Указать на ошибку какое управление

Главная
>
Выпуск № 22
>
Работа с нормами управления на уроках русского языка.

 Наталья Медведева,

Лариса Фоминых

Работа с нормами управления

на уроках русского языка

Работа с синтаксическими нормами  на уроках русского языка в разных школьных учебниках проводится несистемно. В них дается только теоретическое понятие управления как вида синтаксической связи в словосочетании, однако отсутствуют теоретические сведения  по нормам предложного и беспредложного управления. Эта тема является очень важной для освоения, поскольку любая письменная творческая работа, в том числе и итоговая аттестация в 9 (ГИА) и 11 (ЕГЭ) классах, предполагает, что учащиеся владеют речевыми умениями в области управления. Анализ изложений и сочинений выпускников показывает, что наибольшее количество ошибок – грамматические, среди которых много нарушений касается норм управления. Кроме того,  такие же нарушения наблюдаются и в устных высказываниях.

Задача нашей заметки – предложить теоретические материалы к урокам и практические задания, которые могут быть использованы учителем как на уроке, так  и для организации самостоятельной работы  учащихся в процессе самоподготовки.

Теоретические сведения.

Управление – вид  подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенной падежной форме без предлога (беспредложное управление)  описывать что? события  или с предлогом (предложное управление)   рассуждать о чем? о событии.

В случае неправильного выбора формы слова или предлога возникает ошибка, например: отзыв на статью; рецензия о спектакле; характеристика на ученика.

Во всех трех словосочетаниях наблюдаем неправильное управление: существительное отзыв должно управлять не винительным падежом с предлогом на, а пред­ложным с предлогом о (отзыв о статье), а существительное рецензия наоборот (рецензия на спектакль); существитель­ное характеристика должно управлять родительным паде­жом без предлога (характеристика ученика).

Управление при однокоренных и синонимичных конструкциях.

В языке существует немало случаев, когда однокоренные или синонимичные  слова имеют разное управление, что часто является причиной смешения вариантов с разным падежным управлением. Случаи такого управления приведены в таблице.

Вариант управления

Вариант управления

Обидеться на что? на эти слова

 Обижен чем? этими словами

Доказывать что? правоту

Доказательство чего? правоты

Заботиться о ком?/ о чем? об экологии

Озабочен чем? экологией

Заинтересовать кого? собеседника

Заинтересовать чем? рассказом

Заинтересован в чем? в результате

Радоваться  чему? подарку

Обрадован чем? подарком

Подтвердить что? распоряжение

Подтверждение чего? распоряжения

Рецензировать что? статью

Рецензия на что? на статью

Основываться на чем? на фактах

Обосновывать чем? фактами

Опираться на что? на факты

Базироваться на чем?  на фактах

Различать что и что? причастия и прилагательные

Отличать что от чего? причастия от прилагательных

Различия между чем и чем? союзом и предлогом

Отличие чего? от чего? союза от предлога

(У)платить за что? за проезд

Оплатить что? проезд

Превосходство над кем?/чем? над врагом

Преимущество перед кем?/чем? перед противником

Удивляться чему? обстоятельствам

Удивлен чем? обстоятельствами

Рассердиться на что? на шутку

Рассержен чем? шуткой

Препятствовать чему? переговорам

Тормозить что? переговоры

Обращать внимание но что? на мелочи

Уделять внимание чему? мелочам

Уверенность в чем?/ в ком?   в себе

Верить( вера) во что?/ в кого? в себя

Свойственный чему? тексту

Характерный для чего? для текста

 Употребление предлогов

 Предлоги  благодаря, согласно, вопреки, наперекор  употребляются с дательным падежом

благодаря

КОМУ? ЧЕМУ?

Благодаря помощи

согласно

Согласно заявлению

вопреки

Вопреки требованиям

 наперекор

 Наперекор судьбе

 Предлог  ПО в значении предлога ПОСЛЕ употребляется с предложным падежомУпотребление предлога   ПО в этом значении характерно для книжной речи.

Предлог ПОСЛЕ употребляется с родительным падежом. Употребление предлога ПОСЛЕ  имеет стилистически нейтральную окраску. 

ПО = ПОСЛЕ

предложный падеж

По окончании вуза

По приходе поезда

По истечении года

По завершении работы

ПОСЛЕ

родительный падеж

После окончания вуза

После прихода поезда

После завершения года

После завершения работы

Употребление предлогов с учетом их смысловых оттенков.

При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.

Предлог

Ошибка

Правильный вариант 

благодаря

Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу.

(не имеет значения «благодарить»)

Из-за сильного урагана  с дома сорвало крышу.

ввиду

Предоставить отпуск ввиду болезни.

(не имеет значения «результата »)

Предоставить отпуск вследствие болезни.

вследствие

Вследствие  предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

(не имеет значения «результата»)

Из-за  предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

Управление при глаголах с отрицанием.

 После переходного глагола с отрицанием дополнение ставится в родительном падеже, если

1) в предложении есть НИ

Я не имел ни времени,  ни денег.

2) в предложении есть глагол восприятия, мысли, желания, ожидания: видеть, слышать, чувствовать, хотеть, знать, думать, понимать

Я не видел  резона в этом мероприятии.

Я не ощутил вкуса этой еды.

3) при глаголе есть дополнение, которое имеет значение части от целого предмета

Отрежь мне хлеба.

Положи мне сахара в чай.

4) дополнение выражено отвлеченным существительным

Он не теряет времени даром.

Он не упустит удобного случая, чтобы напомнить мне о долге.

После переходного глагола с отрицанием дополнение ставится в винительном падеже, если

1) есть указание на конкретный определенный предмет

Эти туфли я не куплю.

Эту рукопись я не рецензировал.

2) дополнение выражено одушевленным существительным

Он давно не видел Ольгу.

Он не захотел завести собаку.

3) есть двойное отрицание, которое обозначает усиленное утверждение

Мы не можем не осознавать ответственность  за своих близких.

Не могу не высказать признательность за помощь.

4) есть составное глагольное сказуемое с отрицанием

Не успел купить путевку.

Не смог заказать нужную книгу.

 ПРИМЕЧАНИЕ: После переходного глагола с отрицанием дополнение может стоять в  родительном и винительном падежах. Это употребление вариативно и различается стилистическими оттенками. Конструкции с родительным падежом носят книжный характер, с винительным падежом – разговорный:

Родительный падеж

Винительный падеж

Я не намерен умалять его заслуг.

Я не буду умалять твои заслуги.

Я не мог слышать ее грустного голоса.

Я не мог слышать ее грустный голос.

 Управление при однородных членах предложения.

1. Если при двух или нескольких глаголах (или других частях речи) имеется общее дополнение, то каждое управляющее слово требует того же падежа и предлога:

Английские зрители были восхищены и поражены (чем?)  мастерством русских артистов.

2.                 Если при двух или нескольких глаголах (или других частях речи) имеются  дополнения к каждому, то каждое управляющее слово требует соответствующих  падежей  и предлогов

Я много слышал (о чем?) об этом спектакле и  наконец посмотрел (что?) его.

3. Если управляющие слова требуют разного управления, а при них стоит одно дополнение, то это грамматическая ошибка.

Давайте ценить и заботиться о нашей природе.

Правильный вариант:

Давайте ценить (что?) природу и заботиться (о чем?) о ней.

Нарушение норм управления, ведущие к двусмысленности.

Затрудняет понимание фразы скопление одинаковых форм дополнений, выраженных одной и той же частью речи. 

Характер  нарушений

Примеры нарушений

1. Нанизывание родительных падежей

ПРИМЕЧАНИЕ:

Нанизывание родительных  падежей допустимо в текстах документов официально-делового стиля. При этом смысл фразы должен быть понятен. 

Есть понимание необходимости формирования бюджета развития на текущий год.

2. Нанизывание дательных падежей.

Приступили к подготовке к летнему походу.

3. Нанизывание творительных падежей.

Выступление докладчика неоднократно прерывалось слушателями аплодисментами.

4. Нанизывание предложных падежей.

Все понимали актуальность вопроса о соглашении о взаимном разоружении.

5. Нанизывание инфинитивов.

Я не решался обратиться просить написать заметку в газету.

6. Сочетание в одном предложении при одном управляющем слове слов, называющих производителя действия и объекта действия в одном падеже.

Оценка В.Г. Белинского повести Н.В. Гоголя.

 Удаленный пример содержит ошибку, а не нарушение.

Знание теории не гарантирует отсутствие ошибок.

Важно систематически анализировать творческие работы  учащихся, сделать выборку типичных нарушений, для того чтобы потом предлагать формы и виды работы по их коррекции.

Примеры наиболее распространенных ошибок, допущенных выпускниками в сочинениях ЕГЭ:

Вариант с нарушением нормы управления

Правильный вариант

беспокоиться про сына

беспокоиться о сыне

достигать до двадцати метров

достигать  двадцати метров

заведующий кафедры

заведующий кафедрой

задуматься на поставленной проблеме

задуматься о поставленной проблеме

грозит вымиранию

грозит вымиранием

заверять о честности

заверять в честности

запомнить об этих разговорах

запомнить эти  разговоры

что касается до заработной платы

что касается  заработной платы

 усилия направлены  к освоению новой техники

усилия направлены  на  освоение  новой техники

в книге описывается о подвиге партизан

в книге описывается  подвиг партизан

пренебрежение к технике безопасности грозит трагедией

пренебрежение  техникой безопасности грозит трагедией

подводя итог сказанного

подводя итог сказанному

оплатить за учебу

оплатить  учебу

отметить о достоинствах книги

отметить  достоинства книги

памятник о погибших воинах

памятник  погибшим  воинам

поступил сообразно своих убеждений

поступил сообразно своим убеждениям

над такими вопросами рассуждает автор текста

о  таких вопросах  рассуждает автор текста

никто не сомневался об успехе начатого дела

никто не сомневался в  успехе начатого дела

я за тобой так соскучилась!

я по тебе  так соскучилась!

беспорядок и неорганизованность тормозят нашему делу

беспорядок и неорганизованность тормозят наше дело

выпускник удостоен золотой медалью

выпускник удостоен золотой медали

Практические задания

1. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1.       О своих впечатлениях от поездки я поделился с другом.

2.      Болельщики были разочарованы результатами матча.

3.      Комментатор подтвердил о том, что гол забил Аршавин.

4.      Концерт доставил для нас огромное удовольствие. 

2. Укажите правильный вариант управления.

1) различать 

а) причастие и деепричастие  

б) причастие от деепричастия

2) отличать              

а) гласные и согласные   

б) гласные от  согласных

 3) удостоили  

 а) награды                                 

б) наградой

 4) предусмотрел  

а) опасность                              

б) об опасности

3. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1.       Долгими зимними вечерами мы любили с ним обсуждать о том, какая интересная жизнь ждет нас после школы.

2.      Необходимо вовремя оплачивать за услуги Ростелекома.

3.      Хорошая подготовка команды вселяет уверенность в ее победу.

4.      Я считаю, что не следует подвергать себя  такому риску.

 4. Установите соотношение между существительными и управляемыми ими словами.

1) вера

а) о фильме

2) рецензия

б) на фильм

3) отзыв

в) в справедливость

4) уверенность

г) в справедливости

 5. В каких словосочетаниях нарушены нормы управления?

1.       вопреки предсказания

2.      согласно требования пожарных

3.      по прибытию на конференцию

4.      по приезде домой

 6.Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1.   По окончании института он вернулся в родное село.

2.  Билеты будут продаваться по приходу поезда.

3.  Согласно заключению врача больному необходимо стационарное  лечение.

4.  Мать все убеждала меня о необходимости учиться дальше.

7. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1.   Брат утверждает о том, что бандероль не получена.

2.  Противники проекта доказывали о невозможности строительства в районе вечной мерзлоты.

3.  Сейчас наши усилия направлены к освоению новых технологий.

4.  Ей приятно было услышать подтверждение того, о чем она догадывалась.

8. Укажите предложения, в которых употребление предлога благодаря противоречит смыслу высказывания.

1.   Благодаря отцу я и сестры знаем три иностранных языка.

2.  Благодаря сильному морозу наш поход на каток не состоялся.

3.  Благодаря проведенным раскопкам археологи нашли предметы быта жителей Помпеи.

4.  Благодаря небывалой засухе погиб урожай зерновых.

9. Укажите соответствие ошибки ее типу.

1. На селе приступили к подготовке к посевной.

а) нанизывание творительного падежа

2. В целях ускорения решения этой процедуры открыты дополнительные пункты по оформлению документов.

б) нанизывание родительного падежа

3. Оплата производилась заказчиком  безналичным расчетом.

в) нанизывание инфинитивов

4. Мы хотели пойти просить ее перенести нам  экзамен.

г) нанизывание дательного падежа

10. Подберите и вставьте в каждое  предложение подходящий по смыслу производный предлог.

1. … большого наплыва посетителей работа выставки продлена на месяц.

а) вследствие

2. …повышения цен на энергоносители  решения будут согласованы с муниципалитетами.

б) по причине

3.…поступления финансовых средств будут выплачиваться социальные пособия.

в) ввиду

4. …ожидаемых заморозков нужно принять меры предосторожности.

г) по мере

11. Установите соотношение между существительными и управляемыми ими словами.

1) не встретить

а) сопротивление  б) сопротивления

2) не проявить

а) заботы       б) заботу

3) не чувствовать

а) уныния      б) уныние

4) не замечать

а) присутствие   б) присутствия

12. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления при глаголах с отрицанием. 

1.   Сначала эта пьеса не имела успеха у зрителей.

2.  А ты все-таки не теряешь надежду на поступление в театр?

3.  Печали в ее словах не чувствовалось.

4.  Отец не заслужил такое отношение!

13. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления при однородных членах.

1.   Нам задали прочитать и законспектировать статью Белинского.

2.  Мы еще верили и надеялись на победу в турнире.

3.  Некрасов любил и восхищался русским народом.

4.  Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто.

14. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1. Надо оперировать с проверенными фактами!

2. Сколько бы мы ни рассуждали над темой истинной красоты, она неисчерпаема.

3.  Никто не сомневался в успехе начатого дела.

4.  Эта победа в кроссе еще раз подчеркивает о хорошей подготовке спортсменов в нашей школе.

Ответы для проверки.

Номер     Ответ

задания

1.                     1, 3, 4

2.                    1а, 2б, 3а, 4а

3.                     1, 2, 3

4.                     1в, 2б, 3а, 4г

5.                             1, 2, 3

6.                             2,  4

7.                             1, 2, 3

8.                             2, 4

9.                             1г, 2б, 3а, 4в

10.                         1 а, в; 2в; 3г;  4в;

11.                           1б, 2а, 3а, 4б

12.                          2, 4

13.                          2, 3, 4

14.                          1, 2, 4

Литература

1. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева; под ред. И.П.Цыбулько. – 3-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2004.

2. Бердникова Е.Д. Тесты по культуре речи / Е.Д.Бердникова, А.Г.Петрякова. – М.: Флинта, 2002.

3. Дускаева Л.Р. На пути к речевому мастерству /Л.Р.Дускаева, О.В.Протопопова.- Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002.

4. Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов / В.И.Капинос, Ю.А.Гостева, В.В.Львов и др.; Центр тестирования Минобразования России. – М., 2012, 2013.

5. Нарушевич А.Г. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку / А.Г.Нарушевич // «Русский язык» — Библиотека «Первого сентября». -2008. — № 23.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка // Д.Э.Розенталь – М.: ООО « Издательство АСТ- ЛТД», 1998.

Словари

1. Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т.Ф.Ефремова, В.Г.Костомаров. – М.: Русский язык, 2003.

2. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В.Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003.

3. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. – М.: Айрис Пресс; Рольф, 2001.

Основная цель урока: научить видеть
недочёты в строении словосочетания, простого и
сложного предложения, ошибки в управлении и
согласовании.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

В задании А5 три предложения употреблены без
ошибок. Одно предложение требует корректировки.
Нам нужно научиться видеть предложения с
грамматическими ошибками и их исправлять.

2. Разбор возможных ошибок в моделях заданий А5.

В процессе работы составление конспекта
обязательно.

Ошибка в употреблении глаголов-сказуемых,
требующих разного управления, в качестве
однородных.

Различное управление глаголов (однородных
сказуемых): глаголы требуют различных предлогов
в управлении и дополнений в различных падежах.

Типичная ошибка в таком варианте задания А5:

Любители оперы ожидали и надеялись на
встречу с известным тенором.

Глаголы ожидали и надеялись
по-разному управляют словами в предложении: “ожидали
(чего?) и “надеялись(на что?). Они
соединены союзом “и” (что указывает на
их однородность) и в этом случае не должны
управлять разными прямыми дополнениями. Такое
(как в приведённом примере) построение
предложения недопустимо, поскольку зависимые
от однородных сказуемых слова должны отвечать на
один и тот же вопрос.

Ошибка в употреблении названий (имен
собственных).

Название произведений, фильмов, книг, газет,
журналов, и проч. не изменяются (остаются в
именительном падеже), если возле них стоит
жанровое обозначение или родовое понятие.

Читатели знают писателя Гавриила
Троепольского по его книге “Белому Биму Черное
Ухо”.

Правильное построение предложения будет
выглядеть так: Читатели знают писателя
Гавриила Троепольского по его книге “Белый
Бим Черное Ухо”
.

Ошибки в согласовании причастий с
определяемым словом (род, число и падеж)

Характер ошибки может быть таким:

Одно из чудес Египта, привлекающих туристов
со всего света, связано с красотами подводного
мира Красного моря.

Важно определить, к какому слову относится это
согласованное определение (причастный оборот). В
данном случае – к сочетанию слов одно из
чудес
”.

Следовательно, причастный оборот должен
выглядеть так: “привлекающее туристов со
всего света
”.

Также могут встретиться предложения, где в
причастном обороте может находиться
определяемое слово.

Войдя, мы увидели рассыпанные книги по всей
комнате (ошибка).

Войдя, мы увидели рассыпанные по всей комнате
книги (верный вариант).

Ошибки в употреблении однородных членов
предложения с парными союзами):

как…, так и;
не только…, но и;
не столько…, сколько;
не так…, как;
хотя и…, но;
не то что (бы)…, но (а);
если не…, то.

На уроках русского языка учат не только писать
красиво, но и грамотно.

Соединительный парный союз “не только – но и
соединяет однородные члены предложения. В данном
случае этого не происходит: союз соединяет
глагол “писать” и наречие “грамотно”.
Правильнее было бы так:

На уроках русского языка учат писать не только
красиво, но и грамотно.

Ошибки в управлении при употреблении
предлогов: согласно, благодаря, вопреки.

После этих предлогов должны стоять
существительные или местоимения только в
дательном падеже.

Благодаря повышения (ю!) уровня обслуживания в
кафе стало больше клиентов.

Ошибки в построении сложноподчиненных
предложений.

Подлежащее и сказуемое могут иметь дистантное
расположение, т.е. отделены друг от друга
придаточным предложением, которое и затрудняет
определение характера ошибки. Она может
находиться и внутри самого придаточного при
местоимениях, ошибочно принимаемых детьми за
союзы. В любом случае надо проверить
согласование грамматической основы и в главном
предложении, и в придаточном, которое находится
внутри главного.Число подлежащего и сказуемого
должно совпадать!

Все, кто бывали на Атлантическом
океане,знают,что температура воды в нём редко
бывает выше 22 градусов.

В данном предложении одна из грамматических
основ- кто бывал.

Ошибки в употреблении падежных форм некоторых
существительных.

По окончанию(и!) училища я был направлен в город
Серпухов.

Запомните:

по приезде, по окончании, по завершении,
по прибытии, по возвращении;

Ошибки в управлении:

удивляться красотой;

оплатить за проезд;

заведующая аптеки и т.д.

Ошибки при употреблении прямой и косвенной
речи.

В детстве меня спрашивали: “Кем я хочу быть?”

Английский историк считал, что “нет ничего
бесполезней универсальных правил”.

Сын попросил у отца, что ему нужен новый
сотовый телефон.

Лишнее употребление указательных слов.

Я знаю то, что мне надо.

3. Выполнение тренировочных заданий. (Приложение 1)

4. Подведение итогов.

Ребята, каждый из вас понимает, что подготовка к
любому заданию ЕГЭ требует серьёзного,
кропотливого труда, и А5 не исключение. Требуется
систематическое выполнение упражнений, чтобы
добиться успеха. Задание А5 поможет вам в жизни,
так как тренирует умение правильно говорить.

Литература


  1. Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. Тематические тестовые
    задания. Русский язык. М., “Экзамен”, 2011.
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий
    и методических рекомендаций. М., “Экзамен”, 2009.
  3. С.Ю. Иванова, Русский язык. Сборник. Типовые
    тестовые задания. М., “Экзамен”, 2009.
  4. И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова. Русский
    язык. Тренировочные задания. М., “Эксмо”, 2008.
  5. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные
    варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько. М.,
    “Национальное образование”, 2011.

Перейти на стр. «Правильный падеж«, вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах»,  «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»

Глагольное управление

  1. Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:

— нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогомСогласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);

— нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем);

— нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).

  1. Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой — рассердиться на глупую шутку;

удивлён его терпением — удивляться его терпению.

Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В. п., как при глаголе, а Р. п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.

В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).

  1. Предлог ПО в значении «после» управляет П. п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д. п.
  2. Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет Д.п., то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам).
  3. Предлоги Ви НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.

Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.

  1. При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в глагольном управлении
Тесты на тему Нормы управления

Тест на тему Культура речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах»,  «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

В русском языке существует несколько видов подчинительной связи между словами. Один из них – управление. Нередко на письме и в речи можно встретить нарушения управления. Чтобы этого избежать, следует поподробнее ознакомиться с этим видом синтаксической связи.

Что такое управление

Управление – это такой вид связи между двумя словами, где главное слово определяет постановку зависимого слова: в каком падеже оно должно стоять, с предлогом или без. Эта связь может быть как жёсткой и не терпящей изменений, так и более гибкой, допускающей различные вариации.

нарушение управления

Как отличить управление от согласования

Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.

При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.

Управление подразделяется на виды по различным признакам.

Предложное и беспредложное управление

Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).

Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).

Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.

нарушение управления примеры

Как отличить управление от согласования

Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.

При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.

Управление подразделяется на виды по различным признакам.

Предложное и беспредложное управление

Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).

Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).

Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.

нарушение управления примеры

Сильное и слабое управление

Управление также подразделяется на сильное и слабое. Сильное управление характеризуется тем, что главное слово однозначно определяет падеж зависимого: писать книгу (обязателен винительный падеж). Слабое управление предполагает вариации в формах зависимого слова: писать о природе (предложный падеж), писать карандашом (творительный падеж).

Виды управления по морфологии главного слова

Управление можно подразделить на различные виды по частям речи, к которым относится главное слово: глагольное (любить искусство), наречное (вопреки обстоятельствам), объектное (вышедший из дома), компаративное (легче пушинки), нумеративное (двое детей), местоимённое (она с друзьями).

нарушение глагольного управления

Типичные примеры нарушения управления в русском языке

Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?

Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.

Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.

Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.

нарушение управления в предложении

Типичные примеры нарушения управления в русском языке

Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?

Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.

Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.

Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.

нарушение управления в предложении

Иногда при наличии сразу нескольких дополнений может возникнуть путаница, ведущая к нарушению управления. Пример: организация и участие в игре – ошибочный вариант построения словосочетания. Слова «организация» и «участие» требуют разного управления, поэтому они не могут быть однородными членами в данном случае. Правильно будет: организация игры и участие в ней. Любить и любоваться морем – неправильно. Правильно: любить море и любоваться им. Изучать и увлекаться математикой – неправильно. Правильно: изучать математику и увлекаться ею.

нарушение управления русский язык

Некоторые особенности норм управления

Отдельно стоит сказать про «узаконенные» ошибки в управлении, которые присущи профессиональному жаргону, преимущественно юридическому. Например, такое известное словосочетание как «объявить в розыск» с точки зрения литературной нормы является неправильным. Такой формы управления в русском языке не существует. Можно «объявить что» и «объявить о чём». Также употребляемыми в юриспруденции, но формально неправильными являются такие словосочетания как: осудить к лишению свободы, за отсутствием состава преступления, производство по делу, согласно приказа и другие. Однако они широко используются и их можно встретить в официальных документах.

1.Найдите словосочетание по его грамматическому значению — действие и его признак.
1) кататься на коньках
2) учится читать
3) легко представить
4) ехать по шоссе
2. В каком словосочетании допущена ошибка в управлении?
1) указать на недостатки
2) опираться на фактах
3) отчет о работе
4) удивлен результатами
3. В каком словосочетании связь слов – примыкание?
1) отправляющийся в путь
2) сделал впопыхах
3) понадеявшись на удачу
4) презентация книги
4. Какие словосочетания не являются синонимичными?
1) берег моря — морской берег
2) описывал подробно — описывал с подробностями
3) интересно рассказывал — интересный рассказчик
4) лестница из мрамора — мраморная лестница
5.
Найдите ошибку в синтаксическом разборе словосочетания.
Пыль низко висела над высушенной солнцем степью.
1) висела над степью — глаг. + сущ. в твор. пад. с предл., связь- управл., признак действия ( обстоят. знач.)
2) над высушенной степью — прич+ сущ., связь — согласов., признак предмета ( определит. знач)
3) низко висела – нареч+ глаг., связь- примык., признак действия ( обстоят. знач)
4) высушенной солнцем — прич+ сущ., связь — соглас., признак предмета ( определит. знач.)

Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.

Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».

Нарушение управления: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.

Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).

Верный вариант:

В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.

Пример 2

Предложение:

Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.

Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.

Верный вариант:

Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.

Пример 3

Предложение:

Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.

Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».

Верный вариант:

Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Указано неверное число в чем причина ошибки
  • Указанный серийный номер недействителен pinnacle 24 код ошибки 1003
  • Указанный пакет не является допустимым пакетом windows ошибка 0x800f0805
  • Указанное расширение приложения не найдено айфон внутренняя ошибка
  • Указанное имя папки не существует ошибка