Типичные педагогические ошибки допускаемые вожатыми

PhA-i0St53o.jpg

Лагерь — это абсолютно уникальная среда, где связи между людьми создаются стремительно — значительно быстрее, чем в обычной жизни.

С первого дня ты можешь гордо величать отряд — «мои дети». Успешный пройденный трехдневный организационный период сделает тебя авторитетом для детей. Возможно, ты просто станешь для детей приятным воспоминанием, как элемент их лагерного лета. Возможно, ты действительно повлияешь на чью-то жизнь и подтолкнешь ребенка к каким-то свершениям. Главное — не навредить и «не напричинять» добро. Большое влияние означает колоссальную ответственность.
Однако халатность, невнимание, пренебрежение к детям, грубость — могут оказаться фатальны, и вспоминать тебя будут еще десятилетия.

Сейчас мы поговорим о том, что в твоем взаимодействии с детьми в лагере следует избегать, и о чем нельзя забывать ни при каком раскладе.

Ошибка 1: Пренебрегать своими обязанностями и ставить свои интересы выше интересов детей

Самые главные люди в лагере — это не вожатые, не руководство и даже не команда поваров. Самые важные — это дети. Именно о детях, их безопасности, интересах и развитии ты должен думать все время, что ты работаешь в лагере.

Поэтому главная мысль, которую нужно себе уяснить — в лагере ты не отдыхаешь, не приятно проводишь время на свежем воздухе, не наслаждаешься летними каникулами.

Прежде всего, ты приехал сюда работать. Ты подписываешь трудовой договор и должностную инструкцию с определенным набором обязанностей — и ты обязан на протяжении всех смен эти обязанности исполнять честно и добросовестно.

Ошибка 2: Пренебрегать индивидуальными особенностями детей

Есть общепринятая классификация, о который ты, возможно, слышал — дети в отряде могут условно поделиться на 5 групп.

Лидеры — дети, способные стать помощниками вожатых и помочь в организации команды. Здесь очень важно поддержать их лидерские стремления и помочь их желаемому самовыражению, чтобы такие дети действительно стали твоими помощниками, а не превратились в анти-лидеров. Однако лидеры все равно должны понимать, что «вожатый рядом, но чуть-чуть впереди», не допускай панибратства и вседозволенности. Кроме того, помни, что любой ребенок, даже демонстрирующий высокий уровень ответственности и самостоятельности — это все равно ребенок и переложить на него все свои вожатские обязанности ты не можешь.

Активные дети, с радостью готовые принимать участия в мероприятиях и живо интересующиеся лагерной жизнью. Это наш костяк отряда, наша палочка-выручалочка. Главная твоя задача здесь — поддерживать интерес таких детей к тому, что происходит в лагере, не давать появиться скуке или гнетущей рутине.

Пассивные дети, которые не спешат высовываться на первый план и активно участвовать в чем-либо, зачастую из-за застенчивости и не уверенности в себе. Твоя задача при работе с этой группой — постараться включить их в жизнь отряда и перевести в разряд активных. Слушай детей, общайся с ними, смотри, к чему у них есть склонности. Если ребенок не хочет выходить на сцену, это не значит, что он должен сидеть в углу, пока остальные репетируют.

Две оставшиеся группы детей — это группы, появление которых нужно постараться предотвратить.

Аутсайдеры или «изгои» — дети, которых не принимает отряд или же которые категорически не желают ни во что включаться и сами отстраняются от коллектива. Нет универсального сценария, по которому тебе стоит работать с такими детьми — так как, если ты понимаешь, что у тебя в отряде появились аутсайдеры, то, прежде всего, нужно начать с выявления причин.

Еще ребенок может оказаться изгоем поневоле — стать жертвой буллинга. Буллинг на русский язык зачастую переводят как «травля», хотя в своем первоначальном значении это понятие немного шире. Буллинг, к сожалению, очень распространенная на нынешней день проблема, которой уже посвящены множество научных исследований. Жертвой буллинга может оказаться любой ребенок — необязательно иметь какие-то физические или поведенческие отклонения, чтобы оказаться в роли жертвы.

Буллинг — это не просто «непопулярность», это физическое и (или) психологическое насилие, систематически направленное на конкретного ребенка.
Если в твоем отряде начался буллинг, то твоей главной задачей становится изменить поведение конкретной группы детей.

Ошибка 3. Быть индивидуальным игроком

Как бы замечательно ты не работал один, как мастерски не умел перетягивать одеяло на себя и спокойно принимать любую ответственность — в лагере «один в поле не воин».

Первый и главный человек, с котором потребуется наладить сотрудничество — твой напарник. Именно с ним тебе предстоит провести бок о бок две-три недели и создать из группы разрозненных детей — слаженный отряд.

Неважно, насколько симпатичен или антипатичен тебе человек, с которым вы оказались на одном отряде — необязательно становиться близкими друзьями для того, чтобы эффективно работать.

Вот ряд рекомендаций, который поможет вам с напарником наладить отношения.

— Познакомиться до начала смены
— Помнить, что «один в поле не воин»
— Не выяснять отношения перед детьми. Никогда
— Она плачет. Он ее обидел. Я больше к нему на зарядку не пойду.

(с) Фрагмент телесериала «Синие ночи»

Перед лицом детей ты и напарник всегда должны выступать единой командой. Ругаться при детях, отменять решения, принятые напарником, обсуждать с детьми личность или поступки вашего соратника по отряду — категорически недопустимо. Неслаженность вашей работы неизменно приведет к неслаженности и дезорганизованности отряда — дети могут поделиться на два враждующих лагеря вслед за вожатыми, или, поддержать одного из них, полностью обесценив авторитет второго.

— Заранее выработать единые стандарты, правила и определиться со стилем работы.

И еще раз. Главное, о чем нужно думать, работая на отряде, — о детях.

Ошибка 4: Выделять любимчиков среди детей

Как я уже говорила, все мы люди и всем нам свойственно иметь свои симпатии и антипатии. Фишка в том, что если ты работаешь с детьми — то в независимости от твоих личных эмоций ты не можешь этого показывать. Твоя профессиональная педагогическая обязанность — относиться ко всем детям одинаково справедливо и уделять всем внимание равномерно.

Появление любимчиков чревато для всего — и для авторитета вожатого, и для атмосферы в коллективе и для отношения отряда к самим любимчикам

Ошибка 5. Зарабатывать «дешевый авторитет» у детей

Есть такая старая вожатская клятва — «Быть с ребятами рядом, но чуть-чуть впереди», так вот, дешевый авторитет появляется в момент, когда ты перестаешь быть впереди отряда. Дешевый авторитет строится на отсутствии правил и потакании всем желаниям детей.

— А можно мы сегодня на зарядку не пойдем?
— Хорошо, если не хотите, не идите
— Вася, а можно мы за корпусом покурим?
— Только тихо, чтобы никто вас не видел.
— Слушай, а давай мы за территорию сегодня вылезем, ну никто не заметит, ладно.
— Только после отбоя, чтобы нас старшая вожатая не запалила.

Все это примеры нарабатывания очень плохого — дешевого — авторитета, когда вожатый боится показаться строгим и скатывается в попустительство, лишь бы заслужить любовь детей.

В дешевом авторитете нет уважения — а значит, ребята не будут к тебе прислушиваться. При возникновении конфликтных ситуаций ты будешь бесполезен, поскольку у тебя не будет ни малейших способов повлиять на их разрешение.

Дешевый авторитет гарантирует тебе отсутствие дисциплины в отряде — твое слово просто не будет иметь вес для ребят.

Таким образом, такая стратегия выйдет боком для всех — и для детей, которые не получат здоровый опыт командного взаимодействия, и для напарника, который за неимением твоей помощи будет тащить отряд на себе, и для тебя — навряд ли ты останешься доволен тем, как сложилась смена и как ты проявил себя.

Настоящий авторитет строится на взаимном уважении и доверии. Быть строгим, но справедливым, учитывать мнение отряда и давать понять, что вы с напарником высоко цените участие ребят в отрядной жизни и помнить о тех самых индивидуальных особенностях каждого отдельно взятого человечка — хорошая база для выстраивания правильной лидерской стратегии

Ошибка 6: Забывать от требованиях безопасности

Безопасность в первую очередь — Safety first, как говорят американцы. В русском языке есть аналог этого выражения — «вся техника безопасности написана кровью».

Безопасность, наряду с необходимостью кушать и спать, находится на базовом уровне потребностей человека (по пирамиде Маслоу). Уже потом идет все остальное –потребность в общении, желание учиться и развиваться, самореализация.

Обеспечить безопасность детей на смене — это самая базовая обязанность детского лагеря.

Помочь тебе в этом может несколько правил.

Правило 1. Предвидеть-избегать-действовать, которое означает, что опасные ситуации нужно прогнозировать до их возникновения, по возможности — избегать, а при необходимости — действовать четко и незамедлительно

Правило 2. Не бойся «перебдеть» — когда речь идет о здоровье детей, лишнего беспокойства быть не может.

Правило 3: Ушки на макушке
ПОСТОЯННАЯ БДИТЕЛЬ­НОСТЬ! — рявкнул он, и все подскочили.
«Гарри Поттер и Кубок огня», Джоанна Роулинг
Я соглашусь с персонажем поттеровской саги — Грозным Глазом Грюмом — постоянная бдительность тебе тоже пригодится.
Главное, что нужно запомнить — если ты заметил что-то подозрительное, что-то, что вызывает у тебя вопросы или наводит на мысли о том, что здесь, возможно, что-то нечисто — не молчи.
В любой непонятной ситуации — лучше проинформируй руководство и охрану.

Правило 4. Не забывай и о собственной безопасности
«Если вы путешествуете с ребенком, наденьте кислородную маску сначала на себя, потом на ребенка».
Объявление в самолетах в рамках инструктажа по безопасности.
Твои потребности — так же как и потребности детей — живут по той же иерархии пирамиды Маслоу, так что и о своей собственной безопасности забывать нельзя.
Заболевший, уставший, измученный вожатый не сможет не то, что зарядить детей энергией, но и банально следить за дисциплиной и своевременно реагировать на ситуации, которые того требуют. Позаботься о себе

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

«Типичные ошибки в работе вожатого»



Слайд 2

Описание слайда:

Ошибка 1: Пренебрегать своими обязанностями и ставить свои интересы выше интересов детей
Ошибка 1: Пренебрегать своими обязанностями и ставить свои интересы выше интересов детей
Главная мысль, которую нужно себе уяснить — в лагере ты не отдыхаешь, не приятно проводишь время на свежем воздухе, не наслаждаешься летними каникулами.
Прежде всего, ты приехал сюда работать. Ты подписываешь трудовой договор и должностную инструкцию с определенным набором обязанностей — и ты обязан на протяжении всех смен эти обязанности исполнять честно и добросовестно.


Слайд 3

Описание слайда:

Ошибка 2: Пренебрегать индивидуальными особенностями детей
Ошибка 2: Пренебрегать индивидуальными особенностями детей
Есть общепринятая классификация— дети в отряде могут условно поделиться на 5 групп.
Лидеры — дети, способные стать помощниками вожатых и помочь в организации команды. Кроме того, помни, что любой ребенок, даже демонстрирующий высокий уровень ответственности и самостоятельности — это все равно ребенок и переложить на него все свои вожатские обязанности ты не можешь и не должен.
Активные дети, с радостью готовые принимать участия в мероприятиях и живо интересующиеся лагерной жизнью. Это «костяк» отряда. Главная задача — поддерживать интерес таких детей к тому, что происходит в лагере, не давать появиться скуке или гнетущей рутине.
Пассивные дети, которые не спешат высовываться на первый план и активно участвовать в чем-либо, зачастую из-за застенчивости и не уверенности в себе. Твоя задача при работе с этой группой — постараться включить их в жизнь отряда и перевести в разряд активных. Слушай детей, общайся с ними, смотри, к чему у них есть склонности. Если ребенок не хочет выходить на сцену, это не значит, что он должен сидеть в углу, пока остальные репетируют.
Две оставшиеся группы детей — это группы, появление которых нужно постараться предотвратить.
Аутсайдеры или «изгои» — дети, которых не принимает отряд или же которые категорически не желают ни во что включаться и сами отстраняются от коллектива. Нет универсального сценария, по которому тебе стоит работать с такими детьми —прежде всего, нужно начать с выявления причин.


Слайд 4

Описание слайда:

Ошибка 3. Быть индивидуальным игроком
Ошибка 3. Быть индивидуальным игроком

Как бы замечательно ты не работал один, как мастерски не умел перетягивать одеяло на себя и спокойно принимать любую ответственность — в лагере «один в поле не воин».
Первый и главный человек, с котором потребуется наладить сотрудничество — твой напарник. Именно с ним тебе предстоит провести бок о бок две-три недели и создать из группы разрозненных детей — слаженный отряд.

Вот ряд рекомендаций, который поможет вам с напарником наладить отношения.
— Познакомиться до начала смены
— Помнить, что «один в поле не воин»
— Не выяснять отношения перед детьми. Никогда
— Она плачет. Он ее обидел. Я больше к нему на зарядку не пойду.
Перед лицом детей ты и напарник всегда должны выступать единой командой. Ругаться при детях, отменять решения, принятые напарником, обсуждать с детьми личность или поступки вашего соратника по отряду — категорически недопустимо. Неслаженность вашей работы неизменно приведет к неслаженности и дезорганизованности отряда — дети могут поделиться на два враждующих лагеря вслед за вожатыми, или, поддержать одного из них, полностью обесценив авторитет второго.
— Заранее выработать единые стандарты, правила и определиться со стилем работы.
И еще раз. Главное, о чем нужно думать, работая на отряде, — о детях.


Слайд 5

Описание слайда:

Ошибка 4: Выделять любимчиков среди детей
Ошибка 4: Выделять любимчиков среди детей
Как я уже говорила, все мы люди и всем нам свойственно иметь свои симпатии и антипатии. Фишка в том, что если ты работаешь с детьми — то в независимости от твоих личных эмоций ты не можешь этого показывать. Твоя профессиональная педагогическая обязанность — относиться ко всем детям одинаково справедливо и уделять всем внимание равномерно.
Появление любимчиков чревато для всего — и для авторитета вожатого, и для атмосферы в коллективе и для отношения отряда к самим любимчикам.


Слайд 6

Описание слайда:

Ошибка 5. Зарабатывать «дешевый авторитет» у детей
Ошибка 5. Зарабатывать «дешевый авторитет» у детей
Есть такая старая вожатская клятва — «Быть с ребятами рядом, но чуть-чуть впереди», так вот, дешевый авторитет появляется в момент, когда ты перестаешь быть впереди отряда. Дешевый авторитет строится на отсутствии правил и потакании всем желаниям детей.
— А можно мы сегодня на зарядку не пойдем?
— Хорошо, если не хотите, не идите
— Вася, а можно мы за корпусом покурим?
— Только тихо, чтобы никто вас не видел.
— Только после отбоя, чтобы нас старшая вожатая не запалила.
В дешевом авторитете нет уважения — а значит, ребята не будут к тебе прислушиваться. При возникновении конфликтных ситуаций ты будешь бесполезен, поскольку у тебя не будет ни малейших способов повлиять на их разрешение.
Дешевый авторитет гарантирует тебе отсутствие дисциплины в отряде — твое слово просто не будет иметь вес для ребят.
Таким образом, такая стратегия выйдет боком для всех — и для детей, которые не получат здоровый опыт командного взаимодействия, и для напарника, который за неимением твоей помощи будет тащить отряд на себе, и для тебя — навряд ли ты останешься доволен тем, как сложилась смена и как ты проявил себя.
Настоящий авторитет строится на взаимном уважении и доверии. Быть строгим, но справедливым, учитывать мнение отряда и давать понять, что вы с напарником высоко цените участие ребят в отрядной жизни и помнить о тех самых индивидуальных особенностях каждого отдельно взятого человечка — хорошая база для выстраивания правильной лидерской стратегии.


Слайд 7

Описание слайда:

Ошибка 6: Забывать от требованиях безопасности
Ошибка 6: Забывать от требованиях безопасности

Безопасность, наряду с необходимостью кушать и спать, находится на базовом уровне потребностей человека (по пирамиде Маслоу). Уже потом идет все остальное –потребность в общении, желание учиться и развиваться, самореализация.
Обеспечить безопасность детей на смене — это самая базовая обязанность детского лагеря.
Помочь тебе в этом может несколько правил.
Правило 1. Предвидеть-избегать-действовать- опасные ситуации нужно прогнозировать до их возникновения, по возможности — избегать, а при необходимости — действовать четко и незамедлительно
Правило 2. Не бойся «перебдеть» — когда речь идет о здоровье детей, лишнего беспокойства быть не может.
Правило 3: ПОСТОЯННАЯ БДИТЕЛЬ­НОСТЬ! Главное, что нужно запомнить — если ты заметил что-то подозрительное, что-то, что вызывает у тебя вопросы или наводит на мысли о том, что здесь, возможно, что-то нечисто — не молчи.
Правило 4. Не забывай и о собственной безопасности.
Заболевший, уставший, измученный вожатый не сможет не то, что зарядить детей энергией, но и банально следить за дисциплиной и своевременно реагировать на ситуации, которые того требуют. 


Слайд 8

Описание слайда:

10 Ошибок вожатого:

Соревнование с напарником или вожатым другого отряда
Открытые конфликты или обсуждение начальства и их действий при детях
Неискренность и лицемерие по отношению к ребятам
Курение при детях
Отчитывание провинившихся прилюдно
Психологическое вмешательство в жизнь ребёнка
Чувство юмора на грани с пошлостью, хамством
Бестактное поведение, ответ грубостью на грубость детей
Непоследовательность в действиях, установление двойных стандартов
Стремление заработать дешёвый авторитет, потакая капризам детей


Слайд 9

Описание слайда:

вожатого


Слайд 10

Описание слайда:

«ИНТЕРВЬЮ» Каждый участник получает Карточку, на которой написано имя одного из игроков. По сигналу ведущего нужно найти этого игрока и взять у него интервью. Перечень вопросов определяется организаторами игры. Все сведения нужно записать на листе. Все заметки помещаются в газете «Давайте познакомимся».
«ИНТЕРВЬЮ» Каждый участник получает Карточку, на которой написано имя одного из игроков. По сигналу ведущего нужно найти этого игрока и взять у него интервью. Перечень вопросов определяется организаторами игры. Все сведения нужно записать на листе. Все заметки помещаются в газете «Давайте познакомимся».
«Рыбак и рыбка» Ведущий ставит руку параллельно земле, а второй рукой изображает рыбку. Если «рыбка» плывет над рукой, все хлопают — значит убежала (а если — под рукой, то ничего не делают — «рыбка» попала в сеть. •
«Уменьшающаяся газета» Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Описание. Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист. После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание.


Слайд 11

Описание слайда:

Мы идем на стадион.
Отряд наш будет чемпион.
Кто задору, солнца рад?
Эй, спортсмены стройтесь в ряд!
Мы идем на стадион.
Отряд наш будет чемпион.
Кто задору, солнца рад?
Эй, спортсмены стройтесь в ряд!
Лагерь — это общий дом, Здорово всем жить нам в нём. Приезжаем каждый год, Весело гудит народ.


Слайд 12

Описание слайда:

«Улыбка» — Жить без улыбки — просто ошибка, всюду улыбки — повсюду добро.
«Улыбка» — Жить без улыбки — просто ошибка, всюду улыбки — повсюду добро.
«Апельсин» — Словно дольки апельсина, мы дружны и неделимы!


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16

Описание слайда:

Полезные ссылки


  • Соревнование с напарником или вожатым
    другого отряда

  • Открытые конфликты или обсуждение
    начальства и их действий при детях

  • Неискренность и лицемерие по отношению
    к ребятам

  • Курение при детях

  • Отчитывание провинившихся прилюдно

  • Психологическое вмешательство в жизнь
    ребёнка

  • Чувство юмора на грани с пошлостью,
    хамством

  • Бестактное поведение, ответ грубостью
    на грубость детей

  • Непоследовательность в действиях,
    установление двойных стандартов

  • Стремление заработать дешёвый авторитет,
    потакая капризам детей

Вопросы для составления психологического
портрета:

  • День рождения

  • Есть ли опыт работы с детьми? Какой?

  • Что привлекает в работе с детьми?

  • Рано встаёшь? Является ли большой
    потерей ограничение сна?

  • Является ли большой потерей ограничение
    в еде?

  • При спорных моментах: уступаешь,
    предлагаешь/идёшь на компромисс,
    настаиваешь на своём

  • При конфликте: ругаюсь, пытаюсь решить
    ситуацию, избегаю решения

  • На сколько ты вспыльчивы? Что может
    вывести из себя? Как это проявляется у
    тебя?

  • Гордый ли ты? Легко ли принимаешь свою
    неправоту? Легко ли просишь прощения,
    когда неправ?

  • Что тебя может задеть (ранить)? Как
    ведёшь себя в этой ситуации?

  • Какие у тебя недостатки как у вожатого?
    Как у напарника?

  • Какие у тебя достоинства как у вожатого?
    Как у напарника?

  • Какие качества ценишь в людях?

  • Какие качества неприемлемы в людях?

  • Важно ли тебе общественное мнение?
    (зависишь, учитываешь, игнорируешь)

  • Какая твоя личная цель в работе вожатого?

  • Какие ставишь задачи в работе с детьми?

  • По какому вопросу к тебе могут обратиться
    дети? Коллеги? (в чём сильная сторона)

  • Составь портрет напарника: какие
    качества в нём должны быть (те, которых
    не хватает у тебя)? Каких не должно быть?

  • Твои увлечения, которые могут пригодиться

  • Какие моменты в предстоящей работе
    тебя пугают или смущают?

