Умножение конкретный смысл умножения работа над ошибками

IV.Включение в систему знаний

Практический метод

Игра-соревнование

Выполнение практический упражнений

Динамическая пауза

 33 мин

1 мин

— Самой распространенной ошибкой было (Называю ошибки, которые чаще всего встречались в контрольной работе и мы их еще раз прорешиваем все вместе. Работа РНО в течение 5 минут)

— С ошибками из контрольной работы мы разобрались, теперь перейдем к задачам. Открываем учебник на странице 69, №42. Прочитайте задачу про себя. Кто готов, руку на локоток.

— О чем эта задача?

— Что над дано?

— Чтобы нам проще было решать задачу, что надо сделать?

— Иди к доске. Оформляй краткую запись. Какие элементы мы в нее поместим?

— Все согласны с такой краткой записью?

— Хорошо. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

— Каким действием?

— Записываем решение и ответ.

— У кого по-другому?

— Замечательно! Следующий номер, читаем задачу.

— О чем эта задача?

— Что нам известно? Что надо найти?

— Сложная задача?

— Составьте краткую запись, кто сделает первым на доску.

— Так, у кого другая запись? Решай задачу на доске, остальные в тетради.

— У кого по-другому?

— Молодцы! Сейчас вы самостоятельно решаете аналогичную задачу под №44. На решение вам 3 минуты. Кто решил быстрее, выходите к доске и оформляйте задачу.

— Кто решил по-другому?

— Хорошо. Задачи вы умейте неплохо решать. Давайте немного от них отвлечемся и решим головоломки на странице 65 №6

— Кто знает принцип работы с этими головоломками?

— Верно. У нас как раз 3 головоломки, у нас в классе 3 ряда. Значит, мы будем решать эти головоломки по рядам. Какой ряд быстрее решит. Но каждый ряд будет решать все три головоломки. Вы можете встать, подойти к центральному столу и вместе решить, а можете сами, по отдельности. Для этого я вам дам лист, вы схематично нанесете числа, а я потом проверю. Как только вы закончите, поднимите руки. Можете приступать!

— Итак, мы помним, что соревновались в правильности и скорости и победил ряд под номером..

— Вы все большие молодцы! Хорошо справились с заданием. Возвращаемся к задачам. Открываем страницу 68 №32.

— Один человек на доску, решает задачу с комментариями на оценку.

— Делай краткую запись. Как ее можно сделать?

— Сможем сразу ответить на вопрос задачи?

— Молодец! Пять, садись.

— Теперь откройте страницу 70, №47. Прочитайте задание и скажите, что вам надо сделать.

— Давайте вспомним, что такое периметр?

— Хорошо, чем прямой угол отличается от всех остальных?

— Хорошо, а как отличить острый от тупого?

— Верно. Итак, смотрим первый треугольник, кто назовет номер прямого угла?

— Хорошо. И номера острых?

— Смотрим второй треугольник. Назовите номер острого угла.

— А остальные углы, какие?

— И третий треугольник.

— Молодцы! Теперь вам надо с помощью линейки измерить стороны треугольников и узнать площадь каждого. На выполнение вам 3-4 минуты.

— Проверяем! У кого другие варианты?

— Молодцы! И последнее задание на сегодня № 39 на странице 69. Вам надо найти значение выражений. Делаем самостоятельно, проверяем через 3-4 минуты. Чтобы было удобнее записывайте в 2 столбика. Выполняйте!

— Проверяем!

— Молодцы! Записываем домашнее задание. Р. Т. страница 63 №61, 64

Выполняют работу над ошибками

Работа с учебником №42

Читают задачу

— О грибах.

— Всего 13 грибов, подосиновиков и белых вместе 7 штук. Надо найти количество маслят.

— Краткую запись.

— Подосиновики, маслята и белые грибы.

М. — ?

Б. — ?

П. — ?

— Да.

— Вычитанием.

13-7=6 (гр.)

Ответ: 6 маслят собрала Оля.

Работа с учебником №43

Читают задачу

— О птицах

— Что на пруду всего было 34 птиц из них 16 гусей. Надо найти количество уток. И узнать, насколько больше уток было чем гусей.

— Нет.

У. – ?

Г. – 16 пт.

1) 34-16=18(пт.) количество уток

2) 18-16=2 (пт.) настолько уток больше

Ответ: 18 уток, на 2 утки больше, чем гусей.

Работа с учебником №44

Самостоятельно решают задачу

Ж. –?

С. – 6 мот.

1) 15-6=9(мот.) желтых мотков

2) 9-6=3 (мот.) настолько желтых мотков больше

Ответ: 9 мотков желтых ниток, на 3 мотка больше чем синих.

Работа с учебником №6

— Надо что бы с каждой стороны получилось число, которое написано в центре.

Работа с учебником №32

— В задаче говорится о литрах воды. Нам известно, что в большой лейке 8 л воды, а в маленькой на 3 л меньше. Надо найти, сколько литров в ведре, если известно, что его объем равен большой и маленькой лейке вместе.  

— В виде чертежа.

                  ? л

В.

                 8л   ? на 3 меньше

Л.

— Нет, нам неизвестно, сколько литров в маленькой лейке. Мы сможем найти вычитанием. А после мы сможем узнать, сколько литров в ведре – сложением.

1) 8-3=5 (л) в маленькой лейке

2) 8+5=13(л) в ведре

Ответ: 13 литров в ведре.

Работа с учебником №47

— Найти в треугольниках острые и прямые углы, найти периметр этих треугольников.

— Это сумма длин всех сторон.

— Он 90 градусов, можно приложить угольник и он будет идти четко по нему.

— Острый будет меньше, чем прямой, а тупой наоборот больше.

— 1

— 2 и 3

— Его нет.

— Острые. Номера 1,2,3.

— Острый угол под номером 8, остальные острые.

Р1= 30мм+20мм+36мм=86(мм)

Р2= 32мм+32мм+40мм=104(мм)

Р3= 40мм+50мм+30мм=120(мм)

Работа с учебником №39

d+7

8+7=15

9+7=16

12+7=19

16+7=23

39-d

39-8=31

39-9=30

39-12=27

39-16= 23

Записывают домашнее задание

П: анализ, синтез;

П.: рефлексия способов действия, контроль результатов деятельности.

П: анализ

.: Сверка с эталоном

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П.: смысловое чтение

Р: саморегуляция как способность мобилизации сил

Л.: применение полученных знаний на практике

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Р.: анализ, синтез

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил

Л.: применение полученных знаний на практике

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил

П.: рефлексия способов действия, контроль результатов деятельности.

Тема: Конкретный смысл действия умножения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: 

Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.

Задачи урока:

Предметные: Познакомить учащихся  с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.

Развивающая: Развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.

УУД

Личностные:

— Формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.

Регулятивные

— Принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.

Познавательные

– Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Коммуникативные

— Контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.

Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, диалоговый, анализ, сравнение.

Этапы урока:

1. Организационно- мотивационный момент.

Цель: Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.

3. Определение темы и задач урока.

Цель: Определение способа действий, составление плана.

4. Открытие нового знания.

Цель: Организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.

5. Физкультминутка

6. Первичное закрепление.

Цель: Организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.

7. Проверка усвоения материала.

Цель: Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

8. Итог урока.

9. Рефлексия.

Цель: Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Ход урока:

  1. Организационно- мотивационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Всё готово? Всё в порядке?

Книжки , ручки и тетрадки?

Сели прямо, не согнулись

И друг другу улыбнулись

Всем удачи вам сейчас

За работу! В добрый час!

— Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть ещё много интересного, что можно открыть для себя. А открывать новые знания с нами будет Мудрая Сова, которая даёт вам свои советы. Прочитайте их.

Будьте внимательны, думайте быстро, решайте правильно.

— А живёт наша мудрая сова на дереве, которое мы постараемся украсить листочками, лежащими у вас на партах.

  1. Актуализация знаний.

-Сегодня на уроке математики мы вместе с Мудрой Совой отправимся в гости к математическим действиям и знакам.

— Мудрая сова хочет узнать у вас:

— Какие математические действия вы уже знаете?

— Какой знак используется для обозначения сложения?

— А какой для обозначения вычитания?( знаки прикрепляются рядом с совой)

— Мудрая сова хочет убедиться, что вы научились пользоваться этими знаками.

2 человека работают у доски

63…20…7=50 10…91

26…30…8=48 10…9=1

5…7…8=20 28…12

36…6…6=24 28…1230

-Возьмите сигнальный круг со знаками « плюс», « минус» и покажите знак, который используется для нахождения:

— суммы чисел

— разности чисел

— для нахождения неизвестного уменьшаемого

— для нахождения неизвестного вычитаемого

— для нахождения неизвестного слагаемого

— для нахождения периметра многоугольника

— какой знак используется, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого

Проверка заданий на доске – девочки, мальчики

— Мудрая Сова довольна вами и , поэтому, готова вместе с нами совершить математическое открытие, связанное с новым действием. А вы готовы?

— Но прежде Мудрая Сова просит вас решить задачи о её друзьях – животных.

Сколько хвостов у пяти котов?

— Как это узнаем? ( 1+1+1+1+1=5)

Сколько лап у трёх медвежат?

— Сколько лап у одного медвежонка?

— А как узнать сколько у трёх? (4+4+4=12)

— Что общего у этих двух выражений? ( одинаковые слагаемые)

— А теперь ещё задача.

Сколько ушей у ста мышей?

— Как это узнать? ( по 2 надо прибавить 100 раз)

— Попробуем 2+2+2+2 – Удобно ли нам так считать? (очень долго)

— Сложением очень долго, а вычитание подойдёт для решения задачи?

— Значит, нужно какое-то новое математическое действие, которым можно заменить сумму одинаковых слагаемых. Знаем мы такое действие?

  1. Определение темы и задач урока.

— Мы узнаем как называется это действие, если правильно расположим эти числа в порядке возрастания.

46, 100, 7, 91, 23, 83, 70, 52, 79. (в парах)

— А теперь переверните карточки и узнаете как называется новое математическое действие (читаем хором – умножение)

— Назовите тему нашего урока

— А теперь определите цели урока, продолжив мысль.

На уроке я узнаю— что такое …

— как оно…

— для чего оно мне …

Я буду учиться

  1. Открытие нового знания.

— Давайте ещё раз посмотрим на наши суммы.- Какие слагаемые в этих суммах?

— Каким действием мы можем заменить сложение – догадались?

— А может быть кто-то знает, каким знаком обозначается умножение?

— А может вы знаете – как записать выражения по- другому?

— Математика- наука точная, поэтому нужно проверить ваши предположения.

— Откройте учебник стр. 48

— Прочитайте тему урока. А теперь правило возле красной линии.

— Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?

-Как обозначается знак умножения на письме?

— Задайте вопрос классу, который начинается со слова ЧТО?

— А кто попробует задать вопрос, который начинается со слова ЗАЧЕМ? Как вы думаете , зачем придумали это действие?

— Вот что о себе говорит сам знак умножения- прочитайте-

Я- знак умножения

Для облегчения сложения

— Давайте докажем, что умножение облегчает сложение. Заменим данные суммы умножением.

1+1+1+1+1=5

— Какое слагаемое брали? Сколько раз?

— Как записать с помощью умножения?

— Прочитаем получившееся выражение по- разному

( аналогично записываем остальные выражения)

— Что показывает первое число в записи? – Второе число?

— Видите, как быстро и легко.

— А кто знает, каким ещё другим знаком, кроме точки пользуются для записи умножения? (х)

— Ребята приготовили сообщение об истории этих знаков.

— Для обозначения действия умножения европейские математики 16 века употребляли букву М, которая была начальной в латинском слове, обозначавшем увеличение, умножение –мультипликация. От этого слова произошло название мультфильм.

— Знак умножения- косой крестик впервые ввёл английский математик Вильям Оутред в 1631 году.

— Немного позднее немецкий математик Лейбниц ввёл знак- точку, чтобы не путать его с буквой Х.

  1. Физминутка.

  1. подняться, потянуться

  2. согнуться, разогнуться

  3. в ладоши три хлопка, головою три кивка

на 4- руки шире

5-руками помахать

6- за парту тихо сесть

7-8 – лень отбросим

  1. Первичное закрепление.

Работа по учебнику № 1.

— Рассмотрите рисунок.

— Что обозначает первая запись? (треугольники сгруппировали по 5. Получилось 3 группы. Сложили группы и получили результат.)

— Что обозначает вторая запись?( по 5 взяли 3 раза применили новый способ записи суммы одинаковых слагаемых.)

— Мудрая сова предлагает вам, опираясь на новые знания заменить суммы умножением. (ученик – у доски)

8+8+8+8=

6+6+6+6+6=

32+32+32=

2+7+2+7= -Почему не можем заменить?

— Какой вывод можем сделать?

Работа в группах.

— У вас на партах лежат конверты. В них пазлы – это листья с нашего дерева. Составьте пазлы так, чтобы у вас получились равенства сложения и умножения.

— Переверните листочки. Если у вас сложились половинки одного цвета, вы выполнили задание правильно.

— Проверим. Если правильно- зелёный листок, есть ошибки- жёлтый.

— Покажите как выполнили задание ?

Работа с геометрическим материалом.

— Мудрая Сова любит играть в игру «Найди лишнее». Давайте и мы поиграем в эту игру. Найдите 3 ответа.( треугольник, четырёхугольник, квадрат, , прямоугольник)

— Мудрая сова просит вас начертить квадрат со стороной 3 см и найти его периметр. ( самостоятельно) Проверка

— А можно по-другому узнать периметр этого квадрата? Можно применить для этого новое действие – умножение? Почему?

-Обсудите в парах и найдите периметр квадрата с помощью умножения.

— Проверим. Покажите, как вы выполнили это задание. Вот видите насколько это быстрее и удобнее.

— Ребята, а в жизни когда может пригодиться умножение?

( В магазине когда нужно купить несколько пачек чего-то, продавцам, строителям-

— Умножение нужно всем людям, независимо от возраста, образования, места работы.

  1. Проверка усвоения материала. Самостоятельная дифференцированная работа.

— Ну а сейчас Мудрая Сова хочет проверить как вы поняли новую тему.

На партах у вас по две карточки. На карточке с синим кружком – задание полегче, на карточке с красным кружком – посложнее. Выберите задание по своим силам и выполните его.

— Проверим. (проверка по эталону)

— Кто выполнил задание без ошибок – поднимите зелёный листочек,

С 1-2 ошибками- жёлтый, много ошибок- красный..

  1. Итог урока.

— Наш урок подходит к концу. Все работали дружно и хорошо.

— Какие открытия мы сделали на уроке?

— Что такое умножение?

— Для чего нам нужно умножение?

— Всегда ли мы можем заменить сложение умножением?

  1. Рефлексия.

— А теперь мне бы хотелось узнать – с каким настроением вы заканчиваете урок. Если вам было интересно, вы довольны собой – возьмите зелёный листочек. Если что- то не получилось- жёлтый.

— А теперь давайте подарим этот листочек нашему дереву, чтобы Мудрой Сове на нём жилось ещё лучше.

10. Домашнее задание.

Стр. 48 № 5

По желанию- составить 4 числовых выражения на сложение и умножение.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.

Задачи урока:

  • Предметные: познакомить учащихся  с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
  • Развивающая: развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.

УУД

Личностные:

  • формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.

Регулятивные:

  • принимать учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
  • высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.

Познавательные:

  • использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
  • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения;
  • выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока. 

  • В ходе урока обучающиеся приобретут знания об умножении как новой форме записи сложения одинаковых слагаемых, осознают значимость понятия «умножение», научатся заменять умножением сумму одинаковых слагаемых.
  • Продолжат формировать вычислительные  навыки, понимать учебную задачу и действовать в соответствии с ней, осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.

Урок математики (программа «Школа России») по теме «Конкретный смысл действия умножения», проведён Демьянцевой А.В. учителем МАОУ «Гимназии № 30» города Магадана для учителей города Магадана и области в рамках областного семинара, проведенного ИПК ПК 16.02.2017. Урок проводился  с использованием технологии деятельностного метода.

Дидактические материалы:

  1. Презентация к уроку
  2. Индивидуальный лист с печатными заданиями на каждого ученика.
  3. Музыка к физминутке.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Этапы урока

1. Организационно-мотивационный момент.

Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.

2. Активизация познавательной деятельности фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта, зафиксировать затруднение.

3. Выявление причины затруднения.

Цель: выявить причину из затруднения.

4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения.

Цель: определение темы и цели,составление плана.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: организовать реализацию  способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление.

Цель: организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.

7. Самостоятельная работа.

Цель: организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия (по результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия).

8. Включение в систему знаний.

Цель: организовать оценивание учащимися необходимости знания нового действия.

9. Рефлексия.

Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Все готово? Все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись,
И друг другу улыбнулись.
Пожелаю вам удачи! –
За работу! В добрый час!

— Какое у вас настроение?

— Пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.

— Итак, за работу

2. Активизация познавательной деятельности и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!

1. Минутка чистописания. (работаем в печатном листе задание №1)

2. Повторение зтапов и шагов урока открытия нового знания.

3. Устный счёт

— Вычисли суммы удобным способом.

— Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы?

(Среди различных вариантов предлагаю выделить на группы, одна из которых объединяет выражения — сумму одинаковых слагаемых).

9+4+1+4+4

5+5+5+5+5

7+7+7+20

8+7+5+8

2+2+2+2+2

32+32+32

4. Пробное действие.

— Можно ли данные выражения (сумму одинаковых слагаемых) записать как-либо иначе?

(Не знаем) (Проблема!)

3.  Выявление  причины затруднения.

— Так в чём затруднение?

— Почему вы не можете данные выражения записать иначе? (мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения, этого ещё не изучали)

— Значит, что вы не знаете? (мы не умеем записывать по другому сумму одинаковых слагаемых)

4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения.

 — Попробуем выполнить ещё одно задание.

Игра « Веришь, не веришь» 

Ученики  работают в индивидуальном печатном листе. (задание №2)

1

2

3

4

5

6

— Я буду говорить  высказывания если вы верите, то пишите « + », если не верите, то пишите « – », если не знаете, что ответить, то оставляете пустую клетку.

Верите ли вы,

1.  …что в математике 10цифр? (ДА)

2. …что при сложении числа называются слагаемые, значение суммы? (ДА)

3.  …что  5 дм 1 см = 15 см? (НЕТ)

4. …что 24 час – это сутки ? (ДА)

5. …что сложение одинаковых слагаемые называется умножение?

6. …что   плюс – это знак действия вычитания? (НЕТ)

Проверка

— Что вызвало у вас затруднение?

— Какая тема урока?

— Чему будем учится на уроке?

— Что знаете? Что хотели бы узнать?

(Что такое умножение? Какой знак у действия умножения?)

— Итак,  как вы думаете, какая у нас тема урока? Умножение! Правильно!

А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока.

Для надо продолжить  мысль:

  • Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие……….(умножение)
  • Я узнаю, как оно……………(обозначается)
  • Я узнаю, для чего оно мне   ………… (пригодиться)

План выхода из затруднения.

  1. Провести исследование
  2.  Узнать какую сумму можно заменить другим действием.
  3. Сделать вывод.

5. Реализация построенного проекта.

— Попробуем выполнить задание.

У каждого на столе лежит лист с печатными заданиями. (задание №3) На нём вы будете делать расчёты. Что изображено на листе? (На листе изображены точки)

— Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)

— Сосчитаем  число групп, объединяя их по 5. Сделаем отметку на листе.

— Сколько групп получилось?
(Получилось 8 групп)

— Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять?
(По пять сосчитать быстрее)

(Открытие!)

— При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта — вести счёт по 5.

— Какое выражение получается?

  • 5+5+5+5+5+5+5+5=40.

(Выражение из восьми слагаемых, каждое из которых 5. Значит, сумма та же самая 40)

— Удобно ли так записывать?  (Нет)

— Вернёмся уже к поставленной проблеме: придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. Самый главный наш помощник – это учебник.

— Откройте учебники. Прочитайте  правило.

— Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе?
(Можно записать умножением.)

— Как обозначается знак умножение на письме?
(На письме знак умножения обозначается точкой, при печати может использоваться крестик.)

— Попробуем заменить выражение, которые мы рассматривали по другому.

— Посмотрите на свои листочки и запись на них.

  • 5+5+5+5+5+5+5+5=40

— Запишем иначе. Какое число запишем сначала?
(Слагаемое 5)

— Какой знак поставим вместо знака + ?
(Знак умножения)

— Какое число запишем потом? (8)

— Почему?
(Оно обозначает  то, сколько раз по 5 мы сложили)

— Итак, мы по5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 x 8=40.

— Что показывает первое число при умножении?

— Что показывает второе число?

 Физкультминутка

6. Первичное закрепление.

— А сейчас опираясь на новые знания заменим суммы слагаемых умножением.

Решение задач (фронтальная работа)

1. На одном кусте — 8 помидоров, на другом столько же. Сколько помидоров на двух кустах?

  • 8+8 =16(п.)
  • 8х2=16(п.)

2. В одном стручке — 10 горошин. Сколько горошин в трёх таких же стручках?

  • 10+10+10=30(г.)
  • 10 х 3 = 30(г.)

3. Сосчитайте, сколько лапок у 7 утят?

  • 2 + 2 + 2 + 2 + 2 +2 + 2 = 14 (л.)
  • 2 х 7 = 14 (л.)

4. Сколько всего рыбок в 6 аквариумах, если в каждом 3 рыбки?

  • 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 18 (р.)
  • 3 х 6 = 18 (р.)

Работа в парах в печатных листах. (задание №4)

Соедините выражение слева с выражением справа.

2+2+2                                5×2

1+1+1+1                            6×4

3+3+3+3+3                       1×4

5+5                                    3×5

6+6+6+6                           2×3

– Какие выражения  составили пары?

Задачи решают в парах, записывают решение на печатном листе (задание №5)

1. Сколько огурцов в 4-х кучках, если в каждой 3 огурца?

3 + 3 + 3 + 3 = 12 (ог.) 

3 х 4 = 12 (ог.)

2. Сколько редисок в 6-ти пучках, если в каждом 5 редисок?

5+5+5+5+5+5 = 30 (р.)

5 х 6 = 30 (р.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

— Следующее задание будете выполнять самостоятельно в печатных листах. (задание №6)

— Поставьте себе плюс, если вы справились без ошибок, вопрос, если были ошибки.

— Ребята, вы хорошо справились с заданием.

8. Включение в систему знаний.

— С каким новым действием вы сегодня познакомились?

— Что обозначает действие умножения?

— Зачем нам нужно это новое действие? Когда его удобно использовать?

— Какую сумму можно заменить действием умножением?

9. Рефлексия.

– Какое задание вам показалось особенно интересным?

– Ребята, я  предлагаю вам игру «да-нет», если вы согласны с утверждением пишем +, если нет пишем . (в печатном листе задание №7)

– Умножение – это математическое действие?

– Разность можно заменить умножением?

–  + – знак умножения?

– Сумму разных слагаемых можно заменить умножением?

– Если все слагаемые одинаковые сложение можно заменить умножением?

– Сравните свои ответы, с теми, что на доске (Учитель вывешивает образец).

– Встаньте те кто выполнил это задание так же.

На доске дан образец: +, –, –, –,+.

Лесенка успеха.

— Поставьте себя на 1-ю ступеньку, если вы запомнили только тему.

— Поставьте себя на 2-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых  действием умножением, были ошибки в с.р.

— Поставьте себя на 3-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых  действием умножением, не было ошибок в с.р.

-Поставьте себя на 4-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых  действием умножением, не было ошибок в с.р. и вы можете объяснить другим, что обозначает действие умножение.

Тема: «Работа над ошибками. Умножение и деление»

Цель: Поработать над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Задачи:

Совершенствовать навыки счёта, умение решать задачи и уравнения.

— Развивать внимание, мышление и память.

— Развивать дух соревнования, умение отстаивать честь своей команды и быть корректными с командой соперников.

Оборудование: Мудрая сова, индивидуальные карточки для работы над ошибками, цифры на парту: 12, 9, 11, 2, 14, 8, 16, 6, 15, 3.

Тип урока: повторение, закрепление.

Ход урока

1.Сообщение темы и целей урока.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Тётушка Сова объявляет результаты контрольной работы:

­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________________________________________________

— Сегодня весь урок мы будем закреплять пройденный материал и работать над ошибками.

2.Минутка чистописания.

1)Наша мудрая сова

Любит игры с цифрой два.

Задаёт вопрос девчушке:

«Сколько ушек на макушке?» (2)

2) Вторую цифру отгадаем, если решим задачу на смекалку:

Папе, маме и сыну 70 лет. Сколько будет всем им вместе через 4 года? (74)

Письмо числа 274.

-Что вы можете сказать об этом числе?

«Математический диктант»

4 умножить на 5.

5 умножить на 7.

10 разделить на 2.

15 разделить на 5.

5 умножить на 9.

6 умножить на 5.

25 разделить на 5.

40 разделить на 5.

Письмо цифр 20 35 5 3 45 30 5 9

3. Устный счёт.

Арифметический диктант.

У каждого на парте цифры, ответы на примеры. Звучит пример, встаёт тот, у кого есть ответ на этот пример.

3 + 9 =12 5 + 6 = 11 7 + 7 = 14 7 + 9 = 16 6 + 8 =14 8 + 7 =15

17 – 8 = 9 11 – 9 = 2 16 – 8 = 8 13 – 5 = 8 12 – 9 = 3 15 – 9 =6

Ответы: 12, 9, 11, 2, 14, 8, 16, 8, 14, 3, 15,6.

4. Работа над ошибками.

У каждого ребенка на парте индивидуальная карточка для работы над ошибками.

Ф.И.__________________________18.11

Работа над ошибками

Вариант I.

Реши примеры.

а) 8 * 5 =

в) 9 * 6 =

д) 18 : 9 =

ж) 40 : 8 =

б) 6 * 8 =

г) 5 * 9 =

е) 64 : 8 =

з) 72 : 9 =

2. Выполни действия.

89 – (12 – 5)* 7 =

( 54 : 6): 9 + 12 + 5 * 7 =

35 : 5 + 36 : 9 * 6 : 4 =

9 * 8 – 7 * 9 : (6 : 2 ) =

3. Реши уравнение.

56 : Х = 24 : 3

Ф.И.______________________________18.11

Работа над ошибками

Вариант II.

Реши примеры:

а) 8 * 7 =

в) 2 * 9 =

д) 72 : 8 =

ж) 56 : 8 =

б) 8 * 8 =

г) 9 * 1 =

е) 27 : 9 =

з) 32 : 8 =

2. Выполни действия.

5 * 1 : 1 + 0 * 9 =

43 + 14 – 6 * 6 =

( 64 : 8): 8 =

43 + (14 – 6)* 6 =

3. Реши уравнение.

83 – Х = 6 * 5

5. Работа над пройденным материалом.

6. Физминутка (музыкальная)

7. Решение уравнений

8. Подведение итога.

9. Домашнее задание.

Математика, 2 класс

Урок № 46. Конкретный смысл действия умножение

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Изучение умножения, моделирование действия умножения с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей

Глоссарий по теме:

Умножение — математическое действие, посредством которого из двух чисел получается новое число, которое содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во втором.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. –

8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.48-49.

  1. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова –

7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.43.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Посмотрите на рисунок. На рисунке 2 торта, на каждом торте по 5 свечей. Узнаем, сколько всего свечей на рисунке. Для этого выполним сложение. Запишем сумму: 5 + 5=10

Всего на рисунке 10 свечей.

Обратите внимание: в этой сумме все слагаемые одинаковые – число 5.

Всего таких слагаемых два: 5 + 5

Такой пример на сложение одинаковых слагаемых можно заменить примером на умножение.

Запишем: 5 . 2 = 10 (свечей)

Слово «Умножение» на письме обозначают точкой» *

Точка – это знак умножения.

Первое число 5 в записи показывает, какое слагаемое взяли, то есть, по сколько свечей на каждом торте.

Второе число — 2 показывает, сколько раз повторяется слагаемое, то есть, сколько тортов со свечами на рисунке.

5 . 2 = 10

Читается этот пример так: по пять взять два раза, получится десять.

Можно прочитать по-другому: пять умножить на два, получится десять.

Запомните правило: Чтобы записать сумму одинаковых слагаемых, удобнее использовать умножение.

Вместо 3+3+3+3, пишут 3*4. Читают: «по три взять четыре раза» или «три умножить на четыре»

Рассмотрим следующий рисунок.

Квадраты можно считать вертикально, по 4 квадрата в 2 столбиках, что значит «по 4 взять 2 раза», тогда 4+4=8, или 4* 2=8

Квадраты можно считать горизонтально, по 2 квадрата в 4 строках, что значит «по 2 взять 4 раза», тогда 2+2+2+2=8, или 2*4=8

И в одном, и в другом случае, получается один ответ, так как количество квадратов не изменилось. Их 8.

Посчитаем яблоки.

Делаем вывод: умножение – это сложение одинаковых слагаемых.

При умножении первое число показывает, какие слагаемые повторяют, второе число показывает, сколько раз повторяют.

Тренировочные задания.

1. Замените сложение умножением:

16 + 16 + 16 =

7 + 7 =
10 + 10 + 10=

Правильный ответ:

16 + 16 + 16 = 16 · 3

7 + 7 = 7 · 2
10 + 10 + 10 = 10 · 3

2. Подчеркните строку, в которой правильно заменили сложение умножением:

3 + 3 + 3 = 3 · 2

6 + 6 = 2 · 6

5 + 5 + 5 = 5 · 3

Правильный ответ:

3 + 3 + 3 = 3 · 2

6 + 6 = 2 · 6

5 + 5 + 5 = 5 · 3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Умейте признавать свои ошибки цитата
  • Умная ручка которая исправляет ошибки
  • Умейте признавать свои ошибки и просить прощение
  • Умз 4216 ошибка датчика распредвала причины
  • Умей смеяться над своими ошибками