Упражнения на ошибки в построении сложного предложения

БЛОК 1.Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

 Вид ошибки

 Пример

а)

В употреблении рода и числа существительных. 

Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 

б)

В образовании форм прилагательных. 

Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 

в)

В употреблении формы местоимения. 

В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 

г)

В употреблении форм числительных. 

На обоих сторонах листа был напечатан текст. 

д)

В употреблении форм глаголов. 

Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 

е)

В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. 

С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 

ж)

В употреблении деепричастий. 

На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

 Вид ошибки

 Пример

а)

Смешение предлогов
ИЗ и С (со)
В и НА
ОТ и С
ЧЕРЕЗ и ИЗ-ЗА 

Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 

б)

Отсутствие предлога. 

Нельзя не приклоняться его героизмом

в)

Наличие ненужного предлога. 

Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

 Вид ошибки

 Пример

а)

Падежная форма управляемого существительного. 

Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 

б)

Общее зависимое слово при однородных сказуемых. 

Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 

в)

При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. 

Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

 Вид ошибки

 Пример

а)

Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. 

О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 

б)

Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. 

Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 

в)

Определение находится в отрыве от определяемого слова. 

Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 

г)

Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. 

В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 

д)

Ошибочное местоположение предлога. 

Через часа два спор закончился (часа через два) 

е)

Ошибочное местоположение составного союза. 

Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 

ж)

Ошибочное местоположение частицы бы. 

Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. 

Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 

б) 

Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. 

Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 

в) 

Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. 

Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 

г) 

Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. 

Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 

д) 

Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. 

Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 

е) 

Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. 

Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 

ж) 

Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. 

В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Смешение действительных и страдательных причастий. 

Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 

б) 

Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. 

Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 

в) 

Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. 

Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 

г) 

Нагромождение причастных конструкций. 

Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. 

Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 

б) 

Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.

Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 

в) 

Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. 

Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 

г) 

Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. 

Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 

д) 

Нагромождение деепричастных конструкций. 

Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. 

Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 

б) 

Употребление противительного союза вместо соединительного. 

Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 

в) 

Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. 

Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. 

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 

б) 

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. 

Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 

в) 

Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. 

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

г) 

Отсутствие в главном предложении указательного слова. 

Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 

д) 

Пропуск части составного союза. 

Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 

е) 

Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). 

Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 

ж) 

Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. 

Когда их сын очень изменился, родители страдают. 

з) 

Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. 

Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 

и) 

Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. 

Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

БЛОК 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнение № 1

Ошибка: неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.

2) Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

3) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок.

4) По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

5) Благодаря оперативного вмешательства властей последствия бунта стихии быстро удалось устранить.

6) Даже сейчас, по прошествию многих лет, Толику было тяжело вспоминать о том времени, когда он, преданный и униженный тем, кого считал другом, остался в полном одиночестве.

7) По окончанию отпуска Лидия Николаевна с головой погрузилась в работу: заглянув в календарь, составила планы будущих командировок, провела несколько встреч, начала работу над статьёй.

8) Работая с Катей над проектом, Оксана поражалась настойчивости и работоспособности подруги, которая вопреки неблагоприятных обстоятельств твёрдой рукой вела дело к успеху.

9) Согласно результатов исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег.

10) Он то замирал, качаясь на пятках, то, припадая к земле, мчался наперерез автомобиля.

11) Благодаря наличия у предприятия автотранспорта для перевозки служащих специалисты всегда вовремя оказываются на объектах.

12) Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел.

Упражнение № 2

Ошибка: неправильное употребление имени числительного

1) Оплатив счёт, двое женщин вышли из кафе «Утро», сели в такси и поехали в театр, чтобы там встретиться с режиссёром.

2) На улицу высыпал весь класс и стал весело бегать, ощущая дуновение свободы, и только трое девочек тихонько стояли поодаль.

3) Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях.

4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

5) На обоих сторонах листа ,лежавшего на столе, был напечатан текст.

6) Объём рекомендуемой жидкости — не менее полтора литра.

7) Двое тигров охотились на антилоп.

8) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

9) В митинге приняли участие около полтораста жителей.

10) По обоим сторонам дороги росли липы.

11) Обое ребята были чем-то озабочены.

12) Во дворе установили три качели.

13) Поздравить с Восьмым мартом девочек – главная задача мальчиков.

Упражнение № 3

Ошибка: нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Часы приостанавливаются на несколько секунд и вдруг снова затикают.

2) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

3) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

4) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

5) Папа читает газету и выпил кружку кофе.

6) Я работаю с невнимательностью, но всё равно в результате сделал много ошибок.

7) Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
8) Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
9) Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.

10) Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.

11) Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.

12) Джек Лондон подвергает Мартина Идена самым сложным испытаниям, и этим он раскрыл истинную сущность своего героя.

Упражнение № 4

Ошибка: нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом.

2) Весь день пони катало в зоопарке малышей.

3) МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика

М. В. Ломоносова.

4) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения

5) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.

6) Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают цитаты из него.

7) Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

8) В лесу растут много деревьев.

9) Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10) Обычно молодежь является носителями передовых идей.

11) Операторами инфраструктуры сети железных дорог России являются ОАО РЖД.

12) Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость.

13) Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма.

Упражнение № 5

Ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Сёстры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи.

2) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

3) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

4) Складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

5) В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

6) Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов.

7) Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.

8) Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый.

9) Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.

10) Мама не только приготовила обед, но и ужин.

11) Кирпичные дома как строятся на равнине, так и высоко в горах.

12) Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Упражнение № 6

Ошибка: нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) В основе произведения «Повести о настоя-щем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

2) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном».

3) Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья.

4) По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились.

5) В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц.

6) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную.

7) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

8) Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

9) Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».

10) Ребята договорились, что после занятий они встретятся в кинотеатре «Зрителе» и смогут наконец познакомиться не только с труппой, но и с режиссёром.

11) В основе сюжета романа «Отцов и детей» — конфликт между старшим и младшим поколением.

12) В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на этот роман.

Упражнение № 7

Ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

2) Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.

3) Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

4) Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвой­ных пород.

5) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста

6) Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

7) Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

8) Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
9) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
10) Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

11) Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на все вопросы

12) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем

Упражнение № 8

Ошибка: неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.

2) Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

3) Вышев на сцену, певцы поклонились.

4) Рисуя, мои мысли всегда текли спокойно.

5) На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.

6) Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества..

7) Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться.

8) Приступая к сочинению, надо составить план работы.

9) Наклеивая обои, стена оказалась неровной.

10)  Перелезая через забор, высота его меня поразила.

11) Подарив маме цветы, я поздравлю ее с праздником.

12) Катя выберет новое платье, увидев все варианты в магазине.

Упражнение № 9

Ошибка в построении сложного предложения

1) Когда я закончил читать эту книгу. Я понял глубокий замысел автора.

2) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве.

3) Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

4) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

5) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

6) Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

7) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.

8) Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.

9) Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. 10) Человеку показалось то, что это сон.

11) Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал.

12) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.

13) Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.

14) Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

Упражнение № 10

Ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».

2) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

3) Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.

4) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.

5) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас.

6)  Мой котик говорит, что я обращаюсь ко всем хозяевам, кому не безразлична судьба питомцев.  

7) Полосатая кошка сказала, что девяти моих жизней не хватит, чтобы отблагодарить хозяюшку за любовь!

8) Отец сказал, что я вернусь поздно.

9) Дети закричали, что «мы не виноваты».

10) Преподаватель спросил студентов, что вы успели выполнить.

11) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».

12) В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Упражнение № 11

Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

1) В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.

2) Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.

3) В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.

  1. Через дня четыре он добрался до своей деревни.

5)  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 12

   Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

1) Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.

  1. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.

3) Через подобные ситуации порой гибнут люди.

4) Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.

5) Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 13

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

1) Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.

  1. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.

3) Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.

4) Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.

5) Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 14

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Практическое
занятие по дисциплине «Русский язык»

Тема:
Анализ ошибок и недочетов в построении сложного предложения.

Цель занятия: способствовать развитию умения анализировать  ошибоки и недочеты в
построении сложных предложений; развивать речемыслительную деятельность
обучающихся,
навыки правильной постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях
посредством выполнения тренировочных упражнений; формировать устойчивую мотивацию
к изучению русского языка, к достижению пунктуационной грамотности —  как
важного качества будущего специалиста.

Результаты:

Л(1,3,6)

М(1,2,4,5,6)

П(1,2,3,4)

Норма времени: 90
минут.

Оснащение рабочего
места
:
инструкционная карта.

Контрольные
вопросы при допуске
:

1.Назовите
отличительные черты простого предложения от сложного.

2.Какие
виды союзных сложных предложений вы знаете?

3.Чем
отличается сложносочиненное от сложноподчиненного предложения?

4.
Назовите основные ошибки в построении сложных предложений.

Теоретическая информация

Среди ошибок
и недочётов
, связанных с употреблением
сложных предложений
наиболее распространёнными
являются следующие:

 — 
неправильное построение самой конструкции предложения;

— 
использование излишне громоздких конструкций.

1. Одним
из самых распространенных недочётов является загромождение сложного
предложения придаточными предложениями.

Ср.: Заявление
представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые
отношения, которые в последние годы неуклонно развивались и проявляют тенденцию
к дальнейшему росту, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему
заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового
стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки, а это не может
не отразиться на действиях нашего государства, которое продолжает рассчитывать
на успех переговоров, хотя понимает, что достичь прогресса в таких переговорах
будет нелегко, но мы привыкли преодолевать трудности.

►Неуместно
также нанизывание однотипных синтаксических конструкций сложносочинённого или
сложноподчинённого предложения.

Ср.: Кай
старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал
головой, а Герда только глядела вслед другу.

2. В
ряде случаев одна и та же ситуация может быть выражена с помощью как
сложносочинённых, так и сложноподчинённых предложений.

Ср.: Он
вошёл, 
и мы
встали; 
Когда он
вошёл, мы встали.

►В то
же время в речи часто наблюдаются случаи «сбоя структуры»: предложение, начатое
как сложноподчинённое, заканчивается как сложносочинённое, и наоборот. Это
недопустимо!

Ср.: Когда Мурке
надоедало возиться с котятами, 
и она
уходила куда-нибудь поспать.

3. К
грамматическим ошибкам относится также использование разнотипных частей
сложного предложения.

Например: Представитель
нашей делегации выдвинул два положения: 1) без России Совет Европы не может
полноценно функционировать; 2) необходимость стабилизации положения на Кавказе.
 В
данном бессоюзном предложении при пояснении в первом случае используется
двусоставное предложение (Совет не может функционировать, во втором –
назывное предложение с одним главным членом – подлежащим необходимость (эта
часть может быть охарактеризована и в качестве словосочетания, а не
предложения).

