ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Ошибки в построении сложного предложения.
Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.
Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:
- сложносочинённые
- сложноподчинённые
- бессоюзные.
В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.
Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.
От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.
А теперь подходим к сути вопроса № 8.
Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.
Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).
Ошибки в использовании подчинительных союзов.
- Неверно подобранный подчинительный союз.
Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.
Пример.
Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
Верно.
Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)
- Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.
Пример.
Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.
Верно.
Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.
- Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.
Пример.
Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
Верно.
Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
- Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном
Пример.
Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.
Верно.
Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.
- Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.
Пример.
Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.
Верно.
Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.
Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.
- Пропуск необходимого указательного слова.
Пример.
Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)
Верно.
Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.
ИЛИ
Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.
- Неоправданное употребление указательного слова.
Пример.
У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.
Верно.
У меня есть предположение, что он просто не подготовился.
- Использование указательного слова в неверном падеже.
Пример.
Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.
Верно.
Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.
Неверное построение сложноподчинённого предложения.
- Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.
Пример.
В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)
Верно.
В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.
- Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.
Пример.
Контрольная работа, назначенная на понедельник
и к которой я готовился, была вдруг отменена.
Верно.
Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.
- Употребление неверной формы союзного слова «который».
Пример.
Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.
(Героем каким?- который)
Верно.
Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Ошибки в сложном предложении.
- Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
- Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
- Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
- Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
- Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
- Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.
Приложение.
Таблица
Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.
Вид придаточных |
Вопросы |
Подчинительные союзы |
Союзные слова. |
Определительные |
Какой? |
Который, какой каков, чей, что, когда, где, куда, откуда. |
|
Изъяснительные |
Вопросы косвенных падежей. |
Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что». |
Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько. |
Обстоятельственные |
|||
Образа действия |
Как? Каким образом? |
Что, чтобы, словно, будто. |
Что. |
Меры |
Сколько? |
Что, словно, будто. |
Сколько. |
Степени |
Как? В какой степени? |
Что, словно, будто. |
Как, насколько. |
Места |
Где? Куда? Откуда? |
Где, куда, откуда. |
|
Времени |
Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? |
Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как. |
|
Причины |
Почему? Отчего? По какой причине? |
Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что. |
|
Следствия |
Что из этого следует? |
Так что |
|
Цели |
Зачем? С какой целью? |
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы. |
|
Условия |
При каком условии? |
Если, когда, раз. |
|
Уступки |
Несмотря на что? Вопреки ему? |
Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай. |
Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица) |
Сравнения |
Как? В сравнении с чем? |
Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем. |
|
Сопоставительные. |
_______ |
В то время как, между тем как, тогда как, если – то. |
|
Присоединительные |
______ |
Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др. |
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
вернуться на стр. «Культура речи«, «Таблицы«, «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»
Ошибки в сложноподчиненных предложениях
- Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
- Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
- Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: « Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были только одни пятерки».
- Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
- Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
- Неправильное использование союзов и союзных слов:
а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении: «На двух полочках — художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».
- Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала верх килем».
- Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они вдаль».
Ошибки в СПП (комментируются примеры из табл.):
Несоответствие вида придаточного предложения значению главного.
Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП.
Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений.
Пропуск необходимого указательного слова.
Неоправданное употребление указательного слова.
Неправильное использование союзов и союзных слов: употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения; нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении.
Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении.
Использование придаточного предложения как самостоятельного.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тесты на тему»Синтаксические нормы»
Тест на тему Сложное предложение. Обобщение
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«, «Таблицы«, «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«
-
Типичные ошибки при построении сложных предложений и способы их устранения
Сложное предложение
– имеющее в своем составе два или
несколько простых предложений, образующих
в смысловом и интонационном отношении
единое целое.
Сложносочиненное
предложение (ССП)
– сложное предложение, части которого
связаны между собой сочинительными
союзами.
Сложноподчиненное
сложное предложение (СПП)
– сложное предложение, части которого
связаны между собой подчинительными
союзами или союзными словами.
Ошибки в построении
сложного предложения чаще
всего связаны с неточным употреблением
союзных средств, с нарушением соотношения
видовременных форм глаголов-сказуемых,
а также с неправильном порядком слов в
предложении. Различаются ошибки в
построении сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.
Ошибки в построении
сложносочиненных предложений:
-
Употребление
противительных союзов а,но
вместо соединительного союза и:
Тигр вскочил
на спину слона, но задел лапами дрова,
но дрова упали на него. -
Употребление
соединительного союза и
вместо противительных союзов а,но:
Ундина была
огорчена изменой своего возлюбленного,
и он ничего не понимал. -
Употребление лишнего
союза, в том числе постановка рядом
однозначных союзов: Всем
предприятиям было предложено представить
заявки на потребное сырье, но
однако некоторые
из них своевременно этого не сделали. -
Тавтологическое
употребление сочинительных союзов:
Искали его
три дня, но все напрасно, но(лишний союз)
потом нашли в степи без чувств. -
Неправильное
употребление двойных повторяющихся
разделительных союзов: То
озеро становится черным, вздувается,
но (должно быть то) вот оно тихое,
ласковое, нежное. -
Объединение
сочинительной связью разнотипных
синтаксических структур (простого и
сложного предложения): Ум
тогда понимали не только как просвещенность,
интеллигентность, но и с понятием
«умный» связывали представление о
вольнодумстве (правильно:
но и как вольнодумство).
Ошибки в построении
сложноподчиненных предложений:
-
Одновременное
употребление подчинительных и
сочинительных союзов: Как только
перестал дождь, и мы отправились домой.
– Как только
перестал дождь, мы отправились домой;
Только хозяин откинул руку назад, но
вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.
— Только хозяин откинул руку назад, как
вдруг из чащи леса вышел огромный тигр. -
Пропуск соотносительных
местоимений и наречий в главной части
сложноподчиненного предложения: В
армии Петя стремился быть в опасных
местах, он просился ___,где опаснее.
(туда). -
Пропуск союза:
Преданность
его Маше Мироновой проявлялась в том,
__ когда маша была в руках злодеев, он
спас ее (союз что). -
Употребление лишних
союзов, в том числе постановка рядом
однозначных союзов; автор пишет, что
будто бы его теоретические положения
проверены на практике (либо что,
либо будто
бы). -
Употребление одних
союзов и союзных слов вместо других:
Шел третий
урок, как (когда) в окно класса заглянуло
солнышко. -
Тавтологическое
употребление союзов и союзных слов и
загромождение сложного предложения
придаточным: Когда
утром встали все казаки, Тарас очень
удивился, когда увидел, что среди казаков
не было Андрия. — Когда утром все казаки
встали, Тарас очень удивился, что среди
них не было Андрия. -
Употребление
разнотипных придаточных частей в
качестве однородных: Для
замены кислотной линии просим дать
указание: а) о выделении труб нержавеющей
стали небольшого размера; в) оплата
монтажной бригады должна производиться
(о выделении, об оплате…). -
Объединение
сочинительной связью членов простого
предложения и придаточных частей
сложноподчиненного предложения: Он
увидел молодую девушку, пришедшую за
водой и которая поразила его своей
красотой (пришедшую за водой поразившую
его). -
Смещение конструкции
(конец предложения дается в ином
синтаксическом плане, чем начало):
Последнее, на
чем я остановлюсь, это на вопросе об
использовании цитат (это вопрос об
использовании цитат). -
Нарушение порядка
слов (отделение придаточной определительной
части от определяемого слова): Состоялся
новый спектакль в Доме культуры, какого
мы никогда прежде не видели (в доме
культура состоялся новый спектакль,
какого…).
Общей ошибкой при
построении всех типов сложных предложений
является несоотнесенность видовременных
форм глаголов-сказуемых: Вдруг
ударил гром, сверкнула молния и женщины
кричали (закричали). В сосновом лесу
обычно бывает темно, еле-еле сквозь
деревья пробивался луч солнца
(пробивается).
Способы устранения
ошибок при построении сложных предложений:
Если выбор
синтаксической конструкции не связан
с проблемой сохранения авторского
стиля, редактор вправе упорядочить
структуру сложного предложения, уточнить
союзную связь, сократить количество
придаточных частей: Среди
частей и соединений флота, какие
отличились на побережье Черного моря,
был и артиллерийский дивизион, которым
командовал Солуянов. — Среди частей и
соединений флота, которые отличились
на побережье Черного моря, был и
артиллерийский дивизион под командованием
Солуянова.
В первом примере
потребовалась замена союзного слова:
вместо относительного местоимения
какие (привносящего добавочный оттенок
уподобления, сравнения) употреблено
местоимение которые, вторая придаточная
часть заменена параллельной конструкцией.
Во втором примере редактор сокращает
количество придаточных частей, устраняет
повторение союзного слова который,
соединяющего неоднородные придаточные
при последовательном их подчинении.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Оглавление
- 1 Классификация грамматических ошибок
- 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
- 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
- 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
- 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
- 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
- 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
- 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
- 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
- 1.9 Стилистические ошибки
Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
Вид ошибки | Пример | |
а) | В употреблении рода и числа существительных. | Он ударился о край бордюры. Начались подготовки к выпускным экзаменам. |
б) | В образовании форм прилагательных. | Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) | В употреблении формы местоимения. | В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) | В употреблении форм числительных. | На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) | В употреблении форм глаголов. | Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) | В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. | С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) | В употреблении деепричастий. | На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за |
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. |
б) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
Вид ошибки | Пример | |
а) | Падежная форма управляемого существительного. | Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) | Общее зависимое слово при однородных сказуемых. | Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) | При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. | Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки | Пример | |
а) | Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) | Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) | Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) | Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) | Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) | Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) | Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. | Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) | Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. | Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) | Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. | Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) | Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. | Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) | Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. | Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) | Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. | Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) | Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. | В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение действительных и страдательных причастий. | Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) | Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. | Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) | Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. | Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) | Нагромождение причастных конструкций. | Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. | Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) | Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. | Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) | Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. | Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) | Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. | Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) | Нагромождение деепричастных конструкций. | Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. | Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) | Употребление противительного союза вместо соединительного. | Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) | Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. | Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. | Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) | Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. | Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) | Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. | Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) | Отсутствие в главном предложении указательного слова. | Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) | Пропуск части составного союза. | Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) | Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). | Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) | Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. | Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) | Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. | Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) | Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. | Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
Стилистические ошибки
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. | Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. |
б) | Употребление речевых штампов. | Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. |
в) | Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). | Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. |
г) | Неуместное использование фразеологизмов. | Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. |
В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.
Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
Упражнение № 1
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
- В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
- Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
- В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
- Через дня четыре он добрался до своей деревни,
- Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
- Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
- Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
- Через подобные ситуации порой гибнут люди.
- Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
- Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
- Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
- С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
- Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
- Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
- Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Упражнение № 5
Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.
1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
О грамматических ошибках при построении
сложноподчиненных предложений
На выпускном экзамене в прошлом учебном году по
критерию К9 “Соблюдение языковых норм” не
сделали грамматических ошибок в собственной
письменной речи только 51% выпускников.
Предлагаем практический материал по
предупреждению грамматических ошибок при
построении СПП с придаточными определительными
и изъяснительными – его можно в различной форме
включить в ход урока. Работа по формированию
грамматических норм на уроке может быть,
например, организована в виде ролевой игры
“Корректор”.
Сложноподчиненные предложения с
придаточными определительными
Обращаем внимание учеников на то, что при
употреблении придаточных определительных часто
допускаются грамматические ошибки. Какие это
ошибки? Каковы способы устранения недочетов?
Задание 1. Подумайте, почему герою
романа И.Гончарова “Обломов” не понравилось
собственное письмо.
Илья Ильич сел к столу и быстро вывел:
Милостивый государь!
Квартира, которую я занимаю во втором этаже
дома, в котором вы предложили произвести
некоторые перестройки, вполне соответствует
моему образу жизни…
Задание 2. Исправьте ошибки, допущенные в
ученических сочинениях.
1) Я учусь в школе, которая носит имя писателя,
который известен всей стране. 2) У памятника,
который был открыт недавно, всегда лежат цветы,
которые приносят дети и взрослые. 3) Я прочитала
книгу, в которой рассказывается о городе, в
котором прошло мое детство.
– Какие способы устранения недочетов вы
выбрали? Всегда ли возможна замена придаточного
определительного предложения причастным
оборотом?
Тренировочные упражнения
Задание 3. Объясните и исправьте
ошибки в построении предложений. Предложения
запишите в исправленном виде.
Илл. В.В. Морозова к роману
|
1) Режиссер дал актрисе трудное задание,
которую он очень верил. 2) Оратор своей речью
захватил внимание слушателей, которая всех
глубоко взволновала. 3) В пруду разводили рыбу, на
берегу которого мы жили. 4) Спортивные общества
организуются повсюду, которые стали очень
популярными. 5) Возле дома мы простились, в
котором жили Кравцовы. 6) Спустившись вниз в
лощину, Долохов велел казакам дожидаться,
которые сопровождали его.”
Вывод: надо перестроить предложения так, чтобы
придаточное определительное всегда стояло после
определяемого слова.
Подумайте, какое существительное главного
предложения согласуется с союзным словом который?
Двусмысленность возникает тогда, когда в главном
есть другое существительное того же рода.
Например: Лошади казаков, которые были
покрыты пеной, с трудом взбирались по горной
тропе. (Кто был покрыт пеной – лошади или
казаки?)
В этом случае придаточное определительное
следует заменить причастным оборотом: Покрытые
пеной лошади казаков с трудом взбирались по
горной тропе.
Следует обращать внимание на согласование в
роде и числе союзных слов который (какой)
с тем словом главного предложения, к которому
относится придаточное (форма падежа зависит от
того, каким членом предложения является союзное
слово).
Падежная форма слова который обычно
определяется двумя условиями: 1) если оно не
зависит от других членов предложения, то
является подлежащим в придаточном предложении и
стоит в именительном падеже; 2) если же оно
зависит от сказуемого, то является дополнением и
его падежная форма управляется глаголом (или
прилагательным), являющимся сказуемым.
Задание 4. Укажите правильную форму
союзного слова который. Перепишите
предложения в исправленном виде; обозначьте род,
число, падеж союзного слова и укажите стрелкой,
от какого слова эта форма зависит.
1) Высокогорное озеро Рица, в которой
удивительно прозрачная вода, поразило меня. 2)
Есть такая страна – Детство, в которое уже мы,
взрослые, не попадем. 3) Ребята направились к селу
Федоров двор, который виднелся на крутом берегу
реки. 4) Наряду с двусоставными в русском языке
широко распространены односоставные
предложения, в котором подлежащее и сказуемое
выражены одним словом. 5) Обличительные речи
Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и
даже боятся изменений.
Задание 5. Определите, какая ошибка
допущена в структуре сложного предложения с
придаточным определительным. Перепишите
предложения в исправленном виде, подчеркните
союзное слово, надпишите над ним падеж, стрелкой
укажите, от какого слова он зависит.
1) В конце мая уже нет такой свежести, которой
была в апреле. 2) В письме говорилось, что в город,
который управляет городничий
Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.
Задание 6. Исправьте предложения, заменив
в одном из придаточных союзное слово который
союзными словами где, куда, откуда, когда.
Исправленные предложения запишите, расставляя
знаки препинания.
1) Дом в котором поселились строители был
окружен тайгой в которой было много дичи. 2) Год
в который я переселился в Тюмень был богат такими
событиями которые невозможно забыть. 3) Поезд
на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в
который все спали. 4) Завод на который направили
молодого специалиста выпускает продукцию
которая очень нужна сельскому хозяйству. 5)
Страна из которой приехали молодые люди
нуждается в специалистах которых выпускает наш
институт.
– Какие способы исправления еще возможны?
(Употребление определительного оборота: …тайгой,
богатой дичью, …продукцию, очень нужную
сельскому хозяйству; причастного оборота: …в
специалистах, выпускаемых…)
Задание 7. Найдите и исправьте ошибки,
допущенные при построении предложений.
Обратите внимание: не следует использовать
разные синтаксические конструкции при одном
определяемом слове, т.е. одно и то же
существительное нельзя пояснить придаточным
предложением и причастным оборотом.
1) Струи фонтана, которые искрились на солнце и
бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух. 2)
Огромная туча, которая медленно двигалась и
застилающая небо, заставила нас отказаться от
прогулки. 3) Занятия, которые проводил с нами
новый учитель физкультуры и очень
интересовавшие ребят, я посещал регулярно.
Задание 8. Объясните, в чем чеховский герой
отступает от литературных норм при употреблении
придаточных определительных предложений.
1. Вы меня извините, я человек, который
работающий… 2. Я человек, который в чинах, и то
живу просто.
Сложноподчиненные предложения
с придаточными изъяснительными (фрагмент
урока)
Слово учителя. На первый взгляд, в
построении сложноподчиненных предложений с
придаточными изъяснительными нет ничего
сложного. Но это только на первый взгляд.
Попробуйте объяснить, что неверно в
предложениях, включенных в задание, с точки
зрения грамматики. (Используется раздаточный
материал.)
Учащиеся делают самостоятельные выводы, в
случае необходимости учитель корректирует их
ответы. Характер ошибки фиксируется на
специальном слайде “Виды грамматических ошибок
при построении сложноподчиненных предложений с
придаточными изъяснительными”.
Задание
1. Пьеса разоблачает “темное царство” и как
Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым
от них людям. (Неправильно соединены в качестве
однородных словосочетание (в роли дополнения) и
придаточное предложение.)
2. Командир сказал, данное мне поручение было
простым испытанием. (Пропущен союз что.)
3. Он считал, что будто мы его неправильно
поняли. (Неправомерно употребляются два
близких по значению подчинительных союза.)
4. Во время беседы ребятам задали вопрос, что
были ли подаренные книги им интересны. Брат
спросил меня, что зачем я взял с собой младшую
сестру. (В косвенно-вопросительных
предложениях нельзя одновременно использовать
подчинительный союз и частицу ли в роли союза
или союз что и другое союзное слово. Правильно:
…задали вопрос, были ли подаренные книги им
интересны; …спросил меня, зачем я взял с собой
младшую сестренку.)
5. Корчагин твердо заявил, что к буденновцам я
обязательно перейду. (В придаточное
изъяснительное, представляющее собой косвенную
речь, ошибочно включаются элементы прямой речи. Правильно:
Корчагин твердо заявил, что к буденновцам он
обязательно перейдет.)
Ролевая игра “Корректор”
Представьте себе, что вы работаете корректором
в печатном издании. Исправьте ошибки в
построении предложений. По два предложения из
каждой части запишите в исправленном виде.
I. 1) Судья указал участнику матча, что вы
нарушили правила. 2) Алеша сказал, что если бы я
знал о срыве игры, то не допустил бы этого. 3)
Ребята уверяли, что мы свою команду не подведем. 4)
Коля твердо решил, что я больше опаздывать не
буду.
II. 1) Большая заслуга ребят в этом, что в трудные
дни они не растерялись. 2) Мне дали понять о том,
что я жду напрасно. 3) Мне долго пришлось
доказывать о том, что Дима прав.
III. 1) Я понятия не имел, что сколько еще времени
надо ехать до нужной остановки. 2) Петр
поинтересовался, что имею ли я разряд по
шахматам. 3) У костра Долохов спросил, что где
находится шестой полк. 4) Тогда Долохов стал
расспрашивать, как готовятся ли они к нападению
на казаков.
Н.С. КУШНАРЕВА,
станица Тагинская,
Республика Адыгея