Укажите строки с орфографической ошибкой циничный циклон инициалы

Русский язык 5 класс — Практикум по орфографии и пунктуации — С. В. Драбкина 2019

Правописание корней с чередующейся гласной
Буквы И, Ы после Ц

Задание № 122

По лексическому значению определите слово и запишите его. Обозначьте, в какой части каждого слова после Ц пишется буква И или Ы.

1) Инструмент для вычерчивания окружности.

2) Значок для обозначения числа.

3) Защитный покров черепахи.

4) Общее название лимонов, апельсинов, мандаринов.

5) Наука о лечении.

6) Дословная выдержка из какого-либо произведения.

7) Коврик из соломы.

8) Искусство, представителем которого был Юрий Никулин.

9) Мифический великан, которого ослепил Одиссей.

10) «Лицевая часть» часов.

Задание № 123

Кто больше!

Запишите как можно больше слов, оканчивающихся на -ЦИЯ. Подсказки помогут вам вспомнить некоторые из таких слов.

1) Воздушный флот — …

2) Наука о расстановке знаков препинания — …

3) Поездка группы лиц со специальным исследовательским заданием — …

4) Собрание однотипных предметов — …

5) Местность, удаленная от культурных центров — …

6) Собрание однотипных предметов — …

Другие слова на -ЦИЯ: …

Задание № 124

Образуйте с помощью суффикса -ЫН от данных имен существительных прилагательные. Какое общее смысловое значение их объединяет?

Сестрица — …; волчица — …;

синица — …; тигрица — …;

львица — …; падчерица — …;

завистница — …; баловница — …;

мастерица — …

Задание № 125

Как вы считаете, почему авторы многих пособий по орфографии советуют школьникам при изучении темы «Буквы И, Ы после Ц» выучить следующие стихотворные тексты?

Цыганёнок крикнул: «цыц!» —

И цыплята пали ниц.

На цыпочки все встали

И «цыганочку» сплясали.

Цыган на цыпочках стоит

И «цыц!» цыплёнку говорит!

Задание № 126

Вставьте пропущенные буквы в словах. Устно объясните свой выбор.

Ц…плята весь день на ц…новке лежали.

Ц…плята ц…нгою ужасно страдали.

Ц…ган их на ц…почках водит в больницу.

Велел им там доктор ц…булей лечиться.

Был доктор в халате, как в панц…ре жук.

«Ц…буля, — сказал, — не микстура, а лук».

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл там на ц…мбалах,

  На мотоц…кле разъезжал

  И ц…фр знал немало.

  Он из ц…линдра доставал

  Морковь и огурц….

  И только одного не знал:

  Где И, а где же Ы.

Задание № 127

  Выполните тест.

  1. Укажите слова, в которых пишется буква ы.

  1) дисц…плина

  2) акац…я

  3) ц…ганский

  4) ц…новка

  5) синиц…н

  Ответ: 3, 5

  2. Укажите слова, в которых пишется буква и.

  1) смуглолиц…й

  2) медиц…на

  3) у учениц…

  4) коллекц…я

  5) ц…плята

  Ответ: 2,4

  3. Укажите словосочетание с орфографической ошибкой.

  1) цитировать отрывок

  2) в секцыи баскетбола

  3) цыплячий писк

  4) посадка цитрусовых

  Ответ: 2

  4. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква и.

  1) иллюстрац…я, ножниц…, лекц…я

  2) ц…новка, ц…ганский, настурц…я

  3) ц…рк, лисиц…н, традиц…я

  4) ц…стерна, ц…тата, реакц…я

  Ответ: 4

  5. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква ы.

  1) коллекц…я, декорац…я, экспедиц…я

  2) нарц…сс, ц…вилизация, иниц…атива

  3) ц…клевать, ц…плёнок, ц…линдр

  4) синиц…н, ц…пленок, ц…линдр

  5) сестриц…н, ц…ганка, с лестниц…

  Ответ: 5

  6. Укажите неверно написанное слово.

  1) сигнализация

  2) бледнолицый

  3) на ципочках

  4) у гостиницы

  Ответ: 3

  7. Укажите строки с орфографической ошибкой.

  1) циничный, циклон, иницыалы

  2) цинк, марципан, на цыпочках

  3) глициния, панцирь, цитрусовые

  4) конференцыя, ситуация, экспедиция

  Ответ: 1, 4

Задание № 128

  Выполните тест.

I вариант

  1. В каких словах следует писать букву Ё?

  1) ж…кей

  2) беч…вка

  3) крыж…вник

  4)кош…лка

  Ответ: 2, 4

  2. В каких словах на месте пропуска пишется С?

  1) …десь

  2) бе…крайний

  3) …бить

  4)ра…бросать

Ответ: 2, 3

  3. В каких словах пишется буква И?

  1) круглолиц…й

  2) ц…плята

  3) ц…ркуль

  4) экспедиц…я

  Ответ: 3, 4

  4. Определите слова, в корне которых пишется О.

  1) р…сток

  2) выр…щивать

  3) выр…сли

  4) отр…сль

  Ответ: 1, 3

  5. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

  1) препод…ватель, прил…жить, выр…щенный, предл…жение

  2) отр…стать, Р…стислав, распол…гали, изл…жить

  3) обл…гать, взр…стить, пол…гать, отр…слевой

  4) зал…жить, недор…сль, Р…стов, возл…гать

  Ответ: 3

II вариант

  1. В каких словах следует писать букву Ё?

  1) трещ…тка

  2) капюш…н

  3) деш…вый

  4) печ…нка

  Ответ: 1, 3, 4

  2. В каких словах на месте пропуска пишется С?

  1) бе…шумный

  2) ра…жечь

  3) …доровье

  4) …двинуть

  Ответ: 1, 4

  3. В каких словах пишется буква И?

