Указывать на ошибки какой тип связи

Определите тип словосочетаний. Признаться в любви, указывать на ошибки, признание в любви, жаловаться на судьбу, библиотечный стеллаж, слаб здоровьем, жалоба покупателей, покрытый ковром, угроза жизни, перелистывать ноты, судьбоносные резолюции, выгонять из дома, говорить негромко, рассказывать увлекательно, проверка тетрадей, семеро смелых, рукав платья, приезд ревизора, эксклюзивное интервью, ожидал услышать, идти на охоту, обломок карандаша, мечта о будущем.

Добавить свой ответ

Ответы на вопрос

Ответ:

  • Согласование : библиотечный стеллаж, судьбоносные резолюции, эксклюзивное интервью.
  • Управление : признаваться в любви, указывать на ошибки, признание в любви, жаловаться на судьбу, слаб здоровьем, жалоба покупателей, покрытый ковром, угроза жизни, перелистывать ноты, выгонять из дома, проверка тетрадей, семеро смелых, рукав платья, приезд ревизора, ожидал услышать, идти на охоту, обломок карандаша, мечта о будущем.
  • Примыкание : говорить негромко, рассказывать увлекательно.

Объяснение :

Виды подчинительной связи

Согласование — зависимое слово в том же падеже, что и главное.

Управление — зависимое слово в косвенном падеже.

Примыкание — зависимое слово выражено неизменяемой частью речи

Новые вопросы

Чтобы быстро и без ошибок определять вид подчинительной связи лексических единиц в словосочетаниях, надо кое-что знать и помнить, кое-что уметь и кое-что понимать. Это в идеале, ибо самые прочные знания у тех, кто теорию умеет применять на практике и практические вещи может объяснить, используя теоретические знания.

Начнём со ЗНАТЬ. Знать надо определения:

  • словосочетания;
  • способов подчинительной связи слов в таких единицах синтаксических, как словосочетания.

Многие не придают никакого значения определениям, тогда как в них сконцентрировано самое важное. Не зная первого определения, некоторые к словосочетаниям относят:

  • сочетание слова служебного со знаменательным;
  • предикативную (то есть грамматическую) основу,

тогда как в формулировке определения чётко сказано:

  • словосочетание содержит два слова самостоятельных (иногда больше), при этом слова служебные могут входить в состав словосочетаний;
  • в подчинительном словосочетании выделяется слово главное (слово-командир, говорят в младших классах) и зависимое (подчинённое, солдатик) и от главного к зависимому легко задаётся вопрос, тогда как компоненты основы грамматической равноправны и вопросы можно задавать и от подлежащего к сказуемому, и наоборот.

А в формулировках определений способов связи сконцентрирована практически вся информация, которая позволяет эти способы легко отличать друг от друга.

Необходимо УМЕТЬ:

  • свободно определять принадлежность единиц лексических к частям речи (следовательно, знать признаки грамматические каждой из них) – без этого в словосочетаниях разобраться крайне сложно, если не невозможно;
  • составлять словосочетания по любым схемам: «сущ. + прил.», «сущ. + сущ.», «сущ. + сущ. с предлогом», «глаг. + сущ.», «глаг. + глаг.», «глаг. + нар.» и др. – схемы строений подобных синтаксических единиц весьма разнообразны;
  • вычленять ВСЕ словосочетания из любого предложения (именно это даётся ученикам труднее всего).

ПОНИМАТЬ надо следующее: термины лингвистические – слова «говорящие», если мы вчитаемся и вдумаемся в их значения, то нам легче будет справиться с такой непростой задачей, как определение способов связи компонентов словосочетаний. (Словосочетания, которые я буду использовать в этой части ответа, я возьму из предложения _Сестра приобрела сегодня в книжном магазине прекрасно иллюстрированный сборник стихов молодого поэта Иванова._)

Термин «согласование» говорит о полном согласии зависимого слова с главным, со своим командиром; какие бы манипуляции мы ни производили с главным словом, зависимое тут же с ним «согласится» и примет те же формы (общие для них, конечно), которыми это слово главное обладает.

  • Возьмём словосочетание ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СБОРНИК. Солдатик-прилагательное, как и его командир, в единственном числе, мужском роде, винительном падеже. Что может изменить в себе слово-командир? Конечно, число и падеж, например СБОРНИКАМИ – и солдатик тут же поддакнет своему командиру: примет множественное число и падеж творительный: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ.
  • Другое словосочетание – ПОЭТА ИВАНОВА; командует парадом здесь фамилия, изменим её форму – и зависимое слово (приложение ПОЭТА), согласно кивнёт и тут же уподобится главному: ИВАНОВУ – ПОЭТУ; ИВАНОВЫМ – ПОЭТОМ.

Термин «управление» предупреждает нас о том, что главные слова вовсю командуют своими подчинёнными: в какой им надо падеж поставить своих солдатиков, в тот и поставят и при этом потребуют полного подчинения. Существительное СБОРНИК требует, чтобы при нём стоял «солдатик» в родительном падеже (несогласованное определение) – число неважно. В нашем предложении это СБОРНИК СТИХОВ. При этом командир не позволит подчинённому изменить падеж, как бы сам ни менялся:

  • СБОРНИКИ СТИХОВ,
  • О СБОРНИКЕ СТИХОВ,
  • СБОРНИКУ СТИХОВ.

Термин «примыкание» прямо кричит о том, что общих грамматических категорий слова в словосочетаниях с подобным видом связи не имеют. Вот «притулилось, присоседилось, примкнуло» зависимое слово к главному – и всё тут. Грамматическая связь, выражающаяся окончаниями и предлогами, между ними напрочь отсутствует, есть только смысловая, позволяющая слову-командиру задать вопрос своему подчинённому:

  • ПРИОБРЕЛА (когда?) СЕГОДНЯ,
  • ИЛЛЮСТРИРОВАННОМУ (как?) ПРЕКРАСНО.

ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ СВЯЗИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ ПО СЛОВУ ЗАВИСИМОМУ, ибо все части речи (самостоятельные, конечно) распределены по словосочетаниям с разными видами такой связи.

При согласовании слова зависимые – это:

  • прилагательные или слова, похожие на них, а к таковым относятся местоимения-прилагательные, порядковые числительные, полные причастия: жизнерадостный юноша, любой школьник, семнадцатый ряд, развалившийся домик;
  • существительные, являющиеся приложениями (кроме особого вида несогласованных приложений): поэт Пушкин, город Тамбов, женщина-домохозяйка, гигант завод;
  • количественные числительные: два стула, десять упражнений.

При управлении «солдатики» – это:

  • существительные и местоимения-существительные: зал кинотеатра, просмотреть журнальчик, красный (покрасневший) от смущения; встретиться с ним;
  • числительные количественные: умножить на шестнадцать, вычесть сорок.

При примыкании в качестве «подчинённых» выступают все неизменяемые слова (кроме несклоняемых существительных):

  • наречия: безответно любить, котлеты по-полтавски, очень сладкий, чрезмерно громко, неожиданно оглянувшись;
  • деепричастия: растерявшись, расплакаться; помолчав, сказал;
  • глаголы в форме неопределённой (инфинитивы): поехать навестить; попросим принести;
  • местоимения притяжательные ЕЁ, ЕГО, ИХ: его футболка, их рюкзачки.

Вот такую табличку я сейчас составила: в ней чётко просматривается распределение частей речи по зависимым словам в подчинительных словосочетания:

СПОСОБ ПРОВЕРКИ:

  • Если Вы решили, что способом связи слов является согласование, измените форму слова главного. Вы правы при условии, что форма зависимого слова при таком изменении тоже изменится (опускающийся туман, но тумана – опускающегося, туманом – опускающимся), Вы ошиблись, если «солдатик» останется при своей форме и откажется «поддакивать» командиру.
  • Если Вы решили, что способом связи слов является управление, тоже измените форму слова-командира. «Солдатик» при этом и «пикнуть» не посмеет: останется в той же форме, в какую его командир поставил (открыть шкаф, открыл шкаф, открою шкаф, открыв шкаф).
  • Если Вы решили, что способом связи является примыкание, менять форму слова главного (если оно изменяемое) бессмысленно, ибо «солдатик» наш статичен и просто не может изменяться. Проверьте ещё раз, действительно ли слово зависимое является неизменяемым.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

З В Ё Н К А
[825K]

5 лет назад 

В большинстве словосочетаний русского языка легко увидеть, что одни слова подчиняются другим. Как это понять?

Главное слово (которому подчиняется зависимое) является грамматически и семантически опорным. Это ядро словосочетания. Именно от него тянутся нити вопросов к другим словам.

Например:

  • «Лёгкая причёска». Очень простое словосочетание, в котором речь идёт о причёске. Поэтому именно «причёска» и является главным словом. Она (причёска) какая? — лёгкая. Прилагательное зависит от главного-существительного.

Итак, мы можем научиться отличать словосочетания от несловосочетаний, но перед нами тут же возникнет основная в данном случае задача: определить вид связи между словами. Это довольно сложный процесс для начинающих, потому что при любой связи (если она не сочинительная) от одного слова можно задать вопрос к другому. Так в чем же тогда разница?

Согласование.

Из названия понятно, что слова согласуются. И в роде, и в числе, и в падеже. Посмотрите на концовки этих слов, и их согласование станет очевидным:

«Белый колодец», «чёрному лебедю», «певца Кузьмина», «наш футбол», «седьмое небо».

Управление.

Главное слово имеет большие грамматические полномочия. Оно может изменить свою форму, например, если нужно. А зависимое (управляемое) при этом останется в неизменном виде:

«Приехать в аэропорт» («приехали в аэропорт»), «монитор компьютера» («монитором компьютера»).

Примыкание.

При таком виде связи слова вообще можно принять за независимые друг от друга. В принципе, грамматически они действительно независимы (в смысле, не согласованы):

«Возвратиться вечером», «говорить, улыбаясь», «идея уехать», «лететь низко».

Невоз­мутим­ый Дождь
[163K]

3 года назад 

Практически вся наша речь состоит из словосочетаний. Мы не говорим отдельными словами, а связываем их друг с другом: иногда только по смыслу, а иногда и грамматически. Связанные слова (словосочетания) объединяются с помощью разных видов связи. Основных видов связи, которые мы помним со школы, три: примыкание, согласование и управление.

Самое малое словосочетание состоит из двух слов. Такие сочетания слов являются простейшими, поэтому на них мы и будем приводить примеры.

«Широкой рекой».

Глядя на это словосочетание, мы видим, что прилагательное «широкой» согласуется с существительным «рекой» в числе (река одна), в падеже (творительный) и в роде (женский). Этот способ связи слов так и называется — согласование.

«Идут в школу».

Здесь мы видим, что слово «идут» как бы основное, оно так и называется — главное. От него мы задаём вопрос «куда?» и можем по смыслу варьировать ответ. Идти можно и в театр, и в магазин, и в лес. Глагол управляет другим словом, а способ связи называют — управлением. Сделать главным сочетание «в школу» не удастся — задавать вопрос «в школу что делают?» синтаксически неверно.

«Пойти купить»

Кажется, что это и не словосочетание, а просто два глагола. Они стоят рядом и всё. На самом же деле в предложении окажется, что эти слова соседствуют неспроста. В этом есть смысл. Но так как глаголы грамматически не согласуются, ни одно из слов не управляет другим, то такая связь называется примыканием.

По такой схеме мы сможем довольно легко определять вид связи и в других словосочетаниях.

Урани­я
[158K]

более года назад 

Для начала дадим определение словосочетанию и назовем сущесвующие виды связи словосочетаний.

Словосочетание — это сочетание двух (или более слов), которые связаны между собой по смыслу.

Чтобы слова стали словосочетанием, между ними должна существовать подчинительная связь.

Эта связь осуществляется с помощью предлогов, окончаний или просто по смыслу.

Назовем эти виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Связь согласования — при таком виде подчинительной связи зависимое слово имеет ту же форму, что и главное слово (род, число, падеж). Оба слова — изменяемые.

Например: «горячее сердце» — сердце (главное слово) — какое? — горячее (зависимое слово); «твоя улыбка» — улыбка (главное слово) — чья? — твоя (зависимое слово).

Связь управления — при таком виде подчинительной связи главное слово упраляет зависимым, которое ставится в нужном падеже.

Например: «решать задачу» — решать (главное слово) — что? — задачу (зависимое слово); «играть в мячик» — играть (главное слово) — во что? — в мячик (зависимое слово).

И, наконец, сзязь примыкания — при таком виде подчинительной связи зависимое слово, оставаясь неизменяемым, примыкает к главному только по смыслу. Главным здесь будет то слово, которое может принимать разные грамматические формы.

Например: «читать вслух»; «смотреть свысока», «идти пешком».

Натал­ья-П
[61.9K]

8 лет назад 

В школе все мы проходили, что существует три вида подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

И чтобы правильно и быстро запомнить эти виды, нужно просто знать, что означают сами слова:

  1. Согласование — это связь, когда главное и зависимое слова находятся в одном роде, числе и падеже, т.е. согласуются между собой. Например, выпускной бал (мужской род, един. число, именительный падеж); на выпускном балу (м.р., ед.ч., предложный падеж), выпускные балы (множественное число, им.п.) Изменение формы главного слова приводит и изменению формы зависимого.
  2. Управление — это связь, когда главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Писать (что?) ответ, интересоваться (чем?) вопросом. И при этом если изменяется главное слово, то зависимое слово остается неизменным:

рисовать пейзаж, рисующий пейзаж, рисуя пейзаж.

  1. Примыкание – это связь, когда зависимое слово остается неизменным, т.е. примыкает (это можно сравнить с составом вагоном, который может везти или паровоз или электровоз, т.е. тягач изменился, а состав вагонов остался прежним). Главное и зависимые слова связаны между собой только по смыслу, а не грамматически. Например, идти быстро; яйцо вкрутую; забыл сказать. Зависимые слова — это может быть наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола.

Есть такая хорошая табличка, чтобы запомнить виды связи в словосочетаниях

Быстро и «надежно» определять, какой из видов подчинительной связи в том или ином словосочетании, мне кажется, следует на основании нескольких критериев:

  • чем выражено главное слово в словосочетании,
  • чем выражено зависимое слово,
  • как ведет себя зависимое слово при изменении главного.

Вот таблица, в которой показано, какими частями речи обычно являются в словосочетании с согласование, управлением и примыканием зависмое и главное слова:

Если при изменении главного слова изменяется и зависимо, перед нами пример согласования.

Если зависимое слово остается неизменным, значит, это словосочетание с управлением.

Если не получается изменить само главное слово, следовательно, мы имеем дело с примыканием.

Zolot­ynka
[552K]

5 лет назад 

Для того, чтобы быстро и без ошибок определить тип связи, достаточно просто запомнить несколько характеристик:

  • если к главному слову присоединяется существительное с предлогом, то перед нами — всегда управление.
  • определяем, согласуется ли зависимое слово с главным по следующими параметрам: число и падеж (факультативно — род). Если да, перед нами — согласование.
  • зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное слово. Главное как будто «управляет» зависимым, перед нами — управление.
  • если зависимое слово является неизменяемым и примыкает к главному только по смыслу, то перед нами (догадайтесь!) — связь управление.

Знаете ответ?

какое это словосочетание по главному слову, по способу выражения связи слов, по значению. признаться в любви, слаб здоровьем, указывать на ошибки, признание в любви, жаловаться на судьбу, библиотечный стеллаж, похож на родителей, покрытый ковром, жалоба покупателей, угроза жизни, перелистывать ноты, судьбоносные резолюции, выгонять из дома, три пальмы, к сорока годам, вынуть из кармана, слушать из вежливости, говорить негромко, рассказывать увлекательно, рассказывать с увлечением, проверка тетрадей, сельскохозяйственный эксперимент, третья очередь, семеро смелых, два друга, дом в пять этажей, выскочить из-за угла, рукав платья

Найди верный ответ на вопрос ✅ «какое это словосочетание по главному слову, по способу выражения связи слов, по значению. признаться в любви, слаб здоровьем, указывать на …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Русский язык » какое это словосочетание по главному слову, по способу выражения связи слов, по значению. признаться в любви, слаб здоровьем, указывать на ошибки, признание в любви, жаловаться на судьбу, библиотечный стеллаж, похож на родителей, покрытый ковром,

Ни один художественный текст и ни одно задание по русскому языку не может не содержать словосочетаний. Они позволяют не только расширить текст и наполнить его внутренним содержанием, но и точно передать мысль автора. Разберём, что такое словосочетания и какие виды связи используются между ними.

Что такое словосочетания: понятия и признаки

Словосочетание — это такое сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетания в русском языке в составе предложения выполняют коммуникативную функцию и позволяют точно передать мысль и идею автора.

Важный грамматический признак словосочетания заключается в том, что одно из слов становится зависимым от другого. 

Что такое словосочетания и как распознавать связи между ними: 

Вид связи с окончанием. Черная машина. Машина (какая?) черная. 

Вид связи с окончанием и предлогом. Просьба к родителям. Просьба (к кому?) к родителям. 

Вид связи по смыслу. Прыгает высоко. Прыгает (как?) высоко. 

С вопросом «что такое словосочетание?» разобрались.

Выделим несколько типов словосочетаний: 

  • Простые. Это такие сочетания, в которых можно выделить одно зависимое слово и управляющее. Они выделяются в тексте и всегда легко находятся. 
  • Сложными. В отличие от простых могут содержать от трёх и более слов.

Сложные условно можно разделить на три основных вида словосочетаний:

С последовательным подчинением (очень мелодично петь, очень красиво играть на пианино); 

С параллельным подчинением (известное произведение писателя); 

С первым и вторым типом (провести приятный вечер с хорошей компанией). 

Отсюда делаем вывод, что словосочетанием не являются те комбинации слов, которые лишены какой-либо связи друг с другом. 

Стилистически правильное словосочетание обязательно должно включать в себя подчиняемое слово, какой-нибудь вид связи и выражать какой-либо смысл. В противном случае его использование будет считаться некорректным. 

Должны присутствовать: 

  • Правильное окончание, отвечающее на вопрос подчинения; 
  • Правильное (грамматически и по смыслу) сочетание.

Важно! В словосочетании глагол плюс существительное обязательно должно присутствовать не только грамматически правильное оформление, но и смысловое. Нельзя использовать те существительные и глаголы, которые не могут сочетаться друг с другом по смыслу. Это считается грубым нарушением правил русского языка. 

Виды связи в словосочетаниях

Виды и типы связи в словосочетаниях условно можно разделить на несколько групп:

Каждый из этих видов связи обладает своими особенностями и правилами согласования.

Но все связи, в свою очередь, делятся ещё на два типа:

Сочинительную Подчинительную

Виды подчинительной связи – это как раз согласование, управление и примыкание. А в самом предложении чаще используется сочинительная связь. Запомните, что подчинительная связь характерна именно для словосочетаний и делится на три основных вида. 

Разберём виды связи слов в словосочетании, чтобы быстрее запомнить разницу между ними.


Что такое управление?

Управление – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога.

Среди всех трёх видов связи (примыкание, управление, согласование) управление является наиболее сложным, так как главным словом в таких словосочетаниях могут быть как глаголы, так и существительные, наречия или прилагательные. Зависимым тоже могут быть любые части речи. Поэтому словосочетание со связью управление вызывают очень много трудностей при написании, использовании в повседневной речи и разборе. 

Со связью управление связаны самые частые ошибки в русском языке:

Заплатить за проезд (за что?);

Оплатить проезд (что?);

Килограмм сыру (потому что при обозначении целого такие словосочетания имеют окончания –у (-ю) или –а(-я) – вкус сыра.

Внимание! Если словосочетание со словом, которое обозначает целое, будет иметь определение, то вместо –у будет окончание –а. 

Пример такого словосочетания:

Килограмм российского сыра.

Примеры управления: 

Писать стихи;

Директор предприятия;

Полный волнения;

Четыре котёнка; 

Наедине с собой.

При такой связи довольно часто применяется сочетание глагол-существительное. Очень часто используются предлоги, которые могут нарушать правила русского языка. Этот тип связи считается одним из сложных как раз из-за обилия ошибок при согласовании. Всегда смотрите на смысл и проверяйте окончание! 


Что такое примыкание?

Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.

Тип связи примыкание тоже может быть выражен любой частью речи. Главное слово может быть глаголом, существительным, прилагательным или наречием, а зависимое – наречием, деепричастием, неопределённой формой глагола или прилагательным. Сочетание слов может быть любым. Этот вид связи легко обнаружить из-за частой связи с деепричастиями. 

Примеры примыкания:

Думает уйти;

Улыбаясь родителям;

Мальчик постарше;

Желание писать;

Склонный приврать;

Слишком быстро;

Мало упражняться.


Что такое согласование? 

Согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным словом в роде, числе и падеже. В таких словосочетаниях главным словом всегда будет существительное (либо другая часть речи в его роли):

Золотая листва;

Белый лист

Чистый звук

Легкий шаг

Красивая книга.

Зависимые слова могут быть выражены любыми частями речи (прилагательные, глаголы, причастия и числительные).

Связь согласование – самая простая из всех видов подчинительной связи в словосочетаниях. Подчинительное словосочетание с этим типом связи часто не нуждается в дополнительных предлогах. Главная ошибка при написании словосочетаний с такой связью — окончание. Обращайте внимание на вопрос и тип окончания в разбираемом словосочетании. 


Чтобы лучше усвоить материал, обратимся к таблице с согласованием, управлением и примыканием.

Виды связи в словосочетаниях (таблица)

Основные виды связей словосочетаний намного быстрее запоминаются с помощью таблицы, так как она наглядная и содержит в себе всю необходимую информацию.

Обратимся к таблице со связями согласование, управление и примыкание:


Вид связи в словосочетании
Согласование
Особенности и признаки Главное слово Зависимое слово
Главное и зависимое слово согласны в:
Числе;
Падеже;
Роде.

При изменении главного меняется и зависимое

Существительное;
Местоимение;
Другая часть речи в роли существительного.
Прилагательное;
Глагол;
Причастие;
Числительное.
Пример

Красная листва;

Чистая комната;

Белые страницы;

Ровный почерк;

Новый работник.

Чистая кофта; 

Длинная юбка; 

Яркий свет;

Чистый звук.


Вид связи в словосочетании
Управление
Особенности и признаки Главное слово Зависимое слово
Главное слово управляет зависимым, меняя его род, число и падеж.

Но при изменении главного зависимое слово не меняется.

Глагол;
Существительное;
Наречие;
Прилагательное.
Существительное;
Местоимение;
Другие части речи.
Пример

Никому не нужный;

Директор школы;

Улыбаясь маме;

Встретить родителей;

Смотреть фильмы;

Три кота;

Снимая видео;

Играя на гитаре;

Четверо ребят.


Вид связи в словосочетании
Примыкание
Особенности и признаки Главное слово Зависимое слово
Зависимое слово не относится к изменяемой части речи. 

Слова соединяются только по смыслу.

Глагол;
Наречие;
Прилагательное.
Наречие;
Деепричастие;
Неопределённая форма глагола;
Прилагательное.
Пример

Читаю быстро;

Поворот налево;

Спартански строгий;

Пойти бегом;

Взгляд прямой;

Цвет хаки;

Позвольте высказаться;

Час пик;

Тюбик индиго;

Залаяла громко;

Намерен работать.


Основные виды словосочетаний и связи между ними — сложная тема. Для упрощения понимания материала лучше всего запомнить, какие части речи будут зависимыми и главными в тех или иных случаях связи. 

Помните, что крайне важно обращать внимание на окончания слов в каждом из видов связи (особенно при управлении).

Содержание

  1. Нарушение управления
  2. Нарушение управления: примеры предложений
  3. Особенности управления в русском языке. Управление близких по значению слов.
  4. Правила к заданию 8 ЕГЭ
  5. Нарушение управления
  6. Нарушение управления: примеры предложений
  7. Нарушение согласования
  8. Нарушение согласования: примеры предложений
  9. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  10. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений
  11. Связь управление

Нарушение управления

Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.

Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».

Нарушение управления: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.

В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.

Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).

В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.

Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.

Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.

Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.

Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.

Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».

Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Поделитесь статьей с одноклассниками «Нарушение управления – задание 7 ЕГЭ русский язык».

Источник

Особенности управления в русском языке. Управление близких по значению слов.

Управление в русском языке – это подчинительная связь, которая характеризует требование главного в словосочетании слова постановки зависимого в определённый падеж. Эта связь является очень гибкой и часто может меняться.

Управление близких по значению слов – одна из сложнейших для понимания и изучения синтаксических норм, именно поэтому при соблюдении этой нормы часто наблюдаются ошибки. Кто из нас не слышал следующие синтаксические ошибки: Он так беспокоится за меня. Вопрос с моим материальным положением не даёт ему покоя.

В этих двух предложениях допущены сразу две ошибки. Слово «беспокоиться» требует предлога «о (обо)» и постановки зависимого слова в предложный падеж, следовательно, корректно было бы сказать: Он так беспокоится обо мне.

Что касается второго предложения, то здесь уместным было бы также употребить предлог «о» и предложный падеж: Вопрос о моём материальном положении не дает ему покоя.

Глаголы зрительного восприятия обычно требуют формы винительного падежа объекта с предлогом «на»: смотреть на горы. Именно поэтому в словосочетаниях с глаголами, близкими по значению, применяется такое же управление, хотя оно является некорректным:

Любоваться на картину – любоваться картиной (корр.).

Следующие словосочетания с близкими по значению словами стоит заучить, чтобы не слыть невеждой и не испортить впечатление слушателей или читателей о себе:

Истинная цена счастью – цены на топливо – стоимость рыбы

Характерно для девушки – присуще мужчине

Уделять внимание девушке – обратить внимание на погоду – усилить внимание к проблеме воспитания подростков

Типично для водителя – свойственно полицейскому

Сказаться на демографической ситуации – оказать влияние на рождаемость

Разобраться в проблемах – распутаться с проблемами

Приоритет в открытии – патент на изобретение

Прижиться в стае – привыкнуть к коллективу

Привычный для девочек – знакомый всем

Препятствовать развитию – тормозить развитие

Преисполненный радости – проникнутый радостью

Предостеречь от ошибки – предупредить об ошибке

Превосходство над соперником – преимущество перед соперником

Показывать силу – свидетельствовать о силе

Отчитаться о проделанной работе – отвечать за проделанную работу

Отзыв о фильме – рецензия на фильм

Идентичный прежней схеме – сходный с прежней схемой

Добраться до дома – подъехать к дому

Беспокоиться о ребенке – тревожиться за ребенка

Также в русском языке существуют словосочетания, в которых может быть подмена управления одного слова на управление другого, которое имеет схожее значение. Ниже мы приведем примеры ошибок в управлении, которые часто встречаются в разговорной речи, а также противопоставим их правильному варианту:

Бояться мать – бояться матери

Венец искусству – венец искусства

Достигать двадцать сантиметров в длину – достигать двадцати сантиметров в длину

То, что мы смогли достичь – то, чего мы смогли достичь

Залог успеху – залог успеха

Избегать опасность – избегать опасности

Колдовать что-то – колдовать над чем-то

Принять участие на ярмарке – принять участие в ярмарке.

Источник

Правила к заданию 8 ЕГЭ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:

Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.

Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.

Не должно быть избыточного использования союзов.

Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их.

Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.

Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.

Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.

Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.

Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.

Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.

Ошибка в построении сложного предложения

Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения.

Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;

Составные союзы не должны быть искаженными;

В предложении нельзя употреблять лишние союзы.

Ошибка в построении сложного предложения: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении сложного предложения», и исправим их.

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.

Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».

Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».

Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.

Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С. Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову «текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст», чтобы не терялся смысл.

Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва.

Неправильное употребление имени числительного

Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:

У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;

Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;

Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.

Неправильное употребление имени числительного: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Неправильное употребление имени числительного», и исправим их.

Трое спортсменок выступили очень удачно.

Числительное «трое» нужно заменить на «три», так как существительное «спортсменки» женского рода.

Три спортсменки выступили очень удачно.

Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как существительное «сутки» сочетается только с ним.

Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

Нарушение управления

Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения ».

Нарушение управления: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.

В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.

Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).

В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.

Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.

Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.

Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.

Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.

Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».

Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.

Нарушение согласования

Частным случаем нарушения согласования являются ошибки « Нарушение в построении предложения с обособленным определением » и « Нарушение в построении предложения с причастным оборотом ». Подробную информацию о них можно узнать в отдельных статьях.

Нарушение согласования: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение согласования», и исправим их.

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.

Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.

Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:

Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;

Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;

Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.

Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.

Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.

Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.

Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.

Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.

Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.

Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него.

Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и исправим их.

Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».

Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

Источник

Связь управление

Подчинительная связь управление

Определение

Управление – такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже: встретить друга; встретился с другом; рассказать о друге

Структура

Глагол + существительное: проявить заботу;

Деепричастие + существительное: построив здание;

Существительное +существительное: поворот на площадь

Отличительные признаки

1.При изменении формы главного слова зависимое слово не изменяется: проявить заботу, проявила заботу, проявим заботу;

Речевые ошибки

3.Пропуск предлога: Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле.

4.Употребление лишнего предлога: Жажда к славе.

5.Пропуск зависимого компонента словосочетания: Снова садиться в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным: проявить заботу, проявила заботу, проявим заботу.

(прокомментировать перечисленные речевые ошибки: дотронешься до березы, а не к березе; похож на усталого человека; жажда славы; лоснящийся от ладоней штурвал).

Также следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ УПРАВЛЕНИЕ

При сильном управлении падежная форма зависимого слова определяется лексико-грамматическими свойствами главного слова

(отношения объектные или восполняющие, зависимое слово нельзя опустить, не разрушив предложение):

а) переходный глагол + имя в В.п. Я подарю цветы маме.

б) переходный глагол с отрицанием + имя в Р./В.п. не видел книги, не видел книгу

в) числительное + зависимое слово пять человек

г) если предлог соответствует приставке глагола дойти до дома, зайти за угол

д) косвенно-переходный глагол + имя в Т.п. дирижировать оркестром

е) краткое прилаг. + зависимое слово полон надежды

При слабом управлении главное слово не предсказывает форму зависимого слова (непереходные глаголы, отношения обстоятельственные, зависимое слово можно опустить)

Беспредложное слабое управление

прославиться талантом

Предложное слабое управление

(совмещение объектного знач. с определит., пространств., временным, назначения) лечиться у врачей, опомниться от обиды, сделать для друга

При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным: проявить заботу, проявила заботу, проявим заботу.

(прокомментировать перечисленные речевые ошибки: дотронешься до березы, а не к березе; похож на усталого человека; жажда славы; лоснящийся от ладоней штурвал).

Также следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?

При сильном управлении господствующее слово своими лексико-грамматическими свойствами предопределяет обязательное появление при нем определенной управляемой падежной формы, т.е. связь является необходимой. Такой связи требуют переходные глаголы, а также некоторые существительные, прилагательные, числительные, например: послать письмо, нарушить тишину, купить книгу; девять дней, уйма времени; полон надежды, верен долгу.

При слабом управлении распространение господствующего слова данной падежной формой не предопределено его лексико-грамматическими свойствами, т.е. наличие управляемых форм факультативно; ср.: поливать цветы — сильное управление, поливать из лейки — слабое управление; освобождение города — сильное управление, освобождение армией — слабое управление.

При двойном управлении лексико-грамматическими свойствами глагола предопределена зависимость от него двух форм имени.
Двойное управление может быть беспредложным (обе управляемые формы — беспредложные падежи), беспредложно-предложным (одна форма беспредложная, другая — с предлогом) или предложным (обе формы — с предлогами). В тех случаях, когда вторая управляемая форма осложнена обстоятельственным значением, нормально варьирование этой формы с формой примыкающей: направить груз заводу — на завод, вернуть деньги месткому — в местком).

podchinitelnaya svyaz upravlenie

podchinitelnaya svyaz upravlenie2

dvojnoe upravlenie

predlozhnoe i bespredlozhnoe upravlenie

bespredlozhnoe upravlenie pri glagolah s otritsaniem

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тренажеры
Тест на тему Словосочетание
Тесты на тему Нормы управления

Тест на тему Управление при синонимичных словах
Тест на тему Нарушение норм управления
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Тема урока: «Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях».

Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях (решение заданий ЕГЭ); совершенствовать речевую компетентность учеников.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Цель занятий по русскому языку — закрепить и углубить лингвистические знания, научиться применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. На уроках мы повторяем пройденное, закрепляем и углубляем знания обо всех уровнях языка. В тестах ЕГЭ большое внимание уделяется теории языка. Начнём повторение с синтаксиса. Тема сегодняшнего урока звучит так:

Синтаксис и культура речи. Словосочетание.

Типы связи слов в словосочетаниях.

Запись темы урока в тетради.

— Определите цели нашего урока, исходя из темы.

Вспомним, что изучает синтаксис.

Ответ ученика.

-Синтаксис изучает словосочетание и предложение.

2. Теоретический материал по теме «Типы связи слов в словосочетаниях» (мультимедийная презентация. Слайды 1-4).

3. Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме урока.

Примечание: (на столах у учащихся лежит раздаточный материал: правило-подсказка, задания, образец выполнения заданий).

Учащийся комментирует свой ответ по образцу, данному учителем.

Задание № 1:

  • определите тип связи слов в данных словосочетаниях:

в соседней комнате (согласование), ответил резко (примыкание), хлынет потоками (управление), театральный занавес (согласование), внезапно замаячившего (примыкание), украдкой зевая (примыкание), мое сердце (согласование), глубоко несчастлив (примыкание), связанный словом (управление), помогать отцу (управление), очень нежно (примыкание), морской берег (согласование), перельется через край (управление).

Образец ответа № 1:

словосочетание всей истории.

  1. Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой? (всей); это вопрос согласования.

  2. Зависимое слово – местоимение.

  3. Оба слова склоняются: всеми историями

Следовательно, тип связи – согласование.

Образец ответа № 2:

словосочетание пришедшее из галактик

  1. Есть предлог – это управление.

  2. Зависимое слово – существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.

Образец ответа № 3:

словосочетание наполняясь одновременно

  1. Зависимое слово – наречие, следовательно, это примыкание.

Задание № 2

  • Выберите из данных примеров только словосочетания.

Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.

Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры?

Ответ ученика. Около дома — это существительное с предлогом, кто следующий, скоро зима- это предложения, состоящие только из грамматической основы, бороться и искать- это однородные члены.

Делаем вывод, что не все слова образуют словосочетания.

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой;

2) сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака;

3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;

4) составные словоформы: будет писать, более прочный;

5) ряды однородных членов: молоко и хлеб, найти и прочитать.

Задание № 3:

  • Прочитайте текст и решите задание ЕГЭ (В 3) (тексты с заданиями распечатаны)

.

(1) Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (2) Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (3) Куда, в какие края спешил русский богатырь? (4) 0 каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (5) 0 чем думал он сейчас? (6) Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики — родители и молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом. (7) Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.

(8) Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу.

(9) А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.

1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).

4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЛ (3 предложение).

7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).

9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

10. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Ответы: 1. Откуда появился; 2. Этот всадник; 3. Управление;

4. Издалека казался; 5. Куда спешил; 6. Согласование; 7. (о) каких бедах;

8. Управление; 9. Стремительно помчался; 10. О чем думал

Примечание: правильные ответы проецируются на интерактивную доску через мультимедийный проектор. Учащиеся осуществляют самопроверку.

4. Слово учителя.

В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами управления — выбором нужной падежной формой и подходящего предлога. Действительно, перед нами встаёт вопрос, как правильнее сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между сочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?

Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже. Например, глагол тормозить требует после себя Винительного падежа, а глагол препятствовать – Дательного.

Пример: плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.

плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.

Рассмотрим трудные случаи управления слов в словосочетании (использование мультимедийной презентации, слайд 4-5).

  • Анализ таблицы «Трудные случаи управления»

(раздаточный материал. Теория.).

Задание № 4.

Дополните до словосочетаний. Определите способ связи.

Заплатить…..- оплатить….

Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе.

Полон……- наполнен…..

Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем ?) фруктами.

Вера……..- уверенность…….

Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах .

Упрекать…….- попрекать……

Упрекать (в чем?) в бесконечности – попрекать (чем?) куском

Беспокоиться…….- тревожиться…..

Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына

Доволен…..- рад…..

Доволен (чем?) результатом – рад (чему?) приезду.

Предостеречь…… — предупредить………..

Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке

Удивляться…….. – восхищаться………

Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.

Итак, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов?

Ответ ученика.

  • основные значения падежей и предлогов,

  • лексическое значение слов.

5. Тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях» (по вариантам)

6.Подведение итогов урока:

Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?

7. Домашнее задание:

-Дополните до словосочетаний, определите типы связи слов в словосочетании.

— • Обидеться… — обида …….;

• образоваться … — образован………;

• обосновываться… — обоснование………;

• наполнить… — наполнять……;

• уверенность…… — увериться….

— решение тестовых заданий ( подготовка к ЕГЭ ) . Вариант 1-6 задание В3

-повторить теоретический материал по теме: «Простое осложнённое предложение. Односоставное предложение».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Таблица

СХОДНЫЙ с чем-либо

сходный с прежним

ИДЕНТИЧНЫЙ чему-либо идентичный прежнему

ОБИЖЕН чем-либо

обижен упреками

ОБИДЕТЬСЯ на что-либо

обиделся на эти слова

ОБРАДОВАН чем-либо

обрадован встречей

ОБРАДОВАТЬСЯ чему-либо обрадовался встрече

УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ чему-либо уделять внимание каждому

ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ на

что-либо

обращать внимание на мелочи

БАЗИРОВАТЬСЯ на чем-либо базироваться на фактах

ОПИРАТЬСЯ на что-либо

опираться на факты

РЕЦЕНЗИЯ на что-либо

рецензия на книгу

ОТЗЫВ о чем-либо

отзыв о книге

ПРЕИМУЩЕСТВО перед чем-либо (кем-либо)

преимущество перед другими

ПРЕВОСХОДСТВО над чем-либо (кем-либо)

превосходство над другими

ПРЕДУПРЕДИТЬ о чем-либо предупредить об опасности

ПРЕДОСТЕРЕЧЬ от чего-либо предостеречь от опасности

ТОРМОЗИТЬ что-либо

тормозить развитие

ПРЕПЯТСТВОВАТЬ чему-либо препятствовать развитию

ОТЛИЧАТЬ что от чего

отличать плохое от хорошего

РАЗЛИЧАТЬ что и что

различать плохое и хорошее

РАССЕРЖЕН чем-либо

рассержен шуткой

РАССЕРДИТЬСЯ на что-либо рассердиться на шутку

ВЕРА во что-либо

вера в победу

УВЕРЕННОСТЬ в чем-либо уверенность в победе

УДИВЛЕН чем-либо

удивлен успехами

УДИВЛЯТЬСЯ чему-либо удивляться успехам

ОПЛАТИТЬ что-либо

оплатить проезд

УПЛАТИТЬ за что-либо

уплатить за проезд

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание № 1:

  • определите тип связи слов в данных словосочетаниях:

в соседней комнате (согласование), ответил резко (примыкание), хлынет потоками (управление), театральный занавес (согласование), внезапно замаячившего (примыкание), украдкой зевая (примыкание), мое сердце (согласование), глубоко несчастлив (примыкание), связанный словом (управление), помогать отцу (управление), очень нежно (примыкание), морской берег (согласование), перельется через край (управление).

Образец ответа № 1:

словосочетание всей истории.

  1. Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой? (всей); это вопрос согласования.

  2. Зависимое слово – местоимение.

  3. Оба слова склоняются: всеми историями

Следовательно, тип связи – согласование.

Образец ответа № 2:

словосочетание пришедшее из галактик

  1. Есть предлог – это управление.

  2. Зависимое слово – существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.

Образец ответа № 3:

словосочетание наполняясь одновременно

  1. Зависимое слово – наречие, следовательно, это примыкание.

Задание № 2

  • Выберите из данных примеров только словосочетания.

Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.

Задание № 3:

  • Прочитайте текст и решите задание ЕГЭ (В 3) (тексты с заданиями распечатаны)

(1) Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (2) Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (3) Куда, в какие края спешил русский богатырь? (4) 0 каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (5) 0 чем думал он сейчас? (6) Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики — родители и молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом. (7) Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.

(8) Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу.

(9) А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.

1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).

4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЛ (3 предложение).

7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).

9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

10. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Задание № 4.

Дополните до словосочетаний. Определите способ связи.

Заплатить…..- оплатить….

Полон……- наполнен…..

Вера……..- уверенность…….

Упрекать…….- попрекать……

Беспокоиться…….- тревожиться…..

Доволен…..- рад…..

Предостеречь…… — предупредить………..

Удивляться…….. – восхищаться………

тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях»

вариант 1

1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) В соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;

2) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

3) первый снег, из всего сказанного, под белыми березами;

4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.

2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего;

2) коричневый забор, всей улицы, улыбающегося лица;

3) через всю реку, по светлым коридорам, его ответ;

4) веселую компанию, моей книги, скользнул по окнам.

3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа;

2) янтарные бусы, дежурной улыбкой, окруженный забором;

3) за тонированными стеклами, песцовой шубы, упругие мышцы;

4) яркой искрой, известные фермеры, ее ресницы.

4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) Сижу за столом, вижу их, этот номер;

2) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;

3) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь;

4) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.

5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки;

2) передает новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне;

3) казалось нам, выражением лица, испанская шаль;

4) перельется через край, фонтанами брызг, театральный занавес.

6. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

7. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Веч ром ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

8. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

9. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица.

10. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорбленного самолюбия.

ответы:

1

2

3

4

5

6. _________________________________________________________________

7. ________________________________________________________________

8. _________________________________________________________________

9. _________________________________________________________________

10. ________________________________________________________________

тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях»

вариант 2

1. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал;

2) с зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза;

3) поражен красотой, вглядывался в небо, в этот час;

4) вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы.

2. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну;

2) авно забытый, когда-то нашел, на это место;

3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;

4) стремиться туда, тихо летали, помнил их.

3. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) Гораздо меньше, искренне полюбил, этой новости;

2) глубоко несчастлив, однажды решил, мое сердце;

3) заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его;

4) его слова, шел не спеша, очень важно.

4. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) Собрались вместе, шепотом повторял, читавшего стихи;

2) проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал;

3) вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке;

4) вновь повторил, была там, не глядя на него.

5. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи;

2) желание вернуться, заново родившимся, всегда поражала;

3) сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки;

4) цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди.

6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Люси поняла, что нужно искать то, что может спасти.

7. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

А однажды даже показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе.

8. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

И мы искренне привязались к маленькому хромому утенку.

10. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Кто знает, какая циклопическая сила разрушила древние постройки.

ответы:

1

2

3

4

5

6. _________________________________________________________________

7. ________________________________________________________________

8. _________________________________________________________________

9. _________________________________________________________________

10. ________________________________________________________________

ответы: вариант 1

1

2

3

4

5

3

2

3

4

1

6. эту поступь

7. что-то сочиняли

8. по-весеннему зеленели

9. мою тележку

10. готовность задушить

ответы: вариант 1

1

2

3

4

5

2

3

4

2

2

6. искать то

7. однажды показалось

8. мечтали о будущем

9. привязались к утенку

10. разрушила постройки

Оценка Количество правильно выполненных заданий

5 (отлично) 9 — 10

4 (хорошо) 7 — 8

3 (удовлетворительно) 5 — 6

Домашнее задание:

Дополните до словосочетаний, определите типы связи слов в словосочетании.

  • Обидеться… — обида …….;

  • образоваться … — образован………;

  • обосновываться… — обоснование………;

  • наполнить… — наполнять……;

  • уверенность…… — увериться….

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Указывать на ошибки в грубой форме
  • Указывать на грамматические ошибки дурной тон
  • Указать тип ошибки которая допущена в предложении тавтология
  • Указать сложноподчиненное предложение с пунктуационными ошибками
  • Указать слово с морфологической ошибкой