Тесты по русскому языку 5 класс — Часть 2 к учебнику М. М. Разумовской и др. — А. В. Кудинова 2020
Систематический курс русского языка
Имя существительное
Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Тест 15
1. В каком предложении не с именем существительным пишется слитно?
1) Нет, (не)корова поела всю траву.
2) Это была (не)правда, а ложь.
3) (Не)друг он тебе, а злейший враг.
4) Иван-царевич надел шапку-(не)видимку и незаметно прошёл во дворец.
Ответ: 4
2. В каком предложении не с именем существительным пишется раздельно?
1) О край дождей и (не)погоды, кочующая тишина.
2) То (не)ветер ветку клонит…
3) Ах ты, (не)дотёпа!
4) Вновь наступило (не)настье.
Ответ: 2
3. В каком предложении не с именем существительным пишется слитно?
1) Какая же ты (не)ряха!
2) Нет, (не)ландыши появились на клумбе.
3) (Не)погода волновала нас, а отсутствие нужного снаряжения.
4) (Не)имя красит человека, а человек имя.
Ответ: 1
4. Укажите предложение с орфографической ошибкой.
1) Тебя ожидают большие неприятности.
2) Жить в неволе тяжко.
3) Меня возмущает не аккуратность этого ученика.
4) Сегодня не праздник, а обычный рабочий день.
Ответ: 3
5. Укажите предложение с орфографической ошибкой.
1) Моя задача — воевать с неправдой.
2) Не внимание требуется от вас, а скорость.
3) Все мы, по сути, беспечные невежды.
4) Отныне ты мне недруг, а враг.
Ответ: 4
6. Определите, в каком варианте ответа указаны все цифры, обозначающие слова, которые пишутся с не слитно.
Всё в нём было неприятно. Учителя возмущали его (не)внимание(1) на уроках и (не)аккуратность(2) в домашней работе. Одноклассники давно заметили его (не)приветливость(3) в общении.
1) 1
2) 1, 2, 3
3) 3
4) 2, 3
Ответ: 2
7. Определите, в каком варианте ответа указаны вес цифры (или цифра), обозначающие слова, которые пишутся с не раздельно.
(Не)участье(1), а горе постигло нас теперь из—за того, что столько времени ты говорил (не)правду(2). Да и на улице опять (не)настье(3).
1) 1
2) 2
3) 1, 2, 3
4) 1, 2
Ответ: 1
8. Какой литературный приём основывается на изображении неживых существ как живых?
1) эпитет
2) аллитерация
3) олицетворение
4) гипербола
Ответ: 3
9. Найдите одушевлённое имя существительное.
1) берёза
2) народы
3) астра
4) петербуржец
Ответ: 4
10. Найдите неодушевлённое имя существительное.
1) грузчик
2) кукла
3) толпа
4) врач
Ответ: 3
Тест 16
1. В каком предложении не с именем существительным пишется слитно?
1) (Не)поседе всегда не сидится на месте.
2) (Не)умение помогает в учёбе, а знание.
3) Это был (не)крот.
4) (Не)погода помешала рыбакам, а дырявая лодка.
Ответ: 1
2. В каком предложении не с именем существительным пишется раздельно?
1) Под напором наших войск (не)приятель отступил.
2) (Не)работа сушит, а забота.
3) Видно (не)ряху по грязной рубахе.
4) Этой девочке не хватает (не)жности.
Ответ: 2
3. В каком предложении не с именем существительным пишется раздельно?
1) Удивила (не)зависимость и резкость.
2) Человек — творец счастья и (не)счастья.
3) (Не)нависть — плохой советчик.
4) Это оказалось (не)правдой, а самой гнусной ложью.
Ответ: 4
4. Укажите предложение с орфографической ошибкой.
1) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
2) Умный человек с одного слова поймёт, а невежде и сто слов не поможет.
3) Не друг поддакивает, а друг спорит.
4) Случившееся показалось мне настоящим несчастьем.
Ответ: 3
5. Укажите предложение с орфографической ошибкой.
1) Неграмотность помогла тебе сегодня, а упорство.
2) Все с нетерпением ожидали решающей минуты.
3) Трудно преодолеть неловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.
4) В любом ожидании страшнее всего неизвестность.
Ответ: 1
6. Определите, в каком варианте ответа указаны все цифры, обозначающие слова, которые пишутся с не слитно.
Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (не)лепостъ(1) и (не)уклюжестъ(2) бросаются в глаза. Это дерево — символ тропической Африки и источник (не)былиц(3) и сказок.
1) 1, 2
2) 1, 3
3) 3
4) 1, 2, 3
Ответ: 4
7. Определите, в каком варианте ответа указаны все цифры, обозначающие слова, которые пишутся с не раздельно.
Вопреки всем ожиданиям нас постигла (не)удача(1), а полный крах. (Не)погода(2) помешала нам пойти в поход. А ведь мы так хотели посмотреть на местные (не)забудки(3).
1) 1
2) 1, 2
3) 2, 3
4) 1, 2, 3
Ответ: 1
8. Какой литературный приём основывается на изображении неживых существ как живых?
1) олицетворение
2) антитеза
3) сравнение
4) метафора
Ответ: 1
9. Найдите одушевлённое имя существительное.
1) стая
2) коробка
3) школьник
4) гриб
Ответ: 3
10. Найдите неодушевлённое имя существительное.
1) кукла
2) мальчик
3) манго
4) горбун
Ответ: 3
Олимпиада по русскому языку.
9 класс. 2014-2015 учебный год.
- Фонетика. Орфоэпия
- Укажите неверное утверждение:
- словарный запас языка изучается в разделе «Лексика»
- части речи изучаются в разделе «Морфология»
- звуки речи изучаются в разделе «Морфемика»
- правила произношения и ударения даются в разделе «Орфоэпия»
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
- ёрзать
- ямщик
- синеет
- ёршик
- В каком слове или сочетании НЕТ звука [ы]?
- сверхинтересный
- цикорий
- чиркнуть
- к итогам
- Укажите слово, в котором выделенная буква неверно обозначает ударный звук:
- жалюзИ
- жАлюзи
- звонИт
- газопровОд
- Лексика. Морфемика. Словообразование
- Укажите ряд омонимов:
- (родниковый) ключ – ключ (от замка)
- разговорчивый – молчаливый
- смеяться – хохотать
- плакать – хныкать
- В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?
- Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели
- БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание
- Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном
- БАРСКАЯ усадьба находилась недалеко от леса
- Укажите предложение, в котором нет фразеологизма:
- Вот ты держишь экзамены и будешь вольный казак.
- Слово – серебро, молчание – золото.
- Это было, когда он ещё под стол пешком ходил.
- Бригада работала засучив рукава.
- Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
- беспорядок
- безработица
- закавказский
- приусадебный
- Укажите способ образования существительного ТИШЬ:
- приставочный
- суффиксальный
- приставочно-суффиксальный
- бессуффиксальный
- Морфология. Синтаксис
- Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении
Трудящиеся вышли на демонстрацию.
- существительное
- прилагательное
- наречие
- деепричастие
- Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении
Женщины, трудящиеся на заводе, получают бесплатные путёвки для детей.
- существительное
- прилагательное
- наречие
- причастие
- Укажите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
- интересная книга
- очень красиво
- читающий мальчик
- маленький домик
- Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
- Множество звуков вливается в ночной птичий хор.
- Я уже начинал беспокоиться.
- Я готов с вами согласиться.
- Он рад был бы уйти.
- Орфография. Пунктуация. Сложное предложение
- В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
- отм..рить, подр..внять, пол..скать (бельё)
- м..кать перо в чернила, м..лостивый, к..ренья
- з..ря, к..са, вык..сить
- пл..вец, зан..мать, соб..рать
- В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- Умей жить и тогда, когда жить становится (не)выносимо.
- (Не)долго светило солнце.
- Мы приближались к тому месту, где (не)сколько человек готовились к прыжку.
- Скамейка была (не)крашена.
- В каком(-их) предложении(-ях) в выделенном слове пишется НН?
- Когда погода была безветре..а, смотритель разрешал подниматься на маяк.
- Начальник сворачивал папиросу из кроше..ого табака, садился и закуривал.
- Иногда он надевал форме..ую бескозырку и шёл к морю.
- Жил он недалеко от нас в соседнем колхозе «Труже..ик моря».
- А
- Б, В
- Б, В, Г
- А, В
- Укажите предложение с орфографической ошибкой:
- Дискуссия шла в продолжение часа.
- В продолжении сериала мы узнали дальнейшую судьбу героев.
- В течении реки наблюдались пороги.
- В течении дня шёл дождь.
- Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.
Ребята (1) видно (2) хорошо подготовились к выступлению.
С крыши нашего дома (3) видно (4) полгорода.
- 1,2,3,4
- 3,4
- 1,3
- 1,2
- Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
- Осветив черепицу на крыше, и, согрев древесину сосны,поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.
- Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
- Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, пропали, улетели вслед за уходящим летним теплом.
- Встречая весну на утренней заре, залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки.
- Укажите верное утверждение:
- Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой сочинительными союзами.
- Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.
- Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и союзными словами.
- Укажите неверное утверждение:
- Дополнительным средством связи в сложносочинённом предложении может быть общий член для частей предложения.
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- Между частями сложносочинённого предложения может ставиться тире.
- Сложносочинённые предложения с соединительными союзами имеют значение противопоставления.
- Укажите вариант ответа, в котором указаны сложносочинённые предложения. (Знаки препинания не расставлены)
- Наступили холода и мы переехали в зимний дом.
- Рано утром выпал первый снег и покрыл дорожки в саду.
- Пошли в лес и набрали полную корзину грибов.
- Похолодало и выпал снег.
- А,Б
- Б,В
- А,Г
- А,В
- Укажите сложноподчинённое предложение:
- На грядках растаял снег и появились первые росточки.
- Левитан писал картины так, чтобы был ощутим воздух.
- Взошло солнце, но земля ещё не прогрелась.
- Его поражала световая дымка, придававшая громаде собора невесомость.
- Укажите неверное утверждение:
- Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой тесное смысловое и грамматическое единство.
- Части сложноподчинённого предложения соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.
- Придаточная часть сложноподчинённого предложения может стоять после главной части, перед ней или в середине её.
- Подчинительные союзы находятся в придаточной части и являются членами предложения.
- Укажите верное утверждение
По значению и строению сложноподчинённые предложения делятся на следующие основные группы:
- определительные, изъяснительные, обстоятельственные
- определительные, пояснительные, изъяснительные
- обстоятельственные, подчинительные, изъяснительные
- изъяснительные, дополнительные, обстоятельственные
- Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
- Вернувшись домой, когда уже смеркалось, мы застали дома только одного Николая.
- С каждым может случиться, что жил с человеком, глядел на него, а не видел.
- Небо на востоке слало светлеть, по мере того как над горизонтом поднималось багровое солнце.
- Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу.
- Стили речи. Типы речи
- Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в данном отрывке?
- повествование и описание
- повествование и рассуждение
- рассуждение
- описание
Он шёл по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. На теневой стороне было ещё нежарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зеркалам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. Пахло влажным асфальтом. Везде было по-утреннему легко, свободно…
Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шёл небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твёрдый, жёсткий взгляд был устремлён вперёд. Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гуляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек.
- Определите стиль речи текста
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией, без какого-то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
(Из всеобщей Декларации прав человека)
- разговорный
- научный
- официально-деловой
- публицистический
Бланк ответов
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ вы получаете 1 б. Максимальное количество – 28 б.
100% (28 б.) – «5»
75% (21 б. -27 б.) – «4»
35% (9 б.-20 б.) – «3»
Менее 35% — «2»
Вариант ответа указываете в таблице для каждого вопроса +
- Фонетика. Орфоэпия:
- Укажите неверное утверждение: +
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
+
- В каком слове или сочетании НЕТ звука [ы]?
+
- Укажите слово, в котором выделенная буква неверно обозначает ударный звук:
+
- Лексика. Морфемика. Словообразование
- Укажите ряд омонимов:
- В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?
- Укажите предложение, в котором нет фразеологизма:
- Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
- Укажите способ образования существительного ТИШЬ:
- Морфология. Синтаксис
- Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении:
- Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении:
- Укажите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
- Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
- Орфография. Пунктуация. Сложное предложение
- В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
- В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- В каком(-их) предложении(-ях) в выделенном слове пишется НН?
- Укажите предложение с орфографической ошибкой:
- Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.
- Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
- Укажите верное утверждение:
- Укажите неверное утверждение:
- Укажите вариант ответа, в котором указаны сложносочинённые предложения
- Укажите сложноподчинённое предложение:
- Укажите неверное утверждение:
- Укажите верное утверждение:
- Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
- Стили речи. Типы речи
- Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в данном отрывке?
- Определите стиль речи текста:
Ответы для проверяющих:
- Фонетика. Орфоэпия:
1-3
2-1
3-3
4-2
- Лексика. Морфемика. Словообразование
1-1
2-2
3-2
4-2
5-4
- Морфология. Синтаксис
1-1
2-4
3-2
4-1
- Орфография. Пунктуация. Сложное предложение
1-4
2-4
3-4
4-4
5-4
6-1
7-3
8-4
9-3
10-2
11-4
12-1
13-3
- Стили речи. Типы речи
1-1
2-3
100% (28 б.) – «5»
75% (21 б. -27 б.) – «4»
35% (9 б.-20 б.) – «3»
Менее 35% — «2»
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,669 -
гуманитарные
33,656 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
612,029 -
разное
16,908
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Продолжение. См. № 3, 6/2007
ПРАКТИКУМ
по подготовке к ЕГЭ
С.В. Антонова, Т.И. Склискова.
Русский язык. Задания типа А
Единого государственного экзамена. Рабочая
тетрадь № 1.
М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2006
РАЗДЕЛ 4. Орфография
Тема 1.
Орфограмма. Орфографическое правило
Орфография – это
общепринятые правила написания слов
А235. Укажите слово с орфограммой «Проверяемая
безударная гласная в корне слова».
1) К_рзина;
2) д_вление;
3) б_лалайка;
4) г_потеза.
А236. Укажите слово с орфограммой
«Непроверяемая гласная в корне слова».
1) Прогл_тить;
2) св_щенник;
3) ак_демия;
4) вопл_щенный.
А237. Укажите слово с орфограммой
«Правописание сомнительных согласных в корне
слова».
1) Про_ьба;
2) вкус_ный;
3) грус_ный;
4) радос_ный.
А238. Укажите слово с орфограммой
«Правописание непроизносимой согласной в корне
слова».
1) Ло_кий;
2) варе_ка;
3) ле_кий;
4) ус_ный.
А239. Укажите слово с орфограммой «Буквы а,
и, у после шипящих».
1) Увид_шь;
2) пр_бежать;
3) ч_вствовать;
4) к_снуться.
А240. Укажите слово с орфограммой
«Разделительные ъ и ь».
1) Задач_;
2) щуч_ка;
3) солов_и;
4) улыбаеш_ся.
А241. Укажите слово с орфограммой
«Правописание личных окончаний глаголов».
1) Возмущаеш_ся;
2) надо наклонит_ся;
3) береч_;
4) погон_шься.
А242. Укажите слово с орфограммой «Буква з
– с на конце приставок».
1) Бе_козырка;
2) н_берешься;
3) п_ределывать;
4) по_бежал.
А243. Укажите слово с орфограммой
«Чередующиеся гласные в корне слова».
1) Т_рмоза;
2) р_стительность;
3) ц_ганский;
4) ветош_.
А244. Укажите слово с орфограммой «Буквы о
– ё после шипящих в корне».
1) Ключ_м;
2) вооруж_нный;
3) больш_го;
4) заш_л.
А245. Укажите слово с орфограммой «Падежные
окончания существительных».
1) Об опасн_м;
2) полотенц_м;
3) училищ_;
4) по дорожк_.
А246. Укажите слово с орфограммой
«Правописание нн и н в суффиксах
прилагательных».
1) Застекле_ая;
2) тума_ая;
3) расписан_ая;
4) подаре_ая.
А247. Укажите слово с орфограммой «Приставки
в отрицательных местоимениях».
1) Н_лепость;
2) н_решительный;
3) н_далеко;
4) н_кому.
Тема 2.
Употребление прописной буквы
С прописной буквы пишутся имена,
отчества, фамилии людей, действующих лиц в
произведениях литературы, псевдонимы, прозвища.В русских сложных фамилиях,
пишущихся через дефис, каждая часть пишется с
прописной буквы и каждая часть изменяется по
падежам.С прописной буквы пишутся названия,
имеющие отношение к мифологии и религии.С прописной буквы пишутся названия
исторических событий и эпох.С прописной буквы пишутся
географические наименования материков, океанов,
гор, морей, рек, стран, городов, деревень,
площадей, улиц и т.д.
А248. Укажите ошибку в употреблении строчной и
прописной букв.
1) Куликовская битва;
2) Великая Отечественная война;
3) Бородинская битва;
4) Тихий океан.
А249. Укажите ошибку в употреблении строчной
и прописной букв.
1) Улица Малая бронная;
2) Герой Российской Федерации;
3) королева Англии;
4) Нобелевская премия.
А250. Укажите ошибку в употреблении строчной
и прописной букв.
1) Пушкинские стихи;
2) по-суворовски быстро;
3) Иван Грозный;
4) Всеволод Большое гнездо.
А251. Укажите ошибку в употреблении строчной
и прописной букв.
1) Санкт-Петербург;
2) Иисус Христос;
3) пьеса «синяя птица»;
4) город на Волге.
А252. Укажите ошибку в употреблении строчной
и прописной букв.
1) Роман Толстого;
2) орден Красного знамени;
3) опера Чайковского;
4) журнал «Новое время».
А253. Укажите неверное написание слова.
1) Венера Милосская;
2) храм Василия Блаженного;
3) Фирма Гермес;
4) Медаль «Золотая Звезда».
Тема 3.
Употребление гласных букв
и – ы, а – я, у – ю после шипящих и ц
После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся
гласные и, а, у, не пишутся гласные ы, ю, я.Исключения: жюри, брошюра, парашют.
Буква и после ц пишется в
корнях слов и в словах на -ция. Буква ы
после ц пишется в окончаниях и суффиксах, в
корнях слов-исключений: цыпленок, цыган,
цыкнуть, на цыпочках.
А254. Укажите слово, в котором пишется буква ы.
1) Ц_ркуль;
2) акац_я;
3) ц_новка;
4) синиц_н.
А255. Укажите слово с орфографической
ошибкой.
1) Щипцы;
2) лыжы;
3) трущоба;
4) циферблат.
А256. Укажите слово, в котором пишется буква и.
1) Ц_ганский;
2) у птиц_;
3) дикц_я;
4) ц_плята.
А257. Укажите слово, в котором пишется буква ю.
1) Щ_ка;
2) ж_ри;
3) щ_риться;
4) щ_пальце.
А258. Укажите предложение, в котором допущена
орфографическая ошибка.
1) Чюдесного щенка подарил мне дедушка.
2) В нашу сеть попал только один ершик.
3) В вышине звучала песнь жаворонка.
4) Он чувствовал себя счастливым человеком.
А259. Укажите слово, в котором пишется буква у.
1) Параш_т;
2) брош_ра;
3) ч_жой;
4) ж_ри.
А260. Укажите словосочетание с
орфографической ошибкой.
1) Цитировать наизусть;
2) в секцыи волейбола;
3) цыплячий пух;
4) посадка цитрусовых.
А261. Укажите неверно написанное слово.
1) Сигнализация;
2) бледнолицый;
3) на ципочках;
4) у гостиницы.
А262. Укажите строку, в которой во всех словах
пишется буква и.
1) Традиц_я, ножниц_, лекц_я;
2) ц_гейка, ц_ганский, настурц_я;
3) ц_стерна, ц_рк, реакц_я;
4) ц_ркуль, лисиц_н, демонстрац_я.
А263. Укажите строку, в которой во всех словах
пишется буква ы.
1) Коллекц_я, декорац_я, милиц_я;
2) нарц_сс, ц_вилизация, иниц_атива;
3) ц_клевать, ц_пленок, ц_линдр;
4) синиц_н, ц_пленок, ц_линдр;
5) сестриц_н, ц_ганка, с улиц_.
А264. В каком словосочетании пишется буква ю?
1) Ч_десная погода;
2) щ_риться от света;
3) рассеянный ч_дак;
4) спортивный параш_т.
А265. Укажите строку с орфографической
ошибкой.
1) Циничный, циклон, инициалы;
2) лейкоцит, марципан, на цыпочках;
3) глициния, панцирь, цигарка;
4) конференцыя, ситуация, экспедиция.
А266. Укажите строку, в которой во всех словах
пишется буква и.
1) Ш_повник, круглолиц_й, ж_знь;
2) делегац_я, ц_клон, купц_;
3) ж_вотное, ц_тата, иллюминац_я;
4) ц_ганочка, ш_рь, ц_плятки.
Тема 4.
Употребление букв о – ё после шипящих и ц
В корне слова после шипящих под
ударением пишется ё, если при образовании
слов того же корня пишется е независимо от
ударения (жёрдочка – жердь). Если такого
соотношения нет, пишется о (шорох, шов).Гласные о – е после шипящих и ц
в суффиксах: о – под ударением, е – без
ударения:– в суффиксах имен существительных
(речонка – реченька);
– в суффиксах имен
прилагательных (камышовый – лицевой);
– в суффиксах кратких
прилагательных (смешон – грешен);
– в суффиксах наречий (горячо –
певуче, искл. – ещё);
– в окончаниях существительных и
прилагательных (плечом, большому).После шипящих под ударением
пишется ё:
– в суффиксах глаголов (заночёвывать);
– в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени (поражённый);
– в суффиксах отглагольных
прилагательных (копчёный);
– в суффиксах существительных,
образованных от вышеперечисленных глаголов,
причастий и прилагательных (копчёности);
– в суффиксах существительных -ёр-
(стажёр);
– в словах: о чём, нипочём, ни
при чём.
А267. Укажите слово, в котором пишется буква о.
1) Реш_тка;
2) ж_лудь;
3) пч_лы;
3) ш_рох.
А268. Укажите слово, в котором пишется буква ё.
1) Щ_лкать;
2) ш_колад;
3) ж_кей;
4) ш_тландец.
А269. Укажите слово, в котором пишется буква ё.
1) Береж_к;
2) деньж_нки;
3) трещ_тка;
4) расч_ска.
А270. Укажите слово, в котором пишется буква е.
1) Врач_м;
2) товарищ_м;
3) карандаш_м;
4) ключ_м.
А271. Укажите слово, в котором пишется буква ё.
1) Крюч_к;
2) гребеш_к;
3) дириж_р;
4) девч_нка.
А272. Укажите слово, в котором пишется буква о.
1) Ещ_;
2) свеж_;
3) печ_ный;
4) заверш_нный.
А273. Укажите слова, в которых пишется буква ё.
1) Щ_лкнуть, ш_пот, ш_л;
2) ш_лковый, крыж_вник, тяж_лый;
3) поч_тный, ш_колад, ш_рох;
4) капюш_н, ж_лтый, ш_ссе.
А274. Укажите предложение, в котором допущена
орфографическая ошибка.
1) На черном небе слабо проступала водянистая
туча.
2) Тормоза завизжали – это шоферы педали нажали.
3) Сижу за решеткой в темнице сырой.
4) Две жордочки положены через поток.
А275. Укажите строку, в которой во всех словах
пишется буква о.
1) Светляч_к, мыш_нок, выкорч_вывание;
2) туш_нка, еж_нок, свеж_;
3) распаш_нка, тысч_нка, воротнич_к;
4) лавч_нка, корч_вка, горяч_.
А276. Укажите строку, в которой во всех словах
пишется буква е.
1) Пастбищ_м, мяч_м, каланч_й;
2) депеш_й, страшилищ_м, пляж_м;
3) гараж_м, плач_м, нуж_н;
4) дальш_, гуж_вой, добряч_к.
А277. Укажите неверное объяснение
орфограммы.
1) Шапч_нка – о: в суффиксе существительных
под ударением;
2) хрящ_вой – е: в суффиксе прилагательного
—ев- без ударения;
3) защищ_нный – ё: в суффиксе
страдательного причастия прошедшего времени;
4) пораж_н – ё: в суффиксе краткого
прилагательного.
А278. Укажите предложение, в котором допущена
орфографическая ошибка.
1) Фрукты были упакованы в решетчатые ящики.
2) Молча взял он лошадь за челку левой рукой.
3) Мелкий дождик шол всю ночь.
4) На ней были шелковое красное платье и черный
ремень.
Тема 5. Употребление ъ и ь
Разделительный ъ пишется перед
буквами е, ё, ю, я после приставок,
оканчивающихся на согласную, и в сложных словах,
первую часть которых образуют числительные двух-,
трех-, четырех-.В остальных случаях пишется
разделительный ь.Пишется ь:
– на конце существительных
женского рода 3-го склонения (дочь);
– на конце наречий после шипящих
(кроме уж, замуж, невтерпеж);– у глаголов в неопределенной
форме (улыбаться);
– у глаголов 2-го лица
единственного числа (улыбаешься);
– у глаголов повелительного
наклонения после шипящих (отрежь).
А279. Укажите слово, в котором пишется ъ.
1) Сильная в_юга;
2) л_ется с крыш;
3) с_ежиться от холода;
4) птич_и голоса.
А280. Укажите слово, в котором пишется ь.
1) Двух_ярусный;
2) необ_ятный;
3) раз_емный;
4) кур_ер.
А281. Укажите строку, во всех словах которой
пишется ъ.
1) Двух_ярдовый, сверх_интересный, руж_ецо;
2) об_ектив, необ_яснимый, без_ядерный;
3) кинос_емка, из_ять, фел_етон;
4) об_единить, грузопод_емник, трех_осный.
А282. Укажите предложение, в котором допущена
орфографическая ошибка.
1) Налетел ветер и сорвал с деревьев последние
листья.
2) Я подъехал к павильону и стал ждать курьера.
3) Друзья жили на третьем этаже
четырехъэтажного дома.
4) Серьезно пострадал лишь трехколесный
велосипед.
А283. Укажите предложение, в котором допущена
орфографическая ошибка.
1) Замело и завьюжило хаты.
2) Сверхъестественная сила влекла меня туда.
3) Трехпалубный теплоход причалил к пристани.
4) Он не смог съэкономить ни копейки.
А284. Укажите строку, во всех словах которой
пишется ь.
1) Мыш_, дич_, мятеж_;
2) задержиш_ся, съеш_, наотмаш_;
3) мелоч_, бросиш_, горяч_;
4) обжеч_ся, сплош_, невтерпеж_.
А285. Укажите строку, во всех словах которой
не пишется ь.
1) С крыш_, пахуч_, замуж_;
2) уст_е, ералаш_, рант_е;
3) пейзаж_, пожарищ_, обез_яна;
4) вскач_, гореч_, воз_мешь.
А286. Укажите слово, в котором ь не
пишется.
1) Упасть навзнич_;
2) будем радоват_ся;
3) намаж_те масло;
4) выглянуло из-за туч_.
А287. Укажите слово, в котором пишется ь.
1) От березовых рощ_;
2) ландыш пахуч_;
3) чувствуеш_ боль;
4) нян_чить ребенка.
А288. Укажите слово с орфографической
ошибкой.
1) Гвоздь;
2) возьми;
3) сельдь;
4) почьта.
А289. Укажите слово с орфографической
ошибкой.
1) Октябрьский;
2) богатырский;
3) февральский;
4) январьский.
А290. Укажите слово с орфографической
ошибкой.
1) Отсрочка;
2) кляньчить;
3) барабанщик;
4) банщик.
А291. Укажите строку, во всех словах которой
пишется ъ.
1) От_ехать, об_явление, пред_утренний, с_емка;
2) из_ян, с_ехать, в_юн, под_ем;
3) под_езд, сверх_искусный, об_ективный, ш_ем;
4) пред_юбилейный, суб_ект, с_язвить, ин_екция.
А292. Укажите строку, во всех словах которой
не пишется ь.
1) Врач_, телепередач_, тягуч_, хищ_ник;
2) гон_щик, чистиш_, наотмаш_, плющ_;
3) косточ_ка, мощ_ный, гвоз_ди, ветош_;
4) меч_тать, гон_щик, внуч_ка, помощ_.
А293. Укажите, в какой строке в обоих словах ь
не пишется.
1) Съеш_те борщ_;
2) луч_ший помощ_ник;
3) изящ_ная вещ_;
4) сроч_ная помощ_.
А294. Укажите предложение с орфографической
ошибкой.
1) Надо вовремя ложиться спать.
2) Наш поезд отправляется через час.
3) Смелого пуля боится.
4) Умеешь ссорится, умей и мириться.
А295. Укажите предложение с орфографической
ошибкой.
1) Плохо медлить, но и торопиться не следует.
2) Любишь брать, люби и отдавать.
2) Любишь кататся, люби и саночки возить.
4) Надо трудиться, а не лениться.
А296. Укажите предложение с орфографической
ошибкой.
1) Мороз был трескуч и жгуч.
2) На пять тысячь рублей купили книг.
3) На арену цирка вышел знаменитый силач.
4) Мне надо быстро пересечь улицу.
А297. Укажите, в какой строке на месте
пропусков пишется ь.
1) Ад_ютантские заботы, заб_ется в угол;
2) мен_ше денег, боч_ка дегтя.
3) прибав_те скорость, восем_надцать страниц;
4) обознач_те координаты, дорогая упряж_.
Тема 6.
Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные в корне
Для проверки правописания
безударной гласной в корне надо изменить слово
или подобрать родственное так, чтобы проверяемая
гласная оказалась под ударением (леса – лес).Правописание непроверяемых
безударных гласных в корне слова нужно
запоминать, а в случае затруднения обращаться к
орфографическому словарю.Буква э пишется в начале слов
иноязычного происхождения (эволюция), а в
середине и в конце иноязычных слов после гласных а,
о, у (маэстро). Гласная э сохраняется при
словообразовании (антиэстетический). Слово проект
и производные от него пишутся через е.Буква е пишется в иноязычных
словах после твердых согласных как в середине,
так и в конце слова (купе). В иноязычных словах
после гласной и (пациент), в иноязычных
собственных именах, фамилиях и географических
названиях (Туапсе), в словах де, дель, ден,
сен, тер, входящих в состав иноязычных фамилий.
А298. Укажите слово, написание которого
проверяется ударением.
1) Пр_красный;
2) смерка_тся;
3) велос_пед;
4) р_скошный.
А299. Укажите слово с непроверяемой
безударной гласной в корне.
1) Дост_жения;
2) зак_ляться;
3) п_мидоры;
4) д_ждливый.
А300. Укажите слово, в корне которого пишется
гласная е.
1) _ффект;
2) ду_ль;
3) с_кономить;
4) тра_ктория.
А301. Укажите строку с проверяемыми
безударными гласными.
1) Сп_ртивный инв_нтарь;
2) уд_вленный похв_лой;
3) оч_рованный к_ртиной;
4) у_звленный н_смешкой.
А302. Укажите слово, в котором не пишется
буква е.
1) Ветер обв_вал лицо;
2) одежду надо прим_рять;
3) разр_дить рассаду;
4) прож_вать в городе.
А303. Укажите, в каком ряду во всех словах
пропущена буква а.
1) Л_ктевой, пок_яние, б_кал;
2) б_лерина, нагр_дной, опр_вдаться;
3) к_шевар, в_трушка, упр_стить;
4) хв_стун, ут_пический, г_лерея.
А304. Укажите, в каком слове пишется буква е.
1) Хр_зантема;
2) д_ван;
3) пш_ница;
4) ф_олетовый.
А305. В какой строке во всех словах пропущена
безударная гласная, проверяемая ударением?
1) Выр_щенный, предпол_гать, пр_грамма;
2) прогл_тить, ум_лкать, уг_сающий;
3) б_рюзовый, д_легат, упл_тнить;
4) привл_кать, алф_вит, тр_буна.
А306. Укажите строку, во всех словах которой
пишется буква е.
1) Г_рбарий, м_кроскоп, ст_кло;
2) в_рнуть, уд_вительный, ш_стьдесят;
3) л_опард, с_гнал, ж_стянка;
4) стр_коза, выр_зать, запр_тили.
А307. Укажите, в каком ряду в обоих словах
пропущена буква о.
1) Пан_рама, гл_венствовать;
2) разв_лился, сокр_щать.
3) вд_хновение, вопл_тить;
4) распл_статься, об_няние.
А308. В какой строке во всех словах пропущена
безударная гласная, проверяемая ударением?
1) Оз_ренный, обж_гание, расцв_сти;
2) в_ршина, пр_зидиум, см_гченный;
3) подд_ржать, пр_обладать, пласт_линовый;
4) сож_ление, м_тодика, увл_кательный.
А309. В каком ряду во всех словах пропущена
одна и та же буква?
1)
Грот_ск, зав_нтить, обл_ниться, скр_вить;
2) пов_р, тор_пясь, к_ммерсант;
3) св_щенник, кн_гиня, прит_гательный;
4) ш_девр, кокт_йль, ду_ль.
Продолжение следует