Упражнения ошибки в построении предложений с косвенной речью

Грамматические ошибки. Задание 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

В данном задании проверяется умение учащихся правильно строить предложения с цитатами и косвенной речью: из 9 предложений справа нужно найти одно, которое содержит ошибку.

В правила, изложенных ниже, будет идти речь о цитировании и о косвенной речи, это очень близкие, но не одинаковые единицы.

В обыденной жизни, особенно часто в устной речи, мы часто используем передачу чьих-то слов от своего имени, так называемую косвенную речь.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Например: Мне сказали, что это был брат мой. Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. Говорили о том, как живут наловленные мною птицы.

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

 Попробуем восстановить предложения: из косвенной речи переведём в предложения с прямой речью:

Мне сказали, что это был брат мой. — Мне сказали: «Это был брат твой».

Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. — Она сказала: «Смотри мне в глаза!» А потом требовательно спросила: «Ты помнишь пескарей, наши встречи, наши ссоры, пикники? Помнишь?»

Друг поинтересовался: «Как живут наловленные тобой птицы?»

Как видно из примеров, предложения совпадают лишь по смыслу, а вот и глаголы, и местоимения, и союзы меняются. Рассмотрим детально правила перевода прямой речи в косвенную: это очень важно как для написания сочинения, так и для выполнения задания

Основное правило:

при замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, а также связанных с ними глаголов, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени.

Предложение с прямой речью

Верно оформленная косвенная речь

Неверно оформленная косвенная речь

Отец сказал: «Я вернусь поздно».

Отец сказал, что он вернётся поздно.

Отец сказал, что я вернусь поздно.

Мы спросили: «А ты откуда приехал?»

Мы спросили, откуда он приехал.

Мы спросили, «откуда ты приехал».

Я признался: «Ваши книги взял Михаил».

Я признался, что их книги взял Михаил.

Я признался, что «ваши книги взял Михаил».

Дети закричали: «Мы не виноваты!»

Дети закричали, что они не виноваты.

Дети закричали, что «мы не виноваты».

Обращаем внимание на то, что обнаружить ошибку могут помочь кавычки, но только на них ориентироваться нельзя, так как кавычки стоят и при приложении, и в предложениях с цитатами без ошибок, и не во всех заданиях.

 Существует ряд дополнительных правил,

связанных с особенностью перевода прямой речи в косвенную, их соблюдение также проверяется в задании 7.

а) Если прямая речь – повествовательное предложение,

то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом что. Пример: Секретарь ответил: «Я выполнил просьбу». – Секретарь ответил, что он выполнил просьбу. Местоимение заменено!

б) Если прямая речь – вопросительное предложение,

то при замене его придаточным роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые стояли в прямом вопросе. Вопросительный знак после косвенного вопроса не ставится. Пример: «Что вы успели выполнить?» — спросил преподаватель студентов. – Преподаватель спросил студентов, что они успели выполнить. Местоимение заменено!

в) Когда в прямой речи – вопросительном предложении отсутствуют вопросительные местоимения, наречия, частицы,

при замене его косвенным употребляют для связи частицу ли. Пример: «Вы исправляете текст?» — с нетерпением спросил секретарь. – Секретарь спросил с нетерпением, исправляем ли мы текст.Местоимение заменено!

г) Если прямая речь – восклицательное предложение с побуждением к действию,

то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом чтобы. Пример: Отец закричал сыну: «Вернись!» — Отец закричал сыну, чтобы он вернулся.Местоимение добавлено!

д) Частицы и слова, грамматически не связанные с членами предложения

(обращения, междометия, вводные слова, сложные предложения) и содержащиеся в прямой речи, при замене её косвенной речью опускаются. Пример: «Иван Петрович, составьте смету на следующий квартал», — попросил главного бухгалтера директор. – Директор попросил главного бухгалтера, чтобы он составил смету на следующий квартал.

8.9.3. Особые правила цитирования.

При написании сочинений часто возникает необходимость процитировать либо нужный фрагмент исходного текста, либо привести высказывание по памяти, органично включив цитату в предложение. Существует три способа введения цитаты в свою речь:

1) при помощи прямой речи, с соблюдением всех знаков препинания, например: Пушкин говорил: «Любви все возрасты покорны» или «Любви все возрасты покорны», — говорил Пушкин. Это самый простой способ, но он не всегда удобен. Такие предложения будут встречаться в качестве верных!

2) при помощи придаточного предложения, то есть используя союзы, например: Пушкин говорил, что «любви все возрасты покорны». Обратите внимание на изменившиеся знаки препинания. Этот способ ничем не отличается от передачи косвенной речи.

3) цитату можно включить в свой текст при помощи вводных слов, например: Как говорил Пушкин, «любви все возрасты покорны».

Отметим, что в цитате нельзя ничего изменять: то, что заключено в кавычках, передаётся абсолютно точно, без каких бы то ни было искажений. При необходимости включить в свой текст лишь часть цитаты используются специальные знаки (многоточия, различного вида скобки), но это не имеет отношения к данному заданию, так как пунктуационных ошибок в задании 7 не бывает.

Рассмотрим некоторые особенности цитирования.

а) Как избежать ошибки, если есть цитата с местоимением?

С одной стороны, цитаты изменять нельзя, с другой — нельзя оставить местоимение. Если просто вставить цитату, будут ошибки: Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту». Или так: В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда « я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

В обоих предложениях нужно:

во-первых, заменить местоимение Я на ОН, исключить местоимение из цитаты:

во-вторых, изменить глаголы, связав их с новыми местоимениями и также исключить из цитаты, так мы знаем, что ничего изменять нельзя.

При таких изменениях цитаты непременно «пострадают», и если второе предложение мы можем сохранить в таком виде: Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность», то высказывание Наполеона не получится сохранить. Поэтому смело убираем кавычки и заменяем цитату косвенной речью: Наполеон однажды заметил, что он может проиграть эту битву, но не может потерять минуту.

б) Особо следует отметить случаи ошибочного объединения двух способов введения цитаты в предложение,

что вызывает грамматическую ошибку. Как мы уже знаем, цитату можно ввести либо как придаточное предложение, либо при помощи вводных слов. Вот что бывает, если соединяются два способа:

Неверно: По словам Мопассана,  «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».

Верно: По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».

Неверно: Как утверждал П. И. Чайковский,  «вдохновение рождается только из труда и во время труда».

Верно: Как утверждал П. И. Чайковский, «вдохновение рождается только из труда и во время труда».

Таким образом, формулируем правило: при использовании вводных слов союз не употребляется.

в) В работах учащихся встречаются и случаи, когда цитата введена при помощи вводных слов,

но прямая речь оформляется как отдельное предложение. Это не только нарушение пунктуации, это нарушение правил построения предложения с цитатой.

Неверно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

Верно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери, «зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

Неверно: По словам Л. Н. Толстого: «Искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».

Верно: По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

ПРАКТИКА

1 Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

2 А.С. Пушкин писал, что «Я горе с ним делю, он радости со мною

3 Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся

историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».

4 Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он

говорил с горечью, что «Друзья, я потерял днь

5Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат

исчастлив»

  1. Антон спросил, кто поедет со мной на горнолыжную базу.

  2. Павел Алексеевич всегда видел таких людей и говорил, что ничем мне могу вам помочь.

  3. В таких случаях он говорил, что терпи, голубчик,  – я врач.

  4. На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что мы устали и

  5. пойдём отдыхать.

  6. Мама сказала, что не дам вам сладкое, пока не съедите первое

  7. Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетнёву, что «я женат — и счастлив», «это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился»

  8. Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».

  9. Оценивая заслугу адмирала, императрица Екатерина II отмечала в письме к нему,

что дожна этою победой вашим великим дарованиям, вашей твёрдости, вашей

непоколебимой решимости славе Российской империи»

  1. Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали.

  2. Тарас Бульба сказал сыновьям, что «поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с

ляхами».

  1. Автор романа с уверенностью утверждает, что “я никогда бы не стал писать это

произведение, если бы не был уверен в его важности для поколения”.

  1. Гринёв вспоминал, что я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми

мальчишками.

  1. Р. Декарт утверждал, что «я мыслю, следовательно, я существую»

  2. Гринёв вспоминал, что мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть

  3. Через десять часов после задержки рейса некоторые пассажиры сказали, что мы

готовы сдать билеты.

  1. Писатель говорил, что мне пришлось сделать сотни записей, выслушать сотни

очевидцев событий.

  1. Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума».

  2. М.Ю. Лермонтов написал в одном из стихотворений, что «я жить хочу».

  3. А.П. Чехов утверждал, что первое знакомство с Московским университетом произвело

на меня неприятное впечатление

  1. Гринев сказал, что я подарил Пугачеву заячий тулуп

  2. Чичиков говорил, что «Я давненько не брал в руки шашек.»

28. Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

29 А. С. Пушкин писал, что «Я горе с ним делю, он радости со мною».

30 М. Горький как-то заметил, что «человек дорог мне своим чудовищным упрямством быть

чем-то больше самого себя»

31 Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело, сперва надо место

расчистить.»

32 И сказала Баба Яга, что «Я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришёл».

33  Художник Александр Дейнека говорил, что «я люблю спорт»

34   Чичиков говорил, что «Я давненько не брал в руки шашек.»

35 Тоня торжественно пообещала, что «Я тебя никому не выдам!»

36  Мне пришлось уточнить, что придёшь ли ты на собрание.

37 В ответ на просьбу мы услышали, что «Я не привыкла уступать».

«.Мне пришлось уточнить, что придёшь ли ты на собрание.

38. Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы

сейчас работаете

39. Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада пригласить всех

вас в гости в субботу.

40 Я долго стоял перед этим старым портретом, а девушка, изображённая

на нём, с укором смотрела на меня, будто говоря, что

«ты не тем занят, не тем живёшь, не о том думаешь

41.  В письме нам было чётко сказано, что если вы хотите пойти на компромисс

, то делать это нужно как можно быстрее, что вы

не должны понапрасну тянуть время, так как ситуация может выйти из-под

контроля, поэтому мы решили последовать этому

совету и договорились о встрече с ответчиком

42 Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.

43  Когда мы остались наконец одни в столовой, Наташа, выслушав мои

обвинения, строго, даже отчуждённо глядя мне в глаза, сказала, что не

тебе меня судить.

44 Мама, вернувшись с работы, спросила меня, «позавтракал ли ты».

45 Создавая проект нового здания, архитектор сказал, что я хочу сделать

это здание самым красивым в городе

46Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится

ещё немного времени

47 Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему».

48В.М. Васнецов объяснял В.В. Стасову, что, «как я стал из жанриста историком, ответить

не сумею».

49Николай Ростов обвинил поручика Телянина в краже, сказав, что «это деньги Денисова,

вы их взяли».

50Пётр говорил о том, что «у меня слипаются от усталости глаза»

 51.Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё

худшее, что таит в себе поздняя осень

Использованы ресурсы

Решу ЕГЭ

Мультиурок

Рустьюторс

Testy.class.ru

Яндекс

6

PowerPlusWaterMarkObject

Тренировочный материал на предупреждение грамматических ошибок

Формирование грамматических норм речи обучающихся, овладения специальными и обще дидактическими умениями и навыками, необходимыми для речевой деятельности является одной из целей обучения русскому языку. К сожалению, грамматические ошибки, как в устной, так и в письменной речи студентов, встречаются часто. Для предупреждения этих ошибок у нас есть только год. Программа 10-11 классов сжата до 117 часов, при этом контингент первокурсников абсолютно не однороден: с хорошей базой знаний по русскому языку – единицы, со слабой – около 50%.

Уменьшение количества грамматических ошибок, можно добиться лишь в том случае, если студенты будут знать нормы речи, научатся видеть их нарушения сначала в специально составленных упражнениях, затем начнут находить в собственной речи.

Работу над предупреждением грамматических ошибок провожу в три этапа.

I. Теория. В отдельной тетради записываем определения всех частей речи с их грамматическими признаками и особенностями употребления. Сдаётся в форме зачёта (сентябрь-октябрь)

II. Теоретическая работа с выполнением практических упражнений

1. Правильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Упражнение 1.

Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже.

Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, по (сколько) книг вы получили, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), действовать согласно (предписание), скучать по (сын).

Упражнение 2.

Найдите и исправьте ошибки.

Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубоких знаний человека.

График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.

Вводные слова, согласно правила, выделяются на письме запятыми.

Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась.

Упражнение 3.

Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже

по (задание) командира, по (истечение) часа, по (возвращение) из командировки, по (прибытие) в город, работать по (ночи).по (поручение) тренера, по (прибытие) на станцию, по (возвращение) из отпуска, по (приезд) в город, заниматься по (вечера).

Упражнение 4.

Найдите и исправьте ошибки.

По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.

По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.

По приезду в Венецию я сразу посетил знакомых.

2. Взаимосвязь между подлежащим и сказуемым

Упражнение 1.

Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.

1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. 4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь. 7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

Упражнение 2.

В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их.
1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

Упражнение 3.

Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

Упражнение 4.

Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок.. . 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

  1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Упражнение

Есть ли грамматическая ошибка? (самостоятельная работа, взаимопроверка)

Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

Выразителен в «Записки охотника» язык писателя, поэтичны образы людей.

Алексею показалось, что не всё было в порядке с романом «Анной Карениной».

В 1836 году в журнале «Современнике» была опубликована «Капитанская дочка».

В «Белый Бим Черное ухо» Троепольский рассказывает историю преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду.

В кинотеатре «Орионе» скоро выйдет фильм о вселенной Роберта Шекли.

Другой литератор объявил, что с великим любопытством два раза прочёл речь прокурора в романе Достоевского «Братьях Карамазовых».

Рома Смородкин из повести «Самолёта по имени Серёжка» всей душой стремился к такому чуду, которое смогло бы разорвать суровую реальность.

Мазуров, давно не бывавший в свете, получил приглашение на спектакль «Чайку», чему чрезвычайно обрадовался.

Ученики старших классов участвовали в постановке трагедии «Гамлета»

  1. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Упражнение

Отметьте неправильное употребление однородных членов предложения, предлогов.

Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши)

Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов.

Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

  1. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Упражнение 1.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения (работа в парах):

Тщательно подготовившись к выступлению,
1) речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.
2) в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.
3) у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.
4) оратор произнёс убедительную речь.

Находясь в Болдино, 

1) сбылась мечта Пушкина написать цикл повестей о русской жизни.

2) до поэта дошли вести о холере в Москве.

3) Пушкиным была закончена 9 глава «Евгения Онегина».

4) поэт в короткий срок написал «Маленькие трагедии».

Упражнение 2

Найдите и исправьте ошибку

Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Подъезжая к городу, начался сильный дождь.

Приехав в город, мне стало грустно.

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Упражнение 1.

Исправьте ошибки в предложениях

Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями.

Лес тянется с севера на юг, состоящий из хвойных деревьев.

Секретарь, печатавший доклад, периодически смотрит на часы.

Книга была очень популярна, написанная неизвестным автором.

Появившиеся капельки росы ранним утром блестели на солнце.

Мой друг решил не исполнять на концерте песню, вызвавшую бы неоднозначную реакцию слушателей.

Он подошел к одной из женщин, отдыхавшим на крыльце.

Певица, прибывшая в город и которая планировала дать концерт в местном театре, неожиданно отменила выступление.

Упражнение 2.

Составьте причастный оборот. Подберите подходящее грамматическое время.

Девушка, (рассматривать) витрины магазинов, была одета в серое платье. Студенты, бодро (шагать) по улице, громко смеются. Луч солнца, (пробиться) из-за туч, коснулся земли. Музыкант, (играть) на пианино, пытался сосредоточиться. Старик, (сидеть) в кресле, неохотно оторвался от книги. Художник, (рисовать) картину, с головой ушел в работу.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки в предложениях.

Гид подошел к группе туристов, с нетерпением ожидавшим начала экскурсии. Пес, лежавший в будке и который лениво оглядывал двор, внезапно насторожился. Ехавшая карета по дороге внезапно остановилась. Наброшенное пальто на плечи явно было дорогим. Посетитель, сидевший за столиком и который пил чай, уже собрался уходить. Он радушно встретил друзей, приехавшим издалека. Ярко сверкающая луна на небе освещает наш путь.

  1. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Упражнение

Исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1. Прав был Васька Пепел, сказал о Василисе, что «души у тебя нет». 2. Осуждая своих современников, М.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». 3. Хозяйка представила меня жильцу и сказала, я им очень довольна.4. Обращаясь к дружине, Игорь сказал, что «хочу поломать копьё о конец поля половецкого». 5. Упрекая князей в разорении земли Русской, автор «Слова» говорит, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». 6. Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.

Петька сказал, что я еще не готов к экзамену.

В своих воспоминаниях Короленко писал, что «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Петька сказал, что жду маму.

Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».

III. Закрепление

1. За­да­ние Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

1) Со­вре­мен­ная лю­би­тель­ская аст­ро­но­мия — это пре­стиж­ное хобби, в ко­то­рое мно­гие вкла­ды­ва­ют ты­ся­чи

дол­ла­ров

2) По окон­ча­нии се­ан­са на вы­хо­де из ки­но­за­ла каж­дый по­се­ти­тель обя­зан лично сдать 3D очки кон­тро­ле­ру.

3) В по­ве­сти А.С. Пуш­ки­на «Дуб­ров­ском» изоб­ра­же­ны кар­ти­ны кре­пост­но­го про­шло­го Рос­сии.

4) В «Ва­си­лии Тёркине» автор вос­хи­ща­ет­ся по­дви­гом рус­ско­го сол­да­та, со­хра­ня­ю­щим вер­ность долгу и от­чиз­не.

5) Бла­го­да­ря обу­че­ния в ме­ди­цин­ском ин­сти­ту­те Усти­мен­ко стал ра­бо­тать сель­ским вра­чом.

6) При­во­дя при­ме­ры ис­тин­ной любви, мно­гие уча­щи­е­ся об­ра­ща­лись к «Гра­на­то­во­му брас­ле­ту».

7) Кто, как не сама при­ро­да, на­учи­ла бу­ду­ще­го скуль­пто­ра при­сталь­нее вгля­ды­вать­ся в формы пред­ме­тов?

8) Со­зда­вая ме­тео­ро­ло­ги­че­ский про­гноз, учёными об­ра­ба­ты­ва­ет­ся боль­шой ста­ти­сти­че­ский ма­те­ри­ал.

9) Глав­ная цель науки — до­став­лять людям внут­рен­нее удо­вле­тво­ре­ние, а не при­но­сить ма­те­ри­аль­ные вы­го­ды.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

2. За­да­ние Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Д) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

1) Мне за­хо­те­лось узнать, как раз­во­дить и уха­жи­вать за пер­во­цве­та­ми в до­маш­них усло­ви­ях.

2) Со­глас­но плана в ка­че­стве ито­го­вой ра­бо­ты мы пи­са­ли ре­цен­зию на не­дав­но про­чи­тан­ную книгу.

3) В марте те, кто до­стиг 18 лет, участ­во­вал в вы­бо­рах Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

4) Ор­хи­деи, по­явив­шись на Земле вме­сте с дру­ги­ми цветко­вы­ми рас­те­ни­я­ми, на­ча­ли ак­тив­но раз­ви­вать­ся 40 милли­о­нов лет назад.

5) Не­ко­то­рые ор­хи­деи вы­ра­бо­та­ли лож­ные при­ман­ки, ос­но­ван­ные на пи­ще­вых ин­стинк­тах.

6) Каж­дый про­грам­мист за­креплён за опре­делённым ком­пью­те­ром, сле­дя­щим за его со­сто­я­ни­ем.

7) Бла­го­да­ря языку мы можем по­зна­ко­мить­ся с теми иде­я­ми, ко­то­рые были вы­ска­за­ны за­дол­го до на­ше­го рож­де­ния.

8) В эн­цик­ло­пе­дии «Жизни за­ме­ча­тель­ных людей» много ин­те­рес­ных био­гра­фий.

9) В на­ча­ле ра­бо­ты над про­из­ве­де­ни­ем автор может по-раз­но­му рас­счи­ты­вать ход со­бы­тий, опре­де­лять судь­бы ге­ро­ев.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

3. За­да­ние Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Б) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

В) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

1) Те, кто бывал в Ялте, не мог не лю­бо­вать­ся кра­со­той на­бе­реж­ной.

2) Мно­гие био­ло­ги­че­ские про­цес­сы, в том числе сер­деч­но-со­су­ди­стые за­бо­ле­ва­ния, про­те­ка­ют в ритме, ко­то­рый задаётся сол­неч­ным вет­ром.

3) В поэме «Рус­ла­не и Люд­ми­ле» А.С. Пуш­кин ши­ро­ко ис­поль­зу­ет фольк­лор­ные мо­ти­вы.

4) После не­вкус­но­го обеда, ко­то­рый принёс ден­щик из трак­ти­ра, пол­ков­ник сел пи­сать до­не­се­ние.

5) Не успев­ший под­го­то­вить ответ сту­дент груст­но ска­зал, что мне по­на­до­бит­ся ещё не­мно­го вре­ме­ни.

6) Бла­го­да­ря ста­ра­ний опыт­но­го док­то­ра боль­ной быст­ро по­прав­лял­ся.

7) Та­тья­на лю­би­ла га­дать и ста­рин­ные пре­да­ния.

8) Ны­неш­ние эс­ки­мо­сы в боль­шин­стве своём живут в домах ев­ро­пей­ско­го типа и почти не охо­тят­ся на мор­ско­го зверя и оле­ней.

9) Самая кра­си­вая жен­щи­на мира» — так на­зы­ва­ет­ся вы­став­ка в Дрез­ден­ской га­ле­рее, по­свящённая юби­лею «Сикс­тин­ской Ма­дон­ны» Ра­фа­э­ля.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

4. За­да­ние Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

В) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

1) Все, кто бывал в Москве на Во­робьёвых горах, видел с вы­со­ты белые стены и башни Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря, укра­шен­ные крас­ным кир­пи­чом.

2) Павел Пет­ро­вич спро­сил у Ар­ка­дия, где же его новый при­я­тель.

3) Мо­на­стырь стоял вдоль реки, на до­воль­но вы­со­ком её бе­ре­гу, от­де­ляв­шей людей от го­ро­да.

4) Рас­сказ А.И. Куп­ри­на «Ве­чер­ний гость» за­ста­вил ав­то­ра за­ду­мать­ся о про­цес­се об­ще­ния и речи.

5) За­ни­ма­ясь опре­делённым делом, оно на­чи­на­ет хо­ро­шо по­лу­чать­ся.

6) На­уч­ные ин­те­ре­сы А.М. Пеш­ков­ско­го нашли во­пло­ще­ние в его кни­гах «Нашем языке», «Син­так­си­се в школе», «Школь­ной и на­уч­ной грам­ма­ти­ке».

7) Ад­ми­ни­стра­тор от­ве­тил опоз­дав­шим зри­те­лям, что ничем не могу вам по­мочь.

8) Читая роман Мар­га­рет Мад­зан­ти­ни «Рож­ден­ный два­жды», я пред­став­ля­ла улицы раз­гром­лен­но­го вой­ной Са­ра­е­ва.

9) Около ста лет назад ве­ли­кий химик и мик­ро­био­лог Пауль Эрлих на­звал «вол­шеб­ной пулей» ле­кар­ства, ко­то­рые когда -ни­будь смо­гут без по­боч­ных эф­фек­тов уни­что­жать толь­ко па­то­ген­ные бак­те­рии или боль­ные клет­ки.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

5. За­да­ние Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

1) Счи­та­ет­ся, что нот­ную гра­мо­ту при­ду­мал зна­ме­ни­тый гре­че­ский ма­те­ма­тик Пи­фа­гор.

2) А.С. Пуш­кин в ро­ма­не в сти­хах «Ев­ге­нии Оне­ги­не» ри­су­ет кар­ти­ны жизни Пе­тер­бур­га и Моск­вы.

3) Для за­пи­си нот егип­тя­не ис­поль­зо­ва­ли иеро­гли­фы, обо­зна­ча­ю­щие не­бес­ные све­ти­ла, и по ним позже уда­лось да­ти­ро­вать воз­ник­но­ве­ние нот­ных сим­во­лов у егип­тян.

4) Груп­па по­пу­ля­ций раз­ных видов, на­се­ля­ю­щие опре­делённую тер­ри­то­рию, об­ра­зу­ет со­об­ще­ство.

5) Каж­дый че­ло­век видит жиз­нен­ный идеал по-сво­е­му, со­глас­но сво­е­го ха­рак­те­ра и мо­раль­ных усто­ев.

6) Хоть автор и не меч­тал ра­бо­тать на шахте, но в со­сто­я­нии ис­пу­га он по­ду­мал, что это не такая уж и пло­хая участь.

7) Те, кто читал роман Л.Н. Тол­сто­го «Война и мир», пом­нит опи­са­ние Бо­ро­дин­ско­го сра­же­ния.

8) Го­то­вясь к уст­но­му вы­ступ­ле­нию, по­на­до­бит­ся лич­ная убеждённость ора­то­ра.

9) Мно­гие ты­ся­чи лет Лена несет к оке­а­ну ил, песок и мел­кую галь­ку, ко­то­рые, осе­дая на дне моря Лап­те­вых, об­ра­зу­ют об­шир­ную дель­ту.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

6. За­да­ние Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

1) Каж­дый из со­зда­те­лей этого филь­ма ска­за­ли на его пре­мье­ре не­сколь­ко слов о про­цес­се съёмок.

2) Всё во­круг: лес, поле, жур­ча­щий ручей — было кра­си­во не­обык­но­вен­но тро­га­тель­ной кра­со­той, так много го­во­ря­щие рус­ско­му серд­цу.

3) Учи­тель ука­зал о том, что в со­чи­не­нии есть ошиб­ки.

4) В дет­стве осо­бен­но важно на­учить­ся лю­бить при­ро­ду и по­нять её кра­со­ту и тайну.

5) Все, кто при­шёл на матч, оста­лись до­воль­ны игрой нашей фут­боль­ной ко­ман­ды.

6) Ту­ри­сты на­пра­ви­лись к лес­ни­ку, жив­ше­му возле не­боль­шо­го лес­но­го озера.

7) Помню, как я пря­тал­ся от людей, скры­вал­ся в од­но­му мне из­вест­ных угол­ках.

8) В сен­тябрь­ском но­ме­ре жур­на­ла «Уюта» можно про­чи­тать ряд ста­тей о том, как дом сде­лать теп­лее, а про­жи­ва­ние в нём — эко­но­мич­нее.

9) Редки и счаст­ли­вы по­се­ща­ю­щие нас мгно­ве­ния, когда мы опять можем по­чув­ство­вать себя детьми.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

7. За­да­ние Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

В) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

1) Я знаю, что придёт время, что когда по морям будут пла­вать па­ро­хо­ды из стек­ла.

2) Опи­сан­ные в книге по­дви­ги и при­клю­че­ния взвол­но­ва­ли меня не­обы­чай­но.

3) В ос­но­ве сю­же­та пьесы «Вла­сти тьмы» — ис­то­рия нрав­ствен­но­го па­де­ния и по­сле­ду­ю­ще­го по­ка­я­ния

сла­бо­воль­но­го кре­стья­ни­на.

4) Оцен­ка риска для здо­ро­вья — это про­цесс уста­нов­ле­ния сте­пе­ни вы­ра­жен­но­сти и ве­ро­ят­но­сти раз­ви­тия не­бла­го­при­ят­ных эф­фек­тов, обу­слов­лен­ные воз­дей­стви­ем фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды на здо­ро­вье.

5) От­ры­ва­ясь от книги, я как бы сво­и­ми гла­за­ми видел свер­ка­ю­щие шлемы и мечи.

6) Аль­пи­низм не толь­ко за­ка­ля­ет фи­зи­че­ски, но и вос­пи­ты­ва­ет чув­ство вза­и­мо­вы­руч­ки.

7) Во­пре­ки вче­раш­не­го не­бла­го­при­ят­но­го про­гно­за весь день све­ти­ло яркое солн­це.

8) Вся до­ро­га долж­на быть в поле зре­ния во­ди­те­ля, на­хо­дясь за рулём ав­то­мо­би­ля.

9) Жи­те­ли го­ро­да про­во­дят свой досуг в те­ат­рах и кон­церт­ных залах, на ста­ди­о­нах и спорт­пло­щад­ках.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

8. За­да­ние Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния

Б) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

B) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Д) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

1) До­бить­ся вы­со­ких целей можно бла­го­да­ря таких ка­честв че­ло­ве­ка, как це­ле­устремлённость, тру­до­лю­бие и упор­ство.

2) Когда я за­кон­чил чи­тать эту книгу, то я понял то, что у ав­то­ра глу­бо­кий смысл.

3) Лётчик дей­ство­вал со­глас­но ин­струк­ци­ям, по­лу­чен­ным от глав­но­го дис­пет­че­ра аэро­пор­та.

4) Гра­мо­ты не толь­ко по­лу­чи­ли призёры, но и ак­тив­ные участ­ни­ки среди зри­те­лей.

5) Во­ди­тель марш­рут­но­го такси ска­зал вновь во­шед­шим пас­са­жи­рам опла­тить про­езд.

6) Перед Ива­ном Гроз­ным, взяв в 1552 году сто­ли­цу Ка­зан­ско­го хан­ства, вста­ла за­да­ча рас­по­ло­жить к себе новых под­дан­ных.

7) Когда на­хо­дишь­ся в пути, все­гда вспо­ми­на­ешь дом.

8) Все уче­ни­ки, при­шед­шие на фа­куль­та­тив­ное за­ня­тие, разо­бра­лись в слож­ной теме.

9) В про­грам­ме «Клубе ки­но­пу­те­ше­ствен­ни­ков» рас­ска­зы­ва­ют о не­обык­но­ве­но ин­те­рес­ных людях.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

9. За­да­ние

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Д) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

1) Пи­са­тель Я.Го­ло­ва­нов в «Этю­дах об учёных» увле­ка­тель­но рас­ска­зы­ва­ет о жизни мно­гих из­вест­ных людей.

2) Жизнь, от­дан­ная за ро­ди­ну, со вре­ме­нем ста­но­вит­ся ле­ген­дой.

3) Вы­со­та скульп­ту­ры «Ра­бо­че­го и кол­хоз­ни­цы» со­став­ля­ет 25 мет­ров, а общий вес – около 185 тонн.

4) Ис­крен­не бла­го­да­ря отца за не­оце­ни­мую по­мощь, я всё же во­пре­ки его со­ве­та решил уехать из род­но­го го­ро­да.

5) Мне по­да­ри­ли книгу Л.Н.Тол­сто­го, опуб­ли­ко­ван­но­го ещё при жизни пи­са­те­ля.

6) МГУ объ­яви­ло о том, что при по­ступ­ле­нии будут учи­ты­вать­ся лич­ные до­сти­же­ния аби­ту­ри­ен­тов.

7) Дви­же­ние на до­ро­ге было вос­ста­нов­ле­но бла­го­да­ря уме­лым дей­стви­ям ра­бот­ни­ков ава­рий­но-спа­са­тель­ной служ­бы.

8) Про­све­ще­ние и ·куль­ту­ра все­гда будут си­но­ни­ма­ми: как в том, так и в дру­гом на­име­но­ва­нии за­клю­че­на го­тов­ность к бес­пре­дель­но­му по­зна­нию.

9) В эми­гра­ции Ма­ри­на Цве­та­е­ва часто вспо­ми­на­ла и вос­хи­ща­лась по­э­зи­ей Бо­ри­са Па­стер­на­ка.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

10. За­да­ние Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Б) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

Д) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

1) Спортс­ме­ны, ко­то­рые будут вы­сту­пать на чем­пи­о­на­те мира, сей­час упор­но тре­ни­ру­ют­ся, меч­тая о по­бе­де.

2) А. И. Ку­ин­джи в кар­ти­не «Бе­ре­зо­вой роще» не ис­поль­зо­вав­шим­ся до этого в рус­ском пей­за­же приёмом со­здал образ воз­вы­шен­но­го, свер­ка­ю­ще­го, лу­че­зар­но­го мира.

3) Бла­го­да­ря труда линг­ви­стов мы узна­ли имена жив­ших ты­ся­че­ле­тия назад ре­аль­ных людей: ху­дож­ни­ков и скуль­пто­ров, им­пе­ра­то­ров и жре­цов.

4) Те, кто не смог по­смот­реть новый фильм, очень со­жа­ле­ли об этом.

5) Те, кто изу­чал ма­те­ма­ти­ку, ко­неч­но, знает о Ев­кли­де.

6) Об­ра­зо­ван­ный че­ло­век как хо­ро­шо знает ли­те­ра­ту­ру, так и ис­то­рию.

7) Н. М. Ка­рам­зин писал, что «да будет честь и слава на­ше­му языку».

8)Ку­ин­джи счи­тал себя рус­ским, пред­ка­ми сво­и­ми на­зы­вал гре­ков, ко­то­рые со времён ан­тич­но­сти на­се­ля­ли При­чер­но­мор­ское по­бе­ре­жье.

9) Со­блю­дая пра­ви­ла эти­ке­та, можно даже не­удо­воль­ствие вы­ра­зить так, что никто не оби­дит­ся.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Неправильное построение предложения с косвенной

речью.

 Что такое косвенная речь, каковы её особенности? Какие бывают ошибки в предложениях с косвенной речью, как их найти? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Вспомним, что такое косвенная речь, каковы её особенности.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи, при котором эта речь грамматически приспосабливается говорящим к своей речи.

Особенности косвенной речи.

  • Косвенная речь оформляется в виде придаточного предложение, которое относится к глаголу- сказуемому, находящемуся в главной части СПП.
  • Местоимения стоят только в форме 3-го лица (он, она, оно, они — в разных падежах)
  • Косвенная речь передаётся только содержание чужой речи, поэтому сама чужая речь может существенно отличаться от прямой речи.
  • Косвенная речь не передаёт стилистические особенности прямой речи, а лишь её основной смысл.
  • В косвенной речи не используются обращения, междометия, эмоциональные частицы.
  • Если необходимо в косвенной речи передать дословно какие -ту часть выражения, то на письме эти слова выделяются кавычками. (Н.Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему»)
  • Если прямая речь – повествовательное предложение, то в придаточной части косвенной речи используются союзы:

—  что, если говорящий уверен в передаваемой информации(Они сказали, что собрание перенесли на понедельник);

будто, как будто, если говорящий сомневается в достоверности информации (Они сказали, будто собрание перенесли на понедельник).

  • Если прямая речь- побудительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется союз чтобы.
  • Если прямая речь- вопросительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется то же союзное слово, которое было в прямой речи ( как, когда, где и др.)

Разберём примеры.

Пример № 1 ( повествовательное предложение).

Прямая речь.

Светлана сказала: «Если бы ты знал, как мне многое нужно повторить, чтобы успешно сдать экзамен».

Косвенная речь.

Светлана сказала о том, что ей многое нужно повторить, чтобы сдать экзамен.

Пример № 2 (побудительное предложение).

Прямая речь.

Учитель объявил: «Ребята, сегодня после уроков вы должны прийти в актовый зал на встречу с преподавателями вузов»

Косвенная речь.

Учитель объявил о том, чтобы ребята после уроков пришли в актовый зал на встречу с преподавателями вузов.

          Пример № 3 (вопросительное предложение).

Прямая речь.

Олег спросил: «Что нам задали по литературе?»

Косвенная речь.

Олег спросил о том, что им задали по литературе.

Типичные ошибки в построении предложений с косвенной речью.

  • Употребление местоимения в форме 1-го или 2-го лица, а не в форме 3-его лица.

Пример.

Неверно.

Путники решил, что я лучше пережду дождь в селении.

Верно

Путник решил, что он лучше переждёт дождь в селении.

  • Неверно построенное сложное предложение с косвенной речью.

Пример.

Неверно.

Последнее, о чём она сказала мне по телефону, это о нашем предстоящем путешествии и о том, что необходимо для него подготовить.

Верно.

Последнее, о чём она сказала мне по телефону ,- это наше предстоящее путешествие, отметив, что необходимо для него подготовить.

  • Неправильное употребление союза в предложении, передающем побуждение к действию.

Пример

Неверно.

Учитель предложил, что, ребята, давайте посадим несколько деревьев в школьном саду.

Верно.

Учитель предложил посадить несколько деревьев в школьном саду. (Можно передать косвенную речь и в форме простого предложения).

ИЛИ

Учитель предложил, чтобы все вместе посадили несколько деревьев в школьном саду.

Вывод.

На ЕГЭ чаще встречаются три ошибки в построении предложений с косвенной речью:

  • Неверное использование личного местоимения
  • Неверное использование средств связи (союзов) в СПП.
  • Неверное построение предложения с косвенной речью с синтаксической точки зрения.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с косвенной речью.

  • Найдите предложение с косвенной речью.
  • Посмотрите, в какой форме употреблены в придаточном предложении личные местоимения. Если в форме 3-го лица, то нет ошибки. Если в форме 1-го и 2-го лица, то есть ошибка.
  • Посмотрите, правильные ли союзы и союзные слова использованы для присоединения придаточного к главному. Помните, что для каждого типа предложения по цели высказывания есть свои союзы и союзные слова.
  • Наконец, посмотрите, правильно ли построено сложное предложение, если неверно, то такое предложение «не звучит».
  • Помните, что в предложенных вариантах ответов может быть ДВА предложения с косвенной речью. Одно- верное, другое нет. Поэтому читаете все примеры до конца, не записывайте сразу в ответе номер первого предложения с косвенной речью, оно может быть правильным.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с неверным употреблением косвенной речи.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

E-mail

В отличие от прямой речи, предложения с косвенной речью служат для передачи лишь смысла сказанного другим лицом, не сохраняя стилистические особенности оригинального высказывания.

Правильное построение предложений с косвенной речью.

Примеры. Комментарии.
Нам сказали, что пора отправляться в путь. Сложноподчинённое предложение.

Слова автора передаёт главное предложение, косвенную речь- придаточное.

Союзы и союзные слова: что, чтобы, будто, якобы, как будто, где, куда, когда, откуда, какой, который и пр.

По словам синоптиков, лето будет дождливым.. Вводные конструкции.

Слова автора передают вводные конструкции (вводные слова и предложения).

Н.А. Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему». Если в прямой речи были личные местоимения, то при передаче смысла в форме косвенной речи используются личные местоимения 3-го лица (он, она, оно, они – в разных падежах).

Неправильное построение предложений с косвенной речью.

В заданиях ЕГЭ чаще всего встречаются следующие ошибки.

Примеры. Комментарии.
Светлана сказала, что я буду ждать подругу возле школы после уроков. Правильно.

Светлана сказала, что ОНА будет ждать подругу возле школы после уроков.

(Личное местоимение должно быть в 3-ем лице).

Ты спрашиваешь, когда ты вернёшь мне конспекты. Ты спрашиваешь меня о том, когда я верну тебе конспекты.

( В данном случае взят пример из диалога, обратите внимание на использование личных местоимений).

Учитель объявил о том, что, ребята, после уроков будет классный час. Учитель объявил о том, что после уроков будет классный час.

(Обращение в косвенной речи не используется).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

  Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Avatar

13.09.2022.
Тест. Русский язык, 10 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Ошибки в употреблении косвенной речи. ЕГЭ. Задание 8

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите грамматически верные предложения:

Варианты ответов
  • Бабушка долго наставляла Глеба перед его первой поездкой в столицу, но он только отмахивался и говорил, что «со мной ничего не случится, бабуль, не накручивай».
  • Бабушка долго наставляла Глеба перед его первой поездкой в столицу, но он только отмахивался и говорил: «Со мной ничего не случится, бабуль, не накручивай».
  • Бабушка долго наставляла Глеба перед его первой поездкой в столицу, но он только отмахивался и говорил, что с ним ничего не случится и чтобы она не накручивала.

Вопрос 2

Выберите грамматически верные предложения:

Варианты ответов
  • Джек Лондон писал, что «я — не дерево, рождённое, чтобы всегда стоять на одном месте и не знать о том, что находится за ближайшей горой».
  • Джек Лондон писал, что он «не дерево, рождённое, чтобы всегда стоять на одном месте и не знать о том, что находится за ближайшей горой».
  • Джек Лондон писал: «Я — не дерево, рождённое, чтобы всегда стоять на одном месте и не знать о том, что находится за ближайшей горой».

Вопрос 3

Выберите предложение С ОШИБКОЙ в употреблении косвенной речи:

Варианты ответов
  • Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетнёву, что «женат и счастлив».
  • Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетнёву, что он «женат и счастлив».
  • Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетнёву: «Я женат и счастлив».
  • Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетнёву, что «я женат и счастлив».

Вопрос 4

Выберите предложения С ОШИБКОЙ в употреблении косвенной речи:

Варианты ответов
  • Уезжая в Москву, Макар обещал, что обязательно сообщит, как он устроился.
  • Уезжая в Москву, Макар обещал, что «я обязательно сообщу, как устроился».
  • Уезжая в Москву, Макар обещал, что «обязательно сообщу, как устроился».
  • Уезжая в Москву, Макар обещал, что он «обязательно сообщит», как устроился.

Вопрос 5

Укажите предложение с ошибкой в употреблении косвенной речи:

Варианты ответов
  • Когда Достоевский написал роман «Бесы», в газете «Петербургских ведомостях» (№ 6 от 6 января 1873 года) указывали на «нетипичность и нехарактерность изображённого в «Бесах», назвав их «фантасмагорией, созданной… больным воображением».
  • Услышав или прочитав слово «стремянка», вряд ли кто-то вспомнит о стремени для всадника.
  • Иронично усмехаясь, будто зная о моем охотничьем провале, Михеев поинтересовался, что «как живут наловленные тобой птицы?»

Вопрос 6

Укажите предложение с ошибкой в употреблении косвенной речи:

Варианты ответов
  • Слова, по мнению Платона, «лишены исторического развития и являются результатом постановления «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке».
  • По словам Пауло Коэльо, «не всегда прощения просит тот, кто виноват».
  • Лектор спросил, отводя глаза от бумаги, что «всё ли вы записали»?

Вопрос 7

Есть ли в приведенных предложениях ошибка?

Варианты ответов
  • Отец закричал сыну, что «вернись!»
  • Директор приказал Ивану Петровичу, что составьте смету на следующий квартал.
  • Пушкин говорил: «Любви все возрасты покорны»
  • По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».

Вопрос 8

Есть ли в приведенных предложениях ошибка?

Варианты ответов
  • Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
  • Как утверждал П. И. Чайковский, «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
  • По мысли Антуана де Сент-Экзюпери, «зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
  • В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда « я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Вопрос 9

Замените сочетание местоимение+глагол, чтобы исправить ошибку в косвенной речи.

Ответ запишите без пробелов.

С робкой улыбкой на лице он сказал мне, что хочу видеть тебя часто.

Вопрос 10

Замените сочетание местоимение+глагол, чтобы исправить ошибку в косвенной речи.

Отец рассказывал, что в нашей школе была интересная традиция: раз в год мы всей школой ходили в поход.

Вопрос 11

Замените сочетание местоимение+глагол, чтобы исправить ошибку в косвенной речи.

Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада пригласить всех вас в гости в субботу.

Ответ запишите без пробелов.

Вопрос 12

Укажите предложения с ошибками в употреблении косвенной речи:

Варианты ответов
  • Пушкин говорил: «Любви все возрасты покорны»
  • По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
  • А.С. Пушкин писал, что «Я горе с ним делю, он радости со мною».
  • Отец заглянул в комнату и, стараясь говорить не слишком громко, чтобы не испугать погружённого в работу Костика, спросил, что «не хочешь ли ты есть?»
  • По мнению Льва Толстого, что «сколько сердец —столько родов любви»

Вопрос 13

Укажите предложения с ошибками в употреблении косвенной речи:

Варианты ответов
  • Пётр говорил о том, что «у меня слипаются от усталости глаза»
  • М. Горький писал об А.С. Пушкине, что как он «украсил народную песню и сказку блеском своего таланта!»
  • Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву на него «обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень».
  • Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что ему понадобится ещё немного времени.
  • Отец рассказывал, что мы и через двадцать лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Упражнения найти ошибку в тексте 5 класс
  • Упражнения найти ошибку в предложении на английском
  • Упражнения найти ошибки present simple
  • Упражнения найти и исправить ошибку
  • Упражнения найти и исправить ошибки 4 класс