  1) операц…я

  2) ц…почки

  3) ц…нк

  4) бледнолиц…й

  Ответ: 1, 3

  4. Определите слова, в корне которых пишется О.

  1) водор…сли

  2) р…стовщик

  3) отр…стать

  4) р…сточек

  Ответ: 1, 2, 4

  5. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

  1) перер…сли, подл…жить, прир…стать, пол…жение

  2) сл…гается, зар…сли, распол…жились, нар…щение

  3) сл…жение, возр…ст, предпол…жение, предл…гать

  4) р…стение, распол…гаться, выр…стающий, отр…сль

  Ответ: 4

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Продолжение. См. № 3, 6/2007

ПРАКТИКУМ
по подготовке к ЕГЭ


С.В.  Антонова, Т.И.  Склискова.
Русский язык. Задания типа А
Единого государственного экзамена. Рабочая
тетрадь № 1.
М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2006

РАЗДЕЛ 4. Орфография

Тема 1.
Орфограмма. Орфографическое правило

Орфография – это
общепринятые правила написания слов

А235. Укажите слово с орфограммой «Проверяемая
безударная гласная в корне слова».

1) К_рзина;

2) д_вление;

3) б_лалайка;

4) г_потеза.

А236. Укажите слово с орфограммой
«Непроверяемая гласная в корне слова».

1) Прогл_тить;

2) св_щенник;

3) ак_демия;

4) вопл_щенный.

А237. Укажите слово с орфограммой
«Правописание сомнительных согласных в корне
слова».

1) Про_ьба;

2) вкус_ный;

3) грус_ный;

4) радос_ный.

А238. Укажите слово с орфограммой
«Правописание непроизносимой согласной в корне
слова».

1) Ло_кий;

2) варе_ка;

3) ле_кий;

4) ус_ный.

А239. Укажите слово с орфограммой «Буквы а,
и, у
после шипящих».

1) Увид_шь;

2) пр_бежать;

3) ч_вствовать;

4) к_снуться.

А240. Укажите слово с орфограммой
«Разделительные ъ и ь».

1) Задач_;

2) щуч_ка;

3) солов_и;

4) улыбаеш_ся.

А241. Укажите слово с орфограммой
«Правописание личных окончаний глаголов».

1) Возмущаеш_ся;

2) надо наклонит_ся;

3) береч_;

4) погон_шься.

А242. Укажите слово с орфограммой «Буква з
– с
на конце приставок».

1) Бе_козырка;

2) н_берешься;

3) п_ределывать;

4) по_бежал.

А243. Укажите слово с орфограммой
«Чередующиеся гласные в корне слова».

1) Т_рмоза;

2) р_стительность;

3) ц_ганский;

4) ветош_.

А244. Укажите слово с орфограммой «Буквы о
– ё
после шипящих в корне».

1) Ключ_м;

2) вооруж_нный;

3) больш_го;

4) заш_л.

А245. Укажите слово с орфограммой «Падежные
окончания существительных».

1) Об опасн_м;

2) полотенц_м;

3) училищ_;

4) по дорожк_.

А246. Укажите слово с орфограммой
«Правописание нн и н в суффиксах
прилагательных».

1) Застекле_ая;

2) тума_ая;

3) расписан_ая;

4) подаре_ая.

А247. Укажите слово с орфограммой «Приставки
в отрицательных местоимениях».

1) Н_лепость;

2) н_решительный;

3) н_далеко;

4) н_кому.

Тема 2.
Употребление прописной буквы

С прописной буквы пишутся имена,
отчества, фамилии людей, действующих лиц в
произведениях литературы, псевдонимы, прозвища.

В русских сложных фамилиях,
пишущихся через дефис, каждая часть пишется с
прописной буквы и каждая часть изменяется по
падежам.

С прописной буквы пишутся названия,
имеющие отношение к мифологии и религии.

С прописной буквы пишутся названия
исторических событий и эпох.

С прописной буквы пишутся
географические наименования материков, океанов,
гор, морей, рек, стран, городов, деревень,
площадей, улиц и т.д.

А248. Укажите ошибку в употреблении строчной и
прописной букв.

1) Куликовская битва;

2) Великая Отечественная война;

3) Бородинская битва;

4) Тихий океан.

А249. Укажите ошибку в употреблении строчной
и прописной букв.

1) Улица Малая бронная;

2) Герой Российской Федерации;

3) королева Англии;

4) Нобелевская премия.

А250. Укажите ошибку в употреблении строчной
и прописной букв.

1) Пушкинские стихи;

2) по-суворовски быстро;

3) Иван Грозный;

4) Всеволод Большое гнездо.

А251. Укажите ошибку в употреблении строчной
и прописной букв.

1) Санкт-Петербург;

2) Иисус Христос;

3) пьеса «синяя птица»;

4) город на Волге.

А252. Укажите ошибку в употреблении строчной
и прописной букв.

1) Роман Толстого;

2) орден Красного знамени;

3) опера Чайковского;

4) журнал «Новое время».

А253. Укажите неверное написание слова.

1) Венера Милосская;

2) храм Василия Блаженного;

3) Фирма Гермес;

4) Медаль «Золотая Звезда».

Тема 3.
Употребление гласных букв
и – ы, а – я, у – ю
после шипящих и ц

После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся
гласные и, а, у, не пишутся гласные ы, ю, я.

Исключения: жюри, брошюра, парашют.

Буква и после ц пишется в
корнях слов и в словах на -ция. Буква ы
после ц пишется в окончаниях и суффиксах, в
корнях слов-исключений: цыпленок, цыган,
цыкнуть, на цыпочках
.

А254. Укажите слово, в котором пишется буква ы.

1) Ц_ркуль;

2) акац_я;

3) ц_новка;

4) синиц_н.

А255. Укажите слово с орфографической
ошибкой.

1) Щипцы;

2) лыжы;

3) трущоба;

4) циферблат.

А256. Укажите слово, в котором пишется буква и.

1) Ц_ганский;

2) у птиц_;

3) дикц_я;

4) ц_плята.

А257. Укажите слово, в котором пишется буква ю.

1) Щ_ка;

2) ж_ри;

3) щ_риться;

4) щ_пальце.

А258. Укажите предложение, в котором допущена
орфографическая ошибка.

1) Чюдесного щенка подарил мне дедушка.

2) В нашу сеть попал только один ершик.

3) В вышине звучала песнь жаворонка.

4) Он чувствовал себя счастливым человеком.

А259. Укажите слово, в котором пишется буква у.

1) Параш_т;

2) брош_ра;

3) ч_жой;

4) ж_ри.

А260. Укажите словосочетание с
орфографической ошибкой.

1) Цитировать наизусть;

2) в секцыи волейбола;

3) цыплячий пух;

4) посадка цитрусовых.

А261. Укажите неверно написанное слово.

1) Сигнализация;

2) бледнолицый;

3) на ципочках;

4) у гостиницы.

А262. Укажите строку, в которой во всех словах
пишется буква и.

1) Традиц_я, ножниц_, лекц_я;

2) ц_гейка, ц_ганский, настурц_я;

3) ц_стерна, ц_рк, реакц_я;

4) ц_ркуль, лисиц_н, демонстрац_я.

А263. Укажите строку, в которой во всех словах
пишется буква ы.

1) Коллекц_я, декорац_я, милиц_я;

2) нарц_сс, ц_вилизация, иниц_атива;

3) ц_клевать, ц_пленок, ц_линдр;

4) синиц_н, ц_пленок, ц_линдр;

5) сестриц_н, ц_ганка, с улиц_.

А264. В каком словосочетании пишется буква ю?

1) Ч_десная погода;

2) щ_риться от света;

3) рассеянный ч_дак;

4) спортивный параш_т.

А265. Укажите строку с орфографической
ошибкой.

1) Циничный, циклон, инициалы;

2) лейкоцит, марципан, на цыпочках;

3) глициния, панцирь, цигарка;

4) конференцыя, ситуация, экспедиция.

А266. Укажите строку, в которой во всех словах
пишется буква и.

1) Ш_повник, круглолиц_й, ж_знь;

2) делегац_я, ц_клон, купц_;

3) ж_вотное, ц_тата, иллюминац_я;

4) ц_ганочка, ш_рь, ц_плятки.

Тема 4.
Употребление букв о – ё после шипящих и ц

В корне слова после шипящих под
ударением пишется ё, если при образовании
слов того же корня пишется е независимо от
ударения (жёрдочка – жердь). Если такого
соотношения нет, пишется о (шорох, шов).

Гласные о – е после шипящих и ц
в суффиксах: о – под ударением, е – без
ударения:

– в суффиксах имен существительных
(речонка – реченька);


– в суффиксах имен
прилагательных (камышовый – лицевой);


– в суффиксах кратких
прилагательных (смешон – грешен);


– в суффиксах наречий (горячо –
певуче,
искл. – ещё);


– в окончаниях существительных и
прилагательных (плечом, большому).

После шипящих под ударением
пишется ё:


– в суффиксах глаголов (заночёвывать);


– в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени (поражённый);


– в суффиксах отглагольных
прилагательных (копчёный);


– в суффиксах существительных,
образованных от вышеперечисленных глаголов,
причастий и прилагательных (копчёности);


– в суффиксах существительных -ёр-
(стажёр);


– в словах: о чём, нипочём, ни
при чём.


А267. Укажите слово, в котором пишется буква о.

1) Реш_тка;

2) ж_лудь;

3) пч_лы;

3) ш_рох.

А268. Укажите слово, в котором пишется буква ё.

1) Щ_лкать;

2) ш_колад;

3) ж_кей;

4) ш_тландец.

А269. Укажите слово, в котором пишется буква ё.

1) Береж_к;

2) деньж_нки;

3) трещ_тка;

4) расч_ска.

А270. Укажите слово, в котором пишется буква е.

1) Врач_м;

2) товарищ_м;

3) карандаш_м;

4) ключ_м.

А271. Укажите слово, в котором пишется буква ё.

1) Крюч_к;

2) гребеш_к;

3) дириж_р;

4) девч_нка.

А272. Укажите слово, в котором пишется буква о.

1) Ещ_;

2) свеж_;

3) печ_ный;

4) заверш_нный.

А273. Укажите слова, в которых пишется буква ё.

1) Щ_лкнуть, ш_пот, ш_л;

2) ш_лковый, крыж_вник, тяж_лый;

3) поч_тный, ш_колад, ш_рох;

4) капюш_н, ж_лтый, ш_ссе.

А274. Укажите предложение, в котором допущена
орфографическая ошибка.

1) На черном небе слабо проступала водянистая
туча.

2) Тормоза завизжали – это шоферы педали нажали.

3) Сижу за решеткой в темнице сырой.

4) Две жордочки положены через поток.

А275. Укажите строку, в которой во всех словах
пишется буква о.

1) Светляч_к, мыш_нок, выкорч_вывание;

2) туш_нка, еж_нок, свеж_;

3) распаш_нка, тысч_нка, воротнич_к;

4) лавч_нка, корч_вка, горяч_.

А276. Укажите строку, в которой во всех словах
пишется буква е.

1) Пастбищ_м, мяч_м, каланч_й;

2) депеш_й, страшилищ_м, пляж_м;

3) гараж_м, плач_м, нуж_н;

4) дальш_, гуж_вой, добряч_к.

А277. Укажите неверное объяснение
орфограммы.

1) Шапч_нка – о: в суффиксе существительных
под ударением;

2) хрящ_вой – е: в суффиксе прилагательного
ев-
без ударения;

3) защищ_нный – ё: в суффиксе
страдательного причастия прошедшего времени;

4) пораж_н – ё: в суффиксе краткого
прилагательного.

А278. Укажите предложение, в котором допущена
орфографическая ошибка.

1) Фрукты были упакованы в решетчатые ящики.

2) Молча взял он лошадь за челку левой рукой.

3) Мелкий дождик шол всю ночь.

4) На ней были шелковое красное платье и черный
ремень.

Тема 5. Употребление ъ и ь

Разделительный ъ пишется перед
буквами е, ё, ю, я после приставок,
оканчивающихся на согласную, и в сложных словах,
первую часть которых образуют числительные двух-,
трех-, четырех-
.

В остальных случаях пишется
разделительный ь.

Пишется ь:


– на конце существительных
женского рода 3-го склонения (дочь);


– на конце наречий после шипящих
(кроме уж, замуж, невтерпеж);

– у глаголов в неопределенной
форме (улыбаться);


– у глаголов 2-го лица
единственного числа (улыбаешься);


– у глаголов повелительного
наклонения после шипящих (отрежь).

А279. Укажите слово, в котором пишется ъ.

1) Сильная в_юга;

2) л_ется с крыш;

3) с_ежиться от холода;

4) птич_и голоса.

А280. Укажите слово, в котором пишется ь.

1) Двух_ярусный;

2) необ_ятный;

3) раз_емный;

4) кур_ер.

А281. Укажите строку, во всех словах которой
пишется ъ.

1) Двух_ярдовый, сверх_интересный, руж_ецо;

2) об_ектив, необ_яснимый, без_ядерный;

3) кинос_емка, из_ять, фел_етон;

4) об_единить, грузопод_емник, трех_осный.

А282. Укажите предложение, в котором допущена
орфографическая ошибка.

1) Налетел ветер и сорвал с деревьев последние
листья.

2) Я подъехал к павильону и стал ждать курьера.

3) Друзья жили на третьем этаже
четырехъэтажного дома.

4) Серьезно пострадал лишь трехколесный
велосипед.

А283. Укажите предложение, в котором допущена
орфографическая ошибка.

1) Замело и завьюжило хаты.

2) Сверхъестественная сила влекла меня туда.

3) Трехпалубный теплоход причалил к пристани.

4) Он не смог съэкономить ни копейки.

А284. Укажите строку, во всех словах которой
пишется ь.

1) Мыш_, дич_, мятеж_;

2) задержиш_ся, съеш_, наотмаш_;

3) мелоч_, бросиш_, горяч_;

4) обжеч_ся, сплош_, невтерпеж_.

А285. Укажите строку, во всех словах которой
не пишется ь.

1) С крыш_, пахуч_, замуж_;

2) уст_е, ералаш_, рант_е;

3) пейзаж_, пожарищ_, обез_яна;

4) вскач_, гореч_, воз_мешь.

А286. Укажите слово, в котором ь не
пишется.

1) Упасть навзнич_;

2) будем радоват_ся;

3) намаж_те масло;

4) выглянуло из-за туч_.

А287. Укажите слово, в котором пишется ь.

1) От березовых рощ_;

2) ландыш пахуч_;

3) чувствуеш_ боль;

4) нян_чить ребенка.

А288. Укажите слово с орфографической
ошибкой.

1) Гвоздь;

2) возьми;

3) сельдь;

4) почьта.

А289. Укажите слово с орфографической
ошибкой.

1) Октябрьский;

2) богатырский;

3) февральский;

4) январьский.

А290. Укажите слово с орфографической
ошибкой.

1) Отсрочка;

2) кляньчить;

3) барабанщик;

4) банщик.

А291. Укажите строку, во всех словах которой
пишется ъ.

1) От_ехать, об_явление, пред_утренний, с_емка;

2) из_ян, с_ехать, в_юн, под_ем;

3) под_езд, сверх_искусный, об_ективный, ш_ем;

4) пред_юбилейный, суб_ект, с_язвить, ин_екция.

А292. Укажите строку, во всех словах которой
не пишется ь.

1) Врач_, телепередач_, тягуч_, хищ_ник;

2) гон_щик, чистиш_, наотмаш_, плющ_;

3) косточ_ка, мощ_ный, гвоз_ди, ветош_;

4) меч_тать, гон_щик, внуч_ка, помощ_.

А293. Укажите, в какой строке в обоих словах ь
не пишется.

1) Съеш_те борщ_;

2) луч_ший помощ_ник;

3) изящ_ная вещ_;

4) сроч_ная помощ_.

А294. Укажите предложение с орфографической
ошибкой.

1) Надо вовремя ложиться спать.

2) Наш поезд отправляется через час.

3) Смелого пуля боится.

4) Умеешь ссорится, умей и мириться.

А295. Укажите предложение с орфографической
ошибкой.

1) Плохо медлить, но и торопиться не следует.

2) Любишь брать, люби и отдавать.

2) Любишь кататся, люби и саночки возить.

4) Надо трудиться, а не лениться.

А296. Укажите предложение с орфографической
ошибкой.

1) Мороз был трескуч и жгуч.

2) На пять тысячь рублей купили книг.

3) На арену цирка вышел знаменитый силач.

4) Мне надо быстро пересечь улицу.

А297. Укажите, в какой строке на месте
пропусков пишется ь.

1) Ад_ютантские заботы, заб_ется в угол;

2) мен_ше денег, боч_ка дегтя.

3) прибав_те скорость, восем_надцать страниц;

4) обознач_те координаты, дорогая упряж_.

Тема 6.
Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные в корне

Для проверки правописания
безударной гласной в корне надо изменить слово
или подобрать родственное так, чтобы проверяемая
гласная оказалась под ударением (леса – лес).

Правописание непроверяемых
безударных гласных в корне слова нужно
запоминать, а в случае затруднения обращаться к
орфографическому словарю.

Буква э пишется в начале слов
иноязычного происхождения (эволюция), а в
середине и в конце иноязычных слов после гласных а,
о, у
(маэстро). Гласная э сохраняется при
словообразовании (антиэстетический). Слово проект
и производные от него пишутся через е.

Буква е пишется в иноязычных
словах после твердых согласных как в середине,
так и в конце слова (купе). В иноязычных словах
после гласной и (пациент), в иноязычных
собственных именах, фамилиях и географических
названиях (Туапсе), в словах де, дель, ден,
сен, тер,
входящих в состав иноязычных фамилий.

А298. Укажите слово, написание которого
проверяется ударением.

1) Пр_красный;

2) смерка_тся;

3) велос_пед;

4) р_скошный.

А299. Укажите слово с непроверяемой
безударной гласной в корне.

1) Дост_жения;

2) зак_ляться;

3) п_мидоры;

4) д_ждливый.

А300. Укажите слово, в корне которого пишется
гласная е.

1) _ффект;

2) ду_ль;

3) с_кономить;

4) тра_ктория.

А301. Укажите строку с проверяемыми
безударными гласными.

1) Сп_ртивный инв_нтарь;

2) уд_вленный похв_лой;

3) оч_рованный к_ртиной;

4) у_звленный н_смешкой.

А302. Укажите слово, в котором не пишется
буква е.

1) Ветер обв_вал лицо;

2) одежду надо прим_рять;

3) разр_дить рассаду;

4) прож_вать в городе.

А303. Укажите, в каком ряду во всех словах
пропущена буква а.

1) Л_ктевой, пок_яние, б_кал;

2) б_лерина, нагр_дной, опр_вдаться;

3) к_шевар, в_трушка, упр_стить;

4) хв_стун, ут_пический, г_лерея.

А304. Укажите, в каком слове пишется буква е.

1) Хр_зантема;

2) д_ван;

3) пш_ница;

4) ф_олетовый.

А305. В какой строке во всех словах пропущена
безударная гласная, проверяемая ударением?

1) Выр_щенный, предпол_гать, пр_грамма;

2) прогл_тить, ум_лкать, уг_сающий;

3) б_рюзовый, д_легат, упл_тнить;

4) привл_кать, алф_вит, тр_буна.

А306. Укажите строку, во всех словах которой
пишется буква е.

1) Г_рбарий, м_кроскоп, ст_кло;

2) в_рнуть, уд_вительный, ш_стьдесят;

3) л_опард, с_гнал, ж_стянка;

4) стр_коза, выр_зать, запр_тили.

А307. Укажите, в каком ряду в обоих словах
пропущена буква о.

1) Пан_рама, гл_венствовать;

2) разв_лился, сокр_щать.

3) вд_хновение, вопл_тить;

4) распл_статься, об_няние.

А308. В какой строке во всех словах пропущена
безударная гласная, проверяемая ударением?

1) Оз_ренный, обж_гание, расцв_сти;

2) в_ршина, пр_зидиум, см_гченный;

3) подд_ржать, пр_обладать, пласт_линовый;

4) сож_ление, м_тодика, увл_кательный.

А309. В каком ряду во всех словах пропущена
одна и та же буква?

1)
Грот_ск, зав_нтить, обл_ниться, скр_вить;

2) пов_р, тор_пясь, к_ммерсант;

3) св_щенник, кн_гиня, прит_гательный;

4) ш_девр, кокт_йль, ду_ль.

Продолжение следует

Буквы О-Ё после шипящих.

1. ВСПОМНИ! Когда пишется О, а когда Ё после шипящих. Надо ли разобрать слово по составу, чтобы правильно применить правило? (если не можешь вспомнить, обратись к правилу на стр. 112).

2. Вставь в слова пропущенные буквы:

Реш…тка, ж…лудь, пч…лы, ш…рох, щ…лкать, ш…колад, ж…кей, ш…тландец, береж…к, деньж…нки, трещ…тка, расч…ска, врач…м, товарищ…м, карандаш…м, ключ…м.

3. Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.

А) На чёрном небе слабо проступала  туча.

Б) Тормоза завизжали – это шофёры педали нажали.

В) Сижу за решёткой в темнице сырой.

Г) Две жордочки положены через поток.

4*. Найдите в толковом словаре и выпишите значение выделенных слов.

Буквы О-Ё после шипящих.

1. ВСПОМНИ! Когда пишется О, а когда Ё после шипящих. Надо ли разобрать слово по составу, чтобы правильно применить правило? (если не можешь вспомнить, обратись к правилу на стр. 112).

2. Вставь в слова пропущенные буквы:

Реш…тка, ж…лудь, пч…лы, ш…рох, щ…лкать, ш…колад, ж…кей, ш…тландец, береж…к, деньж…нки, трещ…тка, расч…ска, врач…м, товарищ…м, карандаш…м, ключ…м.

3. Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.

А) На чёрном небе слабо проступала  туча.

Б) Тормоза завизжали – это шофёры педали нажали.

В) Сижу за решёткой в темнице сырой.

Г) Две жордочки положены через поток.

4*. Найдите в толковом словаре и выпишите значение выделенных слов.

Буквы О-Ё после шипящих.

1. ВСПОМНИ! Когда пишется О, а когда Ё после шипящих. Надо ли разобрать слово по составу, чтобы правильно применить правило? (если не можешь вспомнить, обратись к правилу на стр. 112).

2. Вставь в слова пропущенные буквы:

Реш…тка, ж…лудь, пч…лы, ш…рох, щ…лкать, ш…колад, ж…кей, ш…тландец, береж…к, деньж…нки, трещ…тка, расч…ска, врач…м, товарищ…м, карандаш…м, ключ…м.

3. Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.

А) На чёрном небе слабо проступала  туча.

Б) Тормоза завизжали – это шофёры педали нажали.

В) Сижу за решёткой в темнице сырой.

Г) Две жордочки положены через поток.

4*. Найдите в толковом словаре и выпишите значение выделенных слов.

Буквы О-Ё после шипящих.

1. ВСПОМНИ! Когда пишется О, а когда Ё после шипящих. Надо ли разобрать слово по составу, чтобы правильно применить правило? (если не можешь вспомнить, обратись к правилу на стр. 112).

2. Вставь в слова пропущенные буквы:

Реш…тка, ж…лудь, пч…лы, ш…рох, щ…лкать, ш…колад, ж…кей, ш…тландец, береж…к, деньж…нки, трещ…тка, расч…ска, врач…м, товарищ…м, карандаш…м, ключ…м.

3. Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.

А) На чёрном небе слабо проступала  туча.

Б) Тормоза завизжали – это шофёры педали нажали.

В) Сижу за решёткой в темнице сырой.

Г) Две жордочки положены через поток.

4*. Найдите в толковом словаре и выпишите значение выделенных слов.

Буквы О-Ё после шипящих.

1. ВСПОМНИ! Когда пишется О, а когда Ё после шипящих. Надо ли разобрать слово по составу, чтобы правильно применить правило? (если не можешь вспомнить, обратись к правилу на стр. 112).

2. Вставь в слова пропущенные буквы:

Реш…тка, ж…лудь, пч…лы, ш…рох, щ…лкать, ш…колад, ж…кей, ш…тландец, береж…к, деньж…нки, трещ…тка, расч…ска, врач…м, товарищ…м, карандаш…м, ключ…м.

3. Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.

А) На чёрном небе слабо проступала  туча.

Б) Тормоза завизжали – это шофёры педали нажали.

В) Сижу за решёткой в темнице сырой.

Г) Две жордочки положены через поток.

4*. Найдите в толковом словаре и выпишите значение выделенных слов.

Буквы О-Ё после шипящих.

1. ВСПОМНИ! Когда пишется О, а когда Ё после шипящих. Надо ли разобрать слово по составу, чтобы правильно применить правило? (если не можешь вспомнить, обратись к правилу на стр. 112).

2. Вставь в слова пропущенные буквы:

Реш…тка, ж…лудь, пч…лы, ш…рох, щ…лкать, ш…колад, ж…кей, ш…тландец, береж…к, деньж…нки, трещ…тка, расч…ска, врач…м, товарищ…м, карандаш…м, ключ…м.

3. Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.

А) На чёрном небе слабо проступала  туча.

Б) Тормоза завизжали – это шофёры педали нажали.

В) Сижу за решёткой в темнице сырой.

Г) Две жордочки положены через поток.

4*. Найдите в толковом словаре и выпишите значение выделенных слов.

Вставьте пропущенные буквы:

И-Ы: Иниц..алы, иниц..атива, ц..ркуль, лейкоц..т, ц..гарка, ц..трусовый, ц..пленок, ц..ферблат, ц..гейка, ц..ничный, ц..ган, дикц..я, синиц.., рец..див, милиц..я, ц..кнуть, ц..клон, резолюц..я, эрудиц..я.

Ь? Кирпич.., бежиш.., уж.., береч..ся, спряч..те, лож.., многозадач.., из-затуч.., лесдремуч.., песок сыпуч.., пятьтысяч.., настеж.., замуж.., доч.., рож.., страж.., кофегоряч.., сторож.., навзнич..

Сгласные: Чу..ствовать, чес..ный, чудес..ный, интерес.ный, неизвес..ный, во..зал, а…..ордеон, а….уратный, ко..ьба, моло..ьба, ше..ствоватьпоулице, здра..ствуйте, искус..ный, праз..ник, влас..ный, бе..мол..ствовать, захолус..ный. ло..ка, бу(д,т)тобы, сла..кий, ярос..ный, уез..ный.

Ответы

Ответ:

1)инициалы, инициатива,циркуль, лейкоцит, цигарка, цитрусовый, цыпленок, циферблат, цигейка, циничный, цыган, дикция, синицы, рецидив, милиция, цыкнуть, циклон, резолюция, эрудиция.

2)Кирпич, бежишь, уж, беречься, спрячьте, ложь, много задач, из-за туч, лес дремуч, песок сыпуч, пять тысяч, настежь, замуж, дочь, рожь, страж, кофе горяч, сторож, навзничь..

3)  Чувствовать, честный, чудесный, интересный, неизвестный, вокзал, аккордеон, аккуратный, колба, мольба, шествовать по улице, здравствуйте, искусный, праздник, властный, безмолвствовать, захолустный. ложка, будто бы, сладкий, яростный, уездный.

Объяснение:

Интересные вопросы

Урок русского языка в 10 классе.

Зорина Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Тема урока: Орфоэпия. Лексика. Орфография.

Цели урока:

Образовательные: систематизировать объемный теоретический материал по данным темам,

повторение орфоэпических норм, пополнение лексического запаса, развитие орфографических навыков.

Воспитательные: воспитание трудолюбия и навыков самостоятельной работы и самоконтроля.

Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, логического мышления, общетрудовых. и общеучебных навыков, развитие умений применять знания на практике, развитие умений действовать самостоятельно, оценивая свои и чужие результаты работы

Оборудование: раздаточный материал – тексты и тесты, орфоэпические словари под ред. Аванесова Р.И.

Ход урока

I.Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач.

  • Что же будем повторять?

  • Вспомните, что изучают эти разделы науки о языке?

Орфоэпия — раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения.

Лексика – раздел языкознания, изучающий словарный запас.

Орфография – совокупность правил, регулирующих правописание слов и их значимых частей.

Героиня Ирины Муравьевой из знаменитого кинофильма «Москва слезам не верит», выдавая себя за профессорскую дочку, говорила подруге, что человек может себя разоблачить, если он неправильно ставит ударения в словах. Верная постановка ударения считается верным признаком грамотной речи.

Давайте и мы попробуем грамотно прочитать текст «с трудными» словами.

II.Повторение орфоэпических норм.

Задание №1. Карточки

  • Поставьте ударение в выделенных словах.

  • Прочитайте вслух.

  • Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение (творог, политый).

  • После проверки записать на обороте этого задания источник, по которому текст был проверен.

Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва,

2000 год

Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водо­сточному желобу. К коммивоя­жеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом, потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота. Всем завидно.

Карточка учителя для проверки задания №1

Жёлчный (доп. Желчный) старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водо­сточному жёлобу и наблюдал. К коммивоя­жёру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморённый. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом, потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота. Всем завидно.

  • У кого из вас не было ошибок?

III.Пополнение лексического запаса, повторение орфографической темы. (Индивидуальное задание)

(Вызвать ученика для выполнения работы на карточке)

Запишите слова парами, верно установив лексическое значение

Карточка№1

Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго. Запишите их парами.

  1. цинизм

сплочение

  1. дефицит

незаконное обогащение, взяточничество

  1. конфискация

нехватка, недостаток чего-либо

  1. консолидация

приём

  1. презентация

изъятие в пользу государства

  1. коррупция

наглость, бесстыдство

  1. аудиенция

представление

.

Карточка№1 (проверка)

Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго. Запишите их парами.

  1. цинизм

наглость, бесстыдство

  1. дефицит

нехватка, недостаток чего-либо

  1. конфискация

изъятие в пользу государства

  1. консолидация

сплочение

  1. презентация

представление

  1. коррупция

незаконное обогащение, взяточничество

  1. аудиенция

приём

_________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Определите лексическое значение подчёркнутых слов.

  • Завсегдатай — частый или постоянный посетитель.

  • Квартал1

  1. Четвертая часть года, равная трем месяцам.

  2. Часть города, ограниченная несколькими – обычно четырьмя – пересекающимися улицами.

  3. Участок леса, парка, виноградника и т.п., обычно прямоугольной формы.

  • Квартал2

Низшая городская административно-полицейская единица во главе с квартальным надзирателем (в Российском государстве до 1862 года)

  • Коммивоя­жер — представитель фирмы, в поездках заключающий торговые сделки; разъездной агент, предлагающий товары фирмы по образцам и каталогам.

IV.Проверка домашней работы.

Задание №3.

Что такое? Кто такой?

(записать слово по его лексическому значению)

  • Один ученик пишет у доски, остальные с места спрашивают лексическое значение.

(примерно 15 слов)

  1. точная выдержка, отрывок из какого-нибудь произведения

цитата

  1. коренной поворот в жизни общества

революция

  1. встать на кончики пальцев

на цыпочки

  1. род перчаток с отделением только для большого пальца

рукавицы

  1. человек, наблюдающий за порядком на улице

милиционер

  1. выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом

циклевать

  1. систематизированное собрание каких-либо предметов

коллекция

  1. артист цирка

циркач

  1. устаревшее обозначение парикмахера

цирюльник

  1. общее название апельсинов, мандаринов, лимонов

цитрусовые

  1. большой резервуар для перевоза жидкостей

цистерна

  1. знак, обозначающий число

цифра

  1. в древнегреческой мифологии одноглазый великан, которого ослепил Одиссей

циклоп

  1. высокая твёрдая шляпа с небольшими полями

цилиндр

  1. стриженый и крашеный мех овцы

цигейка

  1. защитный покров черепахи

панцирь

  1. коврик из соломы

циновка

  1. искусство, представителем которого был Юрий Никулин

цирк

  1. чертежный инструмент для проведения окружностей;

циркуль

  1. «лицевая часть» часов

циферблат

  1. наука о лечении

медицина

  1. первые буквы имени и отчества или имени и фамилии

инициалы

  • На какое правило были подобраны слова в этой работе?

_______________________________________________________________

V.Решение тестового задания на это орфографическое правило.

ТЕСТ

Гласные ы/и после ц

При выполнении задания выберите один из четырех вариантов ответа.

1 вариант

I. Укажите слово, в котором пишется буква ы.

1) ц…ркуль;

2) акац…я;

3) ц…новка;

4) синиц…н.

II. Укажите слово, в котором пишется буква и.

1) ц…ганский;

2) у птиц…;

3) дикц…я;

4) ц…плята.

III. Укажите словосочетание с орфографической ошибкой.

1) цитировать наизусть;

2) в секцыи волейбола;

3) цыплячий пух;

4) посадка цитрусовых.

IV. Укажите неверно написанное слово.

1) сигнализация;

2) бледнолицый;

3) на ципочках;

4) у гостиницы.

V. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква и.

1) традиц…я, ножниц…, лекц…я;

2) ц…гейка, ц…ганский, настурц…я;

3) ц…стерна, ц…рк, реакц…я;

4) ц…ркуль, лисиц…н, демонстрац…я.

VI. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква ы.

1) коллекц…я, декорац…я, милиц…я;

2) нарц…сс, ц…вилизация, иниц…атива;

3) ц…клевать, ц…пленок, ц…линдр;

4) синиц…н, ц…пленок, ц…линдр;

5) сестриц…н, ц…ганка, с улиц….

VII. Укажите строку с орфографической ошибкой.

1) циничный, циклон, инициалы;

2) лейкоцит, марципан, на цыпочках;

3) глициния, панцирь, цигарка;

4) конференцыя, ситуация, экспедиция.

VIII. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква и.

1) ш…повник, круглолиц…й, ж…знь;

2) делегац…я, ц…клон, купц…;

3) ж…вотное, ц…тата, иллюминац…я;

4) ц…ганочка, ш…рь, ц…плятки.

IX. Найдите исключение:

1) комсомольц…;

2) бледнолиц…й;

3) медиц…на;

4) ц…гане.

ТЕСТ

Гласные ы/и после ц

При выполнении задания выберите один из четырех вариантов ответа.

2 вариант

I. В каком слове на месте пропуска пишется буква ы.

1) ц…фра;
2) ц…пленок;
3) ж…рный;
4) серые мыш….

II. В каком слове на месте пропуска пишется буква и.

1) бледнолиц…й;
2) панц…рь ;
3) сестриц…н;
4) кузнец….

III. Укажите словосочетание с орфографической ошибкой.

  1. станционный смотритель;

  2. маленький цыплёнок;

  3. вечерний моцион;

  4. цыферблат часов

IV. Укажите неверно написанное слово.

  1. цикада

  2. цитадель

  3. цырюльник

  4. мелиорация

V. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква и.

  1. ц…нга, ц…линдровый, зарниц…

  2. апелляц…я, ц…кличность, ц…гейковый

  3. пац…ент, пац…фист, ц…ганочка

  4. плоскогубц…, ц…понька, ц…кнули

VI. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква ы.

  1. ц…ганки, выц…ганить, ц…кнуть

  2. ц…линдрик, тарификац…я, рукавиц…

  3. крестоносц…, презумпц…я, цариц…н

  4. ц…клонный, ц…трусовый, гонц…;

  5. резолюц…я, танц…, демонстрац…я.

VII. Укажите строку с орфографической ошибкой.

  1. газификация, циркачество, панцырь

  2. цивилизация, циклевать, демократизация

  3. целина, циркулярный, медицинский

  4. цинично, цинк, цирюльник

VIII. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква и.

  1. ж…вотное, куц…й, ц…плёнок;

  2. ц…тата, сестриц…н, истц…;

  3. ц…новка, вакц…на, революц…я;

  4. нац…я, певиц…, краснолиц…й

IX. Найдите исключение:

  1. по-ц…гански

  2. ц…рк

  3. ц…клоп

  4. ц…кламен

Задание №4.

Ответы вписать в бланк ответов. Проставьте вариант.

Фамилия_________________________ Задание_____________________ Вариант №_____________________________

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

4

3

2

3

3

5

4

3

4

Фамилия_________________________ Задание_____________________ Вариант №_____________________________

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

2

2

4

3

2

1

1

3

1

Сдать бланк ответов!

(Учитель может проверить эти работы, пока ученики выполняют задание №5)

___________________________________________________________________

VI.В следующем задании вам необходимо исправить ошибки в неправильно написанных словах. Этот вид задания называется КАКОГРАФИЯ, или КОРРЕКТУРА.

Задание №5.

Найди ошибку!

Отрадно бродить на зоре по кустам. Зеленой чертой лажится след ваших ног по расистой побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запохом ночи… Ещо свежё, но уже чуствуется близость жары. Голова кружится от избытка благоуханий. Зараслям кустарника нет конца…. Лишь вдолеке жолтой полосой видна поспевающяя рожь…

Солнце поднемается все выше и выше. В далине быстро сохнет трава. Колючим зноем дышит неподвижный воздух. За лесом что-то зазвенело, застонало, затрищало. Приблежалась гроза. Молния разъеденила небо на две части.

(16 ошибок)

  • Сколько ошибок вы нашли в данном тексте?

  • Объясните, на какие правила допущены ошибки?

_________________________________________________________________________________

После проверки выяснить:

  • Кто нашёл все 16 ошибок?

  • Кто не все ошибки нашёл и исправил самостоятельно?

________________________________________________________________

VII.Последнее задание привело нас от правильного произношения к правильному написанию.

Задание №6.

Диктант

«на засыпку»

(взять работы на проверку)

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.

Черт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком.

После сытного обеда черт, молодцевато тряхнув чёлкой, пустился танцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, будто наверху гарцевала лошадь.

Однако черт не был искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар, обжег свой пятачок, покрытый мягкой шерсткой. Ожог был очень тяжел. Огорченный черт куцей овцой бросился к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок.

  1. слов

(Текст диктанта взят из журнала «Русская словесность»)

VIII.Рефлексия.

Тот, кто сумел на уроке осознать то, что было важным для него, тот будет активно двигаться вперед.

Вчера я услышала, что на элективе по культуре делового общения вы учились делать комплименты. Давайте попробуем. Кто из вас хочет сегодня сказать комплимент, оценивая общий или личный вклад в наш урок?

  • Отметьте, что сегодня на уроке было для вас полезно?

IX. Объявление оценок. Итоги урока.

X. Домашнее задание: Упр 63.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Укажите строки не содержащие ошибок синтаксиса
  • Укажите стандартные утилиты операционной системы для устранения ошибок очистки
  • Укажите сочетание с грамматической ошибкой
  • Укажите соответствие между грамматическими ошибками все кто бывал
  • Укажите смешение паронимов исправьте ошибки