Укажите предложение с пунктуационной ошибкой обобщающие слова

11 класс
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация сложного
предложения»

Вариант  1   1.
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Его не страшили
нехоженые тропы ( ) и не пугала встреча с дикими животными.

1) Простое предложение с
однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с
однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

3) Сложносочинённое предложение,
перед
  союзом И
запятая нужна.

4) Сложносочинённое предложение,
перед союзом И запятая не нужна.

2.  Укажите
предложение, в котором нужно поставить только одну запя­тую. (Знаки препинания
не расставлены.)

1) Сказка нужна не только детям но
и взрослым.

2) Куприн просто заставлял
Никандрова писать долго терпеливо учил его основам писательского мастерства.

3) С Гиляровским дружили не только
Чехов но и Куприн Бунин и многие актёры и художники.

4) В саду росли пахучие белоснежные
лилии и яркие алые розы и скромные бархатцы.

3. В каком варианте ответа
правильно указаны и объяснены все запя­тые?

Увидев свой отряд
(1) измученный (2) и поредевший втрое (3) уныло растянувшийся вдоль дороги (4)
он понял, как он (5) сам смертельно уставший (6) бессилен теперь сделать
что-либо для этих людей.

1) 1,3,4 — выделяются деепричастный
и причастный обороты

2) 1, 3, 4, 5,6— выделяются два
причастных и один деепричастный обороты

3) 1,3,4 — выделяются два
причастных оборота

4) 1,3,4,5,6 — выделяются три
причастных оборота

4.  В каком
варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложениях
должны стоять запятые?

Вся жизнь этого
беспокойного и блестящего писателя была (1) в сущности (2) беспощадной схваткой
с глупостью и подлостью. Многие писатели вам ничего не расскажут (3) о сущности
(4) творческого процесса, как, очевидно, не сможет рассказать птица, как она
поет.

1) 1,2,4  2) 1                   3)1,2                   4)1,2,3,4

5 Укажите
предложение, в котором нет тире. (Знаки препинания расставлены частично.)
             

1) Все вещи диваны, столы и стулья
были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом.

2) Так впервые я убедился в том,
что главное для писателя это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в
любой вещи тем самым выразить своё время и свой народ,

3) Почему я не замечал этот родной
пейзаж раньше? спрашивал я себя.

4) Я бродил в своих воспоминаниях
по лесам, потом по берегам Невы или по голубым от льна холмам суровой псковской
земли

6.Как объяснить
постановку двоеточия в данном предложении?
     

По Каме около
устья тянулись такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он
терялся в тумане.

1) Обобщающее слово стоит перед
однородными членами предло­жения.

2) Третья часть сложного
предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первых двух частях.

3) Третья часть сложного
предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в предыдущих
частях.

4) Третья часть сложного
предложения указывает на основе, причину того, о чем говорится в предыдущих
частях.

7. Какой вариант
ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Поля (1) вдоль
которых мы проезжали (2) когда возвращались домой (3) уже покрылись изумрудной
зеленью.

1) 1,2,3  2)2                     3)2.3                     4) 1,2

8. В какой
варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении
должны стоять запятые?

В одном из своих
писем Куприн писал о том (
I) что (2) когда он
вышел из полка (3) самое тяжёлое было то (4) что у него не было никаких знаний
— ни научных, ни житейских.

1) 1,2,3,4              2) 1,3,4                 3) 1,4                4) 1,2,4

9. В каком
сложноподчинённом предложении придаточную часть нель­зя заменить обособленным
определением, выраженным причастным оборотом?

1) Море, которое бушевало всю ночь,
утром было уже безмятежным и спокойным.

2) Горничная была сирота, которая,
спасаясь от голодной смерти, должна была поступить в услужение.
   

3) Небо всё было в звёздах, которые
излучали ровный тихий свет.

4) Весёлый вечер, который начался
без нас, был в самом разгаре.

10.  Выберите
грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю
своей страны,

1) летописи помогут вам в этом.

2) читайте мемуары очевидцев
исторических событий.

3) в музеях хранится множество
уникальных документов.

4) архивы играют огромную роль.

11.  Спишите
текст, вставьте необходимые орфограммы и пунктограммы.

Калеча кр..соту пр..роды мы и себя
самих и своих п..томков обкрад..ваем. Если бы всегда все и каждый относились к
пр..роде вн..мательно и серьёзно с пон..манием её места и значения в нашей
жизни мы бы может многого горя изб..жали.

Сколько как п..думаешь тв..рит..ся
на земле зла из-за ч..л..веческой глупости и бе..памятства! Кто к пр..меру
п..ручит..ся что всплеск жестокости накипь зла в иной пустой (не) зрячей
душ..нке (не) начались с бе..смысле..о разорё..ого птич..его гнезда или
безобраз..ого к..стрища в лесу осквернившего его царстве..ую красу?

Всё в этом мире теснейше взаимосвяза..о
обижа..ш.. безответную пр..роду а губ..ш.. свою бе..смертную душу…

(По В. Ткаченко)

11 класс   Вариант  2

1. Укажите
правильное объяснение пунктуации в предложении.

В лесу только
иволги кричат ( ) да кукушки наперебой отсчиты­вают кому-то непрожитые годы.

1) Простое предложение с
однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.

2) Простое предложение с
однородными членами, перед союзом запятая нужна.

3) Сложносочинённое предложение,
перед союзом ДА запятая нуж­на.

4) Сложносочинённое предложение,
перед союзом ДА запятая не нужна.

2. Укажите
предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Зна­ки препинания не
расставлены.)

1) Ночь то распахивалась
стремительным белым огнём то сжима­лась в непроглядную тьму.

2) Я незаметно ушёл и долго
старался не думать об Анфисе и маль­чике.

3) Многое в нашей жизни можно было
наполнить лирическим и ге­роическим звучанием и выразить живописно и точно.

4) Эти цветовые и световые
особенности аквамарина и других драго­ценных камней и вызывают у нас чувство
таинственности и необъ­яснимой красоты.

3. В каком
варианте ответа правильно указаны и объяснены все запя­тые?
             
      Отдельные
камни (1) лежащие в скверах к парках (2) и едва проступающие на газонах (3)
украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.

1) 1,3 — выделяется причастный
оборот

2) 1,2,3 — выделяются два
причастных оборота

3) 4 — выделяется деепричастный
оборот

4) 1,3,4 — выделяются причастный и
деепричастный обороты

4. В каком
варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях
должны стоять запятые?

       Снег
падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что (1) казалось
(2) будто с неба слетают на город легкие белые цветы. Удивительная и (3) как
мне показалось (4) душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта
исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

1)1,2                 2)3,4                    3)2,3,4             4) 2,4

5. Укажите предложение
с пунктуационной ошибкой.

1) Люди, птицы, травы — всё слушает
песню соловья.

2) На выставке была представлена не
только живопись, но и графика.

3) Мы увидели заросли земляники и
лесной малины, и решили наполнить наши корзинки.

4) Он был хоть и невысок ростом, да
жилист.

6. Как объяснить
постановку двоеточия в данном предложении?

Я верю: мы во что
бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой.

1) Обобщающее слово стоит перед
однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного
сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой
части.

3) Вторая часть бессоюзного
сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в
первой части.

4) Вторая часть бессоюзного
сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

7. В каком
варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении
должны стоять запятые?

Я не был уверен
(1) хватит ли у меня сил добраться до вершины горы (2) и подойдет ли к тому
времени отряд (3) и собирался уже повернуть назад.

1) 1,3                        2) 1                        3) 1,2                       4)3

8.  В каком
варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых в предложении
должны стоять запятые?

Человек такое
дивное существо (1) что никогда не можно ис­числить вдруг его достоинств (2) и
(3) чем более всматриваешься в него (4) тем более объявляется новых
особенностей (5) и описа­ние их было бы бесконечно.

1)1,4      2)2,3,4,5                3)1,3,4               4)1,2,4,5

9. 1. В каком
сложноподчинённом предложении придаточную часть нель­зя заменить обособленным
определением, выраженным причастным оборотом?

1) Помню, я открыл книгу, стоя
около киоска, где я её купил.

2) У нас были и есть писатели,
которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество
прозы.

3) Писателя занимает мечта, которая
живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый
учёный.

4) Рассказы Грина пьянили, как
душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.

10. Укажите
грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног
оглядев меня,

1) лицо его выражало полное
разочарование.

2) мне показалось странным это
молчание.

3) она попросила впредь
предупреждать о приезде.

4) ему было необходимо разобраться
в своих чувствах.
 

11.  Спишите
текст, вставьте необходимые орфограммы и пунктограммы.

Калеча кр..соту пр..роды мы и себя
самих и своих п..томков обкрад..ваем. Если бы всегда все и каждый относились к
пр..роде вн..мательно и серьёзно с пон..манием её места и значения в нашей
жизни мы бы может многого горя изб..жали.

Сколько как п..думаешь тв..рит..ся
на земле зла из-за ч..л..веческой глупости и бе..памятства! Кто к пр..меру
п..ручит..ся что всплеск жестокости накипь зла в иной пустой (не) зрячей
душ..нке (не) начались с бе..смысле..о разорё..ого птич..его гнезда или
безобраз..ого к..стрища в лесу осквернившего его царстве..ую красу?

Всё в этом мире теснейше
взаимосвяза..о обижа..ш.. безответную пр..роду а губ..ш..
свою бе..смертную
душу…

(По В. Ткаченко)

Ответы

Вариант 1

  1. 3
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. 4
  7. 1
  8. 1
  9. 2
  10. 2

Вариант 2

  1. 3
  2. 1
  3. 4
  4. 2
  5. 3
  6. 3
  7. 1
  8. 4
  9. 1

1. Выпишите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. 1) налИла 2) Оптовый 3) одобрИть 4) грУшевый

2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Выпишите эти слова.
1) (В)ТЕЧЕНИЕ долгого времени мы не знали тех, кто ТАК(ЖЕ), как и мы, работает над этим проектом.
2) Ему ТО(ЖЕ) было невесело, ЗА(ТО) он был спокоен за свою семью.
3) ЧТО(БЫ) произвести оплату, необходимо положить деньги (НА)СЧЕТ в банке.
4) (ВО)ВРЕМЯ беседы обсуждались ТЕ(ЖЕ) вопросы, что и вчера.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Все скучали и говорили вяло и нехотя.
2) Туман окутал как долину так и подножие скалы.
3) Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью перегнившими листьями мокрой древесной корою.
4) Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов ни локомотивов ни широких рек.

4. Укажи предложение с грамматической ошибкой.
1) В комедии А. Чехова «Вишневом саде» главной темой является судьба России, её будущее.
2) Художники любуются природой и одухотворяют её.
3) Участник городской олимпиады был удостоен звания лауреата.
4) Большинство театров ставят пьесы, написанные современными драматургами.

5. В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н? Выпишите эти слова.
1) Больных и ране…ых было немного.
2) В горах, окова…ый, у стада проводит пленник каждый день.
3) Телефо…ая станция закрыта на ремонт.
4) Давно маза…ые хаты казались серыми.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой (причастные обороты).
1) Я близко видел их длинные клювы, грозно распущенные, крылья.
2) Множество голосов наполняло окружавшее нас, озаренное утренним солнцем пространство.
3) О преступлении отца Козлову сообщил служивший в имении чахоточный конторщик-доносчик.
4) Не раз мы видели бурые спины лосей, скрывавшихся в кустарниках и болотах.

7. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой (однородные члены и обобщающие слова).
1) Кругом избушки всё говорило о присутствии живого человека — слабо курившийся огонёк, охапка нарубленных дров, сушившаяся на кольях сеть, топор, воткнутый в обрубок дерева.
2) Вместе с ней явится полфута каких-нибудь сластей: пряников, грецких орехов.
3) В несколько минут снег покрыл все следы: заячьи, и человечьи, и санные и так же скоро перестал.
4) На диване, на стульях — повсюду было что-то набросано.

8. Укажите ряд слов, в котором пишется И в окончании глагола. Выпишите эти слова.
1) белка корм…тся орехами, воробей ссор…тся 2) растение стел…тся, рыбак заготов…т снасти
3) маяч…т башня, скач..т всадник 4) ветка хлещ…т по лицу, дерево укро…т

9. В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите это слово.
1) Публика (не)доумённо смотрела на приготовления артистов.
2) Нас подвела (не)внимательность.
3) (Не)исправленная учеником ошибка была замечена.
4) (Не)откуда ему ждать помощи.

10. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова.
1) пр..пятствие, пр..ключение, пр…усадебный
2) ра..реженный, не..деланный, ра..мышлять
3) пр..ломление, пр..высить, пр..увеличенный
4) обе..печенный, ..жиженный (газ), не..дешний

11. В каком ряду на месте пропуска пишется суффикс ИМ? Выпишите эти слова.
1) оберега.мый, реша.мый 3) слыш.мый, вид.мый
2) вымыва.мый, движ.мый 4) перебива.мый, независ.мый

30 БАЛЛОВ-СРОЧНО ПОМОГИТЕ(ХОТЯ БЫ ПОЛОВИНУ)

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Кругом избушки всё говорило о присутствии живого человека — слабо курившийся огонёк, охапка только что нарубленных дров, сушившаяся на кольях сеть, топор, воткнутый в обрубок дерева. (Мамин-Сибиряк Д.)
2) [Дети] с особенной радостью ждали её появления, ибо знали, что вместе с ней явится полфута каких-нибудь сластей: пряников, грецких орехов. (Успенский Г.)
3) В несколько минут он [снег] покрыл все следы: заячьи, и человечьи, и санные — и так же скоро перестал. (Куприн А.)
4) На диване, на стульях — повсюду было что-то набросано. (Каверин В.)

3. Укажите предложение, в котором на месте многоточия следует поставить тире.

1) В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки труда … скрежет камня, шорох песка, гудки машин, лязг, вскрики. (Кетлинская В.)
2) В приотворенную дверь саймы виднелось всё хозяйство Тараса … ружье на стене, несколько горшков на припечке, сундучок под лавкой, развешанные снасти. (Мамин-Сибиряк Д.)
3) В человеке должно быть всё прекрасно … и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (Чехов А.)
4) Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга, и Волги пышные брега, и Волги радостные воды … всё мило мне. (Языков Н.)

4. Укажите предложение, в котором между обобщающим словом и однородными членами необходимо поставить двоеточие.

1) Всё было непривлекательно небо, и озеро, и пасмурные дали, и низкий остров. (Паустовский К.)
2) И рёв моторов, и гул зениток, и гром могучего взрыва всё было неимоверно быстрым, гневным. (Гончар О.)
3) Громадный рост Игната, его грубый голос, бородатое лицо, голова в густой шапке седых волос, сильные, длинные руки всё это придавало Игнату сходство со сказочным разбойником. (Горький М.)
4) Ни жизнь, ни власть ничто меня не веселит. (Пушкин А.)

5. Укажите предложение, в котором необходимо поставить двоеточие и тире.

1) Лицо, походка, взгляд, голос всё вдруг изменилось в Наташе. (Толстой Л.)
2) Повсюду в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах происходили шумные разговоры. (Гаршин В.)
3) Весь вечер Ленский был рассеян то молчалив, то весел вновь. (Пушкин А.)
4) И тополь, и потемневшая от влаги на солнышке кровля, и ноздреватый снег всё дышит первыми весенними запахами. (Станюкович К.)

6. Укажите предложение, в котором необходимо поставить только двоеточие.

1) Всё и подлунные холмы, и тёмно-красные клеверные поля, и влажные лесные тропинки, и закатное пышное небо весь окружающий мир казался мне прекрасным. (Солоухин В.)
2) Дубровский воображал грустный образ жизни в деревне глушь, безлюдье и хлопоты по делам. (Пушкин А.)
3) Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди всё дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. (Горький М.)
4) И всё в нём и тужурка, и каракулевая шапка, и белые бурки было запачкано какой-то маслянистой жидкостью. (Полевой Б.)

7. Укажите предложение, в котором необходимо поставить только тире.

1) Солнце светит одинаково всем и человеку, и зверю, и дереву. (Пришвин М.)
2) Толпа строений людских, амбаров, погребов наполняла двор. (Гоголь Н.)
3) И в холодке под навесом, и на солнце везде расположились, разбежались утята. (Гончаров И.)
4) Всё вокруг залитое кровью поле, французы, валяющиеся грудой повсюду, разбросанные грязные тряпки в крови было мерзко и отвратительно. (Толстой Л.)

8. Укажите предложение, в котором необходимо поставить двоеточие, потому что обобщающее слово стоит перед однородными членами.

1) Небольшие домишки, огороды, переулки, кончавшиеся на береговых песках всё это выступает яснее в белёсой мгле. (Короленко В.)
2) С утра встречались странникам всё больше люди малые свой брат крестьянин-лапотник, мастеровые, нищие, солдаты, ямщики. (Некрасов Н.)
3) Опалу, казнь, бесчестие, налоги, и труд, и глад всё испытали вы. (Пушкин А.)
4) Торжество самосохранения, спасение от давившей опасности вот что наполняло в эту минуту все его существо. (Достоевский Ф.)

3 варианта.

→ odn.doc | odn.pdf
→ Урок по теме.

1. Укажите предложение с однородными членами:

1) Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах (Короленко).
2) Редко можно увидеть сплошной осиновый лес (Соколов-Микитов).

2. Укажите предложение с однородными подлежащими:

1) На возах не сено, не капуста, не бобы, а щеглы, чижи, красавки, жаворонки, черные и серые дрозды, синицы, снегири (Чехов).
2) В… смешанных лесах особенно много грибов и лесных ягод (Соколов-Микитов).

3. Укажите предложение с однородными сказуемыми:

1) Я подошел к окошку и приложился лицом к стеклу (Тургенев).
2) Пахло весной, талой землей и прошлогодним прелым листом (Куприн).

4. Укажите предложение с однородными определениями:

1) Тропинка шла вдоль высокого (1) прибрежного обрыва, извиваясь в тени столетних маслин (Куприн).
2) День был прекрасный (1) светлый и не слишком жаркий (Тургенев).

5. Укажите предложение с неоднородными определениями:

1) У подножия деревьев прячется в тени маленький (1) белый дом (Паустовский).
2) На дворе стояла совершенно черная (1) непроницаемая ночь (Куприн).

6. Укажите предложение с однородными дополнениями:

1) Помню просторный грязный двор и низкие домики, обнесенные забором (Каверин).
2) Мы друг друга поняли и сделались приятелями (Лермонтов).

7. Укажите предложение с однородными обстоятельствами:

1) Куда ни глянешь, всюду кругом мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев (Арсеньев).
2) Наутро мы поднялись довольно рано, напились чаю и стали подыматься на гору Тигровую (Арсеньев).

8. Поставьте правильно знаки препинания:

Не прошло и десяти минут, как могучий (1) буйный (2) оглушительный ливень хлынул на степъ (3) потонувшую во мгле (Бубеннов).

1) 1,2,3;
2) 1,3;
3) 1,2.

9. Поставьте, где нужно, запятые:

И стар (1) да весел (2) и молод (3) да угрюм.

1) 1,2,3;
2) 2;
3) 1,3.

10. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятые:

1) На большей части их лиц выражалась если не боязнь то беспокойство (Л. Толстой).
2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду (Чехов).

11. Укажите предложение, в котором не нужно ставить запятую:

1) На защиту Родины встал и стар и млад.
2) Срубленные осины придавили собой и траву и мелкий кустарник (Тургенев).

12. Укажите предложение, в котором не нужны запятые:

1) Деревья и травы летом и в самом начале осени по-весеннему сочны и свежи (Горький).
2) Вдруг за ним стрелы мгновенное жужжанье кольчуги звон и крик и ржанье и топот по полю глухой (Пушкин).

13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Лето было дождливое в этом году да и в прошлом.
2) Гости пили и ели и весело болтали.

14. Укажите предложение, в котором на месте пропуска ставится запятая:

1) В углу комнаты стоял старинный… дубовый шкаф.
2) В озере отражались и роща… и красивый фасад дома.

15. Укажите предложение с обобщающим словом:

1) Море (1) порт (2) город (3) гора (4) все превратилось в глухую (5) порывистую от ветра тьму (Паустовский).
2) В этой песне нет ничего (1) от старого (2) рабьего мира (Горький).

16. Укажите предложение, в котором надо поставить двоеточие:

1) В Сибири родилось много талантливых людей (1) сибирский географ Ремезов, композитор Алябьев, художник Перов (Михайлов).
2) Было как-то по-хорошему грустно (1) в этом маленьком (2) уже тронутом поздней осенью саду (Горбатов).

17. Укажите предложение, в котором надо поставить тире:

1) Рыба, жир китов, мех котиков, крабы, ценные водоросли (1) всем этим богаты тихоокеанские воды (Михайлов).
2) Днем к Семену приходили разные люди (1) и докторша, и отдыхающие, и директор, и соседи (Паустовский).

18. Укажите предложение с двойным знаком — двоеточие и тире:

1) Всякий пустяк (1) поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей (2) все казалось значительным (Паустовский).
2) В траве, в кустах кизиля и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях (1) повсюду заливались цикады (2) воздух дрожал от их неумолчного крика (Куприн).

19. Поставьте правильно знаки препинания:

Среди птиц, насекомых, в сухой траве (1) словом (2) всюду (3) даже в воздухе (4) чувствовалось приближении осени (Арсеньев).

1) 1(-), 2 (,), 3 (,), 4 (,);
2) 1(,), 2 (-), 3 (,), 4 (,).

20. Поставьте правильно знаки препинания:

Ему подавали обычные в трактирах блюда (1) как-то (2) щи (3) мозги с горошком (4) сосиски с капустой (Гоголь).

1) 1 (,), 2 (:), 3 (,), 4 (,);
2) 2 (-), 3 (,), 4 (,);
3) 3(,), 4 (,).

21. Укажите предложение с обобщающим словом:

1) Брезент, палуба, чемоданы, перина (1) все было мокро.
2) На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска (Гончаров).

Ответы

1) 1
2) 2
3) 1
4) 2
5) 1
6) 1
7) 1
8) 1
9) 1
10) 2
11) 1
12) 1
13) 2
14) 2
15) 1
16) 1
17) 1
18) 1
19) 1
20) 1
21) 1

Тест 2 по теме «Пунктуация в простом осложнённом предложении»

11 класс

2020/2021

Цель: проверить знания учащихся по теме «Пунктуация в простом осложнённом предложении».

Учащиеся должны знать:

— основные орфограммы и пунктограммы;

— изученные правила.

Учащиеся должны уметь:

владеть способом действия при выборе буквы-орфограммы;

— производить синтаксический разбор;

— находить главные члены предложения;

— различать главные и второстепенные члены предложения;

— расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, с обособленными членами.

— определять стиль текста и тип(-ы) речи

Текст задания

1 вариант

А. Задания с выбором ответа

А 1

Укажите неверное утверждение.

Однородными называются такие члены предложения, которые

1) выступают в одной и той же синтаксической функции

2) не зависят друг от друга

3) относятся к одному и тому же члену предложения

4) соединяются только сочинительной связью

А 2

Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены):

1) Горный стремительный поток бился о скалы.

2) Горячее заставлявшее щуриться солнце стояло высоко.

3) Его не покидало радостное праздничное лучезарное

настроение.

4) Осенью откроется выставка молодых московских

художников.

А 3

В каком предложении неверно выделено обобщающее слово?

1) И по горам и по долам всё спит.

2) В степи, за рекой, в саду – везде тихо.

3) Ничто не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на ветке.

4) Лиственные деревья: осины, ольха, берёзки – ещё голы.

А 4

В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1) Сегодня у меня находка так находка.

2) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.

3) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

4) На листьях клёна блестят капли не то росы не то дождя.

А 5

Укажите, в каком предложении нужна запятая перед союзом да (знаки препинания не расставлены).

1) Мал золотник да дорог.

2) Отсталый да ленивый всегда позади.

3) Щи да каша пища наша.

4) Учился писать да читать а выучился петь да плясать.

А 6

Укажите предложение, в котором нет обособления (знаки препинания не расставлены).

1) Тучи редея лениво разошлись по небу.

2) Татьяна любит не шутя.

3) Мне нравится его речь спокойная и ясная.

4) Падающие листья шепчутся прощаясь навек.

А 7

В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Закинув голову (1) я мог видеть в вышине тёмную (2) деревянную церквушку (3) наивно глядевшую(4) на меня.

1) 1, 2 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1,2,3,4

А 8

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Лунный свет(1) прорезавшись сквозь чашу деревьев (2) скользил по резьбе ворот (3) слабыми фосфорическими пятнами.

  1. 1 – выделяется причастный оборот

  2. 1,2 – выделяется деепричастный оборот

3) 1,2 – выделяется причастный оборот

4) 1,3 – выделяется деепричастный оборот

А 9

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Осознавая свои ошибки,

1) накапливается жизненный опыт

2) это обогащает опыт каждого

3) может обнаружиться неожиданное решение

4) человек не повторит их в дальнейшем

А 10

В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых ставится тире?

О Русь (1) малиновое поле (2)

И синь, упавшая в реку, (3)

Люблю (4) до радости и боли (5)

Твою озёрную тоску. С.Есенин

1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 4 4) 2, 4, 5

А 11

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Он, вор, любил море. (М.Горький)

2) Самое устье реки, то есть вход в море, очень узко.

3) Море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган – Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы. (М.Горький)

4) О ней, этой Радде словами и не скажешь ничего. (М.Горький)

А 12

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

К сожалению (1) писатели не так часто плачут и хохочут над своими рукописями. Я говорю (2) к сожалению (3) потому, что и эти слёзы и этот смех говорят о глубокой жизненности того (4) что он создал.

1) 1, 2, 3 2) 1, 4 3) 1, 2 ,4 4) 1, 3, 4

А 13

Выберите вариант ответа, в котором указаны запятые, выделяющие вводные конструкции.

Этимология (1) безусловно (2) представляет собой важный раздел в истории языка (3) связанный с объяснением происхождения слова. Кроме того (4) этимология может прийти на помощь в трудных случаях орфографии, однако (5) немногие обращаются к этимологическому словарю.

1) 1, 2, 4 2) 4, 5 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5

А 14

Найдите ошибку в оформлении обращения:

1) Друзья мои, прекрасен наш союз!

2) Примите, тёмные дубравы, под тень свою.

3) Где, вы бесценные созданья?

4) Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами.

А 15

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Сыпь(1) ты (2) черёмуха (3) снегом, пойте (4) вы (5) птахи (6) в лесу.

1) 1, 2, 5  2) 1, 2, 4, 5  3) 2, 3, 5  4) 2, 3, 5, 6

А 16

Найдите ошибку в оформлении прямой речи.

1) «Кто хочет понять поэта, – говорил Гёте, – тот должен отправиться в страну поэта».

2) Ахматова с весёлым любопытством спросила: «А вы

думали, Ахматова такая»?

3) Я ответил совершенно искренно: «Да, такая».

4) Но я был бы ещё правдивее, если бы сказал: «Нет, такого я не ожидал». Я знал, что встречу в первый, и, вероятно, в последний раз в жизни великого поэта.

(Н.Струве)

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В3.

В доме Чайковского

Дом кажется ра..сохся от старости. А может быть и от (того) что он стоял на поляне в сосновом лесу а от сосен всё лето т..нуло жаром. Иногда дул ветер но он к сожалению (н..) проникал в открытые окна.

Чайковскому нравился этот деревя(н,нн)ный дом. Единств..(н,нн)ое раздр..жавш..е композитора скрипуч..е половицы. Только п..р..ступив через пять шатких половиц он мог пройти к роялю. Со стороны это выгл..дело должно быть забавно когда пожилой композитор проб..рался к роялю пр..гляд..ваясь к половицам пр..щур..(н,нн)ыми глазами.

Но вот (н..)одна из половиц (н..)скрипнула Чайковский садит..ся за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Н..пр..ятное позади а сейчас начнёт..ся уд..вительное и весёлое. Рас..охш..йся дом к изумлен..ю многих запоёт от первых(же) звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом казалось скучал. Иногда ночью просыпаясь композитор слышал как потреск..вая пропоёт то одна то другая половица вспомнив к его радости дневную музыку.

Композитор мечтал п..р..дать лёгкий восторг от всего от зрелища радуги и от ауканья крестьянских девушек и от самых простых явлений жизни.

И он конечно (н..)когда (н..)ждал вдохн..вен..я а работал и работал. И вдохн..вен..е рождалось разумеется в работе.

(По К.Паустовскому)

В. Задания с кратким ответом

В 1

Какое словосочетание определяет чувство, которое рождали в душе композитора самые простые явления жизни?

В 2

Выпишите из текста обобщающее слово с предлогом при однородных членах.

В 3

Из абзаца 1 выпишите вводное(-ые) слово (-а), выражающее (-ие) оценку степени достоверности факта.

2 вариант

А 1

Укажите, в каком предложении нужна запятая перед союзом да (знаки препинания не расставлены).

1) Мал золотник да дорог.

2) Отсталый да ленивый всегда позади.

3) Щи да каша пища наша.

4) Учился писать да читать а выучился петь да плясать.

А 2

Найдите ошибку в оформлении обращения:

1) Друзья мои, прекрасен наш союз!

2) Примите, тёмные дубравы, под тень свою.

3) Где, вы бесценные созданья?

4) Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами.

А 3

Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены):

1) Горный стремительный поток бился о скалы.

2) Горячее заставлявшее щуриться солнце стояло высоко.

3) Его не покидало радостное праздничное лучезарное

настроение.

4) Осенью откроется выставка молодых московских художников.

А 4

В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Закинув голову (1) я мог видеть в вышине тёмную (2) деревянную церквушку (3) наивно глядевшую(4) на меня.

1) 1, 2 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1,2,3,4

А 5

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

К сожалению (1) писатели не так часто плачут и хохочут над своими рукописями. Я говорю (2) к сожалению (3) потому, что и эти слёзы и этот смех говорят о глубокой жизненности того (4) что он создал.

1) 1, 2, 3 2) 1, 4 3) 1, 2 ,4 4) 1, 3, 4

А 6

В каком предложении неверно выделено обобщающее слово?

1) И по горам и по долам всё спит.

2) В степи, за рекой, в саду – везде тихо.

3) Ничто не шевелилось: ни одна травинка

внизу, ни один лист на ветке.

4) Лиственные деревья: осины, ольха, берёзки – ещё голы.

А 7

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Сыпь(1) ты (2) черёмуха (3) снегом, пойте (4) вы (5) птахи (6) в лесу.

1) 1, 2, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 2, 3, 5 4) 2, 3, 5, 6

А 8

Укажите неверное утверждение.

Однородными называются такие члены предложения, которые

1) выступают в одной и той же синтаксической функции

2) не зависят друг от друга

3) относятся к одному и тому же члену предложения

4) соединяются только сочинительной связью

А 9

В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1) Сегодня у меня находка так находка.

2) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.

3) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

4) На листьях клёна блестят капли не то росы не то дождя.

А 10

Укажите предложение, в котором нет обособления (знаки препинания не расставлены).

1) Тучи редея лениво разошлись по небу.

2) Татьяна любит не шутя.

3) Мне нравится его речь спокойная и ясная.

4) Падающие листья шепчутся прощаясь навек.

А 11

Выберите вариант ответа, в котором указаны запятые, выделяющие вводные конструкции.

Этимология (1) безусловно (2) представляет собой важный раздел в истории языка (3) связанный с объяснением происхождения слова. Кроме того (4) этимология может прийти на помощь в трудных случаях орфографии, однако (5) немногие обращаются к этимологическому словарю.

1) 1, 2, 4 2) 4, 5 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5

А 12

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Лунный свет(1) прорезавшись сквозь чашу деревьев (2) скользил по резьбе ворот (3) слабыми фосфорическими пятнами.

1 – выделяется причастный оборот

1,2 – выделяется деепричастный оборот

1,2 – выделяется причастный оборот

4) 1,3 – выделяется деепричастный оборот

А 13

В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых ставитсятире?

О Русь (1) малиновое поле (2)

И синь, упавшая в реку, (3)

Люблю (4) до радости и боли (5)

Твою озёрную тоску. С.Есенин

1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 4 4) 2, 4, 5

А 14

Найдите ошибку в оформлении прямой речи.

1) «Кто хочет понять поэта, – говорил Гёте, – тот должен отправиться в страну поэта».

2) Ахматова с весёлым любопытством спросила: «А вы

думали, Ахматова такая»?

3) Я ответил совершенно искренно: «Да, такая».

4) Но я был бы ещё правдивее, если бы сказал: «Нет, такого я не ожидал». Я знал, что встречу в первый, и, вероятно, в последний раз в жизни великого поэта.

(Н.Струве)

А 15

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Он, вор, любил море. (М.Горький)

2) Самое устье реки, то есть вход в море, очень узко.

3) Море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган – Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы. (М.Горький)

4) О ней, этой Радде словами и не скажешь ничего. (М.Горький)

А 16

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Осознавая свои ошибки,

1) накапливается жизненный опыт

2) это обогащает опыт каждого

3) может обнаружиться неожиданное решение

4) человек не повторит их в дальнейшем

А. Задания с выбором ответа

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В3.

В доме Чайковского

Дом кажется ра..сохся от старости. А может быть и от (того) что он стоял на поляне в сосновом лесу а от сосен всё лето т..нуло жаром. Иногда дул ветер но он к сожалению (н..) проникал в открытые окна.

Чайковскому нравился этот деревя(н,нн)ный дом. Единств..(н,нн)ое раздр..жавш..е композитора скрипуч..е половицы. Только п..р..ступив через пять шатких половиц он мог пройти к роялю. Со стороны это выгл..дело должно быть забавно когда пожилой композитор проб..рался к роялю пр..гляд..ваясь к половицам пр..щур..(н,нн)ыми глазами.

Но вот (н..)одна из половиц (н..)скрипнула Чайковский садит..ся за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Н..пр..ятное позади а сейчас начнёт..ся уд..вительное и весёлое. Рас..охш..йся дом к изумлен..ю многих запоёт от первых(же) звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом казалось скучал. Иногда ночью просыпаясь композитор слышал как потреск..вая пропоёт то одна то другая половица вспомнив к его радости дневную музыку.

Композитор мечтал п..р..дать лёгкий восторг от всего от зрелища радуги и от ауканья крестьянских девушек и от самых простых явлений жизни.

И он конечно (н..)когда (н..)ждал вдохн..вен..я а работал и работал. И вдохн..вен..е рождалось разумеется в работе.

(По К.Паустовскому)

В. Задания с кратким ответом

В 1

Из 3 абзаца выпишите обособленное (-ые) обстоятельство,

(-а), выраженное (-ые) одиночным деепричастием.

В 2

Сколько простых частей в составе предложения, выделенного курсивом?

В 3

Какое изобразительно-выразительное средство доминирует в 3 абзаце текста?

Критерии оценивания работ учащихся

1 вариант

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

1

+

+

2

+

+

3

+

+

4

+

+

А 9

А 10

А 11

А 12

А 13

А 14

А 15

А 16

1 1

+

2

+

+

+

3

+

4

+

+

+

В 1

лёгкий восторг

В 2

от всего

В 3

кажется, может быть

2 вариант

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

1

+

2

+

+

+

+

3

4

+

+

+

А 9

А 10

А 11

А 12

А 13

А 14

А 15

А 16

1 1

+

+

2

+

3

+

+

+

4

+

+

В 1

просыпаясь, потрескивая

В 2

2

В 3

олицетворение

Оценка: А, В «2» -10 баллов и ниже;  «3» – 11 – 14 баллов; «4» – 15 – 17 баллов ; «5» – 18-19 баллов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой но вот во ржи
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой ни тени зависти
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой ни днем ни ночью
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой ни время ни расстояние
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой неловкими ногами