Укажите ошибку в образовании формы слова одна тапка

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 10.03.2023 20:55

Бурмистрова Людмила Леонидовна

учитель русского языка и литературы

рейтинг453 645
место17

Местоположение

Россия, г. Пушкино Московской области

14.03.2020 13:42

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа

«ЕГЭ. Задание 7. Практика. Формы слова. Вариант 4»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

У существительного «тапки» правильной формой единственного числа является слово «тапка», имеющее категорию женского рода. Правильно следует говорить «одна тапка».

Узнаем, как правильно «один тапок» или «одна тапка», если выясним род этого имени существительного в единственном числе согласно морфологической норме русского литературного языка.

В названиях парных предметов обуви, выраженных существительными в форме множественного числа, начальная форма единственного числа именительного падежа имеет грамматическую категорию как мужского, так и женского рода.

Понаблюдаем:

  • кеды — белый кед;
  • ботинки — тесный ботинок;
  • боты — высокий бот;
  • сапоги — кирзовый сапог;
  • босоножки — красивая босоножка;
  • сандалии — легкая сандалия;
  • туфли — лакированная туфля;
  • кроссовки — одна кроссовка.

Как правильно сказать, какой вариант выбрать, «одна тапка» или «один тапок»?

Тапки

У слова «тапки» согласно морфологической норме современного русского языка формой единственного числа является существительное «тапка», имеющее категорию женского рода:

Правильно скажем:

  • одна тапка;
  • красная тапка;
  • изношенная тапка;
  • потерянная тапка.

Рассматриваемое существительное имеет следующие падежные формы единственного и множественного числа:

  • и. п. (что?) тапка, тапки
  • р. п. подошва (чего?) тапки, тапок
  • д. п. дотронусь (к чему?) к тапке, к тапкам
  • в. п. надену (что?) тапку, тапки
  • т. п. доволен (чем?) тапкой, тапками
  • п. п. говорю (о чём?) о тапке, о тапках.

Часто встречающееся в бытовой речи слово «тапок» в форме именительного падежа единственного числа мужского рода не соответствует нормам литературного языка.

Следовательно, из двух рассмотренных вариантов слова в своей речи используем форму единственного числа женского рода существительного «одна тапка» как соответствующую нормам литературного русского языка.

У формы множественного числа существительного «тапочки», которое часто употребляется в разговорном стиле речи, формой единственного числа является слово «тапочка» женского рода, хотя в просторечии существует вариант слова мужского рода — «тапочек».

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 39

4 новых тренировочных варианта ЕГЭ 2023 по русскому языку 11 класс в новом формате с ответами для проверки, каждый вариант соответствует демоверсии ЕГЭ 2023 года от ФИПИ.

Скачать 1 вариант с ответами

Скачать 2 вариант с ответами

Скачать 3 вариант с ответами

Скачать 4 вариант с ответами

1 тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по русскому языку с ответами

1variant-ege2023-rus-otveti

2 тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по русскому языку с ответами

2variant-ege2023-rus-otveti

3 тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по русскому языку с ответами

3variant-ege2023-rus-otveti

4 тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по русскому языку с ответами

4variant-ege2023-rus-otveti

Ответы для заданий 1 варианта

Прочитайте текст и выполните задания 1-3 Официально-деловой функциональный стиль русского литературного языка — это та его разновидность, которая функционирует в сфере административно правовой общественной деятельности. Он реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, различных документов (справок, удостоверений, доверенностей и проч.), в деловой переписке организаций.

Из перечня речевых жанров следует, что основная форма его реализации — письменная. Несмотря на то что этот стиль подвергается серьёзным изменениям под влиянием социально-исторических сдвигов в обществе, он выделяется среди других функциональных разновидностей языка своей стабильностью, традиционностью, замкнутостью и стандартизованностью. Названные черты официально-делового стиля отражаются не только в системе языковых средств, но и в неязыковых способах оформления конкретных текстов: в композиции, рубрикации, выделении абзацев и проч., т. е. в стандартизованном оформлении многих деловых документов. Стандартизация деловой речи (прежде всего языка массовой типовой документации) — одна из наиболее приметных черт официально-делового стиля. Процесс стандартизации развивается в основном в двух направлениях:

а) в широком использовании готовых, уже утвердившихся словесных формул, трафаретов, штампов, <…>, стандартных синтаксических моделей с отымёнными предлогами: в целях, в связи с, в соответствии с и т. д., что вполне закономерно, поскольку намного упрощает и облегчает процесс составления типовых текстов деловых бумаг),

б) в частой повторяемости одних и тех же слов, форм, оборотов, конструкций, в стремлении к однотипности способов выражения мысли в однотипных ситуациях, в отказе от использования выразительных средств языка.

1)Самостоятельно подберите вводное слово (вводную конструкцию), которое(-ая) должно(-а) стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это(-у) вводное слово (вводную конструкцию).

Ответ: например

2)В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  • 1) Организация. Общественное объединение или государственное учреждение. Всемирная торговая о. Профсоюзная о. Строительная о. Молодёжная о. О. ветеранов труда.
  • 2) Следует. Нужно, должно. Не следует так поступать. Сообщить кому следует.
  • 3) Отражаются. Проявиться, обнаружиться. В глазах отразилась тревога.
  • 4) Штампы. Вид печати с названием учреждения, оттиск такой печати на деловой бумаге. Штамп поликлиники на рецепте.
  • 5) Бумаги. Деловое письменное сообщение, документ, а также вообще рукопись. Официальная бумага. Личные бумаги.

Ответ: 135

3)Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (стиль, административно-правовая деятельность, жанр, синтаксическая модель и др.).
  • 2) Логичность текста обеспечивается последовательным изложением мыслей: определение официально-делового стиля речи как разновидности русского литературного языка, основные черты официально-делового стиля речи, отражение особенностей официально-делового стиля речи на уровне языковых средств и неязыковых способов оформления, стандартизация деловой речи как основной признак официально-делового стиля и основные направления его развития.
  • 3) Жанр текста — рецензия. Даётся комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.); обобщённая аргументированная оценка явления; выводы о значимости работы.
  • 4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизацией речи, широким использованием канцелярских оборотов.
  • 5) Текст относится к научному стилю речи, так как главной целью автора является передача знаний о явлении (об официально-деловом стиле речи) с помощью раскрытия системы понятий.

Ответ: 125

4)Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  • 1) стОляр
  • 2) начАтый
  • 3) цепОчка
  • 4) прИбыв
  • 5) пролилА

Ответ: 35

5)Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Участие в чемпионате известного спортсмена вызвало значительный ЗРИТЕЛЬСКИЙ интерес. В руке старик держал трость с КОСТЯНЫМ набалдашником. Быть с тобой рядом – ВЕЛИКОЕ счастье. ЖИЛИЩНАЯ площадь квартиры составляет 40 квадратных метров. Самым УДАЧНЫМ проектом фестиваля назван спектакль молодого режиссёра из провинции.

Ответ: жилая

6)Исправьте ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово. Найдя подходящую скалу, из которой можно было вырубить цельный монолит нужного размера, египтяне обтёсывали камень с трёх сторон – так, что его оставалось отделить от скалы только снизу.

Ответ: цельный

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ПОЛУТОРА днями раньше
  • красивая ТАПКА
  • вкусные ТОРТЫ
  • новые КОНТЕЙНЕРА
  • ДОГОВОРЫ подписаны

Ответ: контейнеры

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) м..нута, раст..рать, см..рение
  • 2) соед..нить, зав..ршать, в..негрет
  • 3) оз..рить, препод..ватель, обр..млённый
  • 4) р..скошный, засл..нять, прик..сновение
  • 5) расст..гнуть, выж..гание, выцв..тший

Ответ: 134

10)Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) пр..стыдить, пр..вокзальный, непр..ступная
  • 2) поз..прошлый, п..одаль, нен..рушаемый
  • 3) ра..бросать, и..черпать, в..пугнуть
  • 4) от..скать, пост..ндустриальный, под..грать
  • 5) сни..хождение, и..колесить, ра..ценки

Ответ: 15

11)Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) узорч..тый, сызнов..
  • 2) ослаб..вать, выносл..вый
  • 3) вдавл..вать, яблон..вый
  • 4) син..ватый, сит..чко
  • 5) вальсир..вать, воспит..вать

Ответ: 14

12)Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) поджар..шь, наследу..мый
  • 2) пересил..шь, заброс..вший
  • 3) тепл..щаяся, помо..т (они)
  • 4) (они) развяж..тся, пляш..щие
  • 5) (дети) жмур..тся, размен..нный

Ответ: 245

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Красота Севера (НЕ)ПОРАЖАЕТ с первого взгляда. На скалистом берегу никогда (НЕ)УМОЛКАЮЩЕГО океана весной появляются многочисленные гнёзда. Евгений держится спокойно, он вовсе (НЕ)СМУЩЁН произошедшим. Ведь и здесь когда-то место было (НЕ) ЖИЛОЕ, а вот живут же люди. Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

Ответ: нежилое

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Мелодия, (В)ТЕЧЕНИЕ всего нескольких минут звучавшая в исполнении саксофониста, КАКИМ(ТО) волшебным образом захватила всех присутствующих, не оставив равнодушным ни одного человека. Внимательно посмотри (ВО)КРУГ: наш край ТАК(ЖЕ) прекрасен, как и тот, в который ты когда-то стремился. (ВО)ВРЕМЯ очередных переговоров участники (ПО)ПРЕЖНЕМУ отстаивали свои позиции. Хочется, ЧТО(БЫ) счастье пришло как заслуга, (ПО) ЭТОМУ и стараешься быть честным и справедливым. (ИЗ)ЗА неверной трактовки профессиональных поступков героя (В)ПОСЛЕДСТВИИ в критике укоренился образ удачливого врача-дилетанта.

Ответ: чтобы поэтому

15)Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания. Семёнов смолоду был трезве(1)ком и труже(2)иком, участвовал в осушении тряси(3)ых болот, за что получил правительстве(4)ую награду, и побеждал в райо(5)ых соревнованиях по лёгкой атлетике.

Ответ: 1345

16)Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Каждое утро смотритель надевал форменную бескозырку и новенький бушлат и шёл к морю.
  • 2) При анализе художественного текста следует указать как лексические так и синтаксические средства выразительности.
  • 3) К нему приходили и князья и вельможи и простые люди.
  • 4) Девушка живо реагировала на шутки и часто посмеивалась даже над собой.
  • 5) Мы научились смотреть на Землю глазами космонавтов и у нас ужé появились космическое видение и космическое мышление.

Ответ: 25

17)Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

Ответ: 1234

18)Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Если мы осознаём, что лучше наших родных мест нет (1) пожалуй (2) ничего на свете, то этим в значительной степени мы обязаны (3) конечно (4) художникам и поэтам, которые помогают нам понять красоту природы, воспитывают в нас любовь к ней.

Ответ: 1234

19)Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Хотя лейтенанта Володина тошнило (1)и голова его была как свинцом налита(2) хотя он чувствовал страшную слабость(3) у него подкашивались ноги (4) и руки были словно чужие(5) он шёл сейчас к своему взводу, к селу, к позициям(6) где ещё гремел бой.

Ответ: 2356

20)Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.

Ответ: 234

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Как только рассказчик во время прогулки в Тимирязевском парке увидел зайца, настроение его улучшилось.
  • 2) Городские жители утратили желание держать домашних животных.
  • 3) Образы родной природы часто вдохновляют выдающихся художников, обладающих современной техникой письма, на создание замечательных пейзажей.
  • 4) Вороны способны узнавать человека, который их кормит.
  • 5) Общение с природой благотворно влияет на человека.

Ответ: 145

26)«В.М. Песков не только создаёт выразительные образы природы, но и передаёт настроение человека, его состояние. С этой целью в тексте использованы тропы: (А) («серенький день» в предложении 1, «серенькое настроение» в предложении 2, «легкокрылой стрекозы» в предложении 16, «тёплое чувство» в предложениях 24 и 26) и (Б) (в предложениях 29 и 33). Стремление писателя представить перед мысленным взором читателя развёрнутые картины природы и полнее выразить свои мысли обнаруживает синтаксическое средство – (В) (в предложениях 6, 7, 20, 29). Убедительности высказываниям автора придаёт использование такого приёма, как (Г) (в предложении 37)».

Ответ: 2467

Попробуйте решить эти варианты

6 новых вариантов ЕГЭ 2023 по русскому языку с ответами по новой демоверсии

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Наверное, это самое «неприятное» задание: здесь надо многое учить наизусть. Поступайте, как с заданием 4: отрабатывайте  те моменты, в которых  сомневаетесь, постепенно сужайте круг ошибок. Утешайте себя тем, что на экзамене вам дадут не десятки, а всего 5 слов.

Задание 7

Формулировка задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд

за СЕМЬЮ замками

пачка МАКАРОНОВ

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

ВКУСНЕЕ торта

Разнообразие  грамматических ошибок, связанных с образованием формы слова, велико.  Конкретных правил образования форм слов различных частей речи не существует, это вопрос сложившейся в языке практики. В работе над заданием 7 вам поможет память, речевой слух, терпение.

Мы предлагаем вам списки слов, сгруппированных по частям речи. Таблицы составлены так, чтобы все-таки облЕгчить вам запоминание. Читайте вслух правильные варианты и запоминайте. Следите за своей речью. Здесь, как и с заданием 4 по орфоэпии, важно неоднократное обращение к грамматическим нормам, привыкание к ним, и через некоторое время правильное образование слов не будет вызывать у вас затруднений.

Существительные  в именительном падеже

Именительный падеж множественного числа с окончанием -Ы -И Именительный падеж множественного числа с окончанием -А -Я
Бухгалтеры Адреса
Возрасты Векселя
Выговоры Вороха
Диспетчеры Директора
Договоры Доктора
Инженеры Катера
Инструкторы Кителя
Компрессоры Кузова
Конструкторы Купола
Контейнеры Недра
Лекари Окорока
Месяцы Округа
Плееры Повара
Полисы Погреба
Порты Профессора
Почерки Пояса
Пудели Сорта
ректоры Стога
Слесари Сторожа
Слоги Тополя
Снайперы Хутора
Столяры Штемпеля
Табели Якоря
Токари  
Торты  
Тренеры  
Флигели  
Фронты  
Шофёры  

Запоминаем пары:

Корпусы (туловища) – корпуса (здания)

Лагери (политические) – лагеря (туристические)

Мужи (государственные) – мужья (в семьях)

Зубы (у человека) – зубья (у пилы)

Пропуски (пробелы) – пропуска (документы)

Образы (литературные) – образа (иконы)

Ордены (рыцарские) – ордена (награды)

Тоны (звуки) – тона (оттенки цвета)

Курица – куры

Полено – поленья

Судно – суда

Существительные в родительном падеже (Подставляем слово МНОГО)

Фрукты  и  овощи:

Абрикосов

Яблок

Ананасов
Апельсинов
Баклажанов
Бананов
Гранатов
Лимонов
Мандаринов
Патиссонов
Помидоров
Томатов

Одежда и обувь:

МНОГО

Бахил Гольфов
Ботинок Джинсов
Бутс Лампасов
Валенок Носков
Гетр  
Кроссовок  
Мокасин  
Панталон  
Погон  
Сапог  
Тапок  
Туфель  
Чулок  
Шаровар  
Шорт  
Эполет  

Национальности:

МНОГО

Армян Монголов
Башкир Таджиков
Болгар Хорватов
Бурят Якутов
Грузин  
Лезгин  
Осетин  
Румын  
Татар  
Турок  
Туркмен  
Цыган  

Группы людей по роду деятельности:

МНОГО

Партизан Сапёров
Солдат  

Единицы измерения:

МНОГО

Ампер Граммов
Аршин Килограммов
Байт Гектаров
Ватт  
Вольт  
Децибел  

Учим, учим, учим:

Окончание ОВ, ЕВ

Нет окончания ОВ, ЕВ

Бронхов Гнездовий
Георгинов Запястий
Заморозков Копий
Консервов Кушаний
Нервов Ожерелий
Рельсов Оладий
Верховьев Печений
Кореньев Побережий
Комментариев Поверий
Лохмотьев Подземелий
Низовьев Ружей
Платьев Сидений
Подмастерьев Солений
Устьев Ущелий
Хлопьев Угодий
Увечий

Окончание ЕВ

Нет окончания ЕВ

Болотцев Блюдец
Деревцев Зеркалец
Оконцев Одеялец
Очистков Полотенец
  Щупалец
   

Окончание ЕЙ

Нулевое окончание

Будней Басен
Гантелей Брызг
Кеглей Вафель
Ладоней Дел
ПростынЕй  (простЫнь) Кочерёг
Распрей Кухонь
СкатертЕй Макарон
Чукчей Манжет
Яслей Нянь
  ПЕтель
  Сабель
  Серёг
  Сплетен
  Сумерек
  Цапель
  Шпрот

Род имен существительных

Мужской, средний род Женский род
Рояля, роялем Антресолью
Рельса, рельсом Бандеролью
Тюля, тюлем Виолончелью
Шампуня, шампунем Мозолью
Повидла, повидлом Кроссовку, кроссовкой
  Плацкарту, плацкартой
  Тапку, тапкой
  ТУфлю, тУфлей

Сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий

Степень сравнения Простая форма Составная форма
Сравнительная степень красивее Более красивый
громче Более громкий
тоньше Более громко
   
Превосходная степень красивейший Самый красивый
тончайший Наиболее тонкий

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную форму. Более красивее, самый красивейший, наиболее тончайший – это грамматическая ошибка.

Склоняем числительные

40, 90, 100

И. п.    В. П.

Р. П.   Д. п.    Т. п.    П. п.

Сорок, девяносто, сто Сорока, девяноста, ста

50, 60, 70, 80

Р. П. «нет»

Д. п. «дать»

Т. п. «горжусь»

П. п. «думаю о»

пятидесяти пятидесяти пятьюдесятью пятидесяти
шестидесяти шестидесяти шестьюдесятью шестидесяти
семидесяти семидесяти семьюдесятью семидесяти
восьмидесяти восьмидесяти восемьюдесятью и восьмьюдесятью восьмидесяти

Здесь вызывает трудность творительный падеж. При склонении разделите числительное на две части и произнесите отдельно: восемью домами, десятью домами.

200, 300, 400 и 500, 600, 700, 800, 900

При склонении этих числительных разделите их на две части и вместо слова сот подставляйте нога. Их окончания совпадут: двух ног – двухсот; пятью ногами – пятьюстами.

Р. п.

Д. п.

Т. п.

П. п.

двухсот двумстам двумястами О двухстах
трехсот тремстам тремястами О трехстах
четырехсот четыремстам четырьмястами О четырехстах

Р. п.

Д. п.

Т. п.

П. п.

Пятисот Пятистам Пятьюстами Пятистах
Шестисот Шестистам Шестьюстами Шестистах
Семисот Семистам Семьюстами Семистах
Восьмисот Восьмистам Восемьюстами Восьмистах
Девятисот Девятистам Девятьюстами Девятистах

Различия в склонении составных количественных и порядковых числительных

У составных количественных числительных склоняется каждое слово, а у порядковых – только последнее. Сравните:

Нет двух тысяч пятисот сорока двух слов – нет две тысячи пятьсот сорокового чемодана;

Двумя тысячами пятьюстами сорока словами – две тысячи пятьсот сороковым чемоданом.

Порядковые числительные, заканчивающиеся на -сотый, -тысячный, миллионный, -миллиардный, пишутся в одно слово. Они похожи на сложные прилагательные: первая часть в таких словах стоит а родительном падеже. Сравните: трехсотого – трехголового; трехсотым – трехголовым; о четырехтысячном – о четырехметровом.

Полтора, полторы, полтораста

Р. п.

Д. п.

Т. п.

П. п.

полутора полутора полутора полутора
полутораста полутораста полутораста полутораста

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т. д.) употребляются

1)    с именами существительными, называющими лиц мужского пола, словами дети, люди, ребята: двое друзей, трое братьев;

2)    с существительными, называющими детенышей животных: семеро козлят;

3)    с существительными, имеющими форму только множественного числа: четверо, ножниц, трое брюк.

Оба (обоих, обоими, обоим) употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба брата, обоих сердец.

Обе (обеих, обеими, обеим) употребляется с существительными женского рода: обе сестры, по обеим сторонам.

Местоимения

1. В русском языке не употребляются  ихний, ихняя, ихние и т. п. Надо использовать его, её, их.

2. После предлогов у личных местоимений появляется буква Н: с ней, без него, для них.

Глаголы

  1. 1.     Повелительное наклонение
лечь ляг лягте
ехать поезжай поезжайте
разъехаться разъезжайся разъезжайтесь
ездить езди ездите
положить положи положите
трогать трогай трогайте
махать маши машите
класть клади кладите
бежать беги бегите
высыпать высыпи высыпите
прополоскать прополощи прополощите
  1. 2.     Спряжение глаголов
ездить езжу ездит ездят
лазить лажу лазит лазят
махать машу машет машут
жечь жгу Жжёт, жжёшь жгут
испечь испеку испечёт испекут
стеречь стерегу стережёт стерегут

3. Суффикс –СЬ после гласных: встретились (неправильно встретилися), договорились.

4. «Вежливое слово» — извините  (неправильно извиняюсь)

5. Постричься, поскользнуться, почерк, но подчеркнуть, насмехаться

6. Выздороветь – выздоровею

обессилеть – обессилею

7. Сохнуть –сох

промокнуть – промок

замерзнуть – замерз

окрепнуть – окреп

Деепричастие

У деепричастий несовершенного вида (что делая?) суффиксы -А, — Я: говоря (неправильно говорив), скучая (неправильно скучав).

У деепричастий совершенного вида (что сделав?) суффикс -В, -ВШИ: прочитав, поговорив (неправильно поговоря), обидевшись (не обидясь).

Вернемся к заданию. Проанализируйте каждый ответ, найдите в объяснении ту часть, где встретилось это или подобное слово. (Ошибка:  МАКАРОНОВ. Правильно:  МАКАРОН.)

Если вы хотите разобрать большее количество примеров — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку онлайн

Смотрите наши видео

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Задание 7 ЕГЭ по русскому языку» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
09.03.2023

У многих возникает затруднение, как правильно говорить: один тапок или тапка? Далеко не все сразу найдут правильный ответ. Тем не менее, в русском языке есть правило, которое поможет написать это слово без ошибок. Знание этого правила позволит не допускать ошибок.

Читайте в статье

  • Как пишется правильно: тапок или тапка?
  • Этимология слова
  • Использование слова «тапка»
  • Примеры предложений
  • Использование слова «тапок» в родительном падеже
  • Примеры предложений
  • Неправильное написание слова

Как пишется правильно: тапок или тапка?

Существительное «тапки» чаще всего используется в речи во множественном числе. Но когда приходится употребить слово в форме единственного числа, многие допускают ошибку.

Часто в повседневной речи можно услышать слово «тапок» вместо верного: «тапка».

В русском языке парные предметы обуви в ед. числе, как правило, употребляются в женском роде. К примеру:

  • левая сандалия;
  • одна тапка;
  • лаковая туфля.

Тем не менее, есть варианты употребления слов из категории парной обуви в мужском роде.

В мужском роде употребляются следующие слова:

  • большой ботинок;
  • рваный валенок;
  • старый кед;
  • один шлепанец;
  • резиновый сапог.

Чтобы сделать правильный выбор, требуется запомнить эти слова и не допускать ошибок. Теперь следует обратить внимание, как нужно правильно использовать слова в форме ед. ч.

Как можно заметить, правильным будет только слово «тапка». К примеру, красная тапка, большая тапка, удобная тапка.

Неправильно употреблять это слово в мужском роде.

Этимология слова

Происхождение слова поможет разобраться в его правильном написании. «Тапки» являются исконно русским словом, оно образовалось от глагола «топать». Раньше этот вид обуви называли и хлопанцами, и пантолетами, и пантуфлями. Затем оно стало употребляться в современном звучании.

Использование слова «тапка»

Существительное «тапка» употребляется в именительном падеже. Если просклонять существительное по вопросам косвенных падежей, то можно отметить, что данное слово склоняется по типу первого склонения:

  • Род. п. – без домашней тапки;
  • Д. п. – домашней тапке;
  • В. п.– домашнюю тапку;
  • Т. п. – домашней тапкой;
  • П. п. – о домашней тапке.

При употреблении существительного в формах косвенных падежей следует учитывать особенности склонения этого слова. К примеру, будет неправильно говорить: «сидел без тапка», в этом случае нужно будет сказать так: «сидел без тапки», поскольку перед нами существительное, которое относится к жен. р.

Примеры предложений

Для того чтобы запомнить, как употребляется слово речи, следует обратить внимание на различные предложения, в которых есть это слово. Примеры предложений:

  1. Одна тапка оказалась под диваном, и он далеко не сразу ее нашел.
  2. Пес утащил тапку в дальний угол комнаты.
  3. С ее ноги слетела тапка.
  4. Она сидела за столом и болтала ногами до тех пор, пока с одной ноги не свалилась тапка.
  5. Она выскочила на улицу в одной тапке.
  6. От левой тапки оторвалась подошва, Лидии пришлось ее срочно заклеить.

Данные предложения наглядно показывают, что слова «тапка» женского рода. Именно в такой форме и надо употреблять это существительное в речи.

Использование слова «тапок» в родительном падеже

Как выяснилось, если нужно употребить слово «тапки» в ед. ч., то это будет «тапка». Тем не мене, есть и слово «тапок», но в этом случае пред нами существительное во мн. ч., которое употреблено в родительном падеже. Наглядно это можно увидеть, если посмотреть, как оно склоняется:

  • Им. п. – удобные тапки;
  • Род. п. – удобных тапок;
  • Дат. п. – удобным тапкам;
  • В. п. – удобные тапки;
  • Тв. п. – удобными тапками;
  • П. п. – об удобных тапках.

Таким образом, не стоит путать существительные «тапка» и «тапок».

В первом случае перед нами слово, которое употреблено в ж. роде, ед. ч., а во втором – существительное множественного числа, поставленное в родительный падеж.

Примеры предложений

Примеры предложений помогут лучше разобраться в употреблении данного слова:

  1. Мария выбежала во двор без тапок и прямо босиком побежала навстречу Ивану.
  2. У новых тапок была мягкая удобная подошва.
  3. У входа в квартиру валялось много детских тапок, это говорило о том, что в доме много малышей.
  4. По новому мягкому ковру приятно было ходить босиком без тапок.
  5. В магазине не оказалось тех тапок, которые она хотела приобрести.

Неправильное написание слова

Если речь идет о существительном «тапка», то никаких сложностей при написании это слово не вызовет. Стоит отметить, что в нем присутствует орфограмма: парная согласная в корне слова. Перед нами стоит выбор согласной в корне по глухости-звонкости: п-б. В качестве проверки подбирается слово «тапочки», где отчетливо слышится согласный звук «п». Иных орфограмм в этом слове нет.

Правила русского языка достаточно просты, они помогут грамотно писать слова.

 27.01.2023. 11-А класс. ЕГЭ-2023. Задания № 7-8. Теория и практика

                                                      Задания № 7-8

1)      1) Пройди по ссылке и познакомься с теорией, правилами,
которые понадобятся при выполнении заданий № 7-8 в ЕГЭ-2023 по русскому языку.

Напоминаю: задания № 7-8 проверяют знание
грамматических норм употребления слов разных частей речи и построения
предложений.

Задания № 7-8:

https://docs.google.com/document/d/11h025RSOkXhI53B6r7y-k7zZOqg-l9Uo/edit?usp=share_link&ouid=107502458731091919357&rtpof=true&sd=true

1  2)   В тетради выполни
задания № 7-8 из предложенных 8 примерных вариантов для ЕГЭ-2023. Ответы оформи
в виде таблицы по образцу

(обрати внимание: ответы на задание № 7 записываются словом;
на задание № 8 – цифрами, порядок цифр имеет значение
):

ОТВЕТЫ на
задания № 7-8:

1

7

2

8

3

7

4

8

5

7

6

8

7

7

8

8

9

7

10

8

11

7

12

8

13

7

14

8

15

7

16

8

Вариант № 1

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

1) ПОЛУТОРА днями раньше       2) красивая ТАПКА          

3) вкусные ТОРТЫ                        4) новые КОНТЕЙНЕРА                

                     5) ДОГОВОРЫ подписаны

8. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца.

Вид ошибки

Предложение

А) ошибка в построении сложного предложения
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Все, кто посещает бассейн,
должны надевать специальную шапочку.
2) Физическая нагрузка позволяет человеку не только стать здоровее, но и
обрести уверенность в себе.
3) Сидящие на трибунах зрители дружно поддерживали и болели за свои команды.
4) Официально считается, что Сочи было основано 21 апреля 1838 г. как форт
Александрия.
5) Я не могу понять, что почему не работает компьютер.
6) Николай Ростов обвинил поручика Телянина в краже, сказав, что «это деньги
Денисова, вы их взяли».
7) Приступая к работе над поэмой «Мёртвые души», Н.В. Гоголь в 1835 г. писал
А.С. Пушкину, что хочет «показать хотя с одного боку всю Русь».
8) На момент полёта Герману Титову было 25 лет, и он стал самым молодым
космонавтом.
9) Все отправленные документы абитуриентом по почте должны поступить в вуз не
позднее указанного срока.

Вариант № 2

7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.

1) нет ВАФЕЛЬ                    2) МАШЕТ рукой                 

3) ЖГЁШЬ со­ло­му              4) более
ТЕР­ПЕ­ЛИВ            

                              5) без ПОГОН

8. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца.

Вид ошибки

Предложение

A) нарушение в построении предложения с деепричастным
оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
B) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) ошибка в употреблении существительного с предлогом


1) Получив два долгожданных письма
от Сони, лицо Николая Ростова побледнело и глаза испуганно и радостно
заблестели.
2) В Сокольниках любили отдыхать бояре и великие князья, главным развлечением
при этом была соколиная охота, за что местность и получила своё название,
сохранившееся до наших дней.
3) В пейзаже «Московский дворик» художнику удалось передать атмосферу
умиротворённости и покоя, любовь к жизни подчёркивается живыми яркими
красками.
4) Весной можно приготовить салат из скороспелого редиса, причём не только
порезать корнеплоды, но и ботву, посолить, заправить маслом — и витаминное
блюдо готово.
5) В 1842 г. профессор Казанского университета П.И. Котельников в речи «О
предубеждениях против математики» подчеркнул, что «тысячелетние тщетные
попытки доказать одну из основных теорем геометрии побудили г-на Лобачевского
построить целую науку — геометрию».
6) Извивающаяся тропинка в клевере, ведущая к озеру, всё время находится на
самом солнцепёке.
7) Корни виноградных кустов, вопреки классических представлений французских
виноградарей, не уходят в глубь земли, а располагаются в верхних слоях почвы.
8) При взгляде на картину можно почувствовать запах осеннего парка, как будто
доносящийся из распахнутого настежь окна.
9) Греческие философы хорошо понимали то, что математическая окружность
отличается от окружности, нарисованной на песке.

Вариант № 3

7. В каком слове есть ошибка в образовании формы слова? Запишите слово
правильно.

           1)
поднялся более ВЫСОКО                   2) ЕДЬ вперёд            

           3) ЧЕТВЕРО
саней                                  4)
ПОПРОБУЕМ решить

                                             5) нет ВРЕМЕНИ

8. Установите соответствие между грамматическими
ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вид ошибки

Предложение

А. нарушение в построении предложения с причастным
оборотом

Б. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В. нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением

Г. неправильное построение предложения с косвенной
речью

Д. неправильное построение предложения с деепричастным
оборотом

1. Все, кто бывал в Москве на Воробьёвых горах,
видел с высоты белые стены и башни Новодевичьего монастыря, украшенные
красным кирпичом.

2. Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком
её берегу, отделявшей людей от города.

3. Путники, уставшие и измученные долгой дорогой,
сразу уснули.

4. Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо
получаться.

5. Научные интересы А.М. Пешковского нашли
воплощение в его книгах «Нашем языке», «Синтаксисе в школе», «Школьной и
научной грамматике».

6. Повесть «Чучело» В. Железникова была
экранизирована в 1986 году.

7. Коля часто вспоминал слова отца: «Учись быть
мастером в любом деле».

8. Администратор ответил опоздавшим зрителям, что
ничем не могу вам помочь.

9. Озеро Рица поразило нас своей кристально чистой
водой.

Вариант № 4

7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово
правильно.

1) ПРОПОЛОЩИ бельё           2) известные ПРОФЕССОРА        

3) ЗА СЕМИ печатями             4) САМЫЙ
МАЛЕНЬКИЙ гном           

                       5) ИСКОМЫЙ
вариант

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вид ошибки

Предложение

А) нарушение в построении предложения с деепричастным
оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными
членами

В) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

1) Революция в науке началась благодаря появления
новых статистических методов.

2) В. Набоков часто рассказывал о шахматных
композициях в своих литературных произведениях, прежде всего в романе «Даре»
и мемуарной книге «Других берегах».

3) Готовясь к экзаменам, мы не один день провели в
читальном зале библиотеки.

4) Прочитав статью о достопримечательностях
Таганрога, возникло желание увидеть всё собственными глазами.

5) Литота -приём внешне противоположный гиперболе,
но по сути являющийся её закономерной разновидностью.

6) Фестиваль детских театров, который прошёл в конце
прошлого сезона, стал настоящим праздником.

7) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.

8) Сергей рассказывал о своём любимом романе — о
«Степном волке» Германа Гессе.

9) Музеи городов должны не только сохранять квартиры
великих людей, но и простых людей.

Вариант № 5

7. В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) ПОСТРИЧЬСЯ коротко            2) милые ПУДЕЛИ   

3) по ОБЕИМ сторонам                 4) у СЕМИДЕСЯТИ работников   

                    
5) важные ДИРЕКТОРЫ

8. Установите соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой
позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вид ошибки

Предложение

А) ошибка в построении предложения с
деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с
однородными членами

В) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом

Г) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом

Д) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм

1) Лошади, почувствовав ослабевшие
поводья, принялись пощипывать нежную весеннюю траву.

2) При виде этой ноши легкое
раздражение, написанного на лице Скарлетт, сменилось выражением воинственного
упрямства.

3) Окрыленные своим неожиданным успехом,
близнецы не спешили откланяться.

4) От Чарлза летели письма, полные
любви, планов на будущее по окончанию войны, стремления совершать подвиги в
честь Скарлетт.

5) Я не боюсь ни ран, ни плена, ни даже
смерти, если уж таков мой удел.

6) Джералд, ехавший чуть впереди,
натянул поводья и показывает Тоби знак остановить коляску у перекрестка.

7) Спускаясь по лестнице, ей
послышалось, как слуги выносят из столовой столы и стулья.

8) После каждой словесной дуэли она
заявляла Ретту Батлеру, что он невыносим и невоспитанный, не джентльмен.

9) Чувствуя на себе его веселый,
откровенно насмешливый взгляд, Скарлетт умолкла.

Вариант № 6

7. В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) оправдательные ПРИГОВОРА           2) ОБЕИХ учениц

3) падал с ПЛЕЧ                                       4) поздравительные
АДРЕСЫ

                             5) НАИВЫСШИЙ балл

8. Установите соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой
позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вид ошибки

Предложение

А) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с
косвенной речью

В) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Д) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм

1) На этой неделе беспрестанно лил дождь
и неожиданно заканчивается.

2) Путешествуя по горам, не забывайте о
мерах безопасности.

3) В повести «Журавлиный крик» речь идёт
о шести бойцах, защищавших железнодорожный переезд.

4) Моложавый сержант Карпенко спросил
парня, какое у вас ко мне дело.

5) «Мы можем взять с собой мою собаку?»
– спросила Катя Егора.

6) Очутившись на другом берегу и
осмотревшись, лодка была привязана Арсением к дереву.

7) В книге «Чернобыльской молитве» автор
собрала истории очевидцев трагедии.

8) Благодаря отличного нюха Джек легко
обнаружил потерявшийся носок.

9) Только вследствие длительных дождей и
прилива мы смогли наконец пуститься в плавание.

Вариант № 7

7. В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) ШЕСТИСТАМИ учебниками            2) ПОЕЗЖАЙ вперёд

3) спелых АБРИКОСОВ                        4) ТОНЬШЕ нитки

                      
5) через ПОЛТОРА месяца

8. Установите соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой
позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.

Вид ошибки

Предложение

А) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с
косвенной речью

В) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом

Д) ошибка в построении предложения с
однородными членами

1) Благодаря ловкости гимнаст исполнил
смертельный трюк под куполом цирка.

2) Сестра спросила, что «не хочешь ли ты
вечером пойти в кино»?

3) В рассказе «Гостинец» Л. Андреев
поднимает социальную тему и показывает одиночество подростка.

4) Катя не ходила в школу, забросила
музыку и старалась делать всё наперекор желания мамы.

5) Выдернув шнур, Степан осторожно
выдавил стекло.

6) Мы должны гордиться и помнить
ветеранов.

7) Облокотившись о край стола, кружка
неожиданно выскользнула из рук Максима, упала и разбилась.

8) В итоговом сочинении я привела
аргумент из повести «Чучела», доказав, что Димка Сомов – малодушный человек.

9) Егор пригласил Яну в театр на
спектакль «Пиковая дама».

Вариант № 8

7. В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) вкусные ТОРТЫ                 2) посмотрел более СТРОЖЕ     

3) ПОПРОБУЕМ
помочь       4) не ЕЗДИТЕ быстро

                     5) ЧЕТВЕРО учеников

8. Установите соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой
позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.

Вид ошибки

Предложение

А) нарушение видо-временной
соотнесённости глагольных форм

Б) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением

В) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом

Г) неправильное построение предложений с
косвенной̆ речью

Д) нарушение в построении предложения с
деепричастным оборотом

1) Длинная клюквенная плеть, цепляясь за
стебельки трав и неровности, обвила чёрный тёплый пень.

2) Значение патриотического воспитания
огромно: в человеке развивается и сформировалась любовь к Родине.

3) Самое дорогое, ни с чем не
сопоставимое в мире существо, – это человек.

4) В поросшей ложбине густым орешником,
невдалеке от озера, Травкин сделал привал.

5) Помолясь перед образáми, письмо к
старосте вскоре было написано.

6) Этот случай произошёл с командой
китобойного российского судна «Пингвина».

7) Когда черепаху уже собрались
отправить на кухню, один матрос закричал, что «смотрите, черепаха плачет».

8) Вспомним знаменитое изречение
Сервантеса: «Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как
вежливость».

9) Орнитолог нашей команды пробирается
сквозь колючки к машине и торжествующе поднимает в руке книжку -определитель.

У многих возникает затруднение, как правильно говорить: один тапок или тапка? Далеко не все сразу найдут правильный ответ. Тем не менее, в русском языке есть правило, которое поможет написать это слово без ошибок. Знание этого правила позволит не допускать ошибок.

Содержание

  • Как пишется правильно: тапок или тапка?
  • Этимология слова
  • Использование слова «тапка»
  • Примеры предложений
  • Использование слова «тапок» в родительном падеже
  • Примеры предложений
  • Неправильное написание слова

Как пишется правильно: тапок или тапка?

Существительное «тапки» чаще всего используется в речи во множественном числе. Но когда приходится употребить слово в форме единственного числа, многие допускают ошибку.

Часто в повседневной речи можно услышать слово «тапок» вместо верного: «тапка».

В русском языке парные предметы обуви в ед. числе, как правило, употребляются в женском роде. К примеру:

  • левая сандалия;
  • одна тапка;
  • лаковая туфля.

Тем не менее, есть варианты употребления слов из категории парной обуви в мужском роде.

В мужском роде употребляются следующие слова:

  • большой ботинок;
  • рваный валенок;
  • старый кед;
  • один шлепанец;
  • резиновый сапог.

Чтобы сделать правильный выбор, требуется запомнить эти слова и не допускать ошибок. Теперь следует обратить внимание, как нужно правильно использовать слова в форме ед. ч.

Как можно заметить, правильным будет только слово «тапка». К примеру, красная тапка, большая тапка, удобная тапка.

Неправильно употреблять это слово в мужском роде.

Этимология слова

Происхождение слова поможет разобраться в его правильном написании. «Тапки» являются исконно русским словом, оно образовалось от глагола «топать». Раньше этот вид обуви называли и хлопанцами, и пантолетами, и пантуфлями. Затем оно стало употребляться в современном звучании.

Использование слова «тапка»

Существительное «тапка» употребляется в именительном падеже. Если просклонять существительное по вопросам косвенных падежей, то можно отметить, что данное слово склоняется по типу первого склонения:

  • Род. п. – без домашней тапки;
  • Д. п. – домашней тапке;
  • В. п.– домашнюю тапку;
  • Т. п. – домашней тапкой;
  • П. п. – о домашней тапке.

При употреблении существительного в формах косвенных падежей следует учитывать особенности склонения этого слова. К примеру, будет неправильно говорить: «сидел без тапка», в этом случае нужно будет сказать так: «сидел без тапки», поскольку перед нами существительное, которое относится к жен. р.

Примеры предложений

Для того чтобы запомнить, как употребляется слово речи, следует обратить внимание на различные предложения, в которых есть это слово. Примеры предложений:

  • Одна тапка оказалась под диваном, и он далеко не сразу ее нашел.
  • Пес утащил тапку в дальний угол комнаты.
  • С ее ноги слетела тапка.
  • Она сидела за столом и болтала ногами до тех пор, пока с одной ноги не свалилась тапка.
  • Она выскочила на улицу в одной тапке.
  • От левой тапки оторвалась подошва, Лидии пришлось ее срочно заклеить.
  • Данные предложения наглядно показывают, что слова «тапка» женского рода. Именно в такой форме и надо употреблять это существительное в речи.

    Использование слова «тапок» в родительном падеже

    Как выяснилось, если нужно употребить слово «тапки» в ед. ч., то это будет «тапка». Тем не мене, есть и слово «тапок», но в этом случае пред нами существительное во мн. ч., которое употреблено в родительном падеже. Наглядно это можно увидеть, если посмотреть, как оно склоняется:

    • Им. п. – удобные тапки;
    • Род. п. – удобных тапок;
    • Дат. п. – удобным тапкам;
    • В. п. – удобные тапки;
    • Тв. п. – удобными тапками;
    • П. п. – об удобных тапках.

    Таким образом, не стоит путать существительные «тапка» и «тапок».

    В первом случае перед нами слово, которое употреблено в ж. роде, ед. ч., а во втором – существительное множественного числа, поставленное в родительный падеж.

    Похожая статья  Как правильно пишется: «перрон» или «перон»?

    Примеры предложений

    Примеры предложений помогут лучше разобраться в употреблении данного слова:

  • Мария выбежала во двор без тапок и прямо босиком побежала навстречу Ивану.
  • У новых тапок была мягкая удобная подошва.
  • У входа в квартиру валялось много детских тапок, это говорило о том, что в доме много малышей.
  • По новому мягкому ковру приятно было ходить босиком без тапок.
  • В магазине не оказалось тех тапок, которые она хотела приобрести.
  • Неправильное написание слова

    Если речь идет о существительном «тапка», то никаких сложностей при написании это слово не вызовет. Стоит отметить, что в нем присутствует орфограмма: парная согласная в корне слова. Перед нами стоит выбор согласной в корне по глухости-звонкости: п-б. В качестве проверки подбирается слово «тапочки», где отчетливо слышится согласный звук «п». Иных орфограмм в этом слове нет.

    Правила русского языка достаточно просты, они помогут грамотно писать слова.

    Предыдущая

    Как правильно пишется«Проволка» или «проволока»: как правильно писать слово?

    Следующая

    Как правильно пишется«Не с чем» или «ни с чем»: как правильно?

    СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

    Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

    Скидки до 50 % на комплекты
    только до

    Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

    Была в сети 10.06.2023 11:19

    Бурмистрова Людмила Леонидовна

    учитель русского языка и литературы

    рейтинг566 617
    место11

    Местоположение

    Россия, г. Пушкино Московской области

    14.03.2020 13:42

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Просмотр содержимого документа

    «ЕГЭ. Задание 7. Практика. Формы слова. Вариант 4»

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Похожие файлы

    У существительного «тапки» правильной формой единственного числа является слово «тапка», имеющее категорию женского рода. Правильно следует говорить «одна тапка».

    Узнаем, как правильно «один тапок» или «одна тапка», если выясним род этого имени существительного в единственном числе согласно морфологической норме русского литературного языка.

    В названиях парных предметов обуви, выраженных существительными в форме множественного числа, начальная форма единственного числа именительного падежа имеет грамматическую категорию как мужского, так и женского рода.

    Понаблюдаем:

    • кеды — белый кед;
    • ботинки — тесный ботинок;
    • боты — высокий бот;
    • сапоги — кирзовый сапог;
    • босоножки — красивая босоножка;
    • сандалии — легкая сандалия;
    • туфли — лакированная туфля;
    • кроссовки — одна кроссовка.

    Как правильно сказать, какой вариант выбрать, «одна тапка» или «один тапок»?

    Тапки

    У слова «тапки» согласно морфологической норме современного русского языка формой единственного числа является существительное «тапка», имеющее категорию женского рода:

    Правильно скажем:

    • одна тапка;
    • красная тапка;
    • стоптанная тапка;
    • изношенная тапка;
    • потерянная тапка.

    Рассматриваемое существительное имеет следующие падежные формы единственного и множественного числа:

    • и. п. (что?) тапка, тапки
    • р. п. подошва (чего?) тапки, тапок
    • д. п. дотронусь (к чему?) к тапке, к тапкам
    • в. п. надену (что?) тапку, тапки
    • т. п. доволен (чем?) тапкой, тапками
    • п. п. говорю (о чём?) о тапке, о тапках.

    Часто встречающееся в бытовой речи слово «тапок» в форме именительного падежа единственного числа мужского рода не соответствует нормам литературного языка.

    Следовательно, из двух рассмотренных вариантов слова в своей речи правильно используем форму единственного числа женского рода существительного «одна тапка» как соответствующую нормам литературного русского языка.

    Запомним, что употребление в речи слова «тапок» в форме мужского рода является ошибочным.

    У формы множественного числа существительного «тапочки», которое часто употребляется в разговорном стиле речи, формой единственного числа является слово «тапочка» женского рода, хотя в просторечии существует вариант слова мужского рода — «тапочек».

    Средняя оценка: 4.1.
    Проголосовало: 47

    markovagallina

    Морфологические нормы. Нужная форма
    Р
    Морфологические нормы регулируют выбор форм слов, их связи друг с другом.
    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
    слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
    одной ТАПКОЙ
    ШЕСТЕРО подростков
    В ПОЛУТОРАСТА километрах
    ЕЗЖАЙТЕ вперёд
    ПОЛОЩИ горло

    Грамматические нормы образования формы слова (ЕГЭ А 3)

    Тест служит для подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ по русскому языку. Задание 3 в части А — одно из самых сложных, так как охватывает огромный материал, зачастую не зафиксированный в учебниках. Выполняя данный тест, учащиеся смогут выявить пробелы в зна

    Русский язык 11 класс | ID: 752 | Дата: 7.1.2014

    Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
    Зарегистрироваться


    Вопрос №
    1

    1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) семидесятью часами
    2) поезжайте
    3) двое слонят
    4) на снегу


    Вопрос №
    2

    2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) их друзья
    2) более слабый
    3) ляжьте
    4) из абрикосов


    Вопрос №
    3

    3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) страховые полиса
    2) самый долгий
    3) пойдемте
    4) услышав


    Вопрос №
    4

    4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) заведоваю
    2) величайший
    3) в обоих случаях
    4) без макарон


    Вопрос №
    5

    5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) страшнее
    2) в двухтысячном году
    3) разные возрасты
    4) ихние слова


    Вопрос №
    6

    6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) четверо студентов
    2) кратчайший
    3) расскажущий
    4) к семистам двадцати рублям


    Вопрос №
    7

    7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) двести кошками
    2) антенные кабели
    3) длиннее метра
    4) в две тысячи двенадцатом году


    Вопрос №
    8

    8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) тремястами объектами
    2) кварталы леса
    3) длиньше всех
    4) подожжет траву


    Вопрос №
    9

    9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) сбережет
    2) директора предприятий
    3) в двухтысячном первом году
    4) красивее


    Вопрос №
    10

    10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) вылаживать книги
    2) наивысшее достижение
    3) в две тысячи пятом году
    4) килограмм бананов


    Вопрос №
    11

    11. Укажите пример с ошибкой в образовании слова.

    1) одна тапка
    2) обыски
    3) шестиста трех рублей
    4) наилучший


    Вопрос №
    12

    12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) ни разу не ошибился
    2) менее сложный
    3) детских яслей
    4) лучшие тренеры

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Укажите ошибку в образовании формы слова обгрызанный
  • Укажите ошибку в образовании формы слова нет гольфов
  • Укажите ошибку в образовании формы слова нет ботинок
  • Укажите ошибку в образовании формы слова несколько ножниц
  • Укажите ошибку в образовании формы слова несколько килограммов