Урок русского языка нормы языка и ошибки

Технология развивающего обучения.

В
современной педагогической литературе рассматриваются как разновидность
личностно ориентированного обучения. Его теоретические положения
разрабатывались Л. Выготским,

Л. Замковым, В. Давыдовым. Под развивающим
обучением понимают активно-деятельный способ обучения, во время которого
учитываются и используются природные закономерности индивидуального развития
ребенка, обуславливающие развитие знаний, умений, навыков и способов умственной
деятельности. В отличие от традиционного обучения, цель которого накопление
конкретных навыков и умений, которые подаются в готовом виде, развивающая
система ставит целью общее развитие интеллектуальных способностей, чувств,
навыкам обучения и общения.

Проект Творческой мастерской
состоит из таких этапов:

I.           
Создание
эмоционального настроения.

II.          
Индивидуальное
создание гипотез

III.        
Обсуждение
всех гипотез

IV.        
Афиширование

V.         
Осознание
участниками мастерской необходимости поиска новых идей

VI.        
Выражение
чувств, эмоций, возникших на уроке.

ТЕМА: Несмотря на рваный кед,
завоюем всех побед!

Вот это да! Бывает же…

В подборе темы урока я
всегда отталкиваюсь от того, что интересно детям. Идею этого урока мне
подсказали старшеклассники. На перемене болельщики различных клубов бурно
обсуждали результаты какого-то футбольного матча. Я уважительно отношусь к
футболу, хоть и не являюсь пламенным поклонником. На стадионе бываю только из
солидарности. Больше слушаю, чем смотрю.

В основе
урока фразы из интервью, реплики спортсменов и болельщиков. В своей работе я
попыталась соединить развивающую технологию, обучающий материал и личные
впечатления.

Урок №2. Технология развивающего обучения.

Форма: Творческая лаборатория.

Тема: Нормативность языка, речевые ошибки и способы их
предупреждения

Эпиграф: Заговори, чтобы я тебя увидел.

Цель:

Обучающая: дать понятие о
нормативности языка, о видах речевых ошибок

Развивающая: совершенствовать
устную речь, развивать умение строить: грамотные высказывания

Воспитательная:
воспитывать
внимание к языку и речевую компетентность

Ход урока:

I.     Организационный
момент.
Объявление темы и цели урока. Цель урока

предлагаем
сформулировать учащимся. Мотивация(для чего нужна

эта тема) формулируют
учащиеся.

Вводим понятие «речевая репутация». Учащиеся отвечают
на вопрос: «Что

такое репутация?», «В чем особенности речевой репутации?»

II.   Новый материал.

1.       Работа со словарем.
Слова: матч, стадион, баскетбол, гимнастика, соревнование, спартакиада, тренер,
тренировка. (Учитель комментирует каждое слово, его лексическое значение,
особенности написания).

2.      Слово учителя. Речь человека
— его лицо. Наша с вами задача быть грамотными людьми, понимать, что такое
речевые ошибки, стараться избегать их. Обратимся к Эпиграфу: заговори, чтобы я
тебя увидел. Вопрос: нет ли в этой фразе нарушения логики?

Если нет, то почему?
Устные ответы учащихся. Предполагаемые

варианты ответов: фраза
логична, т.к. речь человека, как и лицо, формирует его репутацию.

Сегодня на уроке
поговорим о спорте, спортсменах, и о том, как говорить не нужно. Спортсмены —
люди публичные, кумиры миллионов. Вот, кажется, кому быть носителем высокой
речевой культуры, так сказать, речевым образцом. К сожалению, это не всегда
так.

Что такое
грамотная речь? Это речь литературная и нормативная. Норма литературного языка
— это центральное понятие учения о правильности речи и об ее культуре.

Все речевые ошибки
происходят от не соблюдения норм.

Запись в тетради, работа с таблицей.

Нормы

Ошибки

1. Лексическая норма- употребление слов в
соответствии с присущим ей значением

‘ ‘ ……………………………….  ■ 1 —■■■’■………………………………………………….. ’■»Г.'»»
г— » ‘?■ ‘ ]

1.Лексические

ошибки?
(формулируем методом  

от
противного)Н: я каждый раз радуюсь, когда тренер скажет мне что-нибудь
сделать.(скажет = попросит)

 Н: В
следующем сезоне мы обратно встретимся с «Шахтером». (обратно = опять)

Мне нравится вратарь ихней команды.(ихней =их)

|

|

2.Фразеологическая норм — закрепившееся в языке
употребление устойчивых оборотов

2.Фразеологические
ошибки?

(формулируем
методом от  противного). Н: В прошлом сезоне «Таврия» выступала более-менее
стабильно.(более -менее = более или менее)Н: вся страна от малого до великого
собралась у экранов телевизоров(от малого до великого = от мала до велика)

З. Словообразовательная норма- утвердившееся в языке
употребление производных слов.

3. Словообразовательные ошибки? (формулируем методом
от противного).Н: Сколько мы будем терпеть незаконное вмешивание в
дела

команды?(вмешивание
=
вмешательство)

 Н:
Участие Артема Милевского в матче- вопрос -насущий. (насущий=  насущный)

4.Грамматическая норма-это общепринятое употребление
форм слов и синтаксических конструкций

4.Грамматические
ошибки? (формулируем методом от противного)

Н.: Тренировки, тренировки, у нас совершенно нет время

( время = времени) Н: Наш тренер выстроил защиту
более интереснее ( более интереснее =более интересно)

5.Орфоэпическая норма-это литературное произношение
слов и их форм.

