Укажите предложение с пунктуационной ошибкой ни тени зависти

Очень срочно
Синтаксис и пунктуация

22. Какое предложение соответствует схеме А: «П»?
А. Помилуй мне еще и от роду нет году Ягненок говорит. (Кр.)
Б. Призовет бывало меня Туман мне к завтрашнему числу живых стерлядей требуется. (Т.)

23. В каком предложении придаточное стоит в середине сложноподчинённых предложений. (Запятые не расставлены)
а). Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
б). Каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом.
в). Летят к вербе пчёлы бабочки потому что их привлекают душистые серёжки.

24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
а) На высоких тополях и на кудрявых ивах, лежал первый пушистый снег.
б) Ни тени зависти, ни умысла худого не знает это существо.
в) Ум имей хоть маленький, да свой.
25. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
а) Неуютно было и в саду, и в лесу, и в доме.
б) Надо быть одинаково честным, как в большом, так и в малом.
в) Всё вокруг хаты: подсолнухи, акации и сухая трава – было покрыто этой шершавой пылью.

26. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
а) Французы и испанцы, немцы, и голландцы стали гостями фестиваля.
б) Колька не столько пел, сколько разевал рот и делал вид что поёт.
в) Всякий пустяк: поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей – все казалось значительным.

27. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
а) Туча на севере росла, и захватывала запад и юг.
б) Посетители библиотеки либо где-нибудь учатся, либо мечтают учиться.
в) Всюду: вверху и внизу – стоял плотный туман.

28. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
а) На спокойной поверхности, воды отражались мигающие на небе звёзды.
б) Небо то всё закрывалось облаками, то вдруг расчищалось на мгновение.
в) Что-то смешное и детское виделось в её лице.

29. Укажите неполное предложение.
а) На столе – ваза с цветами.
б) Подул легкий ветерок.
в) Пора идти домой.

30. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
а) Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
б) Ночью ветер злится, да стучит в окно.
в) Дай мне карандаш или ручку.

помогите завтро кр а 3 не хочется 1. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.
Дождь был короткий сильный холодный.
Три вещи славят солдата – смелость, победа, награда.
Несутся клубы, не то тумана, не то мелких брызг.
Ни тени зависти, ни умысла худого ещё не знает это существо.

2. Поставь знаки препинания в предложение.
Листок сорвавшийся с ветки вертелся в воздухе задевал другие и сшибал их устремляясь к земле.

3. Укажите сложные предложения, расставьте знаки препинания в них.
1. Компьютер может работать только с такой информацией которую люди могут превратить
в сигналы.
2. Зажёг лучину и на лопате же положил её на полено.
3. Захотел я испить холодной водицы и решил сходить к колодцу.
4. Там где река впадает в море возвышается белокаменный храм.

Вставьте н или нн.
Деревя……ая изба, стари…..ая книга, кожа….ый переплёт, нефтя…..ая скважина,
засоле……ые огурцы, копчё……ая колбаса, прочита……ая книга.

5. Укажите предложения, в которых неверно указаны главные члены.
1. Доброе дело имеет способность долго жить.

2. Гром и народ не заставишь умолкнуть.

3. Истинное мужество немногоречиво.

4. От человека остаются одни дела его.

1. 1 и 2. 2. 3 и 4. 3. 1 и 3. 4. 2 и 4.

6. Укажите, чем являются выделенные слова: определением или именной частью сказуемого (пунктуационные знаки не расставлены).
I. И всё лицо у него было освещено хорошей доброй улыбкой.
II. Семья Чеховых была талантливой шумной и весёлой.

1. Именная часть сказуемого в I и II предложении.
2. Определение в I и II предложении.
3. Определение в I, именная часть во II предложении.
4. Именная часть в I, определение во II предложении.

7. Произведите синтаксический разбор предложения.

Мне его внешний вид был очень неприятен.

8. Укажите столбик, в котором верно определены типы простых предложений.
Умную голову почитают смолоду.
У соседа ума не займёшь.
Сильнее кошки зверя нет.
1. 2. 3. 4.
Безличн. Неопр.-личн. Неопр.-личн. Опр-личн.
Опр.-личн. Опр.-личн. Безличн. Неопр.-личн.
Двусост. Безличн. Двусост. Безличн.

9.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола: 1) Она молча кивнула мне.
2) Годы дают нам опыт, а учеба – знание.
3) Жизнь человека – чудо из чудес. 4) Избавить мир, планету от чумы – вот гуманизм.
5) Что всякий видит, не каждый понимает.  10.Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в предложении:
 Сонливый да ленивый – два родных брата. 1) прилагательным 2) местоимением 3) глаголом 4) существительным 5) причастием 11. Какие пары слов не являются словосочетаниями? 1) медведь заревел 2) заревел неистово 3) заревел и схватил 4 ) схватил за ногу 5) в лесу 12. Укажи словосочетание, имеющее вид связи «примыкание» 1) спуститься с горы 2) бег трусцой 3) легко преодолеть 4) ходить по лесу
 13. В каких словосочетаниях слова связаны управлением: 1) развевающего флага 3) ничем не интересоваться
2) шел медленно 4) присутствовать на митинге  14. Укажите односоставное предложение. 1) Дорога по скату узкой лесистой долины вилась к развалине.
2) Деревья складками горы мне говорят об ураганах.
3) Каждый из нас станет на самом краю площадки.
4) Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.  15. Укажите распространённое предложение. 1) Я буду летать. 3) Приезжайте, мои юные друзья.
2) Раздался не то треск, не то свист. 4) Раскаялся поздно.
16. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено наречием. 1) Пять не делится на два. 3) Далече грянуло «ура».
2) Наше завтра будет прекрасно. 4) Лучший из учеников был награждён грамотой.

17. Укажите предложение с прямым дополнением. 1) Хозяйка жарко натопила печь. 3) Живу, горжусь сынами.
2) Книги лежали на столе. 4) Лесник шагнул через порог.
 18. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределённой форме. 1) Я начал разыскивать потерянную клюшку.
2) С самого утра мы решили заняться любимым делом.
3) Врач запретил мне читать лёжа.
4) Не стану описывать моё состояние. 19. Найдите предложение с согласованным определением. а) На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом.
б) Поездку домой ожидали все.
в) На фотографии изображён человек лет тридцати.
г) Деревенские улицы тонули в зелени.
20. В каком предложении выделенное слово – приложение? 1) Ночевала тучка золотая на груди утёса – великана.
2) Бабушки –старушки у окна сидят.
3) Кремль стоит на берегу Москвы – реки. 
4) Отец очень любит читать журнал «Огонёк».

Курсы повышения квалификации

Организация и сопровождение олимпиадной деятельности учащихся

Продолжительность 72 часа

Слайд 1
Задание А22

Знаки препинания в простом осложнённом
предложении (однородные члены

Задание А22
 Знаки препинания в простом осложнённомпредложении (однородные члены предложения)

предложения)


Слайд 2
Задание: Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

Задание: Укажите предложение, в котором нужно поставить одну (две) запятую (-ых). (Знаки препинания не расставлены.)

(две) запятую (-ых). (Знаки препинания не расставлены.) Укажите предложение

с пунктуационной ошибкой.

Аналитический отчёт ФИПИ: «…Слабо справлялись с предложениями, осложнёнными

парными однородными членами, которые соединены одиночными сочинительными союзами…: одиночные союзы воспринимаются как повторяющиеся — в результате ставится недопустимая запятая… Минимальный процент выполнения дали задания, в которых для анализа были даны предложения с двойными сочинительными союзами как… так и, не только…но и, не столько…сколько и др.»


Слайд 3
По значению сочинительные союзы, которые стоят при однородных

По значению сочинительные союзы, которые стоят при однородных членах, делятся на три группы:
 1. Соединительные

членах, делятся на три группы:

1. Соединительные и, да (в

значении и), также, тоже. не только…но и, как…так и, ни..ни,

и…и
2. Противительные а, но, да (в значении но), однако, зато
3. Разделительные или, или… или, либо, либо… либо,
не то…не то, то… то


Слайд 4
Обратите внимание!

· Если однородные члены соединены парными союзами

Обратите внимание!
 · Если однородные члены соединены парными союзами как…так и, не только…но и, не

как…так и, не только…но и, не столько…сколько, не так…как

и т.п. или двойными союзами если не…то, хотя…но, то запятая

ставится только перед второй частью союза:
Как в лесу, так и на лугах появились робкие первоцветы. Не только охотники, но и рыбаки любят осеннюю пору. Если не мороз, то зной может убить тоненькие стебельки яблонь. Не столько обида, сколько растерянность сквозила в его словах.


Слайд 5
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Иногда взгляд

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением

усталости или скуки.
2) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения

и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
3) Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
4) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.

4


Слайд 6
Укажите предложение, в котором нужно поставить три запятые.

Укажите предложение, в котором нужно поставить три запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Русский дух

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Русский дух ощущается в творчестве

Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме

отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.

1


Слайд 7
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Санин

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Санин ощущал во всем

своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди

сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа и слева и впереди.
4) От него не было ни слуху ни духу.

1


Слайд 8
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Листья

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Листья в поле пожелтели

и кружатся и летят.
2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна

но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
4) И день и ночь не утихала работа в поле.

2


Слайд 9
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Вода

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вода быстро поднималась и

заливала луга и огороды жителей деревни.
2) Зарево распространилось не только

над центром города но и далеко вокруг.
3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.
4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно.

2


Слайд 10
Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) И на

(Знаки препинания не расставлены.)

1) И на суше и на

море молодые и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон

не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.

2


Слайд 11
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Я

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я имею поручение как

от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить

вас с приятелем вашим.
2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг.
3) Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.
4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.

1


Слайд 12
Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Клёны и

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Клёны и берёзки столпились на

пригорках и лощинах.
2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и

кичлив.
3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.

4


Слайд 13
Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Ни побоища

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Ни побоища ни стана ни

надгробного кургана не встречает царь Дадон.
2) Как недостатки так и

достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
4) Не железным ключом открывается сердце а добротой.

1


Слайд 14
Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Наставник внимательно

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал

выполненную работу и обсуждал все тонкости механизма со своим помощником

и его учеником.
2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.

3


Слайд 15
Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Необходимо побывать

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Необходимо побывать если не во

всех то в большинстве районов.
2) Ветер срывал с берез мокрые

и пахучие листья и швырял их в ночь.
3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь…
4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?

3


Слайд 16
Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Писательский талант

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Писательский талант равно проявит себя

как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2)

Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Небосвод покачивался и то приближался то отходил.

2


Слайд 17
Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Я сижу

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Я сижу один над обрывом

и глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной

свирепости желтыми мужичьими глазами.
2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.

4


Слайд 18
Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Брат был

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Брат был умен и ловок

легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Черная дыра

тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве.
3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки.

3

4


Слайд 19
Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Ни ранения

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Ни ранения ни боль ни

смерть не пугали этого мужественного человека.
2) Доктриной называют как научную

теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.
3) В марте прилетают не только грачи но и первые ранние скворцы.
4) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.

1


Слайд 20
В каком предложении нужно поставить одну запятую? (Знаки

В каком предложении нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Зоя придерживала двумя

препинания не расставлены.)

1) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой

шляпы и посматривала то вбок то назад.
2) Все уселись вокруг

разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
3) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.
4) Внезапный порывистый ливень без грому и молний только что промчался над нашей широкой равниной.

1


Слайд 21
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) С

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) С самого раннего утра

убегал он или на пруд или в рощу или на

сенокос.
2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
4) Ни конца ни края не было их задушевным беседам.

2


Слайд 22
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Овсянников

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Овсянников разъезжал либо на

беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом

либо на лошади.
2) Листья распускаются если не в апреле то в мае.
3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей

2


Слайд 23
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Иногда

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Иногда взгляд Обломова наполнялся

выражением будто усталости или скуки.
2) Я или зарыдаю или закричу

или в обморок упаду.
3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.
4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.

3


Слайд 24
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Орловский

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Орловский мужик невелик ростом

сутуловат угрюм сердит глядит исподлобья.
2) Не то мысли не то

воспоминания не то мечты бродили в его голове.
3) Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное но и страшное зрелище.
4) В гимназии Саша опять стал учиться ни то ни се.

3


Слайд 25
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Всякий

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Всякий вечно забывал в

кухне или шапку или кнут или что-нибудь подобное.
2) Что-то смешное

и детское виделось в её лице.
3) Слезы ни к селу ни к городу опять полились из ее глаз.
4) Она была умна и весела добра и ласкова со всеми.

4


Слайд 26
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Жизнь

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2)

Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3) Дорога то

проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

2


Слайд 27
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Он

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Он поминутно останавливался и

только при блеске молнии делал шаги.
2) Лунный свет поблескивал не

только на стёклах окон но и на глади реки.
3) Ночью ветер злится да стучит в окно.
4) Дай мне карандаш или ручку.

2


Слайд 28
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Агроном

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Агроном осмотрел посевы пшеницы

и гороха и что-то записал в блокнот.
2) Юбиляра поздравляли не

только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4) Серебро и злато брильянты и жемчуг изумруды и яхонты дарил боярин своей ладушке.

2


Слайд 29
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) У

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) У Сибири есть много

особенностей как в природе так и в людских нравах.
2) Незаметно

и быстро зажглась и начала разгораться в небе оранжевая полоска зари.
3) Топот матросских ног да лёгкий шум верёвок нарушал тишину работ.
4) Тракторы проваливались в наледь или увязали в торосах.

1


Слайд 30
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Основой

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Основой для хатки бобра

служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.
2)

Василий Петрович неохотно и почти неучтиво слушал пожилую посетительницу и даже выказал нетерпение.
3) Особые восковые краски применяли как в Южной Америке так и в Древнем Египте.
4) Супруги вместе читали или играли в четыре руки на фортепьяно.

3


Слайд 31
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Человек

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Человек во все времена

найдёт простор дело и цель для своих мечтаний.
2) Сильный ветер

раскачивал деревья и гудел в лесу.
3) Мальчик рано научился читать да писать.
4) Или я тебя не холю или ешь зерна не вволю или сбруя не красна иль поводья не шелковы?

1


Слайд 32
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Для школьника мучительна

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
 1) Для школьника мучительна не столько самая минута возмездия, сколько

не столько самая минута возмездия, сколько ожидание его.
2) Небо

то все закрывалось облаками, то вдруг расчищалось на мгновение.
3) На

спокойной поверхности воды отражались мигающие на небе звезды.
4) Повсюду: в клубе, на улицах, в домах происходили шумные разговоры.

4


Слайд 33
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Посетители библиотеки либо

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
 1) Посетители библиотеки либо где-нибудь учатся, либо мечтают учиться.2) Туча

где-нибудь учатся, либо мечтают учиться.
2) Туча на севере росла,

и захватывала запад и восток.
3) Человеку свойственно не только преклоняться

перед великим, но и стремиться превзойти его.
4) Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки.

2


Слайд 34
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Молнии то с

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
 1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом,

размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на

черных тучах.
2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и

окна и захлопывались с невероятным грохотом.
3) Слоны и носороги, и обезьяны участвовали в этом веселом представлении.
4) Все было непривлекательно: и небо, и озеро, и пасмурные дали, и низкий остров.

3


Слайд 35
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Неуютно было и

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
 1) Неуютно было и в саду, и в лесу, и

в саду, и в лесу, и в доме.
2) Художник

должен быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель.
3)

Надо быть одинаково честным, как в большом, так и в малом.
4) Все вокруг хаты: подсолнухи, акации и сухая трава — было покрыто этой шершавой пылью.

3


Слайд 36
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Ум имей хоть

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
 1) Ум имей хоть маленький, да свой.2) Я сел за

маленький, да свой.
2) Я сел за стол с карандашом

и бумагой и стал записывать.
3) Я люблю эти темные ночи,

эти звезды, и клены, и пруд.
4) Еще с рассвета люди из ближних сел несли на базар: овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед.

4


Слайд 37
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Левинсон подложил травы

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
 1) Левинсон подложил травы и хворосту и раздул пламя.2) Вокруг

и хворосту и раздул пламя.
2) Вокруг не было видно

ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
3)

Я давно собирался навестить тебя да боялся потревожить.
4) Птицелов должен знать не только голоса и повадки птиц, но и обладать еще мастерством декоратора.

3


Слайд 38
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Ни тени зависти,

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
 1) Ни тени зависти, ни умысла худого еще не знает

ни умысла худого еще не знает это существо.
2) На

высоких тополях и на кудрявых ивах, лежал первый пушистый снег.
3)

Всякий пустяк: поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей — все казалось значительным.
4) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране, так и за рубежом.

2


Слайд 39
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Все работали или

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
 1) Все работали или в легких брезентовых перчатках, или голыми

в легких брезентовых перчатках, или голыми руками.
2) Французы и

испанцы, немцы, и голландцы стали гостями фестиваля.
3) Вся мебель: диваны,

столы, стулья — была сделана из красного дерева.
4) Колька не столько пел, сколько разевал рот и делал вид, что поет.

2


Слайд 40
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) В кладовке пахло

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
 1) В кладовке пахло морем, смолой, слышался плеск волн и

морем, смолой, слышался плеск волн и шуршанье прибрежной гальки.
2)

Мой попутчик свободно говорил на французском, и немецком, и английском,

и испанском.
3) Молодежь не знает границ ни в обожании, ни в презрении.
4) Гости стекались со всех концов в дрожках, верхом, и в колясках и располагались удобно в многочисленных комнатах замка и его флигелей.

4


Слайд 41
Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
(Знаки

Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
 (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Стала в

препинания не расставлены.)

1) Стала в рост заколосилась налилась и

зреет рожь.
2) Сильные и могучие бизоны и лоси прижились в

Беловежской Пуще и стали её достопримечательностью.
3) Всего милее мне осинник зябкий да речушка узкая.
4) В этом возгласе было и восхищение и благодарность и любовь и признание.

1


Слайд 42
Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
(Знаки

Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
 (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Кругом было

препинания не расставлены.)

1) Кругом было и светло и зелено.
2)

Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали

мать.
3) В цикл естественных наук входят и биология и химия и физика.
4) На выставку можно представить рисунки этюды и наброски.

3


Слайд 43
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Андерсен сделал

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Андерсен сделал сказку интересной как

для взрослых так и для детей.
2) Не то мысли не

то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.
3) Кум стоял ни жив ни мертв.
4) А вокруг были дым и бой и смерть.

1


Слайд 44
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) На берегах

(Знаки препинания не расставлены.)

1) На берегах Волги стоят города

и села архитектурные памятники старины и мощные современные гидростанции.
2) Волга

приютила и накормила русских калмыков удмуртов.
3) Волгоград стал символом нашей стойкости и нашей славы.
4) На Волге 86 больших и маленьких древних и новых известных и незаметных городов.

1


Слайд 45
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
 1) Морозный и

(Знаки препинания не расставлены.)

1) Морозный и тонкий воздух защипал

в носу и иголочками уколол щеки.
2) Синие высокие дымки поднимались

и таяли над крышами домов.
3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах.
4) После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и болельщики команды.

3


Тесты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой — Е. П. Черногрудова 2019

Сложноподчинённое предложение
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Тест12

Вариант 1

1. Выберите правильный ответ.

Подчинительные союзы могут быть

1) простыми и сложными

2) простыми и составными

3) односоставными и двусоставными

4) полными и неполными

Ответ: 2

2. Что выступает в качестве указательных слов в главной части сложноподчинённого предложения?

1) местоимения и наречия, указывающие на то, что ситуация действительности отражена в главном предложении неполно и что за главным предложением следует придаточное

2) имена существительные, указывающие на то, что ситуация действительности отражена в главном предложении неполно и что за главным предложением следует придаточное

3) слова разных частей речи, указывающие на то, что ситуация действительности отражена в главном предложении полно

4) слова разных частей речи, указывающие на то, что ситуация действительности отражена в главном предложении неполно и что за главным предложением следует придаточное

Ответ: 1

3. Что происходит с частями подчинительных союзов, которые могут расчленяться (потому что, после того как и пр.) в соответствии с коммуникативной задачей говорящего (когда говорящему нужно особо подчеркнуть какое-либо событие, о котором говорится в главной части)?

1) вторая часть союза остаётся в придаточном предложении и становится вопросительным словом

2) вторая часть союза остаётся в главном предложении и становится указательным словом

3) первая часть союза остаётся в придаточном предложении и становится вопросительным словом

4) первая часть союза остаётся в главном предложении и становится указательным словом

Ответ: 4

4. Укажите предложение, в котором главное предложение соединяется с придаточным с помощью союзного слова.

1) Таня говорит, что трава по ночам растёт.

2) Когда труд в удовольствие, жизнь хороша.

3) Спойте песню, которую пели вчера.

4) Марина, так как она в отпуске, не сможет выполнить ваш заказ.

Ответ: 3

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Когда уже смеркалось мы застали дома только одного Николая.

2) Происходило то, что жил с человеком, глядел на него, а не видел.

3) Небо стало светлеть потому, что над горизонтом поднималось багровое солнце.

4) Люба три дня подряд выходила ко всем поездам, что прибывали с запада.

Ответ: 1

6. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

1) Я считаю этого человека своим учителем и потому, что он многому меня научил.

2) Я считаю этого человека своим учителем, и потому что он многому меня научил.

3) Я считаю этого человека своим учителем, может быть, потому что, он меня многому научил.

4) Я считаю этого человека своим учителем может быть, потому что, он меня многому научил.

Ответ: 1

7. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые:

Именно (1) оттого (2) что всё это было слишком хорошо (3) чего-то в нём недоставало.

Ты и не представляла (4) как мне было досадно.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 1, 3

4) 2, 3, 4

Ответ: 4

8. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые:

Чичиков не заметил (1) как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц.

Николай был бледен (2) поскольку сильно переживал.

Маргарита повернулась (3) туда (4) куда указывал Азазелло.

1) 1, 4

2) 1, 2, 4

3) 1, 2, 3

4) 1, 3

Ответ: 2

Вариант 2

1. Укажите неверное утверждение.

1) В главном предложении в составе сложноподчинённого могут использоваться указательные слова.

2) Указательные слова образуют с союзными словами и некоторыми союзами определённые пары.

3) Указательные слова указывают на то, что ситуация действительности отражена в главном предложении неполно и что за главным предложением следует придаточное.

4) В главном предложении в составе сложноподчинённого указательные слова не используются.

Ответ: 4

2. Что образуют указательные слова с союзными словами и некоторыми союзами?

1) ряды

2) группы

3) пары

4) комплексы

Ответ: 3

3. В каком случае составные союзы всегда расчленяются и перед союзом что ставится запятая?

1) если перед союзом что употреблены наречия

2) если перед союзом что употреблены такие слова, как лишь, только, ещё и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно, может быть, а также частицы и, не

3) если перед союзом что употреблены вопросительные местоимения

4) если перед союзом что употреблены имена собственные

Ответ: 2

4. Укажите предложение, в котором главное предложение соединяется с придаточным с помощью союза.

1) Вскоре пришёл поезд, который направлялся на восток.

2) Чернов уже рассказал нам, кто придёт ему на смену.

3) Я даже выразить не пробую, что сегодня у меня на душе.

4) Меня не предупредили о твоём приезде, так что я не встретил тебя.

Ответ: 4

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Книга, которая лежала на столе принадлежала Анатолию.

2) Тучи плывут оттуда, откуда дует ветер.

3) Я всё смотрел на дорогу, где в пыли неслась конница.

4) Все книги, которые были в классной библиотечке, ребята прочитали.

Ответ: 1

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Лишь потому, что начался дождь, мы не пошли в лес.

2) Лишь, потому что начался дождь, мы не пошли в лес.

3) Только потому, что начался дождь, мы не пошли в лес.

4) Не потому, что начался дождь, мы не пошли в лес.

Ответ: 2

7. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые:

Если лето дождливое (1) то роскошная растительность степи сохранит свою свежесть надолго.

Он заболел (2) не потому (3) что ходил без шапки.

Он заболел (4) потому что ходил без шапки.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3, 4

3) 1, 2, 4

4) 2, 3, 4

Ответ: 2

8. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые:

Небо на востоке стало светлеть (1) лишь по мере того (2) как над горизонтом поднималось тускло-багровое солнце.

Ветер стих (3) так же внезапно (4) как и налетел.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3, 4

3) 2, 4

4) 1, 3

Ответ: 3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой ни время ни расстояние
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой неловкими ногами
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой наполеон однажды заметил что
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой на мой вопрос жив
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой мы новички в команде