Ученики решают задачу учитель проверяет тетради и исправляет ошибки

Что делать, если учитель допустил ошибку?

06.02.2023

Учитель может ошибиться и в объяснении материала, и в проверке работ. Как правильно реагировать в этой ситуации? Что посоветовать ребенку, который заметил ошибку учителя?

Заметив ошибку учителя, и ребенок и родитель часто не знают, как правильно поступить. Многие боятся, что учитель разозлится или обидится, и это будет иметь негативные последствия для ребенка. Некоторые родители опасаются, что авторитет учителя пострадает и ребенок не будет его уважать. Ребенку и родителю не хочется портить отношения с учителем, но и замалчивать тему учительских ошибок не стоит. Ведь главное в школе, чтобы ребенок получил образование. Как же правильно себя вести, если ребенок или родитель заметили ошибку учителя?

Учитель ошибся, когда объяснял материал. Как исправить?

Иногда мы сталкиваемся с тем, что со слов ребенка или из материала в тетради возникает подозрение, что учитель ошибся в объяснении материала. Родители испытывают возмущение и понимают, что ошибка учителя влияет на знания ребенка. Как исправить ситуацию?

Если вы узнаете об ошибке со слов ребенка, не стоит делать однозначных выводов.

  • Ребенок мог неправильно услышать или понять учителя.
  • Ребенок может обманывать, чтобы поддержать одноклассников против нелюбимого учителя.

В этой ситуации главное, чтобы ребенок запомнил и усвоил нужную информацию. Не стоит брать в фокус сам факт ошибки. Подчеркните, что сложно понять: действительно ли имела место ошибка или ребенок недопонял учителя. Обратитесь к надежному источнику и дайте ребенку достоверную информацию.

Если же вы встретили ошибку в материале, который учитель дал детям, например, неправильное решение задачи, перепроверьте, прежде чем возмущаться. Если вы уверены в ошибке, поясните ребенку, что ошибиться может каждый, покажите правильное решение, но не требуйте, чтобы он обсудил эту тему с учителем сам. У ребенка возникнет вопрос: как обсуждать эту тему с одноклассниками. Скажите, что вы сами поговорите с учителем.

Напишите учителю вежливое сообщение о том, что вы обнаружили ошибку. Подчеркните, что в этом нет ничего страшного, а вы будете рады, если учитель вновь пояснит задачу или вопрос всему классу. Учитель оценит вашу деликатность, а вашему ребенку не придется брать на себя чрезмерную ответственность.

Учитель ошибся, когда проверял работу. Как правильно сказать об этом?

Проверяя самостоятельные работы учеников, ошибиться может каждый. Иногда у детей непонятный почерк, иногда сказывается усталость учителя. Если ваш ребенок принес вам оцененную работу, а вы обнаружили ошибку в проверке, обсудите ситуацию с ребенком.

Часто дети не готовы указать учителю на ошибку, если эта ошибка “в пользу ребенка”. То есть учитель не заметил ошибки, поставил более высокую оценку. Не обязательно требовать, чтобы ребенок в этом признался и добровольно пошел на снижение оценки. Но объяснить правильный вариант — необходимо.

Если же учитель несправедливо снизил оценку, обсудите с ребенком, как ему более комфортно в такой ситуации. Чтобы он сам подошел к учителю или чтобы это сделали вы. Замалчивать ситуацию не стоит, когда из-за ошибки учителя у ребенка может быть снижена итоговая оценка. Конечно, признать ошибку учителю нелегко, но право ребенка на справедливую оценку важнее.

Общаясь с учителем по поводу ошибки в оценивании, стоит быть компетентным в предмете и начать разговор с вопроса, а не обвинения. Попросите учителя пояснить, почему он счел ответ ребенка неверным, выслушать его объяснения и принять готовность исправить несправедливо сниженную оценку.

Как реагировать, когда учитель часто ошибается?

Единичная, разовая ошибка учителя — это проблема, но не такая серьезная, как систематические ошибки учителя. К огромному сожалению, иногда встречаются учителя, которые плохо знают предмет и ошибаются часто. Эта ситуация влияет на весь класс, поэтому замалчивать ее не стоит.

В разговоре с учителем вы не сможете исправить ситуацию, поскольку некомпетентный учитель в один миг не сможет стать компетентным. Решать такие вопросы — это уже уровень администрации, но говорить с директором необходимо, имея на руках доказательства и понятные требования.

Вначале обсудите ситуацию с другими родителями и классным руководителем. Покажите, что учитель совершает ошибки часто и это влияет на знания всех детей в классе. Узнайте, что думают другие родители, хотели бы они смены учителя. Сделать это имеет смысл, поскольку директор пойдет вам навстречу только в случае коллективной жалобы. А также потому что, если всех родителей ситуация устраивает, вы можете испортить отношения с коллективов, потребовав заменить учителя.

Если родители с вами согласны, напишите коллективное заявление на имя директора с просьбой заменить учителя и объясните причины. Приложите в качестве доказательств реальные факты систематических ошибок учителя.

Что делать если молодой учитель ошибается?

Молодые учителя часто могут ошибаться из-за волнения и неопытности. Умение объяснить материал детям не всегда одно и то же, что уметь решать задачи самостоятельно. В такой ситуации родителям не стоит “жалеть” учителя. Как бы он ни был молод, он на работе и к нему следует относиться как к профессионалу, а не как к стажеру. С другой стороны, иногда плюсы молодого учителя, его мотивация могут быть очень важны для класса. В этой ситуации важно понять, готов ли учитель принять ваш совет и помощь или же он будет доказывать, что проблем нет.

Узнайте у ребенка, как учитель реагирует на критику в классе. Если учитель доброжелателен в целом, вам будет проще с ним обговорить ситуацию.

Рассчитайте свои силы. Готовы ли вы оказывать помощь учителю на систематической основе. Возможно, у вас есть такой ресурс и готовность помогать. В этом случае, вы можете предложить учителю поддержку и помощь.

Пообщайтесь с учителем лично из позиции старшего, который заинтересован в образовании своего ребенка и хочет помочь. Подчеркивайте то хорошее, что вы слышали об учителе от детей. Спросите, какую помощь вы могли бы оказать учителю. Возможно, ему необходима психологическая поддержка или беседа с детьми для улучшения дисциплины в классе.

В целом, ошибки учителя неизбежны, как любой человеческий фактор. Ваша главная задача — показать ребенку, что вам важны его знания, но подобные проблемы стоит решать бережно и конструктивно. Если же ситуация выглядит неразрешимой со стороны учителя, то вы имеете право добиваться качественного образования для своего ребенка.

Листайте также

Рассеянное внимание у ребенка в школе. Как развить внимательность?

Муниципальное

автономное
общеобразовательное учреждение города Ростова –на- Дону

 «Гимназия
№ 76 имени Героя Советского Союза Никандровой А.А.»

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА

«Памятка
учителю математики

по
ведению, проверке тетрадей

 и

оценке
письменных работ» .

Учитель           
Черноусова Ирина Николаевна

Категория        
высшая

 Значительную
роль при оценке качества обучения уделяется мониторингу, который невозможно
осуществлять без проведения и проверки письменных работ. Чтобы были соблюдены
единые требования, учителя должны руководствоваться установленными правилами. В
связи с этим и была разработана данная  памятка, которая рассматривается на
методическом совете и  утверждается приказом по образовательному учреждению.

ВИДЫ
ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

ПО
МАТЕМАТИКЕ

Тип работы

Цели работы

Когда и кем проводится работа

примечание

Текущие
контрольные работы (ТКР)

Проверка
усвоения изучаемого и проверяемого программного материала

Содержание
и частота определяется учителем с учетом степени сложности материала и
особенностями класса

Для
проведения ТКР может отводиться урок или часть его

Время
проведения  определяется рабочей программой, календарно-тематическим
планированием по согласованию с администрацией.

В целях
предупреждения перегрузки обучающихся в один рабочий день  в классе можно
проводить только одну ТКР или ИКР.

ТКР и
ИКР не проводятся в первый день четверти, первый день после праздника
.

Итоговые
контрольные работы (ИКР)

Проверка 
качества  обученности, а также  усвоения изучаемого и проверяемого
программного материала

После
изучения наиболее значимых тем,

в конце
учебной четверти;

в конце
полугодия

Администрация
ОУ

Тестовые
работы в формате ЕГЭ (11 класс) и ОГЭ (9 класс)

Проверка
качества обученности,  подготовка к итоговой аттестации

Администрацией
и учителем        по плану подготовки к ГИА

Самостоятельные
работы

Проверка
усвоения изучаемого материала

 Содержание
и частота определяется учителем ,

на
каждом уроке могут проводиться обучающие СР длительностью 10-20 мин.,

оценки
выставляются в журнал на усмотрение учителя

Теоретический
зачет

Проверка
знания теоретического материала

После
изучения наиболее значимых тем на усмотрение учителя

Зачет
может быть устный или письменный

оценки
выставляются в журнал на усмотрение учителя

Практическая
работа

Проверка
навыков решения задач на построение

Содержание
определяется учителем

оценки
выставляются в журнал на усмотрение учителя

КОЛИЧЕСТВО,
НАЗНАЧЕНИЕ, ЧАСТОТА И СРОКИ ПРОВЕРКИ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ

ПО
МАТЕМАТИКЕ

Класс

Предмет

Количество тетрадей

Регулярность  проверки

5

математика

2
рабочих

Ежедневно
все домашние и классные работы у всех учеников

Оценки

за контрольные работы выставляются в

журнал.

Оценки за самостоятельные, классные и домашние работы
выставляются

 на усмотрение учителя

с учетом значимости работы.

1
для кр

Контрольные
работы к следующему уроку при наличии у учителя

 не
более 60 чел в параллели

6

математика

2
рабочих

1
полугодие — Ежедневно все домашние и классные работы у всех учеников

2
полугодие-2 раза в неделю у всех обучающихся, ежедневно – у слабо успевающих

1
для кр

Контрольные
работы к следующему уроку при наличии у учителя

 не
более 60 чел в параллели

7-9

Алгебра

2
рабочих и

1
для кр

1
раз в неделю  у всех обучающихся, после каждого урока  – у слабо успевающих

Контрольные
работы к следующему уроку при наличии у учителя

 не
более 60 чел в параллели

геометрия

1
рабочая

1
для кр

2
раза в месяц у всех обучающихся, после каждого урока – у слабо успевающих

Контрольные
работы к следующему уроку при наличии у учителя

 не
более 60 чел в параллели

10-11

Алгебра

2
рабочих и

1
для кр

2
раза в месяц у всех обучающихся, после каждого урока  – у слабо успевающих

Контрольные
работы к следующему уроку при наличии у учителя

 не
более 60 чел в параллели

геометрия

1
рабочая

1
для кр

2
раза в месяц у всех обучающихся, после каждого урока – у слабо успевающих

Контрольные
работы к следующему уроку при наличии у учителя

 не
более 60 чел в параллели

Элективный
курс

1
рабочая тетрадь

1
раз в  месяц у всех обучающихся

ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ   ТЕТРАДЕЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с
соблюдением следующих требований:

ü  Тетради рекомендуется
подписывать по единому образцу.

Например:
Тетрадь
для работ
по математике
ученика 5 класса «А»
МАОУ «Гимназия  № 76»
Смирнова Андрея

ü  Писать аккуратным, разборчивым почерком.

ü  Единообразно выполнять надписи на обложке тетради:
указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по алгебре, для
контрольных работ ). 

ü  Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по дату выполнения работы записывать
арабскими цифрами на полях с указанием года только на 1 странице тетради
(01.03.2010); 

ü  Писать на отдельной строке название темы урока.

Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой
работы (самостоятельная работа, тест), указывать, где выполняется работа
(классная или домашняя).

Например:               Классная работа.        
                     
|         15.09.2016 г.

                                                № 
124
                          
|

ü  Соблюдать красную строку.

ü  Между классной и домашней работой отступать 4
клеточки, между заданиями – 2 клеточки.

ü  Чертежи и построения выполнять карандашом — с
применением линейки и циркуля.

ПОРЯДОК 
 ПРОВЕРКИ  ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

1.    
Тетради
учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по
математике, проверяются:

             
 5 класс – в течение всего учебного года проверяются все
домашние и классные работы у всех учеников;

             
6 класс – 1 полугодие – ежедневно проверяются работы у
всех обучающихся;

             
7 – 9 классы – ежедневно проверяются работы у слабых и 1
раз  в неделю — наиболее значимые – у всех остальных;

             
10 – 11 классы – ежедневная проверка работ у слабых
обучающихся, у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким
расчетом, чтобы все тетради были проверены 2 раза в месяц.

     2. Все
виды контрольных работ проверяют у всех обучающихся
. Учитель соблюдает
следующие сроки проверки контрольных работ:

      
5 – 8 классы – работы
проверяются к уроку следующего дня
при
наличии у учителя  не более 60 чел в параллели;

    
9 – 11 классы – работы проверяются либо к уроку следующего
дня, либо через один – два урока.
  

       3.
 Учитель проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ и
хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года.

       4.  В проверяемых работах учитель
отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

       при проверке тетрадей и контрольных работ
обучающихся
VXI классов по математике учитель только
подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам
ученик;

        Ошибка подчеркивается, грубая –
двумя, негрубая – одной, недочет — волнистой чертами;

       подчеркивание ошибок производится учителем
только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).

5.  Все контрольные работы оцениваются учителем с
занесением оценок в классный журнал.  Разрешается не выставлять
неудовлетворительную отметку за контрольную работу, если учащийся до этого
отсутствовал по болезни во 5- 8 классах не менее 6 уроков, в 9-11 классах – не
менее 4 –х .
Оценки за самостоятельные работы (тесты), могут выставляться  выборочно на
усмотрение учителя.

