Учить исправлять ошибки в тексте

Следи за языком можно ли исправлять речь человека.png

Сегодня тяжело находиться в обществе. Мы боимся сказать лишнее, ошибиться в спешке, перепутать буквы и неправильно расставить ударения, ведь каждый уважающий себя граммар-наци норовит упрекнуть в неграмотности и незнании родного языка, потому что «ну как так можно не знать элементарные вещи?». А вы просто поторопились, заволновались, а может, и правда ошиблись, ведь все мы люди. Так давайте разберемся, можно ли делать людям замечания по поводу их грамотности.

Уважение к собеседнику

«Мы хотим, чтобы речь была чистой, люди были грамотными, солнце светило ярко и все были счастливы» – таких принципов придерживаются те, кто вечно лезут со своими поправками. Согласитесь, звучит довольно благородно. Но исправления речи собеседника вряд ли помогут его перевоспитать и повысить грамотность. Скорее, вы прослывете неприятным и напыщенным собеседником, чем борцом с деградацией языка. Мы назовем несколько причин, которые это подтверждают.

Личность человека складывается из языка

Язык – это часть личности человека. Точно так же, как его стиль в одежде и прическа. Культура, среда, образование, общество – все это влияет на формирование речи. То, как говорит и что говорит человек, зависит от конкретной ситуации, и она может быть совершенно разной: волнение, страх, спешка или просто смущение. Все это влияет на конкретную речь.
Делать замечания по поводу речи как минимум неэтично. Потому что мы же не позволяем делать замечания по поводу стрижки или того, как правильно носить рубашку.

Попытка возвысить себя

Часто люди, которые исправляют чужие речевые ошибки, хотят показать всем, какие они умные, образованные и вообще идеальные. И делают они это не очень аккуратным способом. Поправка запятой, указание на ошибку в слове, неправильное ударение – граммар-наци чувствуют себя обязанными показать, что человек допустил ошибку. Но часто не обращают внимания на то, что неграмотность не означает некомпетентность человека в конкретной теме.

Помочь исправиться или самоутвердиться – здесь должна быть разница. И понять, что хочет сделать человек довольно легко. Люди, которые желают просто самоутвердиться, часто пишут вдобавок к исправлению про то, что нужно учить язык, купить словарь, идти делать уроки и т.д. Но существуют способы сказать об ошибке тактично, достаточно просто отвести человека в сторону или написать в личные сообщения, это будет более корректно и воспитанно.

Студворк также имеет канал личной связи, и мы рады внимательным пользователям.

grammar.jpg

Неловкое положение

Указать на ошибку на публике – это поставить человека в неловкое положение. А это нарушение комфорта. И в следующий раз задумайтесь, стоит ли ваша борьба за грамотность чужих чувств.

Замечания не помогут стать грамотнее

Ошибки в речи – часто привычка. И если человек привык говорить «звОнит» вместо «звонИт», то вряд ли одно исправление его переучит. Он может знать правила, понимать, как правильно, но все равно допускать ошибку, потому что привык именно к такому произношению.

Эффект от замечаний можно получить, если только постоянно поправлять человека, указывать на ошибку во всех ситуациях. Но от одиночного исправления ничего не изменится.

Язык меняется

Нормы языка не стоят на месте и постоянно меняются. Это происходит из-за того, что появляются новые варианты произношения и уследить за этим довольно тяжело, если только вы не занимаетесь этим профессионально. Поэтому если еще до 2009 года в слове «обеспечение» каждый второй допускал ошибку с ударением, а каждый первый поправлял, то сегодня нормы изменились, и ударение можно ставить и на третий, и на четвертый слог.

Когда можно поправить человека?

Специальные условия для исправления, конечно, существуют.

  • Вы имеете полное право исправлять ошибки и указывать на них, если вы преподаватель и несете знания своим ученикам.
  • Если человек доверяет вашему знанию языка и сам просит поправлять в случае ошибок, так как хочет повысить свою грамотность.
  • Исправлять можно детей, так как они только формируют свою речь, и им полезно слышать слова правильно, чтобы в будущем запомнить.
  • Можно исправлять иностранцев, которые учат ваш родной язык. Это поможет им корректно освоить речь.
  • Допустимы исправления в публичных текстах, например, на баннерах и рекламных листовках. Такие замечания никого не оскорбят, так как не имеют конкретного автора. Публичные речи исправлять не стоит, потому что можно случайно унизить говорящего.
  • Исправление возможно, если допущенная ошибка грозит репутации человека. Но здесь тоже стоит делать это аккуратно: отвести в сторону и лично сказать.

Речевой этикет – это сложно, и часто никто о нем даже не задумывается. Но достаточно вспомнить слова А. Чехова: «Воспитанный человек — это не тот, кто не прольет соус на скатерть, а тот, кто не заметит этого».

Найди и исправь орфографические ошибки. Запиши исправленный текст

Время лесных малышей.

          Пришло теплое лето. На лисной опушке распускаюца калаколчики, незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежные лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У зверей взраслеет смена. Мидвежата старше всех. Они радились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весело играют у нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают свои первые высотные прышки. В сумерках выходят на охоту колючии ежата.
Необижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.

Ежи.

          Унас под крыльцом живут ежы. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер. Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж незахотел покинуть мой дом.

Солнце.

          Выплыла из-за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи. Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.

Джульбарс.

Надень рождения коле подорили маленького щенка. коля очень любил своего жжульбарса.

Началась вайна. Тижело было расстаться с собакой, но коля сам отвёл своего любимца в школу служебных собак. джульбарса на  учили там находить мины.

И вот первое задание. Отступая, враги заминировали лётное поле. Пашёл сильный дождь, потом у  дарил морос. Поле покрылось толстой коркой льда. Только сабака смогла обнаружить мины.

Всю войну джульбарс верно служыл людям.

Грамотеи («Испорченный текст»)

Прочитайте текст, исправьте орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, подробно объясняя ваш выбор. За каждую найденную ошибку и верно объяснённую орфограмму вы получаете балл. Найдите как можно больше ошибок, чтобы победить в игре! Удачи!

(Не) которые считают что человек взраслеит в каком нибудь оприделённом возрасте например, к 18 (___________________) лет , когда он становиться совершенно летним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым? 

     Взрослость озночает самостоятельность, то есть умение обходится без чьей-либо помощи опеки. Человек обладающий этим качеством всё делает сам, и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодалевать сам. Конечно бывают ситуации, когда человеку одному не справится. Понимая это, ему приходиться просить помощи у друзей, родственников, и знакомых. Однако в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других. 

     Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь, и оценивает себя не пологаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависет от него самого. Быть взрослым — значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависет не от возраста, а от жизненного опыта от стремления прожить жизнь без нянек.

Исправленный текст

Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, к 18 (восемнадцати) годам, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым? 

     Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Понимая это, он просит помощи у друзей, родственников и знакомых. Однако в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других. 

     Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым — значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

Если верно посчитала, то здесь 14 орфографических, 13 пунктуационных и 1 грамматическая. Вместе – 28 баллов.

Грамотеи («Испорченный текст»)

Прочитайте текст, исправьте орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, подробно объясняя ваш выбор. За каждую найденную ошибку и верно объяснённую орфограмму вы получаете балл. Найдите как можно больше ошибок, чтобы победить в игре! Удачи!

Уневирсального рецепта того, как выбрать правильный, единствено верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбераем друзей, учимся строить отношения с ровестниками играть.

     Но большенство самых важнейших решений оприделяющих жизненный путь мы всё таки принемаем в юности. Как считают учёные вторая половина второго дисятилетия жизне – самый ответственный пириод. Именно в это время человек выберает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, проффесию.

     Понятно, что такой выбор дело ответственное. От него невозможно отмахнутся, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеятся, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И не верные решения без последствий не останутся. Ведь успех преходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор верит в себя, и упорно достегает намеченных целей.

Исправленный текст

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть.

     Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

     Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

Грамотеи («Испорченный текст»)

Прочитайте текст, исправьте орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, подробно объясняя ваш выбор. За каждую найденную ошибку и верно объяснённую орфограмму вы получаете балл. Найдите как можно больше ошибок, чтобы победить в игре! Удачи!

Я вспоменаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочеться стать? Сильным храбрым мужественным умным находчевым бестрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставиться в один ряд с такими рождающими уважение, доблестями как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты серца – невозможна душевная красота человека. И опыт потверждает, что добрые чуства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитанны в детстве, их никогда не воспитаешь. Человечность доброта доброжелательность рождаются в заботах, и волнениях, и радостях и печалях. Говоря о добрых чувствах имеется в виду, что это особая эмоциональная культура. Следование путём добра путь самый приемлимый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Исправленный текст

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими рождающими уважение доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Пишем книгу: Работа над ошибкамиЕсли почитать сетевую литературу, то можно заметить неприятную тенденцию: большинство авторов выкладывает в разделах черновики, не утруждая себя вычиткой, – черновики безграмотные, полные грамматических и стилистических ошибок, логических огрехов и сюжетных неувязок.

Что не есть хорошо, ибо завзятые читатели, как правило, люди грамотные. А пять-шесть ошибок в абзаце плюс логический косяк в сюжете отбивают всякое желание читать произведение полностью.

Как вычитать текст самостоятельно?

С русским языком нынче у многих проблемы. И, что самое печальное, многие гордятся своей безграмотностью: выкладывают в Сеть полный ошибок текст и заявляют, что они не писатели, обижаясь на советы вычитать текст и вспомнить школьный курс русского языка. Как будто грамотность – это нечто постыдное.

Настоящий писатель, конечно, так не поступает. Поэтому давайте попробуем разобраться, где обычно прячутся самые распространенные ошибки. Чтобы знать, как и где их искать и при вычитке исправлять.

В русском языке выделяется несколько уровней – фонетический, лексический, морфологический, синтаксический. И на каждом уровне – свои правила и свои ошибки.

Рассмотрим их.

Ошибки в фонетике (звучании)

Кажется, какую ошибку можно допустить на устном уровне «звучания»? Так вот, можно, и не одну.

  • «Аааааа!», – протянул он. По правилам, протяжный гласный звук пишется через дефис и не превышает трех-четырех букв. Соответственно: «А-а-а!», – протянул он. Согласных букв это правило тоже касается («Д-д-домой!»);
  • «Красиваяяяя!». В конце слова гласные при протяжности сменяются: «красивая-а-а-а!». Да, смотрится забавно, зато правильно. «Я», таким образом, переходит в «а», «и» – в «ы», «е» – в «э»;
  • «й» при протяжности не отрывается от предыдущей гласной буквы: «косооой!» – «косо-о-ой!»;
  • «нен-авиж-уу!» – также ошибочно. Если для пущего эффекта хочется «протянуть» все слово, делите его по слогам «не-на-ви-жу-у-у!».

Пишем книгу: Работа над ошибкамиЕсли нужно протянуть слог, читайте вслух и слушайте, какой звук сменяет гласную, какие слоги выделяются в словах. А еще можно найти в Интернете фонетические правила письменной речи – это так, для заинтересовавшихся.

Ошибки в лексике

Лексика – словарный состав, смысловой уровень, значение слова. На лексическом уровне существует множество ошибок.

Подробнее о них можно прочитать в мини-книге Дарьи Гущиной «Стилистика: краткая памятка для начинающих», которую мы высылаем в пакете эксклюзивных материалов Школы.

Здесь кратко разберем самые-самые распространенные.

  • тавтология: в одном предложении встречаются однокоренные слова – и «разноцветные цветы цветут пышным цветом в цветущем цветнике»;
  • плеоназм: в одном словосочетании встречаются два похожих по смыслу слова – ага, «мертвый труп убитого не подавал признаков жизни среди разрушенных руин»;
  • речевая избыточность и «сорные» слова («быть более лучше», «чуть-чуть немного больше»);
  • контаминация – нарушение лексической сочетаемости («чудовищно красивая», «ужасное улучшение»);
  • повтор («этим словом я обозначу это явление в этом предложении»);
  • двусмысленность (известная «Анна Каренина, которая ехала в коляске с поднятым задом»; «когда на рынке будут нормальные человеческие яйца» и др.);
  • скуднословие и вездесущее «было»;
  • ошибочный выбор формы слова, в частности – путаница в паронимах (одеть – надеть; благородность – благородство).

Но самая заметная и глупая ошибка – незнание смысла слова.

Конечно, мы хотим говорить красиво и умно. И часто употребляем невзначай загадочное забугорное слово, не потрудившись узнать его точный смысл. Или частично вспоминаем красивый фразеологизм и радостно вставляем его в текст. А потом начинается – и волосы стынут в жилах, и люди кубарем высыпаются из седел, и препоны возникают у розовых кустов, и паноптикумы собираются в гостях у сказки, и астрофизики овладевают новейшими телескопами.

Кстати, коллеги, кто пишет фэнтези – обратите внимание, что импичмента королей или шампанского без провинции Шампань, а также оливье и автоматических улыбок без автоматов в вымышленном мире быть не может. В фэнтези за словарным составом нужно следить очень внимательно и не сорить современными словами.

ПИшем книгу: работа над ошибкамиОшибки в морфологии

Морфология рассматривает слово как часть речи (существительные, прилагательные и т. д.) и занимается составом слова (приставки, корни, окончания и иже с ними).

Основные ошибки здесь связаны с низкой культурой речи и с диалектами. Касательно последнего следует помнить, что не всегда то, как привык говорить автор, правильно или уместно в литературном произведении.

Назовем самые распространенные:

  • склонение существительных (договора вместо договоров, согласно закона вместо согласно закону); путаница с именительным/винительным падежами при склонении неодушевленных существительных («я не понимаю этой ошибки» – вместо «я не понимаю (что?) эту ошибку»);
  • определение рода существительного (горячее кофе, яркая тюль и прочее);
  • сочинение несуществующих слов, а также попытки просклонять несклоняемое и привить женский род слову, существующему только в мужском или среднем роде (пальто – много польт или пальтов; тюль (м.р.) драпированный не тюлем, что верно, а тюлью);
  • неверная форма числительных; например, «оба»: оба парня – обе девушки (а не обои или обеи девушки); по обеим сторонам улицы, а не по обоим; «двое»: двое людей – два дерева, двое мальчиков – две девочки (а не два мальчика и двое девочек); «трое»: сидели по трое (а не по три);
  • неверный выбор формы глагола (прополоскай вместо прополощи, повешать вместо повесить);
  • неверная форма местоимения (мой – свой: «беру мою сумку» вместо правильного «беру свою сумку», «заплетаю мою косу» вместо «заплетаю свою косу», а если речь от первого лица – можно вообще обойтись без притяжательных местоимений);
  • неправильная форма прилагательного («она очень красившейшая» вместо «она очень красива»);
  • ошибки в предлогах («о ошибках» вместо «об ошибках», «в взаимодействии» вместо «во взаимодействии»).

ПИшем книгу: работа над ошибкамиИ так далее.

А еще есть множество правил – правописания частиц не/ни (я там не был – где бы ты ни был), любимые -тся/-ться в правописании глаголов, суффиксы (-н/-нн) в прилагательных, причастиях и деепричастиях и др.

И правила склонения и спряжения тоже хорошо бы знать. И уметь отличать причастие от прилагательного – «раненного в руку человека» от «раненого человека», да.

Ошибки в синтаксисе

Этот раздел науки о языке изучает строй предложения: члены предложения, вводные слова и обороты, знаки препинания, управление и согласование, акценты.

Основные ошибки:

  • нарушение в сочетании видовременных форм глаголов, то есть разные глаголы проставлены в разном времени и/или разном (совершенном/несовершенном) виде: «он шел (что делал? несовершенный вид прошедшего времени) по тропе и поправил (что сделал? совершенный вид прошедшего времени) сумку» – хотя правильно «он шел и поправлял» или «пошел и поправил»;
  • согласование причастных и деепричастных оборотов с подлежащим и сказуемым («выйдя за дверь, меня посетила мысль» вместо «когда я вышел за дверь, то придумал» или “выйдя за дверь, я придумал”; «покатавшись на лыжах, болит спина» вместо «после лыжной прогулки болит спина»);
  • ошибочный порядок слов и синтаксическая двусмысленность («мяч отскочил от вратаря, и его добили в ворота», «положив на тарелку омлет, он взял вилку и отломал кусочек»);
  • согласование подлежащего и сказуемого («более семи человек пришли на встречу» вместо «более семи человек пришло на встречу»);
  • порядок причастий и деепричастий: «опустив руку и голову подняв, он посмотрел вперед» вместо «опустив руку и подняв голову, он посмотрел вперед». Порядок слов в придаточных должен быть одинаковым: деепричастие + существительное (опустив руку) и деепричастие + существительное (подняв голову);
  • акценты на значимых словах; например: «Ты видел это?» и «Ты это видел?» – вроде, предложения одинаковые и разницы между ними никакой нет. Но она есть. Разница – в постановке акцента: в первом примере акцент сделан на слове «это» – на явлении, во втором – на слове «видел», на действии.
ПИшем книгу: работа над ошибкамиСложности акцентов

В простых предложениях акценты расставить легко, а вот в сложных – порой непросто. И получается: «Лесник, нож вынув и поставив корзинку на землю, в поиске грибов листву начал разгребать» – и кажется, что лесник пришел в лес ради разгребания листвы. А правильно: «Лесник, вынув нож и поставив корзинку на землю, начал разгребать листву в поиске грибов».

Акценты автоматически, по исторически сложившемуся грамматическому строю русского языка, ставятся:

  • на первое слово (словосочетание) в предложении и на последнее;
  • на первое-последнее – в придаточных оборотах внутри сложного предложения;
  • на подлежащее и сказуемое;
  • на глаголы и деепричастия – то есть на действие.
Знаки препинания – такие важные мелочи

Ошибки в синтаксисе – это еще и знаки препинания: не к месту расставленные запятые; многоточия после каждого предложения (что является моветоном для хорошего писателя); тире вместо двоеточий и наоборот; неизвестные науке знаки препинания вроде «!?», «!!» и «!!.».

ПИшем книгу: работа над ошибкамиА ведь знаки препинания – это отражение интонаций, и иногда можно выразительно прочитать предложение вслух, чтобы понять, где нужна запятая и каким знаком заканчивать предложение. Но знать правила таки надо. Хотя бы элементарные: о необходимой запятой после деепричастного оборота и о союзе «для того чтобы», в котором запятая не нужна.

Ошибки невнимательности

Эти ошибки самые вредные – их даже Word не видит, потому как ошибочное слово грамматически или синтаксически верно, но не в этом контексте.

Наиболее частые это:

  • пропущенные/лишние/перепутанные буквы: «совсем» – «сосем», «реакторы» – «ректоры», «вдвое» – «вдове», «обронил» – «оборонил» и так далее; то же самое касается и пропущенных второпях предлогов, союзов и частиц;
  • автозамена: в процессе написания вы на экран не смотрите, и Word тихой сапой подменяет ошибочное слово на похожее правильное из словаря.

Бороться с такими ошибками очень тяжело. Чтобы их отловить, необходима внимательность. Правда, ошибки часто возникают, что называются, «по Фрейду» – если нашлось одно «оборонил слово», значит, есть в тексте и второе. И такую опечатку можно отыскать и исправить с помощью функции Word «Найти».

Самый действенный способ повышения грамотности

Пишем книгу: Работа над ошибкамиЧто тут посоветуешь? Словарь в помощь. Не знаем – узнаем, не уверены – уточняем, уверены – все равно смотрим. А вдруг?.. Смысл слова – штука опасная. Порой мы слышим одно и то же слово в разных вариациях и сочетаниях едва ли не каждый день, но точного смысла не знаем. А потом удивляемся, когда узнаем, что у живых зверей не бывает меха – у них шерсть и шерстка, а мех – у шубы и шкуры-коврика. 😉

На филологии учат при чтении книги заглядывать в словарь и уточнять значение каждого подозрительного слова. Хороший совет, кстати. И, кроме толкового, полезно иметь под рукой словари синонимов и антонимов, фразеологизмов и иностранных слов. Или – сайт Грамота.ру в помощь. Пополнять словарный запас тоже необходимо. А это значит – читать качественную литературу.

Грамотная письменная речь – залог того, что к вашему тексту отнесутся серьезно, что его прочитают и оценят. Ибо малограмотный текст, изобилующий ненужными запятыми и «обеими девушками», оценят лишь люди с соответствующим образованием. И если вам важно не только наличие аудитории, но ее уровень, – учимся редактировать тексты и исправлять все допущенные ошибки.

Ведь язык – это культура, и знание русского языка в первую очередь указывает на человека как на носителя культуры. Если вы пишете, если публикуетесь в Сети – значит, вы уже писатель. Неважно, начинающий или продолжающий. И становитесь не только носителем, но и выразителем культуры. Или бескультурья. Все зависит исключительно от вас.

Так, может, пора начинать писать не только интересно, но и грамотно?

МАТЕРИАЛЫ  К УРОКУ

Учимся говорить правильно.
Исправляем речевые ошибки

Предлагаемые задания помогут школьникам
научиться находить, классифицировать,
исправлять речевые ошибки и недочеты.

I.

1. Эта модель демонстративная, она не продается.

2. Я занял соседу тысячу рублей до февраля.

3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал
очами.

4. Суд признал его виноватым в совершении
преступления.

5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог
подробно и обстоятельно ответить на вопрос из
любой области знаний.

6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.

7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись,
он увидел высокое, бесконечное небо.

8. Теща Катерины постоянно учила жизни
домочадцев.

9. Наши товары импортируются во многие страны
мира.

10. Я перешел на более экономический тариф.

Задания

1)
Отметьте предложения, в которых какое-либо слово
употреблено в несвойственном ему значении. (2, 5, 7,
8, 9.)

2) Отметьте предложения с нарушениями
стилистической сочетаемости. (3, 6.)

3) Отметьте предложения, в которых следовало бы
вместо слова употребить его пароним. (1, 4, 10.)

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – демонстрационная, 2 – одолжил
или дал в долг, 3 – хлопал глазами, 4 – виновным, 5
– энциклопедистом, 6 – тонет, 7 – упал навзничь, 8
– свекровь, 9 – экспортируются, 10 – экономичный.

II.

1. Разговор с этим человеком играл важное
значение.

2. Красивые портьеры украшали комнату.

3. Я хочу поднять тост за здоровье именинника.

4. Содержимое пакета нужно залить горячим
кипятком.

5. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор
ведет повествование от первого лица.

6. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о
жизни чиновника Башмачкина.

7. Наше агентство предоставляет студентам много
свободных вакансий.

8. Эта победа досталась мне дорогой ценой.

9. Ты не видишь очевидных фактов.

10. В этом магазине дорогие цены.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением
лексической сочетаемости. (1, 3, 5, 10.)

2) Отметьте предложения, в которых рядом
употреблены однокоренные слова. (2, 6, 9.)

3) Отметьте предложения, в которых употреблены
лишние слова. (4, 7.)

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – играл важную роль или имел
большое значение, 2 – великолепные портьеры, 3 –
поднять бокал или произнести тост, 4 – горячей
водой
или кипятком, 5 – чтобы усилить
впечатление, 6 – рассказывается о жизни, 7 – много
вакансий, 9 – ты не замечаешь, 10 – высокие цены.


III.

1. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с
ума спятил.

2. Мой брат закончил школу с медалью.

3. Ты довел меня до белого колена.

4. В магазины города было завезено тридцать тонн
морковки.

5. Наша физичка заболела, поэтому занятие
перенесли.

6. От длительного перехода я так устал, что был
ни жив ни мертв.

7. Уважаемые студенты! Срочно сдайте зачетки в
деканат.

8. Я скрипя сердцем подписал этот договор.

9. Суд принял решение о дележе имущества между
супругами.

10. Сестра лила крокодиловы слезы, когда героиня
фильма погибла.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением формы
фразеологизма. (3, 8.)

2) Отметьте предложения с неверным
употреблением фразеологизмов. (6, 10.)

3) Замените разговорные и просторечные слова и
выражения в предложениях на нейтральные. (1, 2, 4, 5,
7, 9.)

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – лишился рассудка, 2 – окончил, 3
– до белого каления, 4 – моркови, 5 – учитель
физики, 6 – от длительного перехода я сильно
устал (ни жив ни мертв от страха), 7 – зачетные
книжки, 8 – скрепя сердце, 9 – о разделе, 10 –
горько плакала.

IV.

1.
Онегин думает, что не может больше полюбить, и
ошибся.

2. Мама закутала дочку в шаль и унесла ее.

3. Наше издательство выпустило книгу, которая
была популярна среди читателей, которые любят
детективы.

4. Автор заставляет задуматься о последствиях
своих поступков.

5. Катерина хочет, чтобы муж взял ее с собой, но
Тихон отказался.

6. Герой уходит в другой мир, а потом герой
разочаровывается в нем.

7. Этот прибор, появившийся на прилавках
магазинов, специализирующихся на продаже
техники, облегчающей домашнее хозяйство, был
оценен многими покупателями.

8. Герой не любит говорить о прошлой жизни, и
поэтому его не поняли.

9. Когда я впервые читал эту книгу, я вспомнил
лето, когда я ездил к морю.

10. Чацкий хочет изменить жизнь фамусовской
Москвы, и это ему частично удается.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением
видо-временной соотнесенности глагольных форм.
(1, 8, 9.)

2) Отметьте предложения, в которых неудачно
употреблены местоимения. (2, 4.)

3) Отметьте неудачно построенные предложения. (3,
7, 9.)

4) Отметьте предложения с неоправданным
повторением слов. (6, 9.)

5) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – Онегин думает…… и ошибается, 2
– и унесла девочку, 3 – среди читателей, любящих
детективы, 4 – о последствиях поступков,
совершаемых человеком, 5 – но Тихон отказывается,
6 – герой уходит в другой мир, но потом
разочаровывается в нем, 7 – этот прибор,
появившийся на прилавках магазинов, которые
специализируются на продаже облегчающей
домашнее хозяйство техники, был оценен многими
покупателями, 8 – его не понимают, 9 – читая
впервые эту книгу, я вспомнил о своей летней
поездке к морю.

V.

Нередко мастера слова в своих произведениях
отступают от речевых норм, добиваясь
определенного художественного эффекта. Найдите
в приведенных фрагментах литературных
произведений отступления от речевых норм и
скажите, какого эффекта достигают авторы.

1. Вся комната янтарным блеском озарена.
Веселым треском трещит затопленная печь…

(А.Пушкин. Зимнее утро)

(Прибегая к тавтологии треском трещит,
автор передает звук, который слышит лирический
герой стихотворения.)

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны льет печально свет она.

(А.Пушкин. Зимняя дорога)

(Тавтология (на печальные поляны льет
печально свет она)
помогает автору
сконцентрировать внимание читателя на
эмоциональном состоянии лирического героя.)

3. На миг умолкли разговоры;
Уста жуют.

(А.Пушкин. Евгений Онегин)

(Сочетание слов разных стилей (уста жуют)
создает комический эффект.)

4. И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

(Ф.Тютчев. Сны)

(Плеоназм (со всех сторон окружены)
подчеркивает полную погруженность лирического
героя в мир сна.)

5. Идет-гудет Зеленый шум,
 Зеленый шум, весенний шум.

(Н.Некрасов. Зеленый шум)

(Сочетание противоречивых по значению слов Зеленый
шум
(катахреза) помогает автору создать единый
зрительно-слуховой образ; лексический повтор в
первой и второй строках привлекает внимание
читателя к этому образу.)

VI. Отредактируйте фрагмент сочинения.

Все образы поэмы, изображенные Гоголем,
по-своему интересны.

Читатель, читая страницу за страницей,
смеется над вычурным Маниловым, над брутальным
Собакевичем, над тупой Коробочкой, над
постоянно врущим пройдохой Ноздревым, а скряга
Плюшкин, собирающий всякий хлам, – это
вообще что-то
. Но особенно привлек мое
внимание Чичиков, чем-то похожий и в то же время непохожий
на других героев поэмы.

Чичиков похож на Манилова тем, что умел
подлизаться
к нужным людям, похож на
Собакевича тем, что может настаивать на своем, похож
на Ноздрева тем, что придумывает всякие
аферы, похож на Коробочку и Плюшкина тем, что
кладет нужные и ненужные вещи в ящичек.

Но
в то же время Чичиков существенно отличается от
других героев поэмы. Если герои-помещики
тунеядствуют
, то Чичиков постоянно ставит
перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже
в детстве он был бизнесменом, умел выгодно
вложить деньги и получить навар. Так, когда он
учился в школе, он продавал булочки, которые он
покупал заранее, голодающим товарищам и
извлекал из этого выгоду.

Но когда герой стал взрослым, ни одно его дело
не выгорело
. Скорее всего, Гоголь наказывает своего
героя
за то, что при всех своих деловых
качествах он человек безнравственный. Так,
например, он не помог своему старому учителю,
который считал Павлушу лучшим учеником; работая
в казенной палате, он, добиваясь повышения,
обманул повытчика и его дочь.

Наверное, автор ценил нравственное начало в
людях, поэтому не дает планам непорядочного
человека осуществиться…

Примерный исправленный вариант

Все образы поэмы, созданные Гоголем,
по-своему интересны. Читая страницу за
страницей, мы смеемся над манерным Маниловым
и грубым Собакевичем, над глупой
Коробочкой и постоянно лгущим плутом
Ноздревым; а скупец Плюшкин, собирающий
ненужные вещи, производит особое впечатление.
Но больше всего привлекает мое внимание
Чичиков, чем-то похожий на других героев поэмы, но
в то же время отличающийся от них
.

Чичиков напоминает Манилова тем, что может
войти в доверие
к нужным людям; умение героя
настоять на своем роднит его
с Собакевичем; подобно
Ноздреву, Чичиков придумывает разные аферы; а
хранение нужных и ненужных вещей в ящичке сближает
героя с Плюшкиным и Коробочкой.

Но, в отличие от бездельничающих помещиков,
Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели
и пытается их достичь. Уже в детстве он делец,
умеющий выгодно вложить деньги и получить прибыль.
Так, еще будучи школьником, он продает купленные
заранее булочки голодным товарищам и
извлекает из этого выгоду.

Однако повзрослевшему герою не удается
добиться успеха ни в одном деле
. Скорее всего,
Гоголь наказывает Чичикова за то, что при
всех своих деловых качествах герой
человек
безнравственный. Так, например, Чичиков отказывает
в помощи
своему старому учителю, считавшему
Павлушу лучшим учеником; служа в казенной
палате и добиваясь повышения, герой обманывает
повытчика и его дочь.


Наверное, автор ценит нравственное начало в
людях, поэтому не дает планам непорядочного
человека осуществиться…

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский городской
многопрофильный
лицей при МГТУ им. Носова

Возможно, вам также будет интересно:

  • Учитывая сколько я нашла ошибок
  • Учителя унижают нашу самооценку лексическая ошибка
  • Учителю надо было еще многое объяснить ошибка
  • Учительница указала мне мои ошибки
  • Учительница галина ивановна нашла 3 ошибки

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии