Типичные ошибки в проведении урока


Учитель  – это центр притяжения урока и король классной комнаты. Этот авторитет необходимо поддерживать. Мы составили список из 10 ошибок, которых лучше избегать, даже если у вас не самый лучший рабочий день.

10 апреля 2018

У всех учителей есть плохие дни, все учителя совершают ошибки. Это свойство людей! Мы не железные и держать себя в постоянном напряжение не только невозможно, но и просто вредно. Тем не менее, учитель – это одна из самых ответственных должностей в мире, и держать себя в глазах детей на высоком уровне – ваша задача.

Мы подготовили список из 10 вещей, которые не стоит делать на уроке. Он поможет вам не наступать на грабли, проверенные многими учителями, а также вернуть урок в нужное русло, если что-то вышло из-под контроля.

10_выходить из себя.jpg

№ 1. Терять самообладание 

Потерять самообладание – это катастрофа. Кричать на класс (хотя, думаю, у каждого в памяти есть такой пример) – это катастрофа. Если бы мы отправились в Азию, где проявление сильных негативных эмоций – нонсенс, сорвавшегося учителя не ждало бы ничего хорошего. Да, у всех есть плохие дни, когда накопившаяся усталость дает о себе знать, а раздражение рвется наружу, но ваша задача – сохранить самообладание, бороться за него до последнего. Вы же не хотите, чтобы дети запомнили вас кричащим или плачущим? 

Так что, если вы чувствуете, что пар вот-вот начтет валить из ушей – на минуту выйдите из класса, абстрагируйтесь от ситуации или сосчитайте до ста. А дома посмотрите статью «Как успокоить нервы?» 

10_контроль.jpg

№ 2. Терять контроль

Одна вещь, которую вы никогда не получите обратно, если потеряете, – это контроль. Не позволяйте школьникам какого бы возраста они ни были брать урок под свой контроль или ходить по классу (если того не подразумевает программа). Если урок станет неуправляемым – он перестанет быть уроком. Да, иногда школьник может чрезмерно возбудиться – громко кричать или спорить. Помните: даже если его ответы верны, никакого поощрения последовать не должно. Вам необходимо вернуть отличившегося персонажа в рамки приличия.  Дети должны уважать вас. Если же вы слишком пассивны или не смогли установить границы, то в какой-то момент точно потеряете контроль. Есть очень простая стратегия, которая работает как с детьми, так и со взрослыми: договоритесь о знаках. Создайте сигнал, по которому класс будет понимать – действуют они или молчат. Некоторые популярные варианты: поднять руку, хлопнуть, махнуть рукой, призывая к тишине (куда лучше, чем кричать: «Ти-и-и-хо!»). Подобные сигналы работают благодаря эффекту домино: если им будут следовать несколько учеников, за ними повторят остальные.  

10_бумага.jpg

№ 3. Тонуть в кипах бумаги

Слишком много бумаги – заданий, тестов, наглядных пособий –  это не очень хорошая идея. Ученики должны принимать активное и вовлеченное участие в уроке. Вам нельзя держать их сидящими без дела, равно как и заставлять выполнять скучную работу – например, десятистраничное задание по грамматике. Традиционный и негативный формат советского урока, когда учитель в начале выдает: «Открываем 4 главу учебника, читаем и молча конспектируем до звонка» – это худшее, что может случиться с детьми и их мотивацией к учебе.  Используйте доску, взаимодействуйте с детьми и никогда не полагайтесь на бумагу, выполняя свою работу!

10_еда.jpg

№ 4. Обедать 

Коллеги, вы удивитесь, но как много учителей приносят в класс свой обед! Это просто не соответствует ни образу учителя, ни статусу. Угощать детей в начальных классах или выпить чашку кофе на первом уроке – еще допустимо (хотя я не советую), но достать плов в баночке, пока класс пишет контрольную, – это уже из серии какого-нибудь Ералаша.

10_прикипать.jpg

№ 5. Не прикипать эмоционально

В зависимости от обстоятельств, вы можете легко перейти на слишком эмоциональный уровень общения с вашими учениками. Я говорю про взаимопонимание и уровень «открытости». Да, это правда, что вы должны общаться с классом человечно, но будьте осторожны. Вы в первую очередь учитель, установите определенные границы, чтобы не слишком зацикливаться на проблемах учащихся. Вы можете помочь советом по личному делу, но во внеурочное время. Мне мои учителя очень помогали как с выбором профессии, так и с проблемами в подростковом возрасте, но делать это прямо в середине урока – нарушение личного пространства всего класса.

Эксперты Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд») советуют наставникам – взрослым людям, работающим с подростками, находящимся, например, в трудной жизненной ситуации, не «прикипать душой» к детям. Дело в том, что задача наставника и ваша как учителя – передать опыт, решить конкретную задачу, дать знания и навыки.

 Если вместо этого вы расчувствуетесь и будете смотреть на ситуацию не объективно, жалея ребенка, ничего хорошего из коммуникации не получится. Да, трудному подростку нужен рядом значимый взрослый, которого можно уважать, на кого можно будет опереться. Но опираются на твердую стену, отнюдь не на шатающуюся плакучую иву.

10_сидеть.jpg

№ 6. Все время сидеть 

Если вы один раз встали и прошли между вторым и третьим рядом – это не считается. Например, в той же Азии учитель должен стоять или ходить на протяжении всего урока. Я ни в коем случае не призываю к подобной практике. Просто стоит помнить: сидя слишком долго можно заработать профессиональную травму в виде болящих суставов или сосудов. Тем более, сидеть все 45 минут просто-напросто скучно и не позволяет вам взаимодействовать с классом. Физкультминутки хороши не только для учеников, они обязательны и для педагога

10_юмор.jpg

№ 7. Некорректно шутить 

Это очевидно, что учитель никогда не должен издеваться над коллегами или высмеивать студентов. Но, увы, иногда то, что кажется безобидной шуткой или комментарием, может очень сильно ранить ребенка или уронить чувство собственного достоинства. 

  
Использовать юмор в классе нужно и можно, но это самый настоящий талант.

Показывайте студентам как их старший наставник, что смеяться можно – в жизни без этого никак, расскажите забавную и поучающую историю, научите их смеяться над самими собой. Но будьте осторожны, чтобы ваши шутки или сарказм не были нацелены на конкретных учеников и вредили ситуации в классе.

10_опаздывать.jpg

№ 8. Опаздывать 

Опоздание – большая проблема всех школьников и студентов. Вам как учителю очень важно моделировать поведение, которое вы хотите получить в итоге, личным примером. Опаздывать редко или заскакивать в класс спустя 15 секунд после звонка – это не проблема. Задерживаться в классной комнате на минуту, забирая журнал и давая ученикам время собраться, – тоже не проблема. Но хроническое опоздание обязательно станет поводом для юных умов решить, что опоздание приемлемо и для них. Будьте пунктуальны, насколько возможно, и, опаздывая, обязательно приносите извинения студентам.

10_учебник.jpg

№ 9. Следовать только за учебником 

Учебник – это не истина в последней инстанции, это основа и помощь Вам как специалисту. Иногда учителя попадают в настоящую ловушку «обучаю всему только по учебнику». Это не только скучно и утомительно, это плохо для ваших детей. Школьники учатся, им необходима практика, взаимодействие и эксперименты. 

Если вы сосредоточитесь только на том, что диктует книга, не привлекая дополнительных материалов, – мотивация к образованию будет потеряна.

Да, учебник представляет собой руководство и может предложить вам идеи о порядке тем и структуры урока. Но, пожалуйста, убедитесь, что вы подключаете свой собственный талант к процессу. На уроках истории больше источников! На уроках литературы – больше книг и иллюстраций! На физике и химии – опытов и видео!

10_любимчики.jpg

№ 10. Выбирать любимчиков 

Это нормально, если у вас есть ваши любимые ученики, но только если вы не упрощаете им задачу и не поощряете так, как никого другого из класса. Просто убедитесь, что вы честны со всеми учениками вашего класса и уделяете каждому должное внимание и похвалу (детям она очень нужна, помните!). Если вы будете давать поблажки конкретным персонажам, это сорвет любую дисциплину и будет негативно влиять на динамику в классе. 

Советы начинающим педагогам. Анализ самых распространенных ошибок начинающего учителя

   Я хочу остановиться на педагогических ошибках, вопросах организации и проведения учебного занятия. Надеюсь, эта статья пригодится не только начинающим, но и опытным учителям.  Итак, каких ошибок следует избегать учителю на уроке?

Ошибка 1. Урок проходит без чётких учебный целей и задач

На уроке обязательно должна быть объявлена тема урока либо учителем, либо детьми. А также сформулированы дидактические задачи для ученика, а для учителя цель данного урока.

Ошибка 2 .  Монотонный урок. Когда весь урок выдержан в одном темпе. Когда ученики выполняют всего лишь одну учебную задачу. Если темп урока низкий, то ученики если не уснут, то потеряют всякий интерес к занятию. Если весь урок выдержан только в высоком темпе, — гарантирована быстрая утомляемость учеников.  Говорит только учитель, отсутствует диалог, обратная связь. В начальной школе нет уроков-лекций. Через каждые 10 миннут необходимо переключать внимание детей на другие задания. Задания должны быть разнообразными.

Ошибка 3. Учитель ведёт урок по бумажке или планшету.

Учитель не держит в голове план урока. Плохо владеет содержанием. Постоянно заглядывает в план-конспект. Даже ходит по классу со своей тетрадью или очень модными в последнее время планшетами для бумаг или даже с электронными планшетами. Читает содержимое слайдов. Ученики теряют доверие к такому учителю. Диалог с учениками становится натянутым и отрывочным. Слабеет обратная связь с классом.

Ошибка 4. Когда вы задаёте вопрос классу и тут же даёте высказаться детям, сразу поднявшим руки.

Ученики по своему темпераменту, по способностям запоминания довольно разные. Дайте возможность ученикам сначала подумать. Тогда и поднятых рук будет больше, и ответы учеников глубже.

Ошибка 5. Когда урок превращается в мультимедийное шоу

Мультимедиа всегда носит вспомогательный характер. Не нужно становиться заложником красивых слайдов и впечатляющих обучающих видеороликов. Есть нормы использования на уроке проектора, не более 15 минут. Это может быть в начале урока, в середине или в конце.

Ошибка 6. За урок не поставлено ни одной отметки. Урок нужно продумать так, что за урок можно было поставить 5-6 отметок (это минимум) . Для этого используем разные формы опроса: индивидуальные карточки, тесты, ответы у доски, оценивание ученика при работе в группах.  Я за сегодняшний урок поставила  13 отметок.

Ошибка 7. Жёсткая привязанность к сценарию, план-конспекту

Необходимо уметь перестроить урок при изменившихся обстоятельствах. Например,  нет электричества, а у вас главным на уроке является мультимедийное сопровождение или Вы пришли в класс, где проектор не включается или завис компьютер. Урок продумать надо так, чтоб его можно было провести и без проектора и компьютера.

Ошибка 8. Ученики работают в группах без четких инструкций и заданий.

Учитель разбил класс на группы, в которых ученики не знают своих задач и обязанностей. Задания в группах составлются с учетом включения каждого ученика в группе (т. е. вопросов должно быть для каждого ученика)

Ошибка 9. Учитель не знает, усвоили ли учебный материал ученики после проведенного урока.

По ходу урока учитель так и не выяснил, понятен ли был новый учебный материал, понятно ли вообще, о чём идёт речь на уроке.  Для этого необходимо проводить задания по усвоению темы. Самый удобный способ-это небольшой тест на первичное закрепление.

Типичные ошибки при проведении уроков

 Нам представляется, что на современном уроке недопустимо:

  • забывать об уровневой дифференциации образовательного процесса, о детях с низкой мотивацией к учению;
  • задавать учащимся непродуманные вопросы. Необходимо тщательно готовить их к уроку, формулировать вопросы в форме побуждения к выводам, анализу. Следует спрашивать учащихся не «что?» и «как?», а  — «подумайте», «найдите», «сравните», «сделайте вывод». Вопрос должен пробуждать мышление учащегося, а не только память;
  • недопустимо искусственно вносить в содержание урока воспитательные декларации и цели. Воспитательный потенциал урока закладывается не абстрактными беседами, а его содержанием и культурой организации общения и деятельности;

  • не рекомендуется на уроке напрашиваться на комплиментарный ответ на вопрос: «Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?» Учитель должен в ходе рефлексии выявить уровень усвоения учебного материала, узнать, что непонятно, что мешало достичь результата, осмыслить вместе с детьми выполнение задач урока;
  • нецелесообразно увлекаться формами психологической рефлексии для создания эффекта урока, демонстрации рефлексивных умений и форм. Следует создавать комфортный микроклимат урока, работать на уроке вместе с учеником, а не над ним;
  • оставлять учащихся после звонка с урока: не справились с объемом – значит, плохо спланировали содержание и методы освоения его содержания;
  • оставлять учащихся пассивными слушателями, надо помнить: «Учение есть деятельность»;
  • допускать фактологические ошибки в содержании изучаемой темы, речевые ошибки учителя, невнятность в изложении, заигрывание с учащимися;
  • при самоанализе эффективности урока учителю недопустимо сетовать на неумения учащихся, якобы их испуг и т.п. Ответственность за все, что не получилось, лежит на учителе. В ходе самоанализа необходимо оценить соответствие содержания урока поставленным задачам, деятельности учителя и учащихся, соответствие планируемым результатам урока.

Чтобы Ваш урок соответствовал своему назначению, нельзя:

  • в ходе его проведения ставить перед учащимися педагогически задачи учителя. Следует различать задачи деятельности учителя и задачи деятельности учащихся на уроке. Надо помнить, что грамотно (диагностически) поставленная цель урока обусловливает достижение результата;
  • нельзя проектировать модель урока в общем, она должна отражать конкретную тему конкретного в системе изучаемого материала урока (первого, второго и др.), предметное содержание;
  •  нельзя путать типы уроков, путать в технологических картах методы, приемы обучения. Следует повторить и различать классификацию методов обучения, принципы, приемы, формы обучения;
  • нельзя допускать перегрузку урока калейдоскопичным второстепенным материалом, нерациональными формами работы. Следует выделять и структурировать в ходе урока главное в изучаемой теме; добиваться усвоения темы на уроке;
  • нельзя игнорировать санитарно-гигиенические требования к уроку. Здоровьесберегающий подход – это не 3 минуты физкультурной паузы. Сами физкультурные паузы также должны быть уместны по времени и содержанию деятельности детей;

  • нельзя забывать проверять выполнение своих заданий на уроке и к уроку. Необходимо обдумывать формы контроля, в том числе использовать инновационные формы и методы обучения;
  • нельзя оставлять без внимания процесс и результат самостоятельной учебной деятельности ребенка на уроке. При организации самостоятельной учебной деятельности следует особенно внимательно поддерживать детей с низкой мотивацией к учению,  а также одаренных и способных учащихся;
  • нельзя не оценивать учебную деятельность, успешные ответы детей. Надо стимулировать проявления критического мышления, креативности, самостоятельности, успешности учения учащихся отметкой и вербально, поощрительным словом с оценкой успешности его продвижения в учебном материале.

    Успешность учения учащихся напрямую сопряжена с умением учителя организовать учебную деятельность. Арсенал педагогических приемов достаточно велик и известен. В некоторых случаях даже наблюдается определенный перекос в формах в ущерб предметному содержанию.

   Вместе с тем еще раз подчеркнем, что качество обучения учащихся в первую очередь обеспечивается профессионализмом и личностной позицией учителя, что общеизвестно. Однако содержание и система внутришкольного контроля также имеют немаловажное значение. В этой системе должна быть главной целью эффективность каждого урока.

   В завершение сказанному, напомним, что школьный звонок не устает звать нас к уроку. Пытливый детский ум, ясные взгляды, отражающие готовность к неизведанному, — все это прекрасные и трудные учительские будни, труд, «полный активности и мысли». Это – современный урок. 

Автор материала:  Маслов И.С.

Типичные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении  открытого урока ПУНКТЫ ОБСУЖДЕНИЯ: Планирование учебной деятельности Выбор технологии, методов, приёмов и форм обучения Формирование ПК, ОК, УУД Выполнение дидактических принципов обучения Нормирование учебного времени Использование ТСО, дидактического материала Результативность занятия Поведение студентов и преподавателя

Типичные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении открытого урока

ПУНКТЫ ОБСУЖДЕНИЯ:

  • Планирование учебной деятельности
  • Выбор технологии, методов, приёмов и форм обучения
  • Формирование ПК, ОК, УУД
  • Выполнение дидактических принципов обучения
  • Нормирование учебного времени
  • Использование ТСО, дидактического материала
  • Результативность занятия
  • Поведение студентов и преподавателя

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИИ Учитывать характер преподаваемой дисциплины при разработке ТК. ТК должна отражать все основные этапы урока + комментарии ОШИБКИ Структура ТК урока не соответствует положению преподаваемой дисциплины в учебном цикле (ОДБ/ОГСЭ/ПМ). В ТК не отражены этапы урока с необходимыми методическими пояснениями.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Учитывать характер преподаваемой дисциплины при разработке ТК.
  • ТК должна отражать все основные этапы урока + комментарии

ОШИБКИ

  • Структура ТК урока не соответствует положению преподаваемой дисциплины в учебном цикле (ОДБ/ОГСЭ/ПМ).
  • В ТК не отражены этапы урока с необходимыми методическими пояснениями.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИИ Продумывать цели и задачи урока в соответствии с единой методической целью. Ставить достижимые цели и задачи для данного урока. ОШИБКИ Некорректные формулировки целей и задач урока. Отсутствие единой методической цели. Поставленные цели и задачи заведомо недостижимы.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Продумывать цели и задачи урока в соответствии с единой методической целью.
  • Ставить достижимые цели и задачи для данного урока.

ОШИБКИ

  • Некорректные формулировки целей и задач урока. Отсутствие единой методической цели.
  • Поставленные цели и задачи заведомо недостижимы.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИИ Выбирать тип урока, ориентируясь на методическую цель. Подбирать технологию, формы и методы обучения в соответствии с типом урока. ОШИБКИ Неверное определение типа урока. Выбранная методическая технология, методы и формы обучения не подходят для выбранного типа урока.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Выбирать тип урока, ориентируясь на методическую цель.
  • Подбирать технологию, формы и методы обучения в соответствии с типом урока.

ОШИБКИ

  • Неверное определение типа урока.
  • Выбранная методическая технология, методы и формы обучения не подходят для выбранного типа урока.

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Указано слишком большое количество методов, приёмов и форм обучения, которые невозможно реализовать за один урок. Некорректный подбор методов, приёмов и форм обучения. Учитывать возможность реализации методов, приёмов и форм обучения в рамках одного урока. Учитывать целесообразность методов, приёмов и форм обучения для выбранного типа урока.

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Указано слишком большое количество методов, приёмов и форм обучения, которые невозможно реализовать за один урок.
  • Некорректный подбор методов, приёмов и форм обучения.
  • Учитывать возможность реализации методов, приёмов и форм обучения в рамках одного урока.
  • Учитывать целесообразность методов, приёмов и форм обучения для выбранного типа урока.

ФОРМИРОВАНИЕ ПК, ОК, УУД ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Попытка формировать ПК или ОК в рамках дисциплины общеобразовательного цикла. Указание на формирование всех ОК или ПК по дисциплине в рамках одного урока. Отсутствие формируемых УУД в ТК для дисциплин общеобразовательного цикла. Учитывать характер дисциплины при проектировании урока. Учитывать возможность формирования ОК и ПК в рамках одного урока. Проектирование урока в соответствии с ФГОС ООО.

ФОРМИРОВАНИЕ ПК, ОК, УУД

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Попытка формировать ПК или ОК в рамках дисциплины общеобразовательного цикла.
  • Указание на формирование всех ОК или ПК по дисциплине в рамках одного урока.
  • Отсутствие формируемых УУД в ТК для дисциплин общеобразовательного цикла.
  • Учитывать характер дисциплины при проектировании урока.
  • Учитывать возможность формирования ОК и ПК в рамках одного урока.
  • Проектирование урока в соответствии с ФГОС ООО.

ВЫПОЛНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Некорректная постановка проблемы урока. Слабое отражение межпредметных связей либо их отсутствие. Нарушение логичности изложения материала. Продумывать суть проблемы урока и способ её подачи на уроке. Учитывать наличие возможных междисциплинарных связей. Продумывать этапы подачи материала урока.

ВЫПОЛНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Некорректная постановка проблемы урока.
  • Слабое отражение межпредметных связей либо их отсутствие.
  • Нарушение логичности изложения материала.
  • Продумывать суть проблемы урока и способ её подачи на уроке.
  • Учитывать наличие возможных междисциплинарных связей.
  • Продумывать этапы подачи материала урока.

НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ «Затянутость» или «размытость» начала урока. Отсутствие поэтапного или заключительного подведения итогов урока. Превышение объёма учебной информации. Учитывать факт, что от организации начала урока зависит и ход всего занятия. Акцентировать внимание студентов на достижении промежуточных результатов. Продумывать объём материала урока.

НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • «Затянутость» или «размытость» начала урока.
  • Отсутствие поэтапного или заключительного подведения итогов урока.
  • Превышение объёма учебной информации.
  • Учитывать факт, что от организации начала урока зависит и ход всего занятия.
  • Акцентировать внимание студентов на достижении промежуточных результатов.
  • Продумывать объём материала урока.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТСО, ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Слишком большой или недостаточный объём дидактического материала. Неуместное или некорректное использование ТСО. Планировать только необходимый объём  дидактического материала. Продумывать содержание и необходимость использования ТСО на уроке.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТСО, ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Слишком большой или недостаточный объём дидактического материала.
  • Неуместное или некорректное использование ТСО.
  • Планировать только необходимый объём дидактического материала.
  • Продумывать содержание и необходимость использования ТСО на уроке.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЯ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Недостаточная мотивация студентов либо её отсутствие. Эффективность результатов слабо выражена либо отсутствует возможность её фиксации. Продумывать разные способы мотивации на разных этапах урока. Продумать способы фиксации результатов для демонстрации уровня эффективности всего урока в целом.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЯ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Недостаточная мотивация студентов либо её отсутствие.
  • Эффективность результатов слабо выражена либо отсутствует возможность её фиксации.
  • Продумывать разные способы мотивации на разных этапах урока.
  • Продумать способы фиксации результатов для демонстрации уровня эффективности всего урока в целом.

ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Деятельность преподавателя на уроке преобладает. Преподаватель не координирует свои действия с действиями студентов. Чрезмерная опека и помощь преподавателя. Стараться больше организовывать деятельность студентов. Следить, чтобы этапы работы студентов совпадали с теми, на которых находится преподаватель. Больше ориентировать студентов на самостоятельное достижение результатов.

ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Деятельность преподавателя на уроке преобладает.
  • Преподаватель не координирует свои действия с действиями студентов.
  • Чрезмерная опека и помощь преподавателя.
  • Стараться больше организовывать деятельность студентов.
  • Следить, чтобы этапы работы студентов совпадали с теми, на которых находится преподаватель.
  • Больше ориентировать студентов на самостоятельное достижение результатов.

ОШИБКИ – ЭТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО ВЫ ПЫТАЛИСЬ …

ОШИБКИ – ЭТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО ВЫ ПЫТАЛИСЬ …

8
ОШИБОК ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УРОКА

Извлекай
пользу из каждой ошибки. 

(Людвиг
Витгенштейн)

    
Очень часто мы – учителя – сталкиваемся с такой проблемой как критика со
стороны наших более опытных коллег, которые, обсуждая проведенный нами  урок,
подмечают недочеты и открыто говорят об этом. Мы, конечно, понимаем, что не
может все пройти гладко, но критика всегда задевает в душе струну самолюбия,
которая затем отдается обидой (мы же тщательно готовились к данному
мероприятию), непониманием (что же мы сделали не так) и многими другими
чувствами, которые отнюдь не повышают самооценку. Наоборот, критика  является
теми граблями, наступая на которые, мы больно ушибаемся, опускаем руки и очень
часто теряем мотивацию к повышению профессионального уровня.

    
На что же нужно обратить внимание при планировании урока, чтобы, если и
услышать критику в свой адрес, то только по поводу того, что Ваш урок уже
закончен, а как хотелось бы еще раз встретиться  и перенять профессионализм, вдохновиться
творческим подходом и новизной используемых методов.

    
Для учителя планирование урока настолько же важно, как и сами методические
материалы, а, возможно, даже важнее.

    
Представьте, что учебник это автобус, на котором Вы с Вашим классом отправитесь
в путешествие под названием «Как научиться говорить по-английски». План урока –
это дорожная карта, которая поможет Вам проложить маршрут из пункта А в пункт
Б, где пункт А – это нулевая точка (отсутствие знаний), а пункт Б – это та
цель, к которой нужно стремиться (знание языка).

    
В любом путешествии есть вероятность того, что что-то пойдет не так. И, если Вы
отправитесь в путешествие с неправильной картой, Вы обязательно попадете в
беду.

    
Давайте рассмотрим некоторые ошибки при планировании, которые могут вызвать
отклонение от намеченного курса.

Взрыв: 8 точек: Отсутствие структуры урока

Типичные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении открытого урока

ПУНКТЫ ОБСУЖДЕНИЯ:

  • Планирование учебной деятельности
  • Выбор технологии, методов, приёмов и форм обучения
  • Формирование ПК, ОК, УУД
  • Выполнение дидактических принципов обучения
  • Нормирование учебного времени
  • Использование ТСО, дидактического материала
  • Результативность занятия
  • Поведение студентов и преподавателя

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИИ Учитывать характер преподаваемой дисциплины при разработке ТК. ТК должна отражать все основные этапы урока + комментарии ОШИБКИ Структура ТК урока не соответствует положению преподаваемой дисциплины в учебном цикле (ОДБ/ОГСЭ/ПМ). В ТК не отражены этапы урока с необходимыми методическими пояснениями.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Учитывать характер преподаваемой дисциплины при разработке ТК.
  • ТК должна отражать все основные этапы урока + комментарии

ОШИБКИ

  • Структура ТК урока не соответствует положению преподаваемой дисциплины в учебном цикле (ОДБ/ОГСЭ/ПМ).
  • В ТК не отражены этапы урока с необходимыми методическими пояснениями.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИИ Продумывать цели и задачи урока в соответствии с единой методической целью. Ставить достижимые цели и задачи для данного урока. ОШИБКИ Некорректные формулировки целей и задач урока. Отсутствие единой методической цели. Поставленные цели и задачи заведомо недостижимы.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Продумывать цели и задачи урока в соответствии с единой методической целью.
  • Ставить достижимые цели и задачи для данного урока.

ОШИБКИ

  • Некорректные формулировки целей и задач урока. Отсутствие единой методической цели.
  • Поставленные цели и задачи заведомо недостижимы.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИИ Выбирать тип урока, ориентируясь на методическую цель. Подбирать технологию, формы и методы обучения в соответствии с типом урока. ОШИБКИ Неверное определение типа урока. Выбранная методическая технология, методы и формы обучения не подходят для выбранного типа урока.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Выбирать тип урока, ориентируясь на методическую цель.
  • Подбирать технологию, формы и методы обучения в соответствии с типом урока.

ОШИБКИ

  • Неверное определение типа урока.
  • Выбранная методическая технология, методы и формы обучения не подходят для выбранного типа урока.

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Указано слишком большое количество методов, приёмов и форм обучения, которые невозможно реализовать за один урок. Некорректный подбор методов, приёмов и форм обучения. Учитывать возможность реализации методов, приёмов и форм обучения в рамках одного урока. Учитывать целесообразность методов, приёмов и форм обучения для выбранного типа урока.

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Указано слишком большое количество методов, приёмов и форм обучения, которые невозможно реализовать за один урок.
  • Некорректный подбор методов, приёмов и форм обучения.
  • Учитывать возможность реализации методов, приёмов и форм обучения в рамках одного урока.
  • Учитывать целесообразность методов, приёмов и форм обучения для выбранного типа урока.

ФОРМИРОВАНИЕ ПК, ОК, УУД ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Попытка формировать ПК или ОК в рамках дисциплины общеобразовательного цикла. Указание на формирование всех ОК или ПК по дисциплине в рамках одного урока. Отсутствие формируемых УУД в ТК для дисциплин общеобразовательного цикла. Учитывать характер дисциплины при проектировании урока. Учитывать возможность формирования ОК и ПК в рамках одного урока. Проектирование урока в соответствии с ФГОС ООО.

ФОРМИРОВАНИЕ ПК, ОК, УУД

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Попытка формировать ПК или ОК в рамках дисциплины общеобразовательного цикла.
  • Указание на формирование всех ОК или ПК по дисциплине в рамках одного урока.
  • Отсутствие формируемых УУД в ТК для дисциплин общеобразовательного цикла.
  • Учитывать характер дисциплины при проектировании урока.
  • Учитывать возможность формирования ОК и ПК в рамках одного урока.
  • Проектирование урока в соответствии с ФГОС ООО.

ВЫПОЛНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Некорректная постановка проблемы урока. Слабое отражение межпредметных связей либо их отсутствие. Нарушение логичности изложения материала. Продумывать суть проблемы урока и способ её подачи на уроке. Учитывать наличие возможных междисциплинарных связей. Продумывать этапы подачи материала урока.

ВЫПОЛНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Некорректная постановка проблемы урока.
  • Слабое отражение межпредметных связей либо их отсутствие.
  • Нарушение логичности изложения материала.
  • Продумывать суть проблемы урока и способ её подачи на уроке.
  • Учитывать наличие возможных междисциплинарных связей.
  • Продумывать этапы подачи материала урока.

НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ «Затянутость» или «размытость» начала урока. Отсутствие поэтапного или заключительного подведения итогов урока. Превышение объёма учебной информации. Учитывать факт, что от организации начала урока зависит и ход всего занятия. Акцентировать внимание студентов на достижении промежуточных результатов. Продумывать объём материала урока.

НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • «Затянутость» или «размытость» начала урока.
  • Отсутствие поэтапного или заключительного подведения итогов урока.
  • Превышение объёма учебной информации.
  • Учитывать факт, что от организации начала урока зависит и ход всего занятия.
  • Акцентировать внимание студентов на достижении промежуточных результатов.
  • Продумывать объём материала урока.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТСО, ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Слишком большой или недостаточный объём дидактического материала. Неуместное или некорректное использование ТСО. Планировать только необходимый объём  дидактического материала. Продумывать содержание и необходимость использования ТСО на уроке.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТСО, ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Слишком большой или недостаточный объём дидактического материала.
  • Неуместное или некорректное использование ТСО.
  • Планировать только необходимый объём дидактического материала.
  • Продумывать содержание и необходимость использования ТСО на уроке.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЯ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Недостаточная мотивация студентов либо её отсутствие. Эффективность результатов слабо выражена либо отсутствует возможность её фиксации. Продумывать разные способы мотивации на разных этапах урока. Продумать способы фиксации результатов для демонстрации уровня эффективности всего урока в целом.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЯ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Недостаточная мотивация студентов либо её отсутствие.
  • Эффективность результатов слабо выражена либо отсутствует возможность её фиксации.
  • Продумывать разные способы мотивации на разных этапах урока.
  • Продумать способы фиксации результатов для демонстрации уровня эффективности всего урока в целом.

ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОШИБКИ РЕКОМЕНДАЦИИ Деятельность преподавателя на уроке преобладает. Преподаватель не координирует свои действия с действиями студентов. Чрезмерная опека и помощь преподавателя. Стараться больше организовывать деятельность студентов. Следить, чтобы этапы работы студентов совпадали с теми, на которых находится преподаватель. Больше ориентировать студентов на самостоятельное достижение результатов.

ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ОШИБКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Деятельность преподавателя на уроке преобладает.
  • Преподаватель не координирует свои действия с действиями студентов.
  • Чрезмерная опека и помощь преподавателя.
  • Стараться больше организовывать деятельность студентов.
  • Следить, чтобы этапы работы студентов совпадали с теми, на которых находится преподаватель.
  • Больше ориентировать студентов на самостоятельное достижение результатов.

ОШИБКИ – ЭТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО ВЫ ПЫТАЛИСЬ …

ОШИБКИ – ЭТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО ВЫ ПЫТАЛИСЬ …

8
ОШИБОК ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УРОКА

Извлекай
пользу из каждой ошибки. 

(Людвиг
Витгенштейн)

    
Очень часто мы – учителя – сталкиваемся с такой проблемой как критика со
стороны наших более опытных коллег, которые, обсуждая проведенный нами  урок,
подмечают недочеты и открыто говорят об этом. Мы, конечно, понимаем, что не
может все пройти гладко, но критика всегда задевает в душе струну самолюбия,
которая затем отдается обидой (мы же тщательно готовились к данному
мероприятию), непониманием (что же мы сделали не так) и многими другими
чувствами, которые отнюдь не повышают самооценку. Наоборот, критика  является
теми граблями, наступая на которые, мы больно ушибаемся, опускаем руки и очень
часто теряем мотивацию к повышению профессионального уровня.

    
На что же нужно обратить внимание при планировании урока, чтобы, если и
услышать критику в свой адрес, то только по поводу того, что Ваш урок уже
закончен, а как хотелось бы еще раз встретиться  и перенять профессионализм, вдохновиться
творческим подходом и новизной используемых методов.

    
Для учителя планирование урока настолько же важно, как и сами методические
материалы, а, возможно, даже важнее.

    
Представьте, что учебник это автобус, на котором Вы с Вашим классом отправитесь
в путешествие под названием «Как научиться говорить по-английски». План урока –
это дорожная карта, которая поможет Вам проложить маршрут из пункта А в пункт
Б, где пункт А – это нулевая точка (отсутствие знаний), а пункт Б – это та
цель, к которой нужно стремиться (знание языка).

    
В любом путешествии есть вероятность того, что что-то пойдет не так. И, если Вы
отправитесь в путешествие с неправильной картой, Вы обязательно попадете в
беду.

    
Давайте рассмотрим некоторые ошибки при планировании, которые могут вызвать
отклонение от намеченного курса.

Взрыв: 8 точек: Планирование урока до знакомства с классом Взрыв: 8 точек: Отсутствие четкой 
цели

 

8
серьезных ошибок при планировании урока

Ошибка
1
: планирование урока до знакомства с классом

    
Бывают случаи, когда мы приходим на замену в класс, в котором мы прежде не
работали или начинаем работать в классе после другого учителя. Мы желаем
показать детям все свое мастерство, не учитывая их возможностей, не давая им
времени на адаптацию и, конечно же, расстраиваемся, когда не видим сиюминутных
результатов.

