Справка. Упражнения
Справка
К синтаксическим нормам относятся правила сочетаемости слов в предложении, правила употребления причастных и деепричастных оборотов, нормы согласования и управления, порядок слов в предложении.
Уточнить правила использования синтаксических норм можно в следующих справочниках:
Трудности русского языка / Под ред. Л. И. Рахмановой. М. (разные годы издания).
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. М. (разные годы издания).
Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М. (разные годы издания).
Упражнения
Задание 1. Используйте соответствующий предлог.
Пошел… школу; пошел… завод, вернулся… школы, вернулся… завода, пошел… стадион, вернулся… стадиона, поехал … Крым, поехал… Кавказ, поехал… Украину, вернулся… Крыма, вернулся… Кавказа, вернулся … Украины; порошок… головной боли, гимнастика… укрепления здоровья, пилюли… малокровия, капли … повышения аппетита, лекарства… гриппа, мазь… ревматизма.
Задание 2. Составьте словосочетания со следующими словами, правильно используя падежи зависимых слов.
Вера – уверенность, вслушиваться – прислушиваться, внушать доверие – вселять доверие, давать оценку – оценивать, мешать – тормозить, интерес – интересоваться, обращать внимание – уделять внимание – задерживать внимание, осужден – приговорен, презирать – выражать презрение, упрекать – попрекать, влиять – сказываться, гордиться – испытывать гордость, делать различия – различать – отличать, жажда – потребность – стремление, заслужить – заслуживать, обжаловать – жаловаться, основываться – опираться – базироваться, избегать – уклоняться – обходить, наградить – удостоить, надеть – одеть, недоволен – разочарован, нужда – нехватка – недостаток, поражать – удивляться, управлять – регулировать.
Задание 3. Найдите и исправьте ошибки в управлении.
1. Нашему департаменту поручено руководство и помощь местным организациям. 2. В сложной экономической ситуации необходимо найти новые пути по решению проблем. 3. Избиратели надеются и верят своему кандидату. 4. Необходимо в кратчайшие сроки заплатить пошлину. 5. Я не удивлен тому, что компания обанкротилась. 6. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях. 7. Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям. 8. Об этом не раз указывала «Независимая газета». 9. Нужно оплатить за проезд. 10. Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности. 11. Беседа с заведующим финансового отдела прошла безрезультатно. 12. Артист был удостоен высокой наградой. 13. По окончанию работы все должны собраться в зале. 14. Предоставить Сергеевой Л. М. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. 15. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной.
Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным порядком слов.
1. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевлённым предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 2. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 3. Иванов отказался со всеми студентами сдавать экзаменационную сессию. 4. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 5. [В27] Газета назвала этот указ горькой пилюлей сторонников шоковой терапии, которая должна быть проглочена. 6. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 7. Одна из картин висит на стене, которая называется «Утро в сосновом бору». 8. Социологическое изучение журналистов продолжается. 9. Но ответы на все вопросы следователи утверждают, что не получили. 10. В нашем магазине вы можете купить одежду для женщин из Белоруссии.
Задание 5. Найдите ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Исправьте предложения.
1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви. 2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки. 3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас. 4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей. 5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни. 6. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 7. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.
[В1]Пропущена точка с запятой.
[В2]Пропущена точка с запятой.
[В3]Пропущена точка с запятой.
[В4]Не поставлена точка.
[В5]Не поставлены ковычки
[В6]Пропущена точка с запятой.
[В7]Пропущена точка с запятой.
[В8]Пропущена точка с запятой.
[В9]Пропущен знак пробела.
[В10]Пропущен знак пробела.
[В11]Лишние знаки пробела.
[В12]Лишний знак пробела.
[В13]В начале предложения стоит строчная буква, вместо заглавной.
[В14]Лишние знаки пробела.
[В15]Пропущен знак пробела.
[В16]Пропущен знак пробела.
[В17]Пропущен знак пробела.
[В18]Пропущен пробел
[В19]Пропущены ковычки.
[В20]Пропущены ковычки.
[В21]Пропущены ковычки.
[В22]Пропущен пробел.
[В23]Пропущены ковычки.
[В24]Пропущены ковычки и поставлена неверно точка.
[В25]Пропущены ковычки.
[В26]Пропущены ковычки и точка в конце предложения.
[В27]Лишний знак пробела.
Подборка по базе: Дискретная математика МОДУЛЬ 4. КОНЕЧНЫЕ АВТОМАТЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ , view русский.pdf, П.Р. Задание №4 Русский язык.docx, Мәтіндік процессордағы кестелер Практикум.pptx.docx, практическая Теория и методика музыкального воспитания с практик, Реферат Русский Язык.docx, Комплексное русский просмотр попытки.pdf, практич 3 русский кроссворд.docx, практич 3 русский кроссворд.docx, Тесты по курсу «Логистика» — Тесты 1.docx. скачать 38.99 Kb_.pdf
Задание 2 Прочитайте широко употребляемые устойчивые словосочетания и объясните, к какому виду речевой избыточности их можно отнести. Активная деятельность, кредит доверия, расчетный счет, коммерческая торговля, валютные ценности, оговоренный в договоре. Задание 3 Прочитайте фрагмент диалога героев фильма Ирония судьбы, или С легким паром Надежды Шевелевой и ее жениха Ипполита. Найдите ошибки и объясните, в чем они состоят.
– Пожалуйста.
– Что это
– Бритва самой последней марки.
– Зачем, Надя
– С этими как его плавающими ножами.
– Зачем делать такие дорогие подарки Беру пример с тебя. Мое платье Я забыла одеть праздничное платье Задание 4 Составьте предложения со словами, приведенными ниже. Если слово многозначное – составьте предложения сне менее чем тремя разными значениями.
1. Венчурный, антидемпинговый, иждивенцы, импорто- замещение, дилер.
2. Скидка, дисконт, льгота, бонус бренд, торговая марка, товарный знак.
55 3. Доля, жертва.
4. Дебет, кредит экспорт, импорт.
5. Кампания, компания компетентность, компетенция. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Задание 1 Военная лексика сразу бросается в глаза с первых строк слабые места в их позициях, атаки, нацеленные, плацдарм. Уже на уровне лексики авторы заставляют нас воспринимать маркетинг как войну, противостояние, битву конкурентов. На то, что битва этане на жизнь, а насмерть, указывает, пусть и заключенное в кавычки, слово вскрытие в последнем абзаце фрагмента. Ощущение конфликтности, противостояния усиливают антонимы терять – зарабатывать, сильные – слабые стороны, защита – атака. А если понаблюдать за синонимами в тексте, то их можно с легкостью объединить в смысловую группу успех добиться успеха, добиться процветания, создать отличный плацдарм на рынке, развиться. Авторы настраивают нас на победу в этой войне, конечно, при условии, что мы будем следовать их советам. Обратите внимание, как работает на смысл текста пара синонимов аккуратно – тщательно. Они являются узловыми в сопоставлении старого (ориентированного на исследование потребительских интересов) и нового (агрессивного по отношению к конкурентам) маркетингового плана. Синонимы аккуратно – тщательно не тождественны по смыслу, имеют отличия, которыми и пользуются авторы. Аккуратно – точно, по порядку и по расписанию – вот смысловая основа, которую мы можем определить, объединив значения этого слова в различных словарях. Тщательно – усердно, досконально, скрупулезно, смак- симальным вниманием к деталям. Обратите, насколько более активно, энергично слово тщательно – в нем желание дойти
56 до сути, учесть все, а то время как аккуратно – это слово, призывающее нас делать все по порядку, как заведено, как делают все. Обратите внимание на контекст, в который заключены эти синонимы, ивы поймете, как на уровне подбора правильной лексики авторы заставляют нас думать, что как все, по порядку это неправильно, это гибельный путь в маркетинге. В рыночном противостоянии важно до мелочей изучить противника, выискивая малейшую брешь в его обороне, а также скрупулезно продумать собственную защиту. Пара слов малый – маленький в тексте не является синонимами. В то время, когда была написана книга Маркетинговые войны, малыми компьютерами называли портативные, относительно легко транспортируемые (большие занимали целые помещения, носами по себе эти компьютеры былине такими уж маленькими. Для сравнения Малый академический словарь – чаще всего внушительных размеров книга, порой в нескольких томах, совсем немаленькая, но по сравнению с Большим академическим словарем она действительно может быть признана более компактной и удобной для быстрого поиска информации. Задание 2 В словосочетаниях расчетный счет и оговоренный в договоре вы с легкостью обнаружите тавтологию. В словосочетаниях активная деятельность, кредит доверия, коммерческая торговля, валютные ценности – плеоназм.
Появление плеоназма в словосочетаниях кредит доверия и валютные ценности связано стем, что часто говорящий или пишущий не знает точного значения заимствованного слова, не учитывает его этимологии. Например, слово валюта пришло к нам через итальянский язык (valuta – стоимость) из латинского (valēre – цениться, стоить, с учетом происхождения слова валюта словосочетание валютные ценности – пример смысловой избыточности. Существительное кредит происходит от латинского глагола «credit» – он верит, доверие
57 заложено в самом слове кредит. Кредит доверия – плеоназм. В словосочетаниях коммерческая торговля и активная деятельность плеоназм становится очевидным, если заменить иноязычные прилагательные синонимами активный – деятельный, действующий, коммерческий – торговый, имеющий отношение к торговле. Задание 3 Героиня фильма Ирония судьбы, или С легким паром Надя Шевелева – учительница русского языка и литературы, однако именно в ее речи мы находим ошибки. Надя путает паронимы одеть и надеть – праздничное платье можно только надеть, одеть – можно саму Надю в праздничное платье. Также Надя говорит о бритве последней марки, но марка – торговая марка – не может быть последней. Скорее всего, Надя имела ввиду последней модели – то есть самой современной, новой, последней в каком-то модельном ряду. Если же Надя говорила именно о марке, то с этим словом лексически сочетаются прилагательные популярный, известной.
58 ТЕСТ по теме Лексические нормы современного русского литературного языка
1. Лексические нормы определяют правила А) произношения слова Б) словообразования В) словоупотребления Г) связи слов в словосочетании и предложении
2. Лексическое значение слова можно уточнить в А) орфографическом словаре Б) орфоэпическом словаре В) толковом словаре Г) этимологическом словаре
3. Слова и словосочетания, обозначающие противоположные по смыслу понятия (верх – низ, богатый – бедный, называются А) синонимы Б) антонимы В) омонимы Г) паронимы
4. Слова, различные по значению, тождественные по написанию, но отличающиеся по звучанию (стрЕлки – стрел-
кИ), называются А) лексическими омонимами Б) омофонами В) омографами Г) омоформами
5. Вид речевой избыточности, характеризующийся повторением словили употреблением однокоренных слов водном предложении (проливной ливень, делать дело, называется А) тавтологией
59 Б) эвфемизмом В) плеоназмом Г) дисфемизмом
6. Синонимом слова агрессивный является А) враждебный Б) вражеский В) сердитый Г) активный
7. Слово анализ лексически сочетается с глаголом А) провести Б) произвести В) вывести Г) привести
8. Фразеологизм выполняет в речи функцию А) вводной конструкции Б) уточняющего оборота В) свободного словосочетания Г) отдельной словарной единицы
9. В предложении Пустой зал встретил нас оглушительной тишиной лексическая ошибка связана стем, что слова в словосочетании Ане сочетаются по стилю Б) не сочетаются по эмоциональной окрашенности В) противоположны по смыслу Г) не сочетаются по традиции
10. В предложении Трагедия произошла из-за безответности работника допущена ошибка в употреблении А) синонимов Б) антонимов В) омонимов Г) паронимов
60 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме Лексические нормы современного русского литературного языка»
Задание 1 Выберите правильный вариант написания слова. Составьте с каждым из слов предложение, учитывая лексическое значение слова и его сочетаемость.
Инка(с/сс)атор, а(к/кк)р(е/и)д(е/и)тация, ижд(е/и)венец, д(е/и)ф(е/и)цит, инц(е/и)дент, и(н/нн)овация, предпр(е/и)нять. Задание 2 Исправьте ошибки в предложениях. Обратите внимание, в каждом предложении допущено две лексические ошибки.
1. Благодаря жуткой эпидемии чумы 1665–1666 годов в Лондоне умерло 100 000 человек жителей.
2. Экономический кризис характеризуется отчетным снижением производства.
3. С помощью успешно проведенной рекламной компании маленькие супермаркеты нашего города выдержали конкуренцию с гигантами-гипермаркетами.
4. Молодой и невероятно гениальный художник- палешанин был обреченна счастливое успешное будущее, ноне захотел покидать родной Палех.
5. Он увлекался чтением и фотографиями, достиг нехи- лых успехов в бизнесе.
6. Жюри пора бы уже вынести в зал очки, участники сгорают синим пламенем от нетерпения.
61 Практическое занятие № 4 Грамматические нормы современного русского литературного языка Артикуляционная гимнастика Сядьте прямо и на улыбке произнесите скороговорку в быстром темпе хором.
Однажды был случай в далеком Макао Макака коалу в какао макала, Коала какао лениво лакала, Макака макала, коала икала. Кавалеру королева подарила каравеллу.
Ключевые слова Грамматика, морфология, синтаксис, морфологические нормы, синтаксические нормы, грамматические категории, согласование, управление. Вопросы для самоконтроля
1. Какие нормы называют грамматическими
2. Какой аспект современного русского языка регламентируют морфологические нормы
3. Какой аспект регламентируют синтаксические нормы
4. Какие грамматические категории свойственны имени существительному, глаголу, имени прилагательному, числительному. На какие группы делятся числительные по разряду
6. Какие виды подчинительной связи в словосочетании существуют в русском языке
7. Каковы правила употребления деепричастий
62 ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ Задание 1 Определите род существительных, запишите словосочетание Имя существительное + Согласованное с ним Имя прилагательное. Например Ведомость – ж.р., зачетная ведомость ло-
био – ср.р., вкусное лобио, ДНК – ж.р., загадочная ДНК.
1. Лебедь, шампунь, табель, вексель, студень, сажень, наледь, тюль, неженка, молодец.
2. Салями, рагу, тирамису, кофе, латте, суахили, урду, баньши, гуру, атташе, жюри, протеже, визави, дежавю, реноме, резюме, авизо, торнадо, сирокко, авеню, кенгуру, какаду, колибри, Гоби, Дели.
3. Сбербанк, ВВП, ВТО, ЕЭС, НДС, вуз, нэп, МКАД,
Росгосстрах, МРОТ Задание 2 Запишите данные слова в форме единственного числа именительного падежа. Банкноты, коррективы, манжеты, ремарки, бакенбарды, тапки, погоны, туфли, оладьи. Задание 3 Запишите слова в форме множественного числа. При необходимости воспользуйтесь орфографическим словарем.
1. Бухгалтер, лидер, доктор, лектор, коллектор, шулер, директор, договор, инспектор, счет.
2. Цвет (цветок) – цвет (окрас, тон (оттенок цвета) – тон (звук, пропуск (документ) – пропуск (отсутствие, прогул, лагерь (отдыха) – лагерь (политический, орден (награда) – орден (рыцарский, тевтонский, Орден бедных рыцарей Христа тамплиеры, муж (супруг) – муж (уважаемый человек.
63 Задание 4 Поставьте в форму родительного падежа множественного числа. Например апельсины – апельсинов Носок, сапог, чулок, помидор, солдат, осетин, цыган, чукча, подмастерье, поместье, оладья, грамм, ампер, вольт, ньютон, доля, капля, туфля, сумерки, сани, джинсы. Задание 5 Раскройте скобки, поставив имена собственные в нужный падеж.
1. В библиотеке я попросил новую книгу (Паоло Коэльо) и воспоминания современников о (Ив Сен-Лоран, Коко Шанель и Пако Рабан) для своей девушки, себе – что-нибудь для души из (Карлос Кастанеда, Фридрих Ницше, Чак Паланик, или Эрих Мария Ремарка брату для диссертации труды (Владимир Вернадский, Григорий Сковорода, Николай Рерих), работы (Симона де-Бовуар, Анна Фрейд).
2. Как студент-экономист, ямного читало (Адам Смит), а также о (Дэвид Рикардо, Леонид Канторович, Вильфредо Паре- то, Ойген фон Бём-Баверк, Николай Бунге). Мне интересны работы женщин-экономистов (Эдит Эбботт, Анна Шварц). Задание 6 Исправьте ошибки в склонении географических названий.
1. Тогда было страшное время, Николенька, – продолжал Карл Иваныч, – тогда был Наполеон. Он хотел завоевать Германию, и мы защищали свое отечество до последней капли крови Und wir verteidigten unser Vaterland bis auf den letzten
Tropfen Blut! Я был под Ульм, я был под Аустерлиц! я был под
Ваграм! ich war bei Wagram!» (Л. Толстой Детство. Отрочество. Юность)
64 По материалам новостных сайтов
2. Настройке ЖК Славянка под Пушкиным произошла массовая драка.
3. В любое время в селе Шушенское наблюдаются юго- западные и западные ветры. Задание 7 Запишите данные слова в форме родительного падежа единственного числа. Например бал-маскарад – не было бала-маскарада
Счет-фактура, пресс-служба, шеф-повар, генерал-майор, экономист-плановик, вагон-ресторан, прайс-лист, дизайн- студия, мастер-класс, конференц-зал. Задание 8 Запишите, заменив, где это возможно, в словосочетании полную форму прилагательного или причастия краткой. Объясните свой выбор. Злой человек, доверительный разговор, блестящая презентация, блестящая монета, тактичная и воспитанная девочка, спланированная пиар-кампания, современный дизайн, жилое помещение, общие сведения. Задание 9 Образуйте простую и составную форму сравнительной и превосходной степени прилагательного (когда это возможно. Добрый, низкий, круглый, клетчатый, коричневый, кошачий, деревянный. Задание 10 Запишите числа словами, поставив числительные в нужном падеже.
65 Население России на 2016 год равнялось 544 710. Территория России составляет более 17 125 000 квадратных километров (км. В состав Российской Федерации входят 85 субъектов областей, 22 республики, 9 краёв, 3 города федерального значения, 4 автономных округа и 1 автономная область. Россия граничит с 18 странами. Задание 11 Составьте, если возможно, словосочетания со словами четыре и четверо и существительными и запишите их. Счет, друг, риэлтер, помощница, сутки, менеджер, ножницы. Задание 12 Прочитайте материал рубрики Это интересно. Используя полученную информацию, объясните разницу в значении словосочетаний.
1) бросить камень – бросить камнем
2) гарантировать сотрудникам сокращение штатов – гарантировать сотрудников от сокращения штатов
3) обеспечить бумагой – обеспечить бумагу. ЭТО ИНТЕРЕСНО Жертвы и пожертвования Жертвовать – глагол многозначный. Жертвовать – это и отдать кому-то безвозмездно, подарить из добрых побуждений и героически отказаться, лишиться чего-то во имя благой цели. Мы прекрасно знаем и употребляем этот глагол, ноне задумываемся, что у каждого из двух значений своя грамматика. Жертвовать в первом значении – дарить – управляет винительным падежом, а основное значение винительного падежа – объект. Когда мы жертвуем деньги, готовы пожертвовать пару минут на разговор с другом – над существительным довлеет объектное значение. Вот он, определенный, конкретный объект жертвы,
66 дарения. И есть адресат – пожертвовать деньги храму, вещи – малоимущим, минутку на то, чтобы поговорить по телефону с близкими. И никто не сомневается, что у нас еще и денег, и минут осталось достаточно для нас самих и других подобных ситуаций, для новых пожертвований. Но стоит изменить падеж на творительный – и значение меняется. Жертвовать деньгами – значит непросто отдать пару купюр, нет, это значит, что вы отдаете последнее, остаетесь совсем без денег. Поэтому нельзя пожертвовать пятью минутами, однако люди жертвуют жизнью, отдавая ее всю без остатка ради своей родины или любимых людей. У такой жертвы нет объекта, нет адресата, но есть цель, ради или во имя которой приносится жертва. Задание 13 Составьте предложения со словами. Сделайте вывод о грамматической сочетаемости синонимов.
1. Вера – доверие
2. Контроль – руководство
3. Тревожиться – беспокоиться – волноваться
4. Оплатить – заплатить
5. Редактировать – вносить правки. Задание 14 Найдите и исправьте ошибки в управлении.
1. Нашему департаменту поручено руководство и помощь местным организациям.
2. В сложной экономической ситуации необходимо найти новые пути по решению проблем.
3. Избиратели надеются и верят своему кандидату.
4. Необходимо в кратчайшие сроки заплатить пошлину.
5. Яне удивлен тому, что компания обанкротилась.
67 Задание 15 Исправьте ошибки, связанные с употреблением производных предлогов.
1. Благодаря травме этот перспективный спортсмен пропустит следующий сезон.
2. Вследствие наступающих холодов необходимы дополнительные затраты на отопление производственных помещений.
3. Служащие приняли решение поступить наперекор приказов начальства.
4. Согласно трудового законодательства принудительный труд запрещен. Задание 16 Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов. Обратите внимание, в каждом предложении допущены две ошибки. Проект, задумавшийся в течение нескольких лет, наконец реализован благодаря ученому-самородку, приехавшего из глубинки.
2. Вопрос с разногласиями фирм, конкурирующими на российском рынке ценных бумаг, не может быть решен без урегулирования конфликта на основе личной неприязни, возникающей между главами компаний. Задание 17 Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.
1. Проверяя отчеты, меня все время отвлекал телефон.
2. Анализируя результаты рекламной кампании, был обнаружен ряд стратегических ошибок в позиционировании брен- да.
3. Желая спасти фирму, директору пришлось уволить треть сотрудников.
4. Обнаружив недостачу, увольнение главного бухгалтера никого не удивило.
68 5. Разработав дизайн товара, производителю необходимо зарегистрировать товарный знак.
6. Рано лишившись родителей, ему пришлось самому зарабатывать на жизнь. Задание 18 Исправьте грамматические ошибки в предложениях. Обратите внимание, в каждом предложении допущено две грамматических ошибки.
1. Высокий разговорчивый южан рисовал что-то в альбоме синими желтым акварелем.
2. Деловой человек не станет тратить время на сочувствие о чем-то неважном, он относится ко всему более серьезнее.
3. Кризис в производстве был тяжел для страны и временно продолжительным.
4. Ввиду прошедшей модернизации обоих фирм стоит пересмотреть прежние договоренности.
5. Определив кадровую политику, начальнику необходимо донести информацию и замотивировать коллектив. Задание 19 Орфографический минимум
Прочитайте слова, запомните написание, уточните значение по толковому словарю, подготовьтесь к диктанту. Авизировать, ассортимент, бюрократический, валюта, контрафактный, отождествлять, приоритет, паритет, конфисковать, коррупция, легализовать, маргинал, избирательный, издавна, волеизъявление, полукилограммовый, посреднический, превалировать, ежеквартальный, заверитель, ярлычок, эспрессо, экспресс-опрос, расчет, полунамек
69 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Задание 1 Исправьте ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. На заседании, на котором присутствовали более 70 % членов Совета, большинство одобрили новый план развития компании.
2. Несколько важных замечаний по организации благотворительной акции, с которой на тот момент уже приняли участие человек, было высказано руководству фонда представителями Попечительского совета.
3. Миллион рублей потрачено на то, чтобы тысяча человек отдохнуло в санатории по льготным путевкам. Задание 2 Исправьте ошибки в употреблении однородных членов, допущенные в предложениях и тексте шуточной открытки. Мы провели собеседование с новой секретаршей, с большим опытом работы и с приятным парижским акцентом.
2. При проведении рекламной кампании стоит учитывать как запросы целевой аудитории, но и рекламную политику основных конкурентов.
70 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Задание 1 Предложение с ошибками Комментарий Правильный вариант На заседании, на котором присутствовали более
70 % членов Совета, большинство одобрили новый план развития компании.
«70 % членов присутствовало следует употребить форму единственного числа, потому что именно эта форма подчеркивает пассивность действующих лиц. Большинство одобрило сказуемое в единственном числе, как и подлежащее – собирательное существительное большинство, в предложении не имеющее зависимых слов. На заседании, на котором присутствовало более
70 % членов Совета, большинство одобрило новый план развития компании. Несколько важных замечаний по организации благотворительной акции, с которой на тот момент уже приняли участие
231 человек, было высказано руководству фонда представителями Попечительского совета. Несколько важных замечаний были высказаны – между собирательным существительным с зависимыми словами подлежащими глагольным сказуемым располагаются другие члены предложения, подлежащее и сказуемое значительно разнесены в предложении, поэтому Несколько важных замечаний по организации благотворительной акции, с которой на тот момент уже принял участие
231 человек, были высказаны руководству фонда представителями Попечительского совета.
71 правильным будет согласование по смыслу. Приняли участие
231 человек – если в состав подлежащего входит числительное, заканчивающееся на
«1», то сказуемое ставится в единственном числе. Миллион рублей потрачено на то, чтобы тысяча человек отдохнуло в санатории по льготным путевкам. Если подлежащими являются слова тысяча, миллион, миллиард, сказуемое согласуется вроде с подлежащим. Миллион рублей потрачен на то, чтобы тысяча человек отдохнула в санатории по льготным путевкам. Задание 2 Предложение с ошибками Комментарий Правильный вариант Мы провели собеседование с новой секретаршей, с большим опытом работы и с приятным парижским акцентом. Однотипное управление (творительный падеж с предлогом с) заставляет при чтении воспринимать слова секретарша, опыт и акцент как однородные члены предложения, а однородными являются только опыт и акцент. Мы провели собеседование с новой секретаршей, обладательницей большого опыта работы и приятного парижского акцента.
72 При проведении рекламной кампании стоит учитывать как запросы целевой аудитории, но и рекламную политику основных конкурентов. Ошибкой является неверное употребление парных союзов как – таки, не только – но и. При проведении рекламной кампании стоит учитывать как запросы целевой аудитории, таки рекламную политику основных конкурентов. Спящий ребенок – это не только мило, но и наконец-то. Однородными членами не могут быть разные части речи – наречие мило и союз
«наконец-то». Сон ребенка – зрелище не только милое, но и долгожданное ТЕСТ по теме Грамматические нормы современного русского литературного языка
1. Морфологические нормы регулируют А) употребление форм слова Б) связь слов в словосочетании и предложении В) состав морфем слова Г) постановку знаков препинания в предложении
2. В форме множественного числа окончание -а имеют оба слова в строке А) тендер, брокер Б) доктор, торт В) шофер, вектор Г) поезд, директор
3. Ошибка согласования допущена в словосочетании А) крепкий кофе Б) зеленоглазое такси В) густой вуаль Г) черный шевроле
4. К среднему роду относятся слова А) песо, урду Б) кредо, рагу В) виски, мисс Г) шимпанзе, денди
5. Простой формой превосходной степени глагола плохой является А) хуже Б) плохее В) плоше Г) более хуже
74 6. В предложении Вычислить задолженность фирмы по кредитам можно 3 способами числительное следует читать А) троими Б) тремя В) тремями Г) тройкой
7. К видам подчинительной связи слов в словосочетании НЕ относится А) управление Б) примыкание В) повествование Г) согласование
8. Отглагольным прилагательным является А) строящееся здание Б) ведущий игрок В) бреющее лезвие Г) стоящий целое состояние антиквариат
9. Склоняются имя и фамилия А) Мария Каллас Б) Дэвид Духовны В) Антонио Бандерас Г) Мартин Фримен
10. Деепричастный оборот употребляется в предложении А) страдательного залога Б) безличном В) безличном с инфинитивом Г) неопределенно-личном
75 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме Грамматические нормы современного русского литературного языка Задание 1 Определите род существительных. Атташе, фарси, алиби, ММВБ, альма-матер, Тбилиси, вязь, портмоне. Задание 2 Поставьте в форму единственного числа. Излишки, бакенбарды, коррективы, погоны. Задание 3 Поставьте в форму родительного падежа соответствующего числа.
1. Оливье Бланшар, Кармен Рейнхарт, Абел Аганбегян,
Дейдра Макклоски, инженер-экономист, счет-фактура, штаб- квартира.
2. Носки, туркмены, турки, помидоры, динары, погоны, доли, депеши, таможни, умения, ремесла.
3. Одиннадцать миллионов триста сорок пять тысяч восемьсот семьдесят шесть рублей. Задание 4 Запишите, если возможно, простую и сложную форму сравнительной и превосходной степени. Крепкий, хороший, малиновый, учебный, жилой. Задание 5 Составьте, если возможно, словосочетания с существительными и числительными пять и пятеро. Адвокат, рекламация, джинсы, письмо, подруга.
76 Задание 6 Составьте словосочетания глагол + имя существительное с учетом грамматической сочетаемости глагола. Сожалеть – сочувствовать, восхищаться – радоваться. Задание 7 Запишите выражение словами.
1. Из 89106 вычесть 6891 равно 82215 2. Сумка с 225410688 долларами. Задание 8 Исправьте ошибки в предложениях. Объясните суть ошибки.
1. Хорошие бухгалтера никогда не остаются без работы.
2. Подкрашенные синим тушем глаза смотрятся глубже и выразительнее.
3. Никто еще не придумал для похудения средства более лучшего, чем диета и физические нагрузки.
4. Вследствие наступающих праздников стоит заранее позаботиться о подарках.
5. Преподаватель старается воспитывать и заботиться о студентах.
6. Кондуктор потребовал оплатить за проезд.
77 Практическое занятие №5 Стилистические нормы современного русского литературного языка. Риторика
1. 3. Морфологические нормы
Справка
Морфологические нормы регулируют создание и употребление грамматических форм слова: рода, числа, падежа, вида, времени.
Во избежание нарушения морфологических норм рекомендуется пользоваться следующими справочными пособиями:
Трудности русского языка / Под ред. Л. И. Рахмановой. М. (разные годы издания).
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. М. (разные годы издания).
Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М. (разные годы издания).
Упражнения
Задание 1. Определите род существительных, составьте с ними словосочетания «имя существительное + согласованное с ним имя прилагательное».
1. Ассорти, хинди, фрау, салями, портье, Тбилиси, авторалли, кенгуру, такси, эскимо, пюре, кофе, филе, досье, шимпанзе, декольте, миледи, рефери, мсье, пенальти, колибри, кольраби, манго, маэстро, авеню, пони, лобби, Миссисипи, Онтарио, какаду, рагу, тирамису, латте, гуру, атташе, визави, дежавю.
2. Тюль, рояль, мозоль, шампунь, аэрозоль, лебедь, мышь, наледь, неженка, молодец.
3. ГИББД, управделами, СНГ, БАГСУ, ЗАГС, вуз, МГУ, ООН, ВВП, НДС, МРОТ.
Задание 2. Выпишите и исправьте ошибки, связанные с неправильным определением рода существительных.
Серая мышь, серьезное жюри, новая тюль, красивая бра, зеленое такси, лечебная шампунь, старое пианино, вкусное какао, старинный рояль, болезненный мозоль, милое пони, ваше протеже, спелое манго, забавный кенгуру, злобное цеце, ответственный пенальти, Ленинский ЗАГС, уважаемый портье, справедливый жюри.
Задание 3. Запишите слова в форме множественного числа именительного падежа. При необходимости воспользуйтесь орфографическим словарем.
1. Лектор, инспектор, доктор, директор, отпуск, слесарь, профессор, округ, джемпер, флигель, штабель, рефрижератор, ректор, автор, редактор, договор, почерк, шофер, бухгалтер, шофер, кузов, тормоз, инженер.
2. Цвет (цветок) – цвет (окрас), тон (оттенок цвета) – тон (звук), пропуск (документ) – пропуск (отсутствие, прогул), лагерь (отдыха) – лагерь (политический), орден (награда) – орден (рыцарский, тевтонский, Орден бедных рыцарей Христа (тамплиеры)), муж (супруг) – муж (уважаемый человек).
3. Банкноты, коррективы, манжеты, ремарки, бакенбарды, тапки, погоны, туфли, оладьи, кроссовки.
Задание 4. Укажите форму родительного падежа множественного числа существительных. Проверьте по словарю Л. К. Граудиной и др. «Грамматическая правильность русской речи», соответствует ли выбранная вами форма современной литературной норме.
1. Грамм, килограмм, помидор, апельсин, мандарин, баклажан, бурят, башкир, румын, гусар, улан, брызги, колено, побережье, сумерки, грабли, ясли, басня.
2. Сапоги, носки, чулки, простыни, кочерги, валенки, килограммы, рельсы, погоны, туфли, куры, няни, весла, гектары, зятья, оладьи, помидоры, грузины, серьги, солдаты, судьи, щупальца, башкиры, туркмены, усадьбы. [В9]
Задание 5. Найдите и исправьте ошибки в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных. [В10]
Сапогов, носок, чулок, простыней, кочергов, валенков, килограммов, рельс, погон, туфлей, кур, нянь, весел, гектар, оладьев, помидор, грузинов, серёг, солдатов, судьев, щупальцев, башкир, туркмен, усадеб.
Задание 6. Найдите и исправьте ошибки в употреблении форм имен существительных.
1. В нашем магазине всегда свежие торта. 2. Иванов – наш депутат, и не надо больше дебат. 3. Спортсмен держал в руках свой левый кроссовок. 4. Главный тренер турков полон оптимизма. 5. В магазине имеется немецкая тюль. 6. Питательные крема можно заказать через Интернет. 7. Картошка – это настоящая кладезь витаминов. 8. Накануне евро обвалилось более чем на один процент. 9. Градоначальник не растерялся и отбил рукой брошенный туфель. 10. Было дано 11090 комментарий.
Задание 7. Раскройте скобки, поставив имена собственные в нужном падеже. [В11]
1. В библиотеке я попросил новую книгу (Паоло Коэльо) и воспоминания современников о (Ив Сен-Лоран, Коко Шанель и ПакоРабан) для своей девушки, себе – что-нибудь для души из (Карлос Кастанеда, Фридрих Ницше, ЧакПаланик, или Эрих Мария Ремарк), а брату для диссертации труды (Владимир Вернадский, Григорий Сковорода, Николай Рерих), работы (Симона де-Бовуар, Анна Фрейд). 2. Как студент-экономист, я много читал о (Адам Смит), а также о (Дэвид Рикардо, Леонид Канторович, Вильфредо Парето, Ойген фон Бём-Баверк, Николай Бунге). Мне интересны работы женщин-экономистов (Эдит Эбботт, Анна Шварц).
Задание 8. Исправьте ошибки в склонении географических названий. [В12]
1. «Тогда было страшное время, Николенька, – продолжал Карл Иваныч, – тогда был Наполеон. Он хотел завоевать Германию, и мы защищали свое отечество до последней капли крови! Und wirverteidigtenunserVaterlandbis auf den letztenTropfenBlut! Я был под Ульм, я был под Аустерлиц! Яя[В13] был под Ваграм! ichwarbeiWagram! » (Л. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»). 2. На стройке ЖК «Славянка» под Пушкиным произошла массовая драка. 3. В любое время в селе Шушенское наблюдаются юго-западные и западные ветры.
Задание 9. Запишите данные слова в форме родительного падежа единственного числа.
Счет-фактура, пресс-служба, шеф-повар, генерал-майор, экономист-плановик, вагон-ресторан, бал-маскарад, прайс-лист, дизайн-студия, мастер-класс, конференц-зал.
Задание 10. Просклоняйте словосочетания, написав числительные прописью.
459 книг, 147 яблок, 253 человека, 1, 5 ведра воды, 1925-й год.
Задание 11. Раскройте скобки, употребляя числительные и существительные в нужной форме.
а) Встреча с (455 учеников) прошла спокойно.
б) Мысль о (253 гектара) не давала мне покоя.
в) Библиотека ежемесячно пополняется (350 книг).
г) Вес некоторых грибов достигает (полтора килограмма).
д) Рассказы о (1945-й год) слушали с особым интересом. [В14]
е) Новая школа должна быть открыта к (1-е сентября).
Задание 12. Исправьте ошибки, связанные с употреблением числительных.
I. 1. По обоим сторонам реки располагались деревни. 2. Более восемьсот тысяч женщин выступили за открытие салонов красоты. 3. Пятеро собак везли эти сани. 4. Обои девочки были очень хорошенькие. 5. У двоих сестер родился брат. 6. Вес некоторых грибов достигает полтора килограмма. 7. Деревня находилась в полтораста километрах от станции. 8. В двухтысячном десятом году фирма приобрела новое оборудование. 9. Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году. 10. Около шестиста школьников участвовали в соревнованиях.
II. 1. При покупке товаров на сумму от пятиста рублей вы становитесь участником лотереи. 2. Из необходимых семьсот девяносто миллионов рублей собрано лишь пятьсот семдесят. 3. Премия присуждается более чем в четырехсот категориях. 4. На занятиях не было обоих сестёр. 5. В семье бало семеро девочек и пятеро мальчиков. 6. Фотограф является обладателем более трехста наград и премий. 7. В двухтысячном пятом году мы ездили в Сочи. 8. На обеих берегах реки росло много ягод. 9. Красивая шкатулка с две тысячи шестьсот восемьдесят шестью камнями является одной из самых важных драгоценностей музея. 10. Долг компании достиг двести семьдесят шесть миллионов.
III. 1. Собору более восьмиста лет. 2. Стипендия не была выплачена семистам сорок двум студентам. 3. На выставку в этот день пришло около шестьсот человек вместо двухста. 4. Пьеса была поставлена в двух тысяча девятнадцатом году. 5. Ему пришлось ограничиться тремя тысячами двухстами сороками рублями. 6. Этот фильм быо показан в тысяча девятисот пятом году. 7. Через полторы суток я пришел в себя и приступил к работе. 8. Обращение было подписано полуторьмя тысячами человек. 9. На фотографии было трое его младших сестер. 10. Из девятиста девяносто девяти книг этого зала библиотеки семеро экземпляров редкие.
Задание 13. Составьте возможные словосочетания с количественными и собирательными существительными. [В15]
Три / трое: шарф, варежка, теленок, лошадь, девочка, часовой, сапог, дети, мы, дежурный, трудяга, лицо, волк, хоккеист, стадо, цыпленок, стол, коллега[В16] .
Задание 14. Найдите ошибки в употреблении прилагательных, исправьте их.
1. Её обеды всегда более вкуснее, чем мои. 2. На рынке те же товары стоят дешевее, чем в магазине. 3. Я люблю чай более слаще. 4. Этот столб более высок. 5. Курсовая работа должна быть переплетенная. 6. Нет ничего более худшего, чем ложь, которая допускается взрослыми по отношению к детям. 7. Автор показывает, как герой произведения с самыми человеческими задатками теряет их. 8. Он самый старейший член нашего клуба. 9. На юге звёзды более ярче, чем на севере. 10. Иванов – наиболее лучший игрок в команде.
Задание 15. Найдите ошибки в образовании форм глагола. Исправьте предложения. [В17]
1. Повешенное на забор полотенце мокнуло под дождем. 2. Если вы еще не решили, куда ехать, езжайте в Екатеринбург. 3. От дождя ветки кустарников пригинаются к земле. 4. Специй в это блюдо надо ложить много. 5. Обезьяны лазиют по деревьям. 6. Нередко его глаза метают искры, но он всегда стремится помочь любому человеку. 7. Вчера я садил капусту и помидоры. 8. Девочка махает платком. 9. Вода из трубы текет уже четвертый день. 10. Они часто ездиют в Санкт-Петербург.
(Назад) (Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
должны расстаться», у меня сердце хочет выпрыгнуть, когда я этого слышу. Брат Johann не будет служить – я буду Soldat!.. Карл здесь никому не нужен, и Карл будет Soldat.
– Вы честный человек, Карл Иваныч! – сказал мне папенька и поцеловал меня. – Du bist ein braver Bursche! – sagte mir mein Vater und küsste mich.
И я был Soldat!»
Глава X. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ
«Тогда было страшное время, Николенька, – продолжал Карл Иваныч, – тогда был Наполеон. Он хотел завоевать Германию, и мы защищали свое отечество до последней капли крови! und wir verteidigten unser Vaterland bis auf den letzten Tropfen Blut!
Я был под Ульм, я был под Аустерлиц! я был под Ваграм! ich war bei Wagram!»
– Неужели вы тоже воевали? – спросил я, с удивлением глядя на него. – Неужели вы тоже убивали людей?
Карл Иваныч тотчас же успокоил меня на этот счет.
«Один раз французский Grenadir отстал от своих и упал на дороге. Я прибежал с ружьем и хотел проколоть его, aber der Franzose warf sein Gewehr und rief pardon6, и я пустил его!
Под Ваграм Наполеон загнал нас на остров и окружил так, что никуда не было спасенья. Трое суток у нас не было провианта, и мы стояли в воде по коленки. Злодей Наполеон не брал и не пускал нас! und der Bösewicht Napoleon wollte uns nicht gefangen nehmen und auch nicht freilassen!
На четвертые сутки нас, слава Богу, взяли в плен и отвели в крепость. На мне был синий панталон, мундир из хорошего сукна, пятнадцать талеров денег и серебряные часы – подарок моего папеньки. Французский Soldat все взял у меня. На мое счастье, у меня было три червонца, которые маменька зашила мне под фуфайку. Их никто не нашел!
В крепости я не хотел долго оставаться и решился бежать. Один раз, в большой праздник, я сказал сержанту, который смотрел за нами: «Господин сержант, нынче большой праздник, я хочу вспомнить его. Принесите, пожалуйста, две бутылочки мадер, и мы вместе выпьем ее». И сержант сказал: «Хорошо». Когда сержант принес мадер и мы выпили по рюмочке, я взял его за руку и сказал: «Господин сержант, может быть, у вас есть отец и мать?..» Он сказал: «Есть, господин Мауер…» – «Мой отец и мать, – я сказал, – восемь лет не видали меня и не знают, жив ли я или кости мои давно лежат в сырой земле. О господин сержант! у меня есть два червонца, которые были под моей фуфайкой, возьмите их и пустите меня. Будьте моим благодетелем, и моя маменька всю жизнь будет молить за вас всемогущего Бога».
Сержант выпил рюмочку мадеры и сказал: «Господин Мауер, я очень люблю и жалею вас, но вы пленный, а я Soldat!» Я пожал его за руку и сказал: «Господин сержант!» Ich drükte ihm die Hand und sagte: «Herr Sergeant!»
И сержант сказал: «Вы бедный человек, и я не возьму ваши деньги, но помогу вам. Когда я пойду спать, купите ведро водки солдатам, и они будут спать. Я не буду смотреть на вас».
Он был добрый человек. Я купил ведро водки, и когда Soldat были пьяны, я надел сапоги, старый шинель и потихонько вышел за дверь. Я пошел на вал и хотел прыгнуть, но там была вода, и я не хотел спортить последнее платье: я пошел в ворота.
Часовой ходил с ружьем auf und ab7 и смотрел на меня. «Qui vive?» – sagte er auf einmal8, и я молчал. «Qui vive?» – sagte er zum weiten Mal, и я молчал, «Qui vive?» – sagte er zum dritten Mal, и я бегал. Я пригнул в вода, влезал на другой сторона и пустил . Ich sprang in’s Wasser, kletterte auf die andere Seite und machte mich aus dem Staube.
Целую ночь я бежал по дороге, но когда рассвело, я боялся, чтобы меня не узнали, и спрятался в высокую рожь, там я стал на коленки, сложил руки, поблагодарил отца небесного
Подборка по базе: Курсовая работа представляет собой самостоятельную работу обучаю, В широком смысле механизм обеспечения национальной безопасности , Драгунский. Легко ли смеяться над собой.pptx, Акцизы представляют собой федеральный косвенный налог.docx, Это письмо представляет собой обращение Бога к духовному чаду-е, ЯЗЫКОВАЯ И РЕЧЕВАЯ НОРМЫ.docx, Административные правонарушения в области охраны собственности п, Что такое речевая готовность ребенка к школе.doc, 1. Показатель «Запасы» в Бухгалтерском балансе представляет собо, рп речевая практика 2 (1).docx
Задание 1 Выберите правильный вариант написания слова. Составьте с каждым из слов предложение, учитывая лексическое значение слова и его сочетаемость.
Инка(с/сс)атор, а(к/кк)р(е/и)д(е/и)тация, ижд(е/и)венец, д(е/и)ф(е/и)цит, инц(е/и)дент, и(н/нн)овация, предпр(е/и)нять. Задание 2 Исправьте ошибки в предложениях. Обратите внимание, в каждом предложении допущено две лексические ошибки.
1. Благодаря жуткой эпидемии чумы 1665–1666 годов в Лондоне умерло 100 000 человек жителей.
2. Экономический кризис характеризуется отчетным снижением производства.
3. С помощью успешно проведенной рекламной компании маленькие супермаркеты нашего города выдержали конкуренцию с гигантами-гипермаркетами.
4. Молодой и невероятно гениальный художник- палешанин был обреченна счастливое успешное будущее, ноне захотел покидать родной Палех.
5. Он увлекался чтением и фотографиями, достиг нехи- лых успехов в бизнесе.
6. Жюри пора бы уже вынести в зал очки, участники сгорают синим пламенем от нетерпения.
61 Практическое занятие № 4 Грамматические нормы современного русского литературного языка Артикуляционная гимнастика Сядьте прямо и на улыбке произнесите скороговорку в быстром темпе хором.
Однажды был случай в далеком Макао Макака коалу в какао макала, Коала какао лениво лакала, Макака макала, коала икала. Кавалеру королева подарила каравеллу.
Ключевые слова Грамматика, морфология, синтаксис, морфологические нормы, синтаксические нормы, грамматические категории, согласование, управление. Вопросы для самоконтроля
1. Какие нормы называют грамматическими
2. Какой аспект современного русского языка регламентируют морфологические нормы
3. Какой аспект регламентируют синтаксические нормы
4. Какие грамматические категории свойственны имени существительному, глаголу, имени прилагательному, числительному. На какие группы делятся числительные по разряду
6. Какие виды подчинительной связи в словосочетании существуют в русском языке
7. Каковы правила употребления деепричастий
62 ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ Задание 1 Определите род существительных, запишите словосочетание Имя существительное + Согласованное с ним Имя прилагательное. Например Ведомость – ж.р., зачетная ведомость ло-
био – ср.р., вкусное лобио, ДНК – ж.р., загадочная ДНК.
1. Лебедь, шампунь, табель, вексель, студень, сажень, наледь, тюль, неженка, молодец.
2. Салями, рагу, тирамису, кофе, латте, суахили, урду, баньши, гуру, атташе, жюри, протеже, визави, дежавю, реноме, резюме, авизо, торнадо, сирокко, авеню, кенгуру, какаду, колибри, Гоби, Дели.
3. Сбербанк, ВВП, ВТО, ЕЭС, НДС, вуз, нэп, МКАД,
Росгосстрах, МРОТ Задание 2 Запишите данные слова в форме единственного числа именительного падежа. Банкноты, коррективы, манжеты, ремарки, бакенбарды, тапки, погоны, туфли, оладьи. Задание 3 Запишите слова в форме множественного числа. При необходимости воспользуйтесь орфографическим словарем.
1. Бухгалтер, лидер, доктор, лектор, коллектор, шулер, директор, договор, инспектор, счет.
2. Цвет (цветок) – цвет (окрас, тон (оттенок цвета) – тон (звук, пропуск (документ) – пропуск (отсутствие, прогул, лагерь (отдыха) – лагерь (политический, орден (награда) – орден (рыцарский, тевтонский, Орден бедных рыцарей Христа тамплиеры, муж (супруг) – муж (уважаемый человек.
63 Задание 4 Поставьте в форму родительного падежа множественного числа. Например апельсины – апельсинов Носок, сапог, чулок, помидор, солдат, осетин, цыган, чукча, подмастерье, поместье, оладья, грамм, ампер, вольт, ньютон, доля, капля, туфля, сумерки, сани, джинсы. Задание 5 Раскройте скобки, поставив имена собственные в нужный падеж.
1. В библиотеке я попросил новую книгу (Паоло Коэльо) и воспоминания современников о (Ив Сен-Лоран, Коко Шанель и Пако Рабан) для своей девушки, себе – что-нибудь для души из (Карлос Кастанеда, Фридрих Ницше, Чак Паланик, или Эрих Мария Ремарка брату для диссертации труды (Владимир Вернадский, Григорий Сковорода, Николай Рерих), работы (Симона де-Бовуар, Анна Фрейд).
2. Как студент-экономист, ямного читало (Адам Смит), а также о (Дэвид Рикардо, Леонид Канторович, Вильфредо Паре- то, Ойген фон Бём-Баверк, Николай Бунге). Мне интересны работы женщин-экономистов (Эдит Эбботт, Анна Шварц). Задание 6 Исправьте ошибки в склонении географических названий.
1. Тогда было страшное время, Николенька, – продолжал Карл Иваныч, – тогда был Наполеон. Он хотел завоевать Германию, и мы защищали свое отечество до последней капли крови Und wir verteidigten unser Vaterland bis auf den letzten
Tropfen Blut! Я был под Ульм, я был под Аустерлиц! я был под
Ваграм! ich war bei Wagram!» (Л. Толстой Детство. Отрочество. Юность)
64 По материалам новостных сайтов
2. Настройке ЖК Славянка под Пушкиным произошла массовая драка.
3. В любое время в селе Шушенское наблюдаются юго- западные и западные ветры. Задание 7 Запишите данные слова в форме родительного падежа единственного числа. Например бал-маскарад – не было бала-маскарада
Счет-фактура, пресс-служба, шеф-повар, генерал-майор, экономист-плановик, вагон-ресторан, прайс-лист, дизайн- студия, мастер-класс, конференц-зал. Задание 8 Запишите, заменив, где это возможно, в словосочетании полную форму прилагательного или причастия краткой. Объясните свой выбор. Злой человек, доверительный разговор, блестящая презентация, блестящая монета, тактичная и воспитанная девочка, спланированная пиар-кампания, современный дизайн, жилое помещение, общие сведения. Задание 9 Образуйте простую и составную форму сравнительной и превосходной степени прилагательного (когда это возможно. Добрый, низкий, круглый, клетчатый, коричневый, кошачий, деревянный. Задание 10 Запишите числа словами, поставив числительные в нужном падеже.
65 Население России на 2016 год равнялось 544 710. Территория России составляет более 17 125 000 квадратных километров (км. В состав Российской Федерации входят 85 субъектов областей, 22 республики, 9 краёв, 3 города федерального значения, 4 автономных округа и 1 автономная область. Россия граничит с 18 странами. Задание 11 Составьте, если возможно, словосочетания со словами четыре и четверо и существительными и запишите их. Счет, друг, риэлтер, помощница, сутки, менеджер, ножницы. Задание 12 Прочитайте материал рубрики Это интересно. Используя полученную информацию, объясните разницу в значении словосочетаний.
1) бросить камень – бросить камнем
2) гарантировать сотрудникам сокращение штатов – гарантировать сотрудников от сокращения штатов
3) обеспечить бумагой – обеспечить бумагу. ЭТО ИНТЕРЕСНО Жертвы и пожертвования Жертвовать – глагол многозначный. Жертвовать – это и отдать кому-то безвозмездно, подарить из добрых побуждений и героически отказаться, лишиться чего-то во имя благой цели. Мы прекрасно знаем и употребляем этот глагол, ноне задумываемся, что у каждого из двух значений своя грамматика. Жертвовать в первом значении – дарить – управляет винительным падежом, а основное значение винительного падежа – объект. Когда мы жертвуем деньги, готовы пожертвовать пару минут на разговор с другом – над существительным довлеет объектное значение. Вот он, определенный, конкретный объект жертвы,
66 дарения. И есть адресат – пожертвовать деньги храму, вещи – малоимущим, минутку на то, чтобы поговорить по телефону с близкими. И никто не сомневается, что у нас еще и денег, и минут осталось достаточно для нас самих и других подобных ситуаций, для новых пожертвований. Но стоит изменить падеж на творительный – и значение меняется. Жертвовать деньгами – значит непросто отдать пару купюр, нет, это значит, что вы отдаете последнее, остаетесь совсем без денег. Поэтому нельзя пожертвовать пятью минутами, однако люди жертвуют жизнью, отдавая ее всю без остатка ради своей родины или любимых людей. У такой жертвы нет объекта, нет адресата, но есть цель, ради или во имя которой приносится жертва. Задание 13 Составьте предложения со словами. Сделайте вывод о грамматической сочетаемости синонимов.
1. Вера – доверие
2. Контроль – руководство
3. Тревожиться – беспокоиться – волноваться
4. Оплатить – заплатить
5. Редактировать – вносить правки. Задание 14 Найдите и исправьте ошибки в управлении.
1. Нашему департаменту поручено руководство и помощь местным организациям.
2. В сложной экономической ситуации необходимо найти новые пути по решению проблем.
3. Избиратели надеются и верят своему кандидату.
4. Необходимо в кратчайшие сроки заплатить пошлину.
5. Яне удивлен тому, что компания обанкротилась.
67 Задание 15 Исправьте ошибки, связанные с употреблением производных предлогов.
1. Благодаря травме этот перспективный спортсмен пропустит следующий сезон.
2. Вследствие наступающих холодов необходимы дополнительные затраты на отопление производственных помещений.
3. Служащие приняли решение поступить наперекор приказов начальства.
4. Согласно трудового законодательства принудительный труд запрещен. Задание 16 Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов. Обратите внимание, в каждом предложении допущены две ошибки. Проект, задумавшийся в течение нескольких лет, наконец реализован благодаря ученому-самородку, приехавшего из глубинки.
2. Вопрос с разногласиями фирм, конкурирующими на российском рынке ценных бумаг, не может быть решен без урегулирования конфликта на основе личной неприязни, возникающей между главами компаний. Задание 17 Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.
1. Проверяя отчеты, меня все время отвлекал телефон.
2. Анализируя результаты рекламной кампании, был обнаружен ряд стратегических ошибок в позиционировании брен- да.
3. Желая спасти фирму, директору пришлось уволить треть сотрудников.
4. Обнаружив недостачу, увольнение главного бухгалтера никого не удивило.
68 5. Разработав дизайн товара, производителю необходимо зарегистрировать товарный знак.
6. Рано лишившись родителей, ему пришлось самому зарабатывать на жизнь. Задание 18 Исправьте грамматические ошибки в предложениях. Обратите внимание, в каждом предложении допущено две грамматических ошибки.
1. Высокий разговорчивый южан рисовал что-то в альбоме синими желтым акварелем.
2. Деловой человек не станет тратить время на сочувствие о чем-то неважном, он относится ко всему более серьезнее.
3. Кризис в производстве был тяжел для страны и временно продолжительным.
4. Ввиду прошедшей модернизации обоих фирм стоит пересмотреть прежние договоренности.
5. Определив кадровую политику, начальнику необходимо донести информацию и замотивировать коллектив. Задание 19 Орфографический минимум
Прочитайте слова, запомните написание, уточните значение по толковому словарю, подготовьтесь к диктанту. Авизировать, ассортимент, бюрократический, валюта, контрафактный, отождествлять, приоритет, паритет, конфисковать, коррупция, легализовать, маргинал, избирательный, издавна, волеизъявление, полукилограммовый, посреднический, превалировать, ежеквартальный, заверитель, ярлычок, эспрессо, экспресс-опрос, расчет, полунамек
69 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Задание 1 Исправьте ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. На заседании, на котором присутствовали более 70 % членов Совета, большинство одобрили новый план развития компании.
2. Несколько важных замечаний по организации благотворительной акции, с которой на тот момент уже приняли участие человек, было высказано руководству фонда представителями Попечительского совета.
3. Миллион рублей потрачено на то, чтобы тысяча человек отдохнуло в санатории по льготным путевкам. Задание 2 Исправьте ошибки в употреблении однородных членов, допущенные в предложениях и тексте шуточной открытки. Мы провели собеседование с новой секретаршей, с большим опытом работы и с приятным парижским акцентом.
2. При проведении рекламной кампании стоит учитывать как запросы целевой аудитории, но и рекламную политику основных конкурентов.
70 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Задание 1 Предложение с ошибками Комментарий Правильный вариант На заседании, на котором присутствовали более
70 % членов Совета, большинство одобрили новый план развития компании.
«70 % членов присутствовало следует употребить форму единственного числа, потому что именно эта форма подчеркивает пассивность действующих лиц. Большинство одобрило сказуемое в единственном числе, как и подлежащее – собирательное существительное большинство, в предложении не имеющее зависимых слов. На заседании, на котором присутствовало более
70 % членов Совета, большинство одобрило новый план развития компании. Несколько важных замечаний по организации благотворительной акции, с которой на тот момент уже приняли участие
231 человек, было высказано руководству фонда представителями Попечительского совета. Несколько важных замечаний были высказаны – между собирательным существительным с зависимыми словами подлежащими глагольным сказуемым располагаются другие члены предложения, подлежащее и сказуемое значительно разнесены в предложении, поэтому Несколько важных замечаний по организации благотворительной акции, с которой на тот момент уже принял участие
231 человек, были высказаны руководству фонда представителями Попечительского совета.
71 правильным будет согласование по смыслу. Приняли участие
231 человек – если в состав подлежащего входит числительное, заканчивающееся на
«1», то сказуемое ставится в единственном числе. Миллион рублей потрачено на то, чтобы тысяча человек отдохнуло в санатории по льготным путевкам. Если подлежащими являются слова тысяча, миллион, миллиард, сказуемое согласуется вроде с подлежащим. Миллион рублей потрачен на то, чтобы тысяча человек отдохнула в санатории по льготным путевкам. Задание 2 Предложение с ошибками Комментарий Правильный вариант Мы провели собеседование с новой секретаршей, с большим опытом работы и с приятным парижским акцентом. Однотипное управление (творительный падеж с предлогом с) заставляет при чтении воспринимать слова секретарша, опыт и акцент как однородные члены предложения, а однородными являются только опыт и акцент. Мы провели собеседование с новой секретаршей, обладательницей большого опыта работы и приятного парижского акцента.
72 При проведении рекламной кампании стоит учитывать как запросы целевой аудитории, но и рекламную политику основных конкурентов. Ошибкой является неверное употребление парных союзов как – таки, не только – но и. При проведении рекламной кампании стоит учитывать как запросы целевой аудитории, таки рекламную политику основных конкурентов. Спящий ребенок – это не только мило, но и наконец-то. Однородными членами не могут быть разные части речи – наречие мило и союз
«наконец-то». Сон ребенка – зрелище не только милое, но и долгожданное ТЕСТ по теме Грамматические нормы современного русского литературного языка
1. Морфологические нормы регулируют А) употребление форм слова Б) связь слов в словосочетании и предложении В) состав морфем слова Г) постановку знаков препинания в предложении
2. В форме множественного числа окончание -а имеют оба слова в строке А) тендер, брокер Б) доктор, торт В) шофер, вектор Г) поезд, директор
3. Ошибка согласования допущена в словосочетании А) крепкий кофе Б) зеленоглазое такси В) густой вуаль Г) черный шевроле
4. К среднему роду относятся слова А) песо, урду Б) кредо, рагу В) виски, мисс Г) шимпанзе, денди
5. Простой формой превосходной степени глагола плохой является А) хуже Б) плохее В) плоше Г) более хуже
74 6. В предложении Вычислить задолженность фирмы по кредитам можно 3 способами числительное следует читать А) троими Б) тремя В) тремями Г) тройкой
7. К видам подчинительной связи слов в словосочетании НЕ относится А) управление Б) примыкание В) повествование Г) согласование
8. Отглагольным прилагательным является А) строящееся здание Б) ведущий игрок В) бреющее лезвие Г) стоящий целое состояние антиквариат
9. Склоняются имя и фамилия А) Мария Каллас Б) Дэвид Духовны В) Антонио Бандерас Г) Мартин Фримен
10. Деепричастный оборот употребляется в предложении А) страдательного залога Б) безличном В) безличном с инфинитивом Г) неопределенно-личном
75 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме Грамматические нормы современного русского литературного языка Задание 1 Определите род существительных. Атташе, фарси, алиби, ММВБ, альма-матер, Тбилиси, вязь, портмоне. Задание 2 Поставьте в форму единственного числа. Излишки, бакенбарды, коррективы, погоны. Задание 3 Поставьте в форму родительного падежа соответствующего числа.
1. Оливье Бланшар, Кармен Рейнхарт, Абел Аганбегян,
Дейдра Макклоски, инженер-экономист, счет-фактура, штаб- квартира.
2. Носки, туркмены, турки, помидоры, динары, погоны, доли, депеши, таможни, умения, ремесла.
3. Одиннадцать миллионов триста сорок пять тысяч восемьсот семьдесят шесть рублей. Задание 4 Запишите, если возможно, простую и сложную форму сравнительной и превосходной степени. Крепкий, хороший, малиновый, учебный, жилой. Задание 5 Составьте, если возможно, словосочетания с существительными и числительными пять и пятеро. Адвокат, рекламация, джинсы, письмо, подруга.
76 Задание 6 Составьте словосочетания глагол + имя существительное с учетом грамматической сочетаемости глагола. Сожалеть – сочувствовать, восхищаться – радоваться. Задание 7 Запишите выражение словами.
1. Из 89106 вычесть 6891 равно 82215 2. Сумка с 225410688 долларами. Задание 8 Исправьте ошибки в предложениях. Объясните суть ошибки.
1. Хорошие бухгалтера никогда не остаются без работы.
2. Подкрашенные синим тушем глаза смотрятся глубже и выразительнее.
3. Никто еще не придумал для похудения средства более лучшего, чем диета и физические нагрузки.
4. Вследствие наступающих праздников стоит заранее позаботиться о подарках.
5. Преподаватель старается воспитывать и заботиться о студентах.
6. Кондуктор потребовал оплатить за проезд.
77 Практическое занятие №5 Стилистические нормы современного русского литературного языка. Риторика
Артикуляционная гимнастика В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Повар Петр и повар Павел. Петр пека Павел парил. Павел парил, Петр пек, Повар Павел, повар Петр. Ключевые слова Функциональные стили речи, разговорный стиль, язык художественной литературы, тропы, научный стиль речи, компрессия, термин, аннотация, реферат, рецензия, отзыв, офици- ально-деловой стиль, деловая корреспонденция, стандартизо- ванность, доверенность, резюме, оферта, рекламация, публицистический стиль, риторика, красноречие, оратор, публичная речь, убеждающая речь, развлекательная речь, аргументация.
Ven my fourteen year hat expiret, ant me coult partake of ze Holy Sopper, my Mutter sayt to my Vater,
‘Karl is one pig poy now, Kustaf.
Vat shall we do wis him?’
Ant Papa sayt,
‘Me ton’t know.’
Zen Mamma sayt,
‘Let us give him to town at Mister Schultzen’s, and he may pea Schumacher,’ ant my Vater sayt,
‘Goot!’
Когда мне минуло четырнадцать лет и я мог идти к причастию, моя маменька сказала моему папеньке „Карл стал большой мальчик, Густав; что мы будем с ним делать?“ И папенька сказал: „Я не знаю“ Тогда маменька сказала: „Отдадим его в город к господину Шульц, пускай он будет сапожник!“, и папенька сказал: „Хорошо“, und mein Vater sagte „gut“.
Six year ant seven mons livet I in town wis ze Mister Shoemaker, ant he loaft me.
Шесть лет и семь месяцев я жил в городе у сапожного мастера, и хозяин любил меня.
‘Karl are one goot vorkman, ant shall soon become my Geselle.’
Pot-man makes ze proposition, ant Got ze deposition.
In ze year 1796 one conscription took place, ant each which vas serviceable, from ze eighteens to ze twenty-first year, hat to go to town.
«Карл хороший работник, и скоро он будет моим Geselle“, но… человек предполагает, а Бог располагает… в 1796 году была назначена Conscription, и все, кто мог служить, от восемнадцати до двадцать первого года, должны были собраться в город.
“My Fater and my broser Johann come to town, ant ve go togezer to throw ze lot for which shoult pe Soldat.
Папенька и брат Johann приехали в город, и мы вместе пошли бросить Loos, кому быть Soldat и кому не быть Soldat.
Johann drew ze fatal nomper, and me vas not necessary to pe Soldat.
Johann вытащил дурной нумеро – он должен быть Soldat, я вытащил хороший нумеро – я не должен быть Soldat.
Ant Papa sayt,
И папенька сказал:
‘I have only vun son, ant wis him I must now separate!’
«У меня был один сын, и с тем я должен расстаться!
Ich hatte einen einzigen Sohn und von diesem muss ich mih trennen!»
“Den I take his hant, ant says,
Я взял его за руку и сказал:
‘Why say you so, Papa?
«Зачем вы сказали так, папенька?
Come wis me, ant I will say you somesing.’
Пойдемте со мной, я вам скажу что-нибудь».
Ant Papa come, ant we seat togezer at ze publics-house, ant me sayt,
И папенька пошел.
Папенька пошел, и мы сели в трактир за маленький столик.
‘Vaiter, give us one Bierkrug,’ ant he gives us one.
«Дайте нам пару Bierkrug» , – я сказал, и нам принесли.
We trink altogezer, and broser Johann also trink.
Мы выпили по стаканчик, и брат Johann тоже выпил.
‘Papa,’ sayt me, ‘ton’t say zat you have only one son, ant wis it you must separate, My heart was breaking ven you say sis.
– Папенька! – я сказал, – не говорите так, что «у вас был один сын, и вы с тем должны расстаться», у меня сердце хочет выпрыгнуть, когда я этого слышу.
Broser Johann must not serve; ME shall pe Soldat.
Брат Johann не будет служить – я буду Soldat!..
Karl is for nopoty necessary, and Karl shall pe Soldat.’
Карл здесь никому не нужен, и Карл будет Soldat.
“‘You is one honest man, Karl,’ sayt Papa, ant kiss me.
– Вы честный человек, Карл Иваныч! – сказал мне папенька и поцеловал меня. – Du bist ein braver Bursche! – sagte mir mein Vater und küsste mich.
Ant me was Soldat.”
И я был Soldat!»
IX. CONTINUATION OF KARL’S NARRATIVE
Глава X.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ
“Zat was a terrible time, Nicolinka,” continued Karl Ivanitch, “ze time of Napoleon.
«Тогда было страшное время, Николенька, – продолжал Карл Иваныч, – тогда был Наполеон.
He vanted to conquer Germany, ant we protected our Vaterland to ze last trop of plot.
Он хотел завоевать Германию, и мы защищали свое отечество до последней капли крови! und wir verteidigten unser Vaterland bis auf den letzten Tropfen Blut!
Me vere at Ulm, me vere at Austerlitz, me vere at Wagram.”
Я был под Ульм, я был под Аустерлиц! я был под Ваграм! ich war bei Wagram!»
“Did you really fight?”
I asked with a gaze of astonishment
“Did you really kill anybody?”
– Неужели вы тоже воевали? – спросил я, с удивлением глядя на него. – Неужели вы тоже убивали людей?