Тоже то же какой вид ошибки

Обыкновенно принято логические ошибки делить на две группы: на ошибки логические в собственном смысле и ошибки, происходящие вследствие неправильности в словесном выражении мысли. В первом случае ошибка заключается в неправильности логического процесса, во втором случае – в неправильности выражения. Из ошибок по словесному выражению заметим следующую:

Homonymia – ошибка, которая происходит вследствие того, что одно и то же слово служит для обозначения различных понятий, т.е. употребляется в различных значениях. Например, многие думают, что «материализм» философский есть то же самое, что и «материализм» практический, жизненный. В этом случае происходит смешение понятий вследствие смешения слов. Другие ошибки, происходящие вследствие неправильностей в словесном выражении мысли, указываются в грамматике.

Для того чтобы понять, благодаря чему логические ошибки получают то или иное обозначение, вспомним обозначение частей доказательства. В доказательстве мы различаем: тезис, аргументы и форму доказательства. Ошибки могут быть по отношению к каждой части доказательства. Из предыдущего ясно, что если взять ложные аргументы, то получится ошибка; но ошибка может быть и в том случае, если форма умозаключения будет неправильная.

Ошибки дедукции. Логические ошибки могут быть по отношению к тезису.

Если доказывается не то, что требовалось доказать, то такая подмена тезиса называется ignoratio elenchi (elenchus означает опровержение какого-либо аргумента, а ignoratio elenchi означает незнание того силлогизма, которым можно опровергнуть противника). Например, если нужно доказать, что что-либо несправедливо в моральном смысле, а кто-нибудь стал бы доказывать, что это несправедливо в юридическом смысле, то он вместо одного доказывал бы совсем иное, хотя и сходное. Если доказывается что-либо отличное по роду от того, что нужно доказать; это будет ошибкой μετάβασις είσ άλλο γένοζ или «переходом в другой род». Например, когда кто-нибудь хочет доказывать невиновность обвиняемого тем, что другие совершили то же самое преступление, но избегли наказания.

Уклонение от тезиса может происходить ещё и в том смысле, что доказывается слишком, мало, так что тезис частью остаётся недоказанным, или доказывается слишком много, так что из данных оснований следует не только тезис, но и какое-нибудь ложное положение. Такое ошибочное доказательство называют: qui nimium probat, nihil probat («кто доказывает чересчур, тот ничего не доказывает»). Например, для доказательства положения, что сумма углов треугольника равняется двум прямым, недостаточно было бы доказывать, что эта сумма будет не больше 180° (здесь доказывается слишком мало). Если бы мы хотели доказать, что кто-нибудь добродетелен, и при этом стали бы доказывать, что о нём ничего не известно дурного, то этим доказывалось бы слишком мало. Если бы кто-нибудь стал доказывать недозволительность самоубийства на том основании, что человек не может у себя отнимать того, что он сам себе не дал, то доказывал бы слишком много, потому что из его доказательства выходило бы, что он не может резать ногти, волосы, что он не может продавать унаследованное или полученное в подарок и т.п. Поэтому он тезиса, собственно, не доказывает. Как легко видеть, такое ошибочное доказательство получается в том случае, когда приводятся положения, которые оказываются ложными при данной степени общности, но которые могли бы быть истинными при меньшей степени общности.

К этой же группе ошибок следует отнести ошибку, происходящую вследствие пользования приёмом, который называется argumentum ad hominem («аргумент к человеку», т.е. личный, а не объективный аргумент) и который употребляется в том случае, когда, вместо того чтобы доказывать ложность какого-либо мнения, подвергают рассмотрению личность того, кто высказал это мнение. Если, например, кто-нибудь желает доказать несостоятельность научной теории какого-либо писателя и вместо того, чтобы подвергать критическому разбору именно теорию автора, раскрывает принадлежность автора к несимпатичному для читателей политическому направлению, то он пользуется аргументом ad hominem. Это доказательство, логически самое слабое, фактически пользуется большим успехом.

По отношению к основаниям доказательства, или аргументам, могут быть следующие ошибки.

Основная ошибка, error fundamentalis, – ложное основное положение, на котором строится какое-либо доказательство и из которого могут делаться различные выводы. Например, основной ошибкой в астрономических рассуждениях до Коперника был аргумент, что Солнце и звёзды вращаются вокруг Земли.

Ошибка petitio principii («предрешение; предвосхищение основания») бывает тогда, когда для доказательства какого-либо положения мы кладём в основу доказательства такое положение, которое предполагает истинным доказываемое положение. Положим, кто-нибудь хочет доказать тезис:

«Все частички материи имеют один и тот же вес».

На вопрос, почему он так думает, он мог бы привести следующее основание доказательства:

«Если мы возьмём два тела с одинаковым объёмом, то окажется, что то тело, которое тяжелее, имеет большее число частичек, т.е. больший вес зависит от количества частичек».

На вопрос, откуда же известно, что больший вес тела с одинаковым объёмом зависит именно от количества частичек, он ответит:

«Если принять в соображение, что все частички материи имеют одинаковый вес, то сделается вполне очевидным, что чем тело тяжелее, тем большее число частичек в нём содержится при одинаковом объёме».

В этом примере тезис доказывается при помощи положения, которое само может быть доказано при допущении истинности тезиса. Таким образом, в ошибке petitio principii мы принимаем за истинное то положение, которое должно быть доказано.

Родственными с petitio principii являются ошибки: idem per idem («то же через то же») и circulus in demonstrando («круг в доказательстве»). Ошибка idem per idem – когда какое-либо положение доказывается посредством этого самого положения. Например, на вопрос, почему мы видим сквозь стекло, иногда отвечают: потому, что оно прозрачно; но очевидно, что назвать вещество прозрачным – значит, другими словами, сказать, что сквозь него можно видеть.

Ошибкой circulus in demonstrando называется тот случай, когда тезис A доказывается посредством аргумента B, который в свою очередь доказывается посредством аргумента A. Например, мы утверждаем, что сочинение того или иного писателя заслуживает доверия, потому что он правдив. Нас спрашивают:

«Откуда вам известно, что этот писатель правдив?», и мы отвечаем: «Это доказывается содержанием его сочинений». В этом случае мы делаем круг в доказательстве.

Особняком стоят следующие ошибки.

Ошибка a dicto secundum quid ad dictum simpliciter («от сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно») возникает в том случае, когда выражение, взятое в условном, относительном смысле, принимается затем в смысле безусловном. Например, мышьяк, стрихнин, синильная кислота, будучи введены в организм в значительном количестве, причиняют смерть. Мы в данном случае об этих веществах говорим в условном смысле, т.е. говорим об их ядовитости, когда они введены в организм «в значительном количестве». Но если бы мы сказали, что они всегда причиняют смерть, то мы допустили бы указанную ошибку, потому что в очень малых дозах они не смертельны и, как известно, употребляются в качестве лекарств. Во втором случае мы отбросили то условие, которое указывали в первом случае.

Ошибка fallacia a sensu composite ad sensum divisum («ошибка от собирательного смысла к смыслу разделительному») происходит вследствие смешения термина собирательного с термином общим. Когда мы употребляем общий термин, того, что справедливо относительно целого класса, обозначаемого общим термином, справедливо и относительно каждого индивидуума, входящего в этот класс; но когда мы употребляем собирательный термин, то это может быть несправедливо. То, что справедливо относительно целого, обозначаемого собирательным термином, то может быть несправедливо относительно частей, входящих в это целое. Например, какое-нибудь общество, в котором я состою членом, приняло решение, заслуживающее порицания. Если бы кто-нибудь стал и меня упрекать за это решение, то он допустил бы ошибку fallacia a sensu composite ad sensum divisum, ибо это утверждение, справедливое относительно общества, взятого в целом, может быть совершенно несправедливо относительно отдельных членов этого общества, которые могли подавать свой голос против указанного решения.

Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum («ошибка от смысла разделительного к смыслу собирательному») получается в том случае, когда мы о собирательном целом утверждаем то, что справедливо только относительно частей этого целого. Здесь происходит также смешение между термином общим и собирательным. В общих понятиях то, чего мы не можем сказать относительно индивидуума того или другого класса, мы не можем утверждать и о самом классе. В собирательных понятиях, наоборот, мы о частях собирательного целого можем утверждать много такого, чего не можем утверждать относительно целого. Например, кто-нибудь, рассуждая о своих расходах, может сказать: «Этот расход меня не разорит», и о другом расходе скажет: «И этот расход меня не разорит». Если он будет рассуждать таким образом и обо всех остальных расходах, то он должен будет признать, что все расходы его не разорят, что будет ошибочно: то, что справедливо относительно каждого расхода, взятого в отдельности, может быть совсем несправедливо относительно всех расходов, взятых вместе. Другой пример. Больной хочет определить, смертельна ли его болезнь или нет. Рассмотрев каждый симптом в отдельности, он находит, что каждый симптом в отдельности не смертелен; отсюда он делает вывод, что его болезнь не смертельна. Но это рассуждение может оказаться неправильным, потому что каждый симптом в отдельности может быть не смертельным, а все в целом могут быть смертельны.

Ошибки индукции. К ошибкам, связанным с индукцией, относятся прежде всего поспешные обобщения (fallacia fictae universalitatis). Когда путешественники после поверхностного знакомства с каким-либо народом делают попытки характеризовать его, например когда они произносят: «греки лживы», «турки жестоки» и т.п., то они впадают именно в ошибку поспешного обобщения. Ошибка post hoc ergo propter hoc («после этого значит по причине этого») называется также ошибкой): non causa pro causa («от того, что не является причиной, к причине»). Если кто-нибудь заметил, что после какого-либо события возникает какое-либо действие, то он считает первое событие причиной, хотя в действительности, может быть, есть события, от которых данное событие находится в большей зависимости и которое собственно является истинной причиной данного действия. Когда после появления кометы возникали какие-либо несчастья, то обыкновенно комету считали причиной несчастий. Когда в трубке возникала пустота и вода в ней поднималась, то думали, что пустота есть причина поднятия воды. Если после введения какой-нибудь формы правления возникают какие-нибудь события, то обыкновенно эти формы правления считаются причиной их, между тем как истинные причины, может быть, заключаются в чём-нибудь другом, например в определённой степени умственного или нравственного развития общества.

Есть случаи, которые особенно предрасполагают к тем или иным выводам. Это бывает обыкновенно тогда, когда у нас бывает почему-либо интерес помнить случаи, подтверждающие одно положение, и забывать случаи, опровергающие это положение, если предсказание какого-нибудь календаря один раз сбывается, то необразованные люди склонны в этом случае черпать для себя уверенность в правдивости предсказания этого календаря, совсем упуская из виду тысячу случаев, в которых его предсказания не сбывались. На этом основана вера в различных предсказателей, шарлатанов и т.п.

Следует привести несколько примеров ошибок индукции по простому перечислению. Некоторые часто рассуждают так: «большинство женщин в прошлом не равнялось мужчинам по энергии и уму; поэтому следует признать, что женщина вообще ниже мужчины». Но то положение, что в прошлом женщины в умственной жизни не равнялись мужчинам, есть положение эмпирическое, справедливое лишь для известного времени и при известных условиях. В другое время и при других условиях может быть совсем иначе. Ошибкой по простому перечислению нужно считать утверждение, что война всегда будет между народами, потому что до сих пор она всегда была.

Ошибка аналогии. В качестве примера ложной аналогии можно привести то умозаключение, по которому политические тела, подобно телам органическим, переживают юный и зрелый возрасты, старость и подвергаются смерти. Ошибкой аналогии нужно считать утверждение, будто у муравьёв есть рабы, воины, домашние животные и т.п.

Софизмы. Те ошибки, которые совершаются непреднамеренно, называются паралогизмами, а те, которые совершаются преднамеренно, для того чтобы ввести кого-либо в заблуждение, называются софизмами. Приведём несколько примеров софизмов, идущих к нам из древности.

1. Софизм «лгун». Вполне возможно, что лгун сознается в том, что он лгун. В таком случае он скажет правду. Но тот, который говорит правду, не есть лгун. Следовательно, возможно, что лгун не есть лгун. (Какая ошибка?)

2. Софизм «рогатый». То, чего ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рогов. Следовательно, ты имеешь рога. (Какая ошибка?)

3. Софизм «куча». Будет ли куча песку, из которой мы взяли одну песчинку, считаться кучей? Да, будет. А если взять ещё одну песчинку? Будет. Так как при последовательном отнятии по одной песчинке куча не перестаёт быть кучей, то одна песчинка должна называться кучей. (Какая ошибка?)

4. Софизм Эватла. Эватл брал уроки софистики у софиста Протагора под тем условием, что гонорар он уплатит только в том случае, если выиграет первый процесс. Ученик после обучения не взял на себя ведения какого-либо процесса и потому считал себя вправе не платить гонорара. Учитель грозил подать жалобу в суд, говоря ему следующее: «Судьи или присудят тебя к уплате гонорара или не присудят. В обоих случаях ты должен будешь уплатить. В первом случае в силу приговора судьи, во втором случае в силу нашего договора». На это Эватл отвечал: «Ни в том, ни в другом случае я не заплачу. Если меня присудят к уплате, то я, проиграв первый процесс, не заплачу в силу нашего договора, если же меня не присудят к уплате гонорара, то я не заплачу в силу приговора суда». (Ошибка становится ясной, если мы раздельно поставим два вопроса: 1) должен ли Эватл платить или нет и 2) выполнены ли условия договора или нет.)

Вопросы для повторения

На какие два класса делятся логические ошибки? Что такое homonymia? Что такое ignoratio elenchi? Что такое qui nimium probat nihil probat? Что называется доказательством ad hominem? Что называется основной ошибкой? Что такое petitio principii? Что такое idem per idem? Что называется circulus in demonstrando? Какая ошибка называется fallacia a dicto secundum quid ad dictum simpliciter? Какая ошибка называется fallacia a sensu composite ad sensum divisum? Какая ошибка называется fallacia a sensu diviso ad sensum compositum? Перечислите, какие существуют ошибки индукции, и объясните их. Какое различие между софизмами и паралогизмами?

Логическая ошибка — в логике, философии и прочих науках, изучающих познание, ошибка, связанная с нарушением логической правильности умозаключений[1][2]. Ошибочность обусловлена каким-либо логическим недочётом в доказательстве, что делает доказательство в целом неверным.

Содержание

  • 1 Виды логических ошибок
    • 1.1 Формальные ошибки
    • 1.2 Использование ложных и недоказанных аргументов, утверждений
    • 1.3 Особые случаи
    • 1.4 Мнимая логическая связь
      • 1.4.1 Ошибка выборки
      • 1.4.2 «После» не значит «вследствие»
      • 1.4.3 Корреляция не является причинно-следственной связью
    • 1.5 Доказательство через то же самое
    • 1.6 Приписывание утверждений
    • 1.7 Использование принципиально неопровержимых утверждений
  • 2 Словесные уловки
    • 2.1 Эквивокация
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Виды логических ошибок

Формальные ошибки

Подмена тезиса (лат. ignoratio elenchi) — логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом, но имеющего совершенно иное значение.

Использование ложных и недоказанных аргументов, утверждений

Другая логическая ошибка — «предвосхищение основания» (petitio principii). Она заключается в том, что в качестве аргументов используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на ходячие мнения, высказанные кем-то предположения или даже на собственный вымысел, выдавая их за аргументы, якобы обосновывающие основной тезис. В действительности же доброкачественность таких доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается с несомненностью.

Обычно подобные лже-аргументы сопровождаются фразами: «Как абсолютно всем известно…», «Кто же будет спорить с тем, что…», «Аксиомой, не требующей доказательств, является то, что…», «Само собой разумеется, что…», «Каждому известно, что…», дабы рассеять возможные сомнения у простого слушателя.

Особые случаи

  • апелляция к личности оппонента, а не к его доводам (argumentum ad hominem)
    • переход на личности (ad personam): «Вы глупы и некрасивы, поэтому ваш тезис неверен».
    • поиск обстоятельств, якобы заставляющих оппонента выдвигать данный тезис (circumstantiae): «Вы говорите так, потому что хотите произвести впечатление на публику, поэтому ваш тезис неверен».
    • указание на то, что оппонент сам поступает вопреки своим доводам: (tu quoque): «Вы сами курите, поэтому ваши доводы о вреде курения неверны».
    • нахождение легко критикуемого единомышленника (reductio ad Hitlerum): «Гитлер тоже был вегетарианцем!».
  • апелляция к большинству (argumentum ad populum): «Все вокруг считают так, следовательно, это верно».
  • апелляция к авторитету (argumentum ad verecundiam): «Это мнение принадлежит авторитету, разве вы его не уважаете?». Используется и в обратную сторону: «Это мнение высказывал Гитлер, Вы что, согласны с Гитлером?»
  • апелляция к традиции (argumentum ad antiquitatem): «Так считается с древнейших времен, потому это верно».
  • апелляция к милосердию (argumentum ad misericordiam): «Если вы не согласитесь с моим мнением, то разрушите мне всю жизнь».
  • апелляция к незнанию; отсутствие доказательств чего-то, считается доказательством обратного (argumentum ad ignorantiam): «Привидения существуют, так как никто не доказал, что их нет».
  • «аргумент к тошноте» (argumentum ad nauseam), повторение тезиса (возможно, разными людьми) до тех пор, пока противная сторона не потеряет интерес к его оспариванию.
  • апелляция к страху или аргумент с позиции силы (argumentum ad baculum): «Если вы не согласитесь, с вами произойдет что-то плохое».
  • выдача желаемого за действительное: «Я хочу, чтобы так было, значит, так и есть».

Мнимая логическая связь

Логическая уловка, при которой мнимая, желаемая логическая связь выдаётся за истинную.

Ошибка выборки

Систематическая ошибка отбора — ошибка при которой на основании неподходящей выборки делается вывод о всём множестве (например по одному примеру судят обо всех), частным случаем такой ошибки является ошибка выжившего.

«После» не значит «вследствие»

«После этого — значит по причине этого» (лат. post hoc ergo propter hoc) — логическая уловка, при которой причинно-следственная связь отождествляется с хронологической, временной: «Если событие X произошло после события Y, значит, событие Y является причиной события Х».

Схожей ошибкой является предположение, что совпадение событий во времени означаeт их причинно-следственную связь (лат. сum hoc ergo propter hoc), «Событие X и событие Y происходят одновременно, значит, событие Y является причиной события X». Оба события могут быть следствиями неопределенного количества иных причин.

Корреляция не является причинно-следственной связью

Корреляция между параметрами не является доказательством того, что один из параметров как-то влияет на него т.к. корреляция может быть случайным совпадением. Примером может быть корреляция числа пиратов и температуры на планете.

И даже если взаимосвязь параметров доказана, необходимо доказать какой из параметров является причиной, а какой следствием.

Доказательство через то же самое

«То же посредством того же», «порочный круг», idem per idem — логическая ошибка, при которой в определение или в доказательство латентно вводится сам доказываемый тезис или определяемое понятие[3].

« — Мужчина называется мужчиной потому, что он мужественный.

— Вода называется водой потому, что она водянистая, — вставил Яша Полонский.

Анатолий Рыбаков, Выстрел

»

«В чем причина того, что опиум действует усыпляюще?.. Отвечаю: она в том, что опиум обладает способностью усыплять»

«Ваш менеджер — придурок, потому что он не умеет думать»

«Автор ворует чужие идеи, так как он плагиатор»

«Вода мокрая, так как она влажная»

Приписывание утверждений

Логическая ошибка, которая заключается в приписывании одной стороной другой утверждений, которые на самом деле другая сторона не делала, но которые, якобы, вытекают из её предыдущих утверждений.

Использование принципиально неопровержимых утверждений

Логическая ошибка, заключающаяся в использовании в качестве аргумента утверждения, которое принципиально невозможно опровергнуть.

Словесные уловки

Аристотель в книге «О софистических опровержениях» выделяет шесть видов «софистических опровержений», основанных на неправильном употреблении словесных выражений[4]:

  • Одноимённость (омонимия): например, слово «лук» — растение и «лук» — ручное оружие.
  • Двусмысленность (амфиболия): выражение в целом двусмысленно и может толковаться в обе стороны, например, «день сменяет ночь» или «казнить нельзя помиловать». Амфиболия может основаться и на омонимии, порождая такие выражения как «он прослушал лекцию».
  • Соединение (оксюморон): сочетание несочетаемого, противоречащая себе фраза, например, «звонкая тишина», «знойный мороз».
  • Разъединение: разделение целого на части и приписывание целому свойств частей. Например, «Пять — это три плюс два, три — нечетное число, два — четное, значит, пять — четное и нечетное число одновременно».
  • Ударение или произношение: логические ошибки, построенные на неверном произношении или ударении (например, за́мок и замо́к). Для русского языка эта проблема менее актуальна, чем для греческого.
  • Форма выражения: ошибки, связанные с формой выражения — подменой мужского рода женским и наоборот, подменой среднего рода мужским или женским за счет одинаковости окончаний; или подменой качества количеством и наоборот; отождествления результата с процессом, состояния — с действием и т. п.

Эквивокация

Эквивокация — ошибка, заключающаяся в использовании одного и того же слова в разных значениях в одном рассуждении. Частный случай — учетверение терминов.

См. также

Связанные концепции

  • Аргумент
  • Доказательство
  • Вывод (рассуждение)
  • Категорический силлогизм
  • Софизм
  • Паралогизм
  • Парадокс
  • Апория
  • Антиномия
  • Критический рационализм
  • Фальсифицируемость
  • Верификация
  • Псевдонаука
  • Теорема Гёделя о полноте
  • Теорема Гёделя о неполноте
  • Формальная система
  • Скептицизм
  • Агриппа (скептик)
  • Энесидем
  • Троп
  • Эпистемология
  • Догматизм
  • Полемика
  • Риторика
  • Демагогия
  • Психологическая манипуляция
  • Мышление
  • Критическое мышление
  • Некритичность
  • Проблема курицы и яйца
  • Прокруст
  • Офтопик
  • Омоним
  • Полисемия
  • Синонимы
  • Сепульки

Списки

  • Список когнитивных искажений

Примечания

  1. Бирюков Б. В., Васюков В. Л. Логическая ошибка // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. Ошибочное умозаключение // Философский энциклопедический словарь, 2010
  3. Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений on-line // dic.academic.ru, на основе издания Н. Т. Бабичев, Я. М. Боровской. «Словарь латинских крылатых слов». — М.: «Русский язык», 1982 г.; «Русский Язык-Медиа», ISBN 978-5-9576-0309-2; «Дрофа», ISBN 978-5-358-04495-1, 2008 г.
  4. Аристотель. О софистических опровержениях // Сочинения в 4 томах. — М.: Мысль, 1978. — Т. 2. — С. 687.

Ссылки

  • Теория Аргументации [неавторитетный источник?]
  • Аристотель. Первая аналитика [нет в источнике]
  • Fallacy Files (англ.) [нет в источнике]
  • Fallacy Tutorial Pro 3.0  (англ.) [неавторитетный источник?]
  • https://web.archive.org/web/20151221161225/http://obraz.io/ru/posters/poster_view/1/?back_link=%2Fru%2F&lang=ru&arrow=right
  • https://web.archive.org/web/20151223075425/http://obraz.io/ru/posters/poster_view/2/?back_link=%2Fru%2F&lang=ru&arrow=left

Первая группа логических ошибок Логические ошибки вследствие неточного определения и деления понятий

1
Противоречие в определении

(contradictio in adjecto) — ошибка, в соответствии
с которой понятие заключает в себе
контрарные (реже — контрадикторные)
признаки предмета, не могущие сосуществовать
в составе одного и того же целого.

  • Модель:

Круглый
квадрат.

  • Пример:

Это
безосновательное суждение базируется
на давно уже скомпрометированной точке
зрения.

(Противоречие
в определении «безосновательности»:
быть безосновательным означает не иметь
основы, то есть не базироваться ни на
чем.)

2
Тавтологию
(греч. tauto logos — то же самое
слово) в определении (когда »то же»
определяется через «то же», лат.
idem per idem) рассматривают как частный —
крайний — случай «предвосхищения
основания (petitio principii)» (см. ниже) и
характеризуют в качестве ошибки, при
которой понятие определяется через
само себя, то есть фактически воспроизводится
дважды.

  • Модель:

Коротко
и лаконично. .

  • Пример:

Непонятные
и мистические вещи происходят вокруг
нас.

(Тавтология
в случае с приписываемыми происходящему
признаками:
предполагается,
что мистические вещи как раз и есть
непонятные вещи, разумеется, если не
иметь навыков интерпретировать мистику!)

3
Плеоназм
(pleonasmos
— избыток, чрезмерность) в определении
близкий к тавтологии случай (тоже один
из видов предвосхищения основания),
отличающийся от нее тем, что при тавтологии
один и тот же смысл воспроизводится
дважды в полном своем объеме, при
плеоназме же смысл одного понятия
оказывается частью другого понятия.
Например, признак, приписываемый тому
или иному понятию, уже входит в состав
этого понятия.

  • Модель:

Май
месяц (май может быть только месяцем —
и ничем другим).

  • Пример:

Оставив
своим преемникам огромный массив
нерешенных проблем.

(Плеоназм
в случае с «огромным массивом»:
признак «огромный» уже заложен в
понятии «массива». Использовать
данный признак еще и изолированно не
имеет смысла.)

4
Определение
неизвестного через неизвестное
(ignotum
per ignotum) есть случай неудачного определения,
когда в качестве объяснения понятия,
значение которого требуется установить,
предлагается понятие, значение которого
также следует установить. Фактически
— вариант квазиобъяснения.

  • Модель:

Оксюморон
есть метабола.

  • Пример:

Тот,
кто слышал про Новые Гебрцды, поймет,
что такое жилищный кондоминиум

(Ошибка
вызвана тем, что неизвестное понятие
«кондоминиум» — совладение,
коллективная собственность на жилье —
предлагается соотнести с мало кому
известным историческим фактом договора
между Великобританией и Францией, в
соответствии с которым управление над
островами Новые Гебриды должно было
осуществляться совместно.)

5
Полисемии

(греч. polysemos — многозначный) может оказаться
ошибкой в том случае, если вместо
необходимого одного значения начинают
работать два или более значений одного
и того же понятия, выбрать из которых
нужное оказывается невозможным.

  • Модель:

Хотите
чаю? — Спасибо. [«Спасибо, да» или
«Спасибо, нет»?]

  • Пример:

«Felt»
означает по-датски поле.

(Ошибка будет
обнаружена внимательным собеседником,
который явно переспросит: «Какое
поле?» и будет прав, поскольку на самом
деле felt означает поле как чистая полоса
по краю бумаги, а отнюдь не поле как
сельскохозяйственное угодье. Во втором
случае датчане пользуются словом
«mark».)

6
Ошибочная номинативная подмена
(fallacia
secundum dictionem) представляет собой ошибку
тогда, когда понятие, уже обозначенное
соответствующим словом, обозначается
на следующем этапе другим словом (другими
словами), не имеющим отношения к этому
понятию. При этом сам говорящий может
быть даже убежден в том, что его подмена
вполне правомерна.

  • Модель:

Ютландия
— самый крупный из датских островов..,
[Ютландия -полуостров]. —

  • Пример:

При
простудах отлично помогает такой
препарат, как мед.

(Номинативная
подмена неудачна: мед является естественным
продуктом, заменять его на препарат
(нечто, специально приготовленное — во
всяком случае специальным образом
обработанное) логически неверно.)

7
Несравнимые понятия
(notiones
disparatae) превращаются в логическую ошибку
тогда, когда понятия эти используются
при построении аналогии. Уже говорилось,
что для всякой аналогии должны быть
некоторые ощутимые основания (например,
предмет не может сравниваться с действием,
признак- с носителем признака и др.). В
том же случае, когда аналогия создается
при игнорировании этого условия, обычно
возникает ошибка.

  • Модель:

Сравнил
кукушку с ястребом!

  • Пример:

Их
кругозор напоминает человека, запертого
в четырех стенах.

(Кругозор как
качество человека не может быть
сопоставлен с человеком как носителем
качества: возникающий в этом случае
паралогизм свидетельствует о недопустимости
уподобления одного другому.)

8
Сравнение вместо определения
(via
eminentiae) становится ошибкой в тех случаях,
когда действительно предлагается взамен
ожидаемой дефиниции. В данном случае
Hec’iporoe значение слова приводится в
качестве его строгого значения.

  • Модель:

Один
ярд — это как у нас один километр [один
ярд равен 914 м].

  • Пример:

Булимия
» это своего рода наркомания.

(Сравнение
вместо дефиниции искажает значение
слова «буяимия» как неутолимого
голода, возникающего при некоторых
заболеваниях.)

9
Отрицание вместо определения
(via
negationis) квалифицируется в качестве
логической ошибки, если отрицание
выдается за дефиницию, то есть выполняет
роль дефиниции, фактически не будучи
ею, но только ориентируя в направлении
значения понятия.

  • Модель:

Черное
— это не белое.

  • Пример:

Речь
идете «маргиналах», то есть не
коренном населении.

(Данное отрицание
не может заменить определения, поскольку
«не коренное население» — недостаточная
для «маргинален» характеристика:
в этом случае всех, чьи семьи происходят
из других краев, следует считать
«маргиналами»)

10
Ошибочное основание разделения
(fundamentum
divisionis) предполагает искажение структуры
понятия: в подобных случаях понятия,
четко противопоставленные по какому-либо
признаку, начинают противопоставляться
по другому, не существенному или вообще
не существующему » признаку.

  • Модель:

Молод
еще меня учить! [Быть молодым не означает
быть глупым,]

  • Пример:

Женщины
как натуры более романтические чаще
становятся жертвами рекламы,

(Ошибочность
основания разделения женщин и мужчин:
эти социальные группы противопоставлены
по признаку пола, но отнюдь не
противопоставлены по признаку «более
романтичны — менее романтичны»,)

11
Смешение существенного со случайным
(fallacia
accidentis) является разновидностью ошибок,
в основе которых лежит неразличение
субстанциальных свойств объекта, с
одной стороны, и его факультативных
свойств — с другой. При такой ошибке
объекту в качестве основного свойства
приписывается свойство случайное.

  • Модель.

Все
красивые девушки любят моряков.

  • Пример.

Доктор
наук, а гвоздь забить не умеет*

(Уровень
образования и академического опыта —
существенный для доктора наук признак,
отнюдь не обязан гарантировать тех или
иных практических навыков — случайный
для доктора наук признак.)

Следующие
пять видов логических ошибок образуют
как бы самостоятельную подгруппу в
составе данной группы: все они связаны
с нарушением процедуры градации
(градуирования) в представлении понятия
(resp. деления понятия).

Градация
понимается обычно как последовательное,
шаг за шагом, расширение или, напротив,
сужение понятия. Предполагается, что
тот, кто осуществляет процедуру
градуирования, представляет себе, в
каком именно объеме то или иное понятие
должны отразиться в сообщении (на уровне
рода, вида, подвида и т. д.), и воздержится
от резких немотивированных скачков по
линии градации, касающихся ее направления
и рамок. Иными словами, осуществляющий
процедуру градации не сузит неожиданно
понятия, которое он до этого последовательно
расширял (или наоборот), а также не выйдет
немотивированно за пределы того рода,
в составе которого он до сих пор находился.

12
Называние рода вместо вида
(fallacia
a sensu composite ad sensum divisum) представляет собой
случай ошибки, при которой характеризуемые
признаки предмета являются исключительно
видовыми, в силу чего приписывать их
роду неправомерно.

  • Модель:

Люди
лживы.

  • Пример:

Птиц
легко научить человеческому языку.

(Ошибка
вследствие подмены родом — вида (видов):
из того, что попугая можно научить
человеческому языку, не следует, что
обучению поддаются, например, куры или
аисты).

13
Называние вида вместо рода
(fallacia
a sensu diviso ad sensum compositum) — ошибка обратного
свойства, предполагающая случаи, когда
взамен необходимой родовой характеристики
следует частная видовая характеристика,
релевантная, однако, не столько для
вида, сколько для рода в целом.

  • Модель:

Я
терпеть не могу предательства.

  • Пример:

Немецкий
канцлер не враг своему народу.

(Ошибка вследствие
подмены видом — рода: немецкий канцлер
не отличается от других глав правительства
тем, что он не враг своему народу,
поскольку гипотетически никакой глава
правительства не враг своему народу.)

14
Отдаленный род вместо ближайшего рода
(genus
rcmotum вместо genus proximum) есть случай,
предполагающий неточную градацию, при
которой нужное понятие выступает
настолько в абстрактном виде, что в
отдельных случаях и вовсе не может быть
опознано.

  • Модель:

Это
такая штуковина с пупочкой.

  • Пример:

Часто
в сводках употребляется и такое действие,
как изнасилование.

(Причина
паралогизма здесь в том, что изнасилование
соотносится не с. ближайшим родом
(преступление), а с отдаленным почти до
нерелевантности родом — действие.)

15
Переход в другой род
(греч.
metabasis eis allo genus) есть фактически крайний
случай только что проанализированной
ошибки: понятие включается в настолько
отдаленный род, что род этот по отношению
к понятию оказывается попросту чужим.

  • Модель:

Акулы,
киты и другие крупные рыбы.

  • Пример:

Взять
хоть такие негативные социальные
процессы, как рост цен, падение жизненного
уровня, безработица.

(Безработица
не входит в род ‘»процессы» — она
входит в род «явления», однако
переход в этот другой род осуществлен
настолько незаметно, что зафиксировать
ошибку, на первый взгляд, даже довольно
затруднительно.)

16
Соположение вместо соподчинения
(juxtapositio)
объединяет в одном ряду понятия,
находящиеся между собой в иерархических
отношениях и потому не могущие
располагаться линейно относительно
друг друга.

  • Модель:

Народные
ремесла, резьба по дереву и вышивка
[резьба по дереву и вышивка — виды народных
ремесел].

  • Пример:

Литература
и искусство станут приоритетными в XXI
веке.

(Ошибка возникает
по причине употребления понятий
«литература» и «искусство»
как соотносимых горизонтально, в то
время как понятия эти на самом деле
соотносятся вертикально: «искусство»
есть по отношению к литературе более
общее, родовое, понятие, включающее в
себя литературу наряду с музыкой,
живописью и проч.)

Соседние файлы в папке ПЗ_3

  • #
  • #

Логические ошибки – это то, что встречается у каждого из нас. В данной статье мы рассмотрим примеры логических ошибок, которые, так или иначе, встречаются в нашей повседневной жизни.

Основы логики мы рассматривали отдельно. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с ними и узнать 4 главных закона логики. Также обратите внимание на когнитивные искажения, или распространенные ошибки мышления. Очень интересно!

Но сейчас мы будем говорить только о логических ошибках.

Подмена тезиса – это логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом, но имеющего совершенно иное значение.

Другая популярная логическая ошибка – «предвосхищение основания». Она заключается в том, что в качестве аргументов используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на ходячие мнения, высказанные кем-то предположения или даже на собственный вымысел, выдавая их за аргументы, якобы обосновывающие тезис.

В действительности же доброкачественность таких доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается с несомненностью. Обычно подобные лже-аргументы сопровождаются фразами: «Как абсолютно всем известно…», «Кто же будет спорить с тем, что…», «Само собой разумеется, что…», «Каждому известно, что…», дабы рассеять возможные сомнения у простого слушателя.

Что такое Логическая Ошибка

Логическая ошибка – в логике, философии и прочих науках, изучающих познание, ошибка, связанная с нарушением логической правильности умозаключений.

Ошибочность обусловлена каким-либо логическим недочётом в доказательстве, что делает доказательство неверным в целом.

Логические ошибки

Если человеку, который смотрит на уходящие вдаль рельсы железной дороги, кажется, что они сходятся на горизонте в одной точке, то он ошибается. Ошибается тот, кому кажется, что падение одного зерна на землю не производит ни малейшего шума, что пушинка не имеет веса и т. д.

Можно ли назвать эти ошибки логическими? Нет. Они связаны с обманом зрения, слуха и т. д., это ошибки чувственного восприятия.

Логические же ошибки относятся к мыслям. Причем не к мыслям как таковым, а к тому, как связывается одна мысль с другой, к отношениям между различными мыслями.

Нарушение закона тождества

В нашей повседневной жизни часто приходится наблюдать нарушение одного из главных законов логики – закона тождества. Взять, например, такой разговор.

– Можно мне взять твои книги?

– Возьми.

– А я не хочу их брать.

– Тогда не бери.

– Он запретил мне брать свои книги.

Здесь в выражении «не бери» смешиваются два разных суждения: «не бери» в смысле «можешь не брать» и «не бери» в смысле «нельзя брать», в результате чего нарушается закон тождества и неизбежно возникает недоразумение.

Часто самые незначительные изменения во фразе, например, перенос ударения, могут совершенно изменить ее логический смысл.

Вспомним недоразумение, которое возникло в связи с высказыванием Исаака Ньютона: «Гипотез не сочиняю». Многих удивляло, что Ньютон, несмотря на это заявление, сам выдвигал много гипотез.

В действительности же оснований для удивления нет. И те, кто усматривает здесь противоречие, просто нарушают закон тождества. В приведенном высказывании Ньютона нужно поставить логическое ударение на слове «сочиняю». И тогда оно будет иметь смысл: «Гипотез не сочиняю, но выдвигаю их на основе фактов».

Некоторые истолковали, его иначе и, поставив логическое ударение на слове «гипотез». Вложили в это высказывание совсем иной смысл: «Гипотез не выдвигаю, то есть, не создаю их вообще». На основе этого был сделан вывод, что Ньютон – противник всяких гипотез.

Нарушение закона исключенного третьего

Также нередко встречаются логические ошибки, связанные с нарушением закона исключенного третьего. Приведем классический пример.

В одной бане, вывешено объявление следующего содержания:

В камеру хранения принимаются:

  • верхняя одежда,
  • головные уборы,
  • обувь,
  • деньги и ценные вещи.

Не принимаются на хранение:

  • огнестрельное и холодное оружие,
  • горючие вещества,
  • продукты,
  • молотки и ножи.

В баню приходит гражданин, который хочет сдать вместе с одеждой связку книг. Гардеробщица отказывается брать книги, мотивируя тем, что их нет в списке вещей, принимающихся на хранение. Гражданин настаивает, ссылаясь на то, что и в списке предметов, не принимающихся на хранение, книги не указаны.

На основании указанного объявления суждение «книги принимаются» отрицается так же, как и суждение «книги не принимаются».

Логические ошибки мышления

В рассмотренных примерах противоречие возникает между двумя разными суждениями. Но законы мышления могут быть нарушены и внутри одного суждения.

Это бывает в тех случаях, когда из одного суждения вытекает другое, ему противоречащее. Например, древнегреческие софисты выдвинули утверждение «истинных суждений не существует».

Логические ошибки

Это утверждение опроверг Аристотель следующим образом.

Утверждение «истинных суждений не существует» является суждением. Если все суждения неистинны, то неистинно также и это суждение, то есть неистинно, что истинных суждений нет. А это значит, что истинные суждения существуют.

Такого же рода внутренне противоречивое суждение высказывает Пигасов в романе Тургенева «Рудин».

– Прекрасно! – промолвил Рудин, – стало быть, по-вашему, убеждений нет?

– Нет – и не существует.

– Это ваше убеждение?

– Да.

– Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай.

Логика Галилея

В истории науки были случаи, когда казавшиеся безусловно истинными суждения опровергались впоследствии. Путем обнаружения их внутренней логической несостоятельности.

Так, по вопросу о падении тел в физике в свое время считалась общепризнанной точка зрения. Согласно которой скорость падающих тел тем больше, чем больше вес тела. Эту точку зрения опроверг Галилео Галилей. Найдя в ней логическую ошибку. Сделал он это при помощи следующего рассуждения.

Пусть большой камень падает с какой-то определенной скоростью. Тогда другой камень, поменьше, будет падать с меньшей скоростью.

Теперь предположим, что мы сложили эти камни. С какой скоростью будет падать новый камень, вес которого равен весу двух первых?

  1. С одной стороны, эта скорость должна быть меньше скорости первого камня, поскольку мы присоединили к нему камень, падающий с меньшей скоростью, и этим самым уменьшили скорость падения первого камня.
  2. С другой стороны, вес камня, получившегося от сложения двух камней, больше веса каждого из них, поэтому и скорость его падения должна быть больше скорости каждого отдельного камня.
  3. Получается противоречие: скорость двойного камня одновременно и меньше и больше скоростей каждого из двух первых камней, что противоречит закону исключенного третьего.

Чтобы устранить это противоречие, говорит Галилей, нужно сделать допущение, что все тела падают с одинаковым ускорением.

Таким образом, по неправильности суждений можно судить об их неистинности. Если два или более утверждения противоречат друг другу, то это значит, что в них заключена какая-то ложь.

К слову сказать, это обстоятельство используется на суде для уличения преступника. Запутавшись в противоречивых показаниях, преступник бывает вынужден сознаться в своем преступлении.

Софизмы

Если законы логики нарушаются умышленно, то мы имеем дело с софизмами (от греч. sophisma – «измышление, хитрость»), которые представляют собой внешне правильные доказательства ложных мыслей.

Приведем несколько популярных софизмов.

Разные числа

Числа 3 и 4 – это два разных числа, 3 и 4 – это 7, следовательно, 7 – это два разных числа.

В данном внешне правильном и убедительном рассуждении смешиваются или отождествляются различные, нетождественные вещи: простое перечисление чисел (первая часть рассуждения) и математическая операция сложения (вторая часть рассуждения); между первым и вторым нельзя поставить знак равенства, т. е. налицо нарушение закона тождества.

Женщина – не человек

Или вот еще один пример софизма, где ловко прячется простая логическая ошибка.

Любой мужчина – человек. Женщина не мужчина. Следовательно, женщина – не человек.

Знаешь то, чего не знаешь

– Знаешь ли ты, о чём я хочу тебя спросить?

– Нет.

– Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?

– Знаю.

– Об этом я и хотел тебя спросить. А ты, выходит, не знаешь то, что знаешь.

Лекарство

Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.

Вор

Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

Как разоблачать софизмы

Для разоблачения софизма необходимо найти в рассуждении два объекта, которые умышленно и незаметно отождествляются.

При этом стоит заметить, что сделать это далеко не всегда просто. Именно поэтому так важно развивать логическое мышление.

Паралогизмы

От софизмов следует отличать паралогизмы (от греч. paralogismus – «неправильное рассуждение») – логические ошибки, допускаемые непроизвольно, в силу незнания, невнимательности или иных причин. Рассмотрим несколько примеров.

  1. Один человек пожилого возраста доказывает, что сила его, несмотря на преклонные годы, ничуть не уменьшилась:

– В юности и молодости я не мог поднять штангу весом 200 кг. Сейчас я тоже не могу ее поднять, стало быть, сила моя осталась прежней.

  1. В одной китайской семье родилась девочка. Когда ей исполнился год, к ее родителям пришел сосед и стал сватать девочку за своего двухлетнего сына. Отец сказал:

– Моей девочке всего год, а твоему мальчику целых два, т. е. он в два раза старше ее, значит, когда моей дочери будет 20 лет, твоему сыну будет уже 40. Зачем же мне выдавать свою дочь за старого жениха?!

Эти слова услышала жена и возразила:

– Сейчас нашей дочке год, а мальчику два, однако через год ей будет тоже два и они станут ровесниками, так что вполне можно в будущем выдать нашу девочку за соседского мальчика.

  1. Маленький мальчик спрашивает:

– Мама, что от нас дальше – Луна или Африка?

– Конечно же Африка, ведь Луну отсюда видно, а Африку – нет!

Логические парадоксы

Также от софизмов следует отличать логические парадоксы (греч. paradoxes – «неожиданный, странный»).

Парадокс в широком смысле слова – это нечто необычное и удивительное, то, что расходится с привычными ожиданиями, здравым смыслом и жизненным опытом.

Логические ошибки

Логический парадокс – это такая необычная и удивительная ситуация, когда два противоречащих суждения не только являются одновременно истинными (что невозможно в силу логических законов противоречия и исключенного третьего), но еще и вытекают друг из друга, друг друга обуславливают.

Если софизм – это всегда какая-либо уловка, преднамеренная логическая ошибка, которую можно обнаружить, разоблачить и устранить, то парадокс представляет собой неразрешимую ситуацию.

Это своего рода мыслительный тупик, «камень преткновения» в логике: за всю ее историю было предложено множество разнообразных способов преодоления и устранения парадоксов, однако ни один из них до сих пор не является исчерпывающим.

Парадокс лжеца

Наиболее известный логический парадокс – это парадокс «лжеца». Часто его называют «королем логических парадоксов». Он был открыт еще в Древней Греции.

По преданию, философ Диодор Кронос дал обет не есть до тех пор, пока не разрешит этот парадокс. В конечном счете, он умер от голода, так и не сумев решить эту логическую головоломку. Другой мыслитель – Филет Косский впал в отчаяние от невозможности найти решение парадокса «лжеца» и покончил с собой, бросившись со скалы в море.

Существует несколько формулировок парадокса лжеца. Наиболее коротко и просто он формулируется в ситуации, когда человек произносит простую фразу: Я лжец.

Анализ этого элементарного и бесхитростного на первый взгляд высказывания приводит к ошеломляющему результату. Как известно, любое высказывание (в том числе и вышеприведенное) может быть или истинным или ложным.

Рассмотрим последовательно оба случая. В первом из которых это высказывание является истинным, а во втором – ложным.

  • Допустим, что фраза «Я лжец» истинна, т. е. человек, который произнес ее, сказал правду. Но в этом случае он действительно лжец, следовательно, произнеся данную фразу, он солгал.
  • Теперь предположим, что фраза «Я лжец» ложна, т. е. человек, который произнес ее, солгал, но в этом случае он не лжец, а правдолюб. Следовательно, произнеся данную фразу, он сказал правду.

Получается нечто удивительное и даже невозможное: если человек сказал правду, то он солгал; а если он солгал, то он сказал правду. Два противоречащих суждения не только одновременно истинны, но и вытекают друг из друга.

Парадокс деревенского парикмахера

Другой известный логический парадокс, обнаруженный в начале 20 века английским философом, логиком и математиком Бертраном Расселом, – это парадокс «деревенского парикмахера».

Представим себе, что в некой деревне есть только один парикмахер, бреющий тех ее жителей, которые не бреются сами. Анализ этой незамысловатой ситуации приводит к необыкновенному выводу.

Зададимся вопросом: может ли деревенский парикмахер брить самого себя? Рассмотрим оба варианта, в первом из которых он сам себя бреет, а во втором – не бреет.

  • Допустим, что деревенский парикмахер сам себя бреет, но тогда он относится к тем жителям деревни, которые бреются сами и которых не бреет парикмахер, следовательно, в этом случае, он сам себя не бреет.
  • Теперь предположим, что деревенский парикмахер сам себя не бреет, но тогда он относится к тем жителям деревни, которые не бреются сами и которых бреет парикмахер, следовательно, в этом случае он сам себя бреет.

Как видим, получается невероятное: если деревенский парикмахер сам себя бреет, то он сам себя не бреет; а если он сам себя не бреет, то он сам себя бреет (два противоречащих суждения являются одновременно истинными и взаимообуславливают друг друга).

Парадоксы «лжеца» и «деревенского парикмахера» вместе с другими подобными им парадоксами также называют антино́миями (греч. antinomia – «противоречие в законе»), т. е. рассуждениями, в которых доказывается, что два высказывания, отрицающие друг друга, вытекают одно из другого.

Считается, что антиномии представляют собой наиболее крайнюю форму парадоксов. Однако довольно часто термины «логический парадокс» и «антиномия» рассматриваются как синонимы.

Протагор и Эватл

Менее удивительную формулировку, но не меньшую известность, чем парадоксы «лжеца» и «деревенского парикмахера», имеет парадокс «Протагор и Эватл», также появившийся в Древней Греции.

В основе этого логического парадокса лежит незатейливая на первый взгляд история, которая заключается в том, что у софиста Протагора был ученик Эватл, бравший у него уроки логики и риторики.

Учитель и ученик договорились, что Эватл заплатит Протагору гонорар за обучение только в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс.

Однако по завершении обучения Эватл не стал участвовать ни в одном процессе. И денег учителю, разумеется, не платил. Протагор пригрозил ему, что подаст на него в суд. И тогда Эватлу в любом случае придется заплатить.

– Тебя или присудят к уплате гонорара, или не присудят, – сказал ему Протагор, – если тебя присудят к уплате, ты должен будешь заплатить по приговору суда; если же тебя не присудят к уплате, то ты, как выигравший свой первый судебный процесс, должен будешь заплатить по нашему уговору.

На это Эватл ему ответил:

– Все правильно: меня или присудят к уплате гонорара, или не присудят; если меня присудят к уплате, то я, как проигравший свой первый судебный процесс, не заплачу по нашему уговору; если же меня не присудят к уплате, то я не заплачу по приговору суда.

Таким образом, вопрос о том, должен Эватл заплатить Протагору гонорар или нет, является неразрешимым.

Договор учителя и ученика, несмотря на его вполне невинный внешний вид. Является внутренне, или логически, противоречивым. Так как он требует выполнения невозможного действия: Эватл должен и заплатить за обучение, и не заплатить одновременно.

В силу этого сам договор между Протагором и Эватлом, а также вопрос об их тяжбе представляет собой не что иное, как логический парадокс.

Решить этот спор можно было бы лишь в том случае, если бы обе стороны соблюдали закон тождества. И в качестве основания для уплаты или неуплаты брали что-нибудь одно: либо решение суда, либо свой договор.

Как избегать логических ошибок

Как же научиться не делать логических ошибок, то есть мыслить правильно, во всех случаях, по каким угодно вопросам, знакомым или впервые встретившимся, о каких угодно предметах, привычных и непривычных?

Повседневная жизненная практика, «здравый смысл», как уже говорилось, во многих случаях помогают избежать логических ошибок. Однако отнюдь не гарантируют избавление от них.

Конечно, чем шире практика, чем с большим количеством разнообразных предметов и видов деятельности сталкивается человек, тем больше возможностей он имеет для развития у себя правильного мышления.

Расширение кругозора, углубление фактических знаний, знакомство с самыми различными рассуждениями, несомненно, способствуют развитию мышления вообще.

Широко образованный, развитой человек быстрее заметит логическую ошибку в рассуждении. Даже и тогда, когда она не касается непосредственно его специальности, его обычных, повседневных занятий.

Поэтому изучение различных наук имеет большое значение. Ведь каждая наука так или иначе, в той или иной степени связана с рассуждениями.

Использованная литература:

Авенир Уемов «Логические ошибки»,

Дмитрий Гусев «Удивительная логика».

Будем благодарны за Вашу поддержку!

Почти близнецы, но тем не менее очень разные. Написание слов «то же» и «тоже» часто ставит в тупик даже тех, у кого с орфографией проблем нет: правильным может быть как слитное, так и раздельное написание.  Наиболее действенный способ проверить, как правильно пишется «тоже» и «то же» — это попробовать опустить частицу «же». Если её можно убрать из предложения без потери смысла — мы имеем дело с «то же». Но если получившийся текст не имеет смысла, «тоже» следует писать в одно слово. Выбор написания будет зависеть от контекста и от того, какой частью речи является это слово в предложении. 

Слово ТОЖЕ пишется слитно в следующих случаях

Если «тоже» является наречием, сочинительным союзом и частицей, то его написание будет слитным. Давайте рассмотрим каждый из этих случаев.

Наречие «тоже»

Наречие «тоже» употребляется в значении «равным образом, аналогично, равной мере» и встречается в основном с глаголами. К наречию можно задать вопрос «как?; каким образом?» и в роли наречия «тоже» может выражать, например, согласие. Важно помнить, что наречие — это самостоятельная часть речи, которая несет смысловую нагрузку в тексте, и если его опустить, текст станет бессмысленным или потеряет нечто важное для раскрытия авторской мысли. 

Иногда «тоже» стоит рядом с другим наречием и в этом случае выполняет функцию «признак признака».

Сочинительный союз «тоже»

Если его можно заменить соединительным союзом «также», который по сути является синонимом для союза «тоже», то перед нами сочинительный союз, и мы выбираем слитное написание. Союз не является членом предложения (в отличие от наречия). 

В большинстве случаев (но не всегда) «тоже» можно заменить соединительным союзом «и».

Частица «тоже»

В качестве частицы «тоже» обычно выражает пренебрежительное отношение говорящего и даже насмешку, может выражать неодобрение или ироническое отношение к чему-то. 

Если после слова «тоже» ставится местоимение «мне», то мы получаем устойчивое сочетание (фразеологизм), который используется в качестве междометия.

Раздельное написание ТО ЖЕ 

Местоимение «то» + частица «же»

В целом, сочетание «то» + «же» пишется раздельно в конструкциях вида: «то же самое», «одно и то же», «в то же время». Частицу «же» легко можно переставить в другое место в тексте или совсем убрать, на общий смысл это никак не повлияет.  

Сочинительный союз «тоже» пишется слитно. Указательное местоимение «то» с частицей «же» пишется раздельно.

Узнаем, как правильно пишется «тоже» или «то же», слитно или раздельно с «же».

Слитное и раздельное написание этих одинаково звучащих слов зависит от того, какой частью речи они являются и в каком контексте употреблены.

"Тоже" и "то же"

Слитное написание слова «тоже»

Рассматриваемое слово является сочинительным союзом, который легко заменяется синонимичным соединительным союзом «также», например:

Я тоже решил эту задачу. Я также решил эту задачу.

Оба союза являются синонимами соединительному союзу «и». Проследим их взаимозаменяемость:

Малышке тоже не сиделось на месте. Малышке также не сиделось на месте. И малышке не сиделось на месте.

Сочинительный союз «тоже» употребляется в сложносочиненном предложении, где соединяет два простых предложения в одно законченное высказывание, например:

Я склонился к реке, но и там, в темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды (И. Тургенев).

Я шёл, месяц тоже шёл, катясь в черноте ветвей зеркальным кругом (И. Бунин).

Нежнейшие оттенки цветов — красного, малинового, желтого и зеленого — раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску (Г. Ушаков).

Вывод

Сочинительный союз «тоже» пишется слитно. Часть «же» опустить нельзя.

Раздельное написание слов «то же»

Если замену на союзы «также», «и» сделать невозможно, а частицу «же» можно опустить, значит, в контексте используется слово, принадлежащее к самостоятельной части речи, — местоимению.

В отличие от сочинительного союза сочетание указательного местоимения «то» с частицей «же» пишется раздельно, например:

Я пошел на то же самое место и все сделал так же, как и вчера.

В то же мгновение противоположная дверь открылась.

То же выражение холодной готовности к борьбе выразилось и на его лице (Л. Толстой).

В этом контексте частицу «же» можно опустить без нарушения смысла высказывания. За указательным местоимением «то» часто следует определительное местоимение «самое» или его можно подставить:

Здесь было всё то же самое: деревья, скамейки, фонтан.

Я не хочу писать то же (самое), что и вчера.

Он хотел посмотреть, как в одно и то же (самое) время страх и любовь отразится на их лицах.

В этом предложении указательное местоимение «то» определяет существительное «время»,  его можно заменить указательными местоимениями «это», «такое», а частицу «же»  можно убрать и добавить местоимение «самое».

Он хотел посмотреть, как в одно и это (такое) же время страх и любовь отразится на их лицах.

Все эти приемы свидетельствуют о раздельном написании слов «то же».

Правило

Написание местоимений (наречий) с частицей "же" и союзами

Указательное местоимение «то» с частицей «же» пишется раздельно. Частицу «же» можно изъять из контекста.

Памятка

Памятка

Видеоурок «То(же), так(же) — слитно или раздельно?»

Тест

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 75

Тоже или то же — как пишется предлог и местоимение

Правописание наречий и союзов, местоимений « тоже и то же » зависит от их значения в предложениях. Чтобы не путаться с выбором правильного ответа в зависимости от контекста, мы приведём обзор облегченных понятий, что позволит вам безошибочно разбираться в правилах русского языка.

«Тоже» — правила написания

Сочинительный союз « тоже » в орфографии имеет важную роль, поскольку связывает два простых предложения и является основной деталью для определения смысла.

« Тоже » пишется слитно при условии:

  • оно является наречием, частицей или союзом, можно заменить в предложениях союзом «и», «также» с сохранением благозвучности и смысла контекста: тоже = также = и.
  • оно является основным, связующим звеном в сложных предложениях, а без него, фразы теряют смысл и читаются неблагозвучно.

Правильное и неправильное написание наречия/союза

Рассмотрим примеры, когда « Тоже » выступает в предложениях в качестве наречия или союза и пишется слитно:

Когда взрослые уйдут на работу, мы тоже можем пойти к своим игрушкам. – Когда взрослые уйдут на работу, мы также можем пойти к своим игрушкам.

Сделав замену «тоже» на «и» или «также», получаем такой же смысл.

Каждый день мой папа поднимался с постели, убирал, обедал и шел за продуктами. Я тоже люблю выполнять работу по дому.

Элемент « тоже » значится как наречие и имеет смысл « аналогично ». Часто компонуется с глаголами. Поэтому раздельное написание будет неверным:

— Трудно работать, Катя? – приветливо спросил Женя. – Ничего, еще немного осталось. Мне то то же тяжело доставать рыбу из пруда.

« Т оже » используется в предложении с наречием, и имеет значение «свойство признака».

Игорь! – сказал сеньор Давид. – Ты, не голоден? Я тоже ! Я согласен на лапшу без масла! Давайте скорей завтракать!

« Тоже » выступает в качестве наречия и отображает согласие на предложенное автором действие.

В этом случае частицу « же » убрать будет нелогично.

«То же» правила написания

Если невозможно произвести замену на союзы «и» или «также» и можно опустить частицу « же » без потери смысла, значит перед нами слово, которое принадлежит к местоимению. В таком случае указательное местоимение « то » и элемент « же » пишутся раздельно.

Для легкого, простого понимания, и собственного контроля, проверки верности в написании, в предложение вставляется простая конструкция «самое» при этом предложение не теряет значимости и имеет точное умозаключение.

Словосочетание « то же самое и одно и то же », всегда пишется раздельно, что необходимо запомнить каждому грамотному ученику.

Правильное и неправильное написание местоимения «то» с частицей «же»

Рассмотрим простой способ, как запомнить формулировку и применять ее на практике.

Сегодня на завтрак было то же , что и вчера. — Сегодня на завтрак было то , что и вчера.

Изъяв буквенный элемент « же », мы не теряем значение фраз и потому пишем раздельно. Написание слитно, применяя такой способ — неверно:

Я финишировал в тоже время, что и мой соперник. — Я финишировал в то врем я, что и мой соперник.

Директор на собрании говорил то же , что и на прошлой неделе. — Директор на собрании говорил то же самое , что и на прошлой неделе.

После « то же » можно добавить местоимение «самое», и предложение остаётся созвучным и сохраняет значение. В таком случае, написание слитно будет ошибочным:

Некоторые вещи остаются неизменными. Она выбрала тоже блюдо, что и всегда. — Она выбрала то же самое блюдо , что и всегда

Каждый день родители повторяли ему одно и то же .

Она была уверена в своей правоте, но в то же время переживала, что могла обидеть собеседника.

Упражнения для самопроверки

Обзор примеров комбинаций с элементами тоже или то же , поможет укрепить пройденный, учебный материал небольшого курса русского языка. Каждый вариант несет определенное правило, которым можно воспользоваться и проверить уровень грамотности.

Чтобы с легкостью определить правильно написание, рекомендуем вникать в смысл каждого отдельного слова и проверять грамматику, предложенными методами, таким образом, вы снизите вероятность и количество ошибок в тексте.

  • Старший брат пошел по стопам отца, став медиком. Младший то_же последовал его примеру.

Правописание «тоже» и «то же»

Сочинительный союз «тоже» пишет­ся слит­но. Указательное место­име­ние «то» с части­цей «же» пишет­ся раздельно.

Слитное и раз­дель­ное напи­са­ние этих слов зави­сит от того, какой частью речи они явля­ют­ся и в каком кон­тек­сте употреблены.

Слитное написание слова «тоже»

Рассматриваемое сло­во явля­ет­ся сочи­ни­тель­ным сою­зом, кото­рый лег­ко заме­ня­ет­ся ана­ло­гич­ным соеди­ни­тель­ным сою­зом «так­же», напри­мер:

Я тоже решил эту зада­чу. Я так­же решил эту задачу.

Оба сою­за явля­ют­ся сино­ни­ма­ми соеди­ни­тель­но­му сою­зу «и». Проследим их взаимозаменяемость:

Малышке тоже не сиде­лось на месте. Малышке так­же не сиде­лось на месте. И малыш­ке не сиде­лось на месте.

Сочинительный союз «тоже» упо­треб­ля­ет­ся в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, где соеди­ня­ет два про­стых пред­ло­же­ния в одно закон­чен­ное выска­зы­ва­ние, например:

Я скло­нил­ся к реке, но и там, в тем­ной, холод­ной глу­бине, тоже колы­ха­лись, дро­жа­ли звез­ды (И. Тургенев).

Я шёл, месяц тоже шёл, катясь в чер­но­те вет­вей зер­каль­ным кру­гом (И. Бунин).

Нежнейшие оттен­ки цве­тов — крас­но­го, мали­но­во­го, жел­то­го и зеле­но­го — рас­кра­ши­ва­ли обла­ко, лучи каж­дое мгно­ве­ние тоже меня­ли свою окрас­ку (Г. Ушаков).

Раздельное написание слов «то же»

Если заме­ну на сою­зы «так­же», «и» сде­лать невоз­мож­но, а части­цу «же» мож­но опу­стить, зна­чит, в кон­тек­сте исполь­зу­ет­ся сло­во, при­над­ле­жа­щее к само­сто­я­тель­ной части речи, — место­име­нию.

В отли­чие от сочи­ни­тель­но­го сою­за соче­та­ние ука­за­тель­но­го место­име­ния «то» с части­цей «же» пишет­ся раз­дель­но, например:

Я пошел на то же самое место и все сде­лал так же, как и вчера.

В то же мгно­ве­ние про­ти­во­по­лож­ная дверь открылась.

То же выра­же­ние холод­ной готов­но­сти к борь­бе выра­зи­лось и на его лице (Л. Толстой).

В этом кон­тек­сте части­цу «же» мож­но опу­стить без нару­ше­ния смыс­ла выска­зы­ва­ния. За ука­за­тель­ным место­име­ни­ем «то» часто сле­ду­ет опре­де­ли­тель­ное место­име­ние «самое» или его мож­но подставить:

Здесь было всё то же самое : дере­вья, ска­мей­ки, фонтан.

Я не хочу писать то же ( самое ) , что и вчера.

Он хотел посмот­реть, как в одно и то же ( самое ) вре­мя страх и любовь отра­зит­ся на их лицах.

В этом пред­ло­же­нии ука­за­тель­ное место­име­ние «то» опре­де­ля­ет суще­стви­тель­ное «вре­мя», а части­цу «же» мож­но опу­стить и доба­вить место­име­ние «самое». Все эти при­е­мы сви­де­тель­ству­ют о раз­дель­ном напи­са­нии слов «то же».

Правописание «то же» и «тоже»: отличие форм и значений, примеры употребления

«Тоже» и «то же» правильно пишутся или так, или этак, в зависимости от того, что вы хотите высказать (выразить на письме), поскольку у слова «тоже» и устойчивого словосочетания «то же» разные значения.

Правописание и правила употребления

Слово «тоже» пишется слитно. Употребляется, если нужно что-то сказать в смысле «так же», «таким же образом», «равноценно», «равносильно», «равнозначно»; иногда – «аналогично», «одинаково». Наречие, на письме не изменяется, но может быть союзом или частицей (тоже неизменяемые слова). Более всего относится к действиям, описываемым глаголами:

  • «Мама, глянь, какое у Люськи новое пальто! Я тоже такое хочу

«То же»

Выражение «то же» является устойчивым в речи настолько, что стало практически фразеологизмом – словосочетанием, наделённым собственным смыслом и понимаемым как одно слово. Вообще-то фразеологизмы неизменяемые словосочетания, а «то же» склоняется (см. далее). И тут лингвисты нашли, надо сказать, остроумный выход из положения: в современной русской лексике «то же» это указательное местоимение, также одно слово, пишущееся раздельно. Слова типа «1 в 2» (шутка) большая редкость в русской морфологии, но в данном случае вполне оправданная. Писать «то же» нужно, если оно относится к предметам, описываемым существительными или указываемым местоимениями, то есть в смысле «аналогичное», «такое же», «равноценное»; в некоторых случаях «одинаковое», «равнозначное», «равносильное»:

  • «На Люсе женское пальтишко, потому что она девочка, а ты – мальчик. Это совсем не одно и то же».

Значения

Слитное «тоже» употребляется в русском языке в следующих значениях:

  1. Как наречие, употребляемое почти исключительно с глаголами: «Нет, этого мне не надо, и других акционных товаров я тожене хочу. – Да будет вам, берите, даром же, и губка для посуды на хозяйстве тожепригодится». Синоним «также». Но может употребляться и с наречиями в смысле «признак признака»: «Нет, так тоже много выходит. Отсыпьте, чтобы было до сотни по деньгам»
  2. Как частица, выражающая насмешку, пренебрежение, скепсис (чаще всего с личным местоимением «я» в дательном падеже, «мне»). Относится к существительным: «Тоже мне, подарок! Да ладно уж, кушать, действительно, не просит». Синоним «вот ещё» (употребляется преимущественно без «мне»).
  3. В качестве союза, связывающего в одно высказывание однородные (взаимодополняющие) части предложения. Относится к прилагательным: «Перейдя разбитую, бог весть когда ремонтированную дорогу, мы зашли в лесополосу, тоженеухоженную и захламленную». Синонимы «также», «точно так же»; частичные, применительно к прилагательным «такой же» («такая же», «такое же», «такие же»). Может служить связкой частей сложносоставного предложения: «А зайдёте к Ильиным, тоже передайте им привет от нас».
  1. Как указательное местоимение, большей частью в сочетании с «самое»: «Уже третий с утра пациент жалуется на то же. Нужно оповестить эпидемиологов и токсикологов». Синоним «такое же». В данном качестве по родам не изменяется, по числам и падежам не склоняется, т.е. фактически является местоимённым наречием.
  2. Как местоимённое прилагательное (относится в существительным): «Да, выглядит как то жеявление, когда на базар вывалили мясо, сдобренное консервантами, помните?»; «Мы посетили то жеместо, что и в прошлом году». Частичные синонимы, в зависимости от рода предмета, к которому относится, «такой же»,«такая же», «такое же», «такие же», «тот же», «та же», «те же».

Грамматика

Слитное «тоже» состоит из одного корня; постановка ударения и деление переносом то́-же. В речи служит наречием, частицей или союзом. Раздельное «то же» может быть указательным местоимением среднего рода, местоимённым прилагательным или местоимённым наречием. Состоит из исходного указательного местоимения «то» в сочетании с выражающей противопоставление частицей «же». В качестве местоимения и производного от него прилагательного склоняется аналогично существительным I академического склонения (2-го в школьной традиции):

  • Именительный: то́ же (ед. ч.); те́ же .
  • Родительный: то́го же (ед. ч.); те́х же .
  • Дательный: то́му же (ед. ч.); те́м же .
  • Винительный: то́ же (ед. ч.); те́ же (мн. ч.).
  • Творительный: те́м же (ед. ч.); те́ми же (мн. ч.).
  • Предложный: то́м же (ед. ч.); те́х же (мн. ч.).

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/slitno-ili-razdelno-pishetsya-slovo-tozhe.html

http://pishempravilno.ru/to-zhe-i-tozhe/

gay-couple-illustration_23-2147511576

Ошибка, которую очень легко совершить: вместо двух слов «то же» люди пишут, упуская один пробел, одно – «тоже». Вроде и написано правильно, а по смыслу текста получается ерунда. А все потому, что не умеют отличить союз от местоимения с частицей!

Три источника, три составных части

Нет, мы не о марксизме, а все еще о русском языке. Будем учиться «узнавать в лицо» союз, местоимение и частицу, которые только притворяются одинаковыми.

В конструкции то+же участвуют местоимение то и частица же. Отличить их в предложении от союза тоже достаточно легко – попробуйте отбросить частицу! Если смысл фразы останется неизменным, значит, и писать надо с пробелом (ну, чтобы удобнее было отбрасывать). Еще одна подсказка: очень любят стоять рядышком с то же слова «одно» и «самое». «Одно и то же» и «то же самое» практически стали устойчивыми оборотами речи, так что можно просто запомнить – же в них ВСЕГДА пишется отдельно.

– А, — говорю, — везде одно и то же, а в Антарктиде ещё вдобавок холодно. (А. Стругацкий, Б.Стругацкий, «Пикник на обочине»)

– У меня то же самое серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году. – сравните: У меня то самое серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году.

Раз уж мы говорим на эту тему, стоит упомянуть и про сочетание так+же – это наречие так с частицей же, которые подчиняются тому же правилу: если частицу можно убрать без потери смысла, то она пишется раздельно. Другой вариант – мысленно подставить вместо же наречие как. Замена неисказила смысла – прекрасно, пишем же отдельно от так.

Во всем Краснодоне не было людей, настроенных так же спокойно и в то же время торжественно, как эти двое. (А.Фадеев, «Молодая гвардия»)

Я жил в Петербурге долгие месяцы и отыскать меня было так же легко, как сходить на Невский. (А.Чехов)

Тоже = также = и

Вторая часть нашего грамматического разбора начинается, как вы заметили, с формулы. Это универсальный способ запомнить правописание союзов тоже и также – кроме того, что они равны друг другу по смыслу, каждый из них можно заменить союзом и.

Я тоже прочел эту книгу. – сравните: Я также прочел эту книгу. – И я прочел эту книгу.

Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча. (М.Горький, «Мать»)

Умно – что ваша откровенность явила ваше благородство; но глупо думать, в самом деле, что буду глупой также я и брошу вас, когда есть средство

возвысить вас из низкой доли. (Лопе де Вега, «Собака на сене», пер. М.Лозинского)

P.S. Тем, кто дочитал статью до конца, достается бонус – правило написания сложного выражения из шести коротких слов! Итак, запомните: в выражении «во что бы то ни стало» ВСЕ слова пишутся раздельно, без дефисов и знаков препинания.

Я решил во что бы то ни стало выучить русский язык и за полгода добился поразительных успехов.

Успехов вам, дорогие любители русского языка!

Поделиться

Твитнуть

Поделиться

Отправить

Оценить статью

Загрузка…

Like this post? Please share to your friends:
  • Тогда тот постарался поправить свою ошибку
  • Тогда было страшное время николенька исправьте ошибки
  • Товары этой фирмы пользуются большим спросом где ошибка
  • Товары с ошибками в маркировке
  • Товарная накладная заполнена с ошибками