IV.Включение в систему знаний
Практический метод
Игра-соревнование
Выполнение практический упражнений
Динамическая пауза
33 мин
1 мин
— Самой распространенной ошибкой было (Называю ошибки, которые чаще всего встречались в контрольной работе и мы их еще раз прорешиваем все вместе. Работа РНО в течение 5 минут)
— С ошибками из контрольной работы мы разобрались, теперь перейдем к задачам. Открываем учебник на странице 69, №42. Прочитайте задачу про себя. Кто готов, руку на локоток.
— О чем эта задача?
— Что над дано?
— Чтобы нам проще было решать задачу, что надо сделать?
— Иди к доске. Оформляй краткую запись. Какие элементы мы в нее поместим?
— Все согласны с такой краткой записью?
— Хорошо. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
— Каким действием?
— Записываем решение и ответ.
— У кого по-другому?
— Замечательно! Следующий номер, читаем задачу.
— О чем эта задача?
— Что нам известно? Что надо найти?
— Сложная задача?
— Составьте краткую запись, кто сделает первым на доску.
— Так, у кого другая запись? Решай задачу на доске, остальные в тетради.
— У кого по-другому?
— Молодцы! Сейчас вы самостоятельно решаете аналогичную задачу под №44. На решение вам 3 минуты. Кто решил быстрее, выходите к доске и оформляйте задачу.
— Кто решил по-другому?
— Хорошо. Задачи вы умейте неплохо решать. Давайте немного от них отвлечемся и решим головоломки на странице 65 №6
— Кто знает принцип работы с этими головоломками?
— Верно. У нас как раз 3 головоломки, у нас в классе 3 ряда. Значит, мы будем решать эти головоломки по рядам. Какой ряд быстрее решит. Но каждый ряд будет решать все три головоломки. Вы можете встать, подойти к центральному столу и вместе решить, а можете сами, по отдельности. Для этого я вам дам лист, вы схематично нанесете числа, а я потом проверю. Как только вы закончите, поднимите руки. Можете приступать!
— Итак, мы помним, что соревновались в правильности и скорости и победил ряд под номером..
— Вы все большие молодцы! Хорошо справились с заданием. Возвращаемся к задачам. Открываем страницу 68 №32.
— Один человек на доску, решает задачу с комментариями на оценку.
— Делай краткую запись. Как ее можно сделать?
— Сможем сразу ответить на вопрос задачи?
— Молодец! Пять, садись.
— Теперь откройте страницу 70, №47. Прочитайте задание и скажите, что вам надо сделать.
— Давайте вспомним, что такое периметр?
— Хорошо, чем прямой угол отличается от всех остальных?
— Хорошо, а как отличить острый от тупого?
— Верно. Итак, смотрим первый треугольник, кто назовет номер прямого угла?
— Хорошо. И номера острых?
— Смотрим второй треугольник. Назовите номер острого угла.
— А остальные углы, какие?
— И третий треугольник.
— Молодцы! Теперь вам надо с помощью линейки измерить стороны треугольников и узнать площадь каждого. На выполнение вам 3-4 минуты.
— Проверяем! У кого другие варианты?
— Молодцы! И последнее задание на сегодня № 39 на странице 69. Вам надо найти значение выражений. Делаем самостоятельно, проверяем через 3-4 минуты. Чтобы было удобнее записывайте в 2 столбика. Выполняйте!
— Проверяем!
— Молодцы! Записываем домашнее задание. Р. Т. страница 63 №61, 64
Выполняют работу над ошибками
Работа с учебником №42
Читают задачу
— О грибах.
— Всего 13 грибов, подосиновиков и белых вместе 7 штук. Надо найти количество маслят.
— Краткую запись.
— Подосиновики, маслята и белые грибы.
М. — ?
Б. — ?
П. — ?
— Да.
— Вычитанием.
13-7=6 (гр.)
Ответ: 6 маслят собрала Оля.
Работа с учебником №43
Читают задачу
— О птицах
— Что на пруду всего было 34 птиц из них 16 гусей. Надо найти количество уток. И узнать, насколько больше уток было чем гусей.
— Нет.
У. – ?
Г. – 16 пт.
1) 34-16=18(пт.) количество уток
2) 18-16=2 (пт.) настолько уток больше
Ответ: 18 уток, на 2 утки больше, чем гусей.
Работа с учебником №44
Самостоятельно решают задачу
Ж. –?
С. – 6 мот.
1) 15-6=9(мот.) желтых мотков
2) 9-6=3 (мот.) настолько желтых мотков больше
Ответ: 9 мотков желтых ниток, на 3 мотка больше чем синих.
Работа с учебником №6
— Надо что бы с каждой стороны получилось число, которое написано в центре.
Работа с учебником №32
— В задаче говорится о литрах воды. Нам известно, что в большой лейке 8 л воды, а в маленькой на 3 л меньше. Надо найти, сколько литров в ведре, если известно, что его объем равен большой и маленькой лейке вместе.
— В виде чертежа.
? л
В.
8л ? на 3 меньше
Л.
— Нет, нам неизвестно, сколько литров в маленькой лейке. Мы сможем найти вычитанием. А после мы сможем узнать, сколько литров в ведре – сложением.
1) 8-3=5 (л) в маленькой лейке
2) 8+5=13(л) в ведре
Ответ: 13 литров в ведре.
Работа с учебником №47
— Найти в треугольниках острые и прямые углы, найти периметр этих треугольников.
— Это сумма длин всех сторон.
— Он 90 градусов, можно приложить угольник и он будет идти четко по нему.
— Острый будет меньше, чем прямой, а тупой наоборот больше.
— 1
— 2 и 3
— Его нет.
— Острые. Номера 1,2,3.
— Острый угол под номером 8, остальные острые.
Р1= 30мм+20мм+36мм=86(мм)
Р2= 32мм+32мм+40мм=104(мм)
Р3= 40мм+50мм+30мм=120(мм)
Работа с учебником №39
d+7 8+7=15 9+7=16 12+7=19 16+7=23 |
39-d 39-8=31 39-9=30 39-12=27 39-16= 23 |
Записывают домашнее задание
П: анализ, синтез;
П.: рефлексия способов действия, контроль результатов деятельности.
П: анализ
.: Сверка с эталоном
К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
П.: смысловое чтение
Р: саморегуляция как способность мобилизации сил
Л.: применение полученных знаний на практике
К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Р.: анализ, синтез
Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил
Л.: применение полученных знаний на практике
Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил
П.: рефлексия способов действия, контроль результатов деятельности.
Тема: Конкретный смысл действия умножения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.
Задачи урока:
Предметные: Познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
Развивающая: Развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.
УУД
Личностные:
— Формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.
Регулятивные
— Принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
Познавательные
– Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
Коммуникативные
— Контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.
Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, диалоговый, анализ, сравнение.
Этапы урока:
1. Организационно- мотивационный момент.
Цель: Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.
3. Определение темы и задач урока.
Цель: Определение способа действий, составление плана.
4. Открытие нового знания.
Цель: Организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.
5. Физкультминутка
6. Первичное закрепление.
Цель: Организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.
7. Проверка усвоения материала.
Цель: Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
8. Итог урока.
9. Рефлексия.
Цель: Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Ход урока:
-
Организационно- мотивационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Всё готово? Всё в порядке?
Книжки , ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись
И друг другу улыбнулись
Всем удачи вам сейчас
За работу! В добрый час!
— Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть ещё много интересного, что можно открыть для себя. А открывать новые знания с нами будет Мудрая Сова, которая даёт вам свои советы. Прочитайте их.
Будьте внимательны, думайте быстро, решайте правильно.
— А живёт наша мудрая сова на дереве, которое мы постараемся украсить листочками, лежащими у вас на партах.
-
Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке математики мы вместе с Мудрой Совой отправимся в гости к математическим действиям и знакам.
— Мудрая сова хочет узнать у вас:
— Какие математические действия вы уже знаете?
— Какой знак используется для обозначения сложения?
— А какой для обозначения вычитания?( знаки прикрепляются рядом с совой)
— Мудрая сова хочет убедиться, что вы научились пользоваться этими знаками.
2 человека работают у доски
63…20…7=50 10…91
26…30…8=48 10…9=1
5…7…8=20 28…12
36…6…6=24 28…1230
-Возьмите сигнальный круг со знаками « плюс», « минус» и покажите знак, который используется для нахождения:
— суммы чисел
— разности чисел
— для нахождения неизвестного уменьшаемого
— для нахождения неизвестного вычитаемого
— для нахождения неизвестного слагаемого
— для нахождения периметра многоугольника
— какой знак используется, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого
Проверка заданий на доске – девочки, мальчики
— Мудрая Сова довольна вами и , поэтому, готова вместе с нами совершить математическое открытие, связанное с новым действием. А вы готовы?
— Но прежде Мудрая Сова просит вас решить задачи о её друзьях – животных.
Сколько хвостов у пяти котов?
— Как это узнаем? ( 1+1+1+1+1=5)
Сколько лап у трёх медвежат?
— Сколько лап у одного медвежонка?
— А как узнать сколько у трёх? (4+4+4=12)
— Что общего у этих двух выражений? ( одинаковые слагаемые)
— А теперь ещё задача.
Сколько ушей у ста мышей?
— Как это узнать? ( по 2 надо прибавить 100 раз)
— Попробуем 2+2+2+2 – Удобно ли нам так считать? (очень долго)
— Сложением очень долго, а вычитание подойдёт для решения задачи?
— Значит, нужно какое-то новое математическое действие, которым можно заменить сумму одинаковых слагаемых. Знаем мы такое действие?
-
Определение темы и задач урока.
— Мы узнаем как называется это действие, если правильно расположим эти числа в порядке возрастания.
46, 100, 7, 91, 23, 83, 70, 52, 79. (в парах)
— А теперь переверните карточки и узнаете как называется новое математическое действие (читаем хором – умножение)
— Назовите тему нашего урока
— А теперь определите цели урока, продолжив мысль.
На уроке я узнаю— что такое …
— как оно…
— для чего оно мне …
Я буду учиться…
-
Открытие нового знания.
— Давайте ещё раз посмотрим на наши суммы.- Какие слагаемые в этих суммах?
— Каким действием мы можем заменить сложение – догадались?
— А может быть кто-то знает, каким знаком обозначается умножение?
— А может вы знаете – как записать выражения по- другому?
— Математика- наука точная, поэтому нужно проверить ваши предположения.
— Откройте учебник стр. 48
— Прочитайте тему урока. А теперь правило возле красной линии.
— Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?
-Как обозначается знак умножения на письме?
— Задайте вопрос классу, который начинается со слова ЧТО?
— А кто попробует задать вопрос, который начинается со слова ЗАЧЕМ? Как вы думаете , зачем придумали это действие?
— Вот что о себе говорит сам знак умножения- прочитайте-
Я- знак умножения
Для облегчения сложения
— Давайте докажем, что умножение облегчает сложение. Заменим данные суммы умножением.
1+1+1+1+1=5
— Какое слагаемое брали? Сколько раз?
— Как записать с помощью умножения?
— Прочитаем получившееся выражение по- разному
( аналогично записываем остальные выражения)
— Что показывает первое число в записи? – Второе число?
— Видите, как быстро и легко.
— А кто знает, каким ещё другим знаком, кроме точки пользуются для записи умножения? (х)
— Ребята приготовили сообщение об истории этих знаков.
— Для обозначения действия умножения европейские математики 16 века употребляли букву М, которая была начальной в латинском слове, обозначавшем увеличение, умножение –мультипликация. От этого слова произошло название мультфильм.
— Знак умножения- косой крестик впервые ввёл английский математик Вильям Оутред в 1631 году.
— Немного позднее немецкий математик Лейбниц ввёл знак- точку, чтобы не путать его с буквой Х.
-
Физминутка.
-
подняться, потянуться
-
согнуться, разогнуться
-
в ладоши три хлопка, головою три кивка
на 4- руки шире
5-руками помахать
6- за парту тихо сесть
7-8 – лень отбросим
-
Первичное закрепление.
Работа по учебнику № 1.
— Рассмотрите рисунок.
— Что обозначает первая запись? (треугольники сгруппировали по 5. Получилось 3 группы. Сложили группы и получили результат.)
— Что обозначает вторая запись?( по 5 взяли 3 раза применили новый способ записи суммы одинаковых слагаемых.)
— Мудрая сова предлагает вам, опираясь на новые знания заменить суммы умножением. (ученик – у доски)
8+8+8+8=
6+6+6+6+6=
32+32+32=
2+7+2+7= -Почему не можем заменить?
— Какой вывод можем сделать?
Работа в группах.
— У вас на партах лежат конверты. В них пазлы – это листья с нашего дерева. Составьте пазлы так, чтобы у вас получились равенства сложения и умножения.
— Переверните листочки. Если у вас сложились половинки одного цвета, вы выполнили задание правильно.
— Проверим. Если правильно- зелёный листок, есть ошибки- жёлтый.
— Покажите как выполнили задание ?
Работа с геометрическим материалом.
— Мудрая Сова любит играть в игру «Найди лишнее». Давайте и мы поиграем в эту игру. Найдите 3 ответа.( треугольник, четырёхугольник, квадрат, , прямоугольник)
— Мудрая сова просит вас начертить квадрат со стороной 3 см и найти его периметр. ( самостоятельно) Проверка
— А можно по-другому узнать периметр этого квадрата? Можно применить для этого новое действие – умножение? Почему?
-Обсудите в парах и найдите периметр квадрата с помощью умножения.
— Проверим. Покажите, как вы выполнили это задание. Вот видите насколько это быстрее и удобнее.
— Ребята, а в жизни когда может пригодиться умножение?
( В магазине когда нужно купить несколько пачек чего-то, продавцам, строителям-
— Умножение нужно всем людям, независимо от возраста, образования, места работы.
-
Проверка усвоения материала. Самостоятельная дифференцированная работа.
— Ну а сейчас Мудрая Сова хочет проверить как вы поняли новую тему.
На партах у вас по две карточки. На карточке с синим кружком – задание полегче, на карточке с красным кружком – посложнее. Выберите задание по своим силам и выполните его.
— Проверим. (проверка по эталону)
— Кто выполнил задание без ошибок – поднимите зелёный листочек,
С 1-2 ошибками- жёлтый, много ошибок- красный..
-
Итог урока.
— Наш урок подходит к концу. Все работали дружно и хорошо.
— Какие открытия мы сделали на уроке?
— Что такое умножение?
— Для чего нам нужно умножение?
— Всегда ли мы можем заменить сложение умножением?
-
Рефлексия.
— А теперь мне бы хотелось узнать – с каким настроением вы заканчиваете урок. Если вам было интересно, вы довольны собой – возьмите зелёный листочек. Если что- то не получилось- жёлтый.
— А теперь давайте подарим этот листочек нашему дереву, чтобы Мудрой Сове на нём жилось ещё лучше.
10. Домашнее задание.
Стр. 48 № 5
По желанию- составить 4 числовых выражения на сложение и умножение.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.
Задачи урока:
- Предметные: познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
- Развивающая: развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.
УУД
Личностные:
- формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
- высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
Познавательные:
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения;
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока.
- В ходе урока обучающиеся приобретут знания об умножении как новой форме записи сложения одинаковых слагаемых, осознают значимость понятия «умножение», научатся заменять умножением сумму одинаковых слагаемых.
- Продолжат формировать вычислительные навыки, понимать учебную задачу и действовать в соответствии с ней, осуществлять пошаговый контроль своих действий.
Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.
Урок математики (программа «Школа России») по теме «Конкретный смысл действия умножения», проведён Демьянцевой А.В. учителем МАОУ «Гимназии № 30» города Магадана для учителей города Магадана и области в рамках областного семинара, проведенного ИПК ПК 16.02.2017. Урок проводился с использованием технологии деятельностного метода.
Дидактические материалы:
- Презентация к уроку
- Индивидуальный лист с печатными заданиями на каждого ученика.
- Музыка к физминутке.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Этапы урока
1. Организационно-мотивационный момент.
Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.
2. Активизация познавательной деятельности фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта, зафиксировать затруднение.
3. Выявление причины затруднения.
Цель: выявить причину из затруднения.
4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения.
Цель: определение темы и цели,составление плана.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
Цель: организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.
7. Самостоятельная работа.
Цель: организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия (по результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия).
8. Включение в систему знаний.
Цель: организовать оценивание учащимися необходимости знания нового действия.
9. Рефлексия.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Все готово? Все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись,
И друг другу улыбнулись.
Пожелаю вам удачи! –
За работу! В добрый час!
— Какое у вас настроение?
— Пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
— Итак, за работу
2. Активизация познавательной деятельности и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!
1. Минутка чистописания. (работаем в печатном листе задание №1)
2. Повторение зтапов и шагов урока открытия нового знания.
3. Устный счёт
— Вычисли суммы удобным способом.
— Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы?
(Среди различных вариантов предлагаю выделить на группы, одна из которых объединяет выражения — сумму одинаковых слагаемых).
9+4+1+4+4 |
5+5+5+5+5 |
7+7+7+20 |
8+7+5+8 |
2+2+2+2+2 |
32+32+32 |
4. Пробное действие.
— Можно ли данные выражения (сумму одинаковых слагаемых) записать как-либо иначе?
(Не знаем) (Проблема!)
3. Выявление причины затруднения.
— Так в чём затруднение?
— Почему вы не можете данные выражения записать иначе? (мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения, этого ещё не изучали)
— Значит, что вы не знаете? (мы не умеем записывать по другому сумму одинаковых слагаемых)
4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения.
— Попробуем выполнить ещё одно задание.
Игра « Веришь, не веришь»
Ученики работают в индивидуальном печатном листе. (задание №2)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
— Я буду говорить высказывания если вы верите, то пишите « + », если не верите, то пишите « – », если не знаете, что ответить, то оставляете пустую клетку.
Верите ли вы,
1. …что в математике 10цифр? (ДА)
2. …что при сложении числа называются слагаемые, значение суммы? (ДА)
3. …что 5 дм 1 см = 15 см? (НЕТ)
4. …что 24 час – это сутки ? (ДА)
5. …что сложение одинаковых слагаемые называется умножение?
6. …что плюс – это знак действия вычитания? (НЕТ)
Проверка
— Что вызвало у вас затруднение?
— Какая тема урока?
— Чему будем учится на уроке?
— Что знаете? Что хотели бы узнать?
(Что такое умножение? Какой знак у действия умножения?)
— Итак, как вы думаете, какая у нас тема урока? Умножение! Правильно!
А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока.
Для надо продолжить мысль:
- Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие……….(умножение)
- Я узнаю, как оно……………(обозначается)
- Я узнаю, для чего оно мне ………… (пригодиться)
План выхода из затруднения.
- Провести исследование
- Узнать какую сумму можно заменить другим действием.
- Сделать вывод.
5. Реализация построенного проекта.
— Попробуем выполнить задание.
У каждого на столе лежит лист с печатными заданиями. (задание №3) На нём вы будете делать расчёты. Что изображено на листе? (На листе изображены точки)
— Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)
— Сосчитаем число групп, объединяя их по 5. Сделаем отметку на листе.
— Сколько групп получилось?
(Получилось 8 групп)
— Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять?
(По пять сосчитать быстрее)
(Открытие!)
— При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта — вести счёт по 5.
— Какое выражение получается?
- 5+5+5+5+5+5+5+5=40.
(Выражение из восьми слагаемых, каждое из которых 5. Значит, сумма та же самая 40)
— Удобно ли так записывать? (Нет)
— Вернёмся уже к поставленной проблеме: придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. Самый главный наш помощник – это учебник.
— Откройте учебники. Прочитайте правило.
— Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе?
(Можно записать умножением.)
— Как обозначается знак умножение на письме?
(На письме знак умножения обозначается точкой, при печати может использоваться крестик.)
— Попробуем заменить выражение, которые мы рассматривали по другому.
— Посмотрите на свои листочки и запись на них.
- 5+5+5+5+5+5+5+5=40
— Запишем иначе. Какое число запишем сначала?
(Слагаемое 5)
— Какой знак поставим вместо знака + ?
(Знак умножения)
— Какое число запишем потом? (8)
— Почему?
(Оно обозначает то, сколько раз по 5 мы сложили)
— Итак, мы по5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 x 8=40.
— Что показывает первое число при умножении?
— Что показывает второе число?
Физкультминутка
6. Первичное закрепление.
— А сейчас опираясь на новые знания заменим суммы слагаемых умножением.
Решение задач (фронтальная работа)
1. На одном кусте — 8 помидоров, на другом столько же. Сколько помидоров на двух кустах?
- 8+8 =16(п.)
- 8х2=16(п.)
2. В одном стручке — 10 горошин. Сколько горошин в трёх таких же стручках?
- 10+10+10=30(г.)
- 10 х 3 = 30(г.)
3. Сосчитайте, сколько лапок у 7 утят?
- 2 + 2 + 2 + 2 + 2 +2 + 2 = 14 (л.)
- 2 х 7 = 14 (л.)
4. Сколько всего рыбок в 6 аквариумах, если в каждом 3 рыбки?
- 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 18 (р.)
- 3 х 6 = 18 (р.)
Работа в парах в печатных листах. (задание №4)
Соедините выражение слева с выражением справа.
2+2+2 5×2
1+1+1+1 6×4
3+3+3+3+3 1×4
5+5 3×5
6+6+6+6 2×3
– Какие выражения составили пары?
Задачи решают в парах, записывают решение на печатном листе (задание №5)
1. Сколько огурцов в 4-х кучках, если в каждой 3 огурца?
3 + 3 + 3 + 3 = 12 (ог.)
3 х 4 = 12 (ог.)
2. Сколько редисок в 6-ти пучках, если в каждом 5 редисок?
5+5+5+5+5+5 = 30 (р.)
5 х 6 = 30 (р.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
— Следующее задание будете выполнять самостоятельно в печатных листах. (задание №6)
— Поставьте себе плюс, если вы справились без ошибок, вопрос, если были ошибки.
— Ребята, вы хорошо справились с заданием.
8. Включение в систему знаний.
— С каким новым действием вы сегодня познакомились?
— Что обозначает действие умножения?
— Зачем нам нужно это новое действие? Когда его удобно использовать?
— Какую сумму можно заменить действием умножением?
9. Рефлексия.
– Какое задание вам показалось особенно интересным?
– Ребята, я предлагаю вам игру «да-нет», если вы согласны с утверждением пишем +, если нет пишем –. (в печатном листе задание №7)
– Умножение – это математическое действие?
– Разность можно заменить умножением?
– + – знак умножения?
– Сумму разных слагаемых можно заменить умножением?
– Если все слагаемые одинаковые сложение можно заменить умножением?
– Сравните свои ответы, с теми, что на доске (Учитель вывешивает образец).
– Встаньте те кто выполнил это задание так же.
На доске дан образец: +, –, –, –,+.
Лесенка успеха.
— Поставьте себя на 1-ю ступеньку, если вы запомнили только тему.
— Поставьте себя на 2-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых действием умножением, были ошибки в с.р.
— Поставьте себя на 3-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых действием умножением, не было ошибок в с.р.
-Поставьте себя на 4-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили, что такое действие умножение, можете заменить сумму одинаковых слагаемых действием умножением, не было ошибок в с.р. и вы можете объяснить другим, что обозначает действие умножение.
Тема: «Работа над ошибками. Умножение и деление»
Цель: Поработать над ошибками, допущенными в контрольной работе.
Задачи:
— Совершенствовать навыки счёта, умение решать задачи и уравнения.
— Развивать внимание, мышление и память.
— Развивать дух соревнования, умение отстаивать честь своей команды и быть корректными с командой соперников.
Оборудование: Мудрая сова, индивидуальные карточки для работы над ошибками, цифры на парту: 12, 9, 11, 2, 14, 8, 16, 6, 15, 3.
Тип урока: повторение, закрепление.
Ход урока
1.Сообщение темы и целей урока.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Тётушка Сова объявляет результаты контрольной работы:
______________________________________________________________________________________
— Сегодня весь урок мы будем закреплять пройденный материал и работать над ошибками.
2.Минутка чистописания.
1)Наша мудрая сова
Любит игры с цифрой два.
Задаёт вопрос девчушке:
«Сколько ушек на макушке?» (2)
2) Вторую цифру отгадаем, если решим задачу на смекалку:
Папе, маме и сыну 70 лет. Сколько будет всем им вместе через 4 года? (74)
Письмо числа 274.
-Что вы можете сказать об этом числе?
«Математический диктант»
4 умножить на 5.
5 умножить на 7.
10 разделить на 2.
15 разделить на 5.
5 умножить на 9.
6 умножить на 5.
25 разделить на 5.
40 разделить на 5.
Письмо цифр 20 35 5 3 45 30 5 9
3. Устный счёт.
Арифметический диктант.
У каждого на парте цифры, ответы на примеры. Звучит пример, встаёт тот, у кого есть ответ на этот пример.
3 + 9 =12 5 + 6 = 11 7 + 7 = 14 7 + 9 = 16 6 + 8 =14 8 + 7 =15
17 – 8 = 9 11 – 9 = 2 16 – 8 = 8 13 – 5 = 8 12 – 9 = 3 15 – 9 =6
Ответы: 12, 9, 11, 2, 14, 8, 16, 8, 14, 3, 15,6.
4. Работа над ошибками.
У каждого ребенка на парте индивидуальная карточка для работы над ошибками.
Ф.И.__________________________18.11 Работа над ошибками Вариант I. Реши примеры.
2. Выполни действия. 89 – (12 – 5)* 7 = ( 54 : 6): 9 + 12 + 5 * 7 = 35 : 5 + 36 : 9 * 6 : 4 = 9 * 8 – 7 * 9 : (6 : 2 ) = 3. Реши уравнение. 56 : Х = 24 : 3 |
Ф.И.______________________________18.11 Работа над ошибками Вариант II. Реши примеры:
2. Выполни действия. 5 * 1 : 1 + 0 * 9 = 43 + 14 – 6 * 6 = ( 64 : 8): 8 = 43 + (14 – 6)* 6 = 3. Реши уравнение. 83 – Х = 6 * 5 |
5. Работа над пройденным материалом.
6. Физминутка (музыкальная)
7. Решение уравнений
8. Подведение итога.
9. Домашнее задание.
Математика, 2 класс
Урок № 46. Конкретный смысл действия умножение
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Изучение умножения, моделирование действия умножения с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей
Глоссарий по теме:
Умножение — математическое действие, посредством которого из двух чисел получается новое число, которое содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во втором.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. –
8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.48-49.
- Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова –
7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.43.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Посмотрите на рисунок. На рисунке 2 торта, на каждом торте по 5 свечей. Узнаем, сколько всего свечей на рисунке. Для этого выполним сложение. Запишем сумму: 5 + 5=10
Всего на рисунке 10 свечей.
Обратите внимание: в этой сумме все слагаемые одинаковые – число 5.
Всего таких слагаемых два: 5 + 5
Такой пример на сложение одинаковых слагаемых можно заменить примером на умножение.
Запишем: 5 . 2 = 10 (свечей)
Слово «Умножение» на письме обозначают точкой» *
Точка – это знак умножения.
Первое число 5 в записи показывает, какое слагаемое взяли, то есть, по сколько свечей на каждом торте.
Второе число — 2 показывает, сколько раз повторяется слагаемое, то есть, сколько тортов со свечами на рисунке.
5 . 2 = 10
Читается этот пример так: по пять взять два раза, получится десять.
Можно прочитать по-другому: пять умножить на два, получится десять.
Запомните правило: Чтобы записать сумму одинаковых слагаемых, удобнее использовать умножение.
Вместо 3+3+3+3, пишут 3*4. Читают: «по три взять четыре раза» или «три умножить на четыре»
Рассмотрим следующий рисунок.
Квадраты можно считать вертикально, по 4 квадрата в 2 столбиках, что значит «по 4 взять 2 раза», тогда 4+4=8, или 4* 2=8
Квадраты можно считать горизонтально, по 2 квадрата в 4 строках, что значит «по 2 взять 4 раза», тогда 2+2+2+2=8, или 2*4=8
И в одном, и в другом случае, получается один ответ, так как количество квадратов не изменилось. Их 8.
Посчитаем яблоки.
Делаем вывод: умножение – это сложение одинаковых слагаемых.
При умножении первое число показывает, какие слагаемые повторяют, второе число показывает, сколько раз повторяют.
Тренировочные задания.
1. Замените сложение умножением:
16 + 16 + 16 =
7 + 7 =
10 + 10 + 10=
Правильный ответ:
16 + 16 + 16 = 16 · 3
7 + 7 = 7 · 2
10 + 10 + 10 = 10 · 3
2. Подчеркните строку, в которой правильно заменили сложение умножением:
3 + 3 + 3 = 3 · 2
6 + 6 = 2 · 6
5 + 5 + 5 = 5 · 3
Правильный ответ:
3 + 3 + 3 = 3 · 2
6 + 6 = 2 · 6
5 + 5 + 5 = 5 · 3