5. Орфоэпические ошибки? (формулируем методом от
противного).Н: Спонсоры гарантируют обеспечЕние спортивным

Инвентарем (обеспечЕние =обеспЕчение)

6. Стилистическая норма-это целесообразное и
уместное использование в речи языковых средств.

6.
Стилистические

ошибки?(формулируем методом от противного).Н: Тренер
сказал нам, что ведь напрасно вы, ребята, не атакуете . Посмотрев матч,
команда «Динамо» стала мне еще дороже.

7. Орфографическая норма- это правила орфографии
написания слов

7.0рфоргафические ошибки?

(формулируем методом от противного, выявляются
только в письменной речи).

8. Пунктуационная норма-это правила постановки
знаков препинания.

8. Пунктуационные ошибки? (формулируем методом от
противного, выявляются только в письменной речи).

Для оптимизации
обучения данная таблица прилагается в виде раздаточного материала (см. Приложение
№1). Ученики заполняют пустую колонку примерами.

Проблемный вопрос: Исходя их эпиграфа, что бы
вы сказали о человеке, который так разговаривает?

Вывод: спортсмены-люди
публичные. Им нужно работать не только физической формой, но над собственной
речью, т.к. они пример для подражания.

III.         
Творческая работа. На доске написана «кричалка» футбольных
фанов : Несмотря на рваный кед,

завоюем всех побед!

Слово учителя: Многие из вас любят
футбол и наверняка, у каждого из вас есть любимая команда. Все любителям
футбола знакомы кричалки. Какие кричалки знаете?(см. Приложение№2) Обратите
внимание на доску. Вопрос: что хотели сказать фанаты? (Ответы учеников).
Давайте поможем фанатам грамотно составить эту кричалку.

Творческая лаборатория.

ЗАДАНИЕ №1.Слова «кед» в русском
языке нет, т.к. имеет форму только множественного числа: кеды, кедов. Скажите,
можно ли применять форму «кед» в кричалке?(Стилистическое обоснование). Устные
ответы учеников.

Вывод: Кричалки относятся к разговорному стилю. Слово
«кед» — это словесное хулиганство. А кричалки — это хулиганство на стадионе. Слово
«кед» можно оставит в кричалке только для стилистического озорства.

ЗАДАНИЕ №2. Подобрать рифму к слову
«кед». Работа учеников.

Варианты:-сосед

-котлет

-обед      „

-сто лет

-балет

-дуплет

-кадет

-стилет

-слов нет

-газет

-гаджет

-Интернет

-туалет

-мопед и
т.д.

ЗАДАНИЕ №3. Составить новую
кричалку.

«Несмотря
на рваный кед

Результаты
работы.

-съест
команда 100 котлет;

-не
пропустим мы обед;

-мы
попремся на балет;

-подключаем
Интернет;

-поступлю я как кадет;

 -не читаю я газет;

-я куплю себе мопед;

-засыпаю под кларнет и
т.д.

словЭто была разминка.
Теперь подберем рифму « кеды».
ВАРИАНТЫ:

победы;

-мопеды;

беды;

-обеды.

Коллективное творчество
по созданию новой, правильной кричалки. Результат совместного творчества:

1.    
Я    куплю покрепче кеды,

Пожелайте мне Победы!

2.    
Я    купил в Китае кеды

Не дожить им до победы. (Не дождетесь вы
Победы!)

Задание №4. Нужно отметить в
раздаточном материале (см. Приложение№1) типы ошибок, допущенных в кричалке.

Обсуждение ответов.

Подведение
итогов урока.

Вопрос: какие выводы вы
сделали для себя после сегодняшнего урока? Предполагаемые варианты ответов.

1.  
Совершенствовать
собственную устную речь

2.   Нужно учиться строить
грамотные выражения, как на занятиях, так и в повседневной жизни

3.   Нужно повышать свою
речевую компетенцию

4.   Поддерживать речевую
репутацию на должном уровне, т.к. речь — один из показателей культурного уровня
человека.

Ф-                ■

Домашнее
задание.

1.   Записать в тетради
наибольшее количество футбольных кричалок.

2.  

б

Написать
пожелание футбольным фанатам, в котором была бы фраза: «заговори, чтобы я тебя
увидел».

Приложение№1 к уроку №2

Нормы

Ошибки

1. Лексическая норма- употребление слов в
соответствии с присущим ей значением

‘ ‘ ……………………………….  ■ 1 —■■■’■………………………………………………….. ’■»Г.'»»
г— » ‘?■ ‘ ]

1.Лексические

ошибки?
(формулируем методом 

от
противного)

|

|

2.Фразеологическая норм — закрепившееся в языке
употребление устойчивых оборотов

2.Фразеологические
ошибки?

(формулируем
методом от  противного).

З. Словообразовательная норма- утвердившееся в языке
употребление производных слов.

3. Словообразовательные ошибки? (формулируем методом
от противного).

4.Грамматическая норма-это общепринятое употребление
форм слов и синтаксических конструкций

4.Грамматические
ошибки? (формулируем методом от противного)

5.Орфоэпическая норма-это литературное произношение
слов и их форм.

5. Орфоэпические ошибки? (формулируем методом от
противного).

6. Стилистическая норма-это целесообразное и
уместное использование в речи языковых средств.

6.
Стилистические

ошибки? (формулируем методом от противного).

7. Орфографическая норма- это правила орфографии
написания слов

7.0рфоргафические ошибки?

(формулируем методом от противного).

8. Пунктуационная норма-это правила постановки
знаков препинания.

8. Пунктуационные ошибки? (формулируем методом от
противного).

Приложение №2 к уроку №2.

Кричалки. Домашнее задание.

1.    Мы очень твердо верим

В одиннадцать ребят,

Сегодня Симферопольцы

Конечно победят.

2.    Бело-синий самый
сильный!

3.   Лучше нет команды в
мире,

Чем «Динамо» в Украине!

4.   Спи спокойно ночью
мама,

Я болею за «Динамо»!

5.   Наши флаги
бело-голубые,

Мы болеем за «Динамо
Киев»!

6.   «Динамо» с
Днепра-Ура!Ура!

7.   Мы марсиане?-Не-е-т!

Мы армяне?-Не-е-т!

Мы украинцы?-Да-аа!

Наша команда с берегов
Днепра!

8.    Утром^вечером и днем

9.    Про «Динамо» мы поем!

10.Узнает навеки пусть наша страна,

«Динамо»-не слово,
«Динамо»-судьба!

11.В Париже любят кофе, в
Милане любят сыр,

 А я люблю «Динамо»,
«Динамо»-мой кумир!

12.  «Динамо», вперед,
всегда и везде!

Добудем победу в
нелегкой борьбе.

13.  Болельщик не может
ждать и страдать,

Наше «Динамо» должно
забивать!

14.  В Европе нет, мы скажем
прямо,

Команды лучше, чем
«Динамо»!

15.  «Динамо» -класс!
«Динамо»-сила!

Любовь к «Динамо» нас
соединила!

Речевые и грамматические нормы

Урок русского языка

11 класс

Урок – восхождение

Учитель Михайлова Вера Михайловна

Учитель

Учитель

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вера Михайловна. Я проведу в     вашем классе урок русского языка. Надеюсь, что ближайшие полчаса нашего общения принесут вам пользу. Итак, откройте тетради и запишите тему урока.

На доске

 Речевые и грамматические нормы

Показ слайда№1

                                                    Тема.  Цели. Характер деятельности. Тип урока.

Учитель          

Несомненно, вы уже знакомы с основными речевыми и грамматическими нормами языка. Сегодня к изучению этого материала мы подойдем несколько с другой стороны.

Показ слайда№2      Логическая цепочка урока.

Учитель

В центре нашего внимания нормы речи. К сожалению, мы часто их не соблюдаем, то есть допускаем речевые и грамматические ошибки. Работа над речевыми и грамматическими ошибками и будет основным видом деятельности на уроке.

«5» на экзамене – заветная гора,

И знаю я: придет прекрасная пора.

И пусть не раз придется отступать-

Уверена: вы сможете там побывать.

Учитель  (раздает таблицы с «заветной горой»)

Шаги к вершине я предлагаю отмечать местоимением Я. Сейчас оно у подножия горы. Надеюсь, что к концу урока вы приблизитесь к вершине.

Показ слайда№3

Речевые ошибки. Вид ошибки . Исправь ошибку.

Учитель

Перед вами речевые ошибки . Вспомним, что это за ошибки.

Опорная таблица.

Речевые ошибки

Грамматические ошибки

Ошибки в использование языковой единицы , чаще всего в употреблении слова

Ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой- либо грамматической нормы- словообразовательной, морфологической, синтаксической

Учитель

 Итак, исправляем ошибки. Преимущество имеет тот, кто первым исправит ошибку.

Учитель

А теперь работаем в тетрадях. Выберите правильный ответ.

Показ слайда№4

Речевые ошибки. Выбери правильный ответ.

Показ слайда№5

Проверь себя.

Учитель

За каждый правильный ответ – шаг к вершине.

Показ слайда№6

Грамматические  ошибки. Вид ошибки. Исправь ошибку.

Учитель

Перед вами грамматические ошибки. Вспомним что это за ошибки.

Опорная таблица

Учитель

Итак, исправляем грамматические ошибки. Преимущество имеет тот, кто первым исправит ошибку.

Учитель

А теперь работаем в тетрадях. Выберите правильный ответ.

Показ слайда№7 

Грамматические  ошибки. Выбери правильный ответ

Показ слайда№8

Проверь себя.

Учитель  

И последнее задание. Я прочитаю  отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.

Учитель  

 Как видите, наш «великий и могучий» русский язык, к  сожалению в опасности. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, на улице. Я уверена, что вы будете бороться за чистоту русского языка. Эта проблема решается и на государственном уровне. Не случайно в материалах ЕГЭ много вопросов по культуре речи.

На доске

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

                                                         И.А. Бунин.

Подведение итогов

Ребята считают шаги восхождения и ставят себе оценки.

Домашнее задание

Типовые задания ЕГЭ  задания А2- А5 (10 вариантов)

Учитель

Спасибо за урок . Всего доброго. Успехов вам, ребята.

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский аграрный техникум» имени Г.П.Левина

Конспект занятия

«Лексические нормы русского языка.

Лексические ошибки»

Разработал:

преподаватель русского языка

и литературы

Бедулина А.А.

п. Металлплощадка

2018

План-конспект учебного занятия

Тема учебного занятия: «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки».

Тип учебного занятия: комбинированный урок ­­­­­­­­­­­­­(изучение нового материала + повторение и закрепление ранее изученного материала).

Вид учебного занятия: лекция + практикум + игра.

Цель учебного занятия: познакомить обучающихся с лексическими нормами современного русского литературного языка и видами лексических ошибок; обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика и фразеология».

Задачи:

1. Образовательные задачи: формировать знания о лексических нормах современного русского литературного языка и видах лексических ошибок; совершенствовать умение соблюдать лексические нормы в своей речи, замечать ошибки в речи окружающих, исправлять их; обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика и фразеология».

2. Развивающие задачи: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ отдельных языковых единиц; обеспечить условия для развития умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

3. Воспитательные задачи: создать условия, обеспечивающие воспитание интереса, уважения и любви к русскому языку; формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Методы обучения: словесный (лекция), практический (метод упражнения), метод игры.

Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая.

Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер с лицензионными программами, доска.

Учебно-методическое обеспечение: календарно-тематический план, план учебного занятия, учебная литература, презентация.

Междисциплинарные связи: связь русского языка с культурой речи и литературой.

Структура занятия:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (3 мин)

  3. Актуализация знаний (10 мин)

  4. Изучение нового материала (30 мин)

  5. Закрепление нового материала (+ повторение и обобщение ранее изученного материала) (30 мин)

  6. Рефлексия (5 мин)

  7. Домашнее задание (3 мин)

  8. Подведение итогов работы (2 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент (2 минуты).

Приветствие, перекличка, проверка готовности обучающихся.

  1. Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (3 минуты).

Слайд.

Преподаватель: тема нашего сегодняшнего урока «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки» (студенты записывают в тетради).

Данное занятие – заключительное в разделе «Лексика и фразеология».

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Какова цель нашего занятия?

Студенты: целью занятия является знакомство с лексическими нормами русского языка и видами лексических ошибок.

Преподаватель: так как на следующей паре вы будете писать контрольную работу, то сегодня мы также обязательно уделим внимание обобщению и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Лексика и фразеология».

  1. Актуализация знаний (10 минут).

Слайд.

Преподаватель: перед тем, как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним материал прошлых занятий. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд (в форме фронтального опроса).

1в

о

р

6о

б

е

й

м

о

5п

н

2д

я

и

и

т

м

3п

а

р

о

н

и

м

ы

л

и

7м

е

ч

ц

к

10а

н

т

о

н

и

м

ы

4а

9п

ф

и

в

о

о

з

г

л

р

м

8с

и

н

о

н

и

м

ы

е

в

з

в

и

м

ы

н

ы

а

По горизонтали:

1.Фразеологизм, которым называют опытного в чем-то человека, — СТРЕЛЯНЫЙ…

3. Слова ОДЕТЬ и НАДЕТЬ с точки зрения лексикологии это — …

7. Фразеологизм греческого происхождения, которым обозначают постоянную угрозу, — ДАМОКЛОВ…

8. Слова БЕГЕМОТ и ГИППОПОТАМ с точки зрения лексикологии это — …

10. Слова ХОЛОДНЫЙ и ГОРЯЧИЙ с точки зрения лексикологии это — …

По вертикали:

2. Слова, употребляемые в какой-либо местности.

4. Фразеологизм греческого происхождения, которым обозначают очень грязное помещение, — … конюшни.

5. Фразеологизм, которым характеризуют человека, постоянно меняющего свое мнение, — СЕМЬ … на неделе.

6. Слова БРАК (супружество) и БРАК (дефект) с точки зрения лексикологии это — …

9. Супруга, близкого человека часто называют фразеологизмом ВТОРАЯ …

10. Крылатые фразы, вошедшие в язык из литературных произведений.

  1. Изучение нового материала (30 минут).

Преподаватель: а теперь обратимся к теме нашего урока и поговорим о лексических нормах РЯ. Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка? (студенты дают ответы)

Слайд.

Правильный ответ: лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения (конспектируют).

Преподаватель: в каком словаре мы можем посмотреть лексическое значение?

Студенты: значение незнакомого слова мы можем найти в толковом словаре.

Преподаватель: итак, в устной и письменной речи всегда необходимо соблюдать лексические нормы.

Слайд.

Соблюдение лексических норм достигается в результате:

А. Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением;

Б. Знания лексической сочетаемости слов;

В. Учета многозначности либо омонимии слов;

Г. Учета расслоения лексики на:

— общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

— активно употребляемую и пассивный словарный запас;

— нейтральную и стилистически окрашенную.

Лексическими нормами невозможно овладеть за одно занятие. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм, а самые распространенные из них мы разберем на практике.

Слайды.

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

Солдат упал НАВЗНИЧЬ и разбил лицо.

(слово «навзничь» означает «на спину, вверх лицом»)

Солдат упал НИЧКОМ и разбил лицо.

(«ничком» — «лицом вниз»)

Найдите и исправьте ошибку:

Во время поездок за границу я предпочитаю экскурсионные шоп-туры, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины КАРИЕ волосы.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

Найдите и исправьте ошибки:

У этого товара дешёвая цена (не дешёвая, а низкая).

В этом бою он одержал поражение (не одержал, а потерпел).

3.Смешение паронимов.

Путники заблудились в ЕЛОЧНОМ лесу.

Путники заблудились в ЕЛОВОМ лесу.

Найдите и исправьте ошибки:

Мама одела пальто и отправилась в магазин (одела – надела).

На столе стояла глинистая ваза (глинистая – глиняная).

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

Найдите и исправьте ошибки:

В магазине не купишь хороший лук (в продуктовом магазине/лук и стрелы).

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

Найдите и исправьте ошибки:

Отец попросил нас помочь возвести сарай (построить).

6. Употребление лишнего слова (речевая избыточность – плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. (фольклор – «народное творчество»)

Моя бабушка любит фольклор.

Найдите и исправьте ошибки:

Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе (следует исключить часть «по работе»).

Через неделю состоится первая премьера оперы (следует исключить слово «первая»).

7. Речевая недостаточность.

В читальный зал в одежде не входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

Найдите и исправьте ошибки:

Прошло немало лет, как они вместе учились (необходимо добавить «с тех пор»).

Весна в этом году не заставила ждать (необходимо добавить «себя»).

8. Повторение однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идет речь) о враче…

Найдите и исправьте ошибки:

Следует отметить следующие недостатки (следует – следующие).

Рабочие объединились воедино (объединились – воедино).

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и начал работать.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

  1. Закрепление нового материала (+ повторение и обобщение ранее изученного материала) (30 минут).

Слайд.

Преподаватель: теперь, когда мы познакомились с теорией, нужно закрепить её на практике. Также для подготовки к контрольной работе необходимо повторить изученный ранее материал. Сделаем мы всё это в форме игры «Лингвистический квадрат».

Слайд.

Правила:

1. Студенты делятся на команды. Игроки по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если команда не дала правильный ответ, то ответить и заработать жетон может другая команда.

2. Среди секторов игрового квадрата есть:

 — счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 2 жетона);

+ — «сюрприз»;

чёрный сектор (переход хода).

3. В конце игры подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, которая наберет большее количество.

Слайд.

Игровое поле разделено на 36 секторов по цветам:

  • голубой цвет – общие теоретические вопросы по разделу «Лексика и фразеология»;

  • зеленый цвет – антонимы и синонимы;

  • синий цвет – тавтология и плеоназм;

  • желтый цвет – лексическое значение слова;

  • красный цвет – паронимы и омонимы;

  • белый цвет – фразеологизмы;

  • оранжевый цвет – речевая недостаточность.

Вопросы игры

Общие теоретические вопросы по разделу «Лексика и фразеология»:

2. Что такое лексика?

Ответ: словарный состав языка.

15. Что такое лексическое значение слова?

Ответ: это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.

18. Как называются слова, которые имеют противоположные значения?

Ответ: антонимы.

26. Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?

Ответ: многозначные.

36. Что такое фразеологизмы? Приведите пример.

Ответ: устойчивые сочетания слов (например, как кот наплакал = мало)

Антонимы и синонимы:

4. В какой паре слова не являются антонимами?

а) Громкий – тихий

б) Большой – маленький

в) Дерзкий – безрассудный

г) Активный – пассивный

Ответ: В

8. Подберите 3 синонима к слову «думать».

Ответ: размышлять, мыслить, рассуждать, соображать и т.д.

24. Соотнесите антонимы друг с другом, найдите лишнее слово.

Ответ: храбрый – трусливый, рано – поздно, холод – жара, яркий – тусклый, день – ночь, далёкий – близкий, нагреть – остудить.

Лишнее: храбрец. Слова «храбрец» и «трусливый» не являются антонимами, т.к. антонимы – это слова одной части речи.

27. Исправьте лексическую ошибку, связанную с неудачным выбором одного из синонимов.

Имя драматурга знакомо во многих странах.

Ответ: Имя драматурга известно во многих странах.

35. В какой паре слова не являются антонимами?

а) Сытый – голодный

б) Объединение – союз

в) Типичный – уникальный

г) Хитрый – простодушный

Ответ: Б.

Тавтология и плеоназм:

9. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой избыточностью (плеоназм).

Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

Ответ: Я подпрыгнул и сорвал вишню.

13. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с повторением однокоренных слов (тавтология).

Писатель писал роман в послевоенные годы.

Ответ: писатель писал – писатель создавал.

16. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой избыточностью (плеоназм).

Все гости получили памятные сувениры.

Ответ: Все гости получили сувениры.

28. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с повторением однокоренных слов (тавтология).

С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини.

Ответ: С искренней любовью изображает автор свою героиню.

32. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой избыточностью (плеоназм).

Выпускники техникума трудоустроены на работу.

Ответ: Выпускники техникума трудоустроены.

Лексическое значение слова:

7. Выберите из слов в скобках необходимые (учитывайте лексическую сочетаемость слов).

Заклятый (друг, враг), стоимость (высокая, дорогая), (оказывать, производить) впечатление, неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

11. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

Адресант – лицо, отправляющее письмо.

Дезинформировать – сообщать искажённые или ложные факты.

Штурман – специалист по вождению кораблей, самолетов.

Сувенир – подарок ко дню рождения.

Ответ: сувенир.

29. Исправьте речевую ошибку, связанную с нарушением лексической сочетаемости.

Большинство времени мы потратили на подготовку техники к эксплуатации.

Ответ: Большую часть времени мы потратили на подготовку техники к эксплуатации.

31. В каком случае прилагательное употреблено в прямом значении?

а) железные нервы

б) железная воля

в) железный забор

Ответ: В.

Паронимы и омонимы:

1. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.

Продлить (абонент/абонемент), (голосистые/голосовые) связки, (деревянная/древесная) кора.

6. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.

(Ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата.

19. Исправьте лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Мама сварила рыбий суп.

Её внешность очень эффективная.

Ответ: Мама сварила рыбный суп.

Её внешность очень эффектная.

22. Объясните лексическое значение данных омонимов.

Ключ1 – предмет для отпирания и запирания замка;

Ключ2 – родник;

Ключ3 – музыкальный знак.

33. Составьте предложения с данными омонимами.

Коса1 – коса2 – коса3.

Ответы (примерные): У девушки красивая русая коса. – Я не знаю, как правильно точить косу. – Мы долго шли и очутились на песчаной косе.

Фразеологизмы:

3. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Успехи желают много лучшего.

Недавно Пётр попал в аварию. Машина вдребезги, а самому хоть бы что! Видать, в пелёнке родился.

Ответ: Успехи оставляют желать много лучшего.

Видать, в рубашке родился.

5. Замените фразеологизмы синонимами.

Бить баклуши – бездельничать.

У черта на куличках – далеко.

Водить за нос – обманывать.

Зарубить на носу – запомнить.

Намылить шею – наказать.

10. Вспомните фразеологизм, доказывающий то, что при необдуманной сделке можно стать хозяином Барсика или Пушка. Объясните его значение.

Ответ: купить кота в мешке – приобретать, получать что-то, не имея представления о качестве приобретаемого.

12. Определите, какие два противоположных по значению фразеологизма скрываются за рисунком. Объясните их значения.

Ответ: работать засучив рукава, т.е. хорошо, качественно, проявляя старание;

работать спустя рукава, т.е. плохо, халатно.

25. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

О том, кто часто меняет свои решения – семь пятниц на неделе.

О добром, безобидном человеке – он и мухи не обидит.

О болтливом человеке – у него язык без костей.

Речевая недостаточность:

14. Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.

По мере поедания сена доярка или подсобный рабочий подвигают все решётки к стогу.

Ответ: По мере поедания сена коровами (животными) доярка или подсобный рабочий подвигают все решётки к стогу.

17. Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.

Всё это свидетельствует, что оборудование не используется на полную мощность.

Ответ: Всё это свидетельствует о том, что оборудование не используется на полную мощность.

21. Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.

Призёры, срочно явитесь для награждения! Владельцы без намордников награждаться не будут.

Ответ: Владельцы собак без намордников награждаться не будут.

34. Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.

Проблемы, по которым переговоры, имеют принципиально важное значение.

Ответ: Проблемы, по которым ведутся переговоры, имеют принципиально важное значение.

Оставшиеся:

20 и 23 – черный сектор (переход); 30 – сюрприз (+ 1 жетон).

  1. Рефлексия (5 минут).

Что нового я узнал на занятии? _______________________________________

Что было сделано хорошо? ___________________________________________

Что было сделано плохо? ____________________________________________

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? __________

  1. Домашнее задание (3 минуты).

Преподаватель: дома вам необходимо повторить материал сегодняшнего занятия, прочитать в ДИ1 параграф 16, выполнить упражнение на карточках.

Комментарий к упражнению на карточках: необходимо выступить в роли корректора, исправить ошибки в данных предложениях, записать правильные варианты.

Задание на карточках

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

2. Школьный стадион прислонился к старому парку.

3. В зале ожидания находилось много командировочных.

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.

6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.

7. Наши воины свершили много геройских подвигов.

8. Эта выставка обогатит ваш кругозор.

9. Преподаватель иногда дает советы и замечания своим студентам.

10. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

11. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.

  1. Подведение итогов (2 минуты).

Преподаватель: таким образом, что вы узнали на сегодняшнем занятии?

Студенты: сегодня мы познакомились с лексическими нормами русского языка, видами лексических ошибок, а также повторили материал раздела «Лексика и фразеология».

Выставление оценок.

Типы языковых норм

Цели урока:

Совершенствование, расширение и углубление знаний учащихся о культуре речи, о языковой норме и о типах языковых норм.

Ознакомление с двумя уровнями речевой культуры: 1) владение нормами устного и письменного литературного языка; 2) использование выразительных языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Формирование и совершенствование умений видеть нарушение языковой нормы, определять ее тип, исправлять ошибки. Совершенствование аналитических и коммуникативных навыков учащихся.

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.

Воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Оборудование: учебник, раздаточный материал

ХОД УРОКА.

«Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

О.А. Щерба

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему. Самоопределение к деятельности

Учитель:

Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание известного лингвиста Л.В. Щербы «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и проч., — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (Нормы русского языка.)-

  1. Тема. Целеполагание

  2. Актуализация знаний (через проверку дом. задания)

— Что такое «НОРМА» русского языка?

Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

— Какие бывают нормы?

Фронтальный опрос:

Какие нормы отражают следующие правила?

  • произношения, ударения, использования интонации;

  • употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением;

  • образования слов;

  • образования форм слов различных частей речи;

  • построения словосочетаний и предложений;

  • употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации;

  • написания слов и форм слов;

  • постановки знаков препинания?

  1. Работа по теме урока.

  1. Орфоэпическая разминка

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, ивовый

ответы:

добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,озвУчение,Ивовый).

1 ош. – 9

2 ош. – 8

3 ош. – 7

4 ош. – 6

5 ош. – 5

6 ош – 4

7 ош – 3

8 ош – 2

Проверьте себя. Посчитайте количество ошибок. Оцените себя.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Задание: Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).

  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).

  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).

  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).

  2. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).

  1. Отработка практических умений и навыков

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

Подойдя к дому, мне стало прохладно.

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предло-жения, исправленный вариант запишите.

В конце вечера трибуну представили гостям.

Одень пальто, на улице холодно.

Пушкин был крепко связан узлами с декабристами.

Татьяна любила вставать с зарницей.

День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предло-жения, исправленный вариант запишите.

с обоими медвежатами

удивляться юмором рассказчика

упаковка макаронов

победил вопреки прогнозов

самый высочайший дуб

вкусный кольраби

в двухтысяча двенадцатом году

  1. Коллективная работа

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

  1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

  1. Исследовательская работа

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.

ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.

  1. Итоги урока. Рефлексия

  • Кластер «Секреты хорошей речи»:

ясность

точность

краткость

выразительность

  • Задание “Оратор”.

Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Поставить ударения:

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, ивовый

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

1.Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2.На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

3.Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

Подойдя к дому, мне стало прохладно.

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1.По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Мо-лодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов)

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин).

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ).

Поставить ударения:

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, ивовый

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

1.Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2.На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

3.Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

В конце вечера трибуну представили гостям.

Одень пальто, на улице холодно.

Пушкин был крепко связан узлами с декабристами.

Татьяна любила вставать с зарницей.

День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет.

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Мо-лодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов)

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин).

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ).

Поставить ударения:

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, ивовый

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

1.Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2.На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

3.Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

с обоими медвежатами

удивляться юмором рассказчика

упаковка макаронов

победил вопреки прогнозов

самый высочайший дуб

вкусный кольраби

в двухтысяча двенадцатом году

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Мо-лодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов)

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин).

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ).

Поставить ударения:

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, ивовый

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

1.Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2.На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

3.Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

Подойдя к дому, мне стало прохладно.

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1.По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов)

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин).

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ).

От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение

Апельсин

банан

баран

бойня

басня

вишня

ворот

ворчунья

ворон

дупло

дно

деревня

жаровня

манжет

монгол

полотенце

певунья

отпуск

поросенок

ружье

сын

ставня

солдат

тетерев

туфли

чулки

юла

Вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение

Апельсин

банан

баран

бойня

басня

вишня

ворот

ворчунья

ворон

дупло

дно

деревня

жаровня

манжет

монгол

полотенце

певунья

отпуск

поросенок

ружье

сын

ставня

солдат

тетерев

туфли

чулки

юла

Вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение

Апельсин

банан

баран

бойня

басня

вишня

ворот

ворчунья

ворон

дупло

дно

деревня

жаровня

манжет

монгол

полотенце

певунья

отпуск

поросенок

ружье

сын

ставня

солдат

тетерев

туфли

чулки

юла

Вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение

Апельсин

банан

баран

бойня

басня

вишня

ворот

ворчунья

ворон

дупло

дно

деревня

жаровня

манжет

монгол

полотенце

певунья

отпуск

поросенок

ружье

сын

ставня

солдат

тетерев

туфли

чулки

юла

Вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

Цели урока:

  • Раскрыть значение культуры речи.
  • Познакомить с понятием “норма современного
    русского языка” и некоторыми особенностями и
    изменениями современного русского языка.
  • Закрепить умения различать речь нормированную
    и ненормированную.
  • Формировать навык в использовании
    нормированной речи.
  • Умение различать грамматические ошибки, навыки
    владения орфоэпическими и лексическими нормами
    языка.
  • Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми
    нормами и культурой речи.

Оборудование:

  • раздаточный материал (статья В. Николаенко “Что
    такое хорошая речь?”);
  • компьютер, проектор;
  • диск со слайдами мультимедиа (Приложение
    1
    ).

Эпиграф к уроку:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…
А.Ахматова

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Все мы помним прекрасные строки стихотворения
в прозе “Русский язык” И.С.Тургенева: “Во дни
сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей Родины ты один мне поддержка и опора, о
великий, могучий, правдивый и свободный русский
язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан
великому народу”.

Сколько замечательных слов сказано о русском
языке!

Язык является средством человеческого общения.
Он живет и развивается, соединяя в себе две
культуры: книжно-литературную и устно-народную.

2. Тема и постановка цели урока.

Учитель объявляет тему и цели урока.

  • Что такое культура речи? Это раздел науки о
    языке, изучающий правильность и чистоту речи.
  • Понятие “Культура речи” включает в себя 2
    ступени освоения литературного языка: 1)
    правильность речи и 2) речевое мастерство.
  • Какая же речь считается правильной? На этот
    вопрос мы ответим, прочитав статью “Что такое
    хорошая речь?”

3. Самостоятельная работа учащихся со
статьей В.Николаенко “Что такое хорошая речь?”

Задание: отметить основные положения статьи,
назвать качества хорошей речи.

Учащиеся отмечают основные положения статьи,
называют качества хорошей речи. Делаются выводы:
правильность речи – это соблюдение норм
литературного языка. Речевое мастерство –
умение правильно построить высказывание.

4. Определение понятия “норма
литературного языка”.

Что же такое нормы литературного языка?

Нормы литературного языка – это
общепризнанные и общепринятые в речевой
практике на определенном этапе развития языка
правила употребления слов, словосочетаний и т.д.

Норма закрепляется в словарях и справочниках и
охватывает все уровни языка. Она характерна и для
устной, и для письменной речи и обязательна для
всех.

Рассмотрим таблицу “нормы литературного
языка” (Приложение 1, слайд 1)

Фронтальный опрос. Какие нормы отражают
правила:

— произношения, ударения, использования
интонации? (орфоэпические)

— употребления слов в точном соответствии с их
значением? (лексические)

— образования слов? (словообразовательные)

— образования форм слов разных частей речи?
(морфологические)

— построения словосочетаний и предложений?
(синтаксические)

— написания слов и форм слов? (орфографические)

— постановки знаков препинания?
(пунктуационные)

Как мы видим, нормы литературного языка связаны
с основными разделами науки о языке. Какими?
(Фонетикой, лексикой, словообразованием,
морфологией, синтаксисом, пунктуацией,
орфографией, стилистикой, культурой речи).

5. Орфоэпическая разминка.

Расставить ударение в следующих словах:

Гастрономия, аристократия, втридорога,
двоюродный, маркировать, усугубить,
кинематография, баловать, диспансер,
премировать, принудить, партер.

6. Практическое задание по определение
нарушений норм литературного языка. Записать
исправленный вариант.

1. В ближайшее время между предприятиями будут
подписаны двусторонние договора.

2. Средства массовой информации диспутируют о
президентских выборах.

3. Благодаря наводнению тысячи людей остались
без крова.

4. Хочу подчеркнуть о том, что считаю наиболее
важным.

7. Слово учителя о состоянии русского языка
в наши дни.

Исследователи языка отмечают 2 наиболее
отрицательные тенденции в современной языковой
ситуации в России:

1) огрубение и вульгаризация русской речи,
массовые отступления от норм русского
литературного языка;

2) агрессивное воздействие со стороны
американского варианта английского языка (это
находит отражение в СМИ, рекламе, массовой
культуре). Все это может привести к разрушению
языка.

 Рассмотрим примеры, которые подготовили
учащиеся.

  • Язык рекламы: “наслаждайс”, “дуйте на
    распродажу”, “сникерсни”.
  • Примеры ошибок в СМИ, рекламе, объявлениях:
    Орфоэпические: “побалуйте себя”,
    “изготавливаем жалюзи”.
    Орфографические: “ливтинг-крем”, “товар
    сертивицирован”, “грейпфрукт”, “свинной
    фарш”.
    Грамматические: “согласно графика”.
  • Объявление в подъезде:
    “Товарищи жильцы! Будем штрафовать за нарушение
    о недопущении загрязнения лестницы собаками и
    кошками” (как видим, канцеляризмы лишают речь
    простоты, живости, эмоциональности).
  • Речь депутата:
    “Господа депутаты! В связи с вышеизложенной
    ратификацией релятивистского консенсуса, а
    также транснациональной эмиссией рекурсивных
    парламентариев, приведших ко всеобщей
    сатисфакции, мы решили предупредить электорат о
    коррегирующем мониторинге”.

Учитель: О чем идет речь в этом выступлении?
Попробуем перевести. (Приложение 1,
слайд 2).

Вывод: неоправданное употребление иностранных
слов наносит непоправимый вред русской речи.
Конечно, нельзя совсем отказываться от
заимствованных слов, но употреблять их по
необходимости.

Итак, мы пришли к выводу, что надо бороться за
чистоту русского языка. Эта проблема решается и
на государственном уровне. Не случайно в
материалах ЕГЭ много вопросов по культуре речи.

8. Тренировочные упражнения (по материалам
заданий ЕГЭ).

Комментарий учителя:

Задание А3 ЕГЭ проверяет умение оценивать речь
с точки зрения морфологических норм русского
литературного языка.

Морфологические нормы (Приложение
1
, слайд 3).

  • Выполнение тестовых заданий с нарушением
    морфологических норм. (Приложение 1,
    слайд 4).

Комментарий учителя:

Задания А4 и А5 ЕГЭ проверяют уровень владения
синтаксическими нормами.

Синтаксические нормы (Приложение 1,
слайд 5).

  • Выполнение тестовых заданий с нарушением
    синтаксических норм. (Приложение 1,
    слайды 6-7, 8-9).

9. Домашнее задание.

1. Повторить теоретический материал по теме
“Культура речи и нормы языка”.

2. Упражнение № 549 (учебник русского языка для
10-11кл. под ред.Н.В.Гольцовой).Ознакомиться с
фрагментами из работ известных российских
ученых и мыслителей 19-20 вв. (М.М.Сперанского,
А.Ф.Кони, А.В.Миртова). Составить собственное
руководство “Учусь говорить хорошо и
правильно”.

3. Выполнить задания А3-А5 (вар.3-6 КИМов).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Урок русского родного языка 7 класс типичные грамматические ошибки
  • Урок родной русский язык 7 класс типичные грамматические ошибки
  • Урок работы над ошибками структура урока
  • Урок работы над орфографическими ошибками в начальной школе
  • Урок работа над ошибками цели задачи