Укажите пример словосочетания с ошибкой

Ко вчерашнему посту про тест на знание русского языка, предлагаемого учащимся в рамках ЕГЭ.

Вечером показал

tigra8   Перед последним нажатием клавиши сообщаю, что будет «четвёрка», так как была одна ошибка. Смотрим итоговые результаты — 8 из 8. Я слегка охреневаю. Идём ещё раз по тому же маршруту. Доходим до пункта №3:

Укажите пример словосочетания с ошибкой
— Пара туфель
— Несколько полотенец 
— Опытные доктора 
— Около пятиста километров 
— не знаю правильного ответа.

Я-то, наивный, полагал, что правильный (ну то есть с ошибкой) вариант про «пятиста километров», а оказывается, что и «пара туфель» вполне себе канают за правду. В общем, выбирая любой из этих вариантов экзаменируемый оказывается в выигрыше. 

Как уже отмечал, не считаю себя докой в знании русского языка, но тут начинаю чувствовать себя лохом, поскольку нутром чувствую, что с «туфлями» как раз всё в порядке, а слабое звено в километраже.

Итак: туфель или туфлей?

Если покопаться в Яндексе, то встречаются оба варианта. Поэтому обратимся к компетентным органам .

Словарь трудностей русского языка определяет следующее:

ТУФЛИ,
род. туфель, дат. туфлям (не рекомендуется туфлей, туфлям);
ед. туфля, ж., род. туфли и допустимо туфля, ж., туфли (не рекомендуется туфель, м., род. туфля).

Словарь Русского словесного ударения:

туфли, туфель, туфлям[не туфлей, туфлям]; ед. туфля, -и[не туфель, туфля]

То есть, родительный падеж мн. число — «туфель».

Опять же, классики литературы подтверждают данную версию:

Элиза. Я для вас ничто, хуже вот этих туфлей.
Хиггинс. Туфель!!!
Элиза. Туфель! Мне кажется, теперь это уже неважно.
Бернард ШОУ, «Пигмалион».

Проблема же возникает в следующем. Дело в том, что если речь идёт о мужском роде ед. числа, то допускается (хотя и малоупотребимо, используется в просторечии, так сказать, по-деревенски. Было, скорее, распространено много-много лет назад, когда в Россию только пришло это слово. По крайней мере в словарях Даля или Ушакова оно вполне себе употребимо) «туфель», если о женском ед. числа, то однозначно «туфля». То есть понятно, да, что герой Вицина в «приключениях Шурика» сознательно делал неправильное ударение в словосочетании «чья туфлЯ» (надо тУфля).

При склонении по падежам получаем: И.п. — туфель/туфля; Р.п. — туфель; Д.п. — туфлям; В.п. — туфли; Т.п. — туфлями; П.п. — о туфлях, в туфлях.

Смотрим следующий пункт: «Около пятиста километров»

Здесь всё гораздо проще и без каких бы-то ни было нареканий.

«B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительным в падеже.

В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.

Просклоняем по падежам:

И.п. — пятьсот
Р.п. — пятисот
Д.п. — пятистам
В.п. — пятьсот
Т.п. — пятьюстами
П.п. — о пятистах

Короче, никаких «пятиста» — и это обжалованию не подлежит.

Краткое резюме:

В задании №3 «Укажите пример словосочетания с ошибкой» вышеозначенным тестом допускается два «правильных» ответа. Но если ситуация с километрами обсуждению не подлежит, то вот с «туфлями» всё как-то подозрительно, поскольку словосочетание «пара туфель» никак не может быть ошибочным.

Может быть это глюк программистов rb.ru. Но если это и в официальном тесте ЕГЭ, то…

1) Красивые граффити.

Существительное «граффити» пришло к нам из итальянского языка, и в русском языке оно употребляется только в форме множественного числа .

2) Цветение начинается в начале мая.

Тавтология. Повторяются однокоренные слова «начинается» и «(в) начале».

Лучше заменить глагол на синонимичный и написать: «Цветение наступает в начале мая».

3) Шторы красивые, а также недорогие.

Союз «также» пишется слитно.

4) Жаренные в сливочном масле грибы.

В предложении присутствуют зависимые слова, поэтому слово «жаренные» пишется с удвоенной согласной.

5) Я буду любить тебя, что бы ни случилось.

Для проверки правильности раздельного написания сочетания «что бы» можно перенести частицу «бы» в другое место, от чего смысл предложения не изменится: «Я буду любить тебя, что ни случилось бы».

👋 Привет Лёва
Середнячок

40/250

Задать вопрос

mgeorgev

+10

Решено

7 лет назад

Русский язык

5 — 9 классы

А2. Укажите пример с ошибкой в определении главного слова в словосочетании

1) красивый дом
X
2) судьба бабушки
X
3) поехать на дачу
X
4) день отдыха

Смотреть ответ

1

Ответ

3
(5 оценок)

5

lidaburdina
7 лет назад

Светило науки — 3 ответа — 0 раз оказано помощи

1-красивый дом!!!!!!!!!!!

(5 оценок)

https://vashotvet.com/task/10745613

denphe

Выполните задания
12. Укажите пример с ошибкой в форме слов:
1. ложи
2. ошиблась
3. хужее
4. ихний
5. сыплет
13. Не содержат грамматической ошибки словосочетания:
1. болезненный мозоль
2. цветастая какаду
3. опытные боцмана
4. мешок мандаринов
5. пыль на шкафе
14. Грамматическая ошибка допущена в словосочетаниях:
1. трое девушек
2. оба дома
3. красивый кашпо
4. котенок мурлыкает
5. пара грабель

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Тест по русскому языку Синтаксис. Пунктуация 7 класс (повторение изученного в 5-6 классах) с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий (в части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание).

1 вариант

A1. Укажите неверное суждение

1) Синтаксис изучает словосочетание и предложение.
2) Синтаксис изучает правила построения словосочетаний и предложений.
3) Синтаксис изучает систему знаков препинания.
4) Синтаксис — раздел науки о языке.

А2. Укажите пример с ошибкой в определении главного слова в словосочетании

1) красивый дом
2) судьба бабушки
3) поехать на дачу
4) день отдыха

А3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Выглянуло солнце и веранда преобразилась.
2) Чтобы розы зимой не замерзли, их укутывают лапником.
3) Расцвела черемуха и наполнила сладким ароматом наш сад.
4) Ствол березы стал серебряным, когда покрылся инеем.

А4. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении

Я вышел из палатки () и направился к реке

1) предложение простое, перед союзом И запятая нужна
2) предложение сложное, перед союзом И запятая не нужна
3) предложение простое, перед союзом И запятая не нужна
4) предложение сложное, перед союзом И запятая нужна

А5. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены)

1) С утра лил дождь и низко над землёй висели облака.
2) Ветер срывает листья и гудит по ночам в трубах.
3) Чист и прозрачен воздух.
4) Книга есть и будет основой духовной пищи народа.

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.
Пришел сентябрь, и наступила золотая осень.

B1. Графически докажите, что это предложение сложное.

В2. Выпишите определение.

C1. Расскажите, какую роль в вашей жизни играет музыка.

2 вариант

A1. Укажите неверное суждение

1) Пунктуация изучает систему знаков препинания.
2) Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.
3) Пунктуация — раздел науки о языке.
4) Пунктуация изучает словосочетание и предложения.

А2. Укажите пример с ошибкой в определении главного слова в словосочетании

1) красивый вид
2) вид из окна
3) рассказать сказку
4) воскресный вечер

А3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Наступила ночь, и село погрузилось в тишину.
2) Когда дым от костра стелется по земле, будет ненастная погода.
3) Пошел сильный дождь, и наполнил влагой сухую землю.
4) В жару нужно много пить воды, чтобы восстанавливать баланс жидкости в организме.

А4. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении

Ночь была теплая () и снег успел растаять.

1) предложение простое, перед союзом И запятая нужна
2) предложение сложное, перед союзом И запятая не нужна
3) предложение простое, перед союзом И запятая не нужна
4) предложение сложное, перед союзом И запятая нужна

А5. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены)

1) По прозрачному весеннему небу всё бегут и бегут облака.
2) Воздух чист лес прозрачен.
3) Когда ударит мороз можно будет кататься по пруду на коньках.
4) С утра лил дождь но мы все же пошли в горы.

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.
Музыка Чайковского рождает в нас поток свежих, ярких и сильных, духовно обновляющих чувств.

B1. Графически докажите, что это предложение простое

В2. Напишите, каким членом предложения является слово поток

C1. Расскажите, какую роль в вашей жизни играет музыка.

Ответы на тест по русскому языку Синтаксис. Пунктуация 7 класс (повторение изученного в 5-6 классах)
1 вариант
А1-3
А2-3
А3-1
А4-3
А5-1
В1. Пришёл сентябрь, и наступила золотая осень.
В2. золотая
2 вариант
А1-4
А2-3
А3-3
А4-4
А5-1
В1. Музыка рождает
В2. дополнения

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Укажите слово в котором допущена ошибка в постановке ударения
  • Укажите пример с пунктуационной ошибкой уважение
  • Укажите пример с ошибкой образования формы слова тест
  • Укажите слово в котором допущена орфографическая ошибка
  • Укажите пример с пунктуационной ошибкой все поля луга леса