согласный.

-Подобрать проверочное слово (грустит)

Коллективная работа учащихся под руководством учителя.

— Нужно изменить слово так, чтобы за согласным следовала гласная.

Индивидуальная работа

разобрать знакомые уч-ся орфограммы, на которые были допущены ошибки в сочинениях, напомнить правила проверки слов с орфограммами.

Формулировка правил активизирует словарный запас уч-ся, развивает мыслительные процессы, формирует умение анализировать.

-уметь пользоваться правилами написания слов, основываясь на алгоритм; находить ответы на вопросы, используя памятку

6. Итог урока. Рефлексия.

Мы учились рассуждать в ходе работы над ошибками в словах и в предложении. Учились графическому комментированию.

Оцените свою работу на уроке.

Если вам было легко работать, вы не испытывали затруднений, поднимите сигнал красного цвета.

Поднимите зелёный сигнальчик, если в работе были затруднения, но она была интересна вам; вы легко нашли решение проблем. Поднимите синий, если вы с трудом справились с заданием и не получили удовлетворения в работе.

Оценивание деятельности на уроке. Оформление символов на полях тетради.

Рефлексия, проведенная в конце урока, позволяет оценить работу учащихся, выявить вопросы и вовремя их разобрать, а так же на эмоциональной ноте закончить урок, что способствует повышению желания учиться.

7. Домашнее задание

Дома вы будете выполнять самостоятельную работу над ошибками, используя «Памятку». (Приложение №2)

Приложение 1

Текст сочинения: Дети ходили в лес за земляникой там они увидели ежа. Гена палочкой вложил ежа в шапку. Он принес ежа домой. Мама дала ему поесть он испугался и залез под кровать потом еж перестал бояться. Он пил молоко он ел хлеб и не боялся. Дети пошли в школу Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Текст после исправления для дальнейшей работы

Текст сочинения: 1.Дети ходили в лес за земляникой. 2. Там они увидели ежа. 3. Гена палочкой вложил ежа в шапку. 4. Он принес ежа домой. 5. Мама дала ему поесть. 6. Он испугался и залез под кровать. 7. Потом еж перестал бояться. 8. Он пил молоко. 9. Он ел хлеб и не боялся. 10. Дети пошли в школу. 11. Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Приложение 2

Работа над ошибками.

1.Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: ученик, звонок.

2.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.

3.Перенос слова.

Раздели слово для переноса.

Например: ОСИ – НА.

4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: дочка, речка, мощный.

5.Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, роща, туча.

6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.

Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).

8.Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.

9.Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

10.Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: Заехал, уехал, поехал.

11.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

Например: Полетели, посмотрели, потянули.

12.Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с той же орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.

13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.

Например: Ель, тень, коньки.

14.Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.

Например: Вьюга, листья.

15.Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.

Например: Съезд, объём.

16.Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).

17. Непроизносимые согласные.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка – звёздный

18.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолёт.

19. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч ( м.р.), шалаш, товарищ.

Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

21. Не с глаголом. (орфограмма пробел)

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

22.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)

на полянке (на земле, 1 скл.)

24.Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

25. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например у преднас, копредмне, спредтобой.

26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?)

беречь (что делать?)

28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)

ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

30. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П.»

Цели урока:

1) проанализировать работы
учащихся;
2) познакомить учащихся с допущенными ошибками;
3) продолжить работу по отработке умения видеть и
редактировать речевые  ошибки и недочеты.

Оборудование:

– репродукция картины
О.Д.Яновской “Ждут”,
– примеры из сочинений учащихся в записи на
карточках,
– словарь синонимов, толковый словарь под
редакцией С.И.Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Добрый день! Рада вас
приветствовать на уроке русского языка. Займите
свои рабочие места, приготовьтесь к уроку и
настройтесь на рабочую волну: редактирование
своих творческих работ.

2. Ознакомление с темой, целями и
задачами урока:

– На прошлом уроке мы писали
сочинение по картине О.Д.Яновской “Ждут”.

