Урок работа над ошибками скачать

Бурашева Марина Хамибулловна,

учитель русского языка

МБОУ «Александровская  СОШ»

Грачёвского района

Название предмета

Класс

УМК

Уровень обучения

Русский язык

6

Русский язык 6. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.,Капинос, 2013

Базовый

Тема урока: Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Общее количество часов, отведённое на изучение темы:1

Место урока в системе уроков по теме:15

Цель урока: провести работу над ошибками, повторить правила, на которые были допущены ошибки.

Задачи урока:

повторить и закрепить слабоусвоенные орфограммы;

формировать умение быстро ориентироваться в применении изученных орфограмм на практике, соотносить их с действующим правилом;

самостоятельно подбирать и записывать примеры;

самостоятельно находить изученные орфограммы в тексте;

формировать орфографическую зоркость;

формировать навыки самоанализа учебной деятельности;

— развивать речь учащихся;

— формировать уважительное отношение к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать навыки самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  работы над ошибками.

Уметь выделять в предложении словосочетания с прилагательными; определять часть речи; правильно писать сложные прилагательные, Н и НН в прилагательных; проводить морфологический разбор прилагательных; вычленять основу предложения; определять члены предложения, выраженные именами прилагательными.

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение  урока:

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

  1. Организационный момент

Психологический настрой обучающихся к уроку

— Здравствуйте, дети. У меня для вас сюрприз.

Просмотр фрагмента мультфильма «Остров ошибок».

 Мультфильм о мальчике Коле Сорокине, который за год в школе нахватал двоек, и теперь эти лебеди-двойки привезли его на остров ошибок. Много Коля Сорокин повидал на острове ошибок: корову и лошадь, которые соединились, разделенных зайцев и слона, который весит меньше воздуха… Решил Коля отправиться домой, правильно решить задачки и помочь всем, кого он так необдуманно обидел. Но не так просто двоечнику уехать с острова, двойки не пускают…

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 — А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее.
(Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал).

  — Определите тему и цель урока.

  1. Проверка домашнего задания

Защита групповых творческих работ.

До урока организуется выставка работ учащихся. Проводится предварительное голосование среди учащихся школы. Баллы за защиту и зрительское голосование суммируются. Работы оцениваются.

  1. Актуализация знаний учащихся

Проведем работу над ошибками, допущенными вами в контрольной работе, вспомним еще раз правила и закрепим их. Сейчас посмотрим на результаты ваших работ. Кого-то они порадуют, а кого-то и огорчат. (В тетрадях для контрольных работ записывается дата, проводится работа над ошибками)

  1. Повторение изученного материала.
  1. Правило «Н и НН в именах прилагательных»

Одна буква Н

Две буквы Н

1. В суффиксе —н

2. В суффиксе -ан-, -ян- прилагательных, образованных от существительных

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса —н— от существительных с основой на

2. В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-

Карточка. Работа в парах

              Данные словосочетания преобразуйте в имена прилагательные.

Суффиксы выделите. Проверка по цепочке.

Пух лебедя, сок лимона, ложка из дерева, стакан  из стекла, сарай  из камня, носки из шерсти, пиджак  из кожи, гора песка, масло для машины, погода весной, стол в кухне, ком земли.

  1. Правило «Сложные прилагательные»

Написание сложных прилагательных

через дефис

Написание сложных

прилагательных слитно

1. Если сложное прилагательное обозначает оттенки цвета

2. Если сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис

3. Если оно образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания

Объяснительный диктант.1 учащийся у доски.

Записать прилагательные, составить с ними словосочетания.

              Белоснежный, изжелта-красный, юго-западный, русско-немецкий, железнодорожный, первомайские,  желторотый,  землянично-черничное, синие- пресиние,  древнеиндийские.

  1. Физминутка

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!

  1. Повторение пройденного материала
  1. Морфологический разбор прилагательного.

— Составьте предложение об однокласснике, используя три прилагательных. Выберите одно прилагательное, определите синтаксическую роль прилагательного,сделайте его морфологический разбор, используя карточки с планом разбора.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.)
3. Постоянные (П.п.):
— разряд.
4. Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
— полной или краткой форме (только у качественных и некоторых притяжательных),
— сравнительной или превосходной степени (только у качественных),
— числе,
— роде,
— падеже.

5. Синтаксическая роль.

           4. Работа над ошибками. Самостоятельная работа.

Пишу слово правильно (подчеркни свои ошибки, выдели морфему, где эта ошибка).

Объясняю (графически комментирую орфограмму, подбираю проверочное слово и т.д).

Закрепляю (привожу пример слова на данную орфограмму.

  1. Рефлексия

«Три лица»

Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

  1. Домашнее задание: упр. 234
  1. Итог урока. Выставление оценок.

