Упражнение работа над ошибками автор

  • Cайты учителей
  • Все блоги
  • Все файлы
  • Все тесты
  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 22.04.2023 10:27

Михайленко Мария Николаевна

учитель начальных классов

40 лет

рейтинг22 713
место761

Местоположение

Россия, Нижегородская область, город Саров

Барковская Н.Ф. Работа над ошибками по русскому языку.

22.07.2017 18:27

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое пособие с нормами оценки знаний.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

В пособии приведены орфограммы для прочного усвоения правил правописания, а также примеры на эти правила с последовательностью исполнения и количества повторений. Их основная цель — оказать помощь учащимся при проведении работы над ошибками, закрепить навыки грамотного письма, помочь запомнить правила.

Книга
Автор Барковская Н.Ф.
Школа
Класс 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс
Предмет
Предмет Русский язык
Маркет
Маркет Маркет

Написать отзыв

Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для просмотра

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Здравствуйте, уважаемые
коллеги!

Проанализировав ошибки,
обнаруженные при проверке задания С на ЕГЭ по
русскому языку, решила пойти дальше и показать их
своим ребятам. Уже не раз отмечала, что на первых
порах им легче исправлять чужие работы; вероятно,
отсутствует личное отношение к написанному
тексту. Вот что получилось.

Е.Ю.

Ищем и исправляем грамматические ошибки.
Система упражнений

Предлагаемая вашему вниманию система
упражнений появилась как результат наблюдений
над ошибками в работах выпускников, выполнявших
задание С на ЕГЭ по русскому языку в 2007 – 2008
годах. При проверке сочинений эксперты, как
правило, отмечают, что ребята делают большое
количество грамматических ошибок (при
допустимых двух). Это, конечно, всем известно и не
вызывает удивления: при насыщенности
современных программ теоретическим материалом
на уроках в средних классах, когда изучается
грамматика, трудно выделить достаточное
количество времени не только на развитие
практических умений и формирование навыков, но
даже и на выполнение специальных упражнений,
позволяющих научить применять полученные
знания. А это означает, что приходится обращать
внимание на грамматику, языковые нормы при
написании сочинений, при подготовке к выпускным
экзаменам, то есть уже в старшем звене. И тогда
жизненно необходимой оказывается система работы
по совершенствованию устной и письменной речи.

Сложность положения и учителя, и ребят состоит
еще и в том, что, к сожалению, разного рода
ошибками (в том числе и грамматическими) пестрят
тексты, появляющиеся перед глазами учеников,
выступления в СМИ. У нас с ребятами, например,
есть своеобразное соревнование: кто какие ошибки
обнаружит в объявлениях в городском транспорте?

Как сделать грамотнее устную и письменную речь
учеников, как уменьшить количество
грамматических ошибок? Добиться этого можно лишь
в том случае, если дети научатся видеть нарушения
языковых норм сначала в специально составленных
упражнениях (заметила, что ребятам легче
анализировать чужие тексты), затем станут
находить в собственных работах и будут знать
разные способы их устранения. То есть требуются
особые упражнения, материал которых был бы по
лексическому и грамматическому строю приближен
к тому, что выходит из-под пера самих учеников.
Очень полезными могут оказаться уже проверенные
и оцененные сочинения выпускников на ЕГЭ. Их
много, они различны по уровню, по исполнению,
невелики по объему, позволяют выявить типичность
и распространенность в регионе той или иной
ошибки, а потому содержат богатейший материал
для наблюдений и дальнейшей работы.

Новизна предлагаемой системы как раз и состоит
в том, что упражнения в большинстве своем
составлены из фрагментов сочинений самих
выпускников, ровесников наших учеников, то есть
носителей языка, близких им по уровню владения.
Наиболее распространенные грамматические
ошибки из задания части С ЕГЭ по русскому языку
были выявлены, сгруппированы и классифицированы,
подобраны наиболее яркие примеры, включены в
задания и предложены учащимся для работы с ними.
Считаю это полезным, так как ребята имеют дело с
теми ошибками, которые могут допустить (и
допускают) сами.

В настоящее время, как известно, нет единого
подхода к классификации грамматических ошибок и
речевых недочетов. Поэтому здесь требуется
оговорка. Поскольку грамматика – раздел
лингвистики, изучающий «строй языка», т.е.
систему «морфологических категорий и форм,
синтаксических категорий и конструкций,
способов словопроизводства» (Языкознание.
Большой энциклопедический словарь / Под ред.
В.Н. Ярцевой. 2-е изд. М.: Большая Российская
энциклопедия, 1998. С. 113), то, соответственно, к
грамматическим ошибкам мы будем относить такие,
которые связаны с нарушением структуры языковой
единицы: слова, словосочетания, предложения, – то
есть нарушение словообразовательных,
морфологических и синтаксических норм.

Сделаем поправку и на то, что точно
разграничить грамматические и речевые ошибки
эксперту сложно, потому что он не может
установить причину нарушения норм. Не зная детей,
писавших работу, в ряде случаев нельзя быть
полностью уверенным в том, чем вызвано появление
той или иной ошибки: особенностями речи данного
носителя или незнанием языковых норм.

Предлагаемая система упражнений создавалась с
учетом последовательности изучения и уровня
сложности основных единиц грамматики –
начинаем работать над образованием форм слов,
затем над составом словосочетаний и, наконец, над
построением предложений. Некоторая однотипность
заданий объясняется целями, стоящими перед
преподавателем: научить обнаруживать и
исправлять грамматические ошибки. Но в этом есть
и положительная сторона. Мы имеем возможность
одновременно готовиться к выполнению нескольких
тестовых заданий группы А (А4, А5, А6 в 2007–2008 гг.).

Работу с предлагаемыми упражнениями можно
выполнять различными способами: отводить
специальные занятия, вводить отдельные задания в
ходе уроков повторения и обобщения, предложить в
качестве самостоятельной работы.

Упражнение 1. Найдите и устраните ошибки в
образовании грамматических форм.

1. В данном тексте автор поднимает проблему
необходимости говорить людям слова, которые
помогут воспрять духом, понять, что ты не один и
кому-то нужен.

2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать
с помощью компьютера.

3. Именно при чтении настоящей поэзии мы
начинаем чувствовать глуботу слов,
употребляемых в произведении.

4. Автор пытается подробно разобрать проблему и
ставит вопрос о том, кто и зачем уезжает из
России. Он рассматривает двадцатый век, когда
были эмигрированы такие люди, как Ростропович,
Барышников, Бродский, и многие другие.

5. Человек не может жить без природы, без
взаимоотношения с ней.

6. Заведующая библиотекой имени Достоевского
испытывала глубокое любопытство к нескладистым
подросткам.

7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им
тяжело жить, считав себя ненужными.

8. Почему люди на праздники приносят букеты?
Зачем мы, гуляя, нарываем полевые цветы и ставим
их в вазу на подоконник?

9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему
невостребования великих людей в свое время.

10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и
глотая горькие слезы, Барклай-де-Толли верил в
правоту своего решения: именно эта вера дает
человеку силы идти до конца, даже если приходится
идти в одиночку.

11. Я согласна с автором, что истории Прометея и
Барклая-де-Толли являются яркими примерами
непонимания, а порой равнодушности и жестокости
людей.

12. Бесстрастное время всем воздаст по заслугам,
справедливый суд истории обязательно оправдает
тех, кто был несправедливо обвинен, оклевечен.

Упражнение 2. В каких предложениях имеются
ошибки в образовании грамматической формы? Ответ
дайте в виде цифрового ряда.

1. Чтобы сделать свою мысль выразительнее, автор
использует разные синтаксические и лексические
средства, эмоциональные окраски.

2. А если русские войска наступили бы на
французов и проиграли сражение Наполеону?

3. Своим рассказом автор хотел показать нам, как
всего один случай изменил судьбу человека.

4. Как жесток мир с людьми, которые его
усовершенствывают!

5. Особенно много полководцев попало под
расстрел во время правления Иосифа Сталина. Об
этом свидетельствуют документы тех годов.

6. В данном тексте автор рассказывает о судьбе
командира русской армии Михаиле Богдановиче
Барклае-де-Толли, который, знав, что у французской
армии несокрушимая мощь, отступил, решил
наступать потом, когда русская армия накопит сил.

7. В.Амлинский с теплотой вспоминает о своем
послевоенном детстве, о людях, оставивших след в
его жизни.

8. Евгению приходилось воровать и выпрашивать
милостыни у прохожих, чтобы жить самому и кормить
маленьких сестер.

9. Автор привел в пример войну с Наполеоном, в
частности, историю военноначальника
Барклая-де-Толли.

10. Книги рассказывают нам о различных жизненных
ситуациях, учат нас разрешать любые проблемы.

11. Еще один яркий пример – Сталин. Все его знают
как тирана, репрессиониста.

12. Задача библиотекаря состоит в том, чтобы
показать значимость книги в жизни людей.

13. К сожалению, в нашем мире существует много
людей, оставшихся без внимания близких.

14. А родители даже не знали, чем занимаются
ихние дети каждый день.

15. Есть люди, способные к укреплению, к
восстановлению духовных ценностей в самом
человеке, приукрашая этим внешний и внутренний
мир личности.

Ошибки допущены в предложениях:______ .

Ключ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 14, 15.

* Предложите способы устранения имеющихся
грамматических ошибок.

Упражнение 3. Найдите и устраните ошибку в
построении словосочетаний.

1) Тревожиться за исход сражения; 2) уверенность
в победу российских футболистов; 3) обижена на
оказанный прием; 4) уделяем внимание на учебу; 5)
обрадоваться приездом друга; 6) рецензия
дипломной работы; 7) отзыв на статью;
8)  препятствовать продвижение по службе; 9)
отличать буквы и звуки; 10) рассержен на опоздание;
11) оплатить за проезд; 12) правый тапочек; 13)
встретить по окончанию лекции; 14) скучаю по вам; 15)
не имеете право; 16) заверил о готовности
участвовать; 17) занят на вечернем представлении;
18) повесить новую тюль; 19) принять меры о
распространении гриппа; 20) свойственный для
исследователя.

Упражнение 4. Определите, в каких
словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости
слов. Ответ дайте в цифровой форме.

1) Отзыв на дипломную работу;

2) уделять внимание на воспитание сына;

3) уверенность в победе;

4) управляющий компании;

5) более высший уровень образования;

6) оплатить проезд;

7) подвести итог сказанного;

8) различать добро и зло;

9) заведующий кафедры;

10) выяснить о причинах опоздания;

11) указать разницу звуков и букв;

12) доставить удовольствие;

13) провести аналогию статей Белинского и
Добролюбова;

14) извиниться за причиненное неудобство;

15) указать о дате проведения конференции;

16) причинить вред;

17) заслужить уважение окружающих;

18) удостоен званием «Герой России»;

19) установить время написания контрольной
работы;

20) понимать о необходимости преобразований;

21) достоин награды;

22) проявлять заботу к домашним питомцам;

23) отправиться на поиски вопреки
предостережениям;

24) понимать необходимость встречи;

25) уделять внимание на внешность;

26) заплатить за билеты;

27) удостоен доверием.

Ответ:__________________________________ .

* Запишите обнаруженные вами неверные
словосочетания, устранив грамматические ошибки.


Ключ: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 18, 20, 22, 25, 27.

(Продолжение следует)

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Маша Рупасова
Работа над ошибками, или Давайте ошибаться правильно!

Иллюстрации Марии Колкер

Главный редактор «Альпина. Дети» Л. Богомаз

Руководитель проекта Л. Богомаз

Корректор З. Скобелкина

Компьютерная верстка О. Макаренко

Дизайн обложки Д. Труш

© Рупасова М., 2022

© ООО «Альпина Паблишер», 2022

Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

* * *

Первая глава

Роман Романович, учитель 303 Z, с грохотом вошёл в класс. В Лицее придерживались старых правил. Считалось, что учитель должен заходить в кабинет ногами, а не влетать, кувыркаясь в невесомости как неваляшка.

Поэтому учителя носили специальную намагниченную обувь, которая удерживала их в вертикальном положении (головой вверх).

– Всем привет! – сказал Роман Романович, снимая тяжёлые ботинки и немедленно взлетая в воздух.

Сегодня учитель был в ярких арбузных носочках. Честно сказать, 303 Z очень удивлялся тому, что носки Романа Романовича никогда не повторялись. И это в космосе! Он что, взял с собой три чемодана носков?

– Тема сегодняшнего урока – работа над ошибками! – объявил Ром-Ром (между собой дети звали его именно так, ну, для краткости, – но это секрет).

– А над какими ошибками? – поднял руку Марк.

– Над будущими! И над прошлыми! – ответил учитель. – Да над всеми сразу.

Ученики 303 Z класса начали переглядываться. Они привыкли к тому, что учитель вечно что-нибудь придумывает.

– Но как можно работать над ошибками, которых ты ещё не совершил? – растерянно спросил Аюр.

– Очень легко: мы будем учиться ошибаться! О! – Учитель довольно потёр руки. – Мы с вами научимся делать идеальные ошибки!

– А зачем нам эти идеальные ошибки? – засмеялись ребята. – Лучше научите нас не ошибаться! Никогда! И ни в чём! Вот это круто будет!

– Ну здравствуйте! – улыбнулся Ром-Ром. – Как же я могу научить вас тому, чего сам не знаю?

– А вы что, тоже ошибаетесь?

– Ошибаются все, друзья мои, и я в том числе! А уж люди, которые чему-то учатся, ошибаются постоянно.

– Точно! – зашумел 303 Z. – Это правда! Вот мы то и дело ошибаемся!

Ром-Ром поднял вверх палец:

– Более того, если вы перестали делать ошибки – значит, вам пора двигаться дальше. Пора узнавать что-то новое, пора ошибаться!

– Понятно, – развеселились дети. – Ну, тогда давайте ошибаться! Вернее, давайте ошибаться правильно!

– Ася, Аюр, – сказал Роман Романович и протянул ребятам пачку бумаги, – раздайте всем чистые листочки, пожалуйста.

Пока Ася и Аюр плавали по классу, учитель написал на доске следующее:

Вторая глава

«Моя ошибка. Парадный портрет», – и обернулся к классу:

– Догадались, что будем делать? Нет? Вот смотрите: ещё на Земле я решил выбросить мусор по дороге на работу. К тому моменту, как я спустился на первый этаж, я уже напрочь забыл о том, что у меня в руках мусорный мешок. Я сел в автобус и поехал в школу…

– С мусором? – восхитился Карен.

– С мусором! Я вспомнил о нём только в учительской. Когда наш завуч с подозрением принюхался к моему пакету.

– Ну вы даёте!

– Даю, – скромно согласился Ром-Ром и нарисовал на доске мусорный мешок и смайлик, разводящий руками: – Это портрет моей ошибки. Она безмозглая, но не смертельная. А вот вам другой случай.

– А есть ещё что-нибудь про мусор? – попросила Лиза.

– О да! Один раз я собирался ехать в Лицей на машине. А перед работой решил выбросить мусор…

– И? – Класс затаил дыхание. – Выбросили?

– Выбросил, – кивнул Ром-Ром. – Правда, вместе с ключами от машины. Которые улетели на самое дно здоровенного мусорного контейнера.

– Ох! И как же вы? Полезли за ключами в помойку?

– Так я не мог лезть в контейнер. Я бы испачкался, а у меня целый школьный день впереди. В тот момент моя реакция была вот такой. – Учитель нарисовал ключи и злющий смайлик с паром из ушей. – К счастью, мимо шёл наш прекрасный дворник. Он-то меня и выручил, – улыбнулся Роман Романович.

– То есть мы будем рисовать что-то вроде эмодзи, да?

– Да! Я прошу каждого из вас вспомнить свои последние ошибки – и нарисовать то, как вы себя чувствовали.

Ученики 303 Z приступили к работе.

Третья глава

Через несколько минут рисунки были готовы.

– Как настроение? – спросил Ром-Ром.

– Немножко испортилось, – ответила Лиза, решительная девочка с двумя косичками.

Многие дети подтвердили, что вспоминать ошибки оказалось не очень-то приятно.

– Хорошо, что вы это заметили, – похвалил ребят Ром-Ром. – Вы только подумали об ошибках и уже встревожились?

– Ага, – согласились дети.

А светловолосая Ася поправила очки и сказала:

– А я прям совсем разнервничалась!

– Тогда давайте немного успокоимся, хорошо?

– Давайте, – жалобно ответила Ася.

– Поехали! – скомандовал мягко Ром-Ром. – Закрываем глаза, делаем три вдоха и три длинных-длинных выдоха! Вдох – через нос! И длинный – раз-два-три – вы-ыдох! Ещё раз!

Медленное глубокое дыхание здорово успокаивает даже в космосе, поэтому через минуту дети опять повеселели.

– Видите, даже мысли об ошибках заставляют вас переживать и нервничать, – сказал Роман Романович. – Значит, не зря мы решили исследовать эту тему, а?

– Наверное, не зря! – кивнула сероглазая Анюта. – А можно я покажу свой рисунок?

Она встала, чтобы рисунок было видно всем. Аня нарисовала электрическое пианино. А рядом – зеленоватый смайлик, зажмурившийся в полной панике.

– У меня скоро концерт, – объяснила Анюта. – Я много репетирую.

И я так боюсь ошибиться, что перед каждой репетицией мне становится плохо. Даже тошнит от страха!

– Бедная! – Лиза (она сидела рядом с Аней) погладила подругу по руке.

– Сочувствую тебе, – сказал Ром-Ром. – Кто ещё готов показать свой рисунок?

– Я! – Давид поднялся из-за парты. – Я на днях сам вызвался к доске и в итоге получил четвёрку. Сделал такую глупую ошибку. Я на себя ужасно разозлился!

И он показал рисунок с раздражённым смайликом в слезах. Рядом со смайликом стояла красная четвёрка.

– Понимаю, – кивнул Ром-Ром. – Ещё кто-то хочет поведать о своих ошибках?

В классе вырос лес рук.

Лиза рассказала, как ошиблась в шахматной игре. Она разозлилась так, что выбежала из класса. Девочка нарисовала два смайлика: один гневный, а второй – пунцовый от стыда.

– Мне было ужасно стыдно… – Лиза помедлила. – Потому что я сбросила со стола шахматную доску. Фигуры разлетелись во все стороны. Эх! – Она вздохнула.

– Да, так бывает, – подтвердил Ром-Ром. – В гневе мы перестаём себя контролировать. И можем натворить дел.

– Да уж! – сказал Карен. – Ой, а помните, как я злился в прошлом году? Когда допустил три ошибки в контрольной по математике.

Ещё бы! Этот случай запомнили все. Карен тогда разъярился и начал пинать стул. Да с такой силой, что чуть не сломал палец на ноге. Ему даже делали рентген!

