Укажите предложение с грамматической ошибкой в рассказе попрыгунья

Предложение с ошибкой: В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.

Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 7 (Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления).

Теория: 7 задание ЕГЭ по русскому языку

Разберемся, какая ошибка допущена в предложении и как ее исправить.

Предложение:

В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.

В предложении есть приложение «Попрыгунья», относящееся к определяемому слову «рассказ». Нужно согласовать приложение с определяемым словом (в рассказе «Попрыгунья») или убрать определяемое слово, и тогда форма слова «Попрыгунья» будет зависеть от глагола «осуждает».

Тип ошибки: Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Верный вариант 1:

В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает праздность.

Верный вариант 2:

В «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.

Поделитесь статьей с одноклассниками «В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность – где ошибка».

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Уважайте труд людей, которые вам помогают.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Цели:

  • Образовательные:
    • совершенствование орфографической,
      пунктуационной и речевой грамотности учащихся;
    • повторение сложных вопросов различных разделов
      языкознания;
    • формирование навыков культуры речи;
    • умение использовать теоретические знания по
      синтаксису для грамотного письма;
  • Развивающие:
    • развитие навыков самоконтроля, необходимого
      для выполнения тестов;
    • помощь в преодолении трудностей в выборе
      вариативных конструкций;
  • Воспитательные:
    • формирование верной позиции учащегося,
      зоркости и внимательности в работе над тестовыми
      заданиями;

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • тесты для подготовки к ЕГЭ (Самое полное издание
    реальных заданий ЕГЭ 2008. Русский язык. А.Ю.
    Бисеров, Н.В. Соколова. М.: АСТ: Астрель, 2008. – 174 с.);
  • Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи
    (Учебник для 10-11 классов под редакцией А.И.
    Власенкова, Л.М. Рыбченковой. М.: Просвещение, 2002.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Реализация группового домашнего
задания. Разбор подготовки вопросов по лексике,
морфологии и синтаксису.

III. Слово учителя

– В качестве эпиграфа к нашему уроку я
взяла слова Паустовского. (Приложение
1
, слайд 3)

Слово – единица нашего языка. Слово
можно сравнить с кирпичиком, из которого
строится дом. Два слова, связанных между собой по
смыслу и грамматически – уже словосочетание;
несколько слов, связанных друг с другом, и мы
получаем предложение. Вот об этих особенностях, о
трудностях связи слов в словосочетаниях и
предложениях мы и будем говорить на нашем уроке.

(Приложение 1,
слайд 4)

Замечательные слова сказал о слове, об
этом бесценном даре, нам, людям, Успенский.
А произносить слово нужно уметь точно и
правильно, зная орфоэпические нормы, тем более,
что в части А задание №1 требует владения этими
нормами.
Давайте проведем небольшую орфоэпическую
разминку (Приложение 2).
На листах задание: проставьте ударение. (Приложение 1, слайды 5, 6)

Осуществляет взаимопроверка.
Учащиеся обмениваются работами с соседом по
парте, отмечая ошибки, сверяя их со слайдом на
экране.

IV. Работа по теме урока

– Наша тема связана одновременно и с
синтаксисом и с культурой речи, поэтому на
сегодняшнем уроке мы обратим особое внимание на
те задания в ЕГЭ, которые касаются выбора
грамматически правильного согласования слов
внутри предложения, выбора грамматически
правильного согласования частей предложения,
синтаксической синонимии.
Разберем эти вопросы на примере конкретных
заданий.
Хочется вспомнить слова А.С. Пушкина: «Грамматика
не предписывается законов языку, но изъясняет и
утверждает его обычаи».
Вот об этих «обычаях» и трудностях нашего
синтаксиса мы и поговорим, опираясь на
конкретные задания ЕГЭ.

Синтаксические нормы регулируют
порядок слов в предложении, согласование
подлежащего и сказуемого, определения с
определяемым словом, некоторые случаи
управления построение простых предложений с
однородными членами, причастными и
деепричастными оборотами, связь частей сложного
предложения.
На уроке мы обобщим знания по заданиям ЕГЭ,
связанные с некоторыми трудными вопросами
синтаксических норм.

Вопросы для обсуждения
теоретического материала
(Приложение
1
, слайд 7)

Напомнить учащимся норм управления,
которые имеют важное значение для построения
предложений и словосочетаний.
Это важные теоретические аспекты синтаксиса.
Смешение предложных конструкций, в которых в
качестве управляющих слов используются близкие
по смыслу слова, – одна из наиболее частых
речевых ошибок.

(Приложение 1,
слайд 8)

– Теперь выполним задание на листе по
вариантам; объясните грамматическую ошибку.

1 вариант.

Укажите предложения с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  • Вы оплатили проезд в автобусе?
  • Ученые хотели вникнуть и познать все тайны
    природы.
  • Эти люди не теряли уверенности в успехе, даже
    в случае неудач.
  • Вопреки ожиданиям и установившимся правилам,
    было решено отменить дополнительные каникулы.

2 вариант.

Укажите предложения с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

  • Железнодорожный состав отправился в рейс
    согласно расписанию.
  • В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает
    прежде всего праздность.
  • Одному из героев романа, ищущим смысла жизни,
    открывается путь к внутренней свободе.
  • Кто бы ни приезжал в наш городок, все
    поражались чистоте и опрятности, в какой
    содержатся дворы, улицы, пристань.

Ответы учащихся. (Приложение
1
, слайд 9)

Первый пример 1-го задания (Вы оплатили
проезд в автобусе?
) не содержит ошибки, но
заслуживает внимания. Мы постоянно слышим
подобные фразы в искаженном виде: Оплатите за
проезд
, или У кого еще за проезд не плочено?
и уже так привыкли, что принимаем их как должное.
Здесь нарушены нормы согласования. За проезд
можно заплатить, проезд надо оплачивать.

В примере этого задания под номером 2 ошибка в
управлении в предложении с однородными членами: Ученые
хотели вникнуть и познать все тайны природы.

Первое сказуемое не согласуется с дополнением
тайны. Исправим: Ученые хотели вникнуть (во
что?) в тайны природы и познать (что?) их.
Правильный ответ – 2.
Третий и четвертый примеры без ошибок,
синтаксические нормы соблюдены.
Во 2-м задании ошибка в предложении 3. Правильный
ответ – 3.
Несогласованность часто наблюдается в
предложениях с причастными оборотами.
Исправим наше предложение Одному из героев
(каких?) романа, ищущих смысла жизни,
открывается путь к внутренней свободе.

Синтаксические ошибки весьма широко
распространены в устной и письменной речи и
проникли в средства массовой информации. Вот
несколько наиболее типичных ошибок.
Давайте найдем и исправим эти ошибки. (Приложение
1
, слайд 10)

Обратите внимание на произвольные
предлоги. Запомним: предлоги благодаря, согласно,
вопреки требуют дательного падежа. Предлог благодаря
используется только в положительном смысле.
Предлог «по» употребляется в данных
предложных конструкциях – после чего либо.

Прежде чем выполнить следующее задание,
давайте вспомним нормы управления.

(Приложение 1,
слайды 11, 12)

Ваша задача – выполнить задание на
листочках.

Раскройте скобки, поставив
существительные в нужном падеже с предлогом или
без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить
(развитие), пойти (факультет), доступ (Интернет),
оплатить (проезд), потребность (знания), скучать
(вы), осудить (казнь), удивляться (результаты),
контроль (выполнение), контролировать (ход
лечения), участвовать (выборы), заплатить
(квартира), уверенность (завтрашний день),
рецензия (сочинение).

На слайде представлены правильные
варианты ответов. Сравните свои работы.
(Приложение 1, слайд 13)

Перейдем к следующим заданиям части ЕГЭ.
Задания А4 связаны со знанием правильного
построения предложений с использованием
деепричастных оборотов.

Вспомним классическую фразу Чехова из
рассказа «Жалобная книга». (Приложение
1
, слайд 14)

Вспомним особенности употребления
деепричастных оборотов. (Приложение
1
, слайд 15)

Выполним задания по вариантам.

1 вариант.

Укажите грамматически правильное
продолжение предложения:

Поднявшись на смотровую площадку, …

  • можно увидеть весь город.
  • открывается чудесный вид на город.
  • город виден как на ладони.
  • охватывает волнение при виде открывшихся
    просторов.

2 вариант.

Укажите грамматически правильное
продолжение предложения:

Создавая экологический прогноз, …

  • учитывается состояние окружающей среды города.
  • оформляйте его в виде карты со специальными
    обозначениями.
  • требуются специальные знания.
  • учеными обработан большой статистический
    материал.

Учащиеся отмечают и объясняют
правильные варианты ответа.

Правильные ответы: вариант 1 – №1;
вариант 2 – №2.

– Наконец, выполним задание по
синтаксической синонимии. Что же это такое?
В предложении иногда можно заменить отдельные
слова или словосочетания другими без потери
смысла предложения. Задание А26 связано с такой
заменой.
Я напомню вам правила.

(Приложение 1,
слайды 16-18)

Выполните задания по вариантам

1 вариант.

В каком предложении придаточная часть
сложноподчиненного предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом.

  • Надя повела ребят светлым коридором, окна
    которого выходили в город.
  • Недаром в былые годы из «яблоневого» города
    Курска возили в Европу моченую антоновку,
    которая не раз получала на ярмарках во Франции
    золотые медали.
  • В начале XX века Гламаздино было выкуплено у
    Нелидовых промышленником Заблоцким, который
    преобразовал село в крупный заводской комплекс.
  • У картины есть одна особенность, которая
    отличает ее от других шедевров этого ряда.

2 вариант.

В каком предложении придаточная часть
сложноподчиненного предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом.

  • Усадьба стоит у самой кромке холма, который
    покрыт живописной вековой дубравой.
  • Мне знакомы эти дворы, где весною так сладко
    пахнет сиренью.
  • В конце XIX века имение приобрел курский купец
    Новосильцев, который был последним владельцем
    Лебяжьего.
  • Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом
    Посаде, которую организовало Московское земство
    в 1891 году, во многом обязано своим существованием
    Морозову.

Учащиеся комментируют выбранные
варианты ответов.

Правильные ответы: вариант 1 – №1;
вариант 2 – №2.

(Приложение 1,
слайд 19)

– Таким образом, мы выяснили, какие
задания ЕГЭ требуют знания культуры речи и
синтаксических норм управления. Хочется
закончить наш урок словами Валерия Брюсова.

(Приложение 1,
слайд 20)

– Пусть знания родного языка помогут
вам на экзамене по ЕГЭ.

V. Рефлексия

– Ребята, помогут ли вам знания,
обобщенные и закрепленные на этом уроке при
сдаче ЕГЭ.
– Выражают ли главную мысль урока слова
писателей, лингвистов; дают ли эмоциональный
настрой?

                              ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1.Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова
.

1) Килограмм помидоров;   2)
сделающий;         3) ближайший;      4) в трёхстах метрах.

2. Выберите грамматически правильное
продолжение предло­жения.

Рисуя пейзаж,

1) было летнее утро;

2) должно быть передано настроение;

3) я старался передать свое настроение;

4) подбираются нужные краски.

3. Укажите предложение без
грамматических ошибок (пра­вильно построенное).

1) Наташа Ростова — любимая героиня романа
Толстого «Войны и мира».

2) Прочтите одно из лирических
отступлений, расширя­ющими рамки романа «Евгений Онегин».

3) Шекспир, Лев Толстой, Гоголь создавали
не только типы человека, но и типы эпохи.

4) Схемы показывают и помогают разобраться
в пунктуаци­онном оформлении.

4. Значение какого слова
определено неверно?

1) Аншлаг — объявление у кассы театра, что
все билеты про­даны.

2) Сверстник — товарищ, приятель.

3) Полномочие — право, предоставленное кому-либо на со­вершение
чего-либо.

4) Вирши — стихи, обычно плохие.

5.Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова, напишите правильный вариант:

1) К две тысячи третьему году;     2)
положьте на полку;    3) много вишен;    4) опытные шофёры.

6.Выберите грамматически
правильное продолжение:

Анализируя стихотворный текст,

1) мной был неверно определен размер;

2) помните об особенностях поэтической
речи;

3) у нас завязался спор;

4) часто не учитывается ритм и интонация.

7.Укажите предложение с
грамматической ошибкой.

1) Вы оплатили проезд в автобусе?

2) Ученые хотели вникнуть и познать все
тайны природы.

3) Эти люди не теряли уверенности в успехе
даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся
правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

8.В каком предложении вместо
слова гордыня нужно употре­бить слово гордость!

1) Душа его, наполненная гордыней, устала
от борьбы и са­моутверждения.

2) Радость от успеха незаметно для него
самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.

3) Непомерная гордыня обуяла этого
человека.

4) Новый клуб — гордыня поселка.

9.Каково лексическое значение
слова заглавный:

1) Главный, основной, наиболее
существенный;

2) относящийся к заглавию, являющийся
названием чего-либо;

3) возглавляющий кого- или что-либо;

4) находящийся в центре, в середине
чего-либо.

10.Какое из перечисленных слов
имеет значение «вялый, нахо­дящийся в состоянии глубокого равнодушия»?

1) Скептический;     2) хладнокровный;    
3) аскетичный;     4) апатичный.

11.Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова, напишите правильный вариант:

1) Несколько
помидор;                                         2) очень озяб;

3) до две тысячи двадцать второго
года;           4) старые профессора.

12.Выберите грамматически
правильное продолжение предложения.

Храня память о прошлом,

1) учёным понадобилось много времени на
изучение старинных летописей;

2) монастыри стали неотъемлемой частью
русской истории;

3) изучение истории имеет большое
значение;

4) это помогает лучше понять настоящее.

13.Укажите предложение с
грамматической ошибкой.

1) Железнодорожный состав отправился в
рейс согласно расписанию.

2) В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает
прежде всего праздность.

3) Одному из героев романа, ищущим смысл
жизни, откры­вается путь к внутренней свободе.

4) Кто бы ни приезжал в наш городок, все
поражались чис­тоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

14.В каком предложении вместо
слова одеть нужно употребить слово надеть?

1) Хвойный лес одел все горы и
подошёл вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как
потеплее одеть детей завтра.

3) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу
не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

4) Танцоров одели в национальные
костюмы.

15.Какое из перечисленных слов
имеет значение «человек, ис­пытывающий ненависть к людям»?

1) Меланхолик;    2) максималист;    3)
мизантроп;      4) лицедей.

16.Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова, напишите правильный вариант:

1) В ста семидесяти восьми томах;       2)
кварталы новостроек;

3) шире;                                                   
4) килограмм макаронов.

17.Выберите грамматически
правильное продолжение предло­жения.

Заканчивая своё сочинение,

1) моё мнение не совсем совпадает с
мнением автора рас­сказа;

2) есть одно замечание, которое я хотел бы
высказать;

3) у меня остаётся чувство
неудовлетворённости;

4) я хотел бы сказать, что правильные
мысли часто кажутся нам скучными.

18.Укажите предложение с
грамматической ошибкой.

1) Владельцы недвижимостью — хозяева
квартир — обязаны в срок оплачивать коммунальные услуги.

2) Кто бы ни читал русские легенды, все
запоминают по­этичную историю о невидимом граде Китеже.

3) Лучшие из русских народных сказок,
переведённые на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах.

4) В картине Виноградова «Дом» представлен
образец ин­терьера начала XX века.

19.В каком предложении вместо
слова великий нужно употре­бить величественный?

1) Это великое счастье, когда рядом
друзья.

2) Я считаю, что перед нами великая картина
выдающегося художника.

3) Вот и наступил рассвет, и перед нами
открылись великие и прекрасные перспективы древнего города.

4) Пока друзья были на отдыхе, накопилось великое множе­ство
бытовых проблем и неотложных дел.

20.Какое из перечисленных слов
имеет значение «презритель­но-надменный»?

1) Энергичный;      2) фамильярный;     3)
невоспитанный;     4) высокомерный.

21.Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова, напишите правильный вариант:

1) В двух тысяч четвёртом году;      2)
бдительные сторожа;   3) десять солдат;      4) глубже.

22.Выберите грамматически
правильное продолжение предло­жения.

Потребляя небольшое количество топлива,

1) сберегаются энергоресурсы;

2) машина может развивать высокую
скорость;

3) решается задача энергосбережения;

4) одно из достоинств машины —
экономичность.

23.Укажите предложение с
грамматической ошибкой.

1) По приезду в Петербург экскурсанты
сразу же отправи­лись в Эрмитаж.

2) Некоторые из писем, написанных А.
Островским накануне его отъезда в Щелыково, хранятся в московском музее драма­турга.

3) Все, кто интересуется театром, знают
имя Алексея Бахру­шина — основателя музея истории театра.

4) В картине «Спящий пастушок» Венецианову
удалось пе­редать всю прелесть неяркой русской природы.

24.В
каком предложении вместо слова гуманный нужно употре­бить гуманитарный?

1) Оба брата были чрезвычайно
обходительными с людьми, и вообще очень гуманными и добрыми.

2) Мне кажется, что и у вас, судя по
всему, больше склонно­сти не к точным наукам, а к гуманным.

3) В студии этого великого мастера царили
искренность и гуманная, тончайшая правда человеческих
переживаний.

4) Русская литература подарила много
выдающихся произ­ведений, глубоко гуманных, мудрых, истинно
прекрасных.

25.Какое из перечисленных слов
имеет значение «постепенное ухудшение, снижение каких-либо

качеств, упадок»?

1) Революция;    2) деградация;     3)
депрессия;      4) эволюция.

26.Укажите пример с ошибкой в образовании
формы слова, напишите правильный вариант:

1) Назначенные директора;    2) шесть
свечей;    3) длиннее его; 4) в четырёхсот семидесяти шести книгах.

27.Выберите грамматически
правильное продолжение предло­жения.

Стараясь убедить читателей,

1) автор иногда бывает слишком
прямолинеен;

2) многое зависит от того, какие примеры
вы приводите;

3) автору не всегда это удаётся;

4) часто достигается обратный результат.

28.Укажите предложение с
грамматической ошибкой.

1) Благодаря душевности, доброте,
взаимопониманию роди­телей в семье всегда царили мир и согласие.

2) В картине Остроухова «Золотой осени»
многоцветие осе­ни собралось в яркий веселый ковер, нарядный орнамент.

3) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, все
знают о не­обычайном расцвете его поэтического таланта в осеннюю пору.

4) В одном из старинных домов,
сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели,
композито­ры и художники.

29.В каком предложении вместо
слова виноватый нужно упот­ребить виновный?

1) Раиса Ивановна, одинокая женщина
преклонных лет, по­пыталась помочь нам, и я вдруг почувствовала себя виноватой
перед ней.

2) Оказалось, что виноватыми в этом
преступлении считают жителей соседнего поселка.

3) Илья смотрел на незнакомца испуганным и
виноватым взглядом.

4) Друзья простили невольную ложь Олега,
но для него са­мым мучительным было чувствовать себя виноватым.

30.Какое из перечисленных слов
имеет значение «человек, за­нимающийся покупкой и продажей подержанных и
старинных книг, печатных изданий»?

1) Библиофил;       2) филателист      3)
букинист;       4) дантист.

31.Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова, напишите правильный вариант:

1) Моложе брата;      2) наши ребяты;   3)
трёхсот шестидесяти пяти граждан;   4) пара тапок.

32.Укажите грамматически
правильное продолжение предло­жения.

Сделавшись 100-50 тысяч лет назад творцом,
художником,

1) у первобытного человека изменилось
сознание;

2) начинается преобразование человека;

3) человек остаётся им и по сей день;

4) возможно, вначале человеком двигали
только практиче­ские цели.

33.Укажите предложение с
грамматической ошибкой.

1) Одним из русских прозаиков, детально
описавшим рус­ский быт, был Иван Шмелев.

2) Все, кто читал пушкинского «Бориса
Годунова», помнят своеобразного представителя бродяжной России — Варлаама.

3) Благодаря искусства Микеланджело
современные худож­ники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои
мысли и чувства.

4) Горячо любящим родную культуру
предстает перед нами Д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном».

34.В каком предложении вместо
слова жизненный нужно упот­ребить житейский?

1) Это были сестры, но жизненные их
пути так разошлись, что они годами не переписывались.

2) Ранняя весна, когда все оживает и
набирается жизненной силы, — таково содержание этой картины.

3) Эта операция нужна по жизненным показаниям.

4) Он мечтал жить вдали от цивилизации,
чтобы уйти от жизненного шума и невзгод.

35.Какое из перечисленных слов
имеет значение «наука, изу­чающая происхождение, материальную и духовную
культуру, особенности быта разных народов мира»?

1) Мифология;     2) география;    3)
этнография;      4) библиография.

36.Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова, напишите правильный вариант:

1) Большие очереди;     2) шестидесятью
двумя рублями      3) выжжет;     4) об аэропорте.

37.Выберите грамматически
правильное продолжение предло­жения.

Придумав способ записи жестов,

1) изменилась бы работа режиссёра и
актёра;

2) сохранились бы многие утраченные
традиции;

3) мы могли бы создать большой «словарь»
жестов каждого народа;

4) это помогло бы общаться людям разных
национальностей.

38.Укажите предложение с
грамматической ошибкой.

1) Благодаря постройке нового тоннеля
движение на дороге стало более интенсивным.

2) Туристы, побывавшие во Дворце съездов,
обратили вни­мание на отличие этого здания от других кремлевских построек.

3) Современные публицисты печатают свои
произведения на страницах журнала «Современник».

4) Все, кто бывали на Белом море, на
севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

39.В каком предложении вместо
слова каменный нужно упот­ребить каменистый!

1) И упало каменное слово на мою
еще живую грудь.

2) Эти сооружения возникли в период
перехода от деревян­ного зодчества к каменному.

3)Мы шли долго в темном лесу по извилистой
каменной тропке.

4) В жаркие июльские дни, когда каменный
город изнывал от солнца, здесь царили тишина и прохлада.

40.В каком предложении вместо
слова информационный нужно употребить информативный!

1) Последние десятилетия характеризуются
широким рас­пространением разнообразных средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили
руководителем новой ин­формационной телепрограммы.

3) Опубликованная в журнале статья
показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.

4) Современные информационные технологии помогают ус­пешно
и быстро решать многие проблемы.

41.Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова, напишите правильный вариант:

1) пара туфель;     2) несколько
полотенец;     3) опытные доктора;   4) около пятиста километров.

42.Укажите грамматически
правильное продолжение предло­жения.

Получив начальное домашнее образование в
Москве,

1) Радищева зачислили в петербургский
Пажеский корпус;

2) двенадцатилетний Радищев поступил в
Пажеский корпус в Петербурге;

3) этого было достаточно для поступления в
Пажеский кор­пус в Петербурге;

4) дальнейшее обучение Радищева проходило
в Петербурге и за границей.

43. В каком предложении вместо
слова вражеский нужно упот­ребить враждебный!

1) Разведчики отправились ночью во
вражеский тыл.

2) Посетитель одарил всех присутствующих
вражеским взглядом.

3) Артиллеристы с первого выстрела подбили
вражеский танк.

4) Во вражеском лагере слышались крики.

44. Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова, напишите правильный вариант:

1) опытные доктора;   2) более пятиста
экземпляров;    3) обеих студенток;    4) оплатить проезд.

45.Укажите грамматически
правильное продолжение предло­жения:

Знакомясь с городом,

1) туристам понравились архитектурные
памятники;

2) мы удивлялись его архитектуре;

3) уже разрабатывался наш дальнейший
маршрут;

4) у нас возникли интересные планы
пребывания в нем.

46.Укажите предложение с
грамматической ошибкой (с нару­шением синтаксической нормы).

1) В вузы поступили сорок один человек.

2) Слово взяла профессор Сотникова.

3) Он был командирован в Москву согласно
приказу.

4) Девочка надела новое пальто.          

47.В каком предложении вместо
слова целый нужно употребить целостный?

1) Необходимо иметь целое представление
о мире.

2) Целые стаи птиц совершают
ежегодную миграцию.

3) Он вернулся с войны целый и
невредимый.

4) Я был готов любить целый мир.

48.Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова, напишите правильный вариант:

1) самый красивый;       3) согласно
приказу;

2) оплотит проезд;        4) обеих
студенток.

49.Укажите грамматически
правильное продолжение предло­жения:

Посещая музеи,

1) запомнятся скульптуры итальянских
мастеров эпохи Воз­рождения;

2) вам будет очень интересно;

3) у вас появится возможность
познакомиться с искусством мастеров живописи;

4) я поражаюсь сложному искусству
мастеров, влюбленных в свою профессию.