Классные и домашние письменные работы по математике
оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы
по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ обучающихся учителя
руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков
школьников.

6. После проверки письменных работ
обучающимся дается задание по    исправлению ошибок или выполнению заданий,
предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками  осуществляется в тех же тетрадях,
в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

7. Объем домашней работы
равен 1/3 объема классной работы.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

I.                 
Оценка
письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

o   работа выполнена полностью;

o   в логических рассуждениях и обосновании решения нет
пробелов и ошибок;

o   в решении нет математических ошибок (возможна одна
неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания
учебного материала).

 Отметка
«4» ставится в следующих случаях:

o   работа выполнена
полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать
рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

o   допущены одна
ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках
(если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка
«3» ставится, если:

допущено
более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или
графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка
«2» ставится, если:

допущены
существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными
умениями по данной теме в полной мере.

Отметка
«1» ставится, если:

работа
показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по
проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за
оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые
свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение
более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные
обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий, если
ученик показал значительные успехи при изучении темы по сравнению с предыдущими
работами.

II.              
Оценка устных ответов обучающихся по
математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

Ø
полно раскрыл содержание
материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

Ø
изложил материал грамотным
языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной
логической последовательности;

Ø
правильно выполнил
рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

Ø
показал умение
иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при
выполнении практического задания;

Ø
продемонстрировал знание
теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость
используемых при ответе умений и навыков;

Ø
отвечал самостоятельно,
без наводящих вопросов учителя;

Ø
возможны одна – две 
неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые
ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ
оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку
«5», но при этом имеет один из недостатков:

Ø в изложении
допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

Ø допущены один –
два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания
учителя;

Ø допущены ошибка
или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка
«3» ставится в следующих случаях:

o   неполно раскрыто
содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда
последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для усвоения программного материала (определены
«Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по
математике);

o   имелись
затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии,
чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

o   ученик не
справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

o   при достаточном
знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.

Отметка
«2» ставится в следующих случаях:

o   не раскрыто
основное содержание учебного материала;

o   обнаружено
незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

o   допущены ошибки в
определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках,
чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.

Отметка
«1» ставится, если:

o   ученик обнаружил полное незнание и непонимание
изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных
вопросов по изученному материалу.

III.          
Общая классификация
ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует
учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

1. Грубыми считаются ошибки:

—    незнание определения основных
понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул,
общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

—     незнание наименований единиц
измерения;

—     неумение выделить в ответе
главное;

—     неумение применять знания,
алгоритмы для решения задач;

—     неумение делать выводы и
обобщения;

—     неумение читать и строить
графики;

—     неумение пользоваться
первоисточниками, учебником и справочниками;

—     потеря корня или сохранение
постороннего корня;

—     отбрасывание без объяснений
одного из них;

—     равнозначные им ошибки;

—     вычислительные ошибки,
если они не являются опиской;

—    логические ошибки.

2. К негрубым ошибкам следует отнести:

—        
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой
охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного — двух из
этих признаков второстепенными;

—    неточность графика;

—    нерациональный метод решения
задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена
отдельных основных вопросов второстепенными);

—   нерациональные методы работы со
справочной и другой литературой;

—   неумение решать задачи, выполнять
задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

—   нерациональные приемы вычислений и
преобразований;

—  небрежное выполнение записей, чертежей, схем,
графиков.

РАБОТА
УЧИТЕЛЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УСНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Воспитание речевой культуры школьников может
успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных
действий всего педагогического коллектива.

1. Учителю необходимо: тщательно продумывать ход
изложения материала на уроке, правильность и точность всех формулировок,
вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках
учащихся и т. п.); писать разборчивым почерком.

2. Не допускать в своей речи неправильно построенных
предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов
и неточности в формулировках определений, заданий.

3. Систематически проводить работу по обогащению и
конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого
предмета. При объяснении новых терминов —  слова четко произносить, записывать
на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное
употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и
произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному
разделу программы.

4. Большое внимание уделять формированию на всех
уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при
ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.

5. Учить школьников работать с книгой, пользоваться
разнообразной справочной литературой, каталогами и картотекой, таблицами.

6. Следить за аккуратным ведением
тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них.

7. Исправлять допущенные ошибки.

8.  Контролировать наличие у обучающихся тетрадей по
учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления,
ведения, соблюдение единого орфографического режима.

9. Использовать все формы
внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные, кружковые занятия,
диспуты, семинары, КВН и т.п.) для совершенствования речевой  математической
культуры учащихся.

ОЦЕНКА    РЕЗУЛЬТАТОВ  ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ
ФГОС.

  Результаты промежуточной аттестации, представляющие
собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных
достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и
учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная
аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и
обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

Результаты итоговой аттестации выпускников
(в том числе государственной)
характеризуют уровень достижения
предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования, необходимых для продолжения
образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется
внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е.
является внешней оценкой.

Основным объектом,
содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки
выпускников на уровни основного общего образования в соответствии со структурой
планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие
содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ.

В
оценочной деятельности используется традиционная система отметок по 5‑балльной
шкале.

Оценка
личностных результатов
представляет собой оценку достижения обучающимися
планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе
«Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных
действий у обучающихся на уровни основного общего образования

Основным объектом оценки
метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных действий,
т. е. таких умственных
действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей
познавательной деятельностью.

Основным объектом оценки
метапредметных результатов является:

1.    
способность и готовность к
освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и
интеграции;

2.    
способность к
сотрудничеству и коммуникации;

3.    
способность к решению
личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в
практику;

4.    
способность и готовность к
использованию ИКТ в целях обучения и развития;

5.    способность к
самоорганизации, саморегуляции и рефлексии

Достижение метапредметных результатов
может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной
основе.

Обязательными составляющими
системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются
материалы:

       стартовая диагностика – 1, 5 классы;

       текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов;

       входные, полугодовые, годовые контрольные
работы по предметам;

       комплексные работы, направленные на оценку сформированности
познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении
учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с
текстом по окончании обучения в каждом классе.

       текущее выполнение выборочных учебно-практических
и учебно-познавательных заданий

на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний,
их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к
сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем
и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в
целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и
рефлексии;

       защита итогового индивидуального проекта в 9
классе
.

Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку
достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение
этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного
процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного
плана.

Отметка

Уровень достижений

«1»

«плохо»

Низкий уровень

ниже 30% от основного задания

«2» «неудовлет ворительно»

Пониженный уровень

от 30% до 50% от основного задания

«3» «удовлетворительно»

Базовый уровень

50-65%

 и до 100% от основного задания

уровень, который демонстрирует освоение
учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона  выделенных
задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения
обучения на следующем уровне образования, но не по профильному направлению

«4» «хорошо»

Повышенныйуровень

от 65% до 80%  от основного задания и 65% до
80% от дополнительного

уровень, который демонстрирует освоение
учебных действий. Овладение уровнем является необходимым для продолжения
обучения на следующем уровне образования профильному направлению

«5» «отлично»

Высокий уровень

 от 80% до 100% от основного задания и от
80% до 100%  дополнительного

В первом классе учат отсчитывать клетки, чтобы оформить работу «по стандарту». Ошибка, которую ты исправил сам — помарка, за которую снижают оценку. Мы спросили логопеда, психолога и нейропсихолога, зачем нужны эти правила, помогают ли они детям учиться и каким полезным навыкам не учат в школе.

Ребенок ошибся и впал в ступор: «Исправлю — оценку снизят!»

Ольга Азова

Ольга Азова, логопед:

— В школе такие требования, стандартизация. Предполагается, что ребенка нужно к ней приучать. 

Но в первом классе, а начинают именно в этом возрасте, приучать считать клеточки не нужно. В этом возрасте у детей еще не сформировано аналитическое (логическое) мышление. Детям в начальной школе свойственна креативность — это так называемое синтетическое мышление. Они много придумывают, фантазируют. 

Также лобное созревание происходит только к 8-9 годам и у 60% не сформирована произвольная регуляция деятельности. Следовательно, не с первоклассниками нужно оформлять тетради и дневники.

Теперь давайте разберемся, для чего же это нужно — отсчитывать клеточки. Начнем с формирования зрительно-пространственных функций (зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации, зрительное восприятие и пространственная ориентировка). 

Нужны ли эти функции в начальной школе? Несомненно, но с точки зрения формирования навыка гораздо важнее умение скопировать фигуру, «написать» графический диктант, пройти лабиринты, искать «клад» по плану, играть с мячом и другое. 

За исправления детям снижают оценки. Но это неправильно! Их нужно за это поощрять.

Это очень важно — «ты сам смог найти и исправить свою ошибку». 

Как и в случае с клеточками, с исправлениями мы не говорим о неразумности требования чистоты и аккуратности в тетрадях. Согласитесь, исправление ошибки — это не небрежность, а необходимое действие. Получается, что, снижая оценку за исправление ошибки, учитель поощряет нежелание искать ошибку и учиться контролю.

В целом я считаю недопустимым «наказывать» за дисциплину по самому предмету. Я имею в виду снижать оценку по математике, если забыл учебник. Все эти клеточки, пропуски, отсутствие цветной ручки при выделении корня — это проблемы из разряда дисциплинарных, а значит, не базовых, не основных. Нельзя пять минут решать и час оформлять — сразу виден изъян, дисбаланс. 

Я не нашла никаких официальных документов, которые предусматривали бы карательные меры за неправильное оформление. Как и в работах взрослых детей, рекомендовано одиночные графические ошибки не учитывать при проверке (правда, и там есть оговорка: «но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной»). А вот требование считать в диктанте за ошибку два исправления сохраняется. Меня это очень огорчает. 

У меня на занятиях была девочка, которая очень старалась писать, не торопилась, но как только допускала описку или ей предстояло исправить какой-то элемент, то сразу наступал ступор — она начинала плакать, отказывалась писать дальше.

Мотив один — я не буду исправлять, за это снизят оценку. Получается, что ребенок боится собственных ошибок.

Учитель «карает» за то, что не получается. У ребенка формируется страх найти ошибку, боязнь ошибиться. Вырываются страницы, слезы капают, мотивация пропадает.

Для начальной школы важны три основных навыка — писать, читать и считать. И не то чтобы им не учат, порой этот процесс проходит некачественно, много разных формальностей. Вроде и пишет школьник, но не успевает вместе с классом (моторика плохая, темп низкий), читает, но бывает, что даже к четвертому классу — по слогам.

На консультациях я часто сталкиваюсь с тем, что даже в средней школе у детей до конца не сформирован навык письма и чтения. Эти навыки многокомпонентные — многое нужно уметь. Например, чтение состоит из техники чтения (звукобуквенный анализ, удержание получаемой информации, смысловые догадки, возникающие на основе этой информации, сличение — контроль возникающих гипотез с данным материалом, а также скорость восприятия и его точность) и понимания прочитанного. Дальше учитывается способ, скорость чтения, наличие ошибок и в целом понимает ли ребенок прочитанное.

Так вот, если один из этих этапов не реализуется (например, ребенок в 4-м классе читает по слогам или у него плохая техника чтения, низкая скорость и нежелание читать), следовательно, у ребенка будут проблемы. Чтение — базовый навык для всех предметов. Не освоив навыки письма и чтения, а по статистике Института возрастной физиологии РАО, таких детей сегодня — от 40 до 60%, ребенку очень трудно (а порой невозможно) будет учиться в школе.

В общем, я за базовые школьные навыки и против формальных, второстепенных функций.

«Клеточки» учат самоконтролю и следованию правилам

Марина Захарова

Марина Захарова, нейропсихолог:

— Это не просто «клеточки и строчки», а правила оформления работы. Так мы обучаем ребенка усваивать, удерживать и применять определенные программы действий. Благодаря этому развиваются возможности ребенка в планировании, регуляции и контроле своих действий — функции, которые принято относить к длительно созревающим участкам лобных отделов мозга. В англоязычной литературе их называют управляющими. 

Кажется, что это просто «клеточки». Но в этой работе можно выделить много развивающих моментов. Во-первых, эти правила надо принять, во-вторых, запомнить (для клеточек — свои, для строчек — свои), в-третьих, их надо применить в нужный момент — в классе услышать напоминания учителя, дома воспроизвести их самостоятельно, а еще проконтролировать, так или не так ты все оформил.

В своей практической работе я наблюдаю, что трудности с оформлением работ встречаются как раз у детей, родители которых жалуются на их невнимательность, несобранность, невозможность работать самостоятельно. 

Поэтому ежедневные напоминания учителя о «клеточках», требования к соблюдению правил оформления школьных работ — это не изжившие себя методические приемы, а вклад в развитие важнейших компонентов деятельности каждого ребенка.

А вот с тем, что оценки снижают за исправления, ситуация сложнее. 

Ошибки — неизбежны. А вот возможность их обнаружить и исправить — очень важный навык.

Это первый этап в движении к уменьшению количества ошибок при выполнении учебных работ. 

Если у ребенка «заработал» контроль, то, возможно, скоро он сможет предвосхищать возможные ошибки, научится притормаживать импульсивное желание написать, не подумав, начнет, если говорить о письме, видеть сложные орфограммы заранее. 

Но если оценка ребенка — «два», даже при исправлении всех допущенных ошибок, то он будет демотивирован. Зачем стараться, если все равно будет двойка? 

Конечно, грязь в тетрадях — это плохо. Конечно, работы без ошибок и с исправленными ошибками должны оцениваться по-разному, но мне кажется, что критерии снижения оценок можно пересмотреть. 

Кстати, некоторые учителя, вынужденные ставить низкие оценки в связи с большим количеством помарок и исправлений, поддерживают своих учеников приятными посланиями. «Какой ты сегодня молодец! Нашел все свои ошибки» или «Я так радуюсь, что ты уже самостоятельно находишь свои ошибки! Жду с нетерпением, когда смогу поставить тебе пятерку».

К сожалению, чтобы правило «сработало», ребенок должен столкнуться с последствиями его неисполнения. Многим детям сейчас вообще непонятно, почему правила соблюдать надо. В некоторых семьях правил и ограничений для детей практически нет (за исключением того, что может быть опасно для жизни). Иногда школа — это первое место, где ребенок встречается с правилами! 

Конечно, важно не просто это правило ввести, а еще объяснить детям, зачем это нужно, чтобы в этом правиле был смысл.

Например, сказать про развитие внимания (кстати, детям очень нравятся пояснения о том, как та или иная работа их развивает) и про то, что аккуратную работу удобнее и понятнее читать. Я думаю, что снижать оценки можно, но, во-первых, сначала надо этот навык закрепить и автоматизировать, а во-вторых, критерии снижения оценки должны быть не очень строгими.

На мой взгляд, в начальной школе важно научиться учиться. Привыкнуть к тому, что в школе есть определенные правила поведения на уроках и на переменах, что надо ежедневно делать домашние задания, что есть определенные требования оформления заданий — недостаточно понять, как решается задача, важно правильно оформить свое решение. Здорово, когда родитель, сначала сопровождая ребенка и обучая правильно выполнять домашние задания, постепенно дает ему возможности выполнять их самостоятельно, контролируя только результат, а на этапах завершения начальной школы, может, даже только факт выполнения.

Но самым важным в начальной школе, безусловно, является закладывание базы! К сожалению, часто программы началки обрастают разными «рюшечками», «бонусами», а времени на закрепление базы не остается. При этом в идеале программа начальной школы может быть очень простой и компактной, но такой, чтобы эта самая база точно была у всех, и тогда в средней школе учиться будет намного проще. 

Кроме того, младших школьников сейчас довольно плохо учат самостоятельной работе — анализу условий, проверке своей работы. И в средней школе нехватка вот этих высших этажей планирования и контроля становится проблемой! Готовые образцы в норме все усваивают и многие неплохо удерживают, а вот трудности в самостоятельной ориентировке, самостоятельном планировании и самостоятельном контроле — это беда нашего времени!

На что ребенок тратит детство?

Людмила Петрановская

Людмила Петрановская, психолог:

— Зачем в первом классе уделяется столько внимания оформлению? «Чтобы сразу приучить, а то…» Ок, давайте приучим сразу интегралы решать? Почему-то мысль о том, что семилетний ребенок не может решать интегралы, очевидна. А мысль о том, что он НЕ МОЖЕТ просто в силу возрастных особенностей упомнить все эти алгоритмы: четыре клеточки сюда, а если на последней строке, то не начинаем, а если не поместилось, то вот так… И все это надо делать одновременно с собственно письмом и думаньем!

Такой чудесный возраст — с 7 до 10! Такой творческий, богатый, такой страстный интерес к тому, как устроен мир, такая способность к неожиданным обобщениям, ассоциациям, такая синтетичность восприятия любого предмета! Видеть мир не как набор научных дисциплин, а весь, как живой единый организм, думать о бабочках, о звездах, о составе грязи под ногтями, об ураганах, о викингах, об атомах, о том, почему люди смеются — с интервалом в пять секунд, а то и вовсе одновременно.

Не просто думать — ЧУВСТВОВАТЬ про это, пропускать через всего себя. Эти невероятные упорство и самоотдача в занятии тем, что интересно! Часами, с упоением, забыв обо всем, футбол ли это, конструктор, рисование, фантазирование — у кого что! Придумываются игры, рождаются свои Швамбрании и Терабитии, все эти клады, тайны, шифры.

Стремительное развитие всех мыслительных функций, как цветок в ускоренной съемке разворачивается из бутона. Растет (должна расти, по крайней мере) уверенность в себе, самостоятельность, способность действовать в неожиданных, меняющихся обстоятельствах. Тяга к приключениям, к новому опыту. Зарождение дружбы, уже не детской, а настоящей, которая может быть на всю жизнь. <…>

А теперь подумаем, на что тратятся эти годы.

Четыре клеточки вниз, две строки пропустить. О чем ты думаешь, Петров? Ты опять витаешь в облаках на уроке? ЧЕТЫРЕ клеточки, что тут не понятно? Еще раз, закрепляем. Повторим. Перепиши два раза. Напиши три строчки этого слова. Не шепчитесь. Не разговаривайте. На перемене не бегайте.

Почему у тебя такой бардак в портфеле? Неужели трудно аккуратно заполнить дневник? Хватит играть, нам некогда, пора на английский. Мы не можем позвать в гости Владика, ты не успеешь позаниматься музыкой. Ты не пойдешь гулять, пока не будут сделаны уроки.

ВСЕ поперек задач возраста, ВСЕ вопреки природе ребенка.

Нормативы оценок: диктант без одной ошибки, но неаккуратно и с исправлениями. Трояк. Мораль для ребенка: содержание — ничто, форма — все. Главное, чтобы смотрелось, суть не так важна.

Еще одна мораль: ошибка фатальна. Заметил и исправил — это тебя не спасет. Потом удивляемся, откуда неврозы и склонность опускать руки при первой же неудаче…

Программа: разделение на предметы, на темы, на блоки. Все раздроблено, один урок закончен, другой начат, одна тема, потом другая, связи никакой.

Ребенок приходит в конце первого класса со слезами: «Задача не получается!» Проверяю — все верно, на одной полке 9 книг, на другой 15, ответ 24. Ребенок, уже в голос рыдая: «Ответ не может быть 24, потому что — внимание! — мы еще не выходим за пределы двух десятков! Я неправильно решила, пойду еще думать».

Час отчаянных усилий на то, чтобы ребенок все-таки сделал вывод, что верить надо себе, своему разуму, а не непонятным рамкам, которые сами же составители учебника по невнимательности нарушили. А если б не пришла?

Слушайте, я честно не понимаю, зачем это, а?

Зачем вытаптывать все, что в это время бурно растет, и старательно возделывать то, что расти еще не должно и не может? Почему нельзя просто подождать?

Вот 10–11 лет. Синтетичность мышления уступает место аналитичности. Просыпается страсть к коллекционированию, систематизации, классификации, наведению порядка, интерес к деталям, внимание не к связям, а к различиям и противопоставлениям.

Так давайте! Вот сейчас давайте и объясним про четыре клеточки и про аккуратное ведение дневника — пойдет как по маслу. Раз, два — и все всё поняли. И отвращения еще не получили к самому процессу, с удовольствием, с азартом — кто лучше победит хаос и создаст порядок? Теперь это соответствует возрасту, этого просит душа, это будет в самый раз! Зачем тратить на это часы и нервы, когда это не в масть, не вовремя, некстати? Зачем ломиться в дверь, которая еще закрыта и которая сама в свое время обязательно откроется? <…>

Почему особенности возраста игнорируются? Мне кажется, причиной — как раз вот этот страх. «Если сразу (не) приучишь, то…» Восприятие ребенка как неживого, несубъектного, неразвивающегося, не стремящегося к лучшему и большему. Маниакальная уверенность взрослых, что детей именно они воспитывают и формируют, и надо все предусмотреть, заложить хорошее, заблаговременно пресечь плохое.

В результате ребенок, к которому относились как к объекту применения воспитательных усилий, к подростковому возрасту нередко и становится объектом, почти неодушевленным предметом, который «ничего не хочет». Лежит на диване и щелкает пультом.

Это бывает у детей, выросших в казенном доме, которым все время указывали, что им делать и когда, и, как ни странно, у детей родителей, которые «посвятили им жизнь» и всегда «знали, как надо».

Потому что все, чего ребенок когда-либо хотел, было «не то и не так», а все, чего, по мнению взрослых, ему следовало хотеть, и иногда он даже делал вид, ничего не давало его уму и сердцу, это ведь они хотели, а не он. Ну, и отхотели все.

И самих взрослых все это делает глубоко несчастными, они убиваются из-за двоек и троек, из-за неаккуратного дневника, а потом — из-за того, что «ему ничего не интересно» и «он не желает ходить в школу».

Впервые комментарий был опубликован на «Правмире» 15 ноября 2018 года.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Автор: Малышев Константин Владимирович

Организация: МОУ «Петровская СОШ»

Населенный пункт: Ленинградская область, п. Петровское

Тип урока: Урок изучения нового материала (решение задач) и закрепление новых знаний.

Оборудование и программное обеспечение: Доска, экран, компьютер, графический редактор Paint, презентации «Круги Эйлера. Запросы в поисковых системах», «Решение логических задач», раздаточный материал, Задачи для решения 1, Задачи для решения 2.

Класс: 9

Цель урока: формирование познавательной компетенции (алгоритмический и логико-комбинаторный стиль мышления). Создание условий для овладения учащимися умения решать задачи с помощью кругов Эйлера.

Решение задачи № 8 на поисковые запросы из ОГЭ.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

  • сформировать представление о свойствах логических операций на элементах множества;
  • сформировать умение применять основные правила логики в решении задачи № 8 на поисковые запросы из ОГЭ;
  • сформировать навыки работы с логическими высказываниями, способствовать развитию умений применять логические операции при работе со множествами в задачах по информатике;
  • формировать навыки анализа логической схемы (Круги Эйлера);
  • формировать навыки представления одной и той же информации в разных формах (логическое выражение, круги Эйлера);
  • формирование умение применять логическое выражение для определения множества и описания множества;

Познавательные УУД:

  • формирование навыков поиска и выделения необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с использованием компьютерных средств;
  • формирование навыков выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • формирование умений создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач;
  • формирование умений создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы при решении задач с логическими высказываниями;

Коммуникативные УУД:

  • Планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; разрешение конфликтов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД:

  • Формирование умений видеть проблемы в своей деятельности посредством рефлексии своей деятельности в конце урока. Выдвижение версии, выбор средства достижения цели.
  • Формирование навыков отработки алгоритма решения задач с кругами Эйлера, сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки в течении практического урока и во время самостоятельной работы;

Личностные

  • Формирование на уроке понимания роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий;
  • Формирование учителем смыслообразования на уроке (понимание учеником роли информатики и отдельных ее тем в жизни и выборе будущей профессии);

Технологическая карта урока

Этапы урока. Содержание. Время.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемые результаты

Предметные

Метапредметные

1

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку

(5 минут)

Приветствие учителя. Проверка домашнего задания. Организация положительной мотивации на уроке. Определение целей и задач урока.

Включаются в ритм урока

Приветствуют учителя,

Отвечают на вопросы по домашнему заданию,

настраиваются на успешное изучение материала урока

Коммуникативные:

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

2

Организация восприятия и осмысления новой темы.

Мотивационная составляющая.

(5 минут)

Устное решение логической задачи с помощью кругов Эйлера.

(5 минут)

Постановка цели и задач урока. Сообщение учащимся цели предстоящей работы.

Историческая справка. Биография Леонарда Эйлера. Слайды презентации 2, 3.

Вопросы к ученикам

У кого есть дома кошка?

У кого есть дома собака?

У кого есть и кошка и собака?

Формирование запросов к поисковику Яндекса и фиксация количество найденных страниц.

Для разминки устное решение логической задачи с помощью кругов Эйлера.

Презентация: «Логические задачи» слайд 3.

Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы. Фиксирует в тетради количество найденных страниц. Через цель и задачи урока воспринимает образы действий предположительной работы на уроке.

Устно решают логическую задачу про цветы. Устно решают задачу про количество страниц в интернете с пересечением запросов кошек и собак.

Личностные:

— смыслообразование — (понимание учеником роли данной темы, как важной из тем, представленных в перечне ОГЭ);

Коммуникативные:

— Умение задавать вопросы в соответствии с требованиями и задачами коммуникации;

3

Изучение нового материала (10 минут)

Учитель демонстрирует логические операции с помощью кругов Эйлера.

Презентация «Круги Эйлера. Поисковые запросы». Слайды 5-9.

Графический редактор «Paint».

Учитель демонстрирует разбор задач из ОГЭ с заданиями по данной теме.

Презентация «Круги Эйлера. Поисковые запросы». Слайд 10-16. Раздаточный материал.

Учитель знакомит с раздаточным материалом «Задачи №8» с сайта Решу ОГЭ. https://oge.sdamgia.ru/

Файл на рабочем столе “Задачи для решения 1.pdf”

Учитель предлагает ученикам определить критерии оценки за решенные задачи.

Ученики знакомятся с раздаточным материалом

Отвечают на вопросы.

Ученики записывают в тетради объяснения учителя, конспектируют и внимательно слушают.

Отрабатывают алгоритм решения задач с помощью кругов Эйлера. Отвечают на вопросы.

Ученики предложили:

За 1 балл оценки, 3 решенные задачи. На 5-ку надо решить 15 задач.

— повторить свойства логических операций;

— Сформировать навыки работы с множествами и операций над ними;

-Сформировать навыки ИКТ–культуры, навыки информационного поиска;

Познавательные УУД:

— формирование умений создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач с логическими высказываниями;

— формирование умений создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

Коммуникативные:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и отвечать на вопросы учителя;

— формирование ИКТ компетентности;

Регулятивные

— осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач на уроке;

4

Введение практико-

ориентированных знаний. Организация восприятия и осмысления новых типов заданий линии: «Логические операции».

(15 минут)

Учитель консультирует индивидуально учеников по решению задач и отвечает на вопросы.

Ученики решают задачи и самостоятельно проверяют ответы, которые выложены на столе у учителя.

Также задают вопросы учителю, если возникают трудности в усвоении материала.

— формирование умений применять основные правила логики в решении задач ОГЭ;

Познавательные УУД:

— формирование навыков представления одной и той же информации в разных формах (таблица истинности, логическое выражение);

— формирование умений создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

Коммуникативные УУД:

— Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; постановка вопросов, обсуждение нового типа задач;

Регулятивные УУД:

• Формирование навыков отработки алгоритма решения задач с логическими операциями (алгоритм как порядок действий в логическом выражении, алгоритм как порядок действий преобразования логического выражения) сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки в течение практического урока;

5

2 урок

Знакомство с формулами «Включений и исключений»

(5 минут)

Разбор задач с тремя поисковыми запросами с помощью кругов Эйлера. Уровень сложности задачи ЕГЭ 11 класс.

(15 минут)

Решение логической задачи с тремя кругами Эйлера и большим количеством дополнительных условий.

(5 минут)

Учитель демонстрирует разбор задачи № 8 из ОГЭ по формулам «Включений и исключений».

Презентация «Круги Эйлера. Поисковые запросы». Слайд 17. Раздаточный материал.

Учитель демонстрирует разбор задачи с тремя поисковыми запросами по данной теме.

Презентация «Круги Эйлера. Поисковые запросы». Слайд 18,19.

Учитель предлагает ученикам, которые решили 15 задач, решить 3 задачи с сайта Решу ЕГЭ. ege.sdamgia.ru с тремя поисковыми запросами.

Файл на рабочем столе “Задачи для решения 2.pdf”

Учитель зачитывает условие задачи и показывает, как по условию задачи заполнять области кругов Эйлера.

Презентация «Логические задачи». Слайды 4-30.

Учитель сравнивает решение задачи с ответами учеников.

Учащиеся решают задачи по формулам «Включений и исключений» проверяют ответы, задают вопросы.

Ученики решают задачи и самостоятельно проверяют ответы, которые выложены на столе у учителя.

Также задают вопросы учителю

Учащиеся самостоятельно доделывают задачу и сравнивают свое решение с решением на экране.

— Сформировать умение применять формулы «Включений и исключений» в решении задачи №8 ОГЭ;

— Сформировать навыки работы с логическими высказываниями, способствовать развитию умений применять логические операции при работе со множествами в задачах по информатике;

Познавательные УУД:

— формирование навыков анализа и преобразования логических выражений;

— формирование навыков представления одной и той же информации в разных формах (таблица истинности, логическое выражение);

— формирование умений создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

Регулятивные УУД:

• Формирование навыков отработки алгоритма решения задач с логическими операциями (алгоритм как порядок действий в логическом выражении, алгоритм как порядок действий преобразования логического выражения) сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки в течении практического урока;

— формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (получение хорошей оценки за самостоятельную работу);

6

Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний

(5 минут)

Учитель в оставшееся время показывает пример как круги Эйлера используют в менеджменте. Задает вопросы.

-Отрабатывать навыки устных высказываний

-Вызвать познавательный интерес к теме;

— организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели.

Подведение итогов выставление оценок.

12 решенных задач оценка 4, 2 ученика.

15 решенных задач оценка 5, 12 учеников.

5 учеников решили дополнительно по 3 задачи повышенного уровня сложности (задачи из ЕГЭ). Оценка 5 за 2 урок.

Учащиеся отвечают на вопросы

7

Домашнее задание (2 минуты)

Решить 3 логические задачи Задачи будут в домашнем задании на сайте Электронная школа https://e-school.obr.lenreg.ru/

Ученики записывают домашнее задание.

Приложения:

  1. file0.doc.. 73,5 КБ

  2. file1.ppt.zip.. 253,5 КБ

Опубликовано: 09.12.2021

Учимся во втором классе, программа 2100. Наша учитель допускает ошибки — то задачу неправильно решит (было уже минимум дважды), то в звуко-буквенном разборе исправит правильное на неправильное (один раз заметила), поговорку русскую исковеркает и исправит правильный вариант на неправильный (один раз). А сколько ее ошибок я, наверное, не видела, так как в классе не присутствую, а ребенок может не все рассказать! Да сколько ж можно? Мне надоело уже ее оправдывать перед ребенком, говоря, что все, мол, ошибаются. Теперь-то видно, после стольких случаев, что это не случайности и не «усталость», и не «ой, не туда посмотрела». Че делать-то? Дело ведь в том, что дети запоминают неправильный вариант решения задачи, например, если родители САМИ не усекли это и не объяснили! Но мы ведь можем и не заметить, не знать, что у них в классе происходит. Какие знания она дает детям? Я с таким бредом, если честно, никогда не сталкивалась, поэтому даже не знаю, что делать. Разговаривать надо с ней однозначно, только поймет ли она? Не факт, что она вдруг поумнеет после нашего разговора.Сообщение было изменено пользователем 06-02-2010 в 20:39

Ок — а что завуч говорит?

Татьяна Вакалюк

Ок — а что завуч говорит?

Так не ходила еще. Я так понимаю, что надо сначала с ней разговаривать. Хотя я бы лучше к завучу сразу пошла, неохота с учителем разборки устраивать. Но это, наверное, неправильно.

кое-кто

Я так понимаю, что надо сначала с ней разговаривать

зачем? о чем? потыкать в ошибки носом? так ну обидится она как человек — думаете, ошибаться будет меньше?
Это вопрос ведь чисто методический. И решать его надо методически. С документированными ошибками, конечно, к завучу.

Татьяна Вакалюк

Это вопрос ведь чисто методический. И решать его надо методически. С документированными ошибками, конечно, к завучу.

Так вот в последний раз, с задачей, как раз не задокументировано. Это задание было устное, задача со «звездочкой» в Петерсоне. Она просто спросила у всех ответы, причем дети давали разные варианты — 6 и 8. она сказала: Правильный ответ 6. И ВСЕ!!! Она ведь в любом случае ДОЛЖНА была объяснить ход решения, раз в классе были разные варианты. А теперь получается. кто решал неправильно, убедился в «правильности» своего хода мыслей (так как она подтвердила неверный ответ), а тот, кто решал правильно. ничего не понял или засомневался, и в лучшем случае с родителями дома разберет. Вот этот случай меня и «добил». хотя он, к сожалению. не задокументирован.

Татьяна Вакалюк

зачем? о чем? потыкать в ошибки носом? так ну обидится она как человек — думаете, ошибаться будет меньше?

Я тоже думаю, что она не признает, что не права, а затаить обиду сможет. А как вы думаете, мне одной идти к завучу, или лучше собрать еще родителей. Я знаю, что многие тоже не довольны.

кое-кто

лучше собрать еще родителей.

и к завучу))

кое-кто

лучше собрать еще родителей. Я знаю, что многие тоже не довольны.

:ugu:

кое-кто

многие тоже не довольны

ну дело ведь не в недовольстве, а в фактическом расхождении с методикой преподавания. Не знаю, нам, конечно, очень повезло с педагогом — но реально 2100 трудно дается учителям, почему и кажется, что вопрос-то методический. И если так в математике, то как же она у Вас в окружайке-то выплывать будет, когда окружайка будет трудная?

Так ведь, как всегда, боимся, чтобы на ребенке не отразилось. Учительница наша — дама с характером. Уж если не взлюбит — это заметно. Но ведь терпеть ошибки тоже нет никакой возможности. Если во 2 классе ошибается, что дальше будет? А как сможет реально завуч повлиять на ситуацию?

кое-кто

А как сможет реально завуч повлиять на ситуацию?

Походит к ней на уроки, посмотрит. Сделает выводы.
Если всем классом бучу наводить, то можно и смены учителя добиться.

Татьяна Вакалюк

то как же она у Вас в окружайке-то выплывать будет, когда окружайка будет трудная?

Во-во. А по окружающему миру дети уже каждую неделю пишут доклады. По всем темам. Прошли горы — пишем о горах, о тундре, о морях, озерах. И так каждую неделю. Потом на уроке они эти доклады рассказывают, остальные слушают. Мне кажется, что такая форма работы — для ленивого учителя — зачем готовиться к уроку, когда иной раз они целый урок доклады слушают. К тому же с точки зрения интереса и полезности такого урока — остальные дети вряд ли с интересом следят за рассказом других детей. Вышел, свое оттарабанил, пятерку получил — все довольны. Так что, разочарованы мы в нашей учительнице очень и очень.

Татьяна Вакалюк

но реально 2100 трудно дается учителям

Но решать задачи для второго класса, мне кажется любой образованный взрослый должен уметь.

Моя учительница начальных классов тоже делала ошибки. А мама меня надоумила встать на уроке при всех и сказать об этом. Указать на конкретную ошибку. Как же меня учительница отчитала! Такого унижения я никогда не испытывала.
Разбирайтесь лучше с завучем. Главное, ребёнка не приплетайте. Объясните ребёнку, что бывают и такие взрослые. Пусть отнесётся снисходительно.

Дусёчек

Если всем классом бучу наводить

Боюсь, что все родители не поднимутся на такое — как всегда будет пара-тройка инициаторов, потом на наших же детях аукнется.

Дусёчек

можно и смены учителя добиться

Я так понимаю, менять особо не на кого. Если бы были толпы желающих работать в школах, то и отбор специалистов был бы более строгим. К сожалению, нам не повезло.

Муся

А мама меня надоумила встать на уроке при всех и сказать об этом. Указать на конкретную ошибку.

:=-O: А я тоже своему говорю, чтоб на следующем уроке попросил снгова разобрать задачу, которую она неправильно решила, сказать, что типа «решал-решал дома, получается другой результат, типа объясните». Я говорю сыну, что нужно отстаивать свое мнение.

а у меня вопрос.. учителю сколько лет) в какой школе вы учитесь) :) я сама педагог начальных классов по образованию, но в школе не работаю. Просто такую проблему реально решать надо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Сообщение было изменено пользователем 06-02-2010 в 22:01

кое-кто

А как сможет реально завуч повлиять на ситуацию?

именно завуч отвечает за качество преподавания. В ее руках контроль. Если завуч не отреагирует, надо до директора дойти. Проблема-то немалая, проблема в установках. А судя по поиску единственности решения, педагог не понимает сути 2100. Потому что у нас на уроках только шум стоит — они спорят! С учителем! И бывает, что отстаивают свою точку зрения, убеждают.

Ninundiya

учителю сколько лет) в какой школе вы учитесь)

Скажу только, что учитель — не только что после института, опыт есть. Школу не скажу, так как специально пишу анонимно, чтобы не «светиться».

Татьяна Вакалюк

Проблема-то немалая, проблема в установках.

Это точно. И еще, что самое ужасное на мой взгляд — она не признает своих ошибок. Ей уже пытались родители указать на отдельные ошибки — она не признает, с классом потом к этому вопросу не возвращается, чтобы правильно все объяснить, то есть все принимает в штыки и. видимо, совсем не делает выводов. Если бы мне хоть раз указали на мои ошибки в профессии — я бы «вгрызлась» в предмет спора, и если я не права. изучила бы досконально. чтобы БОЛЬШЕ не совершить ошибку. А тут я не понимаю — она надеется на то, что дети не заметят, потому что они еще дети.

Татьяна Вакалюк

они спорят! С учителем!

У нас это вообще не возможно :(

кое-кто

Боюсь, что все родители не поднимутся на такое — как всегда будет пара-тройка инициаторов, потом на наших же детях аукнется.

Я вас понимаю. Мы всегда боимся, т.к. в зависимом положении. Но мой опыт показывает, если действовать решительно, то результат превосходит ожидания. :)

кое-кто

У нас это вообще не возможно

а нам еще с подготовительной группы как раз говорили многократно — суть 2100 в поле вариантов, в споре, в поиске различных решений…
Может быть, покопаться на сайте проекта Школа2100, так сказать, поискать методическое подкрепление — и все-таки к завучу? или выше?..
В конце концов, можно найти из закона об образовании выжимку о праве родителей быть в курсе учебного процесса…

ладно) про школу понятно, что не хотите называть) но статус школы назвать можете? лицей это или гимназия) если так, то вы имеете полное право претендовать на смену учителя или хотя бы рзговор с завучем!!! Претендуйте в первую очередь на качетсво образования!!!

а можете мне в личку написать в какой школе вы учитесь и как учителя зовут)

Ninundiya

а можете мне в личку написать в какой школе вы учитесь и как учителя зовут

Боюсь, что нет. А зачем вам? :)

да я просто ради спортивного интереса)) если учитель в педе учился, то мой курс может быть, если года 2 назад заканчивала:)Сообщение было изменено пользователем 06-02-2010 в 22:42

Да не, не может быть, у вас год рождения позже намного :). Не знаю, как процитировать с предыдущей страницы, я написала там, что наша «НЕ только после института, у нее опыт есть» :)

Ну и еще вопрос по теме знающим людям :) . Как вы думаете, еженедельные доклады для второклашки по одному предмету — это нормальная форма работы? По-моему, это скучно и не очень полезно.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Ученики пристально слушали рассказ учителя речевая ошибка
  • Ученики пристально слушали рассказ учителя лексическая ошибка
  • Ученики пристально слушали рассказ учителя какая ошибка
  • Ученики пристально слушали рассказ учителя исправить ошибку
  • Ученики пристально слушали рассказ учителя вид ошибки

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии