Указать сложноподчиненное предложение с пунктуационными ошибками

Выберите правильный ответ. Укажите сложноподчинённое предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Всюду, где есть пашня, всюду, где есть ум человеческий, должна быть и книга.
2) Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь.
3) Если я не устремлюсь на врага, когда дело идёт о спасении моей родины, я не гражданин, а обыватель.
4) Кто умеет внушить, что он не очень хитёр тот уже далеко не прост.

Тесты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой — Е. П. Черногрудова 2019

Сложноподчинённое предложение
Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными времени и места

Тест 14

Вариант 1

1. К какой группе придаточных относятся придаточные времени?

1) изъяснительные

2) изъявительные

3) определительные

4) обстоятельственные

Ответ: 4

2. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным.

1) Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов.

2) Люблю, когда сосна шумит.

3) Человек дорожит тем, во что он вложил частицу своей души, своего сердца.

4) Отец узнал, когда прибывает поезд.

Ответ: 1

3. Укажите вид обстоятельственного придаточного в предложении:

Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым.

1) времени

2) места

3) цели

4) уступки

Ответ: 2

4. Определите вид обстоятельственного придаточного в предложении:

Как только в лесу сойдёт снег, набухают на берёзах смолистые почки.

1) образа действия

2) причины

3) времени

4) условия

Ответ: 3

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Мы вошли в комнату, где нашли всё необходимое и начали осмотр.

2) Тучи плывут оттуда, откуда дует ветер.

3) Я всё смотрел на дорогу, где в пыли неслась конница.

4) Когда мы вернулись в Найроби, Джекс-Блейк и его жена Мюриель пригласили меня посетить их и познакомить с моими зарисовками.

Ответ: 1

6. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые:

Даже в засушливых районах (1) где уже сама мысль о возможности выжить в этих суровых условиях полупустыни (2) казалась невероятной (3) я находила деревья (4) с изумительно красивым цветением.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 1, 3

4) 2, 4

Ответ: 3

7. Укажите тип придаточного в предложении:

Когда конница подъезжала к селу, все уже спали.

1) определительное

2) изъяснительное

3) обстоятельственное придаточное места

4) обстоятельственное придаточное времени

Ответ: 4

8. Укажите тип придаточного в предложении:

Ячмень сеют, когда молодой скворец головку в окошке показывает.

1) определительное

2) изъяснительное

3) обстоятельственное придаточное места

4) обстоятельственное придаточное времени

Ответ: 4

Вариант 2

1. К какой группе придаточных относятся придаточные места?

1) изъяснительные

2) изъявительные

3) определительные

4) обстоятельственные

Ответ: 4

2. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным.

1) Наконец я вспомнил, где я видел этого человека.

2) Уходило лето, которое принесло нам столько радостей.

3) Я шла туда, где меня ждали.

4) Подняв головы, смотрят стоявшие на того, кто играл наверху.

Ответ: 3

3. Укажите вид обстоятельственного придаточного в предложении:

Мы находились там, пока не подоспела помощь.

1) места 

2) условия

3) причины

4) времени

Ответ: 4

4. Укажите вид обстоятельственного придаточного в предложении:

Где тонко, там и рвётся.

1) времени

2) образа действия

3) места 

4) цели

Ответ: 3

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Вернувшись домой, когда уже смеркалось мы застали дома только одного Николая.

2) Цветы этих деревьев увядают, как только начинает светать.

3) На улице стало теплеть, когда над горизонтом поднималось багровое солнце.

4) Некоторые из этих деревьев я могла найти там, где не ожидала, и только с наступлением темноты по источаемому цветами ароматному запаху.

Ответ: 1

6. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые:

Чичиков не заметил (1) когда он въехал в середину обширного села (2) с множеством изб и улиц.

Позднее (3) когда я совершила восхождение на Килиманджаро и гору Кения (4) я была очарована альпийской флорой этих двух потухших вулканов.

1) 1, 4 

2) 1, 3, 4

3) 1, 2, 3

4) 1, 3

Ответ: 2

7. Укажите вид придаточного в предложении:

Когда настала пора сворачивать с шоссе на обыкновенную дорогу, начало темнеть.

1) определительное

2) изъяснительное

3) обстоятельственное придаточное места

4) обстоятельственное придаточное времени

Ответ: 4

8. Укажите вид придаточного в предложении:

Там, куда не достают солнечные лучи, листья на кустах бледные и вялые.

1) определительное

2) изъяснительное

3) обстоятельственное придаточное места

4) обстоятельственное придаточное времени

Ответ: 3

                      
Учебник, по которому составлены тестовые задания  Русский
язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /

                       С.Г.Бархударов,
С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. — 32-е изд. — М.: Просвещение, 2010. 


пп

32
задания

Варианты
ответов (с указанием правильного)

1

  Найдите
сложноподчиненное предложение.

А)
Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б) В
ком добра нет, в том правды мало.

В)
Живопись Левитана, считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней
полосы России.

2

  Укажите
неверное утверждение.

А)
В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

Б)
В СПП части связываются при помощи союзов или союзных  слов.

В)
Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

3

 Укажите
сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А)
Я знаю, где ты был.

Б)
Мы любим дом, где любят нас.

В)
Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты
терна и крушины.

4

Найдите сложноподчиненное предложение с
придаточным изъяснительным

А) 
А ещё через пару минут, когда впереди замигали фонари, эта мысль стала
главной.

Б)
Вёл он себя так, словно   говорил что-то приятное.

В)
Неизвестно, смогу ли я его остановить.

5

 Определите вид
придаточного предложения в сложноподчиненном предложении

Я
люблю роман, потому что написал его по внутренней необходимости.

А)
придаточное причины, 

Б)
придаточное условия, 

В)
придаточное места.

6

 Найдите сложноподчиненное предложение с
придаточным определительным:

А) Может быть, если гости заблудились,
мы пойдём их встречать?

Б)
Все согласятся, что Новый год – самый лучший праздник, правда же?

В)
Все эти картины развёртываются передо мной по обе стороны тропинки, которая
ведёт вглубь.

7

Найдите
СПП с несколькими придаточными.

А)
Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой  или же
равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Б)
Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой
фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

В)
Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не
располагают здесь зенитной артиллерией.

8

 Определите
тип подчинения придаточных предложений

Он
в испуге схватил сына за руку и смотрел ему в глаза, стараясь убедиться, что
это он, что это не лукавый призрак.

А)
Однородное.     

Б)
Неоднородное (параллельное).   

В)
Последовательное.

9

В
предложении:  Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней,
роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.
— придаточное предложение стоит:

А)
перед главным предложением,

Б)
после главного предложения,

В)
в середине главного предложения.

10

   Найдите лишнее предложение.

А)
И через силу скачет конь туда, где светится огонь.

Б)
Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.

В)
В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

11

Найдите
СПП с несколькими придаточными.

А)
Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли
в обратную сторону зеленые берега.

Б)
И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной я вечно в долгу.

В)
В жаркие июльские дни, когда город, окруженный со всех сторон степями,
изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и
прохлада.

12

Укажите СПП с последовательным
подчинением.

 А)  Жанна выходит на улицу посмотреть,
не тише ли стало море, не светает ли и горит ли лампа на маяке.

Б)
Поезд уходил в 7 часов вечера, так что Михаил мог успеть пообедать, хотя дел
ещё было много.

В)
Палка, которую я вытачивал, получилась чёрная и блестящая, как если бы она
была из чёрного дерева.

13

Найдите 
среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

А)
Чтобы не стоять неподвижно, она повернулась и стала медленно снимать шубу.

Б) 
Они медленно пошил вниз, где их уже ждали

В) 
Их нет, так что пока можно отдохнуть.

14

Найдите
сложноподчиненное предложение.

А)
Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

Б)
Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.

В)
Аист, говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

15

В
каком СПП придаточное предложение занимает постпозицию по отношению к
главному (знаки препинания не расставлены):

А)
Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно
красива.

Б)
Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

В)
Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

16

Укажите
верное утверждение.

А)
Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед
ним.

Б)
Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.

В)
Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

17

В
каком предложении что является союзным словом?

А)
Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.

 Б)
Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.

 В)
Спасибо, что не забываете старика.

18

Найдите
предложение с речевой ошибкой.

А)
Надо дать жизнь такой книге, которая бы звучала и жила долго.

Б)
Я прочитала книгу, в которой рассказывается о писателе, который жил в нашем
городе.

В)
Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых
густым лесом.

19

Укажите
СПП с параллельным подчинением.

А)
Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

Б)
Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей,
который безмолвно сливался с Сурою.

В)
Когда они воротились в свою каморку, из штаба прислали вестового,
сообщившего, что связь налажена.

20

Найдите
среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным
следствия

А)
Раз мы начали говорить, то лучше договорить до
конца.                                  

Б)
Я сильно устал, так что не мог идти дальше. 

В)
Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело. 

21

Найдите
лишнее предложение.

А)
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

Б)
Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам.

В)
Морозы стали слабее, и начал падать мелкий снежок.

22

Укажите
правильный вариант постановки знаков препинания в предложении

Когда
человек нам не нравится (1) мы найдем любые поводы (2) отказать ему в помощи
(3)  но (4) если он нам нравится (5)  мы всегда убедим себя (6) что ему
необходимо помочь.

А)
1,3,5,6,      Б) 1,3,4,5,6,           В) 1,2,3,4,5.

23

Найдите
СПП с несколькими придаточными.

А)
Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что, если я спрошу ее о чем-либо, она
опять отвлечется в сторону.

Б)
Ночь была так черна, что, вплотную столкнувшись, нельзя было видеть друг
друга.

В)
О соловьях рассказано так много, что трудно сказать новое, никому не известное.

24

В
предложении:  Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять,
как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому
попискиванию лесной пичуги — придаточное предложение стоит:

А)
перед главным предложением,                       

Б)
после главного предложения,

В)
в середине главного предложения.

25

Укажите
неверное утверждение.

А)
Части СПП связаны сочинительной связью.

Б)
Придаточное предложение может стоять впереди главного, после него, может
разрывать главное.

В)
В СПП выделяются главное и придаточное предложение.

26

Назовите
сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.

А)
Левитан стремился писать так, чтобы был ощутим воздух, обнимающий своей
прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена.

Б)
Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.

В)
Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то
живое, говорящее, чудесное.

27

Найдите
сложноподчиненные предложения.

А)
Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то
шум.

Б)
Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако
и позднее не  раз приходилось русичам отражать их набеги.

В)
Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не
могли успокоиться.

28

 
Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А)
В лесу, куда мы часто ходили, за грибами росли высокие березы.

Б)
В кинотеатре, куда пришли Волька с Хоттабычем, начинался вечерний сеанс.

В)
В фойе кинотеатра, куда Хоттабыч привел Вольку, вокруг них столпился народ.

29

Определите
тип подчинения придаточных предложений.

С
самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали
о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были
заинтересованы в вашем знании.

А)
Однородное.

Б) Неоднородное. В) Последовательное.

30

 
Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

А)
Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Б)
Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

В)
Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

31

Найдите
СПП с пунктуационными ошибками.

А)
Я подумал,  что,  если в сию решительную минуту не переспорю старика,  то уже
впоследствии трудно будет  освобождаться от его опеки,  так досаждавшей мне.

Б)
Я думаю,  что,  когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать.

В)
А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях,  и,  хотя слова её были
привычными,  у  Сабурова от них вдруг защемило сердце.

32

Укажите
правильный вариант постановки знаков препинания в предложении  

Мы
сидели неподвижно (1) и тишина была такая (2) какая подобает кладбищу (3) так
что (4) если падал инструмент (5) или трещал огонь (6) то звуки эти
раздавались гулко и резко.

А)
1,2,3,4,6,
  
   Б) 1,2,3,6,      В) 2,3,4,6.

вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»

Ошибки в сложноподчиненных предложениях

  1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
  2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
  3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: « Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были только одни пятерки».
  4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
  5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
  6. Неправильное использование союзов и союзных слов:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении: «На двух полочках — художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

  1. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала верх килем».
  2. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они вдаль».

Ошибки в СПП (комментируются примеры из табл.):
Несоответствие вида придаточного предложения значению главного.
Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП.
Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений.
Пропуск необходимого указательного слова.
Неоправданное употребление указательного слова.
Неправильное использование союзов и союзных слов: употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения; нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении.
Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении.
Использование придаточного предложения как самостоятельного.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тесты на тему»Синтаксические нормы»

Тест на тему Сложное предложение. Обобщение

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«

1. Укажите неверное утверждение.
А) Части СПП связаны сочинительной связью.
Б) Придаточное предложение может стоять впереди главного, после него, мо-жет разрывать главное.
В) В СПП выделяются главное и придаточное предложение.

2. Найдите лишнее предложение  (знаки препинания не расставлены).
А) Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.
Б) Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.
В) В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.

3. Найдите сложноподчиненные предложения.
А) Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Б) Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не  раз приходилось русичам отражать их набеги.
В) Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.

4. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным места:
А) Я рассказал, где прошло мое детство.
Б) Я поехал туда, где прошло мое детство.
В) Я побывал в городе, где прошло мое детство.

5. Определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении   Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А) сравнительное,  
Б) условное,  
В) придаточное места.

6. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:
А) Неизвестно, смогу ли я его остановить.
Б) А ещё через пару минут, когда впереди замигали фонари, эта мысль стала главной.
В) Вёл он себя так, словно и правда говорил что-то приятное.

7. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:
А) Может быть, если гости заблудились, мы пойдём их встречать?
Б) Все согласятся, что Новый год – самый лучший праздник, правда же?
В) Все эти картины развёртываются передо мной по обе стороны тропинки, которая ведёт вглубь.

8. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным цели:
А) Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.
Б) Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
В) Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце еще не ушло за горизонт.

9. В предложении:  Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги — придаточное предложение стоит:
А) перед главным предложением,                       
Б) после главного предложения,
В) в середине главного предложения.

10. Какая схема соответствует предложению   Если бы природа могла чувство-вать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила  Пришвина?

11. Определите тип подчинения придаточных предложений
С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.
А) Однородное.      
Б) Неоднородное (параллельное).    
В) Последовательное.

12. Укажите СПП с параллельным подчинением.
А) Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
Б) Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.
В) Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба при-слали вестового, сообщившего, что связь налажена.

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что, если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.
Б) Ночь была так черна, что, вплотную столкнувшись, нельзя было видеть друг друга.
В) О соловьях рассказано так много, что трудно сказать новое, никому не известное.

14. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
А) Я надел перчатки, чтобы не обжечь руки, и, сняв кастрюлю с керосинки, слил воду.
Б) Мы не думали, что он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке.
В) Федька нахлобучил фуражку, всунул книги за пазуху, чтобы не промокли, и ушел.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении 
Когда человек нам не нравится (1) мы найдем любые поводы (2) отказать ему в помощи (3)  но (4) если он нам нравится (5)  мы всегда убедим себя (6) что ему необходимо помочь.
А) 1,3,5,6,      Б) 1,3,4,5,6,           В) 1,2,3,4,5.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Указать слово с морфологической ошибкой
  • Указать разницу звуков и букв ошибка
  • Указать ошибку усвояемости пищи способствует ответ
  • Указать пример с ошибкой в управлении
  • Указать ошибку доступа в сеть