Составь словосочетания, записывая их в два столбика. Реши орфографические задачи.
Пр…кладывать (дорога). Изб…гать (опас?ность). Зац…пился (крюч…к). Ук…зать (ошибка).
Управление предложное Управление беспредложное
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Нарушение управления
Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.
Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».
Нарушение управления: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.
В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.
Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.
Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».
Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Поделитесь статьей с одноклассниками «Нарушение управления – задание 7 ЕГЭ русский язык».
Нарушение управления: примеры
В русском языке существует несколько видов подчинительной связи между словами. Один из них – управление. Нередко на письме и в речи можно встретить нарушения управления. Чтобы этого избежать, следует поподробнее ознакомиться с этим видом синтаксической связи.
Что такое управление
Управление – это такой вид связи между двумя словами, где главное слово определяет постановку зависимого слова: в каком падеже оно должно стоять, с предлогом или без. Эта связь может быть как жёсткой и не терпящей изменений, так и более гибкой, допускающей различные вариации.
Как отличить управление от согласования
Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.
Управление подразделяется на виды по различным признакам.
Предложное и беспредложное управление
Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).
Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).
Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.
Сильное и слабое управление
Управление также подразделяется на сильное и слабое. Сильное управление характеризуется тем, что главное слово однозначно определяет падеж зависимого: писать книгу (обязателен винительный падеж). Слабое управление предполагает вариации в формах зависимого слова: писать о природе (предложный падеж), писать карандашом (творительный падеж).
Виды управления по морфологии главного слова
Управление можно подразделить на различные виды по частям речи, к которым относится главное слово: глагольное (любить искусство), наречное (вопреки обстоятельствам), объектное (вышедший из дома), компаративное (легче пушинки), нумеративное (двое детей), местоимённое (она с друзьями).
Типичные примеры нарушения управления в русском языке
Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.
Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.
Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.
Иногда при наличии сразу нескольких дополнений может возникнуть путаница, ведущая к нарушению управления. Пример: организация и участие в игре – ошибочный вариант построения словосочетания. Слова «организация» и «участие» требуют разного управления, поэтому они не могут быть однородными членами в данном случае. Правильно будет: организация игры и участие в ней. Любить и любоваться морем – неправильно. Правильно: любить море и любоваться им. Изучать и увлекаться математикой – неправильно. Правильно: изучать математику и увлекаться ею.
Некоторые особенности норм управления
Отдельно стоит сказать про «узаконенные» ошибки в управлении, которые присущи профессиональному жаргону, преимущественно юридическому. Например, такое известное словосочетание как «объявить в розыск» с точки зрения литературной нормы является неправильным. Такой формы управления в русском языке не существует. Можно «объявить что» и «объявить о чём». Также употребляемыми в юриспруденции, но формально неправильными являются такие словосочетания как: осудить к лишению свободы, за отсутствием состава преступления, производство по делу, согласно приказа и другие. Однако они широко используются и их можно встретить в официальных документах.
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Содержание:
Существует несколько видов ошибок, в каждом из которых следует разбираться.
Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное существительным в именительном падеже, обозначающее признаки, а также названия различных объектов.
Примечание: если рядом с приложением стоит определяемое слово, то оно (приложение) всегда стоит в именительном падеже и не склоняется. Если же определяемого слова нет, то приложение изменяется.
Ошибка
Правильно
Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Войну и мир».
Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». ИЛИ Моя сестра вчера прочитала «Войну и мир» Л. Н. Толстого.
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Причастный оборот и причастие должны быть согласованы с определяемым словом по роду, числу и лицу. Определяемое слово не должно входить в сам оборот.
Ошибка
Правильно
Марья Иванова, страдавших бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.
Марья Иванова, страдавшая бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.
- Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В некоторых случаях употребление этого оборота нецелесообразно. Например, деепричастный оборот не употребляется, если действие сказуемого и деепричастия относятся к разным лицам. Также деепричастный оборот не используется в безличном предложении, в котором роль сказуемого выполняет не инфинитив.
Ошибка
Правильно
Сделав научное открытие, учёных наградили Нобелевской премией.
Когда учёные сделали научное открытие, их наградили Нобелевской премией.
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Примечание: в сокращённых словах род определятся по главному слову (ООН – Организация объединённых наций); в сложном предложении, разбавленном придаточным, следует правильно согласовывать лицо и число главных членов предложения.
Ошибка
Правильно
Все, кто занимался в детстве гимнастикой, имеет превосходную осанку и телосложение.
Все, кто в детстве занимался гимнастикой, имеют превосходную осанку и телосложение.
- Неправильное построение предложения с косвенной речью.
При переводе прямой речи в косвенную меняем подлежащие на личные местоимения.
Ошибка
Правильно
Мама вчера сказала, что завтра я приготовлю тебе вкусный завтрак.
Мама вчера сказала, что завтра она приготовит мне вкусный завтрак.
- Ошибки в построении предложения с однородными членами.
Однородные члены должны быть лексически и грамматически соотнесены с общим словом, быть с ним одного падежа; правильно используем предлоги.
Неверно
Верно
Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.
Не только Дмитрий Петрович, но и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.
- Ошибки в построении сложного предложения.
Правильно соединяем главную и придаточную часть сложного предложения.
Неверное
Верно
Светлана Леонидовна спросила, что сделал ли её класс домашнее задание по литературе.
Светлана Леонидовна спросила, сделал ли её класс домашнее задание по литературе.
- Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.
Учим ряд предлогов, с которыми существительное употребляется в дательном падеже – вопреки, согласно, подобно, благодаря и другие.
Ошибка
Правильно
По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.
По приезде в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.
- Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Неправильно
Верно
Папа читает газету и выпил кружку кофе.
Папа читает газету и пьёт кофе из кружки.
- Нарушение управления.
Ошибка
Правильно
Михаил внимательно относился на молодую девушку в углу.
Михаил внимательно относился к молодой девушке в углу.
Практика ЕГЭ по русскому языку:
источники:
http://fb.ru/article/329413/narushenie-upravleniya-primeryi
http://bingoschool.ru/manual/197/
Оглавление
- 1 Классификация грамматических ошибок
- 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
- 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
- 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
- 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
- 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
- 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
- 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
- 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
- 1.9 Стилистические ошибки
Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
Вид ошибки | Пример | |
а) | В употреблении рода и числа существительных. | Он ударился о край бордюры. Начались подготовки к выпускным экзаменам. |
б) | В образовании форм прилагательных. | Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) | В употреблении формы местоимения. | В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) | В употреблении форм числительных. | На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) | В употреблении форм глаголов. | Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) | В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. | С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) | В употреблении деепричастий. | На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за |
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. |
б) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
Вид ошибки | Пример | |
а) | Падежная форма управляемого существительного. | Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) | Общее зависимое слово при однородных сказуемых. | Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) | При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. | Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки | Пример | |
а) | Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) | Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) | Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) | Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) | Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) | Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) | Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. | Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) | Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. | Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) | Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. | Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) | Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. | Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) | Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. | Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) | Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. | Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) | Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. | В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение действительных и страдательных причастий. | Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) | Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. | Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) | Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. | Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) | Нагромождение причастных конструкций. | Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. | Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) | Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. | Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) | Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. | Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) | Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. | Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) | Нагромождение деепричастных конструкций. | Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. | Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) | Употребление противительного союза вместо соединительного. | Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) | Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. | Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. | Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) | Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. | Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) | Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. | Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) | Отсутствие в главном предложении указательного слова. | Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) | Пропуск части составного союза. | Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) | Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). | Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) | Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. | Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) | Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. | Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) | Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. | Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
Стилистические ошибки
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. | Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. |
б) | Употребление речевых штампов. | Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. |
в) | Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). | Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. |
г) | Неуместное использование фразеологизмов. | Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. |
В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.
Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
Упражнение № 1
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
- В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
- Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
- В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
- Через дня четыре он добрался до своей деревни,
- Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
- Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
- Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
- Через подобные ситуации порой гибнут люди.
- Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
- Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
- Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
- С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
- Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
- Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
- Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Упражнение № 5
Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.
1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.
Светлана Остапенко
Эксперт по предмету «Русский язык»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Беспредложное и предложное управление в русском языке
Управление как вид подчинительных отношений между словами в словосочетании, основанный на употреблении зависимого слова в определенном падеже, в зависимости от наличия / отсутствия предлога подразделяет на два типа:
- Беспредложное: тарелка супа, лист дерева, смотреть телевизор, чинить автомобиль.
- Предложное: ваза из фарфора, сок из апельсинов, смотреть в окно, извлечь из кармана.
В практической стилистике пишущий нередко сталкивается с проблемой выбора того или иного варианта управления: Войска вытянулись линией вдоль всего участка фронта. – Отряд вытянулся в линию, салютуя командиру. После стачек рабочим запретили собираться группами. – Дети собирались в группы и приступали к уборке своих участков.
Обычно предложное управление позволяет выразить более конкретные отношения между словами. Например, отношения принадлежности: спина у грузчика напряглась (более четкое выражение принадлежности и более конкретное обозначение связи со сказуемым). Ср. предложение: Спина грузчика напряглась.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 4 500 ₽
Беспредложное и предложное управление, таким образом, различаются семантикой: Я вижу его первый раз в жизни. – Я вижу его в первый раз (во втором случае значение конкретизируется с помощью предлога). Этот пример, понятный каждому, позволил разъяснить действие закона. – Этот пример, понятный для каждого, сделал изучение закона более простым (во втором примере предлог указывает на связь с лицом, выступающим в качестве косвенного объекта действия).
Смысловыми оттенками различаются и конструкции локативной семантики с зависимыми словами в творительном падеже без предлога и в предложном падеже с предлогом «на»: Первым самолетом геологи вылетели на место разведки. – На первом самолете геологи выехали к месту разведки. Так, в первом случае способ передвижения выражен более четко. В сочетаниях же с другими глаголами передвижения (идти берегом, пробираться лесом) конструкция с творительным падежом без предлога выражает значения действия, совершаемого непрерывно, в то время как вариант с предлогом (идти по берегу, пробираться через лес) имеет пространственно-ограничительную семантику.
«Беспредложное и предложное управление в русском языке» 👇
Иногда беспредложный творительный падеж выражает значения действия, совершенного в обозначенный говорящим период, а конструкции с предлогами имеют значения регулярного повторения действия в определенные отрезки времени. Например: Утрами он бегал и принимал холодный душ. Отец вечерами читал нам вслух. – По утрам он обыкновенно бегал и обливался холодный водой. По вечерам отец либо читал нам вслух, либо что-нибудь рассказывал.
Иногда употребление той или иной конструкции с предлогом или без необходимо для различения смысла и устранения двусмысленности, порождаемой контекстом: Я передал ему письмо жены (письмо, написанное женой, или же письмо, адресованное ему от жены?). Для выражения второго значения предпочтительнее употреблять предлог «от»: Я передал ему письмо от жены.
Стилистические и грамматические варианты предложного и беспредложного управления
Иные различия между данными конструкциями имеют стилистический характер. Так, употребление некоторых форм предложного управления является устаревшим вариантом нормы: В департаменте его считали за бездельника. Что касается до его жены, она вполне была довольна собой. В современном языке предпочтительнее беспредложное управление: В департаменте все считали его бездельником. Что касается его жены, она вполне была довольна собой.
Беспредложные конструкции, первоначально ограниченные сферой профессиональной речи, стали общеупотребительными: Остров был длиной двадцать миль и шириной пятьдесят. У берегов Африки затонуло судно водоизмещением сорок тысяч тонн. Этот город находится от нас на расстоянии трехсот километров.
Иногда конструкции с предложным управлением порождают неоднозначное понимание сказанного, поскольку предлог в них может быть отнесен к разным зависимым словам. Например: После возвращения сотрудника в комиссию поступили новые дела (сотрудник возвратился в комиссию или новые дела?). Для редактирования подобных предложений необходимо, как правило, изменить порядок слов: В комиссию потупили новые дела после возращения сотрудника.
Иногда пишущий или говорящий нарушает грамматические связи между предлогом и падежной формой слова. Особенно это характерно для определенных групп предлогов: согласно проведенным исследованиям, благодаря приложенным усилиям, по окончании института, по завершении конференции и подобное.
Предлоги «кроме», «помимо» и другие, встречающиеся при глаголе-сказуемом, имеющем однородные зависимые слова: Помимо делегатов конференции в состав жюри вошли приглашенные специалисты. Вместо операции пациенту предложено консервативное лечение. Ошибки возникают, если одно из управляемых слов не имеет синтаксических связей с управляющим глаголом: Вместо отчета участники конференции применили технику «круглого стола» для обсуждения итогов встречи. Глагол «применили» не управляет предложно-падежной формой «вместо отчета». Изменить это предложение нужно таким образом, чтобы разорванные синтаксические связи между управляемым и управляющим словом были восстановлены: Вместо предоставления отчета участники провели «круглый стол» по итогам встречи.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную
Предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).
Предложное управление |
|
около | у |
указывает на место, близко к которому что-то расположено или происходит | на место около чего-либо (только с Р.п.)
на место, где кто-то живет, работает… |
где? около чего? около кого?
около театра, около рассказчика. Р.п |
где? — у (около) рассказчика
где? у кого? — собираться у друга |
вблизи, возле | рядом |
синонимы предлога около | в непосредственной близости; с кем- чем-либо при чел.и чел., предм.и предм. |
где? вблизи чего? возле кого?
вблизи театра, возле рассказчика. Р.п |
где? – рядом с рассказчиком
остановка рядом с чем?— с домом Т.п. |
среди (посреди) | между |
указывает на место в центре какого-либо пространства | указывает положение предмета посреди чего-либо |
среди (посреди) поляны, среди людей. Р.п. | между палатками, между людьми. Т.п. |
благодаря | из-за |
причина положительно влияет | причина отрицательно влияет |
благодаря чему? помощи… Д.п. | из-за отсутствия чего? помощи… Р.п. |
из | по |
причина поддается контролю | отсутствие контроля |
поступил так из неосторожности Р.п. | поступил так по неосторожности. Д.п. |
из | от |
глагол обозначает статическое состояние | глагол обозначает изменение состояния |
хранил молчание из страха Р.п. | убежал от страха Р.п. |
по, из-за Р.п. | за |
причина связана с поведением: по рассеянности забыл взять студенческий; | глагол обозначает отношение к кому-, чему-либо, для указания на причину |
причина не связана с этим: из-за отсутствия сырья станки не работали | уважали руководителя за справедливость В.п. |
Прим.: Предлоги вследствие, в результате, в связи с, а также предложные сочетания под действием (воздействием), под влиянием носят книжный характер | |
при | в случае |
при наличии (отсутствии) серьезных аргументов Р.п. | (неожиданное действие) в случае дорожного происшествия Р.п. |
в зависимости | с |
в зависимости от погоды Р.п. (обусловливающий фактор) | с усилением мороза.. Р.п. (с отглагольными существительными) |
для | за |
для реализации… (цель) Р.п. | зайди за книгами (после гл. движения) Т.п. |
у, из | от |
указывает на источник информации | активное отношение к источнику информ. |
узнать у отца (пассив.) узнать из беседы с отцом (при неодушевленных сущ.) Р.п. | узнать от отца Р.п. |
о, относительно | про |
указывают на объект речи о роли П.п. (нейтр.); относительно роли Р.п. (книжн.) | указывает на объект речи: сказки про волшебников В.п. (разг.) |
на | в |
транспорт как средство передвижения | направление, нахождение внутри трансп. |
опоздали на поезд В.п. ехали на машине П.п | сели в автобус В.п.; в автобусе душно П.п |
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тесты на тему Нормы управления
Тест на тему Управление при синонимичных словах
Тест на тему Нарушение норм управления вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную