Укажите предложение с пунктуационной ошибкой костер

Название викторины: «Пунктуация в сложных предложениях».

Викторина для 1011 класса.

Авторсоставитель: Лаврова Ольга Николаевна, преподаватель

русского языка и литературы.

Россия, Красноярский край г.Красноярск , Красноярский техникум

социальных технологий.

Вопросы:

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее

отсутствия в предложении.

Небо было почти безоблачное ( ) и дул слабый северный ветер.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и

запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая. +

4) Просто предложение с однородными членами, перед союзом и

нужна запятая.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Лучилось солнце, и раскидывалась широкая радуга.

2) У Димки блеск в глазах пропал и храбрость кудато улетучилась.

3) Пламя перебежало на хвою, и, раздуваемое ветром, разгоралось со

стонами и свистом. +

4) Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра.

3. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую.

1) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два

нежных женских голоса.

2) Костер разгорался неохотно и вяло двигались тени вокруг него. +

3) Выберите в меню имя команды отмеченное многоточием и

откроется диалоговое окно.

4) Загремела музыка двери в залу отворились и бал начался.

4. Укажите предложение, в котором вместо тире надо поставить

двоеточие:

1) Громко хлопнула дверь – она не обвернулась.

2) Любишь кататься – люби и саночки возить.

3) Закроешь глаза – вся земля так и поплывет под ногами.

4) Вечером здесь было неуютно – фонари светили тускло и улицы

были пусты. +

5. Укажите простое предложение с однородными членами

1) На столе стоят вырезанные из дерева чудесные фигурки: золотистая

уточка, изящный лебедь, гривастый конь. +

2) Была у меня мечта: я очень хотел стать художником.

3) Пассажиры с вещами сидели на площадках: вещи в вагон не

влезали.

4) Вижу: ктото скачет на лихом коне.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Старый дуб, у которого было обширное потомство, доживал свой

век.

2) За всё, что делает человек, ему придётся ответить.

3) Солнце зашло за горизонт, и птицы умолкли, когда мы дошли до

реки. +

4) Душа, очевидно, слишком потрясена своими волнениями, чтобы

быть внимательной к тому, что их вызывает или сопровождает.

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Моя просьба такова: я прошу даровать всем пленникам жизнь и

свободу.

2) Он знает: ошибка – шаг к истине.

3) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун –

большой праздник для крестьянских мальчиков.

4) Лист сухой валится, ночью ветер злиться, да стучит в окно. +

8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Тогда, три года назад я больше всего ценил в своем друге такие

качества, как сила, ловкость, реакция. +

2) Вчера, утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул

глубоко.

3) Арбенин, герой драмы, став жертвой светских интриг, отравил

невинную жену и лишился рассудка.

4) Вопреки ожиданиям, клёв оказался хорошим.

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?

Все помещики (1) в усадьбах (2) которых гостил Чичиков (3) имеют

какуюто одну характерную черту.

1) 1,2,3

2) 1

3) 1,3+

4) 2,3

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?

Произведения Солженицына (1) печатать (2) которые долгое время

было запрещено (3) сейчас изучаются в школе.

1) 1,2,3

2) 1,2+

3) 1

4) 2,3

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

                 Тест по теме ,,Однородные члены предложения “

                                     8 класс

    1.Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

    1. Цвет топаза и при дневном , и при искусственном освещении остаётся тем же.
    2. На экзамене предлагалось прочесть басню , или рассказ.
    3. Гость недолго гостит , да много видит.
    4. Везде : на стенках домов , беседках, оградах – лепился плющ.

    2.Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

    1. Все явления природы : солнечное тепло , ветер , дождь можно назвать геологическими деятелями.
    2. В наших лесах встречаются и лоси , и олени .
    3. Мальчики обычно мечтают стать или лётчиками , или моряками.
    4. Приливы и отливы происходят не только в океане , но и в недрах Земли

    3.Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

    1. Подаренная мне книга оказалась не только интересной , но и полезной.
    2. Повсюду : и в кустах , и в траве , и в буйных папоротниках – запели птицы.
    3. Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается.
    4. Цветы поражали своей величиной и формой и манили к себе прекрасным ароматом

    4.В каком предложении на месте пропуска не надо ставить запятую?

    1. Хоть и люблю я её очень (…) но в театр с ней не пойду .
    2. Повсюду : в лесу (…) в саду (…) на пашне – начиналась новая жизнь.
    3. Мне нужна одна тетрадь (…) или две.
    4.  Там были розы и георгины (…) гладиолусы и незабудки.

    5.Укажите предложения , в котором на месте всех скобок надо поставить запятую :

    1. Ей вдруг захотелось ( ) и смеяться ( ) и танцевать ( ) веселиться ( ) и радоваться жизни.
    2. Я ему предлагал и то ( ) и сё ( ) но ему ничего так и не понравилось.
    3. Если не я ( ) то сестра обязательно поможет вам приготовить ужин ( ) и накрыть на стол.
    4. Она вспоминала то родной город и родителей ( ) школу и друзей детства ( ) лекции и сессии ( ) Новый год в общежитии и свою первую любовь.

    6.Укажите предложения , в котором нужно поставить больше одной запятой :

    1. Марина встала ни свет ни заря и всё равно не успела ни доделать работу и приготовить ужин .
    2. Я не то чтобы сердилась на него но не одобряла его поступок.
    3. Или поезжай туда прямо сейчас или ложись и поспи нормально.
    4. Ему нравилось гулять по паркам и лесам под дождём или снегом наблюдать за людьми и птицами и природой.

    7.Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

    1.  Посетители библиотеки либо где-нибудь учатся , либо мечтают учиться.
    2. Туча на севере росла , и захватывала запад и восток.
    3. Человеку свойственно не только преклонятся перед великим , но и стремиться превзойти его.
    4. Всюду : вверху и внизу – пели жаворонки.

    8.Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

    1. Зачем притворяешься ты то ветром , то камнем , то птицей ?
    2. И хлеб , и меды , одним словом всё у них было среди запасов.
    3. У Сибири есть много особенностей как в природе , так и в людских нравах
    4. Тёмная грозная туча ушла уже далеко и унесла с собою грозу и мрак.

    9.Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

    1. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом , то полыхают на чёрных тучах.
    2. От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
    3. На лугу , в лесу , в саду : повсюду началась новая жизнь.
    4. Всё было непривлекательно : небо , и озеро , и пасмурные дали , и низкий остров.

    10.Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

    1. Научная истина дороже всего , и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни учёного.
    2. Художник должен быть и историк . и поэт , и философ , и наблюдатель.
    3. Надо быть одинаково честным , как в большом , так и в малом.
    4. Всё вокруг хаты : подсолнухи , акации и сухая трава – было .

                                               ОТВЕТЫ

    № задания

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    ответ

    2

    1

    3

    3

    4

    4

    2

    2

    3

    3

    Поурочные разработки по русскому языку 11 класс — Н. В. Егорова 2016

    Словосочетание. Виды синтаксической связи

    1. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании могущества человека из приведённого ниже предложения.

    В слове ораторы видели главное основание могущества человека.

    2. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании редкая поездка из приведённого ниже предложения.

    Редкая поездка по столице обходится без метро.

    3. Из приведённого ниже предложения выпишите словосочетание со связью «примыкание».

    Подрастающий человек обычно идеализирует жизнь.

    4. Из приведённого ниже предложения выпишите словосочетание со связью «согласование».

    Все лучшие качества человека связаны с верой и верностью.

    Ответы: 1 — управление; 2 — согласование; 3 — обычно идеализирует; 4 — лучшие качества.

    Простое неосложнённое предложение. Грамматическая основа предложения

    1. Укажите предложение, в котором неправильно обозначено сказуемое.

    2. Укажите предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа.

      3. Укажите предложение, в котором есть простое глагольное сказуемое.

      1) Ты едешь в Оренбург служить под его начальством. (А. С. Пушкин)

      2) Маша была необыкновенно хороша в этот миг.

      3) На закате солнце кажется огромным красным шаром.

      4) Енот-полоскун — цирковой артист от природы.

    4. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей предложения?

      В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

      1) было      

      2) было так холодно

      3) отменили      

      4) занятия отменили

    Ответы: 1 — 2; 2 — 2; 3 — 1; 4 — 3.

    Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения

    1. Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

      1) Ласковое слово что солнышко в ненастье.

      2) Она девушка с характером.

      3) Знание сила.

      4) С другом и горе не беда.

    2. Укажите предложение, в котором знаки препинания поставлены неправильно.

      1) Рвать первоцветы — большой вред для природы.

      2) Сердце — не камень.

      3) Тире — разделительный знак, отделяющий один главный член предложения от другого.

      4) Компьютер — электронно-вычислительная машина.

      3. Укажите нераспространённое предложение.

      1) Тёмная ночь.

      2) Жду тебя.

      3) Скоро рассветёт.

      4) Ты был прав.

      4. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

    И золотая пчела на цветке, и разноцветные бабочки, и прыжки воробья на песке — всё веселит мои взоры.

      1) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения

      2) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

      3) первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части

    4) тире стоит между подлежащим и сказуемым

    Ответы: 1 — 3; 2 — 2; 3 — 4; 4 — 1.

    Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения

    1. Укажите двусоставное предложение.

      1) По окончании передачи смотрите новости.

      2) Идёшь, на меня похожий, глаза устремляя вниз. (М. И. Цветаева)

      3) В коридор выходило несколько дверей.

      4) В саду было тихо, прохладно.

    2. Укажите определённо-личное предложение.

      1) Спи ж, пока забот не знаешь, баюшки-баю!

      2) Дни поздней осени бранят обыкновенно… (А. С. Пушкин)

      3) Нам предстоит сдавать экзамены.

      4) Мне нравится, что вы больны не мной. (М. И. Цветаева)

    3. Укажите неполное предложение.

      1) Бросьте притворяться!

      2) Кто сегодня дежурный?

      3) Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

      4) Потемнело в чистом поле.

    Ответы: 1 — 3; 2 — 1; 3 — 3.

    Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения

    1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

    Мы увлеклись игрой () и совсем забыли об уроках.

      1) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна

      2) сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна

      3) сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая

      4) простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая

    2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

    На мокром прибрежном песке мы искали разные сокровища: разноцветные камешки; ракушки, ребристые снаружи и перламутровые внутри; окатанные кусочки стекла.

      1) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание того, о чём говорится в первой части

      2) первая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание того, о чём говорится во второй части

      3) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

      4) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

    3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

      1) Повсюду мох: и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

      2) Пролился первый весенний дождь.

      3) Мама вставала каждый день ни свет, ни заря.

      4) Ветер то стонет, то злится, то воет и ревёт. (Я. С. Лесков)

    4. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

      1) Камыши были неподвижны и как будто дремали.

      2) Скрепя сердце он согласился на столь авантюрное дело.

      3) Месяц чистый и острый стоял над головой. (А. Н. Толстой)

      4) И отец и сын были растроганы.

    Ответы: 1 — 1; 2 — 4; 3 — 3; 4 — 4.

    Вводные слова и предложения. Обращения

    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Наша футбольная команда (1) конечно (2) в неплохой форме (3) однако (4) ей часто не хватает стабильности.

      1) 3, 4

      2) 1, 2, 3

      3) 3

      4) 1, 2, 3, 4

    2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Познакомьтесь (1) дорогие телезрители (2) с прогнозом погоды. На следующей неделе (3) по сообщениям синоптиков (4) ожидаются дожди и грозы.

      1) 1, 2

      2) 1, 2, 3

      3) 3, 4

      4) 1, 2, 3, 4

    3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

      1) Дерево, несомненно, лучший материал для дома.

      2) Согласно прогнозу сейсмологов, возможно, ещё одно землетрясение.

      3) Пора, казалось бы, заканчивать письмо.

      4) Как выражаются моряки, ветер крепчал. (А. П. Чехов)

      4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

      1) Друг мой, друг далёкий, вспомни обо мне! (А. А. Фет)

      2) Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга-матушка. (А. В. Кольцов)

      3) Пылай, камин, в моей пустынной келье. (А. С. Пушкин)

      4) Здравствуйте хмурые дни, горное солнце прощай! (Ю. И. Визбор)

    Ответы: 1 — 2; 2 — 4; 3 — 2; 4 — 4.

    Обособленные члены предложения

    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Засучив рукава (1) отец начал с шумом умываться (2) а мать (3) улыбаясь (4) стояла с полотенцем в руках.

      1) 1, 2

      2) 3, 4

      3) 2

      4) 1, 2, 3, 4

    2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Несколько лет тому назад (1) осматривая Собор Парижской богоматери (2) автор этой книги обнаружил в тёмном закоулке (3) начертанное на стене (4) слово.

      1) 1, 2

      2) 3, 4

      3) 1, 2, 3, 4      

      4) 2, 3

    3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    В эту минуту в залу вошёл (1) насилу передвигая ноги (2) старик высокого роста (3) бледный и худой (4) в халате и колпаке. (А. С. Пушкин)

      1) 1, 2

      2) 3, 4

      3) 1, 2, 3, 4

      4) 2, 3

    4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

      1) Мальчик, как самый лёгкий, оказался на вершине гимнастической пирамиды.

      2) Луна как бледное пятно. (А. С. Пушкин)

      3) Лев известен как царь зверей.

      4) Что ты носишься, как угорелый?

    5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

      1) Тогда, три года назад я больше всего ценил в своём друге такие качества, как сила, ловкость, реакция.

      2) Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко. (Н. А. Некрасов)

      3) Арбенин, герой драмы, став жертвой светских интриг, отравил невинную жену и лишился рассудка.

      4) Вопреки ожиданиям, клёв оказался хорошим.

    Ответы: 1 — 4; 2 — 1; 3 — 3;4 — 4; 5 — 1.

    Сложносочинённое предложение

    1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

      Небо было почти безоблачное ( ) и дул слабый северный ветер.

      1) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна

      2) сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна

      3) сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая

      4) простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая

    2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Тут кто-то позвонил дяде по телефону (1) и (2) чем-то встревоженный (3) он заторопил старика Якова. (А. П. Гайдар)

      1) 1, 2, 3      

      2) 1

      3) 1, 3

      4) 2, 3

      3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

      1) Лучилось солнце, и раскидывалась широкая радуга.

      2) У Димки блеск в глазах пропал и храбрость куда-то улетучилась.

      3) Пламя перебежало на хвою, и, раздуваемое ветром, разгоралось со стонами и свистом. (Б. Н. Полевой)

      4) Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра.

    4. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую.

      1) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. П. Чехов)

      2) Костёр разгорался неохотно и вяло двигались тени вокруг него.

      3) Выберите в меню имя команды отмеченное многоточием и откроется диалоговое окно.

      4) Загремела музыка двери в залу отворились и бал начался.

      Ответы: 1 — 3; 2 — 1; 3 — 3; 4 — 2.

    Сложноподчинённое предложение

    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Все помещики (1) в усадьбах (2) которых гостил Чичиков (3) имеют какую-то одну характерную черту.

      1) 1, 2, 3      

      2) 1

      3) 1, 3

      4) 2, 3

    2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Произведения Солженицына (1) печатать (2) которые долгое время было запрещено (3) сейчас изучаются в школе.

      1) 1, 2, 3      

      2) 1, 3

      3) 1

      4) 2, 3

      3. Укажите предложение с придаточным изъяснительным.

      1) Поэзия Фета — сама природа, которая глядит через человеческую душу.

      2) Предсказать, как повернётся история в дальнейшем, не мог и пророк.

      3) Чтобы Жилин не упал, притянули его ремнём за пояс к татарину и повезли в горы.

      4) Первая мысль, что пришла ему в голову, была мысль о побеге.

      4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

      1) Старый дуб, у которого было обширное потомство, доживал свой век.

      2) За всё, что делает человек, ему придётся ответить.

      3) Солнце зашло за горизонт, и птицы умолкли, когда мы дошли до реки.

      4) Душа, очевидно, слишком потрясена своими волнениями, чтобы быть внимательной к тому, что их вызывает или сопровождает. (Стендаль)

    5. Укажите предложение с параллельным подчинением придаточных.

      1) По радио объявили, что надвигается шторм и суда в море выпускать не будут.

      2) Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.

      3) Когда судно уже вышло в море, выяснилось, что на борту оказались случайные люди.

      4) Мне приснился огромный сад, в котором, когда я был ещё ребёнком, росли сказочно красивые цветы.

    6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Судья предупредил (1) что (2) если шум не прекратится (3) суд будет продолжен при закрытых дверях.

      1) 1, 2, 3      

      2) 1

      3) 1, 3

      4) 1, 2

    Ответы: 1 — 3; 2 — 2; 3 — 2; 4 — 3; 5 — 3; 6 — 1.

    Бессоюзное сложное предложение

    1. Укажите предложение, в котором вместо тире надо поставить двоеточие.

      1) Громко хлопнула дверь — она не обернулась.

      2) Любишь кататься — люби и саночки возить.

      3) Закроешь глаза — вся земля так и поплывёт под ногами. (И. А. Бунин)

      4) Вечером здесь было неуютно — фонари светили тускло и улицы были пусты.

    2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

    Художник изобразил картину осени: неспешно течёт серая река, деревья стоят полуоблетевшие, ветер гонит по низкому небу обрывки туч.

      1) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части

      2) первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части

      3) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

      4) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

      3. Укажите простое предложение с однородными членами.

      1) На столе стоят вырезанные из дерева чудесные фигурки: золотистая уточка, изящный лебедь, гривастый конь.

      2) Была у меня мечта: я очень хотел стать художником.

      3) Пассажиры с вещами сидели на площадках: вещи в вагон не влезали. (К. Г. Паустовский)

      4) Вижу: кто-то скачет на лихом коне. (А. А. Фет)

      4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

      1) Моя просьба такова: я прошу даровать всем пленникам жизнь и свободу. (Ю. Олеша)

      2) Он знает: ошибка — шаг к истине.

      3) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. (И. С. Тургенев)

      4) Лист сухой валится, ночью вегер злится, да стучит в окно. (А. А. Фет)

      Ответы: 1 — 4; 2 — 1;3 — 1; 4 — 4.

    Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Сложные предложения с разными видами связи

    1. Укажите предложение, в котором есть пунктуационные ошибки.

      1) Он (князь Андрей) редко смеялся, но зато когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху. (Л. Н. Толстой)

      2) Я подумал, что если бы мой друг жил чуть ближе, мне не пришлось бы ждать автобус.

      3) Как-то дедушка рассказал Марджи, что, когда он был маленьким, его дедушка говорил ему, будто было время, когда все рассказы и повести печатались на бумаге. (А. Азимов)

      4) Николай Николаевич старается идти рядом с ним, но так как он путается между деревьями и спотыкается, то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку. (А. И. Куприн)

    2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

      1) За окном стемнело, так что, когда я закончил чертёж, брат уже спал.

      2) Естественно, правила приличия требовали, чтобы внешне всё выглядело, как всегда, благопристойно, но я несколько раз спрашивал себя: «Так ли уж трудно собравшимся сохранять спокойствие?» (А. Кристи)

      3) Иван Ильич почувствовал, что, когда все самые важные люди оказались у него в руках, они стали ему безразличны.

      4) Утром альпинисты начали подъём, который как они рассчитывали не был особенно трудным.

    3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Я возражал ей (1) что (2) если для неё и нет опасности (3) она велика для меня (4) ибо рано или поздно я буду узнан (5) и мне постоянно будет угрожать несчастье (6) которое я уже испытал. (А.-Ф. Прево)

      1) 1, 3, 5      

      2) 1, 2, 3, 4, 5

      3) 1, 2, 3, 4, 6

      4) 1, 4, 6

    4. В каком варианте ответа правильно указано количество грамматических основ в предложении?

    Озеро всегда было пустынно, на берегах построек никаких, а на воде лишь изредка появлялась чёрная точка лодки, которая возникала ниоткуда, а потом не двигалась никуда.

      1) 2  

      2) 3

      3) 4

      4) 5

    Ответы: 1 — 2; 2 — 4; 3 — 3; 4 — 3.

    Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

    1. Укажите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.

      1) «Скоро я уезжаю, — сказал он и, помолчав, добавил: — Навсегда».

      2) Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

      3) «Где же спасатели? Времени у них было предостаточно, — решил Кливи. — Почему их ещё нет?» (Р. Шекли)

      4) «Холодновато у вас» — сказал приезжий и, присев на стул, ещё сильнее закутался в медвежью доху.

    2. Укажите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.

      1) Тогда я сказал, что если так, то пускай Гамзат едет в Ташкент.

      2) Но, холодно приняв привет её очей, в лицо перчатку ей он бросил и сказал: «Не требую награды». (Ф. Шиллер)

      3) «Цель энциклопедии — собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей, ныне живущих и передать тем, кто придёт после нас», — писал знаменитый французский философ и писатель Дени Дидро.

      4) «Я провожу тебя, если ты боишься, — сказал он ей. — Ты мне позволишь идти подле себя?» (А. С. Пушкин)

    Ответы: 1 — 4; 2 — 3.

    Синтаксические нормы

    1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

      1) Эта музыка, к которой я никогда не мог оставаться равнодушным, снова поразила меня.

      2) В центре романа — герой, который противостоит обществу и вступает в конфликт с ним.

      3) Приложение — особый вид определения, который выражен существительным или словосочетанием.

      4) Хлынул дождь, и мы бросились к сараю, который стоял на краю села.

    2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

      1) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

      2) Трудно найти решение, которое бы всех устроило.

      3) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

      4) Сохраните файлы, которые вам нужны.

    3. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

      1) Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.

      2) Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.

      3) В лесу дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой.

      4) Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным.

    4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

    Осуществив заказ товаров, …

      1) …заказанные Вами товары доставляются нами в указанное вами место и время для того, чтобы вы могли с ними ознакомиться и принять решение о покупке.

      2) …вы не принимаете на себя никаких обязательств по их покупке.

      3) …мы привезём их вам на дом.

      4) …их список уже нельзя изменить.

    Ответы: 1 — 1; 2 — 2; 3 — 3; 4 — 2.

    ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

    Елена Владимировна Жуковская – автор
    книги «Итоговые тесты по русскому языку и
    культуре речи» (М.: Флинта: Наука, 2003) предлагает
    вашему вниманию два варианта (комплекта)
    итоговых тестов по русскому языку. Каждый из этих
    комплектов представляет собой сбалансированный
    тест, по которому можно провести аттестационный
    контроль учащихся.
    Тесты Е.В. Жуковской уже публиковались в газете
    «Русский язык» № 2/2003.

    Е.В. ЖУКОВСКАЯ,
    г. Калуга


    Контрольные тесты по русскому языку

    Старшие классы

    Экзаменационная работа по русскому
    языку состоит из комплекса тестовых заданий
    различной степени сложности, которые отражают
    такие тематические разделы школьной программы,
    как морфология, орфография, лексика, фонетика,
    словообразование.
    Каждое тестовое задание содержит условие
    (вопрос) и четыре варианта ответа, среди которых
    только один правильный. Задания ориентированы на
    быстрое решение (на выполнение самого
    трудоемкого задания отводится не более 4 минут).
    На выполнение тестирования отводятся 60 минут.
    Советуем выполнять задания в том порядке, в
    котором они даны. Если какое-то задание вызывает
    у вас затруднение, пропустите его и переходите к
    следующему. К пропущенным заданиям можно будет
    вернуться, если у вас останется время.

    Рекомендуемое соответствие оценки и
    числа выполненных заданий:

    • «отлично» – не более 4 ошибок;

    • «хорошо» – не более 10 ошибок;

    • «удовлетворительно» – не более 16
      ошибок;

    • «неудовлетворительно» – 17 ошибок и
      более.

    Дополнительное задание
    (сочинение-рецензия по тексту) оценивается как
    творческая работа.

    ТЕСТ № 1

    1. Отметьте номер слова с приставкой пре-:

    1) пр_открыть,
    2) пр_следование,
    3) пр_ключение,
    4) пр_готовление.

    2. В каком примере не пишется
    раздельно?

    1) (не)стерпимая боль,
    2) поступить крайне (не)осторожно,
    3) купил (не)дорогой, но красивый костюм,
    4) далеко (не)легкое дело.

    3. Отметьте номер предложения, в
    котором на месте пропуска ставится запятая:

    1) Однажды Лебедь, Рак_ да щука везти с
    поклажей воз взялись.
    2) И берег_ и море молчали.
    3) Большой город притягивал своей мощью,
    жизненностью, суетой непрерывных человеческих
    потоков, грохотом трамваев_ и криком сирен
    автомобилей.
    4) Иван Никифорович был ни жив_ ни мертв.

    4. Отметьте номер слова с удвоенной
    согласной:

    1) бал(л)он,
    2) ал(л)юминий,
    3) драм(м)а,
    4) рес(с)урс.

    5. В каком слове пропущена буква о?

    1) ж_лудь,
    2) печ_ный,
    3) реш_тка,
    4) холщ_вый.

    6. Лексическое значение какого слова
    определено неверно?

    1) Мякина – мягкая часть печеного
    хлеба, хлебных изделий.
    2) Озимь – всходы засеваемых осенью хлебов.
    3) Паводок – поднятие уровня воды в реках от
    таяния снега, льда или сильных дождей.
    4) Целина – земля, которую никогда не пахали.

    7. Какое слово пишется через дефис?

    1) (Радио)локация,
    2) (электро)моторный,
    3) (как)никак,
    4) вряд(ли).

    8. Нужны запятые на месте цифр:

    Я люблю подмосковные леса (1) и когда
    они весело шелестят при летнем ветерке (2) и когда
    они (3) заснеженные (4) спокойно спят (5) под
    холодным светом луны.

    1) 1, 2, 3, 4, 5,
    2) 1, 2, 3, 4,
    3) 2, 3, 4, 5,
    4) 2, 3, 4.

    9. В каком ряду во всех словах пропущена
    одна и та же буква?

    1) Тр_пинка, накл_нение, н_тариус,
    затв_рить.
    2) Ж_лет, соч_тать, ж_тон, пр_небрежение.
    3) Ц_ган, без_нициативный, акац_я, опазд_вать.
    4) Досух_, сорок_летие, р_зыграть, сорок_ножка.

    10. Отметьте номер предложения с
    пунктуационной ошибкой:

    1) Быстро, чтобы орлы не проведали об
    укрытом олене, я поспешил к Лувену.
    2) Из всего сказанного следует, что после каждого
    выстрела, если тетерев не упал надобно смотреть
    за ним, пока он не улетит с глаз.
    3) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись
    рядами болота и длинные озерки, которые были
    отделены друг от друга песчаными волами.
    4) Проводник молча указал на клочья тумана,
    которые появились в горах и, точно привидения,
    бродили по лесу.

    11. Пишется без ъ:

    1) фельд(ъ)егерь,
    2) аэрос(ъ)емка,
    3) двух(ъ)ярусный,
    4) четырех(ъ)элементный.

    12. Укажите пример с ошибкой в
    образовании грамматической формы слова:

    1) он невежествен,
    2) барсучьи норы,
    3) не имеет право,
    4) полон впечатлений.

    13. В каком случае возможно только одно
    написание?

    1) Щ(и/е)пать,
    2) пр(и/е)клоняться,
    3) за(то),
    4) надума(н/нн)ый.

    14. В каком словосочетании тип связи
    слов – управление?

    1) Покупка дома,
    2) второй номер,
    3) учиться рисовать,
    4) это дерево.

    15. В каком слове буква т,
    заключенная в скобки, не пишется?

    1) Словес(т)ный,
    2) корыс(т)ный,
    3) завис(т)ливый,
    4) ус(т)ный.

    16. В каком слове ударение на первом
    слоге?

    1) Цыган,
    2) щавель,
    3) баловать,
    4) принят.

    17. В каком предложении на месте
    пропуска нужно поставить тире?

    1) Сержусь-то я на самого себя_ сам
    кругом виноват.
    2) Тут открылась картина довольно занимательная_
    широкая сакля, крыша которой опиралась на два
    закопченных столба, была полна народа.
    3) Ввысь взлетает Сокол_ жмется Уж к земле.
    4) Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость и
    прямая честь.

    18. В каком примере в суффиксе пишется нн?

    1) сеян_ая мука,
    2) некошен_ый луг,
    3) девочка избалован_а,
    4) дорога пустын_а.

    19. Отметьте номер слова, где на месте
    пропуска пишется звонкая согласная:

    1) моло_ьба,
    2) стру_ка,
    3) чере_чур,
    4) ни_провергать.

    20. В каком предложении чужая речь
    оформлена неверно?

    1) «Ну, хорошо, хорошо! – засмеялась
    Валя – я никому не скажу».
    2) «Я ваш ординатор, – сказала она, – сегодня
    дежурю».
    3) «Наше присутствие на местах в такой
    напряженный момент необходимо, – закончил
    Борташев. – Я выезжаю завтра».
    4) Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у
    меня будут гости из города».

    21. К какому слову неверно подобран
    синоним?

    1) Глаза – очи,
    2) блестела – сверкала,
    3) монумент – пьедестал,
    4) ярость – гнев.

    22. Какое слово неверно разбито для
    переноса?

    1) Ра-звя-зать,
    2) ра-зыс-кать,
    3) со-жженный,
    4) подъ-езд.

    23. В каком примере на месте пропуска
    пишется ни?

    1) Кто н_ проклинал станционных
    смотрителей, кто с ними н_ бранивался?
    2) Сын поцеловал мать, и н_ смотря на нее, н_
    оборачиваясь, вышел из комнаты.
    3) Казак на север держит путь, казак н_ хочет
    отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при
    опасной переправе.
    4) Как н_ придумывал Манилов, как ему быть и что
    делать, но ничего другого не мог придумать, как
    только выпустить изо рта оставшийся дым очень
    тонкою струею.

    24. В каком ряду во всех словах пишется ь?

    1) Роскош(ь), пореж(ь)те, рубеж(ь),
    достич(ь);
    2) желч(ь), вос(ь)мью, съеш(ь)те, наотмаш(ь);
    3) вскач(ь), лиш(ь), фонар(ь)щик, невмоч(ь);
    4) вер(ь)фи, брит(ь)ся, фальш(ь), приготов(ь)те.

    25. В каком предложении на месте
    пропуска запятая не ставится?

    1) Конечно_ не один Евгений смятенье
    Тани видеть мог.
    2) К счастью_ на всем своем протяжении река имеет
    большую глубину.
    3) Мы не надеялись никогда более встретиться,
    однако_ встретились.
    4) Как хорошо ты_ о море ночное!

    26. Отметьте номер слова с
    орфографической ошибкой:

    1) спуститься в долину,
    2) быть старожилом,
    3) посвятить фонарем,
    4) умолять о помощи.

    27. В каком слове количество букв и
    звуков совпадает?

    1) Баян,
    2) предмет,
    3) праздник,
    4) возьмем.

    28. Какой пример не соответствует
    нормам литературного языка?

    1) Охотничьи заботы и мечты овладели
    моим воображением.
    2) На изготовление лодок ушло четверо суток.
    3) У Губарева была привычка постоянно расхаживать
    взад и вперед, то и дело подергивая и почесывая
    бороду.
    4) Я попросил товарища внести свой чемодан в
    вагон.

    29. Отметьте номер слова, где написание
    раздельное:

    1) Что(бы) вода не залила огонь, пришлось
    подкладывать в костры больше дров.
    2) Никита повернул (на)право, к речке.
    3) (В)следствие сырой и прохладной весны зелень
    сохранила свою свежесть до начала июля.
    4) У меня то(же) серое пальто, в котором вы меня
    видели в прошлом году.

    30. В каком слове пропущена буква ю?

    1) Зрители смотр_т,
    2) готов_щийся к зачету студент,
    3) знамена ре_т,
    4) ненавид_щий взгляд.

    31. В каком предложении нужно поставить
    двоеточие (знаки препинания в предложениях не
    расставлены)?

    1) Ничего не заметно было оживляющего
    картину ни отворяющихся дверей ни выходивших
    откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот
    дома.
    2) Много снега много хлеба.
    3) Надежду и пловца все море поглотило.
    4) В поле в роще в воздухе всюду царствовало
    безмолвие.

    32. Отметьте пример, в котором
    подчеркнутое слово пишется с прописной (большой)
    буквы:

    1) Государственная Третьяковская (г)алерея;
    2) Большой зал Московской (к)онсерватории;
    3) Дальний (в)осток;
    4) Ломоносовские (ч)тения.

    33. В каком предложении на месте
    пропуска запятая не ставится?

    1) Струйки дыма вились в ночном воздухе_
    полном влаги и свежести моря.
    2) Доносившийся снизу_ шум моря говорил о покое.
    3) Держа кувшин над головой_ грузинка узкою тропой
    сходила к брегу.
    4) Как истинный художник_ Пушкин не нуждался в
    выборе поэтических предметов для своих
    произведений, но для него все предметы были равно
    исполнены поэзии.

    34. Отметьте номер слова, где написание
    с не слитное:

    1) Капля (не)велика, а камень разрушает.
    2) Капля (не)велика, а мала.
    3) На столе лежала (не)прочитанная, а лишь
    просмотренная книга.
    4) На столе лежала (не)прочитанная мною книга.

    35. «Соединения типа метана могут
    выделяться и при вулканической деятельности, но
    тот факт, что они неизменно связаны с “темными”
    морями, т.е. с самой почвой планеты, и что они
    присутствуют в спектре всякой растительности,
    несомненно, укрепляет позиции защитников
    органической жизни на Марсе».
    Приведенный ниже текст относится к следующему
    стилю речи:

    1) официально-деловому,
    2) научному,
    3) публицистическому,
    4) художественному.

    Прочитайте предложения А, Б, В, Г и
    выполните задания 36–40.

    (A) Всю ночь соловьиные трели будоражат
    чуткий сон лесных обитателей, пребывающих в
    таком же приподнятом настроении.
    (Б) На рассвете их будит кукушка.
    (B) В последние дни мая расцветает шиповник,
    распускаются гроздья сирени нежно-розовые кисти
    которой переваливаются за деревянную ограду
    сада.
    (Г) В лесу раздается беспрестанно разноголосый
    птичий гомон.

    36. В каком порядке должны следовать
    предложения, чтобы получился текст?

    1) ГАБВ,
    2) BБГA,
    3) БВАГ,
    4) АВБГ.

    37. Определите стиль и тип речи
    приведенного выше текста:

    1) разговорный стиль, повествование;
    2) публицистический стиль, рассуждение;
    3) художественный стиль, повествование;
    4) научный стиль, рассуждение.

    38. Найдите ошибочное утверждение о
    предложениях текста:

    1) Предложение А – простое предложение
    с обособленным определением.
    2) Предложение Б – простое распространенное
    предложение.
    3) Предложение В – сложное предложение, состоит
    из трех простых.
    4) Предложение Г – простое предложение с
    однородными определениями.

    39. У какого слова из текста неправильно
    определены грамматические признаки?

    1) Беспрестанно – наречие;
    2) нежно-розовые – сложное прилагательное;
    3) обитателей – существительное в
    творительном падеже;
    4) соловьиные – относительное
    прилагательное.

    40. Укажите предложение с
    пунктуационной ошибкой:

    1) А,
    2) Б,
    3) В,
    4) Г.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

    Напишите сочинение-рецензию по этому
    тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной
    автором. Оцените языковое оформление текста:
    стиль, композицию, отбор языковых средств.

    НЕТ КОНЦА МИРУ…

    Теперь конец сентября, но ветлы еще не
    пожелтели. Зато из-за домов, с задворков,
    проглядывают верхушки желтых и багрово-красных
    деревьев.
    Травка, которой заросло все село, тоже, как и
    ветлы, была бы совершенно зеленая, если бы старые
    липы, растущие в огороде, не начали ронять
    пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный
    ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить
    все село, и теперь уж сквозь опавшие листья
    проглядывает зелень травы.
    Среди желто-зеленого яркая, мокрая, черная
    поблескивает неширокая проезжая дорога.
    В небе какое-то странное сочетание наивной
    голубизны и темных, аспидных туч.
    Временами проглядывает яркое солнце, и тогда еще
    чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки
    неба, еще желтее листва, еще зеленее трава, еще
    чернее дорога, еще более проглядывает сквозь
    полуопавшие липы старенькая колокольня.
    Если с этой колокольни, забравшись по
    полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть
    теперь во все стороны белого света, то сразу
    расширится кругозор: мы охватим взглядом весь
    холм, на котором стоит Олепино, увидим, может
    быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни,
    стоящие по речке, крутое полукружие леса,
    подковой охватившее весь пейзаж: и село, и реку, и
    деревню, и то черные, то желтые, то нежно, не
    по-осеннему зеленые поля.
    Нет конца миру. Воображение может поднять нас
    повыше колокольни, тогда вновь раздадутся
    горизонты, и село, которое только было вокруг нас,
    покажется как бы из игрушечных домиков,
    сбившихся в небольшую стайку посреди земли,
    имеющей заметную планетарную кривизну.
    Мы увидим, что земля оплетена множеством
    тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят
    к городам, которые с нашей высоты можно теперь
    увидеть.

    (По В.Солоухину)

    Ответы:

    1 – 2); 2 – 4); 3 – 2); 4 – 1); 5 – 4); 6 – 1); 7 – 3); 8
    – 4); 9 – 1); 10 – 2); 11 – 4); 12 – 3); 13 – 4); 14 – 1); 15 – 1); 16 –
    4); 17 – 3); 18 –4); 19 – 2); 20 – 1); 21 – 3); 22 – 1); 23 – 4); 24 – 2);
    25 – 3); 26 – 3); 27 – 2); 28 – 4); 29 – 4); 30 – 3); 31 – 1); 32 – 3); 33
    – 2); 34 – 1); 35 – 2), 36 – 1); 37 – 3); 38 – 4); 39 – 3) 40 – 3).

    ТЕСТ № 2

    1. В каком слове пропущен ь?

    1) Январ(ь)ский,
    2) еш(ь)те,
    3) блестящ(ь),
    4) бан(ь)щик.

    2. В каком примере в суффиксе пишется нн?

    1) Ветрян_ая мельница,
    2) книга иллюстрирован_а,
    3) стадо испуган_о,
    4) печен_ый в золе.

    3. В каком слове допущена
    орфографическая ошибка?

    1) Запаздать,
    2) воображение,
    3) угрожать,
    4) нагромождать.

    4. Какой ряд синонимов составлен
    неверно?

    1) Всадник, наездник, верховой, конный;
    2) краснеть, рдеть, алеть, румяниться;
    3) ошибка, оплошность, погрешность, промах;
    4) злой, лихой, плохой, ужасный.

    5. В каком слове букв больше, чем звуков?

    1) Богатый,
    2) утреннее,
    3) вьюга,
    4) просьба.

    6. Пишется частица не:

    1) Н_ один человек не пришел.
    2) Н_ она ли это?
    3) Н_ дать н_ взять.
    4) Откуда н_ возьмись.

    7. В каком предложении на месте
    пропуска запятая не ставится?

    1) Дрова как будто и сухи_ да не играет
    печка.
    2) Обе женщины хитрили_ и ни одна не начинала
    нужный разговор.
    3) День был невинен_ и ветер был свеж.
    4) В июле на юге вечера наступают рано_ и воздух
    темнеет быстро.

    8. Укажите пример, в котором
    употребление прописной буквы неверно:

    1) Организация Объединенных Наций;
    2) Герой Российской Федерации;
    3) Западная Сибирь;
    4) Государственная Третьяковская Галерея.

    9. Укажите предложение с
    пунктуационной ошибкой:

    1) Несмотря на ранний час, многие
    лицеисты не спали.
    2) Самая речь полковника, скупая на слова, никогда
    не отличалась определенностью.
    3) Должно быть, за пеленой облаков взошла луна.
    4) Ведущая вверх, тропинка сильно петляла.

    10. Пишется раздельно:

    1) (двадцати)(пяти)тысячный,
    2) (пол)десятого,
    3) (четверть)финал,
    4) (три)(тысячи)пятнадцатый.

    11. Часть речи определена неверно:

    Как вольно дышит грудь, как будто
    движутся челны, как крепнет весь человек,
    охваченный свежим дыханием весны.

    1) Вольно – наречие;
    2) весь – местоимение;
    3) охваченный – прилагательное;
    4) дыханием – существительное.

    12. В каком слове приставка
    оканчивается на ?

    1) Во_награждать,
    2) бе_шумный,
    3) ра_жечь,
    4) и_мучить.

    13. Пишется о:

    1) алыч_вый,
    2) перч_ный,
    3) затуш_вывать,
    4) никч_мный.

    14. В каком предложении нужно поставить
    двоеточие (знаки препинания в предложениях не
    расставлены)?

    1) Карнизы и наличники дома калитка и
    ворота все было в узорах.
    2) Вскоре мне улыбнулось счастье нашелся сын.
    3) Дожди размыли горные дороги ехать было трудно.
    4) Снег становился все белее и ярче так что ломило
    глаза.

    15. Укажите, в каком слове допущена
    ошибка:

    1) щавель,
    2) парашютный,
    3) малышы,
    4) щуриться.

    16. Укажите неверное утверждение о
    количестве букв и звуков в словах:

    1) въезд – 5 букв, 5 звуков;
    2) вечный – 6 букв, 7 звуков;
    3) просьба – 7 букв, 6 звуков;
    4) доброе – 6 букв, 7 звуков.

    17. В каком слове пропущен
    разделительный ъ?

    1) контр(ъ)аргумент,
    2) гил(ъ)отина,
    3) пред(ъ)юбилейный,
    4) с(ъ)узить.

    18. В каком предложении знаки
    препинания расставлены неверно?

    1) По окончании трудов Петр вынул
    карманную книжку, дабы справиться, все ли им
    предполагаемое на сей день исполнено.
    2) Пускай ты умер, но в сердце смелых и сильных
    духом, всегда ты будешь живым примером.
    3) Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский
    язык и русская обстановка доставляли ему большое
    удовольствие.
    4) Тетка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так
    как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем
    скорее наступит утро.

    19. Укажите слово с орфографической
    ошибкой:

    1) раззвонить,
    2) чересчур,
    3) изчезнуть,
    4) дислокация.

    20. В каком слове ударение падает на
    третий слог?

    1) Закупорить,
    2) зимовщик,
    3) каучук,
    4) красивее.

    21. В каком предложении на месте
    пропуска запятая не ставится?

    1) Казалось, настало время, когда каждая
    минута словно вечность_ и не надо ждать иной.
    2) Сам он не увеличил отцовского состояния_ ибо
    был, как говорится, жуир, эпикуреец на русский
    лад.
    3) Уж коли задался человек идеей_ то ничего не
    поделаешь.
    4) Мне не хотелось домой_ да и незачем было идти
    туда.

    22. Чужая речь в предложении передана
    неверно:

    1) Я спросил брата, принес ли он книгу.
    2) Мамаев объяснил, что сидит здесь шесть часов.
    3) Какой аромат, граждане, какой упоительный
    аромат, говорил старик.
    4) Гаврила вдруг спросил, где снасть.

    23. Отметьте номер слова, лексическое
    значение которого определено неверно.

    1) Блик – отблеск света или световое
    пятно на темном фоне.
    2) Аллея – дорога, по обеим сторонам которой
    посажены деревья.
    3) Репродукция – картина, отпечатанная в
    типографии.
    4) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных
    изделий.

    24. Пишется слитно:

    1) вслед (за)тем раздался выстрел,
    2) выслушивать одно и то(же),
    3) было (от)чего печалиться,
    4) (за)тем и пришел, чтобы получить нужные
    сведения.

    25. Найдите ошибочное утверждение о
    предложении:

    Давай вдвоем песенку споем.

    1) Предложение простое,
    неопределенно-личное;
    2) главный член предложения сказуемое давай
    спое
    ;
    3) предложение распространенное;
    4) вид связи в словосочетании споем песенку –
    управление.

    26. Отметьте неверно образованную форму
    множественного числа:

    1) кучера,
    2) сторожа,
    3) жернова,
    4) инженера.

    27. В каком ряду во всех словах
    пропущена одна и та же буква?

    1) З_ницы, yд_py, ж_лейка, пр_небречь;
    2) к_бура, несг_раемый (шкаф), воз_бновить,
    заг_ловок;
    3) вя_кое (болото), бе_дельник, чере_полосица,
    и_зябнуть;
    4) без_нициативный, от_скать, пред_стория,
    сверх_зысканный.

    28. В каком словосочетании вид связи –
    примыкание?

    1) Тотчас наполнило,
    2) ожидание встречи,
    3) наполнило сердце,
    4) наполнило радостью.

    29. Отметьте слово с приставкой пре-:

    1) пр_певать,
    2) пр_кончить,
    3) пр_стегнуть,
    4) пр_возносить.

    30. У какого слова в предложении
    неправильно определены грамматические признаки?

    Мы отдохнули после работы, затем
    пошли в кино.

    1) Мы – личное местоимение;
    2) после – предлог;
    3) затем – союз;
    4) пошли – глагол.

    31. Укажите правильный вариант ответа:

    Ц_фра, возр_ст, ра_ценка, син_ватый,
    засе_л, пред_стория,

    1) и–о–с–и–е–ы,
    2) и–а–з–е–е–и,
    3) ы–а–с–е–я–и,
    4) и–а–с–е–я–ы.

    32. В каком слове пишется нн?

    1) Жеван_ый;
    2) балован_ый ребенок;
    3) вялен_ая рыба;
    4) мы ограничен_ы временем.

    33. В каком примере возможно только одно
    написание?

    1) (В)даль,
    2) (от)того,
    3) ве(з/с)ти,
    4) уже(ли).

    34. В каком случае не пишется
    слитно?

    1) Долг (не)уплачен;
    2) (не)удача привела нас к успеху, а выдержка;
    3) (не)оконченный труд;
    4) сказано (не)(по)русски.

    35. Укажите предложение без
    грамматических ошибок (правильно построенное):

    1) Большинство учеников хорошо сдало
    экзамены.
    2) Школу закончили сорок один человек.
    3) В деревне послышался топот и крики.
    4) Докладчик пытался убедить своих слушателей,
    что будто бы выдвинутые им предложения проверены
    на практике.

    Прочитайте предложения А, Б, В, Г и
    выполните задания 36–40.

    (A) Подует ветер прямо в лицо, все весело
    зашумит и задвижится кругом.
    (Б) Ветерок то просыпался, то утихал.
    (B) Одни кузнечики дружно трещали.
    (Г) Но вот, он опять замер, и все опять стихло.

    36. В каком порядке должны следовать
    предложения, чтобы получился текст?

    1) БАГВ,
    2) АБВГ,
    3) ВГБА,
    4) ГБВА.

    37. Укажите предложение с
    пунктуационной ошибкой:

    1) А,
    2) Б,
    3) В,
    4) Г.

    38. В каком предложении есть слово с
    орфографической ошибкой?

    1) А,
    2) Б,
    3) В,
    4) Г.

    39. У какого слова из текста неправильно
    определены грамматические признаки?

    1) В лицо – существительное,
    неодушевленное, средний род, 2-е склонение, ед.
    число, винительный падеж;
    2) утихал – глагол, несовершенный вид,
    1-е спряжение, прошедшее время;
    3) дружно – прилагательное, качественное,
    краткая форма, средний род, ед. число;
    4) он – местоимение, личное, 3-е лицо, ед. число.

    40. Определите стиль и тип речи данного
    текста:

    1) разговорный стиль, повествование;
    2) публицистический стиль, описание;
    3) художественный стиль, повествование;
    4) научный стиль, рассуждение.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

    Напишите сочинение-рецензию по этому
    тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной
    автором. Оцените языковое оформление текста:
    стиль, композицию, отбор языковых средств.

    ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?

    Это было давно, лет сорок назад. Ранней
    осенью я возвращался с рыбалки по скошенному
    лугу и у небольшой ямки, поросшей тальником,
    увидел птицу. Она услышала меня, испугалась и
    вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь
    набок.
    От мальчишки, как от гончей собаки, не надо
    убегать. Непременно бросится он в погоню,
    разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда,
    живая душа. Я догнал птицу и, слепой от охотничьей
    страсти, захлестал ее сырым удилищем.
    Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы
    бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены
    мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто
    прихваченный морозом лист, болталась.
    Я узнал птицу. Это был коростель, дергач
    по-нашему. Все его друзья дергачи отправились в
    теплые края зимовать, а этот уйти не смог. У него
    не было одной лапки – в сенокос он попал под косу.
    Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже,
    потому я и догнал его.
    Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во
    мне такую жалость, что я стал руками выгребать
    ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру
    загубленную птицу…
    Много лет я живу и всякого навидался. Был на
    войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. Но
    отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за
    речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на
    меня одно застарелое мучение: зачем я убил
    коростеля? Зачем?

    (В.Астафьев)

    Ответы

    1 – 2), 2 – 4), 3 – 1), 4 – 4), 5 – 4), 6 – 2), 7 – 4), 8
    – 4), 9 – 4), 10 – 4), 11 – 3), 12 – 2), 13 – 1), 14 – 2), 15 – 3), 16 –
    2), 17 – 3), 18 – 2), 19 – 3), 20 – 3), 21 – 1), 22 – 3), 23 – 4), 24 –
    4), 25 – 1), 26 – 4), 27 – 2), 28 – 1), 29 – 4), 30 – 3), 31 – 4), 32 –
    2), 33 – 4), 34 – 3), 35 – 3), 36 – 1), 37 – 4), 38 – 1), 39 – 3), 40 –
    3).

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой как заколдованные богатыри поднимались
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой интересно что будут
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой зима ударила морозцем
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой зачем притворяешься ты
  • Укажите предложение с пунктуационной ошибкой есть великие