Упражнение найди ошибки в алфавите

Муниципальное
казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского
творчества» Муниципального района «Жиздринский район»

Калужской
области

Методическое
пособие для педагогов-психологов, классных руководителей, учителей, родителей.

 «Комплекс игр и упражнений для преодоления
трудностей в обучении математике, русского языка»

г.Жиздра, 2020.

Автор-составитель: Маргаритова Ирина Владимировна

педагог-психолог Муниципального казенного образовательного учреждения
«Дом детского творчества» Муниципального района «Жиздринский район Калужской
области.

Пособие  «Комплекс игр и упражнений для преодоления трудностей в
обучении математике, русского языка» Данное
методическое пособие рекомендуется педагогам-психологам, учителям, родителям для
выявления трудностей у обучающихся начальный классов и коррекции этих трудностей
через комплекс упражнений.

1

ВВЕДЕНИЕ

Успех в учении – это единственный
источник внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания
учиться.

В.А. Сухомлинский

Слабоуспевающие ученики — это вечная
проблема школы. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности
встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного
материала. В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что
количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет.

Уже с
первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом
усваивают программу по основным предметам.          

    
На первые же проявления школьных трудностей следует обратить внимание, потому
что с них начинается серьезное отставание ребенка в учебе, потеря к ней
интереса и веры в свои силы.

Математика, русский язык — весьма сложные
дисциплины, особенно для учеников начальной школы. Поэтому проблема
неуспеваемости по математике и русскому языку проявляется особенно остро. Эта
тема всегда будет актуальной в связи с многообразием причин, ее порождающих.
Все причины учителю знать невозможно, т.к. они очень индивидуальны. Но нужно их
по возможности выявлять и устранять всеми возможными способами. Без выявления
причин трудностей в обучении детей по русскому языку и математике в начальной
школе невозможна эффективная работа по их преодолению, и в конечном итоге,
повышению успеваемости учащихся. Причины

неуспеваемости
постоянно
меняются и пополняются. Поэтому необходимо все время находить все более
совершенные способы и приемы работы по их устранению
.
2

Комплекс игр и упражнений для преодаления трудностей
в обучении математике.

Проблемы по математике редко возникают внезапно,
сами по себе. Обычно уже на первых уроках видно, насколько ребенку удается
осваивать мир чисел и задач. Овладение вычислительными приемами, решение задач
и простейших уравнений, знакомство с геометрическими фигурами — каждое из этих математических
действий вызывает чуть большие или чуть меньшие сложности, но именно сложности.

Обычно проблемы возникают как общие трудности в овладении
математическим содержанием в целом. Со временем проблемы дифференцируются,
углубляются, становятся более специфичными, оказываясь напрямую связанными с
определенными математическими умениями и навыками. Таким образом, если на
первом этапе роль психологических причин является определяющей («плохо считает,
потому что у него низкая концентрация или недостаточный объем внимания» или «не
может решать задачи, так как не сформировано умение планировать свои
действия»), то в

3

дальнейшем вновь возникающие сложности зачастую оказываются

проблемами «вторичного круга». Они включают в себя целый
спектр как психологических, так и педагогических причин: пробелы в знаниях,
страх перед неудачей, непонимание сути математического правила и т. д. В этом
случае преодоление трудностей должно носить комплексный характер, предполагая
как психологическую, так и педагогическую помощь и поддержку.

С помощью психодиагностической таблицы вы сможете
точно определить причины неуспеваемости по математике.

Типичные трудности:

ü  Трудности в решении последовательности решения математических
задач или примеров

ü  Трудности при обобщении

ü  Трудности при решении математических задач

ü  Неумение решать задачи несколькими способами

ü  Трудности в понимании объяснения с первого раза

ü  Не справляется с заданиями для самостоятельной работы

ü  Плохо ориентируется в тетради (отступи слева,
напиши справа)

ü  Невнимателен и рассеян

ü  Замедленный темп мыслительной деятельности
(«тугодум»)

Почему возникают трудности:

Учитывая специфичность математического содержания,
совершенно естественно, что основные проблемы по этому предмету связаны с
формированием познавательного (когнитивного) компонента и его отдельных
составляющих.

Наиболее значимыми среди них являются:

1)недостатки в пространственных представлениях,
затрудняющие

4

формирование понятия числового ряда и его свойств;

2)недостаточное развитие понятийного мышления, создающее
трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, в
запоминании схемы рассуждения при решении типовых задач;

3)низкий уровень развития логических операций (сравнения,
обобщения и абстрагирования), слабость развития которых не позволяет ребенку
выделять существенные признаки изучаемых понятий, классифицировать их исистематизировать;

4)особенность мышления школьников — его конкретность, однолинейность,
иинертность. В этом случае ребенку трудно отвлечься от сюжетной стороны задачи,
сделать верные умозаключения, оперировать одновременно всеми нужными для решения
задачи данными, перейти от одного способа решения к другому, подобрать способ
решения при измененных условиях и т.

Упражнение 1. Графический диктант. Педагог сообщает, что сейчас будет диктант.
Педагог объясняет детям, что сейчас будет диктовать им направления движения
линий на бумаге ( точку с которой начинается диктант, педагог определяет
заранее).

 «Сидящий зайчик». Начальная точка – 2 клетки вниз,
3 клетки вправо. *1 клетка вправо, *3 клетки вниз, *2 клетки вправо, *2 клетки
вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *3 клетки вправо, *3 клетки вниз, *1
клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка
вправо, *2 клетки вниз, *2 клетки вправо, *1 клетка вниз, *6 клеток влево, *1
клетка вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *12 клеток
вверх.

«Парусник». Начальная точка – 2 клетки вниз, 9 клеток вправо. *1
клетка вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вниз, *2 клетки вправо, *1 клетки вниз,
*3 клетки влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1

5

клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка
влево, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *4 клетки вправо, *1
клетка вниз, *5 клеток влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вниз,
*1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *11 клеток вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка
вправо, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *4 клетки влево, *10
клеток вверх, *1 клетка влево.

«Гусь».
Начальная точка – 3 клетки вниз, 2 клетки вправо. *2 клетки вправо, *1 клетка
вверх, *2 клетки вправо, *6 клеток вниз, *5 клеток вправо, *1 клетка вверх, *3
клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетки влево, *2 клетки вниз, *1 клетка
влево, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *2 клетки влево, *1
клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *2 клетка
вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *2
клетки влево, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *6 клеток вверх, *2 клетки
влево, *1 клетка вверх.

 «Кошка». Начальная точка – 4 клетки вниз, 2 клетки вправо. *1 клетка вправо, *1
клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка
вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *8 клеток вправо, *1 клетка вверх, *1
клетка вправо, *2 клетки вверх, *1 клетка вправо, *2 клетки вверх, *1 клетка
вправо, *3 клетки вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *2
клетки вниз, *1 клетка влево, *5 клеток вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх,
*1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *1 клетка
влево, *1 клетка вверх, *4 клетки влево, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *2
клетка вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *3 клетки
вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *2 клетки вверх.

«Бабочка». Начальная точка – 4 клетки вниз, 8 клеток вправо. *1
клетка вправо, *3 клетки вниз, *1 клетка вправо, *2 клетки вверх, *1 клетка
вправо, *2 клетки вверх, *2 клетки вправо, *1 клетка вверх, *2 клетки вправо,
*3 клетки вниз, *1 клетка влево, *3 клетки вниз, *1 клетки влево, *1 клетка
вниз, *1 клетка вправо, *2 клетки вниз,

6

*1 клетка вправо, *3 клетки вниз, *2 клетки влево, *1
клетка вверх, *2 клетки влево, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *1 клетка
вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1
клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *2 клетки влево,
*1 клетка вниз, *2 клетки влево, *3 клетки вверх, *1 клетка вправо, *2 клетки
вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *3 клетки вверх, *1
клетка влево, *3 клетки вверх, *2 клетки вправо, *1 клетка вниз, *2 клетки
вправо, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо, *3
клетки вверх.

Упражнение 2. «Решение с движением» Педагог дает инструкцию: Сейчас я буду называть
тебе числа. Если число делится на 2 – подними правую руку, если на 3 – хлопни в
ладоши. Если играют несколько детей, можно устроить соревнования и набирать
баллы.

Упражнение 3. Арифметический кроссворд. Игроки получают карточки с одинаковыми заданиями.
Выигрывает тот, кто первым правильно решит кроссворд.

7

Упражнение 4. «Таблица чисел» Педагог сообщает ребенку исходное местонахождения
фишки и маршрут ее передвижения.

Например: 2 шага влево, 15 вниз, 7 влево, 17 наверх и т.д.
Ребенок вначале по таблице, а затем и не глядя на нее, выполняет различные
арифметические действия и сообщает конечный результат.

Пример: Мы ( наш самолет, наш корабль, футбольный мяч) на
числе 46. Двигаемся влево на 3 ( мы на числе 16), затем вниз на 12 (на числе
28), потом вправо на 5 (78), потом вверх на 27 (51) и на 4 влево. Получаем 11.  

8

Упражнение 5. «Муха
и оса»

Правила игры: на
поле в 36 клеток (см. рис. 3), где каждая клетка имеет свои координаты (а1, б2,
в3 и т. д.), «муха» и «оса» могут шагать вверх, вниз, вправо или влево. Каждый
шаг – это одна клетка. Ведущий задает движение поочередно для «мухи» и «осы»,
называя координаты их перемещений, ребенок визуально представляет себе их путь,
рисовать и следить пальчиком по листку нельзя. Как только ведущий назовет
несуществующие координаты (например: а7 или ж2), куда якобы переместилась
«муха» или «оса», ребенок должен хлопнуть по листку, тем самым «поймав»
насекомое, вылетевшее за пределы игрального поля.

Если ребенок
отвлекся и не успел вовремя хлопнуть, то насекомое улетает на волю. в конце
игры подсчитывается количество пойманных и улетевших насекомых.

9

Упражнение 6. «Один орёл» Начинающий игру произносит фразу: «Один орёл», эту фразу
повторяет следующий игрок и добавляет к ней фразу, подразумевающую два предмета.
Обязательное условие: слова должны начинаться с одной буквы (например: «два
дерева»). Следующий игрок повторяет уже две фразы и добавляет третью. Так порядковый
счет предметов передается по кругу.

Пример: фразы со счетом до 10: « Один орёл, два дерева, три
тарелки, четыре черточки, пять пирожков, шесть шариков, семь скамеек, восемь
варежек, девять дорог, десять домов….»

Игрок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Побеждает
последний оставшийся в игре участник.

Упражнение 7. «Запретные цифры». Педагог дает инструкцию: «Сейчас мы с вами
будем считать по порядку до 100 и перекидывать друг другу мяч с каждым новым числом.
 Но у нас будут запретные цифры, которые нельзя называть вслух (например это
цифры 2, 5 и 8). Когда будет подходить черед этих цифр или чисел, в которых есть
эти цифры, мяч надо кидать молча, продолжая счет в уме».

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

10

Упражнение 8. «Числовой
лабиринт».
Распечатайте задание
и попросите ребенка помочь бобру найти полено, проложив путь по лабиринту цифр.
От каждой цифры до следующей есть только один правильный путь, который необходимо
обозначить, нарисовав стрелки или закрасив все квадратики по порядку от одного
до двадцати. Задание станет хорошей основой для дальнейшего обучения счету.

11

Распечатайте задание и попросите ребенка помочь обезьянке
найти бананы, проложив путь по лабиринту цифр. От каждой цифры до следующей
есть только один правильный путь, который необходимо обозначить, нарисовав
стрелки или закрасив все квадратики по порядку от одного до двадцати. Задание
станет хорошей основой для дальнейшего обучения счету.

Числовой лабиринт №9: цифры от 1 до 20

12

Комплекс игр и упражнений для преодоления
трудностей в обучении русскому языку.

С каждым годом в
начальной школе увеличивается количество слабоуспевающих детей.

Это может быть обусловлено рядом
причин: состоянием здоровья ребенка; особенностями его раннего развития; степенью
функциональной зрелости организма; характером внутрисемейных отношений;
условиями воспитания в семье и др. Подходов к классификации причин школьной
неуспеваемости достаточно много. Разные педагоги и ученые выделяют факторы,
влияющие на успеваемость ребенка, по-разному.

13

Причиной неуспеваемости ученика могут служить следующие
факторы:

·        патология беременности и родов матери;

·        плохая наследственность;

·        травмы, тяжелые заболевания;

·        временная задержка психического развития;

·        неблагополучные семьи;

·        социально — экономическая ситуация, которая
снизила материальный уровень жизни людей (родители работают на двух-трех
работах, чтобы накормить и одеть ребенка, а он, в свою очередь, предоставлен
сам себе);

·        плохая экологическая ситуация, загрязнение
атмосферы и окружающей среды;

·        недостаточный уровень готовности к учебе;

·        программа начальной школы рассчитана на среднего
ученика (большой объем учебного материала, быстрый темп прохождения лишают
возможности отработать его, усвоить на более высшем уровне и т.д.)

Многие другие педагоги считают, однако, что школьная
неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера
(семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования
родителей, половозрастные особенности и др.), так и психологического характера
(недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах,
индивидуально-психологические

14

особенности учащихся, несформированность процессов анализа
и синтеза и др.).

Также существует мнение, что причиной низкого усвоения
знаний часто является недостаточность развития мыслительной деятельности у
школьника, в частности, таких основных ее операций, как анализ и синтез, слабое
развитие регуляторных процессов интеллектуальной деятельности. Кроме того,
учителю следует учитывать особенности психомоторного (двигательного) развития
слабоуспевающих школьников, т.е. их способность к тонкой двигательной
координации.

Самую же распространенную классификацию причин школьной
неуспеваемости предлагает А.П. Вельдина и опирается в ее составлении на
взаимосвязь между причиной и последствием.

В письменных работах пропускает
буквы.

 Причины:

·        низкий
уровень развития фонематического слуха;

·        слабая
концентрация внимания;

·        низкий уровень
развития наглядно-действенного мышления;
·        несформированность приемов
самоконтроля;

·       
индивидуальные типологические особенности личности. .

Неразвитость орфографической
зоркости.

Причины:

·        низкий
уровень развития произвольности внимания;
·        низкий уровень объема распределения
внимания; ·        несформированность
приемов учебной работы;

·        низкий
уровень развития кратковременной зрительной памяти;

·        слабое
развитие фонематического слуха;

·        низкий
уровень развития наглядно-действенного мышления. .

15

Плохо списывает с доски, с текста.

Причины:

·       
несформированность предпосылок учебной деятельности;

·        низкий
уровень развития произвольности внимания;

·        низкий
уровень переключения внимания;

·        низкий
уровень развития кратковременной памяти.

Типы заданий для выявления причин
неуспеваемости

Чтобы начать работу по устранению
причин неуспеваемости, нужно их выявить. Ученый Психологического института РАО
Н.П. Локалова предлагает задания, которые можно применять, чтобы выяснить
причины неуспеваемости детей по русскому языку:     

ü  Выявление причин, связанных с недостатками
процессов произвольного внимания:      

1. Школьнику предлагается без
ошибок переписать следующие строчки: АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛА
ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА; ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР; РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА и др.;

2. Корректурная проба:
используются бланки с несколькими рядами букв. Ученику предлагается в течение
5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным
образом 2-3 буквы ( например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать).

Фиксируется количество
просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск
буквы или неправильно зачеркнутые буквы)

ü 
Выявление
причин, связанных с неумением анализировать буквы и выделять их в слове.

Задание «Найди слово»: выбрать и подчеркнуть те
буквосочетания и слова, которые написаны до черты:

16

ü 
Изучение
сформированности процессов контроля над написанием.

Задание «Найди ошибки»:
ученику предлагается найти ошибки в тексте: На Крайнем Юге нашей страны не
росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили,
а теперь разводят. Бешал Ваня по полю да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда
на деревьях. На новогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей
на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной
площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой
цвела в саду яблоня.

ü  Проверка уровня развития опосредованной
произвольной памяти.

Задание «Пиктограммы»:
ученику выдается лист бумаги,

разделенный на 20 клеток (5 клеток
по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Его задача состоит в том, чтобы
запомнить 20 слов и словосочетаний (конкретного и абстрактного содержания),
которые учитель будет произносить с интервалом в 7-10 с. При этом ученик должен
в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым учителем словом
или словосочетанием рисовать его какое-либо условное изображение -пиктограмму,
не используя при этом буквы или цифры. Через некоторое время (10-15 минут)
ученику необходимо, глядя на свои пиктограммы, вспомнить как можно больше слов
и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой.

17

Примерный набор слов: Веселый праздник, радость, гнев,
мальчик-трус, отчаяние, быстрый человек, скорость, печаль, вкусный ужин, теплый
ветер, сомнение, зависть, сила воли, болезнь, успех, дружба, смелый поступок,
справедливость, хороший товарищ, мороз
.

Упражнение 1. «АЛФАВИТ»

Игра основана на правилах элементарных карточных игр. Она помогает
закрепить знания последовательности букв в алфавите, сформировать графи-ческий
образ слова, провести сукцессивный анализ и осознать написание сло-ва,
расширяет словарный запас. Кроме этого, игра развивает зрительное вос-приятие,
внимание, зрительную память, учит продумывать свои ходы на не-сколько шагов
вперед.

Материал: набор из 33 карточек с буквами русского алфавита.

Количество играющих: от 2 до 5.

Правила игры: каждый ребенок получает от 6 до
8 карточек с буквами (количество зависит от числа играющих) и держит их в
руках, пряча от партнеров по игре. Первым делает ход тот, у кого оказалась
самая первая буква по алфавиту. Он выкладывает одну из карточек и называет
слово на данную букву. Следующий игрок должен положить сверху карточку с одной
из букв названного слова и тоже назвать слово на эту, новую букву. Если такой
карточки у игрока нет, он пропускает ход. Зная «свои»
буквы, ребенок может предвидеть,
каких букв нет у противника, т. е. планировать свои ходы так, чтобы вынудить
противника пропустить ход. Если в слове есть буквы Ь, Ъ, Ы, то есть те, слова с
которых не начинаются, то карточки с этими буквами тоже выкладываются, но их
обладатель после сделанного хода убирает стопку кар-точек с теми буквами, на
которые слова уже были названы, в «бито», а сам сохраняет право на ход с любой
буквы, то есть игра как бы начинается заново. После того, как часть карточек
ушла в «бито», все
участники добирают из «колоды» столько карточек с буквами, сколько не хватает
каждому до восьми. При этом получается, что в игре участвуют все буквы. Для
усложнения игры с

18

более старшими или более развитыми детьми, можно предложить детям называть
слова, в которых данная буква стоит на втором (третьем, последнем) месте.

Выигрывает тот, кто первым выложил все свои карточки с буквами.

Упражнение 2. «Словесный бой»

Игра
тренирует правила орфографии на практике их употребления и повышает грамотность
ребенка, расширяет словарный запас, помогает сформировать графический образ
слова, преодолеть пространственные трудности, выработать правильную стратегию
решения задачи, т. е. эта игра содержит в себе элементы полимодального
воздействия на процесс письма. Игра требует максимального внимания,
сосредоточенности, вдумчивости.

Материал:
лист бумаги с расчерченным полем 6 на 6 клеток и свободным пространством для записи
и подсчетов результата.

Количество
играющих: от 2 до 4.

Правила
игры:
вначале игроки
выбирают тему.

Например,
животные. Затем каждый из них по очереди называет буквы, имея в виду
придуманное название животного. На игровом поле каждого игрока эти буквы могут
быть записаны в любой клетке так, чтобы сложить из них названия животных или по
горизонтали или по вертикали. Слова могут пересекаться и перетекать одно в
другое (рис. 2). Игроки обязаны заносить в игровое поле все названные буквы, в
том числе и те, которые не составляют задуманные ими слова, но называются
противником. Каждая буква может называться многократно, т. е. ребенок может гибко
менять свою стратегию игры, учитывая ходы противника. Когда все клетки поля
всех игроков будут заняты, на свободную часть выписываются получившиеся слова.
Затем происходит подсчет очков: за слово из 6 букв игрок получает 8 очков, из 5
— 6 очков, из 4 — 5 очков, из 3 — 3 очка, из 2 — 1 очко. Выигрывает тот, кто
набрал наибольшее количество очков.

19

л

и

с

и

ц

а

Лисица — 8 очков

Осел — 5 очков

Барс — 5 очков

Бык — 3 очка

Лось — 5 очков

Собака — 8 очков

Рысь — 5 очков

Слон — 5 очков

Всего : 44 очка

о

г

о

с

е

л

с

в

б

а

р

с

ь

у

а

ш

ы

л

б

ы

к

о

с

о

я

р

а

ф

ь

н

Упражнение 3.
«Граммино»
Она развивает зрительную память, помогает
применять правила и закреплять написание словарных слов на непроизвольном
уровне.

Материал:
28 карточек, разделенных, как костяшки домино, на две части: в одной части
записано слово с пропущенной буквой, в другой части одна из букв русского
алфавита. Имеется несколько комплектов карточек домино «граммино» на каждое
правило орфографии.

Количество
играющих: от 2 до 6.

Правила игры:
каждый игрок берет 7 карточек из «базара». Одна из карточек «базара» кладется в
центр стола. Первый игрок должен выбрать из своих карточек или карточку с
буквой, которая

20

пропущена
в этом слове, или карточку со словом, в котором должна

быть
имеющаяся буква. Игроки ходят по очереди. Если нужной карточки нет, то игрок
отправляется на «базар» и берет там карточки, пока не получает нужную.
Выигрывает тот, кто первым избавится от всех своих карточек.

Упражнение
4. «Полёт на луну»
Игра основана на правилах
популярных детских игр с фишками и кубиком, определяющим число ходов. Игра
может решать различные задачи: закрепление образа написанного слова, повторение
правил орфографии, употребление слов в различных грамматических формах, т. е.
тренировка навыков словоизменения, закрепление навыка поиска проверочных слов
для безударных гласных, а также составление рассказов и пересказов. Игра может
быть проведена не только в устной, но и в письменной форме или с элементами
письма.

Материал:
игровое поле с изображенной на нем траекторией полета на Луну от старта до
финиша с пронумерованными этапами, фишки или фигурки пилотов, кубик, лист с
заданиями.

Количество
играющих: не ограничено.

Правила игры: игровое поле раскладывается на плоской поверхности (на столе или на
полу), на старте устанавливаются фишки каждого игрока. Первым делает ход тот,
кто выбросил самое большое число на кубике. Затем каждый игрок делает такое
количество шагов, которое указывает ему брошенный кубик. Но чтобы получить
право сделать очередной ход, необходимо выполнить задание (придумай три слова
на букву А, запиши пять слов под диктовку, составь предложение по схеме и т.
д.). Если задание не выполнено, то пилот остается на прежней орбите. Побеждает
тот, кто первым достигнет Луны. Можно сразу провести весь цикл, можно разделить
его на несколько этапов. Педагог составляет разные по темам и по сложности задания,
в зависимости от индивидуальных проблем каждого ребенка.

21

Упражнение 5.
«Грамматическое лото»
Игра помогает усвоить на
непроизвольном уровне различные правила русского языка, увидеть сложности
ребенка в их усвоении и понимании. Может быть проведена как в устной, так и в
письменной форме.

Материал:
100 карточек по основным орфографическим темам школь-ной программы (написание Ь
после шипящих, правописание приставок «пре-при», слитное/дефисное написание
наречий и т. д.), по 10 карточек на каждое правило со словами, в которых
пропущены буквы, (то есть имеется несколько комплектов карточек на каждое
правило орфографии), 100 плоских прямоугольных фишек. На каждой карточке, в
зависимости от правила, имеются от трех до шести слов, не повторяющихся на другой
карточке (рис. 1), и картинка, не обязательно связанная по значению со словами
на карточке (предметное или веселое сюжетное изображение, повышающее
эмоциональный фон игры и способствующее запоминанию изучаемого материала).

Количество
играющих: От 2 до 5.

Правила игры: ведущий (педагог) выбирает орфографическое правило для закрепления,
соответствующее уровню речевого развития и школьным проблемам ребенка, раздает
участникам по 2 карточки, называет различные составляющие правила (на каждой
карточке имеются по одному слову на каждую составляющую правило) и просит
играющих закрывать плоскими фишками слова на карточке в соответствии с
названным условием. Напри-мер: закрой слово, в котором приставка «пре» имеет
значение слова «очень», закрой слово, в котором приставка «при» имеет значение
присоединения, за-крой слово, в котором приставка «при» имеет значение
неполного действия, закрой слово, в котором приставка «пре» имеет значение
близкое к приставке «пере», закрой слово, в котором приставка «при» имеет значение
близости. У играющего

22

всегда должно
оставаться одно незакрытое контрольное слово для последующего угадывания
(самостоятельного выведения правила).

В нашем примере
это будет слово с приставкой «при» в значении близости. Другие играющие
контролируют правильность выбора слова, и в случае ошибки играющий пропускает
ход, а названное правило повторяется через несколько ходов. Выигрывает тот, кто
первым закрыл все нужные слова на своей карточке и сформулировал правило по
контрольному слову (самостоятельно или с помощью других игроков). Играющие
могут закончить игру или обменяться карточками, или взять новые на эту же тему
(на этом или следующем занятии), и соревнование продолжается. Игра может быть
продолжена в письменной форме. Ведущий просит выписать с карточки все слова в
два столбика: с приставкой «при» и с приставкой «пре». Придумать с ними предложения
или составить целый рассказ, используя все слова. Выигрывает тот, кто первый
справился с заданием и не сделал ошибок. Ведущий просматривает тут же написанный
текст и подчеркивает ошибки, на исправление которых тоже требуется время, то
есть ребенок, закончивший первым, может в результате оказаться последним.

Упражнение 6.
«Задания со вставкой пропущенных букв».

Например: (м…рков…
к…ртофел… п…м…дор м…ряк л…сник п…сател… сн…гир… …рёл грач… …тецдоч… св…ча
)       

Упражнение 7.
«Задания на выбор проверочного слова».

Например,
выбрать проверочные слова из следующего ряда: труд — труды, трудный, трудится
гриб — грибы, грибки, грибной, грибок дед — дедушка, детки; )       

23

Упражнение 8.
«Задания с наличием образца выполнения».

Например,
поставить слова во множественное число. Образец: машина-машины, липа, роза,
цветок, кукла, число, лампа, коробка;

Упражнение 9.
«Задание на восстановление деформированного текста».

Например: По,
заяц, болоту, скакал.

Кочку, с, на,
кочки, бух, снег, в, да.

Косой, под, что,
чувствует, ногами, что-то, шевелится.

Заяц, лес, до,
перепуганный, смерти, кинулся.

В, стая, снегу,
в живёт, куропаток.

Вылетают,
болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают.

Опять, в,
поклюют, снег, и.

Заметит, снегом,
кто, под, их;

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждому педагогу
необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более
эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего
школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как
следствие, участие родителей в процессе коррекции.

Рекомендации
родителям

Еще раз хочу
обратить ваше внимание на то, что в каждом конкретном случае работа будет
строиться по-разному, в зависимости от причин, породивших проблему,
длительности ее существования, особенностей ребенка и т.д. Однако, есть и общие
рекомендации родителям, которые хотят, чтобы их дети росли положительно
относились к школьному обучению. Они очень просты, и все же не у всех
получается их соблюдать. Вот они:

ü 
Выставляйте требования к успеваемости в
соответствии с возможностями и способностями ребенка;

ü 
Поддерживайте ребенка в ситуациях неуспеха,
акцентируйте внимание на его достижениях;

ü 
Будьте в контакте с классным руководителем и
другими педагогами школы;

ü 
Стремитесь узнавать новое вместе с ребенком, в том
числе и за рамками школьной программы;

ü 
Формируйте у ребенка мотивацию интереса к познанию
нового, желание получать знания, а не ориентировку на оценки;

ü 
Помните, что близкие, доверительные отношения с
ребенком – самый лучший способ «держать руку на пульсе»;

25

ü 
Давайте ребенку возможность выбора направления, в котором
он хотел бы развиваться.

Если вы
самостоятельно не можете определить, что мешает вашему чаду успевать в учебной
деятельности и как ему помочь, или не до конца уверены в верности своей позиции
по отношению к ребенку, лучше всего обратиться за помощью к специалистам
(психологу, педагогу, неврологу и т.д.). Они помогут установить причину
школьной неуспешности, и подскажут, как выйти из создавшейся ситуации.

У ребенка с
печальным и травмирующим опытом неуспеха в школе необходимо сформировать и
закрепить переживание успеха, уверенность в собственных силах и возможностях.
Именно поэтому основным лозунгом нашей деятельности является:

«УЧИТЬСЯ
ЛЕГКО»

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие игры
    со словами для детей. М.: Дом
    XXI век, 2007.
  2. Глозман Ж.М., Соболева Е.М. Комплексная
    коррекция трудностей обучения в школе. М.: Смысл, 2019
  3. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю.
    Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении
    младших школьников. М.: Педагогическое общество России, 2001.
  4. Соболева А.Е. Как пробудить в ребенке желание быть грамотным// Директор школы
    2006. № 1 С. 32-37.
  5. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без
    ошибок: русский язык с нейропсихологом. М.: Питер, 2009.

27

28

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ:

(5-6 классы)

Учитель русского языка и литературы первой категории

Алтухова Марина Ивановна

КАРТОЧКА 1

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Лета стаяло халодное и даждливое. Солнышко свитило очинь ретко. В лису было холадна и сыра. В аврагах шумели ручйи. Резвыи пушыстыи белочьки изчезли в сваих гнёздах. Густая мокрая лества и высокии травы скрывали птиц и насекомых. Скучьным и непреятным был лес.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА 2

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Кончилась теплоя летния ноч. Зонимаеться над лесам утренния заря. Над лисными палянами ещё стелется лёхкий туман. Прахладнаю р..сою пакрыта лества надиревях. Уже праснулис певчии птицы. Зокуковала и паперхнулась спросонья кукушка.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА 3

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Скоро взайдёт и абсушыт расу тёплая солнышка. Приветствуя солнышко, ещё громче запают птици и закукуит кукушка. Разтает туман над паляной.

Вот с ночьного промысла возвращяеться усталый зайчижка-биляк. Много врагов у маленкова зайчижки. Ганялось за ним хитрая лесица, пугал страшный филин, лавила разбойница-рысь. От всех врагов ушол маленкий зайчижка.

КАРТОЧКА 4

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Ранний весенний порою нам пришлось пробератся по топ­ким болотистым дорогам. Парывы свежево ветра разкачивали ветви большово дерева на поляни. Из чорного леса тянуло свежей начной сыростю, слышался загадочный шопот. Мы свирнули с широкой дороги и поехали по аткосу. Вся месность порасла нискими кустами черёмухи.

_ ______________________________________________________________________

КАРТОЧКА 5

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Взошол месяц, и в чудес­ном фантастическом свете потануло всё: задумчивые тонень­кие березки, зарасли камышей, шолковая трава. Все же, по сравнению с душистой и туманной летней ночю, эта холодная весенния ноч была не так прекрастна. От лисициной норы даносился тихий шорох. Кроме журавлиного и лебидинова крика мы слышали неумалкаемое пение со всех сторон. В летнею ноч птичьих звуков в лесу меньше. Наше путешевствие завиршалось в тяжолом молчании.

_________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА 6

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Ещо хмурится небо, но в прасветах аблаков прабевается свиркающим мечём лучь солнца. Весна наберает скорасть. Праясняются дали. Зимним цветам билеют ещо паля, а уже зилинеют астравками сасновые боры.

КАРТОЧКА 7

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

В лису встричаются зима и висна. В патёмках ельника серебряться осины. От их карявых ветак на мартовском снегу паявляются извилестые синие тени. Вокруг диривьев и пней абтаяли круглые лунки. На зилёном фоне хвои краснеют серешки ольхи. В её витвях суетяться гаварливые чечётки.

Гроница снегов отступает к севиру, а за ней по пятам возврощаются к сибе на родину птици.

___________________________________________________________________

КАРТОЧКА 8

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Заяц земой жыл возли деревни. Когда пришла ноч, он поднял одно уха, паслушал, павадил усами, панюхал и сел в глубокий снек на заднии лапы. Патом прыгнул и огледелся.

Снек лежал валнами и блистел. Над галавой косо стаял марозный пар, и сквось него виднелись яркии звёзды. Заяц паиграл с товарищем, пакапал с ним снек, погрыс кору и пошол дальше.

Заяц перебежал дарогу, падашол к сваей старай наре, разкопал снек, зделал новую нару, лёк в неё, улажил на спине уши и заснул.

КАРТОЧКА 9

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Позней ночью выподает снек. Он приоброжает всё во круг. Пушыстые снижинки остарожна косаются земли, и она одивается в аслепитильный наряд. Пабелели дарошки и крыши дамов. Загараются, блистят разноцветныи искарки иния. Свинцовая вада тимнеет сриди белаватых пребрежных зараслей.

Как прекрастна белоствольная бирезовая рощя! Ветачки пакрыты хлопьями, но от любово прекосновения снежынки асыпаются. В ельнике снек так засыпал деревца, што их не узнаёшь. Всюду веденются слиды лестных зверюшик. Па шилухе шишек можна отыскать белку.

——————————————————————————————————

КАРТОЧКА 10

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

У нас леса часта гибнут от безжалосного абращения с ними. Люди бессазнательно брасают спичку, и ат её агня пагибают большыи учаски леса. Много леса вырубают. Срубить дерево лехко, а штобы варостить его, надо десятки лет.

За пасадками маладых деревьев слидит лесавод. Он устонавливает места, каторые пастрадали ат пажара, намичает, где нада разчистить лес ат бурелома, атводит учаски для работы лесарубов, учавствует в барьбе с вридителями леса. Гусиницы инагда сьедают падрастающие пабеги, обьедают листья. Но есть у леса и друзья- птици. Они прекрастные памощники лесаводов.

Биригите лес, рибята! Это наше багатство.

КАРТОЧКА 11

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Душыстая ягатка

Зимлиника сазриваит виюне или вначале июля. Ягады унеё вкустные, душыстыи. Листя зимлинике на зиму неаподают. Откустиков зимлиники вразные стораны от ходят пабеги. Это усы. Наусике паивляиться маленкий маладой кустик. Зимлиника любет сонце. Самыи крупныи и слаткие ягады можно найти напаляни или на вы рупке. Похучие ягатки так и манят. Найди нас и сьеш!

—————————————————————————————————————

КАРТОЧКА 12

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Время лисных молышей

Пришло теплое лето. На лисной опушки распускаюца колоколчики, незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежныи лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У звирей взраслеет смена. Мидвежата старше всех. Они радились еще халодной земой в берлоги. Теперь они паслушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весило играют у нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают свои первыи высотные прышки. В сумерках выходят на ахоту колючии ежата.

Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.

КАРТОЧКА 13

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Кулик

Набирегу речьки меня встричяет маленкий кулечек. Писок исчерчен его слидами. Слиды пирисикаються, сходятся втрапинки. Иду по следу, и у кустика ивы вижу гниздо. В гнёздыжки два яичка. Куличьки кружат вакрук меня. Один отбегаит кгнизду и тарапливо садится. другой праважает меня до гроницы сваего учястка и зотехает.

Утрам я праснулся ат холада. На паладке, на трове, на черёмухе – фсюду белая пелена. Нежданный снек в маи наделал много бет. Птицы улители, бросили сваи гнёзды. Погибла и клатка куличьков.

——————————————————————————————————————-

КАРТОЧКА 14

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Под весенним дождем

Сутра марасит дождь. Дорога от школы до деревьне идет около опушке леса. Со всех сторон вода капает, тичет, льеца.
Зашол я под деревья. Трехнула березка ветками, и струйка мне за варатник папала. Вот стоит старая ель. Нижнее лапы унее шатром весят. Под этим шатром сухо, струиться там теплый воздух. Залес я подплотные лапы, сумку слажил, сежу и наблюдаю.
Тайная работа идет в лесу. Моеца он, чистица, готовиться надеть весений наряд. Разпримляються стебильки первой травы, збрасывают с себя цебкии старые листья.
Нестану я вам дальше расказывать о том, что я увидил в лесу тем нинасным днем. Интирестнее вам самим погледеть.

КАРТОЧКА 15

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Солнце

Выплыла из-за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы заиграли в каждом цветке, в каждой травинки.

Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи. Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 16

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Летом в лесу

Летам мы чясто ходим в лес за грибами и ягадами. В лису типло и светло. Дует лёхкий ветирок. Громко пают птицы. Вот зашуршала под кустом лисная мыш. Там сычь затинул сваю песьню. Громко застучал па бальному дериву Дятел. Он-настоящий лесной доктор. Уж тихо зашуршал в сухой траве. Лес наполнен удевительными звуками прероды.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 17

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Ежи

Унас под крыльцом живут ежы. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер. Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж незахотел пакинуть мой дом.

КАРТОЧКА 18

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Летнее утро

Я стою возле цветущива клеверного поля. Разноцветный ковёр его переливаеца, меняет окраску. В самой дали сияет ослепителным блеском залатая кайма. Взлетел жаворонок. Серый камочек в первых лучах солнца стал золотым. Яркие искры заиграли вкаплях расы на цветах.Что за чудестные звуки разлились по земле? Это подлетели пчёлы. Они зажужали над чяшей цветов. Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрепучая музыка. Теперь всё поле поёт. Все рады тёпламу летниму утру. Радосно и мне.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 19

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Как зима с весной боролась.

Зима обявила вайну висне. Прилител ветер, он собрал грозные аблака. Они не пускали на землю солнечный луч. Висна посылала маладой трафке тёплые капли даждя. Зима их замораживала. На диревях сёжились почьки. Зима щипала их морозцем. Смешались дожть со снегом, весенний гром с вюгой. Разъярённая зима старалась нанести удар в самое серце висны, но не смогла.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 20

Ф.И. ________________________________

Наступаит ранния весна. С земли сошол последний снег. Пришло радосное время года. Земля еще холодная. Ласковае весенние солнце сагревает все вокруг. Синие небо высокое. Понебу плывет лехкое облачко. Крепкий лед на рике потимнел. Сонный лес стоит голый. Похучие почки уже на бухли. На земле лежит прошлогодния лества, сухие травинки. Ввершинах деревьев шумит весенний ветер.

В этом тексте 22 ошибки!

Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

В этом тексте 22 ошибки!

Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

В этом тексте 22 ошибки!

Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

В этом тексте 22 ошибки!

Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

В этом тексте 22 ошибки!

Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

В этом тексте 21 ошибка! Найди их!

Вгнизде пищят грочята. Птинцы сутра просят есть. весь ден грочи ищют пищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бирают чирвяков для сваих дитей. малышы будут сыты.

В этом тексте 21 ошибка! Найди их!

Вгнизде пищят грочята. Птинцы сутра просят есть. весь ден грочи ищют пищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бирают чирвяков для сваих дитей. малышы будут сыты.

В этом тексте 21 ошибка! Найди их!

Вгнизде пищят грочята. Птинцы сутра просят есть. весь ден грочи ищют пищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бирают чирвяков для сваих дитей. малышы будут сыты.

В этом тексте 21 ошибка! Найди их!

Вгнизде пищят грочята. Птинцы сутра просят есть. весь ден грочи ищют пищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бирают чирвяков для сваих дитей. малышы будут сыты.

В этом тексте 21 ошибка! Найди их!

Вгнизде пищят грочята. Птинцы сутра просят есть. весь ден грочи ищют пищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бирают чирвяков для сваих дитей. малышы будут сыты.

В этом тексте 21 ошибка! Найди их!

Вгнизде пищят грочята. Птинцы сутра просят есть. весь ден грочи ищют пищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бирают чирвяков для сваих дитей. малышы будут сыты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей …

Программа коррекции дисграфии у младших школьников. (2 класс)

Программа коррекции дисграфии у младших школьников.( 2 класс)  предназначена для  учителей — логопедов СОШ.       Основная задача логопеда  состоит в том, чтоб…

Использование дидактических компьютерных игр и в коррекции дисграфии у младших школьников

Использование ЭОР в коррекции дисграфии у младших школьников…

Актуальность ранней коррекции дисграфии у младших школьников

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии….

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письм…

Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функци…

Упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников

Цель: познакомить учителей начальных классов  упражнениями по коррекции дисграфии (из опыта работы)Задачи:Рассказать о видах дисграфии и причинах возникновения.Познакомить с  видами уп…

Аннотация: Комплекс упражнений, предназначенный для развития внимания младших школьников, коррекционно-развивающая работа для уроков русского языка.

Комплекс упражнений, предназначенный для развития концентрации внимания и развития мышления младших школьников

Методическая разработка для младших школьников 1 – 4 класс.

Типы мышления ребенкаСуществуют определённые виды заданий, которые предъявляют высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся упражнения, игры, специальные задания, систематическое применение которых способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы и успеваемости по русскому языку у детей младшего школьного возраста. Содержание материала подбирается с учётом возрастных возможностей учащихся.

Цель занятий: развитие у школьников основных свойств внимания (переключения, концентрации и устойчивости) для профилактики и уменьшения специфических (логопедических) и орфографических ошибок.

Упражнения

1. «Составь слово».

Цель: развитие произвольного внимания.

Время выполнения: 5 минут.

Инструкция: Ученик в своей рабочей тетради должен составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов.

Вариант 1: а, к, с, о, и, м, р, т, к, и.

Вариант 2: м: к: о; а; л; п; к; в, п, т, с.

Вариант 3: м, ш, а, н, и, ы, г, р, о, х.

Вариант 4: з ,е, к, о, м, и, л, я, о, п, х, р, х, г.

Вариант 5: п, р, в, о, з, а, к, н, и, е.

Вариант 6: и, р, е, м, о, з, а, н, м, в.

Вариант 7: и, г, в, а, р, л, с, е, н, к, и

Вариант 8: р, а, о, и, н, д, в, у, ы, с, о, н, к.

Вариант 9: и, м, у, а, з, о, к, ь, е, н, л.

Вариант 10: у, ы, м, з, а, к, о, н, л, г, б.

2. Игра «Алфавит».

Цель: развитие произвольного внимания.

Время выполнения: 10 минут.

Инструкция: Коллективная работа не индивидуальная! Дети могут расположиться по кругу (или остаться за партами). Между детьми распределяются буквы алфавита от А до Я. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее учитель (ведущий) диктует какую-либо фразу или слово. А ребята, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Таким образом, можно «распечатать» несколько самых разных фраз или слов. Тот из ребят, кто ни разу не был ведущим, самый внимательный.

Это задание можно проводить в течение учебного года по 10 минут на уроке (2-3 раза в неделю).

3. «Корректурные упражнения».

Цель: развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ.

Время выполнения: по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 4-х месяцев.

Материал: тексты в рабочих тетрадях или печатные (буквенные) тексты, ручки и карандаши.

Инструкция: В течение 5 минут нужно;

Вар.1. Зачеркнуть все встретившиеся (или обвести в кружок) буквы «А»: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора;

Вар.2. «И» подчеркнуть, «Л» вычеркнуть;

Вар.3.»Е» обвести в кружок, «Д» вычеркнуть;

Вар.4. «О» подчеркнуть, «К» вычеркнуть;

Вар.5. На одной стороне буквы обводятся кружком, на второй отмечаются галочкой и т.п.

Вариантов может быть множество, как и самих вариантов текстов.

4. Игра «Перевёрнутые слова».

Цель: формирование у детей умения сосредотачиваться.

Время выполнения: 10- 15 минут.

Инструкция: Ученику предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо, восстановить нормальны порядок слов.

Пример: МАИЗ- ЗИМА, НЯНААВ- ВАННАЯ.

а) ШИАМНА- б) РБУСОГ- в) СЫУБ-

ТЕЕВР- ДАУМ- ЛОХДО-

ФЕКРИ- ТРКО- ЛОРЬ-

ЕЗЕЖОЛ- РМЕО- МЕТА-

АКША- НАЛЕП- ВОРЬК-

Задание может использоваться при изучении темы: «Имя существительное», где дополнительно даётся определить род и склонение существительного. Вариантов может быть множество, работаем на усложнение.

5. Игра «Пишущая машинка».

Цель: развитие концентрации внимания; развитие умения работать в группе.

Время выполнения: 10 минут (работа устная).

Инструкция: Учитель предлагает учащимся «напечатать» какое-нибудь предложение.

Для индивидуального или коллективного занятия.

Например: «Велик океан, но и капля для него прибыль». (предложения выбираются с знаком препинания).

Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, вы должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце предложения все должны хлопнуть в ладоши. Кто ошибается, выходит из игры (если играют несколько игроков).

6. «Исправь ошибки в тексте».

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке письменных работ; тренировка распределения внимания.

Время проведения: 10-15 минут, в течение учебного года.

Инструкция: «На доске записан текст. Внимательно прочитайте. Найдите допущенные ошибки. Примеры:

Вариант 1. По круто тропинке горной

Шёл домой барашек чёрны

И на мостик горбатом

Повстречался с белым брато

Помотал один рогом,

Упёрся друго ногами…

Как рогам не крути,

А вдвоём нельз пройти.

(С. Михалков).

Вариант 2.

Одуванчики.

Все знают эти просты цветы. Они похожи на мленькое солнце с золотыми лучами. Семена одуванчика быстро сзревают и делаются пушистым шариком. Дунешь на шарик, и поплывт в воздухе лёгкие пушинки. Вот почему народ и назвал этот цветок одванчиком.

Вариант 3.

Бегает шусрый малыш. Открылся зимний лгер.

Литит огромный орёл. Цвитёт белая сирень.

Идёт гебной дождь. Достань столвую посуду.

Стаит стеклянная ваза. Пропала тонкая иглка.

Скоро навогодний праздник. Кипит пузатый самовр.

Такое задание необходимо проводить 3-5 раз в неделю. Сначала учащиеся находят ошибки устно, с объяснением исправляют их, а затем каждый самостоятельно записывает текст в свою рабочую тетрадь.

ВАЖНО! Тексты (предложения) подбираются каждый раз новые. Практика работы с этим заданием показала, что значительно сократились ошибки в письменных заданиях.

7. «Соединить половинки слов».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые – в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова. Примеры:

Вариант 1. Вариант 2.

САМО ЛЯР РОД РАСТ

БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА

ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА

БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК

КАП КОН ПО ОЧКА

КОН НАЛ СОР БОР

ВА КА ПАР ВОЗ

КА ГОН ВОДО ФОР

ГОН КАН СЕМА ТА

Дети записывают составленные слова в рабочие тетради, затем проверяют. Варианты каждый раз разные.

8. «Найти слова».

Цель: развитие концентрации внимания.

Время проведения: 5-7 минут.

Инструкция: На доске ( в тетраде) написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово и подчеркнуть его.

Смех, волк, столб, коса, зубр, полк, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель и т.д.

9. Игра «Пишем предложение».

Цель: развитие концентрации внимания, закрепление знаний о членах предложения.

Время выполнения: 15 минут.

Инструкция: Участники игры делятся на 2 команды. В каждой команде кто-то из игроков будет играть роль подлежащего, кто-то – сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, кто-то будет предлогом, запятой, точкой и т.д. Исполняемая роль записывается на карточке и прикрепляется к одежде.

Затем учитель (ведущий) диктует предложение. Какая из команд это делает быстрее и правильнее, та и побеждает.

10. Игра «Много – один».

Цель: развитие переключения внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: Работа в индивидуальном и коллективном варианте. Дети сидят в кружок (можно остаться за учебными партами).

Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок, возвращая мяч, – в единственном (или наоборот, учитель называет слово в единственном числе, ребёнок – во множественном).

Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, глаза, шкафы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, каты, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковш, рубли, зонты.

11. Упражнение «Методика Мюнстерберга».

Цель: формирование у детей концентрации и устойчивости внимания; развитие избирательности внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: В бессмысленный набор букв вставляются слова, (чаще существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Ребёнку даётся бланк с напечатанными строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв учащиеся должны отыскать слова и подчеркнуть их. Затем учащиеся проверяют задание (исправляют ошибки, подчёркивают не найденные слова).

Показателем успешности может служить число правильно найденных слов.

12. Упражнение «Придумай слово».

Цель: тренировка объёма внимания.

Время проведения: 3-5 минут.

Инструкция: Работа в индивидуальном и коллективном варианте.

Учитель кидает мяч каждому из учащихся, предлагая назвать, как можно больше слов на предложенный им звук. Например: «М»–машина, мебель, мойка, матрёшка и т.д. (можно использовать не только существительные, но и прилагательные и глаголы).

13. Упражнение «Составь слова».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: Составьте и запишите в свою рабочую тетрадь как можно больше слов из букв, образующих какое-либо слово (имён существительных).

Пример: ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф, и т.д.

ВАЖНО! Добавлять другие буквы воспрещается. Слова используются разные.

14. Упражнение «Слова-невидимки».

Цель: формирование у детей концентрации внимания, на примере составления из отдельных букв слово.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Работа в индивидуальном и коллективном варианте. Учитель (ученик) пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить (в зависимости от степени

подготовленности). Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Учитель может привлечь кого-нибудь из учащихся к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами ребёнку, которые он воспроизводит пальцем на доске (постепенно можно увеличить темп выполнения упражнения).

Полученные слова можно записать в рабочие тетради (даются дополнительные задания).

15. Упражнение «Найди родственные слова».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания .

Время выполнения: 5-10 минут.

Инструкция: Предлагаются разные слова (корни слов).

Например: дом, лес, кот, стол и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать как можно больше родственных (однокоренных) слов.

Например: ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовитый и др. Это задание может использоваться при изучении темы: «Состав слова и словообразование».

16. Игра «Четвёртый лишний».

Цель: развитие концентрации внимания.

Время выполнения: 10-15 минут.

Инструкция: Работа в индивидуальном и коллективном варианте. Дети сидят в кружок (можно за партами). Учитель бросает мяч ученику и называет 4 предмета, 3 из которых – относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю (работа ведётся по «цепочке»).

Вариант 1.

1)стол, стул, кровать, чайник;

2)лошадь, кошка, собака, щука;

3)ёлка, берёза, дуб, земляника;

4)огурец, репа, морковь, заяц;

5)блокнот, газета, тетрадь, портфель;

6)огурец, арбуз, яблоко, мяч;

7)волк, лиса, медведь, кошка;

8)кукла, машинка, скакалка, книга;

9)поезд, самолёт, самокат, пароход;

10)лыжи, коньки, лодка, санки.

Вариант 2.

1)снег, мороз, жара, лёд;

2)автобус, трамвай, самолёт, троллейбус;

3)река, лес, асфальт, поле;

4)пожарник, космонавт, балерина, милиционер;

5)парта, доска, ученик, ёжик;

6)змея, улитка, бабочка, черепаха;

7)кисти, краски, чайник, полотно;

8)шляпа, крыша, дверь, окно;

9)молоко, чай, лимонад, хлеб;

10)нога, рука, голова, ботинок.

17. Игра «Весёлая лошадка».

Цель: формирование концентрации и устойчивости внимания.

Время выполнения: 10 минут.

Инструкция: Работа в индивидуальном и коллективном варианте. Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 7 предложений

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ.

1) Те перья подними, те тоже. 2) Те перья под ним, и те тоже. 3) Те перья поднимите тоже. 4) Теперь я, подними те тоже. 5) Теперь я, поднимите тоже. 6) Теперь я, под ними те тоже. 7) Те перья под ними, те тоже.

Задание даётся при изучении темы «Предложение». Варианты разные.

18. Упражнение «Школьные сочинения».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время проведения: 5-7 минут.

Инструкция: Работа в индивидуальном и коллективном варианте. Будьте внимательны. Почему эти строчки школьных сочинений считаются юмористическими? А как надо написать? Исправьте.

1. Вдали показалась стая уток и зайцев.

2. У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.

3. Тяжёлая рука легла на плечо и сказала…

4. Он стоял и лязгал глазами.

5. Зимой многие животные бросаются в спячку.

Приведённые выше задания помогают развивать не только внимание младших школьников, а также делают уроки русского языка разнообразными и увлекательными.

Рекомендации

Учимся работать с таблицей Шульте

Возьмите любую таблицу.

Итак, перед вами таблица из определенного количества клеток, в которых в произвольном порядке расположены цифры от 1 до 25.

Ваша задача состоит в том, чтобы, фиксируя взгляд в центральной части таблицы, боковым зрением отыскать все цифры в порядке возрастания (убывания).

1. Расположите таблицу на комфортном расстоянии от глаз, как книгу при чтении – 30–35 см.

2. Найдите взглядом центральный квадрат. Представьте, что в самой его середине располагается точка. Вот на этой точке вам и следует зафиксировать свой взгляд.

3. После этого, все так же глядя в середину таблицы, постарайтесь увидеть цифру 1. Именно – «увидеть», а не «найти взглядом». Ваша задача сейчас, не совершая движений глазами, обнаружить ту клетку, в которой находится единица.

4. Как только вы увидели цифру 1, так же, неторопливо и тщательно следя за фиксацией своего взгляда в центральной точке, зафиксируйте местоположение цифры 2. Действуйте так, пока не дойдете до 25.

Примечание. Не спешите – скорость сейчас для вас не главное. Если у вас не получается удерживать свой взгляд на одной точке, то в первую неделю занятий вы можете разрешить себе медленно скользить взглядом по строкам сверху вниз. Но ни в коем случае не двигайте глазами вправо или влево.

Если вы начали совершать горизонтальные движения глазами, то на минуту оторвитесь от таблицы, переведите взгляд на удаленный предмет и немного отдохните, после этого вновь приступайте к выполнению упражнения с самого начала, независимо от того, на каком этапе вы прервались.

В первый день работа с таблицей может занять несколько минут. Если же вам никак не удается удерживать свой взгляд в центральной точке квадрата, то вы потратите на это чуть больше времени. Пусть вас это не беспокоит – несколько дней тренировок – и вы заметно улучшите свой результат.

В среднем на работу с одной таблицей затрачивается 25–30 с.

Омельченко Ольга Валерьевна,
педагог – психолог

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Упражнение на найти ошибку для 5 класса
  • Упражнение кто быстрее найдет ошибку
  • Упражнение исправьте ошибки отредактировать предложения
  • Упражнение исправьте ошибки в тексте
  • Упражнение исправь ошибку в предложении