В целом класс с работой
написания текста сочинения справился, ребята
получили неплохие оценки. (Анализ работ учащихся)

Сочинения получились
интересные. Вы сумели собрать материал по
картине, раскрыли тему, есть находки в изложении
содержания и в языке сочинений. Но все-таки
необходима работа над речевыми и
орфографическими ошибками..

Сегодня мы будем работать над
следующими видами ошибок (записаны на доске):

– употребление слов без учета
их стилистической окраски,

– лексическая несочетаемость
слов,

– тавтология,

– необоснованные повторы
слов.

3. Работа над изучением новой
темы урока.

Перед вами текст сочинения
одного из учащихся класса. Прочитайте текст и
найдите в нем виды ошибок, которые написаны на
доске.

(Дети самостоятельно ищут
ошибки, потом приводят примеры).

– Работа над примерами
лексической несочетаемости.

– Какой пример лексической
несочетаемости вы нашли? Прочитайте. Объясните, в
чем несочетаемость слов?

Взгляд одной из девочек
напряженный, даже чуть нетерпеливый,
мечтательный.

– Как вы понимаете значение
слова “напряженный”? (Ответы учащихся)

– Откройте толковый словарь и
найдите лексическое значение слова.

(Напряженный -1.
Неослабевающий, требующий сосредоточения сил,
внимания. 2. Происходящий с усилием, принужденный,
неестественный. 3. Неспокойный, готовый
разразиться чем-нибудь неприятным.)

– Какие ассоциации вызывает
слово “мечтательный”? (ответы учащихся)

Работа со словарем.

(Мечтательный – склонный
мечтать, присущий мечтателю).

– Ребята, подумайте, как можно
исправить данную ошибку? (Использовать слова
тревожный или задумчивый)

– Посмотрите теперь свои
работы. У кого есть подобная ошибка? Прочитайте
ваше предложение с ошибкой. (Чтение предложений
из сочинений учащихся)

– Исправьте ошибку. Запишите
исправленный вариант в тетради. (Идет устная
проверка предложений).

– Работа по карточкам. Правка
текста (карточки заранее приготовлены учителем с
выписанными ошибками из ученических работ)

Карточка


  1. Но вот …. Мелькнула … еле различимая
    черная точка. Девочки оживились, пытаясь
    различить в черной точке черты рыбацких лодок.
  2. Она мечтает о том, что её отец скоро
    вернется…, отец расскажет….

– Прочитайте данные
предложения. Подумайте, какая ошибка допущена.
(Повторение выражения “черная точка”, слова
“отец”).

– Что нужно сделать, чтобы
устранить эту ошибку? (Найти синоним).

– Возьмите карандаши и
сделайте синонимическую правку в этих
предложениях.

– Проверим работы. (Но вот
мелькнула еле различимая черная точка. Девочки
оживились, пытаясь различить в ней черты
рыбацких лодок).

– Приведите примеры повторов,
допущенных в ваших работах.

4. Самостоятельная работа.

– Послушайте отрывок из
сочинения (записан на доске), найдите повторы,
отредактируйте текст.

Девочка в ожидании смотрит
вдаль. Она держит одной рукой заплетенные в косу
волосы, а другой обхватила за пояс младшую
девочку. Эта девочка в платьице. Она согнула ноги,
положила руку на колено старшей девочки. …Лицо
девочки..

5. Тавтология.

– В начале урока мы нашли в
сочинении Биткиной Н, пример тавтологии
(употреблении рядом или близко однокоренных
слов).

Никогда не сдруживаются
люди друг с другом.

– Выделите общий корень в
словах. (-Друж-, -друг-).

– Приведите примеры такого
недочета из ваших работ.

(Дети с надеждой оглядыются
в синюю даль. Взгляд одной из девочек…)

– В предложении есть еще одна
ошибка.

– Можно ли так сказать с д р у
ж и в а ю т с я? (Это просторечное слово).

– Какое есть слово с таким
значением? (Подружились).

– Но оно также не подходит по
форме.

– Найдите синоним (Сближаются
– книжное выражение)

6. Работа со словарём
синонимов.

– Следующий вид ошибки –
использование слова без учета его
стилистической окраски:

А между тем … приближались
обтрёпанные бурей паруса…

– Как вы думаете, чем нужно
пользоваться, чтобы понять причину этой ошибки?

(Словарем синонимов)

Такое домашнее задание было
дано Ермаковой Е.

– Какое же слово, Катя, здесь
уместнее?

(Потрёпанные – разговорное,
о б т р ё п а н н ы е – разговорная, но более грубая
форма
).

– Подобная ошибка
встретилась еще в одном из сочинений.

Слева на картине изображены
иссохшие от жары кустики.

– Каким словом лучше
заменить? (Высохшие)

– Почему лучше? Выясните это
дома, поработав со словарем.

7. Итог урока

– Ребята, в какой профессии
встречается данная работа, связанная с правкой и
редактированием текста? (Корректор, редактор)

– А кто из родителей работает
на этой должности? Какая обстановка на рабочем
месте?

– О каких речевых недочетах
мы сегодня говорили?

8. Домашнее задание.

– Работа со словарем
синонимов.

Найди подобные пары слов и замены
выражений.

Конспект урока

по русскому языку

в 9 классе

с использованием технологий сотрудничества, развивающего обучения, 

информационно-коммуникационной технологии.

Работа над ошибками,

допущенными в сочинении «Драгоценные книги».

Разработала

Поважнюк С.А., учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Школа-гимназия №3»

г.Армянска.

Цель урока: проведение работы над ошибками, допущенными в сочинении.

Задачи урока:

Образовательные:

— закреплять изученное;

— определять тему текста;

— повторить словарные слова;

— повторить орфограммы, на которые допущены ошибки.

Развивающие:

— развивать устную и письменную речь;

— развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

— развивать внимание и память учащихся.

Воспитывающие:

— воспитывать нравственные качества;

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты: 
1. Предметные:

— осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

— уметь применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  при записи собственного текста;

— уметь проверять написанное.

2. Личностные:

— проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте;

 — осознавать языка как основного средства общения между людьми;

— участвовать в творческом, созидательном процессе.

3. Метапредметные:

— оценивать свою работу на уроке;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

1. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

2. Прогнозирование и планирование собственной деятельности.

3. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные:

1. Умение структурировать знания.

2. Постановка и формулирование проблемы.

3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Владение устной речью.

3. Нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений.

Тип урока: коррекция знаний и способов действий.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

Ход урока.

1. Организационный этап.

1.Приветствие.

2.Проверка готовности.

3. Отметить отсутствующих.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотрите на доску. Прочтите пословицу. (Грамоте учиться – всегда пригодиться). (Слайд 1)

Как вы понимаете значение пословицы?

Ну что ж, ребята, вы готовы потрудиться сегодня на уроке?

II. Постановка цели и задач урока.

— Ребята, вы писали сочинение в формате ОГЭ. Я увидела много хороших работ. Можно сказать, что структуру написания содержания сочинения вы усвоили, но были допущены ошибки по грамотности. Что мы можем сделать, чтобы исправить эти недочёты? (Работу над ошибками).

Чем же мы сегодня будем заниматься? ( проводить работу над ошибками, допущенными в сочинении).

Какую цель поставим перед собой (повторить орфограммы, на которые допущены ошибки; развивать умение анализировать, делать выводы; уметь проверять написанное; развивать орфографическую зоркостью).

III. Работа над ошибками

Анализ работ

Ну что ж, работы класс написал хорошо (9-Б кл.). Есть ребята, получившие пятёрки, много четвёрок. Есть и те, кто получил три, но это поправимо. Вам нужно старательнее заниматься. В целом все молодцы.

Раздать тетради.

Откройте тетради с сочинениями и посмотрите на свои ошибки.

Кто доволен своей работой?

Кто хочет в следующий раз написать лучше?

Запись в тетради. Дата. Вид работы (Слайд 2)

Работать будем над типичными ошибками, допущенными в ваших сочинениях.

Ошибки поделены на три блока (по аналогии с заданиями ОГЭ).

Содержание.

Структура сочинения-рассуждения такова:

1.Тезис – положение, которое надо доказать и прокомментировать;

2.Аргумент (первый) – примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа;

3.Аргумент(второй) –примеры-доказательства из личного опыта.

3.Вывод — общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис.

Кластер написания сочинения-рассуждения 9.3:

тезис – аргумент 1 – аргумент 2 – вывод.

Содержание понятия не раскрывается только формулировкой его словарного значения. Выпускник должен ещё и пояснить данное определение, показав, какова для него значимость этого понятия, свойства, чувства, насколько важно для общества в целом это понятие, свойство, чувство.

1 блок «Орфографический анализ». (работа у доски: ученики + учитель)

Бесценный – з-с в приставках: бесформенный, бесконечный, безвкусный, бездарный; -нн- на стыке морфем: осенний, весенний, ранний, сонный.

Сначала о-а на конце наречий. (Слайд 3). Записать свои примеры наречий с данной орфограммой.

t1597432583aa.jpg

Правописание наречий.

t1597432583ab.jpg

Несмотря на (предлог) – не смотря на (деепричастие) (Слайд 4)

t1597432583ac.jpg

Шёл, не смотря по сторонам.

В течениЕ, в продолжениЕ – правописание производных предлогов.

(Слайд 5)

t1597432583ad.jpg

В течение длительного времени; изменения в течении реки; в продолжение целого лета; в продолжении книги мы узнали о судьбе героя.

Орфограммы: неослабева́ющий – сла́бый, рождённый – род, очерта́ния – чёрточка, вы́мысла – мысль, клочо́к – клок. 

Вывод обучающихся.

III. Динамическая пауза.

t1597432583ae.jpg

2 блок «Пунктуационный анализ».

Ошибки. Неправильное выделение вводных слов в предложении, обособленных чл.предложения. Неверная расстановка запятых в СПП.

Расставить знаки препинания (в предложениях знаки препинания уже расставлены).

1.Возгорается костер все сильнее, рассекая воздушный простор, притупляя все чувства лихие, никогда не подвластные мне.

2.По-весеннему одета мама: некоторым образом прикрыты шарфом плечи, разбушевавшиеся волосы выбились из-под платка, серенькое пальто было ей к лицу, раскрасневшемуся на ветру.

3. Несомненно, книга – лучший подарок.

4. К счастью, еще есть люди, предпочитающие книгу виртуальным играм.

Вывод о выполненной работе.

3 блок «Редактор». Определить вид ошибок.

1.Петру Гринёву не позволяет совесть  сделать этот поступок (Речевая ошибка: поступок сделать нельзя, его можно совершить), потому что он честный и справедливый человек. 

2. Из этого можно сказать, что для рассказчика книги были дороги. (Речевая ошибка). Подводя итог вышесказанному, могу сделать вывод

3. В романе А.Пушкина «Капитанская дочка». Автор раскрывает образ Петра Гринёва.(Грамматическая ошибка: нарушение границ предложения).

IV. Формирование умений и навыков.

Словарный диктант. (Слайд 6)

V. Домашнее задание. (Слайд 7)

Составить словарный диктант для соседа. Орфограмма «Написание -Н-, -НН- в разных частях речи» (20 слов).

VI. Рефлексия (Слайд 8)

1. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (ответ прокомментировать).

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

t1597432583af.png

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

t1597432583ag.jpg

Мясорубка – информацию переработаю.

t1597432583ah.jpg

Корзина – всё выброшу.

2.Самоанализ обучающихся.

Довольны ли вы, как вы сегодня поработали на уроке?

Оцените свою работу на уроке. Кто думает, что он работал на «5»? Поднимите руки. На «4»?

-Кому стоит еще поработать над получением положительной оценки?

-Кто не справился?

Надеюсь, что на следующем уроке все постараются работать на «отлично».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Урок русского языка нормы языка и ошибки
  • Урок русского родного языка 7 класс типичные грамматические ошибки
  • Урок родной русский язык 7 класс типичные грамматические ошибки
  • Урок работы над ошибками структура урока
  • Урок работы над орфографическими ошибками в начальной школе