Слайд 1
Классификация ошибок части С1
Слайд 2
Виды ошибок Ф а к т и ч е с к и е Э т и ч е с к и е Л о г и ч е с к и е Р е ч е в ы е Г р а м м а т и ч е с к и е
Слайд 3
Фактические ошибки — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности. Например: «Столица США – Нью-Йорк»,«Ленский вернулся в своё имение из Англии», «Маяковский – вдохновитель народа в борьбе с интервенцией». Такие ошибки отражают низкий уровень знаний.
Слайд 4
Этические ошибки — особый вид ошибок; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты. Например: «Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк».
Слайд 5
Логические ошибки — нарушение логической правильности речи, возникающее в результате нарушения законов логики как в пределах одного суждения, так и на уровне целого текста. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объёму и содержанию) понятий в предложении; Подмена одного суждения другим. Предметом повествования являются времена достаточно отдалённые, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью страницы привлекают к себе внимание.
Слайд 6
Речевые и грамматические ошибки Эти виды ошибок для многих учащихся трудны в разграничении. Отличие: речевые ошибки чаще всего не слышны при чтении, их можно обнаружить только в контексте, а грамматические выделяются из общего строя речи.
Слайд 7
Речевые ошибки — связанные с неразвитостью речи. 1) Употребление слова в несвойственном ему значении. Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. 2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. Моё отношение к этой проблеме не поменялось . Были приняты эффектные меры. 3) Неразличение синонимов. Имя этого поэта знакомо во многих странах.
Слайд 8
Речевые ошибки 4) Неразличение паронимов. В таких случаях я взглядываю в словарь. 5) Употребление слов иной стилевой окраски. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею . 6) Разрушение образной структуры фразеологизмов. Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади . 7) Неоправданное употребление просторечных слов. Таким людям всегда удаётся объегорить других.
Слайд 9
Речевые ошибки Нарушение лексической сочетаемости. Автор увеличивает впечатление . Автор использует художественные особенности . 9) Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. Молодой юноша. Очень прекрасный. 10) Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). В этом рассказе рассказывается о событиях древности.
Слайд 10
Речевые ошибки 11) Неоправданное повторение слова. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. 12) Ошибки в употреблении антонимов в построении антитезы. В третьей части текста звучит не весёлый , но и не мажорный мотив. 13) Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Когда писатель пришёл в редакцию, его принял редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.
Слайд 11
Грамматические ошибки — ошибки в структуре языковой единицы; нарушение любой грамматической нормы. Ошибочное словообразование. Трудолюби м ый, на д смехаться. 2) Ошибочное образование формы существительного. Многие чуд а техники. Не хватает врем я . 3) Ошибочное образование формы прилагательного. Более интересн ее .
Слайд 12
Грамматические ошибки 4) Ошибочное образование формы числительного. С пятистами рублями. 5) Ошибочное образование формы местоимения. Ихнего пафоса. 6) Ошибки в образовании личных форм глаголов. Им двигает чувство сострадания. 7) Неправильное употребление временных форм глаголов. Эта книга даёт знания об истории календаря, научит делать расчёты.
Слайд 13
Грамматические ошибки Ошибки в образовании действительных и страдательных причастий. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора. 9) Ошибки в образовании деепричастий. Вышев на сцену. Пиша о жизни. 10) Неправильное образование наречий. Автор тута был не прав. 11) Нарушение согласования. Я знаком с группой ребят, увлекающи мися джазом.
Слайд 14
Грамматические ошибки 12. Нарушение управления. Повествует читател ей . Сделать свою правду более красив ую . 13) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Главное, чему я хочу уделить внимание, это художественн ой сторон е произведения. 14) Нарушение способа выражения сказуемого. Мы были рады, счастливы и весёлые .
Слайд 15
Грамматические ошибки 15) Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. Читая текст , возникает такое чувство… 16) Ошибки в построении предложения с причастным оборотом. Дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами . 17) Ошибки в построении сложного предложения. Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочла ещё в детстве. Ум автор текста понимает не только как просвещённость, но и с понятием «умный» связывает вольнодумство.
Слайд 16
Грамматические ошибки 18) Ошибки, связанные с употреблением частиц. Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. 19) Нарушение границ предложения. Было уже поздно. Когда он опомнился.
Слайд 17
Успехов на экзамене!
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 32 человека из 21 региона
- Сейчас обучается 126 человек из 49 регионов
- Сейчас обучается 179 человек из 52 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Типичные ошибки при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку (задание 27)
И. А. Кузнецова, учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №44, эксперт ПК ЕГЭ по русскому языку -
2 слайд
Формулировка задания с развёрнутым ответом:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. -
3 слайд
К 1-1балл
Уже во вступлении участники допускают ошибку, связанную с неумением различать такие понятия, как тема и проблема. Напомним, что тема – это то, о чём текст (автор пишет о патриотизме), а проблема – это спорный вопрос, над которым размышляет автор (в чём заключается истинный патриотизм?). Тема не содержит спорного вопроса, она входит в формулировку проблемы, является её частью, то есть проблему нельзя сформулировать одним словом! Именно проблема определяет дальнейший ход рассуждения.
-
4 слайд
К 1-1балл
Как формулируется проблема? Первый способ– конструкция «проблема + существительное в родительном падеже»: проблема отношения к пожилым родителям, проблема влияния природы на человека, проблема поиска смысла жизни. Но такой способ не универсален, так как не всегда сочетание «проблема+существительное в родительном падеже» в содержательном и стилистическом отношении корректно, например, проблема чести, проблема смысла жизни, проблема музыки, проблема любви.
-
5 слайд
К 1-1 балл
Второй способ– формулирование проблемы в форме вопроса (или цепочки вопросов): Можно ли человеку прожить без любви? Какую роль играет музыка в жизни человека? Почему важно беречь родной язык? При этом нужно избегать ошибок в речевом оформлении проблемы! Правильно будет: автор пишет, рассуждает о…, размышляет о… и над…, неверно– автор рассуждает над… -
6 слайд
К 2-6 баллов
После выявления и формулирования проблемы исходного текста пишем комментарий. Это, пожалуй, самый сложный композиционный фрагмент сочинения. Напомним, что комментарий включает в себя два примера-иллюстрации из прочитанного текста и пояснение к каждому из них, указание на смысловую связь между ними и её анализ. Помните, что, обращаясь к авторскому тексту, не следует увлекаться его чрезмерным цитированием или ограничиваться простым пересказом – нужно анализировать текст, включая в него свою оценку фактов, событий, поведения героев. -
7 слайд
К 2-6 баллов
К грубым ошибкам при комментировании проблемы исходного текста относятся следующие ошибки.
Отсутствие комментария как самостоятельной смысловой части, он лишь намечен, но не реализован. Например: «Человек живет в обществе, которое, несомненно, оказывает влияние на чувства, мысли, сознание. Как жить в таком обществе, чтобы оно не подавляло и не тяготило тебя? Ответ на этот вопрос нам даёт Н. Татаринцев в своем тексте». Здесь формулируется проблема, задаётся вопрос, обозначающий остроту проблемы, делается переход к исходному тексту. Но комментария нет. -
8 слайд
К 2-6 баллов
Ещё одна грубая ошибка. Неосознанное отступление от темы. Ученик пишет не о том, о чём говорится в тексте, а о том, о чём он может написать. Вот пример такого искажения: «Автор текста, И. Новиков, рассуждает о таком времени, когда вокруг всё серо и тускло (приводятся цитаты из исходного текста, описывающие осень). Да, действительно, осень – это такая пора, когда хочется посидеть дома возле семейного очага, в общем, в тёплом, уютном местечке. И волей-неволей на тебя находят воспоминания об уже прожитых годах. Для кого-то это мучительное время. Особенно для женщин. У них начинаются депрессии, с которыми они порою не могут справиться самостоятельно… А для кого-то, например, для меня, это время для творческих поисков…» -
9 слайд
К 2-6 баллов
При пояснении примера-иллюстрации нужно дать свою интерпретацию авторского текста, растолковать, почему герои действуют так, а не иначе, выразить своё отношение к их поступкам, событиям,а не повторять сказанное автором. Пояснение – это текст выпускника! В этом и состоит диалог автора исходного текста и пишущего, что является одним из важных показателей понимания учеником прочитанного текста.
Следующий шаг в комментарии – указание на то, как связаны примеры-иллюстрации. Какими могут быть отношения между примерами-иллюстрациями? -
10 слайд
К 2-6 баллов
Смысловая связь может отражать противопоставление событий (фактов, героев) или их сопоставление, указывать на причинно-следственные или дополнительные отношения между ними, переход от общих рассуждений к конкретике и др. Важно понимать истинные смысловые отношения между примерами и давать точное определение этим связям, а не указывать на них формально: эти примеры, дополняя друг друга, помогают нам лучше понять авторскую позицию. Еще одна частая ошибка при выявлении логической связи между примерами-иллюстрациями – подмена её общими словами: также автор приводит ещё один пример; развивая свою мысль, автор акцентирует внимание на следующем примере. -
11 слайд
К 2-6 баллов
Помимо указания на логическую связь, нужно ещё проанализировать характер смысловых отношений, объяснить, почему автор сравнивает, противопоставляет героев (события) либо от общих рассуждений переходит к конкретным фактам, даёт определения ключевым понятиям текста или указывает на причинно-следственные связи. Этот анализ является показателем умения видеть основание для отбора текстового материала, означает раскрытие смысла этих логических отношений, даёт ответ на вопрос, как они помогают глубже понять авторский замысел.
В структуре комментария эта позиция часто либо отсутствует, либо передает смысл отношений неточно и поверхностно. -
12 слайд
К 2-6 баллов
Следующая частая ошибка при написании сочинения – невнимательное прочтение исходного текста, в результате чего участник допускает фактические ошибки при передаче содержания авторского текста. Помните, если в примере содержится искажение исходного текста, то такой пример в комментарии не может быть засчитан, следовательно, не могут быть оценены логическая связка между примерами и её анализ.
-
13 слайд
К 3- 1 балл
Авторская позиция.
Комментарий текста должен логично подводить к авторской позиции, то есть положению, которое доказывается; это мнение автора, его точка зрения по поставленной проблеме. Проблема и позиция автора логически связаны: позиция автора – это ответ на проблемный вопрос: как детские годы влияют на дальнейшую жизнь человека? (проблема) – только по-настоящему счастливый в детстве человек всю жизнь обладает огромным иммунитетом (позиция автора). Нужно формулировать авторскую позицию ясно и точно, избегая сложных синтаксических конструкций, метафорических выражений и чрезмерного цитирования. -
14 слайд
К 3-1 балл
Помните, что в публицистическом тексте автор обычно выражает свою позицию прямо, открыто (в отдельных предложениях, обращениях к читателю). В художественном тексте мнение автора обозначается, как правило, опосредованно (в поведении, поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных приёмов), и поэтому определить его бывает не просто. Кроме того, не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком. Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать! -
15 слайд
К 4-1 балл
После определения авторской позиции необходимо выразить своё отношение к мнению автора и обосновать свою точку зрения. В аргументации необязательно опираться на художественное произведение – это может быть обращение к историческим или научным фактам, к обобщённым наблюдениям или собственному жизненному опыту.
Сочинение по тексту Ю. Нагибина
Я разделяю позицию автора. Она близка моему мировоззрению, моему представлению о том, как должны жить люди. Мне было очень интересно читать про те события, которые описывает Ю. Нагибин в своём рассказе. Когда читаешь художественную книжку, то узнаешь даже больше, чем когда изучаешь историю на уроках или по учебнику.В отрывке присутствуют суждения, но они не выполняют функцию доводов, подкрепляющих правоту заявленного тезиса. Это очень распространённая ошибка, вызванная тем, что ученик не понимает до конца сформулированной проблемы и позиции автора по этой проблеме, поэтому свою задачу видит в том, чтобы заполнить отведённое для предполагаемого обоснования место какими-то фразами, в которых выражается либо отношение к автору, либо восприятие изображённых событий, либо даётся оценка персонажам, ситуациям.
-
16 слайд
К 4-1 балл
В приведённых ниже работах экзаменуемые сформулировали своё мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привели суждений, представляющих собой обоснование заявленной точки зрения.
Я считаю, что авторская позиция справедлива.
Я, как и большинство моих друзей и знакомых, воспитывался на книгах, и до сих пор много читаю. Я полностью согласен с автором. -
17 слайд
Подведём итоги
Таким образом, при написании сочинения-рассуждения не смешивайте понятия тема и проблема, не увлекайтесь пересказом и чрезмерным цитированием исходного текста, включайте в него элементы анализа. Не допускайте нарушения логики между формулировкой проблемы и примерами-иллюстрациями, будьте самостоятельны при пояснении авторского текста.
Старайтесь понять истинную связь между примерами – не ограничивайтесь формальными формулировками, не забывайте анализировать логическую связку. Помните, что авторская позиция – это ответ на проблемный вопрос. Не путайте проблему и авторскую позицию; ваша позиция должна быть сформулирована и убедительно обоснована.Внимательно читайте исходный текст, чтобы избежать фактических ошибок.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 284 367 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 07.06.2022
- 360
- 12
- 07.06.2022
- 484
- 1
- 07.06.2022
- 161
- 1
- 07.06.2022
- 121
- 2
- 07.06.2022
- 140
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Типы ошибок
в сочинениях
по русскому языку
формата ЕГЭ
27 задание
Слайд 2Фактические ошибки (К 12)
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Фактические
ошибки в фоновом материале отсутствуют — 1 балл
Допущены фактические ошибки
(одна и более) в фоновом материале – 0 баллов
Слайд 3Фактические ошибки (К 12)
Ошибки фактические — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся
в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией
по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности, напр.: «Базаров- герой одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «О Русь моя, мечта моя, любил ли кто тебя, как я?».
Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией», «Если честно сказать, то в России теперь только один процент русских», «Каждая буква столько тебе сообщает!!!»
Подобные ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).
Слайд 4Практикум
Найдите фактические ошибки
1.Осенняя пора,
Очей очарование!
(А.С. Пушкин)
2. В рассказе «Капитанская дочка» А.С. Пушкин затрагивает проблему чести.
3.В данном тексте В. Токарева описывает события, случившиеся с ней в воскресенье. (По рассказу «Самый счастливый день»)
4. В произведении А.П. Чехова «Господин из Сан- Франциско» описывается путешествие на пароходе чиновника с семьей.
5. Раскольников убил старушку Изергиль.
6. Часто в литературных произведениях нам встречается фраза: «Не хочу учиться, а хочу жениться».
7. Так и у Н.В. Гоголя в повести «Мертвые души» герои Чатский и Грибоедов показывают чинопочитание и угодливость.
Слайд 5Этические ошибки (К 11)
Соблюдение этических норм
Этические ошибки в работе
отсутствуют –
1 балл
Допущены этические ошибки (одна и более)- 0
баллов
Слайд 6Этические ошибки – проявление речевой агрессии, грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное
выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной
речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов: «Этот текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Прочитав этот дурацкий текст, я продумал, какая в нем проблема», «Мне хочется поблагодарить автора: он довольно четко и грамотно описал сложную ситуацию».
Помимо этого, некорректным с этической точки зрения является снисходительная оценка действий известных людей («Дмитрий Лихачев достаточно ясно выражает свои мысли. Мне хотелось бы поблагодарить его за это»). А также нельзя называть известных писателей только по имени и отчеству («Александр Сергеевич утверждал…»). К этическим ошибкам приравниваются и грубые жаргонизмы («Я бы дал в лицо этому кексу за подобное отношение к матери»).
Слайд 8Логические ошибки –это ошибки, предполагающие под собой нарушения в смысловом построении
предложений и самого текста:
«Княжна Марья Болконская очень суеверна: она
постоянно учится, очень много читает и молится». «Жизнь Есенина закончилась не начавшись». «Позиция автора неясна, и поэтому я с ней полностью согласна».
«Текст написан неграмотным литературным языком».
Слайд 9К логическим ошибкам относятся и композиционно-текстовые, связанные с нарушениями требований к последовательности
и смысловой связности изложения: отсутствует логическая связь вступительной или заключительной
части с основной или эта связь слабо выражена, нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения, например:
А. Неудачное начало : С особенной силой этот эпизод описан в романе…
Б. Ошибки в средней части.
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении – логическая ошибка: «Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании».
б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка: «Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом». Или: «В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку».
в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка:
«Из-за поднятия местности над морским уровнем обусловлена резкость и суровость климата. Малоснежные зимы сменяются жарким летом. Весна короткая и с приятным климатом. Поэтому автор и описывает весну с такой любовью». Первые три предложения дают описание климата, а последнее представляет собой резкий переход к тексту произведения, что выглядит нелогично.
В. Неудачная концовка (дублирование вывода ) – логическая ошибка:
«Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие». В обоих предложениях написано одно и то же, но разными словами.
Слайд 10Также стоит отметить логические ошибки, которые тоже встречаются в сочинениях,
но несколько реже описанных выше:
Наличие «логического скачка», который представляет собой
пропуск звена в объяснении. Например: «Вряд ли можно запретить людской поток через школьный двор. А ведь так хочется красоты и уюта школьного двора и поселка».
Сопоставление или же противопоставление двух понятий, которые логически неоднородны. Например, составить такое предложение будет логически неправильно: «В классе присутствовали директор, учитель биологии, а также Ирина Владимировна и Зоя Петровна».
Нарушение причинно-следственных отношений. Для примера: «Для модернизации образования было сделано немало, но педагоги работают по-старому, так как вопрос модернизации образовательного процесса практически не решается».
Перестановка частей текста (если это не является обусловленной необходимостью). Примером подобной ошибки является: «Пора вернуть слову его значение. Честь… Как же это сделать?».
Сопоставление понятий, которые логически несопоставимы. Например: «Синтаксис статей из энциклопедии отличается от остальных научных статей».
Подмена лица, от которого ведется повествование (если это не оправдано текстом). Например, сначала рассказ ведется от третьего лица, а потом резко – от первого, как в примере: «Автор повествует о природе севера, вижу просторы и снега равнин».
Логические ошибки считаются одними из наиболее распространенных в сочинениях выпускников. По сути они являются результатом того, что раздел, связанный с анализом структуры текста, смысловым изложением и соединением предложений, был усвоен недостаточно. Это и привело к тому, что в написанном нарушено логическое развитие мысли ученика.
Слайд 11Чтобы не допустить потерю баллов за сочинение, необходимо:
Проверять наличие и
правильность связи между отдельными абзацами. Особое внимание нужно уделять местоимениям
«эта», «этот», «это» и подобным, учитывая, к чему именно они относятся.
Обращать внимание на наличие или правильность разделения текста на абзацы. Работа, которая состоит из одного абзаца, не может быть оценена на высокий балл. Сочинение нужно обязательно дробить для удобства прочтения и восприятия написанного. В среднем в сочинении должно быть от пяти до восьми абзацев, но они не должны состоять из одного предложения (если это не является необходимостью, что изредка бывает), так как это тоже будет ошибкой.
Прочитайте сочинение еще раз, проверяя, нет ли ощущения, что повествование «уходит в сторону».
Проверьте правильность написания работы в соответствии с установленным планом, критериями.
Обратите внимание, нет ли повторов любого типа.
Убедитесь в логичности построения абзацев, законченности мысли и отсутствии смысловых противоречий.
Слайд 12Практикум
Найдите логические ошибки.
Сначала он произвел впечатление замкнутого, нелюдимого человека. Потом
стало известно, что у него высшее техническое образование.
Быть добродушным
или заботиться только о себе? – такой вопрос решал каждый из нас.
Память живет своей жизнью, мы ведь не выбираем, что будем помнить вечно. Наряду с хорошими воспоминаниями в голове часто сохраняются и плохие. В своем тексте Д. Гранин поднимает проблему памяти.
В этом тексте автор ставит проблему… (Первое предложение сочинения)
Весна только входит во вкус. Изредка пахнет с юга талым снегом. Набухают почки багульника. И все же чувствуется, что весна не за горами
Слайд 13Речевые ошибки
Соблюдение речевых норм (К 10)
Допущено не более одной речевой
ошибки
— 2 балла
Допущены две-три ошибки
— 1 балл
Допущено четыре и более ошибок
– 0 баллов
Слайд 14Точность и выразительность речи (К 6)
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения
мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по этому
критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10
— 2 балла
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли
— 1 балл
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
– 0 баллов
Слайд 15Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое удачное
использование в определенном тексте слов и фразеологизмов.
Выпускники нарушают требование
коммуникативной точности высказываний, употребляя слова в несвойственном им значении или без должного учета стилистических, эмоционально-экспрессивных свойств выражений.
Слайд 18Практикум
Найдите речевые ошибки.
1. Мы заранее предвидели все трудности
похода.
2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик,
в аэропорт!»
3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.
4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.
5. Брат очень бережный человек.
6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.
7. Уровень благосостояния народа увеличивается.
8. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.
9. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.
10. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.
11. Но мы не должны забывать, что мы часть природы, что мы существуем лишь за счет природы. Мы должны беречь ее, беречь еще и потому, что она прекрасна.
Слайд 1912. Стороны кончили дебютировать и пришли к соглашению.
13. Когда
читаешь поэзию, встречаешь множество устаревших слов: «ланиты», «пламень», «чело».
14.
Автор высмеивает тему хамелеонства.
15. Имя этого поэта знакомо во многих странах.
16. Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.
1.
Ошибки в сочинении ЕГЭ: речь и грамматика
Как не потерять баллы за сочинение
ЕГЭ-2022 по русскому языку?
2.
рассмотрим сложные случаи
классификации ошибок,
оценим фрагменты работ,
обсудим формы работы с учеником при
подготовке к сочинению.
3.
Николай Дмитриевич Тыранов — лингвист, автор серии
онлайн-курсов по сочинению, профессиональный
репетитор, средний балл учеников 94 из 100.
Создатель онлайн-школы ОК ЕГЭ.
4.
Оксана Николаевна Беляева — кандидат
филологических наук, доцент, эксперт ЕГЭ по
русскому языку, автор статей и учебных курсов
по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Создатель онлайн-школы ОК ЕГЭ.
5.
Сочинение ЕГЭ
(критерии К1-4)
6.
Сборники тестов реальной степени сложности
Материалы по заданиям 1-26
Комментарий на 6 из 6
Сочинение и
изложение в формате
ОГЭ-2021
ok-ege.ru
7.
Грамматические и речевые ошибки (К9 и К10)
при классификации ошибок следует руководствоваться таблицами и примерами
речевых и грамматических ошибок в «Указаниях по оцениванию развёрнутых
ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по
русскому языку» ФИПИ.
8.
Грамматические и речевые ошибки (К9 и К10)
при классификации ошибок следует руководствоваться таблицами и примерами
речевых и грамматических ошибок в «Указаниях по оцениванию развёрнутых
ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по
русскому языку» ФИПИ;
если ошибка не включена в «Указания по оцениванию развёрнутых ответов
участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по русскому
языку» ФИПИ и/или в Инструктаж, она не выносится и не учитывается.
9.
Грамматические и речевые ошибки (К9 и К10)
при классификации ошибок следует руководствоваться таблицами и примерами
речевых и грамматических ошибок в «Указаниях по оцениванию развёрнутых
ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по
русскому языку» ФИПИ;
если ошибка не включена в «Указания по оцениванию развёрнутых ответов
участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по русскому
языку» ФИПИ и/или в Инструктаж, она не выносится и не учитывается;
если ошибку невозможно исправить, она не учитывается.
10.
К9 – Грамматические ошибки
К9
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет
2
Допущены одна-две ошибки
1
Допущено три и более ошибки
0
11.
Грамматические ошибки (К9)
основные типы ошибок, которые учитываются при проверке задания 27,
включены в задания тестовой части:
образование формы слова – задание 7,
построение предложения (10 типов ошибок) – задание 8
12.
Грамматические ошибки (К9)
№
Вид ошибки
Примеры
1
Ошибочное словообразование
Трудолюбимый, надсмехаться
2
Ошибочное образование формы
существительного
Многие чуда техники, не хватает время
3
Ошибочное образование формы
прилагательного
Ошибочное образование формы
числительного
Ошибочное образование формы
местоимения
Ошибочное образование формы глагола
Более интереснее, красивше
Нарушение согласования
Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающимися джазом
4
5
6
7
С пятистами рублями
Ихнего пафоса, ихи дети
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
13.
Грамматические ошибки (К9)
№
Вид ошибки
Примеры
8
Нарушение управления
Нужно сделать свою природу более
красивую.
Повествует читателей
9
Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Большинство возражали против такой
оценки его творчества
10
Нарушение способа выражения
сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и весёлые
11
Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении
спорта и почему я его люблю
12
Ошибки в построении предложения
с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство…
14.
Грамматические ошибки (К9)
№
Вид ошибки
Примеры
13
Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами
14
Ошибки в построении сложного
предложения
15
Смешение прямой и косвенной речи
Эта книга научила меня ценить
и уважать друзей, которую я прочитал
ещё в детстве.
Человеку показалось то, что это сон
Автор сказал, что я не согласен
с мнением рецензента
16
Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже
поздно
17
Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь
15.
Типичные грамматические ошибки
неправильно «встроенное» цитирование:
Раскрывая эту тему, русский поэт выражает свою позицию, говоря, что:
«Наш русский языка до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия»
16.
Типичные грамматические ошибки
нарушение норм согласования причастий:
о монастыре, построеннЫМ;
образует перемычки, разделяющИМИ озеро на отдельные плёсы
17.
Типичные грамматические ошибки
ошибки в выборе предлога:
«рассуждая над…» – грубая грамматическая ошибка;
«размышляя о…, размышляя над…» – правильно;
18.
Типичные грамматические ошибки
ошибки в употреблении предлогов О/ОБ:
о истории, о их подвиге, об её подвиге;
19.
Типичные грамматические ошибки
предложение начинается с подчинительного союза «потому что»
(неоправданная парцелляция):
Подвиг на войне – залог победы. Потому что без подвигов простых солдат
она была бы недостижима.
20.
Типичные грамматические ошибки
Неправильное управление:
Автор приводит в пример случай/героя/историю.
Н.В. Агафонов предостерегает о том, что …
Автор доказывает читателям о необходимости замечать …
21.
Грамматические ошибки: спорные случаи
«подбор варианта написания»:
При наличии в работе правильного и неправильного грамматического варианта
(партизан – партизанов, солдат – солдатов) ошибка учитывается.
22.
Грамматические ошибки: спорные случаи
Употребление винительного и родительного падежей при переходных глаголах с
отрицанием факультативно и ошибкой не является:
Не смог дать правильный ответ / Не смог дать правильного ответа.
23.
Грамматические ошибки: спорные случаи
Незакрытая валентность: отсутствие слова, которое определяется сильным
управлением глагола (отглагольного существительного).
В тексте нет точной оценки (кого? чего?).
Примером (чего?) может служить отрывок из произведения.
Они не менее талантливы (чем кто?).
Несмотря на грамматический характер ошибки, случай
рассматривается как речевая ошибка, К10.
24.
Грамматические ошибки: профилактика
Составьте словосочетания с глаголами-комментаторами:
(Автор) вспоминает, описывает, анализирует, подчёркивает, размышляет,
рассуждает, сравнивает, цитирует, опровергает, противопоставляет,
сопоставляет, полемизирует, подробно рассматривает;
приводит, опирается, доказывает, разделяет, отмечает, подтверждает,
убеждает, останавливается, предлагает задуматься, обращает внимание;
создаёт, использует, подтверждает;
сопереживает, восхищается, негодует, осуждает.
25.
Грамматические ошибки: профилактика
(Автор) вспоминает (что?), описывает (что?), анализирует (что?), подчёркивает
(что?), размышляет (о чём?), рассуждает (о чём?), сравнивает (что с чем?), цитирует
(кого, что?), опровергает (идеи, мысли, точку зрения кого? о чём?),
противопоставляет (что чему?), сопоставляет (что с чем?), полемизирует (с кем?),
подробно рассматривает (что?); приводит (пример чего?), опирается на (мнение,
суждение чьё?), доказывает (что?), разделяет мнение (кого?), отмечает важность
(чего?), подтверждает свои мысли (чем?), убеждает (в чём?), останавливается (на
чём?), предлагает задуматься (о чём?), обращает внимание (на что?); создаёт (образ,
атмосферу чего?), использует (приёмы); подтверждает (свои мысли чем?);
сопереживает (кому?), восхищается (кем, чем?), негодует (по поводу чего?),
осуждает (кого?).
26.
Речевые ошибки (К10)
К10
Соблюдение речевых норм
Допущено не более одной речевой ошибки
2
Допущены две-три ошибки
1
Допущено четыре и более ошибки
0
27.
Речевые ошибки (К10)
№
1
Вид ошибки
Примеры
Употребление слова
в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой
актеров.
2
Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой и
суффиксом
Мое отношение к этой проблеме
не поменялось.
Были приняты эффектные меры
3
Неразличение синонимичных слов
4
Употребление слов иной стилевой
окраски
В конечном предложении автор применяет
градацию
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается
направить людей немного в другую колею
5
Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и
фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению
метафор и олицетворений
28.
Речевые ошибки (К10)
№
6
Вид ошибки
Неоправданное употребление
просторечных слов
Примеры
Таким людям всегда удаётся объегорить
других
7
Нарушение лексической
сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные
особенности (вместо средства)
8
Употребление лишних слов,
в том числе плеоназм
9
Употребление однокоренных
слов в близком контексте
(тавтология)
Красоту пейзажа автор передаёт нам
с помощью художественных приёмов.
Молодой юноша, очень прекрасный
В этом рассказе рассказывается
о реальных событиях
29.
Речевые ошибки (К10)
№
10
Вид ошибки
Неоправданное повторение
слова
11
Бедность и однообразие
синтаксических конструкций
12
Неудачное употребление
местоимений
13
Речевая недостаточность
Примеры
Герой рассказа не задумывается над своим
поступком. Герой даже не понимает всей
глубины содеянного
Когда писатель пришел в редакцию,
его принял главный редактор. Когда они
поговорили, писатель отправился в
гостиницу
Данный текст написал В. Белов. Он
относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина
в своём воображении
Привлечь читателей к данной проблеме
30.
Речевые ошибки (К10)
если ошибка не включена в «Указания по оцениванию развёрнутых ответов
участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по русскому
языку» ФИПИ и/или в Инструктаж, она не выносится и не учитывается.
31.
Речевые ошибки (К10)
основные типы речевых ошибок, которые учитываются при проверке задания
27, включены в задания тестовой части:
паронимы – задание 5,
речевые ошибки в словосочетании и предложении – задание 6.
32.
Типичные речевые ошибки
речевая избыточность:
В тексте Д.Л. Быкова автор пишет…
Раскрывая подлинный смысл проблемы…
Автор приводит эти примеры, чтобы показать читателю важные для
публициста составляющие счастья.
Так он проявил качества настоящего солдата и патриота своей страны.
33.
Типичные речевые ошибки
избыточное употребление личных, притяжательных и указательных
местоимений:
Автор показывает нам сущность проблемы.
В данном тексте нам показана проблема.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают нам, что война способна на
многое.
Автор доносит до нас…
34.
Типичные речевые ошибки
избыточное употребление синонимов:
Автор рассказывает о мужественном и героическом поведении русских
воинов.
Все это помогает читателям понять и увидеть важные для автора
качества.
Автор акцентирует внимание на важных моментах и вещах.
35.
Типичные речевые ошибки
неудачное «создание» метафор:
Я считаю, что только люди с огромным стержнем внутри способны на
такой большой подвиг.
В каждом доме есть и будет шкаф с книгами, как символ записи жизни
жильцов дома, как центр тела у человека, запоминающий любую
информацию, которую ты в него положишь.
В каждом человеке нужно искать зерно самоуважения, на которое можно
опереться.
36.
Типичные речевые ошибки
Оба примера дополняют друг друга – речевая ошибка (плеоназм)
Оба примера, дополняя друг друга, показывают/дают понять… – не является
ошибкой.
37.
Типичные речевые ошибки
речевая недостаточность:
Оба примера, дополняя, приводят нас к пониманию позиции автора
В чём проблема?
Противопоставляя этому случаю автор приводит пример…
Автор доносит до нас, что нужно хранить память о близких людях
Предложение так и не осуществилось, причиной стала война
Осознав, он купил ландыши и пошёл на место встречи
Остается чувство полного отсутствия
В тексте главный герой только выпустился из школы
38.
Типичные речевые ошибки
нарушение состава и формы фразеологизма (кошка наплакала, бросился на
глаза) является речевой ошибкой.
39.
Речевые ошибки: спорные случаи
Оба примера дополняют друг друга – речевая ошибка (плеоназм)
Оба примера, дополняя друг друга, показывают/дают понять… – не является
ошибкой
40.
Речевые ошибки: спорные случаи
употребление сочетаний «в данном тексте», «в своём тексте», «в этом
тексте», даже если последняя конструкция используется в первом
предложении сочинения, не является речевой ошибкой
41.
Речевые ошибки: спорные случаи
не является ошибкой употребление имени и отчества автора текста без
фамилии.
42.
Ошибки при упоминании имён собственных и географических названий
1. Ошибка в написании буквы
Если слово русскоязычное – 0,5 орфографической ошибки, К7.
«Тургеньев», «Лихачов», «Солженицин», «Высотский», «Мелихов»,
«Балконский», «Чадский».
Если слово иноязычное («Жуль Верн») – не учитываем.
NB! «Му-му» – фактическая ошибка, К12
(название произведения).
43.
Ошибки при упоминании имён собственных
2. Искажение или перестановка инициалов, искажение имени собственного.
Имя из исходного текста при отсутствии правильного написания – 0,5
фактической ошибки по К12.
Имя из исходного текста при наличии (соседстве) правильного написания – не
учитываем. Например, «Лиходеев» вместо «Лихачев», но экзаменуемый в
сочинении также употребил «Лихачев».
Имя из привлекаемого текста – 1 фактическая ошибка, К12:
«Хрусталёв» вместо «Хлестаков».
Отсутствие инициалов – не учитываем.
44.
Речь и логика
Лексическая недостаточность
Отсутствие слова, без которого неясен или неоднозначен смысл высказывания.
Он привлекает (внимание) читателей к данной проблеме.
Героиня (отдает) все тепло другому человеку.
Дает ему (возможность) познать.
Нашел книгу без (указания) автора.
Рассматривается как речевая ошибка, К10.
45.
Речь и логика
Логическая недостаточность
Отсутствие необходимого средства связи предложений в тексте (или частей
предложения).
Автора возмущает человеческая жестокость. Многие родители уже не
читают детям книги: им легче включить мультики или телевизор.
Чувство нежности не принижает такое поведение.
Логическая ошибка, К5.
46.
К10 и К6
Критерий К6 коррелирует с критерием К10.
1. По критерию К6 выставляется 2 балла, если экзаменуемый получает 2 балла
по критерию К10.
2. По критерию К6 может быть поставлен 1 балл, если по критерию К10
экзаменуемый получает 1 или 0 баллов.
3. По критерию К6 0 баллов выставляется только в том случае, если работа
экзаменуемого отличается исключительной бедностью словаря и однообразием
грамматического строя речи (полностью отсутствуют
вводные конструкции, однородные члены,
причастные и деепричастные обороты и т.п.).
47.
К9, К10 и К6: практика
Перед автором стоит проблема в том, что многие не ценят память так, как ее ценят другие. Ведь память –
это ценность прожитой жизни. Не было бы памяти, никто бы не знал о прошлом. И как бы человек
набрался бы опыта? Будь положительный или отрицательный. Цените память, ведь в мире больше
беспамятных людей, которые даже не знают историю своей Родины.
Давайте затронем прошлое? Мало кто помнит поступок партизанки во время Великой Отечественной
войны. Защищая сельчан, она подвергла себя пыткам солдат фашистской Германии. Ее вывели босиком в
жуткий мороз, и она стояла до последнего, защищая Родину и жителей села
А знает ли кто геройский поступок Арсеньевского летчика? Он спас город, пока тот спал. Взлетев в
технически неисправном самолете, он увел его вдаль от города, спас тем самым многие жизни,
пожертвовав одной (своей). Таких героев очень много. Многие не знают об их подвигах! Цените память,
ибо без нее мир был бы скучен и сер!
48.
К9, К10 и К6: практика
(1) Перед автором стоит проблема в том, что многие не ценят память так, как ее
ценят другие. (2) Ведь память – это ценность прожитой жизни. (3) Не было бы
памяти, никто бы не знал о прошлом. (4) И как бы человек набрался бы опыта?
(5) Будь положительный или отрицательный. (6) Цените память, ведь в мире
больше беспамятных людей, которые даже не знают историю своей Родины.
49.
К9, К10 и К6: практика
(1) Перед автором стоит проблема в том, что многие не ценят память так, как ее
ценят другие. (2) Ведь память – это ценность прожитой жизни. (3) Не было бы
памяти, никто бы не знал о прошлом. (4) И как бы человек набрался бы опыта?
(5) Будь положительный или отрицательный. (6) Цените память, ведь в мире
больше беспамятных людей, которые даже не знают историю своей Родины.
50.
К9, К10 и К6: практика
(7) Давайте затронем прошлое? (8) Мало кто помнит поступок партизанки во
время Великой Отечественной войны. (9) Защищая сельчан, она подвергла себя
пыткам солдат фашистской Германии. (10) Ее вывели босиком в жуткий мороз, и
она стояла до последнего, защищая Родину и жителей села.
51.
К9, К10 и К6: практика
(7) Давайте затронем прошлое? (8) Мало кто помнит поступок партизанки во
время Великой Отечественной войны. (9) Защищая сельчан, она подвергла себя
пыткам солдат фашистской Германии. (10) Ее вывели босиком в жуткий мороз, и
она стояла до последнего, защищая Родину и жителей села.
52.
К9, К10 и К6: практика
(11) А знает ли кто геройский подвиг Арсеньевского летчика? (12) Он спас
город, пока тот спал. Взлетев в технически неисправном самолете, он увел
его вдаль от города, спас тем самым многие жизни, пожертвовав одной
(своей). (13) Таких героев очень много. (14) Многие не знают об их подвигах!
(15) Цените память, ибо без нее мир был бы скучен и сер!
53.
К9, К10 и К6: практика
(11) А знает ли кто геройский подвиг Арсеньевского летчика? (12) Он спас
город, пока тот спал. Взлетев в технически неисправном самолете, он увел
его вдаль от города, спас тем самым многие жизни, пожертвовав одной
(своей). (13) Таких героев очень много. (14) Многие не знают об их подвигах!
(15) Цените память, ибо без нее мир был бы скучен и сер!
54.
К9, К10 и К6: практика
В чём настоящая любовь? Именно эта проблема находится в центре внимания
Юрия Марковича.
Рассуждая над этим вопросом, автор отмечает ответ Жени при диалоге с
главным героем. В этом примере мы видим, что настоящая любовь, даже если
она не взаимная, всё равно с течением времени продолжает существовать.
Далее Нагибин, чтобы показать, что истинная любовь не имеет срока годности и
продолжительности по времени, обращает внимание на исполнение Серёжей
данного им обещания.
55.
К9, К10 и К6: практика
В чём настоящая любовь? Именно эта проблема находится в центре внимания
Юрия Марковича.
Рассуждая над этим вопросом, автор отмечает ответ Жени при диалоге с
главным героем. В этом примере мы видим, что настоящая любовь, даже если
она не взаимная, всё равно с течением времени продолжает существовать.
Далее Нагибин, чтобы показать, что истинная любовь не имеет срока годности и
продолжительности по времени, обращает внимание на исполнение Серёжей
данного им обещания.
56.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий
субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым
ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года. – Москва: ФИПИ, 2022.
2. Указания по оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ для эксперта,
проверяющего ответ на задание 27 по русскому языку. 2021. – Сост. Р.Д.Дощинский,
электронный документ.
3. Методические рекомендации по проверке развёрнутых ответов ЕГЭ-2021 по русскому
языку. Учебно-методическое пособие для экспертов предметной комиссии по
русскому языку Санкт-Петербурга. – СПб: СПбЦОКОиИТ, 2021.
4. Беляева О.Н., Тыранов Н.Д. Идеальное сочинение. Подготовка к ЕГЭ. Проблема.
Позиция. Комментарий.
5. Беляева О.Н., Тыранов Н.Д. Сочинение без ошибок (логика, грамотность, этика). – М.:
Титул, 2021.
57.
Для связи:
Страничка ВК
https://vk.com/okege100
vk.com/okgook
Группа ВК
https://vk.com/okege
Спасибо за
внимание!
Презентация на тему «Типичные ошибки ЕГЭ русский язык» 11 класс
-
Скачать презентацию (5.11 Мб)
-
73 загрузки -
5.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Многоцелевая презентация по русскому языку, адресованная как учителям и методистам, так и ученикам, собирающимся сдавать ЕГЭ. В этой работе собраны и проанализированы все самые типичные ошибки сдающих экзамены.
Краткое содержание
- Ошибки в области фонетики и орфоэпии
- Ошибки в области морфемики и словообразования
- Ошибки в области морфологии, лексики, синтаксиса
- Ошибки в области орфографии
- Ошибки в области речеведения
- Подробная характеристика ошибок
- Наглядные примеры
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
41
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
-
Предназначение
-
Описание исследования / результатов научной работы или проекта
-
Содержание
-
Слайд 1
Издательство «Русское слово» совместно с ФИПИ
Русский язык
Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена»
-
Слайд 2
Пособие адресовано учителям,методистам и учащимся для самостоятельной подготовкик ЕГЭ
- проанализированы типичные ошибки, допускаемые при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку
- даны рекомендации по подготовке к экзамену
- демонстрационный и тренировочный варианты работы
- орфоэпический минимум
- комментарии к заданию с развернутым ответом
-
Слайд 3
Ошибки в области фонетики и орфоэпии
«…ученики часто анализируют не звуки, опираясь на законы устной речи, а буквы, которые изображают их в письменной речи.
Часто выпускники ошибаются в определении звука, обозначаемого буквой ё, квалифицируя его как [э], а не как [о]. Причина такой ошибки
заключается в том, что ученик не произносит слово, а опирается на его графический облик.
Например, в словах поджог и поджёг экзаменуемые усматривают разные гласные звуки».
-
Слайд 4
«…устная форма работы должна быть на уроках фонетики доминирующей. Учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (неразличение о и а в безударных слогах(«аканье»); редукция других гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ, соблюдая определённый порядок: от звука к букве, а не наоборот».
Методические рекомендации
-
Слайд 5
Без указанных выше знаний и умений в области русской фонетики, понимания сущности русского
словесного ударения и его особенностей (разноместности и подвижности), без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись
«…хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками («катАлог, нАчав, тортЫ»).Поэтому на уроках русского языка следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. Основой такого подхода должны стать постоянное внимание к звучащей речи учащихся, систематическая работа со словарями».
-
Слайд 6
Ошибки в области морфемики и словообразования
«…необходимо обращать внимание на модели образования слов в русском языке, на связь между значением слова и его составом…
следует убедить учащихся в том, что анализ слова по составу является разновидностью смыслового анализа, в ходе которого вычленяются значимые части слова, то есть морфемы, а также результатом словообразовательного анализа, заключающегося в установлении последовательности и особенностей образования того или иного слова».
-
Слайд 7
Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка( лексика, морфология,
синтаксис)
Причины этих ошибок во многом объясняются процессами, происходящими в современном языке:
широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к ошибкам при выполнении экзаменационного теста.
Зачастую отклонения от морфологической нормы в речи возникают под влиянием просторечия и диалектов.
-
Слайд 8
Поэтому важнейшим направлением в работе по формированию норм современного русского языка должен стать учёт упомянутых выше факторов и постоянное внимание к речи учащихся.
Особое внимание в этом процессе следует уделять
- работе со словарями,
- семантическому аспекту синтаксиса.
- Методические рекомендации
-
Слайд 9
Ошибки в области морфологии
Причины :
1. многие школьники считают так называемые «теоретические» разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно;
2. у значительной части учащихся слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток проявляется при выполнении заданий различных разделов курса
-
Слайд 10
Ошибки в области орфографии
Успешность обучения орфографии на уровне овладения практической грамотностью
во многом зависит от усвоения знаний в области фонетики, лексики, грамматики, а также
от уровня речевого развития выпускника, и прежде всего всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.
-
Слайд 11
«…в центре внимания на уроках
по орфографии традиционно оказывается только письмо, причём организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок. Отсюда возникает основная проблема в усвоении орфографии:
«Правило знаю — применять не умею».
Методические рекомендации
-
Слайд 12
Актуальным сегодня оказывается высказывание А.М. Пешковского о том, что обучение на основе правил не состоит только из внедрения правил в сознание учащихся,
«что надо учить и процессу применения правил к практике».
Осмысление этих слов предполагает чётко разработанную процедуру изучения каждого орфографического правила как учебно-научного текста, содержащего определённую лингвистическую информацию
Методические рекомендации
-
Слайд 13
Ошибки в области синтаксиса
Задание А8- самое трудное во всей работе .
Это обусловлено тем, что ученики не владеют материалом на понятийном уровне.
Многие методические просчёты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем,
что при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности:
- смысловые,
- грамматические,
- интонационные,
- пунктуационные,
- особенности употребления в речи.
-
Слайд 14
Ошибки в области речеведения
«…умения определять функционально-смысловые типы речи (А29), средства связи предложений в тексте (В7), средства выразительности (В8) служат основой важнейшего коммуникативного умения — умения создавать связное высказывание при построении логически цельного текста…
остаётся недостаточно усвоенным раздел, связанный с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений в тексте, что проявляется в третьей части работы в нарушении логики развития мысли (логические ошибки)».
-
Слайд 15
Характеристика типичных ошибок при выполнении задания с развернутым ответом
-
Слайд 16
Ошибки по критерию К1(формулировка проблем исходного текста)
Ошибки фундаментального типа обусловлены неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного:
- выделять главное,
- вычленять смысловые части,
- исследовать развитие мысли,
- раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого.
Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчинённое реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов( так воспринимают иностранную речь).
Ошибки этого типа – проявление несформированности базовых навыков чтения и понимания прочитанного, поэтому работа над устранением таких ошибок является предметом систематического курса
-
Слайд 17
Говоря проще, ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать.
Ошибки этого типа зачастую вызваны либо неверной реализацией тех или иных методических рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий.
2.Ошибки, связанные с неумением на операционном уровне реализовать то или иное знание, то есть с отсутствием инструментальных навыков.
-
Слайд 18
1) Перевод проблемы в узкий план (в план темы); при этом формулировка проблемы превращается не в смысловую задачу, а в сугубо грамматическую: «Автор посвящает свой текст проблеме осени»; «Автор в своём
тексте поднимает проблему Москвы»; .
2)Неоправданное расширение проблемы:
«Автор, рассказывая нам о случае из жизни командированного, показывает нам борьбу Зла и Добра»
Выделим следующие группы ошибок этого типа:
-
Слайд 19
На внешнем уровне эти ошибки фиксируются экспертами как неверное понимание текста.
Однако причина их появления лежит
в иной плоскости: ученик пытается материал текста ( тему) перевести
в общий план, но при этом, не имея четкого представления о смысле текста, теряет границы конкретной проблемы.
Необходима диагностика ошибок.
Методические рекомендации
-
Слайд 20
Ошибки по критерию К2 (комментарий к сформулированной проблеме)
Комментарий ограничен следующим:
• целевой установкой;
• объектом комментирования;
• обязательной направленностью комментария.
Факт направленности имеет решающее значение для отбора комментируемых мест текста;
• объёмом.
-
Слайд 21
Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер.
Он может быть текстуальным, то есть объяснять текст, следовать за автором в
раскрытии проблемы.
Другой вид комментария — концепционный.
Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного
рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Методические рекомендации
-
Слайд 22
Комментарий текста -«дешифровка» его содержания
В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть:
• свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст;
• представлена при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст.
Отклонение от проблемы исходного текста характерно для работ, посвященных анализу текстов художественного стиля.
Автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста
-
Слайд 23
Ошибки по критерию К3 (отражение авторской позиции) связаны с К1
Исходя из специфики третьей части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание этой части, важно руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации.
-
Слайд 24
В работе экзаменуемый может использовать следующие типы аргументов:
Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
-
Слайд 25
6. Определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории с учётом выявленных сущностных признаков определяемого предмета.
7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.
В работе экзаменуемый может использовать следующие типы аргументов
(Продолжение):
-
Слайд 26
В отличие от факта — обобщённо-объективированного утверждения — пример имеет наглядную описательную форму; его задача — объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся:
1. Конкретные примеры:
– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
– литературный пример (пример-текст из художественного произведения).
2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло быть при определённых условиях).
II. Иллюстративные аргументы — примеры.
-
Слайд 27
1. Мнение известного, уважаемого человека — учёного, философа, общественного деятеля и т.п.
2. Цитата из авторитетного источника.
3. Мнение специалиста, эксперта.
4. Мнение очевидцев.
5. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).
6. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
III. Ссылки на авторитет.
-
Слайд 28
Ошибки по критерию К4 (аргументация собственного мнения по проблеме) Причины:
Ученик, не понимая содержания исходного текста, не умея выделить проблему, адекватно сформулировать авторскую позицию, не может привлечь данные культурно-исторического и личностного опыта.
2. Объём культурно-исторического опыта, который может быть использован учеником как материал для аргументации, недостаточен.
3. Ученик не владеет логикой построения сочинения-рассуждения, поэтому не осознаёт смысловой роли аргументации в развёртывании своего речевого сообщения и её места в композиции сочинения.
-
Слайд 29
Наиболее явное выражение — отсутствие смысловой части, связанной с аргументацией. В тех же сочинениях, где аргументация есть, можно выделить две главные группы ошибок:
1) аргументация не вычленяется как отдельное действие;
2) аргумент не соответствует заявленному тезису
Методические рекомендации
-
Слайд 30
ошибки в содержании сочинения обусловлены целым рядом факторов, важнейшими из которых являются: степень нравственной зрелости и развитости эмоциональной сферы, уровень владения операционными умениями общий уровень социокультурных знаний выпускника
-
Слайд 31
Логические ошибки по критерию К5
Типичные ошибки в абзацном членении:
1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части — сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.
2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.
3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.
4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.
-
Слайд 32
Грамматические ошибки (критерий К9)
грамматические ошибки (словообразовательные, морфологические, синтаксические) связаны с нарушением структуры языковой единицы — слова, словосочетания, предложения, например:
[Но моральное удовлетворение учёным приносили не только сами открытия, но и их процесс.]
[Нужно мыслить, но чтобы эти мысли были «живыми».] И тогда мы преодолеем всё.
-
Слайд 33
Речевые ошибки (критерий К1) Группы ошибок:
- Неразличение однокоренных слов ( паронимов)
- Нарушение лексической сочетаемости
- Плеоназм ( употребление лишнего слова)
- Нарушение речевой логики в пределах одного предложения
- Неудачное употребление местоимений
- Неоправданный повтор слов
- Включение слов другой стилевой окраски
- Ошибки в употреблении фразеологизмов и устойчивых выражений
- Ошибочное или неуместное использование выразительных средств и устойчивых словосочетаний
- Употребление слова в несвойственном ему значении
-
Слайд 34
Этические ошибки (критерий К11)
«В целом» творчество Пушкина достойно восхищения; Автор «вздумал нас поучать…»;
То, что он пишет, — «враньё»; Автор «нагоняет тоску» на читателей; Бунин «крайне неудачно» изображает…; «Величие Баха признано не только мною, но и всем прогрессивным человечеством»; «Сочинения я вообще-то писать и не умею, всё, что мог, и нацарапал здесь для вас»; «Сижу на экзамене, делать нечего, писать я не умею, вот и придумываю всякий бред, потому что уйти раньше нельзя».
-
Слайд 35
Фактические (фоновые) ошибки (критерий К12)
Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).
-
Слайд 36
Обязательное знакомство с общими критериями оценивания – один из аспектов подготовки
к экзамену.
-
Слайд 37
-
-
Слайд 39
Образец экзаменационной работы учащегося
-
Слайд 40
Комментарий к экзаменационной работе учащегося
-
Слайд 41
За дополнительной информацией можно обращаться:
г. Москва, ул. Тверская, д.9,17, стр.5
(495) 969-24-54 (многоканальный)
Отдел реализации и склады:
ул. Люблинская, д. 121/1
(495) 658-66-60
Методический и коммерческий отделы:
Миусская площадь, д. 6, стр.5
(495) 250-66-00, 250-66-86, 250-66-83
E-mail:russlo@mail.ru;
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте