„Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно упорствовать в своей ошибке.“
— Марк Туллий Цицерон
Добавить примечание
Cujusvis hominis est errare, nullius, nisi insipientis, in errore perseverare.
Последнее обновление 3 мая 2023 г. История
Темы
мужчины, человек, ошибка, ошибка, ошибки
Марк Туллий Цицерон175
древнеримский философ и политик -106–-43 до н.э.
Похожие цитаты
„Ошибаться свойственно человеку; а признаваться в ошибках — только сверхчеловеку.“
— Дуг Ларсон 1926
Марк Туллий Цицерон175
древнеримский философ и политик -106–-43 до н.э.
Похожие цитаты
„Ошибаться свойственно человеку; а признаваться в ошибках — только сверхчеловеку.“
— Дуг Ларсон 1926
„Человеку свойственно ошибаться, но настаивать на своих ошибках может только полный болван.“
— Марк Туллий Цицерон древнеримский философ и политик -106–-43 до н.э.
„Человеку свойственно ошибаться.“
Errare humanum est.
— Сенека (младший) Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. -4–65 до н.э.
„Человеку свойственно ошибаться, но для нечеловеческих ляпов нужен компьютер.“
— Пол Эрлих 1932
„Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец.“
— Марк Туллий Цицерон древнеримский философ и политик -106–-43 до н.э.
„К сожалению, детям свойственно винить себя за ошибки родителей.“
— Джулия Робертс американская актриса 1967
„Каждый человек видит в своей жизни лишь то, что ему привычно. И выполняет те действия, которые свойственны ему.“
— Алексей Христинин
Концепция жизни человека
„Человеку свойственно ошиваться.“
— Андрей Гарольдович Кнышев писатель-сатирик 1956
„Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека — и познаешь степень его человечности.“
— Конфуций древний мыслитель и философ Китая -551–-479 до н.э.
„Каждому человеку свойственно восхищаться тем — кто оправдывает его ожидания.
© Марк Девольт“
— Марк_Девольт
Связанные темы
- Мужчины
- Ошибка
- Человек
- Ошибка
- Ошибки
Марк Туллий Цицерон — римский политик, прославившийся своим ораторским искусством и философией. Он родом из обычной семьи, но добился успехов в карьере, благодаря «подвешенному языку», а точнее ораторскому мастерству. Даже современным людям есть чему поучиться в его высказываниях. В данной подборке собраны лучшие цитаты Марка Туллия Цицерона.
Надо судить человека, прежде чем полюбил его, ибо, полюбив, уже не судят.
Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.
При встречах с тобой мне часто хотелось сказать тебе об этом, но меня удерживал какой-то едва не дикарский стыд; теперь, находясь вдали, я буду более откровенен – ведь письмо не краснеет.
Счастливее всех тот, кто зависит только от себя и в себе одном видит всех.
Речь должна начинаться и завершаться самым сильным аргументом, поскольку необходимо овладеть умами в начале и победить их в конце.
Счастливая жизнь начинается со спокойствия ума.
Даже дикие звери, будучи томимы голодом, обычно возвращаются на то место, где они однажды покормились.
Хвастливые речи — первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат язык за зубами.
Влюблённый в себя соперников не имеет.
Чьи уши закрыты для правды и кто не в силах выслушать её из уст друга, того не спасёт уже ничто.
Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.
Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто тебя боится.
Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.
Ничто так не сближает, как сходство характеров.
Если мы хотим пользоваться миром, приходится за это сражаться.
Мы — рабы законов, чтобы быть свободными.
Где дело само за себя говорит, к чему слова.
Поступай так, как велит тебе долг человека.
Не причиняй зла никому и делай добро всем людям, хотя бы только потому, что это люди.
Затаенная вражда опасней явной.
Лишь только однажды кто-нибудь даст ложную клятву, тому после верить не следует, хотя бы он клялся несколькими богами.
Краткость — лучшая рекомендация как для речи сенатора, так и оратора.
Мир по природе своей не только творение художника, но и сам художник.
Невежество — ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.
Упражнения поддерживают бодрость духа и не дают сознанию угасать.
Свобода подавленная и вновь обретенная сопротивляется яростней, чем свобода, которой никогда ничего не угрожало.
Войнy надо начинать так, чтобы казалось, что мы не ищем ничего другого, кроме мира.
Ни одно изобретение не может сразу стать совершенным.
Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья.
Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости.
Что безнравственно, то, как бы оно ни был замаскировано, все-таки не может никоим образом сделаться нравственным.
Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.
Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью.
Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.
Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды.
Велико могущество совести: оно дает себя одинаково чувствовать, отнимая у невиновного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженное им наказание.
Нам дана короткая жизнь, но память об отданной за благое дело жизни вечна.
Мудрецу несвойственно делать то, о чем ему пришлось бы жалеть.
Невозможно себе представить, чтобы те, которые стараются внушить страх, сами не боялись тех, в которых они желают вселить страх.
Первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды.
Не будь рабом одного или немногих. Делаясь рабом всех, ты делаешься другом всех.
Друг — это как бы второе «Я».
Храбрым помогает не только судьба, но гораздо более — разумное суждение.
Венец старости — всеобщее уважение и влияние.
Приятна похвала, исходящая от людей, которые прожили жизнь похвально.
Глупость, даже если получит то, что желает, все-таки никогда не считает себя получившей достаточно.
Никогда не доверяйте человеку, утверждающему, что ему не нужна высокая должность, ибо он — самый тщеславный из всех.
Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину.
Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.
Величайшая победа — победа над самим собой.
Повелевать собою — величайшая власть.
Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами.
Глупо рвать на себе волосы от горя, как будто горе уменьшится, если ваша голова станет лысой.
Более поздние мысли обычно бывают и более разумными.
Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец.
Нет лучшего места на земле, чем родной дом.
Величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.
Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).
Для любящего нет ничего трудного.
Даже те философы, которые писали трактаты против славы, не забывали ставить свое имя в заголовке своей книги.
Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно упорствовать в своей ошибке.
Дружба может соединять лишь достойных людей.
Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идёт о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою верность.
Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как клин клином.
Брачный союз — первая ступень человеческого общества.
Любовь — это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой.
Ни один умный человек никогда не считал возможным верить предателю.
Вершина всех зол — это победа в гражданской войне.
Нет ничего более стесняющего и подчиняющего души, чем любовь к богатству. Нет ничего достойнее и благороднее презрения к деньгам.
Есть два искусства, которые могут возвести человека на высшую ступень почёта: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора.
Повелевать собою — величайшая власть.
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.
Комедии должно являться подражанием жизни, зеркалом нравов и олицетворением истины.
Самое трудное в дружбе — быть вровень с тем, кто ниже тебя.
Наши слёзы высыхают быстро, особенно если мы льём их над чужою бедой.
Надо судить человека, прежде чем полюбил его, ибо, полюбив, уже не судят.
Счастье следует просить у бога, мудрость — приобретать самому.
То, что не может произойти, никогда не происходит; то, что может, — не чудо. Следовательно, чуда вовсе не бывает.
Все, что имеет конец, уже недолговечно. Конец наступает — и оказывается, что прошлое уже утекло. Какой век отпущен каждому, тем он и должен быть доволен. Ведь актер может иметь успех и не играя от начала до конца драмы, достаточно ему понравиться в тех выходах, какие у него есть; так же и мудрым нет надобности доходить до последнего «Рукоплещите!».
Тот, кому она [услуга] оказана, должен о ней помнить, а оказавший — не напоминать о ней.
Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.
Если у тебя есть сад и библиотека, то у тебя есть все, что тебе нужно.
Поэтами рождаются, ораторами становятся.
Любовь к родителям — основа всех добродетелей.
О времена, о нравы! (O tempora, o mores!)
Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.
Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды.
Аргументы следует не считать, а взвешивать.
Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.
Любовь следует измерять не так, как измеряют ее молодые, то есть по силе страсти, но по ее верности и прочности.
Пока есть жизнь, есть и надежда.
Труд делает нечувствительным к огорчениям.
Счастье следует просить у бога, мудрость — приобретать самому.
Нет ничего более изобретательного, чем природа.
Жизнь коротка, но слава может быть вечной.
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — всё равно, что лишить мир солнечного света.
Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями.
С добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково.
Никто не может дать тебе совет лучше, чем ты сам.
Все хотят дожить до старости, а когда доживут, её же винят.
Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастия без друга, который испытывает их ещё сильнее нас!
Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию.
Их молчание — громкий крик.
Наука об исцелении души есть философия.
Мне нравятся в молодом человеке какие-либо хорошие черты старости, а в старике — какие-либо хорошие качества молодости.
Глупо быть жадным в преклонном возрасте: что может быть абсурдней путника, который всё увеличивает свои запасы на дорогу, всё ближе подходя к её концу.
Предвидение будущего должно опираться не на предсказания и приметы, а на мудрость.
Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.
И в этом, несомненно, та высшая и божественная мудрость — глубоко понять и изучить дела человеческие, не удивляться ничему, что случилось, и ничто не считать невозможным до того, как оно произойдет.
Как бы ты ни был мудр, а если тебе будет холодно, задрожишь.
Кто не стыдится, того я считаю заслуживающим не только порицания, но и наказания.
Превосходно, если мы сами в состоянии управлять собой.
Порядок больше всего помогает ясному усвоению.
Даже дикие звери, будучи томимы голодом, обычно возвращаются на то место, где они однажды покормились.
Обязанность юриста – просвещать собственный народ.
Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идёт о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою верность.
Самое трудное в дружбе — быть вровень с тем, кто ниже тебя.
Невоздержанная молодость передает старости изношенное тело.
Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие — возвышенно, а средние — с умеренностью.
Если есть любовь на свете — а она есть! — то она недалека от безумия.
Нет пользы мудрому в мудрости, если он сам себе не может помочь.
Между добрыми людьми — все доброе.
Что посеешь, то и пожнешь.
В страхе и опасности мы более склонны верить в чудеса.
Через сомнения приходим к истине.
Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод.
Ни один умный человек никогда не считал возможным верить предателю.
Тот, кому она [услуга] оказана, должен о ней помнить, а оказавший — не напоминать о ней.
Имеющий деньги не может быть наказан.
Даже те философы, которые писали трактаты против славы, не забывали ставить свое имя в заголовке своей книги.
Творение природы совершенее творений искусства.
Иногда можно застонать и мужчине.
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — всё равно, что лишить мир солнечного света.
Бог существует. Это так ясно, что я сомневаюсь, имеет ли рассудок тот, кто это отрицает.
Нет величайшей нелепости, которая не была бы сказана кем-либо из философов.
Наш народ, защищая своих союзников, покорил весь мир.
Не быть жадным — уже богатство, не быть расточительным – доход.
Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие — возвышенно, а средние — с умеренностью.
Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.
Да убоится история какой бы то ни было лжи, да не убоится она какой бы то ни было правды.
Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.
Нет ничего более изобретательного, чем природа.
… Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды? … О, времена! О, нравы! Сенат все это понимает, консул видит, а этот человек все еще жив. Да разве только жив? Нет, даже приходит в сенат, участвует в обсуждении государственных дел, намечает и указывает своим взглядом тех из нас, кто должен быть убит, а мы, храбрые мужи, воображаем, что выполняем свой долг перед государством, уклоняясь от его бешенства и увертываясь от его оружия. Казнить тебя, Катилина, уже давно следовало бы…
Исключение подтверждает правило для неисключительных случаев.
Между добрыми людьми — все доброе.
Влюблённый в себя соперников не имеет.
Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду. Но (…) если какой-то один сон оправдался, то вместо того, чтобы отказать в вере одному, поскольку множество других не оправдались, поступают наоборот: считают нужным верить в бесчисленное множество, ссылаясь на то, что один оправдался.
Нет ничего радостнее победы.
Безнаказанность — величайшее поощрение преступления.
Память слабеет, если ее не упражняешь.
Невежество — ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.
Без истинной дружбы жизнь — ничто.
Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду. Но (…) если какой-то один сон оправдался, то вместо того, чтобы отказать в вере одному, поскольку множество других не оправдались, поступают наоборот: считают нужным верить в бесчисленное множество, ссылаясь на то, что один оправдался.
Чем лучше человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии.
Женоненавистничество возникает из страха.
Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию.
Никто не может дать тебе совет лучше, чем ты сам.
Дружба дана нам природой, как помощница в доблестях, а не как спутница в пороках.
Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину.
Есть два искусства, которые могут возвести человека на высшую ступень почёта: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора.
Я клялся языком, ум мой не клялся.
Все хотят дожить до старости, а когда доживут, её же винят.
При встречах с тобой мне часто хотелось сказать тебе об этом, но меня удерживал какой-то едва не дикарский стыд; теперь, находясь вдали, я буду более откровенен – ведь письмо не краснеет.
Щедрость не знает границ.
Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто тебя боится.
Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод.
Чем лучше человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии.
Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными…
Речь должна начинаться и завершаться самым сильным аргументом, поскольку необходимо овладеть умами в начале и победить их в конце.
Сколько различных выгод соединяет в себе дружба. Куда бы вы ни обратились, она к вашим услугам; она повсеместна; никогда она не докучает, никогда не приходит некстати. Она придает благополучию новый блеск, и неудачи, которые она разделяет, в большей степени теряют свою остроту.
Безнаказанность — величайшее поощрение преступления.
Бережливость — важный источник благосостояния.
Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями.
Более поздние мысли обычно бывают и более разумными.
В страхе больше зла, чем в самом предмете, которого боятся.
В страхе и опасности мы более склонны верить в чудеса.
В чем смысл старческой скупости — не понимаю. Никто не может избежать смерти.
Величайшее зло — страдание.
Величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.
Враги всегда говорят правду, друзья — никогда.
Глупо рвать на себе волосы от горя, как будто горе уменьшится, если ваша голова станет лысой.
Глупости свойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать.
Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что его никто не пытается подкупить.
Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных — опытом, самых невежественных — необходимостью, животных — природою.
Мир по природе своей не только творение художника, но и сам художник.
Свобода подавленная и вновь обретенная сопротивляется яростней, чем свобода, которой никогда ничего не угрожало.
Превосходно, если мы сами в состоянии управлять собой.
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.
В мужестве два главных проявления: презрение к боли и презрение к смерти.
Наука об исцелении души есть философия.
Самое главное украшение — чистая совесть.
Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастия без друга, который испытывает их ещё сильнее нас!
Любовь — это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой.
Насколько кто сам себя ценит, настолько и друзья его ценят.
Затаенная вражда опасней явной.
Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости.
Никогда не доверяйте человеку, утверждающему, что ему не нужна высокая должность, ибо он — самый тщеславный из всех.
Творение природы совершенее творений искусства.
Для любящего нет ничего трудного.
Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.
Дружба может соединять лишь достойных людей.
Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды.
Если есть любовь на свете — а она есть! — то она недалека от безумия.
Жизнь коротка, но слава может быть вечной.
Злой умысел уже есть зло, даже если он не будет претворен в жизнь.
Из двух зол надо выбирать наименьшее.
Изучение и наблюдение природы породило науку.
Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.
Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец.
Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).
Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами.
Любовь следует измерять не так, как измеряют ее молодые, то есть по силе страсти, но по ее верности и прочности.
Не существует никакого великого зла, кроме чувства вины.
Иногда можно застонать и мужчине.
То, что не может произойти, никогда не происходит; то, что может, — не чудо. Следовательно, чуда вовсе не бывает.
Глупо быть жадным в преклонном возрасте: что может быть абсурдней путника, который всё увеличивает свои запасы на дорогу, всё ближе подходя к её концу.
Очевидно, что по природе, каждый себе дорог.
Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.
Краткость — лучшая рекомендация как для речи сенатора, так и оратора.
Нет величайшей нелепости, которая не была бы сказана кем-либо из философов.
Жизнь мёртвого отдана памяти живущего.
Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.
Предвидение будущего должно опираться не на предсказания и приметы, а на мудрость.
Невоздержанная молодость передает старости изношенное тело.
Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.
Нет лучшего места на земле, чем родной дом.
Нет ничего радостнее победы.
Нет пользы мудрому в мудрости, если он сам себе не может помочь.
Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.
Ничто так не сближает, как сходство характеров.
Память слабеет, если ее не упражняешь.
Пока есть жизнь, есть и надежда.
Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных — опытом, самых невежественных — необходимостью, животных — природою.
Рабство — тягчайшее из всех несчастий.
Самое главное украшение — чистая совесть.
Самое лучшее для человека — совсем не родиться, а после этого самое лучшее — скорее умереть.
Сколько тысяч людей занимаются разбоем, хотя за это положена смерть.
Следует заниматься серьезными делами, мелкими же пренебрегать.
Труд делает нечувствительным к огорчениям.
Философия — мать всех наук.
голосуй звездами за цитаты!
Загрузка…
1) Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно упорствовать в своей ошибке.
2) Кто не стыдится, того я считаю заслуживающим не только порицания, но и наказания.
3) И в этом, несомненно, та высшая и божественная мудрость — глубоко понять и изучить дела человеческие, не удивляться ничему, что случилось, и ничто не считать невозможным до того, как оно произойдет.
4) Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.
5) Предвидение будущего должно опираться не на предсказания и приметы, а на мудрость.
6) Поэтам рождаются, ораторами становятся.
7) Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию.
Марк Туллий Цицеро — древнеримский политический деятель, оратор и философ. Мы собрали для вас 15 цитат этого мудрого человека:
1) Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.
2) Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков.
3) Улыбка не стоит ничего, а сколько она дает? Она притягивает счастье в дом и увеличивает количество друзей.
4) Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою верность…
5) Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами.
6) Счастливее всех тот, кто зависит только от себя.
7) Слова следует не считать, а взвешивать.
Влюблённый в себя соперников не имеет.
9) Фортуна не только сама слепа, но и ослепляет каждого, кого заключит в объятья.
10) Смерть не имеет отношения ни к мертвым, ни к живым — одних уж нет, а других она не касается.
11) Чем лучше человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии.
12) Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают.
13) Помни, что сильные страдания завершаются смертью, слабые дают нам частые передышки, а над умеренными мы владыки.
14) Мне нравятся в молодом человеке какие-либо хорошие черты старости, а в старике — какие-либо хорошие качества молодости.
15) Существует всего 2 принципа справедливости: никому не вреди, и приноси пользу обществу.
По материалам: inpearls.ru
Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicerō; 106 до н. э. — 43 до н. э.) — древнеримский политик и философ, считающийся одним из величайших ораторов Древнего Рима.
Цитаты[править]
|
Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. — |
Legum … servi sumus ut liberi esse possimus[1]. |
|
Лицо — зеркало души. |
Imago est animi vultus. |
|
Не знать истории — значит всегда быть ребёнком. |
Nescire autem quid ante quam natus sis acciderit, id est semper esse puerum. |
|
— там же (XXXIV) |
|
Судья — это говорящий закон, а закон — это немой судья. |
Magistratum esse legem loquentem, legem autem mutum magistratum[2]. |
|
— «О законах» (De Legibus) |
|
Законы молчат среди лязга оружия.[3] |
Silent enim leges inter arma[4]. |
|
— речь в защиту Милона |
|
Можно ли сказать, что старость делает нас неспособными к делам? К каким именно? К тем, которые свойственны юношеству и требуют силы. Но разве не существует ничего, к чему был бы способен старик, что можно было бы делать при здравом уме и ослабленном теле? |
A rebus gerendis senectus abstrahit. Quibus? An eis, quae iuventute geruntur et viribus? Nullaene igitur res sunt seniles quae, vel infirmis corporibus, animo tamen administrentur?[5]. |
|
— «О старости» (Cato Maior de Senectute) |
|
О, сколь жалок старик, если он за всю свою столь долгую жизнь не понял, что смерть надо презирать![3] |
O miserum senem qui mortem contemnendam esse in tam longa aetate non viderit![5] |
|
— там же |
|
Найдётся ли кто-то, кто, бросая целый день дротик, не попадёт однажды в цель? |
Quis est enim, qui totum diem iaculans non aliquando conliniet?[6] |
|
— «О дивинации» (De Divinatione) |
|
Ни водой, ни огнём мы не пользуемся так часто, как дружбой. |
Itaque non aqua, non igni, ut aiunt, locis pluribus utimur quam amicitia[7]. |
|
— «О дружбе» (De Amicitia) |
|
Справедливо то, что — если не ошибаюсь — говаривал Архит Тарентский: <…> «Если бы кто-нибудь поднялся на небеса и обозрел устройство вселенной и великолепие светил, то это изумительное зрелище129 его бы не очаровало; оно было бы гораздо приятнее ему, если бы нашелся человек, которому он мог бы рассказать об этом». Так природа не любит полного одиночества и всегда ищет какой-нибудь опоры. |
— там же |
|
Когда мы взираем на небо, когда созерцаем небесные явления, разве не становится вполне ясным, вполне очевидным, что есть некое божество превосходнейшего ума, которое всем этим управляет? — |
Quid enim potest esse tam apertum tamque perspicuum, cum caelum suspeximus caelestiaque contemplati sumus, quam esse aliquod numen praestantissimae mentis, quo haec regantur? |
|
Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.[9] |
Cujusvis hominis est errare, nullius, nisi insipientis, in errore perseverare[8] |
|
— «Филиппики» |
|
Природа довольствуется малым.[10] — |
|
Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга. |
|
Ведь нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею. |
Non enim paranda nobis solum, sed fruenda sapientia est[11]. |
|
— «О пределах блага и зла» («О высшем благе и высшем зле»), кн. I, I |
|
… если я, прекрасно владея, как мне кажется, греческим языком, не понимаю, что́ говорит Эпикур, то не вина ли здесь того, кто говорит так, что его не понимают? Это в двух случаях не должно вызывать упрёков: либо это делается сознательно, как у Гераклита, <…> либо происходит это от неясности самого предмета, а не слов, делающей изложение непонятным, как в «Тимее» Платона. Эпикур же, как мне кажется, и не отказывается говорить ясно и понятно, если имеет такую возможность, и рассуждает не о предметах тёмных, как физики, или сложных, как математики, но о вещах ясных, лёгких и уже достаточно широко известных. Впрочем, <…> вы отказываете нам в понимании не того, что́ есть наслаждение, а того, что́ он называет им; отсюда получается, что это не мы не понимаем смысла этого слова, а он говорит на своём особенном языке, пренебрегая нашим. |
— там же (кн. II, V) |
|
Кто добрые граждане? Кто на войне, кто в городе достойно служит отчизне, если не те, кто помнит благодеяния отчизны?[12] |
Qui sunt boni cives? Qui belli, qui domi de patria bene merentes, nisi qui patriae beneficia meminerunt? |
|
— «В защиту Гнея Планция» (80) |
|
В три года одного его наместничества они испытали всё, на что способно сластолюбие по части разврата, жестокость по части мучений, алчность по части грабежей, высокомерие по части оскорблений.[12] — |
Quas res luxuries in flagitiis, avaritia in rapinis, superbia in contumeliis efficere potuisset; eas omnes se hoc uno praetore per triennium pertullisse aiebant. |
|
— «Дивинация против Квинта Цецилия» (3) |
|
Слава — это хвала за справедливые деяния и великие заслуги перед государством; она утверждается свидетельством как любого честного человека, так и большинства.[3][12] |
Еst autem Gloria, laus recte factorum, magnorumque in Rempablicam meritorum: quae cum optimi cujusque, tum etiam multitudinis testimonio comprobatur. |
|
— «Первая филиппика» (I, 29) |
|
Философия и в большом выручает, и до мелочей снисходит. — |
Philosophia quemadmodum et in maximis, et in minima descendat. |
|
Даже если бы мне удвоили срок жизни, у меня не было бы времени читать лириков. — |
Duplicetur sibi aetas, habiturum se tempus quo legat lyricos. |
|
Сивилла сказала что сперва Римом будут править трое, потом — двое, потом — один, а после — никто.
|
— реакция на пророчество Сивиллы |
Об ораторе[править]
-
- De Oratore, 55
|
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. — |
Etenim ex rerum cognitione efflorescat et redundet oportet oratio. Quae, nisi res est ab oratore percepta et cognita, inanem quandam habet elocutionem et paene puerilem. |
|
История — свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины. — |
Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae, magistra vitae, nuntia vetustatis, qua voce alia nisi oratoris immortalitati commendatur? |
|
Первый закон истории — ни под каким видом не допускать лжи; затем — ни в коем случае не бояться правды; не допускать ни тени пристрастия, ни тени злобы. — |
Nam quis nescit primam esse historiae legem, ne quid falsi dicere audeat? Deinde ne quid veri non audeat? Ne quae suspicio gratiae sit in scribendo? Ne quae simultatis? |
|
Я полагаю, что древние мыслители, с их более широким кругозором, видели в природе гораздо больше, чем может увидеть наш собственный ум, когда они утверждали, что всё в мире, и верхнее и нижнее, едино и связано единой силой и гармонией мироздания. Ибо нет таких вещей, которые могли бы существовать сами по себе, в отрыве от остального, и без которых остальное могло бы сохранять свою силу и вековечную сущность. — |
Ac mihi quidem veteres illi maius quiddam animo complexi plus multo etiam vidisse videntur, quam quantum nostrorum ingeniorum acies intueri potest, qui omnia haec, quae supra et subter, unum esse et una vi atque [una] consensione naturae constricta esse dixerunt; nullum est enim genus rerum, quod aut avulsum a ceteris per se ipsum constare aut quo cetera si careant, vim suam atque aeternitatem conservare possint. |
Об обязанностях[править]
-
- De officiis, осень 44
|
Любовь следует измерять не так, как измеряют её молодые, то есть по силе страсти, но по её верности и прочности. — |
…sed benivolentiam non adulescentulorum more ardore quodam amoris, sed stabilitate potius et constantia iudicemus. |
|
Любой, кто отдаёт свой труд за деньги, продаёт себя, и низводит себя до положения раба… — |
Illiberales autem et sordidi quaestus mercennariorum omnium, quorum operae, non quorum artes emuntur; est enim in illis ipsa merces auctoramentum servitutis. |
|
Презренны те, которые, как говорится, «ни себе, ни другим», в ком нет ни трудолюбия, ни усердия, ни заботливости. — |
… contemnuntur ii, qui ‘nec sibi nec alteri’, ut dicitur, in quibus nullus labor, nulla industria, nulla cura est. |
Тускуланские беседы[править]
-
- Tusculan Disputations; перевод: М. Л. Гаспаров, 1975
|
Лишь могучему гению под силу отъять ум от чувств и оторвать собственную мысль от общей привычки. Может быть, такие и были в течение столь многих веков; но в книжное время первым объявил человеческую душу бессмертной Ферекид Сиросский <…>. Мнение это всего сильнее укрепил ученик его Пифагор: он <…> пленил всю Великую Грецию — как своим учением, так и своим образом и обликом; ещё много веков спустя слава пифагорейцев была такова, что, кроме них, никого и не признавали за учёного. — |
|
Мы, едва явившись на свет, уже оказываемся в хаосе ложных мнений и чуть ли не с молоком кормилицы, можно сказать, впиваем заблуждения. — |
Simul atque editi in lucem et suscepti sumus, in omni continuo pravitate et in summa opinionum perversitate versamur, ut paene cum lacte nutricis errorem suxisse videamur. |
|
… для человека учёного и образованного жить — значит мыслить… — |
Письма к близким[править]
-
- Epistvlae ad familiares
|
… на расстоянии я изложу это более смело: письмо ведь не краснеет. |
… nunc expromam absens audacius, epistula enim non erubescit. |
|
— Луцию Лукцею, июнь 56 (V, 12) |
|
Я предпочитал даже самый несправедливый мир самой оправданной войне.[14] |
— Авлу Лицинию Цецине, конец сентября 46 (VI, 6) |
|
|
— Луцию Папирию Пету, июль 45 (IX, 22) |
О Цицероне[править]
|
… главной причиной проскрипций был Цицерон, и для Марка Антония он был не врагом, а угрызением совести. |
… maximam causam proscriptionis ipsum esse Ciceronem. Et solus (ex) declamatoribus temptavit dicere non unum illi esse Antonium infestum. |
|
— Сенека Старший, «Свазории» (VI, 9) |
|
Он живёт и будет жить вечно.[15][16] |
— Веллей Патеркул, «Римская история» (LXVI, 5), 30 |
|
… ему пришлось разрываться между <…> откровенными врагами и сомнительными друзьями; его швыряло и било в волнах водоворота вместе с идущим ко дну государством, а он всё пытался спасти его и в конце концов потонул с ним вместе; ему не довелось ни узнать покоя в счастье, ни терпеливо переждать несчастье… |
… partim manifestos inimicos, partim dubios amicos, dum fluctuatur cum re publica et illam pessum euntem tenet, novissime abductus, nec secundis rebus quietus nec adversarum patiens… |
|
— Сенека, «О скоротечности жизни» (V), между 41 и 49 |
|
…у него слог ровный, плавно выступающий, изящный не в ущерб величавости. |
… compositio eius una est, pedem curvat lenta et sine infamia mollis. |
|
— Сенека, «Нравственные письма к Луцилию» (C, 7), 64 |
|
— … обнаружив, что и он во всём сомневался, я заключил, что знаю столько же, сколько он, а чтобы оставаться невеждой, мне чужой помощи не надо. |
«… quand j’ai vu qu’il doutait de tout, j’ai conclu que j’en savais autant que lui, et que je n’avais besoin de personne pour être ignorant. » |
|
— Вольтер, «Кандид, или Оптимизм», 1758 |
|
Оратор римский говорил |
— Фёдор Тютчев, «Цицерон», 1830 |
Примечания[править]
- ↑ Cicero: pro Cluentio
- ↑ 1 2 Cicero: de Legibus III
- ↑ 1 2 3 4 Перевод В. О. Горенштейна.
- ↑ Cicero: pro Milone
- ↑ 1 2 Cicero: de Senectute
- ↑ Cicero: de Divinatione II
- ↑ Cicero: de Amicitia
- ↑ Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / составитель В. В. Серов. — М.: Локид-Пресс, 2003.
- ↑ Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Книга вторая / составитель Е. С. Лихтенштейн. — М.: Знание, 1981. — С. 85.
- ↑ Цицерон // Афоризмы. Золотой фонд мудрости / составитель О. Т. Ермишин. — М.: Просвещение, 2006.
- ↑ Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений
- ↑ 1 2 3 Джонатан Свифт. Эссе для журнала «Исследователь» №16, 17, 26 (1710—1711) // Англия в памфлете / Сост. И. О. Шайтанов. — М.: Прогресс, 1987. — С. 221, 229, 247.
- ↑ 1 2 В сохранившихся сочинениях Цицерона этого нет. (Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Перевод и примечания С. А. Ошерова. — М.: Наука, 1977. — С. 358, 363. — (Литературные памятники).
- ↑ Письма Марка Туллия Цицерона. Т. III / Перевод В. О. Горенштейна. — М.—Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1951.
- ↑ Малые римские историки. — М.: Ладомир, 1996. — С. 61.
- ↑ Другие анонимные цитаты и выражения: Ленин вечно живой // Цитаты из русской истории / составитель К. В. Душенко. — М.: Эксмо, 2005.
Ссылки[править]
- Оригиналы на сайте The Latin Library
- Цицерон на сайте ancientrome.ru