Только один листок виднеется на кусту орешника вид ошибки

Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните
причины их появления.

Я бы хотел иметь какого-нибудь животного, чтобы ухажи-
вать за ним. Авторитетная жюри признала работу этого актё-
ра самой яркой. Леня рос круглой сиротой. Окна и двери ре-
бята выкрасили импортным белилом. Герои-шофёры возили
по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты. Только один
листок виднеется на кусту орешника. Инженера везде требу-
ются. Старый армян выдал свою дочь замуж и очень тосковал
125
по ней. Жестокий юноша не слушал мольб своей старой мате-
ри. Я напою тебя отличным кофем.

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      beckhammacdonald396

    • Создано:

      2 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • Обществознание

    3 минуты назад

    Россия середина 19 века! Помогите!

  • По братски уравнение с логарифмом

  • 1. Найди высоту подъёма системы двух закреплённых в одной точке на одинаковых нитях (l=1,5 м) шаров (m1=4 кг, m2=6 кг), учитывая следующее описание изменений в данной системе: первоначально шары соприкасались, далее первый шар отклоняют на 30° и отпускают, в результате чего происходит неупругое взаимодействие со вторым шаром.(Ответ округли до десятых.)2. Найди отношение высоты подъёма системы двух подвешенных в одной точке на одинаковых нитях шаров (m1=2 кг, m2=18 кг) к длине нити, учитывая, что сначала шары соприкасались, далее второй шар отклоняют на 45° и отпускают, в результате чего происходит неупругое взаимодействие с первым шаром.(Ответ округли до сотых.)3. Найди массу падающего с высоты 95 м объекта, если на высоте 13 м его полная механическая энергия равна 3 кДж и сила трения при движении объекта о воздух является бесконечно малой величиной.(Ответ округли до целых.)4. Машина (2,5 т) притормаживает до полной остановки 3 с под действием силы 3 кН.Найди тормозной путь.(Ответ округли до десятых.)5. Рассчитай значение работы, которую могут выполнить твои ноги при беге с постоянной скоростью 31 км/ч от момента старта, учитывая, что масса ног составляет примерно 50 % от массы всего тела. Сколько целых забегов с такими энергетическими затратами эквивалентно съеденной стограммовой плитке шоколада (650 ккал)?Справочные данные: 1 кал =4,19 Дж.Ответ:1) измерь массу своего тела и впиши среднее значение (ответ округли до целых): ______кг;2) работа ног человека при беге (ответ округли до целых): _____ Дж3) количество забегов: ____6. Выбери правильные варианты ответов.1) Потенциальная энергия является (векторной/скалярной) физической величиной.2) Полная механическая энергия тела определяется как (его потенциальная энергия/его кинетическая энергия/сумма его потенц. и кинетич. энергий)3) Сила упругости является силой: (потенциальной/непотенциальной)4) Работа потенциальных и непотенциальных сил изменяет (кинетическую энергию/полную механическую энергию/потенциальную энергию) тела.5) В консервативных физических системах (выполняется/не выполняется) закон сохранения полной механической энергии.7. Рассчитай импульс падающего с определённой высоты тела (6 кг), если его кинетическая энергия в момент соударения с поверхностью равна 400 Дж.(Ответ округли до целых.)Ответ: кг · м/с.8. При проведении лабораторного эксперимента объект падает с определённой высоты. Найди массу объекта, если в момент соударения с Землёй его импульс равен 200 кг · м/с, а кинетическая энергия — 500 Дж.(Ответ округли до целых.)Ответ: ___кг.9. Рассчитай высоту подъёма системы двух закреплённых в одной точке на одинаковых нитях (l=1,3 м) тел (m1=2 кг, m2=9 кг), учитывая следующее описание изменений в данной системе: первоначально тела соприкасались, далее второе тело отклоняют на 30° и отпускают, в результате чего происходит неупругое взаимодействие с первым телом.(Ответ округли до десятых.)Ответ: ___см.10. Найди полную механическую энергию падающего с высоты 68 м объекта (7 кг) на высоте 2 м от поверхности Земли, пренебрегая силой трения при его движении о воздух.(Ответ округли до десятых.)Ответ: кДж.11. Систему закреплённых в одной точке на одинаковых нитях соприкасающихся двух тел выводят из равновесного положения, отклоняя первое тело (m1=5 кг) на 60° и отпуская, в результате чего происходит неупругое взаимодействие со вторым телом (m2=9 кг) и дальнейший подъём на 1,1 см. Рассчитай длину нити.(Ответ округли до десятых.)Ответ: ___м.

  • Помогите по физике

  • Помогите с Геометрией, решите 2 задачи. Заранее спасибо

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Вопросы без ответа

  • 1. Найди высоту подъёма системы двух закреплённых в одной точке на одинаковых нитях (l=1,5 м) шаров (m1=4 кг, m2=6 кг), учитывая следующее описание изменений в данной системе: первоначально шары соприкасались, далее первый шар отклоняют на 30° и отпускают, в результате чего происходит неупругое взаимодействие со вторым шаром.(Ответ округли до десятых.)2. Найди отношение высоты подъёма системы двух подвешенных в одной точке на одинаковых нитях шаров (m1=2 кг, m2=18 кг) к длине нити, учитывая, что сначала шары соприкасались, далее второй шар отклоняют на 45° и отпускают, в результате чего происходит неупругое взаимодействие с первым шаром.(Ответ округли до сотых.)3. Найди массу падающего с высоты 95 м объекта, если на высоте 13 м его полная механическая энергия равна 3 кДж и сила трения при движении объекта о воздух является бесконечно малой величиной.(Ответ округли до целых.)4. Машина (2,5 т) притормаживает до полной остановки 3 с под действием силы 3 кН.Найди тормозной путь.(Ответ округли до десятых.)5. Рассчитай значение работы, которую могут выполнить твои ноги при беге с постоянной скоростью 31 км/ч от момента старта, учитывая, что масса ног составляет примерно 50 % от массы всего тела. Сколько целых забегов с такими энергетическими затратами эквивалентно съеденной стограммовой плитке шоколада (650 ккал)?Справочные данные: 1 кал =4,19 Дж.Ответ:1) измерь массу своего тела и впиши среднее значение (ответ округли до целых): ______кг;2) работа ног человека при беге (ответ округли до целых): _____ Дж3) количество забегов: ____6. Выбери правильные варианты ответов.1) Потенциальная энергия является (векторной/скалярной) физической величиной.2) Полная механическая энергия тела определяется как (его потенциальная энергия/его кинетическая энергия/сумма его потенц. и кинетич. энергий)3) Сила упругости является силой: (потенциальной/непотенциальной)4) Работа потенциальных и непотенциальных сил изменяет (кинетическую энергию/полную механическую энергию/потенциальную энергию) тела.5) В консервативных физических системах (выполняется/не выполняется) закон сохранения полной механической энергии.7. Рассчитай импульс падающего с определённой высоты тела (6 кг), если его кинетическая энергия в момент соударения с поверхностью равна 400 Дж.(Ответ округли до целых.)Ответ: кг · м/с.8. При проведении лабораторного эксперимента объект падает с определённой высоты. Найди массу объекта, если в момент соударения с Землёй его импульс равен 200 кг · м/с, а кинетическая энергия — 500 Дж.(Ответ округли до целых.)Ответ: ___кг.9. Рассчитай высоту подъёма системы двух закреплённых в одной точке на одинаковых нитях (l=1,3 м) тел (m1=2 кг, m2=9 кг), учитывая следующее описание изменений в данной системе: первоначально тела соприкасались, далее второе тело отклоняют на 30° и отпускают, в результате чего происходит неупругое взаимодействие с первым телом.(Ответ округли до десятых.)Ответ: ___см.10. Найди полную механическую энергию падающего с высоты 68 м объекта (7 кг) на высоте 2 м от поверхности Земли, пренебрегая силой трения при его движении о воздух.(Ответ округли до десятых.)Ответ: кДж.11. Систему закреплённых в одной точке на одинаковых нитях соприкасающихся двух тел выводят из равновесного положения, отклоняя первое тело (m1=5 кг) на 60° и отпуская, в результате чего происходит неупругое взаимодействие со вторым телом (m2=9 кг) и дальнейший подъём на 1,1 см. Рассчитай длину нити.(Ответ округли до десятых.)Ответ: ___м.

  • Русский язык

    34 минут назад

    Помогите пожалуйста срочно

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    23118

  • avatar

    Sofka

    7419

  • avatar

    zlatikaziatik

    5776

  • avatar

    vov4ik329

    5111

  • avatar

    DobriyChelovek

    4625

  • avatar

    olpopovich

    3461

  • avatar

    TheDenty

    3258

  • avatar

    dobriykaban

    2540

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    ViktoriaBell0

    1740

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Исправьте речевые ошибки.

Объясните причины их появления.

1. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом.

2. Герои — шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты.

3. Только один листок виднеется на кусту сирени.

4. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашел там Кравцова.

5. На опытной станции проведен учет эффективности прикатыва — ния ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотруд — ником Трошиным.

6. Он посмотрел на нее задумчивыми глазами.

7. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на переменах.

8. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

9. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.

10. Едьте быстрее : время позднее.

11. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда.

12. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Исправьте речевые ошибки?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.

мужского рода возникает противоречие между их формой и употреблением. Эта ошибка понимания может и не обнаружиться, если у существительного нет согласуемых слов (определения или сказуемого). Если же они есть, возникают ошибки: «Гаврик рос круглой сиротой», «Когда Ломоносов пришел учиться в академию, его все дразнили: «Такая дылда пришла учиться!»

Некоторые существительные, имеющие значение качественной оценки («лиса», «свинья», «жертва»), употребляются как существительные женского рода и по отношению к лицам мужского пола. Формальная и смысловая их близость к существительным общего рода вызывает ошибки такого типа: «Молчалин оказался очень хитрым лисой» (правильно — «хитрой лисой»).

в) В современном языке существительные мужского рода могут употребляться для обозначения лиц женского пола, поэтому вполне возможны следующие варианты: «Белова — опытный преподаватель» и «Белова — опытная преподавательница». Однако в ряде случаев соотносительные образования со значением женского пола отсутствуют, и тогда вынужденно используются существительные мужского рода: «Белова — опытный архитектор (инженер, педагог, контролёр, дизайнер, водитель трамвая, адвокат, судья, врач, инспектор, председатель, президент, майор, комиссар, профессор, доцент и т.д.). Не соответствует норме употребление существительного мужского рода, если есть соотносительное существительное женского рода: «Алёше бабушка казалась добрым волшебником» (правильно — «доброй волшебницей»).

Существительные могут иметь параллельные родовые формы, появляющиеся в процессе развития языка или принадлежащие разным его стилям, например, книжному и разговорному: «жираф» — «жирафа», «вольер» — «вольера», «скирд» — «скирда», «ставень» — «ставня». Общеупотребительное существительное может использоваться в профессиональной речи и здесь принимает другую родовую форму — «заусенец» {острый выступ на поверхности металла) — «заусеница» (задравшаяся кожица возле ногтя), «манжет» (кольцо для скрепления концов трубы) — «манжета» (деталь рукава), «клавиш» (наконечник рычажка в механизме) — «клавиша» (деталь определенного вида музыкальных инструментов).

В основе категории числа имен существительных лежит противопоставление единственности и множественности, которое по-разному проявляется у конкретных, вещественных, собирательных и отвлеченных существительных. Ошибки наи-

121

более часто встречаются в следующих случаях: 1) образование не существующих в нормативном языке форм множественного и единственного числа; 2) использование такой формы числа, которая неуместна в данном контексте.

1) При употреблении собирательных существительных мы сталкиваемся со странным явлением: единственное число выражает множественность. Этот лингвистический парадокс влечёт за собой ошибку понимания, и на её основе возникает и ошибка говорения (письма): «Всё вокруг заросло кустарниками малины». Собирательное существительное «кустарник», единственное число которого обозначает множественность, употреблено в предложении неправомерно и должно быть заменено существительным «кусты». Аналогичному переосмыслению часто подвергают слова, служащие для обозначения родовых понятий (так называемые гипонимы): «оружие», «посуда», «продовольствие», «скотина», «обувь», «одежда» и т.д. Сравните, «У старшего брата было много скотин, а у младшего — только осёл» (правильно — «было много скота»).

Образование форм множественного числа отвлечённых существительных вызвано стремлением выразить формой множественного числа реальную повторяемость действий: «Ребята криками и свистами прогнали собаку» (правильно — «криками и свистом»).

Конкретные существительные типа «брюки», «сани», «ножницы» употребляются только в форме множественного числа, которая при этом оказывается двузначной: обозначает как единственный предмет, так и их множество: «мастерская по пошиву курток и брюк» (много предметов) — «не могу найти свои серые брюки» (предмет один). При употреблении таких существительных часто исходят из формального внешнего признака (окончания), который указывает на реальную множественность предметов. Поэтому если предмет один, то происходит процесс преобразования числа существительного в форму единственного по аналогии с именами, имеющими обе формы: «У нас во дворе качель сломалась». Конкретное существительное «качели» не имеет единственного числа, но по аналогии с конкретными же существительными «стол», «дверь», которые во множественным числе принимают форму с окончанием —И(-Ы), образуется форма единственного числа с нулевым окончанием.

Для вещественных существительных лежащее в основе категории числа противопоставление «один» — «много» невозможно, поэтому та или иная форма числа закреплена за ними традицией и является немотивированной. В речи она

122

часто заменяется на противоположную: «Окна выкрасили белилом» (правильно — «выкрасили белилами»).

2) Для существительных, которые в нормированном языке обладают обеими формами числа, одна из них в определенных контекстах оказывается более предпочтительной. Так, слово «обед» в сочетании «готовить обед» употребляется только в форме единственного числа даже в том случае, если речь идёт о фактах, многократно повторяющихся. А существительное «цель» в сочетании «использовать в… целях» может быть употреблено только в форме множественного числа даже тогда, когда речь идёт об одной-единственной цели.

Довольно часто встречаются ошибки в склонении существительных. Наиболее распространенная — неправильный выбор варианта падежного окончания. Дело в том, что ряд существительных имеет вариативные формы падежа: «стакан чая» — «стакан чаю», «жить в лесу» — «говорить о лесе», «посетить цехи» — «посетить цеха». В связи с эти появляются следующие речевые недочеты: а) использование формы окончания на —А(-Я) у существительных с сз’ффиксом субъективной оценки, относящихся ко 2-му склонению и употреблённых в родительном падеже единственного числа: «налейте мне чайка, положите сахарка» — правильно «налейте чайку, положите сахарку». Одинаково возможны формы «сахара» и «сахару». Реже, но встречаются и неправомерные формы обратной замены: «Земля от холоду (правильно — «холода») стала крепкой».

Ряд существительных 2-го склонения имеет двойные формы предложного падежа: для обозначения места используется ударное окончание -У(-Ю) — «на берегу», «на лугу», а в других значениях (например, объекта) — безударное окончание -Е — «о луге», «о береге». В речи не всегда эти окончания используются в соответствии с нормой, и возникают выражения типа: «У меня на глазе был ячмень» или «Листья шелестят на ветре».

В течение последнего столетия, как отмечают исследователи1, конкурируют между собой формы окончаний на -А(-Я) и -Ы(-И) существительных 2-го склонения в именительном падежа множественного числа. Так, в XIX столетии обычным считалось употребление формы «домы», «докторы», «учители», «поезды*. В ряде слов форма на -А(-Я) закрепилась — «доктора», «поезда», «учителя», в других удерживает свои

1 Граудина Л.К., Ицкович В~А„ Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. — М., 1976. С. 116-120.

123

позиции форма на -Ы(-И) — «инженеры», «слесари». В ряде слов наблюдается колебание: «тракторы» — «трактора», «цехи» — «цеха». Вследствие многообразия вариантов возникают речевые ошибки: «Нам нужны проводы для уроков физики», «Они совсем взрослые, и у них уже есть паспорты». Употребление форм существительных «шофера», «торта», «инженера» объясняется и воздействием на литературный язык просторечия.

Широко распространены ошибки при употреблении формы родительного падежа множественного числа. Здесь возможны три варианта окончаний: -OB (-EB), -ЕЙ и нулевое. Выбор того или иного варианта зависит от типа склонения и последнего звука основы. Самое продуктивное окончание — -OB (-EB), поэтому часто оно ставится вместо нулевого окончания, и возникает речевая ошибка: «Мальчик был разведчиком у партизанов» (правильно — «был разведчиком у партизан»). Использование нулевого окончания вместо продуктивного -OB (-EB) является тоже весьма распространённой речевой ошибкой: «У сестер было много красивых платий».

Под воздействием просторечия довольно часто появляются ошибки в употреблении несклоняемых существительных: гласный основы отбрасывается, и слово изменяется по одному из типов склонения. Например, «Я напою тебя какаом» или «Мама укрыла тесто пальтом».

Встречается в речи и ненормативное употребление форм разносклоняемых существительных на -МЯ. В основе именительного падежа единственного числа данных существительных отсутствует суффикс -ЕН-, тогда как во всех остальных формах он есть. Причина возникающих ошибок — уподобление этих форм форме именительного падежа единственного числа: «Сколько время?»

У ряда существительных основы единственного и множественного числа различаются. Например, значительное число существительных мужского рода в основе имеют звук «И» — «колос» — «колосья» [й’а], «стул» — «стулья»[й’а]. Распространено унифицирование форм: от основы единственного числа образуется форма множественного числа: «Мы набрали много листов клена и ясеня». При этом в именительном падеже окончание -А(-Я) меняется на -Ы(-И). Например, «Братыборовички дружно высыпали на опушку леса». Основа единственного числа ряда существительных отличается от основы множественного числа наличием суффикса -ИН-. В речи встречается уподобление основы единственного числа основе множественного: «Он попал домой только благодаря своему одно-

124

сельчану — Санчо Пансе». Не менее распространено и обратное явление — уподобление основы множественного числа основе числа единственного: «У северянинов принято ездить на оленях и собаках». Большая группа существительных, которые имеют значение «невзрослости», характеризуется противопоставлением в основах единственного и множественного числа суффиксов -ОНОК- (-ЁНОК-) и -AT- (-ЯТ-): «медвежонок* — «медвежата», «ослёнок» — «ослята». Распространенной ошибкой является уподобление основы множественного числа основе единственного числа: «Сначала мы будем октябрёнками, а потом пионерами».

Вызывает затруднение и образование некоторых форм существительных, которые по разным причинам лишены одной или нескольких форм. Это явление называется «пустыми клетками в парадигме», оно присуще не только имени существительному. Так, например, отсутствует форма родительного падежа множественного числа у существительных «мечта», «тахта», «мольба», «дно», между тем в речи бывает необходимо употребить эти слова в данной форме и получаются такие предложения: «Нельзя предавать своих юношеских мечт». Некоторые существительные лишены формы единственного числа, хотя их лексическое значение нисколько этому не противодействует. Речь идет о весьма распространенных словах «девчата», «зверята», «ребята», «домашние», «родители», «родные» и т.д. Ошибка возникает тогда, когда образуют единственное число от данных слов: «На собрании объявили, что каждый родитель должен принять участие в дежурстве». Форма «родитель отмечается в словарях как устаревшая (то же, что и «отец») или разговорная.

Упражнения

Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления.

Вариант 1

Я бы хотел иметь какого-нибудь животного, чтобы ухаживать за ним. Авторитетная жюри признала работу этого актёра самой яркой. Леня рос круглой сиротой. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом. Герои-шофёры возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты. Только один листок виднеется на кусту орешника. Инженера везде требуются. Старый армян выдал свою дочь замуж и очень тосковал

125

по ней. Жестокий юноша не слушал мольб своей старой матери. Я напою тебя отличным кофем.

Вариант 2

Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его. Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. Катя научила меня танцевать старинный танго. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. Мы с подругой приехали с дач в один и тот же день. Она теперь у меня в долге. В Историческом музее я видел старинные ружьи. Все собаки были со своими хозяинами. В одной клетке мы увидели какого-то непонятного зверёнка. На Кавказе много глубоких ущельев.

Вариант 3

В нашем дворе дети обожают играть в казаков-разбойни- ков. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. Обрежь лишние нитки ножницей. Врач Носкова принимает больных только по записям. Часовой всю ночь простоял на посте. Недры нашей земли богаты полезными ископаемыми. Ребята из детского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. Врачи говорят правду только родным, поэтому нужно, чтобы пришёл кто-то родной.

Вариант 4

Дай мне поиграть твоей машиной, а ты возьми мои куклы. Окно занавешено красивой белой тюлью. Моя сестра — спорт- смен-разрядник. Профессия милиционера нравится мне тем, что в ней много опасностей и разных рисков. Небо затянуто сплошным серым облаком. В смертельном бое Мцыри победил барса. В этом кафе можно купить разнообразные торта. Мы долго наблюдали за ярким пламем костра.

Вариант 5

Хозяева запрягали в однч сани два медведя и сажали туда гостей. У моей собачки сметной хохолок как у свиристеля. На этой иллюстрации изображена одна из главных героев повести. Прежде чем отправиться в поход, надо запастись продовольствиями. В книге хорошо написано про окрестность города Петербурга. Налейте мне, пожалуйста, чайка и насыпьте сахарка. Новых сапогов у него, конечно, нет и никогда не было. Не знаете ли вы, сколько сейчас время?

126

Вариант 6

Мама постелила на кровать новую покрывалу. Море можно раскрасить синим гуашем. Во время войны моя бабушка была миномётчиком. Им приказали сдать все оружия. Вода используется также и для хозяйственной цели. Сейчас хлебу

унас вдоволь. Подумать только, сколько платий висит у неё

вшкафу, а она всё требует новые. Мама проводит со мной больше время, чем папа.

Образование форм имени прилагательного

Форма прилагательного зависит от категорий рода, числа и падежа существительного, к которому оно принадлежит. Её усвоение происходит естественным путём, и ошибки здесь не так многочисленны. Встречаются они в употреблении полной

икраткой форм и при образовании сравнительной степени.

1)Вопрос о выборе полной и краткой формы возникает при использовании качественных прилагательных в функции именной части сказуемого. Во многих случаях полная и краткая форма используется параллельно, различаясь лишь тонкими смысловыми и стилистическими оттенками: «Он ещё молод» (выражает временный признак, допустим, признак несоответствия какой-либо деятельности в данном возрасте) — «Он ещё молодой» (выражает постоянный признак); «Сапоги узкие» (выражает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой) — «Сапоги узки» (выражает признак недостаточности размера, носить такие сапоги данному человеку нельзя). Однако есть ситуации, когда возможно употребление только одной из зтих форм. Именно в этих случаях и возникают речевые ошибки: а) полная форма употребляется вместо краткой — «Шляпка гриба была полная воды». В роли сказуемого управлять зависимыми формами может только краткое прилагательное, поэтому предложение должно звучать так: «Шляпка гриба была полна воды»; б) краткая форма употреблена вместо полной. В ряде случаев лексические значения прилагательного в краткой и полной формах не совпадают или совпадают не во всем объеме. Так, прилагательное «способный» имеет два значения — «обладающий способностями, одарённый» и «могущий что-либо сделать». Первое значение реализуется в краткой форме только при наличии управляемого члена — «способен к изобразительной деятельности, танцам, музыке», поэтому фраза «Я способен, и вы должны меня принять в актёры» ошибочна. Правильный ва-

127

риант — «Я способен к актёрскому ремеслу (талантлив), и вы должны принять меня в актёры». Прилагательное «полный» имеет значение «толстый, тучный» только в полной форме, следовательно, выражение «В детстве мальчик был очень полон, потому что не занимался физкультурой и много ел» содержит речевой недочёт.

2) Ошибки появляются и при образовании степеней сравнения имени прилагательного. Это происходит в двух случаях: при образовании сравнительной степени такого прилагательного, которое в языке не имеет данной формы, и при образовании сравнительной степени ненормативным способом. В первом случает речь идёт о ряде качественных прилагательных, которые не имеют сравнительной степени, в основном это прилагательные с суффиксами -СК-, -К-, -0В-, -ЕВ-, -Л-: дружеский, боевой, вялый, маркий и т.д. Однако лексическое их значение, значение качественности не противоречит образованию сравнительной степени и в соответствии с нормой она может быть образована при помощи слов «более» и «менее». В речи же встречается ненормированное образование при помощи простой формы сравнительной степени: «День ото дня подросток становился всё смелее и боевее». Качественные прилагательные, которые обозначают так называемый «абсолютный» признак (глухой, косой, слепой, хромой, кривой, рваный и т.д.), находятся вне идеи сопоставления, но в ряде ситуаций эти признаки разворачиваются в динамике и требуют такого сопоставления. В нормированном языке эта потребность удовлетворяется образованием сложной (аналитической) степени сравнения, в реальной практике часто возникают ошибочные формы: «Сначала я спорил с мамой, а потом понял, что сна всегда правее меня».

Продуктивным и регулярным способом образования сравнительной степени является прибавление к основе суффикса -ЕЕ(-ЕЙ). Однако значительное число широко употребительных прилагательных с основой на «Г», «К», «Д», «X» (иногда на «Т» и «СТ») образуют данные формы с помощью суффикса -Е. При этом происходит чередование конечного согласного основы: «тихий — тиШЕ», «громкий — громЧЕ», «строгий — строЖЕ», «простой — проЩЕ». Ряд прилагательных образуют данные формы при помощи суффикса -ШЕ («тонкий — тоньШЕ»). Ошибки встречаются в связи с тенденцией во всех случаях употреблять для образования сравнительной степени наиболее распространенные суффиксы -ЕЕ-(-ЕЙ-). При этом чередование согласных исчезает: «Я никогда не видел книгу толстее». Встречается и явление обратного порядка — замена

128

продуктивного образования непродуктивным: «Этот путь гораздо длиныпе, чем тот». Широко распространены и случаи объединения сложной и простой форм сравнительной степени: к прилагательному в форме простой сравнительной степени прибавляется тот или иной элемент сложной формы сравнительной степени: «Эта задача более (менее) легче, чем та, которую решали вчера».

Речевые недочёты могут появляться и при образовании превосходной степени прилагательных. Она, как известно, может быть образована при помощи простой и сложной форм. Сложная форма образуется при помощи слов «самый», «наиболее», «наименее» и употребляется во всех стилях речи, а простая (так называемый элятив — от лат. elatus поднятый, возвышенный) образуется при помощи приставки НАИ- и (или) суффиксов -АЙШ-(-ЕЙШ-) и имеет книжный характер. Ошибки возникают, когда происходит смешение простой и сложной форм — «самый способнейший студент», «наиболее высочайшее здание» и т.д. Только в единичных случаях сочетание «самый» + форма превосходной степени является нормированным, хотя и имеет устаревший характер: «самая кратчайшая дорога», «самый ближайший путь», «самым теснейшим образом».

Образование форм местоимений

Специфика местоимений как части речи в том, что они являются словами-дублёрами. Их роль в организации предложения и текста в целом чрезвычайно велика. Речевые ошибки, связанные с использованием местоимений, возникают при употреблении местоимений «себя» и «свой»; указательных местоимений и местоимения «он»; просторечных притяжательных местоимений.

1) Местоимение «себя» по своему обобщённо-грамматичес- кому значению и функциям соотносится с личными, а воз- вратно-притяжательное «свой» — с притяжательными местоимениями. Двусмысленность возникает в связи с тем, что они могут относиться к любому из трёх лиц. Их конкретная соотнесённость с одним, а не с другим лицом устанавливается только контекстом, и если в предшествующем отрезке текста говорится о двух лицах, возникает неоднозначность: «Мария Семёновна попросила меня принести свой портфель». Портфель может принадлежать как Марии Семёновне, так и мне. Если первое, то нужно употребить местоимение «её», если второе — местоимение «мой». Местоимения «свой» и «себя»

часто употребляются вместо требуемых нормой личных и притяжательных местоимений. Например, «Косте понравились свои тапочки» (правильно — «его тапочки»); «Кирила Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе» (правильно — «интересны только ему»). Встречаются и ошибки противоположного характера — вместо требуемых нормой местоимений «себя» и «свой» используются личные или притяжательные местоимения: «Я нашёл книгу у меня на столе».

2) Указательные местоимения и местоимение «он» выполняют функцию замещения знаменательных слов. Замещаемое слово обычно содержится в предшествующем тексте и чёткое исполнение местоимением данной функции возможно только в том случае, если говорящие (слушающие) правильно соотносят знаменательное слово и местоимение, его замещающее. Часто местоимение-заместитель употребляется при отсутствии замещаемого слова, оно подразумевается говорящим (пишущим), но не отражается в речи (на письме): «В доме раздавались громкие голоса. Они пытались открыть двери изнутри». «Они» — это приказные (речь идет об одном из эпизодов повести А.С. Пушкина «Дубровский»), и автор, конечно, понимает, что именно приказные «пытались открыть дверь изнутри», однако формально получается, что это делали «крики». Подобные ошибки весьма распространены.

Ошибкой является и неоправданное повторение указательных и личных местоимений в начальных предложениях текста: «Когда он был на озере, он увидел там дерево совершенно необычной формы».

Речевые недочёты возникают и тогда, когда не одно, а два и более слов могут быть восприняты как замещаемые. Например, в предложении «Я увидел, что на школьном дворе идёт драка: восьмиклассник дерётся с шестиклассником. Этого мальчика я хорошо знал» остается неясным, кого «хорошо знал» автор — шестиклассника или восьмиклассника?

Замещающие местоимения должны быть согласованы с замещаемым слозом в роде и числе. Нарушение этого правила встречается, если замещаемое слов является собирательным существительным. Тогда местоимение ошибочно может быть употреблено в форме множественного числа, а не единственного, то есть, согласовано по смыслу, а не грамматически. Например, «Дворянство боялось, что они могут лишиться власти». Местоимение может оказаться согласованным в роде не с замещаемым существительным, а с тем словом, которое по отношению к данному существительному служит обозна-

13U

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Окна и двери ребята выкрасили импортными белилами (БЕЛИЛА употребляется во множественном числе).

Герои-шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронт (ФРОНТ правильно сказать в единственном числе, а не ФРОНТЫ в данном случае).

Только один листок виднеется на кусте (правильно так, а не на КУСТУ) орешника.

Когда он приехал в Новосибирск, (убираем повторяющееся подлежащее ОН) не нашел там Кравцова.

Какая-то птица села на ветку,и с ветки (если оставить С НЕЕ, смысл будет, что дождь посыпался с птицы, а не с ветки) посыпался серебряный дождь.

Он посмотрел на нее задумчивыми глазами (Нужно одно из местоимений заменить, например, Он осмотрел на ДЕВУШКУ задумчивыми глазами)

Ученикам дежурного класса было поручено соблюдать порядок (порядок соблюдают, а не наблюдают) на переменах. (Либо НАБЛЮДАТЬ ЗА ПОРЯДКОМ)

Готовя домашнее задание, я все время отвлекался на телефон. (В исходном предложении смысл — Задание готовил я, а не телефон)

Потеряв на войне мужа, она не желала заводить новую семью. (ПОТЕРЯВ относится к местоимению ОНА)

Езжайте быстрее: время позднее. (слово ЕДЬТЕ некорректно)

Ураганный ветер ломал колосья и уносил их неизвестно куда. (слово СЛАМЫВАЛ некорректно)

Садитесь на стул, кладите (слово ЛОЖИТЕ некорректно, КЛАСТЬ (без приставки) либо ПОЛОЖИТЬ (с приставками)) руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы.

Исправьте речевые ошибки.

Объясните причины их появления.

1. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом.

2. Герои — шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты.

3. Только один листок виднеется на кусту сирени.

4. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашел там Кравцова.

5. На опытной станции проведен учет эффективности прикатыва — ния ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотруд — ником Трошиным.

6. Он посмотрел на нее задумчивыми глазами.

7. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на переменах.

8. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

9. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.

10. Едьте быстрее : время позднее.

11. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда.

12. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Исправьте речевые ошибки?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.

 1.Окна и двери ребята покрасили импортным белилом.      
2. Герои-шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам.  
3. Только один листок виднеется на кустике сирени.      
4. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашел  Кравцова.       
5. На  опытной  станции  проведен  учет  эффективности  прикатывания картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Трошиным.     
 6. Он посмотрел на нее задумчивыми взглядом..      
 7. Ученикам дежурного класса было  поручено  следить за  порядком  на переменах.      
  8. Готовля домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.    
 9.  Котенок Мурка смешила нас каждый день.         
10. Едте быстрее: время позднее.         
11. Ураган ломал колосья и уносил их неизвестно куда.      
12. Садитесь на стул, кладите руки на стол, сжимайте и разжимайте  пальцы.  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Только не грусти когда поймешь свои ошибки
  • Только на одном рисунке нет ошибки в изображении
  • Только методом проб и ошибок можно
  • Только лишь она одна оставалась в стороне речевая ошибка
  • Только коды ошибок на субару аутбек