До конца урока ребята вспоминали свои недавние ошибки и показывали рисунки: грустные, злобные, плачущие, смущённые и огорчённые смайлики. Но теперь дети не злились и не огорчались. А знаете почему?

Ребята смотрели друг на друга – и, главное, на себя! – новыми глазами. Ведь выяснилось, что ошибаются и переживают все, каждый из них. И даже учитель.

Четвёртая глава

– Что мы сегодня будем делать, как думаешь? – обратилась Анюта к Карену. – Продолжим разбирать ошибки?

– Надеюсь! – ответил Карен. – Потому что моя мама – страшный фанат Ром-Рома. Она узнала, что мы изучаем ошибки, и тоже теперь хочет правильно ошибаться.

– Круто! А я научила бабушку технике медленного выдоха, и бабуля говорит, ей это очень помогает!

– А я папе рассказал, как нужно дышать, – улыбнулся кудрявый Давид. – Он теперь на работе так успокаивается.

– Всем большой привет! – Учитель вошёл в класс. – Ну что, продолжаем работать над ошибками?

– Ну… – Аюр развёл руками. – Ошибка – это когда ты что-то сделал неправильно.

– Принимается, – кивнул Ром-Ром. – Ещё идеи?

– Ошибка, – сказала Лиза, – это когда у тебя что-то не получилось так, как надо.

– Но ты при этом старалась и делала? – зачем-то уточнил учитель.

– Ну да, конечно, делала! – Лиза засмеялась. – Если б я ничего не делала, я бы и не ошиблась!

– Хорошо! Ещё мысли? Ошибка – что это?

Давид поднял руку:

– А можно я на доске нарисую?

– Давай! – обрадовался Роман Романович. – Вперёд!

Давид взял маркер:

– У нас с вами есть цель – мы летим на Марс. Вот Земля. – Давид нарисовал голубую Землю. – А вот Марс. – Для Марса он выбрал красный маркер.

Ребята следили за Давидом с большим интересом.

– Если наш пилот введёт неправильные координаты, мы вместо Марса прилетим на Венеру! Если он опять запутается с координатами, мы попадём на Сатурн! – объяснил Давид, пририсовав Сатурн и Венеру. – Ошибка – это если цель не достигнута.

– Можно я скажу? – Карен в нетерпении поднял руку. – А когда твоя цель достигнута, то ты, как в игре, говоришь: миссия выполнена. Всё, я на Марсе!

Давид кивнул и жирной линией обозначил путь корабля от Земли до Марса.

Пятая глава

– У меня тоже есть пример! – воскликнул Марк. – И тоже ракетно-космический! Про Илона Маска!

Дети радостно зашумели. Илона Маска в 303 Z классе очень любили.

– А я знаю, что это будет за пример! – крикнула Ася, которая собиралась стать космонавтом. – Про Falcon?

– Ага, – кивнул Марк. – В начале XXI века Илон Маск разрабатывал многоразовые ракеты «Falcon 9», – начал он.

– Это ракеты, которые можно запустить в космос, а потом вернуть на Землю! Чтобы использовать их ещё раз, – добавила Ася. – Ой, прости, Марк! Продолжай!

– Илон Маск запустил 80 ракет. И 55 ракет приземлились ровно туда, куда Илон и планировал. На специальную платформу. В целости и сохранности!

Лиза подняла руку:

– Я знаю! Ты хочешь сказать, что даже Илон Маск ошибается?

– Да, Илон Маск ошибается, – подтвердил Марк. – Но вообще-то я хотел привести в пример вот эти пятнадцать неудачных приземлений. Это же ошибки, правильно?

– Да ещё какие, – согласилась Лиза. – Это тебе не тройка за изложение.

– Ну! Одна ракета стоит миллиарды!

Ром-Ром с удовольствием слушал дискуссию своих учеников.

– А хотите узнать, что сам Маск говорит о своих ошибках? – спросил он заговорщицки.

– Да, конечно!

Учитель включил интерактивную доску, открыл YouTube и быстро нашёл интервью Илона Маска.

– Как вы относитесь к своим провалам? – спрашивал Илона ведущий. – Вы боитесь ошибок?

– Конечно, боюсь! – отвечал изобретатель. – Но ошибки, провалы и неудачи – это естественная часть нашей жизни. Приступая к какому-то проекту, я знаю, что ошибки будут. Они неизбежны. И я знаю, как извлечь из ошибок пользу. А знаете, что самое главное? – Маск сделал паузу.

Ребята навострили уши.

– Самое главное – продолжать. Вы знали, что только 1 человек из 100 продолжает идти к своей цели после провала? – Маск помолчал. – Поэтому важно уметь не сдаваться.

На этом месте Роман Романович остановил видео и обвёл взглядом класс:

– Обсудим?

Шестая глава

Первым поднял руку Карен:

– Можно я скажу?

– Давай!

– Я согласен с тем, что из ошибок надо извлекать пользу. Только я не очень понимаю как.

– Принято, – кивнул учитель. – Ещё мысли?

– Мне, – сказала Ася, – понравились его слова о том, что ошибки – это часть жизни. Ещё бы из-за них не расстраиваться!

– О, это важное замечание! Ещё?

– А мне, – Давид, сидящий за первой партой, обернулся к классу, – почему-то стало легче, когда Маск сказал, что тоже боится ошибок. Представляете: у него одна ракета падает, следом другая – он боится, что и третья шмякнется, – и всё равно не сдаётся.

– Роман Романович! – сказала Анюта. – Илон Маск правильно ошибается, да?

– А вы как думаете?

– Судя по результатам – правильно! – крикнул Аюр. – Он же научился сажать свои ракеты на платформу.

– Значит, несколько предыдущих ракет разбились не зря! – поддержала его Ася. – Маск и его команда разобрались, почему так вышло, и всё исправили.

В классе опять завязалась дискуссия об ошибках.

В это время Ром-Ром чертил на доске какую-то схему. В середине круг, в котором написано слово «ошибка». А от него отходят линии, которые оканчиваются кружочками поменьше.

– А что это вы рисуете, Роман Романович? – спросила Лиза.

– Это же ментальная карта! – догадался Марк.

– Она самая, – ответил учитель и в самом верху доски написал: «Разбор ошибки по составу».

– А-а! Ясно!

– Давайте думать, из чего состоит ошибка?

Дети переглянулись.

– С чего начинается ошибка?

– С цели! – крикнул Марк. – Должна быть цель. Пятёрка по математике или полёт на Марс, например.

– Так, отлично! – От слова «ошибка» Ром-Ром протянул линию к слову «цель». – Дальше?

– Ну… – Дети задумались.

– Можно я? – Карен встал за партой. – Дальше мы пытаемся этой цели достичь. Но попытка оказывается неудачной. Ракета Маска падает в океан, а я получаю тройку за контрольную.

– Ага! – согласился учитель. – Значит, я могу написать слово «попытка»?

– Да!

– И можно знак минус рядом с ней поставить, – предложила Ася. – Потому что ошибка – это попытка, которая не привела нас к цели.

– Умничка! – восхитился Ром-Ром. – Замечательно сформулировала! Так, что ещё входит в состав ошибки? У кого какие идеи? Можете обсудить друг с другом – пожалуйста.

Класс взволнованно загудел: тема оказалась интересной! И раз уж ошибки неизбежны, то лучше ошибаться правильно.

Аюр нерешительно поднял руку:

– Надо понять, в чём была ошибка!

– Молодец! – от души похвалил его учитель. – Нужно разобраться, почему попытка прилететь на Марс оказалась неудачной.

Ром-Ром добавил в свою схему слово «анализ» и спросил:

– И что нам даст анализ ошибки?

– Ну… Мы поймём, как эту ошибку исправить?

– Да, Аюр, совершенно верно! – Роман Романович написал на доске «способы исправить ошибку». – Итак. Наша идеальная ошибка состоит из цели, неудачной попытки, анализа и поиска более удачного решения. Но есть ещё одна важная составляющая ошибки, о которой мы совсем забыли. Кто сообразит, что это?

Седьмая глава

– Не торопитесь, – сказал Ром-Ром. – Думайте сколько нужно.

Пару минут дети размышляли и негромко переговаривались.

– А можете немножко подсказать? – попросил учителя Карен.

– Могу! – улыбнулся учитель. – Вспомни, как ты получил тройку и чуть не сломал палец от…

– Злости! – радостно закричал Карен.

– А-а! – завопили все. – Эмоции! Чувства? То, как мы реагируем на свои ошибки?

– Совершенно верно! – подтвердил довольный Ром-Ром. – Наша реакция – это очень важный фактор. Помните, на первом уроке мы вспоминали свои эмоции, связанные с ошибками?

– Да! Помним.

– Я обычно плáчу!

– А я злюсь.

– А я просто ненавижу ошибаться, – сказал Давид. – Вернее, ненавидел. А теперь мне знаете чего хочется?

– Чего же тебе хочется, Давид? – спросил Ром-Ром.

– Мне теперь хочется поспокойнее к своим ошибкам относиться. Ну, раз уж они неизбежны. А то я вспомнил, как ещё в первом классе ошибся на турнире по карате. И мне было так стыдно, что я на карате ходить перестал. А у меня вообще-то хорошо получалось

– Можно я? – Ася подняла руку. – Роман Романович, я тоже не хо-чу так сильно переживать из-за ошибок. Потому что я вот делаю домашнюю работу, потом ошибаюсь где-нибудь – и всё.

– Что – всё? Можешь объяснить?

– Я начинаю думать, что я глупая, что у меня никогда ничего не получится… И так расстраиваюсь, что просто не могу делать домашку дальше. Иногда целый час сижу и расстраиваюсь.

– Ой, у меня то же самое! И у меня! – начали делиться ребята.

– Я правильно понимаю, – спросил учитель, – что сильная реакция на ошибки вам мешает?

– О! Ещё как мешает!

Марк поднял руку:

– Я хочу сказать. Вот мы с вами обсуждали, что ошибка – это неудачная попытка что-то сделать. И мы говорили, что ошибку надо проанализировать и исправить?

– Да! – подтвердил весь класс.

– А я, когда ошибаюсь, в такую ярость впадаю, что ничего анализировать не могу вообще.

– Замечательно! – восхитился Ром-Ром. – Это очень важное наблюдение, Марк! Когда эмоции захлёстывают тебя с головой, ты не можешь извлечь пользу из совершённой ошибки.

Карен рассмеялся. Дети удивлённо на него обернулись: ты, мол, чего.

– Да я представил, – сквозь смех объяснил Карен, – как у Маска упала ракета, а он начал стул пинать, как я. И вся его команда учёных и инженеров взбесилась – кто вещи швыряет, кто орёт, кто плачет, свернувшись калачиком в углу.

А Лиза добавила:

– Точно! И Маск как бросит макет ракеты в угол, как заорёт: «Да я вообще ухожу! Не хочу больше ничего запускать! Бессмысленная ракета, бессмысленный космос!!»

– И ему кричат: «Илон, давай разберёмся, почему ракета упала?» – подхватил Марк. – А Маск такой: «С меня хватит! Сами в свой космос летайте!»

303 Z развеселился, представив такую картину.

– Ну что же, – заключил Роман Романович, улыбаясь. – Задача ясна: будем изучать то, какие эмоции мы испытываем, когда ошибаемся. И будем искать способы в этих эмоциях не утонуть.

Восьмая глава

Как только начался следующий урок, руку поднял Аюр.

– Да? – сказал Роман Романович.

– У меня вопрос, – произнёс Аюр нерешительно. – Вот вчера многие ребята говорили о том, как они реагируют на ошибки.

– Верно, – ответил учитель. – Ты хочешь что-то к этому добавить?

– Да, – кивнул Аюр. – Я думал-думал и понял, что я не знаю, как я реагирую. Мне просто становится очень плохо. И очень противно внутри…

– И у меня то же самое! – закричала Ира. На прошлом уроке Ира молчала, и теперь стало понятно почему.

– И я не всегда понимаю, что я чувствую! И я! – раздались голоса ещё нескольких учеников.

– Фух, – выдохнул Аюр с облегчением. – А я-то думал, я один такой – в самом себе не разбираюсь.

– Что ты, – улыбнулся Ром-Ром. – Даже взрослые люди не всегда понимают, что они чувствуют. Их просто захлёстывает волной, и всё. Давайте-ка составим определитель наших эмоций! Для удобства.

Дети достали тетради и раскрыли их на чистой странице.

– Но начнём с дыхания, хорошо? Сделаем пять вдохов носом – и пять долгих-долгих выдохов. Закрываем глаза, вдох – и вы-ыдох.

После того, как ребята сделали упражнение Ром-Рома, учитель спросил:

– Как вы сейчас себя чувствуете? Аюр?

– Ну, нормально, спокойно, я бы сказал.

– Ира?

– Ой, я не могу понять, – ответила Ира.

– Ничего страшного! Давай так, ты напряжена или расслаблена?

– А! Поняла. Расслаблена! Мы же подышали, успокоились. Ну и я ничего не боюсь сейчас!

– Ну и хорошо, – улыбнулся Роман Романович. – Видишь, на самом деле ты разбираешься в себе достаточно хорошо.

Когда Ром-Ром спросил класс, кто ещё чувствует себя спокойно, руки подняли все.

– Прекрасно, – сказал учитель. – Давайте запомним, как мы ощущаем спокойствие, ладно? А теперь мы нарисуем вот что.

И Роман Романович начал рисовать цветок.

– А что это? – удивился Давид.

– Это определитель наших чувств и эмоций, – улыбнулся учитель. – Кто догадается, что мы напишем в середине? Подсказка: это некое существо, уникальное и неповторимое!

Дети задумались. Кто же это? Ром-Ром хитро посмотрел на ребят:

– Ещё одна подсказка! Вероятность появления именно этого существа составляла 1 к… – И написал на доске: «400 000 000 000 000 000».

– Как много нолей!

– Что же это за существо такое? – прошептала Анюта.

– Может, человек? – предположил несмело Марк.

– Конечно! – обрадовался Ром-Ром. – Каждому из нас достался редчайший шанс появиться на свет – один из четырёхсот квадриллионов!

– Ну и ну! – ахнул класс.

– Вот именно. Поэтому в серединке смело пишем: «я» – и своё имя.

– Я, Карен, – уникальное и неповторимое существо! – важно добавил Карен.

– А теперь мы вспомним основные эмоции, которые испытывает каждый человек. – Роман Романович повернулся к доске.

Девятая глава

– Чур, я называю первое чувство! – Учитель подписал один из лепестков. – Страх.

– Радость! – крикнул Давид.

– Спокойствие, – сказала Ира.

И пошло-поехало, Ром-Ром еле успевал записывать:

– Злость!

– Гнев!

– Зависть!

– Гордость!

– Удивление!

– Тревога!

– Восторг!

– Обида!

– Роман Романович, – сказал Марк, – у вас настоящий цветок получился. С разноцветными лепестками!

– Совершенно верно! – ответил Ром-Ром. – Вот смотрите: страх и все связанные с ним эмоции я сделал холодными.

– Ужас, испуг, вина, стыд, тревога, беспокойство, – прочитал Аюр вполголоса.

– А радость – а также счастье, восторг, предвкушение, удивление – тёплыми. Так вам будет проще ориентироваться в своих ощущениях. Чувствуете что-то хорошее, приятное – ищите это чувство среди тёплых оттенков.

– Но мы же ошибки изучаем! А ошибки – это всегда что-то неприятное! – заметила Ася.

– А неприятное будем искать во второй половине, там, где холодные тона, – улыбнулся Ром-Ром. – Хотите потренироваться?

– Давайте!

– Девочка потеряла в школе новый телефон. Что она чувствует?

– Страх. Она боится, что её отругают!

– Вину!

– Нашёл! – Учитель показал указкой на оба чувства. – Голубой сектор. Ещё?

– Девочка злится на себя. Злость!

– Где у нас злость?

– Вот она – розовая!

– Девочка приходит домой. Выясняется, что телефон всё это время лежал под диваном. Что чувствует девочка?

– Радость.

– Облегчение.

– Счастье.

– Девочка рассказывает маме о том, как сильно она испугалась из-за пропажи телефона. Мама её обнимает. Что чувствует девочка?

– Грусть. Потому что она переволновалась.

– И радость. Потому что мама её жалеет.

– И любовь! Потому что мама её утешает.

– Замечательно! Молодцы! Теперь вам будет проще определить, какие чувства вы испытываете, когда ошибаетесь.

Как работать над ошибками, Пособие для взрослых и детей 8-10 лет, Шклярова Т.В.

  Это пособие поможет родителям и учителям понять, насколько важно делать работу над ошибками и делать её правильно (а то действительно — только время зря терять!), а детей научит
— с первого класса анализировать свои ошибки и не допускать в дальнейшем аналогичных.

Как работать над ошибками, Пособие для взрослых и детей 8-10 лет, Шклярова Т.В.

Зачем нужно делать работу над ошибками.
— И зачем нужно делать работу над ошибками? Столько времени зря тратить!
— Для того, чтобы этих ошибок уже больше не делать!
— Мой же четвёрку получил! Какая работа над ошибками?!
— За что же Ваш сын получил четвёрку?
— Да не помню я! Пример вроде какой-то неправильно решил.
— А я помню. Он ошибся в примере на деление с остатком. Вы не боитесь, что завтра эта четвёрка превратится в тройку или даже двойку? Ведь если он не освоит эту тему, значит позже будут сложности с другими, более сложными примерами, например с делением в столбик.
— Ну прописали мы это слово 5 раз! А что ещё что-то нужно?
— Все слова нашего языка наизусть учить будем или разберёмся, в чём ошибка заключается?
Вы даже представить себе не можете, сколько раз за двадцать лет работы в начальной школе я участвовала в подобных диалогах!

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Как работать над ошибками, Пособие для взрослых и детей 8-10 лет, Шклярова Т.В. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 11.03.2016 15:33 UTC

Теги:

книги для детей :: Шклярова


Следующие учебники и книги:

  • Развиваем графические навыки малыша, Часть 1
  • Прописи, Зарядка для пальчиков
  • Прописи, Тренируем руку
  • Зимние загадки, Алексеев Е., 2010

Предыдущие статьи:

  • Новогодняя раскраска, Логические задания для детей 4-6 лет, Кац Е.М., 2014
  • Примеры и задачи от 0 до 20, Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет, Игнатьева Л.В.
  • Конспекты занятий в старшей группе детского сада, Познавательное развитие, Волчкова В.Н., Степанова Н.В., 2010
  • Весна, Произведения русских писателей о весне, 1-4 класс, Дмитренко С.Ф., 2011

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Упражнение найти ошибки в тексте на русском языке
  • Упражнение найти ошибки в тексте 4 класс
  • Упражнение найти ошибки в английском тексте
  • Упражнение найдите грамматические ошибки в тексте
  • Упражнение найди ошибку на английском с ответами