Муниципальное  бюджетное
общеобразовательное учреждение

Ухоловская средняя школа

Рязанской области

Урок русского
языка

«Работа  над 
ошибками»

                                                                                     
Провела :
С.М.Щеголькова

                                                                                                    
учитель начальных классов

Ухолово

2017

Тема:
Работа над ошибками

Цель:
Выяснить причины орфографических ошибок, допущенных в диктанте, повторить
орфограммы, обобщить знания о способах проверки различных орфограмм, показать
значимость грамотного письма в жизни

Задачи урока:

Образовательная

научится:

• применять
правила правописания;

• проверять
предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки;

• при работе над
ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий,
помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Развивающая

• формирование
умения  контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; 

• готовность
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Воспитательная

•  развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развивать умение
работать самостоятельно, в группе.

Тип урока  

обобщение и
систематизация знаний

Ход
урока.

1. Организационный
момент

Я рада
приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для
нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем
 внимание нашим гостям.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

2. Мотивация к учебной деятельности.

         Вчера на уроке мы писали диктант, и сегодня по традиции,
как вы уже догадались что будем делать? (работу над ошибками)

         Значит тема нашего урока – это (работа над ошибками) –
СЛАЙД

         Как вы думаете, зачем мы делаем работу над ошибками?

 Сегодня работа над ошибками у нас пройдёт
по новому. Я вас приглашаю в «Орфографическое  кафе».

 Что такое «кафе»?

         А почему орфографическое?

         Работу над ошибками мы проведём в группах. Сейчас
командир каждой группы получит текст диктанта, который мы вчера писали. В этом
тексте вам надо исправить ошибки. Это те слова, в которых больше всего было
допущено ошибок. Но вы должны не только их исправить, но еще определить
орфограмму и, если можно, подобрать проверочные слова.

         Какие же цели стоят сегодня перед нами? (на доске
и СЛАЙД)

Вспомним правила, на какие чаще всего мы делаем ошибки. (СЛАЙДЫ)

ВСПОМНИМ правила работы в группах.

ОБЪЕДИНИЛИСЬ в группы. командиры получили задание. (получают текст
для исправления, таблицу с орфографическими правилами, куда будут записывать
слова, памятку по выполнению работы над ошибками)

На работу вам 10 мин.

3. Работа в группах.

         Дети работают в группах. после выполнения работы проводим
проверку. Командиры группы зачитывают слова на данное правило. Проверяют,
высказывают своё мнение.

         После проверки работ заполняем лист самооценки

1. умею находить слова, в которых допущены ошибки (допускаю
ошибки, нужна помощь)

2. правильно определяю орфограмму (допускаю ошибки, нужна помощь)

3. умею подбирать проверочные слова к данным словам (допускаю
ошибки, нужна помощь)

4. ФИЗМИНУТКА.

5. Индивидуальная работа.

         Сейчас вы работали над своими ошибками в группах, но если вы
заметили, текст диктанта был неполный. А вот над другой частью диктанта вы
поработаете самостоятельно. На листочках текст, но теперь в нем пропущены
буквы. Вам надо вставить буквы и, если можно подобрать проверочные слова, и не
забудьте отметить ту орфограмму, над которой будете работать. 

Учащиеся выполняют работу.

После выполнения работы листочки сдают. 

Эти работы оценю я, а вы себя оцените в листах самооценки.

1. если вы быстро, и если даже у вас возникали затруднения, но вы
смогли их преодолеть, то плюс в 1 столбике, если вы сомневаетесь, что всё
выполнили правильно, то плюс – во 2 столбике, а если с заданием не справились –
то в 3 столбике.

6. Рефлексия

— Какую цель вы ставили перед собой на
уроке?

— Кто считает, что он достиг цели урока?
Это вы можете проследить по «Листу самооценки».

Посмотрите на свой лист самооценки и
встаньте те, кто уже уметь хорошо выполнять работу над ошибками. (все плюсы в 1
столбике)

         А теперь те, кто ещё затрудняется, но сам может
преодолеть это затруднение (есть плюсы и в 1 и 2 столбиках)

         А теперь те, которым нужна ещё помощь товарищей и учителя
(плюсы в 3 столбике)

7. Итог урока.

         Какая же была тема нашего урока?

Зачем делать работу над ошибками?

Я думаю, что слова, над которыми вы сегодня работа, вы будете
писать правильно.

Спасибо за урок .

Лист самооценки

Умею
делать хорошо

Делаю
ошибки

Нужна
помощь

1

2

3

4

5

Лист самооценки

Умею
делать хорошо

Делаю
ошибки

Нужна
помощь

1

2

3

4

5

Лист самооценки

Умею
делать хорошо

Делаю
ошибки

Нужна
помощь

1

2

3

4

5

Исправь ошибки.

         Влютый 
зимний  холад  всякая  птица  спишит  к  желью человека.  Там  лехче  добыть 
пищю.  Голад  убивает  обычный страх.  Люди  перестают  пугать  осторожную 
лисную  жывность. Тетереф  и  Куропатка  залитают  в  хранилища  с  зерном. 
Русаки ночью  постоянно  скачут  в  сад  и  агарот.   

Исправь ошибки.

         Влютый 
зимний  холад  всякая  птица  спишит  к  желью человека.  Там  лехче  добыть 
пищю.  Голад  убивает  обычный страх.  Люди  перестают  пугать  осторожную 
лисную  жывность. Тетереф  и  Куропатка  залитают  в  хранилища  с  зерном. 
Русаки ночью  постоянно  скачут  в  сад  и  агарот.   

Исправь ошибки.

         Влютый 
зимний  холад  всякая  птица  спишит  к  желью человека.  Там  лехче  добыть 
пищю.  Голад  убивает  обычный страх.  Люди  перестают  пугать  осторожную 
лисную  жывность. Тетереф  и  Куропатка  залитают  в  хранилища  с  зерном. 
Русаки ночью  постоянно  скачут  в  сад  и  агарот.   

Развёрнутый план-конспект урока

1. Тема урока: Работа над ошибками.

2. Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:

1. Работа над различными видами ошибок.

2. Выработка умения самостоятельно объяснять допущенные ошибки.

З. Формирование орфографических и пунктуационных навыков.

4.Развитие языкового чутья и вкуса.

Задачи:

— создать условия для формирования у учащихся практического умения выполнять работу над ошибками в соответствии с программными требованиями;

— организовать исследовательскую деятельность учащихся;

— учить учащихся работать по алгоритму;

— отрабатывать навыки графического обоснования орфограмм;

— формировать коммуникативные умения;

— развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

Индивидуальные распечатки текста сочинения

Плакат с текстом (на доске).

Ручки, карандаш.

Компьютер, проектор, экран для показа слайдов.

План урока:

1.Организационный момент

2. Актуализация

3. Сообщение темы и целей урока

4. Работа по теме (работа в паре)

5. Физкультминутка — игра

6. Работа над темой урока

7. Итог урока. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование и

самоанализ

1. Организационный момент

-Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждет интересный, полезный урок!

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко и приятно дается вам учение!

— Доброе утро, дети!

— Какое у вас настроение?

— Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что такое настроение сохранится у вас до конца урока.

— Проверьте, пожалуйста, как вы готовы к уроку: все ли в порядке, на месте ли ручка, книжка и тетрадка.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

-актуализирую требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

— создаю условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, готовность к обучению, отношение к учению.

2. Актуализация

Результаты сочинения.(Ознакомление с оценками)

-Самой удачной работой можно считать…/Послушаем/

-Понравилось сочинение?

-Вот так можно написать, если внимательно, старательно работать на уроке. Но некоторые ученики допустили ошибки на изученные правила. Вы это видите по оценкам. Вам нужно быть более внимательными, ответственным за свою работу.

Слушают

Да

— обеспечить мотивацию и готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности.

Учителю уместно просить разрешения у тех уч-ся, сочинения которых он желает зачитать вслух. Это должны быть самые удачные тексты, чтобы не вызвать неудовольствие и агрессию со стороны учеников.

Разнообразные виды работы во время тренингов – это хороший способ всем учащимся усвоить материал.

2. Сообщение темы и целей урока

— Имеем ли мы право допускать ошибки?

— В народе говорят, что на ошибках учатся. Сегодня на уроке мы продолжим учиться выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

Для чего нужно выполнять работу над ошибками?

– Сегодня на уроке мы будем выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

— Да. Мы ещё учимся. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

— Нет, не имеем, потому что мы учимся, учитель нам всё объясняет, а в учебнике есть правило. Нужно стараться быть грамотными.

— Чтобы больше не допускать ошибок.

Закрепляю умение определять цель деятельности на уроке

Создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

3. Работа по теме.

(работа в паре)

Перед вами на партах лежат распечатки текста. У меня на доске – увеличенный вариант. Исправления будем вносить на этих листах зеленой пастой.

Итак, покажите мне, что Вы готовы работать.

Предлагаю работать в паре.

(Приложение №1)

— Прочитайте предложения. Правильно ли они построены? В чём ошибка? Как составить предложения правильно? (приложение №1)

— Прочитайте 3 и 4 предложения. Все ли здесь хорошо? Какое слово повторяется и в 3, и в 4 предложении?

— Как можно исправить эту ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в Винительном падеже

— А если объединить эти два предложения? Что для этого надо сделать? Что получилось?

— В какой головной убор положил ежа Гена?

Подберите синонимы к этому слову

— Прочитайте 7 предложение. Замените фразу « перестал бояться» одним словом.

— Прочитайте 8 и 9 предложения. Все ли здесь в порядке? Какое слово повторяется? Как можно исправить?

— Прочитайте 5 предложение. Вам понятно, кому мама дала поесть? Ежу или Гене?

— Как исправить недочет?

— Что за текст у нас получился? (записывает текст на доске).

Слушают задания. Работают на карточках в парах. Читают текст сочинения.

-Дети предлагают свои варианты, исправляют ошибки на листочках.

— Повторяется слово ёж.

— Заменить слово «еж» в 4 предложении местоимением «его»

— Соединить при помощи союза – И.

Читают

— В кепку

— кепка, шляпа, шапка, панама

— Привык

(исправления вносятся в текст сочинения)

Варианты записываются, затем вносятся изменения

— Нет

-Ежу

— Ответы детей

делаются исправления в тексте

— создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

— извлечение необходимой информации, определение основной информации.

— способствует развитию мышления и умения правильно выражать свои мысли.

— согласовывать позиции и находить общее решение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

4. Физкульминутка-игра

— Сейчас немного отдохнем. Встаньте, вытяните руки вперед перед грудью. Внимательно слушайте слова. Если я называю слова с корнем —лет— ,вы разводите руки в стороны, изображая самолет, а если слова с корнем -лес-, то потягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.

(Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет).

— Молодцы! Сядьте за парту..

Учащиеся выполняют

двигательные действия, направленные на развитие пространственного восприятия

Снять утомление и активизировать детей к дальнейшей работе.

5. Работа над темой урока

Деление текста на абзацы. Посмотрите внимательно на первую картину. Какие предложения из текста к ней относятся? Прочитайте. Обозначьте римской цифрой I. (аналогично по остальным картинкам).

Запись исправленного текста на слайде.

1)На слайде слово БАССЕЙН.

-На какое правило это слово?

-Что мы знаем о словарных словах?

-Найдите в своём тексте словарные слова и выпишите их. Есть ли у вас затруднения?

2) На слайде слово ГРУСТНАЯ.

-Назовите орфограмму.

-Какой согласный здесь не произносится?

-Как это проверить?

-Поднимите руку те, у кого в тексте есть слова на данную орфограмму. Продиктуйте эти слова всем остальным. Остальные запишут эти слова, подберут к ним проверочные слова, а также слова-синонимы.

3) На слайде слово книжками.

— Как мы проверяем правописание звонких и глухих согласных?

-А как мы проверим это слово? Найдите в тексте пример на это правило. Подберите еще один пример сами. Составьте предложения с этими словами.

— Дети высказывают свои варианты

-Это словарное слово.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Взаимопомощь учащихся.

-Непроизносимый согласный.

-Подобрать проверочное слово (грустит)

Коллективная работа учащихся под руководством учителя.

— Нужно изменить слово так, чтобы за согласным следовала гласная.

Индивидуальная работа

разобрать знакомые уч-ся орфограммы, на которые были допущены ошибки в сочинениях, напомнить правила проверки слов с орфограммами.

Формулировка правил активизирует словарный запас уч-ся, развивает мыслительные процессы, формирует умение анализировать.

-уметь пользоваться правилами написания слов, основываясь на алгоритм; находить ответы на вопросы, используя памятку

6. Итог урока. Рефлексия.

Мы учились рассуждать в ходе работы над ошибками в словах и в предложении. Учились графическому комментированию.

Оцените свою работу на уроке.

Если вам было легко работать, вы не испытывали затруднений, поднимите сигнал красного цвета.

Поднимите зелёный сигнальчик, если в работе были затруднения, но она была интересна вам; вы легко нашли решение проблем. Поднимите синий, если вы с трудом справились с заданием и не получили удовлетворения в работе.

Оценивание деятельности на уроке. Оформление символов на полях тетради.

Рефлексия, проведенная в конце урока, позволяет оценить работу учащихся, выявить вопросы и вовремя их разобрать, а так же на эмоциональной ноте закончить урок, что способствует повышению желания учиться.

7. Домашнее задание

Дома вы будете выполнять самостоятельную работу над ошибками, используя «Памятку». (Приложение №2)

Приложение 1

Текст сочинения: Дети ходили в лес за земляникой там они увидели ежа. Гена палочкой вложил ежа в шапку. Он принес ежа домой. Мама дала ему поесть он испугался и залез под кровать потом еж перестал бояться. Он пил молоко он ел хлеб и не боялся. Дети пошли в школу Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Текст после исправления для дальнейшей работы

Текст сочинения: 1.Дети ходили в лес за земляникой. 2. Там они увидели ежа. 3. Гена палочкой вложил ежа в шапку. 4. Он принес ежа домой. 5. Мама дала ему поесть. 6. Он испугался и залез под кровать. 7. Потом еж перестал бояться. 8. Он пил молоко. 9. Он ел хлеб и не боялся. 10. Дети пошли в школу. 11. Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Приложение 2

Работа над ошибками.

1.Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: ученик, звонок.

2.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.

3.Перенос слова.

Раздели слово для переноса.

Например: ОСИ – НА.

4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: дочка, речка, мощный.

5.Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, роща, туча.

6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.

Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).

8.Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.

9.Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

10.Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: Заехал, уехал, поехал.

11.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

Например: Полетели, посмотрели, потянули.

12.Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с той же орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.

13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.

Например: Ель, тень, коньки.

14.Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.

Например: Вьюга, листья.

15.Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.

Например: Съезд, объём.

16.Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).

17. Непроизносимые согласные.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка – звёздный

18.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолёт.

19. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч ( м.р.), шалаш, товарищ.

Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

21. Не с глаголом. (орфограмма пробел)

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

22.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)

на полянке (на земле, 1 скл.)

24.Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

25. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например у преднас, копредмне, спредтобой.

26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?)

беречь (что делать?)

28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)

ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

30. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П.»

Пояснительная записка.

Как сделать урок работы над ошибками после контрольной работы интересным для
учащихся, эффективным, чтобы работа на нем не была одинаковой для всех? Зачем
работать над чужими ошибками?

Используя различные формы работ, виды деятельности учащихся, я пришла к своей
методике проведения подобного урока, который так и называю – “Работа над
ошибками”. Суть его заключается в том, что каждый работает над своими пробелами,
совершенствует навыки правописания, ставит для себя вопросы, что еще осталось
непонятным, а также, в зависимости от уровня обученности, может оказать
кому-либо помощь, продолжить работу в совершенствовании навыков взаимопроверки,
в развитии творческих способностей.

Подобный урок мною для четкого планирования работы, успешного достижения
целей делится на несколько этапов (учителю следует учесть, что за партой
(столом) должны сидеть ученики с разным уровнем обученности):

I. Анализ контрольной работы (учитель, кратко).
II. Определение цели урока. Знакомство с планом.
III. Самостоятельная работа учащихся.

Этапы самостоятельной работы.

1-й этап. Осмысление.

Цель: осмыслить допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

– Учащиеся, у кого “отлично”, пишут мини-сочинение, где поделятся своими
чувствами о полученной оценке, покажут свой творческий потенциал.

– Учащиеся, у кого “хорошо” за диктант, работают в тетради “Мои ошибки”,
самостоятельно исследуют их. Учитель оказывает им помощь в случае
затруднения.

– Ученики, которые получили “удовлетворительно”, в ходе выполнения работы над
ошибками должны понять, почему они ошиблись, следует найти верное решение. Здесь
им также помогает оказывается со стороны учителя.

Что же делают учащиеся, которые не справились с диктантом? С самого начала
работы учитель вместе с ними организует работу через тетради «Мои ошибки”. Дети
объясняют написание орфограммы, приводят примеры на это же правило. Эта
деятельность предполагает работу в группе (отдельно от основной части класса).

2-й этап. Закрепление.

Цель: закрепить правильное написание в допущенных орфограммах.

Учащиеся с оценкой “отлично” за диктант оказывают помощь “слабому” ученику,
тренируют его, подготавливают его к своеобразному отчету о проделанной работе.

Учащиеся, получившие оценку “хорошо” и “удовлетворительно” за диктант,
выполняют предложенные задания. Задания выбирают сами учащиеся. Выбор идет не от
того, что легче, а над чем надо поработать, чтобы не допускать подобных ошибок в
дальнейшем.

3-й этап. Проверка.

Предлагаются разные способы проверки, но учащийся выбирает их сам. Учитель
наблюдает, как ее организуют дети, насколько она эффективна:
– самопроверка по опоре,
– объяснения соседу,
– консультация сильного учащегося,
– помощь учителя в случае затруднения.

На данном этапе учащиеся должны подвести для себя промежуточный итог.

4-й этап. Работа по пунктуации.

Цель: улучшить пунктуационную грамотность.

Ребята уже устали (позади минут 20 работы), поэтому здесь им нужно дать
отдохнуть. Помогут в этом интересные предложения или текст, увлекательная или
даже новая форма проверки (компьютерное тестирование, ЭОР), можно отвлечься на
фронтальный опрос. Важно сменить вид деятельности учащихся, чтобы затем
отправиться в путешествие по стране “Пунктуация”. Для проведения такой работы
необходимо учитывать доминирующий канал восприятия у учащихся данного класса.

5-й этап. Работа в парах. Орфография.

Далее после проведенной работы (оцениваю ее по линокарте, перфокарте или
цифровому диктанту) даю детям возможность поиграть, но с пользой.

Играем в “Темную лошадку”, которую разработала сама, в игру “Компьютер”, где
дети работают в паре или организуют работу по тетради “Мои ошибки”. Цель игр –
повышение орфографической грамотности. При такой организации практической
деятельности никто не боится ошибиться, т.к. каждый может быть как проверяемым,
так и проверяющим, что им особенно нравится.

Учитель в это время проверяет работы, выполненные ранее, и по окончании игры
выдает их детям.

6-й этап. Итоги проверки.

Учащиеся сами делают вывод, насколько успешно их “Путешествие по пунктуации”.

7-й этап. Подведение итогов.

Здесь не надо спешить, все должно быть обдумано, следует учесть желание
учащихся. Все происходит следующим образом:
– помощник-консультант отчитывается за проделанную работу с учащимся, который не
справился с диктантом (по желанию ученик может выступить сам);
– учащиеся, у которых “удовлетворительно”, анализируют свою работу (где
ошиблись, что стало понятно, где затрудняются еще на сегодняшний момент);
– учащиеся, у которых “хорошо”, проводят анализ своей работы, акцентируя
внимание на том, что вызвало у них трудности и какие рекомендации от них получил
его одноклассник;
– учащиеся, у которых “отлично”, представляют всему классу свою творческую
работу (обязательно отклик учащихся, учителя).

Конечно, организовать работу подобным образом не всегда легко, т.к. следует
учитывать ошибки учащихся, навыки их самостоятельной работы, тщательно подбирать
материал для отработки и закрепления определенных орфограмм и пунктограмм. Но
для меня именно такой урок работы над ошибками является шагом по дороге к
грамотности, где учащиеся работают в своей темпе, каждый решает свои задачи;
ученик может оказаться полезным рядом сидящему, а также порадоваться за его
успехи.

“Работа над ошибками по теме “Наречие””. 

Цели:

– дать возможность учащимся осмыслить свои ошибки; определить задачи, над
которыми следует работать в дальнейшем;
– создать условия для развития навыков самоконтроля, взаимопроверки, работы в
паре, группе;
– способствовать развитию навыков устного делового общения, сотрудничества.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. (5 мин.) Анализ контрольной работы (после темы “Наречие”).

На данном этапе урока в обобщенной форме сообщаю о типичных ошибках всего
класса и о работах, выполненных на “отлично”.

II. Тема и цель урока. (Приложение
1
)

Знакомство с планом работы. Учащиеся, получившие оценку “отлично”, “хорошо” и
“удовлетворительно”, работают по выданному им плану; учащиеся, получившие оценку
“неудовлетворительно”, работают индивидуально с учителем.

III. (15 мин.) Самостоятельная работа.

Цель: выявление пробелов в знаниях и закрепление орфографических и
пунктуационных навыков.

1. Осмысление допущенных ошибок.
  Деятельность учащихся Цель
учащиеся, у которых “5” пишут мини-сочинение (отклик на полученную
оценку)
показать творческий потенциал, использовать
возможность выразить свои чувства
учащиеся, у которых “4” – работа в тетради “Мои ошибки”

– подбор
собственных примеров на допущенные ошибки

исследование своих ошибок
учащиеся, у которых “3” – работа в тетради “Мои ошибки”


составить словосочетание или предложение со словом, где допущена ошибка

понять, почему ошиблись, и найти верное
решение
учащиеся, у которых “2” – работают с учителем в тетради “Мои
ошибки”

– выполняют индивидуальные задания

осмыслить, почему ошибся в написании слова
(учитель оказывает помощь)
2. Закрепление орфографической грамотности.
Учащиеся, у которых “5” работает в паре с учеником, который не
справился с диктантом
оказать помощь, подготовить через
тренировочные задания к отчету (итогу)
учащиеся, у которых “4” Задание1 – орфография (Приложение
4
)

задание 2 – пунктуация (Приложение 2)

тест по теме: ”Наречие”(компьютер)

(по выбору)

(Приложение 3)

совершенствование
орфографической
и пунктуационной грамотности по теме “ Наречие ”.
учащиеся, у которых “3” Задание1– орфография (Приложение
4
)

задание 2 – пунктуация, (Приложение
2
)

тест по теме: ”Наречие”(компьютер)


(по выбору) (Приложение 3)

3. Проверка.
учащиеся, у которых“5” проводят “экзамен” у учащегося, с которым
работал
подвести промежуточный итог (что стало понятно, где
затрудняются)
учащиеся, у которых “4”

учащиеся, у
которых “3”

в
ы
б
о
р
– Самопроверка или взаимопроверка (по
опоре, которую выдает учитель, или сверить с ответами в карточке),


Объяснение рядом сидящему ученику,

– Консультация (учитель, в случае затруднения).

 

Физкультминутка.

IV. (10 мин.) Работа по пунктуации.

Цель: улучшить пунктуационную грамотность

– фронтальный опрос:

1) Какие члены предложения называются однородными?

2) Какое предложение называется сложным?

3) Какие предложения называются сложносочиненными? Назовите союзы.

4) Какие предложения называются сложноподчиненными? Назовите союзы.

“Путешествие по малой родине”. (Приложение 1)

– Контроль по линокарте.

С/С С/П Прост. предл.
1     +
2 +    
3   +  
4     +
5 +    
ФИО  

1. Борис Викторович Шергин прожил в Москве 51 год и всегда с особой любовью
вспоминал родной Архангельск.

2. На зеленых холмах Малых Карел стоят ветряные мельницы и широко разметали
они свои крылья.

3. Два брата Карела погибли когда защищали свою землю от разбойников.

4. Ломоносов Абрамов и Рубцов Шергин и Писахов гордость русского Севера.

5. Прокопий Иванович Галушин погиб, жертвуя собой и мы будем помнить о его
подвиге.

Обязательно опору учащимся со зрительным каналом восприятия.

V. (8 мин.) Работа в парах по закреплению орфографической грамотности.

1) Карточки по теме: ”Наречие” (или по тетради “Мои ошибки”. (Выбор.)

2) Интерактивная доска. (Приложение 1)

Задание: вставь пропущенную букву и объясни ее написание.

общ..
сн..чал..
оч..ровательно
объед..не..о
думать (по) новому
иску..тве..о
ссделать (во )время
свеж..
(по) прежнему
(ото)всюду


VI. (7 мин.) Подведение итогов учащимися.

(По желанию учащихся.)

– Помощник-консультант отчитывается за проделанную работу с учащимся, который
не справился с диктантом (по желанию ученик может выступить сам);
– учащиеся, у которых “удовлетворительно”, делают анализ своей работы (где
ошиблись, что стало понятно, где затрудняются);
– учащиеся, у которых “хорошо”, делают анализ своей работы (что вызвало
трудности), дают рекомендации соседу с “3”;
– учащиеся, у которых “отлично”, представляют свою творческую работу;
(обязательно) отклик учащихся.

Примечание: при наличии времени в карточке по теме “Орфография” можно
записать проверочные слова (Приложение 5).

В тетради “Мои ошибки” учащиеся выписывают слова, которые написали
неправильно.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Магдагачинска средняя общеобразовательная школа №3

Конспект урока: русский язык

2 класс

ТЕМА: «Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.»

Половинкина Ирина Николаевна

Учитель начальных классов

2019 год.

ТЕМА: «Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.» (04.02.2019г.)

Учащиеся должны знать: что такое орфограмма; классификацию изученных орфограмм, способ их обозначения, правила

написания.

Учащиеся должны уметь: анализировать языковой материал, находить в словах изученные орфограммы, обозначать их;

участвовать в продуктивной деятельности в ходе работы над ошибками.

Оборудование: таблички с условными обозначениями орфограмм, текст диктанта, объединяющий все ошибки, которые были

допущены учащимися; таблички с названиями творческих групп, карточки «солнышко и тучка» для цветодиагностики, доска

Цель:1) повторить и систематизировать изученный материал, выполнить работу над ошибками;

2) развитие коммуникативных навыков, умений работать в группе, совместно коллективом и группой планировать,

выполнять работу по составленному плану, распределять поручения (работу) внутри рабочей группы, контролировать свою

работу и работу товарищей;

3) воспитание сопереживания, взаимопомощи, самостоятельности, ответственности за порученное дело.

Задачи:

качественно выполнить работу над ошибками в контрольном диктанте;

организовать работу в группах с целью развития коммуникативных навыков, умений совместно планировать и

выполнять работу по составленному плану, контролировать работу свою и других групп;

воспитывать отзывчивость, самостоятельность и ответственность за выполняемую работу через совместное решение

проблемной ситуации

Этап урока/цели

1.

Организационный момент /

проверка готовности к уроку,

приветствие и создание

эмоционального настроя.

2мин.

Деятельность учителя

Приветствует детей, проверяет готовность

класса к уроку, просит учащихся поделиться

мнением:

Урок русского языка для вас, ребята,

трудный или лёгкий? Почему?

Зачем нам нужно изучать русский язык, даже

если это нелегко?

Вы умеете преодолевать трудности?

Преодолевать трудности очень важно уметь,

чтобы добиться желаемого результата.

Поднимите руку, кто уверен, что сможет

справиться со всеми трудностями.

Трудностей не надо избегать и бояться, их

необходимо преодолевать, быть стойкими,

сильными и уверенными в себе.

А давайте послушаем сами себя, какое

настроение у Вас сейчас. Позволит ли ваше

состояние, (настроение) преодолеть все

трудности на нашем уроке русского языка?

У вас на столе лежат картинки, на них

изображены солнышко и тучка. Посмотрите,

какая из картинок отражает ваше

настроение. Выберите её и покажите.

Мне хочется верить, что все вместе мы

преодолеем любые трудности. За работу!

Деятельность учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

(для когото урок русского языка лёгкий,

для когото труден)

Трудно или легко, но русский язык – наш

родной язык и мы должны его знать.

Да умеем, учимся это делать.

Поднимают руку те дети, которые уверены в

себе, но есть и такие, кто не поднимает руку.

Дети показывают картинки в соответствии

со своим настроением (состоянием)

2.

Сообщение об общих

результатах диктанта./

Создание проблемной

ситуации (Похвалить тех

учащихся, которые написали

диктант хорошо и лучше, чем

предыдущий создать

ситуацию успеха и поставить

перед проблемой тех

учащихся, которые в

диктанте допустили ошибки).

Учитель сообщает результаты диктанта, но не

называет фамилии учащихся, которые не

успешно справились с работой – они сами видят

результат в тетради.

Но, надеюсь, что те, кто огорчился, не

теряют надежды на отличный результат своего

труда. Как говорится: «На ошибках учатся». А

те, кто справился с диктантом успешно,

помогут своим одноклассникам, ведь не в

наших школьных правилах бросать товарища

в беде!

Кто из вас, дети, хочет справиться с

допущенными ошибками? Поднимите руки.

Это похвально!

Очень хорошо, что у вас есть желание,

значит, вы говорите себе «Я могу, Я ХОЧУ».

А если человек «хочет», то обязательно

добьётся своей цели. Такого человека

называют целеустремлённым.

3.

Сообщение темы урока через

проблемную ситуацию/

настроить на работу, найти

выход из сложившейся

ситуации, получить

эмоциональный отклик детей

(ктото не справился с

диктантом, ктото это сделал

успешно, сочувствие,

желание помочь

одноклассникам быть тоже

успешными)

4.

Формулирование целей и

задач предстоящей

деятельности/ составить план

выхода из ситуации.

а) А что мы с вами должны сделать, чтобы,

действительно справиться с ошибками?

Вы правы, необходимо ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ

НАД ОШИБКАМИ.

б) Итак: Цель нашего урока: повторить и

систематизировать, т.е. «разложить по полочкам

в нашем уме» материал по изученным

орфограммам.

Задача: выполнить работу над ошибками,

допущенными в диктанте.

в) СОСТАВИМ ПЛАН СВОЕЙ РАБОТЫ:

1. Найти и исправить свои ошибки

2. Записать в таблицу.

3. Обобщение и закрепление знаний.

Ищут выход из сложившейся ситуации,

прогнозируют, предполагают.

Найти и исправить свои ошибки и больше

их не повторять, доучить то, что недоучено,

больше тренироваться, выполнить Работу

над ошибками и т. д.

5

Работа над ошибками/

качественно выполнить

работу над ошибками,

6. Ф/М./ (снять напряжение,

физическую усталость,

поддержать хороший

эмоциональный настрой)

7. Продолжение работы

обобщить, систематизировать

изученный материал,

повторить правила

написания.

Работа с классом:

Оформим работу в тетрадях: запишем число

и месяц. На следующей строке тему урока:

Работа над ошибками.

11.

12.

13. Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Следующий этап нашего урока обобщение и

закрепление. Работать будем в парах.

У вас на партах диктант с ошибками и

таблица с названиями орфограмм, на которые

допущены ошибки. Вам нужно находить слово

с ошибкой и определить, на какое правило она

допущена. Записать в таблицу правильно

слово и графически ее обозначить.

Учитель курирует работу детей.

Дети находят свои ошибки, объясняют их,

записывают в таблицу

7. Д/З./Проверка 1) осознания

детьми мотивов необходи

мости продолжения работы и

2)самооценки имеющихся

знаний.

8.Итог урока.

Цветодиагностика/

Рефлексия деятельности.

Эмоциональный настрой

после урока

Чтобы каждый из вас имел возможность

повторить ещё раз то, о чём мы говорили на

уроке, лучше понять и потренироваться, я

предлагаю вам домашнее задание на ту тему, над

которой каждому ещё нужно поработать.

Стр.30 №2, 3 в учебнике.

Все задания выполняем в рабочей тетради.

Подведём итог урока. Я не сомневаюсь, что

каждый из вас хочет стать отличником, но путь к

знаниям очень труден.

Что помогло вам преодолеть сегодняшние

трудности?

Оцените свою работу.

Как вы думаете, мы достигли цели

нашего урока? Докажите.

Какое настроение у вас в конце нашего

урока? Покажите его с помощью карточек:

Поднимите карточку.

Мне хочется верить в то, что своим трудом вы

все достигните высшей оценки знаний. Спасибо

за хорошую работу. Урок окончен.

Записывают домашнее задание в дневники.

Дружба, помогали друг другу, работали все

вместе, каждый хорошо делал своё дело и

т.д.

Высказывания детей.

Да, мы исправили все свои ошибки,

вспомнили, а коекто и выучил правила

написания слов, ещё раз закрепили свои

знания)

Показывают карточки «солнышко» или

«тучка»

Приложения к уроку.

Текст диктанта.

Зимний денёк.

Ночю был легкий морос. Выпал первый снек. Он мягкий и пушистый. Дупки и дорошки стали белые. С берез

посыпался иней. хорошо во дворе! Ребята надевают палто, шабки, варешки и бегут играть в снешки. Малыши

вылипили сниговика. Вместо носа моркофка. (39 слов)

Правописание

парных

согласных

в корне слова.

Проверяемые

написания

безударные гласные

в корне слова

Правописание

слов с Ь

показателем

мягкости

согласных/

Раздельное

написание

предлогов с

другими

словами.

Сочетания

ЖИ, ШИ,

ЧА, ЩА,

ЧУ, ЩУ,

ЧН, ЧК.

Оформление границ

предложения:

заглавная буква в

начале

предложения, знак

на конце П.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Урок работа над ошибками в тесте
  • Урок природа не прощает ошибок
  • Урок поиск ошибок в предложенном тексте
  • Урок ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
  • Урок ошибки в образовании форм слова