Ошибки при употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Данный й материал содержит теоретическую и практическую часть и может быть использован при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задание № 6).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oshibki_pri_upotreblenii_form_glagolov.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ОШИБКИ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ФОРМ ГЛАГОЛОВ, ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ
1. «Недостаточные» глаголы не образуют формы 1 лица единственного числа.
Я ПОБЕДЮ, УБЕДЮ, ДЕРЗЮ, ОЧУТЮСЬ….
Следует использовать описательные формы:
Я СУМЕЮ победить, ХОЧУ убедить, МОГУ очутиться, ПОСТАРАЮСЬ не дерзить…
2. «Изобилующие» глаголы имеют две формы настоящего времени:
разговорная (просторечная) форма
Им движет чувство сострадания.
Он двигает мебель.
капает = падает каплями
3. В литературном языке не имеют форм повелительного наклонения глаголы
ХОТЕТЬ, МОЧЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ЕХАТЬ , ЖАЖДАТЬ. ( ВИЖДЬ – архаизм).
Литературные нормы: ляг(те), беги(те), тронь(те), положи(те), поезжай(те)
- ГЛАГОЛЫ С СУФФИКСОМ –ЫВА-ИВА :
книжная форма с О устаревает
разговорная форма с А распространяется все шире
Веленью Божию, о Муза, будь послушна! Обиды не страшась, не требуя венца,
К добру и злу постыдно равнодушна,
И не оспоривай глупца! (Пушкин).
- ФОРМЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ С СУФФИКСОМ — НУ:
книжная форма устаревает
разговорная форма более распространена в живом языке
сохнул, киснул, глохнул, чахнул, гаснул, поникнул…
Певец угаснул от печали (Жуковский).
Угас, как светоч, дивный гений (Лермонтов).
И потух огонь очей (Пушкин).
сох, кис, глох, чах, гас, поник….
ХОЧУ ХОТИМ ЖГУ ЖЖЕМ
ХОЧЕШЬ ХОТИТЕ ЖЖЕШЬ ЖЖЕТЕ
ХОЧЕТ ХОТЯТ ЖЖЕТ ЖГУТ
1.Употребление разговорно-просторечных форм вместо литературных:
Я убедю вас в этом!
При ангине горло полоскают раствором соды.
Ехай в деревню и ни о чем не думай.
2. Неудачное употребление возвратных глаголов ( с постфиксом –СЯ), создающее двусмысленность:
Изделие красится очень ярко.
Готовые детали бросаются в воду.
3.Нарушение соотнесенности видо-временных форм глагола:
Героиня полюбила крестьянского парня и бежит с ним из дома свекра.
Поможем молодым талантам расти и проявить себя.
4.Неправильное образование причастий:
Я достиг давно мечтаемого положения.
Необходим поиск новых методов, приносивших бы максимальные результаты.
Мы готовим выставку, расскажущую о наших спортивных достижениях.
5.Неправильный выбор временных и видовых форм причастий, нарушение их соотнесенности с глаголом-сказуемым:
К автобусной остановке бежала модно одевающаяся женщина.
Лесную тишину нарушали сорвавшиеся с веток комья снега.
6.Неправильное образование деепричастий, употребление разговорных и устарелых форм:
Он задумался, чеша затылок.
Увидя подругу, девочка улыбнулась.
Уставши, они решили отдохнуть.
7.Неправильный выбор видовых форм деепричастий, нарушение их соотнесенности с глаголом-сказуемым:
Погуляв в парке, я вижу цветущие деревья.
Погуляв в парке и любуясь весенней природой, он хорошо отдохнул.
1. Укажите ошибки в употреблении форм глагола. Исправьте их.
- Не махай так сильно руками при разговоре.
- Если вы так поступите, я очутюсь в очень неловкой ситуации.
- Я убедю вас в том, что вы ошиблись.
- Занавеска чуть колыхается от ветра.
- Легкий морозец щипет щеки, с елок сыпятся серебряные искры.
- Когда пловец достигнул берега, шторм почти утихнул.
- Меня глодает совесть.
- Шахматист отвергнул предложение противника.
- Всё дремет вокруг, не плескается волна.
- Лошади запрягаются в повозку, и веселая процессия двигается к городской площади.
- Где вы слыхали это?
- Положь игрушку и выдь к гостям нормальным ребенком.
- Ой, как крапива жгется!
- Вы не хочете со мной дружить? Ну и ехайте отсюда!
- В юности он мечтал рисовать картины и написать стихи, посвящая свои творения любимым людям.
- Отец старался хорошо воспитать сына и давать ему первые представления об окружающем мире.
- Машина за машиной подъезжали и нагружались овощами.
- Проблема, обсуждающаяся на страницах газеты, отнюдь не проста.
- Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых сроков.
- У нас в классе немало ребят, охотно занимавшихся бы спортом.
- Режиссер, ставя этот спектакль, получил горячую поддержку зрителей.
- Циклон грозился наводнением.
- Небо охватывается заревом, и становится страшно.
- Писатель выводит героя, который сам не умеет надеть чулки и днями пролёживает на диване.
- Раскрылись набухавшие на деревьях почки.
- Горький – писатель, с детства проникший сочувствием к народу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 заданий. Для 8-11 кл.
Урок русского языка в 7 классеТема: Особая форма глагола — причастие (обобщение).
Презентация для урока русского языка в 6 классе.
Урок «Особая форма глагола — причастие» — урок обобщения и систематизации пройденного материала по данной теме. На этом уроке формируются умения и навыки обучающихся работать с книгой, самостоятельно .
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Употребление причастий и деепричастий в речи» разработан на основе УМК под редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. На уро.
Урок русского языка в 6 классе. Программа Разумовской М.М.
В презентации в доступной для учащихся 5 класса форме говорится о грамматических ошибках, связанных с видовой соотнесенностью глаголов.
2.7. Причастие и деепричастие
Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.
Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (ср.: употребление неверной формы скакающий вместо нормативной – скачущий) и в неверном выборе формообразующего суффикса. Поскольку выбор формообразующей основы является общим для спрягаемых и неспрягаемых форм, то при затруднении следует пользоваться рекомендациями, данными в п. 2.6.
При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.
1. Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:
писать – писавший, решать – решавший.
Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:
нести – нёсший, везти – вёзший.
2. В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- ( -н- ), -енн- ( -ен- ) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.
Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .
3. Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.
Например, в предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья – неправомерно опущен суффикс -ся . Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
4. Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:
прочитать книгу – прочитанная книга; праздновать юбилей – празднуемый юбилей.
Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.
В то же время отсутствие отдельных форм причастий может быть связано не с грамматическими законами, а с традицией.
арестовать, беречь, бить, брать, будить, везти, вертеть, вить, возить, вязать, гладить, глядеть, готовить, греть, громить, грузить, грызть, давить, держать, жалеть, жарить, жать, ждать, жечь, звать, знать, иметь, кипятить, класть, клеить, колоть, кормить, красить, лепить, лечить, лить, мести, молоть, мыть, находить, пахать, петь, печь, писать, пилить, пить, полоть, портить, прятать, рвать, резать, рубить, солить, ставить, сторожить, сушить, сыпать, ткать, тушить, тянуть, учить, хоронить, чистить, шептать, шить и др.
2) Отсутствуют формы страдательных причастий прошедшего времени у переходных глаголов:
При употреблении причастий в речи особое внимание следует обратить на следующие моменты.
1. Противопоставление действительных и страдательных причастий связано с выражаемым ими значением.
Действительные причастия (суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш- ) обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие:
поющая девочка, рисовавший мальчик.
Страдательные причастия (суффиксы -ом-, -ем-, -им-; -нн- ( -н- ), -енн- ( -ен- ), -т- ) обозначают признак того, кто (что) испытывает действие:
читаемая книга, купленный журнал.
В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.
Например, в предложении: У меня был один выигранный билет – неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет, а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.
2. В русском языке страдательное значение может быть выражено как страдательными причастиями, так и действительными причастиями от возвратных глаголов с суффиксом -ся .
В одних случаях в литературном языке употребительны обе возможные формы:
одобряемый всеми проект – одобряющийся всеми проект.
В других случаях употребляется либо только страдательное причастие, либо только действительное причастие от возвратного глагола.
Ср.: построенный дом – строящийся дом.
Следует помнить, что основным выразителем значения страдательности является именно страдательное причастие, и там, где оно имеется, возвратное причастие обычно недопустимо.
Так, грамматически некорректными будут обороты: ребёнок, одевающийся нянькой ; ящик, сделавшийся столяром . В данном случае обязательным является употребление именно страдательных причастий:ребёнок, одеваемый нянькой ; ящик, сделанный столяром .
Возвратное причастие обычно используется тогда, когда соответствующего страдательного причастия в языке нет или оно малоупотребительно. Например, не образуются или являются малоупотребительными формы страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида.
Ср.: доклад, написанный студентом в прошлом году; доклад, писавшийся студентом в течение года.
3. Следует помнить также, что в русском языке нет и не может быть причастий будущего времени. Нельзя использовать причастия по отношению к будущему! Поэтому грамматически некорректными будут конструкции типа:
Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.
При образовании форм деепричастий необходимо учитывать следующие моменты.
1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я :
брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.
Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи :
будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.
Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.
Кроме того, не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут):
бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.
Отсутствуют или не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з–ж, с–ш (ср.: вя з ать – вя ж ут, пля с ать – пля ш ут):
весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.
Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть :
беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.
Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:
арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.
2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса -в :
купить – купив, решить – решив.
От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).
В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в : они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм типа написавши особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма – засмеявшись, закутавшись. Использование суффикса -ши вместо суффикса -в характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши.
Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша, заметив – заметя) было достаточно распространённым явлением в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.
3. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.
Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а . От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а , но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в ( положив трубку).
Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (полож а руку на сердце, очерт я голову). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очерти в голову) является ошибкой!
Достаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя , он вздрагивал).
ВОПРОС 5. Основные трудности в употреблении причастий и деепричастий.
Причастие
Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.
Правило 7:
Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:
писать – писавший, решать – решавший.
Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву: нести – нёсший, везти – вёзший.
В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.
Например, в предложении: У меня был один выигранный билет – неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет, а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.
Следует помнить также, что в русском языке нет и не может быть причастий будущего времени. Нельзя использовать причастия по отношению к будущему! Поэтому грамматически некорректными будут конструкции типа:
Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.
Деепричастие
Правило 8:
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я:
брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.
Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи:
будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.б
(Вопрос: что делая?)
Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса -в:
купить – купив, решить – решив.
Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.
Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а. От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а, но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в (положив трубку).
Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (положа руку на сердце).
источники:
http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/779-27_prichastie_i_deeprichastie.html
http://helpiks.org/7-72648.html
Обновлено: 10.06.2023
Образовательные: закрепить умение грамотного правописания окончаний глагола, суффиксов причастий, , научить применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, обобщить изученный материал.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении, воспитать культуру учебного труда .
1. Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую,
находить трудную информацию и составлять алгоритм работы,
развивать умение работать в группе.
2. Предметные: закрепить умение правильно писать окончания глагола , суффиксы причастий
3. Личностные: осознавать затруднения по материалу, преодолевать их,
воспитывать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы,
языковую личность учащихся, развивать память, логическое мышление,
речь, формировать умения самостоятельно пополнять знания.
Тип урока-урок систематизации знаний
Оборудование: проектор, ноутбук, карточки ,
2. Мотивация учащихся
— Ребята, посмотрите в окно. Какой сегодня прелестный день! Погода настраивает на позитивное рабочее настроение. Приглядитесь внимательно, и вы увидите всю прелесть и неповторимость последнего зимнего дня. В воздухе слышим пение птиц. Подует ветерок, чуть надломит ветку и опять утихнет, словно прислушивается к чему-то. И самое интересное, что в этом году зима не забывала нас радовать хорошей погодой.
3.Актуализация знаний учащихся по домашней работе
Орфоэпический тренинг 11слов сущ, 1 слово причастие и 1 слово глагол)
На слайде №1 слова,слайд№2-проверка
Слайд №1 корысть краны, кремень, лекторов, новостей цемент центнер цепочка
шарфы, откупорил кровоточащий ,бухгалтеров
Содержание слайда №2
корЫсть крАны, кремЕнь, лЕкторов, новост Ей цемЕнт цЕнтнер цепОчка
шАрфы, откУпорил кровоточАщий, бухгАлтеров
Создание проблемной ситуации
Какое задание ЕГЭ включает знания причастий и глаголов ? Почему их можно рассматривать вместе?
Ответ: при написании окончаний глаголов и суффиксов причастий необходимо знать спряжение
Актуальность проблемы на слайде №3
Итак, тема урока «Правописание окончаний глаголов и суффиксов прилагательных
-Как звучит формулировка задания ЕГЭ ?
Какова цель сегодняшнего урока?
Что должно быть результатом ?
-возможный ответ: знания теории, алгоритм выполнения задания
5.Работа над новой темой
-оформление идей на доске , в тетрадях для конспектов
-работа в парах: поиск информации
1пара- окончания глаголов
2 пара: суффиксы причастий
Особое внимание следует уделить приставке вы-, которая часто притягивает к себе ударение и делает окончание глагола безударным (вЫспятся, вЫберет).
В подобных случаях сомнительное окончание проверяйте бесприставочной формой:
(вЫспятся — спЯт, вЫберет- берЁт)
Тренировочное задание (на слайде)
1. В каком ряду в двух словах пишется буква Ю?
1. дремл. щая собака; зерна перемел. тся
2. стел. щееся растение; стадо гон..т
3. они ненавид. т; они кол. т лед
4. самокле. щиеся обои; терп. щий бедствие
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
Самостоятельная работа по карточке
У доски Избасов Д
Карточка Словарный диктант задание: вставить орфограммы
стел…щийся туман,
участву…щий в спектакле,
муч…мый совестью,
дыш…щий тяжело,
пиш…щий грамотно,
краски выгор..т,
рабочие стро..т
расчист_вший
Остальные ребята работают с тестами
11-1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
колебл_мый
выключ_вший
раскраш_нный
накруч_нный
11-2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
11-3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И
11-4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
11-5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
колебл_мый
скрюч_шься
расчист_вший
Взаимоконтроль в парах ,
Анализ содержания кадра на слайде Какие нарушения процедуры ЕГЭ вы увидели на экране?
На слайде изображения родных мест
Комплексный анализ текста
Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина ) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.
Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.
Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.
Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
О чём этот текст? Над какой проблемой размышляет автор? Прокомментируйте её.
Какова авторская позиция? Согласны ли вы с ней. Выскажите своё мнение, приведя несколько аргументов.
.найдите причастия, объясните их правописание
Какое предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения?
Какие изобразительные средства использует автор в тексте? Что такое эпитет, метафора, лексический повтор, синтаксический параллелизм, парцелляция?
В ходе урока закончим разговор о морфологических нормах. Поговорим об ошибках, связанных с глаголами, причастиями, деепричастиями. Обобщим информацию и поговорим о том, как выполнить седьмое задание на ЕГЭ.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Морфологические нормы. Глагол. Причастие. Деепричастие»
· Закончим разговор о морфологических нормах.
· Поговорим об ошибках, связанных с глаголами, причастиями, деепричастиями.
· Обобщим информацию и поговорим о том, как выполнить седьмое задание на ЕГЭ.
И у нас есть список морфологических норм, с которыми нам предстоит столкнуться. Нам осталось только повторить всё, что касается глаголов и образованных от них частей речи – причастий и деепричастий.
Давайте рассмотрим несколько тренировочных заданий и посмотрим, с какими правилами мы можем столкнуться:
Поезжай вперёд – здесь речь об образовании форм повелительного наклонения глаголов
Обгрызанное яблоко – вопрос стоит об образовании причастий.
Смотря вдаль – правильно ли здесь образуется деепричастие?
Натерев солью – то же самое, но деепричастие совершенного вида.
Лягте на диван – опять повелительное наклонение глагола.
Зажгёшь свечу – нужно выяснить, правильно ли образована форма второго лица единственного числа будущего времени.
Движет чувство долга – настоящее время, третье лицо, единственное число
Испекёт булочки – тоже третье лицо, единственное число, но форма будущего времени.
Закутавшись в одеяло – верно ли образовано деепричастие?
Окрепший организм – а здесь нужно выяснить, правильно ли образовано причастие.
И вот мы выделили несколько норм, о которых стоит поговорить, чтобы выяснить, есть ли в этих примерах ошибки.
Начнём с ошибок, с которыми мы можем встретиться при образовании глагольных форм.
Есть глаголы, которые вообще не имеют некоторых форм настоящего и будущего времени.
Например, нет формы первого лица единственного числа у таких глаголов:
Победить, убедить, стонать, затмить, родиться.
То есть, нельзя сказать: я побежу или я победю. А также – я убежу, я стонаю и так далее. Это всё ошибки. Я смогу победить. Я вскоре сумею затмить – возможны только такие формы.
Нужно уделить пристальное внимание и чередованиям согласных в разных формах глагола. Например:
Лечь – лягу – ляжет – лягут
Течь – теку – течёт – текут
Жечь – жгу – жжёт – жгут
То есть, сказать вы жгёте – это ошибка. Жжёте.
Исключение здесь составляет разве что глагол ткать.
Тку, ткёшь, ткёт, ткут. В нём нет никаких чередований.
Нужно помнить и о чередованиях, в которых проявляется щ, ж или ш:
Возить – вожу, блестеть – блещу, весить – вешу, висеть – вишу, махать – машут.
Сказать блестю или висю – это очень грубая ошибка.
Нужно пристально посмотреть на глаголы бежать и хотеть – в них часто делаются ошибки.
Бежать – бегу, бегут. Но при этом бежим, бежишь, бежите. Формы наподобие бегишь – это ошибки.
А у глагола хотеть чередование происходит только в формах единственного числа: хочу, хочешь, хочет. В остальных формах чередования нет: хотим, хотите, хотят. А формы наподобие хочут – это серьезные ошибки.
При образовании форм первого лица единственного числа в глаголах часто появляется дополнительная буква л – еще один вид чередования.
Ловить – ловлю, любить – люблю, купить – куплю, сыпать – сыплю.
В некоторых глаголах возможны варианты:
Капать – капаю и каплю, внимать – внимаю и внемлю. Тут варианты различаются ещё и по стилистике или в соответствии со значением.
А вот в глаголе выздоровею чередование не появляется. Выздоровлю – это ошибочная форма.
Иногда при образовании форм несовершенного вида в основе глаголов происходит чередование гласных о и а.
Утроить – утраивать, одолжить – одалживать, подточить – подтачивать, устроить – устраивать.
Но часто такого чередования не возникает.
Озаботить – озабочивать
Отсрочить – отсрочивать
Подытожить – подытоживать
Приурочить – приурочивать.
Обусловить – обусловливать
Сосредоточить – сосредоточивать
Нужно особенное внимание проявить к двум последним глаголам, потому что ошибки наподобие сосредотачивать встречаются очень часто.
А иногда при образовании форм прошедшего времени у глаголов может пропадать суффикс -ну.
Высохнуть – высох, гаснуть – гас, мёрзнуть – мёрз, сохнуть – сох, проникнуть – проник, погибнуть – погиб, проникнуть – проник.
Ошибкой будет использовать такие глаголы с суффиксом: – возникнул, а не возник, исчезнул, а не исчез.
Наконец, нужно запомнить, что глагола ложить не существует в природе. Корень –лож- используется только с приставками, то есть в глаголах совершенного вида: положить, отложить, выложить.
А в форме несовершенного вида употребляется глагол класть: я кладу, вы кладёте и так далее.
Посмотрим теперь на образование глаголов повелительного наклонения – с этой формой тоже связано много проблем.
Для начала, у многих глаголов вообще нет формы повелительного наклонения. Например, у глаголов видеть, ненавидеть, мочь, слышать, созреть, устареть, хотеть и так далее.
Нужно обратить внимания на чередования при образовании этой формы: лечь – ляг (лягте), мазать – мажь (мажьте), резать – режь (режьте).
Очень интересно дело обстоит с глаголом пойти. Формы повелительного наклонения у него – пойдём и пойдёмте. А вот форма пошлите, которую мы можем встретить в речи – это ошибка.
Трудности вызывает и повелительное наклонение глагола ехать – поезжай, поезжайте. Иногда можно использовать форму езжай. А при отрицании допускаются формы не езди, не ездите.
Зато все слова наподобие едь, ехай, едьте – это ошибки.
Поговорим теперь о причастиях. Как мы помним, эта часть речи образуется от глаголов. И основные ошибки связаны именно с процессом образования причастий.
Для начала нужно помнить о том, что причастий будущего времени не существует. И употреблять причастия по отношению к будущему – это уже ошибка.
Кроме того, мы не можем образовать страдательные причастия настоящего времени от многих глаголов – таких, как арестовать, беречь, брать, бить, вертеть, мыть, солить, сушить и так далее.
Все формы наподобие клеимый, пилимый, портимый – это ошибки.
Точно так же мы не можем образовать страдательные причастия прошедшего времени от некоторых переходных глаголов: вернуть, миновать, подождать, застать, облететь, проехать, пробежать и так далее.
Нужно помнить, что многие действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса -ша- – так бывает, если основа глагола заканчивается на согласный.
Нёсший, вёзший, пёкший, вытерший, ушибший и так далее.
Часто встречаются ошибки наподобие вытеревший, ушибивший. Нужно следить за этим.
При образовании страдательных причастий мы иногда неверно выбираем суффиксы. Например, вместо суффикса -эн-, или -енн-, -анн- мы можем применить суффикс –тэ: убрато, застелето. Такое, конечно, недопустимо в литературном языке.
Точно так же недопустимо забывать о постфиксе при образовании причастий.
Например: Купающие дети смеялись. Здесь явно потерян постфикс –ся, а при образовании причастий он сохраняется. Купающиеся дети.
Ещё одна распространённая ошибка – это использование действительных причастий вместо страдательных.
Например, неверно будет сказать: у меня в кармане лежит выигранный билет. Если только мы не хотим сообщить, что выиграли где-то билет. Но если билет что-то выиграл, то он выигравший.
Что же нужно запомнить о деепричастиях?
Для начала – не от всех глаголов они могут быть образованы. Деепричастия не образуются от таких глаголов, как жать, врать, есть, гнуть, пить, шить, тереть и так далее.
Сюда же можно добавить глаголы несовершенного вида с финалью –чь, -нуть: сохнуть, вянуть, глохнуть, крепнуть, жечь, печь и так далее.
Если говорить о деепричастиях несовершенного вида, то они обычно образуются при помощи суффиксов -а, -я. Нужно обратить внимание на такие формы, как щипля, сыпля, махая, страдая.
А также на деепричастия с суффиксами -учи, -ючи: будучи, играючи, жалеючи, крадучись и так далее.
Если речь идет о деепричастиях совершенного вида, то они образуются при помощи суффиксов -в.
Но бывает, что они образуются и при помощи других суффиксов: вычтя, войдя, решившись, засмеявшись, огорчившись, выросши, спасши.
Нужно отметить, что формы на -ши считаются скорее устаревшими.
Конечно, нужно не смешивать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Я отошёл, положа ручку на стол – неправильно. Положив ручку на стол.
Нужно следить и за использованием деепричастий в фразеологизмах. Нельзя сказать: он бежал очертив голову. Только очертя. Как и нельзя сказать: сидеть сложив руки – только сложа. Или ответить скрепив сердце – скрепя.
Итак, мы поговорили об особенностях образования форм глаголов, причастий и деепричастий. Теперь мы можем вернуться к нашим тренировочным упражнениям и отыскать в них ошибки!
Поезжай вперёд – повелительная форма от глагола ехать образована правильно.
Обгрызанное яблоко – здесь причастие образовано от глагола совершенного вида обгрызть. Значит, мы используем суффикс -енн. В ответ мы запишем – обгрызенное.
Смотря вдаль – да, от глагола смотреть образуется деепричастие несовершенного вида смотря.
Натерев солью – от глагола совершенного вида натереть мы можем и правда образовать деепричастие натерев.
Лягте на диван – повелительное наклонение глагола лечь – ляг, лягте, всё верно.
Зажгёшь свечу – мы должны помнить о чередованиях. Правильно – зажжёшь. Именно это слово будет стоять в ответе.
Движет чувство долга – в этом значении действительно будет употребляться глагол движет, а не двигает.
Испекёт булочки – опять вспоминаем о чередованиях. Правильно – испечёт, и именно это слово мы внесём в ответ.
Закутавшись в одеяло – да, от глагола закутаться образуется деепричастие совершенного вида закутавшись.
Окрепший организм – от глагола окрепнуть причастие образуется с потерей суффикса –ну, всё правильно.
Итак, за несколько уроков мы успели разобрать основные правила, связанные с морфологическими нормами.
Как же мы поступаем, когда встречаемся в седьмом задании вот с такими пятью фразами?
· Сначала мы читаем варианты и определяем, к какой части речи относятся выделенные слова.
· Потом выясняем, о какой морфологической норме идёт речь – то есть, какая именно форма слова тут задействована.
· Вспоминаем правило, которое регулирует образование таких форм.
· Выясняем, соответствует ли наш пример норме.
· И если не соответствует, то подбираем правильный вариант.
Попробуем отыскать ошибку.
СТРАШНАЯ цеце – здесь род прилагательного зависит от рода несклоняемого существительного. Цеце – муха, поэтому прилагательное действительно должно стоять в форме женского рода.
ЯРЧАЙШИЙ представитель – мы видим превосходную форму прилагательного, образованную при помощи суффикса -айш. Всё правильно.
НАПОИВ чаем – деепричастие совершенного вида напоив образовано от глагола совершенного вида напоить при помощи суффикса –вэ-.
спелых ВИШЕН – образование формы множественного числа родительного падежа. Вишня – женского рода. Для существительных женского рода присуще в такой форме нулевое окончание.
ДВУХСТАМ килограммам – здесь нужно верно образовать форму количественного числительного. Кому? Чему? – килограммам. Это дательный падеж. Разделим числительное на две части – двух и стам. Сразу видно, что окончания не совпадают, как должны. Правильно двумстам. Именно это слово мы запишем в ответ.
Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? [1] .
Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого
Образование и использование в речи глагола и глагольных форм должно быть нормативным, в случае же нарушения норм возникают грубые грамматические ошибки. Глагол представляет собой довольно сложную с точки зрения формоупотреблениюя часть речи. Ошибки при использовании глагола и его форм связаны с:
· незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм;
· несоблюдением чередований в основе глагола;
· ненормативным образованием форм повелительного наклонения;
· неверным образованием видовых пар глаголов.
Среди русских глаголов есть группа слов, называемых недостаточными глаголами. Обычно эти глаголы лишены формы 1 (иногда 2) лица единственного числа настоящего и будущего времени. Так, в нельзя в языке (если это не делается с особой стилистической целью) сказать: я телюсь или отпочковываюсь, теку или ржавею, так как эти действия обозначают процессы, происходящие в неживой природе или в животном и растительном мире, к ним также относятся действия, связанные с особенностями функционирования человеческого организма (рассосаться, слипнуться) и отвлеченными значениями (гласить, заключаться).
Отсутствуют в системе языка и формы 1 лица от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, так как, образуемые теоретически, эти формы не очень приятны для слуха. Если необходимо употребить их в речи, следует использовать описательную форму: смогу убедить, хочу очутиться и т. д.
Несоблюдение чередований в основе глагола связано с влиянием просторечия: нельзя сказать жгет, берегет, стерегет – следует жжет, бережет, стережет.Использование форм типа обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать с чередованием гласной в корне относится к диспозитивной норме употребления, но формы с – О являются достоянием книжной речи. По этой причине верной следует признать фразы: Развитие науки обусловливает технический прогресс. В конце занятия следует подытоживать все сказанное. Из форм прошедшего времени типа сох – сохнул, мок – мокнул предпочтение отдается более короткой. Не следует употреблять в речи просторечные формы: бегим, хочим, (следует – бежим, хотим) так эти глаголы имеют особую систему спряжения, называютсяразноспрягаемыми.
Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехаай(те) и едь(те) имеют просторечный оттенок и не должны употребляться в литературном языке. В качестве замены следует использовать форму — поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет.
Речевые ошибки при образовании видовых пар глагола возникают при замене разнокорневых видовых пар однокорневыми (класть – накласть, ложить — положить) и при образовании несуществующего в системе языка глагола (делить – разделивать). Норма предполагает использование пары класть и положить, делить и разделить, прокладывать и проложить.
Нужно быть осторожнее и с двувидовыми глаголами типа ранить, казнить, велеть, женить. В их использовании ошибка понимания влечет за собой ошибку говорения и письма, когда носителем языка двувидовой глагол ощущается как одновидовой: он поженился на ней.
Видовой разнобой(или временной разнобой) может возникнуть при немотивированном употреблении в одном предложении глаголов как несовершенного, так и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени. (Следует: как только попадешь… ) Подобная ошибка случается также с неправильным употреблением причастия на —щий со значением будущего времени от глаголов совершенного вида: В книге описываются события, имеющие место в 15 веке (Следует: имевшие место в15 веке) Ошибки назалоговый разнобой могут быть связаны с неправильным выбором залога глагола, в том числе залога причастия: Игрушки, выпускающиеся фабрикой Загогрска, известны во всем мире.Или: Несмолкаемые аплодисменты. (Следует: выпускаемые… несмолкающие.)
При образовании причастий нужно помнить, что причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом –ну-, обычно сохраняют его (мокнуть — мокнувший, липнуть –липнувший ,глохнуть- глохнувший),а образованные от приставочных глаголов, как правило, употребляются без него (промокнуть – промокший, прилипнуть – прилипший, оглохнуть – оглохший.) В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы – с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший и др.)
Речевая ошибка может возникнуть при злоупотреблении одинаковыми формами глагола (в частности, формами причастия, деепричастия, инфинитива.): Нельзя зимой допускать оставлять воду замерзать в трубах. (Следует: Воду нельзя зимой оставлять в трубах, так как она может замерзнуть). Птицы, прилетающие с юга и занимающие пустующие гнезда, высиживают птенцов . (Следует: Птицы, которые прилетают с юга и занимают пустующие гнезда…)
Достаточно частотны в речи ошибки, связанные с употреблением глаголов и глагольных форм на – ся Глаголы на — ся нельзя употреблять, если у них совпадают два значения – страдательное и возвратное: Огурцы моются под струей холодной воды. Горожане, гуляющиеся по бульвару. (Следует: Огурцы моют под струей холодной воды. Горожане гуляющие по бульвару.) Однако если речь идет об автоматическом действии, форма на –ся не заменяется личным глаголом: Дверь открывается автоматически. Форму на –ся предпочитают в научных текстах ,когда важно акцентировать внимание не на субъекте, а на объекте действия: В докладе рассматриваются следующие вопросы.
При употреблении деепричастий нужно помнить, что они образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, от глаголов каждого из трех залогов: действительного, страдательного и среднего: гулять – гуляя, остановиться – остановившись, обсуждаться – обсуждаясь. Однако от ряда глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: печь, спать, беречь, колотьи др. Нельзя образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом –ну-: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть, также от части глаголов 1спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса –а, а основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса: вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу. Деепричастие с суффиксом –учи, -ючи кроме будучиупотребляются как правило в народно-поэтической речи: глядючи, играючи, думаючи
Деепричастия совершенного вида с основой на гласный могут употребляться в двух формах — с суффиксами –в и —вши: написав – написавши, закрыв – закрывши, нагнув – нагнувши. В современном литературном языке употребляются формы с суффиксом-в. Формам на –вши присущ архаичный, разговорный или просторечный характер: Он сидел закрывши глаза. (Следует: Он сидел, закрыв глаза.) Возможны варианты замерев – замерши, затерев –затёрши, стерев – стёрши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). При этом следует произносить только выведя ( не выведши), выметя (не выметши), обретя (не обретши), отвезя (не отвезши), ошибясь (не ошибившись), пронеся (не пронесши) и т.д.
В парах положив – положа (положа руку на сердце), разинув – разиня (слушать разиня рот), скрепив – скрепя (согласиться скрепя сердце), сломив – сломя (броситься сломя голову), спустив – спустя (работать спустя рукава) и т.п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в фразеологических выражениях. Устарелый оттенок наблюдается также в формах вспомня, встретя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша, ухватя и др.
Неупотребительны в современном языке формы бежа, жгя, ища, нося, пиша, коля, пляша, ходя, хохоча,чеша и др.
Автор: Овсянникова Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ МАЛ
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Культура речи.Правильное употребление глаголов, причастий, деепричастий
Раздел: полное образование
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Правильное употребление глаголов, причастий, деепричастий
причастий, трудных в орфоэпическом отношении; 2) тренировать в правильном
образовании форм глагола; 3) формировать умение предупреждать и устранять
ошибки в предложениях, связанных с употреблением глаголов и глагольных
стилистически окрашенных слов.
Оборудование:
Организационный момент
— Здравствуйте, ребята, сегодня у нас очень ответственное мероприятие —
открытый урок, на уроке много гостей. Не волнуйтесь, работайте активно, всем
2. Формулировка темы и цели урока
— Начнём урок со стихотворения.
Когда — нибудь слыхали ль вы,
Чтоб львы бывали не правы?
Тому назад немало лет
Один слыхал. За что был съет.
— Какая ошибка допущена в стихотворении? С какой целью? (Ошибка в
употреблении глагольной формы – краткого причастия, правильная форма –
съеден. Ошибка допущена для создания комического эффекта, т. к. стихотворение
— Поэт может в своём произведении для комического эффекта использовать слова,
образованные неправильно. А какой эффект произведёт человек, употребивший
подобную форму в речи? (Его примут за неграмотного, необразованного)
Исходя из вышесказанного, сделайте предположение, какова тема нашего урока.
— Сформулируйте цели нашего урока.
(Мы должны научиться правильно употреблять в речи глаголы и глагольные
формы: причастия и деепричастия, а для этого повторить языковые нормы:
орфоэпические, грамматические и лексические)
-Повторим теоретические сведения. 2 ученика с помощью кругов Эйлера сравнят
причастия и глагола, деепричастия и глагола.
читаю предложения, а вы должны определить, верные в них содержатся
утверждения или ошибочные, и рядом с номером предложения поставить
соответственно + или-. Работаем с раздаточным материалом.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие
Глагол – склоняемая часть речи.
Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам.
Инфинитив – начальная форма глагола.
Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает признак
предмета по действию.
Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.
Причастие — особая форма глагола, которая обозначает добавочное
Синтаксическая роль деепричастия – определение.
10. Сказуемое может быть выражено причастием в краткой форме.
Проверьте свою работу по ключу: + — + + — + — — + +
Оцените в графе справа, как вы справились с данным заданием.
Ответы у доски.
— Прослушайте ответы и оцените их. Какие критерии должны соблюдаться при
ответе? Укажите в правой графе. (Правильность, полнота, грамотность).
Оцените ответы одноклассников по этим критериям.
5. Орфоэпические нормы
Отрабатываем навыки правильного произношения глаголов, деепричастий
и причастий, трудных в орфоэпическом отношении
— Повторим языковые нормы употребления глаголов и глагольных форм. И
первая норма орфоэпическая. Что это значит? ( Нормы произношения и
акцентологические нормы постановки ударения).
— Поставьте ударения в словах, которые даны в задании 3. В трудных случаях
Брала – брало – брали, взяла – взяло – взяли, ждала – ждало – ждали, звала – звало
– звали, жила – жило – жили, врала – врало – врали, спала – спало – спали;
Занявший, начавший, прибывший, задавший, продавший, подавший, проживший,
создавший, раздавший, передавший;
Глядя, сидя, стоя, ожив, прибыв, приняв, обняв, заняв, начав, передав.
Прочитайте слова. Каковы правила произношения этих слов?
(В первой группе в глаголах прошедшего времени в Ж.Р. ударение падает на
в СР.Р. ударение падает на первый ,и допускается ударение на последнем слоге,
кроме слова спАло, а во МН.Ч. — ударение падает на первый слог.
В действительном причастии прошедшего времени ударение падает на тот же
слог, что и в инфинитиве, от которого оно образовано.
Проверьте работу по ключу.
Оцените свою работу при выполнении этого задания. На какой ступеньке
лестницы успеха вы находитесь?
Грамматические нормы.
Цель: уметь правильно образовывать формы глагола
— Какие нормы мы называем грамматическими? (Нормы образования форм
слов и связи с другими словами. Морфологические и синтаксические
-Объясните пропорции и решите их.
(Числитель – инфинитив, знаменатель – форма 1 лица ед. числа.
Решение: пронзить – пронжу, ощутить – ощущу, скользить – скольжу, победить –
одержу победу.
Числитель – инфинитив, знаменатель – форма повелительного наклонения ед.
Решение: лечь – ляг, положить – положи, класть – клади, приехать – приезжай)
-Оцените свою работу в графе справа, отметив ступеньку, на которой вы
Лексические нормы.
Цель: уметь правильно использовать в речи паронимы.
-Какие нормы называем лексическими?
(Это нормы правильного употребления слова в соответствии с его
Паронимы – слова, сходные по написанию и звучанию, но разные по
Выполните работу. Выберите нужное слово.
Представлять – быть, являться; предоставить – дать возможность
сделать, распоряжаться, действовать.
Надеть что? На кого? На что? — покрыть себя; одеть – чем? во что?
Оплатить что?- заплатить за что?
Играет с кем? – играется –исполняется
Двигает – перемещает, движет – побуждает, руководит.
Оцените свою работу, отметив нужный знак.
Грамматические нормы
Цель: формировать умение предупреждать и устранять ошибки в
предложениях, связанных с употреблением глаголов и глагольных форм
— В своей речи вы должны соблюдать все вышеперечисленные нормы. Но не
всегда это у вас получается. Перед вами предложения из ваших сочинений.
Отредактируйте их. По какому плану вы будете строить свой ответ?
Прочесть в исправленном виде.
Отпаривали – пороли — неправильный выбор слова
Воевал в бою – несочетаемость слов — сражался в бою, воевал
Участвуя в бою – использовать деепричастный оборот
Переплюнуть – стилистическая ошибка, просторечие , синоним —
превзойти, заткнуть за пояс.
Оцените свою работу.
Выполните задание. Установите, какого типа ошибка допущена в каждом
А) Ошибка в построении
предложения с однородными
1) Получив замечание, у меня испортилось
Б) Нарушение видовременной
2) Узкая дорожка была покрыта проваливающимся
снегом под ногами.
В) Нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
3) Река протекает по каменистому руслу и
Г) Ошибка в построении
4) Каждое лето он ездиет к бабушке.
Д) Нарушение в построении
предложения с причастным
5) Туристы, которые шли по компасу, скоро
выбрались на дорогу, которую размыли ливни.
Е) Нарушение в построении
6) Молодёжь с интересом слушали рассказы
предложения с деепричастным
Ж) Ошибочное образование формы
7) Остап следует и чтит традиции Запорожской
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
Проверка по ключу. Слайд
Самооценка проделанной работы
Оцените правильность выполнения работы в баллах.
Подведение итогов. Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?
Читайте также:
- Конспект урока по информатике 5 класс ввод текста
- Духовная музыка русских композиторов конспект урока 7 класс
- Конспект занятия добрый вечер мамочка
- Песня русская душа народная конспект
- Жанр кантаты 5 класс конспект урока и презентация
Ошибки в причастиях
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 887.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 887.
При написании причастий учащиеся зачастую сталкиваются с трудностями правописания гласных и некоторых согласных в суффиксах. Грамотное их использование зависит от залога и времени. В этой статье приведены правила написания причастий с примерами, а также приведены способы определения ошибки в причастном обороте.
В русском языке причастия образуются от глаголов при помощи формообразующих суффиксов и, как и глаголы, имеют грамматические признаки вида, залога, времени, переходности, возвратности. Как правило, ошибки в причастиях связаны с неверным написанием гласных и некоторых согласных в суффиксах. Особенности их правописания в зависимости от их времени и залога приведены в таблице.
Действительные причастия | Страдательные причастия | |||||
Полные формы | Краткие формы | |||||
правило | примеры | правило | примеры | правило | примеры | |
Настоящее время (образуется от основы глаголов настоящего времени) | -ущ-/-ющ- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 1-го спряжения) | делающий, читающий, несущий | -ем-/-ом- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 1-го спряжения) | изменяемый, называемый, ведомый | -ем/-ом | изменяем, называем, ведом |
-ащ-/-ящ- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 2-го спряжения) | звенящий, видящий, лежащий | -им- (пишется в причастиях, образованных от глаголов 2-го спряжения) | слышимый, хранимый, судимый | -им | слышим, храним, судим | |
Прошедшее время (образуется от основы глаголов прошедшего времени или инфинитива) | -вш- (пишется в причастиях, образованных от глаголов с основой на гласный) | сделавший, прочитавший, укусивший | -енн- (пишется в причастиях, образованных от глаголов на -и-)
-нн- (пишется в причастиях, образованных от глаголов на – -ать/-ять/-еть) |
укушенный, принесенный, убаюканный | -ен/-н | укушен, принесен, убаюкан |
-ш- (пишется в причастиях, образованных от глаголов с основой на согласный) | несший, прилегший, везший | -т- (пишется в причастиях, образованных от односложных глаголов) | разбитый, укрытый, выпитый | -т | разбит, укрыт, выпит |
Кроме того, при образовании причастий следует помнить следующие правила:
- При образовании страдательных причастий настоящего времени от глаголов с -ова-, данный суффикс заменяется на суффикс -у- (фаршировать – фаршируемый, копировать – копируемый).
- Причастия с частицей не пишутся слитно только в случаях, если употребляются в полной форме без пояснительных слов либо без не не употребляются (ненавидящий человек, нелетающие птицы, незамеченная ошибка, но не летающие с утра птицы, ошибка не замечена).
- Причастия не образуются от глаголов в форме условного наклонения, у причастий нет будущего времени (сделавший бы, думавший бы – неправильно образованные формы).
Как найти ошибку в причастном обороте?
Ошибки в употреблении причастных оборотов связаны с их неверным их использованием в предложениях:
- Определяемое слово не входит в состав причастного оборота.
Ошибочно: лежащая
подушка
на диване.
Верно: лежащая на диване
подушка
.
- Причастие должно быть согласовано по времени со сказуемым либо другими глаголами в предложении.
Ошибочно: я
разговариваю
с мамой,
готовившей
пирог (сказуемое разговариваю настоящего времени, причастие готовившей прошедшего).
Верно: я
разговариваю
с мамой,
готовящей
пирог.
- Если причастие стоит перед определяемым словом, оно не обособляется. Если оно стоит после определяемого слова, то выделяется с двух сторон запятыми.
Сравните: Мне подарили
написанную известным автором
книгу. – Мне подарили книгу,
написанную известным автором
.
- Нежелательно отделять причастный оборот от определяемого слова другими членами предложения.
Дети играли в мяч, вышедшие во двор – некорректно построенное предложение.
- Возвратные действительные причастия, имеющие в предложении страдательное значение, принято заменять страдательными причастиями.
Письма,
отправляющиеся
по почте – письма,
отправляемые
по почте.
ТОП-2 статьи
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Иван Трухневич
9/10
-
Ибрагим Скотов
8/10
-
Настя Лахтачева
10/10
-
Anna Pupkova
7/10
-
Елена Геннадьевна
10/10
-
Фаяз Ахметов
8/10
-
Алена Логинова
9/10
-
Ариана Синкевич
7/10
-
Кристина Полянская
8/10
-
Сергей Шишкин
9/10
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 887.
А какая ваша оценка?
Причастие – одна из наиболее трудных форм русского языка. От одного глагола можно образовать как минимум одно причастие, а от некоторых глаголов – два, три и четыре причастия. Не всегда это сделать легко, потому что нужно правильно определить формообразующую основу и формообразующий суффикс. Для того чтобы определить, сколько причастий можно образовать от данного глагола, воспользуемся таблицей-подсказкой.
Переходность |
Вид | Действительные |
причастия |
Страдательные |
причастия |
. | . | Настоящее время |
Прошедшее время |
Настоящее время |
Прошедшее время |
Переходные глаголы | Несовершенный | + | + | + | +(–) |
Переходные глаголы | Совершенный | – | + | – | + |
Непереходные глаголы | Несовершенный | + | + | – | – |
Непереходные глаголы | Совершенный | – | + | – | – |
Большинство глаголов образуют причастия именно по схеме, указанной в таблице.
Например, глагол читать. Несовершенного вида, переходный, значит, должно образовываться четыре формы причастий. Проверим: читающий, читавший, читаемый, читанный.
Возьмем непереходный глагол совершенного вида – пробежать. От него возможна только одна форма – пробежавший.
Глагол блестеть – несовершенного вида, непереходный, т.е. две формы причастий – блестевший и блестящий.
Но, конечно, в русском языке не обойтись без исключений.
Попробуйте определить, сколько причастий образуется от глагола беречь.
Согласно нашей таблице, этот переходный глагол несовершенного вида должен иметь все четыре формы причастий. Попробуем их образовать: берегущий, берегший, береженный, берегомый. Не звучит, правда?! Как Вы думаете, почему не все эти формы существуют в современном русском языке?
В данном случае действуют не грамматические законы, а фонетические. Из-за неблагозвучности одни формы вообще не используются в современном русском языке (в нашем примере берегомый), а другие употребляются ограниченно в определенных стилях речи.
Итак, обратите внимание!
1) Формы страдательных причастий настоящего времени (суффиксы -ом-, -ем-, -им-) не употребляются в современном русском языке у переходных глаголов несовершенного вида:
арестовать, бить, будить, вертеть, возить, гладить, готовить, громить, грызть, держать, жарить, ждать, звать, иметь, класть, колоть, красить, лечить, мести, мыть, пахать, печь, пилить, полоть, прятать, резать, солить, сторожить, сыпать, тушить, учить, чистить, шептать.
К таким глаголам можно также отнести глаголы беречь, брать, везти, вить, вязать, глядеть, греть, грузить, давить, жалеть, жать, жечь, знать, кипятить, клеить, кормить, лепить, лить, молоть, находить, петь, писать, пить, портить, рвать, рубить, ставить, сушить, ткать, тянуть, хоронить, шептать и др.
2) Нельзя образовать формы страдательных причастий прошедшего времени у переходных глаголов совершенного вида:
толкнуть, разглядеть, проспрягать, просклонять, проехать, проводить, пробежать, полюбить, пожелать, подождать, облететь, напомнить, миновать, лизнуть, затмить, застать, достать, вернуть и др.
3) Нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени от переходных глаголов несовершенного вида, если ударение в неопределенной форме падает на -ать (-ять) и не перемещается на другой слог при образовании причастия.
Это такие глаголы, как решать, бросать, определять, получать, составлять, примерять, объяснять и др.
4) Приставочные глаголы с суффиксом -ива- (-ыва-) страдательных причастий прошедшего времени не образуют:
Переписывать, прочитывать, рассказывать, дорисовывать, рассеивать, восстанавливать, додумывать и др.
Особое внимание, выбирая формообразующий суффикс для образования причастия, обратите на следующие случаи.
1. Большинство действительных причастий прошедшего времени образуется от основы неопределенной формы глагола или формы прошедшего времени, если она оканчивается на гласную букву, с помощью суффиксов -вш-: учить – учивший, делать – делавший.
Если основа неопределенной формы глагола оканчивается на согласную букву, используем суффикс -ш-:
Расти – росший, нести – нёсший.
Суффикс -ш- используется и при таком условии, когда основа неопределенной формы глагола оканчивается на -шибить, -ереть: ушибить – ушибший, вытереть – вытерший. Достаточно часто в речи встречаются ошибочные формы вытеревший, ушибивший, но их нельзя употреблять в литературном языке!
2. Для образования страдательных причастий прошедшего времени служат суффиксы -нн- (-н-), -енн- (-ен-) и -т- (сотканный, охлажденный, вытертый). В просторечии нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением одного суффикса вместо другого.
В квартире убрато: суффикс -т- ошибочно использован вместо суффикса -н-.
3. Нужно помнить, что при образовании причастия не должны присоединяться новые словообразовательные приставки, суффиксы и постфиксы глагола, однако нельзя убирать и старые. Наиболее распространёнными ошибками являются:
а) отбрасывание -ся в случае образования причастий от возвратных глаголов (подняться – поднявшийся, не поднявший!);
б) прибавление новых приставок (беречь – берегший, несберегший!).
Таким образом, Вы видите, что образование причастий имеет множество правил и ограничений, поэтому не огорчайтесь, если что-то здесь не сразу получается. Пытаться выучить все правила образования причастий – сложно и, наверное, не нужно. Доверяйте своему языковому чутью. Это значит, пытайтесь подставить все суффиксы причастий к данному Вам глаголу, образуйте причастия и выбирайте их по принципу: нравится, как звучит форма, или не нравится. Если не нравится, то это, скорее всего, форма, не существующая в современном русском языке, или устаревшая, просторечная форма.
Удачи Вам в изучении русского языка и отличных оценок!
Остались вопросы? Не знаете, как образовать форму причастия?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!
Зарегистрироваться
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Упражнения по теме «Употребление причастий и деепричастий»
- Упражнение 1.
- Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий.
1. Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов Мурманского драмтеатра. 2. Специалисты отметили несомненные достижения в этом прежде отстающем виде спорта. 3. Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 4. Так мы и вернулись, ничего не купивши. 5. Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега. 6. В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 7. Отдельные виды продукции фабрики, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время не имеют спроса.
Упражнение 2.
Укажите ошибки в образовании причастий и употреблении причастных оборотов. Исправьте эти ошибки. В случае необходимости заменяйте причастные обороты придаточными определительными предложениями.
1. Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 2. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах нашей медицинской науки. 3. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 4. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 5. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 6. В руках у режиссера кадры из кинокартины, снимающейся на «Мосфильме». 7. Направляемых студентов на практику необходимо хорошо подготовить теоретически. 8. Абитуриенты, попытающиеся пользоваться мобильными телефонами, будут лишены возможности писать сочинение. 9. В классе есть ученики, охотно занимавшиеся бы английским, если бы такие занятия были организованы. 10. Писатель придавал большое значение делу декабристов, выражая уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть Россию свободной.
Упражнение 3.
Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение.
Образец. Левинсон постоял немного и зашагал еще быстрее (вслушиваясь в темноту; улыбнувшись про себя).— Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее (А. Фадеев).
1. Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав нужные указания сестре). 2. Сквозь стекло окон в комнату пробивались лунные лучи (освещая ее неярким светом). 3. Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны (по пути изучая различные горные породы; достигнув перевала). 4. Женщина вошла в комнату с маленьким ребенком и стала его раздевать (держа его за руку; посадив на стул). 5. Через несколько минут всадники мчались уже по дороге (быстро вскочив на лошадей; поднимая густую серую пыль). 6. Вечером и утром юноша думал все об одном и том же (ложась в постель; вставая на рассвете). 7. Охотник задержался немного, а затем уверенно зашагал по направлению к небольшому озеру (всматриваясь в темноту леса; заметив что-то интересное). 8. Старик остановился и оглянулся (пройдя несколько шагов; словно дожидаясь кого-то). 9. За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу (окружая ее полукольцом; напоминая собой сказочных великанов). 10. Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички; отпив немного воды из кружки).
Упражнение 4.
Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении деепричастных оборотов. Исправляя эти ошибки, можете заменять деепричастные обороты придаточными предложениями времени.
1. Этот талантливый литератор, пиша фельетон, строил фразу с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 2. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Они очень внимательно читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни. 6. В чемпионате мира по шахматам Каспаров, встречаясь с Карповым, одержал блестящую победу. 7. Мы заняли второе место в районных соревнованиях, побеждая спортсменов из школы-интерната. 8. Вчера, обедая с писателем, он мне сказал… 9. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина. 10. Проведение тестирования обсуждалось на педсовете, не давая никаких полезных рекомендаций.
Тест по теме «Употребление причастий и деепричастий»
1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИНТРИГУЮЩИХ из предложения.
Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена.
А) действительное причастие
Б) страдательное причастие
В)отглагольное прилагательное
Г) деепричастие совершенного вида
2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАЯСЬ из предложения:
Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.
А) деепричастие
Б) наречие
В) краткое причастие
Г) страдательное причастие
3. Укажите верную морфологическую характеристику слова СОСРЕДОТОЧЕН из предложения:
Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный — в верхней части земной коры.
А) краткое прилагательное
Б) страдательное причастие
В) наречие
Г) деепричастие
4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
А) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.
Б) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.
В) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.
Г) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
А) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
Б) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
В) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.
Г) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
А) С искренним восхищением разглядывали мы бухту Тихую, которая походила на зеркальное блюдо.
Б) Степка хотел найти настоящего друга, который не бросил бы его в любой беде.
В) Вижу птиц чернеющие стаи, которые летят в далекие края.
Г) На берегу, который выплыл из тумана, мы увидели маленькую фигурку.
7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
А) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.
Б) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.
В) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе?
Г) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.
8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,
А) у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными.
Б) это способствовало распространению и развитию науки.
В) ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.
Г) нужны дополнительные финансовые средства
9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,
А) учитывается авторская позиция.
Б) внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.
В) часто проблема формулируется неточно, неправильно.
Г) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.
10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Читая о страданиях Бруно и Галилея,
А) был предан анафеме догмат о существовании только одного мира.
Б) мы подчас готовы считать их палачей олицетворением воинствующего невежества.
В) учение о бесконечности Вселенной никогда не будет забыто.
Г) трагедия ученых до сих пор не дает покоя исследователям их жизни.
11. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,
А) пришла пора опубликовать свои дорожные наблюдения.
Б) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня.
В) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.
Г) уже стемнело.
12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо,
А) возникает желание уберечь её от любых бед.
Б) космонавту не было равных.
В) космонавта охватило радостное возбуждение.
Г) космонавт зачарованно замер.
Ответы: