Анализ контрольных работ по русскому языку в 4 классах
за 2021-22 учебный год (за курс 4 класса)
Спецификация КИМ для проведения контрольной работы
по русскому языку за курс 4 класс
Предмет: русский язык
Параллель: 4
Цель: оценить результаты освоения программы по русскому языку за курс 4 класса.
В контрольной работе предлагаются задания по основным содержательным линиям, предусмотренным ФГОС начального общего образования: «Слушание», «Письмо», «Фонетика», «Слово и предложение», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи», «Синтексис», «Морфология», «Орфоэпия».Оценочный материал включает: контрольную работу (диктант и грамматический практикум) и спецификацию.
Спецификация КИМ для проведения контрольной работы
Контрольная работа состоит из диктанта и грамматического практикума (4 задания). Назначение заданий – обеспечить проверку достижений обучающимися базового уровня русского языка за период 4 класса. Варианты грамматических заданий равноценны. Назначение заданий – обеспечить проверку достижения обучающимся уровня базовой подготовки по русскому языку. На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
1. Диктант
Проверяемые планируемые результаты:
1. умение записывать слова различной звуко-слоговой структуры без пропусков и замен букв;
2. записывать предложения (раздельно писать слова, начинать запись с большой буквы, ставить точку в конце предложения);
3. умение употреблять большую букву в начале предложения, в именах собственных;
4. умение подбирать проверочные слова с безударным гласным в корне слова;
5. верно писать с разделительным и смягчающим мягким знаком;
6. умение писать словарные слова;
7.умение подбирать проверочные слова с парным согласным в корне слов;
8.умение писать слова с непроизносимыми согласными;
9.умение записывать слова с удвоенными согласными;
10. умение записывать предлоги со словами;
11. писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие:
1 – 2 четверть – 45 – 55 слов3– 4 четверть – 55 – 75 слов.
Ошибкой считается:
1.нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2.неправильное написание слов, не регулируемых правилами (слов с непроверяемыми написаниями, т.е. словарных), круг которых очерчен программой каждого класса:
3.отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если начало следующего предложения написано с большой буквы.
4.нарушение орфографических правил при написании слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, удвоенными согласными;
5.нарушение в правилах переноса слов;
6.нарушение в правилах написания предлогов со словами;
7.нарушение в правилах написания слов с разделительным и смягчающим мягким знаком.
2. Грамматический практикум
Проверяемые планируемые результаты:
-
Умение находить нужное предложение в тексте, выполнять синтаксический разбор
-
Умение находить в тексте нужное предложение, указывать части речи, давать характеристику предложению
3.Умение квалифицировать группы частей речи. Выполнять морфологический разбор
4.Умение находить в тексте глаголы неопределенной формы, спрягать глаголы
5. В заданном слове делать разбор по составу
6. Умение исправлять ошибки в словах, по изученным орфограммам
Максимальный первичный балл за работу: диктант — 22 баллов, грамматические задания – 9 баллов
Шкала пересчёта первичного балла за выполнение контрольной работы в уровневую оценку
Диктант
Первичный балл |
10 и менее |
11-18 |
19-20 |
21-22 |
Уровневая оценка |
пониженный |
базовый |
высокий |
повышенный |
Критерии оценки диктанта
оценка |
|
Нет орфографических ошибок, допускается 1 исправление |
«5» |
Не более 2 орфографических и 1 пунктуационная |
«4» |
3-5 орфографических ошибок, 2-3пунктуационные ошибки |
«3» |
6 и более орфографических ошибок, небрежность выполнения |
«2» |
Грамматический практикум
|
Критерии оценки грамматического задания
|
Анализ контрольных работ по русскому языку за курс 4 класса
2020-21 учебный год (итоговый)
Контрольная работа
Диктант
Ранним утром проснулось солнце. Стало ярко светить, пригревать. Отвернуло оно белоснежные облака и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёз свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лед и снег сразу потускнели. А по лесной ложбинке бежит звонкий ручеек. Он бежит и поет веселую песенку о весне.
(78 слов)
Грамматическое задание
Вариант №1
1. Выпиши третье предложение. Выдели грамматическую основу предложения. Надпиши части речи
2. Из предпоследнего предложения выпиши одно существительное, одно прилагательное, один глагол. Выполни морфологические разборы этих частей речи. (три разбора)
3. Выпиши второе предложение. Дай характеристику предложению (5 пунктов)
Запиши слово БЕЛОСНЕЖНЫЕ. Разбери по составу
4. Выпиши из текста два глагола неопределенной формы. Обозначь суффиксы
Выбери один глагол-исключение. Проспрягай его. Выдели окончания.
Вариант №2
1. Выпиши последнее предложение. Выдели грамматическую основу предложения. Надпиши части речи
2. Из последнего предложения выпиши одно существительное, одно прилагательное, один глагол. Выполни морфологические разборы этих частей речи. (три разбора)
3. Выпиши последнее предложение. Дай характеристику предложению (5 пунктов)
Запиши слово МОЛОЧНЫМ . Разбери по составу
4. Выпиши из текста два глагола неопределенной формы. Обозначь суффиксы.
Выбери один глагол-исключение. Проспрягай его. Выдели окончания.
2. Итоги контроля по русскому языку, диктант
Ф. И. О. учителя |
Класс — колич. обуч. по списку |
Выполняли работу |
Получили отметки |
Абсол. успев. % |
Качест.успев. % |
СОУ % |
|||
Диктант |
|||||||||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
||||||
Лапшина В.А. |
4а – 23 |
21 |
5 |
6 |
8 |
2 |
90,4% |
52% |
57% |
4б — 23 |
22 |
4 |
12 |
6 |
0 |
100% |
72% |
67% |
4а кл. Диктант на «2» -Коноваленко Глеб, Гольская Яна
4б кл. Диктант на «2» — 0
3.Итоги контроля по русскому языку, грамматическое задание
Ф. И. О. учителя |
Класс — колич. обуч. по списку |
Выполняли работу |
Получили отметки |
Абсол. успев. |
Качест.успев. |
СОУ |
|||
Грамматическое задание |
|||||||||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
||||||
Лапшина В.А. |
4а – 23 |
21 |
6 |
6 |
9 |
0 |
100% |
57% |
62% |
4б — 23 |
22 |
6 |
11 |
4 |
1 |
95, 4% |
77% |
66,5% |
4а кл. — 0
4б кл. – 0
4. Типичные ошибки допустимые в контрольной работе
Контролируемые элементы содержания, вызвавшие затруднения у учащихся 4-х классов в ходе выполнения контрольной работы (типичные ошибки):
класс |
типичные ошибки по русскому языку из диктанта |
% |
из грамматического задания |
% |
4 |
(орфографическая зоркость)
|
32 50 55 30 |
|
28 24 |
Причины допущенных ошибок диктанте: недостаточное внимание и сосредоточение над правописанием слов под диктовку, отсутствие фонетического слуха, недостаточно отработано умение подбирать проверочные слова на изученные орфограммы в заданном темпе – недостаточно времени на отработку данного навыка, не желание прикладывать усилия для качественной каллиграфии
Причины допущенных ошибокв грамматическом задании: недостаточная сосредоточенность и внимательность при понимании задания и его выполнении. Не достаточно отработано умение находить нужное предложение в тексте, не достаточно отработаны умения определять морфологические признаки существительного, прилагательного, глагола, Психологический настрой
Рекомендации: в период 1 чт. 5 класса – систематически отрабатывать навык самопроверки (по всем изученным орфограммам) при письме под диктовку, систематически выполнять работу над ошибками (анализ ошибок)
Отрабатывать умения работы по алгоритму (морфологический разбор), нахождение нужного предложения в тексте. Отработать тему «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова», «Правописание окончаний имен существительных, прилагательных, глагола (определение спряженя)», «Морфологические признаки частей речи»
Отрабатывать умение вдумчиво читать задание, понимать, что требуется выполнить и выполнять задания качественно, полностью. Учить устно проговаривать то, что задано для выполнения
При работе с обучающимися использовать индивидуальное объяснение, работу в паре (взаимопроверка), контроль за качественным выполнением практических работ (в рабочей тетради, упражнение из учебника, карточка). Привлекать обучающих к посещению индивидуальных дополнительных занятий
Анализ
срезовой
контрольной работы по русскому языку
2021-2022
учебный год
Класс: 4
Учитель: Мищенко Е.В.
Дата
проведения:
30.11.2021 г.
Количество |
Выполняли |
Отсутствовали |
На |
На |
На 3 |
На 2 |
% Успеваемости |
% знаний |
Неуспевающие |
14 |
9 |
5 |
5 |
2 |
2 |
77 |
55 |
Больт Т. Черепанов |
Результаты:
Типичные
ошибки:
·
Безударный
гласный в корне слова, проверяемый ударением (смочил, протянул)
·
Непроверяемый
безударный гласный в корне слова (сахар)
·
Большая буква в именах собственных,
кличках животных, фамилиях(Сокол, Кузьма, Весёлкин)
·
Между однородными членами предложения при
письме ставится запятая (Мальчик улыбнулся, протянул
своему любимцу кусок хлеба.)
Выводы:
Ошибки в
контрольной работе показали, что необходимо:
1.Провести работу
над ошибками.
2. Провести
дополнительные занятия по следующим темам:
№ |
Тема |
ФИО |
1 |
Безударный гласный в корне слова, проверяемый |
Фатькина |
2 |
Непроверяемый безударный гласный в корне |
Полещук |
3 |
Имя |
Полякова |
4 |
Однородные |
Полещук |
3.Продолжить
работу со слабоуспевающими и слабомотивированными детьми.
Тип ошибки
Как отрабатывать ошибку
Образец
№ 1. Пропуск или замена буквы.
- Выписываю слово правильно.
- Читаю, что написал. Ставлю ударение.
- Подчёркиваю места, где были ошибки.
- Пишу ещё 2 раза.
Нужно, нужно, нужно
№ 2. Оформление предложения (начало предложения – с большой буквы, в конце – знак)
- Выписываю предложение правильно.
- Ставлю в конце нужный знак.
- Подчёркиваю заглавную букву в начале предложения и знак в конце.
Воздух чист и прозрачен .
Весна идёт!
№ 3. Заглавная буква в именах собственных
- Выписываю слово правильно.
- Подчёркиваю заглавную букву.
- Подбираю и записываю ещё 2 слова на эту орфограмму.
Маша, Всеволожск, Жучка
№ 4. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
- Выписываю слово правильно.
- Вспоминаю и пишу ещё 2 слова с этим сочетанием.
- Подчёркиваю сочетание.
часто, чайник, туча
№ 5. Словарные слова
- Смотрю в словарь!
- Пишу слово 3 раза правильно.
