Укол не был больным речевая ошибка

Помогите пожалуйста, знаний не хватает :)
Найдите ошибки, определите причину каждой и исправьте предложения:
1. Порадуемся вторым местом Ольги Зайцевой.
— Порадуемся второму месту Ольги Зайцевой (Ошибка -Нарушение согласования в словосочетании, главное?? (зависимое??) слово в другом падеже ????)

2. Я думаю, что несколько интересных фигур на достаточно ключевые должности от «Яблока» будут уже при первой новой президентской власти.
— Я думаю, что несколько интересных кандидатур на ключевые должности от партии «Яблоко» будут выдвинуты новой президентской властью. (как-то так, только что за ошибки?? Речевые? тавтология??? (первой новой, достаточно ключевые))

3. Нерадивый студент молчал у доски как рыба об лед.
— Нерадивый студент молчал у доски словно воды в рот набрал. (Ошибка — неуместное употребление фразеологизма?)

4. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей.
— Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и ясли в количестве двадцати двух штук.
либо — Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два ясельных учреждения. (????? :shock: )
(Ошибка: Грамматическая, при соединении составного числительного оканчив. на 2,3,4 с существительными имеющими только множественное число (сутки, ясли, ножницы) возникает синтаксическая несочетаемость, можно заменить слово либо грамматический строй предложения)

5. У военных усиливается озабоченность за безопасность границ (мое любимое предложение с выражением усиливается озабоченность!!!)
— У военных нарастает (усиливается) тревога за безопасность границ? вид ошибки — речевая Неуместное употребление слова в несвойственном ему значении???

6. Первая трудность произошла со стройматериалами.
— Первая трудность возникла со стройматериалами. (вид ошибки — речевая Неуместное употребление слова в несвойственном ему значении??? )
Спасибо, если кто поможет, мне просто нужна четкая формулировка ОШИБКИ.

В данных предложениях встречается неправильное употребление (смешение) паронимов (слов близких по звучанию, но различающихся оттенками значения), присутствует тавтология, плеоназм и другие стилистические нарушения.

Предлагаю предложения в отредактированном виде:

Каждый герой романа имеет свои индивидуальные черты.

(слова «свои» и «индивидуальные» — синонимы, избыточность).

  • Все герои романа наделены индивидуальными чертами.

________________­________________­________________­________________­__

У него были незаурядные, выдающиеся организаторские способности.

(слова «незаурядные» и «выдающиеся» — синонимы, одно из них лишнее).

  • Он отличался незаурядными организаторскими способностями.

________________­________________­________________­________________­_

Совсем ещё молодыми юношами Владимир и Сергей пошли в армию.

(«молодые юноши» — плеоназм, в слове «юноши» уже заключено понятие молодости).

  • В армию Владимир и Сергей пошли совсем молодыми.

________________­________________­________________­________________­___

В речи она употребляет диалектизмы и областные слова.

(слово «диалектизмы» и словосочетание «областные слова» обозначают местное наречие, местный говор; они являются синонимами, в предложении достаточно использовать какое-то одно из них).

  • В её речи встречаются диалектизмы.

________________­________________­________________­________________­__

Следует отметить в работе следующие недостатки:тема раскрыта недостаточно полно.

(тавтология, повторение однокоренных слов «недостаток» и «недостаточно», «следует» и «следующий»).

  • Следует отметить в работе серьёзный недостаток: слабое раскрытие темы.

________________­________________­________________­________________­___

Исправьте все ошибки в диктанте, чтобы было правильно.

(слова «исправить» и «правильно» — однокоренные, тавтология, вторая часть предложения лишняя).

  • Необходимо исправить все ошибки в диктанте.

________________­________________­________________­________________­_

Председатель собрания представил слово докладчику.

(смешение паронимов, глагол «представил» (познакомил) заменить на «предОставил» (дал возможность высказаться).

  • Ведущий собрания предОставил слово докладчику.

________________­________________­________________­________________­_

За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.

(смешение паронимов «тактичный» и «тактический», поведение может быть тактичным, нетактичным, бестактным, а тактическими — задачи, цели).

  • За нетактичное поведение пассажиру сделали замечание.

