Указать на ошибку тип словосочетания

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении:

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». 

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом). 

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

Тест по теме «двусоставные предложения»
1 Вариант

1) укажите неправильно выписанное словосочетание из предложения : Весна пришла поздно, а потом накатило тепло и распустилось все разом: вишни , яблони и высокие груши.
1) Пришла поздно 2) накатило тепло 3) распустилась разом 4) высокие груши

2) В каком словосочетании неправильно определено главное слово
1) отвечая ему 2) по весеннему часу 3) там цветёт 4) цветёт в ночи

3) укажите предложение , в котором выделенные слова являются словосочетанием
1)потушили свет и легли
2)в течении лета созрели вкусные фрукты
3)работа оказалась нетрудной, на сыновей да невесток жаловаться было грех
4) и никто не бродил под душистыми ветвями не обрывал весенних цветов

4) Какие слова не являются словосочетанием?
1)Его заметил
2работу ищешь
3)угадал и промолчал
4) в конце весны

5)Укажите словосочетание со значением предмета и его признака
1)скотину пасу
2)утром проведали
3) был здесь
4)немолодой кавказец

6)Укажите словосочетание со значением действия и его признака
1)поднял руку
2)скоро открылся
3) возле просторного дома
4) ряды крыш

7)Укажите глагольное словосочетание
1)в тесном коридорчике
2)одевшись полегче
3)хлопатал мальчик
4)белой степью

8) Укажите именное словосочетание
1) слишком легко
2)для двух кроватей
3) подниматься на ступени
4) увидев рюкзак

9)Укажите наречное словосочетание
1)что-то знакомое
2) аккуратно побритые
3) жаловаться грех
4) очень хорошо

10) Укажите ошибку в определении типа связи в словосочетании
1) всякий клочок-примыкание
2) тишина вечера-управление
3) склоненного над удочками -согласование
4) вечерняя тишина — примыкание

11) Укажите словосочетание связанное согласованием
1)пошёл вниз
2) по-зимнему холодный
3) сидел на корточках
4) в спокойную воду

12) Укажите словосочетание связанное управлением
1) в конце дня
2) дальше объявит
3) вспомнила наконец
4) чисто выбрит

13) Укажите словосочетание связанное примыканием
1)гоню пораньше
2) покивал головой
3) с двумя восьмерками
4) стайки жаворонков

14) Укажите словосочетание , где вид связи определён верно
1) дремал без огней — управление
2) любят природу — согласование
3) сторожевые собаки — примыкание
4) тот домишко — примыкание

15)в каком предложении неверно выделено сказуемое
1) А я вот желал учиться
2) Дом все равно нужен будет
3) Он сам чуть не потонул вместе с нею
4) время тогда было голодное

16) Укажите тип сказуемого в данном предложении: и не спеши уходить , перебирая хуторские оплетни да новости
1) ПГС
2)СГС
2) СИС
4) нет сказуемого

17) Укажите предложение с СГС
1) Зеленку буду подвозить
2) сейчас луговина была свободно
3)Николай слушал и молчал , но делал по-своему
4) мать стала сторожить на крыльце

18) Укажите предложение с СИС
1)И глухо пусто в полуденной степи
2) скоро поспела уха
3)у околицы возле плотины остановилось отрясти дорожную пыль
4) Дед Архип валенки надел, стеганку и вышел из дома

19) Укажите предложение с ПГС
1) Виктор Андреевич оказался отнюдь не богатырем с плечами в косую сажень
2) а там с асфальта к ферме ее огни будут видны
3) но сейчас Архипу впечатление нужно было произвести
4) а за пазухой грел ему сердце тёплый хлеб

20) Укажите дополнение в предложении: Двор мой последние годы все более полонии пустая трава
1) Мой 2) годы 3) более 4) двор

21) Укажите предложение в котором есть определение
1) длинная гряда вдоль дорожки
2) циннии и впрямь хорошо
3) до грустного ещё далеко
4) человек нездоровый больной

22) Укажите предложение в котором есть обстоятельство
1) августовское ранее утро
2) У Ивана Александровича с супругой тоже земли не хватает
3) Убрали лук , поздние помидоры растут
4) у тетки Лиды земли возле дома немного

23) Укажите предложение в котором есть прямое дополнение
1) смотрят и дышат в лицо мне простые наши цветы
2) цветы вырастить труд немалый
3) они есть в каждом дворе
4) правда ласточки на веранде теперь уже не живут

24) Укажите предложение с несогласованным определением
1) понемногу засыхает старая абрикосина
2) осот там был выше человеческого роста и в руку толщиной
3) ударил его обухом топора , он отвалился и обнажил затейливую вязь муравьиных ходов
3) сучок отвалился открыв потаённую жизнь

25) Укажите предложение в котором есть косвенное дополнение
1) иной раз гостинец несу — какие нибудь семена крошки , спелый абрикос , сливу
2) далекие страны манят
3) сижу на крылечке летним покойным полуднем
4) когда то я рассказывал о цветущей вербе своему приятелю художнику

Укажите ошибки в определении типа подчинительной связи в словосочетание.

1) Желание путешествовать — примыкание(сущ. + инфинитив);

2) у авторов книг- согласование(авторов — Р.п., мн. ч.; книг — Р.п., мн. ч.);

3)зависит от нас — управление (глагол + предлог + мест.; от кого?, Р.п.);

4) всё лучшее — согласование (всё — ед.ч., ср. род, И.п.; лучшее — ед.ч., ср. род, И.п.);

5) много слов — управление (наречие + сущ.; чего? Р.п.);

6) намного ближе — примыкание ( наречие + наречие);

7) многих слов — согласование (многих — мн.ч., Р.п.; слов — мн.ч., Р.п.);

8) стать взрослым — примыкание (стать кем? взрослым) — управление.

Объяснение

Словосочетание — это сочетание двух или более знаменательных слов по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи.

Существуют следующие типы связи слов в словосочетании:

➣согласование(главное и зависимое слово употребляются в одном роде, числе и падеже);

➣управление (главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже);

➣примыкание (зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу, поскольку является неизменяемым).

Укажите примеры нарушения норм управления:

1)у заведующей аптеки — у заведующей чем? аптекой;

2) оформил согласно приказа — оформил согласно чему? приказу;

3) написал отзыв на реферат;

4) удивлён происшедшим.

Объяснение

▸ Слово заведующая управляет творительным падежом: чем?

▸ Предлог согласно употребляется с дательным падежом: чему?

1.Какие слова не являются словосочетанием?

А) играть вничью

Б) очевидно задержится

В) скучно и грустно

Г) придёт позже

2.В каком ряду даны все слова со связью согласование?

А) кто-то из нас, падающий снег, любимая игрушка

Б) разрисованная витрина, развешанные на стенах любящие родители

В) вымытые окна, у моего окна, удивительная тишь

3.В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?

А) каждый из присутствующих, образованный от глагола, нашёл среди друзей

Б) смотреть внимательно, любить жизнь, увидеть из окна

В) тревога усиливалась, оба пенсионера, долго молчала

Г) переходит через границу, смотреть вдаль, двое из нас

4.Укажите ошибку в определении типа связи в словосочетании

А) идти вслепую – примыкание

Б) этот человек – согласование

В) старший по подъезду – управление

Г) очень честный – согласование

5.В каком ряду во всех словосочетаниях один и тот же тип связи?

А) холодно на улице, встать в строй, кусок колбасы

Б) дом моделей, мой дом, частная жизнь

В) часто ошибаться, плывя по реке, волноваться понапрасну

Г) смотреть в глаза, верить в победу, сыграть вничью

6.Укажите неправильную характеристику связи в словосочетании

А) яйцо вкрутую – согласование

Б) сильно переживать – примыкание

В) никому не дать – управление

Г) быстрый бег – согласование

7.В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является наречие?

А) весьма занятно, рядом с домом, далеко от дома

Б) слева от дачи, задержаться допоздна, уехать домой

В) искать впотьмах, радостно встретить, по-летнему жарко

8.В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?

А) коснуться проблем, скучаю за тобой

Б) прикоснуться к горячей плите, согласно пословице

В) директор школы, заведующий аптеки

Г) различать союзы, преимущество надо мной

Слайд 1

Тема урока: «Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания»

Слайд 2

Цель урока:

Слайд 3

Что такое грамматика? Грамматика (от греч. gramma – буква, запись) – формальный строй языка, включающий такие разделы, как морфемика, морфология, синтаксис. Морфемика – это раздел науки о языке, изучающий состав слова. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Таким образом, грамматика связана с составом слова, с формами слова, со словосочетанием и предложением.

Слайд 4

Запомните! Грамматическая ошибка – это ошибка, связанная с неправильным образованием 1) формы слова (н-р, ложить вместо класть), 2) неправильным построением словосочетания (н-р, поехать до бабушки), 3) неправильным построением предложения(н-р, Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей)

Слайд 5

И еще! Грамматическая ошибка «режет слух». Так говорить нельзя!

Слайд 6

А теперь познакомимся с основными ошибками в образовании формы слова:

Слайд 7

Остановимся на трудных случаях в формообразовании имени существительного. 1) Именительный падеж мн.ч. Ниже приведены наиболее употребительные им.сущ. с разными формами Им.п. мн.ч. -а, -я -ы, -и Директор –директора Бухгалтер – бухгалтеры Инспектор – инспектора Возраст – возрасты Профессор – профессора Диспетчер – диспетчеры Сторож – сторожа Договор – договоры Тенор – тенора Драйвер – драйверы Фельдшер – фельдшера Инженер – инженеры Флюгер – флюгера Лектор – лекторы Хутор – хутора Порт – порты Прожектор – прожекторы Ректор – ректоры Свитер – свитеры Тренер – тренеры

Слайд 8

Родительный падеж мн.ч. Названия национальностей. Обратите внимание на то, что у сущ с нулевым окончанием основа заканчивается в основном на –н, -р -ов нулевое Киргизы – киргизов Армяне – армя н Монголы – монголов Башкиры – башки р Таджики – таджиков Болгары – болга р Узбеки – узбеков Буряты – бурят Якуты – якутов Грузины – грузи н Лезгины – лезги н Осетины – осети н Румыны – румы н Татары – тата р Турки – турок Туркмены – туркме н Цыгане – цыга н

Слайд 9

Растительный мир Обратите внимание: нулевое окончание только у существительного яблоки -ов нулевое Абрикосы — абрикосов Яблоки – яблок Ананасы — ананасов Апельсины – апельсинов Баклажаны — баклажанов Бананы – бананов Георгины – георгинов Гранаты – гранатов Мандарины – мандаринов Помидоры – помидоров Томаты – томатов

Слайд 10

А теперь разберем трудные случаи в формообразовании имен прилагательных. Самой распространенной ошибкой является образование степеней сравнения имен прилагательных. Давайте вспомним, как образуются степени сравнения.

Слайд 11

Трудные случаи образования форм имени числительного. Вспомним теорию . Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? Н-р, сто, пятьдесят четыре Порядковые числительные отвечают на вопрос какой? Н-р, пятый, двухсотый Сложные числительные имеют два и более корня. Н-р, двести, пятьсот. Составные числительные состоят из двух и более слов. Н-р, триста пять У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части. От 50 до 80 От 500 до 900 200, 300, 400 И.п. пятьдесят Пятьсот Дв е ст и Р.п. пят и десят и Пят и сот дв ух сот Д.п. пят и десят и Пят и ст ам Дв ум ст ам В.п. пятьдесят Пятьсот Дв е ст и Т.п.пять ю десять ю Пять ю ст ами Дв умя ст ами П.п. о пят и десят и О пят и ст ах О дв ух ст ах

Слайд 12

Склонение составных количественных и составных порядковых числительных У составных количественных изменяются все слова У составных порядковых изменяется только последнее слово И.п. триста сорок четыре Р.п. тр ех сот сорок а четыр ех Д.п. тр ем ст ам сорок а четыр ем В.п.триста сорок четыре Т.п. тр емя ст ами сорок а четырь мя П.п. о тр ех ст ах сорок а четыр ех И.п. триста сорок четверт ый (вагон) Р.п. триста сорок четверт ого (вагона) Д.п. триста сорок четверт ому (вагону) В.п. триста сорок четверт ый (вагон) Т.п. триста сорок четверт ым (вагоном) П.п. о триста сорок четверт ом (вагоне)

Слайд 13

Трудные случаи образования форм глагола. Основная часть ошибок связана с образованием видовой пары и форм повелительного наклонения. Как запомнить видовую пару класть – положить . (Что делать? ) Класть – без приставки, (что сделать ?) – положить – только с приставкой. Глагола Ложить в русском языке НЕТ! От глагола ехать образуется форма повелительного наклонения поезжайте.

Слайд 14

Перейдем к заданию А4. Это задание основано на умении строить предложение с деепричастным оборотом. Правило звучит так: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, относятся к одному и тому же лицу или предмету. Рассмотрим пример 1. Обдумав план сочинения, я стал подбирать эпиграф . Находим подлежащее и смотрим, относится ли деепричастие к этому подлежащему. Я обдумал план сочинения (можно деепричастие заменить глаголом). Предложение построено правильно. Рассмотрим пример 2. Возвращаясь домой, шел дождь. Рассуждаем так же. Находим подлежащее и смотрим, относится ли к нему деепричастие. Дождь возвращался домой. Дождь не может возвращаться домой. Предложение построено неверно.

Слайд 15

Грамматические ошибки в структуре словосочетания Как вы помните, существует три типа связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основная часть ошибок допускается при управлении. Ошибки связаны с неправильным употреблением падежа или предлога. Н-р, Я соскучился за семьей вместо Я скучаю по семье. Уроки проводятся согласно расписани я вместо согласно расписани ю . Запомните! В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто: надеть (что-либо на себя), одеть (кого-либо), оплатить проезд, уплатить за проезд, заплатить за проезд, скучать (тосковать) по сестре, уделять внимание работе, обращать внимание на работу, отзыв о статье, рецензия на статью, вопреки прогнозу (Д.п.), согласно графику (Д.п.), по окончании, по прибытии, по возвращении, по приезде, в Ростов – из Ростова (предлоги-антонимы в – из, на – с)

Слайд 16

Домашнее задание. Решите задания теста. Прокомментируйте свой ответ. 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а)смотрев вперёд б) лучшие парикмахеры в) о трёхстах участниках г) около двух килограммов 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а) о полутора часах в) четырьмястами студентами б) более позднее г) две пары ботинок 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) повеселее В) не пророняя слов Б) ряд критериев г) обоих студентов 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) на триста пятьдесят седьмой странице в) несколько мандаринов Б) эта работа более лучше г) хорошие доктора

Слайд 17

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Готовясь к экзамену, а) была проведена серьёзная работа. б) ученики провели серьёзную работу. в) выпускникам пришлось нелегко. г) ожидали большие трудности. 6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Увидев красный сигнал светофора, а) водитель затормозил. б) автомобиль остановился. в) машина была остановлена. г) движение на дороге прекратилось. 7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изменив свой облик, А) у Марины появится возможность обрести интересную жизнь. Б) ваши возможности станут безграничными. В) подчёркивается индивидуальность стиля. Г) можно открыть в себе новые способности.

Памятка «Речевые и грамматические ошибки»

Грамматическая ошибка– это нарушение
норм словообразования, словоизменения,
построения словосочетания и предложения.

Грамматическая ошибка

В структуре слова

В структуре
словосочетания

В структуре
предложения

I. Грамматические
ошибки в структуре слова
могут быть
связаны с неверным словообразованием
и формообразованием.

1) Ошибки в словообразовании – это
неверное образование слова по имеющимся
в языке моделям, когда пишущий или
говорящий использует не тот суффикс
или не ту приставку, «теряет» морфему,
придумывает не существующие в языке
слова и ничем это не мотивирует: раболепит,
надсмехается, подскользнулся

2) Ошибки в образовании форм слов
появляются тогда, когда говорящий или
пишущий изменяет слово так, как ему не
свойственно. У каждой части речи есть
свои трудные случаи формообразования.
Рассмотрим примеры ошибок.

а) Имя существительное: образование
формы множественного числа (инженера,
договора); формы Р.п. множественного
числа (дуплов, днов, носок, чулков).

б) Имя прилагательное: образование формы
степеней сравнения (более внушительнее,
самый наиглубокий
).

в) Местоимения: образование форм
притяжательного местоимения их(ихний, ихнего); употребление начальной
буквы «н» в местоимениях 3 лица (благодаря
нему, вместо её
).

г) Имя числительное: склонение
количественных числительных (с
пятистами шестидесяти семью испытуемыми
);
склонение порядковых числительных (в
двух тысяча восьмом году)
; использование
собирательных числительных (двое
участниц, обоими функциями
).

д) Глаголы: использование просторечных
форм (меряет, щипит); образование
форм 1 лица (победю, пылесосю);
образование деепричастий (спя, едя).

II. Грамматические ошибки в структуре словосочетания.

а) Нарушение норм согласования: Описал
виды сочинений, применяющихся на уроках
русского языка
.

б) Нарушение норм управления, то есть
постановка зависимого слова в иной
падеж (смеётся с меня, заведующая
кафедры, скучал по вам
), неправильное
использование предлогов при образовании
падежной формы зависимого слова
(оплачивать за участие в конференции).

III.Грамматические ошибки в структуре предложения.

1) Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым (Те, кто исследовали
вербальную агрессию, пришли к выводам…;
Для меня становится очевидным взаимосвязь
темы и основной мысли текста
).

2) Нарушения способа выражения сказуемого
(В статье я нашел цитату, которая
знакомая).

3) Ошибки в построении предложения с
однородными членами: использование
общего дополнения при однородных
сказуемых тогда, когда они требуют
разных падежей зависимого слова (Мы
любим и увлекаемся психологией
);
использование в качестве однородных
оборота и придаточного предложения
(Это была статья, написанная И. Брандтом
и которую я изучил
).

4) Ошибки в построении предложений с
причастным оборотом (Представленные
данные в статье…
).

5) Ошибки в построении предложений с
деепричастным оборотом (Прочитав
текст, мне кажется, что…; Изучив
статистику, выводы изменились
).

6) Ошибки в построении сложного предложения
(Данные исследования отражены в
публикации, которые он получил в ходе
многолетней практики
).

7) Ошибки в передаче чужой речи (Академик
Л. Щерба писал, что: «
Репликам
абсолютно не свойственны сложные
предложения, которые являются уделом
лишь монолога
»).

8) Нарушение порядка слов в предложении
(Он не только изучал письменную речь,
но и устную
).

Речевая ошибка– это неверное
использование языковой единицы: слова,
фразеологизма, словосочетания. Такие
ошибки связаны с бедностью или пассивностью
словаря, неумением правильно подобрать
слово для выражения мысли, использованием
речевых штампов, неумением устранить
возможность многозначного понимания
фразы за счёт контекста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

_______________________________

________________________________________________________________________________________________

I вариант

1. Укажите номер примера, слова в котором не образуют словосочетания.

1 серебряный иней

2 читать книгу

3 сделать работу

4 поезд ушел

2. Найдите ошибку в определении способа связи.

1 взявший у него – согласование

2 работающий прибор – согласование

3 сообщим пришедшему – управление

4 торжественно встречать – примыкание

3. Определите вид подчинительной связи, укажите номер лишнего словосочетания.

1 зеленое поле —

2 к большим домам —

3 почерневший от пыли —

4 синее небо-

4.Найдите словосочетание, в котором слова не связаны таким способом, как управление.

1 читал письмо

2 слушаем поучения

3 короткое сообщение

4 вернуться с добычей

5. Найдите словосочетание с главным словом существительным.

1дивный сон

2 стремящийся к знаниям

3 освещавшая комнату

4 привезенный из города

6. В каком словосочетании слова связаны примыканием?

1 бледный от боли

2 очень сильный

3 колодец с водой

4 возвратиться из похода

7. В каком словосочетании слова связаны согласованием?

1 смотрящего мальчика

2 ночь темна

3 читать хорошо

4 вера в лучшее

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.

Лужи после этого дождя всегда теплые.

_____________________________________________________________________________

_______________________________

________________________________________________________________________________________________

II вариант

1. Укажи номер примера, слова в котором не образуют словосочетания.

1 серебряный иней

2 мелкий дождь

3 сделать работу

4 втирать очки

2. Найдите ошибку в определении способа связи.

1 спросивший гость – согласование

2 красная кофта – согласование

3 сообщим пришедшему – управление

4 пошел в кино – управление

3. Определите вид подчинительной связи, укажите номер лишнего словосочетания.

1 новый район —

2 к большим домам —

3 проверять работу —

4 синее небо-

4.Найдите словосочетание, в котором слова не связаны таким способом, как примыкание.

1 вернуться поздно

2 очень громко

3 по-весеннему тепло

4 пропустил из-за болезни

5. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.

1 комментировать происшедшее

2 очень быстро

3 многие города

4 обсудить все

6. В каком словосочетании слова связаны управлением?

1 привычка командовать

2 зимними вечерами

3 пробили на башне

4 на городской башне

7. В каком словосочетании слова связаны примыканием?

1 обеими руками

2 удостоен премии

3 за строящимся домом

4 работать кое-как

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование.

Зимовщики строят временные дома из блоков

_______________________________

________________________________________________________________________________________________

III вариант

1. Укажи номер примера, слова в котором не образуют словосочетания.

1 мои планы

2 сильный дождь

3 сделать ошибку

4 задача решена

2. Найдите ошибку в определении способа связи.

1 купивший у него – согласование

2 прямая спина – согласование

3 сообщим пришедшему – управление

4 намного дальше – примыкание

3. Определите вид подчинительной связи, укажите номер лишнего словосочетания.

1 часть населения —

2 в следующем месяце —

3 проверять работу —

4 копать яму-

4.Найдите словосочетание, в котором слова не связаны таким способом, как примыкание.

1 отвечал не читая

2 просил спеть

3 надевать пальто

4 пропустил из-за болезни

5. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.

1 вследствие болезни

2 то снег, то дождь

3 хотел уйти

4 мягкий хлеб

6. В каком словосочетании слова связаны управлением?

1 цвет бордо

2 выпил кофе

3 дочитать письмо

4 на городской башне

7. В каком словосочетании слова связаны примыканием?

1 слушал радио

2 главная улица

3 любовь к родине

4 работать с другом

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

Она выполнила задание быстро.

____________________________________________________________________________________________________

_______________________________

________________________________________________________________________________________________

IV вариант

1. Укажи номер примера, слова в котором не образуют словосочетания.

1 бить баклуши

2 слепой дождь

3 читать роман

4 сверкающее солнце

2. Найдите ошибку в определении способа связи.

1 ее предчувствие – согласование

2 красная ручка – согласование

3 сообщим пришедшему – управление

4 громко кричать – примыкание

3. Определите вид подчинительной связи, укажите номер лишнего словосочетания.

1 ее глаза —

2 цвета бордо —

3 попросил спеть —

4 думающий читатель-

4.Найдите словосочетание, в котором слова не связаны таким способом, как примыкание.

1 хотел уйти

2 очень громко

3 по-весеннему тепло

4 буду играть

5. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.

1 допил чай

2 очень быстро

3 черный кофе

4 обсудить все

6. В каком словосочетании слова связаны управлением?

1 купил портмоне

2 зимними вечерами

3 собирал гвозди

4 на городской башне

7. В каком словосочетании слова связаны примыканием?

1 двумя руками

2 будем встречаться

3 сообщение пришедшему

4 выпить кофе

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление

Ветер приближается всегда с шумом

Ответы

В1

В2

В3

В4

4

4

4

1

1

4

1

1

3

3

2

4

3

4

4

4

1

3

4

3

2

3

1

3

1

4

1

4

Теплые после дождя

Временные дома

Выполнила быстро

Приближается с шумом

Оглавление

  1. 1 Классификация грамматических ошибок
    1. 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
    2. 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
    3. 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
    4. 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
    5. 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
    6. 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
    7. 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
    8. 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
    9. 1.9 Стилистические ошибки

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

   Вид ошибки  Пример
а) В употреблении рода и числа существительных.  Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 
б) В образовании форм прилагательных.  Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 
в) В употреблении формы местоимения.  В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 
г) В употреблении форм числительных.  На обоих сторонах листа был напечатан текст. 
д) В употреблении форм глаголов.  Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 
е) В употреблении причастий и отглагольных прилагательных.  С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 
ж) В употреблении деепричастий.  На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

   Вид ошибки  Пример
а) Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
б) Отсутствие предлога.  Нельзя не приклоняться его героизмом
в) Наличие ненужного предлога.  Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

   Вид ошибки  Пример
а) Падежная форма управляемого существительного.  Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 
б) Общее зависимое слово при однородных сказуемых.  Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 
в) При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи.  Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

   Вид ошибки  Пример
а) Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.  О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
б) Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.  Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
в) Определение находится в отрыве от определяемого слова.  Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
г) Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.  В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
д) Ошибочное местоположение предлога.  Через часа два спор закончился (часа через два) 
е) Ошибочное местоположение составного союза.  Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
ж) Ошибочное местоположение частицы бы.  Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

   Вид ошибки  Пример
а)  Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах.  Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
б)  Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого.  Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
в)  Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых.  Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 
г)  Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного.  Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
д)  Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного.  Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 
е)  Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении.  Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 
ж)  Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.  В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Смешение действительных и страдательных причастий.  Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 
б)  Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного.  Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 
в)  Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова.  Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 
г)  Нагромождение причастных конструкций.  Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам.  Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 
б)  Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 
в)  Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного.  Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 
г)  Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд.  Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 
д)  Нагромождение деепричастных конструкций.  Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного.  Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 
б)  Употребление противительного союза вместо соединительного.  Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 
в)  Тавтология, (повторение) при употреблении союзов.  Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении.  Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 
б)  Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.  Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 
в)  Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.  Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
г)  Отсутствие в главном предложении указательного слова.  Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 
д)  Пропуск части составного союза.  Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 
е)  Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология).  Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 
ж)  Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.  Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
з)  Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.  Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 
и)  Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.  Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

Стилистические ошибки

   Вид ошибки  Пример 
а)  Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью.  Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 
б)  Употребление речевых штампов.  Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 
в)  Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля).  Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 
г)  Неуместное использование фразеологизмов.  Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 

    В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 

    Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5.  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

 Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

Виды синтаксических
ошибок

Синтаксические
ошибки возникают из-за нарушения структуры словосочетания и предложения.

   Ошибки в словосочетаниях

Словосочетания в русском языке строятся  на
основе трех типов подчинительных связей: согласования, управления и примыкания.
Примыкают только неизменные части речи и формы, этот тип связи основывается
лишь на смысловых отношениях  главного и зависимого слова, поэтому
грамматических ошибок в таких словосочетаниях быть не может. Таким образом,
синтаксические ошибки в структуре словосочетания бывают  двух типов: ошибки в
согласовании и ошибки в управлении.

      Типы ошибок в словосочетании

1. Ошибки в согласовании. Чаще всего ошибки
в согласовании возникают вследствие невнимательности при переписывании текста,
особенно если грамматическая структура фразы была изменена при редактировании.
Увеличивает шансы на появление таких ошибок и чрезмерное усложнение фразы,
особенно если определение выражено причастным оборотом и включено в однородный
ряд.

1) Согласование определения и определяемого
слова.

     Растет интерес к творчеству писателей,
подвергшихся гонениям. (писателей каких? подвергающихся гонениям).

      Кутузов предстает перед нами
человеком большого ума, умеющего видеть и признавать свои ошибки (человеком
каким? умеющим видеть…).

 2) Согласование приложения и определяемого
слова.

    Кроме комедии «Горя от ума» ни одно из
произведений, созданных Грибоедовым, не стало знаменитым (вм. кроме комедии
«Горе от ума»:
названия произведений являются несогласованными приложениями
и не изменяются при изменении определяемого слова).

      Почему эту комедию ставят и по сей
день, а зрители вновь сопереживают героям «Горе от ума»?  (вм. …героям
кого? чего? — «Горя от ума»: в данном случае «Горе от ума» не
является приложением, поскольку определяемое слово отсутствует).

2. Ошибки в управлении. Управление — такой
вид связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной
падежной формы. Ошибки в управлении связаны с неверным выбором формы  падежа
или предлога, пропуском необходимого предлога или употреблением предлога в
словосочетании, где его быть не должно. Часто ошибки в управлении возникают под
влиянием аналогии (синонимы ил однокоренные слова, требующие разных
предложно-падежных форм). Иногда ошибки в управлении возникают вследствие
изменения первоначального замысла и редактирования предложения.

    1) Выбор неверной предложно-падежной
формы управляемого слова.

    Статуи, дворцы навевают в
поэтессе
грусть об ушедшем времени. (Ср.: навевают на кого?)

    И по сей день мы преклоняемся
честности и благородству
Чацкого. (Ср.: преклоняться перед чем?)

2) «Нанизывание» падежей

      Читатель не может не испытывать
обаяния героинь произведений Пушкина
(…испытывать (чего?) обаяния (кого?)
героинь (чего?) произведений (кого?) Пушкина).

3) Неверные смысловые связи из-за
неудачного порядка слов.

         Мы читали описание фашистских
зверств Ильи Эренбурга.

         Нельзя не восхищаться женским
характером Пушкина.

Ошибки в предложении

 Ошибки в предложении
группируются в соответствии со структурными типами предложений. Выделяются
ошибки в простом предложении, в сложном предложении и ошибки в предложениях с
цитатами.

    Типы ошибок в простом
неосложненном предложении

1. Ошибки в
согласовании подлежащего и сказуемого в числе:

      —Ошибочное согласование в
результате недостатка внимания

     Фамусову неважно, соответствует ли его
родственник служебному месту, главное, чтобы его люди были пристроены (вм. родственник
соответствует
).

      — Подлежащее —
собирательное существительное

         Современная молодежь, к сожалению,
не читают классическую литературу (вм. молодежь не читает. Сказуемое
при подлежащем — собирательном существительном ставится в единственном числе).

  — Подлежащее со
словами большинство, часть

Большинство сейчас предпочитают
классике любовные романы. (вм. большинство предпочитает).

Подлежащее — вопросительное,
относительное или неопределенное местоимение (кто, кто-то)

Те, кто встали на путь зла,
обречены на поражение.  (вм. кто встал. Подлежащее требует сказуемого в
единственном числе).

   — Подлежащее с уточняющими или
сравнительными оборотами

Мы можем заметить, что Молчалин, как
и Скалозуб, и Платон Михайлович, Наталья Дмитриевна, ровесники Чацкого и вполне
могли бы явиться
сторонниками его идей. (вм. Молчалин… мог бы явиться…
Сказуемое согласуется только с подлежащим, а не с однородными членами внутри
сравнительного оборота).

2) Ошибочное согласование  подлежащего и
составного именного сказуемого в роде.

   Для Чацкого становится очевидным собственная
неприязнь ко всем этим людям (вм. становится  очевидной
неприязнь)

3) Неверное построение грамматической
основы в результате смешения двух разных структур.

     Развязкой конфликта
общественного в комедии происходит в 21 явлении (Ср.: развязка происходит в
21 явлении + развязкой становится сцена в 21 явлении
.)

2. Пропуск обязательного члена предложения.

   1) пропуск подлежащего

  И все же, я думаю, не напрасно — голос
Чацкого получил резонанс (не напрасно — что?).

2) Пропуск сказуемого

Фамусов Софье: «Сама его безумным
называла». (Подобными конструкциями оформляются ремарки в пьесе, но они
неуместны в тексте сочинения).

3) Пропуск определения

Теперь Чацкий понимает, кому он обязан
вымыслом о сумасшествии (о сумасшествии чьем?)

4) Пропуск дополнения

Пущенная Софьей и подхваченная сплетня
стремительно распространяется среди гостей, не вызывая почти ни в ком тени
сомнения (подхваченная кем?)

5) Пропуск обстоятельства

С первых минут своего пребывания он
(Чацкий) начинает отпускать колкости в адрес гостей (пребывания где?).

3. Неверный порядок слов в предложении

1) Перестановка членов предложения.

 Что мещало Татьяне оставить старого лысого
мужа-инвалида и завести себе любовника в качестве  Онегина? (Без комментариев)

2) Разрыв цельной грамматической конструкции

Это образ  любящей, страдающей молодой
женщины от  неразделенной любви (страдающей от неразделенной любви
причастный оборот, который должен стоять до или после определяемого слова
женщины).

 3) Неверное расположение частиц

Великий трагик бывал у актрисы  в гостях и
даже посвятил ей стихотворение. (вм. даже посвятил ей стихотворение).

4) Парцелляция. Это оформление части
предложения как самостоятельного предложения. Парцелляция возможна как в
простом, так и сложном предложении. Чаще всего отрывается от предложения:

а) однородные сказуемые:

Все это Толстой сделал,  чтобы современник
открыл для себя личность Петра
I, понял его реформы. По достоинству оценил.

б) сравнительные обороты:

Скалозуб — карьерист. Как и Молчалин,
который от «образцового» Максима Петровича перенимает приемы продвижения по
службе и отличается от него только ничтожным положением секретаря.

в)придаточные предложения:

Отказ Онегина был бы  смертельным ударом
для Татьяны. Если бы не ее мужество.

Типы ошибок в простом
осложненном предложении

1. Ошибки в предложениях с однородными
членами

   1) объединение в ряд однородных членов
логически  несопоставимых понятий

 — Объединение в однородный ряд слов,
обозначающих родовые и видовые отношения.

В восстановлении разрушенного хозяйства
больших успехов добились рабочие фабрик, заводов и промышленных 
предприятий. 
(Фабрики и заводы — это и есть промышленные предприятия)

— Объединения слов,
далеких по значению.

Взобравшись на курган, Пьер увидел свиту
Кутузова и красоту зрелища.

2) Неодинаковое морфологическое оформление
одно родных членов

— Неверный падеж одного из
однородных дополнений

Чацкий рвется к «свободной жизни», к
«занятиям наукой и искусством», «службы делу, а не лицам».

Рассогласование однородных членов с
обобщающим словом.

Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами
справедливость, благородство, простота. (вм. справедливостью,
благородством, простотой)

Однородные дополнения —
существительные и инфинитив

Татьяна Ларина любила природу и читать
французские романы.

Однородные именные части сказуемых —
краткие и полные прилагательные

Он был тоненький, худенький и несколько
глуповат.

Однородные именные части сказуемых —
существительное и прилагательное

Во всех своих рассказах Чехов высмеивал
тех, кто был хамелеоном и тщеславен.

— Однородные
обстоятельства — деепричастия и наречия

Чацкий любит Софью страстно и не
задумываясь
над ее чувствами к нему.

3) Неверное употребление союзов,
соединяющих однородные члены

Пропуск необходимой части
повторяющегося или двойного союза

Его не интересует состояние Чацкого, ни
даже чувства собственной дочери, его беспокоит только одно: «Ах! боже мой! что
станет говорить княгиня Марья Алексеевна!».  (вм. ни состояние Чацкого, ни
чувства собственной дочери).

Двойной союз,
соединяющий неоднородные понятия

Не только героизм Корчагина проявляется в
бою, но и в мирные дни. (вм. не только в бою, но и в мирные дни).                   

4) Нарушение норм синтаксической
сочетаемости  однородных членов с общим зависимым компонентом

Тихон избавиться от чувства страха и зависимости
перед женой.
(Ср.: страха перед кем? зависимости — от кого?).

  5) Неодинаковое синтаксическое оформление
однородных членов.

Мне бы хотелось раскрыть образ Чацкого
и почему его можно считать героем нашего времени.  

 6) Смешение ряда однородных членов и
обособленных предложений

   Чацкий является представителем
типического меньшинства, к которому можно присоединить князя Федора,
химика-ботаника, двоюродного брата Скалозуба. (Так сколько героев можно отнести
к представителям типического меньшинства?)    

2. Ошибки в предложениях с обособленными
членами

1) Ошибки в предложениях с причастными
оборотами

 — Нарушение согласования причастия с
определяемым словом

В поэма «Мцыри» рассказывается о судьбе
несчастного мальчика, отданного на воспитание монахам и тосковавшем по
свободной жизни.

Отрыв обособленного определения,
выраженного причастным оборотом, от определяемого слова.

  Но сколько нечестных людей работают в
органах власти, получивших прекрасное образование.

Включение определяемого слова в середину
причастного оборота.

Жителям пострадавшего района от засухи
была оказана помощь.   (вм. района, пострадавшего от засухи или
пострадавшего от засухи района).

2) Ошибки в предложениях с деепричастными
оборотами

Деепричастные обороты, не соотнесенные
по смыслу с подлежащим

Переводя на другой язык афоризмы
Грибоедова, они потеряют свою остроту. (Деепричастие должно обозначать
действие того же субъекта, который выполняет действие, обозначенное глаголом —
сказуемым, Ср.: потеряют афоризмы; переводят — ?)

— Деепричастные обороты,
не соотнесенные по смыслу со сказуемым

Противостоять ей он (Горич) не может, хотя
сознает свое трагическое положение: «Бал вещь хорошая, неволя-то горька», — под
неволей подразумевается супружество. (Сознает… подразумевая — сказуемое и
деепричастие не соотнесены по смыслу)

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении:

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». 

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом). 

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

Укажите ошибки в определении типа подчинительной связи в словосочетание.

1) Желание путешествовать — примыкание(сущ. + инфинитив);

2) у авторов книг- согласование(авторов — Р.п., мн. ч.; книг — Р.п., мн. ч.);

3)зависит от нас — управление (глагол + предлог + мест.; от кого?, Р.п.);

4) всё лучшее — согласование (всё — ед.ч., ср. род, И.п.; лучшее — ед.ч., ср. род, И.п.);

5) много слов — управление (наречие + сущ.; чего? Р.п.);

6) намного ближе — примыкание ( наречие + наречие);

7) многих слов — согласование (многих — мн.ч., Р.п.; слов — мн.ч., Р.п.);

8) стать взрослым — примыкание (стать кем? взрослым) — управление.

Объяснение

Словосочетание — это сочетание двух или более знаменательных слов по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи.

Существуют следующие типы связи слов в словосочетании:

➣согласование(главное и зависимое слово употребляются в одном роде, числе и падеже);

➣управление (главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже);

➣примыкание (зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу, поскольку является неизменяемым).

Укажите примеры нарушения норм управления:

1)у заведующей аптеки — у заведующей чем? аптекой;

2) оформил согласно приказа — оформил согласно чему? приказу;

3) написал отзыв на реферат;

4) удивлён происшедшим.

Объяснение

▸ Слово заведующая управляет творительным падежом: чем?

▸ Предлог согласно употребляется с дательным падежом: чему?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Указать на ошибку предложное или беспредложное управление
  • Указать администраторам об ошибке на сайте
  • Указать на ошибку на английском
  • Указатель поворота сзади слева мерседес ошибка
  • Указать на ошибку какое управление