- Ставлю ударение.
- Подчёркиваю = букву, которую нужно запомнить.
облако, облако, облако
аллея, аллея, аллея
№ 6. Перенос слова
- Выделяю гласные, делю слово на слоги.
- Показываю все возможные способы переноса.
Машина, ма-шина, маши-на
Майка, май-ка
Альбом, аль-бом
№ 7. Мягкий знак – показатель мягкости согласных
а) пишем мягкий знак (ь)
б) !!! кроме сочетания чк, чт, чн, нч, щн, нщ, ст, сн, нт, зд, зн.
- Выписываю слово, подчёркиваю орфограмму.
- Подбираю и записываю ещё 2 слова на эту орфограмму.
а)Деньки, коньки, мальчик
б) Кончик, кисти, песня
№ 8. Разделительный Ь и Ъ знаки
- Выписываю слово правильно, отмечаю орфограмму.
- Подбираю и записываю ещё 2 слова на эту орфограмму.
Вьюга, варенье, ручьи
Въехал, подъезд, объявление
№ 9. Проверяемые безударные гласные в корне слова
- Выписываю слово с „окошком” (выбор букв) на месте безударной гласной
- Выделяю корень, ставлю ударение, ставлю тире.
- Подбираю и записываю проверочное слово, выделяю корень, ставлю ударение, подчёркиваю ударную гласную =.
- Записываю слово правильно, выделяю корень, ставлю ударение, подчёркиваю вставленную букву.
кр . сивый – краше –
красивый
м . л . дой – молод,
молоденький — молодой
№ 10. Проверяемые парные звонкие и глухие согласные
- Выписываю слово с „окошком” (выбор букв) на месте проверяемой согласной, ставлю тире.
- Подбираю и записываю проверочное слово, подчеркиваю парную согласную и гласную или сонорную согласную после неё =.
- Записываю слово правильно, подчёркиваю вставленную букву.
Ду . ки – дубы — дубки
№ 11.Проверяемые непроизносимые согласные
- Выписываю слово со значками звуков на месте непроизносимых согласных, ставлю тире.
- Подбираю и записываю проверочное слово, подчеркиваю сочетание =, ставлю тире.
- Записываю слово правильно, подчёркиваю сочетание.
Чуде[сн]ый – чудесен – чудесный
Окре[сн]ый – окрест — окрестный
№ 12.Удвоенные согласные (на стыке морфем)
- Выписываю слово правильно, разбираю его по составу.
- Подчёркиваю одинаковые согласные.
- Подбираю и записываю ещё два слова на эту орфограмму.
осенний, рассказал, длинный
№13. Суффиксы -ек-,
-ик-
- Изменяю слово по команде вопросов: нет кого? нет чего?. Выделяю орфограмму.
- Записываю слово правильно.
- Подбираю и записываю ещё два слова на эту орфограмму.
(нет кого?) сыночка – сыночек
(нет чего?) хвостика — хвостик
№ 14. Соединительная гласная в сложных словах
- Записываю слово правильно, выделяю корни, подчёркиваю соединительную гласную.
- Подбираю и записываю ещё два слова на эту орфограмму.
Пароход, самолёт, пылесос
№ 15. Слитное написание приставок и раздельное написание предлогов.
- Выписываю слово, определяю часть речи.
- Доказываю приставка это или предлог.
(До)ехать (гл.) — доехать
(до)города (сущ.) – до (какого? большого) города – до города
№ 16. Мягкий знак на конце слов после шипящих:
а) у имен сущ. ед.ч.;
б) у имён сущ. мн.ч.
в) у глаголов в Н.ф.
г) у глаголов 2 лица, ед. ч.
- Определяю часть речи.
- Доказываю, нужен мягкий знак или нет. Обозначаю орфограмму.
- Подбираю и записываю ещё два слова на эту орфограмму.
а) Врач? (им.сущ., м.р.) – врач
(Горячая) печ? (им.сущ., ж.р.) — печь
б) Много туч? (им.сущ., ж.р., мн.ч.) – туч .
в) Печ? пироги (гл.) – печь
г) Купиш? (гл., 2 л., ед. ч.) — купишь
№ 17. Безударное окончание имени существительного
- Выписываю словосочетание с падежным вопросом к существительному.
- Определяю число, склонение, падеж, пишу слово-помощник.
- Записываю слово правильно.
Жить (на чём?) на опушк . (ед.ч., 1 скл., П.п., на руке) – на опушке
№ 18. Безударное окончание имени прилагательного
- От главного слова задаю вопрос к прилагательному. По окончанию вопроса узнаю окончание прилагательного.
- Записываю слово правильно, обозначаю орфограмму.
- Подбираю и записываю ещё одно слово на эту орфограмму.
К лесу (какому?) дальнему
К лесу (какому?) сосновому
По дороге (какой?) просёлочной.
№ 19.Суффикс неопределённой формы в глаголах прошедшего времени
- Смотрю словарь, выписываю неопределённую форму глагола, выделяю суффикс.
- Пишу слово правильно, обозначаю орфограмму.
- Подбираю и записываю ещё два слова на эту орфограмму.
Лаять – лаял. видеть – видел, строить — строил
№ 20. -ться и -тся в глаголах
- Выписываю глагол с вопросом к нему.
- Подчёркиваю сочетание.
- Подбираю и записываю ещё два слова на эту орфограмму.
(что делать?)лечиться
(что делает?) лечится
№ 21. Не с глаголами
- Выписываю слово с не правильно.
- Указываю части речи.
- Подбираю и записываю ещё два слова на эту орфограмму.
Не выучил, не знаю, …
№ 22. Безударные личные окончания глаголов
- Ставлю глагол в неопределённую форму.
- Доказываю спряжение.
- Пишу слово с верным окончанием.
Списать (не на –ить, не искл., I спр.) – спишет
Строить (на –ить, не искл., II спр.) – строят
Смотреть (искл., II спр.) — смотришь
№ 23. Безударная гласная в суффиксе на конце наречий
- Выписываю наречие правильно.
- Выделяю приставку и суффикс.
- Подбираю и записываю ещё два слова на эту орфограмму.
Направо, снова, влево
№ 24. Однородные члены предложения
- Выписываю предложение.
- Обозначаю однородные члены и слово, от которого они зависят.
Луг пестрел красными, жёлтыми и синими цветами.
Солнце светило, но не грело.
№ 25. Сложное предложение
- Выписываю предложение.
- Обозначаю грамматические основы предложений.
Солнце ярко светило, побежали звонкие ручьи.
№ 26 з-б. Звуко-буквенный разбор
- Выполняю по памятке.
№ 27 с.с. Состав слова
- Выполняю по памятке.
№ 28 ч.р. Анализ слова как части речи
- Выполняю по памятке .
№ 29 пр. Характеристика (разбор) предложения
- Выполняю по памятке.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Тамтачетская средняя общеобразовательная школа
Доклад по теме:
Типичные ошибки на уроках русского языка и математики в начальной школе и пути их устранения.
Материал подготовил:
учитель начальных классов Сотскова Лариса Юрьевна
Введение.
Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов обучения в школе.
Письмо- это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.
Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
-
определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
-
соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
-
воспроизвести с помощью движений руки букву.
Письмо является важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последнее время неуклонно растет, которые допускают множество специфических ошибок при письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Да, эти дети зачастую рассеяны, нестарательны. Но основная причина плохой успеваемости в недоразвитии тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Многие зарубежные исследователи сходятся во мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций: недостаточной сформированности речи, речной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор исследователи отмечают у детей с нарушениями письма и чтения трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия.
Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Причины трудностей обучения письму.
Рассматривая различные виды нарушений письма в начальной школе и анализируя причины, их вызывающие, мы выделяем следующие “группы риска”, то есть группы детей, у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.
Одна из основных групп риска – более 30 % детей, имеющих трудности при обучении письму, а чаще письму и чтению вместе, — это ученики, имеющие в анамнезе (истории развития) патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года.
Еще одна “группа риска” — это дети ослабленные, часто болеющие. Как правило, это худенькие, бледные мальчики и девочки, физически недостаточно развитые, и, хотя уровень их интеллектуального развития может быть очень высок, начало обучения в школе, весь комплекс школьных нагрузок вызывают столь высокое напряжение, что возникают серьезные школьные проблемы.
Значительная часть школьников, у которых проявляются самые различные трудности при обучении, — это дети с различными неврологическими нарушениями. У многих из них были различного рода черепно-мозговые травмы, эти травмы редко проходят совсем без последствий, особенно если они единичны.
Большую группу составляют дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций. Причем это, конечно же, видно еще до школы. Например ребенок с задержкой в развитии моторных функций, по словам родителей, “не любит” рисовать, неохотно манипулируют мелкими деталями, играя с конструктором, и даже не умеют завязывать ” не настораживает родителей, и они не принимают никаких мер, чтобы еще до школы исправить положение.
Очень важно, чтобы родители еще до школы обратили внимание на тех малышей, у которых есть задержка речевого развития, если они занимались с логопедом или посещали логопедический сад. Особого внимания будут требовать медлительные и леворукие дети. Характер нарушений письма, отмечающихся у детей в каждой из вышеприведенных групп, имеет свои особенности.
Классификация дисграфических ошибок.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия.
-
Попуски гласных букв: всят- висят; комнта- комната.
-
Пропуски согласных букв: комата- комната; вей- всей;
-
Пропуски слогов и частей слова: стрки- стрелки;
-
Замена гласных: пище- пищу, сесен- сосен;
-
Замена согласных: тва-два, роча-роща.
-
Перестановка букв и слогов: онко- окно;
-
Недописывание букв и слогов: чере- через, на ветка- на ветках;
-
Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, сснег- снег;
-
Искажение слова: мальни- маленький, чайщик- чащи;
-
Слитное написание слов и их произвольное деление: д ва- два, в ся – вся;
-
Неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл землю. Белым ковром.- Снег покрыл землю белым ковром.
-
Нарушение смягчения согласных: болшой- большой, толко- только.
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи.
-
Нарушения согласования слов: с еловый ветки- с еловой ветки, появилось трава — появилась трава.
-
Нарушения управления: с ветка — с ветки. Умчались к чащу — умчались в чащу.
-
Замена слов по звуковому сходству.
-
Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, на бухли — набухли.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия.
-
замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
-
замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
-
замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
-
зеркальное написание букв: с, э, Ю;
-
пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии
-
безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;
-
правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;
-
обозначение смягчения согласных;
-
прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет, как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма.
В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.
Выделим следующие виды нарушений процесса письма:
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Причиной возникновения этого вида является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.
2. Акустическая дисграфия (на основе фонематического распознавания, дифференциации фонем)
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие(б-п, д-т, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).
3. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.
Причиной возникновения ее- затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:
-
Пропуски согласных;
-
Пропуски гласных;
-
Перестановка букв;
-
Добавления букв;
-
Пропуски, добавления, перестановки слогов;
-
Слитное написание предлогов с другими словами;
-
Раздельное написание приставки и корня.
4. Аграмматическая диграфия.
Причиной возникновения- недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
5. Оптическая дисграфия.
Причиной возникновения- несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, в-д, б-д, л-м, э-с и др.)
Определив вид нарушений процесса письма, можно наметить основные направления
(устной речи Работы с ребенком.
Основные принципы коррекционной работы.
Компенсация дефектных или незрелых функций обеспечивается совершенствованием деятельности всех анализаторов, участвующих в акте письма, с опорой на достаточно сформированные функции.
Принципы опережающего развития устной речи по отношению к письменной позволяет учащимся в разнообразных устных упражнениях закреплять слухо- произносительные, зрительно-слуховые и слухо-моторные связи, обеспечивающие полноценное развитие навыков письма, а также способствует обогащению лексико-грамматического строя речи младших школьников.
Эффективность коррекционной работы достигается с учетом обще дидактических принципов, а также многократностью и вариативностью упражнений в ходе преодоления дисграфии.
Учет психологических особенностей детей школьного возраста содействует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям. Эмоционально-речевой материал и игровые приемы создают благоприятные условия для преодоления нарушений письма.
1. Принцип комплексности. Дислексия и дисграфия не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому учитель при помощи логопеда должен охватывать весь комплекс речевых нарушений, чтения, письма).
2. Патогенетический принцип предполагает учет механизмов нарушений письма и чтения. Во многих случаях сходные симптомы нарушений чтения и письма обусловлены различными причинами. Так, замены букв на письме могут иметь в своей основе различные патологические механизмы: недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, не умение различать графически сходные буквы (при оптической дисграфии), несформированность слуховой дифференциации фонетически близких звуков(при акустической дисграфии). И, наконец, замены букв могут происходить из-за нарушений мнестических процессов, вследствии соотнесения и закрепления связи между зрительным образом буквы и акустическом образом звука. В каждом из этих случаев система работы будет различной, т.е. будет направлена на преодоление различных механизмов нарушения.
3. Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма. Нарушения чтения и письма различаются не только по своим механизмам, но и по симптоматике. Характер ошибок чтения и письма зависит также от этапа овладения этими навыками. Так, например, при овладении буквенными обозначениями звуков на аналитическом этапе формирования навыков чтения наиболее характерными ошибками являются замены звуков, нарушения слияния (побуквенное чтение).
4. Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути).
В основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Так, например, при недоразвитии слуховой дифференциации звуков речи формирование функциональной системы необходимо проводить с опорой на зрительные, кинестические анализаторы. В тех случаях, когда нарушенной является кинестическая дифференциация звуков, осуществляется опора на зрительный, слуховой анализаторы.
5. Принцип поэтапного формирования умственных действий.
Значимость поэтапного формирования умственных действий при коррекции чтения и письма обусловлено тем, что правильное чтение и письмо возможно лишь при сформированности многих операций во внутреннем плане (в частности, фонематического анализа, дифференциации фонем, соотношения звука с буквой).
6. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому).
Постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводиться с учетом психологических особенностей детей. Новые сложные задания дают на простом материале. И когда будет сформировано, автоматизировано то или иное умственное действие, можно переходить к его выполнению на более сложном речевом материале.
7. Принцип системности.
Эта система методов, направленная на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами коррекционной работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
8. Онтогенетический принцип.
Этот принцип предполагает учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.
Так, в работе по преодолению оптических нарушений чтения и письма необходимо учитывать этапы развития пространственного восприятия пространственных представлений в онтогенезе:
1) ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела;
2) ориентировка в пространстве;
3) определение пространственных отношений графических изображений и элементов букв.
При коррекции аграмматической дислексии и дисграфии необходимо иметь в виду последовательность овладения словоизменением и словообразованием, а также синтаксической структуры предложения.
При коррекции нарушения чтения и письма необходимо также учитывать общие дидактические принципы: доступности, сознательности, наглядности, индивидуального подхода.
Виды упражнений по устранению дисграфии
Дифференциация ы-и
1.Вставьте пропущенную букву ы или и . Запишите слова. Прочитайте их.
р…с, м…с, м…р, с…р, к…т, р…сь, б…т, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та, с…ро, с…ла, м…л…, в…л…, в…л…, л…с…, р…л…, п…л…, п…л…
2. Закончите слова, дописав букву ы или и.
ног…, стол…, книг…, мак…, сыр…, лом…, шар…, сан…, бус…, кур…, сол…, сор…
3. Закончи предложения словом, которое заканчивается на звук [ы]
В январе ударили сильные… В цирке выступают …
Папа принес… Мы засолили на зиму …
Дифференциация а-я
1.Вставьте буквы а-я
мо…, Зо…, Мил…, Миш…, зме…, рыб…, мор…, земл…, трав…., стран…, сем…, семена…, осок…, вым…, гор…
2. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву а или я.
У В…ли з…в…ли ром…шки. Ир…, Ан… и В…л… игр…ли в пр…тки. Ир… водил…, а В…л… и Ан… были р…дом. Н…д… и Д…ш… ед…т л…пшу. Кол… р…д, он поп…л в первый р…д.
3. Закончи предложение словом, которое начинается со звука [а]
Мама купила… (астры) Мы ехали в… (автобусе) В море плавала… (акула)
Саше купили … Ася ела … В вазе лежали ….
(апельсины)
Закончи предложения словом, которое начинается со звука [я].
С яблони упало У причала стояла Клубника – крупная сочное … небольшая … ароматная….
Дифференциация о-ë
-
Вставьте пропущенные буквы о-ë
тел…н…к, козл…н…к, ут…н…к, лис…н…к, ягн…н…к, щен…к,
жереб…н…к
2.Спишите предложения вставляя пропущенную букву о или ë
Л…ня прив…з в…з сена. Мы услыхали р…в б…ков. У т…ти П…ли есть т…лка Т…мка. Пч…лка делает мед. У Л …ши н…вые тап…чки.
Дифференциация у-ю
1. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю
Кат…ша кормит к…р. К…ры кл…ют зерна. Л… ша л…бит л…к. ….лю надела …бку. Л…ба и Л…ша г…ля…т. Я вста… рано …тром. Ил…ша рис…ет ваз… .
2. Измените слова по образцу. Подчеркните последнюю букву в измененном слове.
Образец: писать – пишу
писать-…, кричать-…, петь-…, лететь-…, спать-…, читать-…, вертеть…, качать-…, смотреть-…, пищать-…, трещать-…, говорить-…
3. Закончи предложения словом, которое начинается со звука [у].
Я увидел в зоопарке … Папа купил…
В пруду плавает… По траве ползёт…
Дифференциация з-с
-
Вставьте в слова пропущенные буквы.
…такан, …акон, …покойно, …ладкий, …лой, …абота, …лово, …доровье, …оловей, …а…лонка, …драв…твуй, …па…ибо, …анаве…ка, …о…нательный, …али…ать, …о…тавить, …а….тавить, …ано….а
2.Допишите недостающий слог с буквой з или с.
та…, ко…, ко…, ва…, у…, ро…, бу…, ро…, ва…
3.Вставьте пропущенную букву з или с.
Зима.
На…тупила …има. Были …ильные морозы. …ина в…яла …анки и пошла на горку. Она катала…ь на … анках с горки. За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я …ина моро…а.
4. Выпишите из текстов слова с буквами з. с.
Золотой луг
Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво. Это было очень красиво.
Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой , луг опять весь был золотой. Я стал наблюдать. К вечеру опять луг зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.
Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрываются и как луг становится опять золотым.
Дифференциация б-п
1.Вставьте пропущенные в словах буквы.
а) …ок, …ол, су…, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик,то…ор, о…ои
б) …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…елка,…о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …ро….олка, …о..итый, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка
2.Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.
Приблудный
Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.
Дифференциация д-т
1.Закончите слова, добавив слог да или та
бе… …бун горо… приро…
коф… …та воро… порося
во …кой боро… свобо…
ва… …ры гуся… добро…
ро… …ют утя… полно…
2.Вставьте в слова пропущенную букву д или т.
трак…ор, боро…а, с…рела, воро…а, гра…сник, заво…ной, ве…ка, ве…ро, пого…а, желу…и, моло…ок, о…еяло, ве…ер, капус…а, пар…а, у…очка, …е…ра…ь, …ож…ик, с…а…о, …ру…но
3.Составьте и запишите рассказ по опорным словам.
Дача, отдыхали, Дима, таскал, тяжелые ведра, вода, поливал, грядки, выросла, редиска, смородина, потрудился
Дифференциация в-ф
1.Вставьте в слова пропущенные буквы.
а) …лакон, …агон, …орота, …торой, …люс, ….орона, …оробей, …орма, …рукты, …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …ото, …орель, …етер, …ихрь, …ихор.
б) ци…ра, про…од, с…ерток, ке…ир, с…екла, сара…ан, ко…ер, ли…тер, сли…а, сли…очный, соло…ей, пер…ый, сал…етка.
в) …ежли…ый, …рукто…ый, …ор…ался, …иолето…ый, …ланели…ый, го…орли…ый, …ар…ор, …е…раль, …ести…аль, …отогра…ия, …а…ли, …ыдерги…ает
2.Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы
В классе показы…али учебный …ильм. Зимой надо откры…ать …рамугу,, …раря надела шар… и …арежки. У …анюши мехо…ая шубка. В походе нужны …онари и …ляжки. У …ити но…ая …уражка.
Дифференциация г-к
1. Прочитайте слова, запишите слоги с буквой г и к.
Голос, город, кот, кошка, кубик, кости, голубь, губы, гуси, кукла, груша, гитара, икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, речка, кеды, книга, Галя, Коля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, кино, гулять.
2. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.
а) У…ол, ва…он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …аль…а, …ал…а, с…аз…а, я…од…а, …олуб…а, за…ад…а, …ро…одил.
б) Сне…, кула…, творо…, пау…, ро… , столби…, замо…, дуршла…, пиджа…,дру… , каблу…, шлан…, гон…, гама…, зна… , остро…, рыно…, плу…, клубо…, лу… .
3. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.
а) горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная красивый, глубокий.
б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец.
4. Выпишите слова с буквами г , к.
Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.
Дифференциация ж-ш
1. Вставьте буквы ж-ш.
…уба, …ук, …ум, кра…а, …ивой, ви…ня, вра…да, ли…ний, булы…ник, умно…ение, ве…алка, пе…ка, сло…ение, дви…ение, дол…ен, ти…е, бли…е, творо…ники, …ирный, бума…ный, …поры, …палы, кры…овник, эта…ерка,
…а…ки, мо…е…ь, …ур…ал, …иве…ь, ле…и…ь, …тани…ки, …ари…ь, ма…е…ь, …ме…ь, …ур…ит.
2. К словам из первого столбика подберите подходящие слова из второго столбика.
а) послушная дружба
свежая Жанна
надежная каша
шерстяная крыша
железная одежда
рыжая кошка
б) книжный машинка
бумажный шкаф
швейная шлем
ближняя животное
домашнее школа
тяжелый мешок
в) Женя ржут
бабушка жужжит
лошади пишет
Маша вяжет
шмель дежурит
дедушка бежит
3.Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках.
Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить ) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем.
Дифференциация с — ш
1 Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.
а) веселый шоссе
ясное пастушок
сухое солнышко
интересное кошка
серая путешествие
б) высокая овес
синий башня
шерстяной шар
пушистый снег
сушённый шкаф
в) сосна спешит
Соня сохнет
мыши шумят
камыши осыпаются
листья шуршат
2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы с, ш.
Куку…ка ве…ело кукует. …а…а не…ет гру…и. Па…ту…ок …пе…ит домой. …е…тра …шила ….а…е руба…ку. Ма…а не…ет бабу…кину …умку. …а…е …тра…но. Он тру…и…ка. Как по…тели…ь, так и по…пи…ь. …тоит Анто…ка на одной ножке.
Дифференциация ч — ш
1. Закончите слово, дописав слоги
ча, ша (вспомните, как всегда пишется слог ча);
ка…, ту.., Ма…, ку…, кры…, встр…, Ми…, лап…, да…, на…, зада…, Па…, переда…, све.., поро…, отда…, сда…, уда…
2. Закончите слово, дописав слоги
чи, ши (вспомните, как всегда пишется слог ши);
но…, на…, мы…, да…, у…, ту…, гало…, кала…, зада…, малы,,,. встре…, ланды…, гра…, мол…, пи…, ды…, ни…
3. Закончите предложения подходящими по смыслу словосочетаниями. (Используя ранее отработанные словосочетания.)
Бабушка сварила …(какую? что? ) На грушевом дереве созрели …(какие? что?). У белой кошки было одно …(какое? что?). У малышки всегда …(какие? что?). В углу шуршит … (какая? что?). Наташа любит … (какой? что?)
4. Спишите предложения, вставляя пропущенные слова.
Письма опускают в почтовый… . Для дождливой погоды мама купила … . Надо отдать чужую … . мы собирали на огороде сочные … . Очень вкусен копченный … . В лесу раздавался птичий … . туристы вошли в чудесное… .
Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, лещ, щебет, ущелье.
5. Вставьте в слова пропущенные буквы
пи…а, све…а, ту…а, мо…ный, пло…адь, зада…а, по…ада, …ит, …естный , …еткий, …а…а . …и…е , …у…ка, …ено…ек . ве…и…ка, ру…и…а, то….иль…ик.
МАТЕМАТИКА
Введение
Основной целью обучения математике в начальной школе является формирование у младших школьников прочных вычислительных навыков, среди которых сложение и вычитание многозначных чисел. В программе по математике для начальной школы предъявляются следующие требования к умениям выпускника начальной школы: уметь выполнять письменные вычисления (сложения и вычитание многозначных чисел), проверку вычислений.
Изучение темы «Арифметические действия над многозначными числами» проводится в 4 кл. (1-4). Основными задачами учителя являются: обобщить и систематизировать знания учащихся о действиях сложения и вычитания, закрепить навыки устного сложения и вычитания, выработать осознанные и прочные навыки письменных вычислений.
Сложение и вычитание многозначных чисел изучаются одновременно, что создает лучшие условия для овладения знаниями, умениями и навыками, так как вопросы теории этих действий взаимосвязаны, а приемы вычислений сходны.
Подготовительную работу начинают еще при изучении нумерации многозначных чисел, повторяют письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел. Такая подготовительная работа создает возможность учащимся самостоятельно объяснить письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. При ознакомлении приемами многозначных чисел учащиеся решают такие примеры, где каждый последующий включает в себя предыдущий.
В настоящее время в начальной школе наряду с традиционной существует большое количество программ и учебников, авторами которых являются Аргинская И.И., Волкова С.И., Истомина Н.Б., Петерсон О.Г., Салмина Н.Г., Тарасов В.А. и др. Многие авторы значительно расширяют круг изучаемых в начальной школе, зачастую в ущерб основной цели — формирование у младших школьников прочных вычислительных навыков. Учебники часто распространяются не по заказу учителя или желанию родителей, а по требованию администрации, закупающей их. Опытный учитель, работая по новому (параллельному) учебнику пользуется своими старыми конспектами, а иногда ученики занимаются по двум учебникам: по «модному» — в классе, а по традиционному — дома.
Одной из причин такого устойчивого положения традиционных учебников Моро М.И., и др. является то, что изучение каждой темы идет последовательно, с большим количеством упражнений, к учебнику имеются ряд пособий для учителя и ученика и т.п.
Как показывает практика, изучение темы: «Сложение и вычитание многозначных чисел» по параллельным программам идет разрознено, зачастую ей не уделяется специально время и место, упражнений в учебниках не достаточно. Это приводит к неправильному формированию навыков письменного сложения и вычитания, которые являются необходимым условием формирования навыков письменного умножения и деления.
В результате чего возникают ошибки при выполнении арифметических действий над многозначными числами.
Типичные ошибки при выполнении арифметических действий над многозначными числами, пути их предупреждения и исправления
Характеристика вычислительных навыков
Одной из главных задач обучения младших школьников математике является формирование у них вычислительных навыков, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.
По мнению М.А. Бантовой вычислительный навык — это высокая степень овладения вычислительными приемами. Приобрести вычислительные навыки — значит для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.
Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью.
Правильность — ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т.е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.
Осознанность — ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Это для ученика своего рода доказательство правильности выбора операций. Осознанность проявляется в том, что ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать. Это, конечно, не значит, что ученик всегда должен объяснять решение каждого примера. Как буде показано далее, в процессе овладения навыком объяснение должно постепенно свертываться.
Рациональность — ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т.е. выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия. Разумеется, что это качество навыка может проявляться тогда, когда для данного случая существуют различные приемы нахождения результата, и ученик, используя различные знания, может сконструировать несколько приемов и выбрать более рациональный. Как видим, рациональность непосредственно связана с осознанностью навыка.
Обобщенность — ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т.е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи. Обобщенность так же, как и рациональность, теснейшем образом связана с осознанностью вычислительного навыка, поскольку общим для различных случаев вычисления будет прием, основа которого — одни и те же теоретические положения.
Автоматизм (свернутость) — ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций.
Прочность — ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.
Процесс овладения вычислительными навыками довольно сложен: сначала ученики должны усвоить тот или иной вычислительный прием, а затем в результате тренировки научиться достаточно быстро выполнять вычисления, а в отношении табличных случаев — запомнить результаты наизусть. К тому же в каждом концентре изучается довольно большое количество приемов, поэтому естественно, что не все ученики сразу усваивают их, часть допускают ошибки.
Заключение
Учебная деятельность младших школьников и психолого-педагогические особенности становятся ведущей. Это необычайно сложная деятельность становится ведущей, которой будет отдано много сил и времени жизни ребенка.
Значительная часть трудностей письма связана с недостатками фонетико-фонематического восприятия, которое очень осложняют и замедляют процесс звукобуквенного анализа, , а значит осложняют и замедляют процесс формирования письма.
Выделить причину трудностей может специалист-логопед, занятия по специфической коррекции этих трудностей- необходимое условие успешного формирования навыка письма. Однако не всегда родители и учитель могут получить квалифицированную помощь специалиста по этим вопросам. Поэтому надо самим вводить задания или их элементы на уроке.
Начиная самостоятельные занятия с детьми необходимо учесть следующее:
-
Работа потребует от вас напряжения и выдержки: ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будут чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьезно осложниться.
-
Занятия должны быть систематическими.
-
Начиная занятие, необходимо постоянно возвращаться к уже пройденному;
-
Упорно добиваться того, чтобы ребенок усвоил материал.
-
Не переходить к новому материалу, если не усвоено предыдущее правило.
-
Вести строгий контроль за тем, что ребенок уже усвоил и какие трудности испытывает.
-
Помимо работы над формированием фонематического восприятия проводить параллельно работу по общему развитию речи.
-
Занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны ребенку.
-
Не следует перегружать урок коррекционными заданиями.
Решения логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.
Специфика уроков математики обуславливается также особенностями усвоения детьми математического материала; абстрактный характер материала требует тщательного отбора наглядных средств, методов обучения, разнообразия видов деятельности учащихся в течении урока.
Учебник является основным средством обучения. Все другие средства разрабатываются в соответствии с учебником и используются во взаимосвязи с ним.
Тема нумерации многозначных чисел является пропедевтическим этапом сложения и вычитания многозначных чисел, а затем умножения и деления многозначных чисел. Знание основ десятичной системы исчисления, является необходимым условием для изучения алгоритма арифметических действий.
В результате изучения темы: «Сложение и вычитание многозначных чисел» дети знают конкретный смысл сложения и вычитания, умеют применять полученные знания при решении задач, овладели алгоритмом письменного сложения и вычитания.
Найди и исправь орфографические ошибки.
Время лесных малышей
Пришло теплое лето. На лисной опушки распускаюца колоколчики,
незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежные
лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У зверей взраслеет смена.
Мидвежата старше всех. Они радились еще холодной зимой в берлоги. Теперь
они послушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весело играют у
нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают
свои первые высотные прышки. В сумерках выходят на охоту колючии ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.
(По Н. Надеждиной)
Солнце
Выплыла из—за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы
заиграли в каждом цветке, в каждой травинки.
Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли
полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо
и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи.
Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над
лесом светит солнце.
Ежи
Унас под крыльцом живут ежы. По вечерам вся семья выходит гулять.
Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят.
Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер.
Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я
прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый
ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж
незахотел пакинуть мой дом.
Летнее утро
Я стою возле цветущива клеверного поля. Разноцветный ковёр его
переливаеца, меняет окраску. В самой дали сияет ослепителным блеском
залатая кайма.Взлетел жаворонок. Серый камочек в первых лучах солнца стал
золотым. Яркие искры заиграли вкаплях расы на цветах.Что за чудестные звуки
разлились по земле? Это подлетели пчёлы. Они зажужали над чяшей цветов.
Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрепучая музыка. Теперь всё поле поёт.
Все рады тёпламу летниму утру. Радосно и мне.