Контрольная работа № 1 по родному русскому языку
Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)
Вариант № 1
-
В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.
Бармен, кухонный, загнутый, закупорить, торты, зубчатый.
-
Орфоэпия – это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
3. Лексика – это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Неоправданное употребление в речи однокоренных слов рядом называется…
А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком предложении вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный» (укажите номер)
А) Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.
В) Вид у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно хищники.
6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный смех Б) подмосковная здравица
В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.
А) Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) без царя в голове 1) выйти из себя
Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой
В) голубая кровь 3) семи пядей во лбу
Г) денег куры не клюют 4) чёрная кость
Д) держать себя в руках 5) идет со скрипом
9. Назовите выделенное средство выразительности.
-
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель…
-
Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сосен.
-
В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.
-
В саду горит костёр рябины красной.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) дальше В) красивше Г) тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) сильно хуже В) менее худший Г) лучше
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.
А) пятеро ребят Б) пятидесяти книгами В) трое ножниц Г) обе ученицы
Контрольная работа № 1 по родному русскому языку
Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)
Вариант № 2
-
В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.
Бармен, кухонный, банты, аэропорты, сливовый, закупорить.
-
Лексика – это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
-
Орфоэпия – это…
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется
А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком предложении вместо слова «царский» должно употребляться слово «царственный» (укажите номер предложения)
А) Гостю готовили поистине царский приём. Б) Толпа бежала за царской колесницей.
В) Царский приказ был оглашён. Г) Многие художники восхищались царской красотой осени.
6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный смех Б) обидчивые слова
В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.
А) После атаки решили отступать назад. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Индейцы – коренные аборигены Америки. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) рукой подать 1) спустя рукава
Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой
В) сорить деньгами 3) у чёрта на куличках
Г) денег куры не клюют 4) дрожать над каждой копейкой
Д) засучив рукава 5) идет со скрипом
9. Назовите выделенное средство выразительности.
1) С вечера все спится, 2) Из ненавидящей любви,
На дворе темно, Из преступлений, исступлений –
Лист сухой валится, Возникнет праведная Русь.
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
-
Горят аулы, нет у них защиты. 4) Брезжит свет на заводи речные
Врагом сыны отечества разбиты, И румянит сетку небосклона.
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) длиньше В) лучше Г) тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) самый сильный В) менее худший Г) очень больнее
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.
А) обоими руками Б) тридцатью книгами В) трое ножниц Г) пятеро ребят
Ответы к контрольной работе № 1 по родному русскому языку (8 класс)
1 вариант 2 вариант
1. торты 1. сливовый
2. В 2. А
3. А 3. В
4. Г 4. А
5. Б 5. Г
6. Б – здравница 6. Б — обидные
7. а) рук 7. а) назад
б) старый б) старый
в) времени в) коренные
г) неожиданный г) неожиданный
8. а) 3 8. а) 3
б) 5 б) 5
в) 4 в) 4
г) 2 г) 2
д) 1 д) 1
9. 1) сравнение 9. 1) олицетворение
2) олицетворение 2) эпитет
3) эпитет 3) сравнение
4) метафора 4) метафора
10. В – красивее 10.Б — длиннее
11. Г 11. Б
12. Б 12. А
Размещено 1 год назад по предмету
Русский язык
от reanasharif2309
-
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос дан
DivaIvaОтвет: Б — нужно: звучный голос; В — нужно: ответ на письмо.
-
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос дан
JKkKKKKk255Здравствуйте вы не могли бы вы мне помочь с русским языком пожалуйстаhttps://znanija.com/task/46139024?utm_source=android&utm_medium=share&utm_campaign=question
-
Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
Найди верный ответ
Самые новые вопросы
Математика — 3 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 3 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 3 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать?
Задай вопрос
Все науки
Русский яз.
Литература
Математика
Алгебра
Геометрия
Английский яз.
Немецкий яз.
Українська мова
Українська література
Беларуская мова
Қазақ тiлi
Французский яз.
Кыргыз тили
Оʻzbek tili
Биология
Химия
Физика
История
Окружающий мир
Обществознание
ОБЖ
География
Информатика
Экономика
Музыка
Право
МХК
Психология
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.
- Сайт
- Главная страница
- Напиши свой вопрос
- Кабинет
- Вход в личный кабинет
- Регистрация на сайте
помогите ! пожалуйста
Прочитайте текст и выполните задания.
1. В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.
Бармен, кухонный, загнутый, закупорить, торты, с зубчатый.
2. В каком предложении вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный» (укажите номер)
А) Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.
В) Вид у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно хищники.
3. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный смех Б) подмосковная здравица
В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
4. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.
А) Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
5. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) без царя в голове 1) выйти из себя
Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой
В) голубая кровь 3) семи пядей во лбу
Г) денег куры не клюют 4) чёрная кость
Д) держать себя в руках 5) идет со скрипом
6. Назовите выделенное средство выразительности.
1. Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель…
2. Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сосен.
3. В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.
4. В саду горит костёр рябины красной.
7. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) дальше В) красивше Г) тоньше
Ответы
Ответ:
1- ты не написал(а) выделенные буквы и ударения, то есть я не могу дать ответ.
2б.
3б. здравНица
4б. старый
5 а3,б5,в4,г2,д1
6. 1)Как хищный зверь(Сравнение)
2)Ветер успокаивался(олицетворение)
3)Величавые лебеди, пустынный их крик (епитеты)
4)Рябины красной(Епитет)
7.в)Красивее
Объяснение:
Интересные вопросы
Контрольная работа № 1 по родному русскому языку по теме «Культура речи»
В материале представлена контрольная работа по родному русскому языку по теме «Культура речи». Работа может быть проведена как в 8, так и в 9 классе.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа № 1 по родному русскому языку по теме «Культура речи»»
Контрольная работа № 1 по родному русскому языку
Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)
В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Неоправданное употребление в речи однокоренных слов рядом называется…
А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком предложении вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный» (укажите номер)
А) Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.
В) Вид у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно хищники.
6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный смех Б) подмосковная здравица
В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.
А) Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) без царя в голове 1) выйти из себя
Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой
В) голубая кровь 3) семи пядей во лбу
Г) денег куры не клюют 4) чёрная кость
Д) держать себя в руках 5) идет со скрипом
9. Назовите выделенное средство выразительности.
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель.
Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сосен.
В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.
В саду горит костёр рябины красной.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) дальше В) красивше Г) тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) сильно хуже В) менее худший Г) лучше
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.
А) пятеро ребят Б) пятидесяти книгами В) трое ножниц Г) обе ученицы
Контрольная работа № 1 по родному русскому языку
Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)
В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется
А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком предложении вместо слова «царский» должно употребляться слово «царственный» (укажите номер предложения)
А) Гостю готовили поистине царский приём. Б) Толпа бежала за царской колесницей.
В) Царский приказ был оглашён. Г) Многие художники восхищались царской красотой осени.
6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный смех Б) обидчивые слова
В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.
А) После атаки решили отступать назад. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Индейцы – коренные аборигены Америки. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) рукой подать 1) спустя рукава
Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой
В) сорить деньгами 3) у чёрта на куличках
Г) денег куры не клюют 4) дрожать над каждой копейкой
Д) засучив рукава 5) идет со скрипом
9. Назовите выделенное средство выразительности.
1) С вечера все спится, 2) Из ненавидящей любви,
На дворе темно, Из преступлений, исступлений –
Лист сухой валится, Возникнет праведная Русь.
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Горят аулы, нет у них защиты. 4) Брезжит свет на заводи речные
Врагом сыны отечества разбиты, И румянит сетку небосклона.
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) длиньше В) лучше Г) тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) самый сильный В) менее худший Г) очень больнее
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.
А) обоими руками Б) тридцатью книгами В) трое ножниц Г) пятеро ребят
Ответы к контрольной работе № 1 по родному русскому языку (8 класс)
Конкурс — Я русский бы выучил. Паронимы. Продлён!
ВНИМАНИЕ! Конкурс продлён ещё на две недели. Надо набрать стихов побольше!
Задание простое! Народ, давайте с ним справимся!)
Итак, ждём стихов до 18 ноября. Призы заждались.
Дорогие друзья, всем доброго дня!
Начинаем Шестой тур конкурса « Я русский бы выучил…».
С вами ведущая Татьяна Шорохова.
Небольшое предисловие к заданию.
«Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог.» (С)Толстой Л.Н.
– эти слова великого писателя я позволю себе сделать эпиграфом нашей сегодняшней беседы о русском языке, потому что имя ей:
Лексика! Наука о слове!
А если быть более точной, то речь пойдет о ПАРОНИМАХ.
Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.
Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.
1. Дипломат – дипломант. Дипломат — это работник посольства или консульства, а дипломант — участник конкурса, фестиваля, отмеченный за свое исполнительское мастерство дипломом.
2. Гарантированный – гарантийный. Гарантированным (обеспеченным) может быть доход, зарплата, работа, тираж, а гарантийным (содержащим гарантию) назовем письмо, кредит, договор, ремонт.
3. Одеть — надеть. Глагол «одеть» сочетается с одушевлёнными существительными, поэтому правильно скажем: одеть ребенка, одеть бабушку, одеть куклу Барби.
Слово «надеть» употребляется в сочетании с неодушевлёнными существительными: надеть кольцо на палец, надеть шляпу, сапоги,
варежки. Перед прогулкой я надел ошейник своей собаке. Мама надела куртку на сына.
4. Адресат –адресант Адресат — лицо (организация), которому адресовано почтовое отправление; получатель (точный адресат; адресат выбыл); адресант — лицо (организация), посылающее почтовое отправление.
5. Абонент – абонемент. Абонемент — право на пользование чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право (концертный, библиотечный, театральный абонемент); абонент — владелец абонемента (абонент телефонной сети, заказ журнала абонентом).
6. Невежа – невежда. Невежа — грубый, невоспитанный, невежливый человек, а невежда — малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.
7. Двигатель – движитель. Двигатель — часть автомобиля, которая приводит его в движение, сила (электрический двигатель); движитель — то, что приводит в движение, способствует ему (движитель общества, прогресса).
8. Преемник – приемник. Преемник — Тот, кто получил от кого-либо преемственно какое-либо положение, обязанности, право на что-либо. Приемник — аппарат для приема сигналов, сообщений, речи, музыки, изображений и т.п., употребляемый в электросвязи, радиотехнике и телемеханике.
9. Диктат — диктант. Диктант — вид письменной работы (трудный диктант, объяснительный диктант, диктант с комментариями); диктат — требование, продиктованное одной сильной стороной, требующей безусловного выполнения другой, слабой стороной (диктат правящей верхушки)
10. Описка — отписка Описка — случайная ошибка при письме; отписка — ответ, не затрагивающий существа дела.
11. Отметка и оценка. Отметка – цифра, выражающая степень освоения учащимся образовательной программы. Оценка — сжатое или развернутое суждение о достижениях учащегося.
Паронимов в русском языке достаточное количество, поэтому перечислять их нет смысла, поэтому предлагаю посмотреть, поэтому предлагаю посмотреть примеры заданий по паронимам из ЕГЭ 2015 года. К заданиям даны ответы. Они дадут ориентировочное понимание характера и сложности заданий.
В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Для изменения типа предоставляемых услуг АБОНЕМЕНТУ требуется заполнить особую форму в главном офисе компании.
2. ГАРАНТИРОВАННОЕ обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную замену вышедших из строя комплектующих.
3. Члены комиссии выразили благодарность за ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ в их распоряжение материала инспекции.
4. Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные КОРИЧНЕВЫЕ глаза.
5. На прогулку Катя ОДЕЛА теплую шапку.
6. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным ФАКТОМ в развитии каждого человека.
7. Со временем исследовательская лаборатория ПРЕОБРАЗИЛАСЬ с последней нашей встречи в специальное конструкторское бюро.
8. Комната выполняла ДВОЙСТВЕННОЕ назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.
9. Демидов прямо утверждал в те дни, что слухи о возбуждении уголовного дела против него — ЗЛАЯ клевета.
10. Во время работы вам разрешено пользоваться КОРОТКИМ справочником по физике.
Ответы: 1. абоненту, 2. гарантийное, 3. предоставленные, 4. карие, 5. надела, 6. фактором, 7. преобразовалась, 8. двойное, 9. злостная, 10. кратким.
В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Одежда настоящего туриста должна быть надежной и ПРАКТИЧЕСКОЙ.
