Указывать на чужие грамматические ошибки

Вы – тот самый человек, который постоянно указывает другим на их речевые ошибки и показывает знание языка? Вы часто объясняете людям разницу между «надеть» и «одеть»? Слова «ихний» или «ложить» вызывают у вас легкий сердечный приступ? Поздравляем, согласно новому исследованию, вы являетесь на редкость неприятным человеком.

Как люди реагируют на ошибки

Ученые установили, что люди, склонные уделять повышенное внимание речевым ошибкам других, являются менее приятными личностями, чем те, кто их игнорирует. Примерно то же самое касается людей, которые зациклены на безошибочном наборе текста и не терпят чужих опечаток. Ученые характеризуют их как личностей холодных, замкнутых, склонных к занудству.

Это может казаться очевидным, но лишь в 2016 году было установлено, что способ реагирования на грамматические ошибки и опечатки прочно привязан к личностным качествам человека. Способ онлайн-коммуникации может многое рассказать вам о вашем собеседнике.

Эксперимент

Руководитель проекта, профессор психологии и лингвистики, Джули Боланд, отмечает, что это первое исследование, показывающее привязку личностных черт человека к его интерпретации языка. К примеру, экстраверты больше склонны игнорировать чужие ошибки или относиться к ним снисходительно, в то время как интроверты, напротив, зацикливаются на них и судят по ним людей. В ходе эксперимента 83 участникам было предложено прочитать письма-ответы на некоторые объявления. В тексте было намеренно допущено несколько опечаток, например «сдлеать» вместо «сделать» и «прсото» вместо «просто». Потом участников спросили, заметили ли они ошибки. Если они отвечали положительно, то их просили указать, где именно они были допущены.

Характеристика личности

Те люди, которые не заметили опечаток, обладают, по мнению исследователей, более располагающим характером. Они открытые, великодушные, доверчивые и сострадательные. А люди, придающие ошибкам большое значение – холодные и агрессивные. Это проявлялось в том, что они склонны были более негативно осудить авторов писем, где были ошибки. Иными словами, люди, которые придираются к речи других, имеют предубеждение против других на основании такого показателя, как персональная грамотность. Другие участники, напротив, были склонны позитивно оценить письма в целом.

Так что в следующий раз, когда вы захотите исправить чью-то ошибку в речи, задайте себе вопрос: «А точно мне стоит это делать?» или «А может, я неприятный человек?»

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Исправление чужих грамматических ошибок в интернете.

109 ответов

Последний —

16 июня 2022, 13:35
Перейти

Жаворонок

Интеллигентный человек никогда себе этого не позволит. Честно сказать, меня саму коробит, когда говорят и пишут с ошибками, но поправить могу только наедине и очень близкого человека. Считаю невоспитанность куда большим косяком, чем безграмотность — правила можно выучить, а вот чувство такта или есть, или нет.

Жаворонок

у вас, кстати, парочка ошибочек в посте))))

Яра

Я считаю это не обязательным. Во первых лично мне не хочется смущать человека и как учительница делать замечания. Во вторых в этом просто нет смысла. Я сама бывает пишу быстро,хочется по быстрее свои мысли изложить и иногда тоже допускаю ошибки.

Автор

Яхор, кто у нас на сто процентов культурен? Одни некультурны, потому что пишут с ошибками. Другие, что пишут не по теме и указывают на личные недостатки человека, когда их об этом не просят. Мне кажеться второй вариант — это большее бескультурие, нет?

марьванна

Пишет человек с ошибками, пердит прилюдно, воняет немытым телом — это признаки не совсем культурного человека.

зачем так категорично ?

Жаворонок

Интеллигентный человек никогда себе этого не позволит. Честно сказать, меня саму коробит, когда говорят и пишут с ошибками, но поправить могу только наедине и очень близкого человека. Считаю невоспитанность куда большим косяком, чем безграмотность — правила можно выучить, а вот чувство такта или есть, или нет.

яхОр

Ну уж иногда?! У Вас в посте штук 6-8 ошибок.

яхОр

Каждый, право, имеет право на то, что слева, и на то, что справа. (С)

Если Вас волнует собственная безграмотность, то общество обязательно будет давить на эту «больную мозоль», а на «нет» и суда нет.

Яра

можно поинтересоваться какие?

Эксперты Woman.ru

  • Эксперт

    Садовников Эрнест

    Психолог….

    217 ответов

  • Эксперт

    Маргарита Хальтер

    Психолог

    63 ответа

  • Эксперт

    Суроткин Дмитрий Олегович

    Врач-психотерапевт

    31 ответ

  • Эксперт

    Сретенский_Андрей

    Психолог-консультант

    6 ответов

  • Эксперт

    Носаченко Оксана

    Психолог

    34 ответа

  • Эксперт

    Юлия Лекомцева

    Врач косметолог

    283 ответа

  • Эксперт

    Егор Мазурок

    Клинический психолог

    20 ответов

  • Эксперт

    Оксана Александровна

    Практический психолог

    31 ответ

  • Эксперт

    Панкратова Елизавета

    Нутрициолог

    9 ответов

  • Эксперт

    Иванова Светлана

    Коуч

    96 ответов

марьванна

ошибки стараюсь не допускать ,но с запятыми лениво напрягаться,часто не проставляю.

flake-praline

На днях был пост от девы, с дословным текстом: я симпОтичная, 2 высшЕх образования… Ну, как удержаться от комментариев!.

марьванна

ошибки стараюсь не допускать ,но с запятыми лениво напрягаться,часто не проставляю.

яхОр

марьванна

ошибки стараюсь не допускать ,но с запятыми лениво напрягаться,часто не проставляю.

А заглавные буквы в начале предложения тоже лень писать?

марьванна

яхОрмарьванна

ошибки стараюсь не допускать ,но с запятыми лениво напрягаться,часто не проставляю.

А заглавные буквы в начале предложения тоже лень писать?

ну да,лень.

яхОр

марьванна

яхОрмарьванна ошибки стараюсь не допускать ,но с запятыми лениво напрягаться,часто не проставляю. А заглавные буквы в начале предложения тоже лень писать? ну да,лень.

А это неуважение к читателю — особенно, если текст занимает не одну строчку.

Гость

Русский язык — моя беда со школы. В четвертях были трояки, экзамен — всегда только пять (с 5 по 11 класс экзамены по русскому и алгебре были ежегодными и обязательными). К экзаменам готовилась старательно, все вызубривала за несколько дней и легко сдавала. Потом все правила дружно выветривались и новый учебный год начинался с трояков. Сами учителя недоумевали, как можно учиться на тройки, а экзамен сдавать на пятерку. Постоянно повторяю различные правила, «хожу» на сайт грамота.ру. Например, в данный момент в стопицотпятый раз забыла, как правильно употреблять одеть/надеть. При этом с точными науками никогда не было таких проблем, любые правила учились и не забывались через день. Закончила технический вуз, до красного диплома было лень пересдать 2 четверки.

Культурно ли исправлять? А фиг знает. Общаясь на вумане я, вроде, запомнила, что в постели, а не в постеле)). Как-то меня на другом форуме парнишка в приватной беседе загрузил, что в существительных после шипящих пишется суффикс -ОНК- , если он под ударением (девчонка, мальчонка). Тоже, вроде, запомнила и это не выветривается.

марьванна

яхОрмарьванна

яхОрмарьванна ошибки стараюсь не допускать ,но с запятыми лениво напрягаться,часто не проставляю. А заглавные буквы в начале предложения тоже лень писать? ну да,лень.

А это неуважение к читателю — особенно, если текст занимает не одну строчку.

Яхор,ну не смеши )

к какому читателю?

мы не на литератупном сайте .

марьванна

= литератуРном.

промахнулась клавишей.

яхОр

ГостьРусский язык — моя беда со школы. В четвертях были трояки, экзамен — всегда только пять (с 5 по 11 класс экзамены по русскому и алгебре были ежегодными и обязательными). К экзаменам готовилась старательно, все вызубривала за несколько дней и легко сдавала. Потом все правила дружно выветривались и новый учебный год начинался с трояков. Сами учителя недоумевали, как можно учиться на тройки, а экзамен сдавать на пятерку. Постоянно повторяю различные правила, «хожу» на сайт грамота.ру. Например, в данный момент в стопицотпятый раз забыла, как правильно употреблять одеть/надеть. При этом с точными науками никогда не было таких проблем, любые правила учились и не забывались через день. Закончила технический вуз, до красного диплома было лень пересдать 2 четверки.

Культурно ли исправлять? А фиг знает. Общаясь на вумане я, вроде, запомнила, что в постели, а не в постеле)). Как-то меня на другом форуме парнишка в приватной беседе загрузил, что в существительных после шипящих пишется суффикс -ОНК- , если он под ударением (девчонка, мальчонка). Тоже, вроде, запомнила и это не выветривается.

Респект.

(Только в одном предложении ошибка. //Сами учителя недоумевали: как можно учиться на тройки, а экзамен сдавать на пятерку?//)

Гость

Описки и опечатки видно. Как правило, большой соблазн написать «отповедь» безрамотному автору возникает в случаях, описанных в постах 11 и 19. А также в тех случаях, когда автор отличается редкостным чувством превосходства по отношению к участникам форума и грубостью обращения.

В думках

А я чужие ошибки не комментирую, если речь идет не о правописании. Подмечаю — да, но отписываться, «тыкая» в них носом, не буду :)) Хотя, люблю, когда меня поправляют, если есть за что :))))) Действительно, большие тексты с огромным количеством ошибок очень трудно читать, но ведь вас никто не заставляет. Режет глаз орфография и пунктуация — не читайте! :) И еще… вот, у меня клавиатура плохо работает, многие кнопки залипают, ну, что теперь, мучиться, отковыривать? Посоветуете купить новую? Я и сама знаю, что новая нужна. Но толку мне от нее, если я на ноутбук коплю? :) Впридачу, можно легко допустить ошибку, печатая текст «слепым» методом. К чему я все это пишу? У всех разные причины, по которым они пишут неправильно. Я давно усвоила одно простое правило: не знаешь, как пишется слово — подбери синоним :) Русский язык, во истину, великий и могучий :))

Orangina

ну что Вы в самом деле?!)) это ж классика жанра-симпОтичный и прочее)

яхОр

*воистину

( на вумане подсказали как правильно)

Гость

Автор, я исправила твои грамматические ошибки.

Как вы относитесь к тому, что некоторые начинают исправлять грамотность? Допустим, вы написали пост, а вам вместо ответа по существу начинают перечислять допущенные ошибки. С одной стороны, вроде бы правильно, нечего засорять интернет безграмотным письмом. А с другой, коробит как-то, не у всех стопроцентная грамотность, и иногда пишешь наспех, забываешь о запятых, делаешь опечатки. И вместо ответа по вопросу — тебе отповедь: там-то и там-то у тебя ошибки. Я не имею в виду совсем безграмотный текст, когда читать невозможно, а просто текст с ошибками. Вы считаете вежливым исправлять чужие грамматические ошибки?

Гость

Русский язык — моя беда со школы. В четвертях были трояки, экзамен — всегда только пять (с 5 по 11 класс экзамены по русскому и алгебре были ежегодными и обязательными). К экзаменам готовилась старательно, все вызубривала за несколько дней и легко сдавала. Потом все правила дружно выветривались и новый учебный год начинался с трояков. Сами учителя недоумевали, как можно учиться на тройки, а экзамен сдавать на пятерку. Постоянно повторяю различные правила, «хожу» на сайт грамота.ру. Например, в данный момент в стопицотпятый раз забыла, как правильно употреблять одеть/надеть. При этом с точными науками никогда не было таких проблем, любые правила учились и не забывались через день. Закончила технический вуз, до красного диплома было лень пересдать 2 четверки.

Культурно ли исправлять? А фиг знает. Общаясь на вумане я, вроде, запомнила, что в постели, а не в постеле)). Как-то меня на другом форуме парнишка в приватной беседе загрузил, что в существительных после шипящих пишется суффикс -ОНК- , если он под ударением (девчонка, мальчонка). Тоже, вроде, запомнила и это не выветривается.

Указывать другому человеку на его ошибки в словах, в предложениях это что? — Желание выставить себя более грамотным или что это именно с психологической точки зрения?

Я с этим сталкивалась, в свое время

Не считаю, что это правильно.Здесь не школа.А не нравится, не читай.

К тому же есть люди больные и плохо видящие.Они может быть и рады писать нормально, да не получается.

Думаю так, если уж сильно режут глаза, чужие ошибки в текстах и вы ну никак не можете об этом промолчать, можно указать на это автору.Но это надо делать корректно.И не указывать и осуждать: «Фу какой ты не грамотный!», а а мягко поправлять.Например: «Извините, но вы допустили ошибки там то и там-то.Если считаете нужным, поправьтесь пожалуйста». Бывает так, что люди допускают ошибки по невнимательности.В данном случае, поправлять можно.Но осторожно.Но ни в коем случае, нельзя осуждать другого человека.А ошибки, бывает допускаем мы все.Другое дело, что явная безграмотность, конечно режет глаза.Но опять таки, а может человек не русский? Ну вот он учит русский язык, но пока еще не выучил.А вы его осуждать сразу

Ко мне были такие претензии.Тут один раз.А на другом сайте (называть не буду) несколько раз.А я знаете ли, молчать не могу.Сразу в бой.Мол: «Не ваше дело.За собой смотреть надо» Своих детей учить будете» и так далее.Ну так а что, мне будут хамить значит, а я должна покорно молчать? Так и хочется спросить в таких случаях: Кто ты мне такой, что бы меня осуждать и указывать мне, на мои ошибки? Мама? Папа? Мой школьный учитель русского языка?

А я вот только вчера, задавала вопрос о том:

Допустимо ли делать замечания, незнакомым людям?

Я думаю, что если это делается некорректно и провокационно, то это просто желание потролить и больше ничего.Возможно у человека просто плохое настроение и он хочет таким образом, слить свой негатив.Ну или подчеркнуть в своих же глазах (а может и в глазах других людей) свою значимость и интеллектуальное превосходство.Ну и пусть подчеркивают.Только не в мой адрес.А я в таких случаях, просто отписываюсь человеку, что это не его дело и он для меня перестает существовать.Но если мне в мягкой форме, указывают на случайные ошибки, я их конечно же исправляю


Я всегда говорю

Если кому-то, мало ли не нравятся мои ответы или вопросы, по этой причине, то просто не надо их читать.Когда мне например, что-то не нравится, я просто прохожу мимо.Или в крайнем случае, делаю замечание о нарушении.Если оно явное.Чужая безграмотность мне глаз не режет.Для меня важнее ответ автора, его мысль.А ошибки, пусть учителя в школе проверяют.Но если текст написан уж явно безграмотно, то конечно это режет глаза.Я просто не отвечаю и не реагирую никак.Просто прохожу мимо.

Можно мягко поправить человека, но ни в коем случае не осуждать

А вообще мне до этого особо нет дела, если меня не касается


Я хочу пожелать всем, научиться быть терпимее друг к другу.Все мы не идеальны и бывает раздражаем друг-друга.(И это касается не только грамотности) Но с этим ничего не поделаешь.Нужно уметь, быть терпимее.А в ответах, главное не ошибки, а мысль автора.Это как по мне

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

a start­a
[11.9K]

5 лет назад 

Есть, как минимум, несколько объяснений данного феномена:

  1. Человек работает учителем и просто выполняет должностные обязанности;
  2. Человек является редактором, и править чужие ошибки — не более, чем профессиональная деформация;
  3. Человек является граммар наци, и указание на письменные ошибки других есть метод достижения главной цели данной субкультуры;
  4. Человек испытывает душевные страдания, видя ошибки в тексте, и пытается сказать о своей боли тем, кто эти ошибки совершает, чтобы больше так не делали, ведь ему больно;
  5. Человек считает, что не может быть авторитетным высказывание, которое делается неграмотным лицом. (Так, например, я никогда не буду читать статью на профессиональную тему дальше и не приду учиться к тем, кто зазывает на копирайтинг, со слова «Ищите…?», «Пишите…?» и т.п. в вопросительном предложении, а еще и обязательно озвучу этим людям причину отказа).
  6. Человек участвует в дискуссии и почувствовал себя уязвленным некорректным высказыванием в свой адрес или в адрес своего мнения. В таком случае, указание на ошибки — всего лишь реакция Ребенка в структуре его бессознательного, который пытается отомстить «обидчику».

Возможно, поразмыслив, автор дополнит данный список и полностью разберется в мотивах людей, которые указывают на ошибки в тексте.

Никит­а-ники
[183]

5 лет назад 

У меня есть свои проекты, есть люди которые пишут мне текста. Я часто встречаюсь с ошибками в тексте, хотя их пишут достаточно грамотные люди с опытом работы. Скорее всего они их допускают из-за невнимательности, из-за объема работ которые они берут на день и все нужно успеть. Поэтому когда я указываю на ошибки, недочеты, «косяки» так сказать, я это делаю для того, чтобы человек в будущем перед сдачей статьи внимательнее ее проверял, все-таки я за нее ему плачу деньги. Да и к тому же я считаю, что это очень плохо, когда ты специалист в каком-то любимом деле и в нем же допускаешь простые ошибки.

Арист­арх Палео­лог
[142K]

5 лет назад 

Смотря в какой ситуации допущены эти ошибки и по какой причине. Лично мне на этом проекте ошибки мешают понять вопрос, особенно когда они меняют в корне смысл вопроса. А сидеть, переводить безграмотные «каракули» нет никакого желания. Потому и указываю человеку на его ошибки. Все-таки надо грамотно излагать свои мысли.

Кисел­ева Юлия Алекс­еевна
[2.9K]

5 лет назад 

Недавно писала на БВ ответ на вопрос и допустила ошибку в слове.Так как вопрос касался политики и мое мнение не совпадало с большинством других, то мне сразу сделали замечание да еще в хамской форме .В данной ситуации считаю что это бестактность и не воспитанность.Согласна- даже грамотные люди могут ошибаться-учитывая что я не гуманитарий а математик, для меня вообще сложно излагать мысли на письме.Хотя у меня высшее педагогическое образование с красным дипломом.Так что указывать на ошибки в письме имеет место быть но в корректной форме.В противном случае это показывает на низкое воспитание того кто делает замечание.Опять же я высказываю свое мнение и никого не хочу обидеть.

Diskr­et
[13.7K]

5 лет назад 

Смотря какие это ошибки и в каких словах.

В интернете часто встречаются люди, которые пишут ну очень неграмотно, вроде взрослые, но как закончили школу с таким уровнем знаний — совершенно не понятно.

Одно дело — допустить пару незначительных ошибок, особенно в сложных словах, другое — делать по ошибке в каждом слове, не ставить знаки препинания и вообще не пытаться писать понятно и разборчиво. И реакция тут тоже будет разная. Если в первом случае можно промолчать, либо тактично указать, то во втором случае человек явно нарвется на сарказм, издевки и даже агрессию. К такому человеку и я не смогу относиться серьезно и уважительно. Впрочем, думаю, это будет абсолютно взаимно.

Wilhe­lmina­VIII
[16.6K]

5 лет назад 

Человеку же на пользу. Пусть скажет «мерси» и исправит, и не подает неправильный пример школьникам, которые везде порхают и впитывают все, как Губки Бобы. Да, я граммар-наци, признаю. Но Вы, Душ, не пугайтесь, к Вам я страшно снисходительна, так что продолжайте в том же духе. В обратку, когда мне справедливо указывают на ляп, не обижаюсь.

Ovnin­g
[2.1K]

5 лет назад 

Это психология. Сам когда вижу, что близкие допускают элементарные ошибки в тексте очень раздражает, сам не знаю почему. Самые элементарные пунктуационные ошибки могут изменить смысл всего текста в целом. Когда общаешься с грамотным человеком это очень приятно.

Ошибки делают как грамотные, так и безграмотные люди. У меня специфика работы — очень много пишем текстов — положений, программ, приказов, информационных писем. Выработалась привычка — вычитывать тексты друг у друга и находить ошибки у коллеги. Никто не обижается — когда «глаз замылен», у себя уже ошибок не замечаешь

vivar­a
[26.2K]

5 лет назад 

Если вы указываете человеку на ошибки в тексте, за который вы платите деньги или в ваши обязанности входит поиск ошибок и недочётов, — так должно и быть, ничего личного. Во всех остальных случаях такие «правки» неуместны и нетактичны. Все мы допускаем ошибки, и не только в текстах.

Лично мне нравится находить ошибки в «бегущей строке» по ТВ и резко осуждать их, но ведь автор этих ошибок меня не слышит. А жаль.

Senso­r
[263K]

5 лет назад 

Это проявление невоспитанности и неуважения к людям. Указывать на орфографические и грамматические ошибки в тексте можно только детям, потому что их надо учить, развивать.А взрослых людей можно учить только с их согласия и по их просьбе, не иначе. При этом я не имею в виду антисоциальных граждан, которых учат как себя вести против их воли и в местах не так отдаленных. Это совсем другая история.

Май20­17
[27K]

5 лет назад 

Только в личном сообщении, приветливым тоном, пожелав сперва доброго дня)

Знаете ответ?

Грамотная речь приятна для слуха собеседника. Она подчеркивает образованность человека, указывает на широкий кругозор, обеспечивает перспективы профессионального и карьерного роста. Но от грамматических ошибок не застрахован никто. Они могут прозвучать даже в радиоэфире и с экрана телевизора, могут промелькнуть в газете или книге. Большинство людей, заметив их, усмехнется и пройдет мимо. Другие же будут долго возмущаться и негодовать, привлекут к ним внимание окружающих и сделают все возможное для того, чтобы исправить ошибки.

СГП – синдром грамматической педантичности

Что такое синдром грамматической педантичности? Является ли он заболеванием и каковы его симптомы? Каждый ли человек, замечающий ошибки собеседника, подвержен этому расстройству?

Результаты исследований причисляют Синдром Грамматической Педантичности (СГП) к одной из форм обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), характеризующегося навязчивыми состояниями. Пациенты с диагностированным ОКР испытывают сомнения, беспокойство и страх, которые пытаются компенсировать, повторяя комплекс однообразных действий: несколько раз открывают и закрывают дверь, протирают пыль, перемывают посуду, постоянно моют руки, проверяют что-либо, страдают патологическим накопительством или суеверностью и т. п. Разные проявления ОКР могут характеризоваться разными симптомами, к числу которых относятся и симптомы СГП.

Люди, страдающие СГП, встречая грамматическую ошибку, крайне раздражаются и испытывают непреодолимое желание исправить ее. Они громко возмущаются, услышав ошибку в эфире, нервно потрясают газетой, обнаружив опечатку в статье, оставляют язвительные комментарии на форумах, становясь причиной бурных споров, не имеющих отношения к содержанию заметки. Они исправляют ошибки, встречающиеся в речи друзей и родных, рискуя испортить с ними отношения. Они придираются к отсутствующим или лишним запятым, сетуя на упадок образования и раздувая проблему до размеров национального масштаба.

Ощущение дискомфорта, сопровождающегося раздражением, отвращением, беспокойством при виде грамматической ошибки, отделяют СГП как психическое расстройство от обычной грамотности. При том, что оно не оказывает заметного влияния на физическое состояние человека, повышение компульсивности, тревожности и раздражительности как следствие синдрома является поводом для обращения за консультацией психотерапевта.

Причины синдрома грамматической педантичности

Как и другие психические расстройства, СГП стал объектом исследования специалистов. Попытки установить, кто наиболее подвержен этому заболеванию, и есть ли взаимосвязь между личностными характеристиками и склонностью к СГП, привели к следующим результатам: пол, возраст, принадлежность к тому или иному социальному классу и уровень образования не влияют на появление симптомов этого расстройства. Но интроверты более категоричны в суждениях и оценках грамматических ошибок, сильнее раздражаются при их обнаружении, чем экстраверты.

Одной из характерных тем, провоцирующих мнительность больных ОКР, является порядок и симметрия. В этом случае пациент одержим идеей правильной (симметричной, идеальной) организацией процесса или оформления пространства. Компульсивные действия выражаются в стремлении привести все в порядок, например, расставить предметы в соответствии с их размерами, формами, цветами и т. п. Если в магазине на полке в ряду черных туфель окажется пара красных, он непременно отнесет ее к туфлям соответствующего цвета, а оставшуюся обувь выровняет – носочек к носочку, каблучок к каблучку.

Обессией (навязчивой мыслью) больного СГП является грамматика. Обнаружение ошибки воспринимается таким человеком как нарушение порядка, вызывающее повышенную тревогу и дискомфорт. Наличие аудитории (домочадцы, участники форума, прохожие) обостряет их, побуждая к немедленному действию. Компульсия представляет собой стремление исправить ошибку во что бы то ни стало, сообщить о ней, привлечь к ней внимание окружающих. Исправив ее, человек испытывает временное облегчение.

Относительно причин возникновения ОКР существует несколько гипотез, выделяющих основные этиологические факторы: биологические, психологические, социологические и когнитивные теории. Поскольку обсессивно-компульсивное расстройство по-прежнему находится в стадии изучения, назвать конкретный этиологический фактор возникновения СГП тоже не представляется возможным. Его проявления более всего напоминают перфекционизм, относящийся к когнитивно-поведенческим факторам.

Что делать людям, страдающим СГП

Стремление людей, страдающих СГП, исправить все встречающиеся им ошибки, может восприниматься собеседниками как болезненное стремление к самоутверждению и таким образом мешать нормальному общению. Если СГП негативно влияет на психологическое состояние человека, заставляет его тревожиться, нервничать и совершать компульсивные действия, ему следует обратиться за помощью к психотерапевту.

Если же его симптомы не столь заметны, и профессиональная помощь не требуется, можно обратить эту привычку на пользу себе и обществу. Повышенное внимание к грамматике не повредит учителям, журналистам и блогерам. Грамотная речь востребована в сфере услуг, на ней базируется профессиональный и карьерный рост тех, чья деятельность связана с работой с аудиторией. Умение быстро находить и исправлять грамматические ошибки высоко ценится в работе корректоров и редакторов.

Держа под контролем эту психологическую особенность, можно не допустить болезненного состояния и тем самым избежать проблемы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вы наверняка знаете людей, которые ни при каких обстоятельствах не упустят шанса исправить человека, когда тот путает «-тся» и «-ться» или «одеть» и «надеть». А может, вы и сами такой человек. Но откуда берется это неисправимое желание исправить «ложить» на «класть»? И, главное, стоит ли с ним бороться? Разбираемся вместе.

Откуда берется желание исправлять других?

На сегодняшний день ученые пока слабо изучили эту черту человеческого поведения. Кто-то связывает желание исправлять чужие ошибки, от фактологических до грамматических, пассивной агрессией, желанием все контролировать, но на самом деле причин может быть гораздо больше. О них рассказывает психолог Мария Галушкина:

«В принципе, искать одно-единственное объяснение какому-то явлению — дело неблагодарное, не всегда нужное и попахивает абсолютизмом. Практически всегда причин несколько, они сочетаются причудливым образом в разных пропорциях, для каждого отдельного человека — в своих.

Контроль

Я бы скорее назвала это не желанием все контролировать, а невозможностью выдерживать собственное напряжение. В такой ситуации контроль — это способ избавиться от напряжения, которое возникает либо в ситуации неопределенности, либо в ситуации угрозы нашей картине мира. Напряжение может быть разной силы и оттенка, в зависимости от ситуации. Оно может быть зудящее от неправильной запятой, может быть болезненное, если мы видим что-то „неправильное“, но что нас напрямую не касается (например, когда на ваших глазах мать ругает ребенка за оплошность). Оно может становиться невыносимым, если ошибка другого напрямую касается вас (ваш коллега, с которым вы вместе делаете проект, несет на презентации какую-то чушь). И очень часто мы поправляем, чтобы сбросить это напряжение, не тратить силы на его выдерживание. Это действительно требует меньше энергозатрат. Сравните: можно написать „Ты ничего не понимаешь“ или порефлексировать и прийти к мысли „Каждый имеет право на собственное мнение, даже если оно очень не похоже на мое… Интересно, почему именно эти слова незнакомца меня так зацепили?“.

Сохранение привычной картины мира

Наше восприятие и память устроены так, чтобы находить подтверждение уже имеющейся точке зрения и вытеснять или игнорировать факты и мнения, которые эту точку зрения ставят под сомнение. И так как нам крайне важно иметь четкое и непротиворечивое представление о мире, людях, себе, то мы готовы разворачивать целые дебаты за сохранение этого представления.

Тут еще может быть интересный процесс, когда непоправление чьей-либо ошибки ставит под сомнение непротиворечивость и идеальность собственного „я“. Приведу пример, но учтите, что этот процесс обычно „вскрывается“ в терапии далеко не сразу. Итак, наша любимая запятая:

Нас в школе учили правильно писать. Когда мы писали диктант или сочинение хорошо и без ошибок, то мы получали пятерку от учителя и похвалу (или отсутствие наказания) от родителей, из чего делали вывод „Я молодец, когда не делаю ошибок. Если делаю ошибки, я плохой“. Мы вырастаем с этим выводом и вдруг натыкаемся в чьем-то сообщении или комментарии на лишнюю запятую. И человек, поставивший эту запятую, не то что не в панике и самобичевании, что он проглядел такую ошибку, он живет себе спокойно и прекрасно себя чувствует. Ему никто не ставит двойку и не вызывает родителей в школу. В результате может пронестись такая мысль: „Как он может жить спокойно и считать себя хорошим, когда он сделал ошибку? То есть если ему так можно, то я зря столько лет страдал над правилами пунктуации? А если я зря страдал… Как же мне оставаться хорошим, если мне теперь не через что доказывать, что я хороший?! Нет, так нельзя, нужно указать ему на ошибку! Все-таки их делать неправильно, пусть обратит внимание“. И вот так, стараясь защитить себя и ненапрасность приложенных усилий, мы указываем людям на их ошибки.

Влияние общества

Сначала через родителей, а потом через учителей нам транслируется мысль, что ошибки — это плохо и неправильно. Нас чаще ругают за ошибки, чем хвалят за то, что мы сделали что-то хорошо, нам подчеркивают ошибки красной ручкой, но не выделяют зеленой верные места (как в некоторых странах). В результате мы и вырастаем с мыслью, что ошибаться — ненормально. И подкрепляем эту идею тем, что замечаем ошибки других и указываем на них. Потому что так делать правильно, нас научили так делать».

Как научиться переживать чужие ошибки

Игнорировать ошибки других людей сложно, особенно когда они касаются чего-то важного для нас, нашего будущего или безопасности. Но чаще всего объектом конфликтов становится исправление «ошибок», которые мы сами считаем таковыми, но которые не представляют серьезной проблемы за пределами нашего мироощущения. Это могут быть носки разных цветов, сверкающие из-под брюк коллеги, неправильно поставленные знаки препинания или ударение, забытые в кафе вещи, из-за которых вам с друзьями пришлось вернуться. Переживание или доказывание чужой неправоты («Оба носка должны быть одного цвета, как ты не понимаешь?») требует массы сил и ресурсов. Но что делать, если просто отпустить и забыть не получается?

Рефлексируйте

Это самый сложный, но довольно полезный путь. Лучше всего следовать по нему под наблюдением терапевта. Каждый раз, когда вам очень хочется исправить чужое «-тся/-ться» или сделать комментарий относительно неглаженой рубашки, подумайте, почему именно это провоцирует у вас такое жгучее желание. И почему вы сами не позволяете себе выйти в свет с пятном от зубной пасты на футболке или в разноцветных носках.

Выдерживайте

И уважайте чужие личные границы. Другой человек может совершать какие-то действия, которые с вашей точки зрения выглядят неправильными: путать холодец со студнем, забыть любимый кофе популярного актера, носить странную модную одежду несочетающихся цветов. Это выбор другого человека, и он прекрасно обитает в пределах его личных границ (по крайней мере, пока человек не начнет навязывать вам свое видение, вот тут уже можно начать возмущаться).

Попробуйте так же

Один раз в качестве эксперимента попробуйте сделать то, что вы описывали в своей картине мира как «ошибку»: выложите пост вообще без знаков препинания. И пробелов. Назовите это перформансом. Наденьте удобную одежду. Измените имидж так, чтобы все вокруг подумали, что вы переживаете развод, по масштабу сравнимый с разводом Джонни Деппа. Сделайте это и поймите, что, во-первых, всем не очень-то интересно следить за ошибками друг друга. А во-вторых, что «ошибки» тоже могут приносить простые житейские радости.

Главное — помните, что есть некоторые ошибки, которых все-таки стоит избегать. Например, называть рабочие файлы неприличными словами, отправлять обнаженные фото и платежные данные подозрительным людям, оставлять включенный утюг или открытый газ.

Вы – тот самый человек, который постоянно указывает другим на их речевые ошибки и показывает знание языка? Вы часто объясняете людям разницу между «надеть» и «одеть»? Слова «ихний» или «ложить» вызывают у вас легкий сердечный приступ? Поздравляем, согласно новому исследованию, вы являетесь на редкость неприятным человеком.

Как люди реагируют на ошибки

Ученые установили, что люди, склонные уделять повышенное внимание речевым ошибкам других, являются менее приятными личностями, чем те, кто их игнорирует. Примерно то же самое касается людей, которые зациклены на безошибочном наборе текста и не терпят чужих опечаток. Ученые характеризуют их как личностей холодных, замкнутых, склонных к занудству.

Это может казаться очевидным, но лишь в 2016 году было установлено, что способ реагирования на грамматические ошибки и опечатки прочно привязан к личностным качествам человека. Способ онлайн-коммуникации может многое рассказать вам о вашем собеседнике.

Эксперимент

Руководитель проекта, профессор психологии и лингвистики, Джули Боланд, отмечает, что это первое исследование, показывающее привязку личностных черт человека к его интерпретации языка. К примеру, экстраверты больше склонны игнорировать чужие ошибки или относиться к ним снисходительно, в то время как интроверты, напротив, зацикливаются на них и судят по ним людей. В ходе эксперимента 83 участникам было предложено прочитать письма-ответы на некоторые объявления. В тексте было намеренно допущено несколько опечаток, например «сдлеать» вместо «сделать» и «прсото» вместо «просто». Потом участников спросили, заметили ли они ошибки. Если они отвечали положительно, то их просили указать, где именно они были допущены.

Характеристика личности

Те люди, которые не заметили опечаток, обладают, по мнению исследователей, более располагающим характером. Они открытые, великодушные, доверчивые и сострадательные. А люди, придающие ошибкам большое значение – холодные и агрессивные. Это проявлялось в том, что они склонны были более негативно осудить авторов писем, где были ошибки. Иными словами, люди, которые придираются к речи других, имеют предубеждение против других на основании такого показателя, как персональная грамотность. Другие участники, напротив, были склонны позитивно оценить письма в целом.

Так что в следующий раз, когда вы захотите исправить чью-то ошибку в речи, задайте себе вопрос: «А точно мне стоит это делать?» или «А может, я неприятный человек?»

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Синдром грамматической педантичности заставляет людей навязчиво исправлять грамматические ошибки

Синдром грамматической педантичности заставляет людей навязчиво исправлять грамматические ошибки

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) характеризуется навязчивыми мыслями, становящимися причиной беспокойства, опасения или страха.

Диагностировать его можно по повторяющимся действиям, направленным на снижение тревоги, либо по комбинации каких-либо навязчивых идей или стремлений.

В ряде случаев симптомы проявляются как постоянная уборка окружающего пространства от пыли и мусора, постоянные проверки чего-либо, накопление запасов на случай экстремальной ситуации, сексуальная озабоченность, мысли о насилии или религии, навязчивые идеи, отвращение к определённым числам, нервные ритуалы вроде открывания и закрывания дверей определённое количество раз при входе или выходе в комнату и тому подобные.

Большинство людей, страдающих от ОКР, об этом даже не подозревают, пока психиатр не поставит диагноз. Существует много способов влияния ОКР на человека: у разных людей разные симптомы, и есть несколько других заболеваний, которые являются производными от ОКР — например, синдром грамматической педантичности.

Это форма ОКР, при которой больные чувствуют себя обязанными исправлять каждую грамматическую ошибку. Пожалуй, к таким людям можно причислить некоторых граммар-наци.

В недавнем интервью с Павлом Деревянко Юрий Дудь, во второй раз услышав от собеседника «одеваю на себя», не выдерживает, перебивает и замечает, что правильно говорить «надеваю».  Актер отшучивается, что проверял Дудя на внимательность, но очевидно смущается. Я, как зритель, смущаюсь тоже: видеть, как один взрослый человек публично делает замечание другому, неловко даже больше, чем слышать чьи-то речевые ошибки. Объясняем, почему придирки к чужой речи не помогут сделать мир грамотнее и в каких случаях уместно исправлять ошибки собеседника.

Почему уважение к собеседнику важнее чистоты русского языка

Мотив тех, кто склонен поправлять речевые ошибки окружающих – в речи или письменном тексте, – звучит благородно: не допустить всеобщей деградации, помочь человеку стать лучше и не выглядеть необразованным. Но на деле придирки к чужим словам почти никогда не достигают ни одной из этих целей. Вот несколько причин, почему замечания по поводу чьих-то ошибок скорее сделают из тебя неприятного собеседника, чем повысят всеобщую грамотность.

Язык – это часть личности человека

То, как мы говорим, – такая же часть нашей личности, как стиль в одежде, прическа и прочие элементы образа. На речь влияет культура, в которой вырос и живет человек, образование, ситуация, в которой происходит диалог, – собеседник может быть взволнован, смущен, спешит.

Если ты не позволяешь себе говорить каждому встречному: «Эта стрижка тебе не идет», «Ты носишь эту вещь не правильно, давай покажу как», – то и замечания по поводу речи окружающих должны казаться тебе неэтичными.

Это чаще всего похоже на попытку возвысить себя

Людям, которые позволяют себе критику в адрес того, как пишут или говорят окружающие, редко удается сделать это корректно. Указание на ошибку в слове – популярный аргумент в интернет-споре. Неважно, о чем идет разговор, граммар-наци тычет пальцем в неправильную букву или лишнюю запятую, уже чувствует себя правым и забывает, что далеко не всегда отсутствие грамотности говорит о том, что человек не разбирается в какой-то теме.

Как понять, что ты поправляешь чью-то ошибку, чтобы самоутвердиться, а не потому что реально хочешь помочь? Легко: твой комментарий, помимо самого замечания, содержит советы вроде «откройте словарь», «учите русский язык», оценки – «в вашем возрасте стыдно так говорить», «вообще-то здесь запятая не нужна». Почти всегда найдется способ сказать человеку об ошибке непублично: отвести в сторону, написать в личные сообщения, если речь об интернет-общении – администрации паблика или на почту интернет-издания. У Heroine тоже есть контакт для обратной связи, и мы всегда рады внимательным нетоксичным читателям.

Подобные замечания ставят человека в неловкое положение

Нельзя сделать взрослому человеку замечание о его речи в публичном пространстве и не поставить его в неловкое положение. Как бы мило, доброжелательно или нейтрально ты не попыталась исправить собеседника, подумай, стоит ли твоя борьба за всеобщую грамотность того, чтобы нарушить чей-то комфорт.

Замечания не помогают стать кому-то грамотнее

Ошибки в речи или на письме прочно вживаются в наш язык, особенно когда человек уже взрослый и много лет говорит «звОнит» вместо «звонИт». От того, что ты пару раз поправишь его, он не начнет произносить это слово правильно. Он даже может знать, что норма «звонИт», но слишком привык говорить «звОнит» и не замечает этого.

Замечания будут эффективны только в том случае, если ты постоянно ходишь за человеком и поправляешь его, при этом он сам этого хочет и стремится исправиться.

Язык – очень гибкий конструкт

Русский язык, как и любой другой, – далеко не монолит. Нормы в нем меняются, появляется вариативность в произношении и написании, а уследить за этим сложно, если не занимаешься лингвистикой профессионально. Поправляя кого-то, человек может не учитывать, что уже давно допустимы оба варианта, и этим лишь поставит себя в глупое положение.

В каких случаях уместно поправить человека, если он допускает ошибку в речи

– Если это твоя работа, а человек – твой ученик или студент. Даже в этом случае стоит делать замечания корректно: так гораздо больше шансов, что собеседник его усвоит и исправится.

– Человек сам попросил об этом. Друг или родственник доверяет твоей грамотности и просит поправлять его, потому что хочет стать лучше. Ты можешь поправить близкого и без спроса, но следи за его реакцией. Замечание вызывает негатив – оставь попытки, если хочешь, чтобы ему было и дальше комфортно с тобой общаться. Исключением могут быть дети: их стоит поправлять, потому что они только учатся говорить, формируют словарный запас и речевую культуру.

– Человек учит язык, которым ты уже владеешь. Например, иностранец учит русский или кто-то из твоих близких учит другой язык, на котором ты свободно говоришь. В таком случае твои замечания – корректные и позитивные – помогут ему практиковать правильную речь или письмо.

– В публичных текстах. Ошибки на рекламных баннерах, объявлениях и других публичных источниках замечать полезно, потому что они не оскорбляют никого конкретно при этом не дают окружающим считать, что так писать можно. С публичными речами сложнее – критикуя их, легко скатиться в уничижение говорящего и самоутверждение.

– Если это может повлиять на профессиональную репутацию человека. К примеру, твой коллега готовится к публичному выступлению и допускает грубую ошибку в какой-то части своей речи. Будет уместно предупредить его об этом наедине, чтобы человек не оказался в глупом положении. Но, опять же, когда он уже в нем оказался, кричать на весь зал «не одел, а надел», не стоит. Это только поставит его в еще более нелепую ситуацию. Слова Чехова: “Воспитанный человек – это не тот, кто не прольёт соус на скатерть, а тот, кто не заметит этого”, – можно отнести и к речевому этикету тоже.

Читать по теме:Авторка, режиссерка – это унизительно: почему женщинам так мало места в русском языке

Вы наверняка знаете людей, которые ни при каких обстоятельствах не упустят шанса исправить человека, когда тот путает «-тся» и «-ться» или «одеть» и «надеть». А может, вы и сами такой человек. Но откуда берется это неисправимое желание исправить «ложить» на «класть»? И, главное, стоит ли с ним бороться? Разбираемся вместе.

Откуда берется желание исправлять других?

На сегодняшний день ученые пока слабо изучили эту черту человеческого поведения. Кто-то связывает желание исправлять чужие ошибки, от фактологических до грамматических, пассивной агрессией, желанием все контролировать, но на самом деле причин может быть гораздо больше. О них рассказывает психолог Мария Галушкина:

«В принципе, искать одно-единственное объяснение какому-то явлению — дело неблагодарное, не всегда нужное и попахивает абсолютизмом. Практически всегда причин несколько, они сочетаются причудливым образом в разных пропорциях, для каждого отдельного человека — в своих.

Контроль

Я бы скорее назвала это не желанием все контролировать, а невозможностью выдерживать собственное напряжение. В такой ситуации контроль — это способ избавиться от напряжения, которое возникает либо в ситуации неопределенности, либо в ситуации угрозы нашей картине мира. Напряжение может быть разной силы и оттенка, в зависимости от ситуации. Оно может быть зудящее от неправильной запятой, может быть болезненное, если мы видим что-то „неправильное“, но что нас напрямую не касается (например, когда на ваших глазах мать ругает ребенка за оплошность). Оно может становиться невыносимым, если ошибка другого напрямую касается вас (ваш коллега, с которым вы вместе делаете проект, несет на презентации какую-то чушь). И очень часто мы поправляем, чтобы сбросить это напряжение, не тратить силы на его выдерживание. Это действительно требует меньше энергозатрат. Сравните: можно написать „Ты ничего не понимаешь“ или порефлексировать и прийти к мысли „Каждый имеет право на собственное мнение, даже если оно очень не похоже на мое… Интересно, почему именно эти слова незнакомца меня так зацепили?“.

Сохранение привычной картины мира

Наше восприятие и память устроены так, чтобы находить подтверждение уже имеющейся точке зрения и вытеснять или игнорировать факты и мнения, которые эту точку зрения ставят под сомнение. И так как нам крайне важно иметь четкое и непротиворечивое представление о мире, людях, себе, то мы готовы разворачивать целые дебаты за сохранение этого представления.

Тут еще может быть интересный процесс, когда непоправление чьей-либо ошибки ставит под сомнение непротиворечивость и идеальность собственного „я“. Приведу пример, но учтите, что этот процесс обычно „вскрывается“ в терапии далеко не сразу. Итак, наша любимая запятая:

Нас в школе учили правильно писать. Когда мы писали диктант или сочинение хорошо и без ошибок, то мы получали пятерку от учителя и похвалу (или отсутствие наказания) от родителей, из чего делали вывод „Я молодец, когда не делаю ошибок. Если делаю ошибки, я плохой“. Мы вырастаем с этим выводом и вдруг натыкаемся в чьем-то сообщении или комментарии на лишнюю запятую. И человек, поставивший эту запятую, не то что не в панике и самобичевании, что он проглядел такую ошибку, он живет себе спокойно и прекрасно себя чувствует. Ему никто не ставит двойку и не вызывает родителей в школу. В результате может пронестись такая мысль: „Как он может жить спокойно и считать себя хорошим, когда он сделал ошибку? То есть если ему так можно, то я зря столько лет страдал над правилами пунктуации? А если я зря страдал… Как же мне оставаться хорошим, если мне теперь не через что доказывать, что я хороший?! Нет, так нельзя, нужно указать ему на ошибку! Все-таки их делать неправильно, пусть обратит внимание“. И вот так, стараясь защитить себя и ненапрасность приложенных усилий, мы указываем людям на их ошибки.

Влияние общества

Сначала через родителей, а потом через учителей нам транслируется мысль, что ошибки — это плохо и неправильно. Нас чаще ругают за ошибки, чем хвалят за то, что мы сделали что-то хорошо, нам подчеркивают ошибки красной ручкой, но не выделяют зеленой верные места (как в некоторых странах). В результате мы и вырастаем с мыслью, что ошибаться — ненормально. И подкрепляем эту идею тем, что замечаем ошибки других и указываем на них. Потому что так делать правильно, нас научили так делать».

Как научиться переживать чужие ошибки

Игнорировать ошибки других людей сложно, особенно когда они касаются чего-то важного для нас, нашего будущего или безопасности. Но чаще всего объектом конфликтов становится исправление «ошибок», которые мы сами считаем таковыми, но которые не представляют серьезной проблемы за пределами нашего мироощущения. Это могут быть носки разных цветов, сверкающие из-под брюк коллеги, неправильно поставленные знаки препинания или ударение, забытые в кафе вещи, из-за которых вам с друзьями пришлось вернуться. Переживание или доказывание чужой неправоты («Оба носка должны быть одного цвета, как ты не понимаешь?») требует массы сил и ресурсов. Но что делать, если просто отпустить и забыть не получается?

Рефлексируйте

Это самый сложный, но довольно полезный путь. Лучше всего следовать по нему под наблюдением терапевта. Каждый раз, когда вам очень хочется исправить чужое «-тся/-ться» или сделать комментарий относительно неглаженой рубашки, подумайте, почему именно это провоцирует у вас такое жгучее желание. И почему вы сами не позволяете себе выйти в свет с пятном от зубной пасты на футболке или в разноцветных носках.

Выдерживайте

И уважайте чужие личные границы. Другой человек может совершать какие-то действия, которые с вашей точки зрения выглядят неправильными: путать холодец со студнем, забыть любимый кофе популярного актера, носить странную модную одежду несочетающихся цветов. Это выбор другого человека, и он прекрасно обитает в пределах его личных границ (по крайней мере, пока человек не начнет навязывать вам свое видение, вот тут уже можно начать возмущаться).

Попробуйте так же

Один раз в качестве эксперимента попробуйте сделать то, что вы описывали в своей картине мира как «ошибку»: выложите пост вообще без знаков препинания. И пробелов. Назовите это перформансом. Наденьте удобную одежду. Измените имидж так, чтобы все вокруг подумали, что вы переживаете развод, по масштабу сравнимый с разводом Джонни Деппа. Сделайте это и поймите, что, во-первых, всем не очень-то интересно следить за ошибками друг друга. А во-вторых, что «ошибки» тоже могут приносить простые житейские радости.

Главное — помните, что есть некоторые ошибки, которых все-таки стоит избегать. Например, называть рабочие файлы неприличными словами, отправлять обнаженные фото и платежные данные подозрительным людям, оставлять включенный утюг или открытый газ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Указывать на ошибки синтаксический разбор словосочетания
  • Указывать на ошибки перевод на английский
  • Указывать на ошибки не тактично
  • Указывать на ошибки на английском языке
  • Указывать на ошибки может лишь