  • Кем тебе свойственно быть ведущим или
    ведомым? Наставником или подопечным?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • /

Должность вожатого в детском оздоровительном лагере — это не просто временная «халтура» для студентов, желающих подзаработать. На самом деле, это очень ответственная и сложная работа. 15 человек в отряде и у каждого свой характер, а ты за всем этим разнообразием подростковых типажей должен следить, вникать в их проблемы, помогать.

Очень важно понимать, что что бы ни творили дети и подростки, временно оказавшиеся без присмотра родителей, ответственность все равно несут взрослые. В летнем оздоровительном лагере — это, прежде всего, вожатые, закрепленные за каждым отрядом. Помимо обязанностей у старших товарищей есть масса ограничений.
Прежде всего, ошибки в поведении взрослых могут сказаться на дисциплине в отряде, репутации самого вожатого и его карьере. Стоит напомнить, что дети, хоть и маленькие, но все же граждане, а значит и относиться к ним нужно на равных. Предлагаем подробнее разобраться в том, какие ошибки вожатых могут стать фатальными и как их можно избежать.

Все равны, как на подбор

Наверняка, многие из вас в школе сталкивались с вопиющей несправедливостью: в классе сам собой, незаметно заводился учительский любимчик, которому прощались мелкие пакости, завышались оценки, доставались самые новые учебники… Помните это ощущение негодования и беспомощности? И даже если «фаворит» особо не кичился своим положением, все равно, отношение к нему у класса складывалось довольно враждебное. Увы, так происходит не только в школьных, но и в любых других детских коллективах. Дети прямолинейны, им незнакомы взрослые «тактики и стратегии ведения психологической войны». Если вы позволите себе особое расположение к одному ребенку из отряда, скорее всего, остальные дети это заметят и любимчику придется несладко. Буллинг, а по-простому, травля — это то, чего грамотный вожатый допустить никак не может.

Даже если вожатый соседнего отряда вам очень не по душе, работники столовой постоянно экономят на ежедневном меню, фельдшер кокетничает с охранником, знать об этом вашим подопечным совершенно не нужно! Никогда ни при каких обстоятельствах не обсуждайте своих коллег с детьми. Любой взрослый в лагере несет ответственность за жизнь и здоровье отдыхающих, а значит должен обладать достаточным авторитетом. Стоит только начать посвящать во взрослые дела подопечных, как о дисциплине можно забыть. Любые сплетни моментально разлетаются между отрядами. К тому же, как автор сплетен, вы неизбежно испортите отношения с коллегами и работать дальше в атмосфере всеобщего недоверия станет просто невыносимо.

Худой мир лучше доброй ссоры

Любые выяснения отношений между взрослыми сотрудниками лагеря должны происходить вдали от любопытных детских глаз. Повышать голос на коллегу, ставить его в неловкое положение, заставлять оправдываться при детях — очень большая ошибка. Разумеется, все мы люди и у нас могут возникнуть претензии друг к другу в процессе работы. Если нельзя отложить «разбор полетов» до окончания смены, постарайтесь вести разговоры в отдельном помещении за плотно закрытой дверью. Это поможет сохранить репутацию каждого из участников конфликта и не пошатнет дисциплину.

Делайте, что хотите

Повсеместные запреты, постоянный жесткий контроль и давление со стороны вожатых — явные нарушения, которые могут испортить любой отдых. Однако и разрешать детям все подряд, формируя ложный авторитет — не менее фатальная ошибка. Вы не добьетесь этим никакой особой любви, через пару дней такой «анархии» вас просто перестанут слушать и воспринимать всерьез. После заставить подростков прислушиваться к вашему мнению и уважать его будет очень сложно. К тому же, резкая смена поведения вызовет в неокрепшем детском мозгу когнитивный диссонанс. А все непонятное в нежном возрасте чаще всего игнорируется.

Никакого самолечения!

Каждый ребенок — это отдельная история с самыми разными болезнями в медкарте. У кого-то диабет, кто-то аллергик, кому-то противопоказаны интенсивные физнагрузки. Естественно, все эти моменты обсуждаются с родителями на этапе приобретения путевок в летний лагерь, проходится медкомиссия, собираются справки. Отдельно обговаривается список возможных индивидуальных лекарств, которые родители могут передать фельдшеру на случай проявления симптомов. Все лекарства должны храниться в медкабинете под замком. Однако некоторые вожатые тоже берут с собой «тревожную аптечку», в первую очередь, для себя.

И упаси бог, начать самостоятельно раздавать лекарства детям, которые жалуются на ухудшение самочувствия! Мало того, что вожатый — чаще всего не медик и легко может ошибиться с дозировкой, так еще и реакция у ребенка на препарат может быть непредсказуемой, вплоть до анафилактического шока и тяжелого отравления. Заниматься лечением детей в летнем лагере имеет право только занимающий соответствующую должность врач и никто другой.

На зарядку становись!

Большинство летних лагерей — оздоровительные. То есть в программе отдыха обязательны оздоровительные процедуры. А какая из них у нас самая главная? Правильно, зарядка! Показывать все преимущества здорового образа жизни подрастающему поколению придется на собственном примере, то есть зарядку вожатым пропускать никак нельзя.

Согласитесь, совершенно по особому греет душу чувство единения с родным отрядом, когда вы вместе в семь утра активно машете руками, приседаете, прыгаете и тянете носочек. А уж если у вас физкультурные пассажи будут получаться лучше, чем у детей, вы однозначно заслужите уважение и почет среди подопечных.

Следите за словами

Многие молодые и недостаточно опытные вожатые, желая сблизиться с детьми, заслужить их доверие и вообще, влиться, так сказать, в дружный детский коллектив, начинают активно использовать в речи молодежный сленг.
Знаете, со стороны это выглядит, мягко говоря, нелепо. То что из уст ребенка звучит забавно, а где-то даже мило, произнесенное взрослым человеком воспринимается, как неудачная пародия.

Такое общение не добавит плюсов к вашей репутации ни у самих детей, ни у их родителей, ни у руководства лагеря тем более. А уж использование ненормативной лексики в речи — это и вовсе повод для увольнения. Такого себе нельзя позволять ни при каких обстоятельствах.

Делегировать полномочия? Категорически нет!

Думаем, каждый из вас хоть раз в жизни пробовал ненадолго переложить свои обязанности на кого-нибудь другого. Сейчас это называется «делегирование», но суть от использования модного слова не меняется. Причины у такого поступка могут быть самыми разными: от весьма серьезных, например, плохого самочувствия, до вполне безобидных (просто решил отдохнуть часок-другой). Так вот, ничего криминального в том, что вы попросите коллегу присмотреть за вашим отрядом, пока вы сбегаете к фельдшеру за таблеткой от головы, нет. Но назначать ответственного из детей, чтобы отдохнуть — непозволительная роскошь. Вообще-то стоит помнить, что отдыхать в лагерь приехали именно дети, а вы туда устроились работать за зарплату. Так что, пусть каждый занимается своим делом.

Столовая — место повышенной опасности

На свежем воздухе, да после активных игр дети в столовую бегут так, как будто ели один раз в жизни, и то, в прошлом году. Ваша задача: не допустить давки и хаоса, проследить, чтобы никто из подопечных не пролил на себя горячее, не наткнулся на острое и не порезался об стеклянное. Самостоятельные походы в столовую без вожатого — это не то, что стоит поощрять. Желательно заранее договориться со своим отрядом, что посещение столовой — не «взятие Бастилии», поэтому чем организованнее и спокойнее они будут себя вести, тем лучше для всех.

Особенно, если ваш отряд дежурный, не отправляйте их одних накрывать, потому что дети носят еду, горячую еду. Шансы обжечься очень высоки.

Безопасность прежде всего

Устраиваясь на работу каждый сотрудник, независимо от должности, проходит подробный инструктаж. Правила безопасности часто пишутся чужим, весьма неприятным опытом и травмами, поэтому пренебрегать ими ни в коем случае нельзя. Но также вы должны знать о том, что дети такого инструктажа не проходят. Им, конечно, объясняют в школе и дома, что спички — не игрушка и гвоздь в розетку совать не стоит, но на то они и дети, чтобы периодически забывать такие наставления. Вашей главной задачей в течение всей смены будет сохранение каждого доверенного вам ребенка в целости и сохранности, поэтому смотреть придется в оба.
Советуем заранее изучить планы эвакуации в вашем корпусе, помещениях для коллективных занятий, столовой. Выясните у кого находятся ключи от запасных выходов. Присмотритесь на всякий случай, где находятся противопожарные щиты, огнетушители и не истек ли их срок годности. Ну и конечно, постарайтесь не оставлять ваших детей без присмотра во время посиделок у костра и пикников.

Чай пьем только в столовой

Очень часто дети, особенно старшие, просят у вожатых в корпусе кипяток. Сразу же им отказывайте! Пренебрегавшие этим советом не раз лечили детей после ожогов, поэтому, если хотите уберечь детей от несчастных случаев, не делитесь с ними кипятком, даже если очень просят! Кто-то может пробежать мимо, внезапно открыть дверь или поставить подножку. Этот кипяток обязательно на кого-то выльется.

Если соблюдать эти несколько правил, вы не только приобретете репутацию отличного вожатого, но и сможете получить удовольствие от своей работы, не отвлекаясь на решение внештатных ситуаций.

Три
ошибки старших вожатых в школе.

Смирнова
О.Ю.,
 ст.вожатый ДиМОО «Республика Альянс»
ГБОУ гимназия №177 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга

Из года в год наблюдаю за крушением
детских и взрослых стремлений и мечтаний, изначально объединившихся яркой идеей
социальной инициативы и самоуправления в школе. Первое чувство восторга и
свободы быстро сменяется разочарованием при первом столкновении с действительностью
– планом воспитательной работы в школе или планом районного сектора детских
инициатив. «У нас же добровольное объединение» — растерянно повторяют дети, «но
мы должны сделать вот это», рассерженно отвечает им педагог. И это самая первая
ошибка, о которой я хочу сказать. У любой деятельности должен быть смысл и даже
если цитируя фэнтези-фильм «Доктор Стрендж», мы говорим что «не во всём есть
смысл, не везде он нужен» — что мешает придумать этот самый смысл для детей? Без
всяких «должны» и «надо». Использовать как дополнительные возможность общения и
шанс попробовать что-то новое, а если ещё и сделать это творчески…

Вот вроде бы разобрались со смыслами
и долгами, так возникает другая проблема. Педагоги хором твердят: «они ничего
сами не делают!», «никакой ответственности!», «ничего не хотят!». По методике
И.П.Иванова чётко определены этапы развития объединения, и если не выстраивать
последовательную педагогическую работу со своим коллективом, то как правило
объединение топчется годами на месте, а способные и заинтересованные в развитии
ребята уходят в другие коллективы, что порождает третью проблему.

Не все педагоги готовы отпустить
своих воспитанников на поиски лучшей жизни, ибо как сказано ранее – «должны»,
но теперь уже быть при своём родном коллективе. Ревностно охраняя свои
педагогические вложения в ребят, педагоги тем самым лишают ребят возможности к
саморазвитию, либо побуждают их уже в юном возрасте искать обходные пути так,
чтобы не тревожить и не обижать своего педагога. Другая, не самая красивая
стратегия педагогов, когда для реализации своих задач привлекаются уже взрослые
или обученные дети других педагогов, вместо того, чтобы обучать своих.

Все эти факторы вместе и по
отдельности рождают внутреннее напряжение, ведущее к расколу внутри коллектива
и отсутствию какой-либо деятельности. Пережив все эти негативные ситуации в
своём объединении и наблюдая в других, могу посоветовать старшим вожатым,
заступившим недавно в должность:

1.    
Больше общаться и слушать ребят.
Недостаточно провести пару игр на командообразование и пару «огоньков», чтобы
ребята стали командой или коллективом. Общаться индивидуально и всем вместе на
темы, воспитывающие разум и душу. Помнить, что каждый имеет право, как
высказаться, так и промолчать здесь и сейчас в ответ на какой-то вопрос.

2.    
Контролировать деятельность ребят, без
навязывания воли взрослого, через обсуждение, «проигрывание» ситуации и т.п.

3.    
Иметь терпение: цветок не распустится
раньше, чем созреет бутон. Долгий путь ждёт любого вожатого в школе, который
фактически постоянно работает с временными коллективами. Только при длительной
и грамотной работе педагога временный коллектив становится постоянным, а после
берёт на себя ещё и функцию наставничества для вновь поступающих участников
коллектива.

4.    
Проживать с ребятами все дела и
обязанности, делать всё и всегда вместе, будь то субботник, изготовление
открыток, ношение сменной обуви в помещениях. Нет дел и обязанностей «для
педагогов» и «для детей», только – вместе.

5.    
Не только работать, но и отдыхать —
вместе.

Like this post? Please share to your friends:
  • Типичные ошибки человека в использовании времени
  • Типичные ошибки формирования первого впечатления
  • Типичные ошибки учителя на уроке
  • Типичные ошибки учителя в общении с учениками
  • Типичные ошибки учителя английского языка