4. Речевым
недочётом при построении сложного предложения является так называемое смещение
конструкции.

Например: Последнее,
о чём я скажу, это о перерасходе средств.
 В данном случае в главном
предложении (Последнее… это о перерасходе средств) произошло смещение
конструкции под влиянием придаточного предложения (о чём я скажу).
Грамматически более корректной была бы конструкция: Последнее, о чём я
скажу, это перерасход средств
.

5. Очень
распространены в речи ошибки и недочёты, связанные с неправильным
употреблением союзов и союзных слов:

а) использование
одновременно нескольких союзов, союзных слов, лишней частицы 
бы при
союзе 
чтобы.

Например:

1. Мать
заболела, 
но тем не менее, однако, она
не осталась дома.
 Корректная конструкция: Мать
заболела, 
но тем не менеене
осталась дома.

2. Он
подумал, 
что кончена ли жизнь
в тридцать лет.
 Корректная конструкция: Он
подумал, кончена 
ли жизнь
в тридцать лет.

3. Надо, чтобы он
зашёл 
бы ко
мне.
 Корректная конструкция: Надо, чтобы он зашёл ко мне;

б) неуместная
вставка или, напротив, неправомерное опущение указательных слов: 
тот,
то, такой
 и др.

Например:

1. Ваша
ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои стих
 –
опущено указательное слово. Корректная конструкция: заключается в 
том,
что…

2. Необходимо то,
чтобы ты зашёл ко мне
 – указательное
слово то ошибочно употребляется при наречии, не требующем
такого распространения;

в) неуместное
использование одного союза или союзного слова вместо другого:

например:

Нельзя
мириться 
с таким положением, когда работы
выполняются наспех
 – следовало бы: Нельзя
мириться 
с тем, чтоработы
выполняются наспех
;

г) неуместное
использование одновременно союза и союзного слова при однородном подчинении:

например:

Писатель
понял, 
что Булька
бежал за ним 20 вёрст и 
какой преданный
друг у него есть
 – следовало бы: Писатель
понял, 
чтоБулька,
бежавший за ним 20 вёрст, – преданный друг; Писатель понял, что Булька бежал за
ним 20 вёрст и что пёс – преданный друг.

6. В
некоторых типах сложноподчинённых предложений могут использоваться инфинитивные
предложения (сказуемое выражено в них независимым инфинитивом). Это возможно
только в том случае, если в главном и в придаточном предложениях говорится об
одном и том же действующем лице:

Чтобы
не опоздать на поезд, мне пришлось взять такси.

►Нельзя
использовать инфинитивные конструкции в тех случаях, когда в главном и в
придаточном предложениях действуют разные субъекты.

Например: Чтобы
написать сочинение, учительница рассказала нам о плане
. В данном случае
сочинение будут писать школьники, а о плане им рассказала учительница! Поэтому
грамматически корректной будет конструкция: Чтобы мы смогли написать
сочинение, учительница рассказала нам о плане
.

►Не
рекомендуется также использовать целевые придаточные с союзом 
чтобы (особенно
в позиции – после главного предложения!) в том случае, если главное предложение
выражает не активное действие, а пассивное состояние, отношение и т.п.:

Лампочки
на катке 
горят ровно,
чтобы освещать каток.

7. Невыраженность
существенного звена мысли, связанного с восприятием какого-либо явления или его
оценкой, часто приводит к речевым недочётам, которые выглядят как логические
ошибки:

В
библиотеке холодно, потому что на стул надета шаль.

8. При использовании определительных придаточных
предложений типичными являются следующие ошибки и недочеты:

а) придаточные предложения отрываются от
определяемого слова:

Холодный дождик смочил поля, в котором так
нуждались посевы
;

б) союзные слова ошибочно согласуются не с тем
существительным, которое является определяемым:

Кролик – зверь, который живёт в лесу;

в) союзное слово который неправомерно
переносится в середину придаточного предложения:

Гоги – это грузинский мальчик, в детстве
который был взят в плен русским спецназом
;

г) неправомерно опускается определяемое слово
в главном предложении.

например:

 
Командир пригласил, кто спас девочку.
 
пояснение:
В данном случае придаточное предложение должно
соотноситься либо с существительным, либо с местоимением:
 
Командир пригласил человека, который спас
девочку;
 
Командир пригласил того, кто спас девочку

Ход
занятия

Задание 1. Произведите правку текста, устранив имеющиеся
грамматические ошибки и речевые недочеты (выделены курсивом).

1. Представив такие сюжеты описания, появляется какое-то вдохновение и,
естественно, хочется увидеть такое же чудо, этот прекрасный мир,
описываемый в данном тексте.

2. Созерцая родную природу, память его запечатлела множество
удивительного и прекрасного.

3. Одной из главных проблем, поставленной
автором, 
является то, что для писателя очень важно мнение читателя о написанном
произведении или простом стихотворении.

4. С автором я согласен, ведь стихотворение должно
быть написано 
на чувствах поэта.

5. Бывает, что и не поняв смысл стихотворения, на нас находят различные
эмоции, 
мы все равно улавливаем настроение, 
характерное данной поэзии.

6. Все мелочи мастерства поэта, все тонкости, они у
всех поэтов разные, у каждого поэта свой взгляд на мир, 
свои мысли, свой жанр в
поэзии.

7. Копирование людей заложено в нас еще
с самого детства. В детстве мы хотим быть такими же, как наши
родители или старшие товарищи. Со временем как мы взрослеем, хотим
походить на идеалов и копируем за ними жесты,
разговоры.

8. Учитель не только делится со своими знаниями, но и с
жизненным опытом.

9. Авторская позиция всем ясна и понятна. Когда страну покидают те, на
кого была возложена большая надежда на то, что они выведут страну на новый
уровень, 
сделаввеличайшие открытия и изобретения в своей сфере
деятельности, 
то всегда становится грустно на душе и обидно за
соотечественников.

10. Все ученые, великие писатели, художники, никто из
них не был признан 
в момент их жизни, зато сейчас мы
пользуемся их открытиями, любуемся картинами, читаем книги.

Задание 2. Установите, есть ли в приведенных фрагментах ошибка
«нарушение границ предложения». Внесите необходимые исправления.

1. Конечно, рецепта от бездуховности нет, но мы
должны понять ее истоки, объяснить людям, с чем они имеют дело. И попытаться
сделать так, чтобы наши близкие, друзья, родные, да и просто незнакомые люди
всегда были окружены вниманием и заботой.

2. Автор рассказывает нам о драматическом эпизоде
из жизни Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Триумф которого так и не
наступил. В.Лаптев хочет, чтобы читатель задумался о том, как живется гениям.

3. Автор хотел показать, насколько хуже становится
молодежь с каждым годом. Насколько часто происходят конфликты в семье.

4. Мы с вами в своей жизни встречаемся с разными
проблемами. Которые не в силах все решить.

5. Самым ярким примером из обыденной жизни может
служить обыкновенная семья, в которой есть дети. Ведь каждый родитель не раз
упрекнул за поведение, которое не соответствует его уже устоявшимся моральным
нормам, но у каждого поколения они свои, и именно это служит причиной
конфликтов между поколениями.

6. Позиция автора заключается в том, что человек,
не имевший учительского диплома, мог так заинтересовать детей своими
рассказами. Повидавшая на своем жизненном пути много интересного – заведующая
библиотекой.

7. Автор текста ищет в биографиях великих ученых
примеры «порядочности, великодушия, добра, чести, красоты души». Вот были же
времена, когда честь была выше всего. Когда важнее правое дело, чем своя
дальнейшая жизнь.

8. Нужно преодолевать и контролировать ревность, в
этом и заключается любовь, в преодолении различных трудностей, встречающихся у
нее на пути. И не боясь переступить через свою гордость, через свои амбиции
ради своего возлюбленного. И это не значит уничтожить свое «я», это значит
обрести те чувства, которые дарованы человеку.

9. В тексте А.Яблокова рассказывается о
недовольстве людей старшего поколения нынешней молодежью. Их легкомыслием и
несерьезностью. Говорится, что молодежь безнадежно испорчена пороками.

10. Судьбы многих гениальных людей были печальными.
За свое же творчество, за свои заслуги они пострадали. Они были непризнанными.

Задание 3. Установите, какие ошибки допущены в данных предложениях,
классифицируйте их. Предложите разные способы исправления.

1. Те, кто знали Левитана близко, говорили, что он
любил русскую природу фанатически, почти исступленно.

2. Художник заставляет нас остановиться около
старого могучего дуба, возле трогательной тонкой осинки с начинающими краснеть
листочками и обратить внимание, войти в пронизанную светом березовую рощу и в
темную зелень высоких сосен.

3. О Левитане говорили не только как о художнике
исключительного дарования, а как о человеке чуткой души, тонкого восприятия
жизни.

4. Будучи в Италии, Левитана радовало все:
итальянская весна, ее глубокое синее небо, изумрудная трава, цветущий миндаль.

5. Наиболее характерные для полотен художника
летние дни, горячее солнце, сочная зелень деревьев.

6. Картина «Явление Христа народу», поглотившая всю
творческую энергию А.Иванова, разочаровала его и не закончена.

7. В эскизах художник намечает композицию и колорит
картины: отбирает и располагает предметы и действующие лица, распределяет
краски, свет и тени.

8. В картине «Сватовство майора» Федотов показал
как нрав русского купечества, так и дворянства сороковых годов XIX века.

9. Как вы относитесь к оценке серовского портрета
«Иды Рубинштейн» Репина?

10. На всех своих картинах Репин размышляет об
основных проблемах своего времени.

Задание 4. Прочитайте фрагменты ученических работ, разберитесь в их
содержании. Предложите свои варианты правки.

1. Известно также много случаев про исполнителей
песен нашей эстрады, они пытаются исполнить те старые песни, которые еще
слушали наши деды, хотя ведь можно сочинить что-то более интересное со своими
возможностями.

2. Молодежь в наши дни, можно сказать, не
увлекается искусством. Большинство из них считают это глупым, немодным, пустой
тратой времени. Хотя, может быть, они просто не улавливают мысль поэта?

3. Я могу сказать про себя, что я любитель поэзии.
Я люблю читать стихи и даже иногда пишу их сама. И могу сказать, что и мне
попадались много стихотворений с непонятным смыслом на первый взгляд, но если
прочитать еще раз и призадуматься, начинаешь понимать смысл.

4. Я полностью поддерживаю точку зрения автора в
том, что не понятое однажды позже может оказаться золотым источником, и то, что
перечитывание стихотворения усиливает наше эмоциональное отношение к нему. И
только настоящие ценители искусства не дают «пропасть» настоящей поэзии. Но им
может стать даже самый простой человек, надо только стремиться к постижению все
новых и новых тайн.

5. На мой взгляд, в любой школе должно работать
достаточное количество учителей-мужчин, которые бы могли своей строгостью и
сдержанностью дополнять такие качества, как мягкость и безмерную любовь к
детям, присущие почти всем учителям-женщинам.

6. Книга – это наша жизнь и история. Главным ее
противником на сегодняшний день, по мнению автора, является компьютер и
Интернет.

7. Одной из проблем, поднятых автором данного
текста, является проблема духовности и бездуховности человека, т.е. влияние
этих качеств на самих людей. При отсутствии духовности можно еще сильнее
обидеть человека, лезя к нему со своими глупыми, бестактными вопросами. И,
наоборот, проявил духовность к другому человеку, войдя в его положение, став
как бы его частицей, можно помочь ему преодолеть трудности.

8. Проблема данного текста состоит в том, что нам
важно только то, что мы будем делать дальше, а не то, что случится с окружающим
миром. Я считаю, что написанный текст Трифоновым очень злободневен и от этого
страдает вся планета.

9. Главным воспоминанием из детства для
В.Амлинского стало времяпровождение в библиотеке. В то послевоенное время дети
очень любили читать, у них не было никаких телевизоров и компьютеров, как у
нынешних детей. С детства родители их приучали к книгам, а не как сейчас – садят
смотреть мультфильмы. Тогда дети собирались в библиотеке, слушали рассказы,
делились эмоциями, их выслушивали взрослые люди. Автор вспоминает заведующую
этой библиотеки, поистине душевного человека. Таких людей сейчас очень мало –
таких, которые помогут, выслушают, посоветуют. Еще к таким людям относятся
писатели, которые приходили к детям со своими историями, рассказами. В общем,
дети не сидели на месте, а проводили время с толком.

10. Автор пишет о людях, которые вели себя поистине
мужественно, честно, благородно. Эти люди не думают о своем благополучии. Они
выступают за правду, за справедливость. От этого им становится хорошо, спокойно
на душе. Все их поступки направлены на улучшение жизни других, на защиту их
прав и свобод. При этом они не задумываются о том, что тем самым могут
усложнить свою жизнь. Это их не пугает.

Задание 5.Выполните тестовое задание.Укажите предложение с
грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ответ дайте по
образцу: 1 – 3), 2 – 4)…

1.

 1) Мой соперник выиграл партию в шахматы благодаря
тонкого понимания сложной позиции.

2) Студенты проходили практику в одном из цехов
завода, недавно реконструированном.

3) В.Стасов, который был известен как музыкальный
критик, уделял в своей публицистике много внимания и изобразительному
искусству.

4) Одновременно с работой над «Явлением Христа
народу» Иванов создавал эскизы на библейские сюжеты и рисунки-акварели
«Сотворение мира».

2. 

1) По окончании переговоров между странами
установились дипломатические отношения.

2) Мы должны радоваться жизни и ценить, ведь она у
нас одна и пережить ее заново возможности уже не будет.

3) В.Г. Перов создал рисунок «Похороны Гоголя
героями его произведений», в котором на небольшом художественном пространстве
собрал в одну группу основных персонажей писателя.

4) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то
через день непременно.

3. 

1) Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»
была показана на всемирных выставках 1873 и 1878 годов и имела большой успех.

2) Воспитанники Академии художеств очень любили и
уважали своего учителя Павла Петровича Чистякова.

3) Идея всемирного братства людей, золотого века,
всеобщего счастья – самые дорогие мечты писателя с юношеских лет и до конца его
дней.

4) По прошествии многих лет с момента создания
произведения искусства могут оцениваться иначе.

4. 

1) Многочисленные факты, накопленные наукой,
подтвердили правильность гипотезы, выдвинутой молодым ученым.

2) Мужество и отчаяние, скорбь, тоску и одиночество
– все эти чувства выражают глаза матери в эскизе М.А. Врубеля.

3) Главные темы «Униженных и оскорбленных»,
«Записок из Мертвого дома», «Записок из подполья» – тема бунта и тема
героя-индивидуалиста – синтезировались потом в «Преступлении и наказании».

4) Открытие памятника Пушкина в Москве в июне 1880
года было незаурядное событие в истории русской культуры.

5. 

1) Мой подопечный был не столько расстроен, сколько
удивлен сложившейся ситуацией.

2) Картина В.Г. Перова «Проводы покойника»
проникнута чувством боли, сострадания, настроением безысходной тоски.

3) Те, кто не набрал нужного количества баллов,
будут вынуждены выполнить зачетную работу еще раз.

4) На мой взгляд, в любой школе должно работать
достаточное количество учителей-мужчин, которые бы могли своей строгостью и
сдержанностью дополнить такие качества, как мягкость и безмерную любовь к
детям, присущие почти всем учителям-женщинам.

6. 

1) Талант Паустовского фиксирует наше внимание на
прекрасном.

2) Тихон Кабанов, муж Катерины, был человек
безвольный, полностью подчинившимся матери.

3) В 1859 году «исповедь-роман» Достоевского
«Записки из Мертвого дома» еще не был начат.

4) Зарево распространилось не только над центром
города, но и далеко вокруг.

7. 

1) Все передовое, что было в русской литературе
60-х годов XIX века, сосредоточивалось в журнале «Современник».

2) Истоки «Преступления и наказания» восходят ко
времени каторги.

3) Взрослея, все лучше начинаешь понимать своего
учителя; так же, как и прежде, восхищаешься и стремишься быть похожим на него.

4) Нам порой кажется, что мы не только знаем все,
но нас ничем не удивишь.

8. 

1) Речь Достоевского сделала открытие памятника
Пушкину в Москве выдающимся, грандиозным событием как в истории русской, так и
мировой культуры.

2) В общество человек может принести с собой
атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу
радость, свет.

3) Для «Прогулки короля» А.Н. Бенуа выбирает
таинственное время года – осень – и самое таинственное время суток – вечер.

4) Вами своевременно оплачен проезд в маршрутном
такси?

9.

 1) Живая крыса, о которой рассказывает Ю.Трифонов,
должна быть разрезана, чтобы учиться анатомии, в так называемой «пригодинской»
школе.

2) Мама не то что сердилась, но все-таки была
недовольна.

3) Пришлось с трудом пробираться сквозь заросли,
постоянно заслонявшие нам дорогу.

4) Железнодорожный состав отправляется с третьего
пути согласно расписанию.

10. 

1) Никто больше не нарушал тишину протоков и рек,
не обрывал блесной холодные речные лилии и не восторгался вслух тем, чем лучше
всего восторгаться без слов.

2) Достоевский принадлежит к тем писателям,
биография которого тесно связана с творчеством.

3) Благодаря установившейся ясной погоде урожай был
собран вовремя.

4) Все, кто интересуется художественной жизнью
России конца XIX – начала XX века, слышали о творческом объединении молодых
художников, известном под названием «Мир искусства».

Ключ:

1 – 1); 2 – 2); 3 – 3); 4 – 4); 5 – 4); 6 – 2); 7 –
3); 8 – 1); 9 – 1); 10 – 2).

Задание
6.

Прочитайте. Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых
предложений. Спишите, исправляя данные предложения.

I.
1) Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне
товарищ. 2) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели
цветами. 3) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых
тонули луга и пашни. 4) В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась,
что переправа ещё не налажена. 5) На другой день Петя пошёл к своему товарищу Оболенскому,
которому было пятнадцать лет, который тоже поступил в полк. 6) Альпинисты
подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было
начаться восхождение на Эльбрус. 7) Туристы свернули в лес, который тянулся до
реки, по которой ходили теплоходы. 8) Посёлок, возле которого отряд
расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием
грибов. 9) Разведчики тихо подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой
и высокой травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.

II.
1) Главное, на что обращает внимание автор, — это на тщательный отбор языковых
средств. 2) Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои,
обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой. 3) Авторские ремарки
указывают на разные детали, например на стук топора, который доносится из-за
кулис. 4) Когда его спросили, почему он убил девушку, Ларра ответил, что зачем
я буду объяснять вам свои поступки. 5) Тренер сказал нам, чтобы мы передали
пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.

Задание 7. Охарактеризуйте ошибки в
сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.

1) В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в
Доме культуры состоялась конференция. 2) Докладчик заострил внимание на
вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях. 3) Выступающий, который
сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел
интересное сравнение. 4) Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете
не замечать того нового, что имеется в книге. 5) Основное, на что следует
обратить внимание, — это на нарушение дисциплины. 6. Кто нуждается в
дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 7) В сборник вошли
частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые
бытуют в Смоленской губернии.

Задание 8. Найдите ошибки и недочёты в
употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте
предложения.

1) Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что
вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть. 2)
Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной
войны», которая должна быть проглочена. 3) Кто написал отчёт о педагогической
практике, нужно сдать его руководителю. 4) На заводе есть 20 автоматов для
обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных
приспособлений. 5) М.Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении, что «и ненавидим
мы, и любим мы случайно». 6)  Подул сильный ветер, но тем не менее,
однако, дождь не прекратился. 7) В своей отповеди Онегин говорит Татьяне, что
«я вас люблю любовью брата». 8) Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли
быть две правды. 9) Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить
свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей. 10) Островский показал силу любви
Ларисы и что с ней стало из-за золота. 11) Искали его три дня, но всё напрасно,
но потом нашли в степи без чувства. 12) Как только Троекуров велел позвать
Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином. 13) Когда приходишь
на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно
и тепло. 14) Он подал прошение генералу, чтобы дать ему роту солдат для
освобождения Белогорской крепости. 15) Когда я заглянул в колодец, то он был
очень глубокий. 16) Собака гуляла с тётей Варей, на которую был надет
намордник. 17) К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в
котором принуждён бывать. 18) Пьеса «На дне» – это произведение, в которой
содержится обвинение капитализму. 19) Он видит парк из тонких чахлых деревьев,
в газете о котором писалось, что это великолепный сад. 20) Борис, дядя которого
решает послать в Сибирь, приходит проститься с Катериной. 21) Писатель понял,
что какой преданный друг у него есть. 22) Тарас сказал сыновьям, что завтра же
едем в Запорожье. 23) Гринёв любит Машу от чистого сердца, а Швабрин любит,
чтобы замучить. 24) На стене висит портрет, когда он был молодой. 25) Это
подтверждают слова Тихона, когда он видит труп Катерины. 26) Воробьёв, которые
осторожно подлетают, особенно удивляют часы, которые стоят на врытом в землю
столике. 27) Мцыри узнал о себе, что он не боится лишений, какой он смелый,
какой обладает несокрушимой волей. 28) Подбородок у меня закруглённый, после
которого идёт тонкая шея, которую каждый раз натирает белая рубашка.

Требования к
отчету:
задания
должны быть выполнены в тетради для практических работ.

Критерии оценки:

оценка «5» – верно
выполнено 7-8 заданий;

оценка «4» – верно
выполнено 5-6заданий;

оценка «3» – верно
выполнено 3-4 задания;

оценка «2» – верно
выполнено менее 3-х заданий.

Список литературы

1.Воителева Т.М. Русский
язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса
общеобразовательной школы. — М., 2014.

2.Воителева Т.М. Русский
язык: сб. упражнений: учеб, пособие сред.проф. образования. — М., 2014.

3.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский
язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы:  2 ч. — М.,
2014.

4. Интернет-ресурс: инфоурок.ру.

Результаты:

личностные

1.Воспитание
уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные
и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание
связи языка и истории, культуры русского и других народов;

2.Понимание
роли родного языка как основы успешной социализации личности;

3.Осознание
эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры;

4.Формирование
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5.Способность
к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;

6.Готовность
и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

7.Способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого
самосовершенствования;

метапредметные

1.Владение
всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием),
говорением, письмом;

2.Владение
языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства; использование
приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном
уровне;

3.Применение
навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

4.Овладение
нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и
межкультурного общения;

5.Готовность
и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

6.Умение
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и
коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и
организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметные

1.Сформированность
понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в
речевой практике;

2.Сформированность
умений создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

3.Владение
навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

4.Владение
умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;

5.Владение
умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;

6.Сформированность
представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7.Сформированность
умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества
писателя в процессе анализа текста;

8.Способность
выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое
отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;

9.Владение
навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой
специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;

10.Сформированность
представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Распределите предложения (ошибки могут быть не во всех)

А) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) Ошибка в построении предложения с однородными членами

В) Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Г) Нарушение в построении сложного предложения.

1. Когда солнце вспыхивает, роса начинала блестеть особенно ярко.

2. В газете «Труде» есть интересная статья, которую я советую внимательно прочитать.

3. Поэт выражает не только красоту природы, но и красоту женской души.

4. На картине «Ночи на Днепре» изображена знойная южная природа.

5. Его имя известно не только в России, а также за границей.

6. Он побывал в Италии, Франции и Кипре.

7. Слушатели передачи «Вечер» ожидали и надеялись на встречу с известным писателем.

8. Он отличается редкими качествами: доброта, отзывчивость, благородство.

9. Я всегда поражался, что насколько художник может передать оттенки моря.

10. Монтег возвращается домой и увидел, что Милдред, его жене, плохо.

11. Грибник увидел лося, стоящего на поляне и который мирно щипал траву.

12. Когда я вернулся домой, то сразу проверю почту.

13. Мы на уроках литературы изучали не только прозу Пушкина, которая сразу завораживает меткостью и образностью слова, но и Лермонтова.

14. На улицах, площадях слышались редкие выстрелы, так что джентльмены не только старались двигаться бесшумно, но и не выходить из тени.

Распределите предложения (ошибки могут быть не во всех)

А) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2,  4

Б) Ошибка в построении предложения с однородными членами

5, 6, 7, 8, 11, 13, 14

В) Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1, 10, 12

Г) Нарушение в построении сложного предложения.

9

Неправильное построение сложного предложения.

7 ТИПИЧНЫХ ОШИБОК.

Примеры.

Пояснения.

1.Я не понял, что доступным ли было моё изложение материала. Верно.

Я не понял, доступным ли было моё изложение материала.

Ошибка.

Если в придаточном есть частица ЛИ, то подчинительный союз НЕ используется.

2.Картины принадлежали перу молодых художников, на которых было изображено море. Верно.

 Картины (КАКИЕ?), на которых было изображено море, принадлежали перу молодых художников.

Ошибка.

Определительные придаточные всегда стоят после определяемого ими слова, а не после другого слова.

3.Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, что до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий. Верно.

Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий.

Ошибка.

Нельзя использовать сразу два подчинительных союза в придаточном предложении.

4.Учитель часто делает мне замечания, что я опаздываю на уроки. Верно.

Учитель часто делает мне замечания (ПОЧЕМУ?), потому что я опаздываю на уроки.

Ошибка

 Неверно подобран подчинительный союз.

Нужно задавать вопросы и определять, какой тип придаточного, затем подбирать правильный союз.

5.Он попросил секретаря , чтобы ему напомнили бы о времени встречи. Верно.

Он попросил секретаря, чтобы ему напомнили о времени встречи.

Ошибка.

 Нельзя при глаголе использовать частицу БЫ, если уже есть союз ЧТОБЫ.

6.Всё указывало, что погода скоро резко изменится. Верно.

Всё указывало на ТО, что погода скоро резко изменится.

Ошибка.

Отсутствие указательного местоимения ТО.

7.Он говорил ТО, что это невозможно. Верно.

1.Он говорил О ТОМ, что это  невозможно.

2.Он говорил, что это  невозможно.

Ошибка: неправильное использование указательного местоимения ТО.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

  Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Тема урока: «Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений»

Тема урока: "Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений"

Тема урока: «Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений».

Здравствуйте, ребята
Мы выучили, как можно различить виды сложноподчиненных обстоятельственных предложений. Сегодня вам предстоит научиться определять и исправлять ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
Данный урок практической направленности, поэтому сначала ознакомьтесь с типичными грамматическими ошибками в построении сложноподчиненных предложений и путями их устранения, а затем выполните упражнения .

Типичные грамматические ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Типичные грамматические ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Типичные грамматические ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.

НЕПРАВИЛЬНО:
Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.
ПРАВИЛЬНО:
Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.

НЕПРАВИЛЬНО: Когд а гроза уже закончилась, но кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома

НЕПРАВИЛЬНО: Когд а гроза уже закончилась, но кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома

НЕПРАВИЛЬНО:
Когда гроза уже закончилась, но кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома. 

ПРАВИЛЬНО:
Когда гроза уже закончилась, кое-где ещё слышны были отдельные раскаты грома. 

2. Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении

НЕПРАВИЛЬНО: Ася знала то , что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное

НЕПРАВИЛЬНО: Ася знала то , что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное

НЕПРАВИЛЬНО:
Ася знала то, что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное. 


ПРАВИЛЬНО:
Ася знала , что в её поступках есть не только дурное, но и прекрасное. 

3.Употребление лишнего указательного слова в главном предложении

НЕПРАВИЛЬНО: Дети благодарны родителям, что они дали им жизнь

НЕПРАВИЛЬНО: Дети благодарны родителям, что они дали им жизнь

НЕПРАВИЛЬНО:
Дети благодарны родителям, что они дали им жизнь.

ПРАВИЛЬНО:
Дети благодарны родителям за то, что они дали им жизнь.

4. Отсутствие в главном предложении указательного слова;

НЕПРАВИЛЬНО: Снегирёв не приехал на занятие, потому автобус из-за грозы не вышел на рейс

НЕПРАВИЛЬНО: Снегирёв не приехал на занятие, потому автобус из-за грозы не вышел на рейс

НЕПРАВИЛЬНО:
Снегирёв не приехал на занятие, потому автобус из-за грозы не вышел на рейс. 

ПРАВИЛЬНО:
Снегирёв не приехал на занятие, потому что автобус из-за грозы не вышел на рейс. 

5.Пропуск части составного союза

НЕПРАВИЛЬНО: Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, которых ещё не разрушили ветры и волны бушующих приливов

НЕПРАВИЛЬНО: Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, которых ещё не разрушили ветры и волны бушующих приливов

НЕПРАВИЛЬНО:
Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, которых ещё не разрушили ветры и волны бушующих приливов.


ПРАВИЛЬНО:
Владлен увидел обрыв, который выделялся над скалами, ещё не разрушенных ветрами и волнами бушующих приливов.

6.Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология)

НЕПРАВИЛЬНО: (сов

НЕПРАВИЛЬНО: (сов

НЕПРАВИЛЬНО:
(сов. вид) (несов. вид)
Если пророк погиб, народы страдают.


ПРАВИЛЬНО:
(несов. вид) (несов. вид)
Если пророк погибает, народ страдает. 

7.Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях 

НЕПРАВИЛЬНО: Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись

НЕПРАВИЛЬНО: Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись

НЕПРАВИЛЬНО:
Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

ПРАВИЛЬНО:
Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.

8.Придаточное определительное со словом который стоит не на месте

НЕПРАВИЛЬНО: Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря занимавшей почти полпарка

НЕПРАВИЛЬНО: Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря занимавшей почти полпарка

НЕПРАВИЛЬНО:
Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря занимавшей почти полпарка.

НЕПРАВИЛЬНО:
Вечером мы были на туристкой базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка.

9. Неправильно совмещается придаточное предложение и причастный оборот

Упражнение 1. Используя средства связи, данные в скобках, составьте сложные предложения

Упражнение 1. Используя средства связи, данные в скобках, составьте сложные предложения

Упражнение 1. Используя средства связи, данные в скобках, составьте сложные предложения. Укажите количество грамматических основ в каждом. Укажите союзы и союзные слова.

1. Первой заботой двух уцелевших друзей было извлечь двух злополучных спутников из кустов, (в которых, где) они застряли; это был процесс, (что, который) доставил им несказанное удовольствие, особенно (когда, после чего) они убедились, (что, где) никто не получил никаких повреждений, не считая нескольких дыр на платье и лёгких царапин. (Ч. Диккенс)
2. Шляпа мистера Пиквика катилась и катилась, (будто, словно) проворный дельфин на волнах прибоя, и она укатилась бы далеко от него, (когда бы, если бы) по воле провидения как раз в тот момент, (в который, когда) этот джентльмен готов был бросить её на произвол судьбы, не появилось на её пути препятствие. (Ч. Диккенс).

Упражнение 2. Прочитайте. Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений

Упражнение 2. Прочитайте. Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений

Упражнение 2. Прочитайте. Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Перепишите, исправляя данные примеры.

1. Книга рассказывала нам интересную историю жизни, которую подарил мне товарищ. 2. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 3. Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена.5. Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Упражнения на мышцы шеи ошибки
  • Упражнения на лексические ошибки с ответами
  • Упражнения на исправление ошибок английский язык
  • Упражнения на грамматические ошибки 9 класс с ответами
  • Упражнения на времена найти ошибки