Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Подобно многим другим произведениям Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.
2) Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
3) Те, кто не смог понять и оценить новаторство Пушкина, постоянно обвиняли его в простонародности.
4) Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
Спрятать пояснение
Пояснение.
Неверно: Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
Корректно: Пушкин бросает вызов обществу: «В свой жестокий век восславил я свободу».
Правильный ответ указан под номером 4.
Гость 29.05.2012 13:33
Почему это неправильно? почему нельзя сказать: говоря:» в свой жестокий век…»
Гость
Дело в том, что в предложении (4) употреблена конструкция, не являющаяся ни прямой речью, ни косвенной. Для прямой речи нужен вариант «Пушкин бросает вызов обществу: «В свой жестокий век восславил я свободу».», который приводится в пояснении. Для косвенной — «Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил он свободу».»
Гость 20.11.2012 15:11
Почему в первом предложении «в течениЕ»? это же предложный падеж. должно быть в течениИ
Гость
Сочетание «в течение» может менять падеж, если слово «течение» в нем употреблено в прямом смысле, например: «Лодка быстро плыла в течении реки.»
Гость 01.12.2012 00:28
Извините, но конструкция «Те,кто не смог»(предложение 3) неверна. Правильной же будет «Те, кто не смогли».
Гость
«Кто не смог» — придаточная часть, в ее основе подлежащее («кто») и сказуемое («не смог») должны быть согласованы в роде и числе.
53 месяца назад
Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.Те, кто не смог понять и оценить новаторство Пушкина, постоянно обвиняли его в простонародности.Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
Ответы
Будь первым, кто ответит на вопрос
Категория: Русский язык.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Тестовые задания
№ 1. 1) Чехов верил в то, что грядущая истинная культура облагородит человечество.
2) Одна из главных черт, свойственных Наташе Ростовой, – честность в отношениях с людьми.
3) На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка.
4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д. Н. Ушаков опубликовал ряд статей о поверьях и обычаях русских крестьян.
№ 2. 1) Согласно правилам вводные слова выделяются на письме запятыми.
2) Жители этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.
3) Ввиду сложности маршрута решено было не включать в туристическую группу ма-леньких детей.
4) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики раз-вивающихся стран.
№ 3. 1) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперёд.
2) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм.
3) По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчёт о проведённой работе.
4) Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности.
№ 4. 1) Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолёт.
2) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.
3) Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам.
4) Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который при-няла комиссия.
№ 5. 1) Подобно многим другим произведениям Сурикова, картина «Боярыня Морозо-ва» создавалась художником в течение ряда лет.
2) Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
3) Те, кто не смог понять и оценить новаторство Пушкина, постоянно обвиняли его в простонародности.
4) Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я сво-боду».
№ 6. 1) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
2) М. Горький неоднократно говорил, что труд – основа культуры.
3) Вопреки прогнозам аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне.
4) Те, кто никогда не был на вершине колокольни Ивана Великого, кто ни разу не любо-вался величественной панорамой столицы, не имеют представления о Москве.
№ 7. 1) Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диа-гноз.
2) Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отече-ственной войне.
3) Древнегреческий философ Сократ когда-то произнёс, что «он знает, что ничего не знает».
4) Те, кто при помощи фактов может доказать правильность собственного решения, не должны мириться с некомпетентностью других.
№ 8. 1) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.
2) Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно по-высить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
3) Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка.
4) Ф. М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального ха-рактера – это чувство справедливости.
№ 9. 1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых по-этов.
2) Из всех, кто играл в спектакле, на меня особое впечатление произвёл Андрей Миро-нов.
3) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с вулканами.
4) По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.
№ 10. 1) Многих читателей журналов в первую очередь интересуют теоретические ста-тьи экономистов и социологов, которые ставят в своих публикациях проблемные вопро-сы.
2) Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.
3) Ю. Олеша в одном из своих писем рассуждал о том, что же самое прекрасное из уви-денного им на земле.
4) Все, кто изучал процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.
№ 11. 1) Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна.
2) Все, кто любит поэзию, знают Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.
3) О «Вишнёвом саде» Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.
4) Участник дискуссии подтверждал свои выводы убедительными фактами.
№ 12. 1) В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю со-здания слова «лётчик».
2) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
3) Благодаря трудолюбию и сообразительности абитуриенту удалось справиться со сложным заданием.
4) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.
№ 13. 1) Кругом расстилались луга, благоухающие ароматами цветов и трав.
2) Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминают о нём.
3) Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади.
4) Развитие нашей промышленности долгое время шло по линии укрупнения предприя-тий.
№ 14. 1) Вследствие сильных дождей вода в реке всё прибывала.
2) В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого та-лантливого поэта.
3) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву на него обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень.
4) Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневаются в особой роли глагола и в поэтическом, и в прозаическом текстах.
№ 15. 1) Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.
2) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.
3) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
4) Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт огля-дывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.
№ 16. 1) Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.
2) Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме.
3) М. Горький иронично замечал, что «человек в конце концов захрюкает, если всё вре-мя ему говорить, что он свинья».
4) Главное, чему необходимо уделить внимание, – это художественная сторона произ-ведений.
№ 17. 1) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.
2) Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.
3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике ше-девры мировой литературы.
№ 18. 1) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал професси-ональным спортсменом.
2) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.
3) Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.
4) В «Ровеснике» печатают много интересных статей.
№ 19. 1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».
2) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.
3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.
4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.
№ 20. 1) На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.
2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.
3) Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Ис-торическую грамматику русского языка».
4) Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность.
ОТВЕТЫ
№
задания |
ответ |
1 | 3 |
2 | 4 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 4 |
6 | 1 |
7 | 2 |
8 | 2 |
9 | 4 |
10 | 4 |
11 | 1 |
12 | 2 |
13 | 3 |
14 | 2 |
15 | 3 |
16 | 1 |
17 | 3 |
18 | 3 |
19 | 1 |
20 | 3 |
Метки: Русский язык
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Грамматические (синтаксические)
нормы (ЕГЭ задание 7)
1 вариант.
I.Укажите вид
грамматической синтаксической ошибки. Дайте правильный ответ.
1.Пользуясь
толковым словарем, сначала читается словарная статья.
2. Занятия шли
согласно расписания.
3. В поселке
интересовались и верили всему необычному.
4. Пять учеников
уже сдало экзамен.
5. Двое девушек
собирали цветы на лугу.
6. Это был
очевидный ему факт.
7. Я взял книгу, лежащую
на столе и которая принадлежала учителю.
8. Кажется, что
облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.
9. Все, кто
побывали на Севере, знают, какой там суровый климат.
10. Эта книга
адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей.
II. Укажите
предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой, определите ее вид, дайте
правильный ответ.
1.а) Те, кто видел
и слушал этого профессора, непременно захотят еще раз посетить его лекции.
б) Благодаря
повышению уровня обслуживания в автосервисе стало больше клиентов.
в) Мы
остановились в гостинице «Приморской», а вечером отправились на прогулку.
г) Роман
Фадеева «Молодая гвардия» посвящен комсомольцам, отдавшим свои жизни в борьбе с
фашистами.
2. а) Определяя
значение непонятных слов, обращайтесь к словарю.
б) Никто из
официальных представителей, не говоря о многочисленных журналистах, не знали,
когда начнутся переговоры.
в) Среди
домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.
г) В рассказе
Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и
творчестве великого композитора П.И.Чайковского.
3. а) Чехов верил
в то, что грядущая истинная культура облагородит человечество.
б) Одна из
главных черт, свойственных Наташе Ростовой, — честность в отношениях с людьми.
в) На уроках
русского языка недостаточно внимания уделяется на изучение норм литературного
языка.
г) В журнале
«Этнографическое обозрение» Д.Н.Ушаков опубликовал ряд статей о поверьях и
обычаях русских крестьян.
4. а) Согласно
правилам вводные слова выделяются на письме запятыми.
б) Жители этой
местности уделяли особое внимание развитию садоводства.
в) Ввиду
сложности маршрута решено было не включать в туристическую группу маленьких
детей.
г)
Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики
развивающихся стран.
5. а) Уезжая в
командировку, отец обещал, что я скоро вернусь.
б) Ввиду
длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время
шторма, на поиски судна был послан самолет.
в) Те, кто
увлеченно работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.
г) Скоро будет
заселен дом, выросший на глазах за несколько месяцев.
III. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками:
к каждой позиции первого столбика подберите позицию второго столбика.
1.А) Подобно
многим другим произведениям 1.Неправильное построение предложения
Сурикова,
картина «Боярыни Морозовой» с деепричастным оборотом.
создавалась
художником в течение ряда лет. 2. Неправильный выбор
подчинительного
Б) Те, кто не
смогли понять и оценить союза.
творчество
Пушкина, постоянно обвиняли 3. Неправильное построение
предложения
его в
простонародности. с косвенной речью.
В) Пушкин
бросает вызов обществу, говоря, 4. Нарушение управления с
что «в свой
жестокий век восславил я свободу». производным предлогом.
Г) Вопреки
прогнозов аналитиков, в этом году 5. Нарушение согласования определяе-
авиакомпании
удалось сохранить объем перевозок мого слова и приложения.
на прежнем
уровне. 6.Нарушение связи
между подлежащим
Д) Изображая
любой предмет, на картине и сказуемым.
запечатлевается
мироощущение художника. 7. Неправильное построение
предложения с однородными членами.
2.А) Все, кто
изучал процесс развития языка, 1. Неправильное построение
предложе-
знает о
различных исторических изменениях ния с деепричастным оборотом.
на уровне
фонетики, грамматики. 2. Неправильное построение
сложного
Б) Нужно
уплатить за проезд. предложения.
В) Ученики,
принимающие участие в олимпиаде 3.Неправильное употребление
и которые
пройдут в два тура, получат грамоты. сочинительного союза.
Г) Подъезжая к
городу, начался ветер. 4. Неправильное построение
сложного
Д) Писатель
ярко и талантливо показал о том, предложения с несколькими придаточ-
что его
волнует. ными.
5. Нарушение
согласования подлежащего
и сказуемого.
6. Нарушение управления.
7. Нарушение границ предложения.
3. А) Первый и
второй дни состязаний 1.Ошибка в употреблении
подчинитель-
прошел
спокойно. ного союза.
Б) Писатель
тщательно изучил и 2. Смешение прямой и косвенной
речи.
рассказал об
этом историческом событии. 3. Неправильное употребление падежной
В) Игорь
сказал, что хочу лучше быть формы имени
существительного с
убитым, чем
полоненным. с предлогом.
Г) Все, кто
бывал на Севере, знают, какой 4. Ошибка в построении предложения
там, суровый
климат. с однородными
членами.
Д) Благодаря
нового тоннеля движение на 5. Нарушение согласования подлежащего
дороге стало
более спокойным. и сказуемого в простом
предложении.
6. Ошибка в построении предложения
с причастным оборотом.
7. Нарушение
согласования подлежащего
и сказуемого в одной из частей
сложного предложения.
Грамматические (синтаксические)
нормы (ЕГЭ задание 7)
2 вариант.
I.Укажите вид
грамматической синтаксической ошибки. Дайте правильный ответ.
1.Страна
любила и гордилась поэтом.
2.В книге
описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождается.
3.Как
успехи, но и неудачи бывают в жизни каждого человека.
4.
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
5.
Большинство возражали против такой оценки его творчества.
6.
Проезжая на велосипеде вдоль деревни, на меня накинулся гусь.
7.
Метеоролог заявил, что я затрудняюсь дать точный прогноз погоды на завтра.
8.
В комедии «Недоросле» есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали
нарицательными.
9. По окончанию
лекции у студентов всегда есть возможность задать вопросы преподавателю.
10. Возвращаясь
домой, мне стало грустно.
II. Укажите
предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой, определите ее вид, дайте
правильный ответ.
1.
а) Нужно помнить о тех, кто боролся и победил фашизм.
б) Все, кто знал Георгия Ивановича, не могли говорить о нем без улыбки.
в) По приезде в деревню мы сразу отправились на речку.
г) Чарльз Дарвин назвал глаз «органом необычайного совершенства и сложности».
2.
а) Эти материалы опубликованы в газете «Аргументы и факты».
б) Никто из тех, кто был на войне, не может думать о ней в романтическом
смысле.
в) Пресса не только следит за ситуацией в регионе, но и во всей стране.
г) Накануне «Трех сестёр» Чехов волновался о судьбе своей пьесы.
3.
а) Ничто, даже начавшийся дождь, не могло помешать нашей прогулке.
б) Слова, не подкрепленные фактами, ничего не стоит.
в) Так как моя школа находится в полутораста метрах от дома, я никогда не
опаздываю на занятия.
г) Читая
книгу, возникает вопрос о будущем страны.
4. а) В зале
собралось много спортсменов: гимнастов, борцов, футболистов.
б) Благодаря
экскурсоводу и его обширных знаний мы как будто своими глазами увидели эпоху
А.С.Пушкина.
в) Каждый, кто походил мимо прилавка с
дынями, замедлял шаг.
г) Проект, подготовленный школьниками,
получил высокую оценку жюри.
5. а) Живопись не только обогащает
эмоционально, но и заставляет думать.
б) Ярким примером, иллюстрирующий
проблему, может быть произведение В.Распутина.
в) Все, кто
хоть раз побывал в Крыму, никогда не забудут ни с чем не сравнимый запах
можжевельника.
г) Из
расселины берега, превратившейся в небольшой неглубокий овраг, бьет ключ.
III. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками:
к каждой позиции первого столбика подберите позицию второго столбика.
1.А) Прогрессивная
молодежь активно участвует 1) Неправильное употребление падежной
в борьбе за мир
и права человека. формы существительного с
предлогом.
Б) Вернувшись в
Россию, у него возникла идея 2) Нарушение связи между подлежащим
написать о
событиях Гражданской войны. и сказуемым.
В) В «Фаталисте»
рассказывается о жизни 3) Нарушение в построении предложения
Печорина, служившего
на Кавказе и решившем с несогласованным определением.
испытать свою
судьбу.
Г) Согласно
завещания А.С.Пушкина похоронили 4) Ошибка в построении предложения
в Святогорском
монастыре. с однородными членами.
Д) Персонаж
романа «заговор равнодушных» 5) Неправильное построение предложе-
польского
писателя Бруно Ясенского предупреждал, ния с деепричастным оборотом.
что «бойся
равнодушных – он не убивают и не
предают,
6) Нарушение в построении предло-
но только с их
молчаливого согласия существует на жения с причастным оборотом.
земле
предательство и убийство». 7) Неправильное
построение предло-
жения с косвенной речью.
2. А) Гринёв
сказал, что я подарил Пугачёву 1) Неправильное употребление
падежной
заячий тулуп. формы
существительного с предлогом.
Б) Вера
Игнатьевна Мухина, известный 2) Нарушение связи между
подлежащим
советский
скульптор, создал монумент и сказуемым.
«Рабочий и
колхозница».
В) Вернувшийся
отряд Давыдова в лагерь 3) Нарушение в построении предложения
привел с собой
пленных французов. с несогласованным приложением.
Г) Читателю
интересны не только чувства, 4) Ошибка в предложении с
героев романа,
а также их поступки. однородными членами.
Д) Находясь в
эмиграции, у писателя 5) Неправильное построение
предложения
родилась дочь.
с косвенной речью.
6) Неправильное построение предложения
с причастным оборотом.
7) Неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом.
3. А) Все были
рады, счастливы и очень 1) Нарушение управления.
веселые.
Б) Большинство зданий, определяющих 2)
Нарушение способа выражения
исторический центр города, были построены
сказуемого.
ещё в 17 веке.
В) Вопреки приказа директора 3)
Нарушение в построении предложения
спорткомплекса соревнования отменили.
с несогласованным приложением.
Г) Журнал
«Работницу» мы выписываем 4) Нарушение согласования подлежащего и
регулярно.
сказуемого.
Д) Море мне
понравилось из-за того, что 5) Нарушение границ предложений.
оно огромное и
красивое. 6) Неправильное построение
сложного
предложения.
7) Ошибка в употреблении подчинитель-
ного союза.