________________­________________­________________­________________­__

Ни один укол, который делает сестра Наташа, не был больным.

(больным может быть орган тела, а не укол, смешение паронимов «больной» и «болезненный»).

  • Ни один укол, который делала сестра Наташа, не был болезненным.
  • Сестра Наташа делает безболезненные уколы.

________________­________________­________________­________________­__

Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.

(неуместное использование слова «эффект» (означает впечатление), требуется замена его на пароним «эффективность» (действенность).

  • Станция может снабжать завод с большей эффективностью.

________________­________________­________________­________________­_

Герой произносит сокровенную клятву.

(эпитет «сокровенный» лексически не сочетается со словом «клятва», т.к. он означает то, что таится, прячется в душе, не оглашается вслух, не обнаруживается).

  • Герой произносит священную клятву.

________________­________________­________________­________________­__

Мы услышали потрясающие крики.

(потрясающий — то, что необычайно волнует, впечатляет; в данном контексте слово неуместно).

  • Мы услышали душераздирающие крики.

________________­________________­________________­________________­__

Сюжетом пьесы стала драматическая ситуация, сложившаяся в семье писателя.

(слово «драматический» относится к произведениям драматургии (пьесам), а в данном случае больше подходит пароним «драматичный», то есть выражающий тяжесть, безысходность ситуации.

  • Драматичная ситуация, сложившаяся в семье писателя, послужила основой сюжета пьесы.

Инфоурок


Русский язык

ПрезентацииПрезентация «Виды лексических ошибок» по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Презентация «Виды лексических ошибок» по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Скачать материал

Виды лексических ошибок

Скачать материал

аудиоформат

  • Сейчас обучается 51 человек из 19 регионов

  • Сейчас обучается 364 человека из 64 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Виды лексических ошибок

    1 слайд

    Виды лексических ошибок

  • Лексические нормы русского литературного языка – это правила употребления сло...

    2 слайд

    Лексические нормы русского литературного языка – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.
    Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам!
    Лексические нормы
    определяют правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

  • Виды лексических ошибок:тавтология – повторение одного и того же слова в пред...

    3 слайд

    Виды лексических ошибок:
    тавтология – повторение одного и того же слова в пределах данного предложения или толкование какого-либо слова однокоренным словом
    Например: Вот, например, классический пример; Это не оправдывает вовсе Печорина совсем.
    Одно из повторяющихся слов необходимо опустить

  • Виды лексических ошибок:плеоназм – речевая избыточность: использование в пред...

    4 слайд

    Виды лексических ошибок:
    плеоназм – речевая избыточность: использование в пределах одного предложения слов с близким или одинаковым значением
    Например: коллега по работе, в январе месяце, на предприятии есть свободные вакансии

    Избыточное слово необходимо опустить

  • Виды лексических ошибок:речевая недостаточность – случайный пропуск слов, нео...

    5 слайд

    Виды лексических ошибок:
    речевая недостаточность – случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли
    Например: Гражданин Калиновский Л.Л.
    на автомобиле
    следовал по улице без номерного знака.

    Необходимо вставить недостающее слово или словосочетание

  • Виды лексических ошибок:лексическая несочетаемость – употребление в одном пре...

    6 слайд

    Виды лексических ошибок:
    лексическая несочетаемость – употребление в одном предложении двух слов с противоположным или несочетаемым значением
    Например: В короткие сроки разруха была восстановлена. (правильно – разруха ликвидирована или разрушенное восстановлено)
    В парке было заложено тридцать два дерева.
    (правильно – посажено)

  • Виды лексических ошибок:неразличение паронимов, т.е. слов, близких по звучани...

    7 слайд

    Виды лексических ошибок:
    неразличение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию и написанию, но различных по значению
    Например: Детство Павла прошло в бедноте (правильно – в бедности); Давыдов провел собрание сельского актива и бедности (правильно – бедноты); Мне представили слово на собрании (правильно – предоставили)

  • Виды лексических ошибок:неточное или неуместное употребление иноязычных слов...

    8 слайд

    Виды лексических ошибок:
    неточное или неуместное употребление иноязычных слов

    Например:
    Чехов говорит, что человеку нужно не три фунта земли, а всю землю (правильно – фута)
    Сначала мы поссорились, а потом пришли к консенсусу (в данном случае более уместно – к соглашению)

  • Виды лексических ошибок:разрушение фразеологизмов, устойчивых единиц языка

Н...

    9 слайд

    Виды лексических ошибок:
    разрушение фразеологизмов, устойчивых единиц языка

    Например:
    глубокое утро (правильно – позднее утро);
    В годы войны весь наш народ трудился, не покладая сил и энергии (правильно – не покладая рук)

  • Виды лексических ошибок:нарушение стилистического единства

Например: 
Я пред...

    10 слайд

    Виды лексических ошибок:
    нарушение стилистического единства

    Например:
    Я предложил любимой девушке вступить со мной в брак. (более уместно – выйти за меня замуж)
    Организации на работу требуется вахтерша. (более уместно – вахтер)

  • Исправление лексических ошибок
(редакторский практикум):   грубые
Руки у него...

    11 слайд

    Исправление лексических ошибок
    (редакторский практикум):
    грубые
    Руки у него большие и черствые.
    снова
    Через три года Татьяна обратно встречает Онегина.
    Николай был спортивный молодой юноша.
    перестал видеть правым глазом
    После ранения Павел потерял зрение правого глаза.
    Когда слышишь это слово, чувствуешь, что тебя наполняет прилив чувств.
    Поэзия Пушкина производит на меня неповторимое
    впечатление
    чувство.

  • Исправление лексических ошибок
(редакторский практикум):Образ Чацкого как бы...

    12 слайд

    Исправление лексических ошибок
    (редакторский практикум):
    Образ Чацкого как бы противопоказан образу Молчалина.
    Фашисты мучили пленных непосильным трудом и голодовкой.
    Островнов сумел втесаться в доверие.
    В Великой Отечественной войне принимал участие весь многонациональный русский народ.
    Мой дядя окончил университет и получил высшее образование.
    Мы живем в век, когда новые открытия буквально следуют по пятам.
    Полуголодные, полухолодные строили мы Турксиб.
    Кутузова как полководца отличает дальнозоркость.

  • Исправление лексических ошибок
(редакторский практикум):Лектор привлек общее...

    13 слайд

    Исправление лексических ошибок
    (редакторский практикум):
    Лектор привлек общее внимание всех присутствующих.
    Объявление на вокзале: «Господа командировочные, получите командировочные удостоверения».
    Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки.
    Председатель собрания представил слово докладчику.
    Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.
    Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь.
    Ни один укол, который сделала медсестра Наташа, не был больным.

  • Исправление лексических ошибок
(редакторский практикум):Нужно оказать всестор...

    14 слайд

    Исправление лексических ошибок
    (редакторский практикум):
    Нужно оказать всестороннюю помощь отсталым студентам колледжа.
    Рабочие пристально слушали начальника цеха.
    Объявление на двери рентгенкабинета: «Ввиду холода в помещении делаем только срочные переломы».
    Этот человек произвёл на меня сильнейшее воздействие.
    Первая премьера этого балета состоялась на сцене Большого театра.

  • Исправление лексических ошибок
(редакторский практикум):Этот памятник архитек...

    15 слайд

    Исправление лексических ошибок
    (редакторский практикум):
    Этот памятник архитектуры поражает туристов своими причудливыми габаритами.
    Классные руководители должны обеспечить явку своих родителей.
    Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к началу выставки!
    На грядущей неделе надо будет заплатить профсоюзные взносы.
    Директор распорядился объявить благодарность секретарше.

  • Исправление лексических ошибок
(редакторский практикум):На новогоднем вечере...

    16 слайд

    Исправление лексических ошибок
    (редакторский практикум):
    На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.
    С 15 декабря 2011 года ещё один спутник крутится вокруг Земли.
    Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого месяца.
    В основании романа лежит история типичной дворянской семьи.
    Фермеры стремятся добиться увеличения коров в хозяйстве.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 284 420 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 24.04.2017
  • 1007
  • 0
  • 24.04.2017
  • 2501
  • 5
  • 24.04.2017
  • 900
  • 0
  • 24.04.2017
  • 510
  • 1
  • 24.04.2017
  • 475
  • 1
  • 24.04.2017
  • 772
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Скачать материал


    • 24.04.2017


      13963
    • PPTX
      124.9 кбайт
    • 422
      скачивания
    • Рейтинг:
      4 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Закарлюк Галина Викторовна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Закарлюк Галина Викторовна

    • На сайте: 6 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 84018
    • Всего материалов:

      22

Разделы презентаций


  • Разное
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Презентация на тему Виды лексических ошибок

Содержание

  • 1.

    Виды лексических ошибок

  • 2.

    Лексические нормы русского литературного языка – это

  • 3.

    Виды лексических ошибок:тавтология – повторение одного и

  • 4.

    Виды лексических ошибок:плеоназм – речевая избыточность: использование

  • 5.

    Виды лексических ошибок:речевая недостаточность – случайный пропуск

  • 6.

    Виды лексических ошибок:лексическая несочетаемость – употребление в

  • 7.

    Виды лексических ошибок:неразличение паронимов, т.е. слов, близких

  • 8.

    Виды лексических ошибок:неточное или неуместное употребление иноязычных

  • 9.

    Виды лексических ошибок:разрушение фразеологизмов, устойчивых единиц языкаНапример:

  • 10.

    Виды лексических ошибок:нарушение стилистического единстваНапример: Я предложил

  • 11.

    Исправление лексических ошибок(редакторский практикум): грубыеРуки у

  • 12.

    Исправление лексических ошибок(редакторский практикум):Образ Чацкого как бы

  • 13.

    Исправление лексических ошибок(редакторский практикум):Лектор привлек общее внимание

  • 14.

    Исправление лексических ошибок(редакторский практикум):Нужно оказать всестороннюю помощь

  • 15.

    Исправление лексических ошибок(редакторский практикум):Этот памятник архитектуры поражает

  • 16.

    Исправление лексических ошибок(редакторский практикум):На новогоднем вечере было

  • 17.
    Скачать презентанцию

Лексические нормы русского литературного языка – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам!Лексические нормы определяют правильность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Лексические нормы русского литературного языка – это правила употребления слов

и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.
Нарушение лексических норм

ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам!

Лексические нормы
определяют правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Лексические нормы русского литературного языка – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их


Слайд 3Виды лексических ошибок:
тавтология – повторение одного и того же слова

в пределах данного предложения или толкование какого-либо слова однокоренным словом
Например:

Вот, например, классический пример; Это не оправдывает вовсе Печорина совсем.
Одно из повторяющихся слов необходимо опустить

Виды лексических ошибок:тавтология – повторение одного и того же слова в пределах данного предложения или толкование какого-либо


Слайд 4Виды лексических ошибок:
плеоназм – речевая избыточность: использование в пределах одного

предложения слов с близким или одинаковым значением
Например: коллега по работе,

в январе месяце, на предприятии есть свободные вакансии

Избыточное слово необходимо опустить

Виды лексических ошибок:плеоназм – речевая избыточность: использование в пределах одного предложения слов с близким или одинаковым значениемНапример:


Слайд 5Виды лексических ошибок:
речевая недостаточность – случайный пропуск слов, необходимых для

точного выражения мысли
Например: Гражданин Калиновский Л.Л.

на автомобиле
следовал по улице без номерного знака.

Необходимо вставить недостающее слово или словосочетание

Виды лексических ошибок:речевая недостаточность – случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мыслиНапример: Гражданин Калиновский Л.Л.


Слайд 6Виды лексических ошибок:
лексическая несочетаемость – употребление в одном предложении двух

слов с противоположным или несочетаемым значением
Например: В короткие сроки разруха

была восстановлена. (правильно – разруха ликвидирована или разрушенное восстановлено)
В парке было заложено тридцать два дерева.
(правильно – посажено)

Виды лексических ошибок:лексическая несочетаемость – употребление в одном предложении двух слов с противоположным или несочетаемым значениемНапример: В


Слайд 7Виды лексических ошибок:
неразличение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию и

написанию, но различных по значению
Например: Детство Павла прошло в бедноте

(правильно – в бедности); Давыдов провел собрание сельского актива и бедности (правильно – бедноты); Мне представили слово на собрании (правильно – предоставили)

Виды лексических ошибок:неразличение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию и написанию, но различных по значениюНапример: Детство Павла


Слайд 8Виды лексических ошибок:
неточное или неуместное употребление иноязычных слов

Например:
Чехов говорит,

что человеку нужно не три фунта земли, а всю землю

(правильно – фута)
Сначала мы поссорились, а потом пришли к консенсусу (в данном случае более уместно – к соглашению)

Виды лексических ошибок:неточное или неуместное употребление иноязычных словНапример: Чехов говорит, что человеку нужно не три фунта земли,


Слайд 9Виды лексических ошибок:
разрушение фразеологизмов, устойчивых единиц языка

Например:
глубокое утро (правильно

– позднее утро);
В годы войны весь наш народ трудился,

не покладая сил и энергии (правильно – не покладая рук)

Виды лексических ошибок:разрушение фразеологизмов, устойчивых единиц языкаНапример: глубокое утро (правильно – позднее утро); В годы войны весь


Слайд 10Виды лексических ошибок:
нарушение стилистического единства

Например:
Я предложил любимой девушке вступить

со мной в брак. (более уместно – выйти за меня

замуж)
Организации на работу требуется вахтерша. (более уместно – вахтер)

Виды лексических ошибок:нарушение стилистического единстваНапример: Я предложил любимой девушке вступить со мной в брак. (более уместно –


Слайд 11Исправление лексических ошибок
(редакторский практикум):
грубые
Руки у него большие и

черствые.
снова
Через три года Татьяна обратно встречает Онегина.
Николай был спортивный молодой

юноша.
перестал видеть правым глазом
После ранения Павел потерял зрение правого глаза.
Когда слышишь это слово, чувствуешь, что тебя наполняет прилив чувств.
Поэзия Пушкина производит на меня неповторимое
впечатление
чувство.

Исправление лексических ошибок(редакторский практикум):  грубыеРуки у него большие и черствые.сноваЧерез три года Татьяна обратно встречает Онегина.Николай


Слайд 12Исправление лексических ошибок
(редакторский практикум):
Образ Чацкого как бы противопоказан образу Молчалина.
Фашисты

мучили пленных непосильным трудом и голодовкой.
Островнов сумел втесаться в доверие.
В

Великой Отечественной войне принимал участие весь многонациональный русский народ.
Мой дядя окончил университет и получил высшее образование.
Мы живем в век, когда новые открытия буквально следуют по пятам.
Полуголодные, полухолодные строили мы Турксиб.
Кутузова как полководца отличает дальнозоркость.

Исправление лексических ошибок(редакторский практикум):Образ Чацкого как бы противопоказан образу Молчалина.Фашисты мучили пленных непосильным трудом и голодовкой.Островнов сумел


Слайд 13Исправление лексических ошибок
(редакторский практикум):
Лектор привлек общее внимание всех присутствующих.
Объявление на

вокзале: «Господа командировочные, получите командировочные удостоверения».
Студенты первого курса для вселения

в общежитие должны предоставить справки.
Председатель собрания представил слово докладчику.
Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.
Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь.
Ни один укол, который сделала медсестра Наташа, не был больным.

Исправление лексических ошибок(редакторский практикум):Лектор привлек общее внимание всех присутствующих.Объявление на вокзале: «Господа командировочные, получите командировочные удостоверения».Студенты первого


Слайд 14Исправление лексических ошибок
(редакторский практикум):
Нужно оказать всестороннюю помощь отсталым студентам колледжа.

Рабочие пристально слушали начальника цеха.
Объявление на двери рентгенкабинета: «Ввиду

холода в помещении делаем только срочные переломы».
Этот человек произвёл на меня сильнейшее воздействие.
Первая премьера этого балета состоялась на сцене Большого театра.

Исправление лексических ошибок(редакторский практикум):Нужно оказать всестороннюю помощь отсталым студентам колледжа. Рабочие пристально слушали начальника цеха. Объявление на


Слайд 15Исправление лексических ошибок
(редакторский практикум):
Этот памятник архитектуры поражает туристов своими причудливыми

габаритами.
Классные руководители должны обеспечить явку своих родителей.
Уважаемые участники, разберитесь

по породам и приготовьтесь к началу выставки!
На грядущей неделе надо будет заплатить профсоюзные взносы.
Директор распорядился объявить благодарность секретарше.

Исправление лексических ошибок(редакторский практикум):Этот памятник архитектуры поражает туристов своими причудливыми габаритами. Классные руководители должны обеспечить явку своих


Слайд 16Исправление лексических ошибок
(редакторский практикум):
На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей

и забавных инцидентов.
С 15 декабря 2011 года ещё один спутник

крутится вокруг Земли.
Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого месяца.
В основании романа лежит история типичной дворянской семьи.
Фермеры стремятся добиться увеличения коров в хозяйстве.

Исправление лексических ошибок(редакторский практикум):На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.С 15 декабря 2011 года


Даже взрослые люди зачастую допускают речевые ошибки. Бороться с ними не просто, потому что на конкретные правила чаще всего опереться невозможно, а «чувство языка» развито не у всех. Легче всего речевые ошибки не исправлять, а предупреждать. Это статья для родителей школьников, но полезна она будет всем, кто не может похвастаться абсолютной грамотностью.

Что такое «речевые ошибки» и какими они бывают?

Дети — созидатели по натуре, там, где взрослый задумается, какое употребить слово, ребёнок в творческом порыве придумает новое, к нему добавит приставку и суффикс и даже не заметит. Богатый русский язык даёт ребёнку огромный простор для творчества, а неочевидность некоторых правил позволяет педагогам собирать забавные коллекции ошибок. «Конятина», «надприсесть», «заобидеть» — эти милые слова — реальные примеры речевых ошибок, механизм возникновения которых в объяснении не нуждается, а вот о том, что с ними делать, мы поговорим дальше. Кстати, какие именно ошибки называют речевыми?

Существует множество классификаций, но мы остановимся на той, которая считается наиболее понятной, а именно на классификации, предложенной Фоменко. Виды ошибок в русском языке:

  • произносительные ошибки (орфоэпия);

  • лексические (нарушены лексические нормы);

  • фразеологические (фразеология);

  • синтаксические (синтаксис);

  • пунктуационные (пунктуация);

  • морфологические (морфология);

  • стилистические (стилистика);

  • орфографические (орфография). 

К речевым ошибкам относятся только те, что появляются в устной речи, так что рассмотрим мы сегодня:

  • произносительные;

  • лексические;

  • фразеологические;

  • морфологические;

  • стилистические.

Ниже мы разберём каждый из пунктов и расскажем, как с такими типичными ошибками бороться и как их предупреждать.

Произносительные ошибки 

«Колокол звонИт и телефон звонИт» — мнемоническая фраза, помогающая запомнить правильное ударение.

Орфоэпические ошибки — это ошибки в произношении слов и постановке ударения. Орфоэпия для речи устной так же важна, как орфография для речи письменной. Самые распространенные орфоэпические ошибки у младших школьников случаются в следующих словах:

  • конешна (конечно);

  • ваще (вообще);

  • пошти (почти);

  • иликтричество (электричество);

  • конбинезон (комбинезон);

  • колидор (коридор);

  • лыцаль (рыцарь);

  • понДравился (понравился);

  • поДскользнулась (поскользнулась).

Совет: медленно проговаривайте с ребёнком слова и не ругайте его, если он вернётся к привычному, неправильному произношению. Избавление от устоявшегося в голове шаблона — дело не быстрое.

Сюда же относятся все виды акцентологическиех ошибок, то есть ошибкок в ударении. Дети зачастую руководствуются интуицией, расставляя ударения, а в русском языке, в отличие от, к примеру, итальянского, где существуют чёткие правила, ударение свободное и не всегда с ним легко определиться. Чаще всего ошибки в ударениях делают в этих словах:

  • кухонный;

  • звонит;

  • кладовая;

  • торты;

  • банты;

  • свёкла;

  • включишь;

  • красивее;

  • лифты;

  • искра;

  • мусоропровод;

  • тефтели;

  • хлебцы.

Совет: определиться с правильным ударением ребёнку помогут мнемонические «запоминалки». Можно найти в интернете готовые или придумать свои. А дальше поправлять, объяснять, повторять. В этом случае принцип «Повторение — мать учения» работает на двести процентов.

Лексические ошибки

Лексические ошибки — это нарушения лексической нормы, чаще всего использование слов в неправильных значениях, неверное смысловое согласование или искажение морфемной формы.

Использование слова в неверном значении. Это самая распространенная лексическая ошибка, бывает она трёх видов.

  • Смешение слов, близких по значению: «Будем бороться до последнего издыхания».

  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, корнет – кларнет, идейка – индейка, поступать – наступать.

  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда.

Словосочинительство. Дети легко придумывают новые слова по аналогии с уже известными. Получается креативно, но неправильно. Примеры типичных ошибок: осетинец, подлючество, подгорцы, коровятина.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование — это взаимное сочетание смыслов слов.  

К примеру, нельзя сказать: «Яркие серые стены», так как слово «яркие» противоречит слову «серые». «Мальчик бежал, прогуливаясь», — лексическая ошибка, невозможно «прогуливаться» (неторопливо, праздно гулять) и «бежать» одновременно.  

К лексическим ошибкам относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – «дублирование смысла», словосочетание, в котором значение одного слова целиком входит в значение другого. Примеры: «молодой юноша», «аристократический принц», «ночная полночь», «огромный гигант».

Тавтология – словосочетание, части которого имеют один корень: «задали задание», «организаторская организация», «тёмная темнота».  

Совет: расскажите ребёнку про «масло масляное» и поиграйте с ним в игру, где ему надо будет самому специально составлять плеоназмы и тавтологии. Вы можете поискать их в окружающей жизни (поверьте «бесплатные подарки» и «бизнес-ланчи для бизнесменов» только этого и ждут) или любым другим способом сконцентрировать на них внимание ребёнка.

Фразеологические

Фразеологизм, он же идиома — это устойчивое выражение, смысл которого не определяется смыслом отдельных слов, входящих в его состав. Часто эти выражения архаичные, к примеру, «За семь вёрст ходить, киселя хлебать», детям с ними справиться сложно.  Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко предложил такую типологию:

  • изменение основы фразеологизма: «С корабля на бар» вместо «С корабля на бал»;

  • усечение фразеологизма: «Не хочу метать бисер» (фразеологизм: «метать бисер перед свиньями»);

  • расширение фразеологизма: «Работать засучив свои рукава» (фразеологизм: работать засучив рукава);

  • искажение грамматической формы фразеологизма: «Голод не тётенька». Правильно: «голод не тётка»;

  • контаминация (объединение) фразеологизмов: «Он произвёл на собравшихся большое влияние» (объединение фразеологизмов «произвести впечатление» и «оказать влияние»);

  • сочетание плеоназма и фразеологизма: «Уязвимая Ахиллесова пята»;

  • употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Мы будем танцевать от корки до корки» (этот фразеологизм применяют к книгам, а не к танцам).

Совет: выясните вместе с ребёнком, откуда пришёл фразеологизм и что конкретно он означает, зачастую неправильное использование фразеологизмов — просто следствие непонимания.

Морфологические

Морфологические ошибки — это неверное образование формы слова при словоизменении. Когда к форме слова присоединяется не то окончание, которое нужно и т. п. Очень часто такие ошибки встречаются не только в речи школьников, но и у взрослых, солидных людей. Наиболее распространенными являются следующие виды.

  • Неверное окончание существительных множественного числа в родительном падеже. Не «картинков», а «картинок», не «петлей», а «петель».

  • Неправильное образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, например: козлёнки, ослёнки, лошадята.

  • Ошибочное употребление несклоняемых имён существительных. «Он пришёл в пальте» вместо: «Он пришёл в пальто».

  • Неверное образование сравнительной степени прилагательного: лучшее, резчее, сладчее.

Совет: искореняются такие ошибки медленно и только многократным, терпеливым повторением. Объяснить ребёнку, почему множественное число родительного падежа от «носок» — «носков», а от «чулок» — не «чулков», а тоже «чулок» довольно сложно. Здесь как со «словарными» словами — только выучить.

Стилистические

Стилистические ошибки — это большой пласт ошибок, к которым часто относят и морфологические, и лексические, и синтаксические. Это ошибки, связанные с употреблением слов, грамматических форм, синтаксических конструкций без учёта их стилистической окраски.

  • Употребление слова без учёта эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: «Он вознёсся на лифте». Правильно: «Он поднялся на лифте». Слово «вознёсся» слишком торжественное для описания бытовой ситуации.

  • Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний: «поклал», «ходют», «ездиют».

  • Неудачный порядок слов в предложении: «Бежит мальчик весело по лесу». Лучше: «Мальчик весело бежит по лесу». Когда ребёнок овладеет нормами языка, он сможет использовать порядок слов в предложении для усиления выразительности текста, но сначала нужно усвоить норму.

  • Повторы слов. Выше мы упоминали плеоназмы и тавтологию, к стилистическим ошибкам они тоже относятся.

Совет: если ребёнок не любит читать, то больше читайте ему вслух. Стилистические ошибки часто — следствие слабого чувства языка. Книги с этим помогут. Обращайте внимание ребёнка на то, что персонажи из разных слоёв общества говорят по-разному, на стилистические приёмы и смысл слов.

Как бороться с речевыми ошибкам

Речевые ошибки не так хорошо поддаются проработке в классе, как пунктуационные или орфографические, поскольку они очень индивидуальны. Если один ребёнок в классе говорит «поколодник» вместо «подоконник», то педагог не может сконцентрироваться на искоренении этой ошибки, оставив остальных детей без внимания. А сам ребёнок проработать речевые ошибки не сможет, потому что чётких правил, таких как в орфографии, в речи почти нет, а «чувство языка», которое помогает взрослым, у него пока развито слабо. Поэтому часто разбираться с речевыми ошибками приходится родителям. Как помочь ребёнку избавиться от речевых ошибок?

Читайте

Америку мы не откроем и первый совет будет классическим: больше читать. Читающие дети пассивно усваивают нормы языка, даже не понимая этого. Правила употребления слов и конструкций просто оседают в головах, пока юный читатель следит за сюжетом. Если ребёнок не любит читать, то организуйте семейные чтения вслух или читайте на ночь. Не бойтесь знакомить ребёнка с авторами, которых не причисляют к «детским». Тютчев, Пришвин, Чехов, Гумилёв подходят для семейного чтения. Да, они вызовут у ребёнка массу вопросов и это прекрасно, потому что наш следующий пункт…

Обсуждайте

Прочитанное, увиденное, осознанное — всё нуждается в обсуждении. Не поправляйте ребёнка, когда он увлечённо вам что-то рассказывает, не обрывайте его мысль, но, когда он закончит, обязательно мягко обратите внимание на проскользнувшие ошибки. Да и сами ошибки обсуждайте. Почему это слово уместно, а это нет, почему так можно говорить, а так нет. Акцентируйте внимание ребёнка на красоте речи и ее выразительности, но постарайтесь не превращать замечания в лекции.

Подавайте пример

Ребёнок — зеркало. Он копирует мимику родителей, их реакции и манеру говорить. Проанализируйте собственную речь, избавьтесь от просторечных слов и выражений и подайте ребёнку хороший пример. Результаты не заставят себя ждать.

Идите от противного

Если ребёнок никак не может справиться с какой-то ошибкой…начните ошибаться сами и попросите ребёнка вас поправлять. Дети очень любят чувствовать себя умнее взрослых, и это вам на руку. Сконцентрировавшись на том, чтобы подловить вас, ребёнок сам избавится от ошибки.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Укм 04 конденсаторная установка ошибка
  • Укладка плитки в ванной на стены ошибки
  • Укладка ламината правила и ошибки
  • Укладка ламината ошибки которые допускают все должен знать каждый
  • Указывая человеку на ошибку предлагай