Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.
Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.
Иногда учитель, блестяще формирующий методическую ситуацию урока, разрушает свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и неточностями.
К сожалению, нередки случаи, когда уровень речевой культуры учителя недостаточен для успешной профессиональной деятельности.
Речевые ошибки, типичные для педагога:
- 1.Орфоэпические ошибки.
- Орфоэпическая правильность заключается в
соблюдении:-правил произношения и ударения,-интонационных норм.Ошибки в постановке ударения можно легко избежать,
обратившись к словарям. Примеры таких ошибок:«работа провЕдена», «заключить дОговор»,
«оформить опЁку», «обратитесь к катАлогу», «откройте жАлюзи», «облЕгчить
участь», «премИровать победителя», «опасная афЁра», «урок нАчался», «повтОрим
материал», «углУбленный курс», «Экспертный совет» и другие. - 2. Нарушения лексики. Лексические нормы речи-это правила употребления слов в речи, т.е. точность выбора слова соответственно смыслу высказывания и уместность применения его в общественном значении и общепринятых сочетаниях. Основные причины речевых ошибок:
- -Непонимание значения слова.
- -Нарушение лексической сочетаемости. Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо.
- -Многословие. Например, использование лишних слов (лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте); тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем; слова-паразиты, которые засоряют речь, особенно устную (это разнообразные частицы и отдельные слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания), плеонастические сочетания (плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов).
- -Лексическая неполнота высказывания. Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
- -Неуместное употребление лексики ограниченного употребления и стилистически маркированной лексики. Слова ограниченного употребления (диалектная, специальная и жаргонная лексика) должны быть сведены к минимуму, так как употребление их делает речь непонятной.
-Неправильное употребление многозначных слов, синонимов, антонимов
- Типичные нарушения лексики в речи педагога:
- «Спросить вопрос», «записать под запись», «поставить роспись»,
«отксерить вопросы», «распланировать планы», «повысить кругозор», «обложить
учебники», «Достаточно плохо ты
подготовился сегодня?»; плеонастические сочетания: «в мае
– месяце», «вступительная приамбула», «первый дебют», «крупные гиганты», «отступать
назад» и др. -
3.
Грамматические
ошибки, указывающие на незнание
морфологических и синтаксических норм. Например, «по окончанию школы»,
«согласно приказа», «в двухтысячноседьмом году» и др. - 4.
Словообразовательные
ошибки, когда деформируется значение слова, нарушаются такие
качества речи, как точность, чистота, ясность, выразительность. Учитель,
требующий «откомментировать ответ», «докончить таблицу», значительно обедняет
свою речь. -
В какой бы области знаний ни преподавал
педагог, он должен знать, что непременной составляющей его профессионализма
является речь – интегративный показатель общей культуры человека. Пренебрегая
языковой репутацией, считая культуру речи чем-то второстепенным, учитель автоматически
«переводит себя» в разряд некомпетентных людей, а значит, не владеющих в полной
мере своей профессией.
Типичные ошибки, встречающиеся в речи дошкольных педагогов.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.
Именно поэтому к речи педагогов предъявлены высокие требования, а проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок:
Орфоэпические;
Грамматические;
Семантические (лексические).
Орфоэпические ошибки – это нарушение произносительных норм устной речи (произносительные нормы устной речи изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия).
Грамматические ошибки – это нарушение правил использования грамматических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.
Ошибки проявляются:
— в употреблении рода имён существительных («французская шампунь» вместо «французский шампунь»; «красивая тюль» вместо «красивый тюль»; «большой мозоль» вместо «большая мозоль»);
— в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде
— в неправильном склонении числительных (« в двух тысячи пятом году» вместо «в две тысячи пятом году»);
— в неправильном употреблении рода числительных («в присутствии обоих девочек» вместо «обеих», но «обоих мальчиков»);
— в неправильном употреблении местоимений;
— в неправильном употреблении окончаний имён существительных во множественном числе
— в ошибочном употреблении различных форм глаголов («ложить» вместо «класть»; «ложи на стол» вместо «клади на стол»; «поклади» вместо «положи» — в данном случае глагол с корнем «лож» всегда должен употребляться только с приставкой: «положи, наложи, сложи», но «клади»!);
— в некорректном использовании форм глагола («сели за столы» вместо «сядьте за столы», «подошли ко мне» вместо «подойдите ко мне» — здесь, выражая просьбу, следует употреблять глагол в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени).
Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи.
Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания.
Эти ошибки проявляются:
— в неточном употреблении лексического значения слов;
— нарушение лексической сочетаемости;
— тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла («в мае месяце» вместо «в мае»; «строительство замерло на мёртвой точке» вместо «встало на мёртвой точке»; «информационное сообщение» вместо «сообщение» или «информация»).
Исходя из всего вышеперечисленного, к устной речи педагогов предъявляются следующие требования:
Правильность — соответствие речи языковым нормам. Чистое звукопроизношение, чёткая дикция. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, правила постановки ударения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) воспитатель способствует не только формированию произвольности выразительной речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учёт специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Владение навыками публичной речи: выступать с сообщением перед коллегами, организовывать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).
Филатова
Валентина Прокопьевна,
учитель
русского языка,
«Специальная
(коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат
№ 38II
вида»
г.
Новокузнецк
Педагогическая
лаборатория «Речевая культура педагога»
Цель
– анализ речевых и грамматических
ошибок, распространённых в речи учителя,
как основа овладения педагогом
нормативной, коммуникативной и этической
речью.
Речь
– это основное средство общения. Речь,
соответствующая нормам речевых практик
языка, облегчает и ускоряет процесс
общения, поэтому социальная
роль речевой культуры очень велика,
особенно в настоящее время в нашем
обществе, где устная речь стала средством
самого широкого общения на различных
собраниях, конференциях, форумах, а для
педагогов устная речь – это ещё и
средство обучения и воспитания
подрастающего поколения.
Выделяют
три аспекта речевой культуры:
нормативный,
коммуникативный и этический.
Рассмотрим,
как данные речевые практики раскрываются
в речи педагога.
Нормативный
аспект культуры
речи предполагает знание
и
применение в практике общения
норм литературного языка.
Профессия
педагога, несомненно, накладывает
отпечаток, в жизни мы невольно выявляем
ошибки, допущенные другими людьми, но
порой, к сожалению, не замечаем своих.
А ведь наша задача развивать
речь детей,
пополнять их словарный запас, независимо
от предмета, будь то математика или
физкультура. Речь учителя служит образцом,
который воспринимает ребенок, при этом,
зачастую, единственным образцом
литературной нормы и правильного
представления о речи вообще. Сказала
любимая уважаемая учительница «у меня
было день рождение» и тем самым либо
потеряла авторитет, либо её ученик так
и будет говорить всю жизнь, потому что
так сказал уважаемый педагог, и, значит,
это правильно.
О,
прелесть русской речи чистой!
О,
бедный мой язык родной,
Кто не глумился
над тобой –
Шпана, чиновники,
лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не
выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить,
нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуйствовать,
подклЮчить»
Ну, ладно б только
бюрократ,
Но педагог, но депутат
Но
дикторы с телеэкрана.
От сердца я
хочу воззвать
Ко
всем, кто сын России верной
Пора не
нАчать, а начАть
Язык наш очищать от
скверны
Друзья, следите за собой,
Когда
по-русски говорите
Ведь это наш язык
родной –
Его для внуков сохраните!
Известно,
что речь человека – это его визитная
карточка. По
тому, что и как мы говорим, о нас складывается
впечатление у
окружающих: у наших учеников, у коллег,
с которыми мы работаем, у родителей.
Поэтому грамотная речь и умение
контролировать ее – важнейший навык
любого современного человека. Существует
много средств и способов для того, чтобы
сделать речь выразительной, яркой,
правильной. Главное – это желание
работать над собой и не останавливаться
на достигнутом. Надо помнить, что
Всякое
настоящее образование добывается только
путем самообразования
Н.А. Рубакин
Сейчас
мы проведем небольшое тестирование на
предмет «Соблюдаю ли я нормы современного
языка?». На контроль взяты примеры из
речи педагогов, в которых чаще всего
допускаются
ошибки устной речи: лексические,
грамматические и орфоэпические.
Культура
речи. Тестирование
1.Запишите
числа словами
1)
В 2015 ___________________________________________ году мне
исполнится сорок лет.
2)Я
остался с 2757_____________________________ рублями.
2.Выберите
правильный ответ.
1)Я
а) одел
куртку
б)
надел
на
себя куртку.
2)Я
одел а)
пальто б) ребёнка.
3)
Поставьте свою а)
подпись б) роспись в
дневнике.
4)
Поставьте а)
оценки б) отметки в
журнале.
5)
На прилавке лежало много разных а)
чулок и носков б) чулков и носок.
6)
У меня а)
сломался лакированный туфель б) сломалась
лакированная туфля.
Написать а) рецензию о книге б) рецензию
на книгу в) отзыв о книге
г)
отзыв на книгу.
9)
Я а)
ложу б) кладу
книгу на стол.
10)
Я
учу а)обоих
б) обеих учениц.
11)*
Я люблю а)
чёрный кофе б) чёрное кофе.
12)*Друзья
пришли поздравить
а) брачующихся б) брачащихся.
Акцентологический
минимум
Досуг,
звонит, ходатайство, созыв, форзац,
каталог, одновременно , обеспечение,
феномен, взята, занята, похороны, на
похоронах, к деньгам, в стенах, уведомить,
жалюзи, по средам*, йогурт*, договор*
Итак,
как вы поняли, мы начали разговор о
нормах литературного языка. Языковая
норма едина и общеобязательна для всех
говорящих на данном языке.
Перед
нами стоит задача — рассмотреть наиболее
распространённые ошибки, которые
встречаются в устной речи педагога и
которые не являются нормой русского
литературного языка.
В
ходе работы вы будете иметь возможность
проверить свои ответы на все вопросы
теста.
Устные
нормы речи делятся на
лексические, грамматические и
орфоэпические.
В
лексике изучается слово и его
значение
Правила
употребления слов и словосочетаний в
точном соответствии с их значениями
называются лексическими
нормами русского
литературного языка.
Лексические
нормы регулируют употребление слов в
речи.
Нарушение лексических
норм ведет к двусмысленности
высказываний и серьезным речевым
ошибкам.
Самыми
распространёнными являются следующие.
Коротко остановимся на каждой из них.
-
Неумение
различать слова-паронимы.
Иногда
допускаем ошибки из-за неумения различать
слова, близкие по звучанию, но разные
по значению, то есть паронимы.
Роспись
и подпись.
Очевидно, многим из вас не раз приходилось
слышать подобные фразы «Прошу поставить
вашу роспись», «В ведомости не хватает
двух росписей» и т.п.
Во
всех эти фразах роспись употребляется
в значении «собственноручно написанная
фамилия», т.е. вместо литературного
подпись.
В
литературном языке существительное роспись имеет
3 значения: «инвентарь, письменный
перечень чего-нибудь» (роспись расходов
и доходов); «действие по глаголу расписать»
(т.е. запись в разные места или разрисовка
красками); «стенная живопись», например,
роспись стен и потолка, старинная роспись
и тому подобное.
надеть
на себя (пальто)
– одеть
кого — либо (ребенка);
Глаголы
одеть
и надеть
довольно четко различаются по употреблению:
одеть сочетается с одушевленным
существительным (одеть кого-нибудь), а
надеть сочетается только с неодушевленными
(надеть что-нибудь). Кроме того, глаголам
одеть и надеть соответствуют слова,
обозначающие противоположные действия
– антонимы. Глаголу одеть соответствует
антоним раздеть, а глаголу надеть –
снять (например, одеть ребенка – раздеть
ребенка, надеть костюм – снять костюм
и т.п.). По этим антонимичным парам
тоже можно запомнить правильное
употребление.
оплатить
что? (проезд, телефонные
переговоры) — заплатить за
что? (за проезд, за телефонные
переговоры);
Нередко
употребление сходно звучащих слов лежит
в основе каламбура и придает речи
юмористический оттенок; например афоризм
Э. Кроткова: Классиков нужно не
только почитать, но и почитывать.
-
Типичными
лексическими ошибками является
использование
в устной речи
жаргонных,
просторечных слов
таких, как
лох
(простак, глупый человек); крутой (модный,
деловой или жестокий, наглый); мобила
(мобильный телефон); тачка (такси); верняк
(верно, правильно).
-
Ещё
одной грубой лексической ошибкой
является употребление
в
речи слов-паразитов
“Слова-паразиты”
— это слова, не связанные с содержанием
речи.
Говорящий заполняет ими вынужденные
паузы: “ну”, “э-э”, “как бы”, “это
самое”, “так сказать,” « в общем» и т.
д. Такие слова нарушают сочетаемость
слов в предложении.
Послушайте,
к чему может привести их использование
в речи:
Увидал
раз гражданин,
Что
сарай пылает.
Он
звонит по “01”,
Срочно
сообщает:
“ Я
не знаю, как начать,
Но,
как говорится,
Вообщем,
значит, так сказать,
Страшное
творится.
Вообщем,
значит, стало быть,
Тут
такое дело…
-Можно
трубку положить:
Все
уже сгорело.
4.Одной
из самых
распространённых ошибок является
употребление слова в несвойственном
ему значении вследствие незнания
значения слова:
картина- репродукция, оценка-отметка.
В
дневник, в журнал мы ставим отметки
(знаки), НЕ оценки. Оценка – это мнение
о чём-либо.
Репродукция
— картина, рисунок, воспроизведенные
посредством печати.
Частотность
данного
типа ошибок проявляется и в том, что они
становятся основой для многих анекдотов,
например:
Анка
подходит к Петьке:
—
Я вчера на балу была. Такой фужер
произвела!
—
Дура, не фужер, а – фураж!
—
Сам дурак. Пойдём, у Василь Ивановича
спросим. – Подходят к Василию Ивановичу.
—
Слушай, Василь Иванович, как правильно
сказать – фужер или фураж?
—
Ребята, знаете: я в энтом деле не
копенгаген.
Лексические
нормы отражаются в толковых словарях,
словарях иностранных слов, терминологических
словарях и справочниках.
Далее
грамматические
нормы
Грамматические
нормы – это правила использования
форм разных частей речи, а также правила
построения предложения.
Грамматика
изучает части речи и предложения
Перед
вами перечень наиболее распространенных
грамматических ошибок.
Ошибки,
как вы видите, допускаются со всеми
частями речи.
Ошибки
в построении словосочетаний:
связаны
с рассогласованием главного и зависимого
слова.
Заведующий
(чем?) библиотекой (НЕ библиотеки),
рецензия
(на что?) на книгу (НЕ о книге),
отзыв
(о чём?) о книге (НЕ на книгу),
французский
шампунь (НЕ французская шампунь)
лакированная
туфля (НЕ лакированный туфель)
Наиболее
часто встречаются грамматические
ошибки, связанные с употреблением рода
имен существительных. Есть такие
существительные, род которых надо
запомнить. Надо знать, что шампунь –
это существительное мужского рода, а
мозоль, бандероль, туфля – женского.
Поэтому следует говорить: французский
шампунь, но большая мозоль, заказная
бандероль, лакированная туфля.
ошибки
в образовании форм существительного
очень
распространены. Это связано с тем, что
нет каких-либо определенных правил для
запоминания написаний окончаний
существительных
в
И.п. мн.ч.: директора,
доктора, профессора, НО инженеры,
бухгалтеры
и
в Р.п. мн. ч.:
мандаринов, томатов, апельсинов; НО
яблок;
брюк,
шорт, чулок,
НО носков,
гольфов, клипсов
ошибки
в образовании форм глагола (ложить,
ехай, ляжь)
Я
считаю самой ненавистной и презираемой
ошибкой употребление глагола «ложить»
Почему же половина жителей России
продолжают употреблять этот глагол?
Случилось так, что некоторые глаголы
образовали совершенный вид не с помощью
приставки, например: делать – сделать,
а самостоятельные слова. Например:
говорить – сказать, брать – взять,
класть – положить.
В фильме “Доживем
до понедельника” имел место эпизод,
посвященный культуре речи учителя.
Давайте его посмотрим.
Прошло
время, а проблема осталась.
Итак,
глагол класть употребляется
только без приставки, глаголы с
корнем -лож- – только с приставкой
(положить, выложить, переложить и
др.).
Некоторые
формы повелильного наклонения следует
запомнить: поезжай ( НО не ехай), ляг(НО
не ляжь);
Глаголы
победить,убедить,
пылесосить
не имеют формы 1лица ед.ч., их можно
заменить сочетаниями
одержу победу, смогу убедить.
Ошибки
в образовании форм числительных.
Во
всю идёт новое тысячелетие, а половина
населения как начала произносить: в
двухтысячи
первом,
так и в
двухтысячи тринадцатом продолжает
делать эту ошибку. Надо знать, что
составные
порядковые и количественные числительные
склоняются по-разному: 1.При
склонении составных
количественных числительных
изменяется каждое
слово:
Я остался с
(сколькими?)3679 тремя тысячами шестьюстами
семьюдесятью девятью рублями. (т.п).
2.
В
составных порядковых числительных
склоняется только последнее слово,
например:
В (каком?)2015 ___
в две тысячи пятнадцатом
году мне исполнится сорок лет. (Не в
двухтысячи пятнадцатом году)
3.Числительное оба (обоих,
обоим, обоими)
употребляется только с существительными
мужского рода (оба
брата, на обоих учеников), а
числительное обе
(обеих, обеим, обеими) –
только с существительными женского
рода (обе
сестры, к обеим ученицам).
Орфоэпические
нормы
Орфоэпические
нормы – это произносительные нормы
устной речи.
Важной
стороной орфоэпии является ударение,
то есть звуковое выделение одного из
слогов слова
Постановка
ударения часто бывает «лакмусовой
бумажкой»
уровня
речевой культуры человека
Почему
же русское ударение — самая сложная
область русского языка для усвоения.
Это объясняется тем, что русское ударение
характеризуется разноместностью и
подвижностью.
Разноместность
— это способность ударения падать на
любой слог русского слова: на первый —
фОрзац, на второй — досУг, на третий —
жалюзИ, на пятый–вероисповЕдание.
Тогда как во многих языках мира ударение
прикреплено к определенному слогу. Так,
в чешском языке ударение всегда падает
на первый слог, в польском – на
предпоследний, во французском – на
последний.
Подвижность
— это свойство ударения перемещаться с
одного слога на другой при изменении
одного и того же слова: пОхороны – на
похоронАх. Как установлено учёными,
большая часть слов русского языка (около
96%) отличается фиксированным ударением.
Однако оставшиеся 4% лексики с подвижным
ударением и являются наиболее
употребительными словами, составляющими
базисную, частотную лексику языка. Но
надо видеть в этом и большие плюсы.
Ударение помогает различать слова-омонимы
зА мок — замОк, и разные грамматические
формы одного и того же слова:
Учит-учИте.
Давайте
проверим акцентологический минимум.
ДосУг,
звонИт, ходАтайство, созЫв, фОрзац,
каталОг, одноврЕменно, обеспЕчение,
фенОмен, взятА, занятА, пОхороны, на
похоронАх, о деньгАх, в стенАх, увЕдомить,
жалюзИ , йОгурт-йогУрт*, договОр –
дОговор*, по срЕдам – по средАм*.
В
утешение тем, кто допустил ошибки, я
хочу привести откровения одного
известного писателя, Корнея Чуковского
«Когда
я приехал из Одессы в Петербург и впервые
выступил с докладом на литературном
вечере, я сделал девяносто два неправильных
ударения. Городецкий подсчитал и сказал
мне об этом. Я тотчас засел за словарь
и больше уже этого никогда не повторялось».
(
К. Чуковский)
Педагоги
не могут успешно кого-то учить, если в
это же время усердно не учатся сами.
Али
Апшерон
Самое
главное — это работать над собой. Словари
и справочники в данном случае — это наши
помощники
А
теперь о словах в тесте, помеченных
звёздочкой. Это слова, на которые
распространяются новые нормы современного
русского литературного языка.
Три
года назад вступил в силу приказ
Министерства образования и науки,
определяющий список словарей, грамматик
и справочников, содержащих нормы
современного русского литературного
языка. Отныне, например, пригласить на
«файф-о-клок», выпить «крепкого
кофе» и написать «чао» вместо
«пока» — норма
Статус официальных
авторитетов получили «Орфографический
словарь русского языка» Брониславы
Букчиной, Инны Сазоновой и Людмилы
Чельцовой, «Грамматический словарь
русского языка» под редакцией Андрея
Зализняка, «Словарь ударений русского
языка» Ирины Резниченко и «Большой
фразеологический словарь русского
языка» с комментарием Вероники
Телия.
Орфографический словарь под
редакцией Букчиной, в частности, признал,
что у слова «кофе» есть теперь не
только мужской, но и средний род.
«Интернет», согласно новым правилам,
необходимо писать с большой буквы, а
название боевого искусства — «карате»
вместо «каратэ». Поясняется, что
правильно писать и говорить «бра’чащиеся»,
а не «брачу’ющиеся».
Что касается
ударений, то теперь официально можно
говорить «догово’р» и «до’говор»,
«йо’гурт» и «йогу’рт», «по
сре’дам» и «по среда’м».
Языковые
нормы со временем меняются, и это
нормально. Словарь лишь фиксирует то,
как принято говорить в данную эпоху.
Так, к примеру, в 30-е годы говорили как
«мой» так и «моя» такси. Если
раньше слово «зал» было женского
рода («зала»), то теперь мужского.
И если сейчас всё больше людей говорят
«дОговор», или «крепкое кофе»,
то это входит в норму.
Источники:
-
Чернышев
В.И. Чистота и правильность русской
речи // Избранные труды. Т. 1. М.,: 1970. С. 41 -
Соколова
В.В. Культура речи
и культура общения. М.: Просвещение,
1995. С. 47 -
Бельчиков
Ю.А. Стилистика и
культура речи. М.: Изд-во УРАО, 2000. С.
104-105). -
Правилах
русской орфографии и пунктуации»
(М., 1956), -
«Справочник
по орфографии и пунктуации» Д.Э.
Розенталя, Москва, 2001 г.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Какие типичные ошибки чаще всего встречаются в речи родителей и педагогов в общении с маленькими детьми? Культура речи воспитателя и родителя.
Культура речи воспитателя и родителя. А Вы допускаете эти ошибки?
Есть такой анекдот: «Всем, кто говорит: «Зачем писать правильно, мы же не на уроке русского языка», желаю встретить хирурга, который будет их оперировать со словами: «А зачем аккуратно резать и зашивать? Мы же не на курсах кройки и шитья» :).
Поэтому вопрос, нужна ли хорошая речь в жизни, ответа не требует – она всегда нужна нам для решения самых насущных жизненных задач! Экология языка – это составляющая экологии культуры, и задача сохранения и воспитания речевой культуры у ребенка по значимости не менее важна, чем задача сохранения природы.
Для того чтобы речь малышей развивалась успешно, нужна развивающая речевая среда. Что это такое?
Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т.д. Но для маленького ребенка дошкольного возраста речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей и педагогов детского сада или детского центра. Подражая им, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов, но он также принимает и все ошибки!
Многие выдающиеся люди развили свои языковые способности и литературный дар под влиянием тех взрослых, с которыми они общались в детстве. Вспомним поэтическую речь Арины Родионовны – няни А.С. Пушкина. А литературные способности М. Горького? Они развились у писателя под воздействием бабушки. Они писал о бабушке: «Говорила она, как-то особенно напевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».
Культура речи взрослого, постоянно общающегося с ребенком, имеет две стороны (Г.О. Винокур): 1) правильная речь, т.е. речь без ошибок, 2) умелая и искусная речь – то есть уместное употребление фраз, или оптимальное использование языковых средств для решения своих жизненных задач.
Давайте проверим себя – не похожи ли мы на хирурга из анекдота, с которого началась наша статья. Правильно ли мы говорим с детьми?
Правило 1. В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной. Л.В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.
Вот что получается 🙂
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Нам часто кажется, что дети не обращают внимания на наши слова. Но это не так. Расскажу еще историю из жизни. В одной группе детского сада работала воспитательница, которая часто бормотала себе под нос слова: «так — сказал бедняк», думая, что дети не обращают на эту ее привычку никакого внимания. И дети, действительно, никак не реагировали на эту фразу. Однажды воспитательница заболела, и в группу утром зашла заведующая детским садом. «Так», – не успела сказать она, как дети дружно посмотрели на нее и хором громко и радостно произнесли знакомые им слова «сказал бедняк!». Заведующая не поняла сначала, с чем связана такая странная реакция детей. Но при следующем повторении ей слова «так» через несколько минут, все дети группы, узнав так хорошо им знакомые слова, снова радостно и дружно закричали: «Сказал бедняк!». Комментарии излишни :).
Правило 2. Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «рейтузы», «колготки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, ушанка, кепка, шлем, панама, шляпка, бейсболка и т.д.
Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать равносторонний треугольник с равнобедренным или ломаную линию с прямой линией или букву А с буквой Л, он учится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Чем отличается кепка от ушанки? Кепка может быть разного цвета, с разными козырьками, разного размера. Но это всё равно кепка. Чем же похожи друг на друга все кепки? Здесь надо отделить важные признаки всех кепок (чем кепки отличаются от панам или ушанок) от несущественных (форма, размер, декор могут быть разными у всех кепок, но всё же это кепки, а не береты!).
Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени. Такие обсуждения делаются «по пути» — при сборе на прогулку, подготовке к обеду и так далее.
Ребенок, который привык к точной речи взрослых, даже начнет Вас потом исправлять: «Мама!!!! Это не штаны: это рейтузы, а это брюки!» И это отлично!
Правило 3. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно –ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка , вилочка, карандашик и т.д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
Правило 4. Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям. Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!», «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. Представьте, что кто-нибудь скажет Вам в автобусе: «Так, встала и уступила место!» — что Вы почувствуете? То же чувствуют и дети, когда им говорят в такой манере. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку». Или: «Встань, пожалуйста, и иди умываться»
Правило 5. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.
Приведу пример часто встречающихся ошибок. Правильное ударение выделено заглавной буквой.
ЗвонИм (звонИт), баловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется, но бАловень), досУг, предложИть (предложЕние), красИвее, месяцАми (по месяцАм), ремЕнь, алфавИт, ворОта (к ворОтам, но в поэзии, песенка воротА), нет грибА, возьму дОску (дополнительный вариант – доскУ), давнИшний, задОлго, завИдно, яичница (произносится «яишница»), началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно нАчался), повторИт (неправильно – повтОрит), арбУз, кУхонный, мЕльком, партЕр, шофЁр (неправильно – шОфер).
Что еще нужно запомнить: как правильно говорить
- Пара чулок, пара сапог, пара гетр, пара носков, пара валенок,
- Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, помидоров, вафель (Не вафлей)
- Возьми из кухни (возьми с кухни – ошибка)
- Клади (неправильно – «ложь»)
- Ляг (неправильно – «ляжь»)
Правило 6. Не нужно употреблять в речи «мертвые» вопросы и фразы! Дорогие педагоги! Я всегда удивляюсь, когда слышу на занятиях с детьми этот вопрос (причем из года в год повторяющийся), и это классика ошибки воспитателя. Привожу пример типичного диалога: «Какое сейчас время года наступило?» — «Осень» — «Скажите полным ответом» — «Сейчас наступило время года осень».
Вы когда-нибудь сами так говорили в жизни: «Сейчас приду на постоянное место жительства в свой дом» или «Сегодня наступило день недели воскресенье»? Или «сегодня у нас на обед первое блюдо борщ в столовой посуде, а третье блюдо компот в чайной посуде» Нет? Так и детям так не нужно говорить! Зачем нужен полный ответ? Это всё равно, что ехать из Петербурга в Москву через Камчатку! 🙂
Если нужно, чтобы малыши стали делиться с Вами впечатлениями, так и спросить их надо по-человечески: «Какие признаки осени Вы увидели по дороге в детский сад» (или «Какие признаки осени вы видите за окном»)? Кто больше найдет признаков осени, кто у нас самый внимательный?» И Вы услышите столько развернутых живых ответов детей, сколько Вы никогда не получите «мёртвыми вопросами», которые убивают интерес к беседе у детей!
Правило 7. Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ, например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?». Вместо этого спрашивайте «Почему птицы улетают на юг осенью?». Не надо сомневаться в способностях ребенка!
Правило 8. Избегайте многословия. Вместо того, чтобы спросить: «Сейчас я задам тебе сложный вопрос, и мне интересно ответишь ли ты на него или не ответишь и как ответишь – почему люди придумали разный транспорт?» 🙂 спросите просто: «Как ты думаешь, зачем люди придумали так много разных видов транспорта?»
Правило 9. Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:
- сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит)
- затем вопросы, требующие размышления анализа
- в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.
Например, 1) какие ты знаешь виды транспорта – 2) зачем нужен транспорт людям? Зачем люди придумали так много разных видов транспорта: водный, воздушный, подземный, наземный? – 3) Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем? Если Вы сразу же зададите сложный, проблемный вопрос, то не сможете получить развернутый ответ от ребенка. Ему нужно «подойти» к высокой планке, «разогнавшись» на простых вопросах.
Желаю Вам успехов в воспитании и обучении Ваших малышей!
По этой теме приглашаю почитать статьи:
20 идей развития речи малышей для занятых мам: как развивать речь в повседневном общении без лишних затрат денег, времени и сил.
О том, какие игры помогут Вам предупредить или исправить ошибки в речи малышей, Вы узнаете из статьи «10 грамматических игр для предупреждения ошибок в речи малышей»
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
В школе две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.
Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач — и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.