Укажите предложение с пунктуационной ошибкой ни днем ни ночью

12. Укажите пример с пунктуационной ошибкой.
1) Все: поля, луга, леса напоминало о доме.
2) Поля, луга, леса – все напоминало о доме.
3) Поля, и луга, и леса напоминали о доме.
4) И поля, и луга, и леса напоминали о доме.
—————————————-
1) Ни днем ни ночью не было покоя.
2) Получилось ни то ни сё.
3) Ни музыка, ни яркий свет, ни море цветов —ничто не радовало Ольгу.
4) Ничто: ни музыка, ни яркий свет, ни море цветов не радовало Ольгу.

Поурочные разработки по русскому языку 11 класс — Н. В. Егорова 2016

Словосочетание. Виды синтаксической связи

1. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании могущества человека из приведённого ниже предложения.

В слове ораторы видели главное основание могущества человека.

2. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании редкая поездка из приведённого ниже предложения.

Редкая поездка по столице обходится без метро.

3. Из приведённого ниже предложения выпишите словосочетание со связью «примыкание».

Подрастающий человек обычно идеализирует жизнь.

4. Из приведённого ниже предложения выпишите словосочетание со связью «согласование».

Все лучшие качества человека связаны с верой и верностью.

Ответы: 1 — управление; 2 — согласование; 3 — обычно идеализирует; 4 — лучшие качества.

Простое неосложнённое предложение. Грамматическая основа предложения

1. Укажите предложение, в котором неправильно обозначено сказуемое.

2. Укажите предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа.

  3. Укажите предложение, в котором есть простое глагольное сказуемое.

  1) Ты едешь в Оренбург служить под его начальством. (А. С. Пушкин)

  2) Маша была необыкновенно хороша в этот миг.

  3) На закате солнце кажется огромным красным шаром.

  4) Енот-полоскун — цирковой артист от природы.

4. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей предложения?

  В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

  1) было      

  2) было так холодно

  3) отменили      

  4) занятия отменили

Ответы: 1 — 2; 2 — 2; 3 — 1; 4 — 3.

Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения

1. Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

  1) Ласковое слово что солнышко в ненастье.

  2) Она девушка с характером.

  3) Знание сила.

  4) С другом и горе не беда.

2. Укажите предложение, в котором знаки препинания поставлены неправильно.

  1) Рвать первоцветы — большой вред для природы.

  2) Сердце — не камень.

  3) Тире — разделительный знак, отделяющий один главный член предложения от другого.

  4) Компьютер — электронно-вычислительная машина.

  3. Укажите нераспространённое предложение.

  1) Тёмная ночь.

  2) Жду тебя.

  3) Скоро рассветёт.

  4) Ты был прав.

  4. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

И золотая пчела на цветке, и разноцветные бабочки, и прыжки воробья на песке — всё веселит мои взоры.

  1) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения

  2) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

  3) первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части

4) тире стоит между подлежащим и сказуемым

Ответы: 1 — 3; 2 — 2; 3 — 4; 4 — 1.

Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения

1. Укажите двусоставное предложение.

  1) По окончании передачи смотрите новости.

  2) Идёшь, на меня похожий, глаза устремляя вниз. (М. И. Цветаева)

  3) В коридор выходило несколько дверей.

  4) В саду было тихо, прохладно.

2. Укажите определённо-личное предложение.

  1) Спи ж, пока забот не знаешь, баюшки-баю!

  2) Дни поздней осени бранят обыкновенно… (А. С. Пушкин)

  3) Нам предстоит сдавать экзамены.

  4) Мне нравится, что вы больны не мной. (М. И. Цветаева)

3. Укажите неполное предложение.

  1) Бросьте притворяться!

  2) Кто сегодня дежурный?

  3) Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

  4) Потемнело в чистом поле.

Ответы: 1 — 3; 2 — 1; 3 — 3.

Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Мы увлеклись игрой () и совсем забыли об уроках.

  1) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна

  2) сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна

  3) сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая

  4) простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

На мокром прибрежном песке мы искали разные сокровища: разноцветные камешки; ракушки, ребристые снаружи и перламутровые внутри; окатанные кусочки стекла.

  1) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание того, о чём говорится в первой части

  2) первая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание того, о чём говорится во второй части

  3) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

  4) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Повсюду мох: и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

  2) Пролился первый весенний дождь.

  3) Мама вставала каждый день ни свет, ни заря.

  4) Ветер то стонет, то злится, то воет и ревёт. (Я. С. Лесков)

4. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1) Камыши были неподвижны и как будто дремали.

  2) Скрепя сердце он согласился на столь авантюрное дело.

  3) Месяц чистый и острый стоял над головой. (А. Н. Толстой)

  4) И отец и сын были растроганы.

Ответы: 1 — 1; 2 — 4; 3 — 3; 4 — 4.

Вводные слова и предложения. Обращения

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наша футбольная команда (1) конечно (2) в неплохой форме (3) однако (4) ей часто не хватает стабильности.

  1) 3, 4

  2) 1, 2, 3

  3) 3

  4) 1, 2, 3, 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Познакомьтесь (1) дорогие телезрители (2) с прогнозом погоды. На следующей неделе (3) по сообщениям синоптиков (4) ожидаются дожди и грозы.

  1) 1, 2

  2) 1, 2, 3

  3) 3, 4

  4) 1, 2, 3, 4

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Дерево, несомненно, лучший материал для дома.

  2) Согласно прогнозу сейсмологов, возможно, ещё одно землетрясение.

  3) Пора, казалось бы, заканчивать письмо.

  4) Как выражаются моряки, ветер крепчал. (А. П. Чехов)

  4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Друг мой, друг далёкий, вспомни обо мне! (А. А. Фет)

  2) Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга-матушка. (А. В. Кольцов)

  3) Пылай, камин, в моей пустынной келье. (А. С. Пушкин)

  4) Здравствуйте хмурые дни, горное солнце прощай! (Ю. И. Визбор)

Ответы: 1 — 2; 2 — 4; 3 — 2; 4 — 4.

Обособленные члены предложения

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Засучив рукава (1) отец начал с шумом умываться (2) а мать (3) улыбаясь (4) стояла с полотенцем в руках.

  1) 1, 2

  2) 3, 4

  3) 2

  4) 1, 2, 3, 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Несколько лет тому назад (1) осматривая Собор Парижской богоматери (2) автор этой книги обнаружил в тёмном закоулке (3) начертанное на стене (4) слово.

  1) 1, 2

  2) 3, 4

  3) 1, 2, 3, 4      

  4) 2, 3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В эту минуту в залу вошёл (1) насилу передвигая ноги (2) старик высокого роста (3) бледный и худой (4) в халате и колпаке. (А. С. Пушкин)

  1) 1, 2

  2) 3, 4

  3) 1, 2, 3, 4

  4) 2, 3

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Мальчик, как самый лёгкий, оказался на вершине гимнастической пирамиды.

  2) Луна как бледное пятно. (А. С. Пушкин)

  3) Лев известен как царь зверей.

  4) Что ты носишься, как угорелый?

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Тогда, три года назад я больше всего ценил в своём друге такие качества, как сила, ловкость, реакция.

  2) Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко. (Н. А. Некрасов)

  3) Арбенин, герой драмы, став жертвой светских интриг, отравил невинную жену и лишился рассудка.

  4) Вопреки ожиданиям, клёв оказался хорошим.

Ответы: 1 — 4; 2 — 1; 3 — 3;4 — 4; 5 — 1.

Сложносочинённое предложение

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  Небо было почти безоблачное ( ) и дул слабый северный ветер.

  1) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна

  2) сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна

  3) сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая

  4) простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Тут кто-то позвонил дяде по телефону (1) и (2) чем-то встревоженный (3) он заторопил старика Якова. (А. П. Гайдар)

  1) 1, 2, 3      

  2) 1

  3) 1, 3

  4) 2, 3

  3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Лучилось солнце, и раскидывалась широкая радуга.

  2) У Димки блеск в глазах пропал и храбрость куда-то улетучилась.

  3) Пламя перебежало на хвою, и, раздуваемое ветром, разгоралось со стонами и свистом. (Б. Н. Полевой)

  4) Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра.

4. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую.

  1) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. П. Чехов)

  2) Костёр разгорался неохотно и вяло двигались тени вокруг него.

  3) Выберите в меню имя команды отмеченное многоточием и откроется диалоговое окно.

  4) Загремела музыка двери в залу отворились и бал начался.

  Ответы: 1 — 3; 2 — 1; 3 — 3; 4 — 2.

Сложноподчинённое предложение

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все помещики (1) в усадьбах (2) которых гостил Чичиков (3) имеют какую-то одну характерную черту.

  1) 1, 2, 3      

  2) 1

  3) 1, 3

  4) 2, 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Произведения Солженицына (1) печатать (2) которые долгое время было запрещено (3) сейчас изучаются в школе.

  1) 1, 2, 3      

  2) 1, 3

  3) 1

  4) 2, 3

  3. Укажите предложение с придаточным изъяснительным.

  1) Поэзия Фета — сама природа, которая глядит через человеческую душу.

  2) Предсказать, как повернётся история в дальнейшем, не мог и пророк.

  3) Чтобы Жилин не упал, притянули его ремнём за пояс к татарину и повезли в горы.

  4) Первая мысль, что пришла ему в голову, была мысль о побеге.

  4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Старый дуб, у которого было обширное потомство, доживал свой век.

  2) За всё, что делает человек, ему придётся ответить.

  3) Солнце зашло за горизонт, и птицы умолкли, когда мы дошли до реки.

  4) Душа, очевидно, слишком потрясена своими волнениями, чтобы быть внимательной к тому, что их вызывает или сопровождает. (Стендаль)

5. Укажите предложение с параллельным подчинением придаточных.

  1) По радио объявили, что надвигается шторм и суда в море выпускать не будут.

  2) Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.

  3) Когда судно уже вышло в море, выяснилось, что на борту оказались случайные люди.

  4) Мне приснился огромный сад, в котором, когда я был ещё ребёнком, росли сказочно красивые цветы.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Судья предупредил (1) что (2) если шум не прекратится (3) суд будет продолжен при закрытых дверях.

  1) 1, 2, 3      

  2) 1

  3) 1, 3

  4) 1, 2

Ответы: 1 — 3; 2 — 2; 3 — 2; 4 — 3; 5 — 3; 6 — 1.

Бессоюзное сложное предложение

1. Укажите предложение, в котором вместо тире надо поставить двоеточие.

  1) Громко хлопнула дверь — она не обернулась.

  2) Любишь кататься — люби и саночки возить.

  3) Закроешь глаза — вся земля так и поплывёт под ногами. (И. А. Бунин)

  4) Вечером здесь было неуютно — фонари светили тускло и улицы были пусты.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Художник изобразил картину осени: неспешно течёт серая река, деревья стоят полуоблетевшие, ветер гонит по низкому небу обрывки туч.

  1) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части

  2) первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части

  3) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

  4) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

  3. Укажите простое предложение с однородными членами.

  1) На столе стоят вырезанные из дерева чудесные фигурки: золотистая уточка, изящный лебедь, гривастый конь.

  2) Была у меня мечта: я очень хотел стать художником.

  3) Пассажиры с вещами сидели на площадках: вещи в вагон не влезали. (К. Г. Паустовский)

  4) Вижу: кто-то скачет на лихом коне. (А. А. Фет)

  4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Моя просьба такова: я прошу даровать всем пленникам жизнь и свободу. (Ю. Олеша)

  2) Он знает: ошибка — шаг к истине.

  3) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. (И. С. Тургенев)

  4) Лист сухой валится, ночью вегер злится, да стучит в окно. (А. А. Фет)

  Ответы: 1 — 4; 2 — 1;3 — 1; 4 — 4.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Сложные предложения с разными видами связи

1. Укажите предложение, в котором есть пунктуационные ошибки.

  1) Он (князь Андрей) редко смеялся, но зато когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху. (Л. Н. Толстой)

  2) Я подумал, что если бы мой друг жил чуть ближе, мне не пришлось бы ждать автобус.

  3) Как-то дедушка рассказал Марджи, что, когда он был маленьким, его дедушка говорил ему, будто было время, когда все рассказы и повести печатались на бумаге. (А. Азимов)

  4) Николай Николаевич старается идти рядом с ним, но так как он путается между деревьями и спотыкается, то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку. (А. И. Куприн)

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) За окном стемнело, так что, когда я закончил чертёж, брат уже спал.

  2) Естественно, правила приличия требовали, чтобы внешне всё выглядело, как всегда, благопристойно, но я несколько раз спрашивал себя: «Так ли уж трудно собравшимся сохранять спокойствие?» (А. Кристи)

  3) Иван Ильич почувствовал, что, когда все самые важные люди оказались у него в руках, они стали ему безразличны.

  4) Утром альпинисты начали подъём, который как они рассчитывали не был особенно трудным.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я возражал ей (1) что (2) если для неё и нет опасности (3) она велика для меня (4) ибо рано или поздно я буду узнан (5) и мне постоянно будет угрожать несчастье (6) которое я уже испытал. (А.-Ф. Прево)

  1) 1, 3, 5      

  2) 1, 2, 3, 4, 5

  3) 1, 2, 3, 4, 6

  4) 1, 4, 6

4. В каком варианте ответа правильно указано количество грамматических основ в предложении?

Озеро всегда было пустынно, на берегах построек никаких, а на воде лишь изредка появлялась чёрная точка лодки, которая возникала ниоткуда, а потом не двигалась никуда.

  1) 2  

  2) 3

  3) 4

  4) 5

Ответы: 1 — 2; 2 — 4; 3 — 3; 4 — 3.

Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

1. Укажите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.

  1) «Скоро я уезжаю, — сказал он и, помолчав, добавил: — Навсегда».

  2) Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

  3) «Где же спасатели? Времени у них было предостаточно, — решил Кливи. — Почему их ещё нет?» (Р. Шекли)

  4) «Холодновато у вас» — сказал приезжий и, присев на стул, ещё сильнее закутался в медвежью доху.

2. Укажите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.

  1) Тогда я сказал, что если так, то пускай Гамзат едет в Ташкент.

  2) Но, холодно приняв привет её очей, в лицо перчатку ей он бросил и сказал: «Не требую награды». (Ф. Шиллер)

  3) «Цель энциклопедии — собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей, ныне живущих и передать тем, кто придёт после нас», — писал знаменитый французский философ и писатель Дени Дидро.

  4) «Я провожу тебя, если ты боишься, — сказал он ей. — Ты мне позволишь идти подле себя?» (А. С. Пушкин)

Ответы: 1 — 4; 2 — 3.

Синтаксические нормы

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1) Эта музыка, к которой я никогда не мог оставаться равнодушным, снова поразила меня.

  2) В центре романа — герой, который противостоит обществу и вступает в конфликт с ним.

  3) Приложение — особый вид определения, который выражен существительным или словосочетанием.

  4) Хлынул дождь, и мы бросились к сараю, который стоял на краю села.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

  2) Трудно найти решение, которое бы всех устроило.

  3) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

  4) Сохраните файлы, которые вам нужны.

3. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

  1) Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.

  2) Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.

  3) В лесу дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой.

  4) Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Осуществив заказ товаров, …

  1) …заказанные Вами товары доставляются нами в указанное вами место и время для того, чтобы вы могли с ними ознакомиться и принять решение о покупке.

  2) …вы не принимаете на себя никаких обязательств по их покупке.

  3) …мы привезём их вам на дом.

  4) …их список уже нельзя изменить.

Ответы: 1 — 1; 2 — 2; 3 — 3; 4 — 2.

12. Укажите пример с пунктуационной ошибкой.

1) Все : поля, луга, леса напоминало о доме.

2) Поля, луга, леса – все напоминало о доме.

3) Поля, и луга, и леса напоминали о доме.

4) И поля, и луга, и леса напоминали о доме.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

1) Ни днем ни ночью не было покоя.

2) Получилось ни то ни сё.

3) Ни музыка, ни яркий свет, ни море цветов —ничто не радовало Ольгу.

4) Ничто : ни музыка, ни яркий свет, ни море цветов не радовало Ольгу.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос 12. Укажите пример с пунктуационной ошибкой?,
относящийся к категории Русский язык. Сложность вопроса соответствует базовым
знаниям учеников 5 — 9 классов. Для получения дополнительной информации
найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой
системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и
задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям.
Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы
помогут найти нужную информацию.

Елена Владимировна Овчинникова МОУ СОШ №2 г. Бронницы

учитель русского языка и литературы

Сложные предложения с различными видами связи

Вариант 1

1. Сколько частей в сложном предложении?

Комната в которую мы вошли была разделена барьером и я не видел с кем говорила моя мать и кому она униженно кланялась.

1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6.

2. Какое предложение является сложным?

1) Так(же) как и вчера на площади шумели и суетились люди.

2) Все так(же) как обычно твердым шагом двигалась статная фигура полковника.

3) Сергеев был хорошо известен выдающимися музыкальны­ми способностями его брат так(же) знаменитый музыкант.

4) Сегодня рыба клевала так(же) хорошо как и вчера.

3. Укажите сложноподчинённое предложение:

1) На этой куче кресел всегда сидели собаки и смотрели сверху на Федина, писавшего за столом (Паустовский).

2) Псы тихонько подвывали: очень уж хотелось им попасть в освещенную и теплую комнату (Паустовский).

3) В ее голосе слышалось удивление, точно ей казалось неве­роятным, что у нее тоже может быть хорошо на душе.

4. Какая синтаксическая характеристика соответствует данному предложению?

Была уже осень и даже раки которые за последнее время стали очень серьезным подспорьем в нашем хозяйстве забились в норы и не соблазнялись больше моими лягушками.

1) сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной;

2) сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной;

3) бессоюзное сложное предложение;

4) сложносочинённое предложение.

5. Укажите предложение с сочинительной и подчинительной связью:

1) Простая песня то была но в мысль она мне залегла и мне лишь сумрак настает незримый дух её поет (Лермонтов).

2) Прямо над головой небо загорелось от запоздалой молнии и в свете я увидел что впереди на берегу что-то белеет.

3) Все было ясно батальон передавался в распоряжение диви­зий.

4) Мне все прощалось все меня любили любовались мною и снисходительно смотрели на все чтобы я ни сделал.

6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Узкие тропинки тянулись по полям (1) пропадали в лощинках по при­горкам (2) и (3) на одной из них (4) которой в пятистах шагах впе­реди нас приходилось пересекать нашу дорогу (5) различил я какой-то поезд (Тургенев).

1)1,2,3,4,5; 2)1,2,4,5; 3)1,4,5; 4) 1,3,4,5.

7. Сколько запятых в данном предложении?

По неделе ни слова ни с кем не скажу все на камне у моря сижу и мне любо что брызги зеленой волны словно слезы мои солоны (Ахматова).

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие:

1) Он вышел на улицу ни одного огонька в окнах тишина.

2) После пяти часов вечера погода стала портиться с моря по­тянул туман (Арсеньев).

3) Я обратился к секундантам объявив что нынче стреляться не намерен и поединок тем и кончился (Пушкин).

4) Бояться волков быть без грибов (пословица).

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Стадо диких уток со свистом промчалось над нами (1) и (2) мы слы­шали (3) как оно спустилось на реку недалеко от нас (Тургенев).

1)1,2,3; 2)1,3; 3) 2,3; 4)1,2.

10. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Если сделать рукой козырек от солнца (1) и смотреть на лесную полянку (2) то нити паука бывают от солнца радужными (3) а колечки паутинной сети (4) подвешенные над поляной (5) колышутся перемещением радужного сектора (Пришвин).

1) 1,2,3,4,5; 2)2,3,4,5; 3)1,2,3; 4) 2,3.

11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Мне все прощалось, все меня любили, любовались мною и снисходительно смотрели на все, что я ни делал (по Л. Тол­стому).

2) Кружили чайки, и их резкие крики звучали, как будто не­смазанное колесо быстро вертелось на деревянной оси (Ве­ресаев).

3) Под ногами гремел лед, и я понимал подо мною гулкое, опасное пространство глубокой воды (Катаев).

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) К вечеру пошел дождь, снег почти растаял, и хотя дорога стала еще грязнее, но все же лошадям стало легче (Ар­сеньев).

2) Печь покосилась, бревна в стенах лежали криво, и казалось, что изба сию минуту развалится (Чехов).

3)Платочек, которым она накрыла голову, сбился у нее на за­тылок и на развившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя (Достоевский).

Сложные предложения с различными видами связи

Вариант 2

1. Сколько частей в сложном предложении?

На мой взгляд про­бел можно называть художественным если произведение отличается индивидуальностью и самобытностью если оно несет миру красоту и добро если оно воспитывает лучшие чувства у человека чье стремление к совершенству как известно безгранично и неиссякаемо
1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 7.

2. Какое предложение является сложным?

1) Она рисует так (же) хорошо как и пишет стихи.

2) Вы все так (же) молоды как десять лет назад.

3)Правовые документы регулируют отношения имеющие зна­чение для интересов государства точно так (же) как и для жизнедеятельности людей.

4) Мне пришлось в воскресенье вечером остаться дома подруге так (же) не удалось пойти на спектакль.

3. Укажите сложноподчинённое предложение:

1) Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

2) Заря охватила полнеба, и на фоне зари резко отделились беловато-матовые громады гор (Л. Толстой).

3) Луна взошла сильно багровая и хмурая, звезды также хмурились.

4. Какая синтаксическая характеристика соответствует данному!
предложению?

Она тотчас же через головы шедших перед ней уви­дела его и он видел как просияло ее лицо (Л. Толстой).

1) сложное предложение с разными видами связи: сочини­тельной и подчинительной;

2) сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной;

3) бессоюзное сложное предложение;

4) сложносочинённое предложение.

5. Укажите предложение с бессоюзной и подчинительной связью;

1) Я глянул и то что увидел превысило мои ожидания (Булга­ков).

2) Хорошая книга точно смычок великого артиста касается.

моего сердца и оно поет стонет от гнева и скорби радуется если этого хочет писатель (Горький).

3) В одном углу стояла клетка с попугаем у него был такой вид как будто он каждое утро моется с мылом (Каверин).

4) На чистом подоконнике стояла герань и каждый листик так блестел точно фея начистила его зубным порошком.

6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Темнота шумела за стенам плеском дождя (1) и (2) ударами ветер(3) и страшно было подумать о тех (4) кого (5) может быть (6) застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах (Паустовский).

1)1,2,3,4,5,6; 2)1,3,4,5,6; 3)3,4,5,6; 4) 1,2,3,4.

7. Сколько запятых в данном предложении?

Снег засыпал танк и когда танкисты чтобы дышать свежим воздухом выбирались из башни снег мгновенно покрывал их шлемы их разгоряченные потные лица (Симонов).

1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить гире:

  1. Был уже август кое-где на березах висели первые пожел­тевшие листья.

  1. Сосна дерево долговечное иные сосны доживают до двух­сот и более лет (Асеева).

  1. Невежи судят точно так в чем толку не поймут то все у них пустяк (Крылов).

  2. За прикрытой дверью было тихо постукивали часы-ходики (Арсеньев).

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Невдалеке протекал ручей (1) но его берега не были видны (2) так как кругом стояла вода (3) и (4) границы ручья были обозначены только (5) торчащей из воды осокой (Э. Казакевич).

1) 1,2,3,4,5; 2)1,2,3,4; 3) 1,2; 4) 1,2,5.

10. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Старик всегда был чем-нибудь занят (1) и (2) если не было домашней работы (3) он на дворе рубил дрова про запас (4) копал гряды (5) ухаживал за своей лошадью (Мамин-Сибиряк).

1)1,2,3,4,5; 2) 2,3,4,5; 3)1,3,4,5; 4) 3,4,5.

11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне, и жадно я припал к волне (Лермонтов).

2) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила, и кому униженно кланялась моя мать (Платонов).

3) Я глянул, и то, что увидел, превысило мои ожидания (Бул­гаков).

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Как заколдованные богатыри поднимались стога, и, в то время как подножия их уже тонули в сизоватой мгле гус­теющих сумерек, вершины еще золотели в лучах заката (Полевой).

2) Псы тихонько подвывали: очень уж им хотелось попасть в освещённую и теплую комнату (Паустовский).

3) Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость (Л. Толстой)

Сложные предложения с различными видами связи

Вариант 3

1. Сколько частей в сложном предложении?

Я не мог понять что сделалось с сестрой она была сконфужена так что слёзы выступили у неё на глаза и что смущение её дойдя до крайней степени перешло в досаду на себя и на Катеньку которая видимо дразнила ее (Тургенев).

1) 4; 2) 5; 3) 6; 4)7.

2. Какое предложение является бессоюзным?

