Неправильное построение предложения с причастным оборотом
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 374.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 374.
При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Наиболее распространенные из них представлены в данной статье. Также приведены примеры правильного использования причастных оборотов с примерами.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.
Наиболее распространенные ошибки приведены в таблице.
Правило | Примеры неправильного построения предложений с причастным оборотом | Примеры правильного построения предложений с причастным оборотом |
Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения | Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.
Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус. |
Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке.
Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на столе. |
Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже | Я весь день напевал услышанный в автобусе песенку.
Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа. |
Я весь день напевал услышанную в автобусе песенку.
Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа. |
Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота | Маша принесла домой найденного котенка на улице.
В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет. |
Маша принесла домой котенка, найденного на улице.
В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет. |
Для выражения одновременных действий, причастие и глаголы в предложении должны быть одного вида и времени (кроме будущего) | Женщина, играющая гостям на скрипке, сидела у окна.
Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой. |
Женщина, игравшая гостям на скрипке, сидела у окна (играла и сидела).
Котенок, лежавший на коврике, наблюдал за хозяйкой (лежал и наблюдал). |
В позиции перед определяемым словом причастный оборот не обособляется (исключение – если определяемое слово выражено личным местоимением); в позиции после определяемого слова – оборот выделяется запятыми с двух сторон | Хлеб купленный в булочной очень понравился Саше.
Найденный в раздевалке, зонт мы вернули владельцу. |
Хлеб, купленный в булочной, очень понравился Саше.
Найденный в раздевалке зонт мы вернули владельцу. |
Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ | Задача, решающаяся всем классом, была сложна.
Убирающийся воином в ножны клинок был сделан из прочной стали. |
Задача, решаемая всем классом, была сложна.
Убираемый воином в ножны клинок, был сделан из прочной стали. |
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Кира Матвеева
6/7
-
Ирина Паращенко
7/7
-
Дарья Кузнецова
7/7
-
Лаура Джуккаева
7/7
-
Андрей Малахов
6/7
-
Даша Глухова
6/7
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 374.
А какая ваша оценка?
Оглавление
- 1 Классификация грамматических ошибок
- 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
- 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
- 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
- 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
- 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
- 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
- 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
- 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
- 1.9 Стилистические ошибки
Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
Вид ошибки | Пример | |
а) | В употреблении рода и числа существительных. | Он ударился о край бордюры. Начались подготовки к выпускным экзаменам. |
б) | В образовании форм прилагательных. | Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) | В употреблении формы местоимения. | В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) | В употреблении форм числительных. | На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) | В употреблении форм глаголов. | Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) | В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. | С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) | В употреблении деепричастий. | На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за |
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. |
б) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
Вид ошибки | Пример | |
а) | Падежная форма управляемого существительного. | Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) | Общее зависимое слово при однородных сказуемых. | Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) | При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. | Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки | Пример | |
а) | Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) | Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) | Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) | Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) | Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) | Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) | Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. | Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) | Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. | Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) | Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. | Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) | Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. | Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) | Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. | Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) | Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. | Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) | Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. | В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение действительных и страдательных причастий. | Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) | Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. | Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) | Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. | Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) | Нагромождение причастных конструкций. | Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. | Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) | Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. | Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) | Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. | Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) | Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. | Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) | Нагромождение деепричастных конструкций. | Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. | Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) | Употребление противительного союза вместо соединительного. | Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) | Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. | Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. | Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) | Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. | Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) | Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. | Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) | Отсутствие в главном предложении указательного слова. | Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) | Пропуск части составного союза. | Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) | Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). | Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) | Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. | Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) | Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. | Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) | Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. | Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
Стилистические ошибки
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. | Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. |
б) | Употребление речевых штампов. | Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. |
в) | Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). | Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. |
г) | Неуместное использование фразеологизмов. | Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. |
В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.
Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
Упражнение № 1
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
- В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
- Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
- В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
- Через дня четыре он добрался до своей деревни,
- Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
- Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
- Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
- Через подобные ситуации порой гибнут люди.
- Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
- Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
- Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
- С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
- Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
- Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
- Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Упражнение № 5
Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.
1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.
Задания на предупреждение грамматических ошибок
(при изучении темы «Причастный оборот» в 7 классе, при подготовке к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку)
Сивкова Л. Б., учитель русского языка и литературы
При употреблении причастного оборота в предложении учащиеся часто допускают грамматические ошибки, которые можно классифицировать следующим образом:
-
ошибки в согласовании причастия и главного (или определяемого) слова;
-
ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову;
-
ошибки на неверное образование форм причастия (время и вид причастий);
-
ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий.
Для предупреждения данных ошибок использую на уроках следующие виды заданий:
-
Нарушение согласования причастия с определяемым словом
Задания
-
Исправьте грамматические ошибки в предложениях
а)Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.
(Исправленный вариант :Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью)
б) Я был рад пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки. (Исправленный вариант: Я был рад пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.
в) Мне довелось встретиться с автором книги, недавно опубликованного.
(Мне довелось встретиться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ)
г) Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.
( Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно) .
2) Спишите, вставляя окончания.
1. В узкое оконце виднеется заросш… кустарником устье реки.
2. Путники свернули с дороги к реке, разливш…ся в этом месте.
3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиги в годы Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут только в рассказах и легендах.
4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш… в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя.
5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о природе.
3) Исправьте грамматические ошибки
-
Шум моря, будившего меня, был очень сильным.
правильный вариант Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным.
-
Я услышал тяжёлые шаги медведя, преследовавшие меня.
(верный вариант Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня.)
-
Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.
( верный вариант: Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий).
-
Ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову
Задания:
Исправьте предложения, объясните ошибки.
-
Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.
-
Мы шли по усыпанной аллее опавшими листьями.
-
Ведущая улица в город была свободна.
-
Написанная повесть молодым автором вызвала оживлённые споры.
-
Увлечённая девушка чтением книги привлекла внимание молодого человека.
-
Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
исправленный вариант :
-
Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу. Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.
-
Мы шли по аллее, усыпанной опавшими листьями. Или: Мы шли по усыпанной опавшими листьями аллее.
-
Улица, ведущая в город, была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.
-
Повесть , написаннная молодым автором, вызвала оживлённые споры. Или: Написанная молодым автором повесть вызвала оживлённые споры.
-
Девушка , увлечённая чтением книги, привлекла внимание молодого человека. Или: увлечённая чтением книги девушка привлекла внимание молодого человека.
-
Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад. Или: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.
-
Ошибки на неверное образование формы причастия (время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный)
Задание
Исправьте грамматические ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
-
До сих пор я не нашёл человека, сумеющего помочь мне.
-
Похвала ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос.
-
Каждый человек пытается совершить дело, прославившее бы его
Исправленный вариант :
-
До сих пор я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.
-
Похвала ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.
-
Каждый человек пытается совершить дело, которое прославило бы его
-
Ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий
Задание:
Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите предложения в исправленном виде.
-
Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
-
Конкурс,проводящийся организаторами, очень понравился участникам.
-
Пена,наливающаяся в ванну, имеет приятный аромат.
Исправленный вариант :
-
Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
-
Конкурс, проведённый организаторами, очень понравился участникам.
-
Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.
Подборка заданий
Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
2.Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
3.На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
4.Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
5.Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
Упражнение 3. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.
1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной науки.
3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.
4. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
5. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
Использование подобных заданий на нахождение и исправление грамматических ошибок будет способствовать формированию грамотной устной и письменной речи учащихся
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Вспомним теорию, которая необходима для выполнения задания № 8.
Как найти причастие и причастный оборот?
Причастие определяется по суффиксам:
-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, ВШ-,- Ш-, -ЕНН-, — ЯНН-, – АНН-, -ЕМ-, -ИМ-,-Т-,
а также по вопросам: какой? что делающий? что сделавший? что с ним сделали?
Помните!
Сначала найдите причастие, причастный оборот, определяемое слово (это слово, от которого задаётся вопрос к причастному обороту), и только потом определите, верно ли построено предложение.
Рассмотрим случаи неверного построения предложений с причастными оборотами.
Ошибка № 1.
Неправильное согласование причастия с определяемым словом (то есть причастие и определяемое слово стоят в разных падежах).
Пример. |
Комментарий. |
В «Судьбе человека» автор восхищается подвигом русского солдата, сохранившим верность долгу и отчизне. |
В «Судьбе человека» автор восхищается подвигом русского солдата (какого?), сохранившего верность долгу и отчизне. Правильное окончание причастия определяем по вопросу: какого? сохранившего. |
Ошибка № 2.
Неправильное место определяемого слова по отношению к причастному обороту.
Запомните!
Определяемое слов должно находиться ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине него.
Пример. |
Комментарий. |
Меня попросили перевести книгу в библиотеке, написанную на татарском языке. |
Меня попросили перевести книгу в библиотеке, написанную на татарском языке. Правильный ответ. Меня попросили перевести в библиотеке книгу, написанную на татарском языке. |
Ошибка № 3.
Причастный оборот относится НЕ к определяемому слову.
Могут быть даны предложения, в которых причастный оборот внешне написан без грамматических ошибок. Однако лексически он не относится к данному определяемому слову.
Пример. |
Комментарий. |
Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием. |
Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием. (Получается, что «компьютер» следит за состоянием). Правильный ответ. За каждым компьютером закреплён программист (какой?), следящий за его состоянием. |
Ошибка № 4.
Причастный оборот должен стоять сразу после определяемого слова, а не отделяться от него другими словами.
Пример. |
Комментарий. |
Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города. |
Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города. Правильный ответ. Монастырь стоял на высоком берегу, вдоль реки (какой?), отделявшей людей от города. |
Ошибка № 5.
Замена страдательных причастий действительными.
Пример. |
Комментарий. |
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений |
Задание не может само себя выполнить, его кто-то выполняет, поэтому причастие должно быть страдательным, а не действительным. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений |
ПРИМЕРЫ.
Задание № 8.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Тип грамматической ошибки: нарушение построения предложения с причастным оборотом.
Пример № 1.
Ему необходимо было написать рецензию на прочитанную книгу им. (Определяемое слово не может находиться внутри причастного оборота).
Верно.
Ему необходимо было написать рецензию на книгу, прочитанную им.
Пример № 2.
Присутствующие не могли подобрать слов, передававшие всю глубину их чувства. (Слов каких? – передававших).
Верно.
Присутствующие не могли подобрать слов, передававших всю глубину их чувства.
Пример № 3.
Лица, допустившие невнимательность при переходе улицы, приведшей к дорожному происшествию, отправлены в больницу.
(Отрыв причастного оборота от определяемого слова).
Верно.
Лица, допустившие при переходе улицы невнимательность (какую?), приведшую к дорожному происшествию, отправлены в больницу.
Неправильное
употребление причастного и деепричастного оборота
Деепричие
и причастие – довольно сложные части речи, при
употреблении которых допускается немало ошибок.
Ошибки в
употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный
оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с
зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на
вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает
обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам
в употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:
- Действие,
названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к
разным субъектам действия.
Примеры
ошибок: Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая
в комнате, у них сломался пылесос.
- Деепричастный
оборот в безличном предложении.
Примеры
ошибок: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя
на улицу, ему стало жарко.
- Деепричастный
оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Примеры
ошибок: Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая
выставки, он напишет статью о современном искусстве.
- Деепричастный
оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом,
сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств
и некоторых наречий).
Примеры
ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов,
был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя
листьями, укрывали путников от солнца.
Неправильное
употребление причастных оборотов
Причастный оборот
– речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая
называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая?
Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и
выделяется запятыми.
К наиболее частым
ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
- Неверное
согласование причастия с определяемым словом.
Примеры
ошибок: Вчера прошла выставка древних книг, собранные в
нашей библиотеке (правильно: собранных).
- Смешение
действительных и страдательных причастий
Примеры
ошибок: Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво
переливались (правильно: украшавшие).
- Определяемое
слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не
внутри.
Примеры
ошибок: Обласканное поле солнцем зеленело (правильно:
поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от
посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от
посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).
- В причастном
обороте не может употребляться частица бы.
Примеры
ошибок: Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы
хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.
Как определить,
какой оборот употребляется в предложении?
Случаи
неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке
обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы
определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот,
необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти
причастие или деепричастие; - Поставить к
обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое?
Какие?); - Определить
лексическое значение оборота (действие или признак); - Определить
синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
Примеры:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах, был переведен на
иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот,
отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман,
в предложении является обособленным определением). Заваривая чай, она
всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот,
отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет,
в предложении является обособленным обстоятельством).
«Морфологический разбор деепричастия»
Морфологический разбор деепричастия.
План разбора:
I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).
Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая
форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).
II. Морфологические признаки:
Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);
б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись
(возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая
(невозвратный);
в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море! непереходные: придя
в гости, позвонив по телефону);
г) неизменяемая форма глагола (непостоянных
признаков не имеет).
III. Синтаксическая роль (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).
Альтернативный план разбора:
Морфологический
разбор деепричастия. Примеры.
Вот что заявил он, вернувшись.
1.
Вернувшись —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«вернуться».
2.
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство,
выраженное одиночным деепричастием).
Я уже частенько, гуляя один
в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.
1.
Гуляя —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
гуля(ют).
2.
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Дима слушал, широко раскрыв глаза.
1.
Раскрыв —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«раскрыть».
2.
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное,
переходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Быстро спросил я, спеша воспользоваться
такой подходящей минутой.
1.
Спеша —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«спеш(ат)».
2.
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Счастливо улыбаясь, ответила мне мама.
1.
Улыбаясь —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«улыба(ют)ся».
2.
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом).