Умение анализировать свою деятельность видеть свои ошибки это

  1. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки, пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям — это:

а) объективность;

б) самокритичность;

в) ответственность.

  1. Научно
    обоснованный допуск людей к какому-либо
    определенному виду профессионального
    обучения и деятель­ности называется:

а) профессиональный
отбор;

б) профессиональные
показания;

в) профессиональная
пригодность.

  1. К
    группе психологических качеств,
    характеризую­щих социального работника
    как личность, относятся:

а) самоконтроль,
самокритичность, самооценка своих

поступков,
а также стрессоустойчивые качества —
физи-

ческая тренированность,
самовнушаемость, умение управлять
своими эмоциями;

б) психические
процессы (восприятие, память, воображение,
мышление), психические состояния
(усталость, стресс, депрессия);

в) коммуникабельность,
эмпатичность (улавливание настроения
людей, выявление их установок, ожиданий),
красноречие (умение внушать и убеждать
словом).

  1. Термин
    «деонтология» для обозначения
    учения о дол­жном поведении, поступках,
    образе действий был введен английским
    философом И. Бентамом в:

а) в
XVII в.;

б) в
XVIII в.;

в) в
XIX в.

  1. Под
    критерием моральности понимаются:

а) совокупность
представлений о добре, зле, справедливости
как содержании моральных требований к
профессиональному поведению и действиям;

б) основные
понятия, отражающие наиболее общественные
стороны и элементы морали;

в) профессиональные
этические отношения, этическое

сознание
и этические действия специалистов.

  1. Этические
    отношения в социальной работе существу­ют
    в следующих формах:

а) требования,
нравственные принципы, моральные
качества, постоянный самоконтроль;

б) этическое
сознание и этические действия
социальных

работников;

в) критерии
моральности.

  1. Основной
    целью этического кодекса социального
    ра­ботника является:

а) содействие
воплощению идеалов гуманизма,
нравственности и социальной справедливости
в профессиональной деятельности и
обществе в целом;

б) декларация
моральных принципов;

в) обучение
нравственности.

  1. В
    каком веке появился термин «мораль»?

а) в
IV в. до н.э.;

б) в
1675 г.;

в) в
IV в. н.э.

  1. В
    современном понимании этот термин
    впервые был использован на одном из
    приемов короля-«солнце» Людовика
    XIV, когда придворным и приглашенным
    были преподнесе­ны карточки (этикетки)
    с перечнем правил поведения при дворе:

а) этика;

б) этикет;

в) долг.

  1. Комплекс
    норм, установлений и предписаний о
    долге и профессиональных обязанностях,
    ответственности перед обществом и
    государством, перед профессией, коллегами
    и клиентами называется:

а) кодекс;

б) деонтология;

в) устав.

  1. Принцип
    гуманизма, принцип целесообразности
    дей­ствий, принцип эстетической
    привлекательности поведения, принцип
    учета народных обычаев и традиций.
    Перечислен­ные принципы являются:

а) принципами
этикета специалиста по социальной
работе;

б) принципами
этики специалиста по социальной работе;

в) принципами
моральности.

  1. Регулятивная
    функция этики социальной работы — это
    функция, которая:

а)
дает возможность оценивать с точки
зрения соответ­ствия моральным нормам
и принципам поведения и действия, цели
и задачи участников процесса;

б) вытекает
из потребности регулировать поведение
и

действия социальных работников;

в) обеспечивает
сотрудничество всех участников процесса
оказания социальной помощи клиенту.

  1. Постоянное
    стремление специалиста к профессиональ­ному
    росту:

а) творческое
мышление;

б) стремление
к самосовершенствованию;

в) повышение
авторитета.

  1. Критериями
    моральности являются:

а) содействие
общественному прогрессу,
формирование

высоконравственной
личности, социальная целесообразность;

б) соблюдение
разумных интересов клиента,
конфиденциальность и личная ответственность
социального работника за нежелательные
последствия его действий;

в) нравственные
убеждения, нравственная потребность.

  1. Умение
    правильно оценивать поступки, поведение
    кого-либо, поступать в соответствии с
    истиной называется:

а) честность;

б) ответственность;

в) справедливость.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияТехнология социальной работывопросы451-465


451. Тип поведения предполагающий отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства называется:
ритуализмом

452. Тип социального учреждения, дающий возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения, — это:
социальный приют (гостиница)

453. Типичными ситуациями в профессиональной деятельности социальных работников являются:
знакомство, встречи с клиентом, консультирование, общение с окружением клиента

454. Требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам предполагает процесс адаптации
управленческой (организационной)

455. Труд специалиста в области социальной работы предполагает органическое единство его квалификации и:
готовности безукоризненно исполнять свой профессиональный долг по защите прав человека
особых духовных качеств
чувства высокой моральной ответственности

456. Убеждение, приказ, внушение, гипноз относят к воздействиям одного человека на другого
вербальным

457. Увеличение потребления и поддержание покупательной способности населения в условиях роста цен, индексация фиксируемых доходов по мере изменения цен, установление минимальной заработной платы в соответствии с реальным прожиточным минимумом, является частью формирующейся системы
социальной защиты

458. Умение социального работника анализировать свою деятельность, видеть ошибки, пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, не ища самооправданий, — это:
самокритичность

459. Умение социального работника предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами, другими людьми — это:
тактичность

460. Умение социального работника сопоставить самооценку с мнением о себе окружающих и не переоценить свою значимость, умеренность в требованиях к другим и повышенную требовательность к себе — это:
скромность

461. Управление социальной ____________________ — это разновидность социального управления.
работой

462. Управление, которое осуществляется в системе человеческих отношений и представляет собой воздействие на общество (как в целом, так и на отдельные слои, группы, коллективы, индивидуумы) с целью его упорядочения, сохранения или изменения качественных или количественных характеристик, специфики, совершенствования и развития называется ____________________ управлением.
социальным

463. Управляющее воздействие, когда субъект управления подсказывает исполнителю, как лучше решить ту или иную задачу, используя накопленный опыт, аналогию с другими подобными ситуациями, побуждая исполнителя к самостоятельным действиям, к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы называется:
советом

464. Финансирование государством подготовки, переподготовки кадров и контроль за их трудоустройством является частью формирующейся системы
социальной защиты

465. Функции прогнозирования (целеполагания), организации, координации, стимулирования (мотивации), маркетинга, учета и контроля являются ____________________ функциями управления социальной работой.
общими


Урок 1. Критическое мышление: навыки, умения и компетенцииВ первом уроке курса по критическому мышлению мы поговорим о том, какими нужно обладать навыками и компетенциями для его успешного развития и использования в повседневной и профессиональной жизни.

В частности мы с вами побеседуем о том, что такое критическое мышление, и рассмотрим навыки и свойства, составляющие его основу.

Содержание:

  • Что такое критическое мышление?
  • Критическое мышление: навыки, умения и компетенции
  • Критическое мышление в работе и учебе: рекомендации по развитию и применению

Также вы узнаете о пользе его применения в учебе и работе и пройдете тест, из которого станет ясно, какое место оно занимает в вашей жизни на данный момент. Эта информация будет для вас крайне полезна, и начать свое обучение критическому мышлению следует именно с нее.

Что такое критическое мышление

Многие люди сталкиваются с трудностями в логических и последовательных рассуждениях. Но очень важно понять, что навыки рассуждения, как и любые другие, можно и нужно в себе развивать. Изначально для этого стоит разобраться в том, что вообще такое критическое мышление, и начать применять на практике его приемы.

Если обратиться к книге Дайаны Халперн – американского психолога и специалиста в области психологии мышления, можно увидеть, что:

Критическое мышление представляет собой целый комплекс основополагающих навыков, таких как способность давать оценки, делать заключения, интерпретировать и анализировать, наблюдать и т.д.

Говоря несколько иначе и проще, критическое мышление можно охарактеризовать как познавательную активность, связанную с применением разума и интеллектуальных способностей. Когда человек мыслит критически, оценивает и анализирует полученные данные, он использует внимание, категоризацию, выбор, суждение и другие подобные мыслительные операции. Применение же критического мышления предъявляет человеку ряд требований.

Критическое мышление: навыки, умения и компетенции

Рассматривая критическое мышление в качестве процесса обдумывания, мы увидим, что оно требует от человека наличия немалого количества навыков. К таковым относятся:

  • Умение определять позицию другого человека, его аргументы и выводы.
  • Умение оценивать свидетельства альтернативной позиции.
  • Умение беспристрастно и объективно оценивать противоположные аргументы и свидетельства.
  • Умение выявлять неверные и ложные противоположения, видеть подводные камни, читать между строк.
  • Умение распознавать приемы, использующиеся для придания конкретной позиции большей. привлекательности по сравнению с другими, к примеру, всевозможные способы убеждения или ложную логику.
  • Умение организованно размышлять и дополнять процесс обдумывания логикой и проницательностью.
  • Умение определять достоверность и обоснованность выводов, руководствуясь разумными допущениями и твердыми свидетельствами.
  • Умение обобщать информацию и объединять суждения о доказательствах для формирования собственного мнения.
  • Умение представлять свою точку зрения в обоснованной, организованной и убедительной форме.

В 1987 году один из лучших американских педагогов Роберт Эннис также сумел определить способности и установки, связанные с критическим мышлением. Ими являются:

Способность к скептическому рассмотрению вещей.
Способность к рассуждениям.

Разговор о развитии критического мышления будет неполным, если мы не упомянем о скептицизме. С позиции критического мышления скептицизм предполагает то, что человек подвергает некоторому сомнению абсолютно все, с чем сталкивается. Это вовсе не значит, что он не верит всему, о чем слышит или что видит – он просто признает тот факт, что его взгляды могут измениться, если он получит какие-либо дополнительные сведения.

Критическое мышление предлагает применять сомнения и скептицизм конструктивно, оценивая всю имеющуюся информацию. Благодаря этому мы можем выдвигать более обоснованные и объективные суждения на тему того, что мы считаем продуктивным, правильным, верным и наоборот. Также это значительно повышает эффективность принимаемых нами решений.

Есть люди, кажущиеся более доверчивыми по сравнению с остальными, а есть те, кто настроен более скептично. Причина кроется как в личных качествах, так и в жизненном опыте человека. Но критическое мышление не является ни врожденной особенностью, ни чертой характера – это конкретный метод, позволяющий интерпретировать события определенным образом. Скептики могут применять упорядоченный подход, а доверчивые люди – просто конструктивно подвергать все сомнению.

Что же касается рассуждений, то здесь в большей степени речь идет о рациональном мышлении. Рациональность предполагает использование причин для объяснения явлений, событий, фактов. И рассуждения, как правило, всегда начинаются именно от себя. Выглядит это примерно так:

1 Изначально человек находит причины: почему он верит во что-то или делает что-то (при этом он осознает, что именно это за причины).
2 Затем он критически оценивает свои действия и убеждения.
3 В итоге он может объяснить причины своих действий и убеждений окружающим.

На первый взгляд все это очень просто, ведь нам кажется, что мы знаем, почему и во что именно мы верим. Но в некоторых случаях нас начинают одолевать сомнения, вследствие чего собственные убеждения уже не кажутся такими истинными. В глаза начинает бросаться тот факт, что в действительности мы понятия не имеем о полноте информации, которой владеем, и начинаем думать: быть может, все, что мы слышим или видим – это лишь одна из вариаций?

Бывают также и случаи, когда у нас нет уверенности в том, правильно ли мы что-то объясняем и верно ли действуем. Поэтому необходимо прибегать к развитию наблюдательности и изучать основания своих собственных рассуждений, убеждений и действий, т.к. только они помогут нам провести какой бы то ни было критический анализ.

Но нельзя забывать и о том, что критическое мышление – это в основном критический анализ рассуждений окружающих. Чтобы его проводить, мы должны не только уметь находить основной аргумент другого человека, но и быть в состоянии анализировать и оценивать его детали.

Любое рассуждение, как собственное, так и чужое, состоит из анализа свидетельств и составленных на их основе выводов. Свидетельства поддерживают выводы. Вот, например, вы считаете, что сегодня прохладно. Вы говорите кому-то об этом, но он с вами не согласен, и интересуется, с чего вы это взяли. В доказательство вы можете привести показания термометра и свои собственные наблюдения за погодой на улице. В этом случае вашими свидетельствами станут лед на земле и столбик термометра на низком уровне.

А когда мы критически анализируем суждения других людей, мы можем и должны проводить следующие мыслительные операции:

  • Определять рассуждения и сделанные на их основе выводы.
  • Анализировать то, как собеседник выбирал, сочетал и упорядоченно располагал суждения (так мы определим ход рассуждения).
  • Оценивать, в какой степени рассуждения подтверждают выводы.
  • Оценивать обоснованность и доказательность рассуждений.
  • Определять неточности в процессе рассуждений.

Рассуждения, подобные рассмотренному нами примеру с погодой, мы применяем буквально ежечасно в обычной жизни. Но на учебе или в работе нам необходимы несколько иные рассуждения – обладающие формальной структурой (к примеру, отчеты, эссе, доклады). И для формирования таких рассуждений требуются дополнительные навыки, а именно:

  • Навык выбора и структурирования рассуждений (нужен для подтверждения вывода).
  • Навык последовательной аргументации.
  • Навык применения логического порядка.
  • Навык эффективного применения речевых средств (нужен для представления процесса рассуждений).

Каждый, кого интересует развитие критического мышления, должен уделять особое внимание развитию трех базовых компетенций, на которых основываются все остальные. Среди этих компетенций:

1

Умение мыслить. Критическое мышление – это способность к упорядочиванию, категоризации, выбору, дифференцированию, сравнению и противопоставлению (рекомендуем вам ознакомиться с интересным материалом на эту тему  здесь).

2

Контроль эмоций. Критическое мышление является беспристрастным процессом, но в любой момент могут возобладать эмоции. Это нормально, ведь нередко приходится делать выбор между разными позициями и точками зрения. Иногда могут выбить из колеи свидетельства, которые для нас неприемлемы, или неожиданные аргументы. В большинстве случаев эмоциональная нестабильность только ухудшает ситуацию, и умение контролировать свое эмоциональное состояние является полезным и эффективным навыком, т.к. оно позволяет спокойно привести логические доводы и убедить собеседника (советуем изучить наши материалы по управлению эмоциями – вы найдете их здесь и здесь).

3

Исследования и знания. Даже умея мыслить критически, не всегда можно отыскать хорошие и убедительные доказательства, не разбираясь в предмете. Критическое мышление – это еще и навык проведения собственных исследований. Помните, что способность находить данные по какому-либо вопросу облегчит вам жизнь, ведь вы будете в состоянии фиксировать важную информацию и приводить альтернативные доказательства, свидетельства и объяснения (в дополнение к этому обязательно почитайте нашу статью о 14 ключевых навыках для критического мышления – из нее вы почерпнете массу полезной информации, которая безусловно пригодится вам на практике).

Критическое мышление, помимо всего прочего, требует от человека наличия аккуратности и точности, а также неуемного стремления найти правильный ответ. А значит это вот что:

  • Быть объективным, т.е. уметь поступиться своими личными предпочтениями, убеждениями и интересами в процессе беседы, чтобы лучше разобраться в теме и прийти к более точному результату.
  • Рассматривать предмет с разных сторон, т.е. исследовать информацию с разных точек зрения.
  • Повторять, т.е. несколько раз обсуждать один и тот же вопрос, чтобы учесть максимальное количество деталей..
  • Быть внимательным к деталям, т.е. развивать наблюдательность и уделять время обнаружению даже самых мелких подробностей, способных привести к прояснению вопроса в целом.
  • Определять тенденции и закономерности, т.е. анализировать, упорядочивать информацию и выявлять повторения и сходства.
  • Рассматривать отдаленные перспективы и возможные результаты, т.е. иметь в виду, что представляющееся верным сейчас может попасть под сомнение через некоторое время.

А еще одной важнейшей компетенцией, способствующей развитию эффективного критического мышления, является не что иное, как самоанализ. Способность критически мыслить, как мы уже говорили, означает способность выносить точные суждения. На этот процесс воздействуют многие факторы, и знать о них следует непременно, т.к. получить без этого знания объективные сведения о происходящем очень и очень проблематично.

Эти факторы могут быть совершенно разными. Так, можно выделить убеждения, пристрастия, привычки, предубеждения, стереотипы, склонности, предположения; все то, что приемлемо и нормально для нас, и все те понятия и личные качества, в которых мы никогда не сомневаемся.

Человек, умеющий мыслить критически, предельно восприимчив к своим слабым и сильным сторонам. Он способен размышлять и давать оценку своим интересам, знаниям, мотивации, уровню компетентности и т.д. Он не пренебрегает сомнениями в своих взглядах и проверкой подтверждающих их свидетельств.

Для осознания своих недостатков всегда нужно мужество. Узнать о себе нечто новое (и не всегда приятное) может быть болезненно, т.к. большая часть людей склонна думать о себе лишь в положительном ключе. То же касается и собственной системы убеждений и ценностей – человек воспринимает то, во что он верит, как часть своей натуры, и сомнению это подвергается с трудом.

Не будет лишним заметить, что в результате критического мышления человек рискует оказаться по другую сторону баррикад, а значит, есть и риск разойтись во взглядах с родными, близкими, друзьями, коллегами. Отстаивание своей точки зрения – прерогатива смелых и мужественных людей, в особенности при вероятности ошибочности своей точки зрения.

Исходя из всего этого, умение проводить качественный и объективный самоанализ, наряду с прочими рассмотренными выше навыками и умениями, является одной из важнейших компетенций в ракурсе критического мышления. И в первую очередь нужно формировать правильную самооценку и трезво и беспристрастно относиться к своим недостаткам и отрицательным чертам, и по возможности, если уж не устранять их, то серьезно прорабатывать – делать так, чтобы они не мешали вам в анализе событий, явлений и фактов.

Критическое мышление, если оно развито правильно и в достаточной степени, предлагает человеку серьезные личностные преимущества по сравнению с другими людьми. Критически мыслящий человек может намного проще совершать правильный и обдуманный выбор, всегда и везде имеет свое собственное мнение и умеет его отстоять и обосновать, способен не просто слушать, но слышать окружающих людей. Такой человек может делать выводы, основываясь на анализе своего опыта и опыта других, никогда не делает выводов, опираясь на непроверенную информацию, гораздо меньше подвержен манипуляциям со стороны.

Развивая вышеназванные навыки и компетенции, человек не просто учится критически мыслить, он научается взвешенно и четко оценивать последствия своих решений, грамотно формулировать задачи и способы их реализации, становится открытым для новой информации и более спокойным при столкновении с чем-либо неизвестным. И, что не менее важно, критически мыслящий человек умеет признавать свои ошибки и ошибочность своего мнения, и с уважением относится к мнению других людей, даже если оно идет вразрез с его собственным.

Польза критического мышления проявляется не только в личной жизни, но и в профессиональной сфере деятельности и учебе, воздействуя и на общение человека с окружающими, и на понимание вещей, и на личную эффективность, и на многие другие составляющие. И, беря во внимание важность этого вопроса, мы хотим предложить вам несколько рекомендаций по развитию критического мышления и его применению в учебе и работе (собственно, и в личной сфере данные советы тоже будут незаменимы).

Критическое мышление в работе и учебе: рекомендации по развитию и применению

В этом разделе урока мы рассмотрим рекомендации на несколько разных тем, самым непосредственным образом касающихся практической стороны критического мышления. И первая из них по праву считается наиболее важной – она касается понимания.

1

Учитесь понимать

Критическое мышление – это превосходный инструмент для более глубокого понимания вещей, с которыми мы сталкиваемся. Например, на учебе это может быть некая дисциплина, ее основные теории и аргументы; в работе – сфера исследования, область деятельности и т.п. Довольно часто подобные объекты внимания обсуждаются на семинарах, презентациях, мозговых штурмах и других мероприятиях, преследующих цель получить оценку и интерпретировать результаты.

Одним из лучших методов достижения понимания можно назвать самостоятельное выполнение или же повторение (воспроизведение) исследований. Но, как и следует полагать, в учебных заведениях и на работе (как, впрочем, и в повседневной жизни) у нас не всегда есть время изучить все, с чем мы сталкиваемся. Поэтому альтернативой глубокому пониманию, приходящему через время и достигающемуся через эксперименты и жизненный опыт, может стать использование критического анализа исследований и работ других людей.

Все, что требуется для осуществления этого способа – научиться критически анализировать сделанное другими людьми. Но для кого-то это вполне просто, а для кого-то – сложно, и он без сомнений, не проверяя и не анализируя, принимает на веру любые результаты. Обучение критическому мышлению предполагает простой выход из подобных ситуаций и применимый к любой области. Нужно лишь задать два вопроса: «Откуда я это узнал?» и «Почему я верю, что это так?».

Такой подход эффективен и для студента, и для менеджера, и для бизнесмена, и для любого обычного человека, безоговорочно доверяющего исследованиям, которые основаны на устаревших данных, ложных рассуждениях, недостоверной выборке и т.п. Многие данные, выпавшие из контекста и ставшие неактуальными, зачастую берутся в качестве истинных в течение десятилетий, но с текущим положением дел уже ничего общего не имеют, и это нужно учитывать (более подробно о работе с данными и источниками мы поговорим в шестом уроке).

2

Изучайте плюсы и минусы

Критика, в каком бы контексте мы ее не рассматривали (академическом, профессиональном, повседневном) означает проведение анализа и положительных и отрицательных сторон чего-либо. Необходимо научиться находить как недостатки, так и преимущества, а также убедительные аргументы в пользу того и другого. Только это даст возможность адекватно оценить, что эффективно, правильно и действенно, а что – нет.

Грамотная критическая оценка предоставляет человеку заключение, по какой именно причине нечто считается плохим или хорошим, почему это нечто не работает или, напротив, имеет успех. Помните, что банальное перечисление плюсов и минусов здесь не пройдет – все их нужно подвергнуть скрупулезному изучению.

3

Ничего не упускайте и стремитесь к всесторонности

Почти в каждой области человеческой деятельности необходимо стремиться к критической оценке всего увиденного, услышанного, прочтенного и т.д. И это актуально даже в случаях с общепризнанными научными теориями, проверенными фактами, неопровержимыми доказательствами. Именно это можно назвать профессиональным критическим мышлением.

Старайтесь подвергать сомнению и критической оценке абсолютно все: теории, факты, области исследований, мнения, данные, методологию, инструментарии и т.д. Но не забывайте и о том, что могут быть исключения. К примеру, практически все, что касается религии, никогда не подвергается сомнениям или обсуждениям. Это нетипично, но все же имеет место быть. Впрочем, есть люди, которые мыслят критически даже здесь.

4

Оценивайте рассуждения и действия, но не человека

Необходимо понять, что идеи, работы, теории и действия не должны отождествляться с людьми, которые с ними связаны. Критический анализ никогда не может быть свободен от личного внимания людей, ведь люди всегда принимают замечания, критику и похвалу за свои творения на свой счет.

Когда мыслите критически по отношению продукта деятельности кого-то из окружающих, стремитесь прибегать к тактичности и конструктивному подходу. Любые замечания, в особенности те, что могут быть неприятны адресату, должны быть представлены так, чтобы он понял и принял их.

5

Избегайте крайностей

Как в обыденной жизни, так и в учебе и на работе люди часто впадают в крайности и воспринимают все только как правильное и неправильное, хорошее и плохое, белое и черное. Но в большинстве ситуаций во всем, что касается профессиональной сферы, науки или образования, следует принимать вещи в качестве совокупности явлений или вероятностей.

К примеру, одной из задач высшего образования является научить человека задавать сложные вопросы, предполагающие сложный и развернутый ответ. Подобное можно найти и в большинстве специальностей.

Исходя из этого, помните, что ответить на многие вещи однозначно нельзя, как и оценить их как единственно хорошие или плохие. Чем больше мы изучаем что-либо, тем явнее становится тот факт, что дать однозначный ответ на вопрос очень трудно. Вспомните слова древнегреческого философа Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

6

Работайте с сомнениями и двусмысленностью

Сегодня мы можем зайти в интернет и в течение считанных секунд получить ответ на любой заданный вопрос. Но в тех же научных дисциплинах встречаются вопросы (особенно в новых сферах), ответы на которые специалисты ищут годами и даже десятилетиями (да и гарантии получения ответов нет никакой). Так что если вы приверженец готовых ответов, с применением критического мышления у вас может возникнуть дискомфорт.

Одновременно с этим не следует полагать, что двусмысленные и неопределенные ответы – это нечто неприемлемое. К примеру, если вы пишите статьи для сайтов или журналов, вы просто обязаны искать проверенную информацию, основываясь на всех нюансах предмета, изученных подробно и детально. Точно так же и в учебе – если вы студент, вы должны учиться работать с данными, полученными учеными и специалистами, чтобы быть в состоянии аргументировать свои рассуждения.

В любой академической деятельности и работе (сюда же можно отнести профессиональные научные исследования, в том числе для сфер промышленности и бизнеса), будучи исследователем, вы должны иметь в виду, что:

Точного ответа может и не быть.
На поиски ответа могут уйти годы.
Найденный ответ может прояснить лишь небольшой аспект всего вопроса.

В случае с обучением, если вы студент, критическое мышление будет для вас означать:

  • Поиск наиболее точных и достоверных свидетельств по интересующему вопросу.
  • Оценку качества свидетельств, способных доказать те или иные утверждения.
  • Составление промежуточных выводов с основой на факты.
  • Построение такой линии рассуждений, которая сможет провести слушателей, собеседников или читателей к выводам через доказательства.
  • Поиск и выбор самых эффективных примеров.
  • Использование точных фактов с целью иллюстрации доказательств.

Обучение критическому мышлению – процесс, конечно же, непростой. Несмотря на это, он очень увлекателен и интересен, особенно если вы не занимались этим раньше. На вашем пути будет множество любопытных открытий, ведь вы начнете замечать изменения в своем собственном мыслительном процессе, реакциях на поступающую к вам информацию, взаимодействии с людьми в повседневной жизни.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.

Далее предлагаем перейти к изучению научного метода.

  1. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки, пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям — это:

а) объективность;

б) самокритичность;

в) ответственность.

  1. Научно
    обоснованный допуск людей к какому-либо
    определенному виду профессионального
    обучения и деятель­ности называется:

а) профессиональный
отбор;

б) профессиональные
показания;

в) профессиональная
пригодность.

  1. К
    группе психологических качеств,
    характеризую­щих социального работника
    как личность, относятся:

а) самоконтроль,
самокритичность, самооценка своих

поступков,
а также стрессоустойчивые качества —
физи-

ческая тренированность,
самовнушаемость, умение управлять
своими эмоциями;

б) психические
процессы (восприятие, память, воображение,
мышление), психические состояния
(усталость, стресс, депрессия);

в) коммуникабельность,
эмпатичность (улавливание настроения
людей, выявление их установок, ожиданий),
красноречие (умение внушать и убеждать
словом).

  1. Термин
    «деонтология» для обозначения
    учения о дол­жном поведении, поступках,
    образе действий был введен английским
    философом И. Бентамом в:

а) в
XVII в.;

б) в
XVIII в.;

в) в
XIX в.

  1. Под
    критерием моральности понимаются:

а) совокупность
представлений о добре, зле, справедливости
как содержании моральных требований к
профессиональному поведению и действиям;

б) основные
понятия, отражающие наиболее общественные
стороны и элементы морали;

в) профессиональные
этические отношения, этическое

сознание
и этические действия специалистов.

  1. Этические
    отношения в социальной работе существу­ют
    в следующих формах:

а) требования,
нравственные принципы, моральные
качества, постоянный самоконтроль;

б) этическое
сознание и этические действия
социальных

работников;

в) критерии
моральности.

  1. Основной
    целью этического кодекса социального
    ра­ботника является:

а) содействие
воплощению идеалов гуманизма,
нравственности и социальной справедливости
в профессиональной деятельности и
обществе в целом;

б) декларация
моральных принципов;

в) обучение
нравственности.

  1. В
    каком веке появился термин «мораль»?

а) в
IV в. до н.э.;

б) в
1675 г.;

в) в
IV в. н.э.

  1. В
    современном понимании этот термин
    впервые был использован на одном из
    приемов короля-«солнце» Людовика
    XIV, когда придворным и приглашенным
    были преподнесе­ны карточки (этикетки)
    с перечнем правил поведения при дворе:

а) этика;

б) этикет;

в) долг.

  1. Комплекс
    норм, установлений и предписаний о
    долге и профессиональных обязанностях,
    ответственности перед обществом и
    государством, перед профессией, коллегами
    и клиентами называется:

а) кодекс;

б) деонтология;

в) устав.

  1. Принцип
    гуманизма, принцип целесообразности
    дей­ствий, принцип эстетической
    привлекательности поведения, принцип
    учета народных обычаев и традиций.
    Перечислен­ные принципы являются:

а) принципами
этикета специалиста по социальной
работе;

б) принципами
этики специалиста по социальной работе;

в) принципами
моральности.

  1. Регулятивная
    функция этики социальной работы — это
    функция, которая:

а)
дает возможность оценивать с точки
зрения соответ­ствия моральным нормам
и принципам поведения и действия, цели
и задачи участников процесса;

б) вытекает
из потребности регулировать поведение
и

действия социальных работников;

в) обеспечивает
сотрудничество всех участников процесса
оказания социальной помощи клиенту.

  1. Постоянное
    стремление специалиста к профессиональ­ному
    росту:

а) творческое
мышление;

б) стремление
к самосовершенствованию;

в) повышение
авторитета.

  1. Критериями
    моральности являются:

а) содействие
общественному прогрессу,
формирование

высоконравственной
личности, социальная целесообразность;

б) соблюдение
разумных интересов клиента,
конфиденциальность и личная ответственность
социального работника за нежелательные
последствия его действий;

в) нравственные
убеждения, нравственная потребность.

  1. Умение
    правильно оценивать поступки, поведение
    кого-либо, поступать в соответствии с
    истиной называется:

а) честность;

б) ответственность;

в) справедливость.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1. Одной из инноваций в последнее время стала следующая форма подготовки кадров для социальной работы:
а) самообразование +
б) непрофессиональное образование
в) система повышения квалификации

2. Сбор, анализ и систематизация информации о качествах (способностях) человека, результатах его работы за определенный период времени:
а) кадровая ротация
б) оценка кадров +
в) стажировка кадров

3. Социальный работник должен содействовать совершенствованию таких служб:
а) основных
б) аварийных
в) социальных +

4. Обратный трансферт может быть:
а) и негативным, и позитивным +
б) только негативным
в) только позитивным

5. Различают стрессы: 1) личностные; 2) профессиональные; 3) власти; 4) ответственности; 5) групповые; 6) общественные:
а) 1,2,3,6
б) 1,5
в) 1,2,4 +

6. В странах, отличающихся социальным благополучием, «богатые» не могут иметь доходы, превышающие доходы «бедных», более чем в:
а) 3 раза
б) 10 раз +
в) 7 раз

7. Профессионализм включает как самоопределение личности, так и:
а) привыкание
б) «вливание»
в) адаптацию +

8. Деформация личности включает понятия психической усталости и такой напряженности:
а) эмоциональной +
б) физической
в) духовной

9. Определение перспективных и текущих целей при работе с кадрами, разработка необходимых мероприятий и их практическая реализация:
а) кадровая ротация
б) кадровая перестановка
в) кадровая политика +

10. Одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому:
а) социальная защита
б) социальный патронаж +
в) социальное обслуживание

11. Экономические показатели, характеризующие уровень потребления населением продук­тов питания и непродовольственных товаров, — это … потребления:
а) нормативы +
б) формы
в) критерии

12. В России во второй половине 90-х годов XX столетия децильный коэффициент составил:
а) 20:1
б) 22:1 +
в) 12:1

13. К задачам социальной защиты населения не относится:
а) реклама промышленной продукции для населения +
б) реализация установленных прав и гарантий
в) использование активных форм социальной поддержки

14. Предполагает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся, призвана способствовать социальной адаптации личности функция:
а) психологическая +
б) аналитическая
в) прогностическая

15. Термин «психологическое сгорание» был введен в:
а) 1974 г. +
б) 1984 г.
в) 1994 г.

16. К реализации социально-медицинской функции социального работника не относится:
а) помощь в овладении санитарно-гигиеническими нормами
б) организация работы по рекламе лекарственных средств +
в) содействие в подготовке молодежи к семейной жизни

17. Профессия «социальный работник» введена в РФ в:
а) 1956 г.
б) 2001 г.
в) 1991 г. +

18. При постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом социальный работник (социальный педагог) выполняет роль:
а) психотерапевта
б) эксперта +
в) адвоката

19. Предусматривает пределы использования такого критерия, как установка временных границ разрешения проблемы, подход:
а) проблемно-оценочный
б) проблемно-разрешающий
в) проблемно-ориентированный +

20. Коммуникативная функция не призвана:
а) помогать восприятию и пониманию другого человека
б) формировать ответственное отношение к репродуктивному поведению +
в) организовывать обмен информацией

21. Границы ответственности социального работника устанавливаются:
а) нормативными документами +
б) совестью социального работника
в) кодексом социального работника

22. Профессиональной деформацией личности специалиста называется изменение:
а) профессиональных качеств специалиста
б) свойств личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности +
в) профессиональных свойств специалиста под влиянием личностных особенностей

23. Собрание высшего духовенства Русской православной церкви, проходившее в Москве с участием Ивана Грозного и членов Боярской Думы и решившее создать богадельни, состоялось в:
а) 1451 г.
б) 1651 г.
в) 1551 г. +

24. Выступал за усиление наказания, если оно не обеспечивает исправления преступника:
а) Платон
б) Аристотель +
в) Гоббс

25. Технология социальной работы:
а) система знаний о регулировании социальных отношений
б) совокупность приемов и методов, направленных на достижение целей
в) отрасль социальной технологии +

26. Тоффлер является основоположником:
а) социально-государственной модели
б) концепции знания как цели социальной политики +
в) концепции среднего класса

27. Этап технологического процесса по организации воздействия включает в себя операцию по:
а) реализации оптимального варианта +
б) выработке программы действий
в) организации взаимодействия

28. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению называется:
а) саморегуляцией
б) самовоспитанием
в) самокритичностью +

29. Учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков:
а) социальный приют для детей и подростков +
б) специальный дом-интернат
в) территориальный центр социальной помощи семье и детям

30. Лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы:
а) работник социального учреждения
б) специалист по социальной работе +
в) социальный работник

Онлайн-тестыТестыОбщественные наукиТеория социальной работывопросы586-600


586. Тип учреждений, представляющих службу семьи — это:
консультационный

587. Трансактный (или структурный) анализ — совершенно новый оригинальный взгляд на поведение человека, в основе которого лежат:
неосознаваемые, запрограммированные игры, в которые он играет в течение всей жизни

588. Указ 17 мая 1897 г. предусматривал возможность продвижения по службе в сфере общественного призрения до:
пятого класса

589. Указ об открытии Московского воспитательного дома был издан в:
1763 году

590. Указ, которым Петр I запретил не только просить милостыню, но и подавать ее, датируется:
1712 годом

591. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению называется:
самокритичностью

592. Управление в социальной работе не включает в себя:
материально-бытовое обеспечение

593. Управление социальным обслуживанием на территориальном уровне осуществляется:
органами социальной защиты

594. Упреждающая (превентивная) политика на рынке труда по регулированию занятости, выравнивание доходов населения и регулирующая роль государства — одни из фундаментальных оснований следующей модели социальной политики:
шведской модели

595. Усвоенный и повседневно проявляемый человеком социальный опыт педагогической деятельности, в соответствии с возрастом и сферой жизнедеятельности, называется:
социально-педагогической культурой

596. Устанавливать тенденции развития и результатов социальной работы на основе данных массовых опросов значит использовать анализ …
статистический

597. Установите правильную последовательность процедурных этапов технологического процесса:
1) выбор способов воздействия
2) формулирование цели
3) организация воздействия
4) оценка и анализ результатов

598. Установите правильную последовательность стадий развития социального противоречия:
1) стадия тождества
2) стадия существенных различий
3) стадия противоположностей
4) стадия конфликта

599. Установите правильную последовательность этапов замкнутого цикла технологического процесса:
1) предварительный
2) целеполагания
3) обработки информации
4) процедурно-организационный
5) контрольно-аналитический

600. Усыновление ребенка только с его согласия возможно в возрасте:
10 лет и старше


Доклад
мастера п/о Масляевой Л.В.

На
тему: «Профессионально этические требования к качествам личности социального
работника»

  Вашему вниманию предоставляется доклад на
тему
«Профессионально этические требования к
качествам личности социального работника».

Социальная работа
является одной из самых трудных профессий, поскольку социальный работник
постоянно видит людей несчастных, обездоленных, обремененных множеством
проблем. И он знает, что далеко не все проблемы можно разрешить — и по
объективным причинам, и по субъективным. Вместе с тем, он несет людям помощь и  хотя
бы частичное облегчение их страданий.  Так как
социальный
работник постоянно находится в эпицентре человеческих страданий, к его
личности  предъявляются определённые  профессионально-этические требования.
Задача социального работника изменить положение к лучшему. Без определённых
личных качеств социальная работа будет
бессмысленной
тратой времени и средств.                                                                                    
        
Требования к навыкам, квалификации, а
также нравственным и личностным качествам
социальных работников неоднократно становились объектами исследований работ ряда российских ученых,
среди которых стоит отметить С.
И. Григорьева, И. А. Зимнюю, Р. М. Куличенко и других.  Кроме того,
вышеуказанные требования нашли отражение не только в отечественной научной литературе,
но и в признаваемых профессионалами рассматриваемой сферы в самых разных
уголках земного шара, что подтверждается таким документом, как Международная
Декларация этических принципов социальной работы, разработанной  Международной
федерацией социальных работников.  В России общероссийская общественная
организация  «Союз социальных педагогов и социальных работников»  разработала
Кодекс этики социального работника. Изучение научных трудов, посвящённых
проблеме роли социального работника при осуществлении им профессиональных
обязанностей,  позволило составить требования в двух направлениях:

1)    Требования
к профессии (профессиограмма);

2)    Требования
к личности.

Профессиограмма — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а
также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой
профессией или специальностью к работнику.

 Требования к
профессиональным  качествам
социального работника:

 1)  высокий
уровень образования  предполагает не только владение теоретическими
знаниями основ социальной работы, нормативной правовой базы деятельности в
установленной сфере, а также подготовку лица в смежных специальностях, таких
как педагогика и психология;  

2)  компетентность работника
подразумевает, что лицо при осуществлении
своей деятельность
будет направлять все свои усилия на удовлетворение потребностей и запросов
клиентов, то есть на достижение своей
основополагающей
цели;

3)  организационные способности
предполагают возможность лица
собственными
усилиями рационально использовать имеющиеся ресурсы, в
том числе кадровые, для достижения поставленных задач;

4)  социальная активность и гибкость
работника предполагает, что его
деятельность
будет связана не только с обращениями граждан и других лиц,
а также будет реализована по мере самостоятельного обнаружения  фактов  о тяжелом состоянии того или иного лица посредством оказания профессиональной помощи.  

5)  соблюдение должностных инструкций и
регламентов
является необходимым качеством профессионала, так как социальная работа непосредственно сопряжена с личной информацией о жизни отдельных лиц, которым должна быть гарантирована конфиденциальность.

  В своих
исследованиях Шмелева Н.Б. личные качества социального работника делит на три
группы.  Первая группа – психологические характеристики, которые
определяют способность к данному виду деятельности.
Сюда
включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим
процессам
(восприятию, памяти, воображению, мышлению); психическим
состояниям
(усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии); вниманию
как состоянию сознания; эмоциональным (сдержанность,
индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность,
импульсивность) характеристикам.

  В работе с людьми, как правило, психологические
требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого,
проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих
ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная
социальная работа.

Ко второй группе качеств
относятся такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самокритичность,
самооценка своих поступков. А также стрессоустойчивые качества – физическая
тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся
коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность
(улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание
их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость
(умение внушать и убеждать словом) и другие.

Качества
личности социального работника во многом определяют успешность его
взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной
пригодности.

Профессиональная деятельность социального
работника должна быть этически корректной.

Э́тика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются
нравственность и мораль. Первоначально смыслом слова «этос» (греч)  было
совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы,
сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и
агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу
добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни,
самопожертвования и так далее.  На морально-нравственных принципах
строятся требования к личности социального работника.

Требования к 
личным  качествам 
социального  работника:

1) честность —
необходимое качество для социального работника. Честность, умение специалиста
говорить правду,  необходима и в большом, и в малом. Социальный работник должен
говорить правду о положении клиента, о возможности решить его проблемы, о тех
затруднениях, которые встречаются в работе, о совершенных ошибках и способах их
коррекции. Однако честность должна проявляться не только в словах — ею должна
быть пронизана вся деятельность социального работника. Он не имеет права обмануть
ожидания клиента, если дал ему полное представление о результатах совместной
деятельности. Если он по объективным причинам не уверен в желаемом исходе
деятельности, он должен сообщить о своих сомнениях клиенту, чтобы не порождать
несбыточных надежд и не вызывать впоследствии нареканий в свой адрес. Однако
если он, продумав план действий, дал слово клиенту — он должен его держать;                                           
2) совесть социального работника проявляется как чувство моральной
ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со
своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в
себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество
личности является индивидуализированной формой отражения требований к ней
общества и профессиональной группы. Совесть выполняет функцию важнейшего
регулятора поведения, побуждая к творческим поискам решения и предостерегая от
чисто формального подхода к решению проблем. Когда профессионально-этические
нормы оказываются слишком абстрактными, совесть подсказывает специалисту то
решение, реализация которого принесет ему моральное удовлетворение. И наоборот,
совесть может вызывать у специалиста чувство вины за неверное решение,
небрежность и ошибки в делах и т.п.;                                                                           
3)  объективность — 
социальный работник —
человек, и полностью исключить человеческий фактор в его взаимоотношениях с
клиентом невозможно. Социальный работник может иметь свои симпатии и антипатии,
но они не должны сказываться на качестве его работы с различными клиентами —
какие бы чувства клиент или сослуживец, ни вызывал у социального работника, его
личность должна быть оценена адекватно. В противном случае он может, переоценив
клиента, потребовать от него невозможного; недооценив его — настроить клиента
на работу “с прохладцей”, вызвать у него желание вне зависимости от личностного
потенциала решить свои проблемы целиком за счет усилий социального работника и
системы социальной защиты в целом. Объективность  должна присутствовать при
оценке нуждаемости в помощи группы клиентов — социальный работник не имеет
права недооценивать или переоценивать всей совокупности обстоятельств каждого
из клиентов и принимать решение об оказании преимущественной помощи одному в
ущерб интересам другого без достаточно веского обоснования своего мнения;             
4) 
справедливость
 — должна постоянно присутствовать во
взаимоотношениях социального работника  с клиентами, их близкими и коллегами.  Каждый
клиент, независимо от своих качеств, статуса, отношения к нему специалиста и
т.п. должен получить именно ту долю ресурсов общества, в которой он нуждается
на основе принципа социальной справедливости («конструктивного неравенства»).
Симпатичен клиент социальному работнику или вызывает антипатию — это не должно
отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту
необходимо предоставить. Справедливость должна проявляться и по отношению к
коллегам — каждое действие или поступок клиента или коллеги должны получать
справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения их заслуг или недостатков,
с учетом как объективных, так и субъективных факторов. Воплощение в практике
социальной работы принципа справедливости предохраняет социального работника от
отчуждения от  клиента и от коллектива;                                                 
                                           5)  
тактичность —
это качество предполагает умение социального работника предвидеть все
объективные последствия поступка или действий и их субъективное восприятие
клиентами, коллегами и другими людьми. Тактичность как качество личности
социального работника необходима вследствие того, что его поведение всегда
требует одновременного соблюдения множества профессионально-этических норм и
требований, которые могут казаться противоречивыми (как, например, честность,
открытость и конфиденциальность). Умение выстроить свои действия таким образом,
чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие
личности, не унизить ее — это достигается путем всесторонней оценки
противоречивости ситуации и тенденций и динамики ее развития. Как качество
личности,  тактичность особенно необходима социальному работнику, которому в
силу специфики профессии приходится иметь дело с людьми слабыми, больными,
униженными, раздраженными, чье самолюбие уже в достаточной мере задето теми
обстоятельствами, в которых они  находятся;                                                                                                          
6) внимательность и наблюдательность  необходимы социальному
работнику в его повседневной практической деятельности. Работая с клиентом,
социальный работник обязан замечать все малейшие изменения в его настрое, как
положительные, так и отрицательные. Будучи внимательным и наблюдательным,
специалист всегда может заметить неуверенность и колебания клиента, его
растерянность, угнетенность, наконец, даже плохое самочувствие или несогласие с
предлагаемым решением, даже если по каким-либо соображениям возражения не
высказаны вслух. Наблюдательность и внимательность социального работника дадут
ему в данном случае возможность, не упуская времени, доказать свою правоту,
более веско аргументируя предложения, подбодрить клиента, поддержать его.
Наконец, внимательность и наблюдательность помогут социальному работнику
уловить неискренность клиента и побудить его проверить полученную
информацию;                                                                                        7) 
толерантность 
обязательное качество личности социального работника, заключающееся в повышении
порога чувствительности к негативным характеристикам клиента. Она необходима,
если социальный работник стремится достигнуть доверительных отношений со своим
клиентом. Толерантность социального работника основывается на принципе уважения
личности в каждом человеке. Толерантность специалиста формируется на основе
понимания условий развития, становления личности клиента с учетом всех
неблагоприятных факторов, влияющих на этот процесс. Это делает возможным
принятие человека таким, каков он есть, признание его права быть самим собой,
иметь собственные привычки, взгляды, убеждения, вести тот образ жизни, который
он считает целесообразным, если это не имеет характера уголовно наказуемой или
иной социально опасной деятельности, не входит в противоречие с общественной
моралью. Однако толерантность не означает одобрения социальным работником тех
негативных идей или действий клиента, которые могут оказать отрицательное
влияние на его жизнедеятельность, его ближайшее окружение или общество в целом
– она не может быть безграничной;                8)
выдержка и самообладание являются
качествами личности социального работника, без которых его профессиональная
деятельность невозможна. Сталкиваясь в своей деятельности с клиентами,
находящимися в трудной жизненной ситуации, социальный работник всегда должен
учитывать эмоциональный статус таких индивидов. Даже если клиент раздражителен
и позволяет себе выплеснуть свои негативные эмоции на социального работника, то
социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен
терять самообладания — в противном случае, отдавшись во власть собственных
эмоций, он не услышит того, что говорит клиент, не сможет адекватно воспринять
информацию и оценить ее. В случае, когда социальный работник общается с
клиентом, имеющим какие-либо 
нарушения психики или
функций органов чувств, выдержка и самообладание ему также необходимы,
поскольку в интересах дела необходимо наладить контакт и даже от такого клиента
получить нужные сведения, дать ему информацию в доступной форме, добиться ее
усвоения, проявляя выдержку и самообладание;                                                                                            9) 
доброта социального
работника, основанная на гуманизме и любви к людям, имеет специфическое
содержание — она деятельна. Она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных
условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя,
обучении клиента необходимым для него навыкам и действиям, умении вовремя и в
должной мере оказать необходимую помощь. Социальный работник  должен быть не
«добреньким», жалеющим клиентов, сочувствующим их слабостям и потакающим им, а
добрым, т.е. уметь самому и учить  клиента противостоять негативным явлениям,
преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких.
Доброта социального работника дает ему право и возможность говорить клиенту
даже неприятную правду, если это является необходимым для блага
клиента;                                                                                 
10) 
любовь к людям 
без нее социальный работник  никогда не станет для клиента другом, наставником,
близким человеком. Однако, как говорит пословица, “легче любить все
человечество, чем своего соседа”, и в своей профессиональной деятельности
социальный работник постоянно сталкивается с тем обстоятельством, что далеко не
все клиенты объективно способны вызывать к себе любовь как конкретные
представители человечества. Тем не менее, социальный работник должен уметь
видеть в людях положительные человеческие черты и качества, достоинства,
понимать причины и условия возникновения недостатков и пороков.  Работая с
клиентом, социальный работник должен, опираясь именно на них, постараться
изменить мнение клиента о самом себе и вызвать ту его положительную
трансформацию, которая необходима для него.  Равнодушие к человеку ведет к
невнимательности,  непониманию его внутреннего мира и, соответственно, резко снижает
эффективность
воздействия;                                                             11)  самокритичность 
— неотъемлемое качество социального работника. Умение анализировать свою
деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную
оценку своим действиям и поведению, не выгораживая себя и не ища самооправданий
— одно из качеств, дающих возможность социальному работнику не только честно
исполнять свой долг, но и совершенствоваться в своей профессиональной
деятельности. Только не закрывая глаза на свои недостатки, а конструктивно
критикуя самого себя, не самоуспокаиваясь, можно развивать свои достоинства.
Вместе с тем, самокритичность социального работника не должна переходить в
“самоедство” — это качество, обусловленное стремлением все абсолютно и свои, и
чужие грехи взвалить на себя, не принесет пользы, а напротив, погрузит
социального работника в состояние безысходности, пессимизма, сделает его неуверенным
в себе и своих силах;                                                            12) 
адекватность самооценки   необходима социальному работнику в его
повседневной практической деятельности. Специалист, работающий с населением в
области социальной защиты, осуществляет жизненно важные для всего общества
функции. Однако при этом он не должен терять чувства реальности и не
переоценивать своих способностей и возможностей — завышенная самооценка приведет
к самоуверенности и высокомерию, а самоуверенность, в свою очередь, повлечет за
собой ошибки и негативно скажется на эффективности деятельности.  Не менее
опасна и заниженная самооценка социального работника — неверие в свои силы и
возможности отрицательно скажется не только на результатах деятельности, но и
окажет отрицательное влияние на состояние клиента, на общественное мнение о системе
социальной защиты в
целом;                                                                         
13)  терпение  — необходимо в повседневной деятельности  социального
работника. Он работает с различными клиентами, часть из которых трудны  в
общении. Такие трудности могут быть вызваны как возрастными (например, снижение
памяти), так и эмоциональными (например, гневливость) характеристиками клиента.
Социальный работник должен быть терпелив с каждым, должен быть готовым
выслушивать бессвязный рассказ или несколько раз повторять одно и то же, должен
иметь терпение выслушать эмоционального клиента, даже если эти эмоции
беспричинно направлены на социального работника. Для него главное — выслушать
клиента, дать ему исчерпывающе высказаться по проблеме, снять отрицательные
эмоции и направить разговор в конструктивное русло, чтобы получить и передать
информацию в полном объеме, добиться понимания и вызвать мотивацию к совместной
деятельности;                                                                                                
14)  коммуникабельность  — важнейшее качество социального
работника.    С общения начинается его знакомство с клиентом, общением работа с
ним заканчивается. От способности социального работника к общению, его
коммуникативной компетентности во многом зависит в целом успех его
деятельности, потому что именно в общении он узнает о проблемах клиента, его
приоритетах, ожиданиях, в общении вырабатывает план совместных действий по
решению проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты. В ходе общения он
может узнать об изменившихся обстоятельствах клиента и внести коррективы в план
работы, что сделает его актуальным и целесообразным. В общении с коллегами
социальный работник перенимает и распространяет опыт работы, обсуждает общие
проблемы и решает волнующие его вопросы. В общении с представителями других
государственных и негосударственных учреждений и организаций решает необходимые
для нормального функционирования и развития социальной службы
вопросы;                                                                                
15)  оптимизм
(от лат. optimus — «наилучший») –  умение мыслить
позитивно. Отношение, отражающее веру или надежду в положительный и желаемый
исход тех или иных событий
.  Видя постоянно вокруг
себя человеческие страдания, специалисту трудно сохранять оптимизм, веру в  справедливость
и торжество добра, однако это необходимо, т.к., помимо материальной,  бытовой и
любой другой помощи, социальный работник должен нести людям радость, надежду и
веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если социальный работник сам не
имеет ни веры, ни надежды. Отсутствие оптимизма у социального работника не
только “заражает” клиента безысходностью, но и делает нецелесообразными
всяческие попытки изменить положение к лучшему.  С учетом того обстоятельства,
что от позиции социального работника во многом зависит и активность клиента,
оптимизм может считаться одной из основных черт личности социального
работника;                                                   

 16)  сила воли —
всегда необходима социальному работнику в его практической деятельности.
Сознательный настрой на выполнение объективно необходимых действий на основе
знаний и умений, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в
процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца являются качествами,
развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания своего
профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости. Сила воли
необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но
и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента, обусловленную его
неуверенностью в себе,  разочарованностью в своих силах и возможностях,
сложившимся в его сознании мнении о себе как о неудачнике, неспособном успешно
функционировать во враждебном социуме. Именно сила воли социального работника
может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в
собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым повысить его
личностный потенциал и социальную активность;                                                                                                17) 
эмпатия — (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение
эмоционального состояния, проникновение в чувствование в переживания другого
человека. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия являются
необходимыми чертами личности социального работника и во многом определяются
умением специалиста поставить себя на место клиента. Эти качества  развиваются
по мере накопления им жизненного и профессионального
опыта;                                                                     18) 
творческое мышление.   В каждой конкретной ситуации социальный
работник должен, принимая решение, учитывать все малейшие нюансы обстоятельств 
клиента, чтобы принять оптимальное решение и добиться наивысшего результата. В
отсутствие творческого мышления специалист будет действовать по раз и навсегда
принятой им схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность
его работы и может отрицательно сказаться на клиенте, поскольку в социальной
работе готовых рецептов, годных в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях,
просто не существует. Отсутствие творческого мышления у специалиста будет
расценено его клиентом как невнимательность, недостаток опыта и желания
помочь;                                                                                                                     
19)  стремление к  самосовершенствованию —  должно проявляться не
только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту,
приобретению им практического опыта, навыков, умений и новых теоретических
знаний, но и совершенствовании духовном и нравственном, преодолении
недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его
работы. Нравственность социального работника направлена не только на него
самого, но и на клиента, и в этом ее высокое назначение. Стремление социального
работника к самосовершенствованию становится положительным примером для клиента
и напротив, трудно требовать от клиента активных действий, максимальной
реализации собственного личностного потенциала, если он видит, что социальный
работник не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.

  Клиент
социальных служб — это человек или группа, попавшие в трудную жизненную
ситуацию. Понятно, что любая трудная жизненная ситуация может повлечь за собой
негативный эмоциональный настрой, растерянность, угнетенное состояние,
потребность в утешении, понимании, сочувствии и сопереживании. Уже при первой встрече
со своим клиентом социальный работник вольно или невольно демонстрирует свои
способности сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не может
обмануть клиента — он интуитивно почувствует равнодушие и фальшь. Подлинное
сочувствие и сострадание всегда будет оценено клиентом. Результаты
многочисленных исследований говорят о том, что наибольшим успехом  у клиентов
пользуется не тот социальный работник, кто профессионально выполняет свои
обязанности, но при этом остается равнодушным к клиентам, а тот, кто готов
всегда выслушать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязанности
хуже.   Случайный человек, выполняя свои профессиональные обязанности в меру
внешней необходимости, может, конечно, принести пользу, однако эффективность
его деятельности будет недостаточной.  Следовательно,  актуальны
профессиональный отбор в социальную работу и оценка профессиональной
пригодности специалистов. Основными профессионально-этическими критериями
профессиональной пригодности могут быть признаны следующие:

  • наличие
    знаний и навыков, необходимых для практики профессиональной социальной
    работы;
  • наличие
    развитых профессионально значимых качеств личности;
  • наличие
    актуализированной потребности в профессиональном и личностном
    совершенствовании.

Притча о человечности

На первом месте должно быть воспитание, а потом образование.
Иначе… «Однажды один профессор физико-математического факультета с
намерением преподать студентам запоминающийся на всю жизнь урок написал на
доске большую цифру 1 и, посмотрев на студентов, объяснил: «Это ваша
человечность,- самое необходимое в жизни качество».  Затем, рядом с
цифрой 1 написал 0 и сказал: «А это ваши достижения, которые с
человечностью увеличили вас в 10 раз». Еще один 0 — опыт, с которым
человек стал «100». И так добавлял 0 за 0 — осторожность, любовь,
успех… » Каждый добавленный 0 в 10 раз облагораживает человека», —
сказал профессор.

Вдруг он стёр цифру 1, стоящую в начале ряда цифр. На доске
остались некчёмные, ничего не значащие нули…

 Профессор продолжил: «Если у вас не будет человечности,
остальное ничего не стоит»».

 

Список
литературы

1.    
Якушев, В. А.
Социальная защита. Социальная работа: конспект лек­ций. — М., 2014.    Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста
социальной работы 

2.     Статья 
«
Современный образ социального работника»

3.    
Ярская-Смирнова, Е. Р.
Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., 2013.

Электронные
источники

1.Википедия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Умение анализировать свою деятельность видеть свои ошибки беспристрастно оценивать
  • Улица более шире где ошибка
  • Улики играют важное значение при раскрытии преступления лексическая ошибка
  • Ул лифт ошибок нет а он не едет
  • Украина от кого произошла ошибка