1) Благодарю вас за (то) что вы пригласили меня на этот спек­такль.

2) Узок круг этих революционеров страшно далеки они от народа (Ленин).

3) Они (за) то любили учителя что был он удивительным человеком.

4) Спасибо (за) то что был со мной и в горе и в радости.

3. Укажите бессоюзное предложение:

1) Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать (Ажаев).

2) За окном в ночных потемках шумела буря, какою обыкно­венно природа разражается перед грозой (Арсеньев).

3) С первым движением льда началось беспокойство: колыхалась расшатанная плотина, вода бурлила и буйствовала, гомонили утки и кулики (Грин).

4. Укажите предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью:

1) Печь покосилась бревна в стенах лежали криво и казалось что изба сию минуту развалится (Чехов).

2) Когда поднимался ветер то на поверхности озера вздулись и бежали будто торопясь мелкие короткие волны а листья ветел вдруг подергивались серебристой сединой.

3) Стоит отступить шаг и не останется ничего что бы напоми­нало о следах человека (Соколов-Микитов).

4) Потертый коврик под иконой в прохладной комнате темно и густо плющ темно-зеленый завил широкое окно (Ахма­това).

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Блеснула огненная нить (,) и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени (Сергеев-Ценский).

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложноподчинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

3) Бессоюзное предложение, перед союзом и запятая нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

6. Какое предложение соответствует синтаксической характери­стике: сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью?

1) Во время штормов плетеные кресла с террасы свалили в ку­чу около этого окна чтобы они не намокали от брызг (Пау­стовский).

2) Солнце целый день не видно и только вечером замечаешь след его потому что долго и угрюмо рдеет мутно-красная заря в тяжелой мгле на западе (Бунин).

3) Хороша киргизская степь хорошо голубое небо которое оп­рокинулось над ней бездонным куполом (Мамин-Сибиряк).

7. Какая синтаксическая характеристика соответствует предло­жению?

Он действительно заинтересовал меня и я был очень раздосадован когда через четверть часа мы подъехали к питомнику и сторож с винтовкой за плечами сказал нам что питомник для ос­мотра закрыт (Каверин).

1) бессоюзное сложное предложение;

2) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной свя­зью;

3) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью;

4) сложноподчиненное предложение.

8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Хотя день был очень хорош (1) но земля до такой степени загрязнилась (2) что колеса брички (3) захватывая ее (4) сделались скоро покрытыми ею (5) как войлоком (6) что значительно отяжелило экмпаж (Гоголь).

1)1,2,3,4,5,6; 2)1,2,5,6; 3)1,2,3,4,6.

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Когда спустились к пристани (1) уже синела над Волгой синяя летняя ночь (2) и уже много разноцветных огоньков было рассеяно по реке (3) и огни висели на мачтах (4) подбегающего (5) парохода (Бу­нин).

1)1,2,3,4,5; 2)1,2,3; 3)1,2,3,4; 4)1,2,3,5.

10. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Мне стало холодно от жалости и восторга (1) и (2) я лег (3) пото­му что был шестой час (4) и на улице кто-то уже шаркал метлою (Каверин).

1)1,2,3,4; 2)1,3,4; 3)1,3; 4) 2,3,4.

11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется, что пусто, то сам виноват (Пришвин).

2) Туман таял, и уже видно было, как от самого берега тянулся к лодке зыбкий, голубовато блестевший лунный столб, и как маячили пятнышки кувшинок и лилий (Полевой).

3) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу, и вскоре дворня меня окружила (Пушкин).

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) И будет жизнь с ее насущным хлебом, с забывчивостью дня, и будет все — как будто бы под небом и не было меня! (Цветаева)

2) Матросы дружно гребли по штилевому океану, который се­ребрился под луной, и брызги воды казались бриллиантами (Станюкович).

3) Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она, и где живет (Чехов).

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

3

3

3

2

3

4

2

3

3

1

3

4

1

1

1

5

2

3

4

6

2

3

2

7

4

4

3

8

1

2

1

9

2

3

2

10

2

1

3

11

3

2

2

12

3

1

3

Контрольный
диктант

по
теме «Повторение пройденного в 5 – 8 классах»

Наедине
с природой.

          Я сидел
на лесной полянке, любовался зеленью леса. А вблизи, в овражке, игриво журчал
ручеек. Светлый, чистый, прозрачный, он брал истоки из энергично бьющих ключей.
Зачерпнешь в пригоршню родниковой водицы и видишь в ней кусочек синеющего неба,
легкого белого облачка.

          Мне
захотелось пройти по течению говорливого ручейка. Его поверхность была словно
вылитой из зеркального стекла. Он открывал взору всю свою чистоту до самого
дна. Просто какое – то чудо: ведь ни днем, ни ночью не смолкает его поющая
струя.

          Я шел
вдоль ручейка, а он все звонче журчал и журчал. В ряде мест люди проложили к
ручейку тропинки. В летнюю пору, в зной, вероятно, не один человек преклонил
здесь колена, чтобы утолить жажду. Солнце играло в переливах воды, а ручеек
искрился, все пел и пел о разном: о радости лета, о радости жизни, рассказывая,
как дорога родниковая водичка для всего живого.

           Он нес
свою воду в реку, но, вливаясь в её мощный поток, замолчал. Мне стало грустно.

(158
слов)                                                                              
(По К.Паустовскому)

Грамматическое
задание:

1.
Выполнить синтаксический разбор предложений:

1 вариант – 1
абзац, 3 предложение;

2 вариант – 1
абзац, 4 предложение.

2. Найти в
тексте предложение с однородными членами и обобщающим словом. Подчеркнуть их
как члены предложения.

3.Выписать
по два слова с орфограммой – гласной в корне, объяснить их написание.

4. В
третьем абзаце найти слова с чередующимися гласными в корне, графически
обозначить орфограмму.

5.
Выполнить морфемный разбор слов:

1 вариант –
синеющего, рассказывая.

2 вариант –
поющая, вливаясь.

Контрольная  работа

по теме «Сложносочиненное предложение»

1
вариант

1. Какое
из следующих утверждений неверно?

1) Сложные
предложения делятся на союзные и бессоюзные.

2)
Сложносочиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.

3) Простые
предложения могут соединяться в сложные с помощью союзов, союзных слов и
интонации.

4)
Сложноподчиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.

2. Союз,
связывающий части сложного предложения:

Был уже
весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в январе.      
…является        
1) подчинительным,                        2)
соединительным,                                                                   
                                3) разделительным                4)
противительным.

3.
Определите вид предложения.

Солнце
стояло высоко, и было светло и жарко, как днём.

1)
сложноподчиненное предложение,                                                                       2)
сложносочиненное предложение,

3) простое
предложение с обособленными членами,

4) простое
предложение с однородными членами и сравнительным оборотом.

4. Два
простых предложения соединены в сложное словом ТАКЖЕ. Какое это предложение?

1)
бессоюзное         2) сложносочиненное        3) сложноподчиненное.

5. Найдите
среди предложений сложносочиненное:

1) Я совсем
растерялся, не понимая происходящего, и бессмысленно смотрел в сторону
уходящего человека.

2) Ни о чем не
хочется думать, или бродят мысли, мутные и неясные, как сон.

3) Собрав
последние остатки сил, мы добирались до станции, но, не дойдя до неё нескольких
метров, устало сели на шпалы.

6. Найдите
предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Улыбка у неё
была слабая, еле заметная, и строгое выражение глаз изменилось.

2) В сентябре лес
реже и светлее и птичьи голоса тише.

3) Подпочвенная
вода лежит глубоко и колодцы к лету пересыхают.

7.
Вставьте в предложение общий второстепенный член и запишите полученное
предложение:

Деревья
сбросили листву, и не слышно птичьих голосов.

8.
Продолжите предложение    ВЫПАЛ СНЕГ И….                               дважды,
добавив в него:

1)
однородное сказуемое,         2) простое предложение.

9.
Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза И:

Надвинулась
туча, и подул сильный ветер.

10.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания:

1) Он стоял передо
мной неподвижно и я начал рассматривать черты его лица.

2) Солнце едва
показалось из – за зеленых вершин и сияние первой теплоты его лучей с умирающей
прохладой ночи наводило на все чувства какое – то сладкое томление.

3) С крыши капала
вода и унылый звук её падения странно сливался со стуком часов.

Контрольная
работа

по
теме «Сложносочиненное предложение»

2
вариант

1. Какое
из следующих утверждений неверно?

1) Сложные
предложения делятся на союзные и бессоюзные.

2)
Сложноподчиненные предложения без союза или союзного слова невозможны.

3) Простые
предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации.

4)
Сложносочиненные предложения относятся к бессоюзным сложным предложениям.

2. Союз,
связывающий части сложного предложения:

Исследователи
доказывают наличие жизни не только на суше, но и в воздухе. 

…является   1)
подчинительным              2) соединительным

                     
3) разделительным               4) противительным.

3.
Определите вид предложения:

Небо было
голубое, и оттого озёрная вода, тронутая зыбью, была синяя.

1)
сложносочиненное предложение ,

2) сложноподчиненное
предложение,

3) простое
предложение с обособленными членами,

4) простое
предложение с однородными членами.

4. Два
простых предложения соединены в сложное словом ЛИБО. Какое это предложение?

1)
бессоюзное,       2) сложноподчиненное,      3) сложносочиненное.

5. Найдите
среди предложений сложносочиненное:

1) Более часа мы
проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми корзинами.

2) Споров больше
не затевалось, а напротив, после обеда все были в хорошем расположении духа.

3) Белые медведи,
возможно, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

6. Найдите
предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Допевают свои
весенние песни соловьи и белеет совсем рядом ландыш.

2) С лугов и от
леса тянул теплый ветер, и колыхались на березах молодые нежные листочки.

3) Он вернулся
домой и сразу лёг спать.

7.
Опустите в предложении общий второстепенный член и запишите полученное
предложение:

Днём дул
лёгкий ветерок и перепадал снежок.

8.
Продолжите предложение  ОТЕЦ  ЗАПРАВИЛ  МАШИНУ  И…..

дважды,
добавив в него:

1)
однородное сказуемое,         2) простое предложение.

9.
Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза И:

К вечеру
небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

10.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания:

1) Месяц бледнел
на западе и готов был погрузиться в черные свои тучи висящие на дальних
вершинах как клочки разорванного занавеса.

2) Ночь уже
ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям.

3) Прощаясь с
сестрой Николай крепко пожал ей руку и мать еще раз отметила простоту и
спокойствие их отношений.

Контрольная работа

по теме «Сложноподчиненное предложение»

1
вариант

1. Найдите
сложноподчиненные предложения, запишите их номера (знаки препинания не
проставлены).

1) Как ни тихо
разговаривали ребята они все же разбудили родителей.

2) Весь июль
стояла солнечная погода август тоже ожидается теплым.

3) На севере в
начале мая еще холодно и деревья стоят голые.

4) Темнеют кусты
неодетого леса будто это сам лес собирает к ночи свои думы.

2. Есть ли среди
этих предложений такие, структура которых соответствует схеме:

      безличное 
,  союз    безличное   .

А) 2,3.         Б)
2.            В) нет.           Г) 3,4.

3. Найдите СПП, в
котором главное с придаточным связано союзным словом.

А) 1            
Б) 2             В) нет            Г) 3,4.

4. Укажите СПП с
придаточным уступки.

А) 1            
Б) нет         В) 4                Г) 2,4.

5. Определите тип
четвертого предложения.

А) Простое с
однородными членами.

Б)
Сложносочиненное.

В)
Сложноподчиненное.

Г) Сложное с
сочинением и подчинением.

6. Запишите
предложения из первого задания, расставьте знаки препинания.

7. Оттенок какого
стиля высказывания придает предложению союз  НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО?

Даже в самое
засушливое лето здесь было сыро, несмотря на то что ни ручья, ни ключика не
было рядом.

А)
разговорный                        Б) деловой

В)
публицистический              Г) книжный.

8. Замените
сложносочиненное предложение сложноподчиненным с придаточным уступительным.

На севере суровый
климат, но и там растет много редких растений.

9. Составьте из
данных частей СПП в двух вариантах:

1) чтобы в главном
предложении содержалось указание на причину, а в придаточном – на следствие;

2) чтобы в главном
предложении содержалось указание на следствие, а в придаточном – на причину.

Окно было открыто.
Ночная свежесть вливалась в комнату.

10. Спишите текст,
расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы СПП, укажите тип
придаточного в них.

          За
придорожным кустарником поднимался смешанный лес. Мы искали тропинку чтобы
устремиться по ней в глубину леса и узнать что там.

          Не
успели мы сделать по ней двухсот шагов как заливистое злое тявканье собачонки
остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

          Мы
свернули с большой дороги единственно затем чтобы узнать что за вода блестит
между деревьями.

          Вода
началась гораздо ниже порога так как дом стоял на самом бугре. Узкая лодка на
которую мы сели была такая лёгкая что под тяжестью четырёх человек погрузилась
в воду по самые края. Озеро берега которого заросли сплошными дубами и липами
было необыкновенной красоты.

          
(По В.Солоухину) 

 Контрольная
работа

по теме «Сложноподчиненное предложение»

2
вариант

1. Найдите
сложноподчиненные предложения, запишите их номера ( знаки препинания не
проставлены).

1) (В)
следствие
того что в этом году лето знойное  и засушливое велика опасность
лесных пожаров.

2) За окном ничего
нет кроме фонарей.

3) (В)
следствие
по делу которое вёл новый судья были внесены дополнительные
данные.

4) Пожар возникший
(в) следствие неосторожного обращения с огнём уничтожил небольшую рощицу
возле деревни.

5) Чуть брезжило
когда нас разбудили.

6) Бесшумно
скользя в темноте он пролез через заборчик  в сад и уже собирался выйти на
улицу.

2. Найдите
предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.

А)
1;                Б) 4;                    В) 5;                Г) 3.

3. Найдите
предложение с придаточным причины.

А) 6;                Б)
3;                    В) 1;                Г) 5.

4. Укажите
предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.

А)
1;                Б) 3;                    В) 5;                Г) 1,3.

5. Использование
какого союза придает предложению оттенок разговорной речи?

….с моря
надвигался шторм, полёты запрещались.

А) благодаря тому
что;              Б) потому что;

В)
когда;                                      Г) ввиду того что.

6. Запишите
предложения из первого задания, расставьте знаки препинания.

7. Замените ССП
СПП с придаточным уступительным.

8. Составьте из
данных частей СПП в двух вариантах:

1) чтобы в главном
предложении содержалось указание на причину, а в придаточном – на следствие.

2) чтобы в главном
предложении содержалось указание на следствие, а в придаточном – на причину.

9.Замените простое
предложение с причастным оборотом синонимичным СПП.

10. Спишите текст,
расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы СПП, укажите тип
придаточного в них.

      По узким и
пыльным улицам среди молчаливых домов в каждом из которых подозреваешь фонтаны
мы прошли в Святую Софию. Мрачный сторож надел на нас кожаные туфли чтоб наши
ноги не осквернили святыни этого места. Еще одна дверь и перед нами сердце
Византии. Чудится что архитектор задался целью вылепить воздух. Узкие простенки
поддерживают купол, давая впечатление что он лёгок  необыкновенно. Маленький
седой турок следил  чтобы с нас не соскочили туфли. Он же показал нам стену
куда, по преданию, вошёл патриарх со святыми дарами при появлении турок.

(По
Н.Гумилеву)

Контрольный
диктант

по
теме «Сложноподчиненное предложение»

             Как
всегда в такие минуты особо трудного пути, Василий чувствовал спиной сидящих в
кузове пассажиров. Чувствовал, как они все до единого тянутся со своих мест
вперед, как каждый душевным усилием пытается
помочь машине. С
необъяснимым беспокойством следят они, как открывается внизу тусклая речка в
зеленых берегах, поля, деревенька, мутный лес.

             У
всякой дороги, поднимающейся в гору, есть хорошо знакомая шофёрам критическая
полоса. Обычно она расположена недалеко от вершины, там, где основная крутизна
кончается и подъем становится положе. На подходе к этой полосе машина должна
выжать из себя все, на что способна.

               Выщипанные
кустики, которые были видны на вершине при подъезде к горе, теперь оказались
средней высоты ольховыми деревьями.
Среди них белел километровый столб. До
него оставалось метров сто семьдесят. Из них добрая половина была исковеркана
страшными колдобинами, вкось и вкривь иссечена разными колеями, как поле битвы.
Это и есть критическая полоса, тяжелый перевал. Редкая машина не сидела здесь
по целым суткам.

               
Меньше всего был разбит кусок дороги, тянувшийся возле самого ската. Есть
слабая надежда, что только здесь можно проползти, не застряв.

(171 слово)                                                                (По
В.Тендрякову)

Грамматическое
задание:

1. Озаглавьте
текст, определите тип речи.

2. Сделать
синтаксический разбор выделенных предложений  (по вариантам).

3. Сделать
морфемный разбор причастий из предпоследнего абзаца текста.

Контрольный
диктант

по
теме «Бессоюзные сложные предложения»

          
Работники Воронежского заповедника однажды были удивлены каким – то странным
следом. Наблюдения подтвердили: поселились в заповеднике кабаны. И скоро дикие
свиньи в бору стали такими же обычными, как и бобры, олени и лоси.

            Прежде
в этих местах кабанов не было. Северная граница их обитания проходила по реке
Кубани. Далее не пускали снега и морозы. Дорогу им открыли малоснежные зимы и
обилие корма: на полях, не убранных вовремя, под снег уходили картошка, свёкла
и кукуруза. Продвижению на север помогли и охотники. Они стали перевозить
кабанов и поселять в тульских, костромских, ярославских лесах. В созданных
очагах кабанов подкармливают, но рядом с площадкой на высоких столбах строят
вышку, в ней вечером занимает место охотник.

             
Коварство и хитрость людей животные хорошо знают. Но они находят способы
ускользнуть. Однажды я видел, как стрелки сидели на раскладных табуретках на
просеке в нескольких шагах друг от друга и ждали – вот – вот загонщики из
зарослей выжмут на линию кабанов. Но вот уже слышны голоса загонщиков, а дичи
нет. Небольшое стадо диких свиней нашло такой путь из загона, что ни один из
охотников не получил шанса выстрелить.

              
Проникаемся уважением к давнишнему нашему соседу по жизни.

(184
слова)                                                                           
(По В.Пескову)

Грамматическое 
задание:

1. В  БСП обозначить
грамматические основы, начертить схемы и графически объяснить знаки препинания.

К
уроку №92

Итоговый
контрольный диктант

Святки.

            Канун
святок – день развлечений и гаданий, посиделок и вечеринок. Девушки с
нетерпением ждали гаданий целый год. Поздним вечером, стоя у калитки, они
узнавали у проходящего мужчины имя суженого. Или у кого – нибудь дома
раскладывали  на полу хлеб, уголь, золотые, серебряные и медные кольца, серьги,
ставили воду. Приносили курицу или петуха, пускали на пол и смотрели, что
слепая ночью, привыкшая без разбору клевать птица клюнет с пола. Курица воды
напьётся – быть мужу пьяницей, хлеб клюнет – жди мужа с достатком, примется за
уголь – окажется бедняком.

            
Гадали и на лошадях: выводили из конюшен лошадей, подставляли под ноги оглоблю
или жердь. Зацепит животное оглоблю – муж будет сердитым, ждёт девушку тяжелая
жизнь. Перешагнет лошадь, не зацепит – брак предстоит счастливый.

            
Обычай святочных гаданий и гуляний остается в России еще со времен язычества; в
этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть
покрывало судьбы.

(139
слов)                                                                (Из
календаря)

Грамматическое
задание:

1. В сложных предложениях
выделить грамматические основы, составить схемы.

К
уроку №92

               
Итоговый контрольный диктант

              Три
года с тоской смотрел я на восток и ждал своего часа; вот когда по – настоящему
узнал я цену Родине! Стою, помню, во дворе немецкого концлагеря, где я работал,
а кругом весна, пахнет талой землей, и в голове только одно – родимые степи. А
над головой, косяк за косяком, летят гуси, перекликаясь, плывут журавли, тянут
лебеди. И всё на восток, туда, где лежит милая моя родина. Смотрю я на них,
помахиваю вслед им рукой, посылаю привет Родине – матушке. Когда осенью птицы
летели обратно, на юг, в их голосах слышался как бы отклик с родной земли. Так
три года, с весны до осени, с осени до весны, держал я связь с домом через этих
перелетных птиц, так дил мечтой о Родине, и это облегчало мне до некоторой
степени тяжесть плена. Родина, друзья, что любимая мать: от неё всё приятно: и
ласка, и строгость. Нет у тебя Родины – нет и матери, ты одинок, кругом тебя
пустота.

(152
слова)                                                                 
(И.Воропаев)

К
уроку №30

Изложение 
«Мой друг»

              
Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться
примерно раз в неделю.

               Это
был редчайшей душевной тонкости   человек. Его коллеги говорили, что он
первоклассный биолог, гордость института.

               Друзья
считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог
понять до конца.  Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов
жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй,
никогда не стремящейся выскочить вперед и отцапать побольше от жизни и поэтому
не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.

              
Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали
люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К
таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но
прощения им не было во веки веков. Это была какая – то музыкальная
злопамятность.

              
Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который
почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.

               «А
что вы удивляетесь? – сказал мой друг. – Я с ним учился в школе. Этот негодяй в
седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».

               
Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе,
своих коллегах – чудаках, о должниках – а одалживал он направо и налево.
Особенно много рассказывал он о своем профсоюзном боссе.

               
Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофер уже закрыл дверь, когда
он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко
поднятым портфелем, давал знать шоферу, что важность содержимого  требует
немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.

               
Шофер некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь,
куда хлынули люди.

               
Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать
шофера, что тот впускает людей в переполненный транспорт. «Классический пример
разорванности сознания», — хохоча заключил он свой рассказ.

                Но
больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о
Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на
наследственные процессы, об искусстве ХХ века, о сочинениях Платона, об
интуиции Столыпина.

               
Как же я любил его в эти часы! «Нет, — думал я, — не может сгинуть страна, в
которой есть такие люди!» 

К
уроку  №51

Изложение    
«Чистые пруды»

            Чистые
пруды…Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточие самого
прекрасного, чем было исполнено моё детство, самого радостного и самого
печального, ибо печаль детства тоже прекрасна.

            
Чистые пруды были для нас школой природы.  Как волновала желтизна первого
одуванчика на зеленом окоёме пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые,
непрочные шарики, верности – двухцветное сродство иван-да-марьи. Мы ловили тут
рыбу, и бывало,  на крючке извивалась не просто черная пиявка, а настоящая
серебряная плотичка. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А
плаванье на старой, рассохшейся плоскодонке, а смелые броски со свай в холодную
майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой, а потаенная жизнь
всяких жуков – плавунцов, стрекоз, рачков, открывавшаяся на воде,- это было
несметным богатством для городских мальчишек: многие и летом оставались в
Москве.

           Не
менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, 
желтой,  красной,  мраморной,  листве берез,  осин,  кленов, лип. Мы набирали
огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами
пропитывались их горьким запахом…

           Чистые
пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки, жившие на бульваре, отказывали
нам, обитателям  ближних переулков, в  высоком звании «чистопрудных». Они долго
не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано право
ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить
снежные крепости. Смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным берегам,
беспощадно карались. Чистопрудные пытались создать вокруг своих владений
мертвую зону. Мы не только не могли приблизиться к пруду, но и просто пересечь
бульвар на пути в школу было сопряжено с немалым риском. Разбитый нос,
фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка —  обычная расплата за
дерзость. И все же никто из нас не изменил привычному маршруту, никто не
смирился с жестким произволом чистопрудных захватчиков. Это требовало характера
и воли: ведь достаточно было сделать маленький крюк, чтобы избежать опасности.
Но даже самые слабые из нас не делали уступки страху.

           Мы
выступили против чистопрудных единым фронтом. Ребята Телеграфного, Мыльникова,
поддержанные дружественными соседями с Потаповского, Сверчкова,Златоустинского
переулков, наголову разбили чистопрудных в решительной битве возле кинотеатра
«Колизей». Отныне пруд и аллеи бульвара стали достоянием всех мальчишек округи,
а от былой вражды не осталось со временем и следа. Смотрели твои окна на
бульвар или в тишину прилегающих переулков, ты равно считался чистопрудным со
всеми высокими правами, какое давало это звание…

(382
слова)                                                              (По
Ю.Нагибину)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой ни время ни расстояние
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой неловкими ногами
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой наполеон однажды заметил что
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой на мой вопрос жив
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой мы новички в команде