Упражнения с грамматическими ошибками 5 класс

БЛОК 1.Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

 Вид ошибки

 Пример

а)

В употреблении рода и числа существительных. 

Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 

б)

В образовании форм прилагательных. 

Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 

в)

В употреблении формы местоимения. 

В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 

г)

В употреблении форм числительных. 

На обоих сторонах листа был напечатан текст. 

д)

В употреблении форм глаголов. 

Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 

е)

В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. 

С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 

ж)

В употреблении деепричастий. 

На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

 Вид ошибки

 Пример

а)

Смешение предлогов
ИЗ и С (со)
В и НА
ОТ и С
ЧЕРЕЗ и ИЗ-ЗА 

Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 

б)

Отсутствие предлога. 

Нельзя не приклоняться его героизмом

в)

Наличие ненужного предлога. 

Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

 Вид ошибки

 Пример

а)

Падежная форма управляемого существительного. 

Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 

б)

Общее зависимое слово при однородных сказуемых. 

Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 

в)

При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. 

Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

 Вид ошибки

 Пример

а)

Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. 

О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 

б)

Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. 

Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 

в)

Определение находится в отрыве от определяемого слова. 

Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 

г)

Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. 

В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 

д)

Ошибочное местоположение предлога. 

Через часа два спор закончился (часа через два) 

е)

Ошибочное местоположение составного союза. 

Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 

ж)

Ошибочное местоположение частицы бы. 

Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. 

Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 

б) 

Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. 

Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 

в) 

Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. 

Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 

г) 

Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. 

Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 

д) 

Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. 

Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 

е) 

Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. 

Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 

ж) 

Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. 

В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Смешение действительных и страдательных причастий. 

Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 

б) 

Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. 

Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 

в) 

Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. 

Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 

г) 

Нагромождение причастных конструкций. 

Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. 

Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 

б) 

Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.

Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 

в) 

Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. 

Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 

г) 

Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. 

Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 

д) 

Нагромождение деепричастных конструкций. 

Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. 

Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 

б) 

Употребление противительного союза вместо соединительного. 

Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 

в) 

Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. 

Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. 

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 

б) 

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. 

Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 

в) 

Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. 

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

г) 

Отсутствие в главном предложении указательного слова. 

Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 

д) 

Пропуск части составного союза. 

Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 

е) 

Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). 

Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 

ж) 

Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. 

Когда их сын очень изменился, родители страдают. 

з) 

Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. 

Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 

и) 

Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. 

Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

БЛОК 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнение № 1

Ошибка: неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.

2) Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

3) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок.

4) По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

5) Благодаря оперативного вмешательства властей последствия бунта стихии быстро удалось устранить.

6) Даже сейчас, по прошествию многих лет, Толику было тяжело вспоминать о том времени, когда он, преданный и униженный тем, кого считал другом, остался в полном одиночестве.

7) По окончанию отпуска Лидия Николаевна с головой погрузилась в работу: заглянув в календарь, составила планы будущих командировок, провела несколько встреч, начала работу над статьёй.

8) Работая с Катей над проектом, Оксана поражалась настойчивости и работоспособности подруги, которая вопреки неблагоприятных обстоятельств твёрдой рукой вела дело к успеху.

9) Согласно результатов исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег.

10) Он то замирал, качаясь на пятках, то, припадая к земле, мчался наперерез автомобиля.

11) Благодаря наличия у предприятия автотранспорта для перевозки служащих специалисты всегда вовремя оказываются на объектах.

12) Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел.

Упражнение № 2

Ошибка: неправильное употребление имени числительного

1) Оплатив счёт, двое женщин вышли из кафе «Утро», сели в такси и поехали в театр, чтобы там встретиться с режиссёром.

2) На улицу высыпал весь класс и стал весело бегать, ощущая дуновение свободы, и только трое девочек тихонько стояли поодаль.

3) Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях.

4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

5) На обоих сторонах листа ,лежавшего на столе, был напечатан текст.

6) Объём рекомендуемой жидкости — не менее полтора литра.

7) Двое тигров охотились на антилоп.

8) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

9) В митинге приняли участие около полтораста жителей.

10) По обоим сторонам дороги росли липы.

11) Обое ребята были чем-то озабочены.

12) Во дворе установили три качели.

13) Поздравить с Восьмым мартом девочек – главная задача мальчиков.

Упражнение № 3

Ошибка: нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Часы приостанавливаются на несколько секунд и вдруг снова затикают.

2) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

3) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

4) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

5) Папа читает газету и выпил кружку кофе.

6) Я работаю с невнимательностью, но всё равно в результате сделал много ошибок.

7) Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
8) Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
9) Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.

10) Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.

11) Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.

12) Джек Лондон подвергает Мартина Идена самым сложным испытаниям, и этим он раскрыл истинную сущность своего героя.

Упражнение № 4

Ошибка: нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом.

2) Весь день пони катало в зоопарке малышей.

3) МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика

М. В. Ломоносова.

4) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения

5) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.

6) Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают цитаты из него.

7) Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

8) В лесу растут много деревьев.

9) Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10) Обычно молодежь является носителями передовых идей.

11) Операторами инфраструктуры сети железных дорог России являются ОАО РЖД.

12) Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость.

13) Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма.

Упражнение № 5

Ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Сёстры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи.

2) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

3) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

4) Складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

5) В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

6) Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов.

7) Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.

8) Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый.

9) Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.

10) Мама не только приготовила обед, но и ужин.

11) Кирпичные дома как строятся на равнине, так и высоко в горах.

12) Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Упражнение № 6

Ошибка: нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) В основе произведения «Повести о настоя-щем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

2) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном».

3) Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья.

4) По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились.

5) В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц.

6) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную.

7) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

8) Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

9) Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».

10) Ребята договорились, что после занятий они встретятся в кинотеатре «Зрителе» и смогут наконец познакомиться не только с труппой, но и с режиссёром.

11) В основе сюжета романа «Отцов и детей» — конфликт между старшим и младшим поколением.

12) В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на этот роман.

Упражнение № 7

Ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

2) Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.

3) Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

4) Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвой­ных пород.

5) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста

6) Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

7) Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

8) Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
9) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
10) Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

11) Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на все вопросы

12) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем

Упражнение № 8

Ошибка: неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.

2) Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

3) Вышев на сцену, певцы поклонились.

4) Рисуя, мои мысли всегда текли спокойно.

5) На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.

6) Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества..

7) Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться.

8) Приступая к сочинению, надо составить план работы.

9) Наклеивая обои, стена оказалась неровной.

10)  Перелезая через забор, высота его меня поразила.

11) Подарив маме цветы, я поздравлю ее с праздником.

12) Катя выберет новое платье, увидев все варианты в магазине.

Упражнение № 9

Ошибка в построении сложного предложения

1) Когда я закончил читать эту книгу. Я понял глубокий замысел автора.

2) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве.

3) Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

4) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

5) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

6) Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

7) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.

8) Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.

9) Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. 10) Человеку показалось то, что это сон.

11) Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал.

12) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.

13) Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.

14) Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

Упражнение № 10

Ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».

2) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

3) Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.

4) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.

5) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас.

6)  Мой котик говорит, что я обращаюсь ко всем хозяевам, кому не безразлична судьба питомцев.  

7) Полосатая кошка сказала, что девяти моих жизней не хватит, чтобы отблагодарить хозяюшку за любовь!

8) Отец сказал, что я вернусь поздно.

9) Дети закричали, что «мы не виноваты».

10) Преподаватель спросил студентов, что вы успели выполнить.

11) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».

12) В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Упражнение № 11

Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

1) В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.

2) Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.

3) В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.

  1. Через дня четыре он добрался до своей деревни.

5)  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 12

   Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

1) Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.

  1. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.

3) Через подобные ситуации порой гибнут люди.

4) Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.

5) Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 13

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

1) Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.

  1. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.

3) Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.

4) Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.

5) Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 14

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация грамматических ошибок.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.Изучаем ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами:Ошибки в…

Виды грамматических ошибок. Задание 7 ЕГЭ

В презентации излагается необходимый теоретический материал для подготовки выпускников к выполнению задания 7 (грамматические нормы) части I ЕГЭ по русскому языку….

УПРАЖНЕНИЯ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Упр. 1

  1. Sarah and I am sisters.

  2. Ben and Tim is at school.

  3. Horses and cows is animals.

  4. England are a country.

  5. Tim are from America.

  6. Jane is an painter

  7. I have got an uniform.

  8. Helen is not at the home.

  9. The pyramids are in the Egypt.

  10. It is a hourglass.

  11. The Mark is a student.

  12. I have got a milk.

  13. It is an house.

  14. An earth is an planet.

  15. They have got a old car.

Упр. 2

  1. Mine room is big.

  2. The tail of the dog is long.

  3. The womens’ dresses are red.

  4. Are those pencils your?

  5. That is Mike’s and Helen’s house.

  6. Whose are these rackets? They’re their.

  7. This is hers book.

  8. Those are Rita and Jim’s bicycle.

  9. Is that Kates’ hat?

  10. The house’s windows are green.

  11. There is a elephant in the garden.

  12. That’s Bill’s car. It’s him.

  13. There are wolfs in the forest.

  14. There is a bread on the table.

  15. There is a money in my pocket.

Упр.3

  1. They go to the school every day.

  2. My bicycle has got two wheel.

  3. She’s got an book.

  4. We looking for a new flat.

  5. I am play tennis now.

  6. George and Mary is watching a film.

  7. What are you do?

  8. You isn’t listening to the teacher.

  9. He reading a magazine.

  10. Tim and Ann are my cousins. Them live in Germany.

  11. This is my jacket. Give it to I.

  12. Pass me the photos. I want to look at it.

  13. It’s Mike phoning. Him wants to talk to you.

  14. Are you going to the park? – Yes, come with I.

  15. Don’t opens the window.

Упр.4

  1. Have you got some sugar?

  2. There is any bread.

  3. There are some pie.

  4. Is there somebody in the room?

  5. We haven’t got some ham.

  6. There isn’t nobody in the garden.

  7. There isn’t no bacon.

  8. Have you got nothing in your bag?

  9. He don’t speak English.

  10. He is swimming every morning.

  11. Does you work in a bank?

  12. I have dinner now.

  13. Mark walk to school every day.

  14. Kate is liking pizza.

  15. The sun is rising in the east.

Упр 5.

  1. Susan and Joe lives in New York.

  2. We are needing some sugar.

  3. There is very few soup in the bowl.

  4. How much carrots are there in the fridge?

  5. Rita has got much money.

  6. There are a little people in the shop.

  7. Mike hasn’t got much friends.

  8. There is a few snow in the mountains.

  9. How much deer can you see in the picture?

  10. I have got little CDs but a lot of cassettes.

  11. There are much animals in the zoo.

  12. How many sugar is there in the bowl?

  13. I need to buy any things in the shop.

  14. Little people swim in the sea in winter.

  15. I haven’t got no time.

Упр 6.

  1. I want nothing nice to eat.

  2. I’m going swimming every week.

  3. The bus stops anywhere near the park.

  4. Let’s to go shopping.

  5. How much oranges are there in the bowl?

  6. He washes the dog at the moment.

  7. He’s got very few bread.

  8. Can I have a little strawberries?

  9. They are very clevers girls.

  10. We has got a new car.

  11. There are a few lion in the zoo.

  12. Peter always do his homework.

  13. Go you to bed now.

  14. There isn’t some sugar in my coffee.

  15. I lives with my parents and two little sisters.

Упр 7.

  1. Did Jim had a bath yesterday?

  2. There was a telephone call for me.

  3. Was your parents on holiday in June?

  4. Mary had not a party yesterday.

  5. There weren’t not any biscuits left in the tin.

  6. I have broke a vase yesterday.

  7. Were you be in Paris last year?

  8. Tom has ever eaten all the fruit.

  9. There were not no people at the bus stop.

  10. Alex already cut his finger yesterday.

  11. John hasn’t never phoned me yet.

  12. I have lived here since ten years.

  13. There isn’t somebody in the garden.

  14. We are going the party tonight?

  15. I do always my homework in the evenings.

Упр 8.

  1. We bought some new furnitures yesterday.

  2. Simon has already go to work.

  3. You will to pass your exams.

  4. Philip hasn’t got many free time today.

  5. I just have finished my breakfast.

  6. We have eaten chicken last evening.

  7. Tom usually is late for work.

  8. There aren’t much people in this office.

  9. Dad didn’t went to work yesterday.

  10. Philip didn’t wake up yet.

  11. I did saw your brother last week.

  12. Peter and Jenny go to the south next week.

  13. Did you laughed at the play?

  14. Sam hasn’t feed the cat yet.

  15. Pavel didn’t visit his granny yet.

Упр 9.

  1. Chris is more cleverer than Scott.

  2. Jill is prettier from Silvia.

  3. Chocolate ice-cream is more delicious of all.

  4. She is a very taller woman.

  5. The bus is longest than my car.

  6. A Fiat isn’t as more expensive as a Porsche.

  7. We have never read such a more interesting book.

  8. The film is better of all.

  9. Stella has never met such a friendlier teacher.

  10. Sweden is coldest country in Europe.

  11. Germany is biger than Great Britain.

  12. The dog runs fastier than the elephant.

  13. He is taller man in the world.

  14. I’m the youngest than my sister.

  15. The picture is good of all.

Упр 10.

  1. He has never travelled abroad, hasn’t she?

  2. Who did told you about Susan’s wedding?

  3. What car is yours: Opel or Fiat?

  4. How many money did you pay?

  5. He has lunch at home every day, hasn’t he?

  6. Don’t be late tonight, won’t you?

  7. What time you are flying tomorrow?

  8. I must having a bath.

  9. You can’t to go out tonight.

  10. Shall you water the flowers this afternoon?

  11. He must studies hard for his exams.

  12. She must helping her mother today.

  13. They needn’t to stay here any more.

  14. I can’t do puzzles when I was four years old.

  15. You may not go there. It’s forbidden.

Упр 11

  1. I would like going to America next year.

  2. He enjoys to dance.

  3. Why did you go to the library? – Borrowing a book.

  4. I must to wash my hair tonight.

  5. Do you know how skiing?

  6. She goes to run every Thursday evening.

  7. Have you got too time to come shopping with me?

  8. I’m too tall to reach the top cupboard.

  9. You are short enough to touch the ceiling.

  10. He will leaving school when he’s eighteen.

  11. I have got lots of friends. Neither of them has got blond hair.

  12. Steven has got two cars. All of them are red.

  13. My sister and I are short. Both of us is tall.

  14. There are seven people here. Both of them are women.

  15. Lucy has got two cars. All of them is black.

Упр 12.

  1. You must to try to be more patient.

  2. She is very old enough to travel alone.

  3. Susan hasn’t ever been to Turkey before.

  4. They enjoy playing the basketball.

  5. Irene is more friendlier then Kate.

  6. Helen often come to work late.

  7. I can’t find something I like.

  8. This is Alison jumper.

  9. You don’t like football, you do?

  10. They live in Moscow for ten years.

  11. Tom hasn’t enjoyed the party last night.

  12. He has a meeting now.

  13. Don’t play music – you wake up the baby.

  14. We go on holiday to Italy last year.

  15. I stay with my friends at the moment.

Список использованной литературы:

  1. J. Dooley, V. Evans. Grammarway 1.

  2. V. Evans. Roung Up 3.

Виды
ошибок

Примеры
с ошибками

Исправленные
примеры

1

неправильное
употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлоги благодаря, согласно,
вопреки
употребляются с дат. п.

Предлоги наперерез, наперекор
употребляются с дат. п.

Вопреки
распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.

Благодаря тёплых
дней золотой осени лес как будто помолодел.

Отважный смотритель, рискуя
жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

Вопреки распространённому
мнению, верблюды не хранят воду в своих горбах.

Благодаря тёплым
дням

золотой осени лес как будто помолодел.

Отважный смотритель, рискуя
жизнью, бросился наперерез понёсшемуся вскачь коню.

2

неправильное
употребление имени числительного

Собирательные числи-тельные
употребляются с сущ-ми, обозначающими:

— лиц муж. пола;

— детёнышей:

— парные предметы или имеющими
только форму мн. ч.

Трое
одноклассниц
: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных
спортивных секциях.

Солдаты, выполнявшие долг перед
Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Три
одноклассницы
: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных
спортивных секциях.

Солдаты, выполнявшие долг перед
Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

3

нарушение
видовременной соотнесённости глагольных форм

Однородные глаголы-сказуемые
имеют разный вид и форму разного времени

И.С. Тургенев подвергает
Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл
истинную сущность своего героя.

И.С. Тургенев подвергает
Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает
истинную сущность своего героя.

4

нарушение
связи между подлежащим и сказуемым

Нарушение в роде несклоняемых
существительных

Нарушение в роде аббревиатуры

Нарушение в числе подлежащего и
сказуемого в главной или придаточной части

[Относительное местоимение кто в
функции союзного слова употребляется только с глаголами в ед. числе]

До 1936 г. Тбилиси называлось
Тифлисом.

Весь день пони катало в
зоопарке малышей.

МГУ было
основано

в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

Все, кто
побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие
впечатления о море, южных травах и цветах.

Каждый, кто
хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают
цитаты из него.

Те, кто бывали в
Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

До 1936 г. Тбилиси (город)
назывался Тифлисом.

Весь день пони (он) катал
в зоопарке малышей.

МГУ был основан в
1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

Все, кто
побывал в Крыму, увезли с собой после расставания с ним яркие
впечатления о море, южных травах и цветах.

Каждый, кто
хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт
цитаты из него.

Те, кто бывал в
Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

5

ошибка в
построении предложения с однородными членами

Неправильное расположение и
употребление двойных союзов 

Совмещение конструк-ций  с
причастным оборотом  и придаточным определительным

Объединенные в сочинён-ном ряду
слова управляют разными формами

Сёстры как хорошо разбирались
в музыке, так и в живописи.

Созданы благоприятные условия не
только
для опубликования научных работ, а также для внедрения их в
практику.

Девушка, сидевшая
у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Складывается впечатление, что
поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

Сёстры хорошо разбирались как
в музыке, так и в живописи.

Созданы благоприятные условия не
только
для опубликования научных работ, но и для внедрения их в
практику.

Девушка, которая сидела у
окна и хорошо пела, запомнилась всем.

Складывается впечатление, что
поэт оглядывает любимый город и восхищается им.

6

нарушение
в построении предложения с несогласованным приложением

Ошибка в согласовании приложения
с определяемым словом.

[После родовых обозначений (роман,
повесть
и др.) имя собст-венное ставится в И. п.]

В основе произведения «Повести
о настоя-щем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем
Маресьевым.

Горячо любящим родную культуру
предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и
прекрасном».

В основе произведения «Повесть
о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем
Маресьевым.

Горячо любящим родную культуру
предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и
прекрасном».

7

нарушение
в построении предложения с причастным оборотом

Ошибка в согласовании определения
с определяемым словом

Разрыв прич. оборота определяемым
словом

Ошибка в месте причастного
оборота

В 1885 году В.Д. Поленов
экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этю-дов,
привезённым из поездки на Восток.

Приготовленные оладьи
мамой были необыкновенно вкусны.

Лес тянется
с севера на юг, состоящий только из хвой­ных пород.

В 1885 году В.Д. Поленов
экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённых
из поездки на Восток.

Приготовленные
мамой

оладьи были необыкновенно вкусны.

Лес, состоящий
только из хвойных пород
, тянется с севера на юг.

8

неправильное
построение предложения с деепричастным оборотом

Дееприч. оборот должен обозначать
действие того же субъекта, что и глагол, к которому дееприч. оборот
относится.

Дееприч. оборот может
использоваться в безличных предложениях, если сказуемое выражено сочетанием
предикативного наречия или безличного глагола (можно, нужно, нельзя и
т.п.) и инфинитива.

Изображая любой предмет, для
художника важно его собственное мироощущение.

Пользуясь автомобильными
справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

Изображая любой предмет, для
художника важно его собственное мироощущение.

Пользуясь автомобильными
справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

9

ошибка в
построении сложноподчинённого предложения

Нарушение границ предложения.

Разрыв между определя-емым словом
и придаточ-ным предложением

Неоправданное соседство двух
подчинительных союзов

Неоправданное употреб-ление
соотносительного слова то

Одновременное использо-вание
подчинит. союза и частицы ли в роли союза

Когда я закончил читать эту
книгу. Я понял глубокий замысел автора.

Игру надо было закончить из-за
темноты, которой мы увлеклись.

Читая классическую литературу,
замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в
произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Она говорила то, что в
жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

Незнакомец поинтересовался, что
правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

Я понял глубокий замысел автора,
когда закончил читать эту книгу.

Игру, которой мы увлеклись, надо
было закончить из-за темноты,

Читая классическую литературу,
замечаешь, насколько по-разному «град Петров» изображён в
произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского.

Она говорила, что в жизни есть не
только полезное, но и прекрасное. 

Незнакомец поинтересовался,
правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

10

неправильное
построение предложения с косвенной речью

В  предложениях с косв.
речью не употребляются местоимения 1 и 2 лица.

Лингвист Ф. И. Буслаев часто
говорил, что « я убеждён в необходимости основательного преподавания
родного языка».

Лингвист Ф. И. Буслаев часто
говорил, что « он убеждён в необходимости основательного преподавания
родного языка».

Задание 8.

Список грамматических ошибок

1) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперерез
употребляются ТОЛЬКО с сущ. дательного падежа.

Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по
исключении, по приезде
имеют форму предложного падежа.

2) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом

Определяемое слово не входит в причастный оборот.

Не рекомендуется отрывать причастный оборот от определяемого
слова.

Причастие в причастном обороте должно быть согласовано с
определяемым словом (проверка – подстановка вопроса КАКОЙ? в нужной форме)

3) неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом

Глагол-сказуемое и деепричастие должны обозначать действия
одного и того же лица.

4) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым

Подлежащее и сказуемое в главной и придаточной части должны
быть согласованы.

5) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением

Если при приложении-наименовании нет определяемого слова, оно
ставится в нужном падеже. Если при приложении есть определяемое слово, оно
ставится в И.п.

6) ошибка в построении предложения
с однородными членами

Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых,
требующих разного управления.

Части двойного союза должны соединять именно однородные члены.

Части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять
другими словами.

7) неправильное построение
предложения с косвенной речью

В косвенной речи местоимение 1-го лица меняется на 3-е.

8) нарушение видовременной
соотнесѐнности глагольных форм

Нельзя употреблять однородные глаголы-сказуемые разного
времени и вида.

9) ошибка в построении сложного
предложения (СПП)

Определительное придаточное предложение не может быть
однородным с причастным оборотом.

Нельзя убирать или излишне использовать указательное
местоимение ТО.

Не следует употреблять одновременно несколько подчинительных
союзов или подчинительный союз и частицу ЛИ в роли союза.

10) неправильное употребление
имени числительного

Собирательные числительные не употребляются с сущ.,
называющими лиц женского пола.

При склонении составных количественных числительных
изменяется каждое слово.

При склонении составных порядковых числительных
изменяется только последнее слово.

Материалы для Игры «Корректор»

1. Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, помаги

Твоей племяннице Оле,

А то небудет её наги

В этой противной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель поставил два,

А сам скозал, что маю работу

Даже несмог прочитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять

2.Письмо.

Здраствуй, маша!
Я жыву вдиревни. Мне очень хорошо. Я здесь буду развеваться и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я лавили рано утром рыбу врике. Хорошо поседеть на бирегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

Ответ Мише.

Прочти свое письмо повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. 1. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? 2. Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? 3.И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? 4.Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных? 5.Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил? 6.И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?

Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

Задание 3. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и сказал:

— Шесть порций орфографических ошибок.

— Этого подать мы не можем, не держим, — ответил официант.

— Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, — сказал Куприн и зачитал меню.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню.

1.Бул..он м..сной.

2.Ра..ольник с к..лбасой.

3.К..тлеты.

4.П..льмени.

5. Капус..ный пудинг.

6.К..мпот из яблок.

7.К..сель м..линовый.

8.П..рожное бисквитное.

9.Пиро..ки с печёнкой.

10. М..роженое

Проказница

Налисной палянки втрафке радосно играли лесята. Вдрук смалоденькай ёлки налесонка у пала шышка. Молышь испугался и кинулся спалянке потрапинки кречьки.

Окала речьки шла свенья споросятами. Лесёнок с волился напоросят. Поросята за везжали и раз бижались. Адин бросился вкусты молины. А там мидветь седит. Касалапый за ривел и по бижал потробки кпалянки. Астановился он толька напаляни. Там раньше лесята еграли. Паднял мишка голаву и увидел белочьку наветки.

Эта проказница шышку у ранила и периполох напаляни устроила.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Упражнения найти ошибку в тексте 5 класс
  • Упражнения найти ошибку в предложении на английском
  • Упражнения найти ошибки present simple
  • Упражнения найти и исправить ошибку
  • Упражнения найти и исправить ошибки 4 класс