50.Укажите предложение с
грамматической ошибкой (с нару­шением синтаксической нормы).

1) На озере Тургояк мы отдыхали всем
классом.

2) В высокой тонкой вазе с удлиненным
горлышком хорошо смотрится букет округлой формы.

3) Он был больной гриппом.

4) Журавли никогда не садятся на деревья и
гнезд на них не вьют.

51.В каком предложении вместо
слова туристический нужно употребить туристский!

1) В туристическом походе мы
познакомились с замеча­тельными людьми.

2) На нашей улице открылось новое туристическое
бюро.

3) Мы с восторгом вспоминали туристическую
поездку по Золотому кольцу России.

4) В походе ученики под гитару пели туристические
песни.

52.Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова, напишите правильный вариант.

1) Грущу по вас;                         
3) пара носков;

2) возле двухсотпятого дома;    4) мой
день рождения.

53.Укажите грамматически
правильное продолжение предло­жения.

Прочитав новую книгу,

1) у меня сразу возникло желание её
перечесть;

2) она мне очень понравилась;

3) у меня появились интересные мысли;

4) я долго размышлял об авторской идее.

54.Укажите предложение с
грамматической ошибкой.

1) По истечении курса обучения слушатели
получили серти­фикаты.

2) Большинство открытий науки вызывают у
нас восхище­ние и восторг.

3) С докладом выступила профессор Шмелёва.

4) Нужно вовремя оплачивать обучение.

55.В каком предложении вместо
слова царственный нужно употребить царский!

1) У графини был поистине царственный вид.

2) Императрица царственным жестом отпустила иностран­ных
послов.

3)Был у матушки Москвы, и у Каспия широкого, и у царственной Невы.

4) В 18 веке произошло укрепление царственной власти.

Укажите предложение без грамматической ошибок.

1) в рассказе «порыгунье» чехов осуждает праздность

2) весь домик был наполнен не только вздохами, но и тревожными скрипами.

3) одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открываются путь к внутренней свободе

4) сочинительный союз употребляются и соединяет однородны члены предложения.

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Укажите предложение без грамматической ошибок. 1) в рассказе «порыгунье» чехов осуждает праздность 2) весь домик был наполнен не только …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Русский язык » Укажите предложение без грамматической ошибок. 1) в рассказе «порыгунье» чехов осуждает праздность 2) весь домик был наполнен не только вздохами, но и тревожными скрипами.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Килограмм помидоров; 2) сделающий; 3) ближайший; 4) в трёхстах метрах.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Рисуя пейзаж,

1) было летнее утро;

2) должно быть передано настроение;

3) я старался передать свое настроение;

4) подбираются нужные краски.

3. Укажите предложение без грамматических ошибок (пра­вильно построенное).

1) Наташа Ростова — любимая героиня романа Толстого «Войны и мира».

2) Прочтите одно из лирических отступлений, расширя­ющими рамки романа «Евгений Онегин».

3) Шекспир, Лев Толстой, Гоголь создавали не только типы человека, но и типы эпохи.

4) Схемы показывают и помогают разобраться в пунктуаци­онном оформлении.

4. Значение какого слова определено неверно?

1) Аншлаг — объявление у кассы театра, что все билеты про­даны.

2) Сверстник — товарищ, приятель.

3) Полномочие — право, предоставленное кому-либо на со­вершение чего-либо.

4) Вирши — стихи, обычно плохие.

5.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) К две тысячи третьему году; 2) положьте на полку; 3) много вишен; 4) опытные шофёры.

6.Выберите грамматически правильное продолжение:

Анализируя стихотворный текст,

1) мной был неверно определен размер;

2) помните об особенностях поэтической речи;

3) у нас завязался спор;

4) часто не учитывается ритм и интонация.

7.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Вы оплатили проезд в автобусе?

2) Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.

3) Эти люди не теряли уверенности в успехе даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

8.В каком предложении вместо слова гордыня нужно употре­бить слово гордость!

1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и са­моутверждения.

2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.

3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.

4) Новый клуб — гордыня поселка.

9.Каково лексическое значение слова заглавный!

1) Главный, основной, наиболее существенный;

2) относящийся к заглавию, являющийся названием чего-либо;

3) возглавляющий кого- или что-либо;

4) находящийся в центре, в середине чего-либо.

10.Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, нахо­дящийся в состоянии глубокого равнодушия»?

1) Скептический; 2) хладнокровный; 3) аскетичный; 4) апатичный.

11.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Несколько помидор; 2) очень озяб;

3) до две тысячи двадцать второго года; 4) старые профессора.

12.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Храня память о прошлом,

1) учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей;

2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории;

3) изучение истории имеет большое значение;

4) это помогает лучше понять настоящее.

13.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

2) В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.

3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, откры­вается путь к внутренней свободе.

4) Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чис­тоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

14.В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово надеть?

1) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

15.Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, ис­пытывающий ненависть к людям»?

1) Меланхолик; 2) максималист; 3) мизантроп; 4) лицедей.

16.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) В ста семидесяти восьми томах; 2) кварталы новостроек;

3) шире; 4) килограмм макаронов.

17.Выберите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Заканчивая своё сочинение,

1) моё мнение не совсем совпадает с мнением автора рас­сказа;

2) есть одно замечание, которое я хотел бы высказать;

3) у меня остаётся чувство неудовлетворённости;

4) я хотел бы сказать, что правильные мысли часто кажутся нам скучными.

18.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Владельцы недвижимостью — хозяева квартир — обязаны в срок оплачивать коммунальные услуги.

2) Кто бы ни читал русские легенды, все запоминают по­этичную историю о невидимом граде Китеже.

3) Лучшие из русских народных сказок, переведённые на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах.

4) В картине Виноградова «Дом» представлен образец ин­терьера начала XX века.

19.В каком предложении вместо слова великий нужно употре­бить величественный?

1) Это великое счастье, когда рядом друзья.

2) Я считаю, что перед нами великая картина выдающегося художника.

3) Вот и наступил рассвет, и перед нами открылись великие и прекрасные перспективы древнего города.

4) Пока друзья были на отдыхе, накопилось великое множе­ство бытовых проблем и неотложных дел.

20.Какое из перечисленных слов имеет значение «презритель­но-надменный»?

1) Энергичный; 2) фамильярный; 3) невоспитанный; 4) высокомерный.

21.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) В двух тысяч четвёртом году; 2) бдительные сторожа; 3) десять солдат; 4) глубже.

22.Выберите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Потребляя небольшое количество топлива,

1) сберегаются энергоресурсы;

2) машина может развивать высокую скорость;

3) решается задача энергосбережения;

4) одно из достоинств машины — экономичность.

23.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправи­лись в Эрмитаж.

2) Некоторые из писем, написанных А. Островским накануне его отъезда в Щелыково, хранятся в московском музее драма­турга.

3) Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахру­шина — основателя музея истории театра.

4) В картине «Спящий пастушок» Венецианову удалось пе­редать всю прелесть неяркой русской природы.

24.В каком предложении вместо слова гуманный нужно употре­бить гуманитарный?

1) Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень гуманными и добрыми.

2) Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонно­сти не к точным наукам, а к гуманным.

3) В студии этого великого мастера царили искренность и гуманная, тончайшая правда человеческих переживаний.

4) Русская литература подарила много выдающихся произ­ведений, глубоко гуманных, мудрых, истинно прекрасных.

25.Какое из перечисленных слов имеет значение «постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств, упадок»?

1) Революция; 2) деградация; 3) депрессия; 4) эволюция.

26.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Назначенные директора; 2) шесть свечей; 3) длиннее его; 4) в четырёхсот семидесяти шести книгах.

27.Выберите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Стараясь убедить читателей,

1) автор иногда бывает слишком прямолинеен;

2) многое зависит от того, какие примеры вы приводите;

3) автору не всегда это удаётся;

4) часто достигается обратный результат.

28.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию роди­телей в семье всегда царили мир и согласие.

2) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осе­ни собралось в яркий веселый ковер, нарядный орнамент.

3) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, все знают о не­обычайном расцвете его поэтического таланта в осеннюю пору.

4) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композито­ры и художники.

29.В каком предложении вместо слова виноватый нужно упот­ребить виновный?

1) Раиса Ивановна, одинокая женщина преклонных лет, по­пыталась помочь нам, и я вдруг почувствовала себя виноватой перед ней.

2) Оказалось, что виноватыми в этом преступлении считают жителей соседнего поселка.

3) Илья смотрел на незнакомца испуганным и виноватым взглядом.

4) Друзья простили невольную ложь Олега, но для него са­мым мучительным было чувствовать себя виноватым.

30.Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, за­нимающийся покупкой и продажей подержанных и старинных книг, печатных изданий»?

1) Библиофил; 2) филателист 3) букинист; 4) дантист.

31.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Моложе брата; 2) наши ребяты; 3) трёхсот шестидесяти пяти граждан; 4) пара тапок.

32.Укажите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Сделавшись 100-50 тысяч лет назад творцом, художником,

1) у первобытного человека изменилось сознание;

2) начинается преобразование человека;

3) человек остаётся им и по сей день;

4) возможно, вначале человеком двигали только практиче­ские цели.

33.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Одним из русских прозаиков, детально описавшим рус­ский быт, был Иван Шмелев.

2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят своеобразного представителя бродяжной России — Варлаама.

3) Благодаря искусства Микеланджело современные худож­ники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

4) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном».

34.В каком предложении вместо слова жизненный нужно упот­ребить житейский?

1) Это были сестры, но жизненные их пути так разошлись, что они годами не переписывались.

2) Ранняя весна, когда все оживает и набирается жизненной силы, — таково содержание этой картины.

3) Эта операция нужна по жизненным показаниям.

4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти от жизненного шума и невзгод.

35.Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изу­чающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?

1) Мифология; 2) география; 3) этнография; 4) библиография.

36.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Большие очереди; 2) шестидесятью двумя рублями 3) выжжет; 4) об аэропорте.

37.Выберите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Придумав способ записи жестов,

1) изменилась бы работа режиссёра и актёра;

2) сохранились бы многие утраченные традиции;

3) мы могли бы создать большой «словарь» жестов каждого народа;

4) это помогло бы общаться людям разных национальностей.

38.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным.

2) Туристы, побывавшие во Дворце съездов, обратили вни­мание на отличие этого здания от других кремлевских построек.

3) Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современник».

4) Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

39.В каком предложении вместо слова каменный нужно упот­ребить каменистый!

1) И упало каменное слово на мою еще живую грудь.

2) Эти сооружения возникли в период перехода от деревян­ного зодчества к каменному.

3)Мы шли долго в темном лесу по извилистой каменной тропке.

4) В жаркие июльские дни, когда каменный город изнывал от солнца, здесь царили тишина и прохлада.

40.В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный!

1) Последние десятилетия характеризуются широким рас­пространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ин­формационной телепрограммы.

3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.

4) Современные информационные технологии помогают ус­пешно и быстро решать многие проблемы.

41.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) пара туфель; 2) несколько полотенец; 3) опытные доктора; 4) около пятиста километров.

42.Укажите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,

1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус;

2) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге;

3) этого было достаточно для поступления в Пажеский кор­пус в Петербурге;

4) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

43. В каком предложении вместо слова вражеский нужно упот­ребить враждебный!

1) Разведчики отправились ночью во вражеский тыл.

2) Посетитель одарил всех присутствующих вражеским взглядом.

3) Артиллеристы с первого выстрела подбили вражеский танк.

4) Во вражеском лагере слышались крики.

44. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) опытные доктора; 2) более пятиста экземпляров; 3) обеих студенток; 4) оплатить проезд.

45.Укажите грамматически правильное продолжение предло­жения:

Знакомясь с городом,

1) туристам понравились архитектурные памятники;

2) мы удивлялись его архитектуре;

3) уже разрабатывался наш дальнейший маршрут;

4) у нас возникли интересные планы пребывания в нем.

46.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нару­шением синтаксической нормы).

1) В вузы поступили сорок один человек.

2) Слово взяла профессор Сотникова.

3) Он был командирован в Москву согласно приказу.

4) Девочка надела новое пальто.

47.В каком предложении вместо слова целый нужно употребить целостный?

1) Необходимо иметь целое представление о мире.

2) Целые стаи птиц совершают ежегодную миграцию.

3) Он вернулся с войны целый и невредимый.

4) Я был готов любить целый мир.

48.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) самый красивый; 3) согласно приказу;

2) оплотит проезд; 4) обеих студенток.

49.Укажите грамматически правильное продолжение предло­жения:

Посещая музеи,

1) запомнятся скульптуры итальянских мастеров эпохи Воз­рождения;

2) вам будет очень интересно;

3) у вас появится возможность познакомиться с искусством мастеров живописи;

4) я поражаюсь сложному искусству мастеров, влюбленных в свою профессию.

50.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нару­шением синтаксической нормы).

1) На озере Тургояк мы отдыхали всем классом.

2) В высокой тонкой вазе с удлиненным горлышком хорошо смотрится букет округлой формы.

3) Он был больной гриппом.

4) Журавли никогда не садятся на деревья и гнезд на них не вьют.

51.В каком предложении вместо слова туристический нужно употребить туристский!

1) В туристическом походе мы познакомились с замеча­тельными людьми.

2) На нашей улице открылось новое туристическое бюро.

3) Мы с восторгом вспоминали туристическую поездку по Золотому кольцу России.

4) В походе ученики под гитару пели туристические песни.

52.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Грущу по вас; 3) пара носков;

2) возле двухсотпятого дома; 4) мой день рождения.

53.Укажите грамматически правильное продолжение предло­жения.

Прочитав новую книгу,

1) у меня сразу возникло желание её перечесть;

2) она мне очень понравилась;

3) у меня появились интересные мысли;

4) я долго размышлял об авторской идее.

54.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) По истечении курса обучения слушатели получили серти­фикаты.

2) Большинство открытий науки вызывают у нас восхище­ние и восторг.

3) С докладом выступила профессор Шмелёва.

4) Нужно вовремя оплачивать обучение.

55.В каком предложении вместо слова царственный нужно употребить царский!

1) У графини был поистине царственный вид.

2) Императрица царственным жестом отпустила иностран­ных послов.

3)Был у матушки Москвы, и у Каспия широкого, и у царственной Невы.

4) В 18 веке произошло укрепление царственной власти.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Укажите предложение с грамматической ошибкой в мгновение ока
  • Укажите предложение в котором нет грамматической ошибки школа это
  • Укажите предложение с грамматической ошибкой в комедии недоросль
  • Укажите предложение в котором нет грамматической ошибки современные публицисты
  • Укажите предложение с грамматической ошибкой в картине левитана