Урок грамматические ошибки быть или нет

Ошибки в русском языке

Определение термина

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Грамматические ошибки

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

Виды грамматических ошибок

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Грамматические ошибки таблица с примерами

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

Классификация грамматических ошибок

Грамматические ошибки классификация

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

Грамматические ошибки примеры и исправления

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

Виды
ошибок

Примеры
с ошибками

Исправленные
примеры

1

неправильное
употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлоги благодаря, согласно,
вопреки
употребляются с дат. п.

Предлоги наперерез, наперекор
употребляются с дат. п.

Вопреки
распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.

Благодаря тёплых
дней золотой осени лес как будто помолодел.

Отважный смотритель, рискуя
жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

Вопреки распространённому
мнению, верблюды не хранят воду в своих горбах.

Благодаря тёплым
дням

золотой осени лес как будто помолодел.

Отважный смотритель, рискуя
жизнью, бросился наперерез понёсшемуся вскачь коню.

2

неправильное
употребление имени числительного

Собирательные числи-тельные
употребляются с сущ-ми, обозначающими:

— лиц муж. пола;

— детёнышей:

— парные предметы или имеющими
только форму мн. ч.

Трое
одноклассниц
: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных
спортивных секциях.

Солдаты, выполнявшие долг перед
Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Три
одноклассницы
: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных
спортивных секциях.

Солдаты, выполнявшие долг перед
Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

3

нарушение
видовременной соотнесённости глагольных форм

Однородные глаголы-сказуемые
имеют разный вид и форму разного времени

И.С. Тургенев подвергает
Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл
истинную сущность своего героя.

И.С. Тургенев подвергает
Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает
истинную сущность своего героя.

4

нарушение
связи между подлежащим и сказуемым

Нарушение в роде несклоняемых
существительных

Нарушение в роде аббревиатуры

Нарушение в числе подлежащего и
сказуемого в главной или придаточной части

[Относительное местоимение кто в
функции союзного слова употребляется только с глаголами в ед. числе]

До 1936 г. Тбилиси называлось
Тифлисом.

Весь день пони катало в
зоопарке малышей.

МГУ было
основано

в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

Все, кто
побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие
впечатления о море, южных травах и цветах.

Каждый, кто
хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают
цитаты из него.

Те, кто бывали в
Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

До 1936 г. Тбилиси (город)
назывался Тифлисом.

Весь день пони (он) катал
в зоопарке малышей.

МГУ был основан в
1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

Все, кто
побывал в Крыму, увезли с собой после расставания с ним яркие
впечатления о море, южных травах и цветах.

Каждый, кто
хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт
цитаты из него.

Те, кто бывал в
Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

5

ошибка в
построении предложения с однородными членами

Неправильное расположение и
употребление двойных союзов 

Совмещение конструк-ций  с
причастным оборотом  и придаточным определительным

Объединенные в сочинён-ном ряду
слова управляют разными формами

Сёстры как хорошо разбирались
в музыке, так и в живописи.

Созданы благоприятные условия не
только
для опубликования научных работ, а также для внедрения их в
практику.

Девушка, сидевшая
у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Складывается впечатление, что
поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

Сёстры хорошо разбирались как
в музыке, так и в живописи.

Созданы благоприятные условия не
только
для опубликования научных работ, но и для внедрения их в
практику.

Девушка, которая сидела у
окна и хорошо пела, запомнилась всем.

Складывается впечатление, что
поэт оглядывает любимый город и восхищается им.

6

нарушение
в построении предложения с несогласованным приложением

Ошибка в согласовании приложения
с определяемым словом.

[После родовых обозначений (роман,
повесть
и др.) имя собст-венное ставится в И. п.]

В основе произведения «Повести
о настоя-щем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем
Маресьевым.

Горячо любящим родную культуру
предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и
прекрасном».

В основе произведения «Повесть
о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем
Маресьевым.

Горячо любящим родную культуру
предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и
прекрасном».

7

нарушение
в построении предложения с причастным оборотом

Ошибка в согласовании определения
с определяемым словом

Разрыв прич. оборота определяемым
словом

Ошибка в месте причастного
оборота

В 1885 году В.Д. Поленов
экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этю-дов,
привезённым из поездки на Восток.

Приготовленные оладьи
мамой были необыкновенно вкусны.

Лес тянется
с севера на юг, состоящий только из хвой­ных пород.

В 1885 году В.Д. Поленов
экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённых
из поездки на Восток.

Приготовленные
мамой

оладьи были необыкновенно вкусны.

Лес, состоящий
только из хвойных пород
, тянется с севера на юг.

8

неправильное
построение предложения с деепричастным оборотом

Дееприч. оборот должен обозначать
действие того же субъекта, что и глагол, к которому дееприч. оборот
относится.

Дееприч. оборот может
использоваться в безличных предложениях, если сказуемое выражено сочетанием
предикативного наречия или безличного глагола (можно, нужно, нельзя и
т.п.) и инфинитива.

Изображая любой предмет, для
художника важно его собственное мироощущение.

Пользуясь автомобильными
справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

Изображая любой предмет, для
художника важно его собственное мироощущение.

Пользуясь автомобильными
справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

9

ошибка в
построении сложноподчинённого предложения

Нарушение границ предложения.

Разрыв между определя-емым словом
и придаточ-ным предложением

Неоправданное соседство двух
подчинительных союзов

Неоправданное употреб-ление
соотносительного слова то

Одновременное использо-вание
подчинит. союза и частицы ли в роли союза

Когда я закончил читать эту
книгу. Я понял глубокий замысел автора.

Игру надо было закончить из-за
темноты, которой мы увлеклись.

Читая классическую литературу,
замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в
произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Она говорила то, что в
жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

Незнакомец поинтересовался, что
правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

Я понял глубокий замысел автора,
когда закончил читать эту книгу.

Игру, которой мы увлеклись, надо
было закончить из-за темноты,

Читая классическую литературу,
замечаешь, насколько по-разному «град Петров» изображён в
произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского.

Она говорила, что в жизни есть не
только полезное, но и прекрасное. 

Незнакомец поинтересовался,
правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

10

неправильное
построение предложения с косвенной речью

В  предложениях с косв.
речью не употребляются местоимения 1 и 2 лица.

Лингвист Ф. И. Буслаев часто
говорил, что « я убеждён в необходимости основательного преподавания
родного языка».

Лингвист Ф. И. Буслаев часто
говорил, что « он убеждён в необходимости основательного преподавания
родного языка».

Задание 8.

Список грамматических ошибок

1) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперерез
употребляются ТОЛЬКО с сущ. дательного падежа.

Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по
исключении, по приезде
имеют форму предложного падежа.

2) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом

Определяемое слово не входит в причастный оборот.

Не рекомендуется отрывать причастный оборот от определяемого
слова.

Причастие в причастном обороте должно быть согласовано с
определяемым словом (проверка – подстановка вопроса КАКОЙ? в нужной форме)

3) неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом

Глагол-сказуемое и деепричастие должны обозначать действия
одного и того же лица.

4) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым

Подлежащее и сказуемое в главной и придаточной части должны
быть согласованы.

5) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением

Если при приложении-наименовании нет определяемого слова, оно
ставится в нужном падеже. Если при приложении есть определяемое слово, оно
ставится в И.п.

6) ошибка в построении предложения
с однородными членами

Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых,
требующих разного управления.

Части двойного союза должны соединять именно однородные члены.

Части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять
другими словами.

7) неправильное построение
предложения с косвенной речью

В косвенной речи местоимение 1-го лица меняется на 3-е.

8) нарушение видовременной
соотнесѐнности глагольных форм

Нельзя употреблять однородные глаголы-сказуемые разного
времени и вида.

9) ошибка в построении сложного
предложения (СПП)

Определительное придаточное предложение не может быть
однородным с причастным оборотом.

Нельзя убирать или излишне использовать указательное
местоимение ТО.

Не следует употреблять одновременно несколько подчинительных
союзов или подчинительный союз и частицу ЛИ в роли союза.

10) неправильное употребление
имени числительного

Собирательные числительные не употребляются с сущ.,
называющими лиц женского пола.

При склонении составных количественных числительных
изменяется каждое слово.

При склонении составных порядковых числительных
изменяется только последнее слово.

Вопрос о классификации ошибок в речи
школьников продолжает оставаться одной из
болевых точек преподавания русского языка в
школе. Данная проблема является болезненной не
только для учителей, методистов, специалистов по
культуре речи, она актуальна и для всех людей,
пишущих и читающих по-русски.

Грамматические ошибки — это
нарушение грамматических норм образования
языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Словообразовательные

1 Нарушение норм русского
литературного словообразования:

Ошибочное
словообразование,

Искажение слов

Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка,
подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство,
публицизм

разночинская интеллигенция; полность
изображения; благородность души; взятничество;
упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние
слова; завсегдатели трактира; жаждает.

2 “Заменительное” словообразование,
проявляющееся в замене какой-либо морфемы.
Укидываться (вместо раскидываться),
отвесить (от повесить);
3 Словосочинительство (создание
несуществующей производной единицы, которую
нельзя рассматривать как окказиональную)
мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Морфологические

Неправильное формообразование,
нарушение системных свойств
формообразовательной системы у разных частей
речи

4 Ошибочное образование формы
существительного
Многие чуда техники, не хватает время
5 образование формы В.п. неодушевленного
существительного, как у одушевленного
Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
6 образование формы В.п. одушевленного
существительного, как у неодушевленного
Запрягли в сани два медведя (вместо:
двух медведей);
7 изменение рода при образовании
падежных форм:
пирожок с повидлой, февральский лазурь;
8 склонение несклоняемых
существительных
играть на пианине;
9 образование форм множественного числа
у существительных, имеющих только единственное,
и наоборот
поднос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное
образование формы прилагательного

10 Неправильный выбор полной и краткой
форм
Шляпка была полная воды, мальчик был
очень полон
11 Неправильное образование форм степеней
сравнения:
новенькие становятся боевее, она была
послабже Пети; более интереснее, красивше
12 Нарушение норм формообразования
глагола
Человек метается по комнате;
13 Нарушение образования деепричастий и
причастий
Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая
по сторонам
14 Ошибочное образование формы
числительного
С пятистами рублями
15 Ошибочное образование формы
местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от
ее (книги) оторваться
16 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Синтаксические

17 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть
чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы;
браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец —
человек отставной.

18 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более
красивую, повествует читателей, согласно закона,

он
показан человеком сильной воли, богатого умом,
крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление
плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева
все имело хаотический вид; ему характерны многие
отрицательные черты; уверен в будущее, Соня
жалела и переживала за Раскольникова; жажда к
славе;

19

Ошибки в структуре простого
предложения:

нарушение связи между подлежащим и
сказуемым,

Солнце села; но не вечно ни юность, ни
лето; это было моей единственной книгой в дни
войны;
20

Нарушение границы
предложения

Собаки напали на след зайца. И
стали гонять его по вырубке. Когда герой
опомнился. Было уже поздно.

21 Неудачное употребление местоимений Приезжий снял со стула тяжелый сверток
и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил
Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе
расписку.

22 Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Большинство возражали против такой
оценки его творчества.

Обычно молодежь является
носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.


Чтобы приносить пользу Родине, нужно
смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны
смелость, знания, честность);

23 Нарушение способа выражения сказуемого
в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея. Все
были рады, счастливы и весёлые.
24 Ошибки в построении предложения,
ведущие к искажению его смысла, структуры
В своей пьесе Чехов показал также
трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о
светлой и прекрасной жизни, представителем
которой является Трофимов.

Порфирий был
любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на
которых уже были уложены вещи.

25 Ошибки, связанные с употреблением
частиц

Хорошо было бы, если бы на
картине стояла бы подпись художника; отрыв
частиц от того компонента предложения, к
которому она относится (обычно частицы ставятся
перед теми членами предложения, которые они
должны выделять, но эта закономерность часто
нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две
проблемы, (ограничительная частица всего”
должна стоять перед подлежащим: “…всего две
проблемы”.

26 Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом. В
сочинении я хотел сказать о значении спорта и
почему я его люблю.
27

Разрушение ряда однородных
членов

Настоящий учитель верен
своему делу и никогда не отступать от своих
принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы,
двери, а еще грузовик и комбайн.

28

Ошибки в построении
предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…
На картине “Вратарь” изображен мальчик,
широко расставив ноги, упершись руками в колени.
29 Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами; причалившая
лодка к берегу.
30

Местоименное дублирование
одного из членов предложения, чаще подлежащего.

Кусты, они покрывали берег реки.
31

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал
в волейбол.

32

Ошибки в структуре сложного
предложения:

смешение сочинительной и
подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить
и уважать друзей, которую я прочитал ещё в
детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда
ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его
порывами.

Ум автор текста понимает не только как
просвещённость, интеллигентность, но и с
понятием “умный” связывалась представление о
вольнодумстве.

33

Отрыв придаточного от
определяемого слова.

Сыновья Тараса только что
слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

34 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с
мнением рецензента.
35

Разрушение
фразеологического оборота без особой
стилистической установки, например:

Терпеть не могу сидеть сложив руки;
хохотала как резаная.
36

Неоправданный пропуск
(эллипсис) подлежащего

Его храбрость — постоять за честь и
справедливость привлекают автора текста.
37 Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь.

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;

4) в построении предложений с однородными членами:

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные виды речевых ошибок

Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте;

7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. — Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:

Грамматические ошибки

Речевые ошибки

1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь;

1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.

2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний;

2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;

3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной;

3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.

4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа;

4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;

5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят.

5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.

6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее.

6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.

7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку.

7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.

8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области.

8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Тренировочные задания

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите речевые ошибки, определите их тип. 

1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.

4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.

5. Брат очень бережный человек.

6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.

7. Хватит тебе теребить старые раны.

8. Уровень благосостояния народа увеличивается.

9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.

10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.

11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.

12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

Проверочные задания

3. Укажите номера предложений с грамматическими ошибками.

1. Онегин скучает в светских гостиницах.

2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.

3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина.

4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.

5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.

6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.

8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.

9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

10. Печорин не раз проявлял бесстрашность.

11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.

12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.

4. Укажите номера предложений с речевыми ошибками.

1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым.

2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной.

3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства.

4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров.

5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.

6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.

7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.

8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.

10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.

11. Рассевшись по машинам, заработали моторы.

12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов.

5. Укажите номера предложений, в которых допущены два разных недочета.

1.Но, встретившись с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.

2.На совещании обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.

3. Эта работа ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу городского транспорта.

4.Старую больную лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.

5.Пугачев мне понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.

6.В текущем году наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной пшеницы.

7.Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к реферату.

8.Автор «Слова» упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую».

9.А.П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге.

10.О фамилии Н. Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые медали.

11.Солнце показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.

12.В этом квартале основное внимание было обращено физической подготовке.

Комментарий к заданию 1.

1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.

2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.

3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они.

4. Слово качели имеет форму только множественного числа.

5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав.

6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетание нуждаются поддержки.

7. Смешение прямой и косвенной речи.

8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными или совершеннее.

9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.

10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…

11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.

12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились…

Комментарий к заданию 2.

1. Плеоназм: заранее предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это предполагать заранее.

2. Во времена Гоголя аэропортов не было.

3. Тавтология: глубже, глубь.

4. Местоимение она может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.

5. Вместо бережный надо было употребить слово бережливый.

6. Слово расточительный употреблено неверно; надо – рачительный.

7. Неправильное употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.

8. Нарушение сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.

9. Неоправданный повтор слов изобразил и сирень.

10. Употребление разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.

11. Тавтология и канцеляризм (порядка двухсот).

12. Нарушение лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.

Ответы к заданиям:

№3: 2, 3, 5, 8, 9, 10;

№4: 4, 5, 6, 8, 9, 12. 11;

№5: 1, 5, 7, 10.

Урок русского языка  в 11 классе 

Тема. Виды речевых и грамматических ошибок

Цели:1.Рассмотреть фактические, логические, речевые и грамматические ошибки.
2.Уметь определять тип ошибки, находить и исправлять ошибки в тексте.
3.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ход урока

 Работа над синтаксическими нормами русского языка с использованием опорного конспекта.

С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся:

  • в предложениях с однородными членами;

  • именах собственных в предложении;

  • в предложениях с причастным оборотом;

  • в словосочетаниях при согласовании и управлении;

  • при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;

  • при других формах согласования главных членов предложения;

  • при употреблении деепричастного оборота;

  • при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.

V. Закрепление изученного.

Тренировочные упражнения.

1. Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях). Записать предложения, под диктовку, найти синтаксические ошибки, объяснить их, записать предложения в исправленном виде.

1). Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе. (Причастие ищущим относится не к существительному героев, а к числительному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед. числе и дательном падеже). Верный вариант предложения: Одному из героев романа, ищущему смысл жизни…

2). Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. (В этом предложении производный предлог благодаря употреблён не с дательным падежом, а с родительным.) Верный вариант: Благодаря искусству Микеланджело.

3). Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога. (Нарушены нормы управления: хотел вникнуть куда? познать что). Правильный вариант: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.

4). Я обратился и получил консультацию у специалиста по реставрации картин. (Обратился к кому? не хватает зависимого слова при управлении. Получил у кого?). Правильный вариант: Я обратился к специалисту и получил у него…

5). Мы оплатили за турпутевку и отправились на экскурсию. (В литературном языке принята беспредложная конструкция: оплатили турпутёвку и предложная уплатить за турпутёвку). Правильный вариант: Мы оплатили турпутёвку и отправились на экскурсию.

сегодня мы с вами поговорим об ошибках. Как вы понимаете, при проверке сочинений, кроме орфографических и пунктуационных, учитываются также фактические, логические, речевые и грамматические ошибки. Поскольку « врага надо знать в лицо», давайте рассмотрим перечисленные виды ошибок, чтобы избежать их в своих работах.

Что же такое фактическая ошибка?
Ученик. Как следует из самого названия, фактическая ошибка-это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения, обычно встречаются следующие виды ошибок:

  • Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте:

Травкин ценил в Аничкове его отвагу и преданность родине. ( В тексте фамилия героя Аниканов).
Хулиганы в трамвае издеваются над кассиром. (Речь идёт о кондукторе).

  • Неверная характеристика примера, явления, о котором идёт речь в тексте:

В тексте талантливого публициста О.Мандельштама (по всей видимости, фамилия автора текста вообще ни о чём не говорит ученику, а домашняя заготовка зачина подвела: Осип Мандельштам прежде всего поэт).

  • Неверное изображение фактов, не упоминающихся в исходном тексте, которые учащиеся используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии). Этот рассказ был написан в 1947 году (из сочинения по отрывку из повести Э.Казакевича «Звезда»).

В романе Булгакова «Мы» также изображено тоталитарное государство (речь идёт о романе Е.И.Замятина).
Таким образом, одни фактические ошибки появляются из-за невнимательности чтения исходного текста, другие — из-за узости кругозора, отсутствия необходимых знаний о различных областях жизни.
Учитель. Что такое логическая ошибка?
Ученик. Логические ошибки — это неразличение « близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения»
Учитель. Рассмотрим самые распространённые виды логических ошибок:

1.Подмена субъекта действия: Произведения писателя хотят показать его ненависть к войне (писатель в своих произведениях хочет показать).
2.Подмена объекта действия: Мне нравятся стихи Лермонтова, особенно тема любви.
3. Нарушение причинно- следственных отношений: Но вскоре дожди прекратились, так как установилась хорошая погода.
4.Нарушение логики развёртывания мысли: В лесу было тихо. Рядом пела звонким голосом лирическую песню, перелетая с дерева на дерево, иволга. Где-то далеко куковала невидимая кукушка (так ли уж тихо было в лесу?)
5. Отсутствие связи между предложениями: Великая Отечественная война началась в 1941 году. Астафьев говорит, что писать о войне трудно.
6. Двусмысленность, неясность высказывания: После возвращения рукописи в редакцию поступили новые материалы (рукописи вернули автору или в редакцию).
Учитель. Итак, все приведённые примеры представляют собой алогизмы- высказывания, противоречащие логике. Как видим, логические ошибки часто возникают из-за небрежности в построении высказывания.
Что такое грамматическая ошибка?
Ученик. Грамматическая ошибка-это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Учитель. Можно выделить следующие виды грамматических ошибок.

  • Ошибочное словообразование – ошибка в структуре слова: упрямость, вместо упрямство.

  • Ошибочное формообразование- ошибка при образовании формы слова той или иной части речи:

    • При образовании форм имен существительных: картофельных очисток вместо очистков, бухгалтера вместо бухгалтеры.

    • При образовании форм имён прилагательных: более светлее, вместо более светлый, самый интереснейший вместо самый интересный.

    • При образовании форм числительных: с шестистами солдатами вместо с шестьюстами, около пятиста вместо около пятисот.

    • При образовании форм местоимений: ихнего сына вместо их сына.

    • При образовании форм глагола, причастия и деепричастия: выздоровят вместо выздоровеют, сыпет вместо сыплет, лопнутый вместо лопнувший.

 
3.Нарушение согласования. Чаще всего нарушение согласования происходит из-за невнимательности. Например, Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно:…испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождём).
Слайд 9.
4.Нарушение управления.
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

  • Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины);

  • Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);

  • Неправильный выбор предлога: партнёр в игре в теннис (правильно: партнёр по игре в теннис).

5.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Например: Те, кто согласились с этим решением, об этом пожалели – вопросительные местоимения кто, что и отрицательные никто, ничто употребляются с глаголами в единственном числе: кто согласился. В конструкциях типа те, кто и все, кто также предпочтительнее глагол в единственном числе: те, кто пришёл…; все, кто пришёл.
6.Нарушение способа выражения сказуемого. Например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные – в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму: иллюстрированы.

7. Ошибки в построении предложения с однородными членами:

  • Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.

  • Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий — в однородный ряд объединяются понятия, частично совпадающие по своему объёму: Среди участников парада были ветераны и москвичи (эти понятия не исключают друг друга: среди ветеранов тоже могли быть москвичи).

  • Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.

  • Смешение компонентов двойных союзов — создание неправильной пары союзов: Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: не только в Москве, но и Санкт-Петербурге).

  • Пропуск предлога: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: на улицах, площадях, в скверах).

  • Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

 (правильно: Англии, Франции, Бельгии).

  • Употребление в качестве однородных различных синтаксических элементов предложения — в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты. Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и  которые активно участвуют в ходе урока (правильно: учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих…).

8.Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.
При использовании деепричастного оборота следует помнить, что действие деепричастия и сказуемого должно относиться к одному и тому же лицу: Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь. Правильно построенное предложение с деепричастным оборотом можно превратить в конструкцию с однородными сказуемыми: Я приехал в Москву и отправился на Красную площадь.
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.
Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

  • Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: Подъезжая к городу, начался сильный ветер

  •  (правильно: Когда мы подъезжали к городу…)

  • Если в безличном предложении имеется смысловое подлежащее в косвенном падеже, и нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно.

(Правильно: Когда я приехал в Москву..).

  • В пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими.

(Правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).

  • Ошибки в построении предложения с причастным оборотом чаще всего связаны с тем, что определяемое слово помещают в середине причастного оборота: Живущие родственники в Сибири гостили у нас. Определяемое слово должно находиться перед причастным оборотом или после него: Живущие в Сибири родственники…или Родственники, живущие в Сибири.

  • Ошибки при построении сложного предложения. Например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился. Придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.

  • Смешение прямой и косвенной речи. Например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю. При переводе прямой речи в косвенную речь местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

  • Нарушение границ предложения. Например: Когда сошёл лёд. Мы решили отправиться в путь. Фраза должна быть оформлена как сложноподчиненное предложение. Когда сошёл лёд, мы решили отправиться в путь.

. Учитель: Что такое речевая ошибка?
Ученик. Речевые ошибки – это  ошибки в использовании слова или фразеологизма. Чаще всего это нарушение лексических норм.
Учитель. Рассмотрим основные типы речевых ошибок.

  • Употребление слова в несвойственном ему значении. Эта ошибка связана с непониманием значения слова.

Целых два месяца проходил в нашем городе вернисаж художников- передвижников. (Слово вернисаж означает торжественное открытие художественной выставки).
2.Нарушение лексической сочетаемости слов. Сочетаемость определяется смысловыми признаками, лексическими значениями слов, а также традицией их употребления.
Она старается показаться добродетельной и несколько праведной женщиной (наречие несколько означает «немного, чуть-чуть», поэтому не сочетается с прилагательным праведный: невозможно быть чуть-чуть справедливым или слегка добрым).
Нарушает правила сочетаемости такая ошибка, как анахронизм- употребление в одном контексте слов разных эпох:
Раскольников сидел в  баре (правильно: в трактире, в распивочной). В городе Калинове царила коррупция (правильно: процветало взяточничество).

3. Употребление слова иной стилистической окраски. Многие слова могут быть употреблены в любой ситуации: белый, высоко, лететь. Но есть и такие, употребление которых уместно только в разговорной речи, в бытовом общении: доходяга, ругаться. Существует и группа «благородных» слов, употребляемых в книжной речи: предстоит общность, блистательный. Слова, имеющие различную стилевую окраску, могут случайно оказаться рядом, и тогда получится что-нибудь вроде:
В нашей деревне возвели новый свинарник.
Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина..
4.Плеоназм – сочетание сходных по значению слов, одно из которых дублирует смысл другого:
Памятный сувенир (сувенир – это подарок на память);
Местные аборигены (аборигены — это местные жители);
Жестикулировать руками (жестикулировать-делать движения руками).
В перечисленных ниже словосочетаниях лишние слова выделены курсивом: неожиданный сюрприз, первая премьера, электорат избирателей, весь цвет элиты, саммит на высшем уровне, свободная вакансия, успех победы, иммунитет неприкосновенности, положительный успех, на самом переднем фронте, городской градоначальник, первый лидер, тоска по ностальгии, передняя авансцена, трудоустройство на работу, полный аншлаг, передовой авангард, совместное сотрудничество, полное фиаско, сто рублей денег, прейскурант цен.

5.Тавтология – стечение в одной фразе однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, зарасти зарослями.
6. Речевая недостаточность — случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли.
Для героини свобода — жить так, как хочется (не хватает слов это возможность). В нашем городе появилось немало талантливых музыкантов на духовых инструментах (пропущено слово играющих).

7.Смешение паронимов.
Паронимы — это близкие, но не тождественные по значению однокоренные слова, ошибочно употребляемые одно вместо другого: дипломат-дипломант, одеть-надеть, главный — заглавный.
Было холодно, поэтому Маша одела шубу (слово одеть означает «облечь кого-нибудь в одежду»: одеть ребёнка, одежду мы надеваем: надеть пальто, надеть на сына шапку).
8.Ошибки при употреблении фразеологизмов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Обычно из состава фразеологизма нельзя ничего изъять или что-либо в него вставить. Однако это простое правило часто нарушается:

  • Замена компонента фразеологизма: Львиная часть урожая была потеряна (правильно: львиная доля).

  • Неоправданное сокращение фразеологизма: Подготовка абитуриентов желает лучшего (правильно: оставляет желать лучшего).

  • Смешение двух фразеологизмов: Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы (правильно: пели дифирамбы).

  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении: Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски (выражение лыка не вяжет употребляется по отношению к очень пьяному человеку, поэтому правильно: которые плохо знали русский язык).

  • Стилистическая неуместность использования фразеологизма: Командир приказал сматывать удочки (правильно: приказал отступать, приказал уходить).

9. Неудачное употребление местоимений. Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в том же роде, числе и падеже. Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением. Нарушение этого правила может привести к абсурдности, комизму высказывания: Эту селедку передала мне продавщица Люба. Ввиду жары она уже припахивала (местоимение следует заменить словом рыба).
10. Неоправданное повторение слова: Автор пишет о том, что природа в опасности. Автор призывает человечество опомниться. Неоправданного повторения слов можно избежать, используя местоименные замены, синонимы, родовые или видовые наименования предметов.
11. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: Я тогда не смог вовремя извиниться, хотя знаю, что был не прав.
3.Тренировочные упражнения. Задания к уроку.
Тренировочные упражнения. Использование ИКТ на уроке
Цели:
1. Систематизировать материал на этапе обобщения и повторения.
2. Уметь самостоятельно формулировать правила, пользуясь интерактивными иллюстрациями.
3.Уметь правильно выполнять электронные задания и тесты.

1. Учитель. 
Отредактируйте текст, устраняя неоправданное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания.
Долголетие цветов.
Что вы знаете о продолжительност- жизн- цветов которые р-стут (во)круг наших домов в наших садах и парках?
Куст пиона на одном месте может прожить 16-20 лет. Десятки лет живут кусты с-рени и жасмина. Известен сорт ириса который был выв-ден более ста лет назад. Он размножался все эти годы и жизнь его (не)прекратилась до нынешнего времени.
О (не)обычном долголетии- розовых кустов которые кажутся такими хрупкими и (не)долговечными можно ра.казывать легенды. В Ясной Полян- сохр-нились кусты роз которые цвели ещё при жизн- Л.Н.Толстого. В Германии. Известен куст розы которая живёт 500 лет.
Ученик.
Долголетие цветов.
Что вы знаете о продолжительности жизни цветов, которые растут  вокруг наших домов, в наших садах и парках?
Куст пиона на одном месте может прожить 16-20 лет. Десятки лет живут кусты сирени и жасмина. Известен сорт ириса, выведенный  более ста лет назад. Он размножался все эти годы, и жизнь его  не прекратилась до нынешнего времени.
О необычном долголетии розовых кустов, кажущихся  такими хрупкими и  недолговечными можно рассказывать легенды. В Ясной Поляне сохранились кусты роз, цветущие  ещё при жизни Л.Н.Толстого. В Германии. Известен куст розы, которая живёт 500 лет.
2.Определите, в чём заключается логическая ошибка высказывания.
1.Писатель рассказывает о прошлом своего героя. Он тоже был участником войны.

  • Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема была актуальна во все времена.

  • В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют.

  • самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары Кабановой.

  • Культура человека- это культура мышления, культура поведения.

  • Я согласен с мнением автора, но я думаю по-другому.

  • Никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

  • Мы живём в современном мире. Поэтому каждый из нас занят только теми житейскими  проблемами, с которыми сталкивается каждый день.

3.Определите тип речевой ошибки. Отредактируйте предложения.

  • Кто же  не слышал об этом юном вундеркинде?

  • Каждое слово несёт определённую функцию в предложении.

  • Об этом случае никто не узнал, подробности остались втуне.

  • Наша страна выбрала демократичный путь развития.

  • Эти рослые парни — закоренелые сибиряки.

  • Футболисты «Спартака» третий раз забивают в первом тайме.

  • Наше предприятие играет большое значение в экономике города.

  • Поругавшись с другом, мы не желаем признавать свою неправоту.

  • К сожалению, отец не прислушался к моему мнению и полностью импонировал мои слова.

4.Определите тип грамматической ошибки. Отредактируйте предложения.

  • Усталые пекари доставали из печи ароматные хлеба.

  • Мы часто не понимаем, не доверяем друг другу.

  • По моему мнению, это социальная проблема. Так как она обнаруживается во всех сферах общественной жизни.

  • На протяжении пятиста лет эти статуи были скрыты под слоем песка.

  • Книги учат детей отличать добро и зло.

  • На этих предприятиях были созданы не только первые отечественные паровые машины, а также первые русские пароходы.

  • Приезжайте скорее: мы по вас скучаем.

  • Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.

  • Меня возмущает то, что какое право они имеют насмехаться над слабыми.

4. Итог урока. Домашнее задание.

  • Выучить типы речевых ошибок.

  • Знать грамматические ошибки

  • Уметь находить стилистические ошибки, этические и фактические.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Урок анализ сочинения работа над ошибками
  • Урок анализ изложения работа над ошибками
  • Урок 2 кастомные страницы ошибок тестирование страницы 404
  • Урок 153 работа над ошибками 2 класс
  • Урок 147 работа над ошибками русский язык 2 класс