Итоговая
контрольная работа (тест) по русскому языку за курс 9 класса
Вариант 1
Часть 1
Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, в том месте, где
зашло солнце, небо еще рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано
широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном
фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, темным силуэтом,
а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берез, казалось,
были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть
выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый
оттенок выцветшей бирюзы… Воздух уже потемнел, и в нем выделялся ствол
каждого дерева, каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью, которую можно
наблюдать только ранней весной, по вечерам. Слышалось иногда, как густым басом
гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлепнувшись о
какое-то препятствие, сразу замолкает. Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные
нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым,
оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем.
Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с
громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. (177
слов)
1. Определить
тему и основную мысль текста.
2. Определить
стиль и тип речи.
3. Определить
количество сложных синтаксических целых.
4. Выполнить
грамматический разбор 1 предложения. Указать части речи.
5. Сделать
синтаксический разбор 1 –ого предложения.
6. В
каком слове правописание звонкого согласного на конце приставки зависит от
звонкости следующего согласного?
1) Здание
2)
Надзвёздный
3)
Подготовить
4)
Безжалостно
7. Выпишите
слово, в котором правописание Н/НН в суффиксе является исключением из правила.
Посреди двора,
огороженного от улицы плетёным ивовым забором, завис на четырёх деревянных
столбиках и печной трубе, увенчанной старым, без дна, ведром, покатый навес
летней кухни.
8. Укажите
количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Трамвайные рельсы
были проложены по дамбе, соединявшей Волгу и город, пассажиры, входя в вагон, с
грохотом откидывали тяжёлые спинки кресел — трамвай на конечной станции не
делал круг, как в Петербурге, а ходил только по прямой, туда и назад.
9. В
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения,
связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.
Огарков поехал
дальше, (1) всюду натыкаясь на группы идущих к востоку людей. Но и они были не
из его дивизии, (2) и это обеспокоило Огаркова. Он хлестнул коня, (3) но конь,
(4) видимо, (5) устал и упорно двигался шагом, (6) заметно припадая на левую
заднюю ногу. (Казакевич Э.)
10. В
приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),
обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Когда теплоход
отошел от берега и развернулся, (1) лётчик спустился в свою каюту, (2) открыл
иллюминатор и в последний раз окинул взглядом город, (3) амфитеатром лежавший
над бухтой.
11. Среди предложений 1-6 найдите
сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите
номер этого предложения.
1)Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с
трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла
из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и
завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость,
даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две
ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется,
что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.
12. Среди предложений 1-8 найдите сложное
бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
1)Морозная ночь высушила размокший за день
снег, затянула сверху его хрупкой коркой — настом. (2) Собаки не пришли. (3)
Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4)
Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идём
ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все
еще не видно, а уже скоро перевал.
13. Укажите верную характеристику
предложения: Несколько раз он пытался подняться, но ноги его не слушались — с
Бездомным приключилось что-то вроде паралича. (М.Булгаков)
1) Сложное
предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью
2) Сложное
предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью
3) Сложное
предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью
4)
Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными
14. Укажите предложение, в котором
допущена ошибка в замене прямой речи косвенной.
1) Вася спросил отца: «Отпустишь теперь
меня на гору?» — Вася спросил отца, отпустит ли он его на гору.
2) «Дедушку знаешь, мамаша?» — матери сын
говорит. – Сын спрашивает мать, знает ли она дедушку.
3) «Этот малый, — сказал он, пуская кольцо
за кольцом, — будет еще гораздо несчастнее меня». – Пуская кольцо за кольцом,
он сказал, что этот малый будет гораздо несчастнее его.
4) «Я не могу тебя взять с собой», —
сказала она. – Она сказала, что не могу тебя взять с собой.
15. Укажите предложение, в котором
допущены ошибки при цитировании.
1) «Россия без каждого из нас обойтись
может, но никто из нас без нее не может обойтись», — утверждал И.С. Тургенев.
2) И.С. Тургенев, великий русский
писатель, говорил, что «у нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не
захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».
3) «Чрезмерная гордость — вывеска
ничтожной души», — считал И.С. Тургенев.
4) И.С. Тургенев отмечал, что «счастье —
как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.»
Часть 2
16. Напишите аннотацию к произведению А.С.
Пушкина «Евгений Онегин».
Укажите предложения с цитатой.
По словам М. Ю. Лермонтова, в его век поэт «своё утратил назначенье».
Николай Гоголь
РЕВИЗОР
комедия в пяти действиях
На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Народная пословица
Фёдор Михайлович Достоевский создал «Записки о русской литературе», в которых отразил те же философские, социальные и нравственные идеи, что легли в основу его великих романов.
Пушкин, обращаясь к пророку, писал:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Предложение, в котором допущены ошибки при цитировании:
1) А.С. Пушкин мудро заметил, что: «На свете счастья нет, а есть покой и воля».
__
**В такой конструкции цитата пишется со строчной (маленькой) буквы и двоеточие не ставится:
…заметил, что «на свете (…)
Тест по русскому языку Чужая речь для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.
1 вариант
1. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены неправильно?
1) «Хорошо, позовём доктора», — сказали министры.
2) Министр юстиции ответил: «В нашем королевстве ещё не было такого случая».
3) «Сын короля ещё маленький, как он может быть королём?» спросили министры.
4) «В нашем королевстве всё спокойно?» — спросил с тревогой король.
2. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены правильно?
1) «Я считаю, что королю нужно сделать операцию — сказал старый доктор с бородкой.
2) Другой заметил: «По-моему, капли лучше».
3) «Надо посмотреть, что там происходит» — подумал мальчик.
4) Доктор радостно воскликнул: «Кажется, королю стало лучше»!
3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал.
2) «Показание некоторых историков, — писал Пушкин, — утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачёвском бунте, совершенно несправедливо».
3) Я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею.
4) Прохожий спросил: «знаю ли я дорогу к пристани?»
4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Фотограф пошутил: «Внимание, сейчас вылетит птичка!»
2) «Мы решили, — продолжал заседатель — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».
3) «Лесть и трусость — самые большие пороки», — громко промолвила Ася.
4) «Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал».
5. В каком предложении знаки препинания при прямой речи можно опустить?
1) «Только бы меня не спросили!» — подумал Андрей.
2) Я попросил учителя: «Повторите, пожалуйста, вопрос».
3) «Солнце на закате садится в тучи — жди непогоды», — говорит народная примета.
4) «Знаешь, — сказала мама, — я думаю, не всё ещё потеряно».
6. В каком предложении не нарушены речевые нормы при передаче чужой речи?
1) Мне сказали то, что я должен оформить документы.
2) Незнакомец сказал, что я Дубровский.
3) Блок, обращаясь к России, пишет, что тебя жалеть я не умею.
4) Он произнёс то, чего никто не ожидал.
7. Укажите предложение, в котором косвенная речь пере
дана без ошибок:
1) В сказке «Орёл-меценат» дятел говорил, что я умею ставить не только обыкновенные, но и «чрезвычайные» знаки препинания.
2) В сказке «Орёл-меценат» дятла спрашивали о том, что знает ли он знаки препинания?
3) В сказке «Орёл-меценат» дятла спрашивали о том, знает ли он знаки препинания.
4) В сказке «Орёл-меценат «дятел говорил, что умею ставить различные знаки препинания.
8. Прочитайте высказывание философа Н. Бердяева. Определите, в каком предложении допущена ошибка при цитировании.
В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос.
1) По мнению Н. Бердяева, «В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос».
2) «В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной», по представлению Н. Бердяева, «борются космос и хаос».
3) Борьба космоса и хаоса происходит как во всей Вселенной, так и в «общественном мире». (Н. Бердяев)
4) Н. Бердяев был уверен, что в мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос.
9. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых цитата оформлена неверно?
А. Мцыри живёт с одной мечтой — «узнать, прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».
Б. Гюго утверждал, что: «Книги — друзья, бесстрастные, но верные».
В. Суворов страстно любил Россию, любил всё русское, внушал любовь к родине и нередко повторял: «Горжусь, что я россиянин».
Г. Калашников говорит своему сопернику, что «не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью тёмною, Не таился от свету небесного…»
1) А, Б
2) А, Г
3) Б, В
4) Б, Г
10. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых допущены ошибки в оформлении прямой и косвенной речи?
А. «Я спущу её на воду поплавать немного, — размышляла Ассоль. — Она не промокнет, я её потом вытру».
Б. «Ты откуда приехал, капитан?» — спросила Ассоль воображаемое лицо.
В. Он стукнул тростью и спросил, как зовут тебя, крошка?
Г. Старик ответил: «Я это знал, потому что я самый главный волшебник.»
1) А, Б
2) А, В
3) В, Г
4) Б, Г
2 вариант
1. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены неправильно?
1) «Хорошая лошадь у нашего короля!» кричал министр финансов.
2) Все засмеялись и закричали: «За нашего защитника, великого короля Матиуша Первого!»
3) Сонный мальчик пошёл по залу и услышал другой разговор: «А я вам говорю, что королю ничего не поможет».
4) «Мой дорогой король, вы совершенно здоровы», — произнёс победоносно министр.
2. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены правильно?
1) «Нужно ещё подождать» — решил Матиуш.
2) Друг спросил его: «Как ты сюда попал»?
3) «Перелез через решётку», — ответил маленький король.
4) «Маленькому королю нужна помощь», решила принцесса.
3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Она тихо произнесла: «Можете ли вы простить меня?»
2) И сказал ему царь Иван Васильевич: «Да об чём тебе молодцу кручиниться?»
3) «Скажите, пожалуйста, который час?» — спросил прохожий.
4) «А что же главный герой? — подумает читатель. — Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше».
4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) О графине сказано, что она «Не имела злой души».
2) Достоевскому принадлежит знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
3) «Высший смысл» остался для Алёхина недоступным.
4) Нас спросили: «Хотим ли мы поехать на экскурсию?»
5. Укажите неверное суждение:
1) прямая речь не всегда выделяется кавычками
2) цитата — это дословная выдержка из какого-либо текста
3) диалог передаёт обмен репликами при разговоре
4) перед каждой репликой в диалоге ставится тире
6. В каком предложении не нарушены речевые нормы при передаче чужой речи?
1) Он сказал то, что не придёт сегодня.
2) Учитель похвалил меня и сказал, что ты молодец.
3) Мне сказали то, что меня очень удивило.
4) Тёркин говорил товарищам-бойцам, что я не гордый.
7. Укажите предложение, в котором косвенная речь передана без ошибок:
1) В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов сказал, что хочу испить кофейку.
2) В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов спросил другого, что же мы будем делать?
3) В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов спросил другого то, что же мы будем делать.
4) В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов сказал, что нужно разойтись и что-нибудь поискать съестное.
8. Укажите, в каком предложении допущена ошибка при оформлении прямой речи:
1) «Гость подобен вдыхаемому воздуху, — гласит восточная мудрость. — Если он входит и не выходит, хозяин задыхается».
2) Восточная мудрость утверждает, что «гость подобен вдыхаемому воздуху: если он входит и не выходит, хозяин задыхается».
3) Восточная мудрость утверждает, что гость подобен вдыхаемому воздуху: если он входит и не выходит, хозяин задыхается.
4) «Гость подобен вдыхаемому воздуху, — утверждает восточная мудрость. — потому что если он входит и не выходит, хозяин задыхается».
9. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых цитата оформлена неверно?
А. Н. Гоголь высоко ценил прозу М. Лермонтова: «Никто ещё не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою».
Б. «Лёгкость необыкновенная в мыслях», о которой говорит сам Хлестаков, позволяет ему перепрыгивать с предмета на предмет, не подчиняя свою мысль логике.
В. Говоря о даровании Лермонтова, Белинский писал, что: «Пушкин умер не без наследника».
Г. «Песню про царя Ивана Васильевича…» Лермонтов начинает характерным для фольклора отрицательным сравнением: «Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич».
1) А, Б
2) Б, В
3) В, Г
4) Б, Г
10. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых допущены ошибки в оформлении прямой и косвенной речи?
А. «Извините меня за беспокойство», — обратился ко мне мальчик. — «Не могли бы вы сказать, как пройти к пристани?»
Б. Старик, поднявшийся на холм, со вздохом промолвил: «Какой же крутой здесь подъём.»
В. Старик продолжал: «Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала. Ведь так?»
Г. «Разве ты видел?» — с сомнением спросила Ассоль.
1) А, Б
2) В, Г
3) Б, Г
4) А, В
Ответы на тест по русскому языку Чужая речь
1 вариант
1-3
2-2
3-4
4-2
5-3
6-4
7-3
8-4
9-2
10-3
2 вариант
1-1
2-3
3-2
4-4
5-1
6-3
7-4
8-4
9-3
10-1