Урок работа над ошибками в тесте

Предмет:русский
язык.         4 урок

Класс: 10

Тема: 4.Тестирование.

Цели: Цель урока:
систематизация и анализ допущенных ошибок в пробном тесте.

Задачи:

·        
Повторить 
и закрепить орфограммы  и пунктограммы, на которые  были допущены ошибки в пробном
тесте;

·        
Проверить
уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

·        
Развивать
ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение
обобщать, делать выводы; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение
работать во времени; развивать умение работать с заданиями ЕНТ, внимательно и
вдумчиво читать вопросы.

·        
Совершенствовать
навыки этичного межличностного общения, воспитывать сознательное отношение к
языку как к явлению культуры, формировать навыки контроля и самоконтроля,
активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки
сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся морально-
ценностные качества.

v 
Тестирование
охватывает основные темы, изучаемые в 9 классе. В тест включены разноуровневые
вопросы. Работу можно использовать в начале учебного года для проверки знаний
учащихся.

v 
Оценивание:
15 баллов — «5» , 12 — 14 баллов — «4», 7 — 11 баллов —
«3», 6 баллов и ниже — «2». Задача теста: определение
уровня подготовленности, выявление пробелов в знаниях обучающихся

ХОД
УРОКА:

I.                   
Организационный
момент.

Психологический настрой. Слово учителя: Сегодня у нас урок подготовки к ЕНТ –
поэлементный анализ пробного теста, проведенного на прошлом занятии. На экране
представлена сводная таблица, где выделены темы, которые нам необходимо
повторить, составить опорные схемы. Выполнить тренировочные упражнения и тесты:

1.       Орфоэпия и
орфография;

2.       Пунктуация сложных
предложений;

3.       Разряды
местоимений. Правописание неопределенных   и отрицательных  местоимений;

4.       Правописание
сложных прилагательных;

5.       Способы
связи слов в словосочетаниях;

6.       Виды союзов.

7.             а
так же проработаем блок  «Типы односоставных предложений»

II.               
Актуализация
опорных знаний:

1.      Мозговой
штурм (вопросы по разным темам )

a)      Раздел
науки о языке, изучающий звуки речи?
( Фонетика)

b)      Разговор
двух или нескольких лиц?
(диалог)

c)      Значимая
часть слова, находится после корня и служит для образования новых слов?
(суффикс)

d)      Часть
изменяемого слова без окончания?
(основа)

e)      Имеет два
спряжения? (глагол)

f)       Учит
правильно говорить слова этот раздел науки о языке?
(орфоэпия)

g)      Их ровно шесть?
(падежи)

h)      Раздел
науки о языке, изучающий словосочетания и предложения?
(синтаксис)

i)       Слово, 
называющее того, к кому обращаются с речью?
( Обращение)

j)       Помогает
произносить один слог в слове с большей силой, чем остальные?
(ударение)

k)      Все слова
языка образуют его словарный состав или иначе?
(лексику)

l)       Пять,
шесть, двое, третий – это?
(числительное)

m)   В предложении
выделяется волнистой линией?
(определение)

n)      Ставится в
конце вопросительного предложения?
(вопросительный знак)

o)      Какой
признак у глаголов был, есть и будет?
(время)

p)      Как в
русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании?
(орфограмма)

q)      Как
изменяются наречия? ( не изменяются)

r)       Как
называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении?
(предлог)

s)      Как еще
называют главные члены предложения?
(грамматическая основа)

t)       Оно имеет
три лица? (местоимение
)

2.     Орфоэпическая
разминка:

Грамотный
человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я 
предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В карточках слова из вариантов
ЕНТ. Ваша задача в течение 2-3 минут расставить ударение в словах.

a.                
гражданка,
документ, засуха, инструмент, километр, магазин. (гражданка,
документ, засуха,
инструмент, километр,
магазин.)

b.                
Молодежь,
партер, портфель, процент,  свекла, сирота (Молодежь,
партер, портфель,
процент,  свекла,
сирота)

c.                
начал,
баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать (начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать)

d.                
средствами,
намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый (средствами, намерение,
копировать, свободнее,
шофер, оптовый,
сливовый)

e.                
квартал,
щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее,
гусеничный
(квартал, щавель,
углубить, ворота,
торты, развитый,
дефис, красивее,
гусеничный).

3.     Моментальный
тест по теме:  «Союз»

 1

 4

 7

 8

 10

11 

12 

Условия теста:
ответить да или нет, ответы «да» закрашивать любым цветом, а ответы нет не
закрашивать.

1.      Союзы
бывают подчинительные и сочинительные? (да)

2.      Союзы не
являются членами предложения? (да)

3.      Однако, а,
но, зато

– противительные союзы?
(да)

4.      Или, либо,
то-то

– разделительные союзы?
(да)

5.      И, да,
тоже

– это предлоги?
(нет)

6.      Подчинительные
союзы употребляются в сложносочиненных предложениях?
(нет)

7.      «Который»
изменяется по падежам, родам и числам?
(да)

8.      Союз – это
служебная часть речи?
(да)

9.      Союз так
что
имеет значение следствия?
(да)

10.  Не, бы, ли – это
союзы?
(нет)

11.   У,
от, за
– подчинительные союзы?
(нет)

12.   Союзы пока,
раз
употребляются в придаточных предложениях времени?
(да)

13.   Откуда, когда,
где – подчинительные союзы?
(да)

14.  В сложных
предложениях перед союзом ставится запятая?
(да)

15.   Сочинительные
союзы делятся на три разряда? 
(да)

4.      
Тестирование.

5.      
Оценки за урок. (ОЦЕНКИ за
тест на след. уроке)

6.      
Домашнее задание.

Вопрос № 1 

Фразеологизм
со значением «очень быстро»

 бить баклуши
 как в воду
опущенные
 во весь дух
 совать нос в чужие
дела
 черепашьим ходом

Вопрос
№ 2 

Сложноподчинённое
предложение с придаточным места

 Он засмеялся и пошёл,
куда глаза глядят
 Он с большой веселостью
описывал мне семейство коменданта, общество и край, куда меня завела судьба
 Куда она ушла,
никто не мог сказать
 Шляпа у него была
надвинута на лоб, поэтому глаз почти не было видно
 Солоха думала
долго, куда спрятать такого плотного гостя

Вопрос
№ 3 

В
предложении «Видимо, почтальон пришёл» есть

 обособленное
обстоятельство
 обособленное
приложение
 уточняющее
дополнение
 обособленное
определение
 вводное слово

Вопрос
№ 4 

Словосочетание
с наречием, которое пишется через дефис

 (по) прежнему маршруту
 сделать (по) своему
 запеть (по)
тихоньку
 (по) своему желанию.
 (по) новому
проспекту

Вопрос
№ 5 

Односоставное
предложение

 Буря повалила огромное
дерево
 Больной не спал всю
ночь
 Приятно пахло
свежее сено
 Прямая дорога была
занесена снегом
 Просто мне
нездоровилось всё это время

Вопрос
№ 6 

БСП,
в котором надо поставить запятую

 Дружно росли в этой
местности деревца всех пород ель сосна осина и берёза
 Стало светло и на
небе засверкало солнце
 Было сыро и холодно
потому что с моря дул ветер
 Ветер был таким
упругим и сильным что сгибал человека в дугу
 День был сумеречным
день был похож на вечер

Вопрос
№ 7 

Количество
запятых в ССП: «Мать улыбалась пожимала руки кланялась и хорошие светлые
слёзы сжимали ей горло не давая вымолвить ни слова»

 5
 4
 3
 2
 6

Вопрос
№ 8 

Стиль
текста: «Гроза прошла; вы выходите. О радость! Как весло всё сверкает
кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!»

 разговорный
 официально-деловой
 художественный
 найчный
 публицистический

Вопрос
№ 9 

Группа
слов, которые не являются словосочетанием

 настойчивые требования
 ученица прилежна
 проявить заботу
 поворот на площадь
 новая работа

Вопрос
№ 10 

Вид
придаточного предложения (знаки препинания не расставлены): «Гимназия где
я учился располагалась на Акбулаке напротив Евразийского национального
университета»

 обстоятельственное
следствия
 обстоятельственное
места
 обстоятельственное
времени
 определительное
 изъяснительное

Вопрос
№ 11 

Предложение,
где нет обособленного обстоятельства (знаки препинания не расставлены)

 Боясь опоздать на
пароход мы бежали всю дорогу
 Вследствие плохого
качества бумаги тушь всё время расплывалась
 Матрос вырвался и
побежал по палубе увёртываясь и виляя между корзинами ящиками людьми
 Весёлые косцы
посмеиваясь здоровались
 Однажды не помню
почему спектакля не было

Вопрос
№ 12 

БСП,
между частями которого ставится тире

 Печален я со мною друга
нет
 Не успело солнце
пригреть землю загудело всё небо
 Надо взять зонт
дождь начинается
 Катятся ядра свищут
пули нависли хладные штыки
 Уж небо осенью
дышало уж реже солнышко блистало

Вопрос
№ 13 

Предложение
с фразеологизмом (знаки препинания не расставлены)

 Девочка сидела сложив
руки на колени
 Бабушка не любила
сидеть сложа руки
 Засучив повыше
рукава мама месила тесто
 Отвязав козу бабка
пустила её в огород
 Каштанка завиляла хвостом
и отошла в сторону

Вопрос
№ 14 

Сложноподчиненное
предложение (знаки препинания не расставлены)

 В лесу ещё снег лежит
нетронутый и деревья стоят в снежном плену
 Поляны усыпанные
берёзовым листом были полны солнца
 Солнце уже пригрело
землю и росистая трава не была холодной
 Девочки глядя на
него сразу сообразили что это должно быть очень умный и учёный человек
 Мне нездоровилось и
потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать

Вопрос
№ 15 

Количство
знаков препинания в предложениии: «Волнуемый мечтами по нивам по лугам
уставленным стогами задумчиво брожу в прохладной полутьме и песнь сама собой
слагается в уме»

 2
 3
 4
 5
 6

Вопрос
№ 1 

Фразеологизм
со значением «очень быстро»

бить баклуши
 как в воду
опущенные
 во весь дух
 совать нос в чужие
дела
 черепашьим ходом

Вопрос
№ 2 

Сложноподчинённое
предложение с придаточным места

 Он засмеялся и пошёл,
куда глаза глядят
 Он с большой
веселостью описывал мне семейство коменданта, общество и край, куда меня завела
судьба
 Куда она ушла,
никто не мог сказать
 Шляпа у него была
надвинута на лоб, поэтому глаз почти не было видно
 Солоха думала
долго, куда спрятать такого плотного гостя

Вопрос
№ 3 

В
предложении «Видимо, почтальон пришёл» есть

 обособленное
обстоятельство
 обособленное
приложение
 уточняющее
дополнение
 обособленное
определение
 вводное слово

Вопрос
№ 4 

Словосочетание
с наречием, которое пишется через дефис

 (по) прежнему маршруту
 сделать (по) своему
 запеть (по)
тихоньку
 (по) своему
желанию.
 (по) новому
проспекту

Вопрос
№ 5 

Односоставное
предложение

 Буря повалила огромное
дерево
 Больной не спал всю
ночь
 Приятно пахло
свежее сено
 Прямая дорога была
занесена снегом
 Просто мне
нездоровилось всё это время

Вопрос
№ 6 

БСП,
в котором надо поставить запятую

 Дружно росли в этой
местности деревца всех пород ель сосна осина и берёза
 Стало светло и на
небе засверкало солнце
 Было сыро и холодно
потому что с моря дул ветер
 Ветер был таким
упругим и сильным что сгибал человека в дугу
 День был сумеречным
день был похож на вечер

Вопрос
№ 7 

Количество
запятых в ССП: «Мать улыбалась пожимала руки кланялась и хорошие светлые
слёзы сжимали ей горло не давая вымолвить ни слова»

 5
 4
 3
 2
 6

Вопрос
№ 8 

Стиль
текста: «Гроза прошла; вы выходите. О радость! Как весло всё сверкает
кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!»

 разговорный
 официально-деловой
 художественный
 найчный
 публицистический

Вопрос
№ 9 

Группа
слов, которые не являются словосочетанием

 настойчивые требования
 ученица прилежна
 проявить заботу
 поворот на площадь
 новая работа

Вопрос
№ 10 

Вид
придаточного предложения (знаки препинания не расставлены): «Гимназия где
я учился располагалась на Акбулаке напротив Евразийского национального
университета»

 обстоятельственное
следствия
 обстоятельственное
места
 обстоятельственное
времени
 определительное
 изъяснительное

Вопрос
№ 11 

Предложение,
где нет обособленного обстоятельства (знаки препинания не расставлены)

 Боясь опоздать на
пароход мы бежали всю дорогу
 Вследствие плохого
качества бумаги тушь всё время расплывалась
 Матрос вырвался и
побежал по палубе увёртываясь и виляя между корзинами ящиками людьми
 Весёлые косцы
посмеиваясь здоровались
 Однажды не помню
почему спектакля не было

Вопрос
№ 12 

БСП,
между частями которого ставится тире

 Печален я со мною друга
нет
 Не успело солнце
пригреть землю загудело всё небо
 Надо взять зонт
дождь начинается
 Катятся ядра свищут
пули нависли хладные штыки
 Уж небо осенью
дышало уж реже солнышко блистало

Вопрос
№ 13 

Предложение
с фразеологизмом (знаки препинания не расставлены)

 Девочка сидела сложив
руки на колени
 Бабушка не любила
сидеть сложа руки
 Засучив повыше
рукава мама месила тесто
 Отвязав козу бабка
пустила её в огород
 Каштанка завиляла
хвостом и отошла в сторону

Вопрос
№ 14 

Сложноподчиненное
предложение (знаки препинания не расставлены)

 В лесу ещё снег лежит
нетронутый и деревья стоят в снежном плену
 Поляны усыпанные
берёзовым листом были полны солнца
 Солнце уже пригрело
землю и росистая трава не была холодной
 Девочки глядя на
него сразу сообразили что это должно быть очень умный и учёный человек
 Мне нездоровилось и
потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать

Вопрос
№ 15 

Количство
знаков препинания в предложениии: «Волнуемый мечтами по нивам по лугам
уставленным стогами задумчиво брожу в прохладной полутьме и песнь сама собой
слагается в уме»

 2
 3
 4
 5
 6

Пояснительная записка.

Как сделать урок работы над ошибками после контрольной работы интересным для
учащихся, эффективным, чтобы работа на нем не была одинаковой для всех? Зачем
работать над чужими ошибками?

Используя различные формы работ, виды деятельности учащихся, я пришла к своей
методике проведения подобного урока, который так и называю – “Работа над
ошибками”. Суть его заключается в том, что каждый работает над своими пробелами,
совершенствует навыки правописания, ставит для себя вопросы, что еще осталось
непонятным, а также, в зависимости от уровня обученности, может оказать
кому-либо помощь, продолжить работу в совершенствовании навыков взаимопроверки,
в развитии творческих способностей.

Подобный урок мною для четкого планирования работы, успешного достижения
целей делится на несколько этапов (учителю следует учесть, что за партой
(столом) должны сидеть ученики с разным уровнем обученности):

I. Анализ контрольной работы (учитель, кратко).
II. Определение цели урока. Знакомство с планом.
III. Самостоятельная работа учащихся.

Этапы самостоятельной работы.

1-й этап. Осмысление.

Цель: осмыслить допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

– Учащиеся, у кого “отлично”, пишут мини-сочинение, где поделятся своими
чувствами о полученной оценке, покажут свой творческий потенциал.

– Учащиеся, у кого “хорошо” за диктант, работают в тетради “Мои ошибки”,
самостоятельно исследуют их. Учитель оказывает им помощь в случае
затруднения.

– Ученики, которые получили “удовлетворительно”, в ходе выполнения работы над
ошибками должны понять, почему они ошиблись, следует найти верное решение. Здесь
им также помогает оказывается со стороны учителя.

Что же делают учащиеся, которые не справились с диктантом? С самого начала
работы учитель вместе с ними организует работу через тетради «Мои ошибки”. Дети
объясняют написание орфограммы, приводят примеры на это же правило. Эта
деятельность предполагает работу в группе (отдельно от основной части класса).

2-й этап. Закрепление.

Цель: закрепить правильное написание в допущенных орфограммах.

Учащиеся с оценкой “отлично” за диктант оказывают помощь “слабому” ученику,
тренируют его, подготавливают его к своеобразному отчету о проделанной работе.

Учащиеся, получившие оценку “хорошо” и “удовлетворительно” за диктант,
выполняют предложенные задания. Задания выбирают сами учащиеся. Выбор идет не от
того, что легче, а над чем надо поработать, чтобы не допускать подобных ошибок в
дальнейшем.

3-й этап. Проверка.

Предлагаются разные способы проверки, но учащийся выбирает их сам. Учитель
наблюдает, как ее организуют дети, насколько она эффективна:
– самопроверка по опоре,
– объяснения соседу,
– консультация сильного учащегося,
– помощь учителя в случае затруднения.

На данном этапе учащиеся должны подвести для себя промежуточный итог.

4-й этап. Работа по пунктуации.

Цель: улучшить пунктуационную грамотность.

Ребята уже устали (позади минут 20 работы), поэтому здесь им нужно дать
отдохнуть. Помогут в этом интересные предложения или текст, увлекательная или
даже новая форма проверки (компьютерное тестирование, ЭОР), можно отвлечься на
фронтальный опрос. Важно сменить вид деятельности учащихся, чтобы затем
отправиться в путешествие по стране “Пунктуация”. Для проведения такой работы
необходимо учитывать доминирующий канал восприятия у учащихся данного класса.

5-й этап. Работа в парах. Орфография.

Далее после проведенной работы (оцениваю ее по линокарте, перфокарте или
цифровому диктанту) даю детям возможность поиграть, но с пользой.

Играем в “Темную лошадку”, которую разработала сама, в игру “Компьютер”, где
дети работают в паре или организуют работу по тетради “Мои ошибки”. Цель игр –
повышение орфографической грамотности. При такой организации практической
деятельности никто не боится ошибиться, т.к. каждый может быть как проверяемым,
так и проверяющим, что им особенно нравится.

Учитель в это время проверяет работы, выполненные ранее, и по окончании игры
выдает их детям.

6-й этап. Итоги проверки.

Учащиеся сами делают вывод, насколько успешно их “Путешествие по пунктуации”.

7-й этап. Подведение итогов.

Здесь не надо спешить, все должно быть обдумано, следует учесть желание
учащихся. Все происходит следующим образом:
– помощник-консультант отчитывается за проделанную работу с учащимся, который не
справился с диктантом (по желанию ученик может выступить сам);
– учащиеся, у которых “удовлетворительно”, анализируют свою работу (где
ошиблись, что стало понятно, где затрудняются еще на сегодняшний момент);
– учащиеся, у которых “хорошо”, проводят анализ своей работы, акцентируя
внимание на том, что вызвало у них трудности и какие рекомендации от них получил
его одноклассник;
– учащиеся, у которых “отлично”, представляют всему классу свою творческую
работу (обязательно отклик учащихся, учителя).

Конечно, организовать работу подобным образом не всегда легко, т.к. следует
учитывать ошибки учащихся, навыки их самостоятельной работы, тщательно подбирать
материал для отработки и закрепления определенных орфограмм и пунктограмм. Но
для меня именно такой урок работы над ошибками является шагом по дороге к
грамотности, где учащиеся работают в своей темпе, каждый решает свои задачи;
ученик может оказаться полезным рядом сидящему, а также порадоваться за его
успехи.

“Работа над ошибками по теме “Наречие””. 

Цели:

– дать возможность учащимся осмыслить свои ошибки; определить задачи, над
которыми следует работать в дальнейшем;
– создать условия для развития навыков самоконтроля, взаимопроверки, работы в
паре, группе;
– способствовать развитию навыков устного делового общения, сотрудничества.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. (5 мин.) Анализ контрольной работы (после темы “Наречие”).

На данном этапе урока в обобщенной форме сообщаю о типичных ошибках всего
класса и о работах, выполненных на “отлично”.

II. Тема и цель урока. (Приложение
1
)

Знакомство с планом работы. Учащиеся, получившие оценку “отлично”, “хорошо” и
“удовлетворительно”, работают по выданному им плану; учащиеся, получившие оценку
“неудовлетворительно”, работают индивидуально с учителем.

III. (15 мин.) Самостоятельная работа.

Цель: выявление пробелов в знаниях и закрепление орфографических и
пунктуационных навыков.

1. Осмысление допущенных ошибок.
  Деятельность учащихся Цель
учащиеся, у которых “5” пишут мини-сочинение (отклик на полученную
оценку)
показать творческий потенциал, использовать
возможность выразить свои чувства
учащиеся, у которых “4” – работа в тетради “Мои ошибки”

– подбор
собственных примеров на допущенные ошибки

исследование своих ошибок
учащиеся, у которых “3” – работа в тетради “Мои ошибки”


составить словосочетание или предложение со словом, где допущена ошибка

понять, почему ошиблись, и найти верное
решение
учащиеся, у которых “2” – работают с учителем в тетради “Мои
ошибки”

– выполняют индивидуальные задания

осмыслить, почему ошибся в написании слова
(учитель оказывает помощь)
2. Закрепление орфографической грамотности.
Учащиеся, у которых “5” работает в паре с учеником, который не
справился с диктантом
оказать помощь, подготовить через
тренировочные задания к отчету (итогу)
учащиеся, у которых “4” Задание1 – орфография (Приложение
4
)

задание 2 – пунктуация (Приложение 2)

тест по теме: ”Наречие”(компьютер)

(по выбору)

(Приложение 3)

совершенствование
орфографической
и пунктуационной грамотности по теме “ Наречие ”.
учащиеся, у которых “3” Задание1– орфография (Приложение
4
)

задание 2 – пунктуация, (Приложение
2
)

тест по теме: ”Наречие”(компьютер)


(по выбору) (Приложение 3)

3. Проверка.
учащиеся, у которых“5” проводят “экзамен” у учащегося, с которым
работал
подвести промежуточный итог (что стало понятно, где
затрудняются)
учащиеся, у которых “4”

учащиеся, у
которых “3”

в
ы
б
о
р
– Самопроверка или взаимопроверка (по
опоре, которую выдает учитель, или сверить с ответами в карточке),


Объяснение рядом сидящему ученику,

– Консультация (учитель, в случае затруднения).

 

Физкультминутка.

IV. (10 мин.) Работа по пунктуации.

Цель: улучшить пунктуационную грамотность

– фронтальный опрос:

1) Какие члены предложения называются однородными?

2) Какое предложение называется сложным?

3) Какие предложения называются сложносочиненными? Назовите союзы.

4) Какие предложения называются сложноподчиненными? Назовите союзы.

“Путешествие по малой родине”. (Приложение 1)

– Контроль по линокарте.

С/С С/П Прост. предл.
1     +
2 +    
3   +  
4     +
5 +    
ФИО  

1. Борис Викторович Шергин прожил в Москве 51 год и всегда с особой любовью
вспоминал родной Архангельск.

2. На зеленых холмах Малых Карел стоят ветряные мельницы и широко разметали
они свои крылья.

3. Два брата Карела погибли когда защищали свою землю от разбойников.

4. Ломоносов Абрамов и Рубцов Шергин и Писахов гордость русского Севера.

5. Прокопий Иванович Галушин погиб, жертвуя собой и мы будем помнить о его
подвиге.

Обязательно опору учащимся со зрительным каналом восприятия.

V. (8 мин.) Работа в парах по закреплению орфографической грамотности.

1) Карточки по теме: ”Наречие” (или по тетради “Мои ошибки”. (Выбор.)

2) Интерактивная доска. (Приложение 1)

Задание: вставь пропущенную букву и объясни ее написание.

общ..
сн..чал..
оч..ровательно
объед..не..о
думать (по) новому
иску..тве..о
ссделать (во )время
свеж..
(по) прежнему
(ото)всюду


VI. (7 мин.) Подведение итогов учащимися.

(По желанию учащихся.)

– Помощник-консультант отчитывается за проделанную работу с учащимся, который
не справился с диктантом (по желанию ученик может выступить сам);
– учащиеся, у которых “удовлетворительно”, делают анализ своей работы (где
ошиблись, что стало понятно, где затрудняются);
– учащиеся, у которых “хорошо”, делают анализ своей работы (что вызвало
трудности), дают рекомендации соседу с “3”;
– учащиеся, у которых “отлично”, представляют свою творческую работу;
(обязательно) отклик учащихся.

Примечание: при наличии времени в карточке по теме “Орфография” можно
записать проверочные слова (Приложение 5).

В тетради “Мои ошибки” учащиеся выписывают слова, которые написали
неправильно.

ГБОШИ РФМЛИ

Открытый урок

по русскому языку

Тема:

Работа над ошибками.

Учитель

Чувилкина Е.Ю.

Стаж работы 25 лет

Категория высшая

Г. Владикавказ

2013 г.

Цель:

провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД.

Подготовительная работа:

На предыдущем уроке дети написали тест.

Работа была проверена, оценки выставлены. Ошибки учителем не исправляются, но напротив задания, выполненного с ошибками ставится знак «-». Это сигнал для ребёнка и подсказка, где искать ошибку.

Пятеро детей, выполнивших работу без ошибок, становятся хозяевами столиков – экспертами. Эти дети заранее получают подробный инструктаж по работе в группе: с какой орфограммой будут работать, в каких номерах теста велась работа с данной орфограммой, какие ошибки могли быть допущены учениками в данных заданиях, какую карточку-помощницу надо будет заполнить с каждой группой за их столиком. Для удобства проверки карточки можно сделать разных цветов. Например, за первым столиком они будут жёлтого цвета, за вторым – розового и т.д. На груди у экспертов должны быть номера столиков.

Всех остальных детей необходимо разделить на пять групп так, чтобы в каждой группе были ученики с разным уровнем подготовки. Так более сильные могут помогать тем, у кого возникли проблемы при работе с текстом.

Ход урока:

  1. Организационное начало.
  2. Мотивация к учебной деятельности.

— Вчера вы написали тест. И сегодня по традиции я приглашаю вас в «Орфографическое кафе».

— Почему кафе называется «Орфографическое»?

— Определите тему сегодняшнего урока. (Слайд 1)

— Итак, перед вами проверенные тесты. Может быть кто-то не согласен с тем, как я оценила его работу?

— Может быть кто-то хотел получить более высокую оценку?

— Что вам помешало?

— Сформулируйте цели сегодняшнего урока.

— В нашем «кафе» пять столиков. За каждым столиком вы будете работать над определёнными орфограммами. У каждого столика есть хозяин-эксперт (это учащиеся, которые выполнили работу на «отлично» и не только сами знают материал, но и могут проверить работу других, найти и объяснить ошибки).

— В течение урока каждая группа побывает за каждым столиком и таким образом поработает над каждой орфограммой.

— За каждым столиком вы работаете в группе в течение 5-ти минут. За это время вы должны (Слайд 2):

1). Определить проблему.

2). Заполнить карточку-помощницу.

3). Найти ошибку.

4). Исправить ошибку.

— Кто считает. Что над ошибками надо работать?

— Кто считает, что может это сделать?

— Кто хочет исправить свои ошибки?

— Тогда – в путь! Удачи!

3. Работа в группах.

 Дети работают за каждым столиком по 5 минут. Под руководством хозяина-эксперта они определяют орфограмму (за каждым столиком свою), заполняют карточку-помощницу. Затем каждый ученик должен проверить соответствующие номера в тесте, найти и исправить ошибки. Если ошибок на данную орфограмму нет, то ученик оказывает помощь тем, кому трудно справиться с данной задачей. Как только группа выполняет все пункты плана. Дети берутся за руки и поднимают их вверх: работа закончена.

После каждого периода в 5 минут ученики заполняют «Лист самооценки» для данного столика, забирают заполненную карточку-помощницу и меняются столиками.

Таким образом каждая группа учащихся за урок работая поочерёдно за каждым из пяти столиков повторяет все орфограммы, исправляет ошибки, заполняет «Лист самооценки» и собирает карточки-помощницы.

  1. Проверка работы групп (проводится после последнего перехода).

— Итак, за каждым столиком вы работали над определённой орфограммой. Вы исправляли свои ошибки после заполнения карточки-помощницы.

— Сколько карточек собралось в каждой команде? (5)

— Проверьте правильность выполнения работы по эталону

Дети сравнивают свои карточки-помощницы с эталоном (Слайды 3-7), оценивая свои работы большим пальцем, поднимая его вверх или опуская вниз.

Хозяева столиков по ходу слайдов дают оценку работе последних посетивших их групп и своей работе.

  1. Рефлексия.

— Какую цель вы ставили перед собой на уроке?

— Кто считает, что он достиг цели урока? Это вы можете проследить по «Листу самооценки».

Несколько человек комментируют самооценку работы.

— Следующий урок мы начнём с анализа «Листов самооценки», чтобы определить. В каком направлении нам двигаться дальше.

— Спасибо за урок! (Слайд)

Урок русского языка «Подготовка к ЕНТ. Работа над ошибками в пробном тесте»

Цель урока: систематизация и анализ допущенных ошибок в пробном тесте.

Описание разработки

Тип урока: повторительно — обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Цель урока: систематизация и анализ допущенных ошибок в пробном тесте. (слайд №2)

Задачи:

Повторить и закрепить орфограммы и пунктограммы, на которые были допущены ошибки в пробном тесте;

Проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени; развивать умение работать с заданиями ЕНТ, внимательно и вдумчиво читать вопросы.

Совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, формировать навыки контроля и самоконтроля, активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся морально — ценностные качества. (слайд №3)

Методы и приемы:

по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный, частично — поисковый;

по источнику знаний: словесные и практические;

стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

по организации деятельности: индивидуальные, парные и фронтальные.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки с заданиями, тесты, эпиграф к уроку, презентации по темам, раздаточный материал, интерактивная доска, сводная таблица пробного тестирования, рабочий лист урока.

Я верю в нашу молодежь, уверен, что ваши знания, ваша энергия и ваш труд будут работать на построение сильного и процветающего Казахстана.

Н. Назарбаев

(слайд № 4)

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Слово учителя: Сегодня у нас урок подготовки к ЕНТ – поэлементный анализ пробного теста, проведенного на прошлом занятии. На экране представлена сводная таблица, где выделены темы, которые нам необходимо повторить, составить опорные схемы. (слайд №5) Выполнить тренировочные упражнения и тесты:

Орфоэпия и орфография;

Пунктуация сложных предложений;

Разряды местоимений. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений;

Правописание сложных прилагательных;

Способы связи слов в словосочетаниях;

Виды союзов ( слайд №6)

  а так же проработаем блок «Типы односоставных предложений».

  Девизом нашего урока станут слова:

  «Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе» (слайд №7)

  1. Актуализация опорных знаний:

Мозговой штурм (вопросы по разным темам )

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)

Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)

Значимая часть слова, находится после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)

Часть изменяемого слова без окончания? (основа)

Имеет два спряжения? (глагол)

Учит правильно говорить слова этот раздел науки о языке? (орфоэпия)

Их ровно шесть? (падежи)

Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)

Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)

Помогает произносить один слог в слове с большей силой, чем остальные? (ударение)

Все слова языка образуют его словарный состав или иначе? (лексику)

Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)

В предложении выделяется волнистой линией? (определение)

Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)

Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)

Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма)

Как изменяются наречия? ( не изменяются)

Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)

Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)

Оно имеет три лица? (местоимение)

Орфоэпическая разминка: (слайд №8)

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В карточках слова из вариантов ЕНТ. Ваша задача в течение 2 — 3 минут расставить ударение в словах.

гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин. (гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин. )

Молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота (Молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота)

начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать (начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать)

средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый (средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый)

квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный (квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный).

А сейчас проведем тренинг по орфографии. Предлагаются тесты на разные правила. (слайд № 9 — 13)

Весь материал — смотрите документ.

Содержимое разработки

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕНТ. Работа над ошибками в пробном тесте»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Цель урока: систематизация и анализ допущенных ошибок в пробном тесте. (слайд №2)

Задачи:

  • Повторить и закрепить орфограммы и пунктограммы, на которые были допущены ошибки в пробном тесте;

  • Проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

  • Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени; развивать умение работать с заданиями ЕНТ, внимательно и вдумчиво читать вопросы.

  • Совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, формировать навыки контроля и самоконтроля, активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся морально- ценностные качества. (слайд №3)

Методы и приемы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;

  • по источнику знаний: словесные и практические;

  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

  • контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

  • по организации деятельности: индивидуальные, парные и фронтальные.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки с заданиями, тесты, эпиграф к уроку, презентации по темам, раздаточный материал, интерактивная доска, сводная таблица пробного тестирования, рабочий лист урока.

Я верю в нашу молодежь, уверен, что ваши знания,

ваша энергия и ваш труд будут работать

на построение сильного

и процветающего Казахстана.

Н.Назарбаев

(слайд № 4)

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Психологический настрой. Слово учителя: Сегодня у нас урок подготовки к ЕНТ – поэлементный анализ пробного теста, проведенного на прошлом занятии. На экране представлена сводная таблица, где выделены темы, которые нам необходимо повторить, составить опорные схемы.(слайд №5) Выполнить тренировочные упражнения и тесты:

  1. Орфоэпия и орфография;

  2. Пунктуация сложных предложений;

  3. Разряды местоимений. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений;

  4. Правописание сложных прилагательных;

  5. Способы связи слов в словосочетаниях;

  6. Виды союзов ( слайд №6)

а так же проработаем блок «Типы односоставных предложений».

Девизом нашего урока станут слова:
«Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе»
(слайд №7)

  1. Актуализация опорных знаний:

  1. Мозговой штурм (вопросы по разным темам )

  1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)

  2. Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)

  3. Значимая часть слова, находится после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)

  4. Часть изменяемого слова без окончания? (основа)

  5. Имеет два спряжения? (глагол)

  6. Учит правильно говорить слова этот раздел науки о языке? (орфоэпия)

  7. Их ровно шесть? (падежи)

  8. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)

  9. Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)

  10. Помогает произносить один слог в слове с большей силой, чем остальные? (ударение)

  11. Все слова языка образуют его словарный состав или иначе? (лексику)

  12. Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)

  13. В предложении выделяется волнистой линией? (определение)

  14. Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)

  15. Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)

  16. Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма)

  17. Как изменяются наречия? ( не изменяются)

  18. Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)

  19. Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)

  20. Оно имеет три лица? (местоимение)

  1. Орфоэпическая разминка: (слайд №8)

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В карточках слова из вариантов ЕНТ. Ваша задача в течение 2-3 минут расставить ударение в словах.

  1. гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин. (гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин.)

  2. Молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота (Молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота)

  3. начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать (начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать)

  4. средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый (средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый)

  5. квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный (квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный).

  1. А сейчас проведем тренинг по орфографии. Предлагаются тесты на разные правила. (слайд № 9-13)

    1. Вставьте проверяемые безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О.

    +1) ОСЛ__ЖНЕНИЕ

    2) ХВ__ТАТЬ

    3) К__РАТЕЛЬНЫЙ

    +4) НАК__ПИТЬ ДЕНЬГИ

    5) НАСЛ__ЖДАТЬСЯ

    2. Вставьте проверяемые безударные гласные (E, И, А, Я). Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой E.

     1) ЗАЩ__ЩАТЬСЯ

    +2) СТ__СНЁННЫЙ В СРЕДСТВАХ

    +3) НАКР__НИТЬСЯ

     4) СТРАШНОЕ ПРИВ__ДЕНИЕ

    +5) Ш__ПТАТЬСЯ

    3. Вставьте непроверяемые безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О.

     1) ДИ__ГОНАЛЬ

    + 2) АМ__РАЛЬНЫЙ

     3) УТР__МБОВАТЬ

    +4) НЕГ__ДОВАТЬ

    +5) ДИСЛ__КАЦИЯ

    4. Вставьте непроверяемые безударные гласные (E, И, Я). Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой E

      1) МЕЛ__ОРАЦИЯ

      2) СТАЖ__РОВКА

    +3) ДИЛ__ТАНТ

    +4) ВИН__ГРЕТ

    5) СТ__ПЕНДИЯ

    5. Вставьте чередующиеся безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О.

    +1) СОПРИК__СНОВЕНИЕ

     2) ИЗЛ__ГАТЬ

    +3) СОТВ__РЕНИЕ МИРА

    +4) ПОР__ВНУ

     5) НЕПРИК__САЕМЫЙ

    6. Вставьте чередующиеся безударные гласные Е или И. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е.

    +1) ОТБЛ__СК

    +2) ПРИБ__РУ КОМНАТУ

    3) ПРИЧ__ТАЮЩИЙСЯ

    4) НАЧ__НАЮЩИЙ

    5) ПОДЖ__ГАТЬ

    7. Вставьте О или Ё после шипящих. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Ё.

    1) ПУШ__К

    2) Ш__КОВАЯ ТЕРАПИЯ

    3) ПИРОГ С АЛЫЧ__Й

    +4) ИСКАЖ__ННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

    5) РЕЧ__НКА

    8. Вставьте звонкие или глухие согласные. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з).

    +1) КИРГИ__КА

    +2) РО__КОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    +3) СИЛЬНАЯ БОМБЕ__КА

     4) КРОМЕ__НАЯ ТЬМА

       5) ПРО__ЬБА О ПОМОЩИ

    9. Вставьте в слова, где нужно, непроизносимые согласные. Заштрихуйте клетки, соответствующие этим словам.

    + 1) ТРОС__НИКОВЫЙ САХАР

       2) БЕЗЫСКУС__НОСТЬ

    + 3) ХЛЕС__НУТЬ ЛОШАДЬ

    + 4) КРУТАЯ ЛЕС__НИЦА

       5) ЖИВОПИС__НЫЙ ВИД

    10. Вставьте в слова, где нужно, согласную. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с удвоенной согласной.

       1) ГА__ЛЕРЕЯ

    + 2) ДИСКУ__СИЯ

    + 3) КО__ТЕДЖ

    + 4) ТО__НЕЛЬ

    + 5) КО__МЕНТАРИЙ

  2. Моментальный тест по теме: «Союз» (слайд №14)

 1

 4

 7

 8

 10

11 

12 

 13

14 

15 

Условия теста: ответить да или нет, ответы «да» закрашивать любым цветом, а ответы нет не закрашивать.

  1. Союзы бывают подчинительные и сочинительные? (да)

  2. Союзы не являются членами предложения? (да)

  3. Однако, а, но, зато – противительные союзы? (да)

  4. Или, либо, то-то – разделительные союзы? (да)

  5. И, да, тоже – это предлоги? (нет)

  6. Подчинительные союзы употребляются в сложносочиненных предложениях? (нет)

  7. «Который» изменяется по падежам, родам и числам? (да)

  8. Союз – это служебная часть речи? (да)

  9. Союз так что имеет значение следствия? (да)

  10. Не, бы, ли – это союзы? (нет)

  11. У, от, за – подчинительные союзы? (нет)

  12. Союзы пока, раз употребляются в придаточных предложениях времени? (да)

  13. Откуда, когда, где – подчинительные союзы? (да)

  14. В сложных предложениях перед союзом ставится запятая? (да)

  15. Сочинительные союзы делятся на три разряда? (да)

  1. Индивидуальная работа. Представление теоретического материала по темам : (слайд №16)

  • Правописание сложных прилагательных (кластер)

Имя прилагательное

Образованные от сложных существительных (лесостепной).

Первая часть – числительное в родительном падеже (четырехэтажный).

Образованные из подчинительных словосочетаний (западноевропейский от Западная Европа).

Сочетания наречия и прилагательного (прямо противоположный).

Образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис (северо-западный).

Образованные из сочинительных словосочетаний, т.е. тех, в которых слова равноправны (шахматно-шашечный от шахматы И шашки).

Обозначающие сложный цвет (ярко-синий).

Обозначающие качество с дополнительным оттенком (кисло-сладкий).

  • Классификация словосочетаний. (кластер) (слайд №17)

  • Все о местоимении. Практические задания о неопределенных и отрицательных местоимениях. (кластер) (слайд №18)

III Работа по теме: «Типы односоставных предложений»

(слайд №19)

Ребята, вы получили задания для исследовательской работы о типах односоставных предложений. Вам нужно было:

  1. Найти теоретический материал по своей теме;

  2. Подобрать односоставные предложения определенного типа;

  3. Создать слайд – презентацию.

Сейчас мы увидим ваши проекты. Я прочитаю вам слова М. Ломоносова « Умолчание местоимений перед спрягаемыми формами глагола « к украшению и важности служат». Эти слова об определенно – личных предложениях.

Первая презентация « Определенно — личные предложения» (слайд № 20)

Определенно-личные предложения

Главный член предложения – сказуемое.

Формы сказуемого:

  1. Глагол в форме 1-го лица единственного и множественного числа настоящего времени, изъявительного наклонения.

Люблю грозу в начале мая. Идем по осеннему лесу.

  1. Глагол в форме второго лица единственного и множественного числа настоящего времени.

Восхищаешься чугунным узором оград.

  1. Глагол в повелительном наклонении.

Красуйся Град Петров.

Синононимичны двусоставным предложениям с личными местоимениями в роли подлежащего.

Об этой группе односоставных предложений ученый лингвист А.Пешковский писал следующее: « Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намерено устранено. Намерено представляется как неизвестное, неопределенное» Какие это предложения? Неопределенно личные предложения.

Вторая презентация «Неопределенно-личные предложения» (слайд № 21)

Главный член предложения – сказуемое.

Формы сказуемого:

  1. Глагол третьего лица множественного числа настоящего или будущего времени.

Ведут ко мне коня.

  1. Глагол прошедшего времени, изъявительного наклонения множественного числа.

Схоронили его за Москвой рекой.

Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо отодвигается на задний план.

Пословицы, поговорки, крылатые выражения делают нашу речь образной, красочной. Многие из них являются односоставными предложениями об особенностях этих предложений нам расскажут ребята из третьей группы.

Третья презентация «Обобщенно-личные предложения» (слайд № 22)

Главный член предложения – сказуемое.

Формы сказуемого:

  1. Глагол второго лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения.

Что посеешь, то и пожнешь.

  1. Глагол второго лица повелительного наклонения.

Береги платье снову.

  1. Глагол третьего лица с обобщенным значением. (Все, многие)

Дни поздней осени бранят обыкновенно.

«Безличные предложения», включающие несколько семантико-грамматических разновидностей, — самое пестрое и наиболее употребительная группа односоставных предложений», — считает ученый — лингвист Бабайцева. О них нам расскажут участники четвертой группы.

Четвертая презентация «Безличные предложения». (слайд № 23)

Главный член предложения – сказуемое.

В этих предложениях нет и не может быть подлежащего.

Значение предложений:

  1. Состояние природы: За окном смеркалось.

  2. Состояние человека: Что же мне так больно и так трудно? (М.Лермонтов)

  3. Состояние окружающей среды: В доме было прохладно.

  4. Выражение желаний, предположения, приказа: Вам не видать таких сражений.

Пятая презентация «Назывные предложения» (слайд № 24)

Главный член предложения – подлежащее, обозначающее предмет, явление, состояние, событие.

Подлежащее выражено:

  1. Именем существительным

Хохот. Всплески. Брызги.

  1. Количественно- именным словосочетанием

Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь.

  1. Цельным словосочетанием

Волнение среди публики, скандал!

Главный член назывного предложения может быть распространен второстепенными членами. Синий вечер. Роса, простор и тишина полей.

Назывные предложения емки, лаконичны и динамичны.

IV Закрепление. Практическая работа.

Определите тип односоставных предложений.

  1. Люблю брести дорожкою лесною… (определенно-личное)

  2. В окно повеяло весною… (безличное)

  3. Пахнет сеном над лугами…(безличное)

  4. Не расти траве после осени…(безличное)

  5. Фронт. Война. ( Назывное)

  6. И на обломках самовластья напишут наши имена. (обобщенно-личное)

  7. Ужинали рано, в девятом часу. (неопределенно-личное)

V. Обобщение

1. Вопросы по теме.

2. Выполнение тематического мини — теста. (Взаимопроверка). (на слайде №25,26)

VI. Домашнее задание

  1. Повторить блок «Простое осложненное предложение», «Предложения с обособленными членами предложения».

  2. Выполнить тематический тест по теме «Односоставное предложение»

(слайд № 27)

VII. Рефлексия

Какова была цель урока? Выполнить работу над ошибками. Повторить, обобщить и систематизировать знания. В течение урока на каждом этапе вы оценивали свои знания, подсчитывая свои баллы. Объявляется итоговая оценка за урок. (слайд №28)

У древнегреческого ученого Сократа есть высказывание: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Умение говорить, правильно высказывать свои мысли, одно из главных критериев удачного будущего. Вам предстоит определиться с выбором профессии, учиться в учебном заведении, и эти знания и умения, надеюсь, вам помогут.

Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания — храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства.(слайд №29)



-82%

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Урок русского языка «Подготовка к ЕНТ. Работа над ошибками в пробном тесте» (0.63 MB)

Похожие файлы

  • В мире орфографии Рабочая программа внеурочной деятельности в основной школе

  • Рабочая программа элективного курса «Подготовка к сдаче ОГЭ (русский язык)»

  • Словарная работа

  • Словарная работа

  • Словарная работа

Вы смотрели

Развёрнутый план-конспект урока

1. Тема урока: Работа над ошибками.

2. Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:

1. Работа над различными видами ошибок.

2. Выработка умения самостоятельно объяснять допущенные ошибки.

З. Формирование орфографических и пунктуационных навыков.

4.Развитие языкового чутья и вкуса.

Задачи:

— создать условия для формирования у учащихся практического умения выполнять работу над ошибками в соответствии с программными требованиями;

— организовать исследовательскую деятельность учащихся;

— учить учащихся работать по алгоритму;

— отрабатывать навыки графического обоснования орфограмм;

— формировать коммуникативные умения;

— развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

Индивидуальные распечатки текста сочинения

Плакат с текстом (на доске).

Ручки, карандаш.

Компьютер, проектор, экран для показа слайдов.

План урока:

1.Организационный момент

2. Актуализация

3. Сообщение темы и целей урока

4. Работа по теме (работа в паре)

5. Физкультминутка — игра

6. Работа над темой урока

7. Итог урока. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование и

самоанализ

1. Организационный момент

-Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждет интересный, полезный урок!

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко и приятно дается вам учение!

— Доброе утро, дети!

— Какое у вас настроение?

— Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что такое настроение сохранится у вас до конца урока.

— Проверьте, пожалуйста, как вы готовы к уроку: все ли в порядке, на месте ли ручка, книжка и тетрадка.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

-актуализирую требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

— создаю условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, готовность к обучению, отношение к учению.

2. Актуализация

Результаты сочинения.(Ознакомление с оценками)

-Самой удачной работой можно считать…/Послушаем/

-Понравилось сочинение?

-Вот так можно написать, если внимательно, старательно работать на уроке. Но некоторые ученики допустили ошибки на изученные правила. Вы это видите по оценкам. Вам нужно быть более внимательными, ответственным за свою работу.

Слушают

Да

— обеспечить мотивацию и готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности.

Учителю уместно просить разрешения у тех уч-ся, сочинения которых он желает зачитать вслух. Это должны быть самые удачные тексты, чтобы не вызвать неудовольствие и агрессию со стороны учеников.

Разнообразные виды работы во время тренингов – это хороший способ всем учащимся усвоить материал.

2. Сообщение темы и целей урока

— Имеем ли мы право допускать ошибки?

— В народе говорят, что на ошибках учатся. Сегодня на уроке мы продолжим учиться выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

Для чего нужно выполнять работу над ошибками?

– Сегодня на уроке мы будем выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

— Да. Мы ещё учимся. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

— Нет, не имеем, потому что мы учимся, учитель нам всё объясняет, а в учебнике есть правило. Нужно стараться быть грамотными.

— Чтобы больше не допускать ошибок.

Закрепляю умение определять цель деятельности на уроке

Создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

3. Работа по теме.

(работа в паре)

Перед вами на партах лежат распечатки текста. У меня на доске – увеличенный вариант. Исправления будем вносить на этих листах зеленой пастой.

Итак, покажите мне, что Вы готовы работать.

Предлагаю работать в паре.

(Приложение №1)

— Прочитайте предложения. Правильно ли они построены? В чём ошибка? Как составить предложения правильно? (приложение №1)

— Прочитайте 3 и 4 предложения. Все ли здесь хорошо? Какое слово повторяется и в 3, и в 4 предложении?

— Как можно исправить эту ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в Винительном падеже

— А если объединить эти два предложения? Что для этого надо сделать? Что получилось?

— В какой головной убор положил ежа Гена?

Подберите синонимы к этому слову

— Прочитайте 7 предложение. Замените фразу « перестал бояться» одним словом.

— Прочитайте 8 и 9 предложения. Все ли здесь в порядке? Какое слово повторяется? Как можно исправить?

— Прочитайте 5 предложение. Вам понятно, кому мама дала поесть? Ежу или Гене?

— Как исправить недочет?

— Что за текст у нас получился? (записывает текст на доске).

Слушают задания. Работают на карточках в парах. Читают текст сочинения.

-Дети предлагают свои варианты, исправляют ошибки на листочках.

— Повторяется слово ёж.

— Заменить слово «еж» в 4 предложении местоимением «его»

— Соединить при помощи союза – И.

Читают

— В кепку

— кепка, шляпа, шапка, панама

— Привык

(исправления вносятся в текст сочинения)

Варианты записываются, затем вносятся изменения

— Нет

-Ежу

— Ответы детей

делаются исправления в тексте

— создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

— извлечение необходимой информации, определение основной информации.

— способствует развитию мышления и умения правильно выражать свои мысли.

— согласовывать позиции и находить общее решение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

4. Физкульминутка-игра

— Сейчас немного отдохнем. Встаньте, вытяните руки вперед перед грудью. Внимательно слушайте слова. Если я называю слова с корнем —лет— ,вы разводите руки в стороны, изображая самолет, а если слова с корнем -лес-, то потягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.

(Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет).

— Молодцы! Сядьте за парту..

Учащиеся выполняют

двигательные действия, направленные на развитие пространственного восприятия

Снять утомление и активизировать детей к дальнейшей работе.

5. Работа над темой урока

Деление текста на абзацы. Посмотрите внимательно на первую картину. Какие предложения из текста к ней относятся? Прочитайте. Обозначьте римской цифрой I. (аналогично по остальным картинкам).

Запись исправленного текста на слайде.

1)На слайде слово БАССЕЙН.

-На какое правило это слово?

-Что мы знаем о словарных словах?

-Найдите в своём тексте словарные слова и выпишите их. Есть ли у вас затруднения?

2) На слайде слово ГРУСТНАЯ.

-Назовите орфограмму.

-Какой согласный здесь не произносится?

-Как это проверить?

-Поднимите руку те, у кого в тексте есть слова на данную орфограмму. Продиктуйте эти слова всем остальным. Остальные запишут эти слова, подберут к ним проверочные слова, а также слова-синонимы.

3) На слайде слово книжками.

— Как мы проверяем правописание звонких и глухих согласных?

-А как мы проверим это слово? Найдите в тексте пример на это правило. Подберите еще один пример сами. Составьте предложения с этими словами.

— Дети высказывают свои варианты

-Это словарное слово.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Взаимопомощь учащихся.

-Непроизносимый согласный.

-Подобрать проверочное слово (грустит)

Коллективная работа учащихся под руководством учителя.

— Нужно изменить слово так, чтобы за согласным следовала гласная.

Индивидуальная работа

разобрать знакомые уч-ся орфограммы, на которые были допущены ошибки в сочинениях, напомнить правила проверки слов с орфограммами.

Формулировка правил активизирует словарный запас уч-ся, развивает мыслительные процессы, формирует умение анализировать.

-уметь пользоваться правилами написания слов, основываясь на алгоритм; находить ответы на вопросы, используя памятку

6. Итог урока. Рефлексия.

Мы учились рассуждать в ходе работы над ошибками в словах и в предложении. Учились графическому комментированию.

Оцените свою работу на уроке.

Если вам было легко работать, вы не испытывали затруднений, поднимите сигнал красного цвета.

Поднимите зелёный сигнальчик, если в работе были затруднения, но она была интересна вам; вы легко нашли решение проблем. Поднимите синий, если вы с трудом справились с заданием и не получили удовлетворения в работе.

Оценивание деятельности на уроке. Оформление символов на полях тетради.

Рефлексия, проведенная в конце урока, позволяет оценить работу учащихся, выявить вопросы и вовремя их разобрать, а так же на эмоциональной ноте закончить урок, что способствует повышению желания учиться.

7. Домашнее задание

Дома вы будете выполнять самостоятельную работу над ошибками, используя «Памятку». (Приложение №2)

Приложение 1

Текст сочинения: Дети ходили в лес за земляникой там они увидели ежа. Гена палочкой вложил ежа в шапку. Он принес ежа домой. Мама дала ему поесть он испугался и залез под кровать потом еж перестал бояться. Он пил молоко он ел хлеб и не боялся. Дети пошли в школу Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Текст после исправления для дальнейшей работы

Текст сочинения: 1.Дети ходили в лес за земляникой. 2. Там они увидели ежа. 3. Гена палочкой вложил ежа в шапку. 4. Он принес ежа домой. 5. Мама дала ему поесть. 6. Он испугался и залез под кровать. 7. Потом еж перестал бояться. 8. Он пил молоко. 9. Он ел хлеб и не боялся. 10. Дети пошли в школу. 11. Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Приложение 2

Работа над ошибками.

1.Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: ученик, звонок.

2.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.

3.Перенос слова.

Раздели слово для переноса.

Например: ОСИ – НА.

4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: дочка, речка, мощный.

5.Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, роща, туча.

6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.

Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).

8.Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.

9.Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

10.Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: Заехал, уехал, поехал.

11.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

Например: Полетели, посмотрели, потянули.

12.Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с той же орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.

13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.

Например: Ель, тень, коньки.

14.Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.

Например: Вьюга, листья.

15.Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.

Например: Съезд, объём.

16.Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).

17. Непроизносимые согласные.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка – звёздный

18.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолёт.

19. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч ( м.р.), шалаш, товарищ.

Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

21. Не с глаголом. (орфограмма пробел)

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

22.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)

на полянке (на земле, 1 скл.)

24.Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

25. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например у преднас, копредмне, спредтобой.

26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?)

беречь (что делать?)

28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)

ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

30. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П.»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Урок поиск ошибок в предложенном тексте
  • Урок ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
  • Урок ошибки в образовании форм слова
  • Урок ошибки в образовании причастий
  • Урок на тему типичные грамматические ошибки