Упражнения найти и исправить ошибку

       УПРАЖНЕНИЕ  ПО 
РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  «НАЙДИ  И  ИСПРАВЬ  ОШИБКИ»

Учащиеся  получают карточки. На карточках текст напечатан с ошибками.
Задача учеников: найти все ошибки и переписать текст правильно. Упражнение
очень нравится ученикам, они выполняют роль учителя, исправляют ошибки. Если у
учителя есть возможность, то можно разрешить детям исправлять ошибки прямо на
карточке, это экономит время и заинтересовывает учащихся ещё больше: они
работают как настоящие учителя. (Упражнения подобраны для 3 кл., неизученные
орфограммы подчёркнуты)

№1                   Летнее  утро

     Прашла кароткая летния ноч. На вастоке загорелас утренняя заря.
Над рикой билеет густой туман. Павеял свежый ветирок. Уская трапинка вётся по
расистому лугу. Из-за леса выглянуло приветливае солнышко. Зилинеет лес,
шырокий лук, калхозное поле и тихоя речька освитились ево
лучами.                                                

                                                                     (40) 

№2                       Зима

     Пришла халодная зема. Пабилели паля и пригорки. Рика пакрылась
лдом. Забрила зема влес, и наридила все диревья. На дуп на дела пушыстую
шабку. Бирёзке и асинке белые платя падарила. Ель и сасну в пуховые покрывала
закутала. Палянки лисные снежным кавром устлала. Чистый снек сверкает пад
лучами зимнева сонца. 

                                                                    
(48)                              

№3             Незваные гости

   
Прабил дятил в клиновой каре дырачьку, напился слатково сока. За дятлом
сеница прилитела. Ана тоже хвостик намачила. Улители птицы, насикомые собрались.
Мухи прилители и бабачьки. Все слаткий сок пют, улитеть не таропятся.
Муравишка приполз, усами шевелит. Камар прилител, долгими нагами увяз. Тут
апять дятил прилител. И все гости незваные кто куда разлителис.                                                                   

                                                                     
(54)

№4                     В мае

     Грянул висёлый майский гром. Хлынули снеба патоки звуков и
заполонили лес. За гримел в лису май. Всё зазвучало. Зашумела в лестве вада.

     Ажыли даже старые сухие листя. Ани зашуршали па зимле, как мышы,
взлители, как бабочьки.

      Скора граза пронисётся. На бирёзках с
лестка на лесток запрыгают озорные даждевые капли и повиснут на разных
кроях.                                                          (54)

№5                Первые цветы

     Настала ранняя висна. Все ямки до кроёв
палны вадой. Быстро бигут па дарошкам ручи. За горадом мистами лижыт снек. На
балотах из вады смотрят зилёные кочьки. Нат кочками стаят гипкие стибельки.
Над каждым стибельком – белая шапочька. Что эта? Это цвиты. Их на звали
пушицей. Тёплый пух спосает цвиты ат мароза.

                             
                                      
(50)

№6                       Лес

     Влису была тимно и глухо. Но вот он просвитлел и ожыл. Выпол
первый снек. Рад снежку заиц. У зайчихи белая шупка. Весило затрищяла сарока.
Робко шогнул лесёнок по мяхкому снегу. Каждый звирёк оставлял свой слет на
белом кавре. С диревьев слители последние осенние листя. Снежные шабки на
дели пеньки.

                                                                    
(49)

№7                     Утром

     Гуси стаяли окала кормушки. Вот вышла бабушка с видром. Гуси за
кричали наразные галаса. Бабушка дала им корм. Тут прибижали куры. Таня
принисла горстку авса. Девачька посыпала авёс курам в сторонке ат гусей.
Вдрук раздалось мычяние из каровника. Это корова милка просит есть.

                                                                  (44)

№8              Комнатные  растения

     За акном зима, ав маей комнате лета.
Зилинеют в горшках бархатные листя фиалок. Белыми, розовыми, фиолетавыми
гласками смотрят ани на миня. Наакне живёт маленький ёжык. Это смишной
кактус. Спускаются со стены блистящие листья лианы. Я люблю ухаживать
заростениями.                                        (43)

№11          Олин  котёнок

      Оле падарили катёнка. У нево белые лабки и тёмный носик. Целый
ден он спит вкресле. Приходит оля после урокав. Катёнок прыгает ей на руки и
радосно мурлычет.

                                                              (28)

№12              Урок

       Идёт урок матиматики. Учитиль пишет надоске мелом примеры.
Дети ришают их втетрадке. Следующий урок – пение. Мы будем разучиват висёлую
песьню. Па музыке уменя харошые отметки.

                                                              (28)

№9                       На  лугу

   
Как пышно цвитёт луг! Он похож на яркий кавёр. Много на лугу разных траф и
цвитов. Вот дикий авёс залатится насолнце. Из тровы выглядывают красные и
белые галовки мака, колышутся калакольчики. На влажных мистах острофками
красуются нежные незабутки. А василёк, кажется, впитал в себя всю голубизну
неба.

       Как харашо налугу среди цвитов!          

                                                                   
(54)  

№10               Зелёный  друг

       Под маим акном растёт молодая
бирёска. Я дружу сней. Летом я полеваю дерево вадой. Чясто прихожу я кдругу
просто так. Стаю и сматрю на глаткую кору, густую леству, длинные серёжки.

        В жару бирёска завёт меня под тенистые ветви. В холат
ледяными веточками стучит па стиклу. Словно велит одеваться потеплее. Я люблю
сваю бирёску.

                                                                  
(55)

№13                 Лисичка

      Хитроя лесичька тёмной ночькой забра-лась в птичьник.
Заволновалис курачки. Забеспакоились птеньчики. Праснулся грозный питух и
разбудил птичниц. Ани прогнали рыхую  плутовку. Птички были
спосены.                                                (26)

№14         Лесные  дары

       Дети пашли в рощю загрибами. У серёжы и машы нажи. Юра держит
бальшую карзину. Там уже пално рыжыков. Вот куст шиповника. Чяй из шиповника
очен палезен.

                                                              (29)

№15             Ночью

      Ноч накинула чёрный плащь на старый парк. Па ево заросшим
дарошкам давно никто не хадил. Тижёлые варота увил густой плющ. Уская
трапинка ведёт к сторинному замку. Кирпич патрескался. Дверь пакасилась. Тиш
и безмолвие. А раньше тут гремели балы, виселилась
маладёшь.                                            (42)

№16         Ландыш

      Тёплое майское солнышка прогрело землю. Диревя пакрылись густой
лествой. Их тижёлые кроны колышет ветер. Он разносит па лесу душыстый аромат.
Это нежный ландышь поднял белые галовки надкавром ис сочьных и блестящих
листьев. Луч сонца пробирается черес ветви старой липы. Висёлым агнём горят
на ландышах капельки утренней расы.                  (49)

№17               Яблоки

      Всаду созрел урожай. Спелые яблоки кроснеют на ветках. Тяжёлые
ветви гнутся кземле. Под ябланями многа упавших яблок. Надо сабрать их в
карзину и отнести вдом.

                                                                (29)

№18                         В зимнем парке

      Впарке зема. Побелели дорожки и тробки. Липы и клёны стоят в
шубах из снега. Под диревьями бальшые сугробы. Белка прыгает светки на ветку.

                                                                (28)

№19                  Дорога в школу

      Каждое утро я выхожу из дома. Прохожу по двару, перехожу через
дорогу. Подхожу к школе, поднимаюсь на второ этаж и вхожу в свой
клас.                                                (27)

№20                      Лебеди

      У деревни бальшой прут. По нему плавают лебеди. А завтра снова
впуть. Всю зиму проведут лебеди в дальних странах и только висной вернутся к
нам.                (26)

№21             На дворе весна

    На дворе весна. В акно врывается тёплый, упругий воздух. Всё
увереннее прогуливается панебу сонце. С весёлым чириканем запрыгали во дворе
воробьи. В лису пробилась свежия трафка. На опушках замелькали залатые шарики
одуваньчиков. Пора расцветать черёмухе.

                                                          (39)

№22                      У дедушки

     На каникулах я всегда уезжаю вдеревню к дедушке. Дедушка у миня
лисник. Он многа знает о жизни растений и жывотных. Дедушка научил меня
разбираться в хитростях прероды. Он рассказал мне, что по цветам можно
узновать время.

                                                             (39)                                         

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ:

(5-6 классы)

Учитель русского языка и литературы первой категории

Алтухова Марина Ивановна

КАРТОЧКА 1

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Лета стаяло халодное и даждливое. Солнышко свитило очинь ретко. В лису было холадна и сыра. В аврагах шумели ручйи. Резвыи пушыстыи белочьки изчезли в сваих гнёздах. Густая мокрая лества и высокии травы скрывали птиц и насекомых. Скучьным и непреятным был лес.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА 2

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Кончилась теплоя летния ноч. Зонимаеться над лесам утренния заря. Над лисными палянами ещё стелется лёхкий туман. Прахладнаю р..сою пакрыта лества надиревях. Уже праснулис певчии птицы. Зокуковала и паперхнулась спросонья кукушка.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА 3

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Скоро взайдёт и абсушыт расу тёплая солнышка. Приветствуя солнышко, ещё громче запают птици и закукуит кукушка. Разтает туман над паляной.

Вот с ночьного промысла возвращяеться усталый зайчижка-биляк. Много врагов у маленкова зайчижки. Ганялось за ним хитрая лесица, пугал страшный филин, лавила разбойница-рысь. От всех врагов ушол маленкий зайчижка.

КАРТОЧКА 4

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Ранний весенний порою нам пришлось пробератся по топ­ким болотистым дорогам. Парывы свежево ветра разкачивали ветви большово дерева на поляни. Из чорного леса тянуло свежей начной сыростю, слышался загадочный шопот. Мы свирнули с широкой дороги и поехали по аткосу. Вся месность порасла нискими кустами черёмухи.

_ ______________________________________________________________________

КАРТОЧКА 5

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Взошол месяц, и в чудес­ном фантастическом свете потануло всё: задумчивые тонень­кие березки, зарасли камышей, шолковая трава. Все же, по сравнению с душистой и туманной летней ночю, эта холодная весенния ноч была не так прекрастна. От лисициной норы даносился тихий шорох. Кроме журавлиного и лебидинова крика мы слышали неумалкаемое пение со всех сторон. В летнею ноч птичьих звуков в лесу меньше. Наше путешевствие завиршалось в тяжолом молчании.

_________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА 6

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Ещо хмурится небо, но в прасветах аблаков прабевается свиркающим мечём лучь солнца. Весна наберает скорасть. Праясняются дали. Зимним цветам билеют ещо паля, а уже зилинеют астравками сасновые боры.

КАРТОЧКА 7

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

В лису встричаются зима и висна. В патёмках ельника серебряться осины. От их карявых ветак на мартовском снегу паявляются извилестые синие тени. Вокруг диривьев и пней абтаяли круглые лунки. На зилёном фоне хвои краснеют серешки ольхи. В её витвях суетяться гаварливые чечётки.

Гроница снегов отступает к севиру, а за ней по пятам возврощаются к сибе на родину птици.

___________________________________________________________________

КАРТОЧКА 8

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Заяц земой жыл возли деревни. Когда пришла ноч, он поднял одно уха, паслушал, павадил усами, панюхал и сел в глубокий снек на заднии лапы. Патом прыгнул и огледелся.

Снек лежал валнами и блистел. Над галавой косо стаял марозный пар, и сквось него виднелись яркии звёзды. Заяц паиграл с товарищем, пакапал с ним снек, погрыс кору и пошол дальше.

Заяц перебежал дарогу, падашол к сваей старай наре, разкопал снек, зделал новую нару, лёк в неё, улажил на спине уши и заснул.

КАРТОЧКА 9

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Позней ночью выподает снек. Он приоброжает всё во круг. Пушыстые снижинки остарожна косаются земли, и она одивается в аслепитильный наряд. Пабелели дарошки и крыши дамов. Загараются, блистят разноцветныи искарки иния. Свинцовая вада тимнеет сриди белаватых пребрежных зараслей.

Как прекрастна белоствольная бирезовая рощя! Ветачки пакрыты хлопьями, но от любово прекосновения снежынки асыпаются. В ельнике снек так засыпал деревца, што их не узнаёшь. Всюду веденются слиды лестных зверюшик. Па шилухе шишек можна отыскать белку.

——————————————————————————————————

КАРТОЧКА 10

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

У нас леса часта гибнут от безжалосного абращения с ними. Люди бессазнательно брасают спичку, и ат её агня пагибают большыи учаски леса. Много леса вырубают. Срубить дерево лехко, а штобы варостить его, надо десятки лет.

За пасадками маладых деревьев слидит лесавод. Он устонавливает места, каторые пастрадали ат пажара, намичает, где нада разчистить лес ат бурелома, атводит учаски для работы лесарубов, учавствует в барьбе с вридителями леса. Гусиницы инагда сьедают падрастающие пабеги, обьедают листья. Но есть у леса и друзья- птици. Они прекрастные памощники лесаводов.

Биригите лес, рибята! Это наше багатство.

КАРТОЧКА 11

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Душыстая ягатка

Зимлиника сазриваит виюне или вначале июля. Ягады унеё вкустные, душыстыи. Листя зимлинике на зиму неаподают. Откустиков зимлиники вразные стораны от ходят пабеги. Это усы. Наусике паивляиться маленкий маладой кустик. Зимлиника любет сонце. Самыи крупныи и слаткие ягады можно найти напаляни или на вы рупке. Похучие ягатки так и манят. Найди нас и сьеш!

—————————————————————————————————————

КАРТОЧКА 12

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Время лисных молышей

Пришло теплое лето. На лисной опушки распускаюца колоколчики, незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежныи лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У звирей взраслеет смена. Мидвежата старше всех. Они радились еще халодной земой в берлоги. Теперь они паслушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весило играют у нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают свои первыи высотные прышки. В сумерках выходят на ахоту колючии ежата.

Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.

КАРТОЧКА 13

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Кулик

Набирегу речьки меня встричяет маленкий кулечек. Писок исчерчен его слидами. Слиды пирисикаються, сходятся втрапинки. Иду по следу, и у кустика ивы вижу гниздо. В гнёздыжки два яичка. Куличьки кружат вакрук меня. Один отбегаит кгнизду и тарапливо садится. другой праважает меня до гроницы сваего учястка и зотехает.

Утрам я праснулся ат холада. На паладке, на трове, на черёмухе – фсюду белая пелена. Нежданный снек в маи наделал много бет. Птицы улители, бросили сваи гнёзды. Погибла и клатка куличьков.

——————————————————————————————————————-

КАРТОЧКА 14

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Под весенним дождем

Сутра марасит дождь. Дорога от школы до деревьне идет около опушке леса. Со всех сторон вода капает, тичет, льеца.
Зашол я под деревья. Трехнула березка ветками, и струйка мне за варатник папала. Вот стоит старая ель. Нижнее лапы унее шатром весят. Под этим шатром сухо, струиться там теплый воздух. Залес я подплотные лапы, сумку слажил, сежу и наблюдаю.
Тайная работа идет в лесу. Моеца он, чистица, готовиться надеть весений наряд. Разпримляються стебильки первой травы, збрасывают с себя цебкии старые листья.
Нестану я вам дальше расказывать о том, что я увидил в лесу тем нинасным днем. Интирестнее вам самим погледеть.

КАРТОЧКА 15

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Солнце

Выплыла из-за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы заиграли в каждом цветке, в каждой травинки.

Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи. Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 16

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Летом в лесу

Летам мы чясто ходим в лес за грибами и ягадами. В лису типло и светло. Дует лёхкий ветирок. Громко пают птицы. Вот зашуршала под кустом лисная мыш. Там сычь затинул сваю песьню. Громко застучал па бальному дериву Дятел. Он-настоящий лесной доктор. Уж тихо зашуршал в сухой траве. Лес наполнен удевительными звуками прероды.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 17

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Ежи

Унас под крыльцом живут ежы. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер. Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж незахотел пакинуть мой дом.

КАРТОЧКА 18

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Летнее утро

Я стою возле цветущива клеверного поля. Разноцветный ковёр его переливаеца, меняет окраску. В самой дали сияет ослепителным блеском залатая кайма. Взлетел жаворонок. Серый камочек в первых лучах солнца стал золотым. Яркие искры заиграли вкаплях расы на цветах.Что за чудестные звуки разлились по земле? Это подлетели пчёлы. Они зажужали над чяшей цветов. Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрепучая музыка. Теперь всё поле поёт. Все рады тёпламу летниму утру. Радосно и мне.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 19

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Как зима с весной боролась.

Зима обявила вайну висне. Прилител ветер, он собрал грозные аблака. Они не пускали на землю солнечный луч. Висна посылала маладой трафке тёплые капли даждя. Зима их замораживала. На диревях сёжились почьки. Зима щипала их морозцем. Смешались дожть со снегом, весенний гром с вюгой. Разъярённая зима старалась нанести удар в самое серце висны, но не смогла.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 20

Ф.И. ________________________________

Наступаит ранния весна. С земли сошол последний снег. Пришло радосное время года. Земля еще холодная. Ласковае весенние солнце сагревает все вокруг. Синие небо высокое. Понебу плывет лехкое облачко. Крепкий лед на рике потимнел. Сонный лес стоит голый. Похучие почки уже на бухли. На земле лежит прошлогодния лества, сухие травинки. Ввершинах деревьев шумит весенний ветер.

Орфографические разминки «Исправь ошибки». 4 класс

Ф.И.__________________________

Карточка №1 Проверь текст, исправь ошибки.

Прашло знойная лето. Наступила залатая осинь. Загляни влес.

Поопушкам растут грибы. Среди пажухлай тровы кроснеют

подосиновики. По краю ельника можно найти скольские грузди,

душыстые рыжыки. Старые пни пакрыты опёнками. Моховые

болота усыпаны румяной клюквой. Напаляне горят гроздя рябины.

Задание: разбери слово подосиновик по составу. В 6 предложении подчеркни главные

члены и второстепенные.

Карточка № 2 Проверь текст, исправь ошибки.

На ступила радосная висна. Сонце со грела землю. Подарошкам

и трапинкам по бежали висёлые ручи. Подкарнями старой бирёзы

была нара. Там спал всю зиму сирдитый ёжык. Халодный ручей раз

будил звирька. Он вы бижал налисную паляну и осматрелся.

Свежый витерок разнасил полесу висенние запохи. Ёш лёг

наспинку. Тёплые лучи солнышка со грели его.

(По Г.Скребицкому)

Задание: определи в третьем предложении части речи.

Карточка № 3 Проверь текст, исправь ошибки.

В заповеднике жыл петька. Это была бальшая, чорная, серьёзноя

птица. Аднажды я дал ворону пиченье. Он взял пиченье и спрятал в

подклювный мишок. Я вынул маленькую монетку и паказал

петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слител на

дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок падарки.

Ворон вырвал клок травы и воткнул в писчаный домик.

1. Задание: найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем

однородные члены.

.

Карточка № 4 Проверь текст, исправь ошибки.

Позней осеню я пасадил молодые ябланьки. Наступила

дружная висна. Подорогам зажурчяла вада. Быстра сошёл снех.

Ярко заблистели на сонце лужи.

Я пришёл в сат и осмотрел сваи яблоньки. Сучя и веточки все

были целы. Лопнули почьки. Покозались алые края цвиточных

листьев. Посаду разносились чудестные песни птиц. В песнях

звучяла радость встречи с типлом и висной. Легко и спокойно

было на сертце.

Задание: выпишите из 1 предложения все словосочетания:……………………………………

………………………………………………………………………………………………………………..

Карточка № 5 Проверь текст, исправь ошибки.

Светлячки

Стаит тихая летняя ноч. Между диревями сгустилась тьма. В

воздухе раз лились чюдные запохи. Втрове и налистьях милькают

агоньки. Я по любовался ими и шогнул книзкому кустарнику.

Руками стал лавить загадочьные искры. Но вот я поймал один

аганёк. Это оказался маленкий жучок. Жывут свитлячьки всырых

лисных мистах. Ночъю они вы ползают из сваих укрытий.

Задание: в пятом предложении определи части речи.

Карточка № 6 Проверь текст, исправь ошибки.

Много ласей жывёт в лисах Расии. Иногда старые и

маладые лоси блиско подходят к людным селениям и шумным

гарадам. Люди заботливо беригут и охраняют редкосных красивых

звирей. А вот и сам сохатый лось с тижёлыми витвистыми рагами.

Как он прекрасен.

Задание: подчеркни антонимы одной чертой, а синонимы двумя чертами. У всех

существительных определи падеж.

Карточка № 7 Проверь текст, исправь ошибки.

Наступила зема раним утрам илья пашол на ахоту марос

щипал щоки вбирёзавай рощи тишина литучие мыши

забрались в дупло еш в наре прикрылся сухими листями

легушки зарылись в мох мидветь спит в бирлоги

белачка сминила на зиму шупку и пачинила гниздо

лесица в наре из листев мяхкую пастель сделала утрам рибята

атправились в бирёзавую рощу стояла чюдесная тишына.

Задание: Определи границы предложений. Сделай краткий звукобуквенный разбор слов:

ягода— [ ] —….б., ….зв. Коньки [ ] —….б., …..зв.

Карточка № 8 Проверь текст, исправь ошибки.

Зимля пакрылась белым кавром раним утром я и мой

таварищ атправились в зимний лес ночю вюга занисла все

дарошки и трапинки мы скальзили на лыжах по лисным

палянам вакрук стаяли диревя в зимнем убранстве стройные

бирёзы и асины пакрыты пушыстым снегом с ветки литит

мяхкий снижок мы падехали к избушке лисника ана стаит на

апушке сасновой рощи.

Задание: Спиши текст, определи границы предложения. Подчеркни главные и

второстепенные члены во 2 предложении.

Разбери слова по составу: стучит, лежат, заиграл, осветила.

Карточка № 9 Проверь текст, исправь ошибки.

Весна

Весна пашла пополям как маладая хозяйка. По дул тётлый

ветер. Скрыш ппалзал мокрый снег. За кречали галки. Заблестели

тёмные ведки деревев. Весело зошумел лес. Зацвили первые

цветы. Громче за звенели ручи.

Задание: придумай и запиши продолжение к тексту (2 предложения)……………………..

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

Карточка № 10 Проверь текст, исправь ошибки.

Еловый лес сумрачьный. В нём всегда запах сырости. Калючие

лапы елей царапают лецо и руки. Харашы маленькие лисные

красавицы!

Ель очень ценое дериво. Из дривесины ели делают бумагу. Ель

пает в скрипке, в рояле. Много различьной мебили делают из ели.

Вгустом ельнике птицы укрываются от стужы и мители.

Задание: во 2 предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

В 3 предложении – определи падежи существительных.

Карточка № 11 Проверь текст, исправь ошибки.

Каждой травинке, хваинке хателось быстрее поймать первую

каплю даждя. От речьки кдеревне вила извилистая тропка. Я

медлино шол по трапинке. Она вывила меня к опушке леса. Пошол

дошть. Рябчик скрылся в середине густой ёлки. Под веточькой ус

троился зяблик. Пробижал ёш. Дошть шол тихо. Мне козалось, что

он чтото шепчет ёлке.

Задание: во 2 предложении подчеркни главные и второстепенные члены. У всех глаголов

определи время.

Карточка №12 Проверь текст, исправь ошибки.

Остались на снигу заячи слиды далеко ли было зайцу до

биды? Но заец не баится. Прилитела снижынок стая. Закружылись

белые птицы,заячий слет замитая. Напрасно сабака старалась рас

познать слиды заячи. Выбилась из сил, прибижала на старое место

и думает: «Заец хитрый сдесь был, а куда ушол неизвестно».

Задание: определи падежи у всех существительных. Определи время глаголов.

Карточка № 13 Проверь текст, исправь ошибки.

Первый марос застиклил лужы и развесил надиревях иней.

Тёплые диньки кончились. Наступают халада.

Папа пошол во двор калоть драва. Саша и вася стали ему памагать.

Драва были сухие и калолись стреском. Малчики насили драва в

сарай. Работа заканчивалась. Папа показал рибятам на

витвистую ель. На ветке седела серенькая птичька с малиновой

груткой. Она быстр виртела галавой. Это был снигирь.

Задание: слова (деньки, малиновой, тёплые) разобрать по составу.

Карточка № 14 Проверь текст, исправь ошибки.

Птичька вспорхнула изкуста и закружылась над нашыми

галавами. Мы осторожно раздвинули зилёные ветки. Там было

гниздо. Мы не тронули гнизда, даже не коснулись его. Поивились

птинцы. Мы чясто прихадили кгнизду. Птинцы к нам привыкли.

Они нас не баялись. Птинцы выросли и улители. Мы уехали в

горот. Дома чясто вспоминали тёплое лето и нашых доверчивых

птичек.

Задание: определи время глаголов. В первом предложении определи части речи.

Карточка 15 Проверь текст, исправь ошибки.

Прашло знойное лето наступила залатая осинь загляни влес

па апушкам ростут грибы среди пажухлай травы кроснеют

падасиновики па краю ельника можно найти скольские грузди,

душыстые рыжыки старые пни пакрыты апёнками махавые балота

усыпаны румяной клюквай на паляне гарят гроздя ребины дни

стаят пагожие в лису тешина и пакой.

Задание: определи границы предложений.

Карточка № 16 Проверь текст, исправь ошибки.

Собрался по первой пороше охотник звириные слиды

считать. Много слидов в лису. Пронислась от дерива к дериву

лёхкая белочька. Вот ночью харёк проскакал. Пробижала через

поляну осторожная хитрая лесица. Идёт ахотник по лесу. Где

тетерева спугнёт, где белку подстрелит. Под бальшой толстой

корягой нашол он мидвежью берлогу.

Задание: выпиши из первого предложения все словосочетания.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Карточка № 17 Проверь текст, исправь ошибки.

Ясный летний день. В глубине леса веднеется спокойная

гладь маленького вадоёма. Витирок не проходит через стену

диревьев. Он запутался в витвях бирёс. Наступает тишына. Над

вадой играют стрекозы. Жызнь бьёт ключом. Плавуны нашли в

ваде место для жызни. Они харашо себя чуствуют здесь. А

сколько там красивых цвитов! Одни стоят на беригу рики. Другие

спустились в неё. А со дна речьки поднимаются лилии и

кувшынки.

Задание: дай характеристику 10 предложению и подчеркни в тексте фразеологизм.

__________________________________________________________________________

Карточка № 18 Проверь текст, исправь ошибки.

Наступила раняя висна. Яркое сонце рушыт последние снежные

крепости. Звонкая капель стучит по зимле. В лису пахнет ду

шыстыми почьками. Зилёные ёлочьки важно вытинули свои калю

чие ветки. С бирёски тичёт слаткий сок. Лучи сонца освитили всю

окресность. Ожыл лес. Над галавой послышалась звонкая трель.

Задание: определи спряжение у глаголов.

Ищем и исправляем грамматические ошибки.
Система упражнений

Упражнение 13. Найдите и устраните ошибки в построении предложений (установите смысловые связи между членами предложения, обратите внимание на порядок слов).

Справка. 1. Причастный оборот не может разделяться главным словом, оно стоит до или после обособленного определения. 2. Придаточное определительное в составе сложноподчиненного предложения стоит после того слова, к которому относится. 3. При построении предложений (если это не однородное подчинение придаточных) следует избегать нанизывания придаточных одного типа, используйте разнообразные синтаксические конструкции.

1. Появившийся страх в вагоне поезда загоняет нашего героя – Николая Велина – в тупик.

2. Каждый человек – это индивид, и у него есть свое понимание счастья. К примеру, Штольц воспринимал счастье жить здоровой, полноценной жизнью, а Обломов счастьем считал лежать целыми днями на диване и ничего не делать.

3. Я не могу не согласиться с В.Амлинским, так как в настоящее время тоже встречал человека, который помог мне в трудную минуту, которому я очень благодарен.

4. По моему мнению, проблемой данного текста автор выделил то, что во всех библиотеках должны быть такие же взрослые люди, которые бы могли тебя направить в нужном направлении, помочь найти то, что тебе не хватает.

5. Как-то раз я слышал по новостям, что есть одна семья, которая берет к себе и растит медвежат.

6. В.Лаптев считает несправедливым то, что многие великие люди терпели невзгоды, лишенные сочувствия и поддержки тех, кому они искренне служили.

7. Хочется верить, чтобы таких ситуаций в наше время не было. И каждый человек получал награду и верил, что его открытия принесут народу пользу.

8. Детство – это время, когда ребенок получает первые азы воспитания, наделяется родительской заботой, лаской, любовью, ни в чем не нуждающийся, зависящий только от родителей.

9. Автор вспоминает маленькую библиотеку имени Достоевского своего детства, которая находилась у Чистых прудов.

Упражнение 14. Найдите и исправьте ошибки в предложениях с отрицанием.

Справка. Помните, что если переходный глагол, причастие или деепричастие имеют при себе отрицание, то прямое дополнение обычно ставится в родительном падеже. Например: Он часто получает (что?) письма от сына. Он давно не получал (чего?) писем от сына.

1. Человек, который болен, не получит от жизни удовольствие, лишь страдание.

2. Ни один человек не имеет право осуждать тебя и твои поступки.

3. Мальчик не видел свое будущее, думал, что никому не нужен.

4. У меня была соседка – девочка, родители которой просто не обращали на нее внимание.

5. Автор не понимает поступок ученого.

6. Великие люди выполняют свой долг, но не получают то, что заслужили.

7. Дети, выросшие среди животных, не принимают общество, а общество не принимает их.

8. И герой рассказа никогда не забудет тот момент, в котором он почувствовал себя счастливым человеком.

9. Почему нельзя нормально вырастить своего ребенка в тепле и уюте? Да все потому, что родители сами не нашли уголок в этой жизни, не пристрастили себя любить и уважать мир.

10. Не зная прошлое своей страны, его героев, нельзя сказать, что ты ее добропорядочный гражданин.

11. Актриса долго страдала, но все-таки не перенесла эту душевную боль и покончила жизнь самоубийством.

* Какие изменения следует внести в предложения, чтобы устранить имеющиеся речевые недочеты?

Упражнение 15. Запишите предложения, переделав утвердительные в отрицательные и наоборот.

1. Я видел грозу в открытом поле.

2. Лаборанты учли все условия при производстве опыта.

3. Собрание не приняло важного решения из-за отсутствия кворума.

4. Врач обратила внимание на температуру больного.

5. Проведенный опыт не рассеял сомнений ученого.

6. Ты уже сделал свой выбор?

7. Абитуриент посещал подготовительные курсы по русскому языку.

8. Экскурсанты осматривали новую экспозицию в городском краеведческом музее.

9. У тебя была возможность подождать нас.

10. Мой друг посещает занятия в Школе искусств.

11. Посетители зоопарка не обратили внимания на водоплавающих.

Упражнение 16. Найдите предложения, в которых допущена грамматическая ошибка. Ответ дайте в цифровой форме.

1. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга!

2. Автора возмущает поведение и отношение людей к этим великим людям.

3. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.

4. Любочка побледнела и покраснела, вынула и опять спрятала записочку из фартука и, опустив голову, как-то укоротив шею, как будто ожидая удара сверху, прошла в двери.

5. Раньше родители следили, ухаживали за нами, а теперь мы должны и обязаны любить, уважать и ухаживать за своими родителями.

6. Пусть у меня небольшой жизненный опыт, но я знаю многочисленные истории и рассказы как из классической литературы, так и примеры из собственной жизни.

7. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.

8. Человек и природа. Не об этом ли задумываемся мы, останавливаясь перед картиной Левитана «Над вечным покоем»?

9. Зимой можно вырыть в сене глубокую нору, залезть и всю ночь спать в стогу, будто в запертой комнате.

10. Дружба с Антоном Павловичем Чеховым освещала и заполняла жизнь Левитана.

11. Жизнь загнала его в ловушку, что он не в силах был вырваться.

12. Глухая ночь проходила неведомо куда над городком, над черными полями и разливом.

Ошибки допущены в предложениях:________

Ключ: 1, 2, 5, 6, 9, 11.

* Укажите способы устранения ошибок.

Ключ:

1. Глагол рассказать может сочетаться с винительным падежом, а глагол расспросить требует предложного (…многое надо было рассказать, о многом расспросить…).

2. Отглагольные существительные поведение и отношение имеют разное управление(поведение (кого? чье?) этих людей и их отношение (к кому?) к этим великим людям),чтобы избежать неоправданного лексического повтора, следует использовать контекстуальный синоним и личное местоимение: Автора возмущает поведение современников (соратников) и их отношение к этим великим людям.

5.В данном предложении однородные сказуемые выражены глаголами с разным управлением:любить, уважать (кого?), ухаживать (за кем?) – следовательно, они не могут иметь общих зависимых слов (любить, уважать своих родителей и ухаживать за ними). Чтобы избежать неоправданного повтора и использования слов, близких по своему лексическому значению, уберем лишнее, воспользуемся синонимичными выражениями и личным местоимением: Раньше родители следили за нами, ухаживали, а теперь мы должны любить, уважать своих ставших старыми мам и пап, помогать им (или поддерживать их).

6. Сочинительный союз как…, так и… чаще всего служит для связи однородных членов предложения, в данном случае ошибочно выступают как однородные как из классической литературы, так и примеры. После исправления обнаружит себя речевой недочет: окажутся одинаково значимыми несоотносимые явления (знаю как многочисленные истории и рассказы из классической литературы, так и примеры из собственной жизни), кроме того, окажется нарушена лексическая сочетаемость (нельзя знать примеры из собственной жизни). Избежать двусмысленности  истории, и рассказы из классической литературы!)поможет лексическая замена. После правки предложение может принять такой вид: Пусть у меня небольшой жизненный опыт, но я знаю многочисленные исторические факты, могу привести примеры как из классической литературы, так и из собственной жизни.

9. Предложение осложнено однородными членами, выраженными глаголами с разным управлением: вырыть (где? в чем?) в сене (что?) глубокую нору, залезть (куда? во что?) и всю ночь спать (где?) в стогу. Чтобы исправить ошибку, необходимо дополнить второе сказуемое зависимым словом: …можно вырыть в сене глубокую нору, залезть в нее и всю ночь спать в стогу, будто в запертой комнате.

11. Если предложение оформлено как сложноподчиненное с придаточным меры и степени, значит, в главной части должно быть указательное местоимение, усиливающее имеющееся определение, выраженное прилагательным (…такую глубокую нору…). Если же перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным следствия (что маловероятно), то вместо союзатак что ошибочно выбран союз что.

Упражнение 17. Найдите в предложениях ошибки, связанные с управлением. Обратите внимание на лексическую сочетаемость, на форму (род, число, падеж), в которой стоят зависимые слова, выраженные именами существительными, местоимениями, на использованные предлоги. Внесите необходимые изменения.

1Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора, его позицией на данную проблему.

2.Но он смог преодолеть боль и все обиды благодаря своей вере в том, что он прав.

3. В одной из телевизионных передач речь шла о молодой маме, которая предпочла уходу ребенку поход на дискотеку.

4. Я согласна с автором то, что не стоит огорчаться и впадать в панику, нужно просто подождать, и кто-нибудь в трудную минуту поможет тебе.

5. Если бы рядом со мной не было близких, я бы не стремилась улучшить свои результаты по жизни, не достигла бы ничего. Это свойственно для всех.

6. Автор использует такие выразительные средства, как эпитеты («безудержная радость», «солнечный человек»), метафоры («отогрели… сердце»), риторические вопросы, чтобы усилить у читателя эмоциональное воздействие.

7. Многим людям тяжело справиться в одиночку против толпы.

8. Можно только восхищаться над тем, как быстро герой это понял и решил изменить свою жизнь, свое отношение к людям.

9. Герой до суда считал себя никому не нужным, но благодаря молодой учительнице, которая проявила к нему материнские чувства, понял, что для кого-то он дорог.

10. В суде ему приговорили к четырем годам колонии.

11. Я думаю, что нам всем необходимо больше любить друг друга. Любовь, терпение и поддержка – вот необходимые составляющие для полноценной жизни любого человека.

12. Я считаю, что государство должно помогать таким детям в получении образование и устройству на работу.

13. В данном мне тексте автор задается проблемой жизни среди родителей и их детьми.

14. Тогда Субботин почувствовал «безудержную радость» за то, что он еще кому-то нужен, что он не один.

15. Автор В.Лаптев поднимает проблему о вере в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку.

16. Автор текста В.Амлинский в своем тексте затрагивает тему о жизни детей послевоенных лет.

Упражнение 18. Найдите грамматические ошибки в предложениях, осложненных однородными членами. Особое внимание обратите на глагольное управление, на зависимые слова при однородных членах, на способы выражения однородных членов.

Справка. При подключении второго компонента в ряду однородных членов может возникнуть ошибка – ненормативное сочетание. Составляя предложение, нужно учитывать, что однородные члены предложения должны не только быть связаны друг с другом сочинительной связью, но и одинаково относиться к некоему третьему компоненту, выступающему как зависимое слово. Например, предложение Художник восхищается и любит природу родного края содержит грамматическую ошибку, так как однородные сказуемые имеют разное у правление:восхищается (чем?), любит (что?), следовательно, по-разному относятся к третьему компоненту, с которым связаны подчините льной связью. В исправленном виде предложение может иметь вид: Художник восхищается природой родного края и любит изображать ее на своих полотнах.

1. А.С. Пушкин – известный и любимый всеми поэт.

2. Жители микрорайонов могут сами образовывать и распоряжаться общественными фондами.

3. С.П. Дягилев очень любил и покровительствовал театру.

4. Искусство должно быть ясным и чистым, чтобы каждый мог дотронуться, соприкоснуться с ним и увидеть всю красоту поэтического мира.

5. Школьный учитель навсегда остается в нашей памяти. Взрослея, все лучше начинаешь понимать его, так же, как и прежде, восхищаешься и стремишься быть похожим на него.

6. Прочитав этот текст, я задумался и понял, что автор прав и я согласен с ним.

7. Безусловно, проблема текста заключается в том, что Россия теряет квалифицированных специалистов, гениев в своем деле, а порой настоящих талантов.

8. Очень часто Россия не использует в полной мере огромного потенциала выдающихся людей, поэтому многие талантливые люди покинули свою Родину, вынуждены были уехать из России. И чтобы этого не происходило, мы должны гордиться и уважать этих людей.

9. В древности люди обожествляли силы природы, разговаривали, общались с природой, а в некоторой степени даже боялись.

10. В данном тексте А.Яблоков рассказывает и рассуждает про современную молодежь.

11. Порой лишь надежда и вера в то, что ты поступил верно, придают силы.

12. Я считаю, что государство должно помогать таким детям в получении образование и устройству на работу.

13. Организуются группы людей по собственному желанию, которые навещают и помогают нуждающимся.

14. Люди надеются и верят в то, что станут тем, кем хотят.

15. Этот человек смог подняться с самых низов, смог реализовать и найти свое место в жизни.

16. Кроме себя, мальчишка кормил и заботился еще и о двух маленьких сестренках.

17. Любите и давайте понять своим близким, что они вам очень близки!

18. Ветераны войны все помнят, а вот большинство из нас не только не помнят, но даже и не интересуются этим.

19. Я считаю, что необходимо помогать и поддерживать тех людей, которые совершают великие дела, потому что они не даются легко.

20. В наше время есть немало случаев, когда дети оказываются предоставлены сами себе, ими никто не занимается, никто не воспитывает.

Упражнение 19. Найдите грамматические ошибки в предложениях, осложненных деепричастными оборотами. Внесите необходимые исправления.

Справка. Обычно деепричастие (в том числе в составе деепричастного оборота) обозначает добавочное действие предмета (подлежащего). Это значит, что в предложении с деепричастным оборотом следует найти грамматическую основу и установить, кто или что совершает основное и добавочное действия. Помните: 1) действие, выраженное сказуемым и деепричастием, не может относиться к разным предметам; 2) деепричастный оборот в безличном предложении употребляется только при инфинитиве.

1. Окончив гимназию, у меня появилось желание получить высшее образование.

2. Я полностью согласен с автором данного текста, у меня бы тоже рука не поднялась нажать на спусковой крючок, видя красоту дикой природы.

3. Прочитав данный текст, у меня возникло желание согласиться с автором.

4. Сердце кровью обливается, видя безразличие некоторых из нас к животным.

5. Прочитав произведение П.Зайцева, у меня перед глазами возникла картина, как зайцы щиплют при свете луны ржаную озимь.

6. В глубине души многие уверены, что, имея красивую фигуру, наша жизнь сложилась бы иначе.

7. Читая текст, мне кажется, что и я пережила все авторские чувства.

8. Находясь длительное время в автомобиле, в самолете, у человека появляется сонливость, теряется аппетит, снижается работоспособность, и он как бы загоняет себя в клетку, какое-то замкнутое пространство, что очень плохо влияет на здоровье человека.

9. Но нашелся такой человек, который увидел, что со мной что-то не так. И, поговорив с ним, рассказав ему все то, что меня беспокоило, мне стало очень легко на душе.

10. Лишь читая книги, твое общение со сверстниками станет интересным и увлекательным.

11. Размышляя о судьбах великих людей, возникают смешанные чувства.

12. Детство Жени прошло, воруя и выпрашивая подаяние.

13. Основной частью рассказа является монолог Субботина, в котором он раскрывает свою жизнь, будучи ребенком.

14. Прочитав текст, мне стало грустно.

Упражнение 20. Прочитайте предложения, осложненные деепричастными оборотами, и установите, почему они вызывают смех.

1. Все-таки в темном туннеле жизни есть свет, к которому нужно идти. Дойдя до этого света, жизнь станет лучше.

2. Вернувшись домой, его встретила негодующая толпа.

3. Читая текст, мне в голову пришли следующие слова: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана…».

4. Девочка забралась на крышу дома и прыгнула. Была зима, упав в снег, она вышла.

5. Основной частью рассказа является монолог Субботина, в котором он раскрывает свою жизнь, будучи ребенком.

Упражнение 21. Выполните тестовое задание. Установите, в каких предложениях, осложненных деепричастными оборотами, допущена грамматическая ошибка. Ответ дайте в виде цифрового ряда.

1. Услышав чьи-то шаги, раздавались крики дрессированного ворона Дурова: «Кто там?».

2. Однажды, сняв со стены седла и сбрую, воры собрались вылезти через разбитое окно.

3. Услышав строгий голос, воры, перепугавшись, бросили вещи и убежали.

4.?Возвращаясь из Италии, Брюллов был назначен профессором Академии художеств.

5. Синие тяжелые волны все тише бились о камни, сверкая на солнце яркими, веселыми брызгами.

6. Приблизившись к углу дома, гостям стали видны изъеденные дождями и ветрами глыбы песчаника, живописно разбросанные по зеленому газону.

7. Забравшись в глухое место, Левинсон почти потерял связь с другими отрядами.

8. Приехав в город, Андреем Гавриловичем решено было остановиться у знакомого купца, ночевать у него и на другой день утром явиться в присутствие уездного суда.

9. Впереди по пыльной улице деревни рысцой, оглядываясь и с мычанием изредка останавливаясь, бежала отбившаяся от стада пестрая корова.

10. Туманной ночью, пробравшись сквозь неприятельское пекло, взвод Дубова внезапно появился на линии.

11. Почуяв хозяев, мы услышали тихое и недовольное ржание коня Мишки.

12. Выскочив откуда-то из тьмы, на нас бросились три громадные, кудлатые собаки.

13. Уродливо искривившись, почти сухой, без листьев, молодой куст малины тянется к солнцу.

14. Всматриваясь в чащу леса, меж путниками установилось молчание, всем стало жутковато.

15. Реставрируя картину, мастер освежает поблекшие от времени краски.

Ошибки допущены в предложениях:________

Ключ: 1, 4, 6, 8, 11, 14.

Упражнение 22. Установите, в каких предложениях допущены грамматические ошибки, связанные с употреблением в качестве однородных членов разных синтаксических конструкций. Внесите необходимые исправления.

Справка. 1. Хотя в нормативном языке встречается разнотипность морфологического оформления однородных членов, в речевой практике предпочтение отдается однотипным морфологическим формам, то есть чаще всего однородные члены выражаются одной и той же частью речи. 2. Недопустимо объединение сочинительной связью существительного и инфинитива, наречий и деепричастий, деепричастий и глаголов. 3. Нельзя объединять в качестве однородных именных частей сказуемого краткие и полные формы прилагательных и причастий. 4. Недопустимо объединять сочинительной связью разнотипные синтаксические конструкции (например, придаточное определительное предложение и обособленное определение).

1. К приезду гостей были подготовлены находящиеся на территории туристического комплекса коттеджи, оборудованные всем необходимым и которые только что отремонтировали.

2. Взрослея, ребенок хочет свободы и самостоятельности. Родители же привыкли видеть его маленьким и который всегда рядом.

3. В.Тендряков рассказывает, как его сын из послушного, домашнего, ласкового мальчика превращается в «огородное пугало». Автор считает это кризисом подросткового возраста, который для некоторых проходит почти незаметно, а у других перерастает в трагедию, и которая коснулась его семьи.

4. В.Амлинский в своем тексте хотел показать то, что в мире много людей, «знающих цену людскому одиночеству», которые могут тебе помочь в трудную ситуацию.

5. Н.Аксенова, автор данного текста, показала глубину отцовской любви к дочери, ненавидящей своего отца за его нелепый вид, и что родители ради своего ребенка пойдут на многие жертвы.

6. Многие известные люди до того, как стать известными, были совсем никому не знакомы, приехавшими в столицу из далекой провинции.

7. Аленушка сидит на камне, о чем-то задумавшаяся и обхватив колени руками.

8. Во время экскурсии по городу мы с особым интересом осматривали здания, связанные с жизнью художника и которые сохранились до наших дней.

9. В.М. Васнецов писал несколько произведений параллельно: одно дописывал, другое совершенствовал и при этом обдумывая композицию третьего.

10. Чем глубже проникали художники в окружающий мир, тем богаче и более тонким становилось их восприятие природы, ее изображение в картинах.

11. Петровский сел к окну, оперся локтями о подоконник и сжав ладонями голову.

12. Ведь это так и есть, люди, которые чего-то добились в жизни или наделенные какими-то способностями, заканчивают свою жизнь в одиночестве и без поддержки.

13. Нетрудно представить настроение полковника, так как даже мы очень огорчаемся, когда нам отказывают в чем-то и не приводя примеров или причин.

Какие предложения допускают варианты? Как от построения предложения может измениться его смысл?

Упражнение 23. Определите, какие ошибки допущены в предложениях с «чужой речью». Предложите варианты их исправления.

1. В.Лаптев сочувствует трагическим судьбам великих людей, повествует «…испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишенные сочувствия и поддержки…».

2. Бывший малолетний преступник, а теперь уважаемый в городе человек помнит проявленную к нему в детстве доброту и говорит, что «никогда не забуду».

3. Даже можно привести пример из нашей жизни, мама с папой нас начинают ругать за то, что мы делаем или вообще ничего не делаем, в нашей голове начинают заводиться различные мысли, они нас не любят, раз ругают, мы не нужны им, если бы любили, то горы за нас перевернули.

4. Левитан писал Чехову из Финляндии, что «вновь я захандрил без меры и границ. Здесь нет природы».

5. Ведь всегда приятно осознавать, что тебя любят и поддержат в сложной ситуации. «Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, чтобы я был».

6. Евгений Александрович, пройдя через этот грязный, жестокий мир, вернулся и начал жить заново, с чистого листа, «теперь я счастливый, состоявшийся человек».

7. Дети были лишены родительской любви, детства, они не знали, что такое радость: «Я рос волчонком», – рассказывал учитель.

8. Ведь если бы не учительница этого мальчика, кто знает, как бы сложилась его судьба: «И, наверное, совсем другой стала бы моя жизнь, если бы не один случай».

9. Е.Новиков рассказывает, как мальчик, у которого не было родителей и детства, смог добиться высоких достижений в жизни. «У меня не было отца, не было матери, вернее, они как бы существовали, приходили ночевать и смотрели на нас, голодных и грязных, с недоумением: откуда эти дети, что они тут делают?»

10. Таким образом, не согласиться с позицией автора невозможно. «Вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку».

Упражнение 24. Произведите правку текста, устранив имеющиеся грамматические ошибки и речевые недочеты (выделены курсивом).

1. Представив такие сюжеты описания, появляется какое-то вдохновение и, естественно, хочется увидеть такое же чудо, этот прекрасный мир, описываемый в данном тексте.

2. Созерцая родную природу, память его запечатлела множество удивительного и прекрасного.

3. Одной из главных проблем, поставленной автором, является то, что для писателя очень важно мнение читателя о написанном произведении или простом стихотворении.

4. С автором я согласен, ведь стихотворение должно быть написано на чувствах поэта.

5. Бывает, что и не поняв смысл стихотворения, на нас находят различные эмоции, мы все равно улавливаем настроение, характерное данной поэзии.

6. Все мелочи мастерства поэта, все тонкости, они у всех поэтов разные, у каждого поэта свой взгляд на мир, свои мысли, свой жанр в поэзии.

7. Копирование людей заложено в нас еще с самого детства. В детстве мы хотим быть такими же, как наши родители или старшие товарищи. Со временем как мы взрослеем, хотимпоходить на идеалов и копируем за ними жесты, разговоры.

8. Учитель не только делится со своими знаниями, но и с жизненным опытом.

9. Авторская позиция всем ясна и понятна. Когда страну покидают те, на кого была возложена большая надежда на то, что они выведут страну на новый уровень, сделаввеличайшие открытия и изобретения в своей сфере деятельности, то всегда становится грустно на душе и обидно за соотечественников.

10. Все ученые, великие писатели, художники, никто из них не был признан в момент их жизни, зато сейчас мы пользуемся их открытиями, любуемся картинами, читаем книги.

Упражнение 25. Установите, есть ли в приведенных фрагментах ошибка «нарушение границ предложения». Внесите необходимые исправления.

1. Конечно, рецепта от бездуховности нет, но мы должны понять ее истоки, объяснить людям, с чем они имеют дело. И попытаться сделать так, чтобы наши близкие, друзья, родные, да и просто незнакомые люди всегда были окружены вниманием и заботой.

2. Автор рассказывает нам о драматическом эпизоде из жизни Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Триумф которого так и не наступил. В.Лаптев хочет, чтобы читатель задумался о том, как живется гениям.

3. Автор хотел показать, насколько хуже становится молодежь с каждым годом. Насколько часто происходят конфликты в семье.

4. Мы с вами в своей жизни встречаемся с разными проблемами. Которые не в силах все решить.

5. Самым ярким примером из обыденной жизни может служить обыкновенная семья, в которой есть дети. Ведь каждый родитель не раз упрекнул за поведение, которое не соответствует его уже устоявшимся моральным нормам, но у каждого поколения они свои, и именно это служит причиной конфликтов между поколениями.

6. Позиция автора заключается в том, что человек, не имевший учительского диплома, мог так заинтересовать детей своими рассказами. Повидавшая на своем жизненном пути много интересного – заведующая библиотекой.

7. Автор текста ищет в биографиях великих ученых примеры «порядочности, великодушия, добра, чести, красоты души». Вот были же времена, когда честь была выше всего. Когда важнее правое дело, чем своя дальнейшая жизнь.

8. Нужно преодолевать и контролировать ревность, в этом и заключается любовь, в преодолении различных трудностей, встречающихся у нее на пути. И не боясь переступить через свою гордость, через свои амбиции ради своего возлюбленного. И это не значит уничтожить свое «я», это значит обрести те чувства, которые дарованы человеку.

9. В тексте А.Яблокова рассказывается о недовольстве людей старшего поколения нынешней молодежью. Их легкомыслием и несерьезностью. Говорится, что молодежь безнадежно испорчена пороками.

10. Судьбы многих гениальных людей были печальными. За свое же творчество, за свои заслуги они пострадали. Они были непризнанными.

Упражнение 26 (контрольное). (При составлении упражнения использована книга:Вартаньянц А.Д., Кашина Н.В., Лазарева Е.А., Мерзон С.Н., Федюнина Н.М., Якубовская М.Д. Мы читаем и говорим о русских художниках. Учебное пособие для студентов-иностранцев. М.: Русский язык, 1989.)

Установите, какие ошибки допущены в данных предложениях, классифицируйте их. Предложите разные способы исправления.

1. Те, кто знали Левитана близко, говорили, что он любил русскую природу фанатически, почти исступленно.

2. Художник заставляет нас остановиться около старого могучего дуба, возле трогательной тонкой осинки с начинающими краснеть листочками и обратить внимание, войти в пронизанную светом березовую рощу и в темную зелень высоких сосен.

3. О Левитане говорили не только как о художнике исключительного дарования, а как о человеке чуткой души, тонкого восприятия жизни.

4. Будучи в Италии, Левитана радовало все: итальянская весна, ее глубокое синее небо, изумрудная трава, цветущий миндаль.

5. Наиболее характерные для полотен художника летние дни, горячее солнце, сочная зелень деревьев.

6. Картина «Явление Христа народу», поглотившая всю творческую энергию А.Иванова, разочаровала его и не закончена.

7. В эскизах художник намечает композицию и колорит картины: отбирает и располагает предметы и действующие лица, распределяет краски, свет и тени.

8. В картине «Сватовство майора» Федотов показал как нрав русского купечества, так и дворянства сороковых годов XIX века.

9. Как вы относитесь к оценке серовского портрета «Иды Рубинштейн» Репина?

10. На всех своих картинах Репин размышляет об основных проблемах своего времени.

11. В девяностые годы Серов увлекается иллюстрацией произведений великих русских классиков – Крыловым и Пушкиным.

12. Кроме портретов Верушки Мамонтовой и Маши Симонович, яркий солнечный свет передан и в холсте Серова «Летом», изображающим жену художника.

13. В картине «Меншиков в Березове» Суриков не только раскрывает трагедию личности, но и трагедию эпохи.

14. Брюллова интересовала личность Наполеона Бонапарта. Он сделал несколько эскизов, которые посвятил ему, в которых стремится выявить противоречивую сущность этого тирана-героя.

15. В картине «Итальянское утро», написанном Брюлловым, проявилось мастерство художника в разработке света.

16. Сравнивая варианты картины Федотова «Вдовушка», мы видим. Как автор добивается и наконец пришел к простоте и ясности.

17. По окончанию работы над «Проводами покойника» Перов приступил к новой картине о жизни бедных детей.

18. Размышления Васнецова о историческим прошлом народа были навеяны впечатлениями детства.

19. Перов и другие русские художники крепкими узами был связан со своей родиной.

20. В натурный класс училища, в котором занимался Левитан и которым руководил Перов, иногда заходил Саврасов, который, посмотрев работы учеников, уходил в свой класс – пейзажную мастерскую.

Упражнение 27. Прочитайте фрагменты ученических работ, разберитесь в их содержании. Предложите свои варианты правки.

1. Известно также много случаев про исполнителей песен нашей эстрады, они пытаются исполнить те старые песни, которые еще слушали наши деды, хотя ведь можно сочинить что-то более интересное со своими возможностями.

2. Молодежь в наши дни, можно сказать, не увлекается искусством. Большинство из них считают это глупым, немодным, пустой тратой времени. Хотя, может быть, они просто не улавливают мысль поэта?

3. Я могу сказать про себя, что я любитель поэзии. Я люблю читать стихи и даже иногда пишу их сама. И могу сказать, что и мне попадались много стихотворений с непонятным смыслом на первый взгляд, но если прочитать еще раз и призадуматься, начинаешь понимать смысл.

4. Я полностью поддерживаю точку зрения автора в том, что не понятое однажды позже может оказаться золотым источником, и то, что перечитывание стихотворения усиливает наше эмоциональное отношение к нему. И только настоящие ценители искусства не дают «пропасть» настоящей поэзии. Но им может стать даже самый простой человек, надо только стремиться к постижению все новых и новых тайн.

5. На мой взгляд, в любой школе должно работать достаточное количество учителей-мужчин, которые бы могли своей строгостью и сдержанностью дополнять такие качества, как мягкость и безмерную любовь к детям, присущие почти всем учителям-женщинам.

6. Книга – это наша жизнь и история. Главным ее противником на сегодняшний день, по мнению автора, является компьютер и Интернет.

7. Одной из проблем, поднятых автором данного текста, является проблема духовности и бездуховности человека, т.е. влияние этих качеств на самих людей. При отсутствии духовности можно еще сильнее обидеть человека, лезя к нему со своими глупыми, бестактными вопросами. И, наоборот, проявил духовность к другому человеку, войдя в его положение, став как бы его частицей, можно помочь ему преодолеть трудности.

8. Проблема данного текста состоит в том, что нам важно только то, что мы будем делать дальше, а не то, что случится с окружающим миром. Я считаю, что написанный текст Трифоновым очень злободневен и от этого страдает вся планета.

9. Главным воспоминанием из детства для В.Амлинского стало времяпровождение в библиотеке. В то послевоенное время дети очень любили читать, у них не было никаких телевизоров и компьютеров, как у нынешних детей. С детства родители их приучали к книгам, а не как сейчас – садят смотреть мультфильмы. Тогда дети собирались в библиотеке, слушали рассказы, делились эмоциями, их выслушивали взрослые люди. Автор вспоминает заведующую этой библиотеки, поистине душевного человека. Таких людей сейчас очень мало – таких, которые помогут, выслушают, посоветуют. Еще к таким людям относятся писатели, которые приходили к детям со своими историями, рассказами. В общем, дети не сидели на месте, а проводили время с толком.

10. Автор пишет о людях, которые вели себя поистине мужественно, честно, благородно. Эти люди не думают о своем благополучии. Они выступают за правду, за справедливость. От этого им становится хорошо, спокойно на душе. Все их поступки направлены на улучшение жизни других, на защиту их прав и свобод. При этом они не задумываются о том, что тем самым могут усложнить свою жизнь. Это их не пугает.

Упражнение 28 (контрольное). Выполните тестовое задание.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ответ дайте по образцу: 1 – 3), 2 – 4)…

1. 1) Мой соперник выиграл партию в шахматы благодаря тонкого понимания сложной позиции.

2) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, недавно реконструированном.

3) В.Стасов, который был известен как музыкальный критик, уделял в своей публицистике много внимания и изобразительному искусству.

4) Одновременно с работой над «Явлением Христа народу» Иванов создавал эскизы на библейские сюжеты и рисунки-акварели «Сотворение мира».

2. 1) По окончании переговоров между странами установились дипломатические отношения.

2) Мы должны радоваться жизни и ценить, ведь она у нас одна и пережить ее заново возможности уже не будет.

3) В.Г. Перов создал рисунок «Похороны Гоголя героями его произведений», в котором на небольшом художественном пространстве собрал в одну группу основных персонажей писателя.

4) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.

3. 1) Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» была показана на всемирных выставках 1873 и 1878 годов и имела большой успех.

2) Воспитанники Академии художеств очень любили и уважали своего учителя Павла Петровича Чистякова.

3) Идея всемирного братства людей, золотого века, всеобщего счастья – самые дорогие мечты писателя с юношеских лет и до конца его дней.

4) По прошествии многих лет с момента создания произведения искусства могут оцениваться иначе.

4. 1) Многочисленные факты, накопленные наукой, подтвердили правильность гипотезы, выдвинутой молодым ученым.

2) Мужество и отчаяние, скорбь, тоску и одиночество – все эти чувства выражают глаза матери в эскизе М.А. Врубеля.

3) Главные темы «Униженных и оскорбленных», «Записок из Мертвого дома», «Записок из подполья» – тема бунта и тема героя-индивидуалиста – синтезировались потом в «Преступлении и наказании».

4) Открытие памятника Пушкина в Москве в июне 1880 года было незаурядное событие в истории русской культуры.

5. 1) Мой подопечный был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией.

2) Картина В.Г. Перова «Проводы покойника» проникнута чувством боли, сострадания, настроением безысходной тоски.

3) Те, кто не набрал нужного количества баллов, будут вынуждены выполнить зачетную работу еще раз.

4) На мой взгляд, в любой школе должно работать достаточное количество учителей-мужчин, которые бы могли своей строгостью и сдержанностью дополнить такие качества, как мягкость и безмерную любовь к детям, присущие почти всем учителям-женщинам.

6. 1) Талант Паустовского фиксирует наше внимание на прекрасном.

2) Тихон Кабанов, муж Катерины, был человек безвольный, полностью подчинившимся матери.

3) В 1859 году «исповедь-роман» Достоевского «Записки из Мертвого дома» еще не был начат.

4) Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.

7. 1) Все передовое, что было в русской литературе 60-х годов XIX века, сосредоточивалось в журнале «Современник».

2) Истоки «Преступления и наказания» восходят ко времени каторги.

3) Взрослея, все лучше начинаешь понимать своего учителя; так же, как и прежде, восхищаешься и стремишься быть похожим на него.

4) Нам порой кажется, что мы не только знаем все, но нас ничем не удивишь.

8. 1) Речь Достоевского сделала открытие памятника Пушкину в Москве выдающимся, грандиозным событием как в истории русской, так и мировой культуры.

2) В общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет.

3) Для «Прогулки короля» А.Н. Бенуа выбирает таинственное время года – осень – и самое таинственное время суток – вечер.

4) Вами своевременно оплачен проезд в маршрутном такси?

9. 1) Живая крыса, о которой рассказывает Ю.Трифонов, должна быть разрезана, чтобы учиться анатомии, в так называемой «пригодинской» школе.

2) Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.

3) Пришлось с трудом пробираться сквозь заросли, постоянно заслонявшие нам дорогу.

4) Железнодорожный состав отправляется с третьего пути согласно расписанию.

10. 1) Никто больше не нарушал тишину протоков и рек, не обрывал блесной холодные речные лилии и не восторгался вслух тем, чем лучше всего восторгаться без слов.

2) Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которого тесно связана с творчеством.

3) Благодаря установившейся ясной погоде урожай был собран вовремя.

4) Все, кто интересуется художественной жизнью России конца XIX – начала XX века, слышали о творческом объединении молодых художников, известном под названием «Мир искусства».

Ключ:

1 – 1); 2 – 2); 3 – 3); 4 – 4); 5 – 4); 6 – 2); 7 – 3); 8 – 1); 9 – 1); 10 – 2).

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Здравствуйте, уважаемые
коллеги!

Проанализировав ошибки,
обнаруженные при проверке задания С на ЕГЭ по
русскому языку, решила пойти дальше и показать их
своим ребятам. Уже не раз отмечала, что на первых
порах им легче исправлять чужие работы; вероятно,
отсутствует личное отношение к написанному
тексту. Вот что получилось.

Е.Ю.

Ищем и исправляем грамматические ошибки.
Система упражнений

Предлагаемая вашему вниманию система
упражнений появилась как результат наблюдений
над ошибками в работах выпускников, выполнявших
задание С на ЕГЭ по русскому языку в 2007 – 2008
годах. При проверке сочинений эксперты, как
правило, отмечают, что ребята делают большое
количество грамматических ошибок (при
допустимых двух). Это, конечно, всем известно и не
вызывает удивления: при насыщенности
современных программ теоретическим материалом
на уроках в средних классах, когда изучается
грамматика, трудно выделить достаточное
количество времени не только на развитие
практических умений и формирование навыков, но
даже и на выполнение специальных упражнений,
позволяющих научить применять полученные
знания. А это означает, что приходится обращать
внимание на грамматику, языковые нормы при
написании сочинений, при подготовке к выпускным
экзаменам, то есть уже в старшем звене. И тогда
жизненно необходимой оказывается система работы
по совершенствованию устной и письменной речи.

Сложность положения и учителя, и ребят состоит
еще и в том, что, к сожалению, разного рода
ошибками (в том числе и грамматическими) пестрят
тексты, появляющиеся перед глазами учеников,
выступления в СМИ. У нас с ребятами, например,
есть своеобразное соревнование: кто какие ошибки
обнаружит в объявлениях в городском транспорте?

Как сделать грамотнее устную и письменную речь
учеников, как уменьшить количество
грамматических ошибок? Добиться этого можно лишь
в том случае, если дети научатся видеть нарушения
языковых норм сначала в специально составленных
упражнениях (заметила, что ребятам легче
анализировать чужие тексты), затем станут
находить в собственных работах и будут знать
разные способы их устранения. То есть требуются
особые упражнения, материал которых был бы по
лексическому и грамматическому строю приближен
к тому, что выходит из-под пера самих учеников.
Очень полезными могут оказаться уже проверенные
и оцененные сочинения выпускников на ЕГЭ. Их
много, они различны по уровню, по исполнению,
невелики по объему, позволяют выявить типичность
и распространенность в регионе той или иной
ошибки, а потому содержат богатейший материал
для наблюдений и дальнейшей работы.

Новизна предлагаемой системы как раз и состоит
в том, что упражнения в большинстве своем
составлены из фрагментов сочинений самих
выпускников, ровесников наших учеников, то есть
носителей языка, близких им по уровню владения.
Наиболее распространенные грамматические
ошибки из задания части С ЕГЭ по русскому языку
были выявлены, сгруппированы и классифицированы,
подобраны наиболее яркие примеры, включены в
задания и предложены учащимся для работы с ними.
Считаю это полезным, так как ребята имеют дело с
теми ошибками, которые могут допустить (и
допускают) сами.

В настоящее время, как известно, нет единого
подхода к классификации грамматических ошибок и
речевых недочетов. Поэтому здесь требуется
оговорка. Поскольку грамматика – раздел
лингвистики, изучающий «строй языка», т.е.
систему «морфологических категорий и форм,
синтаксических категорий и конструкций,
способов словопроизводства» (Языкознание.
Большой энциклопедический словарь / Под ред.
В.Н. Ярцевой. 2-е изд. М.: Большая Российская
энциклопедия, 1998. С. 113), то, соответственно, к
грамматическим ошибкам мы будем относить такие,
которые связаны с нарушением структуры языковой
единицы: слова, словосочетания, предложения, – то
есть нарушение словообразовательных,
морфологических и синтаксических норм.

Сделаем поправку и на то, что точно
разграничить грамматические и речевые ошибки
эксперту сложно, потому что он не может
установить причину нарушения норм. Не зная детей,
писавших работу, в ряде случаев нельзя быть
полностью уверенным в том, чем вызвано появление
той или иной ошибки: особенностями речи данного
носителя или незнанием языковых норм.

Предлагаемая система упражнений создавалась с
учетом последовательности изучения и уровня
сложности основных единиц грамматики –
начинаем работать над образованием форм слов,
затем над составом словосочетаний и, наконец, над
построением предложений. Некоторая однотипность
заданий объясняется целями, стоящими перед
преподавателем: научить обнаруживать и
исправлять грамматические ошибки. Но в этом есть
и положительная сторона. Мы имеем возможность
одновременно готовиться к выполнению нескольких
тестовых заданий группы А (А4, А5, А6 в 2007–2008 гг.).

Работу с предлагаемыми упражнениями можно
выполнять различными способами: отводить
специальные занятия, вводить отдельные задания в
ходе уроков повторения и обобщения, предложить в
качестве самостоятельной работы.

Упражнение 1. Найдите и устраните ошибки в
образовании грамматических форм.

1. В данном тексте автор поднимает проблему
необходимости говорить людям слова, которые
помогут воспрять духом, понять, что ты не один и
кому-то нужен.

2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать
с помощью компьютера.

3. Именно при чтении настоящей поэзии мы
начинаем чувствовать глуботу слов,
употребляемых в произведении.

4. Автор пытается подробно разобрать проблему и
ставит вопрос о том, кто и зачем уезжает из
России. Он рассматривает двадцатый век, когда
были эмигрированы такие люди, как Ростропович,
Барышников, Бродский, и многие другие.

5. Человек не может жить без природы, без
взаимоотношения с ней.

6. Заведующая библиотекой имени Достоевского
испытывала глубокое любопытство к нескладистым
подросткам.

7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им
тяжело жить, считав себя ненужными.

8. Почему люди на праздники приносят букеты?
Зачем мы, гуляя, нарываем полевые цветы и ставим
их в вазу на подоконник?

9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему
невостребования великих людей в свое время.

10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и
глотая горькие слезы, Барклай-де-Толли верил в
правоту своего решения: именно эта вера дает
человеку силы идти до конца, даже если приходится
идти в одиночку.

11. Я согласна с автором, что истории Прометея и
Барклая-де-Толли являются яркими примерами
непонимания, а порой равнодушности и жестокости
людей.

12. Бесстрастное время всем воздаст по заслугам,
справедливый суд истории обязательно оправдает
тех, кто был несправедливо обвинен, оклевечен.

Упражнение 2. В каких предложениях имеются
ошибки в образовании грамматической формы? Ответ
дайте в виде цифрового ряда.

1. Чтобы сделать свою мысль выразительнее, автор
использует разные синтаксические и лексические
средства, эмоциональные окраски.

2. А если русские войска наступили бы на
французов и проиграли сражение Наполеону?

3. Своим рассказом автор хотел показать нам, как
всего один случай изменил судьбу человека.

4. Как жесток мир с людьми, которые его
усовершенствывают!

5. Особенно много полководцев попало под
расстрел во время правления Иосифа Сталина. Об
этом свидетельствуют документы тех годов.

6. В данном тексте автор рассказывает о судьбе
командира русской армии Михаиле Богдановиче
Барклае-де-Толли, который, знав, что у французской
армии несокрушимая мощь, отступил, решил
наступать потом, когда русская армия накопит сил.

7. В.Амлинский с теплотой вспоминает о своем
послевоенном детстве, о людях, оставивших след в
его жизни.

8. Евгению приходилось воровать и выпрашивать
милостыни у прохожих, чтобы жить самому и кормить
маленьких сестер.

9. Автор привел в пример войну с Наполеоном, в
частности, историю военноначальника
Барклая-де-Толли.

10. Книги рассказывают нам о различных жизненных
ситуациях, учат нас разрешать любые проблемы.

11. Еще один яркий пример – Сталин. Все его знают
как тирана, репрессиониста.

12. Задача библиотекаря состоит в том, чтобы
показать значимость книги в жизни людей.

13. К сожалению, в нашем мире существует много
людей, оставшихся без внимания близких.

14. А родители даже не знали, чем занимаются
ихние дети каждый день.

15. Есть люди, способные к укреплению, к
восстановлению духовных ценностей в самом
человеке, приукрашая этим внешний и внутренний
мир личности.

Ошибки допущены в предложениях:______ .

Ключ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 14, 15.

* Предложите способы устранения имеющихся
грамматических ошибок.

Упражнение 3. Найдите и устраните ошибку в
построении словосочетаний.

1) Тревожиться за исход сражения; 2) уверенность
в победу российских футболистов; 3) обижена на
оказанный прием; 4) уделяем внимание на учебу; 5)
обрадоваться приездом друга; 6) рецензия
дипломной работы; 7) отзыв на статью;
8)  препятствовать продвижение по службе; 9)
отличать буквы и звуки; 10) рассержен на опоздание;
11) оплатить за проезд; 12) правый тапочек; 13)
встретить по окончанию лекции; 14) скучаю по вам; 15)
не имеете право; 16) заверил о готовности
участвовать; 17) занят на вечернем представлении;
18) повесить новую тюль; 19) принять меры о
распространении гриппа; 20) свойственный для
исследователя.

Упражнение 4. Определите, в каких
словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости
слов. Ответ дайте в цифровой форме.

1) Отзыв на дипломную работу;

2) уделять внимание на воспитание сына;

3) уверенность в победе;

4) управляющий компании;

5) более высший уровень образования;

6) оплатить проезд;

7) подвести итог сказанного;

8) различать добро и зло;

9) заведующий кафедры;

10) выяснить о причинах опоздания;

11) указать разницу звуков и букв;

12) доставить удовольствие;

13) провести аналогию статей Белинского и
Добролюбова;

14) извиниться за причиненное неудобство;

15) указать о дате проведения конференции;

16) причинить вред;

17) заслужить уважение окружающих;

18) удостоен званием «Герой России»;

19) установить время написания контрольной
работы;

20) понимать о необходимости преобразований;

21) достоин награды;

22) проявлять заботу к домашним питомцам;

23) отправиться на поиски вопреки
предостережениям;

24) понимать необходимость встречи;

25) уделять внимание на внешность;

26) заплатить за билеты;

27) удостоен доверием.

Ответ:__________________________________ .

* Запишите обнаруженные вами неверные
словосочетания, устранив грамматические ошибки.


Ключ: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 18, 20, 22, 25, 27.

(Продолжение следует)

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Упражнения найти и исправить ошибки 4 класс
  • Упражнения найди слова с ошибками
  • Упражнения найди ошибку в тексте 2 класс
  • Упражнения найди ошибку в предложении 2 класс
  • Упражнения найди ошибку present simple present continuous