Типичные ошибки в преподавании пдд детям

ОШИБКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Дорожное движение едино для детей и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасен как тем, так и другим. И Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчёта на детей. Поэтому задача всех, кто занимается с детьми — объяснить ПДД ребёнку доступно. Однако при выборе формы обучения (игра, конкурс, викторина…) главное — донести до детей смысл, не исказив содержания.

Важно обратить серьёзное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. К сожалению, на практике и родители, и некоторые учителя, и авторы ряда учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия, которым обучали в их детские годы, но десятки лет назад изъятые из Правил дорожного движения.

Это «улица» вместо «дорога»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»; «ряд» вместо «полоса движения»; «свет» или «цвет»(светофора) вместо «сигнал»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д. Не существует понятия «островок безопасности». Часто преподаватели путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». А ведь употребление несуществующих понятий ведёт к искажению в понимании требований ПДД.

Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них.

1. Учат: обходи трамвай спереди, автобус — сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создаёт аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части строго оговорен Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса в последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» лишь в 1958 году!

Необходимо учить!

Дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если перехода нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. Учат: при переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины — посмотри направо.

Это правило также устарело и создаёт опасную ситуацию.

Необходимо учить!

Прежде чем перейти дорогу — остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

3. Учат: красный — стоп, жёлтый — приготовься, зелёный — иди. Очень любят использовать стихотворение: «Красный — стой, жёлтый — жди, а зелёный — проходи».

Это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД (см. п. 6.2) сказано, что красный и жёлтый сигналы запрещают движение, зелёный его разрешает. При этом не сказано, что зелёный сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения не исключает опасности пересечения по зелёному сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора и не всегда понимают, что когда горит зелёный сигнал светофора для водителей, в перпендикулярном направлении для пешеходов горит красный, и наоборот.

Необходимо учить!

Красный сигнал светофора — запрещающий. Жёлтый — знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода жёлтый сигнал также запрещающий, так как на жёлтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрёстка. Зелёный — разрешает движение, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться, что все машины остановились. Жёлтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекрёсток нерегулируемый. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.

4. Учат: если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.

В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остаётся между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем.

Необходимо учить!

Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один приём. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке» и не делай шаг ни вперёд, ни назад, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.

5. Учат: не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.

Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.

Необходимо учить!

Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

6. Используют для показа старые знаки, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несёт в себе тот или иной дорожный знак.

Например, часто путают значение знаков 1.22 и 5.19.1. Они оба имеют одинаковое название — «Пешеходный переход». Здесь необходимо очень чётко объяснить их отличие. Знак 1.22 — для водителя, а для пешехода — знак 5.19.1.

Знак 1.22 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди — знак 5.19.1. и пешеходный переход. А знак 5.19.1 (квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе знаков особых предписаний и указывает пешеходам, что через дорогу необходимо переходить именно здесь.

7. Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения.

На практике учителя очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишне много времени дорожным знакам, вовлекая учащихся в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да ещё в отрыве от реальной дорожной обстановки. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка», «Жилая зона», «Пешеходная зона», «Место остановки (автобуса, троллейбуса, трамвая)».

8. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети».

Этот знак — для водителей. Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как впереди школа, детский сад или другое учреждение.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ВОЗМОЖНЫХ ОШИБОК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПДД, ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ СОВЕТАМИ

1. Ни один урок, ни одно занятие не проводите без сверки подготовленного к нему материала с текстом «Правил дорожного движения», как бы вы ни были уверены в его достоверности.

2. Пользуйтесь для работы только теми учебниками и пособиями, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими в РФ «Правилами дорожного движения». Поэтому педагогу нужно обязательно иметь официальное издание «Правил дорожного движения», которые утверждены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 в редакции от 06.08.2013 г., и в дальнейшем сверяйтесь с действующей редакцией ПДД на сайте gibdd.ru.

3. Получить рекомендации или посоветоваться о качестве какой-либо конкретной книги можно с опытными преподавателями ПДД, методистами автошкол или компетентными сотрудниками ГИБДД.

4. Обратите внимание, что правила для пешеходов в действующих ПДД сосредоточены не только в разделе 4 «Обязанности пешеходов». Пункты, прямо или косвенно относящиеся к пешеходам,  имеются также в разделах: 6, 8, 11, 12, 13, 14, 16 и 17.

5. Все книги о ПДД, предназначенные для детей и учителей, изданные до 1995 г., действующим правилам не соответствуют. Использовать их в качестве учебных и методических пособий нельзя!

Доклад

«Типичные
ошибки при обучении детей Правилам дорожного движения»

Попогребская
И.В., директор МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»,

Котова
И.Е., методист МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»,

Плохотникова
Ж.В., методист  МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»

Безопасность детей и
подростков на дороге — проблема пер­воочередная. Первое, с чем сталкивается ребенок
в сво­ем ежедневном походе в образовательные организации за знаниями — дорога,
автотранспорт и водители, не всегда осознающие опасность своего поведения для
окружающих. Даже до школы, расположенной внутри жилого квартала, ребенку
приходится добираться среди припаркованных на тротуарах автомобилей, или
выбирающихся из двора задним ходом.

Поэтому задача образовательной
организации, педагога — научить ребенка правилам бе­зопасного поведения на
дороге, выработать устой­чивое и сознательное применение данных правил.

В основе
нормативно-правовых документов, таких как: закон РФ «О безопасности дорожного
движения», Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного
движения в 2013-2020 годах», национальный проект «Безопасные и качественные
автомобильные дороги» одним из основных приоритетов является ус­транение причин
и условий аварийности. В доку­ментах предусматриваются мероприятия по пре­дупреждению
опасного поведения участников до­рожного движения и формированию правового со­знания.

Но, как опыт работы
показывает, что единых требо­ваний к обучению детей и подростков правилам
безопасного поведения на дороге на сегодняшний день нет. Количество часов,
выделяемых в курсе ОБЖ на изучение ПДД, никаким образом повлиять на поведение
ребенка не может. Беседы, прово­димые на классных часах, носят, как правило,
эпи­зодический характер, в основном перед началом каникул, и также не
обеспечивают детей необхо­димыми знаниями в этой области.

Очевидно, что обучение детей
и подростков по программам в существующем объеме недостаточно для формирования
у них системы знаний, умений и навыков, обеспечи­вающих грамотные и ответственные
отношения между всеми участниками дорожного движения.

Обра­зовательные
программы, наряду с решением сегодняшних проблем безопасности на дорогах,
должны быть нацелены и на перспективу — почти все сегодняшние школьники —
будущие во­дители и от них будет зависеть безопасность на дорогах.

Детский
дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ) обусловлен многими причинами: шалостями
детей на проезжей части, состоянием дорог, техническим состоянием транспортных
средств, недисциплинированнос­тью детей, а также их родителей (законных
представителей), недостаточными знаниями ПДД, неумениями их выполнять, а также
ошибками, которые соблюдает педагог при обучении детей правилам.

Можно выделить несколько
проблемных моментов в изучении и преподавании ПДД в образовательных учреждениях:

1. Использование
устаревших методик при обучении.

2. Отсутствие в
достаточном количестве современных (не обязательно компьютерных) наглядных и
методически грамотных разновозрастных разработок.

3. Отсутствие «детских
городков».

4. Формальное отношение
взрослых к проведению встреч со школьниками.

5. Отсутствие
стимулирования. Нет заинтересованности у школьников (необходим некий
привлекательный для школьников «стимул» для проявления инициативы с их стороны;
необходимо показать всю «нужность» и сложность системы ПДД).

6.Отсутствие возможности
обучения подростков на тренажерах.

7. Формальный подход
учителей к обучению детей ПДД.

8. Отсутствие законных
наказаний при нарушении школьниками ПДД (нет ответственности родителей за нарушение
(незнание) их детьми ПДД; усиление действий ГИБДД на оживлённых переходах,
особенно вблизи школ).

9. Низкое количество совместных
рейдов школьников с сотрудниками ГИБДД, т.к. подобные мероприятия вызывают
интерес у подростков (можно привлечь учащихся разного возраста, как в качестве
помощников — организаторов с соответствующей системой поощрения).

10. Отсутствие
взаимозаинтересованности/обратной активной связи «образовательная организация —
ГИБДД».

Конечно, представленные
выше  проблемные моменты, в той или иной степени решаются, но не так
интенсивно как хотелось бы.

Что касается применения
новых методик, современных наглядных материалов, формального подхода учителей,
то это решаемо личным желанием педагога.

Ошибки
педагога при обучении Правил дорожного движения:

1. Чтобы адаптировать правила дорожного
движения к детскому восприятию, некоторые педагоги самостоятельно преломляют
их. Важно сделать акцент при обучении ПДД на опас­ное (безопасное) поведение
детей на улицах и дорогах, исключить знания с излишней детализацией. Например,
устройства автомобиля, велосипеда, трудных для осмысления сигналов
регулировщика, перечня дорожных знаков, которые не встречаются на пути ребенка.
Такие «лишние» знания оседают «мертвым грузом» в сознании ребенка, несмотря на
желание педагога заставить детей механически за­учить и запомнить непонятную им
информацию.

2. Особенности возрастных психических
процессов ребенка (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи,
эмоций), как правило, не учитываются. При этом следует иметь в виду, что даже
при запоминании и понимании детьми пра­вил дорожного движения наблюдается
довольно большое расхождение между полученными знаниями и их фактическим поведе­нием
в дорожной среде.

3. Формирование и развитие умений и
навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является
достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим
специальных упражнений и применения педагогами целого ряда дидактических
методов и приемов.

4. Образовательный процесс по правилам
дорожного движения должен быть построен на основе педагогических принципов: пре­емственности,
непрерывности, систематичности, последовательности, развивающего обучения,
доступности, наглядности, единства воспитания и обучения.

5. Основные понятия
правил дорожного движения необходимо излагать доступным и понятным детям
языком, но не искажать их смысл. Часто неправильно трактуются понятия:
«пешеходная дорожка», «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Не­верно
объясняется значение дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход» и др.

Например, некоторые педагоги объясняют
значение дорожного знака «Дети», как переход дороги детьми в месте его
установки. Однако, этот знак лишь информирует водителя о том, что он должен
снизить скорость, потому что впереди на дороге могут неожиданно по­явиться
дети, так как рядом находится образовательная организация. Что касается
терминов, при обучении следует употреблять только указанные ПДД-понятия и
термины и не употреблять ни их синонимы, ни архаизмы. Например, «машина» вместо
«автомобиль»,«шофер» вместо «водитель» и т.д.

6. Особое внимание
педагогов следует уделять допускаемым ими грубейшим ошибкам при обучении
правилам дорожного движения. Одной из главных ошибок – поверхностный,
искаженный разбор дорожных ловушек.

Например, детей и
подростков учат обходить стоящий безрельсовый транспорт сзади, а рельсовый —
спереди. Но, как показывает практи­ка, что такое «обучение», как правило, приводит
к ДТП. Детям необходимо разъяснить, что при выходе из маршрутного транспорта
(если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части) следует
дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, пока
транспортное средство удалится на безопасное расстояние, и переходить дорогу в
том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны. Нельзя категорично
требовать  при переходе проезжей части смотреть сначала налево, а дойдя до
середины — направо. Детям следует внушить, что транспортное средство может
появиться неожиданно с любой стороны. Поэтому прежде чем переходить дорогу,
нужно остановиться, посмотреть в обе стороны, затем еще раз налево и только,
убедившись в своей безопасно­сти со всех сторон, начинать переход через проезжую
часть, постоянно контролируя ситуацию поворотами головы и не останавлива­ясь
посередине.

7. Использование наглядной продукции с некачественными,
неправильными иллюстрациями, с нагромождением мелких отвлекающих деталей. А
также использование  устаревшей учебно-методической литературы. Выбирать
следует наиболее актуальные работы с точки зрения достоверности данных или,
например, если дело касается нормативной базы, – законы с последними
изменениями. Если рассматриваемое учебное пособие, сборник или другая
литература  имела несколько переизданий, обращаться следует к последней
версии.
Нецелесообразно
использовать и некоторые переводы по правилам дорожного движения из иностранной
литературы (Германия, Франция и др.), где детям многое разрешается делать из
того, что категорически запрещается российским школьникам.

8. Детей нельзя
запугивать опасностями на дороге, нельзя допускать, чтобы разумное чувство
осторожности пере­растало в панический страх, но не следует, и преуменьшать
возможные последствия. Полезнее все же разъяснять и пока­зывать реальные
опасности и их последствия.

Наглядная
продукция:

— плакаты, информационные
листы, буклеты, брошюры должны содержать сведения спра­вочного характера,
необходимые учащимся. Целесообразно сгруппировать по темати­ческим блокам
(модулям) и хранить не в спрятанной папке, а на открытом стеллаже. Вся
наглядная продукция должны быть в доступном виде детям любого возраста.

— учебные видеофильмы и
видеосюжеты  можно использовать в учеб­ном процессе полностью или
фрагментарно.

— использовать чаще в
своей работе учебные материалы на компьютерных носителях для
демонстрации с помощью персонального компьютера и муль­тимедийного проектора.

— макеты и образцы
приборов и обору­дования — средств безопасности дорожного движения,
различных вариантов дорожной сети с разметкой, дорожными знаками, указателями,
светофорами и др., которые могут использоваться в системе дошкольного, об­щего
и дополнительного образования детей: игровой макет (в помещениях), уличный
детский городок, игровые макеты дорожной сети с разметкой, дорожными знаками,
светофорами и т.д.

Исходя,
из вышесказанного, можно сделать выводы:

— обучение правилам дорожного
движения и безопасности дорож­ного движения должно стать обязательным и не­прерывным,
начиная с дошкольного возраст;

— количество часов должно
быть со­образным решаемой проблеме, не стоит перегружать информацией;

— содержание программ
должно со­ответствовать принципиально новой концеп­ции обеспечения
безопасности дорожного дви­жения, согласно которой: необходимо изучение
психологии поведе­ния участников дорожного движения, а также изучение новых
программ, проектов;

—  отказаться
от механического заучивания Правил дорожного движения;

—  должно быть
осознанное, а не принудитель­ное законопослушание;

—  обязательно
взаимное уважение участни­ков дорожного движения;

— тесное межведомственное
взаимодействие образовательной организации и ОГИБДД,  а также других
заинтересованных лиц.

Только комплексное
решение представленных выше проблем всеми заинтересованными сторонами может
улучшить состояние обучения и преподавания Правил дорожного движения  в
образовательных учреждениях.

Необходимо добиваться не
просто усвоения учащимися соответствующих учебных вопросов, а формирования у
каждого из них культуры безопасного поведения на до­роге на всю последующую
жизнь.

докладчик : Москалёва И.С. Ошибки при обучении детей ПДД

докладчик : Москалёва И.С.

Ошибки при обучении детей ПДД

«Ошибки при обучении детей ПДД»  Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому задача всех, кто занимается с детьми – объяснить ПДД ребенку доступно. Поэтому при выборе формы обучения главное - донести до детей смысл, не исказив содержания.

«Ошибки при обучении детей ПДД»

Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому задача всех, кто занимается с детьми – объяснить ПДД ребенку доступно. Поэтому при выборе формы обучения главное — донести до детей смысл, не исказив содержания.

«Ошибки при обучении детей ПДД» Путаница с имеющими самостоятельное значение терминами в ПДД:  - «пешеходный переход»;  - «пешеходная дорожка».

«Ошибки при обучении детей ПДД»

Путаница с имеющими самостоятельное значение терминами в ПДД: «пешеходный переход»;

— «пешеходная дорожка».

«Ошибки при обучении детей ПДД» Путаница с имеющими самостоятельное значение терминами в ПДД:  - «стоянка»;  - «остановка».

«Ошибки при обучении детей ПДД»

Путаница с имеющими самостоятельное значение терминами в ПДД: — «стоянка»;

— «остановка».

«Ошибки при обучении детей ПДД»   В стремлении доходчиво донести до детей содержание Правил, некоторые педагоги и авторы пособий обращаются к детям так называемым детским языком, состоящим из существительных с уменьшительными суффиксами. Это не только не делает Правила понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения.

«Ошибки при обучении детей ПДД»

В стремлении доходчиво донести до детей содержание Правил, некоторые педагоги и авторы пособий обращаются к детям так называемым детским языком, состоящим из существительных с уменьшительными суффиксами. Это не только не делает Правила понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения.

«Ошибки при обучении детей ПДД»  Учат: При переходе проезжей части посмотри налево, дойди до середины и посмотри направо.    Необходимо: прежде чем перейти проезжую часть – остановись, посмотри сначала налево, потом направо, и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

«Ошибки при обучении детей ПДД»

Учат: При переходе проезжей части посмотри налево, дойди до середины и посмотри направо. Необходимо: прежде чем перейти проезжую часть – остановись, посмотри сначала налево, потом направо, и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

«Ошибки при обучении детей ПДД»   Учат: пешеходный переход - это место самого безопасного перехода проезжей части.   Необходимо: прежде чем выйти на проезжую часть для перехода, убедись в собственной безопасности. Дорожные «ловушки» на пешеходном переходе: - медленно приближающийся автомобиль; - только что проехавший автомобиль; - остановившийся автомобиль.

«Ошибки при обучении детей ПДД»

Учат: пешеходный переход — это место самого безопасного перехода проезжей части. Необходимо: прежде чем выйти на проезжую часть для перехода, убедись в собственной безопасности.

Дорожные «ловушки» на пешеходном переходе:

— медленно приближающийся автомобиль;

— только что проехавший автомобиль;

— остановившийся автомобиль.

«Ошибки при обучении детей ПДД»   Учат «обходи трамвай спереди,  а автобус сзади»   Необходимо: дождись пока автобус уедет, потом переходи проезжую часть по пешеходному переходу, убедившись в безопасности перехода. Переходить дорогу опасно как позади автобуса, так и спереди.

«Ошибки при обучении детей ПДД»

Учат «обходи трамвай спереди,

а автобус сзади» Необходимо: дождись пока автобус уедет, потом переходи проезжую часть по пешеходному переходу, убедившись в безопасности перехода. Переходить дорогу опасно как позади автобуса, так и спереди.

«Ошибки при обучении детей ПДД»   Учат: если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.   Необходимо : рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один приём. Но если попал в такую ситуацию, стой на середине дороги, на осевой линии и не делай шаг ни вперёд , ни назад, не оценив ситуацию, чтобы и водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.

«Ошибки при обучении детей ПДД»

Учат: если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги. Необходимо : рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один приём. Но если попал в такую ситуацию, стой на середине дороги, на осевой линии и не делай шаг ни вперёд , ни назад, не оценив ситуацию, чтобы и водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.

«Ошибки при обучении детей ПДД»   Учат: Не играй на дороге, вблизи дороги, а играй во дворе дома.   Необходимо помнить , что во дворах тоже есть дороги, при движении по которым водители должны соблюдать скорость не более 20 км/ч.  Хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество в движении, они не должны забывать о своей безопасности!

«Ошибки при обучении детей ПДД»

Учат: Не играй на дороге, вблизи дороги, а играй во дворе дома.

Необходимо помнить , что во дворах тоже есть дороги, при движении по которым водители должны соблюдать скорость не более 20 км/ч.

Хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество в движении, они не должны забывать о своей безопасности!

«Ошибки при обучении детей ПДД»   Неправильно называют дорожные знаки или не верно преподносят информацию, которую несут дорожные знаки.   Часто путаются значения дорожных знаков: «Пешеходный переход» Знак 5.16.1 относится к группе особых предписаний и указывает пешеходам, что через проезжую часть необходимо переходить именно здесь; «Пешеходный переход» Знак 1.20 относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя о том, что впереди знак 5.16.1 – пешеходный переход.

«Ошибки при обучении детей ПДД»

Неправильно называют дорожные знаки или не верно преподносят информацию, которую несут дорожные знаки. Часто путаются значения дорожных знаков:

«Пешеходный переход»

Знак 5.16.1 относится к группе особых предписаний и указывает пешеходам,

что через проезжую часть необходимо переходить именно здесь;

«Пешеходный переход»

Знак 1.20 относится к группе

предупреждающих знаков и предупреждает водителя о том, что впереди знак 5.16.1 – пешеходный переход.

«Ошибки при обучении детей ПДД»   Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения.  В первую очередь детям необходимо знать дорожные знаки, которые «работают» на обеспечение безопасности пешеходов. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети»  Знак « Дети» не предусматривает переход через проезжую часть именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться юные участники дорожного движения.

«Ошибки при обучении детей ПДД»

Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения.

В первую очередь детям необходимо знать дорожные знаки, которые «работают» на обеспечение безопасности пешеходов.

Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети»

Знак « Дети» не предусматривает переход через проезжую часть именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться юные участники дорожного движения.

Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Сведения, приведенные в данном разделе, составлены на основе методических рекомендаций для учителей и преподавателей общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования М.Л. Форштат «О некоторых ошибках в преподавании правил дорожного движения» [7]. Основные положения раздела представлены в форме презентации   «Типичные ошибки».

Дорожное движение едино для детей и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасен как тем, так и другим. Правила дорожного движения также едины для всех. Написаны они «взрослым» языком, без расчета на детское восприятие. По этой причине задача всех, кто занимается с детьми по данной тематике – объяснить Правила наиболее доступным и простым способом.  При выборе формы обучения (игра, конкурс, викторина и т. п.) главное – донести до детей смысл, не исказив содержания. Важно обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. К сожалению, на практике родители, некоторые учителя и авторы ряда учебных пособий по ПДД употребляют устаревшие термины и понятия, давно изъятые из Правил дорожного движения. К примеру, «улица» вместо «дорога»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»; «ряд» вместо «полоса движения»; «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д. Часто преподаватели путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». А ведь употребление несуществующих понятий ведёт к искажению в понимании требований ПДД. Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них.

1-я ошибка: Обходи трамвай спереди, а автобус сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и происходит столкновение.

Необходимо учить:

Если пешеходного перехода рядом нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние, или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Следующая ошибка: красный стой, желтый — жди, на зеленый свет иди (некоторые еще прибавляют: смело ты иди).

Пешеходы должны пользоваться «своим» пешеходным светофором с двумя сигналами: красный и зеленый.

Необходимо учить:

Красный сигнал пешеходного светофора – запрещающий. Зеленый – разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все автомобили остановились.

Желтый мигающий сигнал транспортного светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.

Еще одна ошибка: при переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.

Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.

Необходимо учить:

Прежде чем перейти дорогу – остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию. Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, и не делай шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.

Следующая ошибка: не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.

Во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.

Необходимо учить:

Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет транспортных средств.

Следующая ошибка: неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак.

Например, часто путают значение знаков, которые  имеют одинаковое название – «Пешеходный переход». При этом предупреждающий знак «Пешеходный переход» (треугольный с красной каймой) оповещает водителя о том, что пешеходный переход будет только через 50-150 метров, поэтому в этом месте переходить проезжую часть опасно и запрещено. А знак особых предписаний «Пешеходный переход» (квадратный, с синим фоном) указывает пешеходам, что через дорогу можно переходить именно здесь. Есть еще предупреждающий знак «Дети», который многие называют «Осторожно, дети» и тоже трактуют его как место, где детям можно переходить проезжую часть.

Часто путают понятия «пешеходная дорожка», «тротуар» и даже «пешеходный переход». Тротуар – элемент дороги, который примыкает к проезжей части, пешеходная дорожка – это полоса земли, обустроенная для движения пешеходов, не привязанная к проезжей части, и пешеходный переход – это участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу.

Новая ошибка: запрещается движение на велосипеде по тротуарам и пешеходным дорожкам.

До недавнего времени действительно так и было. Даже приходилось приводить детям пример, что в данном случае безопаснее нарушить правило, чем ехать на велосипеде по проезжей части. По новым правилам, велосипедист до 14 лет должен передвигаться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, причем велосипедисты до 7 лет – на стороне для пешеходов. Велосипедист старше 14 лет может двигаться по тротуару или пешеходной дорожке в том случае, если отсутствуют велосипедная и пешеходная дорожки, либо нет возможности двигаться по ним и по краю проезжей части.

Все эти ошибки не только не учат безопасному поведению на дороге, но и, наоборот, толкают юных пешеходов на нарушения, опасные  для их жизни и здоровья.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ВОЗМОЖНЫХ ОШИБОК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПДД, ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ СОВЕТАМИ.

  1. Ни один урок, ни одно занятие не проводите без сверки подготовленного к нему материала с текстом «Правил дорожного движения», как бы вы ни были уверены в его достоверности.
  2. Пользуйтесь для работы только теми учебниками и пособиями, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими в РФ «Правилами дорожного движения». Педагогу обязательно нужно иметь официальное издание Правил дорожного движения, которые утверждены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 в редакции от 10.09.2016 г., и в дальнейшем сверять его с действующей редакцией ПДД на сайте http://www.gibdd.ru/.
  3. Получите рекомендации о качестве какой-либо конкретной книги у опытных преподавателей ПДД, методистов автошкол или компетентных сотрудников ГИБДД.
  4. Обратите внимание, что правила для пешеходов в действующих ПДД сосредоточены не только в разделе 4 «Обязанности пешеходов». Пункты, прямо или косвенно относящиеся к пешеходам, имеются также в разделах: 6, 8, 11, 12, 13, 14, 16 и 17. 5. Все книги о ПДД, предназначенные для детей и учителей, изданные до 1995 г., действующим правилам не соответствуют. Использовать их в качестве учебных и методических пособий нельзя!

Назад к оглавлению

Дорожное движение едино для детей и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасен как тем, так и другим. И Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчёта на детей. Поэтому задача всех, кто занимается с детьми — объяснить ПДД ребёнку доступно. Однако при выборе формы обучения (игра, конкурс, викторина…) главное — донести до детей смысл, не исказив содержания.

Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них.

1. Учат: обходи трамвай спереди, автобус — сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создаёт аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части строго оговорен Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса в последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» лишь в 1958 году!

Необходимо учить!

Дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если перехода нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. Учат: при переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины — посмотри направо.

Это правило также устарело и создаёт опасную ситуацию.

Необходимо учить!

Прежде чем перейти дорогу — остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

3. Учат: красный — стоп, жёлтый — приготовься, зелёный — иди. Очень любят использовать стихотворение: «Красный — стой, жёлтый — жди, а зелёный — проходи».

Это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД (см. п. 6.2) сказано, что красный и жёлтый сигналы запрещают движение, зелёный его разрешает. При этом не сказано, что зелёный сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения не исключает опасности пересечения по зелёному сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора и не всегда понимают, что когда горит зелёный сигнал светофора для водителей, в перпендикулярном направлении для пешеходов горит красный, и наоборот.

Необходимо учить!

Красный сигнал светофора — запрещающий. Жёлтый — знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода жёлтый сигнал также запрещающий, так как на жёлтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрёстка. Зелёный — разрешает движение, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться, что все машины остановились. Жёлтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекрёсток нерегулируемый. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.

4. Учат: если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.

В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остаётся между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем.

Необходимо учить!

Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один приём. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке» и не делай шаг ни вперёд, ни назад, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.

5. Учат: не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.

Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.

Необходимо учить!

Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

6. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети».

Этот знак — для водителей. Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как впереди школа, детский сад или другое учреждение.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Типичные ошибки в практике завоевания авторитета
  • Типичные ошибки в построении текстов
  • Типичные ошибки в построении сложноподчиненного предложения
  • Типичные ошибки в построении сложного предложения егэ
  • Типичные ошибки в построении слов и предложений

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии