Укажите наиболее часто встречающиеся ошибки при формулировании выводов

9 основных ошибок, наиболее часто встречающихся при написании заключения к дипломной работе

Зачастую студенты уделяют недостаточно внимания введению и заключению, полагая, что это второстепенные разделы дипломного проекта. На самом деле именно эти разделы изучают члены экзаменационной комиссии. Во введении они узнают, что и как исследует выпускник, а в заключении – каковы итоги ВКР, каких результатов он достиг.

В заключении дипломной работы необходимо отразить следующие моменты:

— краткая характеристика тезисов, что было изучено;

— какая проблема и как была диагностирована;

— степень изученности темы;

— какие мероприятия были предложены автором для решения проблемы;

— доказательство эффективности рекомендаций исследователя;

— степень достижения поставленной цели, значимость ВКР.

Какие ошибки допускают выпускники при формировании заключения?

Ошибка №1. Написание заключения в последний момент.

Если откладывать выполнение дипломной работы в «долгий ящик», то из-за дефицита времени можно упустить весьма значимые моменты.  Из-за спешки студенты формируют заключение из отдельных фрагментов ВКР, просто копируя выводы и вставляя их в финальный раздел.

Текст заключения должен быть структурирован, логически связным и понятным. Данный раздел важно продумать до мелочей, чтобы закончить выступление позитивно, на победной ноте.

Ошибка №2. Неполное отражение фактов и хода исследования.

В конце каждого подпункта и главы выпускник должен сформировать собственные выводы, отразить свою позицию. Опытные исполнители рекомендуют выписывать их на отдельный лист. Так при формировании заключения дипломной работы он сможет опираться на них и показать реальную картину, отразить все важные моменты.

Ошибка №3. Низкая уникальность заключения.

Даже если Вам удалось найти готовую дипломную работу по выбранной теме, не стоит просто копировать из нее заключение или целые фрагменты. Во-первых, план действий автора готовой ВКР и ваша «реформа» могут отличаться. Во-вторых, такой подход может отразиться на уникальности диплома. Поэтому рекомендуется тщательно перерабатывать сведения из иных источников и грамотно формулировать собственные мысли по теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Ошибка №4. Пренебрежение структурой работы и последовательностью проведенных действий.

Данная ошибка проявляется в следующем. При формировании заключения дипломной работы не стоит «прыгать» с одной главы на другую. Отмечайте свои достижения в том порядке, в каком они отражены в работе.

Само заключение также должно быть структурировано. В нем следует отметить особенности каждой из глав, акцентировав внимание на практической части.

Ошибка №5. Оформление.

Заключение, как отдельная часть ВКР, должно также удовлетворять требованиям ГОСТ, методическим рекомендациям. Если будут выявлены нарушения в «оформительном плане», то работа может быть вовсе не допущена к защите. Если ошибки были определены на защите, то итоговая оценка может быть снижена.

Ошибка №6. Пренебрежение рекомендациями наставника, итогами предзащиты.

Перед тем как работа будет допущена к защите, ее проверит научный руководитель дипломного проекта, а также она будет предварительно оценена на предзащите. Куратор ВКР и комиссия могут отметить достоинства и недостатки исследования, дать рекомендации по ее совершенствованию. Зачастую они затрагивают заключение: правильность формулировок, отражение отдельных моментов, грамотность и обоснованность выводов автора.

Записывайте все советы и замечания, чтобы своевременно устранить, довести работу до идеала и получить наивысший балл на защите.

Ошибка №7. Ошибки в тексте и расчетах.

Наконец-то, работа дописана. Студент со спокойной совестью кладет ее в папку и отправляет на проверку. На самом деле, прежде чем сдать ее, необходимо тщательно проверить на ошибки: грамматика, пунктуация, стилистика, расчеты. Порой судьбу проекта определяет даже лишняя точка или запятая. Малейшая «оплошность» в расчетах искажает результат, что отражается на практической значимости исследования.

Ошибка №8. Отсутствие актуальности.

Актуальность отражается не только во введении. Данный аспект важно отметить и в заключительном разделе дипломной работы. Этот критерий подчеркнет важность и необходимость решения проблемы, специфику выбранной темы и пр.

Ошибка №9. Несоответствие выводов в заключении с выводами по главам, подпунктам. Наличие противоречий.

Все утверждения, выдвинутые в заключении, должны совпадать с темой. В этом разделе недопустимы даже малейшие противоречия. Важно, чтобы выводы, отраженные в финальном разделе ВКР, совпадали с умозаключениями автора, отраженными в каждой главе.

Результаты исследования и их обсуждение

В этой части подробно и
последовательно описываются полученные
результаты, оценивается их точность и
достоверность, проводится их сопоставление
с теоретическими положениями и
экспериментальными данными, описанными
в психологической литературе. Лучше,
если параграфы (пункты) этой главы будут
располагаться не по видам анализа данных
(итоги сравнения средних значений
показателей, итоги корреляционного
анализа и т.п.), а в логике проверки
гипотез и реализации задач исследования.
Например, 3.1. Итоги проверки гипотезы о
значимости различий показателей свойств
личности в двух выборках; 3.2. Итоги
сравнения структур интегральной
индивидуальности в двух выборках, и
т.п.

Описание результатов
сопровождается иллюстрациями в виде
таблиц или графиков, рисунков, составленных
на основе отчетов компьютерных
статистических программ1.
Завершается раздел обсуждением
полученных результатов и описанием их
возможного применения.

Порядок изложения материала при
анализе результатов.
Описание и
ана­лиз полученных результатов
предполагает определённую последовательность
из­ложения материала, которая должна
быть выдержана в каждом подразделе.

      1. Обозначение соответствующей задачи
        исследования.

      2. Описание процедуры получения
        результатов.

      3. Приведение конкретных результатов.

      4. Описание результатов,
        например, в сравнении средних значений
        или структур взаимосвязей разных
        выборок, сопоставление результатов
        с ранее полученными результатами
        других исследований и т.п..

      5. Интерпретация результатов.

      6. Краткое резюме по всему подразделу.

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Обозначение соответствующей
задачи исследования.

При изложении эмпи­рического материала
сначала следует напомнить о задаче, на
решение кото­рой направлен анализ.
Например: «Одной из задач исследования
было выявление различий по параметрам
личностной тревожности и отношения к
обществу между подростками из благополучных
и неблагополучных семей».

Описание процедуры получения
результатов.
Далее описывается
эмпириче­ская процедура, с помощью
которой были получены данные для анализа
(включая статистические процедуры).
Например: «Для этого проводилось
сравнение ре­зультатов, полученных
в двух группах (группа 1- подростки из
благополучных семей; группа 2 — подростки
из неблагополучных семей). Для определения
значимости различий использовался
Т-критерий Стьюдента».

Приведение конкретных
результатов.
В работе
обязательно приводятся по­лученные
результаты (факты, выраженные в
математических величинах). При этом, в
текст работы обычно
не включают сырые данные

(показатели конкретных испытуемых). При
необходимости их можно поместить в
приложение без указа­ния фамилий
испытуемых. Исключение составляют
работы по клинической пси­хологии,
где показатели отдельного испытуемого
могут являться предметом са­мостоятельного
анализа. Фрагменты сырых материалов
(тексты, рисунки, высказывания) могут
быть полезны в качестве примеров на
этапе интерпретации результатов
(Мельникова 2009).

В большинстве случаев в
тексте работы приводятся
только вторичные данные
(результаты
статистической обработки). В качестве
таких результатов могут вы­ступать:

  • средние
    величины по группам и величины стандартных
    отклонений,

  • полученные
    значения статистических критериев,

  • величины
    коэффициентов корреляции,

  • процентные
    распределения,

  • ранжированные
    списки категорий или признаков,

  • факторные
    веса и т.д.

Результаты статистической
обработки удобно представить в таблицах.
Иногда для наглядности полученные
результаты можно представить графически.
В тексте обязательно приводится
расшифровка таблицы или рисунка.
Например: «В клет­ках таблицы приведены
средние групповые величины показателей
тревожности и отношения к обществу для
двух исследуемых групп. В последнем
столбце пред­ставлены результаты
статистического анализа различий:
вероятность ошибки по Т-критерию
Стьюдента». Или: «Разные столбцы на
гистограмме отражают сред­ние величины
тревожности, полученные в разных
группах».

Следует помнить, что
назначение таблиц и рисунков — сделать
изложение ма­териала более доступным
и понятным читателю. Поэтому в тексте
приводятся именно те данные, на основе
которых строится дальнейший анализ, и
в том виде, который помогает изложению!

Как правильно составить
таблицу и оформить рисунок, подробно
описано в разделе «Формы представления
данных» настоящего пособия. Там же
приводятся разные варианты таблиц и
графиков.

Описание результатов в
тексте.
Далее полученные
результаты описываются текстом. Например:
«Мы видим, что показатели тревожности
значительно более выражены в группе
подростков из неблагополучных семей.
Т-критерий Стьюден­та показал
достоверность различий между группами
(p<0,01).
С другой стороны, и отношение к обществу
у той же группы социально неблагополучных
подрост­ков более негативное, чем у
группы благополучных подростков
(p<0,05)».

В тексте обязательно должны
приводиться ссылки на статистические
показате­ли: величины коэффициентов
корреляций, статистические критерии
различий и др. с указанием достоверности
полученных различий или взаимосвязей.
Напри­мер: «Была обнаружена статистически
значимая обратная взаимосвязь между
по­казателями тревожности и отношением
к обществу (r
= – 0,574; p<0,01).
Соответ­ственно, высокие показатели
тревожности сопряжены у испытуемых с
негатив­ным отношением к обществу».

Функция описания результатов
— подготовка их интерпретации. Поэтому
важно правильно организовать факты,
представить их в такой структуре, которая
высветит искомую закономерность.
Ошибкой будет простое перечисле­ние
всех фактов подряд.

В научной школе В.С.Мерлина одним из
вариантов организации, группировки
эмпирических данных является их
организация по уровням и подуровням
интегральной индивидуальности. Такая
группировка показателей и соответствующих
эмпирических фактов позволяет легче
выделить и интерпретировать как общие
закономерности, так и различия межуровневых
и внутриуровневых взаимосвязей в
различных выборках.

При описании результатов
следует уделять внимание последовательности
из­ложения фактов. Если эмпирического
материала много, полезно группировать
данные в соответствии с некоторыми
теоретическими концептами и двигаться
при описании от общего к частному.
Например, в результате корреляционного
анализа может быть получено большое
количество значимых корреляций. Не
сле­дует механически перечислять и
описывать каждую из взаимосвязей
отдельно. Необходимо найти общие
закономерности в полученной картине
корреляций. Это можно сделать, выделив
столбцы или строки корреляционной
матрицы, где полу­чено наибольшее
количество взаимосвязей, и проанализировать
их как единое це­лое. Или же, как
вариант, можно выделить и рассмотреть
отдельно группы поло­жительных и
отрицательных взаимосвязей. Такой
анализ помогает обнаружить и раскрыть
содержательные закономерности.

Интерпретация результатов.
Интерпретация предполагает объяснение
полу­ченных результатов и выявление
стоящих за ними психологических
закономерно­стей. Интерпретация
преследует цель перевести эмпирически
полученные данные на язык теории.
Основной вопрос, который ставит перед
собой исследователь, ин­терпретируя
полученные результаты, примерно такой:
«Почему мы получили именно такие
эмпирические факты? Что за этим стоит?»

В данном разделе исследователь
может выражать свои предположения
относи­тельно полученных закономерностей.
Например: «Такие результаты могут
объяс­няться тем, что…»; «Можно
предположить, что…» и т.д. Интерпретация
допуска­ет собственные рассуждения
исследователя относительно полученных
данных, логические выводы и построение
новых гипотез. Итогом интерпретации
будет понимание закономерностей, лежащих
в основе эмпирически полученной картины.

Следует помнить, что
одни и те же данные могут быть
интерпретированы по-разному в зависимости
от теоретического подхода, положенного
в основу интерпретации.

Так, например, можно трактовать эмпирически
полученную взаимосвязь с позиций
бихевиорального подхода, как связь
между стимулом и ре­акцией, а можно
использовать системный подход и
представить взаимосвязанные параметры
как взаимозависимые и взаимопорождающие
компоненты единой бо­лее общей системы.

Часто для полной интерпретации
полученных в работе результатов не
хватает собственных данных. Поэтому
интерпретация должна подкрепляться
соотнесени­ем полученных результатов
с данными других исследователей,
занимающихся смежными проблемами, а
также поиском в имеющейся литературе
теоретических обоснований полученным
фактам. Важно, чтобы интерпретация
результатов исследования не была
оторвана от содержания теоретической
главы. Необходимо соотнести результаты
работы с теоретическими и практическими
ис­следованиями, которые были предметом
рассмотрения в теоретической части
ра­боты.

Резюме по параграфу или
пункту.
Каждый параграф
или пункт главы завершается крат­ким
резюме (не более одного — двух абзацев),
в котором обобщаются
результа­ты анализа.

Здесь отражаются наиболее существенные
выводы, которые можно сделать по всему
подразделу. При этом, выводы не должны
просто констатиро­вать полученный
эмпирический факт, но обязательно
отражать стоящую за ним психологическую
закономерность (факт приводится только,
как эмпирическое подтверждение вывода).
Например: «В исследовании была показана
взаимосвязь семейной ситуации с
внутренним психическим состоянием
подростка. В частно­сти, подростки из
неблагополучных семей в целом намного
более тревожны, чем подростки,
воспитывающиеся в благоприятной семейной
среде (p<0,01)».
Или: «Социальная ситуация развития на
микроуровне (семья) во многом определяет
субъективное отношение подростка и к
социальной среде в целом. Так, негатив­ное
отношение к обществу (макроуровень
социальной среды) более выражено у
подростков из неблагополучных семей,
чем у подростков из благополучных
(p<0,05)».
Обобщения, приведённые в конце каждого
подраздела главы 3, впо­следствии
могут быть использованы как основа для
общих выводов по всей работе.

Выводы

Общие выводы по всей работе оформляются
как самостоятельный раздел «ВЫВОДЫ»,
следующий после изложения результатов
и их анализа. Все выводы должны быть
пронумерованы. При этом каждый вывод
пишется с новой строки.

Количество выводов может быть произвольно,
однако лучше ограничиться ко­личеством
5-7 (ограничение накладывается объемом
оперативной памяти челове­ка). Если
выводов больше, то их следует разбить
на группы, выделить подпункты и т.д.
Такая группировка даст возможность
читателю работу воспринимать все выводы
как единое целое .

Следует помнить, что выводы
— это следствие проведённого анализа
результа­тов (само слово «выводы» —
означает «выведены из»). Поэтому в
выводах в наиболее общей форме отражаются
результаты проведенного исследования,
под­водится итог сделанного.
Содержательно выводы соотносятся с
целью и зада­чами исследования

(но не обязательно совпадают с ними по
количеству).

В грамотно выполненной работе содержание
выводов представляет собой но­вое
знание об объекте исследования. Выводы
раскрывают стоящие за эмпириче­скими
фактами психологические закономерности.
Именно открытые автором но­вые
психологические закономерности (свойства
и характеристики групп, психо­логических
явлений, связи между психологическими
явлениями или их отсутст­вие, особенности
динамики протекания психологических
процессов, результаты апробации
диагностических методик и тренинговых
программ и т.д.) являются содержанием
выводов.

Если в 1-й главе было проведено теоретическое
исследование, итогом которого стало
новое знание, то в раздел могут быть
включены и выводы по теоретической
части. Однако в большинстве студенческих
работ содержание раздела «Выводы»
строится на материале эмпирической
части исследования.

Как формулировать выводы.Выводы
пишутся в виде утверждений, которые
формулируются от общего к частному.
Сначала говорится о полученной в
иссле­довании закономерности (например,
наличии связи, различий и т.д.), затем
пояс­няется, в чём конкретно
закономерность выражается.

Если это диктуется логикой
изложения материала, то в скобках можно
привес­ти статистический показатель,
подтверждающий полученную закономерность.
Однако перегружать текст выводов
статистическими выкладками не следует.
Приведём примеры
различных вариантов формулирования
выводов
(Глуханюк
2007; Мельникова 2009; Райзберг 2006; Куликов
2001).
Отдель­ные выводы могут быть
сформулированы в виде
констатации некоторой зако­номерности

(например, о наличии или отсутствии
связи, об особенностях дина­мики и
др.):

  • с возрастом снижается
    удовлетворённость людьми распределением
    времени своей жизни по сферам деятельности;

  • в целом, у мужчин наблюдается
    значительно большее количество
    взаимосвязей между факторами
    удовлетворённости жизнью и проявляющимися
    в общении личностными особенностями,
    чем у женщин;

Выводы могут включать
изложение содержательной информации
качествен­ного типа:

  • содержание событий, способствующих
    личностному росту, может быть опи­сано
    с помощью пяти категорий: …

  • среди изучаемых типов
    личностных изменений наиболее ярко
    выражены следующие: …

  • у групп с различными формами
    адаптации обнаружены различия в
    содержа­нии представлений об успешной
    трудовой деятельности: …

В выводах может найти
отражение информация
о количественном соотношении различных
признаков
(относительная
значимость, особенности распределения
и т.д.):

  • отдельные параметры условий
    труда имеют различный вес в общей
    удовле­творённости трудом, в частности

  • распределение типов
    поведения в исследуемой выборке
    следующее: …

  • выявлена взаимосвязь цены
    адаптации с фрустрацией следующих
    потребно­стей (в порядке убывания):

  • у лиц с различными типами
    жизненных ориентаций наблюдается
    неодинако­вая степень удовлетворённости
    жизнью. В частности, …

Все варианты формулирования
выводов перечислить невозможно. Поэтому
для прояснения того, как все-таки писать
выводы по работе, заострим внимание на
том, как выводы писать не надо. Перечислим
наиболее часто встречающиеся и наиболее
грубые ошибки
формулирования выводов
:

Не являются выводами общеизвестные
теоретические положения,
например,
такие, как: «Семейная ситуация играет
большую роль в жизни ребёнка»; «Тре­вожность
человека можно измерить»; «В процессе
проведения тренинга можно наблюдать
изменения в поведении его участников».

Не являются выводами отчёты о проделанной
работе или процедурные эле­менты
исследования.
Например: «Был проведён
анализ литературы по пробле­ме.»;
«Было проведено исследование на такой-то
выборке.»; «По результатам исследования
были составлены рекомендации.» и др.

Не является выводами
простое перечисление полученного
эмпирического ма­териала

(значения корреляций, перечисление пар
взаимосвязанных параметров, средние
величины полученных показателей и
т.д.). Нас интересуют психологиче­ские
закономерности, поэтому факты могут
приводиться только как эмпирическое
подтверждение вывода. Предложение типа:
«В исследовании получены следую­щие
корреляции: (перечисляются корреляции
с приведением цифр)», — не может считаться
выводом (Райзберг 2006;
Мельникова 2009).

Так как в выводах должны
отражаться собственные достижения
автора, то в выводы не следует включать
утверждения, не вытекающие прямо из
проведён­ного исследования.

Выводы — небольшой по объёму, но один из
самых важных разделов работы, потому
что здесь отражён итог, результат всей
работы. Так как время публичной защиты
работы ограничено, то члены комиссии
начинают знакомство с содержа­нием
работы с изучения выводов. Если выводы
по работе сделаны неграмотно, то это
свидетельство того, что автор не смог
до конца осмыслить результаты проде­ланной
работы. Объём раздела Выводы: 1-2 страницы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ФОРМУЛИРОВКАХ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТУДЕНЧЕСКИХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ФОРМУЛИРОВКАХ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТУДЕНЧЕСКИХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ А. В. Шариков, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна, НИУ «Высшая школа экономики»

Типовой набор методологических элементов квалификационной научной работы: 1. Тема исследования 2. Актуальность исследования 3.

Типовой набор методологических элементов квалификационной научной работы: 1. Тема исследования 2. Актуальность исследования 3. Степень разработанности темы 4. Проблема исследования 5. Объект исследования 6. Предмет исследования 7. Цель исследования 8. Задачи исследования 9. Методы исследования 10. Гипотеза исследования 11. Теоретическая база исследования 12. Эмпирическая база исследования 13. Научная новизна исследования 14. Теоретическая значимость исследования 15. Практическая значимость исследования и др.

Тема исследования При формулировке темы надо понимать, что входящие в неё слова функциональны. Среди

Тема исследования При формулировке темы надо понимать, что входящие в неё слова функциональны. Среди них важное место занимают: — термины (от лат. terminus – предел, граница) – общепризнанные точно определённые понятия — уточняющие элементы, задающие границы темы — слова и словосочетания, не являющиеся общепризнанными терминами, но обретающие статус рабочих терминов Нежелательны: — «слова-украшения» — жаргонизмы — дублирующие элементы

 Примеры неудачных формулировок тем: 1. Эпоха безвременья в записках журналистов 1990 -х гг.

Примеры неудачных формулировок тем: 1. Эпоха безвременья в записках журналистов 1990 -х гг. — нет ни одного научного термина — нет пространственных границ 2. Судьба «стартапов» на рынке Интернет-СМИ в условиях кризиса — использование жаргонизма и метафоры — нет пространственно-временных границ 3. Бренды средств массовой информации (на примере телевизионных средств массовой информации) — нет пространственно-временных границ — дублирование элементов

Актуальность исследования - это «степень ее важности в данный момент и в данной ситуации

Актуальность исследования — это «степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы» . (Ф. А. Кузин) Это ответ на вопрос: «Зачем сегодня надо заниматься данной темой? » Актуальность исследования занимает 1 -3 страницы текста.

Степень разработанности темы исследования Необходимо сделать краткий обзор предпосылок для исследования (3 -4 абзаца):

Степень разработанности темы исследования Необходимо сделать краткий обзор предпосылок для исследования (3 -4 абзаца): • что сделано предшественниками (указание авторов, которые занимались данной проблемой) • что осталось нераскрытым • что предстоит сделать

 Проблема исследования Чтобы дать формулировку проблемы исследования, необходимо сформулировать противоречие, т. е. несогласованность,

Проблема исследования Чтобы дать формулировку проблемы исследования, необходимо сформулировать противоречие, т. е. несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями рассматриваемого явления. На основании показанного противоречия формулируется проблема исследования. Исследование должно быть направлено на разрешение выявленного противоречия.

 Объект и предмет исследования Объект исследования - это процесс или явление, в контексте

Объект и предмет исследования Объект исследования — это процесс или явление, в контексте которого исследуется рассматриваемая тема. Предмет исследования — это часть объекта исследования, которую необходимо рассмотреть во всей возможной полноте. Предмет исследования иногда обозначают как аспект рассмотрения объекта исследования. Формулировка предмета исследования близка к формулировке темы.

 Объект исследования Предмет исследования Тема исследования

Объект исследования Предмет исследования Тема исследования

Примеры логических противоречий в формулировках темы, объекта и предмета Исследования: Тема: Журнал «Современные записки»

Примеры логических противоречий в формулировках темы, объекта и предмета Исследования: Тема: Журнал «Современные записки» в 1920 -30 гг. : «культурный текст» русской эмиграции. Объект исследования: литературные публикации в журнале «Современные записки» . Предмет исследования: мифосимволическое пространство журнала «Современные записки» в 1920 -30 гг. — Тема шире объекта исследования – в объекте заявлен не весь материал журнала, а лишь литературные публикации. — Предмет и тема расходятся друг с другом – используются разные категории

Примеры логических противоречий в формулировках темы, объекта и предмета исследования: Тема: Анализ тематического репертуара

Примеры логических противоречий в формулировках темы, объекта и предмета исследования: Тема: Анализ тематического репертуара социологических публикаций в печатных СМИ (на примере федеральных изданий за 2003 -2007 гг. ) Объект исследования: публикации социологов в ведущих российских печатных СМИ, авторы или объекты интервью журналистов которых были позиционированы как социологи Предмет исследования: тематический репертуар социологических публикаций В формулировке темы не хватает пространственных ограничений и есть дублирование элементов В формулировке предмета исследования нет ни пространственных, ни временных ограничений – предмет шире объекта

Существует две традиции в формулировке объекта исследования в журналистике. Условно обозначим их как: -

Существует две традиции в формулировке объекта исследования в журналистике. Условно обозначим их как: — «литературоведческая» , идущая от классической филологии — «обществоведческая» , идущая от классической философии

В «литературоведческой» традиции объект исследования обычно определяется как нечто конкретное - текст или корпус

В «литературоведческой» традиции объект исследования обычно определяется как нечто конкретное — текст или корпус текстов (шире — медиатекст или корпус медиатекстов). 1. Объект исследования – газета «Известия» 2. Объект исследования – программа «Пусть говорят» на «Первом канале» 3. Объект исследования – новостные выпуски на радио «Эхо Москвы» Недостаток данного подхода – вероятность ухода в чистый эмпиризм, атеоретичность

В «обществоведческой» традиции объект исследования обычно определяется как абстракция - процесс или явление: 1.

В «обществоведческой» традиции объект исследования обычно определяется как абстракция — процесс или явление: 1. Объект исследования – политические коммуникации 2. Объект исследования – феномен институционализации профессионального сообщества 3. Объект исследования – управление персоналом в организациях Преимущество данного подхода – возможность увязать объект исследования с теоретической базой

 Пример изменения объекта Тема: Анализ мифосимволического пространства в литературных публикациях журнала русской эмиграции

Пример изменения объекта Тема: Анализ мифосимволического пространства в литературных публикациях журнала русской эмиграции «Современные записки» в 1920 -30 гг. Объект исследования: мифосимволическое пространство текста Теоретический базис исследования – семиологическая теория мифа (Р. Барт, Ю. М. Лотман и др. ) Предмет исследования: мифосимволическое пространство в литературных публикациях журнала русской эмиграции «Современные записки» в 1920 -30 гг.

 Объект исследования-1 (абстракция) Объект исследования-2 Мифосимволическое Предмет (конкретика) пространство исследования Журнал «Современные записки»

Объект исследования-1 (абстракция) Объект исследования-2 Мифосимволическое Предмет (конкретика) пространство исследования Журнал «Современные записки» Эмпирический базис: корпус текстов Теоретический базис: теория мифа

Раздвоение объекта/предмета исследования В квалификационных работах методологической ошибкой считается раздвоение объекта и/или предмета исследования,

Раздвоение объекта/предмета исследования В квалификационных работах методологической ошибкой считается раздвоение объекта и/или предмета исследования, что часто ведёт к размытой формулировке темы. Пример: 1. Тема : Право и Интернет: теоретические проблемы.

 Объект исследования-1 Объект исследования-2 Право Предмет исследования Интернет Теоретический базис: теория Интернета Теоретический

Объект исследования-1 Объект исследования-2 Право Предмет исследования Интернет Теоретический базис: теория Интернета Теоретический базис: теория права

Раздвоение объекта/предмета исследования Примеры: 2. Тема: Журналистика и PR 3. Тема: Стратегии развития убыточных

Раздвоение объекта/предмета исследования Примеры: 2. Тема: Журналистика и PR 3. Тема: Стратегии развития убыточных медиаактивов, входящих в структуру одного медиахолдинга, и их нормативно- правовое регулирование

 Цель и задачи исследования Цель исследования – это «то, что в самом общем

Цель и задачи исследования Цель исследования – это «то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге» исследования. Цель исследования должна логически соответствовать теме, объекту и предмету исследования. Задачи исследования – это логические шаги для достижения цели. Иногда задачи исследования рассматривают как микроцели. Цели и задачи исследования формулируются в виде некого действия: выявить, рассмотреть, описать и т. п.

Три наиболее распространённых типа целей научного исследования: 1. Описание нового явления, разработка новых категорий

Три наиболее распространённых типа целей научного исследования: 1. Описание нового явления, разработка новых категорий 2. Выявление связей между чем-либо и чем-то 3. Выявление изменений в чем-либо (динамики, тенденций, трансформаций и т. п. ) Впрочем, могут быть и другие типы целей научного исследования.

1. Описание явления Тема: Детские социальные сети в России Цель: Выявить характерные особенности детских

1. Описание явления Тема: Детские социальные сети в России Цель: Выявить характерные особенности детских социальных сетей в России 2. Выявление связей Тема: Влияние слияний и поглощений на стоимость медиакомпаний Цель: Выявить специфику влияния процессов слияний и поглощений на стоимость медиакомпаний 3. Выявление изменений Тема: Трансформация бизнес-моделей российских информационных агентств в 2000 -2010 гг. Цель: Выявить основные изменения бизнес-моделей информационных агентств России в 2000 -2010 гг.

Одна из наиболее часто встречающихся ошибок в формулировке цели исследования – «раздвоение цели» /

Одна из наиболее часто встречающихся ошибок в формулировке цели исследования – «раздвоение цели» / «умножение цели» Пример: Тема: Адаптация женских иностранных журналов к российскому медиарынку (на примере журналов «Космополитен» и «Элль» ) Цель: исследовать историю русских версий журналов «Космополитен» и «Элль» после их выхода на российский рынок, осуществить сравнительный анализ концепций и стиля, рассмотреть проблемы адаптации к российской аудитории и взаимодействия с ней, определить основные тенденции эволюции изданий, наметить её дальнейшие перспективы. Цель как таковая не сформулирована, а представлены задачи исследования.

При формулировке задач исследования важно, чтобы: - была выстроена строгая логическая последовательность планируемых действий

При формулировке задач исследования важно, чтобы: — была выстроена строгая логическая последовательность планируемых действий – предыдущий шаг предопределяет последующий — задачи однозначно вели бы к достижению цели, а не останавливали бы процесс исследования на полпути — среди задач были бы как теоретические, так и прикладные — все задачи были бы реализуемы Чётко прописанные задачи предопределяют структуру текста квалификационной работы.

 Методы исследования В научном исследовании метод выступает в роли средства для достижения цели.

Методы исследования В научном исследовании метод выступает в роли средства для достижения цели. Метод (от гр. μέθοδοζ — путь следования) – это ответ на вопросы: «Как вести исследование? » , «Как достичь цели исследования? » и т. п. Достичь цели исследования без метода невозможно!!! Это утверждение касается как общей, главной цели исследования, так и микроцелей-задач. Для каждой задачи исследования существуют свои методы.

 Научный метод, подобен свету, освещающему дорогу бредущему в темноте путнику Хромой, идущий по

Научный метод, подобен свету, освещающему дорогу бредущему в темноте путнику Хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги Френсис Бэкон

Типология методов научного исследования По критерию «общие-частные» методы разделяются на: 1. Общенаучные 2. Полидисциплинарные

Типология методов научного исследования По критерию «общие-частные» методы разделяются на: 1. Общенаучные 2. Полидисциплинарные 3. Конкретно-научные По критерию «теоретическое/эмпирическое» : 1. Теоретические 2. Эмпирические 3. Методы как теоретического, так и эмпирического исследования

 По критерию «общие-частные» Общенаучные методы: 1. Анализ 2. Синтез 3. Индукция 4. Дедукция

По критерию «общие-частные» Общенаучные методы: 1. Анализ 2. Синтез 3. Индукция 4. Дедукция 5. Абстрагирование и др.

 По критерию «общие-частные» Полидисциплинарные методы, широко используемые в социогуманитарной сфере: 1. Структурный анализ

По критерию «общие-частные» Полидисциплинарные методы, широко используемые в социогуманитарной сфере: 1. Структурный анализ 2. Функциональный анализ 3. Структурно-функциональный анализ 4. Синергетический анализ 5. Системный анализ и др.

 По критерию «общие-частные» Конкретно-научные методы, широко используемые в медиаисследованиях: 1. Методы измерения аудитории

По критерию «общие-частные» Конкретно-научные методы, широко используемые в медиаисследованиях: 1. Методы измерения аудитории 2. Контент-анализ 3. Мотивационно-целевой анализ 4. Интент-анализ 5. SWOT-анализ и др.

 По критерию «теоретические-эмпирические» Теоретические методы, широко используемые в социогуманитарной сфере: 1. Историко-генетический анализ

По критерию «теоретические-эмпирические» Теоретические методы, широко используемые в социогуманитарной сфере: 1. Историко-генетический анализ 2. Институциональный анализ 3. Моделирование 4. Типологизация 5. Периодизация и др.

 По критерию «теоретические-эмпирические» Эмпирические методы, широко используемые в медиаисследованиях: 1. Наблюдение 2. Глубинное

По критерию «теоретические-эмпирические» Эмпирические методы, широко используемые в медиаисследованиях: 1. Наблюдение 2. Глубинное интервью 3. Фокус-группы 4. Экспертный опрос 5. Метод мозгового штурма и др.

 По критерию «теоретические-эмпирические» Методы как теоретического, так и эмпирического характера, широко используемые в

По критерию «теоретические-эмпирические» Методы как теоретического, так и эмпирического характера, широко используемые в медиаисследованиях: 1. Феноменологический анализ 2. Кросс-культурный анализ 3. Статистический анализ 4. Сравнительно-исторический анализ 5. Дискурсивный анализ и др.

Эмпирические методы классифицируются по двум основаниям: 1. Качественные/количественные методы 2. Опросные/аналитико-документальные

Эмпирические методы классифицируются по двум основаниям: 1. Качественные/количественные методы 2. Опросные/аналитико-документальные

Условное пространство эмпирических методов, широко используемых в медиаисследованиях опросные глубинные опросы на небольших и/или

Условное пространство эмпирических методов, широко используемых в медиаисследованиях опросные глубинные опросы на небольших и/или интервью нерепрезентативных массовые опросы выборках репрезентативные этнометодология тестирование панельные исследования групповые дискуссии (пиплметрия и др. ) качественные количественные дискурс-анализ контент-анализ документов статистический анализ без подсчётов документов аналитико- документальные

Наиболее часто встречающиеся огрехи в использовании методов исследования в студенческих квалификационных работах: - несоответствие

Наиболее часто встречающиеся огрехи в использовании методов исследования в студенческих квалификационных работах: — несоответствие методов целям и/или задачам исследования — непонимание границ применимости методов — пренебрежение теоретическими методами – т. н. «ползучий эмпиризм» .

 Гипотеза исследования В научном исследовании важную роль играет гипотеза – «мостик» между существующим

Гипотеза исследования В научном исследовании важную роль играет гипотеза – «мостик» между существующим и предполагаемым знанием на пути к достижению цели. Гипотеза (от гр. ὑπόθεσις — предположение) – это предположение, представленное в утвердительной форме, которое должно быть доказано либо опровергнуто. В квалификационных работах главное требование к гипотезе – верифицируемость, т. е. возможность проверки утверждения на истинность. Отсюда связь гипотезы с целью и методами исследования. Типичный вопрос на защите: «Как, какими методами проверялась гипотеза? » Поэтому при описании методологического аппарата исследования гипотезу часто размещают до методов.

 Гипотеза исследования Поскольку достижение цели исследования разбивается на логические шаги – задачи (микроцели),

Гипотеза исследования Поскольку достижение цели исследования разбивается на логические шаги – задачи (микроцели), то для каждой задачи можно сформулировать свою рабочую гипотезу. В тексте квалификационной работы такое встречается сравнительно редко, так как данный процесс трудно выстроить по всей логической цепочке задач. Рабочие гипотезы нередко формулируют отдельно в эмпирической части работы, не вынося их в описание общей методологии во введении. В заключительной части квалификационной работы необходимо указать, подтвердилась ли гипотеза. Возможны всего три варианта: подтвердилась, не подтвердилась, подтвердилась частично.

Типичные ошибки при формулировании гипотез в студенческих квалификационных работах: 1. Расплывчатая формулировка, затрудняющая доказательство

Типичные ошибки при формулировании гипотез в студенческих квалификационных работах: 1. Расплывчатая формулировка, затрудняющая доказательство или опровержение гипотезы. 2. Банальная формулировка – свершившийся и широко известный факт выдаётся за положение, якобы требующее доказательства. 3. Смешение нескольких гипотез в одной формулировке.

 Теоретическая база исследования Данный методологический элемент обозначают также как: • теоретико-методологическая база исследования

Теоретическая база исследования Данный методологический элемент обозначают также как: • теоретико-методологическая база исследования • теоретический базис исследования • теоретико-методологический базис исследования • теоретическая основа исследования • теоретико-методологическая основа исследования • теоретическое основание исследования • теоретико-методологическое основание исследования и т. п.

 Теоретическая база исследования Имеется в виду краткое перечисление ключевых теорий и/или теоретических концепций,

Теоретическая база исследования Имеется в виду краткое перечисление ключевых теорий и/или теоретических концепций, парадигм, моделей, на основе которых строится исследование. Перечисление ключевых теорий сопровождается указанием в скобках основных авторов, разрабатывающих эти теории, и соответствующими ссылками на библиографические источники.

 Типичные ошибки при формулировании теоретической базы исследования в студенческих квалификационных работах: 1. Называются

Типичные ошибки при формулировании теоретической базы исследования в студенческих квалификационных работах: 1. Называются теории, но не указываются авторы. 2. Теории и разрабатывающие их авторы указываются, но нет ссылок на конкретные публикации. Как вариант этой ошибки – отсутствие конкретных публикаций в библиографическом списке в конце квалификационной работы. 3. Несоответствие названных теорий названным авторам. 4. Теории перечислены во введении, но реально никак не используются в квалификационной работе.

 Эмпирическая база исследования Состоит из разного рода документов, используемых в исследовании. В медиаисследованиях

Эмпирическая база исследования Состоит из разного рода документов, используемых в исследовании. В медиаисследованиях в качестве эмпирической базы чаще всего используют: • материалы СМК; • статистические данные; • официальные документы государственных, общественных и бизнес-структур; • внутренние документы организаций; • личные документы людей – письма, дневники, фотографии, видео- и аудиозаписи и т. п. ; • информацию, самостоятельно собранную исследователем в виде расшифровок интервью, групповых дискуссий, материалов опросов и т. п. ; • аналитические материалы по теме • и др.

 Научная новизна исследования - Это указание, какие новые результаты в сравнении с предыдущими

Научная новизна исследования — Это указание, какие новые результаты в сравнении с предыдущими исследованиями по сходной тематике получены автором. Научная новизна может проявляться на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом. На теоретическом уровне – введение и разработка новых категорий, новая типология явлений и процессов, установление новых связей между известными явлениями, новая интерпретация ранее известных фактов. На эмпирическом уровне – получение новых важных фактов, доказывающих какие-либо теоретические положения, обнаружение новых явлений и процессов, ранее не описанных в научных публикациях.

 Теоретическая и практическая значимость исследования О теоретической значимости на уровне студенческих квалификационных работ

Теоретическая и практическая значимость исследования О теоретической значимости на уровне студенческих квалификационных работ говорить сложно. Данный элемент может отсутствовать в студенческой квалификационной работе по журналистике. Если получается важное теоретическое достижение, то по сути оно совпадает с научной новизной теоретического уровня. Практическая значимость – это те полезные для практики результаты исследования, которые могут быть внедрены или уже внедрены в конкретных организациях. Желательно такого рода достижения подкрепить справкой о внедрении от организации – она служит доказательством того, что работа действительно важна для практики.

 Обязательные и не обязательные методологические элементы в бакалаврских и магистерских выпускных работах (департамент

Обязательные и не обязательные методологические элементы в бакалаврских и магистерских выпускных работах (департамент медиа) № Методологический элемент Бакалаврская Магистерская ВКР диссертация 1 Тема исследования Обязательно 2 Актуальность Обязательно 3 Степень разработанности темы Обязательно 4 Проблема исследования Не обязательно Обязательно 5 Объект исследования Обязательно 6 Предмет исследования Обязательно 7 Цель исследования Обязательно 8 Задачи исследования Обязательно 9 Методы исследования Обязательно 10 Гипотеза исследования Обязательно 11 Теоретическая база Обязательно 12 Эмпирическая база Обязательно 13 Научная новизна Обязательно 14 Теоретическая значимость Не обязательно Обязательно 15 Практическая значимость Обязательно

 Библиография 1. Батурин В. К. Философия науки: учебное пособие. – М. : ЮНИТИ-ДАНА,

Библиография 1. Батурин В. К. Философия науки: учебное пособие. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 2. Бельская Е. Ю. История и философия науки (Философия науки). – М. : Альфа-М, 2012. 3. Герасимов Б. И. Основы научных исследований. – М. : ФОРУМ, 2011. 4. Кожухар В. М. Основы научных исследований: учебное пособие. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº» , 2012. 5. Кузин Ф. А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. / Под ред. Абрамова В. А. – 4 -е изд. – М. : Ось-89, 2011. 6. Лебедев С. А. Философия науки. – М. : Юрайт, 2013. 7. Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень. – М. : ИНФРА-М, 2011. 8. Степин В. С. Философия и методология науки. – М. : Академический проект, 2015. 9. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров. 4 -е изд. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº» , 2012. 10. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация» , 2009.

������ ����, ������� ��������!  � ��������� � ������������� ����� ���������� �� sampols@mail.ru

� ������ ������ �� ������������ ������ �������� ������ �������� ������ ������, ����������� ���������� �� ������ ������ ��������� ��������� (��������) �����.

�� ����� ����������� ��������������� ���������� �� ��������� ������ �������� ����� ����������� ������ ��������������� ���������� � ������ ���������� ������.

������ ��������������� ����������:

— �������������� ���� ��������� ������, ��������� � �������, ����, ��������� � ������� ������� ����;
— ����������� ����� ������������� ����������� ��������� ������, ��������� � �������, � �������, ������������ � �������;
— �������������� ������������ ����, ��������� � ����� ��������� ������, �������������, ������������ � �������.

������ ���������� ������:

— ���������� ������ (����������, ��������) ������� ������� ������������;
— ��������� � �������� �������� ����� (���������, �������) ������������, ��������� �� ����;
— ����� � �������� ������������ ���� (��������) �������, �� ������������ ����;
— ���������� ������������ �������� ����� �� ��������� ������ � ��������� ����� ������;
— ����������� �������� ���������� ��������� ������.

�� ����� ��������� ������ �������� ����� ����������� ��������� ������:

������ �� ��������:

— �������������� ������������ ���� ����� ������� ������-���� �������;
— ���������� ������� «������� ��������» � «�������� ��������»;
— ��������� ����, �����, ������� ������� � ������������ ����������, ������� �� �������� � �������� ����� ������;
— �������� �������������� ����, ���������� �� ���������������� �
������

������ � �������� �����:

������ ���������� �������������:
— ������� ������������� ��������� (������������ ������� ����, ������� ����� ��� ������������ «�������� � ��������»);
— �������� ������;
— �������������� ���������;
— ������ �������� � ������������������;
— ������ �������� ������ � ��������;
— ������ ����������� ������������������ �������.

����������� �������:
— ���������������;
— ���������;
— �����;
— �����������������.

������ ������� �������:
— ���������������:
— ��������������� ��������;
— ������������������:
— �����������.

������ � �������������� �������:
— ������������� � �����������;
— �������������� ������������� �����������;
— ���������� � ����������� ����������� ������;
— ������������� ���������, ������� �� ����� ���
��������� ������������ ��������� � �� �������� �� ���� ������.

������ �������������� �����������:
— �������������;
— ��������������;
— ��������������� ������ ������������� ������ ��������� �����������.

������ ���������� �������� �����������:
— ������������ ���������� ���������������, ������� � ����������� ������;
— ������ ������������ ����������� «��»;
— ������������� �������� ���������� �����������
���� ��� ������� ������� ������������;
— ������������ ���� �� � ������������ � �� ���������; 
— ������������� ���� � �������������� � �������������� ��� ������� ���������� ���������;
— ����������� (������������� ������ ����; ������������� ����, �� ������ �� ������; ������������ � ����� �������� ����� ������ �������);
— ������������� �������������.

�������� ������ � ���������� — ���������� ���������, ������������ ���������� ���� � ����� ������.

��� ���������� � ������ ������� ����� ��������� ������ � ���������� ������� � �����������.

������ ���������� �������:
— ������� ������� ������;
— ���������� ���������� �������;
— ������������ ������������ ����.

������ ���������� �����������:
— ������� ���������� ����������� ��� �� ������ ����������; 
— ���������� ��������� � �������� �����������;
— ���������� ����� ����������� � ������� �������.

Слайд 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЙ ОБСУЖДЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ


Слайд 2
Традиционный способ изложения материала
(последовательно – сначала изложение

материала, потом обсуждение)
Монографический способ изложения материала
(одновременно –

поэтапное изложение и обсуждение)

Глава 3. Результаты исследования
Глава 4. Обсуждение результатов

Вариант 2.
Глава 3. Результаты и обсуждение исследования XXX…
Глава 4. Результаты и обсуждение исследования YYY…
Глава 5. Результаты и обсуждение исследования ZZZ…

Вариант 1.
Глава 3. Результаты исследования XXX…
Глава 4. Обсуждение исследования ХХХ……
Глава 5. Результаты исследования YYY…
Глава 6. Обсуждение результатов исследования YYY…

Применяется там, где объем результатов относительно невелик, набор методик ограничен, полученные данные однородны

Если полученный вами материал слишком обилен, чтобы в одной главе его изложить, а в другой – обсудить;
Если материал отчетливо делится на несколько смысловых частей
Результаты и обсуждение располагаются слоями, в нескольких главах

К

Д

Традиционный способ изложения материала (последовательно – сначала изложение материала, потом обсуждение)


Слайд 3
Как распределить материал по главам?
Чего НЕ НАДО

делать?
Как определить последовательность изложения Результатов?
Не надо задумываться

над тем, сколько глав вы отведете под результаты своих исследований
Не обязательно придерживаться схемы: одна глава результатов – один вывод (в одной главе может быть 1-2-3 вывода)
Не должно быть глав Результатов, не приводящих хотя бы к одному выводу

Обязательно начните с главного
Уясните себе иерархию ценностей полученных вами фактов и при изложении следуйте ей
Начните с изложения наиболее значимых результатов
Лучше излагать материал от сложного к простому
При описании производимых вами опытов и наблюдений (и их отражении в названиях глав) старайтесь, чтобы деление на серии отражало не методы, которые вы применяли, а структуру самого исследования
Например:
вместо «Изучение динамики функционального состояния… с помощью метода электроэнцефалографии» лучше дать «Динамика функционального состояния при…».

Как распределить материал по главам? Чего НЕ НАДО делать? Как определить


Слайд 4
Принципиальная схема любого эксперимента
ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
2
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1
РЕГИСТРИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
3
Именно

такой подход к систематизации материала приблизит вас

к обсуждению результатов, поскольку дает возможность показать то новое, что вы выявили в объекте исследования

Принципиальная схема любого эксперимента ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ 2 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 1 РЕГИСТРИРУЕМЫЕ


Слайд 5
Как разделить Результаты и Обсуждение?
Если вы выбрали

классический вариант построения этой части вашей диссертации,

то:

Внимательно следите за тем, чтобы в главах Результатов не промелькнуло ни одно оценочное суждение – только строгое изложение фактов («Величина A больше величины В, что говорит…).

В Результатах должны быть таблицы, рисунки и пр.

Позволительно только сравнивать, но не оценивать!

1

Как разделить Результаты и Обсуждение? Если вы выбрали классический вариант построения


Слайд 6
2
Результаты каждого опыта или серии опытов следует

обсуждать сразу же после их изложения
Для того

чтобы ваши рассуждения не «распылились» по тексту диссертации, последний абзац такой комплексной главы посвятите как бы подведению предварительных итогов («Исследование… показало, что …»). Но не называйте эти предварительные итоги выводами. Помните, что выводы в диссертации могут быть только в одном месте – на последней ее странице!
Если глав Результатов (или Результатов и обсуждения) несколько, то желательно в первом абзаце каждой из них напомнить, какие задачи вы собираетесь решить в данной главе.
Изложите задачу той или иной главы на отдельном листке и держите его постоянно перед глазами в течение всего времени работы над текстом главы.
Позднее, когда вы приступите к Введению, вы сведете эти задачи в единый список из нескольких пунктов и позаботитесь об их соответствии цели исследования.

Если вы выбрали монографический вариант построения этой части вашей диссертации, то:

2 Результаты каждого опыта или серии опытов следует обсуждать сразу же


Слайд 7
Отрицательный результат – тоже результат!
Помните, что отрицательный

результат (гипотеза не подтвердилась) несет почти столько

же полезной информации, сколько и результат положительный, а иногда и больше.

Попробуйте задуматься над тем, что послужило первопричиной «нежелательного» развития событий.

Желательно, чтобы в вашей работе было хотя бы несколько положительных результатов, тогда отрицательные составят им прекрасный фон и докажут вашу добросовестность, основательность и научную честность.

В этом случае отрицательный результат превращается в совершенно необходимую часть системы доказательств.

Отрицательный результат – тоже результат! Помните, что отрицательный результат (гипотеза не


Слайд 8
Диссертация – это прежде всего квалификационная работа
Помните,

что в диссертации вы доказываете свое умение

адекватными методами проверять выдвинутую гипотезу и способность дать четкий и ясный ответ о ее соответствии (или несоответствии) фактам.
Если гипотеза не подтверждается фактами , надо основательно обсудить результаты экспериментов в тексте диссертации и постараться извлечь из этого максимум полезной информации. Желательно хотя бы в общих чертах модифицировать прежнюю гипотезу или заменить ее альтернативной и наметить способы ее проверки.
Не надо включать в Результаты совсем уж банальные, т.е. самоочевидные факты

«Открытие ждет меня где-то впереди, а пока докажу я свое право называться исследователем»

Диссертация – это прежде всего квалификационная работа Помните, что в диссертации


Слайд 9
О литературных ссылках в главе Обсуждение, или

Результаты исследований и их обсуждение
Только синтез чужих

и собственных данных позволит вам адекватно сравнить результаты исследования и существенно продвинуться в понимании природы исследуемого явления.

Желательно использовать источники, которые приведены в вашем Обзоре литературы. Однако помните, что литобзор – это не собрание всего, что вы заимствовали у других авторов, а лишь подведение читателя к мысли о необходимости и оправданности вашего исследования.

Поэтому в главу Обсуждение можно включать и новые литературные источники, те которые нужны именно в Обсуждении (включение их в литобзор может быть несколько искусственным и нарушит его смысловое единство).

О литературных ссылках в главе Обсуждение, или Результаты исследований и их


Слайд 10
Чем должна заканчиваться глава Обсуждение?
К концу главы

Обсуждение (или Результаты и обсуждение) вы должны

создать некую концепцию, существенно углубляющую понимание предмета вашего исследования. Ее можно изобразить в виде схемы.
Помните, что все ваши доказательства имеют вероятностный характер, поэтому избегайте безапелляционного тона и в тексте диссертации, и при ее защите.

Чем должна заканчиваться глава Обсуждение? К концу главы Обсуждение (или Результаты


Слайд 12
СОВЕТЫ:
1. Не надо научной тарабарщины. Вы должны

ясно мыслить и ясно излагать, чтобы читатель

смог понять смысл написанного вами. Нельзя применять наукообразную терминологию («военную хитрость») для прикрытия слабых мест.

2. Нельзя смешить читателя. Внимательно проверяйте текст диссертации на предмет несуразиц в изложении, чтобы не попасть в «копилку научного юмора».

3. Не надо бесчисленных аббревиатур. Особенно плохо, если множество сокращений заключено в одну фразу (например: «Для волны Р14 наиболее характерно уменьшение времени формирования (F>4,0) в левом полушарии при ОП в ЛЛК и ОП в ЛТК»).

4. Не надо заполнять страницы диссертации бесконечными «снижается на …», «повышается на …», «не изменяется».

СОВЕТЫ: 1. Не надо научной тарабарщины. Вы должны ясно мыслить и


Слайд 13
5. Не надо пересказывать словами все содержание

рисунков и таблиц («Что вижу, о том

и пою»). Словесный комментарий нужен для того, чтобы обратить внимание читателя на наиболее существенные из результатов каждого опыта или наблюдения, на факты, которые будут использованы для теоретических построений и Выводов.

6. Не надо слишком длинных фраз («Не пиши длинно, ты не Лев Толстой»).

7. Чем проще, тем понятнее. Будет совсем неплохо, если подлежащее, сказуемое и дополнения будут стоять на своих местах.

8. Поменьше иностранных слов. Почти всегда даже очень сложную мысль удается выразить словами родного языка. Избегайте неологизмов. Не пытайтесь предлагать новые термины, не занимайтесь словообразованием. В 99 случаях из 100 это – результат незнания существующей терминологии. Если же подходящее слово отсутствует в родном языке, то можно дать его перевод и в скобках привести оригинальное написание.

5. Не надо пересказывать словами все содержание рисунков и таблиц («Что


Слайд 14
9. Система SI и внесистемные единицы. Правильно

приводите сокращения единиц измерений.
Правила:
После цифр не

пишите название величины полностью;
Не используйте сокращения час. и сек.
Точки ставьте только после сокращений, которых заведомо нет в Стандарте (например, уд./мин или чел.).

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
15 часов 15 ч
24 час 24 ч
17 сек 17 с
5 минут 5 мин
4 суток 4 сут.
80 ударов в минуту 80 уд./мин

9. Система SI и внесистемные единицы. Правильно приводите сокращения единиц измерений.


Слайд 15
Объективность изложения материала
1. Лаконичный объективно-беспристрастный стиль изложения

Наличие

в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих

на степень достоверности сообщения, типа:
«конечно», «разумеется», «действительно»;
«видимо», «надо полагать»;
«возможно», «вероятно».
Наличие в тесте наряду со ссылками вводных слов и словосочетаний, указывающих на то, каков источник сообщения, кем высказана на или иная мысль или кому принадлежит то или иное выражение, типа
«по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.
Изложение ведется от третьего лица (например: «Автор полагает…»), вместо «я» употребляют «мы» и его производные («нами показано», «по нашему мнению» и т.п. Используются также неопределенно-личные предложения типа: «Вначале производят фиксацию животного в стереотаксе, а затем приступают к выполнению операции», или предложения со страдательным залогом типа «Разработан комплексный подход к исследованию…».

Объективность изложения материала 1. Лаконичный объективно-беспристрастный стиль изложения  Наличие в


Слайд 16
2. Точность формулировок и корректность терминов и

понятий

3. Отсутствие профессионализмов (жаргона), но использование принятых

в науке терминов

2. Точность формулировок и корректность терминов и понятий  3. Отсутствие


Слайд 17
Общие правила работы над текстом
Советы:
Первый вариант диссертации

следует написать как можно быстрее.
Делать перерывы между

написанием глав диссертации, но каждую отдельную главу писать «единым духом», пока содержание уже написанных частей свежо в памяти.

«Стресс чистого листа»

Неспособность начать, ступор
Главная трудность – не в поиске удачных выражений, а в последовательности изложения

Обилие слов, метание от одного предмета к другому, нарастающее ощущение хаоса

Общие правила работы над текстом Советы: Первый вариант диссертации следует написать


Слайд 18
Синтетический, или индуктивный, способ организации текста
Используем метод

систематизации материала:
Изложить материал фрагментами (лучше в напечатанном

виде), начиная с того, что легче поддается описанию
Разложить на широкой поверхности (стол, пол), просмотреть содержание каждого фрагмента и снабдить его кратким рабочим заголовком (1-2 слова)
Анализируя эти рабочие заголовки, выявить ту или иную близость в их содержании и сформировать группы первого порядка (первое идейное ядро)
Найдите логическую связь между группами первого порядка и объедините их в группы второго порядка, те – в группы третьего порядка.
Расположите фрагменты один за другим и объедините их короткими связующими предложениями
Этот способ хорошо применять и для литературного обзора, и для методики

Необходимо правильно определить системообразующий фактор

От простого к сложному

Синтетический, или индуктивный, способ организации текста Используем метод систематизации материала: Изложить


Слайд 19
Аналитический, или дедуктивный, способ организации текста
В центре

большого листа плотной бумаги рисуем круг и

пишем название диссертации
Названия крупных частей (Введение, Обзор литературы, Методы и т.д.) помещаем в кружках меньшего размера, расположенных вокруг основного
Производим такую же операцию дробления относительно этих кружочков.
Например, Методы исследования – на Объект исследования, Способы воздействия на объект, Регистрируемые параметры и т.п.
Эти кружки разбиваем на еще более мелкие
Например, Лабораторные животные – на Вес, Пол, Масса тела и т.п.
Если вы сомневаетесь в необходимости какого-либо элемента схемы пометьте это удобным для вас способом (волнистая линия)

Работаем на уровне идей

«Фильм готов, остается его снять»

Если есть необходимость рассмотрения одного и того же факта в разных разделах текста, отметьте это на схеме с помощью горизонтальных связей (пунктир). При написании решите, где этот фрагмент нужнее, а в другом месте даем отсылку («см. раздел…»).
Только после того, как структура «устоится», задумайтесь над очередностью изложения элементов одного уровня и пронумеруйте их, начиная с главного.

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

4

СИНТЕЗ АНАЛИЗ

УКРУПНЕНИЕ ДРОБЛЕНИЕ

АНАЛИЗ СИНТЕЗ

?

+

От сложного к простому

Аналитический, или дедуктивный, способ организации текста В центре большого листа плотной


Слайд 20
Контролируйте объем написанного
Магистерская диссертация
(без учета таблиц и

рисунков)
Введение 2-3 стр.
Обзор литературы 12-13
Методы 7-8
Результаты
и

обсуждение 51-52

Избегайте дублирования текста

Оглавление и заголовки в тексте

В Оглавлении вы обязаны перечислить все заголовки, вынесенные над текстом. В этом случае Оглавление может стать слишком громоздким.
Уберите из оглавления часть заголовков, расположив их «в подборку».

Пишите заголовки короче. Хорошо, когда Оглавление диссертации помещается на одной странице

Отсылки

Если вы хотите сказать об одном и том же в нескольких местах диссертации, выберите основное, где вы дадите развернутое объяснение. В других местах пользуйтесь отсылками.
Например: «Вопрос о … рассмотрен нами в разделе 3.2.», «Обсуждение этих результатов см. в разделе 5.3.»

Контролируйте объем написанного Магистерская диссертация (без учета таблиц и рисунков) Введение


Слайд 22
Заключение – необязательная часть диссертации
Заключение можно включить

в текст диссертации, если вы выбрали отдельное

написание Результатов и Обсуждения (традиционный способ) и чувствуете необходимость вставить после Обсуждения небольшое (2-3 стр.) заключение, предваряющее Выводы.
При монографическом способе (каждый результат обсуждается сразу же после его изложения) может возникнуть необходимость свести воедино итоги комплексных глав в отдельное Заключение.
В Заключении не место цифрам, ссылкам на литературные источники и прочим деталям. Повествование здесь идет исключительно на уровне идей. Однако допустимы отсылки («как было показано в разделе 3.2. …»)
Не забудьте указать границы, в которых ваши утверждения действительны. Например, переносить результаты с одного объекта на другой нужно с соответствующими оговорками.
Хорошо, если в Заключении вы наметите пути дальнейшего исследования данной проблемы, т.е. перспективу.

Заключение – необязательная часть диссертации Заключение можно включить в текст диссертации,


Слайд 23
Выводы – самый короткий, но наиболее часто

читаемый и самый важный из разделов диссертации

Вывод

– это максимально абстрактное выражение какой-либо устойчивой закономерности, т.е. связи между явлениями материального мира

Выводы – самый короткий, но наиболее часто читаемый и самый важный


Слайд 24
Наиболее типичные ошибки при формулировании выводов
Рапорт вместо

выводов
Часто вывод подменяется рапортом о проделанной работе

(«сделано», «создано», «получено», «разработано», «установлено», «обнаружено», «выявлено»).

Констатация – также не вывод

Часто вывод подменяется простой констатацией факта. Помните: в Выводах вы должны говорить не о том, что вы делали или наблюдали, а о той или иной закономерности, происходящей в мире независимо от вашего сознания.

Утверждение очевидного

Автор утверждает в выводе нечто очевидное и даже банальное.

Вывод без содержания

Отсутствие в выводе содержания (например: «Одним из возможных механизмов действия данных нейропептидов является их влияние на нейроглию»).

Наиболее типичные ошибки при формулировании выводов Рапорт вместо выводов Часто вывод


Слайд 25
Многословие
Неоправданно большое количество выводов. Сами же выводы

пространны (по 20 строк).
Помните, что количество выводов

обратно пропорционально теоретической значимости диссертации. Если можно упростить формулировку какой-то закономерности (без снижения ее соответствия фактам), то ее следует упростить.
Для магистерской – максимум 3-4 вывода.

Вывод «о методе»

Вывод «о методе» применим лишь в тех случаях, когда речь идет о разработке какого-то нового метода оценки, прогнозирования или коррекции (например: «Разработанная нами принципиально новая методика проведения эксперимента… сохраняющая… позволяет…»)

Многословие Неоправданно большое количество выводов. Сами же выводы пространны (по 20


Слайд 26
Помните, что в Заключении и Выводах вашей

диссертации должна содержаться концепция, позволяющая сделать прогноз

на будущее. Только после этого вы сможете переходить к написанию последнего раздела текста диссертации – к Введению.

Помните, что в Заключении и Выводах вашей диссертации должна содержаться концепция,


Слайд 38
Грамматический строй научной речи

Грамматический строй научной речи


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Укажите лексическая ошибка моя страница
  • Укажите наиболее грубую ошибку при наложении повязки на шею
  • Укажите ключевую фазу исследования ошибки которой труднее исправить
  • Укажите кинематическое соотношение в котором допущена ошибка
  • Укажите какое слово разобрано с ошибкой