2. Со временем лабораторию расширили, она ПРЕОБРАЗИЛАСЬ в филиал научно-исследовательского института.
3. Из уклончивого и ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО выступления адвоката следовало, что пересмотр договора стоит отложить.
4. Котовский редко чему удивлялся, был проницательным и ПАМЯТНЫМ юношей.
5. Соблюдение простых правил личной гигиены — это самая ЭФФЕКТНАЯ защита от гриппа и ОРВИ.
6. ДОВЕРЧИВЫЙ тон в общении с клиентами обеспечивает нашей компании хорошую репутацию.
7. Больше всего нас поразил ЯБЛОЧНЫЙ сад, в котором деревья были высажены стройными рядами.
8. Вспоминая о вчерашней встрече, Сергей тяжело ВДЫХАЛ.
9. На Викторе Александровиче красиво смотрелся ГЕНЕРАЛЬНЫЙ мундир.
10. РАСЧЕТЛИВЫЙ центр находился в доме, расположенном на углу улицы.
Ответы: 1. практичной, 2. преобразовалась, 3. дипломатичного, 4. памятливый, 5. эффективная, 6. доверительный, 7. яблоневый, 8. вздыхал, 9. генеральский, 10. расчетный.
В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Народ стекал туда в большом числе, несмотря на БУДНИЧНЫЙ день.
2. Он так и остался на всю жизнь убежденным монархистом и противником ДЕМОКРАТИЧНОГО образа правления.
3. Дома перед отъездом его долго инструктировали, чтобы на новом месте он не попал в дурную КАМПАНИЮ.
4. Оксана получила от него обещание ПРЕДСТАВИТЬ ей должность секретаря.
5. Самый ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ способ улучшить память — создать себе мощную мотивацию.
6. Пальтишко на нем было жидкое, на РЫБНОМ меху.
7. Они уже стали москвичами, как и многие их более УДАЧНЫЕ земляки.
8. Результаты перевода текстов сравнивались и в случае совпадения считались ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ.
9. Он был склочный, МЕЛКИЙ, высокомерный, себялюбивый.
10. КОСТНЫЙ панцирь черепахи очень прочен.
Ответы: 1. будний, 2. демократический, 3. кампания, 4. предоставил, 5. действенный, 6. рыбий, 7. удачливый, 8. значимый, 9. мелочный, 10. костяной.
В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Это был почти ЦАРСТВЕННЫЙ подарок.
2. Нужно еще было много трудиться, чтобы достичь ЖЕЛАННОГО результата.
3. Председатель объявил судебное следствие законченным и ПРЕДСТАВИЛ слово обвинителю.
4. Ему и в школе не раз говорили, что у него есть ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ талант.
5. Украшательство, внешняя ЭФФЕКТИВНОСТЬ чужды японской архитектуре.
6. Боль была очень сильной, временами НЕТЕРПИМОЙ.
7. В руке он держал трость с КОСТНЫМ набалдашником.
8. Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
9. Нет возможности назвать специалистов, которые внесли ВКЛАДЫШ в исследование.
10. Дети размещаются в уютных помещениях, имеют все удобства, обеспечены ВКУСОВЫМ питанием.
Ответы: 1. царский, 2. желательный, 3. предоставил, 4. изобретательский, 5. эффектность, 6. нестерпимой, 7. костяной, 8. надеть, 9. вклад, 10. вкусным.
А теперь задание: Написать одно — два стихотворения, используя одну пару паронимов (например: невежда-невежа).
Так что выбираем понравившийся пароним (или находим сами) и.
Стихи, написанные ранее, не принимаются. Пародии на чьи-либо стихи тоже.
Рецензия оформляется так:
1. Выбранная тема (в данном случае паронимы)
2. Само стихотворение (не менее 3 стоп и не более 6 стоп в размере от 8-ми до 24-х строк – каждый (плюс две строки в исключительных случаях) – принцип Золотого Сечения.
3. Автор
Конкурс рассчитан на серьёзную аудиторию — это значит, что мы стараемся ответственно относиться к своим стихам.
Пишем не «на коленке», а вносим вклад в мировую поэзию, хоть и осознаём своё несовершенство.
Что такое паронимы? Примеры
Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся частично или полностью значением. Выясним, что такое паронимы в русском языке. Приведем примеры паронимов среди разных частей речи.
Определение понятия
Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов. Чтобы избежать этого, узнаем, что такое паронимы.
Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para — одинаковый , onyma — имя.
Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.
Например, дипломат — это работник посольства или консульства, а дипломант — участник конкурса, фестиваля, отмеченный за свое исполнительское мастерство дипломом.
Гарантированным (обеспеченным) может быть доход, зарплата, работа, тираж, а гарантийным (содержащим гарантию) назовем письмо, кредит, договор, ремонт.
Одеть-надеть
Поговорим также о распространённой путанице в употреблении глаголов-паронимов «одеть» и «надеть».
Глагол одеть сочетается с одушевлёнными существительными, поэтому правильно скажем:
- одеть ребенка, одеть бабушку, одеть куклу Барби
Слово надеть употребляется в сочетании с неодушевлёнными существительными:
- надеть кольцо на палец, надеть шляпу, сапоги, варежки
Перед прогулкой я надел ошейник своей собаке. Мама надела куртку на сына.
Роль паронимов в речи
Общность в значении паронимов является частичной, поэтому они имеют, как правило, различную сочетаемость с другими словами, например:
- генеральское звание, мундир;
- генеральный план, штаб;
- выборный (относящийся к выборам) участок, выборный представитель;
- выборочная (не сплошная, частичная) проверка, выборочныеугодья;
- экономика страны, сельского хозяйства;
- экономия средств, ресурсов;
- хозяйский — относящийся к хозяевам, принадлежащим им (хозяйский двор, дом, отношение, подарок);
- хозяйственный — занятым хозяйством, связанный с хозяйством (хозяйственные вопросы, дела, магазины).
Чтобы не ошибаться в использовании паронимов, приведем примеры таких лексем с указанием их точного значения и сочетаемости с другими словами.
Примеры паронимов разных категорий
Паронимы-существительные:
- Адресат — лицо (организация), которому адресовано почтовое отправление; получатель (точный адресат; адресат выбыл);
- адресант — лицо (организация), посылающее почтовое отправление; отправитель (пунктуальный адресант; сообщение адресанта).
- Абонемент — право на пользование чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право (концертный, библиотечный, театральный абонемент);
- абонент — владелец абонемента (абонент телефонной сети, заказ журнала абонентом).
- Двигатель — часть автомобиля, которая приводит его в движение, сила (электрический двигатель);
- движитель — то, что приводит в движение, способствует ему (движитель общества, прогресса).
- Диктант — вид письменной работы (трудный диктант, объяснительный диктант, диктант с комментариями);
- диктат — требование, продиктованное одной сильной стороной, требующей безусловного выполнения другой, слабой стороной (диктат правящей верхушки).
- Описка — случайная ошибка при письме;
- отписка — ответ, не затрагивающий существа дела.
- Факт — истинное событие, явление, происшествие;
- фактор — причина, движущая сила какого-либо процесса.
Паронимы-прилагательные
- Бережный — заботливый, осторожный (бережное отношение к матери);
- бережливый — экономный, расчётливый (дочь у них бережливая).
- Гигиенический — относящийся к гигиене, основанный на правилах гигиены (гигиенические меры, гигиенические условия труда, гигиенические средства);
- гигиеничный — удовлетворяющий правилам гигиены (гигиеничный костюм, гигиеничная одежда).
- Дружеский — относящийся к друзьям (дружеская встреча, дружеская улыбка);
- дружественный — благожелательный, основанный на дружелюбии; (дружественная обстановка, дружественная страна, политика.)
- Искусный — умелый, хорошо знающий свое дело мастер (искусный ювелир, гончар, плотник; искусные руки);
- искусственный — неприродный (искусственный мех, шёлк, камень).
Паронимы-глаголы
- Иммигрировать — въехать в другую страну для временного или постоянного проживания;
- эмигрировать — выехать из своей страны, переселиться в другую страну.
- Усвоить — уяснить для себя что-то, сделать знание своим, понятным (усвоить новую тему, усвоить правила математики, усвоить манеры хорошего тона; усвоить взгляды, моду, обычай);
- освоить — овладеть чем-нибудь, научиться пользоваться чем-либо, распоряжаться, обрабатывать (освоить метод быстрого чтения, станок, технику, землю, пустыню, целину; освоить производство фарфора).
- Предоставить — отдать в распоряжение, пользование (предоставить выбор, должность, кредит, отпуск, помещение, сведения, место, свободу);
- представить — вручить для ознакомления, познакомить кого-то с кем-то, выдвинуть для поощрения (представить чертеж, документы, отчет, схему, гостя, к награде, сцену из спектакля).
Добавим к этому списку глагольные пары слов-паронимов:
Ещё больше примеров можно найти в словаре паронимов.
источники:
http://stihi.ru/2018/09/18/7356
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/leksika/265429-chto-takoe-paronimy-primery.html
Уровень 1 Обобщение изученного по теме
«Культура речи»
Вариант № 1
1.
В одном из приведенных слов допущена ошибка в
постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.
Бармен, кухонный, загнутый, закупорить,
торты, зубчатый.
2.
Орфоэпия – это…
А)
словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В)
раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г)
раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
3. Лексика –
это…
А)
словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В)
раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г)
раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
4.
Неоправданное употребление в речи однокоренных слов рядом называется…
А)
плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком
предложении вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный» (укажите
номер)
А)
Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.
В) Вид
у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно хищники.
6. Укажите
словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А)
заразительный смех Б) городская здравица(санаторий, дом отдыха)
В)
отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в
предложениях лишние слова и запишите их.
А)
Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил старый ветеран.
В)
Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал неожиданный
сюрприз.
8. К данным
устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) без царя в голове 1)
выйти из себя
Б) идёт как по маслу 2)
ни гроша за душой
В) голубая
кровь 3) семи пядей во лбу
Г) денег куры не
клюют 4) чёрная кость
Д) держать себя в
руках 5) идет со скрипом
9. Назовите выделенное средство выразительности.
1) Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель…
2) Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди
сосен.
3) В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в
солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.
4) В саду горит костёр рябины красной.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы
формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) тоньше В)
лучше Г) красивше
11. Найдите пример, в котором нормы
формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.
А) пачка макаронов Б) лучше всех В)самый
глубочайший Г)более удобнее
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении
числительных
A)три дочери Б) семь овец В) трое
озер Г) две медведицы
Уровень 2
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и
расставьте знаки препинания.
Береза у дороги
За крайней избой степной
д…р…вушки дал…ко прост…рались поля среди которых в…лась прежняя дорога к
городу. Глубокие к…леи дороги зар…сли травой с ж…лтыми и белыми цветами. У дороги
стояла (бело)ствольная пл…кучая береза. Осень уб…рала и березу в золотой убор.
Можно было разл…чить самый отд…ле…ый курган на р…внине ж…лтого жнв…я.
Оч…ровательная осенью береза была сча…лива и сияла оз…ре…ая (с)низу отсветом
сухих листьев. Наступила зима. В долгую зиму ветер бе…пощадно тр…пал обн…ж…ые
ветви березы. Но вот от туманов и дождей начинали ч…рнеть и дыми…ся крыши изб.
Все снежное поле раст…плялось и бл…стело на весе…ем со…нце дрожа бе…числе…ыми
руч…ями. Уже пели жаворонки уже мальчишки п…стухи заг…ревали от ветров и
со…нца. Зам…рали по вечерней з…ре песни девушек прощавшихся со своими
подругами. Зеленели ветлы перед избами зеленела береза у дороги. Прот…кали
жаркие июн…ские дни. Помню как мягко и без…аботно шумел летний ветер в ш…лковой
листве березы пугая эту листву и скл…няя до самых к…лосьев тонкие гибкие ветви.
Жизнь (не)стоит на месте. (Не)тем (ли) ихороша жизнь что она пр…бывает
в(не)уста…ом обн…влении?
(И. Бунин)
Критерии оценки
1 уровень .За каждый
верный ответ — 1 балл ( 22 балла)
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1б |
1б |
1б |
1б |
1б |
1б |
4б |
5б |
4б |
1б |
1б |
1б |
2 уровень. Работа с
текстом ( 10 баллов) За каждую допущенную ошибку снимается 1 балл.
Максимальное
количество баллов – 32
Соответствие балльной
системы и оценочной системы:
32 балл – 30 баллов =
«отлично»;
29 баллов – 25 баллов
= «хорошо»;
24 балла – 18 баллов
= «удовлетворительно».
Уровень 1
Обобщение изученного по теме «Культура речи»
Вариант № 2
1.
В одном из приведенных слов допущена ошибка в
постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.
Бармен, кухонный, банты, аэропорты,
сливовый, закупорить.
2.
Лексика – это…
А)
словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В)
раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г)
раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
3.
Орфоэпия – это…
А)
словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи
В)
раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения
Г)
раздел лингвистики, изучающий средства выразительности
4. Оборот
речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном,
называется
А)
плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология
5. В каком
предложении вместо слова «царский» должно употребляться слово «царственный»
(укажите номер предложения)
А)
Гостю готовили поистине царский приём. Б) Толпа бежала за царской колесницей.
В)
Царский приказ был оглашён. Г) Многие художники восхищались царской
красотой осени.
6. Укажите
словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант
А) заразительный
смех Б) обидчивые слова
В)
отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл
7. Найдите в
предложениях лишние слова и запишите их.
А) После
атаки решили отступать назад. Б) Затем выступил старый ветеран.
В) Индейцы
– коренные аборигены Америки. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.
8. К данным
устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.
А) рукой
подать 1) спустя рукава
Б) идёт как по
маслу 2) ни гроша за душой
В) сорить
деньгами 3) у чёрта на куличках
Г) денег куры не
клюют 4) дрожать над каждой копейкой
Д) засучив
рукава 5) идет со скрипом
9. Назовите
выделенное средство выразительности.
1) С вечера все спится, 2)
Из ненавидящей любви,
На дворе темно, Из
преступлений, исступлений –
Лист сухой валится, Возникнет
праведная Русь.
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
3)
Горят аулы, нет у них защиты. 4) Брезжит
свет на заводи речные
Врагом сыны отечества разбиты, И
румянит сетку небосклона.
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор.
10. Найдите пример, в котором нарушены нормы
формообразования, запишите верный вариант.
А) младше Б) длиньше В)
лучше Г) тоньше
11. Найдите пример, в котором нормы
формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.
А) более лучший Б) самый сильный В)
менее худший Г) очень больнее
12. Найдите пример с ошибкой в употреблении
числительных.
А) обоими руками Б) тридцатью книгами В)
трое ножниц Г) пятеро ребят
Уровень 2.
Спишите
текст, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания
На даче
(В) течени… (не)скольких
лет я пр…водил летние месяцы на даче (в)дали от пыльного душного наполне…ого
грохотом города в тихой д…р…вушке зат…рявшейся среди густого
соснового
леса.
Встаешь бывало вместе с восходом солнца когда р…систая трава еще белеет а
(из)леса особе…о сильно доносится крепкий см…листый ар…мат. (Не)умываясь
накинув только старое п…тишко бежишь к реке (на)ходу быстро разд…ваешься и
бухаешься в студе…ую розовую от з…ри еще подернутую легким паром гладкую как
зеркало водя…ую поверхность р…спугивая ути…ое семейство которое с тревожным
кряканьем р…спл…вается из пр…брежного тр…ника. Выкупаешься и дрожа от холода с
чувством здоровья свежести сп…шишь к чаю накрытому в густо р…зросшемся
п…л…саднике в тени с…реневых кустов образующих душ…стую зеленую
б…седку. Затем целый день бродишь
с ружьем и собакой по окре…ным лесам и болотцам ловишь с (бело)головыми
ребятишками раков тянешь с рыбаками невод и варишь поз..ней ночью уху. (А)то
сидишь с удочкой надев соломе…ую шляпу и пристально сл…дишь за попл…вком едва
виднеющ…мся в р…сплавленном с…р…бре реки. Домой в…звращаешься
усталый перепачка…ый (с)ног (до)головы но бодрый и веселый с чудовищным
а…етитом.
Критерии оценки
1 уровень .За каждый верный ответ — 1 балл (
22 балла)
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1б |
1б |
1б |
1б |
1б |
1б |
4б |
5б |
4б |
1б |
1б |
1б |
2 уровень. Работа с текстом ( 10 баллов) За
каждую допущенную ошибку снимается 1 балл.
Максимальное количество баллов – 32
Соответствие балльной системы и оценочной
системы:
32 балл – 30 баллов = «отлично»;
29 баллов – 25 баллов = «хорошо»;
24 балла – 18 баллов = «удовлетворительно».
Ответы
к контрольной работе № 1 по родному русскому языку
1
вариант 2 вариант
1. торты
1. сливовый
2. В
2. А
3. А
3. В
4. Г
4. А
5. Б
5. Г
6. Б – здравница
6. Б — обидные
7. а) рук 7.
а) назад
б) старый
б) старый
в) времени
в) коренные
г) неожиданный
г) неожиданный
8. а) 3
8. а) 3
б) 5 б)
5
в) 4
в) 4
г) 2
г) 2
д) 1
д) 1
9. 1) сравнение
9. 1) олицетворение
2) олицетворение
2) эпитет
3) эпитет
3) сравнение
4) метафора
4) метафора
10. Г – красивее
10.Б — длиннее
11. Б
11. Б
12. В 12.
А
Береза у дороги
За крайней
избой степной деревушки далеко простирались поля, среди которых вилась прежняя
дорога к городу. Глубокие колеи дороги заросли травой с жёлтыми и белыми
цветами. У дороги стояла белоствольная плакучая береза. Осень убирала и березу
в золотой убор. Можно было различить самый отдаленный курган на равнине
жёлтого жнивья. Очаровательная осенью, береза была счастлива и сияла, озаренная
снизу отсветом сухих листьев. Наступила зима. В долгую зиму ветер беспощадно
трепал обнажённые ветви березы. Но вот от туманов и дождей начинали чернеть и
дымиться крыши изб. Все снежное поле растоплялось и блестело на весеннем
солнце, дрожа бесчисленными ручьями. Уже пели жаворонки, уже мальчишки —
пастухи загоревали от ветров и солнца. Замирали по вечерней заре песни девушек,
прощавшихся со своими подругами. Зеленели ветлы перед избами, зеленела
береза у дороги. Протекали жаркие июньские дни. Помню, как мягко и беззаботно шумел летний ветер в шёлковой листве березы, пугая эту
листву и склоняя до самых колосьев тонкие, гибкие ветви. Жизнь не стоит на
месте. Не тем ли и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном
обновлении? (И. Бунин)
На даче
В течение нескольких лет я
проводил летние месяцы на даче, вдали от пыльного, душного, наполненного
грохотом города, в тихой деревушке, затерявшейся среди густого
соснового леса. Встаешь, бывало, вместе с восходом солнца, когда росистая трава
еще белеет, а из леса особенно сильно доносится крепкий смолистый аромат. Не
умываясь, накинув только старое пальтишко, бежишь к реке, на ходу быстро
раздеваешься и бухаешься в студеную, розовую от зари, еще подернутую легким
паром, гладкую, как зеркало, водяную поверхность, распугивая утиное семейство,
которое с тревожным кряканьем расплывается из прибрежного тростника.
Выкупаешься и, дрожа от холода, с чувством здоровья и свежести, спешишь к чаю,
накрытому в густо разросшемся палисаднике в тени сиреневых кустов, образующих
душистую зеленую беседку. Затем целый день бродишь с ружьем и собакой по
окрестным лесам и болотцам, ловишь с белоголовыми ребятишками раков, тянешь с
рыбаками невод и варишь поздней ночью уху. А то сидишь с удочкой, надев
соломенную шляпу и пристально следишь за поплавком, едва виднеющимся в
расплавленном серебре реки. Домой возвращаешься усталый, перепачканный с
ног до головы, но бодрый и веселый, с чудовищным аппетитом.
Критерии
оценки
1 уровень .За каждый
верный ответ — 1 балл ( 22 балла)
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1б |
1б |
1б |
1б |
1б |
1б |
4б |
5б |
4б |
1б |
1б |
1б |
2 уровень. Работа с текстом ( 10 баллов) За
каждую допущенную ошибку снимается 1 балл.
Максимальное количество баллов – 32
Соответствие
балльной системы и оценочной системы:
32 балл – 30 баллов
= «отлично»;
29 баллов – 25
баллов = «хорошо»;
24 балла – 18
баллов = «удовлетворительно».