    
А Вы хотели бы отправиться в путешествие с друзьями, не зная, что они хотят
увидеть или чем они интересуются? Возможно у них свои надежды и ожидания от
путешествия. Безусловно, у Вас есть программа курса с перспективой на будущее,
однако это всего лишь список того, что ваши ученики должны знать, чтобы достичь
определенного уровня. Планирование урока (то, что Вы будете делать на каждом
определенном этапе) должно начинаться только после того, как Вы получили
максимум информации о целях, ожиданиях и интересах ваших учеников.

Ошибка
2
: отсутствие четкой цели

    
Обдумывайте каждый свой урок. Что Вы хотите, чтобы ваши ученики знали к концу
урока? Выучили
Past Simple?
Или, что еще лучше, научились рассказывать о событиях, которые произошли в
прошлом? Как только Вы четко поставите перед собой цель, все остальное, включая
задания, которые Вы выберите для достижения этой цели, станет на свои места.

Ошибка
3
: отсутствие структуры урока

    
Программа курса это большая картина всего Вашего путешествия. План каждого
урока это то, что вы будете делать во время каждой остановки, чтобы еще на один
шаг приблизить учеников к главной цели. Но этого недостаточно. Нужно не просто тратить
45 минут на каждую остановку, а необходимо иметь четкий план действий на каждую
из них.

Ошибка
4
: отсутствие разнообразия

    
Когда Вы отправляетесь в путешествие, Вы хотите не только полюбоваться
пейзажем, но и получить удовольствие от того, что могут предложить крупные
мегаполисы и уютные деревушки. Разнообразие это ключ. Следите за тем,
чтобы в ходе урока Вы использовали видео, музыку, игры, работу в группах и в
парах и т.д.  Не забывайте: все, что Вы используете на уроке, должно служить
первоначальному замыслу – достижению цели.

Ошибка
5
: использование одних и тех же планов-конспектов
урока

    
Возможно, учебник у Вас будет такой же, как и в прошлом году, но неужели и
ученики остались такими же? Каждый класс, каждая группа абсолютно разные. Планы-конспекты
уроков, которые Вы использовали в прошлом году, могут не подойти именно для
этой группы учащихся. Более того, обдумывая новый план-конспект, постарайтесь
что-то изменить или добавить. Каждый год появляются новые фильмы, песни,
интересные задания, которые станут значимым дополнением к готовому конспекту.
Если Вам нравятся предыдущие планы-конспекты, пожалуйста, используйте их, но не
забывайте сделать соответствующие поправки, чтобы план-конспект наилучшим
образом подходил именно для данной группы учащихся.

Ошибка
6
: использование ИКТ ради ИКТ

    
Сейчас все используют ИКТ на уроках. Возможно, и Вам следует ввести в свой урок
работу с компьютером или интерактивной доской? Да? Нет!!! Конечно же,
существует огромное множество удивительных вещей, которые Вы можете применить
на уроке, используя компьютер или интерактивную доску,  но ИКТ следует
использовать только тогда, когда это поможет Вам достичь цели. Например, Ваша
цель научить детей узнавать направление и давать инструкции о направлении и Вы
хотите использовать для этого настоящую карту, которой, к сожалению, не
располагаете. Вот как раз в этом случае Вам действительно необходимо
использовать онлайн-карты и компьютер.

Ошибка
7
: охватить весь материал, а не учить детей

    
Если Ваша цель «Закончить главу», то, честно говоря, это не очень хорошая цель.
Да, у вас есть программа, которой Вы руководствуетесь. Да, у вас есть план-конспект
урока, который Вам нужно выполнить. Но приоритетом является то, с каким новым
багажом знаний уйдут с урока Ваши ученики.

Ошибка
8
: отсутствие запасного плана

    
Вы подготовили удивительный урок с использованием мультимедийной доски, видео-
и аудиосопровождением, чтобы у ваших учеников была возможность потренироваться
в аудировании, но как раз в тот момент, когда Вы включаете компьютер, Вы
понимаете, что отсутствует подключение к Интернету. Что же делать? Отказаться
от Вашего первоначального плана и просто играть с ними в игры оставшуюся часть
урока?… Используя ИКТ на уроках, Вы должны иметь запасной план на случай,
если что-то пойдет не так. У Вас всегда должен быть запасной вариант, другой
маршрут, по которому Вы пойдете для достижения цели урока. Если Ваша цель –
отработка навыков аудирования, у Вас должно быть наготове еще одно запасное
упражнение (возможно на
CD или то, которое
Вы сможете прочитать вслух). Такая подстраховка поможет Вам легко и
непринужденно заменить одно упражнение другим, не отступая при этом от
намеченной цели.

    
Планирование не просто важно, а чрезвычайно важно, т.к. оно дает учащимся ощущение
структуры.
У них возникает уверенность, что во время путешествия Вы
находитесь на водительском месте и знаете, куда их везете. Учащиеся будут
знать, что Вы их везете именно туда, куда им нужно самым интересным и
надежным маршрутом.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Типичные ошибки в практике завоевания авторитета
  • Типичные ошибки в построении текстов
  • Типичные ошибки в построении сложноподчиненного предложения
  • Типичные ошибки в построении сложного предложения егэ
  • Типичные ошибки в построении слов и предложений

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии