Версия для печати и копирования в MS Word
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 15-16, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
(1) Маленькие медвежата очень забавны и игривы. (2)Жаль только, что редко удаётся видеть их.
(3)Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. (4)Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. (5)В ненастное время они заходят туда даже ночевать.
(6) Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. (7)Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. (8)Он крался робко, а не шёл смело и прямо. (9)Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. (10)Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. (11)Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. (12)Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. (13)Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. (14)Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. (15)Тогда тот постарался поправить свою ошибку. (16)Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. (17)И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.
(198 слов, по В. Л. Дурову)
Спрятать пояснение
Пояснение.
1. Распознавание стилистически окрашенного слова: барахтавшегося.
2. Барахтавшийся — пытающийся выплывать, делающий беспорядочные движения.
Могут быть подобраны другие синонимы.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Распознавание стилистически окрашенного слова | |
Верно определено стилистически окрашенное слово | 1 |
Неверно определено стилистически окрашенное слово.
ИЛИ Не определено стилистически окрашенное слово |
0 |
Подбор синонима к слову | |
Верно подобран синоним к данному слову | 1 |
Неверно подобран синоним к данному слову.
ИЛИ Синоним не подобран |
0 |
Максимальный балл | 2 |
1
Определите и запишите основную мысль текста.
2
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-8. Запишите ответ.
3
Какой факт свидетельствует о том, что старший сын медведицы сразу понял, почему получил пощёчину от матери? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
4
Определите и запишите лексическое значение слова «покидает» из предложения 4. Покидает — …
5
Объясните значение пословицы «Родина — мать, умей за нее постоять», запишите Ваше объяснение.
Медведи
Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подпускает никого к своей семье. Иногда в целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими детенышами медведица.
Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.
Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.
(По В. Л. Дурову)
Грамматическое задание
1. Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.
2. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми и дополнениями).
3. Выполните морфемный разбор двух наречий из текста.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 КЛАСС
ТЕМА: «НАРЕЧИЕ»
Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за год (контрольные диктанты за 7 класс).
МЕДВЕДИ
Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подаускает никого к своей семье. Иногда в целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими детенышами медведица.
Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.
Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.
Задания к тексту:
1) Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.
2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
3) Выполните морфемный разбор двух наречий из текста.
Русский язык / 7 класс / Контрольные диктанты / Наречие
Преподавателю : Данный контрольный диктант проводится с учащимися 7 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися темы «Наречие» курса русского языка 7 класса.
Контрольный диктант 7 класс три медведя
Контрольные диктанты по русскому языку 7 класс
Контрольные диктанты за год
Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами. Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши самокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.
Удивительнее всего в этих местах был воздух. В нём была полная и совершенная чистота. Эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень далеко.
(По К.Паустовскому) (126 слов)
Короткое северное лето
В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.
Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Темные тяжелые тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.
Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки, под проливным дождем радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.
Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся легким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая березовая рощица, вся подернутая зеленой дымкой.
(По Ф.Абрамову) (130 слов)
1. Выпишите три словосочетания «глагол + существительное с предлогом», укажите значение предлогов (из двух первых абзацев — I вариант; из последних абзацев — II вариант).
2. Обозначьте морфемы в словах: поползли, разрастаясь, босоногие (I вариант); опущенных, радостно, бухнуло (II вариант).
3. Подчеркните два причастных оборота: выделяемый запятыми и не выделяемый запятыми.
4. Обозначьте орфограммы в словах: в течение (лета), робко, свинцовой (I вариант); приход, тяжелые, из-за мути (II вариант).
5. Произведите синтаксический разбор предложения: По весенним лужам носились… (1 вариант), последнего предложения (2 вариант)
Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.
Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.
Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребенных под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.
В мире немало памятников собакам. Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Б.Волынкиной) (120 слов)
Примечание. Эскадра — крупное соединение военных судов. Эскадренный — входящий в эскадру.
1. Выпишите словосочетания, в которые входит предлог с пространственным, временным, объектным значением.
2. Обозначьте морфемы в словах: разыскивать, заваленных, четырнадцать (1 вариант); ископаемые, улавливали, миноносце (2 вариант).
3. Найдите предложение с деепричастным оборотом, подчеркните оборот как член предложения.
4. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения (I вариант); последнего предложения (2 вариант).
Хороший выдался день. Над безбрежно белыми степями лежала первозданная тишина. Вокруг простиралась грядами, холмами степь, таинственно укрытая снегом. Небо излучало матовый отсвет и полуденное тепло. Ветерок ластился к уху. А впереди по железной дороге шёл длинный красно-синий состав, и два чёрных паровоза, сцепленных цугом, тащили его дыша в трубы. Дым зависал в воздухе медленно танцующими кольцами. Поезд прошумел через разъезд, не сбавляя скорости, мимо семафоров и полдюжины домиков, неловко прилепившихся почти к самой линии. И снова всё стихло и замерлою Никакого движения. Лишь изредка над крышами домов вились дымки. Все замолчали. Даже разгорячённые ездой ребятишки присмирели в эту минуту.
Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.
Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.
Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.
Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.
В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел; изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота — кукушка.
(По Д. Мамину-Сибиряку) (132 слова)
1. Обозначьте морфемы в словах: сверху, свесившейся, перистыми (I вариант); изредка, освещение, гигантскими (II вариант).
2. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые входит наречие, охарактеризуйте смысловое значение наречий.
3. Выпишите два случая дефисного написания слов, объясните, к какой части речи относятся выписанные слова.
4. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения (I вариант); предложения Мягкий желтоватый мох скрадывает. (II вариант).
Диктант №294
Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подпускает никого к своей семье. Иногда в целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими детёнышами медведица.
Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.
Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадётся потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.
Меню сайта |
---|
Методическая копилка |
---|
Наш опрос |
---|
Оцените мой сайт Отлично Хорошо Неплохо Результаты | Архив опросов Всего ответов: 151 |
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Распознавание стилистической принадлежности слова
(Ответ записывайте с маленькой буквы)
Русский язык
7 класс
|
Вопросов: 10
Вопрос № 1
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Как правило, интересные факты о космосе всегда находятся в центре внимания, привлекая к себе любознаек во всем мире. Загадки и тайны Вселенной не оставляют равнодушным практически никого из нас.
Введите ответ:
Вопрос № 2
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Многие обороты нашей речи свидетельствуют о том, что счеты русским народом употребляются с очень давних пор. «Сбрасывать со счета», «прикидывать», «накидка», «скидка», «сводить счеты», «скостить» и много аналогичных выражений в народном языке появилось в результате пользования счетами в течение долгого времени.
Введите ответ:
Вопрос № 3
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Введите ответ:
Вопрос № 4
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.
Введите ответ:
Вопрос № 5
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Затем он сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел в сарай колоть дрова. Эта работа была нелегкой, зато полезной.
Введите ответ:
Вопрос № 6
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку.
Введите ответ:
Вопрос № 7
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
А потом лётчик вышел наружу, умылся перед сном. «Он вернулся, весёлый, свежий, с каплями воды на бровях и волосах, притушил фитиль в лампе и стал раздеваться.
Введите ответ:
Вопрос № 8
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Спустились в каменоломни местные жители: женщины, дети, старики.
Каждый день аджимушкайцы через каменные входы совершали дерзкие вылазки и сражались с врагом.
Введите ответ:
Вопрос № 9
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
12 апреля 1961 года возникла новая эра в жизни человечества. Простой русский человек с прекрасной фамилией майор Гагарин вернулся из космоса.
Введите ответ:
Вопрос № 10
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Наступил вечер первого представления. Нарядная толпа шумно входила в партер, поднималась на балкон, размещалась в ложах.
Введите ответ:
.
Вход на сайт |
---|
Старая форма входа |
Холина И.В. |
---|
Поиск |
---|
Календарь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Электронный журнал |
---|
Всероссийский конкурс |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Валерий!
Спиши текст «Медведи». Выпиши все наречия. Выполни задания.
Медведи
Маленькие
медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их.
Медведица на далёкое расстояние не подпускает никого к своей семье. Иногда в
целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими
детенышами медведица.
Медвежата
ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же
мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время
они заходят туда даже ночевать.
Раз медведица с медвежатами направлялась через
большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу,
как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его
остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он
чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился
перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок
сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного
братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на
берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг
выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего
старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал
зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут,
отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.
Задания
к тексту:
1) Над каждым словом первого предложения
надпишите, какой частью речи оно является.
2) Выполните синтаксический разбор выделенного
предложения.
3) Выполните морфемный разбор двух наречий из
текста: часто, неподалёку.