Типичные ошибки
В данной статье:
- Ошибки при определении членов предложения
- Ошибки при разборе словосочетания
- Ошибки при разборе простого предложения
- Ошибки при разборе сложного предложения
§1. Ошибки при определении членов предложения
1. Ошибочное определение подлежащего
1) Смешение подлежащего с дополнением в предложениях, в которых нет субъекта действия либо субъект выражен существительным или местоимением в косвенных падежах, например:
Его нет дома.
Мне плохо.
У меня есть своё мнение.
С тобой всё ясно.
Его, мне, у меня, с тобой – это не подлежащие, а дополнения.
2) Ошибки в определении подлежащего, выраженного словосочетанием, передающим значения:
- совместности – Мать с отцом вернулись поздно
- количества – На занятие пришло пятнадцать человек.
- избирательности – Самый смышлёный из ребят постоянно тянул руку.
- неопределенности или всеобщности – Что-то угрожающее послышалось в его голосе.
3) Ошибки в определении подлежащего, выраженного неопределённой формой глагола или сочетанием с неопределённой формой глагола:
Поступить в МГУ – мечта многих выпускников.
Стать образованным непросто.
Извините, здесь курить нельзя.
2. Ошибочное определение сказуемого
1) Ошибки в определении сказуемого, выраженного глаголом с формообразующей частицей, например:
Если бы вы убрали за собой, было бы совсем другое дело.
Пусть он позвонит мне вечером.
2) Смешение простого глагольного сказуемого в будущем времени с составным глагольным ( в простом глагольном сказуемом глагол быть в будущем времени – это показатель времени), например:
Весной мы будем работать в саду с большим удовольствием.
3) Ошибки при выделении неоднословных сказуемых, выраженных
- фразеологическим сочетанием – Он сел в калошу.
- повтором – Ждёшь-ждёшь тепла, а оно не наступает.
- сочетанием глагола с частицей было (в значении несостоявшегося действия) – Мы было ему поверили, а он обманул нас.
4) Ошибки при выделении составных именных и составных глагольных сказуемых, если в их составе используется дополнительный глагол мочь, хотеть, решить, желать, мечтать, начинать, продолжать, кончать и др. Например:
Я решила начать учить испанский язык.
Он устал за рулём и боялся, что может начать хотеть спать.
5) Ошибка, если в качестве вспомогательного глагола используется не глагол быть, а глагол значить, например:
Не есть в гостях – значит обидеть хозяйку.
6) Ошибочно относить к сказуемому глаголы, выражающие дополнения или обстоятельства действия, например:
Он советовал мне больше читать.
больше читать – дополнение при сказуемом, действия относятся к разным лицам: Он советовал, чтобы я больше читала.
Они приехали в Москву искать работу.
искать работу – обстоятельство цели
3. Ошибочное определение второстепенных членов предложения
1) Смешение несогласованных определений с дополнением, например:
По забору шла кошка с рыжим хвостом.
У неё был сын пяти лет.
Мне нравится сказка «Золушка».
В том случае, если к второстепенному члену предложения можно задать вопросы: какой, какая, какое, какие?, а не только «падежные» вопросы, то этот член предложения – определение. К дополнению таких вопросов задать нельзя.
2) Смешение обстоятельств с дополнением, например в предложениях:
Я вернулась к вечеру. Через неделю он позвонил.
В том случае, когда к второстепенному члену можно задать вопросы: когда, где, куда, откуда, как, зачем, почему, с какой целью, при каком условии?, этот член предложения – обстоятельство. К дополнению таких вопросов задать нельзя.
§2.Ошибки при разборе словосочетания
1. Неправильное выделение словосочетаний в предложении.
2. Смешение словосочетания с грамматической основой предложения, которая словосочетанием не является.
2. Неправильное определение главного и зависимого слов.
3. Неправильное определение типа синтаксической связи.
§3. Ошибки при разборе простого предложения
1. Неправильное определение двусоставных и односоставных предложений.
2. Смешение простых предложений с однородными главными членами со сложными предложениями.
3. Ошибочное определение распространённых /нераспространённых и полных /неполных предложений.
4. Ошибки в характеристике предложений с осложнённой структурой, а именно:
- предложений с обособлениями
- предложений с однородными членами
- предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями
- предложений с обращениями
- конструкций с прямой речью>
§4. Ошибки при разборе сложного предложения
1. Ошибочное определение границ и количества частей сложного предложения
2. Ошибочное определение типов синтаксической связи
3. Ошибочное определение типов сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений.
4. Ошибки при определении средств связи, например, смешение союзов и союзных слов.
Смотрите также
- Синтаксический разбор
- Глава 23. Синтаксис. Простое предложение. Структура простого предложения
- Глава 24. Синтаксис. Главные члены предложения в двусоставном предложении
- Глава 25. Синтаксис. Второстепенные члены предложения
- Глава 28. Синтаксис. Осложнённые простые предложения. Общие понятия. Виды осложнений
- Особенности синтаксического разбора
- Советы. Как приступить к делу
- Примеры и комментарии
- Первые шаги. Подготовительные задания.
- Тренинг «Синтаксический разбор»
- Итоговый тест «Синтаксический разбор в формате ЕГЭ»
Методическая разработка
«ОГЭ. Русский язык. Синтаксический анализ. Задание 2.
Теория, типичные ошибки, задания»
Задание
2. Синтаксический анализ.
Обычно в этом задании приводится пять утверждений, из которых
нужно выбрать правильные. Это как раз тот случай, когда может быть несколько
вариантов ответа, так что будь начеку.
Что требуется: уметь находить
грамматические основы, отличать односоставные предложения от двусоставных,
простые — от сложных, сложносочинённые — от сложноподчинённых, разбираться в видах
подчинения придаточных и условиях обособления.
Предложение.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как
главные члены предложения
Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая
основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов
предложения).
Подлежащее – то, о чем говорится в предложении.
Сказуемое – это что говорится о подлежащем в предложении.
Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой
частью речи.
Подлежащее
- Подлежащее
должно стоять в И.п. - Слова
МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим. - В
придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные
слова КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО. - Подлежащее
может быть выражено одним словом (любой частью речи)
или словосочетанием.
Подлежащее = словосочетание
1. Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с
кем, что с чем)
Пример:
Брат с сестрой
шли по дороге. (сказуемое должно быть во
мн.ч)
!!! Брат с сестрой шел по
дороге!!!!! (в этом предложении подлежащее – брат)
2. Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)
Слова много, мало, несколько,
большинство входят в подлежащее.
Примеры:
Пять тетрадей
лежало на столе.
Двое ребят
шли по дороге.
Часть группы
осталась в стороне.
Много ребят
пришло в аудиторию.
3. Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п.
(кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого)
Примеры:
Двое из нас
пришли.
Трое из ребят
остались.
4. Начало,
середина, конец + сущ. (значение фазы)
Пример:
Наступило начало сентября.
5. Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или
метафора.
Примеры:
Белые мухи
летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок)
На небе расстилался млечный путь.
6. Неопределенное
местоимение от …кто …что +имя
Пример:
Что-то неприятное
было в его облике.
Сказуемое
Сказуемое бывает:
1. Простое глагольное
сказуемое (ПГС)
2. Составное
-именное сказуемое (СИС)
-глагольное сказуемое (СГС)
ПГС может быть выражено 1 словом или
несколькими словами.
1. Глаголом в любом
наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем,
прошедшем и будущем).
Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет.
Пусть он идет. Они пришел бы. (Все частицы, образующие наклонения и время
входят в состав ПГС.)
2. Инфинитивом (начальной
формой глагола).
Курить – здоровью вредить.
3. Глагольным междометием
(бац, хвать, толк, прыг).
Она прыг да скок.
4. Фразеологизмом
(неделимым словосочетанием).
Фразеологизм можно заменить на одно слово. Он бил
баклуши= ленился.
5. Глаголом + модальной
частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы,
словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)
Частицы : либо образуют форму слова
(повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо
добавляют оттенок значения.
СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (в состав входит глагол связка)
СГС (составное глагольное сказуемое) =
глагол-связка + инфинитив
Способы выражения глагола-связки:
1) Глаголы со значением «начало«,
«продолжение«, «конец действия«.
Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил
читать.
2) Модальные глаголы =
отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др).
Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится
гулять.
3) Словами можно, нужно, надо и
т.д
Можно выйти? Нужно верить.
Примечание:
Инфинитив не всегда входит в состав
сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения.
Ситуации, при которых инфинитив не входит в
состав сказуемого:
1. Инфинитив и вспомогательный
глагол обозначают действия разных лиц.
Они просили ее спеть. (они просили, а действие
«спеть» совершает другой деятель)
Доктора запретили курить.
2. Инфинитив относится к
глаголу движения.
Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство
цели)
3. К инфинитиву можно
задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не
к сказуемому.
Желание гулять посетило его только сейчас.
СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ,
числ, прил…)
Способ выражения глагола-связки:
1. Бытийные глаголы
(быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и
т.д.)
2. Глагол движения в
бытийном значении (можно заменить на был, казался)
Примечание:
1. Обратите внимание на то, что в настоящем
времени связка может отсутствовать:
Он врач. (составное именное)
2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли
глагола в значении «находиться, существовать».
!!!!!Он был здесь вчера. (=присутствовал)
Быть = связка, Он был умным.
Быть=существовать. Он был здесь.
Второстепенные члены предложения
К второстепенным членам предложения относятся:
Определения (отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак)
Дополнения (отвечают на вопросы косвенных падежей — всех падежей, кроме И.П.
)
Обстоятельства (отвечают на вопросы: где, куда, откуда, как,
почему, когда, с какой целью и т.д.)
Второстепенные члены предложения могут быть:
- обособленными*/неособленными
- распространенными**/нераспространенными
*Обособленный – значит выделенный запятыми с
двух сторон (или с одной, если стоит в конце или в начале предложения)
**Распространенный — имеющий зависимые
слова.
Обособленным может быть любой второстепенный
член предложения.
Обособленное определение (часто так называют причастный оборот, но не
только его.)
Обособленным определением может быть и одиночное
прилагательное.
Обособленное обстоятельство (так часто называют
деепричастный оборот, однако может выражено и другими частями речи)
Двусоставные
и односоставные предложения
Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее,
и сказуемое.
Односоставные предложения – это такие предложения, в которых есть только
подлежащее или только сказуемое.
Односоставные предложения делятся на:
1. Определенно-личные (в
таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить
Я,МЫ,ТЫ,ВЫ)
Хожу по городу, ничего не замечаю.
2. Неопределенно-личные (нет
подлежащего, но вместо него можно подставить ОНИ)
Ходят тут, смотрят.
3. Обобщенно-личные (нет
подлежащего. Как правило, это пословицы и поговорки)
Цыплят по осени считают.
4. Безличные
предложения
в них нет подлежащего, нельзя ничего
подставить, действие совершается непонятно кем)
- явления
природы. Вечереет. Смеркается. - состояние
человека. Мне грустно. Мне тошно. - отсутствие
чего-либо. НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ, не осталось, не хватило На небе нет ни
облачка. У него не было сил сражаться. - инфинитив.
Нужно много заниматься. Всем молчать. Быть грозе. - краткое
страдательное причастие . Об этом много сказано.
5. Назывные
предложения (в них отсутствует сказуемое).
Ночь. Улица. Фонарь.
Односоставные предложения могут входить в состав
сложного предложения.
[Ночь], и [всем стало так спокойно].
Полные
и неполные предложения
Неполные предложения – это такие предложения, в которых может быть
пропущен любой член предложения. Его, как правило, можно восстановить из
контекста.
Отличие между неполными и односоставными
заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.
Я люблю яблоки. Он — апельсины. (неполное)
Простое
осложненное предложение
Простое предложение — предложение с 1
грамматической основой.
Осложненное простое предложение — это предложение, в составе которого
есть:
• однородные члены предложения.
• обособленные определения или приложения,
дополнения, обстоятельства.
• вводные конструкции
• вставные конструкции
• слова-обращения
• уточнение
• сравнительный оборот
Сложное
предложение
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения с 2 или более грамматическими
основами.
Сложне предложения делятся на:
Сложносочиненные предложения (ССП)
Сложноподчиненные предложения (СПП)
Сложные бессоюзные предложения (БСП)
Сложносочиненное предложение
ССП (сложносочиненное предложение) — это такое предложение, в котором несколько
грамматических основ связаны между собой сочинительными союзами. Части ССП
равноправны, между ними можно поставить точку.
Сочинительные союзы:
• соединительные (И, ДА (= и), не только … но и,
также, тоже, и … и, ни … ни, как … так и, сколько … столько и)
• разделительные (ИЛИ, или … или, ЛИБО, либо …
либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то)
• противительные (А, ДА (= но), НО, ЗАТО,
ОДНАКО, ЖЕ, однако же, все же)
• градационные (не только… но и, не столько…
сколько, не то чтобы… а)
• присоединительные (тоже, также, да и, и,
ПРИТОМ, ПРИЧЕМ)
• пояснительные (ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО)
Сложноподчиненное
предложение
СПП (сложноподчиненное предложение) — это предложение с несколькими грамматическими
основами, соединенными подчинительными союзами. От одной главной части задается
вопрос к придаточной (зависимой части).
Придаточное предложение может находиться
до/после главного или может разрывать главное предложение.
[…], (что…)
(Когда…), […]
[…,(что…),..]
Подчинительные союзы:
изъяснительные (что, чтобы, как, …) (вопросы косвенных падежей)
чаще — ЧТО
определительные (который, которая, которого, …)
обстоятельственные:
• времени (когда, лишь, едва, …) КОГДА?
• места (где, куда, откуда, …) ГДЕ
• образа действия, меры, степени (столько,
настолько, так, до такой степени, до того, такой, … ) В КАКОЙ мере КАК?
• сравнения (как, как будто, словно, будто,
точно, как бы)
• причины (так как, потому что, …)
(ПОЧЕМУ?
• условия (если, если бы, коли, ежели, если …
то,…) ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?
• уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть,
пускай, …) НЕСМОТРЯ НА ЧТО?
• цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) С КАКОЙ
ЦЕЛЬЮ?
• следствия (так что)
В СПП между частями бывают не только союзы, но и
союзные слова (похожи на союз, но являются членами предложения)
На союзное слово падает интонационное ударение,
к союзному слову чаще всего можно задать вопрос.
Сравните:
Я увидел, что на улице светит солнце. (что –
союз)
Я узнал, кто ворует мои
конфеты. (кто – союзное слово, подлежащее)
СПП с несколькими придаточными
1. Однородное
подчинение придаточных (от одного слова в главной части задается
одинаковый вопрос к придаточным)
[Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце) и
ЧТО? (поют птицы).
[Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце),
ЧТО? (поют птицы).
2. Последовательное
подчинение придаточных.
[Я увидел дом], КАКОЙ?
à(который стоял на месте), (КАКОМ?) à(где раньше росли черемухи_.
3. Параллельное
подчинение придаточных (неоднородное)
(Когда я был маленьким)КОГДА?,[ я верил], ВО
ЧТО? (что дед Мороз существует).
Бессоюзное сложное предложение
БСП (бессоюзное сложное предложение) — это такое сложное предложение, между частями
которого нет союзов, предложения связаны по смыслу.
Смысловые отношения между частями БСП
ЗАПЯТАЯ:
Между частями БСП отношения
одновременности, последовательности. (можно подставить И)
ДВОЕТОЧИЕ:
- отношение
причины (от первого предложения ко второму задается вопрос ПОЧЕМУ?) - отношение
пояснения (ко второму предложения можно подставить А ИМЕННО) - отношения
дополнения (ко второму предложения можно подставить ЧТО,и ВИЖУ ЧТО и
т.д.)
ТИРЕ:
части БСП противопоставлены (можно подставить
союзы А, НО)
первая часть имеет значение времени или условия
(можно подставить союзы КОГДА, ЕСЛИ)
вторая часть имеет значени следствия (можно
подставить союз ТАК ЧТО)
Способы
передачи чужой речи
1. При помощи прямой
речи
2. При помощи косвенной
речи
Прямая речь – дословное воспроизведение чужого высказывания.
Прямая речь может стоять до, после или внутри
слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.
Косвенная речь – пересказ чужой речи в форме придаточного
предложения или второстепенных членов простого предложения без сохранения всех
особенностей речи говорящего.
В косвенной речи все личные местоимения
употребляются с точки зрения автора пересказа. (В косвенной речи не
используется местоимения в 1 лице; обращения, междометия и др.
опускаются.)
Прямая речь может иметь форму диалога.
Диалог оформляется двумя способами:
Каждая реплика дается с новой строки, перед
каждой репликой ставится тире
— Ты придешь?
— Не знаю.
Реплики следуют в строку:
«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» —
«Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» —
«Я им сосед» (А. С. Пушкин).
Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание
из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др.
литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
Цитаты оформляются как прямая речь или как
продолжение предложения.
1. Цитируемое предложение или часть текста
приведены полностью:
Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек
— но Грибоедов очень умен».
2. Цитата приводится не полностью (не с начала
или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в
этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в
угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):
Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное
… это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через
двести лет».
Цитата может быть приведена не с начала
предложения:
Писарев писал: «…красота языка заключается в
его ясности и выразительности».
«…Красота языка заключается в его ясности и
выразительности», — писал Писарев.
3. Если автор или редактор подчеркивает в цитате
отдельные слова, это оговаривается в скобках с указанием инициалов автора или
слова Ред. — редактор:
(подчеркнуто нами. — Е. Л.) или (курсив наш. —
Ред.).
4. Если автор вставляет в цитату свой
пояснительный текст, то он помещается в прямых скобках:
«Он [Пушкин], — писал Гоголь, — при самом начале
своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в
описании сарафана, но в самом духе народа».
Цитата как продолжение предложения
Цитата может быть оформлена не как прямая речь,
а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:
Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас
осеняет мысль о русском национальном поэте».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая
образованность от дикости» (Пушкин).
Стихотворная цитата может быть оформлена без
кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Есенин
Типичные
ошибки
«Я неправильно посчитал количество грамматических основ», потому
что:
а) принял деепричастие за глагол.
Помни, что грамматическую основу составляют только главные члены
предложения — подлежащее и сказуемое. Деепричастие в грамматическую основу
входить не может!
Сидя на подоконниках, разведчики смотрят на нас.
В этом примере грамматическая основа — «разведчики смотрят»,
деепричастие записывать не надо.
На всякий случай напоминаем: деепричастие отвечает на вопросы «что делая?»,
«что сделав?» (решая, решив).
б) Решил, что однородные члены относятся к разным грамматическим
основам…
Однородные члены относятся
к ОДНОЙ грамматической основе, поэтому не считай их за разные. Их может быть
сколько угодно, даже десять, но количество основ от этого не изменится.
Все на него смотрели, смеялись, подмигивали и махали руками.
В данном случае к одной грамматической основе относятся целых
четыре сказуемых, но основ от этого больше не становится.
в) И наоборот: решил, что разные грамматические основы являются
однородными членами.
На палубе корабля играл на гитаре Аркадий, танцевал Максим, читала
стихи Вера.
Часто путаются и в таких простых примерах, потому что предложения,
построенные по одному типу, воспринимаются как однородные члены. Но это не так.
В этом случае три разных человека выполняют три действия, поэтому у нас три грамматических основы.
г) Не нашёл «скрытое» сказуемое.
Иногда сказуемое «прячется», из-за чего кажется, что перед нами
однородные члены.
Маше нравился цирк, Соне — зоопарк.
В этом примере две грамматические основы: «цирк нравился»,
«зоопарк (нравился)».
ВАРИАНТ
1. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте текст.
(1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира,
ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и
космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В
связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в
решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений,
следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества.
(4)К сожалению, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки, а
мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому
вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей
современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы
образования, а также средств массовой информации.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера
ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.
2) Предложение 2 односоставное безличное.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено вводным словом.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
ВАРИАНТ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте текст.
(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в
энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная
мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести
миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели
энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что
возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30
местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия,
Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера
ответов.
1) Предложение 1 простое нераспространённое.
2) В предложении 2 составное именное сказуемое.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.
5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.
ВАРИАНТ 3. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте текст.
(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении
полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго;
напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго.
(3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это
объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю
пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого
собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность
монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с
подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное
место, чем раньше.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера
ответов.
1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.
4) Две части предложения 4 осложнены вводными словами.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
ВАРИАНТ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте текст.
(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы,
ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых
таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска
приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер»
(если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты,
под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам.
(4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно
определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не
столько сил, сколько духа.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера
ответов.
1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.
2) В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель.
3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
ВАРИАНТ 5. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте текст.
(1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека,
болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой
древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в.
возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не
безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно
запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается
предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а
порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает
пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся
неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера
ответов.
1) Предложение 1 сложное бессоюзное.
2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.
3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – возникло убеждение.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами предложения.
ВАРИАНТ 6. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте текст.
(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь
открытых химических элементов. (2)Но всё могло быть и по-другому. (3)В XVI веке
испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке,
был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по
берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански
«плата» – серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны.
(5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не
вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название;
так на географических картах появилось слово «Аргентина».
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера
ответов.
1) Предложение 1 простое.
2) Предложение 2 односоставное безличное.
3) Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.
4) Грамматическая основа предложения 4 – произошло.
5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.
ВАРИАНТ 7. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте текст.
(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место
грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются
заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания
уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится
второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе
образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме?
(4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается;
во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности
языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа
не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера
ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) Предложение 2 сложное.
3) Предложение 3 односоставное безличное.
4) В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят.
5) Предложение 5 осложнено однородными членами.
ВАРИАНТ 8. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте текст.
(1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее,
называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие
органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы,
ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ.
(3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические
красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое
свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение
даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные
органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные
«метки» помогают в поиске нефти.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными
причастными оборотами.
2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.
3) Предложение 3 односоставное.
4) В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.
5) Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.
ВАРИАНТ 9. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте текст.
(1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому
только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи
и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на
самом совершенном материале», – говорил великий немецкий писатель И. Гёте.
(4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться
к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо
современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и
Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера
ответов.
1) Предложение 1 сложное.
2) Первая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.
3) Предложение 3 содержит прямую речь.
4) Предложение 4 сложное бессоюзное.
5) Первая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.
ВАРИАНТ 10. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте текст.
(1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на
обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об
этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти,
пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и
отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все
человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения:
любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и
холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность
долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы
проникаемся состраданием.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера
ответов.
1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым
приложением.
4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным
деепричастным оборотом.
ВАРИАНТ 11. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте текст.
(1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял
механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее
шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и
разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в
недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того,
Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в
поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в
велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование
сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории
передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач
с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера
ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.
2) Предложение 2 сложносочинённое.
3) В предложении 3 одна из грамматических основ – которые применяются.
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
ВАРИАНТ 12. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Прочитайте текст.
(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает
способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством
обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из
органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью
серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о
лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они
начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной
палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими
(от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело,
получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано
или что ему сообщён электрический заряд.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера
ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным
оборотом.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) Предложение 3 сложноподчинённое.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.
Виды синтаксических ошибок
-
Неправильное
согласование: Молодежь
любят
ходить в театр (любит); Собака Шарик
увидел кошку
и погнался
за ней (увидела и погналась); Молодая
инженер
Ирина Петровна вошла в цех (молодой); Я
живу в городе Тюмень
(Тюмени); Мальчик рос круглой
сиротой (круглым). -
Неправильное
управление:
Согласно приказа
ректора (приказу), заведующий кафедры
(кафедрой), оплатите за
проезд
(оплатите проезд, заплатите за проезд);
тревожусь о
тебе (за
тебя), преимущество над
врагом
(перед), указать о
недостатках
(на недостатки), отзыв на
статью (о
статье), недовольство на
низкую зарплату
(низкой зарплатой), пришел с
университета
(из), отметил об
успехах
(успехи), уверенность в
победу
(победе), сетует об
этом (на
это), по
приезду
вспомнил (по приезде). -
Местоименное
дублирование подлежащего:
Якушев – он
наш губернатор; Дети – они
любят шалить; Солнце –
оно уже
пригревает; Таня – она
очень умная студентка. -
Неправильное
конструирование сказуемого:
Вырасту и буду футболист
(футболистом); Механизмы должны быть
выключенные
и запертые
после работы (выключены и заперты);
Мальчик мечтал быть моряк
(моряком). -
Отсутствие
видовременной соотносительности
глаголов-сказуемых:
Вернувшись с работы, поужинала,
а потом читаю
(почитала); Студенты достали
тетради и
готовились
к лекции (приготовились); Девушки
рассмеялись
и смотрят
друг на друга (посмотрели); Двери
закрылись,
и автобус трогается
с места (тронулся). -
Пропуск членов
предложения:
Водитель включил свет в салоне и (?)
тронулся (автобус
тронулся); На костре (?) лучшие люди села
(присутствуют);
На стене висят (?) писатели (портреты
писателей);
Весной на реке ломается лед, (?) разливается,
заливает свои берега (она
/ река); В
киоске продаются (?) актеры кино (портреты
/ фотографии актеров). -
Неправильный
порядок слов:
Жителям пострадавшего района от
наводнения была своевременная помощь
оказана; Мы увидели в шагах двадцати
дерево; Умные нужны нашей стране люди;
Рыбтрест начинает набор для экспедиционного
лова юношей в возрасте до двадцати пяти
лет; Лучшая доярка Марусинского колхоза
Козлова М.П. на двадцать восьмой день
после отела получила от коровы под
кличкой Маруська 37 литров молока; Хозяин
оттолкнул собаку ногой, которая сразу
обиделась и убежала. -
Двойная
синтаксическая связь:
Жильцы требовали ликвидации неполадок
и ремонта (требовали ремонта или
ликвидации ремонта?); Он добивался
отпуска без сохранения содержания и
путевки (добивался путевки или отпуска
без путевки); Подготовка охотников для
истребления волков и лиц, ответственных
за проведение этого мероприятия. -
Синтаксическая
двузначность:
Чтение Евтушенко произвело неизгладимое
впечатление (читал Евтушенко или читали
его произведения?); Возвращение детей
(дети вернулись или их кто-то возвратил);
рассказ писателя взволновал всех
(рассказанное писателем или написанный
им рассказ). -
Нарушение
синтаксической связи оборотов с
предлогами кроме, помимо, вместо, наряду
с (эти обороты
должны управляться глаголами-сказуемыми):
Кроме спорта,
читаю книги;
Наряду с психологическим потрясением,
в результате пожара люди потеряли
жилье. -
Свободный
(независимый) деепричастный оборот:
Придя домой после школы,
котенок встретит меня радостным
мяуканьем; Узнав
о конкурсе,
у меня появилось желание участвовать
в нем; Мальчик вел собаку, весело
виляя хвостом;
Гуляя по
коридору,
нашелся карандаш; Прибежав
под дерево,
дождь кончился; Сняв
фильм «Американская дочь»,
боль отпустила Шахназарова; Будучи
без сознания,
его отвезли в больницу. -
Установление
отношений однородности между членами
простого предложения и частями сложного:
Мальчик ждал вечера и
когда придет
мама; Гуляя на морозе и
если не
беречься, можно простудиться; Я не люблю
болеть и
когда меня
воспитывают. -
Смещение
конструкции (говорящий
строит начало предложения по одной
модели, а конец – по другой): Последнее,
на чем я остановлюсь, это
на оформлении контрольной
работы (это оформление); Главное, чему
следует уделять внимание, это
своей грамотности
(это грамотность); Первое, о чем я вас
попрошу, это
о дисциплине
(это дисциплина); Единственное, чего
здесь не хватает, это
списка
литературы (это список литературы);
Когда Базарову не хотелось никого
видеть, и
это он уходил
куда-нибудь (то он уходил куда-нибудь). -
Смешение прямой
и косвенной речи (отсутствие
необходимой замены местоимений первого
лица местоимениями третьего лица и
др.): Преподаватель сказал, что я
проверю
все конспекты (он проверит …); Базаров
сказал, что мой
дед землю пахал (его дед); Пушкин пишет,
что чувства добрые я
лирой пробуждал,
что в наш жестокий век восславил
я свободу;
Брат сообщил мне по секрету, что я
сегодня иду
на первое свидание. -
Неправильный
выбор союза или союзного слова: Вопрос
обсуждался у ректора, где
было принято решение (и было…); Нельзя
мириться с тем, когда
студенты
опаздывают, нецензурно выражаются и
курят у входа (с тем, что…); Я взял в
библиотеке книгу, где
есть все правила орфографии и пунктуации
(в которой); Я опоздал, потому
как везде
пробки (потому что; союза потому
как в
литературном языке нет). -
Дублирование
союзов: В
темноте ему почудилось, что
будто кто-то
идет за ним; Он сказал, что
будто бы
уже написал курсовую работу. -
Неправильная
расстановка частей составного союза:
Мы были не
только на
конференции, но
и выступили
с докладом (Мы не только были, но и
выступили; Роман Булгакова «Мастер и
Маргарита» заставляет не
только
задуматься о высоком, но
и воспитывает
(не только заставляет задуматься, но
и… ); В лесу мы собрали не
только много
грибов и ягод, но
и поймали
белку (мы не только собрали…, но и
поймали …). -
Лишнее
соотносительное слово в главном
предложении
(указательное местоимение): Мы смотрели
на те
звезды, которые усеяли небо; Щенок
раскатился на том
полу, который был мокрый; Вошел тот
преподаватель, который ведет физику. -
Одновременное
использование подчинительного и
сочинительного союза: Когда
начался пожар, и
люди не растерялись, а потушили его;
Если
пойдет дождь, а
мы спрячемся
под деревом; Чтобы
быть здоровым,
и
вот я занимаюсь спортом. -
Разноструктурность
однородных частей бессоюзного сложного
предложения:
О докладе студента можно сказать
следующее:
доклад не
вполне соответствует
теме; желательно
использовать
больше фактов; не
указывается
практическая значимость
проведенного исследования (О докладе
студента можно сказать следующее:
неполное соответствие теме, недостаточное
использование фактов, отсутствие
указания о практической значимости…).
21. Нарушение границ
предложения: Которые студенты опаздывают,
мешают другим; После школы я подумал и
решил. Что надо учиться дальше. И поступил
в университет (После школы я подумал и
решил, что надо учиться дальше, и
поступил…).
Соседние файлы в папке Русский
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Разновидности ошибок
Чтобы понимать, что представляют собой такие нарушения речи, важно видеть разницу. Существует несколько видов ошибок, которые отличаются в зависимости от неверных формулировок, неправильного использования времен глаголов, построения предложения в целом и много другого.
Нарушения структуры сочетания слов:
- неправильное использование правил согласования;
- неверное применение способов синтаксического управления;
- ошибки при выборе падежных окончаний;
- немотивированное употребление предлогов;
- использования предлогов там, где они неуместны;
- пропуск зависимого члена в составной структуре.
Построение блоков с потерей смысловой нагрузки:
- Сказуемое и подлежащее не имеют логической связи.
- Составление незаконченных самостоятельных единиц текста.
- Построение предложений, где любая из частей может обладать господствующим значением (двузначность).
- Неправильное сопоставление времен глаголов.
Неверное формирование простых двусоставных структур:
- Повторное указание подлежащего с помощью местоимения.
- Несогласованность местоимения и подлежащего во взаимосвязанных образованиях.
- Замена сказуемого на прилагательное.
- Отсутствие родовой и числительной связи между подлежащим и сказуемым.
- Некорректное использование нескольких местоимений, обозначающих подлежащее.
- Неверное употребление определений без их согласования.
- Неуместное применение большого количества определений обоих видов.
- Искажение формы обстоятельства при указании места действия.
Неправильное построение предложений с одним главным членом:
- Употребление двух главных членов в односоставной конструкции.
- Применение деепричастных словосочетаний в конструкции, описывающей независимое действие или обстоятельство.
- Ошибочное использование различных по свойствам классов речи в качестве однородных членов.
- Употребление разнородных определений как однородных частей предложения.
- Неверный выбор союзов для объединения однородных членов.
- Ошибочное образование взаимосвязи между главным и второстепенными членами.
- Отсутствие логической связи между подлежащим и сказуемым.
- Использование разнородных сказуемых как однородных частей.
- Разночтение падежных окончаний именных сказуемых.
Ошибки при образовании вводных слов и композиций:
- использование вводной конструкции в качестве самостоятельного элемента;
- некорректный подбор вводного слова;
- применение вводных композиций, приводящих к возможности двойственного толкования.
Построение неверных конструкций с синтаксически самостоятельными членами:
- Разрыв связи между причастием и словом, которое оно определяет.
- Объединение определения и причастной конструкции.
- Использование блока придаточного типа в качестве причастного оборота.
- Применение деепричастной конструкции как причастного оборота.
- Нарушение построения предложений с обстоятельствами, обладающими изолированными определениями, которые описываются с помощью деепричастия.
Ошибки при отображении прямой и косвенной речи:
- Совместное употребление прямой и авторской речи в одном образовании.
- Отсутствие вводной конструкции от автора при использовании прямой речи.
- Неуместное связывание своего и чужого повествования в одном блоке.
- Неверное формулирование при цитировании высказываний.
Неправильное формирование композиций с несколькими главными членами:
- Смысловые несоответствия грамматического сочетания в сложносочинённых конструкциях.
- Вставка местоимений во вторую половину сложносочинённого блока.
- Неверный выбор соединительного союза для образования взаимосвязи между составляющими сложносочинённого блока.
- Неверный выбор противительного союза.
- Некорректное введение дополнительных и повторяющихся союзов.
- Немотивированное применение одинаковых союзов в одном предложении.
- Ошибочный подбор союза.
Неверное составление конструкций сложноподчинённого типа:
- неправильное сочетание главной и зависимой частей;
- увеличение объема из-за неоправданного количества подчиненных сегментов;
- отсутствие указательного блока;
- выделение зависимой части композиции в самостоятельную единицу текста;
- вставка неуместного указательного оборота;
- разрыв смыслового значения между заместительным союзом подчинённой части и определением в основной части;
- неверное местоположение союзного слова в зависимом предложении;
- неоправданное употребление нескольких зависимых конструкций одного типа.
Ошибочное составление сложных блоков без союзов и союзных слов:
- Отсутствие взаимосвязи между отдельными частями бессоюзного образования сложного вида.
- Употребление частей сложной бессоюзной конструкции как самостоятельных единиц текста.
- Смешение союзных и бессоюзных способов образования сложных структур.
Неправильное формирование сложных блоков с применением связующих способов разного типа:
- Искаженная последовательность элементов сложной конструкции.
- Нарушение взаимосвязи составляющих сложного предложения из-за некорректной вставки местоимений.
Чтобы исключить из текста или речи ошибки такого рода, нужно знать и применять на практике установленные нормы и правила.
Способы исправления
Для того чтобы знать, как исправить синтаксическую ошибку, нужно провести тщательный анализ текста. Выявив смысловые провалы и логические несоответствия, можно приступать устранению несоответствий содержания грамматическим нормам русского языка.
Номера в списке исправления ошибок соответствуют порядку в перечне «Разновидности ошибок»
Список методов исправления ошибок:
- Соблюдать грамматически верную расстановку слов во всех видах предложений.
- Построение структуры без нарушения ее границ, с логически верным внутренним содержанием.
- Формируя двусоставные единицы, правильно использовать местоимения, не заменять сказуемые прилагательными. Не нарушать связи между частями предложения. Применять определения без потери смысловой нагрузки. Корректно согласовывать сказуемое и подлежащее, учитывая число и род.
- Запрещается составлять односоставные композиции по типу двусоставных моделей и вставлять деепричастные словосочетания без указания лица действия.
- Нельзя использовать вводные слова и конструкции как самостоятельные части речи.
- Правильно составлять причастные блоки и следить за логической последовательностью их в предложении.
- Грамматически верно сочетать прямую и косвенную речь.
- Соблюдение смысловых связей между составляющими сложных структур. Правильное употребление союзов сложносочинённого типа.
- Следить за смысловой и грамматической взаимосвязью частей. Избегать ненужного увеличение объема и не использовать подчиненные составляющие как самостоятельные элементы текста.
- Применять только принципы образования бессоюзных конструкций и воздерживаться от потери смысловой связи между сегментами.
Кроме того, нельзя допускать нарушение логической последовательности частей при образовании сложных элементов текста.
Примеры допущенных погрешностей
Наглядные модели предложений, содержащих синтаксические нарушения, помогают более глубоко понять правила русского языка и не позволяют допустить погрешность.
Синтаксические ошибки, примеры:
- Типичное нарушение структуры сочетания слов: Прошедшее зимой он гулял по берегу озера.
- Нарушение смысловой структуры: Снегопад уже начиналась, когда туристы возвращались в лагерь.
- Неверный порядок следования частей простого двусоставного образования: Облака, собравшиеся в грозовую тучу, они готовы разразиться дождем.
- Неправильное построение односоставного образования: Лес нам понравился, потому что в нем интересно, красивый и загадочный.
- Неверная постановка вводного слова: Люди с нетерпением поглядывали на часы, наверное, из-за поворота появится автобус.
- Ошибочный состав конструкции с синтаксически самостоятельными членами: Ребенку вручили подарки: он распечатал, красиво упакованные.
- Ошибки при отображении речевых выражений прямого и косвенного порядка: После остановки проводник крикнул: «Все пассажиры, на выход и первым покинул троллейбус».
- Неправильно сформированная композиция с несколькими главными членами: Ее собака любила играть с резиновым мячом, но она убежала.
- Неверное образование сложноподчинённой композиции: Они всё-таки смогут купаться, потому что дети должны уметь плавать.
- Отсутствие единообразия составляющих сложной бессоюзной структуры и неправильная расстановка знаков препинания: На фестивале показано интересное, представление играют актеры.
- Отсутствие правильной последовательности при формировании сложного образования: Ветер еще дует, но уже не так сильно, поэтому остается надежда, что рыбаки выживут, небо проясняется.
Виды синтаксических ошибок и способы их исправления можно изучить более подробно по многочисленным таблицам, широко представленным в специализированной литературе, а также пройти пробное задание.
вернуться на стр. «Культура речи«, «Таблицы«, «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»
Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения.
Такие нормы связаны, например,
- с выбором падежа существительных: не видеть ошибку — не видеть ошибки. Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п.), т.е. нормативным будет вариант — не видеть ошибок,
- с порядком слов Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени. (Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова) , т.е. правильным будут варианты: Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;
- с использованием причастных и деепричастных оборотов Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных. По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных;
- с использованием днородных членов предложения: Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом. Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком.
- с построением сложного предложения Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении. (По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п.) Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение
Виды синтаксических ошибок
- Неправильное согласование: Молодежь любятходить в театр (любит).
- Неправильное управление:Согласно приказа ректора (приказу).
- Местоименное дублирование подлежащего:Якушев – он наш губернатор.
- Неправильное конструирование сказуемого: Механизмы должны быть выключенные и запертые после работы (выключены и заперты).
- Отсутствие видовременной соотносительности глаголов-сказуемых: Девушки рассмеялисьи смотрят друг на друга (посмотрели).
- Пропуск членов предложения: Водитель включил свет в салоне и (?) тронулся (автобустронулся).
- Неправильный порядок слов: Мы увидели в шагах двадцати дерево; Умные нужны нашей стране люди
- Двойная синтаксическая связь: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта (требовали ремонта или ликвидации ремонта?);
- Синтаксическая двузначность: Чтение Евтушенко произвело неизгладимое впечатление (читал Евтушенко или читали его произведения?).
- Нарушение синтаксической связи оборотов с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с(эти обороты должны управляться глаголами-сказуемыми): Кроме спорта, читаю книги.
- Свободный (независимый) деепричастный оборот: Узнав о конкурсе, у меня появилось желание участвовать в нем.
- Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного:Мальчик ждал вечера и когда придет мама.
- Смещение конструкции(говорящий строит начало предложения по одной модели, а конец – по другой): Главное, чему следует уделять внимание, это своей грамотности (это грамотность).
- Смешение прямой и косвенной речи(отсутствие необходимой замены местоимений первого лица местоимениями третьего лица и др.): Преподаватель сказал, что я проверю все конспекты (он проверит …).
- Неправильный выбор союза или союзного слова: Вопрос обсуждался у ректора, гдебыло принято решение (и было…).
- Дублирование союзов:Он сказал, что будто бы уже написал курсовую работу.
- Неправильная расстановка частей составного союза:Мы были не только на конференции, но и выступили с докладом (Мы не только были, но и выступили).
- Лишнее соотносительное слово в главном предложении(указательное местоимение): Мы смотрели на те звезды, которые усеяли небо.
- Одновременное использование подчинительного и сочинительного союза: Когданачался пожар, и люди не растерялись, а потушили его.
- Разноструктурность однородных частей бессоюзного сложного предложения: О докладе студента можно сказать следующее: желательно использоватьбольше фактов; не указывается практическая значимость проведенного исследования (О докладе студента можно сказать следующее: недостаточное использование фактов, отсутствие указания о практической значимости…).
- Нарушение границ предложения: После школы я подумал и решил. Что надо учиться дальше. И поступил в университет (После школы я подумал и решил, что надо учиться дальше, и поступил…).
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тесты на тему»Синтаксические нормы»
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«, «Таблицы«, «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«